COBETCKO
	1ворческие отчеты
	мастеров искусств
	В ЦДКА с 18 по 24 февраля про»
ходят вечера, посвященные 29-й го:
довшине Советской Армии. На этих
вечерах с творческими отчетами зы-
ступают музыкальные, хоровые и тач-
повальные ансамбли, театры столнны
и мастера искусств.

Сегодня в концертном зале ЦДКА
выступит Краснознаменный им. А. В.
Александрова ансамбль песни и пля-
ски Созетской Армии под руководст-
вом Б. Александрова. В Краснозна-
менном зале ЦДКА сегодня состоит-
ся творческий отчет-концерт желез:
нолерожного ансамбля песни и пляски
ЦДКЖ нод руководством И. Дунаев-
ского:

23 февраля в ЦДКА будет провс-
ден большой концерт «Мастера ис-
кусств — Советской Армии». В музы-
калькой гостиной ЦДКА состонтся
концерт — «Песни о героях и парти-
занах» с участием артистов Москов-
ской филармонии и Всесоюзного рз-
диокомитета. В литературно-художе-
ственном вечере «Советская Армия в
военном стихотворении» (26 февралч;
примут участие поэты и чтецы.
	Воины в гостях
у актеров

Сегодня в Доме актера состоится
вечер, посвященный 29-й годовщине
Советской Армии, А. Исбах выступит
с доклалом «Герои Великой Oreue-
ственной войны в литературе и драма-
тургии». Затем мастера московских
театров похажут сцены из спектак-
лей: «За тех, кто в море». «Офицер
флота», «Сталинградцы», «Дорога по-
беды».

24 февраля в гости к творческим 4-
ботникам московских театров в Дом
актера придут Герои Созетекого Со-
юза тт. Самесгов, Маресьев, Линьков
(Батя), Курзенков, Зубкова, Потем-
кин и др. Они выступят с воспомина-
ниями на тему—«Самый интересный
эпизод в моей боевой жизни». В за-
ключение состоится концерт при уча-
стии мастеров искусств.

В день 29-й годовикины Советской
Армии, 23 февраля, Центральный дом
работников искусств и редакция га»
зеты «Красная Звезда» оргализуют
встречу мастеров искусств столицы с
генералами, адмиралами и Героями
Советского Союза,
	Бознно-шефская работа
в Малом театре
	Артисты Малого театра, готовясь
к празднованию Дня Советской Ар-
мии, провели смотр военно-шефской
работы. Ряд ведущих  артистоз—
В. Рыжова, Е. Гоголева, Д. Зерка-
лова, М. Царев, Н. Анненков, Н. Ры:
жов и др. — выступали в течение
февраля с творческими отчетами в
зоинских частях, военных  госпита-
лях, на Высших всеармейских полн-
тических курсах. Каждому отчету
	О Но = CAC3O
‘проф. В. Филиппова. В творческих
	проф. Б. Филиппова. В творческих
отчетах-концертах принимали также
участие М. Нароков, Н. Светловидов,
Н. Комиссаров, Г. Ковсов. Л. Орлова,
В. Владиславский, С. Фадеева, Н.
Белевцева, И. Лепштейн.
	На-днях в ‘подшефной Малому те-
атру воинской части был организован
доклад на тему, \Малый театр и
Островский». Посл ‘доклада заведу-
ющего музеем теа а В. Маслих со-
стоялея концерт <
	шему его генералу Шумилову. [ya
срудий уже катился тогда к берегам
Дона. Начинался новый этап Отечест-
	‚ венной войны — эеликое настуниление
	Советской Армии.

Кинолетопись великих лет войны не
была бы полноценной, если не отрази-
ла бы гигантские усилия советского
народа в тылу. В цехах военных заво-
дов, на домнах и прокатных станах,
на колхозных полях, на горных паст-
бищах, в научных лабораториях, на
опытных аэродромах, на полигонах, в
шахтах, на нефтяных промыслах и
тозфоразработках вели с‘емочную ра-
боту мастера кинорепортажа. Своими
яркими с‘емками трудовых подвигов
советских людей операторы внесли
оольшой вклад в кинолетопись воен-
ных лет.
	Немцы попытались наступать на

Курской дуге, но их встретил сокру-
шительный контрудар Советской Ар-
мии. В дни Орловской битвы оператор
	Лозовский пошел в танковую атаку.
	Танк, в котором он сндел, загорелся,
	стали рваться боеприпасы. Нокидая
вместе с экнпажем танк, тяжело ра-
ненный, Лозовский спас снятую плен-.
ку, на которой был запечатлен ред-

кий матернал.
Во мвогих партизанских отсядах и
	бонгалах работали наши операторы:
Глидер, Вакар, Мария Сухова, Рейз-
	Цетище Советской Армин

Около 1,500 концертов дал Красно-
знаменный ансамбль за время войны
на фронте и в тылу.

