СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Монументальная живопись
	Лудожники древней Руси, Гру-
suv, Армении на протяжении многих
столетий создали немало выдающихся
произведений монументального искус-
ства, имеющих мировое значение. Это
ценнейшее художественное наследст-
во еще недостаточно изучено и об-
народовано. Ноэтому особый интерес
представляет выставка монументаль-
ной живописи в Доме архитектора,
организованная Академией архитекту-
ры СССР, где представлены копии с
лучших образцов древней фрески. Вы-
ставка позволяет составить себе пред-
ставление об отдельных этапах раз-
вития монументальной живописи и
оценить тот высокий уровень, на ко-
тором это искусство стояло в древ-
ности.
	Лудожники- искусствоведы Н. Тол-
мачевская и С. Чураков за большой
период своей работы создали серию
превосходных копий с памятников
русской и грузинской монументальной
живописи. В старинных городах —
Новгороде и Владимире, Ярославле и
Ростове, в ряде селений Грузии они
проводили целые дни на лесах в ста-
ринных храмах, изучая и копируя их
росписи. Так составилась обширная
коллекция копий лучших образцов
древней фрески. —~
	Копии Н. Голмачевской выполнены
в натуральную величину и отличают-
ся почти факсимильной точностью;
копии. С. Чуракова, несмотря на
уменьшение, превосходно передают
самый характер и колорит древних
фресок.

Выставка: этих копий’ говорит о Go-
гатстве, красоте и разнообразии древ-
ней живописи.

Особый раздел выставки составля-
ют подлинные фрески из города Ka-
лязина, исполненные в ХУП столе-
тии,

Древнейшие русские храмы распи-
сывались приезжими византийскими
мастерами. Мы видим восточные сму-
глые лица, горбатые носы, большие
черные глаза. Но в фресках древнего
Новгорода проглядывают -уже рус-
ские ‘лица: энергичные, суровые стаз-
цы, храбрые, стойкие воины. Рус-
ская монументальная живопись уже в
ХПИ в. обретает свои формы выра-
жения, талантливым русским мастерам
очень быстро удалось внести в тра-
диционное искусство Византии свой
творческий вклад. Но настоящим ее
расцветом были ХУ—ХУ вв. В Нов-
городе работал топда один из вели-
чайших мастеров в истории мировой
живописи—Феофан Грек. Одновремен-
но с этим и местные русские мастера,
не уступающие Феофану в яркости
своего живописного дарования, распи-
сывают новгородские храмы. Андрей
Рублев украшает фресками Успенский
собор во Владимире. Позднее Диони-
сий создает замечательный по своей
цельности и сохранности фресковый
цикл в Ферапонтовом монастыре.
	Незадолго до петровской реформы
и в ближайшие годы после нее многие
ярославские и ростовские храмы бы-
ли щедро украшены многоцветными,
как восточные ковры, росписями. В
них нашли свое яркое отражение
лучшие традиции древнерусской
фрески. В них проглядывают черты
стиля, предвосхищающие развитие
нового русского искусства.

Многие древнерусские росписи
Новгорода безвозвратно погибли в
военные годы, были варвареки уни-
чтожены немецкими фашистами. Ко-
пии с них приобретают в связи с
этим уникальную ценность: по эгим
источникам потомство будет судить о
колорите прославленных фресок Не-
редицы и Волотова поля.
	Монументальная живопись развива-
лась в эпоху феодализма почти ис-
ключительно как живопись церксв-
ная. Было бы, однако, ошибочно де-
лать вывод, что искусство этого пе-
риода совсем не выходило за рамки
церковности. Известно, что в древних
княжеских теремах расписывались
стены. В Золотой палате Ивана ГУ, по
сохранившимся описаниям, в аллего-
рических и легендарных картинах
были выражены политические идеи,
занимавшие русское общество того
времени. Сохранились сведения о
пышной и затейливой росписи дере-
вянного дворца Алексея’ Михай-
ловича в селе Коломенском.
	Постоянно встречаются в древней
	монументальной живописи 062035,
созданные народным воображением,
мотивы живописного фольклора. В
	изображениях седовласых пророков и
апостолов проглядывают идеалы ня-
родной мудрости, Воинская доблесть
сквозит в фигурах стройных воиноз,
которыми Дионисий украсил столбы
Ферапонтовского храма. В ярослав-
	общественных и больших жилых зда-
ний для этих площадей. Но самый <у-
щественный недостаток проекта зак-
лючался в том, что размеры площадей
были чрезвычайно велики. Театраль-
ная площадь, например, была запрое-
ктирована равной по величине площа-
ди Свердлова в Москве (5 га). ;

В проектах планировки Нижнего
Тагила и города Бакальского сталь-
ного комбината архитекторы ленин-
градского отделения Горстройпроекта
предусмотрели огромные полукруглые
площади, уместные по своим разме-
рам в Мосхве и Ленинграле. В схемах
планировки Бухары и Ферганы были
запроектированы парадные площади
размеров в 13 га каждая.

