Много глубоко искренних, волную-
ших произведений—полотен, скульп-
тур и рисунков—посвятили советские
художники образу величайшего в ис-
тории человечества деятеля — В. И.
Ленина. Эти произведения украшают
стены наших музеев и общественных
зданий, высятся на площадях ropo-
дов, иллюстрируют журналы и книги.

Лучшие — советские живописцы,
скульпторы и графики ни на один
день не прекращают своей работы над
этой центральной темой нашего ис-
кусства. Сотни-мастеров народного де-
коративного искусства стремятся за-
‘печатлеть дорогие черты великого
`вождя в тщательно выполненных ков-
`рах и чеканных изделиях, в‹резьбе по

дереву и кости. Ковровщицы Туркме:
‚вии и Азербайджана, Украины и Ар-
_мении, миниатюристы Палеха и Мсте-
`ры, резчики по кости Архангельска
и Тобольска; искусные граверы ва ме-
ди и кости. Дагестана и далекой Чу:
котки, вышивальщины Белоруссии
	товари!   и Бологды, == вбе они любовно. и
тельные вдохновенно работают” ‘над образом.
	ленина.
Каждый год обогащает + новыми про-
	изведениями созданную общими уси-
	 лиями художников. всего Советского
  Союза «Лениниану». -_
  Бели первые картины советских жи-
  вописцев, посвященные Ленину, носи-
  ли на себе печать некоторого фото-
  графизма и документальной сухости,
  то сейчас художники“ стремятся в
\ своих полотнах к яркой жизнен-
ности образа, глубине психологиче-
ской характеристики, стремятся пока-
  зать духовную мощь вождя, отобра-
  зить все наиболее важные моменты
его кипучей деятельно&ти, живо вос=
  создать самую атмосферу, в которой
работал Ленин:
В этом отношении показательны по-
лотна, написанные. совсем молодыми
художниками И, Беляковой и С. Дуд-
ником. Дипломная ‘работа Беляковой
«Перед от’ездом в Россию» экспони-
ровалась на Всесоюзной художествен-
ной выставке 1946 года и была тепло
встречена всей художественной обще-
ственностью. Это полотно изображает
В. И. Ленина и Н. К. Крупскую нака-
нуне их от’езда из Швейцарии в Рос-
: сию в 1917 году. Картина подкупает
  самостоятельностью подхода к реше-
  нию темы, живостью и убедительно-
стью портретных характеристик, в
  картине правдиво воссозданы языком
‚ живописи обстановка и, самое главное,
  настроение момента. Ленин — весь
порыв. Его взор, все его мысли уст-
`ремлены далеко за тесные улицы
  швейцарского города, туда, в Poc-
‚ сию, где ждут его великие дела.
	Многогранность облика Ленина,
бессмертного в жизни человечества и
в искусстве, рождает смелые творче-
ские искания, насыщает нашу художе-
ственную культуру той высокой идей-
ностью, которая является непобеди-
мой движущей силой энохи Ленина—
Сталина.

Советские композиторы также со-
здали несколько значительных произ-
ведений, посвященных Ленину. Пер-
вым из них была симфоническая «Тра-
урная ода» Александра Крейна, на-
писанная под непосредственным впе-
чатлением горестной утраты, постиг-
шей наш народ .двалтать. три года то-
му назад.

Чувство глубокой скорби, запечат-
левшееся в трагическом пафосе музы-
ки Крейна, сочетается в ней с жизне-
утверждающей мужественностью, и
завершается «Траурная ода» мощной
кульминацией, прославляющей торже-
ство идей Ленина.

В плане монументального оратори-
	НАС ОСЕНЯЕТ ВЕЛИКОЕ ЗНАМЯ.
ЛЕНИНА—СТАЛИНА -
	Окончание доклада тов. Г. Ф. Александрова
	водящую боевую роль наших партий-
ных организаций во всей советской
жизни, повысить активность партий-
ных организаций в деле воестановле-
ния и дальнейшего развития нашей
промышленности, транспорта и сеть-
ского хозяйства, поднять весь наш
народ на выполнение и перевыполне-
ние плана 1947 года, второго года
новой пятилетки.

Товарищи! Вот уже полвека 60-
рются передовые люди нашей страны
под знаменем ленинизма. Сколько
разных политических партий воз-
никло и почти бесследно иечезло за
это время во многих крупных совре-
менных государствах!

