СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	‚ Пейзаж и архитектура
Средней Азии
	‚Ущелье. Акварель П. Никифорова,
o © ©
	Для всех акварелей Никифорова
характерно отсутствие бурного дви-
жения как в природе, так и в фигу-
рах стаффажа. Его пейзажи отли-
чаются неторопливой негой, некото-
	рой статичностью и созерцательно-
стью настроения. Недаром художник
не любит изображать многолюдные
восточные базары или жанровые
сценки, дающие бесконечный матерн-
ал для характеристики человеческих
типов. Человек в пейзажах Никифо-
рова появляется лишь тогда, когда
художнику нужно усилить настрое-
ние созерцательной задумчивости
(«Осень»), или несколько оживить
изображаемую природу («По дороге
в Махамардан»), или, наконец, он
нужен художнику в качестве мас-
штабной мерки, придающей большую
выразительность хитектуре («Мав-
золеёй Hoxma-Mup-Oxa>),

Живое, искреннее чувство, заклю-
ченное в большинстве работ Никифо-
рова, избавляет его пейзажи от опас-
ности превратиться в равнодушное
любование миром природы. Ho xy-
дожник должен серьезно подумать
и о том, чтобы ввести в круг своих
художественных интересов активно
действующего человека, без которого
никакое искусство не может быть
вполне полноценным. Творческий
облик Никифорова на протяжении
35 лет нё претерпел значительных
изменений. В ряде работ последних
лет заметен, однако, некоторый
сдвиг, который позволяет ожидать
от художника дальнейшего  совер-
пненствования его искусства. В таких
акварелях, как «У колодца» (1945 г.),
«По дороге к санаторию» (1945 г.),
«Осень» (1945 г.). «Купол ханского
дворца» (1946 г.), образы  станозят-
ся более эмоционально выразитель-
ными, повышается роль человече-
ских фигур в пейзаже, заметен ст
ход от некоторой декоративной «бес-
телесности» более ранних акварелей.

Конкретное изучение природы, этюд
с натуры, крепкий, хороший рисунок
являются основой каждого акварель-
ного листа Никифорова. Умение най-
ти выигрьниную точку зрения, «дать
красивый кадр», часто позволяет ху-
дожнику в самам этюде с натуры пе-
редать законченную картину приро-
ды. Благородство зкизописной гаммы,
отсутствие крикливой яркости и пе-
строты цвета, легкая прозрачная све-
топись-—все это неразрывно связано
со светлым лирическим настроением
его пейзажей и является важнейнгям
	средством в создании того образа
среднеазиатской природы, Который
мы выносим с выставки акварелей
	‚1. Никифорова.
  Ba. TOACTOR.
	СССР под руководством Г. Гольца и
Н. Былинкина.

Согласно нлану в центре Смолен-
ска создаются новые площади и ули-
цы, которые будут застраиваться
трех- и четырехэтажными жилыми и
общественными зданиями.

спектакля, когда он предстает перед
нами разжалованным в рядовые, вы-
зывает неудовлетворение. Гумачи-
стическая идея пьесы Лавренева тре-
бует того, чтобы актер, играющий
роль Боровского, дал ответ на BOti-
рос, какая судьба ждет этого челове-
ка впереди. Дело неё только в том,
что он будет смело драться в новом
бою. О том, что Боровский смелый
Человек, мы знаем из предыдущего.
Значительно более важно показать
нравственный кризисе и очищение Бо-
ровского. Особенности артистическо-
го стиля М. Царева ограничивают
его возможности именно здесь, в pe-
шающем для Боровского моменте
ПЬеСЫ.

Весьма. содержательной и обая-
тельной сделал М. Жаров несколько
необычную для него роль командиоз
дивизиона Харитонова. Горячий,
страстный интерес к людям, отдан-
ным под его командирскую власть,—
вот главная черта Харитонова—Жа-
рова. Это действительно  командир-
ская и отеческая любовь и требовя-
тельность к тем, чьи судьбы в его
руках. Ему дорог не только Макси-
мов, которому он кричит в сердцах,
отстранив его от командования:
«Держите себя в руках!  Харито-
нов — Жаров всей душой crpe-
мится к тому, чтобы Боровскаяй
понял свою вину перед  родн-
ной, перед товарищами, — и не толь-
ко в том, что касается ложной радио-
граммы, а во всех его взаимоотноще-
ниях с окружающими. Такой Хари-
тонов в He мечьштей степени way
	нов — Жаров всей душой стре-
мится к тому, чтобы Боровскай
понял ‹<вою вину перед’ родн-
граммы, а во всех его взаимоотноше-
ниях с окружающими. Такой Xapa-
тонов в He меньшей степени, чем
Максимов, является «антагонистом»
Боровского. т

Пьеса Б. Лавренева, давшая воз-
‚ можность Малому театру посвятить
‘свое творчество большой совремеч-
ной теме и своеобразно трактованная
Московским тезтром им. Ленинского
комсомола, продолжает привлекать
внимание наших крупнейших  теат-
ральных коллективов. На-днях со-
  стоялась премьера этой пьесы в Цен-
 тральном театре Красной Армии (по-
‚ становка Д. Тункеля).

Театр Красной Армии добросовест-
но поработал над этой пьесой и на-
шел хороших исполнителей для ыно-
гих ролей, :

Но следует сказать, что этот
спектакль не является болыним про-
блемным выступлением театра, хотя
именно о такой пьесе, как эта, ар-
мейский ‘театр должен был мечтать
давно.

