В МИНИСТЕРСТВЕ
КИНЕМАТОГРАФИИ СССР
	Тбилисская киностудия художест-
венных фильмов — одна из старей-
ших в нашей стране — выпустила за
время свозго существования немало
хоротних картин и воспитала группу
крупных мастеров кино. Выдающимся
достижением Тбилисской студии яв-
ляется фильм «Клятва» М, Чизурели
и П. Павленко — замечательное про-

изведение советского искусства.

Следовало ожилать, что этот твор:
чесхий успех мобилизует коллектив
грузинских кинематографистов Ha
дальнейшую напряженную работу по
созданию фильмов, посвященных тру-
ду и победам советского народа.

Однако, как было установлено на
засезании коллегии Министерства Ки-
нематографии СССР, положение с
произвощетвом художественных филь-
мов в 1947 г. и с подготовкой сцена-
риев для плана 1948 года внушает
серьезную тревогу.

В 1947 году студия должна выпу-
стить всего четыре фильма. причем
одан из них — «Робинзон Крузо» —
по существу уже закончен.

Сейчас в студии снимается лишь
одна картина-—Колыбель поэта» —0
детстве и юности великого грузин-
ского поэта Акакия _ Церетели.
С’емочная группа фильма (режиссер
Н. Нипинашвили) значительно от-
стает от плана.

Молодым режиссерам В. Таблизш-

вили и Ш. Гедеванишвилн поручена
экранизация популярной комической
оперы «Keto u Kota». Однако из-за
неготовности литературного сценарчя
с’емки фильма до сих пор не начаты,

И, наконец. четвертый фильм —
единственный, трактующий тему со-
временности «Материнская слава»
(драматург А. Филимонов) все еще
находится в стадии сценарных дора-
боток. Выпуск этой картины в теку-
щем голу руководство студии ставит
под сомнение.

Вольшое внимание уделяется филь-
му, повествующему о борьбе грузин-
ских колхозников за развитие цитру-
сового хозяйства. Этой теме посвящен.
только что законченный сценарий
С, Долидзе «Большая дорога». Азтор
сдал сценарий с запозданием, и фильм
поэтому планируется переходящим
на 1948 год. Другой фильм, намечен-,
ный выпуском в будущем году—0б
орошении (Самборской долины, —бу-
дет сниматься по сценарию Г. Чико-
зани, Этими двумя сценариями пока
и исчерпывается сценарный портфель
студии,

В четвертом квартале этого года
	намечается начало постановки Филь-
ма М. Чиаурели «Великая победа»
	(«Падение Берлина») по сценарию
П. Павленко и М. Чиаурели.
		Таковы перспективы  Тбилисской
киностудии, обрисованные в докладе
министра кичематографии Грузинской
ССР В. Мачавариани,

Доклалчик проанализировал  при-
чины отставания студии. В основном
сто является результатом слабой ра-
боты сценарного отдела, не сумезше-
го обеспечить тематический план
сценариями на современные темы.

Работа, Тбилисской студии была
подвергнута на заседании резкой
критике. При существующей  мате-
риально-технической базе и наличном
составе. режиссуры студия может вы-
пускать пять-шесть художественных
фильмов: в год, Между тем, минималь-
ный план текущего года не выпол-
няется, и руководство грузинской ки-
нематографии даже склонно перене-
сти выпуск фильма «Материнская сля-
ва» на будущий год.

Коллектив студии пребывает в со-
стоянии ничем не оправданной само-
успокоенности, Сроки сдачи сцена-
риев систематически нарушаются. Нет
продуманного плача сценарных зака-
зов. Жизнь и борьба грузинского на-
рола за осуществление новой сталин-
ской пятилетки не‘ находят достаточ-
ного отражения в тематическом плане
студии.

Положительным axtoM является
выдвижение молодых фежиссеров на
самостоятёльные постановки. Но это
обязывает руководство студии внима-
тельно и серьезно руководить дебю-
тантами. Иначе неопытность постанов-

щнюоз может сказаться и на своевре-
менном выполнении плана и на идей-
	но-художественном качестве картин.
	М. Чиаурели в своем выступлении
также отметил, что положение Ha
Тбялисской студии является неблаго-
получным. Он считает необходимым
в первую очередь укрепить сценарный
отдел.

Министр кинематографии СССР
И. Большаков указал, что критика,
которой была подвергнута деятелъ-
ность Тбилисской студии, является
правильной. И. Большаков отметил,
что коллектив грузинских кинема-
тографистов не перестроил своей ра-
боты. В плане 1947 года только
один современный фильм — «Мате:
ринская слава», два остальных —
«Колыбель поэта» и «Кето и Котэ»—
посвящены далекому прошлому. Та-
кое положение нельзя признать удов-
летворительным. Плохо обстоит дело
с обеспечением сценариями  темати-
ческого плана 1948 гола,