Музыка А. В. Александрова, став-
шая Государственным гимном Совет-
	ского Союза, родилась и впервые
прозвучала в Краснознаменном ан-
самбле.
	Сейчас в репертуаре ансамбля око
ло 400 песен: народных-— русских, ук-
раинских. грузинских, белорусских,
произведений русской и западноевро-
пейской оперной классики, советских
композиторов, а также чешские,
польские, хорватские, венгерские пес.
ни. За время войны ансамбль созлёл
140 ‘новых песен. Подготовлена новая
программа, с которой ансамбль вы-
ступит в ближайщее время. В stot
программе — победная торжественная
кантата А. В. Александрова (его но-
следнее произведение), финал из кан-
таты Чайковского «Москва», meen
М. Блантера «Лузне нету того цзе-
ту» (На слова М. Исаковского), «Эх,
дороги!» А. Норюжова, «Рязаночка»
Л. Бакалова, уорватокая народная
песня «Душа Марица», песня 1812г.
«Донцы-молодцы», новая пляска aH-
самбля и т. д.

В настоящее время ансамбль гото-
вится к большим историческим та-
там: 30-летию Великой Октябрьской
социалистической революции и к
30-летию Советской Армии. В 1948 г.
наш ансамбль будет также отмечать
свое 20-летие. К этим датам Красно-
знаменный ансамбль будет готовить
ряд новых произведений, в том числе
песни А. Новикова, М. Блантера, В.
Соловьева-Седого, Б. Мокроусова и
ap.

Вместе с поэтом С. Алымовым я
буду писать кантату, посвященную
800-летию Москвы. Кроме того, при-
ступлю к работе над кантатой для
ансамбля «30 лет Созетской Авмин>.
	Краснознаменный им. А. В. Алек-
сандрова ансамбль песни и пляски
Советской Армии свято хранит твор-
ческие традиции А. В. Александротза
— крепкую связь с жизнью армаи,
высокое исполнительское мастерство
и глубокую музыкальную выраэитель-
ность пения, а также сплоченность и
дисциплинированность,

Огромное внимание, которое посто-
янно уделяют ансамблю партия, пра-
вительство и товарищ Сталин, дают
уверенность в том, что мы создадим
новые произведения, которые ждут
от нас народ и армия.
	Берис АЛЕКСАНДРОВ,
художественный руководитель
Краснознаменного им, А. В. Алек-
сандрова ансамбля песни и пляс-
ки Советской Армии.
	лэнием фильмов о Советской Армии,
	частеи, сформированных для отпраз-
ки на фронт.

Созданная профессором А. ‘ B. Але-
ксандровым песня «Свяшенная вой-
на» на слова поэта В. Лебедева-Ку-
мача стала песней-знаменем Совет-
ской Армии. Торжественно и сурово
прозвучала она впервые в июльские
дни 1941 г. в исполнении Краснозна-
менного ансамбля.

Как воинская присяга. звучит эта
песня. как священная клятва воинов
драться до послелней капли крови:
	Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идет война народная,
Священная война!
	..Осень 1941 г: Район Ельни. В с0-
сновом бору закончилея концерт
фронтовой группы ансамбля. Koman.
дир части поблагодарил афтистов и
прелложил им остаться еше Ha He.
сколько минут, чтобы посмотреть в
действии те «Самовары-самопалы», о
которых только что пелось з песне
А. Новикова. Вскоре раздалась
команда:

— В честь Краснознаменного ан-
самбля — огонь!.

И в сторону врага полетели смер-
тоносные гостинны.
	Еще эпизод. Генерал-лейтенант Ро-
коссовский, ныне поославленный
Маршал Советского Союза. пжле
одного из коннертов ансамбля сказал
нам, что Ярцево защищает геройский
полк. позиции которого усиленно об-
стреливаются немецкими орудиями и
минометами. Этэт полк был лишен
удовольствия послушать выступления
ансамбля, но Рокоссовский не решал-
ся послать туда артистов. Советские
артисты — участники ансамбля —
все-таки поехали к бойцам на огне-
вые позиции и провели там два кон-
церта. .

Весной 1943 г.одна из групп Крас:
нознаментюго ансамбля приехала в
7-ю Сталинградскую — гвардейскую
бригаду. Это ее офицер, поднолков-
ник Винокур, с 22 бойцами отбил на
улицах Сталинграда атаку 30 немец-
ких танков. В честь подполковника
Винокура и ero боевых товарищей
мною совместно с поэтом О. Колы-
чевым была написана «Песня Т-й
Сталинградской гвардейской брига-
ды» и исполнена Краснознаменным
ансамблем перед бойцами и офицера-
ми героической бригады. С песчей,
рожденной Краснознаменным ансам-
блем, ушла 7-я Сталинградская в
орлозский бой. И с радостью прочля
артисты ансамбля приветствие бригз-
ды, присланное с фронта полковии-
ком Винокуром.
	Советекие пьесы и фильмы за рубежом
	«Нью-Иорк Таймс» писала, что «оя
является художественным отображе-
нием величайшего мужества. ...Остав-
ляет резабываемое впечатлениям».
	«...Это великий гуманный историче-
ский документ о войне и повесть 0
неисчерцаемом героизме, основанном
на глубочайшей любви к родинез,—
пишег газета «ПМ».