И только наша славная партия
стояла и стоит все эти годы, как мо-
гучий великан, полный сил, бодро-
сти, зоркий и мудрый, изумляя мир
своими  понстине  немеркнущими
победами. Ленин называл коммуни-
стическую партию—умом, честью и
совестью нашей эпохи. Ленину 0бя-
зана наша партия этими выдающи-
мися качествами. Товарищ Сталин
говорит: «Нас ковал великий Ленин,
наш вождь, наш учитель, наш отец,.
который не знал и не признавал
страха в борьбе». Именно партил
большевиков была той направляю-
щей силой, которая вела советских
	Ленин в живописи и скульптуре.
		квартире у тов. . Ц юрупы
теля г з И Василъева.

Уже можно говорить о тех наиболее
характерных чертах, которые намети-
лись в произведениях о Ленине и
бесспорно должны получить дальней-
шее развитие.

Это прежде всего яркое ощущение
единства всего нашего народа, сило-
ченного гением Ленина и Сталина.
	Образ Ленина в искусстве всегда
окружен атмосферой всенародной
любви, выражаемой средствами, мощ-
но стимулирующими стремление к
подлинной народности, столь ярко
	ощущаемое. в советском искусстве,
	Это относится и к музыке, реалисти-:
	ческая устремленность которой неиз-
меримо возрастает в процессе насыще-
чия художественных образов велики-
ми идеями нашей эпохи.
	Имена Ленина и Сталина, великих
вождей нашего народа, неразрывно
	жизненный опыт, глубокое знание
жизни и людей, высокая культура
позволяли Розалии Самойловне вдум-
чиво судить о работах мастеров на-
	шего искусства, давать им ценные
советы. Розалия Самойловна неустан-
но напоминала нам, работникам ис-
кусства, о нашем священном долге —
служить великим идеям партии
Ленина—Сталина. посвяшать свое
	ко схвачены отдельные движения,
жесты Владимира Ильича.
Известный советский  график-ил:

‚люстратор Е. Кибрик готовит к Все
союзной художественной ° выставке
1947 года большой цикл композицион
ных литографий, посвященных дея.
тельности Ленина в период 1919—
1924 гг.

Наши скульпторы уже в послево-
енные годы сумели создать ряд но:
вых значительных памятников Лени
ну. В дни празднования 29-летия Ок
тября в Киеве был открыт грандиоз-
ный памятник Ленину, созданный
скульптором С. Меркуровым и архи
тектором А. Власовым. В Минске,
Петрозаводске, Пскове, и Николаеве
восстановлены памятники В. И.
Ленину, разрушенные немцами (все
четыре памятника работы скульптора
М. Манизера).

Сегодая в мастерских многих
скульптФров идет напряженная рабо-
та над новыми произведениями, по-
священными Ленину. Недавно скульп-
тор Н. Томский выполнил проекты
памятника Ленину для городов Орла
и Курска. Скульитор Меркуров сов-
местно с архитектором Жуковым за-
нят оформлением мемориальной пло-
щадки на месте покушения на Влади.
мира Ильича у бывшего завода Ми-
хельсона; скульпторы В. Ингал—про-
ектом памятника В. И. Ленину для
города Риги, Г. Нерода — работой
над памятником В. И. Ленину gam
гор. Молотова. Скульптор М. Лысен-
ко работает над проектом памятника
Ленину для гор. Львова. В текущем
году Комитет по делам искусств при
Совете Министров СССР ‘об’являет
конкурс на проект памятника Ленину
для городов Александровска и Оха
на острове Сахалине.

Как величественный памятник
Ленину — гениальному основателю
советского государства, — задумап

сооружаемый в Москве грандиозный
Дворец Советов, увенчанный колос-
сальной статуей вождя. Над ее созда-
нием уже в течение десяти лет тру-
дится скульптор С. Меркуров. Им

` проведена огромная эксперименталь-
ная работа, были созданы десятки ва-

риантов эскиза статуи, тшательно
проверено, как будут восприниматься
силуэт, формы статуи, поза с разных
	расстоянии и точек зрения. Также
были испробованы различные мате-
риалы, из которых должна быть
создана статуя. Первоначальный э6-
киз скульптуры, изображавший Вла-
димира Ильича в костюме, заменен
	фигурой Владимира Ильича в пальто,
что позволило придать скульптуре бо-
	Скульптурная фигура В И. Ленина

(бронза) работы лауреата Ста-

линской премии М. Манизера.
Фото Н. Караваева.