В заключение И. `Большаков пред-
ложил принять меры к обеспечению
выпуска картины «Материнская сла-
ва» в 1947 году и соблюдению точ-
	ного производственного графика с’ем:
Гки и сдачи картин.
	состоянии башкирских театров рас-
скажет Н, Львов; работа театров Эс-
тонской ССР — тема сообщения
	Б. Бассаргина. Доклады «Первые ша-.
ги мордовского театра» прочтет
	‚ А. Костров, «Новые постановки укра-
`инских театров» — В. Залесский.
		В ТЕАТРАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИН
		AZ COEPECMCHHUUYGGE
	‚мени был образ Инги из одноименной
‘пьесы А, Глебова в исполнечии
10. Глизер, Впервые на подмостках
театра появилась женщина, которую
партия направила на хозяйственную
работу, женщина-строитель, добиваю-
щаяся серьезного перелома на про-
изволстве. :
	  Среди сценических женских обра-
зов тридцатых годов вспоминается
Анка из «Поэмы о топоре» Н. Пого-
дина. Задорная и смелая ударница
‘Анка воодушевила на создание обая-
тельных и колоритных сценических
образов двух интереснейших актоис
советокого театра — М. Бабанову и
Д. Зеркалову.
	В «Тане» А. Арбузов показал об-
раз женщины, которая находит свое
счастье в активной созидательной ра-
боте.
	Этот скромный перечень, в котором,
правда, обойдены некоторые интерес-
ные, но второстепенные по значению
роли (девушка -архитектор Лида в
<«Платоне Кречете» А. Корнейчука,
колхозницы в его же комедии «В
степях Украины», некоторые героини
А. Афиногенова и др.), к сожалению,
исчерпывает крупные удачи нашей
драматургин зв ‘изображений совет-
ской женщины мирного довоенного
периода ‘само собою понятно, что в
рамках данной статьи трудно было
бы подвергнуть обстоятельному ана-
лизу все интересные женские роли в
советских пьесах). Более глубокое
отражение в драматургии и в театре
нашли подвиги наших современниц в
дни грозного испытания, каким яви-
лась Великая Отечественная зойна.
	Два женских образа большой вну-
тренней силы родились под пером
Л. Леонова в его пьесе «Нашестзие».
Мать и дочь Талановы — правдивое
и яркое проявление героизма наншх
женщин перед лицом коварного и
жестокого врага.  Бескомпромисс-
ность и самоотверженность  совет-
ской женщины снова, как и з пьесах
о гражданской войне, нашли здесь
полнозвучное выражение. Леонов за-
ставил старшую Таланову пройти че-
фез величайшее испытание: патриотка
должна была победить в ней мать,
два великих чувства должны были
столкнуться, и любовь к народу
одержала победу над любовью к сы-
ну.

‚ Одновременно в «Нашествии» рн-
‘совался, пусть несколько эскизно, но
правдивыми и любовными штрихами
Гоби советской девушки. Ольги Та-
`лановой, участницы подпольной бооь-
‘бы против гитлеровских оккупантов.
	  В «Русских людях» Константина
Симонова в роли Вали также запечат-
лен благородный 9браз юной патриот-
  Kid, готовой перенести любые испы-

‚ тания во имя торжества правого дела.

Симочка из «Сотворения мира»
Le Погодина, хрупкая девушка, став-
‘шая народным мстителем, язилась
наглядным сценическим выражением
необычайной моральной чистоты и зу-
  ховной силы дочерей великого со-
ветского народа и принесла на сцене
  Mastoro театра успех новой для Мо-
 сквы актрисе — Т. Еремеевой.
i i
	Но почти все Женские образы, по-
явившиеся в со} ской драматуогии
после «Любови В и «Оптими-
стической трагедя!», не были цент-
ральными фигурцли драматических
произведений. Лиль в самое послед-
нее время некоторые советские ‘писа-
тели снова дали зеатру пьесы, цели-
ком посвященные   нашей современни-
це, \
	Прежде всего, разумеется, речь.
	должна итти о драматической поэме
Маргариты Алигер «Сказка о праз-
де». Зоя Космодемьянская, подзиг
которой воспет. этой пьесой, с нан-
большей силой ‘Продемонстрировала
всему миру героизм советской девуш-
ки, ее беззаветную отвагу и самоот-
верженную преданность родине. В
«Сказке о правде» поэтесса сделала
интереснейшую попытку показать
средствами театра, как формируется
‘в социалистическом обшестзе под-
	линный героический характер. Пусть.
автор не во всем удачно решил эту.
	трудную задачу, тем не менее пьеса
обладает неоспоримым достоинством,
так как в ней мы находим прекрас-
ную (хотя и нелегкую для исполни-
тельницы) роль Зои, дающую возмож-
ность воплотить на сцене правдивый
и впечатляющий образ народной ге-
роини. Реальность прообраза придала
	весть или роман; основная идейная
тенденция романа или повести неред-
ко становится в цьесе более рельеф-
ной, на первый план выступают обра-
зы, выражающие передовые идеи сов-
ременности. В высшей мере поучи-
тельно в этом отношении сравнение
повести и пьесы Вс. Иванова «Броне-
поезд». В пьесе, создававшейся под
прямым воздействием МХАТ и в на-
стоящем с ним содружестве, вырос и
во многом заново был написан образ
большевика, председателя ревкома
Пеклеванова, выявлена тема партий-
ного руководства партизанами, ясней
звучат мотивы боевой революционной
романтики.