В подавляющем большинстве слу-
чаев характер застройки и архитек-
туры гигантских площадей не соответ-
ствовал ни характеру архитектуры, чи
архитектурно - художественным тра-
дициям городов. Это были отвлечен-
ные архитектурные вымыслы, ничего
общего не имеющие с реальными зап-
росами жизни, и они, разумеется, ос-
гавались лишь на бумаге,

В нашей довоенной градостроитель-
ной практике общественные здания
разбрасывались по городу случайно.
Тем самым распылялись архитектур-
ные средства, которые могли бы, бу-
дучи сосредоточены в решающих
пунктах архитектурной композиции,
создать художественный облик горо-
да, определить его структуру, силуэт
и стиль. Ни Магнитогорск, ни Сталн-
ногорск, ни Нижний Тагил, как и мно-
гие другие города Донбасса, Кузбас-
сази Урала, не имеют, к сожалению,
полноценно решенных иосуществлен-
ных общественных центров,

Нападение фешистских агрессоров
прервало мирный созидательный труд
в нашей стране. Война нанесла роди-
не тяжелые раны. Немецко-фашист-
ские захватчики полностью и частич-
но разрушили 1710 городов и десятки
тысяч сел и деревень.

Еще до окончания Великой Отече-
ственной войны начались работы по
восстановлению разрушенных горо.
дов. После всемирно - исторической
побелы, одержанной советским наро-
дом. был принят план великих строи-
тельных работ. открывший широчай-
щие перспективы для архитектурно-
	ских росписях изображения зверей,
птиц, рыб и диковинных трав и цветов
носят ярко выраженный сказочный
характер. Художники черпали сюже-
ты и образы из сокровищницы Ha-
родных преданий, примешивая вымы-
слы к наблюдениям над современным
бытом. :
	Наши древние фресковые циклы —
замечательные образцы синтеза дзух
искусств — живописи и архитектуры.
Древняя монумёнтальная живопись
могла осуществлять свои задачи,
главным образом благодаря своему
постоянному содружеству с архитек-
турой.

На стенах обычного музейного 3ar
ла можно расположить картины не
больше, чем в два-три ряда, иначе
они рискуют оказаться за пределами
обозримости. Древнерусские строите:
ли в своих купольных и еводчатых.
постройках позволяли мастерам рас-
полагать свои фрески ‚в пять-шесть
ярусов. Благодаря умелому распреде-
лению света весь интерьер, вплоть.
до купола, можно было окинуть од-
ним взглядом. Многие подробности
при этом-ускользали от внимания, но.
в целом достигалось несравненное
впечатление. Обозревая‘ одним взгля-
дом весь интерьер, зритель мог сра-
зу охватить огромный живописный’
ансамбль, целый обширный мир ху-
ложественных обзазов,

Когда рассматриваешь отдельные
фигуры или сцены в древних фрезках,
бросается в глаза их плоскостной ха-
рактер. Плоскостность принадлежит
к числу известных признаков древне-
русской живописи. Действительно, в
отличие от итальянских живописцев
эпохи’ Возрождения, которые особен-
ное внимание уделяли передаче тре-
тьего измерения и ради этог> узовер-
шенствовали перспективу, древчарус-
ские мастера вплоть до ХУП в. почти
отказывались от передачи трехмерно-
го пространства. Но они не исклюна-
ли, в сущности, третьего измерения из
своих живописных замыслов. Самые
фрески располагались в трехмерном
архитектурном пространстве, в раз-
личных планах, на различной высоте,

Древнерусские мастера фрески уме-
ли использовать для своих целей са-
мые причудливые плоскости стен.
сводов или арок. Они превосходно
вписывали свои живописные  компо-
зиции в архитектурное поле. Ho
лучшие древнерусские  художни-
ки не ограничивались пассивной
ролью декораторов. Своими живопис-
ными произведениями они умели повы-
сить выразительность архитектуры.
Они стремились к такому сотрудни-
честву, при котором и архитектура и
живопись служили одной цели.

Мастера древней монументальной
живониси, учитывая, что их произве-
дения будут рассматриваться на боль-
шом расстоянии, охотно жертвовали
многими подробностями для того, что-
бы выявить в своих фигурах силуэт,
связать многосложные группы единым
линейным узором. Они умели быть
тшательными в выполнении подроб-
ностей, но там, где этого требовало
общее впечатление, они. отбрасызали
мелочи, мыслили упными плоскос-
тями и красочныти   сами и достя-
гали большой сипнь__ эажения.

ПримечательЕчала та черта дре:
внерусской монекци  нюй живописи
сохранилась вТеля их росписях
вплоть до ХУШ ке копии с Одной
из фресок ростопоЁс® храма Иоанна

Богослова ясно орузаются в глаза
обобщенные форме, ритмы пятен,
плавность KouTypos, уравновенен-
	ар ее оС

ЕЕ
HOCTb красок. Нужяю припомнить, что

итальянские мастера раннего Возро-
ждения — Беноццо Гонцоли, Филип-
пино Липпи и Гирландайо — не все-
гда умели удержаться от загромож-
дения своих ‘фресок излишними под-
робностями. По сравнению с ними ве-
личавая простота русских фресок за-
служивает особенного признания.

Когда на близком расстоянии рас-
сматриваешь на древних фресках от-
дельные головы, они могут показать-
ся грубоватыми по выполнению, гла-
за — вытаращенными, черты лицз-—
слишком подчеркнутыми. Древние
мастера фрески накладывали на ли-
ца нечто вроде театрального грима,
который выглядит грубым вблизи, но
у актера. на сцене полностью оправ-
дан. Замечательным образцом такого
декоративного впечатления может
служить голова пророка Соломона в
куполе Софийского собора в Новго-
роде. С резко положенными контуря-
ми и расширенными глазами, обведен-
ными глубокими тенями, эта голова
на расстоянии ` приобретает исключи-
тельно пластический: характер.