С огромным успехом «Дни и ночи»
идут до сих пор в Югославии.

Сотни зарубежных газет высоко
опенили правдивый показ в совет.
ских фильмах Великой Отечествен-
ной войны и прекрасную передачу
образов советских военных людей —
от рядовых до генералов, беззаветно
преданных своему народу и его вож-
дю И. В. Сталину.
	О картине «Битва под Сталингра-
дом» «Дейли Экспресс» — писала:
«Этот русский фильм повествует о
чудесах, совершенных людьми. Кар-
тина рассказывает O TOM, Kak Сталин
разгадал планы германского наступ:
ления».

В оецензии о фильме «Битва за на-
uy Советскую Украину» в газете
«Лейли Уоркер» читаем: «Батальные
сцены этой картины потрясают и да-
ют некоторое представление не толь-
ко о храбрости и военном искусстве
русских, но и о цене, которая потре-
бовалась, чтобы отогнать немцев до
Днепра и за Днепр».

Из Венгрии сообщают, чтс с пояз-
сандрова ансамбль песни и пляски—
дётише Советской Армии. Именно ей
он обязан своим созданием, своими
успехами и творческими достижения-
МИ. :

Почетны и велики идейно-воспита-
тельные задачи ансамбля. Раскрывая
в песенном творчестве образы совет-
скях воинов. он должен быть худо-
жественным пропагандистом MY3bI-
кальной культуры нашей армии.

Огромной популярностью  пользу-
ются выступления ансамбля и в ар-
мейской среде и в любой граждан-
ской аудитории. По его образцу в
частях Созетской Армии возчикли
десятки и сотни музыкальных KOJI-
лективов. прочно вошедших в армей-
скую ЖИЗНЬ.

Сотни тысяч километров проехал
ансамбль — от Балтийского моря до
Тихого океана, от Полярного круга
до знойных песков Средней Азии.
Ансамбль. выступал во Франции.
Польше. Финляндни, Чехословакии,
Монгольской народной республике,
Болгарии, Румынии, Венгрии.

Радио во сто крат увеличивало
этот диапазон. Когда ансамбль вы-
ступал за границей, за кулисы при-
ходили французы и болгары, венгоы
и чехи. Рабочие и музыкальные дея-
тели, ученые и писатели говорили о
том. что им по радио хорошо извест-
ны «Полюшко», «По долинам и по
взгорьям» и другие советские песни,
которые пел наш ансамбль. Они pac:
‘сказывали, что во время немецкой
оккупации они слушали по радио из
подполья бодрые — красноармейские
песни, которые вселяли в них надеж-
ду на скорое освобождение от гитла-
ровского ига. .

Из года в гол наш ансамбль по.
полняется все новыми талантливыми
людьми, приходящими к нам из ря-
дов армии. В ансамбле можно встре-
тить бывшего пехотинца и кавалери-
ста, летчика и танкиста, краснофлот-
ца и артиллериста. Кому же, как не
этим бывшим бойцам и офицерам, го-
товым в любую минуту сменить свои
трубы и баяны на винтовки и пуле.
меты. воспевать мощь и величие на-
шей армии, ее героическое прошлое
и настоящее?

В первый день войны личный со-
став Краснознаменного ансамбля
красноармейской песни и ‘пляски по-
дал рапорт < просьбой отправить его
на фронт. Просьба его была удовле-
творена: три группы ансамбля выеха-
ли на Западный, Юго-Западный и
Южный фронты. а четвертая группа
осталась в Москве для обслужива-
ния гарнизона столицы и воинских
	Одной из первых современных пьес,
получивших широкое распростране-
ние во многих странах, была ньеса
К. Симонова «Русские люди». Оча
была поставлена в театрах Ач-
глин, Америки, Болгарии, Венгрни,
Китая, Кореи, Монголии, Поль:
ши, Палестины, Румынии, Чехо-
словакии, Югославии и других
стран. Ее играля коллективы  зару-
бэжных театров еще в дни, когла шла
священная война против немецких
HOH.

В кнастояшее время многие 3apy-
бежные театры включили в свой ре-
пертуар пьесу Б. Лавренева «за тех.
кго в море!».

