СОВЕТС

КОЕ ИСКУ
	Кандидаты Сталинского блока коммунистов и 6 еспартийных
	просов, подлинно товарищеское от-
ношение к. музыкальной молодежи.
Ныне, живя и работая в Москве,
Д. Д. Шостакович в своей творче-
ской деятельности тесно связан с
музыкальными и общественными ор-
ганизациями Ленинграла.
Восторженный прием встречали
концерты из произведений Шостако-
вича в исполнении квартета имени
Бетховена в СССР и за-границей. За-
рубежные музыканты в беседах с
нами заявляли, что считают Дмитрия
Шостаковича одним из крупнейних
композиторов современности.
	Советское правительство высоко
оценило выдающиеся заслуги Дмит-
рия Дмитриевича Шостаковича в об-
ласти развития советского музыкаль-
ного искусства и на общественном
поприще, наградив его орденами
Ленина, Трудового Красного Знаме-
ни, медалями‘ «За оборону Ленингра-
ла», «За доблестный труд в Великой
Отечественной войне 1941—1945 гг»,
присвоив ему звание заслуженного
деятеля искусств РСФСР и трижды
	удостойв его звания лауреата Ста-
линской премии.

Трудящиеся Дзержинского — изби-
‹рательного округа Ленинграла вы-
	двинули кандидатом в депутаты Bep-
ховного Совета РСФСР своего зем-
ляка Дмитрия Дмитриевича Шоста-
ковича, жизнь и творчество которо-
го тесно связаны с городом Ленина,
Мы глубоко уверены в том, что
Дмитрий Шостакович. как звыдаю-
щийся композитор, общественный
деятель и подлинный советский пат-
риот, полностью справдает высокое
доверие своих избирателей.
Государственный квартет им.
Бетховена: Дмитрий ЦЫГА-
НОВ, Василий ШИРИНСКИЙ,
Вадим БОРИСОВСКИЙ, Сергей
ЩШИРИНСКИЙ.
	Свыше 20 лет продолжается твор-
ческая дружба участников квартета
имени Бетховена с Дмитрием Шоста-
ковичем. Наш квартет был первым
исполнителем в Моснве, а также в
ряде городов СССР и за рубежом
камерных произведений Шюостакови-
ча — трех квартетов, трио, ` форте-
пианного квинтета и струнного окте-
та. Эта творческая дружба прояви-
лась и в том, что Дмитрий Шостако-
вич посвятил квартету имени Бетхо-
вена свой третий квартет, который
мы с особым волнением недавно
исполнили в публичном концерте в
Москве в присутствии автора.

Мы счастливы, что нам приходится
часто встречаться и совместно рабо-
тать с таким выдающимся художни-
ком. как Дмитрий Шостакович. O6-
щение < ним нас всегда обогащает
творчески и бесконечно ралует.

Особенно ° глубоко раскрылась
идейная насыщенность творчества
Дмитрия Шостаковича в голы Вели-
кой Отечественной войны. Компози-
тор-патриот создает осенью 1941 года
в осажденном Ленинграде свою Седь-
мую симфонию.

В этом произведении нашли отра-
жение мысли, чувства и переживания
советских людей, их жгучая нена-
висть к врагу и беспредельная лЮю-
бовь к своей великой Родине.

Дмитрий Шостакович — подлин-
ный патрист своей Родины и выдаю-
щийся общественный деятель.
	Мы видим его — представителя
советской интеллигенции — депута-
том Ленинградского совета, всегда
чутким и внимательным к нуждам
советских людей.

Мы видим его в 1941 году в Ленин-
праде в форме рядового бойца про-
тивовоздушной обороны на крыше
Ленинградской консерватории, KOTO-
рую он защищает от варварских на-
летов немеикой авиапии.
	В качестве профессора сперва Ле-
нинградской. а затем Московской
	Трудящиеся Советской 1атарии, вы-
двигая лучших сынов и дочерей ре-
спублики кандидатами в депутаты
Верховного Совета РСФСР и-Татарс-
кой АССР, назвали имена и дея-
телей искусств.

Кандидатом в депутаты Верхозно-
го Совета РСФСР зарегистрирован за-
служенный деятель искусств РСФСР
композитор Назиб Гаязович Жиганов.

Открытие в Казани Театра оперы и
балета было в 1939 году ознаменова-
но первой постановкой оперы Жигано-
ва «Качкын». С тех пор композитор
много -и упорно работает над создани-
ем национальной татарской оперы и
балета. Им написаны оперы «Ирэк»,
«Алтын-Чеч», «Ильдар»» (сейчас го-
товится театром в новой редакции),
балет «Фатых». К знаменательной лз-
те 95-летия ТатАССР в 1945 году им
создана опера «Тюляк», а в 1946 году
— балет «Зюгра».