лее плавные и цельные очертания.
` Впереди встретится еше много труд-
ностей, но основные черты будущего
`монумента уже намечены,

з

Наши художники добились значи-
тельных успехов в работе над 6ec-
смертным ` образом вождя. Но все
сделанное до сих пор является как
бы лишь отдельными гранями того
величественного памятника вождю,
который призвано создать наше ис-
кусство. Все мастера советского ис-
  кусства должны с еще большей энер-
  гией и размахом вести работу над
  этой прекрасной темой, ибо на них
  лежит огромная историческая ответ-
  ственность донести во всей его яр-
кости и величии образ Ленина гря-

К. АНДРЕЕВ.
	Кущим векам и поколениям.
	‚ Композиция С. Дудника «Октябрь-
ские дни» изображает Ленина и
Сталина в Смольном в октябрьские
дни среди народа — рабочих, солдат,
матросов и крестьян. Здесь также
созданы живописно - убедительные
портретные образы. Молодой живопи-
сец удачно развивает такую же трак-
тозку этой темы, какая была наме-
чена раньше’ полотнами С. Герасимо-
ва и Б. Иогансона,

Ряд виднейших живописцев страны
сейчас работает над новыми картина-
ми о Ленине. Большие композиции,
посвященные В. И. Ленину, пишут
А. Герасимов, И. Тоидзе, В. Серов,
В. Прагер, В. Цыплаков, А. Руднев.
А. Герасимов изображает момент по-
кушения на Владимира Ильича. Над
	‚этой картиной художник работает в
‚течение многих лет и предполагает
закончить ее к Всесоюзной выставке,
: посвященной 30-летию советской вла-
  сти: В. Прагер заканчивает полотно
  «Приезд. Ленина в Петроград в
  1917 г.». Для этой же выставки пишет
‚ свою-картину и ленинградец В. Серов.
` Он избрал исключительно ответствен-

‘ную. тему — «Ленин провозглашает
‘советскую власть». Художник Тоид-
зе готовит картину «Призыв вождя»,
	  А. Руднев пишет композицию «Ленин
	и Сталин в Горках».
	хает усиливать и укреплять свой го-
став. Основной костяк нашей партии
составляют сейчас кадровые рабочис
и передовые колхозники нашей стра
ны. В партию вовлечены лучшие лю-
ди советской интеллигенции. Сейчас
в партии состоят более 400.000 кох-
мунистов, имеющих высшее образо-
вание, и около 1.300.000 со средним
образованием, 148.000 инженеров,
24.000 агрономов и других снециа-
тистов сельского хозяйства, почти
40.000 врачей, 80.000 педагогов.

Большим достижением нашей пар-
тии является то, что в ее составе
более 1 миллиона женщин-коммуни-
сток. Это означает, что в Советском
Союзе женщина, имеющая равные
права с мужчиной, представляет ог-
ромную силу в политической, хозяй.
ственной и культурной жизни стра-
НЫ.
Какая еще партия из правяших
ныне партий в буржуазных странах
может сказать о таком же ее автори-
тете у народа, в доверии и любви к
ней самых широких масс трудящих-
я? -

Такой партии нет и не может быть
среди правящих буржуазных и блнз-
ких им партий.

Понятно, что к такой партии, как
партия большевиков, и требования
пред’являются великие.

Центральный Комитет нашей паз-
тии требует еще более усилить рукэ-
		В одном из начальных эпизодов
фильма «Клятва» к товарищу
Сталину обращается журналист:
	— Говарищ Сталин, от Вас еще
нет некролога, — обеспокоенно гово-
рит он.

— И не будет, — отвечает ему
	Сталин.—Если очень необходимо, на-
печатайте мою статью, написанную
ко дню его пятидесятилетия. Такие
люди, как Ленин, не умирают. Он
жив и будет вечно жить среди нас...

Ленин жив. Жив в деяниях его

великого ученика и соратника
Сталина, в душе советского народа,
в трудовых и ратных подвигах на-
ших людей. И, воссоздавая образ
Ленина в искусстве, наши художни-
ки, так же, как и память народная,
видят его живым. Искусство вопло-
щает образ Ленина не для того
только, чтобы почтить его память, а
прежде всего затем, чтобы ленинский
образ, ленинскую мысль, ленинскую
волю сделать достоянием миллионов.
В этом отношении произведения ©
Ленине нельзя понимать только, как
произведения исторического жанра.
Пусть они говорят о пройденных
этапах борьбы за власть Советов, о
гражданской войне, о первых годах
восстановительного периода. Сам
Ленин, его мысль, его воля, о кото-
рых рассказывают `произведения; —
это не вчерашний, а наш  сегодняшь
ний день, ибо и сейчас мы живем
по ленинским .предначертаниям и за-
ветам.
‹ Огромное познавательное значение
произведений о Владимире Ильиче
состоит в том, что они не только
знакомят нас с нашим прошлым, —
они учат понимать настоящее и ви-
деть будущее. В этом их смысл, их
значение, их задача. И если они не
выполнили бы эту задачу, они не
воссоздали бы образа Ленийа.