Примеры такой плодотворной рабо-
ты над «инсценировкой прозы», при-
водящей к рождению новой драмы,
не единичны.

Об этих опытах полезно вспомнить
сейчас, когда вновь усилилось BHH-
мание к инсценировкам и одна за
другой появляются пьесы «Народ бес-
смертен», «Молодая гвардия», «Лю-
ди с чистой совбетью», «Спутники»,
«Дни и ночи», «Два капитана», «Хож-
дение по мукам», . «Как закалялась
сталь»...

Дискуссии о целесообразности илн
нецелесообразности инсценировок
бесцельны, так как вопрос ужг давно
решен жизнью. Перед авторами и те-
атрами другая проблема — как до-
стичь того, чтобы прозаическое произ-
ведение не обесценивалось при пере-
воде на язык театра.

Продолжая мысль об оправданно-
сти ‚ инсценировок, приведенную вы-
ще, В. И. Немирович-Данченко писал,
что «актерские достижения в значн-
тельной мере перекрывают недостат-
ки спектаклей с точки зрения класси-
ческой театральной формы, которую
инсценировка нечзбежно разрушает».

Думается, что дело не только в ак-
терских достижениях, Бывают случаи,
когда «недостатки» оборачиваются
достоинствами. Классическую  теат-
‚ральную форму неизбежно разру-
`шает сам материал новой действи-
тельности. наобызчные коллизич. кон-

И ма АА, О ТТ д РОО ООН Е ООО ООО РОВ ЦЕНЕ ОЗОНЕ ee О ОВО еночианик,
	огорчение фликты, столкновения новых характе-   этой задачи.
	ее окобую ‘убедительность, ззста-
`вляя зрителей трепетно переживать
‘возвышенную трагическую судьбу
героини. В сценическом портрете Зои
зрители узнают типические черты де-
вушки социалистической страны, со-
четающей волевую  целеустремлен-
ность < душевной чуткостью, готов-
ность свершить для блага народа
«самое трудное» и «самое нужное»
дело — с широтой интеллектуальных
интересов, отвагу и бесстрашие — с
проникновенным лиризмом; с певичь-
ей мечтой о счастье.
	В этой гармонии, чуждой женщине
буржуазного мира, — сила  на-
ших драматических женских характе-
ров и сущность их жизненной, правди-
вости; Мертвящий аскетизм своим ис:
сушающим дыханием не касается сс-
ветской героини. Но вместе с тем ей
враждебна и та легкость взглядов на
личную жизнь, которую CMakyeT CO-
временная западная драматургия.
	Однако в нашем театре гармонич-
ность душевного строя советской
женщины наиболее ‘ярко выражена в
произведении, созданном не драма-
тургом, а прозанком. А. Фадееву в
романе «Молодая гвардия» в высокой
мере удалось раскрыть ту закономер-
ность, с которой идеи и чувства, про-
низывающие сознание и сердце Ули
Громовой, Любы Шевцовой ‘и других
девушек Краснодона, приобретаюг
действенность, становятся `поступка-
ми, толкают на страстную борьбу,
преображаются в подвиги. Инецени-
рованная «Молодая гвардия» псбудч-
ла ваших актрис с большим вооду-
шевлением сыграть своих славных со-
временниц. Сценические успехи, до-
стигнутые в самое последнее время
актрисами Гердрих, Макаровой, Каз-
позой, исполнявшими роли девушек
`Краснодона, не только знаменатель-
ны, но и вполне закономерны. Ибо
только в роли современницы может
по-настоящему «до дна» раскрыться
дарование драматической артистки.
	Театр еще долго будет черпать
вдохновение в темах великой войны.
Но действительность уже зовет дра-
матургов’ и театры к образам героинь
сегодняшнего дня,  одерживаюших
победы в послевоенном созидатель-
ном труде.

У рр НРК сре АЕ КНС
	  Среди пьес, которые репетируются
нашими театрами, интересна в этом
смысле «Василиса», принадлежащая
перу драматурга Ветлугина. Эта пье-
ca сейчас перерабатывается автором
для одного из московских театров по-
сле того, как она с успехом прошла
	са сейчас перерабатывается автором
в Калинине. После «Виринеи» Л. Сей-
а. инсценировка которой в
‚свое время стала значительной уда-
  чей Театра им. Вахтангова, «Васчли:
‘са» — первая попытка создать пъесу
  о русской крестьянке. Пьеса показы-
вает славный путь, который прошли
  за годы войны женщины колхозной
деревни. Список действующих лиц
  Открывается именем Василисы Ефое-
‹ мовны Сарычевой. На войне погябли
  муж и единственный ребенок Васили-
‚сы; война разрушила ее хозяйство.
  Почти обезумевшая от горя, она шел-
чет: «Пропала я... пропала!». В любой
: другой стране Василиса дейстзитель-
‚ но была бы обречена на гибель. Но у
  нас она не остается одинокой и бес-
‚ помотыной. Советские людн, как гово-
‹рит в пьесе капитан Орешко, знают:
  чтобы побелить врага, нужно быть
сильным. А наш народ сильный. И вы
` сильная», И в самом деле, выдеэжав
тяжкие испытания войны, Василчса
‚ находит счастье в упорном тоуде, ста-
‚ ковитея председателем колхоза, в
  дальнейшем ее выдвнгают на еще бо-
i mee ответственную работу.

