COBETCKOE WCKYCCTBRQ See
ОПЫТ ПЕРЕДОВОГО ТЕАТРА ПЕРИФЕР
	БВ истории Художественного театра
ярким метеором промелькнуло имя
Сергея Николаевича Воронова. Вели-
  колепно сыграв Смердякова, — Ста-
ниславский и Немирович-Данченко
вспоминали этот образ всегда с вос-
хищением, —Воронов надолго исчез
потом с театрального горизонта. Ин-
` тересовавшиеся судьбой Воронова
`не без труда узнавали о том, что он
` «служит» где-то в провинции...

И вот мы смотрим спектакли Воро-
нежского театра. Бросается зв глаза,
как много ответственных ролей пору-
чено в этих спектаклях совсем моло:
дым актерам и актрисам.

Может быть, это лишь по слу-
чаю смотра ‘творческой молодежи?
Нет, в порядке «кампании» молодых
актеров так сразу не вырастишь. Ви-
димо, театр давно растит свою арти-
стическую смену... Познакомившись с
более чем краткими биографиями мо-
лодых исполнителей ответственных
ролей, мы узнаем, что первым учите-
лем сцены для многих из них был Сер-
гей Николаевич Воронов-—в послед-
ние годы своей жизни режиссер и пе-
дагог Воронежского театра. Старый
актер «нашел» одаренных юно-
шей и девушек в местном До-
ме пионеров, где он c увлече-
нием руководил театральным
кружком. Помянем же сегодня доб-
рым словом этого превосходного ак-
тера-учителя, отдавшего свой талант
роспитанию артистической молоде-
жи!

Заботливое отношение к молодежи
стало в Воронежском театре, в дея-
тельности его художественного руко-
водителя В. Энгель-Крона и актеров
старшего поколения традицией. Вот
почему этот коллектив пополняет
свои ряды не столько приглашенны-
ми со стороны актерами, сколько мо-
лодежью, выращенной здесь же, в
стенах своего театра.

„.Итак, на сцене — Галина Мачи-
хина, играющая роль Тони. Вот она
появилась перед друзьями в день сво-
его праздника в белом платье, ожив-
ленная, взволнованная, охваченная
порывистыми радостями и тревогами
юности. Она кончает школу, перед
ней открывается огромный и не сов-
сем понятный мир. Как жить? Многое
зависит от первого шага. Она еще не
знаег, чему отдать свои жизненные
силы. Тоня влюблена в одного из сво-
нх друзей, но сама еше толком не
знает, в кого именно, и мечтает вслух
о том, как проживет свою жизнь. Ма-
чихина в первых эпизодах по-настоя-
щему молода и обаятельна. Но стоя-
щая здесь перед актрисой «сцениче-
ская задача», в сущности, немногого
от нее требует! Каждая сколько-ни-
будь одаренная молодая актриса
может быть в такой роли, в таких <си-
	туациях привлекательной и даже
обаятельной, если это даровано ей
природой.
	Немало актрис и актеров так на
всю жизнь и остаются «иждивенцами»
своих природных данных, используя
их как можно  усерднее, и их
сценическая судьба интересна лишь
до тех пор, пока пресловутое «обая-
ние» с годами He исчезнет. Такое
«обаяние» нередко скрывает  беспо-
мощЕость актера. Мы ждем, когда в
игре Мачихиной появятся элементы
интеллектуального тторчества, когда
она выйдет за удобные рамки хороню
написанной роли, покажет себя не
	бой». Орлов — почти еверстнак Jle-
вицкого. Это человек его времени,
его поколения и, может быть, ‘его
жизненного опыта... Левицкий вполне
«натурален» в этой роли. Мы видим
на сцене нашего молодого современ-
ника, честно выполняющего свой
гражданский, государственный ` долг.
Однако Левицкий здесь He проявил
большой творческой инициативы, не
попыталея дополнить своими актер-
скими средствами портрет, нарисован-
ный автором. А между тем, пьеса А.
Сурова требует более самостоятель-
ной и более детальной работы актера
над образом. Мы хотели бы видеть,
как Орлов зажигает энтузиазмом
сердца подростков-—фабочих Васи и
Фетиса, старого инженера Березина,
журналистки Волиной. В споре с
директором завода Осередько—<клю-
чевой» сцене спектакля—Левицкий—
Орлов должен брать верх над этим
человеком своей внутренней убежден-
ностью, святой верой в то, что являет-
ся для него долгом коммуниста. Меж-
Ду тем, Левицкий в этой спене боль-
ше пользуется громким голосом и раз-
машистьми жестами, чем силай логи-
ческого и душевного убеждения. В
памяти сохраняется эффектная фи-
гура Орлова, а не его взволнованное,
искреннее слово.

