COBFETCKO

F HCKYCCTBO
	В КОМИТЕТЕ
ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ
ПРИ СОВЕТЕ
МИНИСТРОВ СССР
	Отмечая умелую организацию ра:
боты и значительные творческие ре-
зультаты, достигнутые Московским
Художественным академическим те-
	‘атром им. Горького, [Государственные
	академическим Малым театром, !еат-
ром им. Евг. Вахтангова и Москоз-
ским театром драмы в постановке спек-
таклей на современную тему, Коми:
	тет по делам искусств при Совете Ми-
	нистров СССР об?явил благодарность
ряду творческих работников — уча-
стников создания спектаклей «Побе-
дители», «За тех, кто в море!», «Пои-
	езжайте в Звонковое» и «Молодая.
	гвардия».
I
Комитет по делам искусств при
Совете Министров СССР утвердил
план новых постановок Ленинград-
ского академического театра им.
Пушкина на первое полугодие 1947
года. В план включены пьесы «Как за-
калялась сталь» (инсценировка
А. Музиль по одноименному роману
Н. Островского), «Русский вопрос»
К. Симонова и «Жизнь в цвету>
А. Довженко: .
ary
	Состояние подготовки кадров во-
калистов в Московской консервато-
рии им. Чайковского продолжает оста-
ваться неудовлетворительным: несмо-
TPA на специальные указания Комите-
та, новый прием учащихся на вокаль-
ный факультет проведен без надлежа-
шей полготовки; установленный кон-
тингент приема не выполнен; не про-
водится подготовка кадров педаго-
гов-вокалистов, на факультете не
уделяется достаточного внимания ме-
тодике вокального воспитания.

В целях улучшения качества подго-
товки вокалистов и устранения име-
юнвихся недостатков Комитет по де-
лам искусств поручил директору Мо-
CKOBCKOH консерватории укрепить
профессорский состав вокального фя-
культета, привлечь в качестве руко-
водителей классов крупных артистов-
вокалистов, весной 1947 г. провести
дополнительный прием мужчин на во-
кальный факультет и предусмотреть
прием в аспирантуру консерватории 5
человек по специальности преподава-
теля пения.
  Принято решение об организации в
`научно-исслеловательском кабинете
	консерватории секции вокального ис-
	кусства, о проведении систематиче-
ской проверки работы профессорских
классов вокального факультета.
Решено в’ лечение учебного года
проводить не менее четырех откры-
  bax концертов студентов вокального
‚ факультета. Оперной студии консер-
 ватории предложено шире привлекать
к Участию в спектаклях в качестве
исполнителей главных ролей студен-
‚ тов [У и У курсов.
  Главному управлению учебных за-
ведений поручено внести изменезия
в учебные планы вокальных факуль-
тетов консерваторий и вокальных от-
делений музыкальных училищ, увели-
`чив число часов для занятий по спе-
` циальности, Намечается издание учеб-
ного репертуара по вокалу об’емэм
400 листов.
	Позирует народная ар-
	Фото Е. Угриновича,
	МОСКОВСКАЯ
УРОНИКА
	10 марта отдел пропаганды МГВ.
ВЛКСМ, кабинет театра Горького и со-
ветской драматургии ВТО и Дом актера
проводят обсуждение спектакля Москов-
ского театра прамы «Молодая гвардия?.
3 докладами выступят Г. Бояджиев и
Е. Сурков. м
@ Внимание театральной общественно-
ети привлекает пьеса К. Симонова «Рус-
 ский вопрос». Кроме Театра им. Ленин-
ского комсомола, который в ближайшее
время покажет ее премьеру, «Русекий
вопрос» принят к ностановке МХАТ.
СССР им. Горького, Малым театром, Те-
атром им. Моссовета и Театром им. Вах-
‚ тангова. Работу над спектаклем театры.
предполагают закончить в апреле-мае
3947 г. 2
< В Центральном доме Красной Армии
HM, Фрунзе систематически проводятся
симфонические концерты цикла <Рус-
ская классическая и советская музыка».
 9 марта состоитея пятый концерт цик-
ла — вечер встречи генералов и офице-
ров Советской Армии с композиторами
лауреатами Сталинской премии Р. Глиа-
ром. О. Прокофьевым, Д. Шостакови-
Зем. А. Хачатуряном и В. Мурадели,
произведения которых будут исполнены
оркестром Московской областной филар-
монии (дирижер В. Дударова).

@ Ha роль Зои Космодемьянской в
драматической поэме Маргариты Алигер_
«Оказка о правде» введены: в Москов-
ском театре юного зрителя — М. Полови-
кова и Л. Невская, в Пентральном те-
атре Красной Армии — М. Пастухова.

< Приступила к работе созданная при
Московской государственной эстраде
творческая коллегия. На первых сове-
шаниях коллегии были заслушаны ©о-

общения о деятельности бюро откры-

тых концертов Мосгосэетрады и о пла-о
нах работы эстрадного театра «Эрмитаж». о
Н. Смирнов-Сокольский, Л. Утесов и М.
Гаркави ознакомили участников сове-
шания с программой эстрадного театра
«Эрмитаж» на тему о Мосьве.

$ Творческий вечер М. Астангова co-
стоится сегодня в Доме актера. Поеле
вступительного слова проф. П. Новицко-
го будут показаны сцены из спектаклей
<Сирано ле Бержерак». «Нашествие»,
<ПЛорога побелы» и «Ричард ИП е уча-
стием М. Астантова.