:
:

IEE III EEE OED IEEE ISIE EE ee 57 >,

лее ответственную работу.

Особенно болылой счет к прамз-

‘тургам могут пред’явить актрисы со:

ветской комедии. В новом пзоизвеле-
	‹ тургам могут пред’явить актрисы CO-
‘вии А. Корнейчука «Приезжайте в
Звонковое» есть интересные и яр-
‚ кие женские комедийные роли.
i Ho может ли одна эта пьеса удовлет-
 ворить требования зрителя, который
хотел бы увидеть в комедийном
представлении веселую, жизнерало-
 стную героиню нашей действитель-
ности?

Надо надеяться, что в широко раз-
 вернувшейся ныне работе по создз-
нию современного репертуара совет-
‚ские драматурги уделят серьезное
внимание образу нашей совоеменни-
  вы, славной женщины сталинской
ЭПОХИ.
	М. БЕРТЕНСОН.
	Ставского, ища новые средства выра-
зительности для сценического вопло-
щения пафоса, ритма, движения на-
родных масс. Это же стремление най-
ти новое и целостное образное вопло-
щение сегодняшнего героического
эпоса характеризует и работу Oxaon-
кова над «Молодой гвардией», при-
несшую законный успех Московскому
театру драмы.

Инсценировка романа Фадеева —
задача столь же увлекательная, сколь
и сложная.

Мне пришлось читать инсцениров-
ки «Молодой гвардии» (а их уже на-
считывается несколько  десятков!),
авторы, вернее, компиляторы  кото-
рых сосредоточивали все внимание на
вненкне-действенных, фабульно зани-
мательных эпизодах романа, гнались
в первую очередь за дешевым сцени-
ческим эффектом (недаром так разра-
стается в подобных пьесах «концерт
в клубе», занимающий в романе всего
полстраницы!). Им и невдомек, что
является в романе основным и что
воодушевляло Фадеева.

«Мы, работники народа, ‘должны в
каждом человеке поднять веру в се:
бя, чувство гордости за себя, поднять
в глазах всего света величие н досто-
инство нашего человека», говорит
Фадеев устами старого большевика-
подпольщика Матвея Шульги, гордо
восклицающего в свой предсмертный
час; «Да есть ли на свете что-набудь
красивше нашего человека?».

Об этом — роман. Об этом должен
быть и спектакль. Бессмысленно пы-
таться вместить в пьесу весь сюжет-
ный материал романа. Это тем более
невозможно, что в романе выведено
немыслимое для пьесы количество
персонажей, он пленяет читателя мно-
гочисленными лирическими отступле-
ниями и размышлениями автора, ли-
шен цельной «интриги» в обычном
понимании, Надо суметь отобрать в
романе главное, наиболее существен-
ное, образно выражающее идею, и
найти для этого достойную сцениче-
скую форму.