Все. древнерусские росписи выпол-
	строительной деятельности. В этом
грандиозном восстановительном стро-
ительстве не должны и не могут быть
повторены ошибки и недостатки, имев-
шие место в нашей довоенной прак-
тике.
	Первые итоги работы советских ар-
хитекторов над проектами восстанов-
ления таких городов, как Сталинград,
Новгород, Псков, Смоленск, Ростов-
на-Дону, Воронеж, Калинин, Новорос-
сийск, Севастополь, позволяют гово-
рить о значительных и положительных
сдвигах в проектировании  генераль-
ных планов и, в особенности, в реше-
нии общественных центров и их от-
дельных ансамблей. В проектах пла-
нировки и застройки этих городов
красной нитью проходит стремление
найти органическое единство истори-
чески сложившегося плана города, его
особого, только. ему присущего обли-
ка, его памятников архитектуры, его
архитектурно - художественных и
строительных традиций с требова-
ниями нашего социалистического об-
щества, нашего советского бытового
уклада.
	Предварительное изучение и ана-
лиз некоторых законченных уже про-
ектов дают основание говорить о ря-
де полноценных архитектурных реше-
ний общественных центров. Хаоактер-
ным и интересным в этом отношении
примером является проект восстанов-
ления Новгорода, составленный архи-
тектурной мастерской Комитета по
делам архитектуры при Совете Минн-
стров СССР под руководством зкаде:
мика А, Щусева. В Новгороде компо-
зиционным нентром, определяющим
архитектурное лицо города, является
Кремль с его древнейшим храмом Со-
фии. В старину новгородцы отождест-
вляли свой родной город © этим хра-
мом: «Где София — там и Новгород»
	Однако советский Новгород наряду
с центром историческим должен иметь
свой современный центр И вот, ря-
дом со старым Кремлем создается но-
вый общественно - административный
центр < площадью для празднеств и
демонстраций, со зданиями Облиспол-
	‚кома и Горсовета и с памятником ге:
	роям Великой Отечественной воины.
Этот новый общественный центр ар-
хитектурно и композиционно связан
со старым ядром горола — Кремлем,
гоставляя с ним олно пелое, и как бы.
	нены фреской. Новгород, Псков и
Ферапонтов монастырь-—это самые
северные пункты Европы, где писали
по сырой штукатурке. Превосходно
зная материал, русские мастера обез-
печили хорошую сохранность своим
созданиям. Русские Ффрескисты поль-
зовались преимущественно красками
местного происхождения. Самая тех-
ника фрески была ими освоена з
совершенстве. Их не стесняло, что
написанное по сырому грунту не до-
пускает дальнейших исправлений.
Они выработали зоркость глаза, твер-
дость руки, уверенность штриха. Они
умели вынашивать в себе искомый ху-
дожественный образ и без колебаний
и исправлений перелагали его на язык
	фрески.
	Красочное богатство древних рус-
ских росписей и разнообразие их ко-
лористических решений составляют
одно из важных их достоинств. Если в
росписях грузинских можно BcTpe-
тить некоторые. почти монохромные
фигуры, словно изваянные из ceporo
камня,—таков, например, свинцово-
сизый ангел из Атени, то росписи
наших храмов, обычно более слабо ос-
вещенных, отличаются большим цве-
товым богатством. Ангел Нередин-
кого храма представлен в белых
одеждах, но в тенях положены po-
зовые и чуть зеленоватые контуры,
и это смелое красочное  сочетавие
придает всей фигуре особенную луче-
зарность. Фигура ангела  новго-
родекого храма Федора Стратилата
построена на бледносизых и розо-
вато-сиреневых оттенках, но и они
придают всей фигуре необыкновен-
ную воздушность. В фресках Дио-
нисия преобладают нежные, чистые
тона—розовые, бирюзовые, желтые.
Обладая различной световой силой,
они создают подобие валеров, при
этом мастер счастливо избегал режу-
ших глаз пестроты и раскрашевности.
	Выставка в Доме архитектора по-
казывает, что народы СССР в области
монументальной живописи обладают
неоценимыми сокровищами, которые
могут быть смело сопоставлены с
прославленными произведениями ми-
рового искусства.
	Для того, чтобы советские худож-
ники имели возможность постоянно
изучать образцы древней монумен-
тальной живописи, было бы целесо-
образно настоящую выставку превра-
тить в постоянный отдел в одном из
наших художественных или архитек-
турных музеев.
	Приходится нередко слышать такой
вопрос: что может извлечь совремзн-
ный советский художник для себя из
древних фресок? Необходимо преж-
де всего указать, что подражание
древним образцам, усвоение языка
	‚Ддревнеи русской фрески со множест-
	вом его условностей вряд ли может
обогатить современного художчика.
Мы. знаем, что в зарубежном искус-
стве делались попытки возрожления
фрески на основе освоения внешних
формальных пэизнаков древней мо-
нументальной живописи. Такое пол-
	ражание приволит обычно к CTHAWS A
торству. В произведениях подобного.
	подражательного характера всегла
чувствуется подделка под язык форм
лалекого исторического прошлого.
„Все сказанное нисколько не He.
ключает, что памятники древнерус-
ской фрески могут служить плевос-.
ходной школой и для современного
мастера в изучении принципов мону-
ментальной живописи. Наша coupes?
менная советская архитектура Men.
тывает настоятельную нужду в м>-
нументальной живописи. Но опыта в!
этом накоплено гораздо меньше, чем.
в живописи станковой. В ХГХ оеке.
монументальной живописью почти ие
занимались крупные художники, хотя.
многие из них испытывали к ней.
живое влечение, Вот почему в нашим.
дни мастера, приступающие к выпол-.
нению монументальных фресок, ис-
пытывают большие трудёости. Соз-
ременные фрески нередко выглядят,
как увеличенные картины и нередко.
плохо связываются с архитектурой.
	Древние фрески поучительны пре-.
жде всего своими чертами подлинюй
монументальности, своей связью с
архитектурой, и`потому их присталь-
ное изучение может обогатить совре:
менного художника в понимании того,
что составляет самую CYILHOCTb MO:

нументальной живописи. Само собою
разумеется, что это не избавляет со-
ветокого художника от необходимог-

ти самостоятельно искать новые о5-.
разы, новые ритмы и формы выраже-
ния, способные передать новое содер-
жание нашей эпохи.
		Неустанно
марксизмом-
	Более двух лет существует фили-
	ал университета марксизма-леня>
низма при Центральном доме работ-
ников искусств. Он был оргавизован

решению Московского городского
Комитета ВКП(б). Около тысячи
творческих работников. московских
театров и концертных организаций,
композиторов, художников, архитек-
торов. являются `слушателями уни-
верситета. Слушатели первого курса
изучают диалектический и историче-
ский материализм. историю народов
СССР. Программа второго курса вклю-
чает изучение истории ВКП(б), исто-
рии международных отношений и
внешней политики СССР и комплекс
тем по марксистско-ленинской” эсте-
тика.
	Университет успешно окончили 146
слушателей первого набора. Среди
окончивших курс обучения © отлич-
ными отметками — артисты . Боль-
шого театра А. Батурин, М. Га:
бэзич: А. Мессерер, С. Хромчен-
ко; артисты МХАТ В. Новиков и
Б. Петкер; артист Театра оперетты
В. Карпов и другие. Некоторые вы-
пускники университета, как, напри-
мер, артисты Малого театра В. Ди-
ев и Н. Сивов. сами ведут сейчас за
нятия по истории ВКП(б) в кружках
своих коллектиров.
	Особенно возрос интерес работни-
ков искусств к учебе в филиале уни-
верситета марксизма-ленинизма пос-
ле постановлений партии по вопросам
литературы и искусства. Достаточно
сказать, что в 1946—1947 учебном го-
ду число обучающихся в филиале при
ПДРИ увеличилось почти в три: ра-
за. В составе слушателей — 6 народ-
ных и 39 заслуженных артистов рес-
публики, 10 слушателей — лауреаты
Сталинских премий. В списках но-
вого набора мы встречаем имена
С. Гиацинтовой О. Лепешинской,
В. Дуловой, Е. Гоголевой, М. Царева,
Б. Бабочкина, И. Гошевой, Е. Милю-
тиной, П. Васильева, TI. Соколова-
Скаля.
	Многие слушатели аккуратно по-
сещают лекнии и семинары, серьез-
но и вдумчиво готовятся и активно
выступают Ha занятиях. Например,
с содержательным докладом о
философских воззрениях Людви-
га — Фейербаха выступила Hap.
артистка РСФСР Е.  Гоголева.
На семинаре в Камерном — театре
режиссер В. Васильев обстоятельно
рассказал слушателям о сущности
илеалистической диалектики Гегеля.
	Однако не все в работе филиала
университета обстоит благополучно.
Больше того, итоги работы за  пос-
ледние месяцы внушают серьезное
беспокойство. Очень повысился про-
цент отсева слушателей. Так, на-
пример, в Театре им: Станиславского
в 1945 г. в университет было за-
числено 7 человек, сейчас осталось
только двое. В коллективе Большого
театра насчитывалось 20 слушателей
второго курса, осталось только 10.
	Не лучше обстоит дело и с посеща-
емостью. Работники Театра драмы и
комедии, обучающиеся в университе-
те, пропустили более 50 проц. лекций;
посещаемость лекщий артистами Те-
атра им. Вахтангова составляет 41
процент. Еще хуже посещаются се-
мянары.

Между тем именно на семинарских
занятиях, требующих от слушателей
серьезной самостоятельной подготов-
ки, проверяются знания учащегося.
Олнако семинарам не уделяют BHH-
мания ни руковедство филиала уни-
верситета, ни местные партийные
		овладевать
ленинизмом
	организации. В итоге многие слушате-
ли слабо готовятся к семинарским за-
нятиям, мало читают рекомендован-
ную литературу и особенно первоис-
точники. На занятиях по книге В. И.
Ленина «Две тактики социал-демокра-
тии в демократической революции»
присутствовало всего 18 человек, уча-
ствовали в обсуждении — 10, а зна-
ние самого произведения обнаружили
лишь 5 товарищей. В Театре им. Мос-
совета на семинаре по книге Ф. Эн-
гельса «Людвиг Фейербах и конец не-
мецкой классической философии» вы-
яснилось, что лишь половина присут-
ствующих читала эту работу Энгель-
са; остальные же пользовались запи-
сями лекций, прослушанных в фили-
але университета.