Почти все экраны мира показали
советские картины об армил-победи-
тельнице. Фильмы «Битва за нашу
Советскую Украину», «Разгром чем.
цев под Москвой», «Битва под Стаз
линградом», «Парал Победы». «Ор-
ловская битва». «Ленинград в борь-
бе», «Капитуляция Германии». «Ве-
ликий перелом», «Дни и ночи», «Ра-
дуга». «Фронтовые подруги», «Она за-
щишает родину» и другие шли всюду
с необыкновенным успехом.
	В Нью-Морке демонстрировался
фильм: «Великий перелом», и, по мне-
нию американской прессы, он побил
все рекорды посещаемости. В много-
численных рецензиях дана высокая

оценка этой картины.
	О Фильме «Дни и ночи» газета
	«Освобождение Калуги». Новая картина П. Соколова-Скаля.
		уть военной песни

народ, героические эпизоды и герои
гражданской войны, образы любимых
народом организаторов Красной Ар-
мии. С 1932 г. одна за другой появ-
ляются  «Полюшко» И. Книппера,
«Забайкальская» и «Бейте с неба са-
молеты» А. В. Александрова, «Ка-
ховка» И. Дунаевского, «Конармей-
ская», «То не тучи грозовые», «Дан
приказ», «Винтовка», «По военной до-
роге». «Если завтра война» Op.
{loxpace, «Партизан Железняк» М.
Блантера, песни о Чапаеве — Ю. Ми-
лютина, о Шорсе — М. Блантера, о
Котовском — А. Новикова.

Эти и многие другие военные пес-
ни с увлечением распевались в армии
и во всей стране. Помимо присущей
им ясной выразительной мелодики,
популярность этих песен об’яснялась
прежде всего значительностью тема-
тики, обращающейся к конкретным
событиям и явлениям жизни. Одни из
них опирались на традиции резолюци-
онной песни, другие вырастали из
старой крестьянской и солдатской
песни, но всех их отличала ярко и
точно сформированная музыкальная
тема, раскрывающая образ произведе-
ния. Наличие такой темы позволяло
исполнителям обращаться к излюб-
ленным традициям народного песно-
пения — к введению подголосков и
импровизаций вокруг основной ме-
OHM.

С изменениями, происходившими в
Красной Армии в годы мирного стро-
ительства первых сталинских пяти-
леток, менялись и задачи композито-
ров. Новые требования пред’являли к
ним политический и культурный рост
бойца, иное вооружение и’ боевое ос-
зашение армии Творчество компози-
торов обогащалось разными жанзами.
Появлялись лирические военные. пес-
HH, мелодика которых умещалась в
одной октав, песни со звонкими, ор-
ганизующими  запевамв, ‘упругими
ритмами и голосистыми  разводами,
наконец, песни частушечного склада.
Разнообразнее становились мелодии,
богаче гармонический язык, по как
бы лейтмотивом всех этих произведе-
ний являлся тезис:

Никакому врагу не добиться

Ни былинки от нашей травы,

Тем, кто сунется к нашим границам,

Не сносить на плечах головы!

Боевые традиции песен граждан-
ской войны осветили вдохновенный
труд композиторов, писавших  воен-
ные песни в годы Великой Отечест-
венной `войны. Песенное творчество
этих лет исключительно содержа-
тельно и многообразно. Создавались
песни-гимны, провожальные, поход-
ные, песни клятвы и мести, партизан-
	ские, песни славы лавшим, песни о
городах-героях и отдельных воинских
частях, лирические, шуточные, песни
наступления и победы. Гениальному
полководцу победоносной армии —
великому ° Сталину — посвящались
песни, написанные  Александровым,
Захаровым, Туския, Ревуцким и мно-
гими другими композиторами. Как
энамя, поднималась над полями сра-
жений замечательная песня А. В,
Александрова «Священная война»,
Суровая и гневная, зовущая на смерт-
ную схватку с врагом, предвещавшая
победу, она как бы воплотила в себе
все лучшее, что было создано в об-
ласти советской военной песни за
все время ее существования.

Советские люди прощались с
родными местами, чтобы, победив,
вновь вернуться на отвоеванную и
этомшенную землю. «До свидания,
города и хаты», поется в песне
М. Блантера, «Прощай, любимый го-
род», — в песне В. Соловьева-Седо-
го, «Иди, любимый мой» — напутству*
ет девушка друга, уходящего на вой-
ну (песня Т. Хренникова). Победить и
жестоко отомстить врагу  клянутся
советские воины в песнях Шостако-
вича, Гольца, Белого, Новикова, Мо-
кроусова, Соловьева-Седого. Вечную
славу бойцам, павшим в боях за Ро-
чину, провозглашают песни ‘Бланте-
ра, Захарова и Васильева-Буглая. Пи-
шутся песни о городах-героях — Ста-
линграде (Мокроусов, Покрасс), Ле-
нинграде (Блантер), Севастополе
(Листов), Москве (Дунаевский, Мо-
кроусов), Одессе (Покрасс).

Большое место в творчестве совет-
ских композиторов заняла лирическая
военная песня. Песни настуъления
были созданы Компанейцем («В бой
за Родину»), Хренниковым («Все за
Родину»), Акуленко («Шире шаг»),
Белым («Красные конники»), Крузи-
ниным («Рейдом глубоким»), Милю-
тиным («Морская гвардия»), Бланте-
ром («Под звездами балканскими»);
песни о победе — Любаном, Новико-
вым, Мурадели и др.