В чем причина этого? Может быть,
‚ <чеховское» в приемах построения
‘пьесы Лавревевя заставило режиссу-
5ру искать каких-то зэмелленных рат:
MOB, излишне затянутых пауз? Her,
суть не в этом. В спектакле нет об-
наженного, страстного, идейно-этиче-
ского. конфликта между боевой се-
мьей моряков н Боровским. Харито-

С творчеством П. Никифорова
москвичи знакомятся вперзые. Его
работы недавно были показаны на
выставке в Гослитиздате. Почти всю’
свою жизнь художник провел в
Средней Азии. Окончив в 1912 году
художественное училище Штиглица,
сн отиравился в Узбекистан, rhe oki
прошли все 35 лет его творческой
деятельности. Е

Художник неустанно изучает при
роду Средней Азии, ее архитектур’
ные памятники, Его излюбленнья
техиика-— акварель, основной мегот
его. работы—этюд с натуры, сделан-
ный за один сеанб. Именно такие
этюды составляют большинство ла-
CTOR, представленных на выставке:
Их около ста. Среди них: два-тои
жанровых наброска, ряд архитектур-
ных этюдов и главным образом
многочисленные пейзажи Ферганы,
Самарканда, Коканда и их окрестно-
стей. :

В пейзажах Никифорова Средняя
Азия предстает не как экзотический
Восток, увиденный глазами европей-
ца, а как близкая и понятная страва,
Наряду © величавыми горными ланд-
шафтами и древними прославленными
памятниками мусульманского  зодче-
ства художник показывает скромные,
ничем не поражающие глаз, но пол-
ные поэзии Уголки природы. Просты-
ми художественными средствами, без
погони за живописными эффектами
ему удается ввести зрителя в то или
иное настроение своего пейзажа,
будь это глубокая тишина ‘снежного
зимнего дня в Фергане, едва. наруша-
емая скрипом шагов одинокого про-
хожего («Зима», 1931 г.); или чистые
«эвенящие» краски золотистого осен-
него дня, назевающего светлое за-
думчивое настроение («У колодца»,
1945 г.); или густая голубая тень
портала, которая кажется полной
прохлады по сравнению с палящим
зноем улицы, виднеющейся на зад-
нем плане («Вход в Шах-и-Зинда»,
1913 г). Перед зрителем постепенно
рождается цельный образ страны,
которой посвятил свое  творче-
ство художник; Благодаря той
непосредственности в  восприятни
натуры, которая присуща  пейза-
жам Никифорова, они при всей своей
поэтичности и художественности
кажутся нам вполне достоверными
документами, дающими’ возможность
	познавать природу этой страны во
всем своеобразии
Аохитектурные этюды занимают
	немалое место в творчестве пикифо-
рова. В его пейзажах. мы чувствуем
реальную жизнь этих седых памятни-
ков древности в органичном”» сли-
‘янии с окружающей природой; 50-
круг них зеленеют деревья, цветут
‘цветы ‘и полуденное солнце сверка’
ет на облицовке... Лучшие из этих
архитектурных пейзажей — «Купол
ханского дворца в Коканде»
(1945 г.), где прекрасно передано ощу-
‚щение знойного неба, раскаленного
воздуха и вместе с тем сохранено
прелметное ощущение кирпичного
купола. Таковы. «Мавзолей Дохма-
Мир-Оха» (1936 г.), «Биби-Ханым» и
др. Теплотой н уютом веет от старых
деревянных построек Самарканда: от
чайханы, гостеприимно глядящей на
мир своими тенистыми террасами, OT
глинобитных хижин или живописных
узких улочек, карабкающихся по ка-
менистому  склачу. Однако когда
художник  обрднзетя к  изобрз-
жению архитекууры, как таковой,
его этюды страфают чрезмерной оо-
бостью и сухостью рисунка и цвета,
— архитектурный Чпамятник утрачива-
ет свою эмощиональную выразитель-
ность. Художнику, повидимому, чуж-
до стремление к смелой интерпрета-
ции архитектурного памятника, к
передаче красоты и смысла самих
архитектурных форм. Архитектуру он
зоспринимает, как декоративное до-
полнение к пейзажу, его  характер-
ную живописную деталь.
	Коллегия Управления по делам ар-
хитектуры при Совете Министров
РСФСР рассмотрела и одобрила про-
ект планировки центра города Смо-
	ленска, разработанный в творческой
мастерской Академии архитектуры
	том, что хороший человек Максимов
столкнулся с дурным человеком Бо-
ровским. Вся боевая семья советских
людей — а Членами ее являются и
Харитонов, и Максимов, и Лишев. и
Лабинокий, и радист Апанасенко, и
военный врач Шабунина, и артистка
Горелова — вступила в конфликт с
индивидуалистом Боровским, победи:
ла его и подчинила себе. И тема во-
инствующей, ненримиримой вражды к
	‚себялюбию об’единяет весь  спек-
такль.
  Центральной оказывается в этом
	спектакле сцена в Доме флота; Бо-
ровский проходит эдесь сквозь очи-
стительный огонь суровой я беспо-
щадной правды, — ему пришлось вы-
слушать ее 6ще ‘до того, как раскры-
лось его преступление. Лишев (арт.
  H. Рыжов) не знает еще всей вины
  Boposcxoro, но говорит ему GesolIH-
cS точно 0 «замутившейся cose-