< Творчеству ленинградских компози-
торов носвящается очередное симфони-
ческое собрание. проводимое в ЦПДРИ_
13 марта. Оркестром Московской област-
ной Филармонии под управлением Ни-
колая Рабиновича будут исполнены кон-
перт для скрипки с оркестром А. Па-
шенко, русская сказка — В. Дешевова и
юнита из балета о<Маимый жених» —
	М. Чулаки.
© 12 марта в Колонном зале Дома
Союзов  состойтея —100е исполнение
	Н. Перпгиным и С. Фадеевой литератур-
ной композинии по роману А, Фадеева
«Молодая гвардия».

© Кабинет театра зарубежных славян
ВТО отправил в Югославию, Чехослова-
кию и Польшу библиотечки по исторни
русского дореволюционного и советского
театра. Такие библиотечки посланы в
Белградекий наролный театр, в город-
ские театры МЛюблян, Сплита и Скоп-
ле, в Пражский национальный театр, в
Лолзинскую театральную школу и пр.
	$3 14 марта Ансамблем советской оперы
под художественным руководством
К. Понова, впервые будет. исполнена
детская опера М. Черняка «Сказка о
мертвой царевне и семи богатьтрях».

< Лоцент Софийского университета
В. Велчев прочитал в ВТО доклад на
тему «Основные моменты истории бол-
гарского театра». Докладчик рассказал о
путях становления реалистического бол-
тарвкого театра, подчеркнул его связь
с народным творчеством и отметил бла-
готворное влияние русского театрального
искусства на театр Болгарии.

{3 Чествование действительного члена
Академии аохитектуры СССР И. Рыль-
ского, в связи с 70-летием со дня его
рожления, состоялось 3 марта в москов-
ском Доме архитектора. Юбиляром полу-
чены многочисленные приветствия.

< Вчера в залах Пентрального дома
работников искусств открылась выстав-
ка произвелений заслуженного деятеля
искуеств РСФСР Е. Канмана. на которой
предетавлено свыше 100 работ художни-
ка. ~

< 3 марта в Большом зале Московской
консерватории состоялся концерт, ноевя-
тенный 90-летию со дня рождения А Ф.
Тедике. В концерте внервые были ие-
полнены произведения композитора:
увертюра «1941 год», «Марш на оконча-
ние войны». сюита из оперы «Макбет».

3 ‹Архитектура Соединенных штатов
Амернить —— так зваоттраетоал RRC TARA.
	#3 ‹Архитектура Соединенных штатов
Америки» — так называется выставка.
организованная архитектурной секцией
ВОКС. Выетавка, развернутая в Ломе ар.
хитектора, полготовлена строительным
комитетом Национального совета амери-
кано-советской дружбы.
	Ьниги о творчестве
комнозиторов
	Тосударственное музыкальное из-
‚ дательство выпустило ряд популяр-
‚ ных монографий, посвященных твэр-
  честву классиков русской и мировой
  музыки и виднейших советских ком-
  позиторов.

В серии «Лауреаты Сталинской
премии» вышли из печати книги
Л. Калтат-—о Т. Хренникове, И. Мар:
тынова—ю А. Хачатуряне и И. Бэлза
—ю© Б. Лятошинском. Серия «Клас-
‘сики русской музыки» пополнилась
новыми книгами А. Соловцова «Ни-
колай Рубинштейн» и <С. В. Рахма-
нинов». Творчеству Ф. Шопена посвя-
щена книга Л. Мазеля, вышедшая в
серии «Классики мировой музыки».

CO BCEX KOHUOB
СТРАНЫ
	ЛЕНИНГРАД, (Наш корр.), В создан-
ную при дирекции Ленингралекого ака-
демического театра драмы им. А, С.
Пушкина художественную коллегию во-
шли Г. Коркин (прелеедатель). П. Ви-
въен. В. Кожич, А. Музиль, Б. Чирекнов,
	Н. Черкасов, Б. Л\уковекий, В. Скоро-
богатов и Е. Карякина. :

ГОРЬКИЙ. Городской театр юного.
зрителя им. Н. К. Крунской показало
	премьеру сказки О. Маршака «Кошкин
	лом». Сейчае театр приступил к работе
над пьесой С, Михалкова «Особое вада-
ние» и пьесой Груздева и О. Форш «Лет.

_етво Горького». При полготовке спектак-
	ля о дететве своего великого земляка те-
атр использует материалы городского
музея, ломика деда Каптирина и т. д.
	ОДЕССА (iam ворр.). Б помещении
картинной галлереи русской живописи
открылась  отчегная выставка работ
олесских художников. В трех залах раз-
мептено 26) работ. Среди них — портреты
	работы хуложников Синиикого и Божия,
тематические картины Пархет и Мучни-
ка, пейзажи Муцельмахера и Зайцева,
скульптуры Киренко, Чубина и др.

БАКУ. (Наш корр.). В ближайшие дни
при республиканском отделении Хуло-
жественного фонда СССР открываются
творческая мастерская художников и
мастерская прикладного народного ис-
кусства.