Зато в роли Лонахина Левицкий су-
мел решить значительно более инте-
ресные задачи. Не легко и очень опыт-
ному актеру уловить все оттенки это-
го сложного образа, привести ‘в един-
ство его противоречивые черты. Ле-
вицкого не озадачила противоречи-.
вость образа Лопахина. Мы видим, как.
не без злорадства торжествует Лопа-
хин—Левицкий, купив чудесную
усадьбу своей благодетельницы Ра-
невской. С плебейской грубостью на-
ступает он сапогом на ключи, брошен-
ные Варей в отчаянии и с вызовом на
пол. Он— новый и жесткий хозяин это-
го дома. А потом Ермолай Лопахин
искренне плачет вместе с Раневской,
тоскующей по уходящему счастью.
Мы верим Пете Трофимову, когда он
говорит о тонкой нежной душе Лопа-
хина. Проникновенно и страстно гово-
рит он о великанах, которые полжны
жить на русской земле, и мечтает о

лоДые актеры в
	только подходяшей исполнительни-
цей, но и самостоятельной актрисой
умеющей строить по-своему угадан:
ный ею в жизни, в нашей действи.
тельности образ.

Третий акт пьесы дает Мачихино?
эту возможность. Она снова появля:
ется пепед пбсузьями — на этот раз Е
	Третий акт пьесы Дает Мачихиной
эту возможность. Она снова появля-
ется перед друзьями — на этот раз в
фронтовой армейской форме. Тоня все
так же молода и жизнерадостна, нов
том, как говорит она о прожитом, о
годах войны, о смысле своего сущест-
вования, мы видим созревшего чело-
века, совсем по-другому оценивающе-
го и друзей и себя. Здесь в игре акт-
рисы видна уже ее «авторская» ра-
бота над образсм, ее умение глубоко
осмысливать жизненные явления и пе-
редать свой замысел, свою трактовку
роли художественными средствами.
Если в первом акте Мачихина пере-
давала прежде всего эмоциональное
содержание своей ролн, то в третьем
акте игра ее по-настоящему интеллек-
туальна. Мы видим, как формируется
характер этой советской девушки, как
складывается ее мировоззрение. Пье-
са показывает Тоню преимущественно
в кругу «личных» интересов, но нам
совершенно ясно, что Тоня — Ма
чихина далека от узко-згоистических
забот о маленьком уютном счастье.

В другой раз Мачихина выступала
в роли грибоедовской Лизы. Здесь
снова видна была ее большая само-
стоятельная работа над образом. Она
не приспосабливает роль к себе, к
своим «данным». Она рисует такой
образ, какой возник в ее воображе-
нии. Ее Лиза наделена острым умом
и самобытным характером. ,

