Noh

33.

гана сыграло его принципиальное, под-
линно. творческое отношение к своей
работе; отношение, которое далеко не
всегда проявляют наши актеры даже
в очень ответственных ролях. Актера
не может выдвинуть одно только его
дарование или только его мастерст-
во. Актера может открыть только ав-
торский его успех, успех ero, как
художника, поделившегося со зрите-
лями богатством своих жизненных
наблюдений, знанием людей, опытом.
Именно этого надо в первую очередь
требовать от актера, точно так же,
как этого требуют и от драматурга, н
от режиссера. Чирсков написал в
своих «Побелителях» выигрышную;
но не слишком оригинальную роль шо-
фера Минутки, весельчака и балагу-
ра, прячушего за своей безобилной.
хоть порой и развязной, болтовней,
большую, мужественную душу. Такие
роли принято называть «самоиграль-
ными» — их, дескать, как ни исполни,
— зрители все ‘равно останутся до-
вольны. Между тем, К. Калинис, иг-
рающий Минутку в спектакле Теат-
ра имени Пушкина, не увлекся этой
«самоипральностью» роли и заскрыл
в Минутке характер если не более
сложный, чем в пьесе, то, во всяком
случае, более интересный и новый. Он
сыграл парня с виду флегматичного,
вялого и даже как будто равнодун-
ного, и этой трактовке можно было
верить. Все у Минутки настоящее —
и любовь к своему генералу. и спо-
койная, лишенная каких бы-то ни
было признаков экзальтации готов-
ность к подвигу, и сознание своей
воинской силы, — поэтому он и не
показывает их, а прячет где-то внут:
ри себя.
	Мне неизвестен возраст Г. Кагана
и К. Калиниса, знаю только, что по
годам, по актерскому своему стажу,
они не могут быть участниками смот-
ра. Несмотря на это я говорю о них,
ибо не годами, а первой большой ив
полную силу сыгранной ролью свиде-
гельствуется молодость актера. В
этом смысле можно с полным осю-
ванием поставить рядом успех актри-
сы А. Люлько, только начинающей
свою сценическую жизнь в Театре
комедии и с талантливой простотой
и правдивостью сыгравшей роль
Анки в «Обыкновенном человеке»
Леонова, и замечательную удачу Г.
Самойлова, сыгравшего в «Молодой
гвардии» (Театр имени Ленинского
комсомола) роль Олега Кошевого.
Позади у них разные биографии, зато
они оба смогут вспоминать о нынеш-
нем сезоне, как о большюй вехе в
своей творческой жизни. Широко
развернувшаяся в Ленинграде работа
над советскими‹ спектаклями уже ла
первом же своем этапе дала возмож-
ность ряду новых актеров проявить,
себя, а многим «старожилам» лекин-
градекой сцены показать себя с но-
вой стороны. Нужно. однако, добить-
ся, чтобы из этих первых актерских
успехов руководители театров сдела-
ЛИ все необхолимые выводы.
	Наша советская сцена, призванная
показывать на своих подмостках дуг
ховное богатство людей новой, с0-
циалистической формации, может и
должна стать колыбелью нового
актера, актера большой мысли и вы-
сокой илейности. Широких и волну-
ющих обобщений, а не мелкого прав-
доподобия ждут советские зрители.
от своих актеров. Смело и уверенно»
написанные портреты наших  совре-
менников: ‘воплощающие духовную
зрелость и нравственное совершенст=
во нашего народа, призваны создавать
драматурги при самой непосредствен-
HOH, живой, инициативной помощи
актеров. Следует еще и еше раз’
приномнить молодым и не только мо-_
лодым советоким актерам замеча-
тельные слова, некогда обращенные
А. Н. Островским к Мартынову —
«Наша художественная душа всегда
искала в роли правды и находила
ее часто в одних намеках. Вы помо:
гали автору, вы угадывали его наме-^
рения, иногда неясно и неполно вы-
раженные; из нескольких черт, набро-
санных неопытной рукой, вы создз-
вали оконченные типы, полные худо-
жественной правды». Большая дорога
творческого содружества с драма-
тургами открывается перед нашей
актерской молодежью — год от голу
все сложнее и величественнее будут
задачи, решать которые предстоит
нашему театральному искусству. За-
ботливо изо дня в день, от спектак-
ля к спектаклю, выращивая моло-
дых актеров—наши театры собстзен-
ными руками творят свое будущее.
Молодые актеры ждут от драматур-
гов новых ролей, таких, которые да-
дут им возможность показать, что
они способны решать самые слож-
ные, самые болыние задачи, выдви-
гаемые народом перед искусством.
Они вправе ждать от драматургов
пристального внимания к себе и го-
товы ответить на это внимание чест-
ной, смелой и пытливой творческой
	работой,
С. ЦИМБАЛ.