Опыт показывает, что там, где пар-
тийные организации повседневно ин-
тересуются  марксистско-ленинским
образованием, там слушатели универ-
ситета успешно осваивают учебную
программу. Секретари партийных
организаций Малого театра (т.
Гаврилов), Камерного театра (т. Чап-
лыгин), Театра им. Ленинского ком-
сомола (т. Поляков) периодически со-
бирают работников своих коллекти-
	вов — слушателеи университета,
повседневно интересуются  марк-
систско-ленинским образованием
	творческих работников, здесь уста-
новлен контроль за тем, кто и как
учится.
	К сожалению. так поступают дале-
ко не везде. В Театре им, Вахтангова
партийное бюро ни разу не обсуждало
вопроса о том, как учатся в филиале

университета ‘члены партийной орга-

низации театра. Так же беспечно OT-
носятся к этому вопросу партийные
бюро Большого театра, МХАТ и Те®-
атра сатиры,
	Большой рост контингента слуша-
телей в 1946—1947 году создал из-
вестные трудности з работе филиала.
Организовать работу почти тысячно-
го ‘коллектива, обеспечить инливиду-
альный контроль за учебой слушате-
лей силами одного только своего ап-
парата филиалу, конечно, трудно. Но,
опираясь на действенную помощь
партийных организаций, руко-
водство филиала должно как мож-
но быстрее устранить ряд недостат-
ков в учебном процессе. Дирекция фи-
лиала явно недооценила значения <е-
минарских занятий и контроля за са-
мостоятелыьной работой слушателей,
не ‘интересовалась качеством семи-
нарских занятий и подготовкой к ним
слушателей и преподавателей.

Необходимо наладить учет работы
семинаров, чаще подводить итоги по-
сещаемости, выяснять причины отее-
ва, Учебная часть должна организо-
вать болыше консультаций и лучше
быть связанной с партийными органи:
заниями и слушателями.
	Деятели искусств преисполнены
желания настойчиво пополнять свой
знания, повышать свой идейно-поли-
тический уровень. Они понимают, что,
только овладев марксистско-ленин-
ской теорией — этой наукой всех на-
ук, они смогут успешно справиться с
теми задачами, которые партия и на-
род поставили перед советским ис-
кусством. Задача филиала универси-
тета марксизма-ленинизма при ЦДРИ
вместе с партийными организациями
учреждений искусств — помочь дея-
телям театра, кино, музыки, живопи-
си, архитектуры изо дня в день по-
вышать свое марксистско-ленинское
образование.
	А. ГАВРИЛОВА,
инструктор Отдела пропаганды
и агитации МГК ВКП(б).
		на создание портрета татарского народного поз-
Две первых премии присуждены Х. Якупову —
- Г Тукая и Ю. Бейер-—за скульптуру поэта, На
	Юлия Бейер у скульп-
Фото Б. Мясникова,
	Закончился конкурс на создани
та Габдуллы Тукая. Две первы
за живописный портрет Г. Тукая
	снимке; художник Харис Якупов и скульптор
			туры поэта Гукая.
	Паучно-популярные
фильмы — зрителю!
	на места. Но прошло немного време-
ни, и среди разных инструкций и
других приказов промелькнуло ис-
правление: в приказе номер такой-то,
параграф такой-то, слово «и» чи
тать «или». Сразу рухнуло большое и
хорошее дело. Вместо того чтобы
вместе с художественным фильмом
включать в программу один научно-
	популярный одночастный фильм и-
	один номер хроники, стали включать
	только один научно-популярный или
	номер хроники.

Так продвижение научно-популяэ-
ных фильмов было сорвано, а новые,
нужные зрителю кинокартины оста.
лись лежать мертвым капиталом на
полках фильмохранилищ.

Недавно был сделан опыт выпуска
киносборника научно - популярных
фильмов. В сборник № 1 были вклю-
чены номер журнала «Наука и техни-
ка», научно-популярный фильм «Воро-
та Каспия», цветные короткометраж
ки «Останкино», «Как работал Pe-
	ная мультипликация «Гихая поляна»,
Ло выхода на экран сборник был по-
казан в самых разнообразных аудито-
риях, получил одобрение He толька
зрителей, но и самих работникоя
проката.