ТАШКЕНТ. (Наш корр.). Научно-ис-
следовательский институт искусствозна-
ния полготовил к печати ряд трудов
круннейнтих мастеров русского искус-
ства. Джавад Абидав перевел на узбек-
ский язык ьвнигу Станиславского «Моя
жизнь в искусетве» (консультант перево-
na Маннон Уйгур). Книгу Немировича-
Ланченко «Из прошлого» перевел А. Ра-
хлми, «Беседы о режиссуре» Горчакова—
Алимджан Турдыев. Над переводом
книги Станиславского «Работа актера над
собой» работает режисеер Хорезмского
театра Илялов.

ФРУНЗЕ. (Нат корр.). При республи-
канском театре кукол в г. Фрунзе орга-
низована киргизская труппа. Впервые
кукольные епектакли будут показаны на
киргизскм языке. Труппа приступила к
работе над спектаклем «Белый архар»
В. Швембергера и К. Этимамбетова. 0б-
ластной кукольный театр открылея в
г. Пржевальске.

ЕРЕВАН. (Наш корр.). Отдел фолькло-
ра Дома народного творчества Армян-
ской ОСР провел больитую работу по ео-
биранию народных несен, посвященных
новой сталинской пятилетке. В высоко-
горном Зангезурском районе записаны
песни о строительстве молибленового
комбината. В районе строительства олной
из крупнейших новостроек республи-
ки — Озерной элевтростаннии—записана
песня «Севан» и ряд других, в которых
воспевается новая гидростанция. Песни
© труде колхозников записаны в райо-
нах Араратской долины, Е

МИНСК. (ТАСС). За последние четыре
месяца в. селах Белоруссии создано око-
ло 100 новых культурно-просветительных
учреждений, Отроятея еще 40 изб-чита-
лен, клубов и кинотеатров.
	НОВОСИБИРСК. (ТАСС). В Октябрь-
ском районе открылся новый кинотеатр
«5аря». При кинотеатре имеетея читаль-
ный зал, еженедельно будут устраивать-
ся концерты. В ближайшее время в этом
же районе откроется второй кинотеатр.

ХАРЬКОВ. (Нан: корр.). В Украинском
академическом театре оперы и балета
им. Лысенко состоялась премьера опе-
ры Чайковского «Пиковая дама» Режис-
сер В. Будневич. дирижер В. Пирадов,
художественное оформлевие Ш. Ершова,
Опера идет на русском языке. Следую-
щие работы театра — балет «Светлана»
ет аа и опера Пуччини «Чио-Чио-

аз».
	ЛЬВОВ. (Наш корр.). Львовский театр
оперы осуществил постановку оперы
“Любовь Яровая». Музыка Энке. поста-
новщик Стефанович, дирижер Брагин-
ский, художник Ершов.

КАЗАНЬ. (Наш корр.). Татарский Госу-
ларственыый зэкадемический театр имени
Галиаскара Камала показал премьеру
пьесы <Несня жизни» „Мирзай Эмира.
Пьеса рассказывает о том, как советские
люди. победив врага на фронтах Вели-
кой Отечественной войны. вернулись к
мирному созидательному труду.
		Дневние искусств
	Серия документальных кинопроиз-
велений, рисующих жизнь республик
Советского Союза, обогатилась но-
вым фильмом. Он отличается теми
	же достоинствами, что его пПред-
шественники, рассказывающие 06
Эстонской и Киргизской ССР. Он
	так же широко знакомит с культу-
	рой, экономикой и бытом страны,
показывая ее вчерашний и  сегод-
няшний день и будушее, наметив-
	шееся в дни новой сталинской пятн-
летки. Но вместе с тем он обладает
особыми ‘качествами, делающими
его. успех поучительным для работ-
ников документальной  кинематогра-
	PAH.

Просмотр фильма «Советская Лат-
вия» оставляет у зрителей такое
впечатление, будто они сами побы-
вали в стране, лично ознакомились с
ее лостопримечательностями,  разго-
варивали с ее людьми и наблюдалн
32 их жизнью и работой. ‘Он дает
зрителю такую непосредственность
восприятия, которая обычно отлича-
ет художественные жанры кино.
	Эта черта фильма отнюдь не про-
тиворечит его точности, как доку-
мента. В фильме особенно четко про-
велены новые принципы работы над
документальными кинопооизведения:
‘ми. И прежде всего — фильм отлич-
но драматургически оформлен, он ос-
нован на развитом сценарии, он

сюжетен. ‘
Можно ли говорить о сюжете до-
кументального фильма, котозый

фиксирует события, происходящие
независимо от воли сценариста?

Опыт фильма «Советская Латвия»
	немецких захватчиков, о культурных
и хозяйственных связях Советской
Латвии с другими республиками на-
шей родины и прежде всего с’ вели-
кой Российской Федерацией, о но:
вых социалистических взаимоотно:
шениях, которые так успешно помо-
гают залечивать раны, нанесенные
фашистскими захватчиками, о рабо-
чих, крестьянах, интеллигентах, ко-
торые становятся государственными
деятелями.

Одни новеллы знакомят с памят
никами прошлого, другие—с при?
дой, а большинство — © людьми, ря-
довыми гражланами Латвийской со-
ветской республики. Но каждая из
таких документальных новелл вы-
являет важные стороны в жизни
страны, и все они вместе взятые со-
здают ее образ, яркий и неповтоэи-
мый. Сценарий Б. Агапова является
действительной основой фильма, нэ
не простым планом с’емок или ком-
поновки отснятых кадров.