ПРЕМЬЕРЫ СОВЕТСКИХ ПЬЕС
	„Молодая гвардия“
в Ленинграде
	Постановку «Молодой гвардии»,
осуществленную ‘Ленинградским те-
атром им. Ленинского комсомола,
можно рассматривать лишь как пер-
вый опыт сценического воплощения
онулярного, любимого советским
наролом романа. Опыт вышел не
вполне удачным. Причиной тому —
порокн инсценировки, сделанной ре-
жиссером спектакля М, Чежеговым, а
‹акже приемы его постановки, не
gccrja соответствующие  стилевым
особанчостям романа А. Фадеева.
	`Инсценирозка сделана примитивно,
при помошн механического соёдине-
ния дналогов. Автор ее мало 3a60-
тился о сохранении образов романа
в типических обстоятельствах, в ко-
торых должно развиваться действне.
Взяв тот или иной прозаический от-
рывок, тот или иной диалог, Чеже-
гов переносит его в. обстановку, не
имеющую ничего общего с той, ко-
торая дана в романе. В спектакле
есть две большие сцены: одна из
них происходит в краснодонском
клубе, другая на вечеринке у Ко-
шевого. Эти сцены смонтированы из
разнородных отрывков, взятых из
различных глав романа. Сережа Тк-
ленин, вернувшись с фронта, оказы-
вается в семье Осьмухиных и: расска-
зывает этим людям, чужим для него,
то, что по реману он говорит род-
ным. Встреча Проценко с Любовью
Шевцовой, происходящая в Вороши-
ловграде на конспиративной кварти-.
ре, перенесена Чежеговым на пло-
шадку паровоза, с которого партиза-
ны сбросили немцев и который  те-
перь мчится к гибели. Примеров та-
кого неоправданного, слишком воль-
ного обращения с текстом романа
можно найти в спектакле немало.
Но главный порок инсценировки —
-внешняя иллюстративность. В ней
не раскрыты характеры — героев
Краснодона. Зритель, не знакомый с
романом, елва ли разберется как
следует в том, что происходит на
сцене,

Постановка М. Чежегова нарочито
«масштабна». Действие происходит
поочередно на трех сценах (основ-
	ная сценическая площадка и две 60-
ковых). По стилю своему спектакль
напоминает ранние трамовские поста-
новки. В романе Фадеева главное —
раскрытие характеров славных героев
комсомольского подполья. В спек-
такле приемы режиссера, уделяюще-
го внимание главным образом поста-
новочным эффектам и массовым сце-
нам, мешают актерам создавать глу-
бокие и значительные образы,
	Несмотря на серьезные ошибкн
инсценировки и режиссуры, художест-
венная убедительность и жизненизя
правдивость образов романа дают се-
бя знать и в этой далекой от совер-
шенства постановке. Это  особен-
но сказывается в тех сценах, где нет
резкого отступления от текста рома-
на, где сохранилась ткань фадезв-
ского повествования, например. в
сцене. гибели Шульги и Валько.

Артист Г. Самойлов сумел создать
правдивый и волнующий образ Оле-
га Кошевого. Он передал глазное в
Кошевом — мужество, преданчос:ь
Родине, силу воли и при этом сох-
ранил юношеское обаяние этого 0б-
раза. Довольно красочно, хотя, мо-
жет быть, менее глубоко обрисованы
театром некоторые другие персонажи
романа: Любовь Шевцова (артистка
А, Лузина), Уля Громова (артистка
Г. Мирович), Ваня Земнухов (артист
П. Лобанов). Но почти всем актерам
приходится преодолевать недостатки
инсценирозки и стронть свои образы
непосредственна на основе текста
романа, вступая нои этом в неволь-
	ную борьбу с основными принципами
	по»

с =

тановки
	во Ha поль
	дии — постановку пьесы Л. Малю-
гина «Старые друзья». В роли Тони
выступила выпускница студии, сей-
час уже принятая в труппу театра
Н. Ольхина, обнаружившая  дарова-
ние во многих отношениях примеча-
тельное. Она внесла в роль Тони то
живое чувство характера и индиви-
дуальности, которое всегда  свиде-
тельствует о творческой инициативе
актера, о его активном и властном
отношении к самому существу воп-
лощаемого образа. Типичность , Тони
актриса показала через ее своеобра-
зие, правду этого характера суме-
ла передать через такие его черты,
которые могли показаться зрителям
неожиданными.