Из этого видно, как велики труд-
ности, стоящие перед художником,
реализующим ленинскую тему в ис-
кусстве. Воплощая образы великих
учителей человечества Ленина И
Сталина, художник сам должен
стать учителем; он должен донести
до зрителей мудрость вождей. Не
внешнее подобие, не копирование
фактов из биографии, а внутренняя
правда образа является его главной
задачей. Для того, чтобы передать
ленинский образ в его главных реша-.
ющих чертах, художник сам должен.
быть ленинцем.

Создание образов Ленина и Сталина
в искусстве стало возможным тогда,
когда мастера нашего искусства
	идейно и творчески созрели для ре-
	шения этой задачи, когда они овладе-
	ли марксистско-ленинским мировоЗ-.
	эревием.

Этому помогла и огромная  творче-
ская работа по воплощению образов
большевиков—<троителей социализма.
	Понадобился опыт «Встречного» и
«Чапаева», «Юности Максима» и
«Крестьян», «Депутата Балтики» 4
	«Мы из Кронштадта», понадобилось
создание ряда характеров большевн-
ков-ленинцев, чтобы дерзнуть обрз-
титься к образам великих вождей.

Перечисленные произведения были
очень далеки по своему материалу от
будущих ленинских фильмов. Но они
помогли советскому киноискусству
уже десять лет тому назад, к
20-й годовщине советской власти,
принести советскому народу, как
знак своей творческой зрелости, как
свидетельство своей способности от-
ветить на самые глубокие запросы
зрителей, два первых произведения о
Ленине и Сталине — фильм «Ленин
в Октябре» и пьесу, а потом и
фильм, «Человек с ружьем».

Эти произведения показывали на-
Шу страну на том великом рубеже,
с которого началась новая эра в ис-
тории человечества, показывали пар-
THE) большевиков, возглавившую
борьбу народа за осуществление ве-
	го Ленина окончательно сложилось то
руководящее ядро нашей партии, ко-
торое в жестоких боях с врагами
партии отстояло великое знамя
Ленина, об’единило и сплотило всю
партию, весь народ вокруг заветов
Ильича, вывело советский рабочий
клаес, наше крестьянство и интел-
лигенцию на широкую и верную ло-
	рогу строительства коммунистичеено-
a =
го общества. Этим ядром оольшевиет-
	CKOH партии является наш Цевтраль-
	ный Вомитет, руковолителем KOTODO-
	го и ведушей силой партии и Tocy-
дарства был и есть выдающийся уче-
ник Ленина, его достойный преемник
и великий прололжатель товариш
Сталин. (Бурные, продолжительные
аплодисменты. Все встают).
	Пусть же и впредь живет и куеп-
	нет наша славная партия, созданная
н  вынцестованная Лениным и
Сталиным!

Да здраветвует непобедимое знамя
нашей партии—ленинизм!

Да здравствует великий советския
народ— творец социализма!

Да здравствует великий продолжа-
тель дела Ленина, воспитатель и
вождь советекого народа, наш родной
товарищ Сталин! (Бурные, долго не
смолкающие аплодисменты в честь
	  .Oco60 должна быть отмечена мно-
голетняя работа художника П. Ва-
сильева над серией рисунков, посвя-
щенных Ленину. Они составили ‘уже
четыре солидных альбома и завоевали
заслуженную популярность. Свыше
двадцати лет художник неустанно ра-
ботает над своей темой, он изучил ог-
ромный материал, накопил большой
опыт. В своих рисунках он стремится
запечатлеть все новые образы, все
новые стороны деятельности великого
Ленина, показать его неразрывную
связь с народом, со своей страной.
Исключительную ценность представ-
ляют собой рисунки, изображающие
В. И. Ленина и И. В. Сталина; ху-
дожник сумел показать дружбу вели-
ких вождей, их совместную работу.
На рисунках Васильева мы видим жи.
вого Ленина, Ленина в своем рабочем

‚ беседующего с делегациями рабочих
и крестьян, Ленина в кругу друзей.
Ленина за чтением, на отдыхе. в ло.
	машнеи обстановке. Во всех этих
аспектах художник показал живые
 Черточки ленинского облика. /

Значительных успехов за нон
годы добился в работе над образом
Ленина и Н. Жуков. Его рисунки пе-
ром полны динамики, в них очень точ-