сти». Об этом же говорит Боровскому
и Горелова. А потом Боровскому при-.
ходится вдруг услышать от Макся-
мова, отстраненного по его же вине
от командования отрядом, очень теп-
лые, дружеские слова о товарище-
ском доверии. Максимов убеждает
Боровского согласиться командовать
завтрашней операцией, — он уверен,
что Боровский справится ¢ этим
лучше, чем кто-либо. Здесь слова ло-
верня и дружбы звучат ana Bopos-
ского таким же горьким укором, как
‘резкие обвинения Лишева и Горело-
вой. И он побежден задолго до того,
как радист Аланасенко раскроет его
‘вину перед флотом,

Постановка пьесы «За тех, кто в
море!» в любом театре будет тем ин-
‘тереснее, чем сложнее, содержатель-
  нее будут характеры Максимова и
Боровского. В спектакле Малого ге-
‘атра две центральные роли играют
`Н. Анненков и М. Царев; °В  трак-
‘товке Анненкова Максимов выглядит
‘натурой интересной, — самобытной,
‘цельной. Несмотря на свою  скром-
ность, он не беднее Боровского тем-
‘пераментом. У него ‘свое упрямство,
своя резкость и острота. Это человек
вспыльчивый и самолюбизый,  откры-
тый и в то же время «себе на уме».
Несколько элементарнее Боровский в
исполнении М, Царева. Актеру уда-
‘лось показать главным образом само-
‘влюбленность Боровского. Но этот
‘характер требует многих других коза-
‘сок. Мы не видим в спектакле вну-
‘тренней жизни Боровского. Мы не
знаем, терзается ли он сомнениями и
‘тревогами, мы не угадываем в испол-
‚нении Царева «биографии» его’ героч,
‚не можем узилеть, какая сила, какое
гувлечение толкает его на столь тяж-.
‘кое преступление. Наконец,  Иарез.
пропускает такие места в роли, KOTO-
рые должны дать понять, каким пу-
‘тем пойдет Боровский дальше, Его
мало выразительная игра в финале

Новые иногоэтажные
	способах застройки приводят к тому,
что в городе. наряду © трушюобами,
пде ютится беднота, образуются со.
бые районы, где процветает без.
удержная спекуляция земельными
участками. В таких местах «небо.
скребы» возникают целыми группа-
ми. теснят друг ‘друга, затемняют
улицы, превращая их в ущелья, ли.
шают город естественного проветри-
вания, вызывают чудовищную ску-
ченность людей и транспортных
		средств.
	  По предложению товарища Сталина
Совет Министров Союза ССР принял
’решение о строительстве в Москве
` многоэтажных зданий,

Это решение знаменует новый ис-
`лорический этап в многолетней ра-
‘боте по реконструкции Москвы.

\Перед архитекторами и строителя-
ми поставлена в высшей степени от-
ветственная и почетная задача — CO3.
дать ряд высотных собружений, Ко-
торые-должны явиться как по разме-
рам, так и по своим техническим осо-
бенностям и архитектуре новым,
впервые осуществляемым в нашей
  стране, ‘видом строительства

В Москве должны быть построены:
один дом в 32 этажа, 2 дома в 26
этажей и несколько 16-этажных до-
мов. Проектирование и строительство
этих домов возложено на Управление
строительства Дворца Советов при
Совете Министров CCCP © Ha ряд
крупнейших министерств.

Наиболее крупное здание в 32 эта-
жа будет выстроено на Ленинских
горах в центре излучины Москва-ре-
ки. `В здании будут находиться гос-
тиница и жилые квартиры. Два зда-
ния в 26 этажей разместятся: одно —-
в Зарядье (на месте предполагавше-
гося к строительству Дома Совнарко-
ма), а другое — на Ленинградском
шоссе, в районе стадиона «Динамо».

В Зарядье проектируется админи-
стративное здание, а на Ленинграл-
ском шоссе — здание смешанного
гостинично-жилищного типа.

Из остальных эданий (в 16 этажей)
олно разместится на Котельнической
	набережной, на участке около
Устинского моста, другие — на
крупнейших площадях Москвы:
	Каланчевской, у Красных ворот, на
площади Восстания и на Смоленской
площади. Это будут административ-
ные здания (на Каланчевской и Смо-
ленской плошадях) и жилые дома (у
Красных ворот и на площади Восста-
HHA),

Очевидно, что строительство тако-
го значительного масигтаба обязывает
советских архитекторов и строителей
ко многому. Зодчие столицы призвз-
ны решить совергненно новые задачи
в отношении техники строительства и
в отношении архитектуры и плани-
ровки важнейших частей столицы.
	Решение дает гряд руководящих
указаний, которых зодчие будут при-
держиваться при проектировании но-
вых многоэтажных зданий. Пропор-
ций и силуэты этих зданий должны
быть оригинальны 15 архитектурно-
художественной композиции. Они
должны быть увязаны с исторически
сложившейся архитектурой города и
силуэтом будущего Дворца Советов,
Они не должны повторять те образ-
цы многоэтажных зданий, которые
известны за границей.

Во внутренней планировке зданий
следует предусмотреть максимальные
удобства для работы и передвиже-
ния. В этих пелях предполагается
‘применение технически самого со-
вершенного лифтового хозяйства. ус-
тановок . телефонизации, отоплевия,
кондинционирования - воздуха, искус-
ственного лневного света и т. л. В
	основу конструкций зданий, и в пер-

вую очередь конструкции 32- и 26-
этажных домов; должна ‘быть поло-
жена система сборки стального кар-
каса с использованием легких мате-
риалов для заполнения стен, что
даст возможность широко применить
при ‘сооружений зданий индустриаль-
но-скоростные методы строительства.