С момента организации Казанской
консерватории Назиб Гаязович в ка-
честве ее директора сумел в корот-
кий срок наладить работу, сплотив
в дружный коллектив  педагогиче-
ский состав и учащихся.
	Замечательныи музыкант,
пламенныи патриот
	консерватории, Дмитрий Шостакович
воспитывает молодых композиторов,
	среди которых немало талантливой
молодежи братских республик. Тако-
вы, например, азербайджанцы Кара
Караев и Ахмет Гаджиев, получив-
шие в 1946 году Сталинскую премию
за оперу «Вэтэн» («Родина»).
	  Дмитрий Шостакович был предсе-
дателем жюри Всесоюзного конкурса
музыкантов-исполнителей, — состояв-
шегося в Москве в 1945 году, затем
председателем жюри Всесоюзного
смотра молодых дирижеров, который
был организован летом 1946 года в
Ленинграде,

И везде, накакой бы общественной
	работе ни был Лмитрий Шостакович,
	сго всегда отличает исключительная
принципиальность в разрешении —во-
	Кандидаты трудящихся Советской Татарии
	Работники искусств Казани знают по праву занимает ведущее положе-
	Н. Г. Жиганова как активного об-
щественника.
a

Заслуженный артист РСФСР, на-
родный артист ТатАССР Николай
Иванович Якушенко выдвинут кан-
дидатом в депутаты Верховного Со-
вета ТатАССР. Николай Иванович
много лет состоит в коллективе Ка-
занского Большюго драматического
театра. Талантливый актер, болыной
мастер художественного слова, он
преподает с 1932 года в студии теат-
ра, стремясь передать свой богатый
актерский опыт’ молодежи. Многое
делает он для повышения квалифи-
кации молодых артистов Татарской
филармонии,
	а
	создал целую галлерею интересней-
ших образов.

Последние из наиболее удачно сы-
гранных им ролей — король Лир,
Ходжа Насретдин в одноименной ко-
медии, комдив Харитонов в <За тех,
кто в море!».

Восемь лет бессменно работники
искусств ТатАССР избирают актив-
ного общественника тов. Абжалилова
председателем правления местного
отделения ВТО. Всю свою неутоми-
мую энергию, инициативу и настойчи-
вость, все свободное время отдает он
руководству работой отделения, вни-
кает в деятельность каждой секции,
участвует в каждом проводимом ме-
роприятии.

Простой. скромный, чуткий товарищ
— таков кандидат в депутаты Верхо-
вного Совета ТатАССР — орденоно-
`сец Халил Галеевич Абжалилов.

ние. Актер большого диапазона, он

‘ Л. АРОМЕНКО.
Казань. :
		Постойный представитель
интеллигенции Грузии
	В 1921 году Шалва Азмайпарашви-
ли 19-летним юношей поступил добро-
вольцем в ряды Красной Армии.
Командование части обратило вни-
мание на исключительные музыкаль-
ные способности молодого бойца. Му-
зыкальная карьера будущего компо-
зитора началась в` полковом оркест-
ре. После нескольких уроков, дан-
ных ему капельмейстером, Азмайпа-
рашвили уже самостоятельно дирижи-
рует оркестром. Юноша был направ-
лен на учебу в Тбилисскую консерва-
торию, По окончании ее Азмайпара-
швили прошел курсе аспирантуры и
был назначен руководителем ‘’дири-
жерского класса и преподавателем
теоретических дисциплин. С 1936 го-
да Шалва Ильич — главный  дири-
жер Тбилисского ордена Ленина те-
атра оперы и балета имени Палиаш-
Вили.

Первые его композиции, хоровые
пьесы, вокальные квартеты являются
ярким свидетельством большого Ta-
ланта, Азмайпарашвили пишет  дет-
скую и колхозную сюиты, ряд сим-
фонических поэм. В болыной орке-
стровой сюите «Картины  старо-
го Тбилиси», струнном квартете, цик-
ле вокальных произведений Азмай-
парашвили запечатлел своеобразный
музыкальный фольклор старого Тби-
HCH.
	В голы Великой Отечественной вой-
ны Шалва Азмайпарашвили написал
цикл походных песен и маршей для
духового оркестра.

Активное участие принимает Аз-
майнарашвили в проведении конкур»
сов и смотров художественной само-
деятельности, военных духовых орке-
стров:

Большие заслуги Азмайпарашвили
в области развития музыкальной
культуры и искусства Советской
Грузии были отмечены  правительст-
вом. Талантливый дирижер и компо-
зитор награжден орденами Трудового
Красного Знамени, «Знак Почета»,
медалями «За оборону Кавказа» и
«За доблестный труд в Великоой Оте-
чественной войне 1941—1945 гг...