Нужно воздать должное компози-
торам-песенникам, работавшим в дни
войны. Были в их творчестве отдель-
ные срывы и недочеты, но в основном
они отошли от песен, лишенных эмо-
циональности, художественной убе-
дительности, носящих характер чисто
внешней, условной «бодрости». Наши
композиторы и авторы текстов суме-
ли в выразительных и художествен-
ных образах запечатлеть героику и
незабываемые события Великой Оте-
чественной войны. Традиции песен
эпохи гражданской войны были раз-
виты и продолжены в их творчестве.
Это выразилось в богатстве и разно-
образии мелодического рисунка но-
вых военных песен, в четкости и све-
жести их ритмического языка, в сме-
лых — гармонических построениях.
Многие песни являют образцы освое-
ния всего лучшего, что создано на-
	родным музыкальным творчеством
(элементы напевности, образности.
лиричности).
	‚Война закончилась, но значит ли
это, что должны сложить свое ору-
жие и композиторы-песенники? Нет!
Тематика Отечественной войны по-
прежнему ждет своего вдохновенно-
го и всестороннего воплощения, —
молодые бойцы Советской Армии хо-
тят петь о героических подвигах сво-
их старших братьев и отцов.

Новое время — новые песни... Рань-
ше пели о любимой винтовке, и это
была песня всей армии. Сейчас бой-
ды оснащенной лучшими образцами
современного вооружения Советской
`Армии хотят петь песни о своем роде
оружия, о нашем солдате, облик ко-
торого в большой мере формируется
окружающей его военной техникой и
задачами, которые она перед ним ста
вит. В этом отношении повезло пе-
хотинцам и морякам, — о них и лля
них создано много хороших военных
‚песен, есть несколько песен артилле-
‚ристов. Но все, что пишется для на-
ших отважных летчиков и танкистов,
пока еще мало удовляетворяет HX
самих. .

Была до войны песня «Три танки-
ста, три веселых друга»... Замените
в ней танкиста связистом нли сапе-
ром, и ничего не изменится, Не хо-
TAT летчикх признавать своими пес*
нями веселые пустячки, вроде «Пер.
вым делом самолеты, ну а девушки
потом».

Композиторы должны попытаться
найти особую интонационную сферу
для создания произведений о летчи-
ках и танкистах, песен, в которых вы-
сокая художественность и эмоцио-
нальность сочетались бы с макси-
мальной простотой выражения идей и
чувств.

За 29 лет советские композиторы
и поэты, связанные кровными узами
со своей любимой армией, накопили
большой практический опыт по ©03-
данию военных песен, они стали по-
пулярными в народе и горячо люби-
мыми им. Военное песенное творче-
ство, имеющее большие достижения в
различных жанрах, неуклонно растет,
помогач делу боевой подготовки
непобедимой Советской Армни.

Близится знаменательная дата 30:
летня советской власти и З0-летия
со дня организации вооруженных сил
страны. Советские  композиторы-пе-
сенники и поэты должны озпамено-
вать этот всенародный праздник но-
выми военными песнями, в которых
замечательные темы жизни и борьбы
аэмии-победительницы найдут с30е
воплощение в достойных музыкаль-
ных и поэтических образах,

Анатолий НОВИКОВ.
	Нашей военной песне, как и <о-
ветскому государству, скоро трид-
цать лет. На фронтах гражданской
войны бойцы Красной Армии пели
революционные песни, которые со-
путствовали им ранее па  баприка-
дах, в боях за свержение самодержа-
вия и установление советской вла-
сти. Вознными песнями тех дней
были «Интернационал», «Мы кузне-
цы, и дух наш молод», «Смело, то-
варищи, в ногу», «Никогда коммуна-
ры не станут рабами», «Варшавянка».

Благодарная память  современ-
ников до CHX пор хранит эти пес-
ни, как символы священной борьбы
народа за свое счастье и светлое
будущее. Народ-воин пел о благо-
родных целях этой борьбы. На музы-
ку популярного в свое время роман-
са «Белой аканцни гроздья  души-
стые» складывались слова боевой
военной песни гражданской войны:

Смело мы в бой пойдем

За власть Советов

И как один умрем

В борьбе за это...

Вскоре к созданию военной песни
пришли композиторы-профессионалы.
Для некоторых это было началом
их творческой деятельности. Так, в
1920 г.. находясь в рядах Конной
Армии, юноша Дмитрий Покрасс на-
раисал свон первые две песни: «Мы
дети воли и труда» и марш кавале-
ристоз, впоследствии широко из-
вестный под названием «Марш Буден-
ного»

Конной Армии, игравшей исключи-
тельно важную роль в гражданской
войне, были посвящены появившиеся
вскоре после этого две первые пес-
ни А. Давиденко. В армии. в городе
и деревне запели несню Д. Василье-
ва-Буглая «Как родная меня мать
прозожала», написанную им на текст
стихотворения Демьяна Бедного
«Проводы». Молодые бойцы молодой
народной аомии пели: :

..Or тайги до британских морей

Красная Армия всех сильней...
` И в словах и музыке этой песни
‘пророчески звучала непоколебимая
`уверенность в своей силе. в правоте
‘своего дела.