И все-таки прокат сборника был
фактически сорван. Его выпустили
	всего в двух театрах — в «Науке и
знании» и одном из трех залов
	знании» и одном из трех залов
«Метрополя»,—выпустили без пред-.
варительной рекламы, без плакатов, _
	Нельзя дальше реботать подобны--
ми методами. Работники проката дол-:
	жны либо изменить свое отношение
к научно-популярным фильмам, либо
ответить за свое бездущшное отноше:
ние к порученному им большому го
	вИЖе:- -
у. Для прод.
ному делу.
сударственному
	ния научно-популярных фильмов на
экран необходимо принять ряд орга-
низационных мер. Должна быть поеж:
де всего отменена поправка к прика-
зу об обязательном включении в про.
	грамму научно-популярных и доку*.
	  MEHTA bHEIX фильмов, сводящая Ha:
нет самый приказ; Пресловутое’ «или»
` следует вновь заменить на «и» C
тем, чтобы к каждому выпускаемо-
му в прокат художественному фильму
«сверх программы» добавлялись один
`одночастный научно-популярный
фильм и один номер хроники. ° Пои
этом директоры кинотеатров, уличен“
  ные инспекцией или зрителями в «не.
 долаче» научно-популярного фильма
	или номера хроники, должеы подвер*-
гаться аптпминистоативным ВЗЫСКаНИ.
	‚гаться административным = BSbICK inns
  ям.
Продвижению — научно-популярных
  фильмов. может помочь выпуск сборе
  ных программ, составленных по тому
  же поинцину, что и первый киносбор-
ник. В такие сборники следует вклю-
чать и игровые и короткометражные
художественные фильмы. — Прокат
‘должен умело маневрировать этими.
‚ картинами, работать с ними творчес-
i KY. ‘ &
‚ Научно-популярные ‘сборники м-
гут состоять из номера журнала «На-
ука и техника» (1 часть), короткомет-
ражного научно-популярного фильма;
по возможности сюжетного (в 3--4
части), фильма из серии «Культуза
и искусство» (1 часть), фильма из
: «Путешествия по СССР» (1.

часть) и художественной мультипли-
кации производства — «Союзмульт:
фильм» (1 часть). ‘ -
Такая сборная программа; состав-
ленная из 7—8 частей, при демон
страции занимает нормальное время
обычного киносеанса. Нет никакого
сомнения в том, что если программы
  киносборников будут составлены до-
  статочно умело и работники проката
  проявят нужное внимание к новому
делу, захотят заинтересовать им зри-
телей, их успех будет: обеспечен.
	Для пропаганды научно-пспуляр-
ных фильмов можно было бы приме-
нить и такое организационное  меро-
приятче,. как демонстрация один 033
в неделю (скажем, по понедельни-
кам) всеми кинотеатрами одних толь-
ко научно-популярных и докумен-
тальных кинокартин. Не приходится
сомневаться, что зритель скоро полю-
бит фактически неизвестные ему те-
перь научно-популярные фильмы, и
через один-два месяца театры будут
делать полные сборы. Нужные филь-
мы могут быть обеспечены из 1е*
кущей продукции. студий научно-по-
пулярных, документальных и мультн-
пликационных фильмов. А сколько
хороших научно-популярных фильмов,
фактически осталось неизвестными
зрителю! ~
	Продвижение научно-популярных
фильмов и сборных программ требует,
особенно на первых порах, хорошей
рекламы. У нас же часто усиленно-ре-
кламируются фильмы, не нужлающи-
еся в рекламе, а научно-популярные
фильмы, к которым зритель еще не
привык, почти не пропагандируются.
	И, наконец, повледнее. Надо с0з-
дать такие материальные стимулы
для работников кинофикации и про-
ката, которые поошряли бы продви-
жение научно-популярных картин.

Вот примерно основные  вопробы,
решение которых, на наш взгляд, не-
обходимо для того, чтобы  научно-
популярные фильмы заняли на нашем
экране подобающее им место и сы-
грали свою роль в деле пропаганды
научных знаний.

Наша научно-популярная кинемато-
графия может давать содержатель-
ные и интересные фильмы. Надо
только создать условия для того, что
бы эти фильмы доходили до массо-
вого зрителя, и обеспечить необходи-
	`мый контроль за продвижением. их
		ча экраны наших кинотеатров.
Владимир ШНЕЙДЕРОВ.
	В последнее время научно-популяр-
ная кинематография достигла серьез-
ных успехов и научилась выпускать
фильмы, представляющие значитель-
ный интерес для самого широкого
зрителя. Среди них и полнометри:к-
ные картины, имеющие все основания
для выхода на широкий экран в`ка-
честве самостоятельной программы
(«Белый Клык», «Закон великой люб-
ви», «Солнечное племя» и др.), и ко-
роткометражные, рассчитанные На
выпуск совместно < любым художе-
ственным фильмом.
	Следует отметить, что показ позна-
вательных фильмов на различных об-
щественных просмотрах неизменно со-
провождается теплым приемом любой
аудитории. В частности, совсем He-
давно большое внимание и интерес
зрителей привлекли к себе фильмы:
	«Как работал Репин», «Храм Васи-
	лия Блаженного» и др) фильмы по
биологии и технике; видовые — ге>
ографические и чнаучно-популярные
журналы,

Казалось бы, нашим прокатным ор-
ганизациям, не отказывающимея от
перепроката старых фильмов, следо-
вало бы воспользоваться возможно-
стью продвижения новых интересных
и поучительных  научно-популярных
кинокартин, Но этого, к сожалению,
нет. Наши прокатчики стали стеной
между зрителем и научно-популярны-
ми фильмами, фактически лишая на-
учно-популярную кинематографию
выхода на широкий экран.
	Собираются десятки совещании и
‘комиссий, выносятся хорошие реше-
ния, издаются приказы, но... «воз. и
‘ныне там». Когда дело доходит до
реализации решений, то «об’ективные
причины» неизбежно приводят к то-
‚му, что картины остаются на полках
  прокатных контор.