Но не только это обстоятельство
определило своеобразие фильма.
С’емочные аппараты хроникеров во.
все He стремились фиксировать
жизнь «врасплох», в ее случайных
проявлениях. Месяцами они запечат-
левалч жизнь одних и тех же обык-
новенных людей. И из материала
длительных кинонаблюдений режис-
серы С. Гуров и Л. Кристи отби-
рали самое типичное и хафактерное.
	Своеобразная документальная  сю-
жетность, тщательность длительного
кинонаблюдения—вот особые  каче-
ства этого фильма. И еще одно:
дикторский текст не просто поясняет
	‚Советская Латвия”
	ский смотр новых номеров советского цирка в Моск-
а низронн: BR Ловейко. Н. Ивакин, Г. Россини
		Четвертый творче
	ЛЕ

ве. Партерные_ акробаты-прыгуны В. Довейко,
			ПИСЬМА В РЕДАВЦИЮ
БРАК НА ЭКРАНЕ
	ката’в области были приведены в со-
стояние полной негодности. В Си-
нельниковском районном кинотеатре
из фильма «Беспокойное хозяйство»
ухитрились вырезать 40 проц. мт.
ража.

В заводском кинотеатре Днепо-
дзержинска показывали фильм «В
горах Югославии». На паспорте этой
копии было написано: 80 процентов
годности. А на экране невозможно
было отличить югославские хаты от
гор; люди на средних и общих п71-
нах становились безлицыми’ Аппарз-
тура в кинобудке была исправна, —
всему виной было плохое состоявие
копии.

Работа органов окинофикации 4
проката на Днепропетровщине может
и лолжна быть улучшена.
	Днепропетровск.
		Довольно неприятное впечатление
оставляет у зрителей посещение KH-
нотеатров г. Днепропетровска. ИМ это
неудивительно, так как здесь сплошь
и рядом можно встретить демонст-
рацию основательно испорченных
или вовсе технически непригодных
фильмов. Об’ясняется это очень про-
сто. Областной фонд фильмов хра-
нится в. Днепропетровске в неболь-
шом сарае с выбитыми стеклами. На
каких-то полках, ничем не напоми-
нающих стеллажи, громоздятся горы
коробок с фильмами. Монтажница,
работающая в этом помещении, не в
состоянии из-за холода проверять со-
	хранность копий и часто отправляет
	их в тайоны, даже не вскрыв коро-
	Эксплоатация фильмов поставлена,
к сожалению, не лучше, чем хране-
ние. Копии фильмов «Клятва» и «Че-
ловек с ружьем» после месяца про-
	NI ER ER AOE EN AED ee BN ON AEE.

говорит, что можно.
Фильм обладает стройной: и ‘вме-
сте с тем сложной драматургией. Он

“awe eee

состоит из отдельных документаль-
ных киноновелл — о прошлом и на-
стояшем ° Риги, - © многовековой

борьбе латышского народа против

Произволетво Центральной стулин до-
кументальных Фильмов и Рижской сту-

OH
элементом
составляя

изображение,
шим
ма,

является важней:
драматургии филь-
вместе с. изображени-

ем единое, неразрывное целое. Это
об’ясняется ‘тем, что сценарий и
дикторский текст предопределены
одним замыслом, созданы одним ав-
тором.

Фильм «Советская  Латвия»—сви-
детельство идейного и творческого

роста мастеров документальной

ки-
дии кинохроники. Автор сценария и
дикторского текста Б. Агапов, режис- нематографии.
серы С. Гуров и Л. Кристи, С. БУРОВ.
oo ¢

Для детей и взрослых

В пьесе С. Михалкова «Смех и

роя пьесы в пронырливости, бодря-
		честве, даже в том, что тот якобы
прибегает к неблаговидным методам.
Действительно, Андрюша Попов прюо-
никает в заколдованный замок, на-
кормив сказочную собаку, но, пра-
во же, в этом нет большой беды и
сердитые указания К. Костелячиа о
том, что настоящий герой должен
любить «подвиг во имя  справедли-
вости», в данном случае до смешно-
го неуместны. Впрочем, неуместна и
вся аргументация критика, который,
вспоминая высказывания Максима
Горького о фольклоре, даже не до-
гадывается о том, что сказочные
персонажи пьесы заимствованы С.
	‚Михалковым из пьесы Гоцци, знать
`о существовании коей должен вся-
	сущесгвовании KOCH должен BU
кий человек, пишущий о театре.
Наша критика, часто не без ос-
нований, упрекала Н. Акимова и
Театр комедии в том, что, увлекаясь
внешним зрелищным эффектом по-
	становки, они забывают об углублен-
ном толковании пьесы. В данном
случае, хотя театр получил матери-
ал, казалось бы, соответствующий
установке на внешний эффект те-
атрального зрелища, спектакль, по-
ставленный П. Сухановым, при всей
его фееричности, ни на секунду не
теряет своего «рационального  зер-
на»,—усилия постановшика и акте-
ров направлены на раскрытие соз-
данного С. Михалковым характера
советского школьника.
	Этому помогают и основные ис-
полнители спектакля: А. Сергеева,
создающая занятный и правдивый об-
раз рассудительного, веселого, ини-
циативного советского школьника
Андрюши Попова, Л. Люлько. моло-
дая артистка театра, превосходно иг-
рающая слезливого и капризного
принца.