Наконец, мы видим Мачихину в ро-
ли подростка Васи в спектакле «Да-
леко от Сталинграда». На этот раз
актриса показала умение «входить» в
совершенно неожиданную для нее
роль. Пусть роль малозначитель-
на и не блещет особыми сценически-
ми достоинствами, — важно здесь то,
что молодая актриса владеет Tex-
никой «перевоплощения». Наши
режиссеры, следующие принципам
Станиславского, учат актера в рабо-
те над ролью итти «от себя», от свое-
го личного опыта, OT своих пси-
хо-физических данных. Этот прин-
	EET придает творчеству актера   ТОМ, чтобы скорее кончилась «эта не-
силу и выразительность  лириче-   счастливая жизнь». И так же интере-
ского творчества, обогащает его   сен актер в той сцене, где Лопахин с
игру духовной содержательностью.   Развязностью выскочки-буржуа, ше-
	голяя блестящим цилиндром, запира-
ет двери комнат, из которых он выку-
рил Раневских и Гаевых.
	Есть в этом Лонахине что-то от
сложности булычевекого характера.
Чтобы сыграть такую роль, нуж-
но понять и передать ее противоречи-
вый контрастный рисунок. Без этого
нет чеховского спектакля, без этого
Чехов не интересен. Левицкий пока-
зал себя в этой роли актером, умею-
щим думать и чувствовать, анализи-
ровать и воплощать задуманное. Спек-
такль «Вишневый сад», мастерски по-
ставленный В. Энгель-Кроном, явил-
ся для Левицкого школой высокой
художественной правды.
	Другой очень молодой воспитанник
театра—Борис Концедалов — высту-
пает в ролях Анохина («Далеко от
Сталинграда») и Скалозуба. Легче да-
лась актеру первая роль — здесь он,
видимо, чувствует себя в родной сти-
хни. Анохин выглядит человеком пря-
модушным и искренним — это чест-
ный работник, неплохой коммунист.
	  Но нельзя в театре забывать яскусет-
‚во перевоплощения. Если актер будет
работать только над такими ролями,
к которым он может итти «от себя»,
он не научится изображать несхожие
с его собственным, «чужие» характе-
ры. Реалистическое искусство изобра-
жения бесконечного множества чело-
веческих образов и характеров нельзя
подменять искусством «самовыраже-
ния». И молодой актер в самом нача-
ле творческого пути обязательно дол-
жен пробовать свои силы, совершенст-
вовать свое мастерство в «перевопло-
щении», которым так изумительно
владели и сам Станиславский, и Мос-
квин, и Хмелев, и С. Кузненов, и мно:
гие другие корифёй русского театра.
Две большие роли, которые сейчас
играет Б. Левицкий, всего нолгода
назад вернувшийся из армии, харак-
терны тем, что в одной из них моло-
дой актер изобраает очень близкий,
а в другой — дашекий от него чело-
веческий характер. В роли Орлова
	Левицкий crapaetba быть «самим со-
оо 86
	РИИ
	Наши нужды
и требования
	а верном пути
	довых театров периферии. Здесь за-
служизает внимания не только отбор
лучших, наиболее содержательных
произведений советской драматургии,
но и характер их сценического вопло-
щения. Работе над этими пьесами те-
атр отдал лучшие свои артистические
силы, стремясь наиболее полно выра-
зить их содержание. Эти спектакли
не свободны от недостатков — не
всегда театру удавалось найти до-
статочню удовлетворяющих зрителя
исполнителей на все роли, не всегда
режиссура доводила до конца работу
< каждым актером в отдельности. Не-
которые образы в этих спектаклях
выглядят незавершенными. Так, на-
пример, образ секретаря горкома
Купавина в «Далеко от Сталингра-
да» — один из наиболее значительных
в ЭТОЙ пьесе — не нашел в исполне-
нии артиста С. Папова серьезного,
интересного толкования и ничем He
обогащает спектакль. Не глубоко ре-
шен здесь и образ Осередько (М,
Зимбовский). Но тем не менее в лю-
бом спектакле видна добросовестная
и осмысленная работа театра над, сов-
ременной тематикой, над раскрытием
идейного содержания созетских пьес.
Наряду с новыми постановками те-
атр сохранил в своем репертуаре
лучшие из старых спектаклей: «Крем-
левские куранты», «Великий rocy-
дарь», «Под каштанами Праги». Клас-
сика представлена на его афишах та-
кими спектаклями, как «Горе от ума»,
«Вишневый сад», «Мещане».
Серьезное достижение театра —
смелое выдвижение на ответст-
венные роли молодых актеров и
	‘актрис — тт. Левицкого. Концедало-
	ва, Мачихиной, Мосягиной, Федоро-
вой, Зотовой. Театр вырастил за по-
следние годы достойную артистиче-
скую смену. Актеры старшего поко-
‚ления отдали много времени и сил,
чтобы «пройти» с молодыми товари-
щами их ответственные роли.

Менее благополучно обстоиг здесь
дело с воспитанием и выдвижением
молодых режиссеров. Фактически, всю
режиссерскую работу здесь осущест-
вляет лишь художественный руково-
дитель театра. Положение это при-
знать нормальным, конечно, нельзя.
Руководство Воронежского театра
должно безотлагательно принять ме-
ры к тому, чтобы выдвинуть на режис-
серскую работу людей, проявивших
необходимые для этого способности
и склонности.