Как решение в целом. так и эти
положения являются новым ярким

‘свидетельством глубокого внимания

партии, правительства и лично
товарища Сталина к нуждам  совет-
ских людей. к вопросам реконструк-
ции столины.

ы знаем, что за рубежом, где не-
возможно по-настоящему  регулиро-
вать застройку в интересах населения
города, строительство многоэтажных
зданий, прозванных «небоскребами»,
диктовалось преимущественно высо-
кими ценами на земельные участки.
Бесплановость, стихийность роста ка-
питалистических городов. ха0се в
использовании городских земель и в
	здания столицы
	Беседа с главным архитектором Г. Москвы
Д. Чечулиным

годушного, доверчивого мецената,
Стремясь укрепить слабое централь-
ное звено пьесы, автор вводит в пье-
су мотивы и подробности, не углуб-
ляющие, а наоборот, мешающие рас-
крытию основной темы. Пьеса напол-
 няется параллельными, так сказать,
подсобными конфликтами, по сутн
искусственными, надуманными; He
отражающими жизненных явлений.
Так; «лесные люди», как называет
уральцев автор, противопоставляются
приезжим геологам, причем на протя-
жении всей пьесы усиленно подчер-
кивается мудрость и цельноеть пер-
вых и беспомощность и несамостоя-
тельность вторых. «Эх, не люблю я
городских людей. Нет у них ни серд-
ца, ни покоя..», — проповедует Иля-
шев. «Я ведь славой не интересуюсь,
в лесу она ни к чему», говорит Хри-
стина. «У нас, у лесный людей, по-
мошь деньгами не оплачивается», —
укоряет Иляшев Варю, когда’ она co-
бирается уплатить за продукты. По-
видимому, автор задумал образы Хри-
стины, Иляшева и Пьянкова, как пол-
линных патриотов своего края и энту-
зиастов своего дела. Не было цеоб-
ходимости раздувать между ними и
геологами искусственное противоре-
чие, не имеющее ничего общего с
жизнью, тем более, что поступки
уральцев, помогающих экспедиции,
говорят сами за себя. Из-за таких
надуманных противоречий в пьесе
пропадает правда человеческих отно-
шений. Трудно поверить, что Варя и
Нестеров действительно любят доуг
	друга; — слишком легко переносят
	они размолвки. Банальный мотив со-
перничества Вари и Христины обёд-
няет женские образы.

Подлинную романтику в пьесе ча-
сто подменяет стилизованная книжная
экзотика, создающая неправильное
представление об Урале. Урал вы-
глядит необитаемым краем, населен-
ным туземцами, экзотическими людь-
ми, презирающими горожан.
	Пьеса грешит серьезными литерз-
турными недостатками. Насколько бе-
ден и невыразителен язык персона-
жей, обладающих городской культу-
рой, настолько же вычурна и стилизо-
вана речь коренных уральцев. Иля-
шев словно кокетничает, произнося
такие фразы: «скоро реки дорогу
с’едят» или «легла на сердце осту-
да».
	Автор не должен останавливаться
на полпути. Органически развивая ос-
новной конфликт темы, сняв ложнге
противопоставление «мечтателей»
«практикам», углубив психологичес-
кие характеристики персонажей, он
сможет сделать свое произведение
интересным для театра.
		у

А. Н. Толстой, сравнивая первую
редакцию «Ревизора» с окончатель-
ным. текстом, писал: «В первой редак-
ции Гоголь больше думает, чем ви-
дит. В окончательной редакции, ко-
гда все придумано и сделано, он ви-
дит ло галлюцинании отчетливо свои
	персонажи. Здесь полное внедре-
низ в их психику, в их жизнь, в их
судьбу».
	Мысль А. Н. Голетого устремлена
на тот важнейший момент в создании
пьесы, когда идея; вдохновившая ав-
тора, подготовленная. первичным эта-
пом наблюдений, переходит из кате-
гории логической в категорию образ-
но-эмоциочальную.

К сожалению, в нашей драматургии
нередки случаи, когда развитие и
рост пьесы прекращаются на пороге
образного строя, на полпути к обоб-
щению. В результате такое ‘произве-
дение выражает идею неполно; До-
стоинства и недостатки `чворческого
метода драматурга бывают особенно
наглядны в пьесе, трактующей mpo-
блемы современного автору общества.
	Тема пьесы Н, Асанова «Алмазы»—
трудовые подвиги советских людей в
дни войны. Молодой геолог Нестеров
после ранения под Сталинградом
возвращается на Северный Урал, что-
бы продолжить работу по изысханию
алмазов, необходимых для военных
нужд страны. За время отсутствия
Нестерова руководители экспедиции,
отчаявшись в бесплодных поисках.
пришли к убеждению, что на Урале
нет алмазных россыпей промышленно:
го значения. Однако ни доводы на-
чальника экспедиции Палехова, ни
просьбы любимой женщины, геолога
Вари Меньшиковой, уехать с Урала
не могут остановить Нестерова, ох-
ваченного огромным желанием найти,
несмотря ни на что, алмазы,

В этом он видит свой долг перед
родиной. При поддержке секретаря
райкома Саламатова Нестеров при-
останавливает отправку материальной
базы экспедиции в Москву и уходит
в тайгу на изыскания. Нестерову по-
могают коренные уральцы. На протя-
жении трех актов Нестеров ведет
безрезультатные поиски.