Была в работе Ольхиной незре-
лость, естественная для ее актер-
ского возраста, но было в ней и то
внутреннее сознание своей актерской
правоты, тот взволмованный, моло-
дой интерес к героине, который сто-
ит гораздо дороже преждевременно-
го профессионализма и часто сопут-
ствующего ему  ремесленнического
холодка. В этой связи сразу же
вспомнилась осуществленная в конце
прошлого сезона на сцене Большого
драматического театра постановка
пьесы К. Симонова — «Под кашта-
нами Праги», где Ольхина, будучи
еше ученицей студии, исполняла
роль Божены. Простое сопоставле-
ние двух этих работ молодой актри-
сы дает возможность‘ для самых
серьезных и поучительных выводов
о том, как должен быть обставлен
	дебют актера. Божена в исполчевии
Ольхиной была показана не только
ученически-неуклюже, но и на-
редкость мелко, поверхностно,  без-
думно. Ольхина не почувствовала
роли, она повторяла чьи-то чужие
интонации потому, что не рождались
свои, она говорила чужим голосом
потому, что слова роли не стали ее
собственными словами. Дело, pa3y-
меется, не только в том, что рсль
Тони оказалась Ольхиной ближе, чем
роль Божены. Это обстоятельство,
само по себе весьма важное, нельзя,
однако, переоценивать. Актер не мо-
жет надеяться на то, что ему при-
дется играть только роли особенно
ему близкие и полюбившиеся. Дело
в том, очевидно, что в этих двух
спектаклях по-разному велась рабо-
та с актрисой, различными были ре-
жиссерские требования, — которые
пред’являляеь к ней при подготовке
роли Божены и роли Тони. В одвБом
случае постановщик видел перед со-
бой только исполнительницу, и она
оказалась недостаточно опытной для
того, чтобы постоять за себя и оты-
скать в трудной роли свою правду.
Зато в другом случае актриса была
нужна режиссеру не только как ис-
полнительница, но и как создатель-
ница образа. В этом качестве Оль-
	хина ‘принесла на сцену не только
живое представление о Tone, но
оаздумья о ней, умение видеть и
	понимать жизнь.

В спектакле Нового театра «Дале-
ко от Сталинграда» роль директора
завода Тараса Осередько была пору:
чека актеру Г. Кагану. Каган создал
фигуру наредкость выразительную ив
то же время подлинную и достовер-
ную в самом своем существе. На пер-
вый взгляд могло показаться, что за-
слуга актера — в очень остром и та-
лантливо чайденном внешнем рисун-
ке роли. Но это только на первый
взгляд. На самом деле Каган нашел
этот внешний рисунок только благо`
даря тому, что проник во внутренний
‘мир сроего. героя, мир сложный и
противоречивый Погруженный в се-
‘бя, угрюмый и настороженный, Тарас
Осерелько предстал в исполнении
Г. Кагана человеком, одержимым
властной потребностью всякое свое
слово и всякую мысль додумывать до
конца. Каждое слово; сказанное им,
как бы пережито и проверено душой
и разумом его. Он ничего не делает
и не говорит зря, ничего не решает
сразу — пусть это и покажется мед-
лительностью, он не отступает от это-
го правила. В сцене заседания бюро
Горкома он сидит молча, слушает
внимательно, но не торопится об’ явить
о своем решении, уже принятом
окончательно, раз и навсегда. Он
будто накапливает в себе все новую
и новую уверенность, будто запасает-
ся новыми и новыми доводами, что-
бы еше более прочным, еще более ве-
сомым было слово, которое он произ-
несет.

Умно ‘и очень тонко актер пользует-
ся характерными красками для обри-
совки своего Осередько. Смягченное
украинское произношение, насуплен-
ный, чуть исподлобья взгляд, разме-
ренная. неторопливая походка — все
это не получает в игре Кагана само-
довлеющего значения, все это подчи-
няется «внутреннему плану» роли. И
здесь решающую роль в успехе Ка-

Сценическое воплощение глубоко-
го и многогранного образа современ-
ника требует не только от драматур-
га, но и от актера большого и зрело-
го духовного опыта. Опыт этот при-
обретается неустанным — изучением
живой действительности, настойчивым
трудом, постоянным преодолением
‘трудностей, встречающихся на твор-
‘ческом пути. Чтобы раскрыть себя
‘по-настоящему, актер, в особенности
молодой, должен много играть. С
 этим руководители театров, к не-
‘счастью, считаются меньше всего,
‘Можно привести множество  приме-
  ров успешного выдвижения молодых
‚актеров, которое не было закреплено
‘их последующей непрерывной рабо-
той. В Ленинградском театре имени
Пушкина есть актеры, талантливо
начавшие свой актерский путь лет
десять — двенадцать назад. Но с
тех пор они ничего не играли, и ре-
путация «молодых», «обешающих»
так и осталась за ними чуть ли не
до седых волос. Долгое бездействие
мешает актерам расти. Оно атрофи-
рует их волю к творчеству, потреб-
ность искать` и думать. Об этом
очень точно высказался в свое вре-
	мя К. С. Станиславский — ‘«возбу-
дить желание творить трудно, а
убить его — чрезвычайно легко».
	Иные актеры перестают быть моло-
дыми не потому, что много прожили,
а потому, что мало пережили. Чего
греха таить, — во многих, весьма
почтенных, наших театрах премьеры
‘стали явлением столь редким, что
He только молодые актеры, но и зре-
ые мастера помногу месяцев ничего
‚не репетируют,

Этим об’ясняется необходимость
проведения специального смотра ак-
‘терской молодежи. К сожалению,
‘отнюдь не все художественные ру-
ководители поняли смыел  проводи-
мого смотра и предпочли отнестись
к нему, как к очередному  «меро-
приятию» внутреннего, так сказать,
порядка. В Ленинграде, например,
в большинстве просмотровых спек-
таклей молодежь ‘оказалась  пред-
ставленной в эпизодических или вы-
ходных ролях, по которым можно
лишь догадываться не только о ма-
стерстве и даровании исполнителей,
 но и 06 их сценических данных. Те-