людей все вперед и вперед к великой ! товарища Сталина. Все встают. Уча-
	стники заседания поют партийный
	гимн «Интернационал».
				цели, предначертанной аениным,—
к коммунизму. После смерти велико-
SOTPEEPELHETAL HEATH ET ETER ETE iti] om —
	1 © ВОЖДЯХ На
	ковых чаяний человечества, показы-
вали вождей большевистской партии
и советского народа — Ленина и
Сталина. С
	Дальнейший путь советсвого чс-
кусства ознаменовался развитием
и углублением  ленинской — темы,
впервые широко реализованной в
этих лвух произведениях. В живопи-
си появились картины А. Герасимова
и рисунки П. Васильева, в театре —
‘пьесы А. Корнейчука («Правда»), К.
Тренева («На берегах Невы») и вторая
(вслед за «Человеком с ружьем») ле-
нинская пьеса Н. Погодина («Крем-
левские куранты»). В кинематографе
была создана целая серия выдаю-
щихся фильмов, рассказывающих о
великом созидательном труде вождей
революции, — «Человек с ружьем»,
«Ленин в 1918 году», «Великое за-
рево», «Выборгская сторона», «Яков
Свердлов» и, наконец, в наши дни
«Клятва».

Надо сказать, что кинематограф
сделал больше, чем литература и
театр в решении ленинской темы. И
это об’ясняется тем, что синтетиче-
ская природа кинематографа, слива-
ющего в единстве литературу и ак-
терское ‘мастерство, возможност
изобразительных искусств H COOCT-
венные. выразительные средства, спо-
собного сочетать неповторимую Кон-
кретность образного воспроизведения
действительности с глубиной обобще-
ния, позволили ему при решении ле-
нинской темы вобрать в себя коллек-
тивный опыт всего советского искус-
ства.

Постановка  ленинских Фильмов
является заслугой не только кине-
матографа, но и литературы, давшей
их драматургическую основу, театра,
воспитавшего замечательных актеров,
способных к фрешению труднейших
творческих задач. Не трудно устано-
вить и использование опыта изобрази-
тельных искусств — живописи и
скульптуры — в  кинематографиче-
ском решении ленинской темы.

Вобрав в себя идейно-творческий
опыт других отрядов советского ис-
кусства и обратившись к показу ве-
личайших образов и величайших CO-
бытий в человеческой истории, кине-
матограф преодолел и собственные
привычные жанровые каноны, оказав-
шиеся` слишком тесными для реше-
ния этой задачи. При всех различиях
тематического и индивидуально-твор-
ческого порядка фильмы о Ленине
и Сталине несут в себе некоторые
	  обшие особенности стиля, метода и

жанра, которые, в свою очередь, ста-
новятся достоянием всего советского
искусства.

Вскрывая своими средствами зако-

‚номерности общественного развития,

кинематограф по-новому поставил в
этих фильмах проблемы изображения
вождей и народа, общественного и
«личного» в жизни человека нового
мира.

Советские фильмы © Ленине и
Сталине отразили то новое, что OT-
личает взаимоотношения вождей и
народа в революционном переустрой-
стве мира, показали вождей и народ
в их единстве, их слитности. В этих
фильмах удалось передать образы
Ленина и Сталина, как воплощение
народной мудрости, как выразителей
народных чаяний и народной воли. В
этих фильмах Ленин и Сталин — учи-
тели народа, воспитатели большеви-
ков и вместе с тем лучшие предста-
вители народа, которые сами у него
учатся, впитывая его опыт.

Социальная практика человека —
главная основа его художественной
характеристики. Эту решающую ос0-
бенность нашей социалистической
поэтики отлично доказали советские
ленинские фильмы.

Важным достоинством ленин-
ских ‘фильмов является ‘успех в
изображении представивелей peBo-
	люционного народа. Солдат Шадрин
из «Человека с ружьем», Василий из
«Ленина в Октябре» и «Ленина в 1918
году», три друга солдата — русский,
украинец и грузин-—из «Великого за-
рева» — это определенные и завер-
шенные характеры. И они, эти люди,
охарактеризованы так же, Kak и
вожди, прежде всего в революцион-
Ной деятельности, в социальной прак-
тике, а не в «частной» жизни. И имен-
HO поэтому они представляют в сво-
ем лице десятки и сотни тысяч ря-
довых революционеров, не становясь
условными символическими персона-
жами, а оставаясь людьми из плоти
и крови. Они охарактеризованы теми
их главными чертами, которые отли-
чали и отличают революционный на-
род, его любовь к своим вождям, его
веру в победу и волю к. борьбе. То
же можно сказать и о замечательном
образе. Матери в фильме «Клятва».
Сила и народность этого образа—не в
преувеличенной обобщенности черт;
отличающей символы, а в наподности,
обыкновенности характера и судьбы
простой русской женщины. И не слу-
чайно, что эти образы возникли рядом
с образами великих вождей.