Нельзя представить себе действи-
тельный творческий рост коллектива,
если в нем не ведется всестороннее
идейно-политическое воспитание. В
этом отношении партийная (секретарь
М. Харчова) и комсомольская (секре.
тарь В. Гликин) организации театра
добились известных успехов. Весь
коллектив еженедельно собирается
на занятия по изучению исторни пар-
тии и классических трудов основопо-
ложников марксистско-ленинской нау-
ки. Многие актеры самостоятельно
изучают труды В И. Ленина и И. В.
Сталина. Однако на этом пути перед
партийной и комсомольской организа-
циями неисчерпаемые возможности.
Они могут и должны добиться того,
чтобы для каждого творческого ра-
ботника театра идейно-политическое
образование стало насущной, жизнен-
ной потребностью; и весь коллектив
добился в этом отношении значи-
тельно болыших результатов. Этого
требуют от творческих работников
советского театра важнейшие реше-
ния партии по вопросам литературы
и искусства.

Воронежский драматический театр
стоит на верном пути. Его. долг и
обязанность — продолжать  напря-
женную работу по созданию современ-
ного советского репертуара.

Зритель Воронежского театра впра-
ве ждать от него большей творческой
смелости в создании репертуара о
современности, большей интеллек.
туальной глубины в трактовке обра-
зов людей нашей эпохи. Выполняя
требования народа к деятелям совет-
ского искусства, коллектив Воронеж-
ского государственного  драматиче-
ского театра добъется еще больших
успехов в своей плодотворной и доб-
росовестной работе.
	Летом 1942 года немецкая авиа-
бомбз превратила в груды развалин
здание Воронежского театра драмы-—
одного из лучших театров нашей пе-
риферии, которым так гордились жи`
тели этого старинного города.
	Покинув вместе со всем населением
разрушенный фашистами город, акте-
ры Воронежского театра сберегли
свой ансамбль, работая в трудней-
ших условиях эвакуации. Они верили
в то, что их театр будет жить и ра-
ботать снова в родном Воронеже. Со-
хранить  воронежский театральный

коллектив для Воронежа — таково
было единодушное стремление акте-
ров.

Спектакли воронежских актеров
смотрели нефтяники Стерлитамака,
шахтеры Копейска. А когда героиче-
ская армия советского народа освобо-
дила Воронеж, актеры вернулись в
свой город. Одним из первых в горо-
де было отстроено здание театра, и
31 декабря 1944 года, в новогодний
вечер, внозь раздвинулся его бархат-
ный занавес.

До сих пор еще город в руинах, —
многие годы уйдут на то, чтобы зале-
чить вст раны, нанесенные Воронежу
немецким нашествием. Но театр уже
и сейчас живет здесь полной и яркой
жизнью. Такова животворная сила
советского общества, советской куль-
туры,

Большую роль в том, что театр воз-
родился так быстро, сыграло то об-
стоятельство, что основу его коллек.
тива составляют люди, прочно свя:
завшие свои судьбы с судьбами горо-
да. Около пятнадцати лет работает
в Воронежском театре его художест-
венный руководитель, заслуженный
деятель искусств В. Энгель-Крон.
Много лет жизни отдали Воронеж
заслуженные артисты РСФСР В. Фло-
ринский, М. Зимбовский, Р. Данилев-
ская и все основные актеры театра—
М. Эрина, Б. Викторов, А. Крузинина,
А. Полинский, С. Папов, В. Рощина,
О. Мариуц, П. Маркин, В.. Шкурский,
Д. Ленский, А. Пальмин. Здесь на-
чали свой творческий путь и стали
опытными актерами дебютанты А.
Чернов, П. Вишняков, Б. Крачков-
ский, Е. Аристов, И. Самойлова. Ис-
тория Воронежского театра — живое
и убедительное доказательство того,
насколько плодотворен принцип по-
стоянства, «стабильности» состава пе-
риферийных театров. Этот театр име-
ет глубокие корни в родном городе,
и это сказалось на его быстром воз-
рождении,