атр юных зрителей счел возможным
выдвинуть на смотр актера, испол-
няюкщего третьестепенную роль псл-
ковника в пьесе Катаева «Сын пол-

ка». На афишу смотра по МЛенин-
градскому  драматическому театру
попала постановка  тургеневского
	«Нахлебника». одесь в руках моло-
‘дых актеров оказались’ роли. лакей
Петра и казачка Васи. В эпизодиче-
‘ских и часто ничего не говорящих
  ролях показывали. свою молодежь
‚ Геатр имени Пушкина, Малый опер-
‚ный театр и некоторые другие... При
‘таких обстоятельствах смотр, само
собой разумеется, не мог стать под-
линным праздником актерской моло-
дежи, не говоря уж о том, что он
не мог оставить сколько-нибудь за-
метных следов в жизни самих теат-
ров.
	  Но ведь работа с актерской мсло-
дежью, когда она ведется с увле-
 чением и настоящим талантом, MO-
жет и должна многое определить в
репертуаре театра, в ‘режиссерских
	замыслах, во всем внутреннем строе-
	спектаклей. Работа с молодежью
может и должна быть мерой творче-
ской смелости театра, . способности
его к самостоятельным исканиям и
подлинному новаторству. Ослабление
интереса к судьбе молодых актеров,
в свою очередь, свидетельствует ©
том, что внутри театра потеряно жи-
вое чувство завтрашнего дня, что те-
атр мало думает о будущем. Живой
опыт показывает, что внимание к
молодым актерам помогает и в ре-
пертуарных исканиях театра. Успех
Н. Родионовой в роли Зои (Ленин-
градский театр им, Ленинского ком-
сомола) в этом смысле чрезвычайно
поучителен. От удачи или неудачи
молодой актрисы зависела судьба
спектакля, только ее творческий ус-
пех мог по-настоящему оправдать
выбор пьесы. На Родионовой лежала
очень большая ответственность, и
именно эта ответственность помогла
ей раскрыть себя.

Родионовой удалось в первой
большой самостоятельной работе сце-
нически воплотить свой жизненный
опыт, выразить сложившееся у нее
представление о нравственном  со-
вершенстве советских людей. Играя
роль сверстницы, она в собственных
житейских представлениях, во всем,
что она сама прожила и пережига,
черпала ту мудрость и ту правду,
которая обычно дается художнику
только долгими наблюдениями И
большой артистической жизнью. До-
верие театра к  исполнительнице
главной роли полностью оправдало
‚ себя.

Не так давно Большой драмати-
ческий театр имени Горького пока-
зал выпускной спектакль своей сту-
	трудовые достижения и  пУродовых
методы труда. Г

В 1947 году наш зритель попрежне-
му каждые пять дней будет иметь
возможность вилеть события нашей
действительности, отраженные в
материалах киножурнала «Новости
дня». Студия будет также ппо-
должать издание киножурнала AA
детей — «Пионерия», которому не-
давно исполнилось 15 лет. Попрежне-
му будет выходить журнал «Совет-
ский спорт». Вновь начнется выпуск
киножурнала «Советское искусство»,
	Таков план работы Центральной
студии документальных фильмов на
1947 гол. Этот план настолько ши-
рок, что решительно все наши режис-
серы, в том числе молодые, смогут
быть использованы и притом с
максимальной нагрузкой. Ho мз-
стера документального кинема-
тографа должны помнить, что жизнь
прел’являет к ним новые, повышенные
требования. Только тот, кто непре-
рывно работает над собой, изучая
марксистско-ленинскую теорию — не-
исчерпаемый источник знаний об обше-
стве, способен удовАетворить этим
требованиям. Ибо большие и ответст-
венные задачи стоят сейчас перед со-
	ветским документальным кинемато-

графом.

Единственно правильный путь К
	решению этих задач указывают пог
ледние постановления ЦК ВКП(б) о
литературе и искусстве.

Жизнь нашего народа, нашу увле-
кательную, богатую событиями дейст-
вительность документальный кинема-
тограф должен отражать несравненно
полнее, глубже, ярче. А для этого на-
до раньше всего полнять роль сцена-
рия. Ни один документальный фильм
не должен запускаться в производст-
во без законченного, полноценного в
идейном и художественном отноше-
нии сценария,

С’емки без сценария (или по неза-
вершенному, неполноценному  сцена-
рию) не только дезорганизуют произ-
водство и удорожают фильм, но, как
	правило, снижают его политическую
значимость и художественное качест-
	Скульптурная гоуппа «Штурм» работы литовского скульптора Ю. И.
	Совета Литовской
	Микенаса — кандидата в депутаты Верховного
	ССР. Скульптура установлена на площади Победы в городе Калинин-
			° х
НОВЫЕ ФИЛЬМЫ
	Роман Фадеева дает полную BO3-
можность ярко и впечатляюще во-
плотить на сцене образы мололо-
гвардейцев. В этом прекрасном про-
заическом произведении много пол-
линного драматизма, и, надо думать,
что опыт первой его инсценировки
будет учтен в дальнейшем, когда
другие театры возьмутся за решение
ответственной задачи сценического
воплошщення «Молодой гвардии».
		На-днях эта работа будет показана
з виде своеобразного киноспектакля,
‘смонтированного из эпизодов будуще-
го фильма.