Спектакль Ленинградской коме-
дии рассчитан не только Ha
детского зрителя. Театр нашел в
пьесе благодарный материал для со-
здания представления, интересного
и для детей, и для взрослых.
	_М. БЛЕИМАН.
	слезы» использованы мотивы «Любви
к трем апельсинам» Гоцци. В этом
нет ничего предосудительного, юсю-
бенно если вспомнить, что и сам
Гоцци писал свой театральные скав-
ки, предоставляя постановщику че-
ограниченные права, ‘прямо рассчиты-
вая на последующую переделку. Мы
не можем серьезно отнестись к наив-
ной и`путаной театральной филосо-
фии Гоцци, но отдаем полную дань
восхищения его театральной выдум-
ке. Произведение Гоцци стало у
С. Михалкова только поволом для
веселой игры, философичность пьесы
‘обернулась иронией, сказочность на-
Шла оправлание в том. что представ-
ление обрашено к детскому восприя-
  THO,

В сказке нередко среди фантасти-
ческих персонажей действуют и ге-
pou из реального мира, но эти героин
обычно бывают беззащитны в окру-
жении сказочных сил. С. Михалков
ломает эту традицию. Его школьник
дейспвует в сказочных обстоятель-
ствах так; как он действовал бы в
реальном мире. Он смел, инициати-
BeH, спокоен, умен, настоящий сов-
ременный мальчик, обладающий
здравым смыслом, знаниями, юмором.
„Вот почему он побеждает хитро-
сплетения сказочных злых сил, пе-
ред которыми в растерянности ос-
танавливаются другие персонажи
сказки.

Улача этого образа пьесы убежла-
ет зрителя в TOM, что реальный
мир нисколько не менее богат, ни-
сколько не менее красочен, чем
мир сказочный, и что люди реального
мира нисколько не теряются ‘в миое
фантазии, а способны распоряжаться
в нем властно и спокойно. :

К сожалению, ясная и простая
идея пьесы, несомненно ипснятная
детям, оказалась слишком сложной
для взрослого рецензента К. Косте-
лянца, который нашел возможным в
ленингоалской газете «Смена» обви-
нить С. Михалкова в семи, если не
больше, смертных грехах. Рецензент
не постеснялсея упрекнуть юного ге-
	В голы Великой Отечестзенной
войны многие артисты цирка защи:ца-
ли-родину в рядах Советской Армии.
На полях сражений они проявили луч-
шие свои качества — смелость, бес-
страшие, выдержку. Одни из них <о-
вершили немало подвигов, летая на
ночных бомбарлирозшиках (гвардии
лейтенанты Довейко, Россини, Маме-
дов), другие участвовали в жарких
схватках с врагом в конном строю
(сержант кавалерист Птицын), третьи
прошли славный путь от Сталинграда
до Берлина, вступив в числе первых,
как, например, казаки Туганова. в по-
верженную фашистскую столицу. Но-
сле окончания войны бойцы-актеры
вернулись в родной цирк и,. подго-
товиз новые номера, сейчас выступа-
ют на смотре циркового искусства.

«Именинниками» первой программы
смотра по праву являются прыгуны-
рекордемены В. Hoseiixo, Pr . Poccuam,
И. Мамедов.

Полон своеобразного интереса ат-
тракцион «Казаки» под руководством
М. Туганова. Ансамбль KOHHAKOB B
	настоящее время заново сформиро-
ван. В нем 25 наездников и тан-
цоров — донских,  терских и KY-
	банских казаков. На горячих конях
они мчатся по арене, вихрем прочо-
CATCH через высокие плетни, срубяя
налету лозы, показывают лихую джи-
гитозку.
	Блестящее искусство партерной ак-
робатики продемонстрировали арти-
сты В. Довейко, Г. Россини и И. Ма:
медов. Рекордный трюк Владимира
Довейко—тройное сальто-мортале —
поистине изумителен.
	Отличное впечатление оставляют
воздушные гимнасты П. Чернега и
С. Разумоз. Они выступали в про-
грамме открытия восстановленного
цирка в Сталинграде и участвовали в
первом смотре новых цирковых номе
ров. За эти годы мастерстзо Чернега
ин Разумова стало совершеннее и чет-
че. Номер их мало чем ‘отличается
от других номеров того же жанра,
но исполняют они его с большим
блеском.

Много артистизма, чувства ритма и
подлинного «куража» у эквилибряст-
ки М. Якутской. Ее смелый полет че-
рез весь цирк захватывает.
			обсуждениях участия не принимают,
Уже много лет прием спектаклей в
Грозном происходит в день премьеры.
Пока комиссия смотрит спектакль ея
заседает, на улинах уже собираются
зрители, приглашенные широковеша-
тельными афишами. Все это не може!
не вызывать У актеров излишней нер-
возности и неуверенности.

Нет определенной системы в 007:
ждениях спектаклей: один раз 0боу-
ждение проходит вместе с трупю\,
другой раз—«при закрытых дверях».
О результатах же таких закрытых
заседаний труппа узнаёт только из
вольного изложения  режиссера-по-
становщика.

Высокие требования, пред’являемые
сейчас к советским театрам, диктуют
необходимость коренного изменения
работы приемочных комиссий. .