Воронежский государственный дра-
матический театр последовательно и
принципиально, с настоящей творче-
ской инициативой выполняет главней-
шую задачу, стоящую сейчас перед
всеми советскими театральными дея-
телями, — задачу создания полно-
ценных в идейном и художественном
отношении спектаклей  современно-
сти. После опубликования историче-
ского постановления ЦК ВКП(б) о
репертуаре драматических театров
Вюронежский театр показал своему
зрителю четыре постановки совре-
менных советских пьес. В спектакле
«За тех, кто в море!» воронежские
зрители увидели правдивую картину
боевой жизни советских моряков. Ста-
вя эту пьесу, театр выдвинул перед
своим зрителем острые вопросы’ со-
ветской этики и морали. В «Старых
друзьях» театр нашел и разработал
интереснейшую тему формирования
личности советского молодого чело-
века. Спектакль «Далеко от Сталин-
града» говорит зрителю о важнейшем
качестве нашего современника — о
его неукротимом стремлении к нова-
торству и созидательному трулу. Од-
ним из первых в стране Воронежский
театр поставил пьесу К. Симонова
«Русский вопрос». Этот’ спектакль,
правдиво говорящий о самом остром
конфликте в жизни современной
Америки — борьбе между ее про-
грессивными силами и поднявшей го-
лову реакцией, является сей-
час чрезвычайно своевременным, по-
литически-актуальным выступлением
театра. .

Так строил свой репертуар в пос-
ледние шесть месяцев один из пере-

По у него нехватило сил выполнить
те задачи, которые поставили перед
ним суровые военные годы. Концеда-
лов ни в какой стенени не шаржирует
этот образ, как это случается с неко-
торыми исполнителями роли Анохи-
на, и потому в последних актах спек-
такля так правдиво выглядит помоло-
Ддевший Анохин, отправляющийся на
фронт.

` Сатирическая роль Скалозуба тре-
бует элементов гротеска. Не прибе-
гая к трюкам, к дешевому комикова-
нию, Концедалов стремится сделать
этот образ и острым, и одновременно
жизненно-праздивым. В работе нац
ролью Скалозуба Концелалов стоит
на правильном пути, но в самом нача-
ле этого пути.

Не исчернала всей сложности, все-
го богатства красок образа Софьи
бесспорно одаренная артистка Э. Мо-
сягина, которую также можно счи-
тать дебютанткой театра. Она вполне
успешно сделала первый набросок
этой классической роли, свидетельст-
вующий о том, что у молодой актри-
сы есть и художественное чутье и
умение жить на сцене интересамя CBO-
его персонажа. Она не умеет еще до-

>” TE ee eee

В 1945 г. Воронежский областной
театр драмы был преобразован в Го-
сударственный драматический театр,
т. е. стал театром республиканского
значения. Это явилось результатом
большой работы и значительных твор-
ческих успехов театра в годы Вели-
кой Отечественной войны,  когл
коллективу пришлось работать в
трудных условиях эвакуации. Пере:
вод нашего театра в группу респуб-
ликанских театров обязывал нас поч?
нять идейно-творческий уровень ра-
боты на новую, высшую ступень. Как
справляемся мы с этой задачей?

Выполняя историческое `решеняе
ЦК ВКН.6) «О репертуаре драмати:
ческих театров и мерах по его улуч-
шению», театр поставил «За тех, кто
в море!» Б. Лавренева, «Старые
друзья» Л. Малюгина, «Далеко от
Сталинграда» А. Сурова и «Русскяй
вопрос» К. Симонова.

Это, конечно, еше не дает нам пра-
ва считать, что репертуарный вопрос
решен в нашем театре полностью.

Мы знаем, что советская драма-
тургия обогатилась рядом новых цен-
ных произведений, но, к сожалению,

И mee ce Я
	водить до конца рисунок роли. Ска- как, очеви fo. i ane mbec Ad Hae,
Жем, клевета на Чацкого выглядит в ВИД. для других театров,
	NE OI IN NRE TAR INR О ВЕ ELE EA EE ADEN EE

ее исполнении безобидной, детской   Работающих на периферии, связано
шалостью, Но ведь эта ройь принад  < ИЗвестными трудностями. Отдел
лежит к числу таких, над которыми   РаСПространения при Всесоюзном

нь бы: Е: зак. МЕ

управлении TO охране авторских

т олжна работать
aKkTpHCa MOKET H HOINKHa paGoTa прав не только не высылает в

годами.
	в. театр лучшие, заслуживающие
Сеня Горин ИЗ «Старых APY3€H® Hi puywanug ан wun vawa wm un.
	в А А о еваамания  ИБесы, по даже воине

Епиходов — таковы две последние формирует нас ‘своевременно о их
работы В. Гликина. В обеих БО а.
	г тн Е м   Появлении. Как правило, мы’ получа-
Гликин раскрывается как актер, на-Гем прест на HUTANECS UINInVe ы we
	IER BEE FEEL ODI Net RN OE

деленный чувством юмора и лиризма.
Его Сеня Горин-—немного смешной и
очень трогательный парень. А за ко-
медийным рисунком роли Епиходова
виден охваченный горестным недоу-
мением деред нелепой жизнью ма-
ленький чеховский человек, трагико-
мический персонаж чеховских новелл.