Затем <’емочная группа выедет на
с’емки зимней натуры в Краснодон.
Постановка фильма, рассчитанного
на две серии. осуществляется С. Ге-
расимовым при участии группы сту-
дентов-выпускников режиссерского и
актерского факультетов ВГИК, для
которых это явится дипломной ра-
ботой,

Главный оператор фильма И. Сте-
панов, музыку пишет Д. Шостакович.
Фильм будет сниматься в студии
	(Союздетфильм.
«Мария Мельникайте»
	В ближайшее время в студии Мос-

фильм начнутся с’емки художест-
венного фильма, посвященного верной
дочери литовского народа, Героя Со-
ветского Сокза—Марии Мельникай-
те. -
Фильм «Мария Мельникайте» ста-
вит режиссер В. Строева по сцена-
рию Ф. Кнорре. Операторы картины
Е. Андриканис и Г. Пышкова. Ху-
дожник А. Пархоменко,
		«Песня о Киргизии»

В ближайшие дни на экранах
столицы начнет лемонстрироваться
	новый документальный фильм —
«Песня о Киргизии». заснятый Фрун-
зенской студией кинохроники.
	Сценарий фильма написан поэтом
Аалы Токомбаевым и режиссером
картины М. Слуцким. Композиторы
Аблылас Малдыбаев и Дан. Покрасс,
операторы А. Фролов, М, Аранышев
я С Авлошезко.
	Фильм «Песня о Киргизии» подроб-
но рассказывает о том, как живет и
трудится Советская Киргизия, как
растут в ней промышленность и сель-
ское хозяйство, как расцветают наука
и искусство. Значительное место. в
фильме отведено показу лучших лю-
дей республики,
	«Молодая гвардия»
в Театре киноактера
	Мастерская режиссера С. Гераси-
мова заканчивает репетиционную ра-
боту над фильмом «Молодая гвар-
дия» по роману А. Фадеева.
	„Русский вопрос“
в Ростове
	(По телеграфу от нашего корреспондента)
	На сцене Ростовского драматиче-, Шейн создал яркий сценический порт-
	екого театра им. Горького осущест-
влена постановка новой пьесы Кон-
стантина Симонова «Русский вопрос»,
Спектакль явился крупным событием
в театральной жизни города.

Режиссер М. Левантовский, поста-
визший этот спектакль, показал глу-
бокое понимание пьесы, которая не
только разоблачает лживую легенду
о «свободе печати» в Америке, но и
ставит более широкие проблемы борь-
бы с реакцией во всем мире. Ростов
увидел очень яркий, политически
острый спектакль, который убедитель-
но говорит зрителям о том, что пере-
довые люди на Западе, несмотря на
клеветнические измышления продаж-
ной буржуазной прессы, верят Совет-
скому Союзу, связывают с ним свои
надежды на лучшее будущее, считают
его голос голосом человеческой сове-
CTY.
	Серьезной актерской удачей яви-
лось исполнение роли Макферссна
Григорием Леондор. Его Макферсон
—опытный, искушенный в делах биз-
нессмен, в совершенстве владеющий
секретами распространения клеветни-
ческих сенсаций, холодный и бессо-
вестный человек, глубоко убежден-
ный в том, что он может приобрести
любого журналиста в полную безраз-
дельную собственность и навязать
ему любые взгляды.
	Интересен в спектакле и ближай-
ший сподвижник Макферсона — ре-
дактор Гульд, который предстает пе-
ред зрителем в исполнении Ю. Левиц-
кого человеком морально нечисто-
плотным, способным на любую мер-
зость во имя карьеры. Артист А.
	рет совершенно опустошенного, поте-
рявшего человеческое достоинство
херстовского журналиста Морфи.
	Всему этому миру циничных дель-
цов — издателей и «желтых» журна-
листов — противопоставлен в пьесе и
в спектакле литератор Смит. Это на
него по ошибке падает выбор Макфер-
сона, когда тот подыскивает автора
для клеветнической антисоветекой
книги. Макферсон со свойственным
ему расчетливым цинизмом полагает,
что было бы лучше всего, если бы та-
кую лживую книгу написал человек,
известный, как друг русских, побы-
вавший_в дни войны в Советском Со-
юзе. Но Смит, вторично с’ездив по по-
ручению Макферсона в советскую
страну, пишет честную книгу. Гарри
Смит оказался человеком, которого
невозможно купить. Честность, об’ек-
тивность побуждают его выступить
против клеветы на советских людей.
Артист А. Никитин создал в этой ро-
ли привлекательный образ честного,
прямого человека, хотя порой его ис-
полнению недостает страстности, тон-
кости психологического анализа.

Молодая актриса Е. Кузнецова, вы-
ступившая в интересной роли Джесси,
жены Смита, правливо и тонко изобра-
зила судьбу этой женщины, KOTO-
рая жадно стремится к счастью с лю-
бимым человеком, но получает это
счастье лишь в «кредит» с тем, чтобы
вскоре вновь его потерять.