Любовью, заботой и вниманием ок-
ружил народ свою армию, много пе-
сен о ее героических делах появляет-
ся по окончании гражданской войны.
До сих пор помнятся прекрасные пес-
ни «По долинам и по взгорьям» А. В.
Александрова, «За морями, за гора-
ми» М. Коваля.

Впослелетвии наши композиторы
не раз обращались к военной песне.
В их творчестве находили отражение
такие темы, как Красная ApMua и

ман запечатлели на пленку боевые
дела народных мстителей.

Лавина наступавших войск Совет-
ской Армии, ломая оборону немцев.
уже подходила к государственным
границам СССР. Грандиозные опера-
ции по разгрому окруженных груп-
пировок противника снимались совет-
скими операторами в районе Корсунь-
Шевченковский и в Белозуссии.
	Освобождались советские города.
Цветами, об’ятиями и поцелуями
встречали исстрадавшиеся советские
люди запыленных, усталых бойцов-
освободителей. Радостные, солнечные
кадры этих встреч летели в Москву
со всех фронтов. Но вместе с этими
эпизодами, насыщенными людским
счастьем, снимали операторы и дру-
гие кадры — страшные, леденящине
кровь, зовущие к мшению: противо-
танковые рвы, заполненные трупами
замученных, расстрелянных и заду-
шенных немцами в душегубках совет-
ских людей, чудовищные  интустри-
альные комбинаты смерти. Пусть уви-
дят потомки печи Майданека и Освен-
цима, Бабий Яр под Киевом, Керчен-
ский ров, заживо сожженных целыми
семьями белорусских крестьян! Пусть
знают многие поколения о беспример-
‚ных преступленнях фашистов. Эти до-
‘кументы были впоследствии пред’яв-
лены обвинением СССР на Нюрнберг-
ском процессе.

С небывалым под’емом работали
хроникеры, когда наша армия пошла
wo немецкой земле. Через германские
города шли советские танки. Операто-
ры сопровождали танкистов в их глу-.
бокие рейды, замыкавшие  гоуп-
пировки немецкой армии. Мы вышли
к берегам Одера, стали на Балтике,
заняли Будапешт, Бухарест. С’емки
последнего периода войны отража.
ли широкую развернутую картину,
каждой большой операции, отражалн
все ее звенья, боевые усилия всех P
дов войск. Так были засняты опера-
	ции кашиневско-ясская, востечно-
прусская, бои за Будапешт, за Бре-
слау, освобождение Польши и до.

В этот последний период войны ге-
ройской смертью пали в боях опера-
торы Быков. Сушинский, Стоянов-
ский, Эльберт.

Но вот наступили лни подготовки к
походу на Берлин. Не было такого
участка и рода войск, гдо не нахо-
дился бы оператор. С’емки начались
задолго до того, как на рассвете гром
артиллерийской подготовки возвестил
миру, что. великая битва на подступах
к Берлину, последняя решающая бит:
ва второй мнровой# войны, началась.

О незабываемых днях этого сраже-
HHA He расскажешь в Кескольких
строках. Трудно передать чувства, пе-
рэполвявшие серлца людей, которые
свой четырехлетний путь по дорогам
войны завершали на улицах Берлина.
	уличные бои в Берлине снимали опе-
раторы Дементьев, Шнейдеров,
	залы кинематографов переполниливь    Ae eee
зрителями. Фильмы «Битва пол Ста-! ‚ февраля с творческими

линградом», «Битва за нашу Совет-
скую Украину» и многие другие не:
делями не снимались с экранов в
одних и тех же театрах. Фальм
«Капитуляция Германии» увидели
десятки тысяч будапештцев, посмот-
реть его приезжали даже из доу-
гих городов и лалеких провинциаль-
ных районов. Показ фильма всегда
сопровожлался бурными овациями в
честь героической Советской Армии,
в честь Генералиссимуса Сталина и
маршалов Советского Союза.
	В Индии с невиданным успехом
шел фильм «Разгром немцев под
Москвой». Только за первые три дня
демонстрации этой картичы в гороле
Дели ее просмотрело шость тысяч
человек. Таким. же успехом пользо-
валясь показанные в Дели и Бомбее
фильмы «Битва за нашу Советскую
Украину» и «Левинград в борьбе».
	Восторженно был встречен фильм
	«Парад Победы» в Ливане в гороле
Бейрут и в столице Уругвая--Монте-
вилео.
	До сих пор не прекращается в за-
рубежных странах спрос на кинока?-
тины о Советской Армии. Появление
каждого такого фильма горячо при-
ветствуется демократическими наро-
дами всех свободолюбивых наций
мира.
		братья Алексеевы, Панов. Посель-
ский, Аронс, Мухин и др. С разными
армиями двигались операторы к цент-
ру Берлина — к рейхстагу. Каждому
хотелось первым снять исторический
момент водружения знамени Победы.
Эта честь досталась оператору Шней-
дерову. Затем операторы встрегились
у горящего здания рейхстага, счаст-
ливые, усталые, гордые тем, что вы-
полнили свой долг и навеки запечат-
лели для историн бессмертные годы
борьбы.