Возможны разные пути решения
этой задачи. Театр им. Вахтангова.
	Дочери советского народа, женщя-
ны нашей страны, трудовыми ибоевы-
ми подвигами завоевали уважение во
всем мире. Ширско известны имена
многих наших героинь, женщин-уче-
ных, трактористок, летчиц, писатель-
ниц, ткачих, колхозниц, актрис. Во
всех областях  социалистического
строительства женщина трудится. на-
равне с мужчиной, гордо и уверенно
созидая народное счастье. Особени
ярко сказались новые черты характе-
ра и мировоззрения советской женщи:
ны‘ в годы Великой Отечественной
войны, когда подвиг трудового наро-
да, подвиг колхозного крестьянства,
рабочих, интеллигенции в огромной
степени был подвигом наших женщин,
самоотверженно отдававших фронту
свой салы и знания.
	Нельзя сказать, что прекрасный об-
раз нашей современницы получил до-
статочно яркое, достойное отражение
в искусстве и прежде всего в искус-
стве театра.
	Поэтому вполне понятен ин-
Tepec к тем сравнительно He-
многочисленным творческим  <©озда-
	ниям драматургов и актрис, чьи сце-
нические образы действительно глу-
боко и правдиво показывают нам всю
силу духа передовой советской жен-
щины, всю красоту и аа ее
характера.
	Впервые образ советской героини
был создан Константином Треневым в
пьесе «Любовь Яровая». Эта пьеса не
случайно до сих пор остается в репер:
туафе советского театра. В ней был
создан живой и правдивый портрет
женщины, сумевшей в разгар рево-
люционной борьбы определить свое
место в жизни и смело, презирая опас-
ность, бороться за правое дело. Образ
рождался в столкновении нового и
старого миров. Для того, чтобы прит-
ти в лагерь Кошкина и Шванди, учи-
тельница Яровая должна была пор-
вать все нити, соединявшие ее с про-
шлым. Это прошлое напрасно звало ее
в образе мужа, поручика Яровэго, ич-
теллигента, ‘ставшего  белогвардей-
цем, воевавшего против народа. Яро-
вая изображена Треневым как че-
ловек, неспособный на какие-либо
компромиссы в вопросах, касающихся
кровных интересов трудящихся. Та-
кую трактовку образа героини мы
встречаем впоследствии и в других
произведениях, посвященных нашей
современнице. В этом разрешении те-
мы есть болыная жизненная правлм,
и она помогла актрисам играть Яро-
вую ярко, красочно. В Малом театре
пьеса Тренева принесла крупную
творческую победу В. Пашенной, в
Московском Художественном театре
— К. Еланской. Трудно перечислать
все театры, которые ставили «Любовь
Яровую», вспомнить имена всех ак-
трис, вдохновенно игравших и играю-
щих ныне первую на советской сцече
роль патриотки. ‘
	Затем на сцене Камерного театра в
исполнении Алисы Коонен зрители
увидели Комиссара из «Оптимисти-
ческой трагедии» Всеволода Вишнез-
ского. Заслуга автора пьесы заключа-
лась прежде всего в том, что он на-
писал роль женщины, волевой и тзер-
дой по характеру, способной не толь-
ко принимать участие в событиях, но
и распоряжаться этими событиями,
повелевать людьми, смело и актизю
бороться с врагами революции. Ро-
мантический, насыщенный патетикой
революции спектакль был. не только
крупной удачей театра, но, в значи-
тельной степени, двигал вперед нашу
драматургию, являя собой первый пэи-
мер изображения женщины на ответ-
ственном и трудном посту:
	Образ женщины эпохи революции
и гражданской войны воплотил и
А. Корнейчук в «Гибели эскадры». В
этой интересной и яркой пьесе есть
хорошо написанная роль Оксаны. Член
партии большевиков, эта девушка в
исполнении Д, Зеркаловой на сцене
Центрального театра Красной Армии
служила живым примером преданно-
сти делу революции.
	Шли годы, и в период реконструк-
	ции Народного хозяйства страны
жизнь поставила перед советской
женшиной новые, сложные задачи,
	которые мужественно и упорно реша-
лись дочерьми народа. Однако дра-
матургия и театр с запозданием и не-
полно отразили процесс выдвижения
женщин в передовые ряды строителей
социализма. Первым удовлетворитель-
ным опытом ‘сценического изображе-
ния доблестной труженицы того вое-
			писателен в сценических судьбах
своих произведений.

Бывают при этом, конечно, досад-
ные срывы. Естественно  огорчение
читателя, когда он, пленивиись чу-
десными \ образами катаевских пове-
стей, видит в театре лишь наспех и
небрежно сделанные  «автоинецени-
‚ровки». Но немало и иных примеров.
Созместная работа писателя и теат-
pa, если она воодущевляется большой
идейной, творческой задачей, неред-
ко приводит к рождению нового дра-
матургического произведения. не
меньшего, а иной раз ин большего сб-

На фото—арт. В. Марецкая в начале и конце фильма «Воспитание
чувств».
		‚ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ”
	деревне. Все усилия Вареньки ет:
крыть деревенским ребятам путь к
средней и выешей школе, к знанию
и образованию были бесплодны.

«Я не допущу, чтобы во вверенном
мне учебном заведении дети нищих
и миллионеров сидели Ha одной
парте», —заявил ей директор  реаль-
ного училища, куда она привезла
своего талантливого ученика.

И Варвара Васильевна утешает ре:
бят некрасовскими стихами:
	Не без добрых душ на свете =

Кто-нибудь свезет в Москву, д’

Будешь в университете — 3“

Сон свершится наяву! *

И то, что казалось сном; стало
явью. Великая Октябрьская  социа-
листическая революция принесла
Варваре Васильевне осуществление
ее чаяний.

Окруженная всеобщим вниманием
и уважением, знатный человек со-
ветской страны, сельская учитель»
ница Варвара Васильевна воспитала
не одно поколение прекрасной совет.
ской молодежи.

Ee деревенские школьники и их
дети стали академиками, учеными,
	государственными деятелями  совет-,
	ской державы:
Перед зрителем будущего фильма
пройдет? долгий жизненный mt
	пройдет? долгий жизненный путь,
героини. В‹первых кадрах—это юная.
гимназистка, затем начинающая учи-
	тельница, невеста, потерявшая лю-
бимого человека, в финале картины
—пожилая женщина, которую He
могли сломить никакие испытания.
	АБИС
	внимания. Поздно включились в смотр.
	московские и левинградские театры,
	Мало занимаются смотром и проф-
союзные организации работников ис-
кусств. Президиум ЦК Рабис за 5
месяцев смотра только второй ‘ваз
обсуждает этот важный вопрос,