В 1938 году Азмайпарашвили был:
избран депутатом Верховного Созета
Грузинской ССР. Тов. Азмайпарашви»
ли оправдал высокое доверие избира-
телей, поддерживал < ними постоян-
ную связь, вникал в их нужды, помо-
гал решать важные вопросы. Сейчав
трудящиеся гор. Тбилиси вновь оказа.
ли ему большое доверие, выдвинув
кандидатом в депутаты Верховного
Совета республики. Тем самым они
отдали должное его большой общест-
венной и партийной работе, которая
составляет неот’емлемую часть его
		Министр кинематографии
Белоруеекой ССР
	Боевые действия Советской Армии,
заснятые под руководством Н. Сад-
ковича, послужили материалом для
создания большого документального
фильма «Освобождение Советской
Белоруссии», тепло встреченного на-
шей общественностью.

Возглавив Министерство  кинема-
тографии Белоруссии, Н. Садкович
деятельно принялся за выполнение
решений партии и правительства о
восстановлении сети городских и
сельских кинотеатров. .

Создана небольшая белорусская
киностудия, интенсивно работающая
над созданием национальных фильмов.
Снимается музыкальная комедия «Но-
вый дом»—о героическом труде. бело.
	русских колхозников — и ряд кино-
очерков: «Рассвет», «Беловежская пу-
а» и др.
	Разрабатывается проект строитель-
ства новой большой. киностудии, в ко-
торой можно будет создавать боль-
шие художественные фильмы, в том
числе и цветные.

Недавно правительство БССР, от-
мечая заслуги Н. Садковича в деле
развития белорусского киноискусства,
присвоило ему звание заслуженного
деятеля искусств республики.

Успешная деятельность Министер-
ства кинематографии БССР по досто-
инству оценена трудящимися. Избира-
тели Дзержинского округа № 945 Мо-
гилевской области елинодушно вы-
двинули Н, Садковича кандидатом
в депутаты Верховного Совета БССР.
	Огромные задачи стоят перед ки-
нематографией Советской Белорус:
сии. В короткий срок нужно не толь-
ко восстановить разрушенные немец-
ко-фашистскими захватчиками кино-
производство и сеть, но и добиться
дальнейшего развития национального
киноискусства республики.

В 1946 году во главе вновь создач-
ного Министерства кинематографии
БССР был.поставлен Николай Федо-
рович Садкович.

Он родился в 1908 году в семье бет-
ного крестьянина в Оршанском райо-
не Белоруссии. Вначале юноша меч-
тал о поприще народного учителя, но,

увлекшись искусством, навсегда свя-

зая с ним свою судьбу.

В 1925 году Николай Садкович был
принят в Московский институт кине-
матографии на режиссерское отделе-
ние. По окончании института он мно-
го и успешно работает как режиссер
и сненарист в киностудиях Москвы,
Киева, Одессы и в Белоруссии.

Н. Садковича волнуют, главным об-
разом, темы новой, коммунистиче-
ской морали советской мололежи, Он
является постановшиком художесг-
венных фильмов «Песня про первую
девушку», «Три танкиста» и др.

Работал Н. Садкович и в области
пветного кино—им поставлен цветной
фильм «Майская ночь».

В годы Великой Отечественной
войны Н. Садкович руководит фронто-
вой с’емочной группой на передовых
позициях, в окопах, в землянках,

Славный сын Дагестана
	До Октябрьской революции в Да-
гестане не существовало профессио-
нального искусства. Готфрид Алиевич
Гасанов — один из первых дагестан-
цев, получивших высшее музыкальное
образование.

Родился он в Дербенте. Увлечение
музыкой началось рано, еше тогда,
когда он был учеником Дербентского
реального училища. В 1919—1921 rr.,
в дни борьбы за установление совет-
ской власти в Дагестане, Г. Гасанов
командовал артиллерийским взводом
Красной Армии. Во время войны с бе-
лофиннами оборонял западные гр?2-
нипы Родины.
	Музыкальное образование Готфрид
Алиевич получил в Ленинградской
консерватории, которую успешно за-
кончил в 1926 году по классу р.
пиано.

Будучи студентом консерватории,
Готфрид Алиевич вел большую рабо-
ту по записи и обработке дагестан-
ского музыкального фольклора.

Г. Гасанов отдает свои силы и зна-
ния музыкальному просвещению на-
родов многонационального Дагестана.
Он был организатором и первым ди-
ректором дагестанского Театрально-
музыкального училища и Дома худо-
жественного воспитачия летей.

Им написана первая дагестанская
опера «Хочбар», в которой использо-
ван богатый музыкальный фольклор
народов Дагестана. Творчество его
жизнеутверждающе, насыщено пафо-
сом социалистического. строительства.
Композитор обработал и ®ркестровал
более 300 фольклорных мелодий, на.
писал десятки оригинальных произ
ведений, песен и романсов на стихи
дагестанских поэтов.