Невольно в эти радостные минуты,
когда небритые, грязные, с воспален-
ными от пяти бессонных ночей глаза-
ми люди обнимали друг друга и выти-
рали слезы радости, возникали в мыс-
лях имена хроникеров-фронтовиков,
павших смертью героев на полях сра-
жений, не доживших до праздника
Победы. Но и грустить и радоваться
было некогда, — нужно было cit.
мать, снимать без конца. Мимо рейх-
стага шли наши танки, на их башнях
развевались бозвые знамена, шли пе-
хотинцы,  автоматчики, — возникали
стихийные радостные митинги, кого-
то качали. брели бесконечные колон-
ны пленных немцев. вели славшихся
	в инлен немецких генералов, стлался
по Унтер ден линден черный дым по
жара. Это был кочец войны...
a

Свыше трех миллионов метров плен-
ки снято операторами на фронтах
Отечественной войны. Сейчас на Цен-
тральной ордена Красного знамени
студии документальных фильмов есть
новый цех—кинолетописи Отечествен-
ной войны Цех этот, созданный в
1944 году, методично работает чад си-
стематизацней, разбогом и описанием
снятых военных  кинодокументов.
Расшифровываются и уточняются. ме-
ста с’емок, даты, имена снятых лю-
дей. Содержание всех кинодокумен-
тов переводится на карточки специ-
альной картотеки, в которую занесе-
	зы также и все журналы, выпуски и
документальные фильмы военных лет.

Создан ученый совет кинолетописи
в составе видных военных и граждан-
ских историков, мастеров докумен-
тального — кинематографа. Работой
коллектива кинолетописи руководит
ветеран документальной советской
кинематографии профессор Болтян-
ский. Трудное дело хранения и
реставрацин поврежденных — нега-
тивов требует решения ряда cne-
циальных технических вопросов.
Окончательно разработанный фонд
военной кинохроники будет ne-
релан в специальные хранилиша.
Там в особых сейфах при определен-
ном режиме температуры и влажностя
	‚будут сохраняться бесценные роликн
	иленкн, на которых запечатлены ис-
торические подвиги советского наро-
да н образы героев Великой Отечаст.
	венной войны. a
Р. КАРМЕН.
	\инолетопись великих пет
	Отшумел гром сражений, и мысли и
чувства закаленных в боях людей
устремились к светлым гофизонтам
нашего будущего. И снова вышли ки-
нохроникеры на просторы колхозных
полей, в цехи новостроек, на спортизв-
ные стадионы, расцвеченные яркими
шелками знамен.

А ведь совсем недавно эти самые
кинохроникеры, прильнув к глазку ви-
зира, вели камеру за шагающими в
атаку солдатами. И если горизонт
в калре вдруг рывком скашивался И
на мгновенье экран колыхался серым
внефокусным пятном земли, это озна-
чало, что близкий разрыв снаряда
швырнул оператора на землю или что
мы смотрим на экране самый послед-
ний кадр в его жизни.

Сейчас нельзя не говорить © сов-
сем недавних днях, когда Советская
Армия-освободительница завоевывала
на полях сражений мирную жизнь.
И нельзя забыть тех людей. которые
со своим оружием — киноаппаратом—
прошли вместе с нашей армней доб-
лестный путь. О них вспомнят © бла-
годарностью потомки, для которых
экран сохранил картины великих сра-
жений н живые образы героев Отече-
ственной войны.

Нет цены этим кинодокументам,
уложенным в тысячи коробок, распо-
ложенных по годам, группам и раз-
лелам и образующим внушительную
	Фильмотеку кинолетописи Великой
Отечественной войны.

ay

x
	Советские операторы были спутни-
ками войпы. Быстро привыклн они
глядеть смерти в глаза. На фронт
рвались и операторская молодежь и
«старички». Вместе со студентами на
фронт пошел снимать старейший рус-

ский — оператор-ветеран Ермолов»
вскоре он был ранен на Калининском
фронте. Первые потери — Ламп-

рехт, погибший с камерой в гуках в
морском бою на Балтике, Знамен-
ский, Сумкин

Снимать в период жестоких оборо-
нительных боев было очень сложно,
тяжело. Но старейший хроникер Гу:
сев отправился к партизанам, перейдя
линию фронта. Потом полетел в пар-
тизанскую бригаду Шер. Образец
стойкости проявил оператор Троянов-
ский, покинувший осажденную Одес-
су с последним батальоном. Полеты
на бомбардировщиках в немецкие ты-
лы произвели операторы Raxupes.
Шоломович. Последний так же, как
и оператор Мазоухо. к концу войны
довел количество боевых вылетов до
рекордных цифр.

Опыт. понимание своих задач, свое-
го места в армии пришли не сразу.
	Наш военный хроникер должен не
только обладать мужеством и хоро-
шо владеть своим профессиональным
оружием. Он должен быть прежде
всего советским воином, разбираю-
щимся в военной обстановке, умею-
щим ее оценить, он должен видеть
место той боевой операции, тех лю-
дей, которых он снимает на пленку
в общем ходе военных операций.