М. ГРИШИН,

Грозный. :
	Прием спектакля авторитетной ко-
миссией —важное событие в жизни
каждого ° театрального коллектива.
Показывая свою новую -работу поие-
мочной комиссии, коллектив театра <
естественным волнением ждет первой
оценки.

От момента приема спектакля до

момента его показа зрителю, соглас-
но приказу Комитета по делам. вс-
кусств при Совете Министров СССР,
должно проходить не менее трех—пя-
ти дней, в течение которых театр мо-
жет устранить отмеченные KOMHC-
сией недостатки.
— Так должно быть! Но, к сожале-
нию, у нас в Грозном прием` слектак-
ля давно уже выродился в пустую
формальность.
	Члены приемочной комиссии, как
	правило, люди, далекие от йнтересов
	искусства, приходят на спектакль, He
прочитав предварительно ньесы, ив
	НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ВЫСОТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
	декоративных изделий поручено CO
ставление проектов и образцов меб?-
ли и электроосветительной арматуры.
Вопросами санитарно-технического
оборудования многоэтажных домов 3а-
нимается Отдел санитарной техники #
благоустройства Академии архитек-
туры.

Все эти работы помогут создать
прочную передовую строительно-тех-
ническую базу для предстоящего
строительства высотных зданий  И ус
корить сроки их возведения.
		В связи с решением Совета Мини-
стров СССР о сооружении в Москве
многоэтажных зданий Академия ар-
хитектуры СССР включила з план
своих научно-исследовательских ра-
бот ряд новых тем.

Институт строительной техники
приступил к разработке проблем ра-
ционального решения каркаса много-
этажного здания, надежного устрой-
ства плоской кровли, акустики 4H
теплотехники высотных  сооруже-
ний. Институту художественно-
				Археологические экспедиции
Музея изобразительных искусств
	Археологические экспедиции
зея ‘изобразительных искусств
	А. С. Пушкина проводят _ раскопки
		ряда древниих городов. На-днях в
музее проходила научная конферен-
ция, на которой были заслушаны о-
общения 0 раскопках, проводимых
на Таманском полуострове и в за-
падной части Крыма.

Экспедиция под руководством про-
фессора В. Блавацкого на протяже-
нии нескольких лет ведет раскопкн
существовавшего в ГУ—П веках до
нашей эры античного города Фанаго-
pHa на Таманском полуострове. 0Об-
наружены части города со зданиями,
оформленными мраморными колончя-
ми, украшенными карнизами, рос-
писью, мраморной облицовкой. В
Керчи, на горе ‚Митридат, ведутся
раскопки лревнего горола Пантика-
nea (IV век до нашей эры). Здесь
экспедиция раскопала античный ак-
рополь. Найдены керамика, художе-
ственные излелия и другие ценные
материалы, представляющие боль-
	Му-  шой интересе для изучения историй
им. } материальной культуры.
	О раскопках в западной части Кры-
ма рассказал руководитель другой
экспедиции — П. Шулык,  Вбаи-
зи Симферополя обнаружен  древеий
	проводимых   город _ Неаполь (III sex до нашей
		эры). При исследовании этого горол&
участники экспедиции вскрыли жЖ-
лые участки и мощную оборонитеёлР
ную стену восьмиметровой толщиачы,
Подле стены найдены развалины MaBe
золея < большим погребением, в #0
тором были захоронены знатные ску*
фы. Обнаружено’ более 1000 золотых
ювелирных предметов, железные ме-
	чи неизвестной до сих пор формы,
секиры, глиняные сосуды < инкру’
стациями, резные камни с изображе“
нием головы скифа и др. На склозах
холма, где расположено . погребение,
эксмедиция нашла склепы с живо
писью, изображающей сцены из жиз-
ни скифов.
	В мастерской скульптора И. Гончара (Киев).
	тистка СССР Н  Ужвий.
		Художественная самодеятельность, — 1946 году не были показаны спек-   современные темы в облегченных ва-
	такли Ha вовременные темы.

Во всех театральных кружках клу-
бов и дворцов культуры за последние
годы прекратилась замечательная
практика творческого обмена опытом.
Не проводится критическое, деловое
обсуждение новых постановок, замал-
чиваются ошибки и недостатки. Все
это ведет к творческому застою в
	‘работе. Это видно на примере теат-
	ральных коллективов, пользовавшихся
в прошлом хорошей славой: Мыти-
щинского завода, Подольского  заво-
да им. Лепсе, московских клубов
Авиахима, Севморпути, им. Горбуно-
ва.и др., которые вследствие невер-
ной репертуарной линии  растеряли
свои былые. творческие завоевания.

Особенно плохо обетоит дело с ре-
пертуаром театральной самодеятель-
ности на Украине и в Азербайджане,
где по этому вонросу приняты специ-
альные решения ЦК КП(б)У вн ЦК

КП(б) Азербайджана.

После исторического ‘решения ЦК
ВКП/б) «О репертуаре драматаческих
театров и мерах по‘его улучшению» в
репертуаре театральной самодеятель-
ности произошли некоторые сдвиги.
В печати появились более или менее
удовлетворительные в художествен-
ном отношении одноактные пьесы на
современную советскую тему. К та-
ким интересным произведениям сле-
дует отнести одноактные драмы на
колхозную тему «Солдатская клят-
ва» Я. Апушкина и «Картофельный
кустик» Г. Градова, пьесу К. Паус-
товского «Пассажир из Москвы» о
советской интеллигенции, миниатюру
Л. Савельева «Простой расчет» и
пьесу К. Финна «Девчонка».