Выдающиеся заслуги Готфрида
Алиевича Гасанова в области развития
музыкального искусства высоко опз-
нены правительством. Указом прези-
диума Верховного Совета CCCP он
награжден орденом «Знак Почета»; а
также медалями «За оборону Кавка-
за» и «За доблестный труд в Вели:
кой Отечественной войне 1941—
1945 гг.».

В настоящее время композитор Га-
санов — художественный руководи-
тель Дагестанского радиокомитета,
зав. музыкальной частью Кумыкского
театра драмы, педагог музыкального
училища. Его кандидатура в. депута-
ты Верховного Совета республики
была выдвинута на собраниях кол-
лективов ряда предприятий. колхозов
	и учреждений и зарегистрирована ок-
	ружной избирательной комиссией.
МАХАЧКАЛА. (Наш корр,).
	Тародный артист
Армении
	Вся жизнь Д. Маляна неразрывно
связана со сценой. Еще будучи учени-
ком Телавской (Грузия) средней шко-
лы, он принимает деятельное уча-
стие в театральном кружке, кото-
рым руководит популярный грузин-
ский комик Ацкурели.

В 1923 году Д. Малян поступает в
Тбилисскую армянскую  драматиче-
скую студию. Окончив студию, он
поступает в Ереванский театр имени
Сундукяна, где и работает по сей
день.

Более ста ролей сыграл Давид
Мелкумович в пьесах армянских, рус-
ских и иностранных классиков и
современных авторов. Он создал гал-
	лерею полноценных, идейно насыщен-
ных образов молодых людей как
прошлого века, так и нашего времени.
	Сейчас Д. Малян, помимо работы
в Театре, готовится к с’емкам боль-
шого художественного фильма «Ана-
и-». Работая и в театре и в киносту-
дии как актер, он много времени уде-
ляет партийной и общественной дея-
тельности, J]. Малян — секретарь
партийного бюро Театра имени Сун-
дукяна, член пленума районного  ко-
митета партии, Как руководитель
парторганизации, он серьезно работает
над идейным воспитанием актеров,
особенно молодежи, добиваясь того,
чтобы она была вооружена учением
Маркса—Ленина.

За большую плодотворную дея-
тельность в области развития теат-
	рального искусства Армении Д. Ма-
лян награжден орденом Трудового
Красного Знамени и двумя медалями.
	Выдающийся художник
Бурят-Монголии
	Безотралными были детство и
юность Цыденжапа Сампиловича Сам-
пилова, Родился он в семье пастуха-
бурята, и с малых лет ему прилглось
пасти чужие стада. До 18 лет он был
пастухом, а позже стал чернорабочим.

Одиноким, замкнутым рос Цыден-
жап Сампилович, На одной из его
картин изображен пастух, задумчиво
глядящий на стадо, на родной бурят-
монгольский ландшафт.

Эта картина автобиографична,

Рисовать Цыденжап Сампилович
начал очень рано. У него не было бу-
маги для рисования, приходилось
пользоваться обрывками. Часто выре-
зал он свои рисунки на древесной ко-
ре или на гладкой доске. При цар-
ском режиме батраку-буряту нельзя
было и мечтать о деятельности ‘ху-
	AOMHAKG.
— Если бы не советская власть, —
ropoput Шыденжап (Сампилович, —
	художника из меня не вышло бы. Гаки
был бы батраком или рабочим у ка-
кого-нибудь найона или заводчика.
После великого Октября начинают
сбываться мечты талантливого само-
yuku. Е
В 1918 году, 25 лет от роду. он
попадает в школу скульптора Инно-
кентия Жукова в гор. Чита. Школа
дисциплинировала в работе, ознако-
мила < классиками живописи, дала не-
которые теоретические познания. Од-
нако, когда молодой художник, окон-
чив школу, приступил к  самостоя-
тельной работе, — к осуществлению
своих замыслов, он не чувствовал еще

уверенности в себе. Несмотря на ус-
пех своих картин, он решил начать
снова учиться. В 1928 году он едет в
Москву и поступает во Вхутемас.
37 лег он заканчивает художествен-
НЫЙ ВУЗ.

Цыденжан Сампилович до сих пор
продолжает совершенствовать свое

: мастерство. Крупнейший живописец

Бурят-Монголии, он постоянно учится
сам и ведет за собой молодежь.

С его помощью выросли такие за-
мечательные таланты, как заслужен-
ные деятели искусств Тимин, Мерды-
геев, Павлов.