„ В ленинских фильмах во встречах
Ленина и Сталина друг с другом и с
рядовыми солдатами революции вы-
является великий демократизм наше-
го общественного строя.

_ Разумеелся, великие образы м со-
	бытия, составляющие эпоху в исто-
	рни человечества, не могут получить
в одном фильме всестороннее ocBe-
щение. И каждый‘ из ленинских
фильмов реализует свою тему в оп-
ределенном аспекте. Пролетарский
гуманизм, не имеющий ничего общего
С мелкобуржуазной «‹жалостливо-
стТьЮ»—в «Ленине в 1918 году», вы-
кованная Лениным и Сталиным дру-
жба народов — в «Великом зареве»,
рост революционного сознания сол-
датской массы — в «Человеке с
ружьем», создание советской  госу-
дарственности — в «Выбогекой сто-
роне» — таковы эти аспекты или
«внутренние темы» отдельных филь-
мов. И поскольку эти темы выража-
ют существенные стороны Октябрв-
ской революции и учения Ленина и
Сталина, постольку они позволяют
найти верный путь к воплощению
образов вождей и изображению собы-
тий нашей революционной истории.
Широкая социальная тема формирует
драматургию  ленинских фильмов.
И она определяет и сюжетное по-
строение и выбор героев,

Способность кинематографа изобра-
жать детальную картину жизни сча-
стливо содействует решению ленин-
ской темы. Примером этого является
новый сценарий Погодина «Свет над
Россией» в режиссерской разработке
Юткевича.
	В основе этого сценария та же те-
ма и те же образы, что и в «Крем-
левских курантах» — одном из луч-
ших произведений театральной дра-
матургии о Ленине. Но переработан-
ные для кинематографа «Кремлев-
ские куранты» приобрели новое каче-
ство. Освобожденный от условностей
сценической площадки, замысел Пого-
дина вылился в более свободные
формы. Сценарий дает широкие кар-
тины жизни страны. Концентрация
действия уступает место масштабно-
сти изображения действительности.
	Но указанная способность кинема-
топрафа одинаково конкретно переда-
вать эпические картины и воплощать
каждую деталь человеческого пове-
дения определила и огромные труд-
ности, стоящие перед актерами при
осуществлении ленинского и сталин-
ского образов на экране. Не случаен,
в этом смысле, огромный рост обра-
за от «Ленина в Октябре» к «Ленину
в 1918 году» у великого русского ак-
тера Б. В. Шукина. В первом филь-
ме Щукин гораздо полнее передавал
внешнюю сторону образа, чем во вто-
ром; но во втором он нас больше
убеждал. Произошло это потому, что,
как правильно указывает М. Ромм,
Шукин «отказавшись от внешнего
раскрытия титанического образа Ле-
нина, раскрывал его изнутри». Эта
задача раскрытия образа изнутри
требует от актера не только дарова-
ния, не только внешней выразитель-
ной техники, но и проникновения в
	существо  ленинских идей, AK-
тер, воплощающий Ленина, должен
органически впитать в себя ленин-
	ские иден. Для того, чтобы передать
правду образа, нужно жить его мыс-
лями и чувствами, а это требует ус-
воения большевистского мировоззре-
НИЯ.

Ленинские фильмы — это прежде
всего историко-партийные произведе-
ння. И в этом их современность, в са-
мэм высоком смысле. Ибо в историн
партии сосредоточен тот опыт, из ко-
торого советский нарол черпает пра-
	вильные ответы на самые жгучие
вопросы современности,
		ОДОХНО
	. связаны и в исторической действи-
тельности и в искусстве.

Вспомним здесь хотя бы песею
«Два сокола», чудесный текст кото-
рой создан рабочими киевского заво-
да «Ленинская кузница». На этот
гекст написаны и кантата А. Штога-
ренко, и известная песня В. Захарова;
и многие другие произведения, в кото--
рых запечатлены чувства всенародной,
любви к обоим творцам счастливой
жизни в нашей стране, поэтически на-
званным народом «Двумя соколами».