Конечно, названные пьесы никак не
могут удовлетворить огромного спро-
ca, который пред’являют к HHM
участники художественной самодея-

‚тельности, любители театрального

искусства.

Всесоюзный смотр советских спек-
таклей в самодеятельном театре, про-
водимый в 1947 году Комитетом по
делам: искусств при Совете Минист-
ров Союза ССР и ВЦСПС, имеет
целью прежде всего повысить идей-
но-художественный уровень  теат-
ральной самодеятельности, внедрить
в репертуар кружков выдающиеся
произвеления советских драматургов,
улучшить качество исполнения, при-
влечь видных мастеров театра.

К емотру нужно создать высоко-
художественные одноактные пьесы,
	издать лучшие многоактные пБвесы на
	в нашей стране приобрела исключи-
тельный размах. Общее количество
участников самодеятельных кружков
превышает уже три миллиона Неос-
поримо значение этого вида искусства
в деле коммунистического воспитания
трудящихся. :

Однако известно, что в течение дол-
гого времени репертуар коужков са-
модеятельности был засорен пошлы-
ми и безидейными пьесами. Вокаль-
ные и хореографические кружки не-
редко выступали с песнями и танца-
ми, заимствованными из ассортимента
западноевропейской эстрады и отра-
жающими упадочные частроения бур:
жуазного общества.

Особенно много ошибок и недоче-
тов было в работе драматических
кружков. Их репертуар был сильно
засорен пошлыми, легковесными про-
изведениями. Большое  распростране-
ние имели безидейные, малохудожест-
венные одноактные пьесы Левшина
	«Огонь». «До свиданья, мисс», 110-
темкиной и Херсонского «С теплым
ветром», Глебова «Вечер в Петуш-
ках», Саянского «Золотая бабка»
ит. д.

Допустил болыную ошибку ий отдел
хуложественной самодеятельности
	Комитета по делам искусств, в свое
время рекомендовавший кружкам со-
вершенно неудовлетворительные пье-
сы Н. Погодина «Сомнение» и «Го-
родской роман».

Отдел художественной самодеятель-
ности Комитета по делам искусств,
Всесоюзный дом народного творчест-
ва им. Н. К. Крупской, издательства и
журналы несут ответственность за
издание и распространение в художе-
ственной самодеятельности беиздей-
ных и малохудожественных произве-
дений.
` По отношению к самодеятельности
долг работников профессионального
искусства ясен. Задача мастеров ис-
кусств — бережно растить народные
таланты, пробуждать и развивать их
в общении с крупными мастерами те-
атра и музыки, всемерно способетво-
вать расцвету народного творчества,
Между тем, некоторые работники про-
фессионального театра, руководящие
самодеятельными кружками, перенес-
	ли в художественную самолеятель-
	ность репертуарные ошибки своих те-
атров.

Этим об’ясняется то обстоятельст-
BO, что на смотре самодеятельных
	театральных кружков Мреквы в 1945
		‚риантах для художественной само-
деятельности. «Облегченный вариант»,
однако, не означает упрощение про-
  изведения за счет его художествен-
ных достоинств. Облегчение идет
лишь по линии сокращения количест-
ва действующих лиц, главным обра-
зом эпизодических ролей, уменьшения
декорационных перемен, режиссер-
ского сокращения текста.

В декабре 1946 годя Комитет по де-
лам искусств при Совете Мичистров
СССР. об’явил закрытый конкурс на
лучшее одноактное драматургическое
произведение для театральных кол-
лективов художественной  самодея-
тельности к 30-й годовшине Беликой
Октябрьской социалистической рево-
люции.

Цель конкурса — создание высоко-
качественных в идейно-художествен-
ном отношении одноактных пьес на
современные советские темы.

«К участию в конкурсе широко при.
влечены драматурги Москвы и Ле-
нинграда, ведущие поэты, писатели и
драматурги союзных республик.
	Договоры на участие в конкурсе
подписали драматурги, чьи одноакт-
ные пьесы пользовались широкой по-
пулярностью в художественной само-
деятельности, — Л. Кассиль, Н:
Венкстерн, К. Паустовский, А.
Арбузов, К. Финн, В. Масс, Л. Сей-
фуллина, Л. Никулин. Впервые вклю-
чились в работу по созданию одно-
актной пьесы для самодеятельного
театра драматурги Б. Лавренев, С.
Михалков, П. Нилин, М. Светлов
и др. -

От Украинской ССР участвуют. в
конкурсе драматурги С. Голованив-
ский, И. Кологойда, А. Копыленкой
В. Суходольский, Райцин, Ю. Мок-
риев: Подписаны также поговоры с
драматургами — А. Самсония (Грузин-
ская ССР), Э. Абасовым (Азербайл-
жанская ССР), А. Хинт и М. Рауд
(Эстонская ССР), Сабит Мукановым
(Казахская ССР), Ф. Рокпелние и
А: Бродеилис (Латвийская CCP),
Д. Демирчян, Н. Зарьян, В. Вагаршян
и В. Шогерян (Армянская ССР), Кеэ-
бабаевым и Ниязовым (Туркменская
ССР) и др.