В. свое время существовал специ-
альный кинотеатр научно-популярно-
‘го фильма «Артес». Этот кинотеатр
демонстрировал только научно-попу-
‚ лярные картины. Его знали и любили
  МОСКВИЧИ.
  Сейчас в системе Мосгоркино су-
 шествует кинотеатр «Наука и зна-
‘ние», который должен демонстриро-
‘вать научно-популярные фильмы. Но
  эту задачу он не выполняет. Кино-
	эту задачу он не выполняет, KHHO-
‘театр один раз з день показывает на’

м   дневном сеансе научно-популярный
в   Фильм, а остальные сеансы «гоняет»
ь   старые художественные фильмы, «вы-
я   Полняя илан сборов». Унылые и мало
„ инициативные люди, руководящие
  этим театром, не могут или не хотят
‘выполнять план, ‚ занимаясь поручэч-
ным им делом. Чиновники из Мос-
. j FOPK THO им явно покровительствуют.

}

Приказам Министерства кинемато-
графии не удается сдвинуть с места
лентяев и рутинеров и добиться улуч-
нения работы театра. Моегоскино
`шения работы театра. Мосгоркино
отказывается передать кинотеатр.
«Наука и знание» другой организа-
ции, например Московской студии’
‹научно-популярных фильмов.
	После долгих споров и согласова-.
	‘ний был издан приказ, осуществляю-
‘щий ленинское указание об обяза-
тельном показе вместе с художест-
‘венными документальных и научно-
‘популярных фильмов. Приказ уста-
‘навливал, что в программу каждого
‘сеанса должны включаться одночя-
  CTH научно-популярный фильм и
‘выпуск хроники. Приказ подписали,
`отпечатали ‘на ротаторе и разослала

и, тивных здании нобит нарочито архаи-
-  ческий характер, зданиям этим при-
дан облик «казенных» сооружений
старой России.

‚  Из трех разработанных. проектов
нонтра Ялты (проект члена-коррес-
.  пондента Академии архитектуры A.
.  Бурова, проект архитекторов А. Смо-
лицкого и Л. Букаловой и проект
.  архитекторов П. Штеллер и В. Лэбе-
‹ Дэва) ни один не отражает значения
‚  этого города, как крупнейшего совет-
‚  ского курорта. Разработанные в этих
‚  проектах центры в лучшем случае
годны для какого-нибудь крупного

промышленного города и ни в каком
случае неприемлемы для приморского
курорта, каким является Ялта,
Можно было бы привести еще ряд
примеров неудачного решения центров
в современных градостроительных
проектах, но они ни в какой мере не
могут заслонить того бесспорного не-
ложения, что искусство градострои-
тельства в нашей стране в послево-
енные годы далеко шагнуло вперед,
что оно стоит на правильном пути.
‘  Город представляет собой некое по-
добие живого организма — он непре-
рывно растет, развивается и меняется
в своем внешнем облике. Москва, Ле-
нинград, Новгород, НсЕерзв, Владимир,
Суздаль, Смоленск, Калинин, Костро-
ма и многие другие наши русские го-
  рода по прекрасной архитектуре от-
  Дельных зданий, ансамблей и общест-

м ЩЕ

венных центров, по безупречной орга-
‘  нической связи их с окружающей
  природой обладают чертами, несрав-
`  ненными по своеобразию, и ярко отра:-
жают в своем облике высокие худо-
жественные идеи и традиции’ народно-
‘  го творчества.

С момента создания этих городов
прошли столетия. Мы живем в новую
эпоху. в обновленной и распветаю-
щей советской стране, стране социа-
лизма, Говоря словами товарища Жда-
нова: «Мы сегодня не те, что был
вчеря, и завтра будем не те, что были
сегодня... Мы изменились и выросли
вместе с теми величайшими преобра-
зованиями, которые в корне изменили
облик нашей страны».

Стразить замечательные идеи нашей
сталинской эпохи в. художественных
образах архитектуры — в зданиях,
ансамблях и общественных HeHTpax—
такова величайшая залача совежьках
	Co ERE AE MAAR зая. советских
архитекторов.

Н. КОЛЛИ,
действительный член М
	архнтектуры СССР.
	В греванском театральном институте, созданном три года тому назад,
сейчас занимаются 200 студентов. На снимке: депутат Верховного Со-
	проводит занятие co
	тектурного решения общественного
центра является всесторонний учет
всего своеобразия местных особенно-
стей, исторически сложившегося об-
лика данного города, его архитек-
турных традиций, национально-быто-
вых, климатических и топографиче-
ских условий. В архитектуре  цент-
ральных ансамблей не могут и не
должны иметь места примитивные,
элементарно - схематические решения,
трафарет, механический перенос уже
примененных в других городах компо-
зиционных решений,
Я

За годы сталинских пятилеток гра-
достроительство в нашей стране при-
няло огромные масштабы. При вновь
возникавших промышленных центрах
строились новые города и поселки, ре-

конструировались почти все старые

города.
В предвоенные годы советские ар-

мой предпосылкой правильного архи-

хитекторы накопили богатейший опыт
проектирования и строительства горо-
дов, добились значительных успехов в
решении сложных градостроительных
задач, Реконструкция Москвы, Ле-
нинграда, Киева и других крупных
центров, строительство таких новых
городов, как Большое Запорожье,
служили практической школой совет-
ским архитекторам. :

Однако наряду с большими успеха-
ми в практике нашего градострои-
тельства имелось и много недостат-
ков. Некоторые новые города — Маг-
нитогорск, Сталиногорск, Караганда и
другие — оказались лишенными ин-
дивидуального архитектурного обли-
ка, а исключительные возможности
создания архитектурных ансамблей в
центральных частях этих городов ос-
тались неиспользованными.