Лучшие картины Цыденжана Сам-
пиловича—«Монгольские партизаны»,
«Любовь в степи», «Партизаны При-

байкалья», «Арканщик», «Сеноубор-

ка», «Колхозный табун», «Колхозные
кони для Красной Армии».

Уже один этот перечень говорит о
том, что перед нами художник — вы-
разитель дум и чаяний своего нарсда,

Картины Сампилова занимают боль-
шой зал в Бурят-Монгольском рес-
публиканском ‘художественном му-
зее, они имеются в Государственном
музее восточных культур в Москве, в
ленинградском Русском музее, в му-
зеях Читы, Иркутска.

Одному из лучших своих сыновей
—художнику-патриоту Ц. Сампилову
народ доверяет ответственную rocy-
дарственную работу, выдвинув ero
Совета Бурят-Монгольской АССР.

М. ОБУХОВ.
		Мастер народного творчества
	‹ Грудящиеся Палехского избира-
тельного округа Ивановской области
на многочисленных предвыборных со-
	браниях выдвинули кандидатом в де-
	путаты Верховного Совета РСФСР
художника и активного общественни-
ка Николая Александровича Правди-
на.
	Художник Правдин — талантливый
мастер живописи. Проработав 17 лет
в товаришестве палехских художни-
ков, изделия которых широко извест-
ны не только в СССР, но и далеко за
его пределами, он внес новую, свежую
струю в искусство миниатюрной рос-
писи, складывавшееся и формировав-
щееся веками. Не ограничиваясь ха-
рактерными для палешан сказочными
мотивами, он первым среди них соз-
дает рисунки и композиции по навод-
ным сказаниям, по мотивам стихов и
поэм Некрасова, басен Крылова. В
последние годы Николай Алексанцро-
вич выдвинулся также, как лучший в
Палехе мастер миниатюрных портре-
тов, исполненных на папье-маше.

В 1937 году работы Николая Алек-
	сандровича были удостоены диплома
на Парижской выставке, а через два
года на Всесоюзной выставке в Мос.
кве ему присих. кт. липлом. за ком-
позицию по мотивам произведений
Некрасова. Многочисленные шкатул:
ки из папье-маше,  разрисованные
Правдиным, пользуются большой по.
пулярностью в нашей стране.
Полный сил и творческих замыслов,
Н. А. Правдин пять лет назад вступил
в ряды коммунистической партин.
Народ знает его не только как выда-
ющегося художника. но и как актив:
ного общественника, одного из ‘луч.
	ших воспитателей подрастающего по-
	коления художников,
	Кандидатом в депутаты Верховного
Совета ТатАССР вылвинут также за-
служенный артист РСФСР, народный
артист ТатАССР Халил  Галеевич
Абжалилов. Тов. Абжалилов два де-
сятилетия своей, творческой жизни
отдал работе в  аоатарском академи-
ческом театре ‘и . Камала. где он

Николай Александрович преподает
основы палехского искусства уча-
щимся Палехского художественного
училища. Прививая даровитой моло:
	дежи лучшие традиции мастеров ми
ниатюрной живописи, художник Oe:
режно относится к индивидуальным
способностям и стремлениям каждо-
го из своих юных воспитанников.
	Кадры из документальных фильмов, посвященных кандидатам в депутаты Верховного Совета РСФСР А. Бел-
киной (слева) и К. Самсонову (справа).

ры города определяются прежде все-
го и исключительно фасадом здания.
Капиталистический город с ero
улицами-коридорами, с его безразли-
чием к архитектурному построению
города в целом, усвоил именно этот
«фасадный» взгляд на архитектуфу.
Фасад отдельного здания сделался
главной художественной проблемой
архитектуры. Это представление,
крайне сужающее содержание архи-
тектуры и лишающее архитектуру ее
богатых художественных возможно-
стей, глубоко враждебно самой осно-
ве социалистического реализма.
Фасад является лишь одним из
элементов гораздо более значитель-
ного. художественного организма, соз
даваемого архитектурой города. Ху-
дожественный образ в архитектуре
слагается не только из фасадов от-
дельных зданий, но Из всего того,
что входит в понятие города и его
композиции. Это соотношения от-
дельных зданий между собой, соотно-
шения отдельных типов застройки,
габариты и профиль улицы, располо-
жение и характер открытых про-
странств (площадей, скверов, зеле-
ных насаждений), архитектурная ©6б-
работка природных факторов (релье-
фа, реки и ее берегов), архитектурный
пейзаж в городе, всевозможные де-
тали городского обэрупования (его
замощение, ограды, мосты, фонтаны
ит д.). Использование всех этих
разнообразнейних элементов являет-
ся в руках архитектора мощным
средством для создания архитектуры
советского города. . Задача нашей
теории — разработать на основе уже
накопленного богатого опыта разно-
образные приемы застройки города.
Но. чтобы правильно подойти к
этой сложной художественной  про-
блеме, надо прежде всего разобраться
в отдельных жанрах архитектурного
творчества. К сожалению. именно не-
разработанность проблемы жанра в
архитектуре, смешение фазличных
жанров крайне вредят нашей архитек-
турной практике и менают правиль-
ной постановке и разработке худо-
жественных проблем архитектуры,
Архитектура, как всякое искусство.
знает свои жанры. Кажлый из этих
жанров несет свои особые, специфи-
ческие требования, свои законы. евои
поизнаки художественного качества.
Жанр монументальных сооружений,
крупных общественных зданий, зани-
	стве капиталистической эпохи привел
к распаду большюго стиля, к утрате
болыцих художественных образов.
Начались лихорадочные, но тщетные
поиски всевозможных выходов из
этого идейного тупика.