Художественная самодеятельность
рассчитывает на активную помещь со-
	ветских драматургов и режессеров.
Театральные кружки ждут новых
ньес, отображающих жизнь  совет-
	ского общества.
Ве. ПИМЕНОВ.
	На арене цирка
	Очень тепло встретили москвичи
первое появление на арене своего
любимца Каран д’Аша, долгое время
гастролировавшего. в Рижском пир-
ке. Непревзойденный мастер реп-
ризы не привез на смотр каких-либо
новых номеров, но их и нельзя тре-
бовать от буффонного комика, искус-
ство которого основано, главным об-
разом, на импровизации и пародиях.
Однако само участие Каран д’Аша
в программе подняло интерес к смот-
ру и Московскому цирку, представле-
ние о котором неизменно связано с
именем маленького обаятельного ко-
мика.
	«Секрет» популярности Каран
д’Аша, «живая вода», которой вспры-
снуты его одноминутные шутки, к с0-
жалению, не найдены другими клоу-
нами, принимавшими участие в смот-
ре. Первая программа включала. в се-
бя два новых антре-водевиля Н. Эрд-
мана—«День рождения» и «Медведь».
Искусство клоунов, исполнявших эти
антре, копиоуюшее отцов и делов,
порядком устарело — оно грубо и
шаблонно. Один лишь Г. Мо-
зель, бесспорно одаренный артист,
легко и весело играет в сценке о
медведях, посадивших своего укроти-
теля в клетку. Думается, кстати ска-
зать, что в этой программе-встрече с
артистами-бойцами было бы неплохо
вспомнить фронтовой юмор, создав-
ший незабываемые образы Василия
Теркина, Братишки, Никиты Штыка
и др.
	Просмотровое представление от-
крывается праздничным блистатель-
ным прологом, в котором режиссура
(Ю. Юрский и А. Арнольд) и худож-
ник (В. Рындин) проявили много зку-
са, изобретательности и умения. Све-
тящиеся краски, широко использован-
ные в прологе, нашли в цирке отлнч-
ное применение. :
	Успехи советского циркового ис-
кусства велики и неоспоримы. Его ру-
ководители, энтузиасты своего дела,
прилагают все старания для творчес-
кого развития советского цирка.
Ставшие хорошей традицией ежегод-
ные смотры новых номеров в значя-
тельной степени содействуют этому.
	Виктор ЭРМАНС,
	Преподавание пения и музыки
в педагогических училищах
	воспитания учантихся. Для этой це’
ли в каждом педагогическом учили
ще из учащихся создаются хоры Я
	оркестры народных и смычковых ий
	струментов, организуются художест°
венные вечера.
	К началу учебного года педагоги“
ческие училища должны быть 06ес
печены преподавателями пения #
музыки. Учебно-педагогическому 4%
дательству поручено к   июля #13
дать программу по индивидуальному
обучению игре на народных инстру“
ментах и издать в течение ближай:
ших трех лет учебные пособия 10
пению и музыке, а Главснабпросу—
снабдить педагогические  училииз
музыкальными инструментами,
	Решением Министерства  просве-
щения РСФСР с 1947—48 учебного
года для всех учащихся педагоги-
ческих училиш вводится обучение
	ва музыкальных инструментахы—
	скрипке, рояле и четырехструнной
домре. Повышаются требования к
преподаванию пения, особенно к
	обучению пению по нотам—сольфед-
жио. В четвертой четверти учебного
года во всех классах  педагогиче-
ских училиш систематически будет
производиться проверка  практиче-
ских навыков и знаний учащихся по
музыке и пению.

Решено также улучшить поста:
новку внеклассного музыкальнаго
		Редакционная коллегия:
		Ю.  ЗАВАДСКИИ,
	(OTB. редактор), А. ГЕРАСИМОВ, С. ГЕРАСИМОВ,
‚ J... KABAJIEBCKHA, А. МОРДВИНОВ,
	А. НОВОГРУДСКИЙ, А. СОЛОДОВНИКОВ.
	СИМФОНИЧЕСКОМУ ОРКЕСТРУ
ГОСФИЛАРМОНИИ НА ЮЖНОМ БЕРЕГУ КРЫМА
		имеются следующие вакансии:
7. Первый фагот.
8. Третья валторна.
9. Четвертая валторна.
19. Первая труба,
- 11. Туба:
12. Литавриет.
	оращаться непосредственно по адресу;
Госфилармония на Южном берегу Крыма,
	о  мос, а живущие в Москве — в Отдел. kanpos
музыкальных ‘таре it YWearngunceac 2%. 15.
	Бвалифицированные оркестранты;
1. Концертмейстер альтов.
2. Зам. конпертмейстера альтов.
	зам. концертмейстера
виолончели.
-Концертмейстер контрабасов,
. Первая флейта.

„Первый кларнет.
	С предложениями можно об
гор. Ялта, ул. Литкенса, № п: Г.
к главному дирижеру А. 0. Лембо
Главного ‘управления музыкаль
В А. Бонн

ни
		HHO .-—~ К 5-45-12; издательство. — К 1-48-98.
	Адрес редакции и издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны: секретариат, отдел
	ы информации, архитектурьт, эстрады и цирка — К 4-15-66, отделы театра, музьин, изобразитель ных искуестр
	Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.