Палехов, установив  бесплодность
попыток Нестерова, отзывает экспе-
дицию. Не выдержав. трудностей и
неудач, Варя порывает с Нестеровым,
оставляя его в одиночестве. В это же
время уральцы, увлеченные упорст:.
вом Нестерова, возвращаются на
поиски алмазов. Среди них —лесовол
Хриетина Лунина, организовавшая и
возглавившая комсомольскую  брига:
ду. Нестеров встречает их радостной
вестью: алмазы найдены.

В замысле пьесы прежде всего мо-
жно найти жизненно-правдивый дра-
матический конфликт между перело-
	Профессор Каунасского Худо-
	жественвного  ичститута, заслу-
женный деятель искусств А.
Жмуйдзинавичюс избран депута-
том Верховного Совета Литов-
ской ССР. На снимке — профес-
сор А. Жмуйдзинавичюс в своей
мастерской. Фото А. Фатеева.
	О ПБЕСЕ Н. АСАНОВА

«АЛМАЗЫ»
		`выми людьми нашего общества, для
которых труд стал актом высокого
творчества, и людьми, не преодолев-
шими пережитки вчерашнего ous.
«Есть две меры для человеческчх
поступков: норму выполнить и: ин-
струменты в шкаф, или приложить к
труду вдохнозение, ‘тогда уже с
нормами не считаются...» В этой веп-
лике Саламатова заключено зерно
конфликта между Нестеровым и Па-
леховым.

Чрезвычайно ценно то, что главные
интересы персонажей пьесы сосредо-
точены вокруг их трудовой деятель-
ности. Автор подчеркивает, что имен-
но это качество является решающим
в мировоззрении советского человека.
Драматург, COCPEROTOSHE свое внима-
ние на трудовой характеристике пер-
сонажей, не ограничился ее внешним,
‘поверхностным обозначением, а попы-
‘тался раскрыть ее глубоко, по суще-
‘ству. Труд — главное, в чем герои
‚пьесы проявляют свои личные каче-
‚ства.

Мы видим, что в основе замысла
автора лежала об*’ективно празильная
идея. но как он выразил ее драма-
тургическими средствами?
	Ири воплощении большюго. идейно-
го’ замысла автор подменил типичес-
кий конфликт совсем не типичной
для нашей действительвости истори-
ей столкновения мечтателя, руково-г.
ствующегося в своих поступках ин-
туицией, с людьми, опирающимися
на трезвый расчет. Именно таким ме-
чтателем предстает фактически в
пьесе Нестеров, не имеющий никаких
доказательств в защиту своей  тео-
рии об алмазах на Урале. Что может
противопоставить он Палехову и Ва-
ре, кроме фантазии и упрямства? По-
чему, собственно, читатель должен
верить Фантазии Нестерова больше,
чем двухлетнему опыту Палехова и
Вари?

Стремясь затушевать уязвимость
позиции Нестерова, автор придает ему
произвольные черты и краски. Влдо-
хновенное предвидение Нестерова,
не имеющее под собой реальной поч-
вы, получает оттенок одержимости и
фанатизма. «То ли я странный чело-
век, что все от меня бегут, то ми
друзья у меня такие странные?» —
озадачен Нестеров. В том-то и беда,
что вместо задуманного образа пее-
дового человека в пьесе возникла
фигура странного мечтателя. Рядом с
ним энергичный партийный руководн-
тель Саламатов приобрел черты бла-
		свилетельствуют все же о чесомнен- -
	ном прогрессе современной строи.
тельной техники. Но те положитель.
ные качества, которыми могли бы
обладать высотные сооружения, силь-
но снижаются градостроительными и
архитектурными пороками, неизбежно
присущими большому  капиталисти-
ческому городу. Кроме того, крайне
отрицательно на строительстве этого
типа зданий сказываются И’ такие
важные факторы, как расчет на
максимальные прибыли, наличие кон:
куренции, соображения рекламы, ув-
лечение модой и т. д.

Всех этих помех в наших условиях
не существует. Творческая мысль
наших архитекторов ничем не огра-
ничена: они могут и должны поста-
вить перед собой самые высокие це.
ли удобства, разумности и красоты,
Уже самое размещение многоэтаж-
ных домов говорит © том, Что их
строительство будет вестись на ос.
нове совершенно новых гралостроп-
	зельных принципов. cr долкны
быть свободно стоящие, омываемые
со всех сторон светом и воздухом,
	стремительно поднимающиеся ввысь
здания. Их формы должны  разви-
ваться органично,  складываясь в
выразительную пластическую ий си-
луэтную композинию нового типа.
	Появление многоэтажных  здавий
внесет в облик города яркие, свозоб-
разные черты и в корне преобразит
архитектурный силуэт столицы.
Каждый многоэтажный дом придаст
всему окружающему району особую
выразительность, способствуя образо-
ванию сильных архитектурно-художе.
ственных акцентов в ряде районов.
	Некоторые здания будут видны
почти со всех точек Москвы. Напри.
мер, здание в 32 этажа на Ленинских
горах будет видно не только поч
ти со всей территории существую-
щей Москвы, но и с территории но-
вых районов города, возникающих на
юго-запале, Со стороны центра Мо-
сквы зто здание будет воспринимать+
ся в великолепной панораме берегов
Москва-реки. Оно завершит в mage
	нейшем магистраль которая пойдет.
	от Дворна Советов через Лужники к
юго-западному району. *

Дом в Зарядье также юбогатит си:
луэты центральных районов столины,
Он будет хорошо виден из Замоскво_
	речья и с центральных площадей
Москвы.