Премьера прошла с большим успе-
хом. Репертуар Ростовского драмати-
ческого театра обогатился интерес-
ным, злобэдкевным спектаклем.
		Вечер мололых мастеров кулетуры

Вечера молодых мастеров культу-
	ры, проводимые Союзом советских
архитекторов СССР, завоевали за-
служенную популярность. среди. ра-
	ботников искусств столины.
Очередной вечер мололых мастеров
культуры, состоявшийся 5 февраля в
Московском Доме архитектора, от-
крыл ответственный секретарь Сою-
за советских архитекторов СССР К.
Алабян. О творчестве моладых зод-
чих Г. Ализаде. Г. Захарова, P. He-
раэляна и И. Трофимова, получив-
ших первые‘ премии на недавно за-
кончившемся Всесоюзном смотре мо-
лолых мастеров: архитектуры, расска-
зал председатель жюри. смотра ака-
демик А. Шусев. Народный  худож-
ник СССР Б. Иогансон представил
собравшимся скульптора С. Орлова,
удостоенного Сталинской премии за
монументальную композицию «Мать»
	и композиции из фарфора «Алек-
сандр Невский» и «Сказка». В зале
быля выставлены премированные ар-
хитектурные проекты и работы мо-
лодого скульптора,

Кандидаты в депутаты Верховного
Совета РСФСР В. Давыдова, В.
Шебалин и А. Сурков ознакомили
‘собравшихся с творчеством своих мо-
лодых товаришей—солистки Боль‘ио-
го. театра Т. Талахадэе, лауреата
конкурса музыкантов-исполнителей
виолончелиста М. Растроповича и по-
эта А. Межирова,

Т. Талахадзе спела на вечере не-
сколько произведений Чайковского,
Глинки и Шапорина. Новые стихи
прочел поэт А. Межиров, М. Растро-
пович показал себя Ha вечере He
только как виолоячелист, но и Как
композитор, исполчив ряд’ своих
фортепианных сочинений.
	НЕИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА Н. А. ЯРОШЕНКО
	систка», которой в свое время Глеб
Успенский посвятил восторженную
статью.
	Недавно было установлено, что 94-.
	на из находящихся в Калужском му-
зее картин—портрет старухи, считав-
шийся до последнего времени работой
неизвестного художника второй поло-
вины ХПХ века, принадлежит кисги
	Ярошенко.
М. ДНЕПРОВСКИЙ.
	колхоза, но и путь, котофым он K HUM
пришел.

Отметим тут же, что до сих пор
документальный кинематограф был в
большом долгу перед колхозной де-
ревней, недостаточно показывал ее в
периодических изданиях и слишком
редко в полнометражных и коротко-
метражных фильмах.
	  Сейчас мы приложим все силы к
тому, чтобы онлатить этот долг. По-
мимо полнометражного фильма «Име-
ни Сталина», мы должны выпустить в
этом году ряд короткометражных, в
том числе об интеллигенции одного
колхоза, о колхозной электростанции
на реке Лама, о сельской учительни-
це, о сельскохозяйственной опытной
станции, основанной Докучаевым и др.
В колхозы будут направлены лучшие
операторы, и это позволит нам в пе-
риодических изданиях, в первую ‚оче-
редь в журнале «Новости дня», уве-
личить количество сюжетов,  посвя-
щенных колхозной деревне, и улуч-
шить их качество.

В этом году мы будем также сни-
мать полнометражный фильм о круп-
ном заводе. Этот фильм должен будет
раскрыть типические черты советско-
го предприятия.

План 1947 года предусматривает
также создание полнометражного
биографического фильма о замеча-
тельном большевике М. И. Калинине.
Из серии фильмов, посвященных от-
дельным союзным республикам, уже
закончена «Советская Латвия» (pe-
жиссеры С. Гуров и Л. Кристи, сие-
нарий Б. Агапова), Студия будет про-
должать работу и над фильмами на
зарубежном материале. Первой в этом
разделе выйдет «Румыния» (режис-
сер В. Беляев, текст Б. Горбатова).

Большой и важной областью нашей
работы в 1947 году будет создание
серии короткометражных фильмов.
Одни из них покажут крупнейшие
стройки пятилетки, новые и мало из-
вестные советские земли, облик ня-
ших городов, успехи нашей культуры;
другие, посвященные производствен-
ным коллективам и отдельным людям,
будут пропагандировать выдающиеся
	Калужский областной художест-
венный музей располагает значитель-
ным собранием картин одного из вид-
нейших художников-передвижников:—
Николая Александровича Ярошенко.
	Эти картины поступили из бывшего.
	имения брата художника «Иавлишо-
во», 6. Мещевского уезда Калужской
губернии. Среди них имеются такие
значительные и широко известные
произведения художника, как <«Кур-
	о будничном дне нашей страны в эпо-
ху послевоенной сталинской пятилет-
ки. В этот день лучшие операторы,
вооруженные самой совершенной тех-
никой, снимут все примечательное,
что произойдет на территории 16 со-
‚юзных республик.