Имена Ленина и Сталина сочетают-.
я и в таких выдающихся произведе-
ннях, как «Святое Ленинское знамя»
{для солиста, хора и оркестра) `А. В.
Александрова и «Торжественная кан-
тата» Б. Лятошинского, написанная к
шестидесятилетию товарища Сталина.

В суровые годы войны советский
народ черпал силы в победоносном ве-
(ичии идей Ленина и Сталина.

В эти годы замечательный украин-
ский поэт Максим Рыльский создал
стихотворение «Ленин снами», 3a--
вершающееся призывом к борьбе и
победе, ибо тогда, когда нас ведет

великий Сталин, —

Мы говорим: великий Ленин с нами.

‚ Эпическая мощь и величественная

‚ героика, звучащие в советской музы-
ке, рождены несокрушимой верой в

торжество идей коммунизма, идей

Ленина и Сталина.

И так же, как в годы войны, годы

титанических битв, тяжелых жертв и
‘лишений, так же и теперь, в годы со-
‚ зидательного труда, мы полны веры
в свои силы, потому что мы знаем,
что нас ведет к новым победам гени-
`альный вождь и полководец Сталин,
`и с гордостью повторяем слова поэта:
: великий Ленин с нами.
	‚ Слова эти должны прозвучать на
‚ весь мир в новых произведениях со-
‹ ветских мастеров, в операх, симфони-
‚ях и песнях, прославляющих светозар-
‹ ное имя Ленина.

‚

Игорь БЭЛЗА.
	творчество советскому народу. Как
й всюду, в своей работе, посвященной
развитию советского искусства, Ро.
залия Самойловна была активным
борцом за коммунизм. :

За свою многолетнюю и неутоми-

мую работу Розалия Самойловна бы-
ла награждена двумя орденами
Ленина, орденом Красного Знамени,
медалями «За оборону Москвы» и
«За доблестный труд в Великой Оте-
чественной войне 1941—1945 гг.». Со-
ветский народ избрал тов. Землячку
депутатом в Верховный Совет СССР.
	Тов. Землячка навсегда сохранится
в памяти всех советских людей, как
человек большевистской целеустрем-
ленности, твердой воли и кристальной
чистоты, как непоколебимый. больн:е.
вик, тесно связанный с народом.
	Мы должны учиться у тов. Земляч..
ки принципиальности и непримиримо-
сти в борьбе за великие ленинско-ста-
линские идеи, учиться самоотвержен-
ности, с какой боролась тов. Земляч-
ка за дело Ленина — Сталина.

Все работники искусства, вместё со
всем советским народом, глубоко
скорбят, провожая в послелний путь
Розалию Самойловну Землячку. Веч-
ная память старейшему деятелю боль-
шевистской партии, государственному
	’Деятелю ленинско-сталинского типа—
	товарищу Розалии Самойловне Зем-
лячка.
	И. Большаков, М. Храпченко,
A. Мордвинов, И. Анисимов,
М. Калатозов, К. Кузаков,
Н. Семенов, В. Сурин, О. Пет-
	росян, А. Рототаев.
	ИА. SaayMano В. И. Ленин слушает игру пианиста ka
оставшееся пока незавершенным про- 1920 го ее.

. ; о я
изведение В. Шебалина «Ленин» на ( a) y y
текст известной поэмы Маяковского. раскрыт значительно меньше, чем в  Уже.
Драматическая симфония «Ленин»   других областях искусства.   характе
		(для хора, солистов и оркестра), от-
	крывающая собою этот цикл и испол-
ненная впервые в Москве пятнадцать
	лет тому назад, представляет собой
серьезный шаг на пути к раскрытию
	образа Ленина в музыке.
Мы можем отметить также посвя.
	щенные Ленину небольшие вокальные
	Мясковского, Б. Асафьева, М. Кова-
ля, К. Макарова-Ракитина, Ю. Мей:
туса, Б. Шехтера и других советских
композиторов. Можем вспомнить так-
же эпизод с появлением Ленина в
опере Т. Хренникова «В бурю» и на-
звать еще несколько сочинений в дру-
  гих жанрах.

Однако как бы ни был полон подоб-
ный перечень, необходимо все же при-
знать, что в музыке образ Ленина

Е A. В. Александрова, Н.

Пезабываемая
встреча
	Познакомиться с Лениным мне по-
счастливилось в 1920 году в Москве.

Я получила от Алексея Максимови-
ча Горького приглашение участвовать
в одном из концертов-митингов в
Колонном зале Дома Союзов, где
ожидалось выступление Владимира
Ильича.
	Вспоминаю, как все собравшиеся
слушали выступление Владимира
Ильича Ленина, боясь проронить хотя
бы одно его слово.