А. Покровский и П. Тарасов (ИК
союза Рабис) в своих выступлениях
отметили; что смотр содействовал ре-
	шающим сдвигам в работе театров. с.
	молодежью, но из-за плохой органи-
зации не привлек еще должного вни-
мания широкой общественности; ссо-
бенно это относится к Москве, Туле
и Тамбову.
	Президиум ЦК Рабис причал ряд
решений о более активном участия
	профсоюзных организаций в cMo*p
театральной молодежи.
	ПЛЕНУМ СОВЕТА ВТО
	С 15 по 17 марта в Ленинграде   ды «Первые годы советского театра»
	сделают Е. Кузнецов и Ю. Оснос; <
сообщениями на эту тему выступлт
Ю. Юрьев, А. Таиров, Н. Горчаков,
Н. Петров, С. Эйзенштейн, Л. Прозо-
ровский, И. Ильинский, М. Штраух,
С. Юткевич и И. Раппопорт,
Советской драматургии первого пе:
риода посвящается доклад С. Дани-
лова; о борьбе течений в массовом
	самодеятельном театре 1917—1920 гг.
	прочтет доклад М. Португалова. «3За-
	рождение советской театральной пе: ~
	чати» — тема доклада М. Загорского.
	проводится очередной пленум Совета
Всероссийского театрального обще-
ства. С отчетом президиума ВТО о
работе, проделанной в 1946 г., и пер-
спективах деятельности общества в
1947 г. выступит проф. М. Григорьев.
	Об’единение театральных критиков
при ВТО в течение 1947 г. организу-
ет ряд научных заседаний, посвяшевн-
ных проблемам истории советского
театра. Первая сессия этого цикла —
«У истоков советского театра»—вклю-
чена в повестку дня пленума, Докла-
	В павильонах студии Союздет-
фильм идут с’емки нового  худо-
жественного фильма «Воспитание
	чувств», которыи расскажет O CO-
ветской патриотке, сельской учитель:
нице, замечательном воспитателе и
педагоге.

Центральную роль Варвары Ba-
сильевны Мартывовой играет В. Ма-
рецкая.

—Еще во время работы М. Смир-
новой над сценарием, —рассказывзет
В. Марецкая,—меня глубоко взвол-
новал образ Вареньки—Варвары
Васильевны. Предложение режиссе-
ра М. Донского сниматься в этой
роли я приняла с болышим удоволь-
CTBHEM.
	В одной из сцен героиня фильма
говорит своему собеседнику: «Если
человек долго внушает ‹ хорошее и
лелает это от чистого сердца, то
любой, даже самый плохой человек,
переменится. Только это надо де-
лать от чистого сердца».
	Эти слова являются ключом к
раскрытию характера Варвары Ва-
сильевны, которая  восторженной,
наивной гимназисткой выбрала путь
служения своему народу и до прек-
лонных лет сохранила любовь к делу
своей жизни, душевную чистоту,
доброжелательное, бережное‘ отно-
пение к людям.
	Воспитание молодежи— призвание
Мартыновой. Трудно было осущест:
влять. его молодой учительнице

В
дореволюционной, глухой уральской
	  Ha заседании президиума ЦК
профсоюза работников искусств 5
марта были заслушаны и обсуждены
доклады Ю. Ральфа (Комитет по де-
лам искусств при Совете Министров
РСФСР) и А. Сергеева. (ЦК союза

РСФСР) и А. Сергеева (ЦК союза
Рабис) о проведении Всероссийского
смотра творческой молодежи теат-
ров.

2242 актера, 92 режиссера и 47 ху-
дожников участвуют в смотре. Мно-
гие молодые артисты впервые высту-
пали в больших ролях в пьесах клас-
сиков и советских драматургов и уже
завоевали симпатии зрителей.

Хорошо проходит второй тур смо-
тра в Воронеже, Новосибирске, Сара-
тове, Горьком. Однако ряд руково-
Ддителей театров (в Молотове, Томс-
ке, в Чувашской и Марийской АССР)
формально отнеслись к смотру моло-
дежи и не уделяют ему должного

А TS
	В течение марта кабинет нацио-
нальных театров Всероссийского те-
атрального общества проведет ряд
вечеров, посвященных современному
состоянию театрального ‘искусства в
национальных республиках страны.

Е; Жданова сделает доклад «По
тедтрам Удмуртии», о современном
	В первые дни Отечественной войны
мни художеств Р. Зенькова ушла в
		студентка Всероссийской акаде-
народное ополчение. На Ленин-
	градском фронте снайпер Р. Зенько ва уничтожила 22 фашиста. Прави-
тельство наградило патриотку орде ном Славы Ш степени и четырьмя
медалями. Сейчас Р. Зенькова продолжает учебу в мастерской Б. Иэ-
			гансона, На снимке: Р. Зенькова в мастерской.
	лудожЕсВЕп
	Еше 75 лет назад, в письме к
В. Оболенской, намеревавшейся ин-
сценировать роман «Преступление и
наказание», Ф. М. Достоевский, ого-
вариваясь, что «за правило взял ни-
когда таким попыткам не мешать»,
предостерегающе писал:

«Есть какая-то тайна искусст-
ва, по которой эпическая форма ни-
когда не найдет себе соответствия в
драматической. Я даже верю, что
для разных форм искусства сущест-
вуют ‘и соответственные им ояды
поэтических мыслей, так что одна
мысль не может никогда быть выра-
жена в другой, не соответствующей
ей форме. Другое дело, если Вы
как можно более переделаете н из-
мените роман, сохранив от него лишь
один какой-нибудь эпизод для mepe-
работки в драму или взяв первона-
чальную мысль, совершенно, измените
еюжет.*
	Впрочем, констатировал Достоев-
ский, возвращаясь к вопросу об ин-
сценировках, «почти всегда подоб-
ные попытки не удавались, по край-
ней мере вполне».