Самая форма этого фильма не нова
для советского зрителя. Зритель пом-
нит «День вового мира», «День вой-
ны». Но‘на этот раз традиционная
  форма будет наполнена новым содер-
жанием. Запечатлевая сегодняшнюю
‚нашу действительность, этот фильм,
выходящий в трилцатый год сущест-
вования великого советского государ-
ства, должен быть по своему сущест-
ву историческим, юбилейным. Через
сегодняшнюю действительность он
должен рассказать о пути, пройлен-
ном нашим народом, о величии cro
дел. Фильм покажет преображенную
трудом советских людей природу:
‘ожившие пустыню и Арктику,
реки в новых руслах, цветущие поля
и сады на месте, болот, грандиозные
работы, которые навеки предотвратят
засухи ва русской равнине. Будет по-
казано, как наша индустрия непрерыв-
но совершенствует свои методы в со-
гласии с последними достижениями
передовой науки. Соответственно бу-
дут показаны сельское хозяйство И
культура. Но основным героем филь-
ма будет советский человек, новые
социалистические о взаимоотношения
между людьми. Так должен возник-
‘нуть в картине величественный образ
‘страны, построившей  социалистиче-
ское общество, не знающей угнетеная
и эксплоатации и уверенно идущей к
построению коммунизма.

«Имени Сталина» — будет назы-
ваться фильм о колхозном строе. Сни-
мая на протяжении года лучшие ксл-
хозы страны, мы, вероятно, покажем
только один из них, лучший из луч-
ших. Метод длительного кинонаблю-
дения над рядом об’ектов позволит
отразить не только успехи данного

К 110-ЛЕТИЮ 60 ЛНЯ СМЕРТИ А, 6, ПУШНИЛА
	Концертные и музыкальные кол-
лективы столицы отмечают исполня-
ющуюся 10 февраля 110-ю годовикл-
ну со дня смерти А. С. Пушкина. Ан-
самбль советской оперы ВТО покажет
в феврале премьеры двух новых
советских опер по — произведе-
ниям Пушкина — «Барышня-кресть-
янка» Ю. Бирюкова и «Сказка о мерт-
вой царевне и семи богатырях»
уральского композитора Я. Черняка.
	9 февраля в Зале им. Чайковского
состоится литературно-музыкальный
утренник. После вступительного сло-
ва Д. Благого будет проведен кон-
перт из произведений Пушкина.
` 16 февраля в Октябрьском зале
Дома союзов Д. Журавлев прочтет
повесть Пушкина «Пиковая дама».
17 февраля там же с чтением глав из
«Евгения Онегина» и поэмы «Цыга-
ны» выступит В. Аксенов.
		во. Это в равной мере верно как для
хуложественного, так и для докумен-
‚тального кинематографа.

Иногда спрашивают: «Позвольте, о
каком сценарии может итти речь, ес-
ли вы снимаете подлинную жизнь?
Как может подлинная жизнь стать
материалом сценария?»

На этот вопрос ве трудно ответить.
Подлинная жизнь есть материал для
всякого художника. И никакой xy-
дожник не имеет права стать на путь
бездумного воспроизведения, ‘рабско-
го копирования жизни. Художник раз-
личает в жизни закономерное и слу-
чайное, отбирает факты существенные
и отбрасывает мало значительные,
стремится понять законы развития
действительности и об’яснить их 2B
своем произведении. Создавая доку-
ментальный фильм, также приходится
заранее отбирать материал предвари-
тельных наблюдений и фиксировать
его в сценарии. :
	Сценарий документального фильма
есть результат глубокого изучения
жизни, Он не только определяет об’-
екты <’емок, но излагает также точку
зрения художника на действитель-
ность и, следовательно, указывает ме-
тоды с’емки. Документальный сцена-
рий формирует будущий фильм, как
идейно-художественное единство.
	Но особенность документального
сценария состоит в том, что работа
над ним должна продолжаться и пос-
ле запуска фильма в производство.
Ибо жизнь не ждет, она меняется на
глазах, Учитывая ее изменения, сце-
нарист должен тут же находить но-
вые решения, связанные с общим за-
мыслом фильма. Сценарист в наших
условиях — непременный участник
создания фильма. Поэтому, в отличие
от художественной, документальной
кинематографий абсолютно необходи-
мы сценаристы, являющиеся постоян-
ными работниками студии, В ряде слу-
чаев их целесообразно об’единять ©
крупнейшими нашими писателями, ко-
торые могут оплодотворить фильм та-
лантливым и значительным общим за-
мыслом, основным художественным
	решением, но не могут уделить доста-
точно времени с’емочной работе.
Необходимость иметь сценаристов,
постоянно связанных со студией, дик-.
туется и другими особенностями на-
шей работы, в частности чрезвычайно
сжатыми сроками производства неко-
торых фильмов (спецвыпусков) и пе-
риодических изданий, Эти сроки по-
рой измеряются часами.
	Советские кинолокументалисты
должны иметь возможность видеть и
фиксировать ренгительно все сушест-
венное, что происходит на безгоз-
ничных просторах нашей родины;
Должны быть резко расширены воз
можности для выездов наших с’емоч-
ных групп. Разумеется, надо улуч-
шить и работу периферийных студий
хроники, которые пока совершенно
неудовлетворительно снабжают‘ нае
	с’вмочным материалом. Но вместе <