Это не могло притти само. Но на-
ших хроникеров воспитали армня,
военное командование, армейские по-
литорганы. Руководя  хроникерами»
направляя их повседневную работу,
они помогли хроникерам найти свое
место в армейском организме, приоб-
рести необходимый военный и поли-
тический опыт.

Так мужали хроникеры. Воины Со-
ветской Армии привыкли видеть в
трудную минуту боя под тяжким ог-
нем спокойных людей с киноапперз-
том в руках. Командующие армиями и
фронтами уважали боевой труд хро-
никеров. В crepeotpy6y с наблюда-
тельного пункта они угадывали опе-
раторз в фигурке, перебегающей
возле наступающей цепи, на одино-
ком самолете в районе воздушного
боя, на несколько стотающем от ата-
кующей колонны танке с открытым
люком. .

Операторы стали военными люлдь-
ми. своими в нашей армии, и никто
не видел в них сторонних наблюда-
телей.

Крепли нервы. Никто не просился
	с Фронта. Оператор Микоша под гра-,
	дом бомб снимал последние часы Се:
вастополя. Тяжело контуженный, он
нн прекращал с’емку. С ним работали
Кротик-Короткевич, Рымарев. Они
тоже ушли последними из Севасто-
поля, дав стране драгоценные кадры,
рассказывающие о мужестве совет-
ских солдат и офицеров.

Погиб геройски под Ленинградом
Цечул. На Волхове шел в атаку с це-
пями пехоты Лебедев, веером минных
осколков его хлестнуло по ногам. Тя-
жело ранены были Писанко и Шуля-
тин. Но материал продолжал конвейе-
ром итти со всех фронтов в Москву.
Регулярно в каждом выходящем на
экран журнале появлялся раздел «Ки-
норепортаж с фронтов Отечествен-
ной войны». Разумеется, экран не мог
вместить все, что снимали фронто:
вые операторы. Большие «излишки»,
остававшиеся поеле отбора наиболее
оперативного злободневного материа-
ла, идущего в журнал, положили на:
чало накоплению неопенимых сокро-
виш  кинолетописи Отечественной
войны.

Начались бои на подступах к Мо-
скве, Пустынные ее окраины, опоясан-
	ные баррикадами и ежами, патрули на
улицах, зенитные батареи на опустев-
щих площадях, настороженная, оку-
танная морозной дымкой родная Мос-
ква. Наши потомки увидят суровый
облик Москвы тех дней. Увидяг мари!
танков по ее улицам, исторический
парад на Краспой площади. уходив-
шие на фронт отряды автомагчиков.

Операторы на белых «эмках» ехали
прямо на передовую. Поля Полмо-
сковья покрылись трупами немцев, но-
тянулись по дорогам колонны плен-
ных «зимних фрицев». По горячим сле-
дам наступления, снимая ожесточен-
ные бои под Москвой, шли оператсры.
Отражая первую решающую нанеу
победу в этой войне, создавался пеъ-
вый большюй военный документаль-
ный фильм «Разгром немецких войск
под Москвой».

В это же время в кольце голодной
блокады в городе Ленина свято вы-
полняли свой долг ленинградские
хроникеры. Дементьев, Учитель, Стра-
дин, Иванов, Фомин, Изаксон, девуш-
ка-оператор Галина Захарова, Паллей,
Богоров снимали день за днем. Еже-
дневно они шли на заводы, на пеое-
довые линии укреплений, в Смоль-
ный, снимали неповторимые эпизоды
жизни города-героя. Везли аппарат
И пленку на саночках, останавлива-
лись и снимали.

В фильм «Ленинград в борьбе», соз-
данный коллективом левинградских.
кинохроникеров, вошла лишь неболь-
шая часть потрясающих кинолокумен-
тов.

В 1942 году мы окончательно стали
военными людьми, возмужали, научи-
лись снимать войну. Обледенелая зем-
лянка стала родным домом, За пер-
вый миллион метров перевалила циф-
ра снятой на фронтах кинопленки,
фронтовые киногруппы превратились
в дисциплинированные боевые отря-
ды, готовые выполнить любое задание
командования.

Вместе с защитниками Сталинграда
в пазралинах домов, в подвалах и на
НП, которых от немцев отделяли счи-
танные метры, вели свою работу xpo-
никеры. Операторы Орлянкин, Каза-
ков, Кричевский, Софьин, Ибрагимов.
Малов, Мухин и другие запечатлелн
для кинолетописи эпизоды боев в
Сталинграде. Вся эпопея реализации
гениального сталинского плага раз-
грома сталинградекой грушиозки
противника послеловательно, иг за
arom была отражена оперзторамн
Донского и Сталинградекого фонтов.
Автору этих строк посчастливилось
заснять исторический момент, когда
генерал-фельдмаршал Фридрих Пау-
люс, нервно подергиваясь, вручал дро-

жащен рукой свои документы пленив-