И хотя суждения такого рода об-
‘шераспространенны и ни в одной «Ис-
тории русского театра» не  встое-
тишь сколько-нибудь внятного упо-
минания 065 инсценировках, . TEM He
менее, начиная с «Бедной Лизы»
Карамзина, не найти в русской лите-
ратуре значительного произвеления,
которое не было бы инсценировано.

Переделки прозаических произве-
дений Гоголя и Пушкина появились
на снене значительно раньше, чем
их пьесы. Инсценировки романов
Тургенева заняли в репертуаре неиз-
меримо большее место, чем его дра-
матические произведения, а щедрин-
скую сатиру на русской сцене утвер-
дила не «Смерть Пазухина», ставив-
шаяся редко и случайно, а целая
когорта инсценировок «Господ  Го-
ловлевых», Что же сказать о До-
стоевском, который, по _ меткому
слову В. И. Немировича-Данченко,
«писал как романист, а чувствовал
как драматург», о Толстом, о Гон-
чарове (переделка «Обрыва» была од-
ной из самых репертуарных пьес до-
революционного театра)...

В этих переделках оригиналы в
большинстве случаев оказывались
варварски искромсанными,  искажен-
ными, Профессиональные  театраль-
ные закройщики  беззастенчиво при-
спосабливали. масштабные < образы
		ками показаны и Олег Кошевой, во
всей привлекательной силе своего
характера, романтической воодушев-
ленности, волевой сосредоточенности
и, в то же время, полуюношеской ув-
леченности романтикой подполья, и
Уля — душа и совесть «Молодой
гвардии». Одной из центральных
сцен пьесы оказывается волнующий
диалог Кошевого и Ули за сжиганн-
ем перехваченной почты. Исхоля из
этого же замысла, более развернуто
дано противопоставление Стаховича
подлинным героям комсомольского
подполья, а в образе Радика Юркина
показана живая преемственность пре-
красных традиций молодогвардейцев,
юношей и девушек, воплотивших луч-
шее, передовое в нашем обществе.
Сцена приема Радика Юркина в ком-
сомол является поэтому кульминаци-
онной. Пьеса органично завершается
торжественной клятвой Радика — «Я,
Радик Юркин, у свежей могилы моих
товарищей, которые погибли за то,
чтобы продолжалась моя жизнь...
Дорабатывая текст (в чем нуждаются,
кстати, сцена Любы с офицером, об-
раз матери Кошевого и др.), доби-
ваясь большей драматургической це-
лостности пьесы, следует  равнять-
ся по этим спенам.
	Смелую, можно сказать, дерзкую
Задачу поставил перед собой Петро
Вершигора, взявшись инсценировать
свсю ькнигу «Люди с чистой сове-
стью». Если в «Молодой гвардии»
сюжет—или то, что близко к сюжету
— подсказан самою жизнью, обуслов-
лен историей организации — молодо-
гвардейцев, то в «Людях с чистой со-
вестью»— мемуарах, хронике—нет и
подобия такого сюжета. Вернее. там
десятки сюжетов, что естественно пля
дневника участника рейда партизан-
ской армии от Путивля до Карпат.
Пережитые им события так величест.
венны и героичны, а характеры ков-
паковцев, «людей с чистой совестью»,
так ярки и поучительны, что на ос-
нове книги, развивая, разрабатывая
тот или иной эпизод, можно былобы
написать не одну пьесу,
	Вернигора пошел по самому труд-
ному пути. Ограничив действие nye.
	сы отрезком времени от создания пер-

ах

ROTO ковнаковского ЭТряда до «сарн-

у Че п.
	то креста», он рассказывает о
сульбах главных героев, пытаясь рас-
крыть в этих судьбах основную тему
книги © золотом фонде родины, о
«людях, отдающих ей всю жизнь, по
последней капли крови, не ожидая ни.
каких других наград, кроме чистой
совести». .

Организующая и  воспитывающая
роль партии в партизанском движе-

нии раскрывается в образе Руднева,

рыцаря партийной совести. Через всю
пьесу проходят судьбы Карпенко,
Коли Мудрого (написанного почти за-
ново), сапера Водички, чудесные‘ де-
вичьи образы-—радистки Кати и Мот-
ри. Обаятелен образ партизанского ге-
нерала Ковпака.