тем с‘емочные группы Центральной
етутии  поименителтжо к нужтам 60K
	студии, применительно к нуждам в
требованиям союзной периодики и сс-
новных важнейших документальных
фильмов, должны иметь возможность
снимать все интересное и важное в
любой точке страны. То, что не мо-
жет быть использовано в журналах и
фильмах, но представляет несомнен-
ный исторический интерес, необходи:
мо зафиксировать для кинолетопнен.

Нам надо также усилить нашу’ с е-
мочную технику. и здесь мы расечи-
тываем на помощь Министерства ки-
нематографии. Должен быть пролуман
и вопрос о расширении корреспоя-
дентской сети. 5

Советские кинодокументалисты на-
деются с честью выполнить стоящие
перед ними большие и ответственные
задания. Основной отряд их, об’еди-
ненный в коллективе Центральной
студии документальных фильмов,
стремится создать произведения, ко-
торые не только отражали бы все ве-
личие дел советского народа, но
вдохновляли бы его на новые труло-
вые подвиги,

м. РУТЭС,
	директор Центральной студии
документальных фильмов»

Советский документальный фильм
веегда фильм большой общественной
темы и безукоризненно точное свиде-
тельство истории. Прежде всего он
безупречно правдив, — М в этом его
	основная черта, свойственная всему

советскому искусству в целом.
Являясь неопровержимым  <виде-

тельством пействительности,  совет-
	ский документальный кинематограф
неизменно несет в себе боевую боль-
шевистскую партийность. Если
учесть, что документальный кинема-
тограф достигает значительной широ-
ты охвата действительности в полно-
метражных документальных фильмах,
то не трулно понять, каким он явля-
ется серьезным оружием идеологиче-
ской борьбы.

Жанр полнометражного локумен-
тального фильма получил особое раз-
витие во время войны. Великую Оте-
чественную войну документальный
кинематограф рисовал, как эпическую
борьбу всего советского народа, пска-
зывая и гениальную сталинскую стра-
тегию, и подвиг рядового пехотивца,
идущего в атаку.

Документальная кинематография
неплохо работала в 1946 году. Каж-
Ive пять дней советский зритель ви-
дел очередной киножурнал «Новости
дня», каждый месяц — новые выпуски
«Пионерии» и «Советского спорта».
Вместо 10 полнометражных. фильмов,
предусмотренных планом, Централь-
ная студия документальных фильмов
выпустила 12, вместо 24 частей корот-
кометражных фильмов — 51 часть.
Годовой план студии был выполнен
еще в начале декабря.

В творческом отношении 1946 гол
был для работников документального
кино голом перестройки применитель-
но к требованиям мирного строитель-.
ства. Немалое место в работе занима-
пи еще фильмы, рожденные войной. В
	1х числе — «Суд народов» pr

yaaa P, и я E. Cem:
т
	вия» (режиссер Л. Варламов) и не-
сомненно удачная работа Р. Кац-
мана и М. Фиделевой, недавно закон-
ченная «Болгария» (два последних
фильма обогащены превосходным тек-
стом И, Эренбурга). Но одновремен-
но создавались уже фильмы, посвя-
щенные мирному — строительству.
Здесь следует особо отметить две яр-
кие работы режиссера Л. Степановой:
«Таджикистан» и «Советская Эсто-
ния».

Всеобщее признание зрителя, как в
пределах нашей страны, так и за рубе-
жом. завоевал цветной фильм о физ-
культурном параде 1946 года — «Мо-
лодость нашей страны» (автор фильма
С. Юткевич, режиссеры И. Посель-
ский и И. Венжер).

Послевоенная жизнь страны ипте-
ресно отразилась в двух короткомет-
ражных фильмах, вышедших в конце
года. Первый из них — «Горная Шо-
рия», снятый молодым режиссером
3. Тулубъевой и сопровождаемый ‹о-
держательным текстом Б. Агапова,
показывает чудесные изменения, про-
исходящие в далеких и ранее пустын-
ных районах нашей страны, Второй—
«Колхоз «Красный Октябрь» (режис-
сер П. Аташева, текст Е. Габрилови-
ча) демонстрирует, какие замечатель-
ные результаты обеспечивают колхоз-
ный строй и честный труд колхозни-
ков. В последние недели студия сня-
ла ряд фильмов-очерков © кандидатах
В депутаты Верховного Совета
РСФСР.

Но все названные фильмы — толь-
ко начало болышой работы по отобра-
жению мирного труда страны в после-
военный период. План Центральной
1947 гол позволяет нам развить эту
работу шире и разнообразнее, глубже
показать трудовой подвиг советского
народа, осуществляющего гениальные
предначертания сталинского плана.

Олной из основных задач студии в
	текущем году будет создание фильма