Tlepex apxutextopom, которому.
	будет поручено проектирование STOX -
	го дома, возникнет трудная и благо-
дарная задача сочетания новых форм
высотной архитектуры с историчес-
кими ансамблями Кремля и Крас-
ной площади, находящимися в нёпо-
средственной близости. Несмотря на
свой большой об’ем. новая компози-
	ция не полжна спорить с абхитёкту-
		рой Кремля; Наоборот, ona}
быть органично с ней связана.
	По сравнению с прежним проектом
	застроики заоядья, постановка злесь.
	многоэтажного компактного здания
имеет то преимущество, что › благо-
даря этому откроется вид на Кремль
с многих новых точек реки и 1-
	рода. Можно себе ‘уже сейчас. пред--
	здание в Зарядье, Артиллерийская
академия и второй: многоэтажный
	дом на Котельнической набережной.
Совсем другой район охватит сво.
		влиянием домов 26 этакей на Ленин.
	градском шоссе, поблизостн от ста-
диона «Динамо». Парадная маги:
страль Москвы, ‘отличающаяся : зна-
чительной ширнной и обилием зеле-
ни получит новый характерный си-
луэт, завершающий всю ее компози-
ЦИЮ.

Многоэтажный дом на Смоленской
плошади будет обращен главным
	свойм Фасалом к Бородинскому мосту -
	и Дорогомиловскому шоссе, При в’ез-
де в Москву с этой стороны он завер-
шит  величественную перспективу
под’ема от моста на Смоленскую. пло-
щадьь С другой стороны тот же дом
оформит новый проезд — от Смолен:
ской площади к Дворцу Советов.
Кроме того, он будет виден на зна:
чительном отрезке Садового кольца.

На Садовом кольце разместятся
два многоэтажных дома на круп
нейших площадях площади Восста-
ния и площади Красные ворота, Они
прилалут каждой из этих площадей
своеобразный облик. Плошади Ca.
дового кольца размешены в местах
пересечения этого кольна с KDVI-
нейшими радиальными магистралями
столины; это важные районные цея-
TPH, по ним офнентируются при про-
движении в пределах Москвы многие
тысячи москвичей и прнезжих. Архи-
тектурное решение этнх площадей —
одна из важнейшнх задач реконструк-
ции столицы. Строительство много
этажных домов позволит каждой из
них придать своеобразный  индиви-
дуальный облик.

Можно не сомневаться. ‘что наши
крупнейшие зодчие найдут образы,
достойные той высокой роли, кото-
рую новые сооружения должны сы-
грать в’ общем ансамблё Москвы,
Золчие должны  созлать исключи-
тельно красивые ‘злания. В монумен-
тальных произведениях архитектуры
они должны выразить идеи и чувст-
ва нашего народа, строяшего ком-
мунизм под руководством великого
Сталина.

Но, кроме архитектурно-художест-
венного значения. сооружение новых
многоэтажных домов окажет  силь-
ное влияние на развитие и рост на-
шей строительной техники. Crpows
тельство таких домоз потребует ши-
рокого применения индустриальных
методов. Самый процесс возведения
многоэтажных зданий послужит ве
ликолепной школой для строителей;

Таким образом, рышение о строй
тельстве в Москве многоэтажных
зданий, как в свое время решение о
реконстпукнии Москвы. о конкурсе
на злание`Лворца Созетов д етоои-
	тельстве Московского метрополите-
Ha, открывает `перел нами новые
творческие перспективы. Созетскне
	архитекторы ‘должны ответить На
это решение мобилизациай всех сво.
	их творческих сил, всех своих зна:
	HHA и талантов.
		Па Всесоюзную выставку 1947 года
	Очередное  заседавие — комитета
Всесоюзной художественной выставки
1947 года было носвящено отбору ра-
бот московских художников.
	Члены комитета посетили 21 фев-
раля мастерскую Кукрыниксов, где
ознакомились с последней работой
художников — «Великий Новгород в
1944 году». На картине изображены
бегство немецко-фашистеких захват-
чиков из города, разрушения, причи-
ненные гитлеровцами замечательным
памятникам русского зодчества. В ма-
стерской П. Соколова-Скаля комитет
ознакомился с картиной «Освобожде-
ние Калуги», на которой запечатлен
момент уличного боя. Картины Ку-
крыниксов и П. Соколоза-Скаля при-
няты комитетом на Всесоюзную  вы-
ставку 1947 года.
	Комитет также принял четыре
больших композиционных колхозных
пейзажа А. Герасимова, портрет
товарища И. В. Сталина—Д. Налбан-
дяна, портрет В. М. Молотова —
В. Ефанова, портреты маршала Ро-
коссовского, генерала армии  Багра-
мяна—П. Котова картину В. Праге-
ра «Приеэд В. И. Ленина в Петро-
град в 1917 году», иллюстрации
М. Дерегуса к повестям Гоголя, се-
рию пейзажей В. Бакшеева и Б. Яков-
лева, картину В. Одинцова «Комсо-
мольский баркас» и др.