Воронежский театр познакомил зри-
теля также с другими своими питом-
цами — К. Федоровой, успешно, но
несколько однотонно сыгравшей роль
Тони, Н. Зотовой, О. Давидович, И.
Сачко: Хорошее театральное воспита-
ние — вот первое, что обращает вни-
мание в игре этих актрис, совсем не-
давно вступивших на сценические под-
мостки. Режиссура верно определила
тяготение И. Сачко к комедийным
ролям (Дуняша в «Вишневом саде»,
Тамара в «Старых друзьях»), Н. Зото-
вой — к ролям, требующим тонкого
психологического рисунка (Аня, Си-
ма в этих же спектаклях). О. Давидо-
вич с успехом испробовала свои силы
в таких различных по темпераменту и
внешнему рисунку образах, как че-
ховская Варя и Тамара Соловьева.
Всюду здесь видна забота режиссера
о том, чтобы начинающие актрисы не
брали на себя непосильные залачи, не

ERE ERE Ee Be

ем пьесы, не интересующие и He
удовлетворяющие нас, и это не может
не отразиться на правильном планн-
ровании репертуара.

Воронежекий театр на протяжении
многих лет своего существования
стремился не дублировать наиболее
«ходовые» спектакли столичных те-
атроз, а иметь свой репертуар, наи-
лучшим образом выражающий его.
творческие возможности. Решить эту
задачу в области современного совет-:
ского репертуара театр может только
путем совместной работы с доама-
тургом, В довоенные годы мы дела-
ли попытки создания «своей» пьесы.
В связи с проводимым сейчас Bee-
союзным конкурсом на лучшую с03-
ременную пьесу театр предполагает
провести несколько встреч с литеза-
турвой молодежью Воронежа, груп-.
пирующейся вокруг отделения Сою-
за советских писателей. Эти. встречи:
должны помочь тем начинающим лн-
тераторам, которые захотели бы по-
пробовать свои силы в драматургии.
Преобразование нашего театра в тс-
атр республиканского значения. от-
крывает перед нами также возмож-
ность более широкой творческой свя-
зи и со столичными  драматургами,

Труппа. Воронежского государст“
	М я е
р бо она ам а.
действительно, игра Н. Зотовой в ро- ©0099 1

gee
	ли, скажем, Симы отличается воте-
ственностью и мягкостью. Но теперь
актриса, сделав успешный первый
шаг, научившись сохранять на сцене
искренность и простоту, может попы-
таться сделать нечто большее — до-
биться более сильного драматизма во
втором акте спектакля, где Сима нпе-
реживает-горькие трагические дни ле-
нинградской блокады, и ярко показать

местной работы творческий коллек-
тив, способный решать большие ху-
дожественные задачи. Мы не считаем
свой коллектив окончательно уком-
плектованным представителями всех
театральных «амилуа», но к вопросу
пополнения театра новыми актерами
мы подходим с большой осторожно-
стью Наиболее верным, хотя, быть
может, и медленным, путем пополне-

радость этой девушки нашедшей HO- TF RVIWIC MA UPd PAG aE GN PTC eh ae
вую семью и новых друзей B eros   CHAM предетавляется путь воспита

weeree gute meme wl Е
	о ВА ТТ Зе

чительном актё. Нечего актрисе бо-
яться сильно выраженных чувств.

ния актерской молодежи. В этом нас
убеждают несамненные творческие

о г eee me eee cS . =

успехи целого ряда ‚актеров, BEIPO?-
a TT

НА ЗЕ ИЕ ПЗ д: А-а

Плохо, если ‹естественность» ветупа-
	конфликте больттими леамати_   ИХ В Нашем театре (артисты. А. Чез-
ет в ‚ конфликт с большими драмати- wos, ‘Tl. Вишняков, Е. Аристов,

ческими страстями. т АД а

eo

‚ Воронежском теат-
ольшой  артистиче-
ельная группа ода-

актрис. И в любом
ежь, достойная то-
ители театра уделя-
тивое внимание. Как
  STH актеры даль-
енного руководите-
` содержание и ха-

Б. Крачковский, И. Самойлова).