В архитектуре ХХ века эти поиски
выразились во всевозможных эклек-
тических течениях, в попытках при-
способить к современности тот или
иной стиль прошлого.

Так сформировались всевозможные
эклектические течения — неоготика,
неоренессанс, неоэллинизм, а затем
различные — декадентские течения
конца прошлого и начала нынешнего
века, в которых было окончательно
утрачено живое чувство архтитекту-
ры, ее идейная основа, и которые нз-
ложили свой отпечаток на современ-
ный город.

В качестве непосредственной реак-
ции на эти эклектические метания в
новейшее время во всех областях
буржуазного искусства народились
течения, которые усматривали един-
ственный выход из создавшегося ту-
пика в полном отрицании самого идей-
ного начала в искусстве. Так разви-
лись направления, которые провозгла-
сили культ чистой формы, которые
считали необходимым освободить ис-
кусство от идейной нагрузки, от вся-
кого содержания.

В архитектуре этот последователь-
ный формализм сказался в отрицании
образного начала, в проповеди все
той же «чистой» самодовлеющей ар-
хитектурной формы. что и привело
архитектуру к результатам, - хорошо
известным из практики сравнительно.
недавнего времени.
	Благодаря указаниям партии мы
сумели преодолеть ошибки так на-
зываемого «левого» — формализма.
	Однако не следует думать, что вме-
сте с формалистической и конструк-
тивистской практикой отошли в прош-
лое и совершенно изжиты определен-
ные формалистические тенденции в
нашей архитектуре. Это формалисти-
ческое отношение к задачам архитек-
туры возрождается на сей раз под
лозунгом усвоения классики. прозоз-
глашая верность классическим прин-
ципам архитектурного творчества.

В нашей архитектурной практике
сплошь и рядом наблюдается пассив-
ное, подражательное отношение K
наследству, некритическое перенесе-
ние в нашу действительность чуждых
ей, отживших форм и приемов старой
архитектуры, Получается, что не
прошлое. служит интересам настояще-
го, а наоборот, настоящее, его нужды.
и интересы приносятся в жертву го-
TOBLIM образцам м канонам, созданным
в прошлом. Это ведет прямой дорогой
	к формализму и к формалистической
	мающих выдающееся место в город-
ском ансамбле, глубоко отличен от
жанра городского жилого дома. Этот
последний, в свою очередь, обладает
иными признаками, чем жанр той
же жилой застройки, но не в город-
ских, а в поселковых или пригород-
ных условиях.

Смешение, нивелировка этих раз-
личных жанров -— повседневное яв-
ление в нашей архитектурной прак-
THKe,

Мы наделяем рядовые жилые дома
монументальными формами, оснащаем
их фасады множеством декоративных
деталей, всячески подчеркивая зна-
чение отдельного фасада, В резуль-
тате уже никак не удается подчерк-
нуть действительно монументальный
характер того или иного крупного

‘общественного здания, так как Te-

ряется основа для сопоставления,
теряется качественное различие архи-
тектурных жанров.

Подчиняя все разнообразие соору-
жений общей композиции города и еГо
отдельных частей, мы должны тща-
тельно соблюдать различие жанра и
в самом градостроительном плане.
	Центральные магистрали и главные.
	площади большого города должны
обладать одной архитектурной харак-
теристикой — известным пафосом,
торжественностью, парадностью. Ули-
цы жилых кварталов, напротив, долж-
ны характеризоваться известной ин-
тимностью, уютом. Районы, в которых
сильно влияние природы, как. напри-
мер набережные рек, районы с: 60-
гатой природной зеленью и т; д.,
должны в архитектурном отношении
решаться таким образом; чтобы кра-
сота природы благодаря архитектуре
раскрывалась, а не заглушалась.