В проектной практике советского
градостроительства довоенных лет на-
блюдались случаи создания даже в
небольших и средних по размерам го-
‚родах гигантских площадей, совер-
шенно не соответетвовавших размерам
и архитектурному масштабу города.
Так, для сравнительно небольнюго го-
рода Орджоникидзе в свое время бы-
ло запроектировано 9 площадей. Да-
же учитывая дальнейший рост насе-
ления этого города, вряд ли MOMKHG
было найти достаточное количество
	вета Армянской ССР профессор А. Варданян
	студентами 3-го курса театроведческого факультета.
	Вопросу с характере центральной
	части советского города наша архи-
тектурная общественность уделяет
сейчас большое внимание. Вопрос этот
подвергался широкому обсуждению
на состоявшейся недавно УП сессии
Академии архитектуре СССР, ему по-
священ был ряд специальных совеща-
ний в Москве и Ленинграде, где об-
суждались проекты общественных
центров восстанавливаемых городов.

Повышенный интерес советских ар-
хитекторов к проблеме общественно-
го центра не случаен и вытекает из
самой архитектурно - строительной
практики нашей страны.

К концу 1946 года были в основ-
ном закончены работы над генераль-
ными планами большинства восстанав-
ливаемых городов СССР. Многие из
этих планов утверждены правитель-
ством и осущестьляются в реальном
строительстве. Архитектурные мастер-
ские переключились, как правило, на
работу по созданию проектов общест-
венных центров городов:

Чрезвычайная ответственность H
сложность этой актуальной задачи со-
ветского градостроительства coBep-
шенно очевидны. Общественные с00-
ружения и образуемые ими комплек“
сы и ансамбли в Значительной мере
определяют архитектурный облик
каждого города.

Центральная часть советского  го-
рода является основным ядром его об-
щественной жизни. Именно этому на-
значению должна соответствовать ap-
хитектурная композиция обществен-
ного центра, архитектура централь-
ных городских ансамблей, площадей и
отдельных зданий. Отеюда же выте-
кает и одно из основных требований
нашего градостроительства — макси-
мальная концентрация в центре горо-
да лучших ‘в смысле архитектурной
обработки зданий. Особое значение
приобретает вместе с тем вопросе о
правильном определе ми размеров от-
дельных элементов, составляющих
общественный центр города, и, в част-
ности. определении размеров площа-
дей. Колебания здесь могут быть
очень значительными, они зависят от
величины города в целом, от его ар-
хитектурно - планировочного решения
и от многих других факторов.

И. наконец, совершенно необходи-
	градостроительства с требованиями!
нашей социалистической современно-
CTH.
	Проект центра Ростова-на-Дону, со-
ставленный действительным членом
Академии архитектуры СССР В. Се-
меновым, тщательно учитывает сло-
жившиеся условия планировки горо-
да, местные особенности его, развива-
ет первоначальную схему центра в ви-
де большой магистрали и нанизанных
на нее площалей и вносит много рен-
	ных предложении в решение проблем.
	центров
	композиции общественных
советских городов.
	Удачно также решен проект обще-
ственного центра г. Орла (авторы про-
екта — член-корреспондент Академии
архитектуры СССР В. Гельфрейх, ар-
хитекторы Ю. Шуко и В. Гайкович).
Согласно проекту, центр города заст-
раивается трехэтажными домами. На
четко спроектированной центральной
площади намечено строительство зда-
ний Облисполкома, Педагогического
института и Дома связи. К числу при-
меров удачного решения общественно-
го нентра можно отнести и проект
центральной части Брянска (авторы —
член - корреспондент Академии ар-
хитектуры СССР М. Парусников, ар-
хитекторы В. Пашков и М. Кругло-
ва).
	Таких. примеров можно было бы
привести немало. Они свидетельству-
ют © том, что советские архитекторы
в значительной мере учли ошибки
прошлых лет, стремятся отобразить в
архитектуре центральной части горо-
да замечательную современность ста:
линекой эпохи ‹
	Но ошибки и недостатки в работах
архитекторов, несомненно, еше имеют-
	ся, и борьбу с ними, в первую оче-
редь, должна вести сама архитектур-
ная общественность.

Причины этих ошибок, по нашему
мнению, и в сложности самой задачи,
и в продолжающейся по инерции ни-
велировке архитектурных решений
городских центров, без учета специ-
фики и размеров данного города.

На расшнренном заседании презн-
диума правления Союза советских аг-
хитекторов, где обсуждались нетори-
ческие постановления ЦК ВКП(б) по
вопросам литературы и искусства, от-
мечалось, что в проектах центров
Минека и Краснодара ‘автор — член-

символизирует основную ндею проек-   корреспондент Академии архитектуры
	га- -- органическую связь
	историче-   СССР И. Соболев), архитектура со-
	ски сложившихся традиций русского‘ ветских, общественных и администра-