Всего комитетом принято на Все-
союзную выставку 1947 года 38 про-
изведений московских художников —
23 живописных и 15 графических ра-
бот.
	На выставке будут широко пред-
ставлены живопись, графика, скульп-
тура, театрально-декоративное и на-
родное искусство. Свыше 200 ра-
бот будут посвящены Великой Оте-
чественной войне, восстановлению
народного хозяйства, истории укра:
инского народа. :

В выставочный Комитет уже нача-
ли поступать первые работы худож:
никоз Украины.
	етской лраме
	лему конфликта» в современной дра-
ме Борис Лавренев. Не требуется ни-
каких комментариев к его последней
пьесе, чтобы понять, насколько ее
действительное содержание нтире
«военно-флотской» темы. То, что дей-
ствие пьесы развивается в боевой
обстановке, делает ее конфликт лишь
более наглядным и быстротечным.

«В дни, когда я работал над пье-
сой, я бредил Чеховым»,— признается
Лавренев. Нетрудно найти некото-
рые приемы чеховской композиции в
пьесе «За тех, кто в море!». Сюжет
ее развивается свободно, непринуж-
денно. Автор не торопится увлечь
зрителя интригующей завязкой, часто
оставляет развивающуюся фабулу па-
ди продолжительных «пауз», то и це-
ло уходит в сторону от главного дей-
ствия. Долго  распевает  Рекало
старинные романсы. Старшина Лабин-
ский рассказывает актрисе Горелозой
длинную историю своей трагической
любви.

Но вот тут-то—это особенно ясно
дает понять спектакль Малого театоа
—и сказывается умение драматурга
разрабатывать главную тему в вариа-
циях и связывать все разнохарактер-
ные части. пьесы в одно художествен-
ное целое. =
	Мы здесь не ставим перед собой
	задачу разбирать работу Малого Te:
зтра Han пьесой Лавренева во всех.
	этра над пьесой Лавренева во всех
деталях. Наша цель — проследить
трактовку театром основного — кон-
фликта_ пьесы,

Лабинский и Горелова довольно
далеки от сюжетного «узла» пьесы
боевой операции, в которой полно-
стью раскрылся характер Боров-
ского. И тем не менее их диалог зо
втором акте является своеобразным
«ключом» к идейному замыслу пьесы
	Лавренева и спектакля Малого театра

‚(постанозка К. Зубова и В, Цыгая-
кова). Прямодушный Лабинский (арт.
Д. Павлов) рассказывает мало знако-
мой актрисе Гореловой историю о
том, как он застрелил женщину, вы:
могавшую вещи у голодавших ленин-
градцев. «Жить ей такой нельзя бы-
ло», — говорит Лабинский, и слова
его, означающие жестокий приговор
хищническому индивидуализму, на-
долго врезались в сознание Горело.
вой (арт. Е. Гоголева). Горелога
вспоминает эти слова в разговоре с
Боровеким, когда он приходит к ней
0 своими душевными терзаниями.
Этот диалог чрезвычайно значите-
лен в спектакле Малого театра. Театр
широко трактует основную тему пье-
сы и включает в ее конфликт всех
действующих лиц. Дело здесь не в
	НОВЫЕ РАБОТЫ УКРАИНСКИХ ХУДОЖНИКОВ
	КИЕВ. (Наш корр.). В столице
Украины организуется большая худо-
жественная выставка, посвященная
30-летию Великой Октябрьской со-
	циалистической революции. В вы:
ставке примут участие ‘350 видных
мастеров искусств, среди них TT.
Шовкуненко,  Петрицкий, Касиян,
Трохименко, Светлицкий, Страхов,
Пащенко, Дерегус, Лысенко, Му-
равин,
На премьерах пьесы
«За тех, кто в море!»
		ПРОЕКТ НЕНТРА СМОЛЕНСКА
		нов в исполнении А. Хохлова чне-
сколько далек от своих матросов и
офицеров. Это вполне отвечающий
уставным требованиям командир,
старый, опытный «служака», край-
  не огорченный непорядками в своем
дивизионе.  Сердечной близости,
однако, между ним и другими
героями спектакля нет. Он не горя-
чится, когда начальник штаба выс-
казывает свои подозрения о недо-
стойном поведении в бою Максимова.
Он обеспокоен не столько этически-
ми, сколько служебными проблемами.
Не обнажается идейная  значитель-
ность пьесы и во взаимоотношениях
между Максимовым и _ Боровским.
Максимов в исполнении Д. Сагала —
чрезвычайно милый, приятный, прямо-
душный человек, исправный коман-
дир. И только. А темперамент, горяч-
ность Максимова режиссура как буд-
TO бы передала МЛишеву (apt.
`Ф. Савостьянов).

Но главное, что притупило остроту
спектакля, — это трактовка роли Бо-
ровского артистом М, Майоровым,
который сделал фигуру Боровского
незначительной, серой, мало примеча-
тельной. Он нанкодил-—и боится, как
бы не наказали. Вот «зерно» его трах-
‘товки этой роли. В игре актера нет
ничего, что заставляло бы думать о
«болезни совести» Боровского.

Мы не видим в игре актера ничего
убеждающего в том, что у Боров-
ского есть совесть, хоть и запятван-
ная, что он имеет представление об
офицерской чести, о человеческом
благородетве. После об’яснения < Го-
реловой Боровский, чувствуя укозы
совести (по пьесе), произносит такую
реплику:  «Сказать?—Нет..» Astop
дает понять, что Боровский здесь на
распутьи — признаться ли перед то-
варищами в‚своем преступлении или
продолжать с<крывать его от всёх..
Надо сказать, что сама эта реплика
грешит  прямолинейностью и  тривя-
альностью. Лучше, если автор и ак-
тер спрячут ее в подтекст. Но в ис-
полнении актера Майорова эта реп-
лика звучит особенно плохо. Он про-
износнт «Сказать? — Нет.» с таким
выражением: «Шалишь! Меня не об-
манешь!».