Смешение жанров, концентрация
внимания преимущественно на фасаде
 отдельного здания, некритическое
использование при этом далеких от
нашей совоеменности архитектурных
форм прошлого — все эти пороки на-
шей архитектурной практики тесней-
шим образом связаны с формализмом
и формалистическими тенденциями в
’нанем искусстве и противоречат
принципам социалистического реализ-
ма.

В докладе тов. Жданова о журна-
лах «Звезда» и «Ленинград» со всей
остротой был поставлен вопрос
о формализме, о борьбе с ним, о пре-
ололении его влияния. Нам теперь
вполне ясна природа  формализ-
ма, какими бы одеяниями он ни при-
крывался. Мы знаем, что так назы-
ваемый «левый форм олизм» был пря-
мым порождением ч развитием опре-
деленной линии буржуазного искус-

ства. Распад идейных начал в искус-
		венного образа. архитектурного произ-
ведения, Между тем известно, что
для создания архитектурного произ-
ведения и масштаб, и метр, и ритм. и
	пропорции являются лишь средства-.

зая: О В о мои

ми, подобно тому, как учение о мело-
дии, о цезуре, об аккордах и тональ:

‚ности является лишь средством для

построения музыкального произведе-
ния.
	Недостаток этих работ состоит еще.
	и в том, что ни одна из них не по-
ставила в тесную органическую связь
и зависимость гармонические ‘ряды
или масштаб сооружения с идейным
содержанием образа. Еще нет теории
композиции, которая дала бы в руки
архитектора некоторые законы по-
строения архитектурного организма В
зависимости от его идейного содер-
жания, в зависимости OT его жанра,

Один из коупнейших современных
архитекторов. И. В. Жолтовский. в
своей теории о построении прекрас-
ного архитектурного организма разви-
вает принципы, выдвинутые в свое
время теоретиками эпохи Ренессанса,
Принципы эти представляют большой
интерес для каждого архитектора и
являются ценным вкладом в теорию
архитектурной композиции. Но уче:
	ние /Колтовского грешит тем Hed:
	статком, Что в его теории не учиты-.
вается решающее значение идейчого
начала в становлении архитектурного
образа. И. В. Жолтовский склонён
рассматривать учение о тектонике,
как основное содержание всего архи-
тектурного творчества; притом юн
трактует законы архитектурной ксм-
позиции, как нечто исторически не-
подвижное, как неизменные вечные
истины. Он не учитывает при этом,
что подобный взгляд находится в рез-
ком противоречии со всей историей
развития архитектуры и ее компози-
ционных средств. ;

Современная теория советской ар:
хитектуры не может не ввести суще-
ственные поправки в те законы сбра-
зования архитектурного. организма,
которые были установлены классика:
ми античности и возоождения.

Разработка вопросов архитектурной
композиции и того, что можно на-
звать архитектурной грамматикой,
имеет особое значение в связи с ак-
туальнейшей задачей резко поднять
качественный уровень нашей архитек»
турной практики, резко повысить ма
стерство всей массы советских архиз
текторов. Это особенно важно. в ча
стноети, для борьбы за высокий ху-
дожественный вкус, против низхо-
пробной пошлой архитектуры. . Борь-:
ба за высокое хуложественное 10+
стоинство всех архитектурных произ-
ведений составляет боевую задачу и
нашей научной архитектурной. мысли,
	трактовке классики. Именно таким
формалистическим подходом характе-
ризуются многие работы наших архи-
текторов, выполненные в духе стили-
зации, имитирующие или варьирую-
щие те или иные формы старого зод-
чества, _

Задача нашей теории — показать,
как следует использовать архитек-
турное наследство, с тем чтобы из
этого наследства усваивать и разви-
вать его прогрессивные жизненные
элементы, отбрасывая все устарев-
ее, все то, что тянет нангу архитек-
туру назад.

Мы должны твердо усвоить исход-
ное положение о том, что в центре
	всей архитектурной деятельности на-_
	ходится современность, наша совет-
ская действительность, интересы со-
ветского государства и советских
	людей. Наша современность требует
	своих архитектурных средств, своих
архитектурных образов. своих прие-
мов решения архитектурных задач,
‘глубоко отличных от всего, что было
сделано в прошлом.

Великие традиции, созданные про-
грессивными явлениями старой архи-
тектуры, должны быть развиты и
оплодотворены нами в духе смелого
новаторства, так, чтобы они могли
‚служить современности.

Но наши теоретические работы ни
в коем случае не должны ограничи-
ваться только разработкой общих
проблем советской архнтектуры. Су-
щественной частью нашей теопии
должно явиться раскрытие об’ек-
тивных законов построения архи-
тектурного организма. законов и
правил, которые составляют. если
можно так выразиться, грамматику
архитектуры. Ведь и для композита-
ра совершенно обязательным являет-
ся твердое усвоение основ музыкаль-
ной композиции. Но эта теория му-
зыкальной композиции не есть нечто
неподвижное. Она развивается, и ее
современное состояние далеко не по-
хоже на то, каким оно было во вре-
мена Гайдна или Бетховена. Она ис-
пользует те достижения науки в об-
ласти музыки, которые были освоены
в виде об’ективных законов построе-
ния музыкального произведения.