Я много слышала’ в своей жизни
аплодисментов, но таких оваций, та-
кой горячей любви, которую вклады-
вала аудитория в свои приветствия
Владимиру Ильичу, я не видела еще
никогда.

А. М. Горький познакомил меня с

Лениным.

‘Владимир Ильич тотчас обратился
ко мне со словами восхищения по по-
воду моего нения и выразил желание
послушать меня вторично.

С ‘болышим ‚волнением я вышла
опять на эстраду.

Меня успокоил Владимир Ильич.
Он сел неподалеку от рояля, облоко-
тясь на спинку кресла, и слушал ме-
ня с сосредоточенным вниманием.

После моего выступления Влади-
мир Ильич Ленин долго аплодировал,
а Надежда Константиновна Крупская
трогательно и ласково стала расспра-
шивать меня о здоровье, просила как
можно серьезнее беречь свой голос,

Владимир Ильич обещал послу-
шать меня в спектаклях в Большом
театре и, действительно, вскоре по-
слё этого он приехал на два акта
оперы «Царская невеста».

Поглощенный большими государст-
венными делами, Ленин успевал ин-
тересоваться искусством и никогда
не пропускал случая проявить исклю-
чительно теплую заботу и внимание к
артистам и ко всем деятелям искус-
ства.

Встреча с Владимиром Ильичем
Лениным навсегда запечатлелась в!
моем сердце. Я навсегда сохранила в
	памяти незабываемый, светлый образ
	великого человева.

А. НЕЖДАНОВА.
	Мы вправе ожидать поэтому от со-
ветских композиторов новых произве-
дений на тему о Ленине, вместе с ве-
ликим своим соратником Сталиным
создавшем наше советское государ-
ство, тридцатилетие которого будет
всенародно праздноваться в этом го-
ду.

Эта знаменательная дата будет от-
мечена новым патриотическим под’е-
мом, новыми победами нашей эконо-
мики и культуры, новым углублением
идейно - эмоционального содержания
советского искусства и литературы.
Светлый образ Владимира Ильича,
его труды, подвиги и заветы, вся его
жизнь, посвященная  беззаветному
служению народу, должны стать
источником подлинно творческого
вдохновения и радости для нас.

После продолжительной болезни.
21 января, на 71-м году жизни скон-
чалась Розалия Самойловна Земляч-
ка —‘ старейший деятель партии
Ленина—Сталина, член Центрального
Комитета ВКП(б), неутомимый борец
за дело коммунизма. Розалия Самой-
ловна отдала всю свою благородную
жизнь, полную самоотверженного тру-
да, на благо трудящихся, и ее смерть
— болышая утрата для всех партий-
ных и непартийных большевиков, для
всего советского народа, для рабочих
и крестьян, для советской интелли-
генции.

Розалия Самойловна Землячка про-
шла вместе с большевистской партией
и рабочим классом славный путь жиз-
НИ.
	С семнадцати лет вступив на путь
борьбы за дело трудящихся, Розалия
Самойловна после выхода в свет ле-
нинской «Искры» стала пламенным
пропагандистом ленинских революци-
онных идей. Под руководством Вла-
димира Ильича Ленина она вела
непримиримую борьбу с врагами пар-
тий, борьбу за волю и счастье народа.
	В годы революционной борьбы рос-
сийского пролетариата и в годы граж-
данской войны партия поручала Ро-
залии Самойловне ответственные за-
дания, и все эти задания всегда вы-
полнялись ею безупречно.

Носле гражданской войны Розалия
Самойловна отдавала все свои силы
укреплению нашего советского госу-
дарства. С 1939 года и в годы Вели-
кой Отечественной войны тов. Земляч-
ка работала заместителем председате-
ля Совета Народных Комиссаров
СССР. Работая на этом ответственном
посту, она уделяла много внимания
развитию нашего советского многона-
ционального искусства.
	Работники кинематографии, литера-
туры, театра, музыки, изобразитель-
ных искусств всегда будут помнить
Розалию Самойловну, как чуткого и
проницательного государственного
руководителя-большевика. Громадный
	Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР глубоко

скорбит о смерти старейшего деятеля большевистской партии,

неутомимого борца за дело коммунизма, члена Центрального
. Комитета ВКП(б) товарища
		Самоиловрны
	млаячни ро

Кадр из кинофильма «Свет над Россией». Слева—заслуженный артист
	справа—лауреат Сталинской
	премии М. Геловани в роли Сталина.
	РСФСР Н. Колесников в роли Ленина,