Вершигора смело показывает всю
разнородность человеческого матеря-
ала, из которого формировались паз-
тизанские отряды. В пьесе, однако,
не всегда соблюдено должное чувст-
во меры в показе «отрицательных»
навыков и черт некоторых партизан,
Люди с «родимыми пятнами» прошло-
го показаны сценически эффектно, б-
стоятельно, и в то жеё время из ин-
сценировки выпал ряд обаятельней-
ших образов повести—людей «чисто-
го, как ключевая вода, патриотизма».
	Иного жанра и характера, чем
«Люди с чистой совестью», «Спутни-
ки» Веры Пановой. Инсценирозка
«Спутников» (автор Д. Дар) носи!
подзаголовок — «Повесть в четырех
главах». Она верно передает ритм и
строй неторопливого, сжатого, психо-
логически насыщенного  повествова-
ния Веры Пановой, ее скупую н точ-
ную интонацию. В ходе рассказа pac
крываются удивительные в своей чи-
стоте, благородстве и воодушевлен-
ности образы простых советских лю-
дей — сестер Юлии Дмитриевны Hf
Фаины, доктора Белова, санитаоов
Лены и Васьки, электромашиниста
Кравцова и других героев повести, из
‚которых, к сожалению, наиболее по-
страдали при переносе в пьесу комис-
сар Данилов, оставшийся «без биогра-
фии», и Супругов, данный слишком
эскизно. Если театр покажет их с та*.
Кой же ясностью и художественной
одухотворенностью характеристик,
которые завоевали повести Пановой
шнрокую любовь читателей, оя 60-
здаст правдивый и волнующий сне-
‚нический рассказ о настоящих людях
советского общества.

Не будем бояться временного «32-
силья» инсценировок. Они нужны те.
атру, зрителю. Вместе с ними прихо-
дит на сцену новый герой. Этот геоой
только тогда, однако, полностью
овладеет сценой, когда самое дорогое
И значительное, что есть в нашей но-
вой художественной прозе, переплз-
вится в драматургию, когда инецени-
ровка будет не примитивной иллю-
	страциеи * `романа, а новой, ‘ полноцен-
ной пьесой.
	Cum. ЛРЕИДЕН.
	большой литературы к шаблону ме-
щанской, адюльтерной мелодрамы
или уголовно-детективной — пьесы,
Всякое бывало,—напомню. хотя бы о
репертуарной «Катюше Масловсй»
или «Идиоте» Крылова и Сутыгина.

Ремесленничество драмоделов вы-
зывало гневные протесты людей,
любящих литературу. И все-таки
никто не мог изгнать инсценировку
из репертуара, и виднейшие актеры
старого театра, подымаясь над шаб-
лоном «переделок», ухитрялись соз-
давать незабываемые — сценические
образы гончаровской бабушки, тур-
геневской Лизы, щедринского Иуду-
шки, Раскольникова, Настасьи Фи-
ЛИППОВНыЫ. .
	«Перенос романа на сценические
подмостки—дело для всякого театра
рискованное и только в HCKJIOUH-
тельных случаях  заслуживаюее
одобрения. Однако в поисках вели-
колепного актерского материала те-
атр все же прибегает к инсцечи-
ровкам. Романы лучших писателей
увлекают огромной правдой первоис-
точника, психологической глубиной и
многогранностью образов. Если же
роман принадлежит перу своего на-
ционального писателя, то материал
становится вдвойне близок природе
актера», — писал уже в наши годы
В. И. Немирович-Данченко, расска-
зывая о своей работе над «Анной
Карениной».

На советской сцене инсценировка
утвердилась в новом качестве. То,
что было исключением, культивиро-
вавшимся ранее лишь в Московском
Художественном театре, стало пра-
вилом: высокая литературная куль:
тура инсценировки, стремление найти
такую сценическую форму, которая
наиболее верно и образно воплотнла
бы строй поэтических мыслей авто-
ра, удовлетворяла бы интересе не к
внешним фабулыным мотивам, а к
идейно-психологической, социальной
основе романа.

Новая волна инсценировок класси-
ков ответила живому  стремлевию
масс овладеть сокровищами культур-
вого наследства. Инеценировки про-
извелений современных авторов  по-
могли театрам перенести на сцену
образ новой художественной прозы,
ускорили идейно-художественный
рост и развитие советского искус-
ства.

Еще задолго до триумфа «Чанпае-
ва» в кино А, Крамов на московской
	‚ту-  ров, рожденных жизнью. особенно Ко-   готовит инсценировку романа. слелан
	ную Гл. Граковым. Автор находит
сзой. резко отличающийся от других
инсценировок, прием компонозки ма-
териала. В пьесе всего 10 картин.

В них раскрыты судьбы и характе-
ристяки центральных героев старше-
го и молодого. поколения, в образах
которых автор стремится показать
основные черты советского общества.
	‘ ‘да речь заходит о народно геронче-
ских событиях небывалого в истории
  mMacuira6a.

Значительной вехой в исторни со-
‚ветского театра были интересные,
  пусть не во всем удавшиеся, экспери-
ментальные спектакли Н, Охлопкова,
  который смело инсценировал народ-
но-революционное эпическое полотна
	Серзфимовича «Железный потек», до- Вот почему значительно масштабнее
	‹Пазбег» в сравнении
	с другими инсцениров-
	‚кументально-очерковый