И, конечно, в финальной сцече
спектакля нет никаких признаков об-
возления Боровского или хотя бы
слабых намеков на него. Нет души у
этого безликого, нашкодившего пер-
сонажа. Какой же интерес может
представлять его будущее? А ведь
зритель должен уйти со спектакля
ве только с впечатлениями. о вилан-
HOM, HO и с Базмьниленнями о том, что
лет впереди его героев.

И эт6- результат того. что акте.

Ра“ РМ 42524655 ОА ЧТО: aKT@-
ров ЦТКА, повидимому, не увлекла
задача глубоко раскрыть основной
	конфликт пьесы. >
Я. ВАРШАВСКИЙ.

Борис Лавренев писал в одной из
своих статей: «Еще не так давно не-
которые горе-теоретики провозглаша-
ли глупую идейку о возрастающих
трудностях, ожидающих советскую
драматургию по мере нашего прибли-
жения к коммунистическим формам
общественной жизни, потому Что в
бесклассовом обществе отпадут серь-
езные конфликты, порождаемые в
жизни капиталистическим строем, и
драматург, дескать, не сможет нахо-
дить в окружающем серьезных прин-
ципиальных столкновений».
	Теория, о которои здесь говорится,
все еще имеет своих поклонников и
немало мешает некоторым драматур*
гам искать настоящие жизненные кол-
лизии для своих пьес. Автор этих
строк был свидетелем такого разгово-
ра между художественным руковолн-
телем крупного московского театра и
драматургом: «Вы напрасно ищете
какие-то острые конфликты для своих
пьес, — говорил художественный ру-
ководитель драматургу. —— В нашем
обществе вы их вряд ли найдете. Ду-
майте о характерах. Найдите инте-
ресные, своеобразные характеры, све-
дите их вместе, и Ньеса получится
сама собой». «Пожалуй, вы правы,—
отвечал драматург, — ведь это ста-
рая, хрестоматийная истина: драмати-
ческий конфликт вызывается  борь-
бой героя против окружающей его
срелы. В наше время пьеса, постро-
енная на таком конфликте, была бы
поклепом на современность».

Ни художественный руководитель,
ни драматург не подумали о том, что
конфликт в советской пьесе может
быть порожден и  «противополож-
ным» обстоятельством—борьбой «ере-
ды» с «героем». Они не подумали и
о том, что вся история драматургии
подтверждает ту действительно. хое-
стоматийвую истину. что без кон-
фликта не бывает драмы.

Содержание драматического конф-
ликта так же изменчиво, как из-
менчива сама действительность. И
если изменяются типические. характе-
ры ч типические обстоятельства, 10
вместе с ними сменяют друг друга и
типические конфликты, Истерик со-
ветской драматургии увидит абсо-
лютную закономерность. в том, что

открытая борьба между революцией.
	ия  контрреволюцнеи, служившая
«конфликтной» основой первых со-

ветских пьес («торм» — «Любовь
Ярозая»), уступила затем мест
в — драматических произведениях

другим формам борьбы между
вовым и старым миром. Борьба
трудового народа < кулачеством
	(«Барсуки» „Леонова, «Земля»
Вирты), борьба с вредителями, врага-
ми народа-—все это находило отра-
жение в жизненно правдивых и чрез-
вычайно острых конфликтах лучших
советских пьес. Вс. Вишневский,
Н. Погодин, А. Корнейчук нашли
типические и напряженные конфлик-
ты между людьми одного класса,
одного лагеря, одной партии. Benom-
ним конфликт Огнев — Горлов, так
верно передававший драматизм одно-
го Из напряженных моментов в Жизни
Советской Армии.
	В отдельных послевоенных пьесах
пентральное место не по праву заня-
ла тема мещанства, и надуманный
«конфликт» с якобы оживающим ме-
щанством был карикатурно преуве-
личен некоторыми драматургами. Со-
ветская общественность отвергла та-
кие пьесы. В то же время появились
пьесы с новыми, правдивыми и тини-
ческими конфликтами. Спектакль
«Далеко. от Сталинграда» начинается
под звуки духового оркестра. Заводу,
успешно выполнившему план, вру-
чается переходящее Красное знамя.
Обычно такой сценой завершались
«производственные» пьесы эпохи пер-
вых пятилеток. Где ж тут быть кон-
фликту? А. Суров нашел его в <толк-
нозениях между людьми, склонными
почивать на лаврах, и теми, кто видит
свой партийный и гражданский долг в
неукротимом движении вперед. Борь-
ба Орлова с Осередько, означающая
не что иное, как его борьбу за Осе-
редько, — вот конфликт этой пьесы.
А ведь Орлов и Осередько люди од-
ной партии.
	Более того, Суров и Театр им, Ер-
‘меловой нашли конфликты во «внут-
‘ренней жизни» героев этого спектак-
ля. Директор завода Осередько, тя:
жело переживающий разлуку с род-
ной Украиной, сам борется со своим
малодушием и неверием в победу,
Инженер Березин, потерявший в эза.
куации семью, преодолевает свое горе
`и тоску и находит счастье в творче-
ском труде,
	Интересно разработал драматичес-
кий конфликт в своих. «Побёлителях»
	Б. Чирсков. Он успешно доказал,
что в столкновениях характеров
сколько угодно поволов для боль-
	ших драматических конфликтов.
	И наиболее интересно решил «проб