В архитектуре, которую очень ча.
	сто сравнивают с музыкой эти
0б ективные законы, музыкальные
аккорды. формы и их мелопическое
	разрешение, тоже имеют место, и все
большие мыслители и архитекторы
понимали значение этих законов.
Существует много работ, которые
рассматривают отдельные  вопрось
теории архитектурной композиции.
Общий недостаток этих работ в том,
что они касахтся теоретических во-
просов вне зависимости от художест-

Действительный член
Академни архитектуры СССР
		ИТ ТУР
	I
Важнейшим, основным качеством
советской архитектуры является ее
народность, ее массовость. Это на-
родное массовое начало неразрывно
связано с исходной идеей. проходя-
	шей через всю советскую архитекту-
	ру, — со сталинской идеей заботы ©
человеке.

На всем протяжении своей истории
архитектура характеризуется резким
разрывом между ‘уникальным и мас-
совым сооружением, между центром
города и его окраинами, между еди-
ничным высококачественным  соору-
жением и низкокачественным массо-
вым жильем.

Капитализм довел этот разрыв до
крайних, уродливых форм. Советекая
архитектура снимает противоречие
межлу уникальным и массовым соору-
жением и провозглашает массовые
типы зланий важнейшими об’ектами
архитектурного творчества,

В нашей практике массовые типы
строительства должны  рассматри-
ваться как полноценные об’екты, тре-
бующие самого высокого архитектур-
ного качества, Задача заключается в
том. чтобы найти для массовых соору-
жений те специфические средства
архитектурной выразительности, ко-
торые присущи именно природе мас-
совога строительства. Самым ярким
поимером удачного решения ‘этой
проблемы является такое сооружение,
как Московский метрополитен им.
Кагановича. Сооружение, предназна-
ченное для обслуживания широчай-
ших масс населения, притом для об-
служивания повседневного, трактова-
но здесь, как высококачественный
архитектурный ансамбль,

Надо сказать. что и в капи-
талистических странах за послед-
нёе десятилетие было немало по-
пыток продемонстрировать некие но-
вые методы в архитектуре Macco-
вых, в частности — жилых, эданий.
Эти попытки проходили иногда под
зесьма шнроковешательными  Лозун-
гами заботы © рабочем жилище. об
упразднении трущоб и т. д. Но из-
вестно. что даже наиболее разрекла-
мированные попытки этого порядка
ограничились показной стороной дела.
Так, широко нашумевшее в свое вре-
мя жилишное строительство социал-
демократического муниципалитета в
Вене имело своим итогом застройку
всего нескольких кварталов весьма
	посредственными жилыми домами,
причем это ультрасовременное жилье
располагало только печным, дровя-
ным отоплением. В высшей степени
любопытна мотивировка подобного
«передового» метода: оказывается,
рабочий не всегда в состоянии опла-
чивать центральное отопление, а то-
гда, когда он остается без работы,
для него удобнее печное отопление,
так как в этом случае он может по
своему усмотрению или топить, если
у него есть средства, или мерзнуть,
если у него этих средств нет.
	Относительно другого столь же
широко разрекламированного пред-
приятия — упразднения трушобных
жилищ в Лондоне — можно привести
слова известного деятеля Английской
архитектуры, бывшего президента
Королевского института британских
архитекторов Гудхарт Рендель: «Мы
сравняли < землей некоторые ‘трущо-
бы нашей столицы, но при этом жи-
тели этих домов вынуждены были
переселиться в новые трущобы, во-
круг реконструированных островков
безнадежности. В результате этого
как частные, так и государственные
архитекторы должны были замащи-
вать добрыми намерениями террито-
рию, имеющую не меньше кругов зла,
чем дантовский ад». К этой вырази-
тельной характеристике нечего доба-
ВИТЬ.
	Наше понимание массовости, народ-
ности архитектуры исходит из социа-
листической природы нашего государ-
ства. Именно поэтому впервые в исто-
рии мы можем поставить и решить не
на словах, а на деле проблему высо-
кого архитектурного качества массо-
вого строительства, иначе говоря,
сделать самую архитектуру подлинно
народным делом.
	Кроме того, нам необходимо ус-
воить, что основным началом совет-
ской архитектуры является начало
градостроительное. Для того чтобы
понять это важнейшее положение,
надо решительно отказаться от усто-
явшегося представления о том, что
художественные качества архитекту-