Итоги смотра творческой молоде-
жи театра свидетельствуют о том,
что у нас немало несомненно одареч-.
ных молодых актеров и актрис. Мы
стремимся уделять максимум внима-
ния идейно-творческому воспитанию.
нашей молодежи. Для`молодых ак-
теров, пришедших в театр без специ-
ального образования, организованы
систематические занятия по  твор-
ческим и общественно-политическим
дисциплинам.
	ee _

рактер всей творческой работы моло- Постановочные возможности теат-
дого актера. Он может расти и раз- }ра надо признать относительно блз-
виваться, как квалифицированный Ис-   гоприятными. Но дело крайне за.

Е С Ва». ОА ЕК ono mere ее.   а mm,

Ро р 3%
ие из года в год приобретаю-. трудняется отсутствием необходимых
щий сценический опыт и побои.

ть СН > ЧЕРИ, ae pee eee —_—
	ца AACE ee оцы: и TLE ne
нальные навыки. Но мы вправе ждать
от настоящего учителя сцены боль-
шего — он должен позаботиться ©
том, чтобы воспитанник театра разви-
вался, как самостоятельный худож-
ник, способный глубоко понимать яв-
ления жизни и воплощать в сцениче-
ских образах идеи и чувства граж-
Дданина великой эпохи. Вот в этом и
должно заключаться дальнейшее вос-
питание молодого актера.

Я. ВАРШАВСКИЙ.
PPLPPLP PPP PLP PPP PPP PP OPPS

фликт, П. Маляревский не увидел в
действительности ни новых характе-
ров, ни таких важных черт современ-
ной жизни, которые еще не запечат-
лены в искусстве и сами по себе мог-
ли бы оправдать обращение автора к
‹амортизированной» ситуации. Поэто-
му все в этой пьесе как будто пра-
BHJIbHO, но’ она лишена свежести
видения и горячей убедительно-
сти. Пьеса читается и’без досады, и
без увлечения,

Для иркутского зрителя «местный»

колорит действия и обсуждаемые на
сцене вопросы, имеющие локальный
‚интерес, создают дополнительную
привлекательность, силу которой
трудно оценить издалека. Но опыт и
умение драматурга сказались в соз-
Дании эффектных сценических <ситуа-
ций и выигрышных ролей.

„.Успешный опыт драматических
театров Горького, Калинина и Ирку-
тока не равноценен по своим практи-
ческим результатам,

В течение последнего года ряд пе-
риферийных театров принял новые
пьесы «своих» драматургов, часть ко-
торых уже поставлена. Среди них мо-
жино назвать и «Там, где не было за-
темнения» В. Семенова в Свердловске,
«Орлы и соловушки» Часовникова
в Костроме, «Петушков младший» и
«Голубиное гнездо» Э. Бурановой в
Новосибирске, «Большие сердца» А.
Андреева и Е. Свободина в Красно-
даре (пьеса написана по книге
П. Игнатова «Подполье Краснодара»)
и др. Эти пьесы, несомненно, заслу-
живают самостоятельного критиче-
ского разбора.

В нашей стране издаются десятки
и сотни областных и краевых журна-
лов, альманахов и сборников, вокруг
которых группируются уже проявив-
шие себя в прозе и поэзии литерато-

ых Mo.

телей, либо замечаниями

помещений. При существующем по-
ложении цехи не могут развернуть
нормальную работу, и если коллек-
тив театра часто одновременно готэ-
вит два спектакля, то технические
цехи из-за отсутствия помещения re
в состоянии готовить для них офор-
мление, В этом могут и должны по-
мочь театру областные руководящие
организации.

Мы’ стремимся приблизить. театр к
зрителю. Ежегодно проводятся зрн-
тельские конференции, совместно с
отделением ВТО систематически орга-
низуются творческие вечера артистов
на предприятиях и в клубах, устраи-
ваются радиопередачи,  посвящен-
ные премьерам театра и отдельных
его актерам. Новым спектаклям по-
свящаются статьи и в областной га-
Зете, и в заводских и вузовских мно-
готиражках. В связи с отдельными
постановками театра устраиваются
встречи артистов с KOMCOMOJIBCKIIM
активом, студентами, школьниками.
Для удобства зрителей создана вы-
ездная касса.

Значительный счет театр может
пред’явить воронежеской областной
газете «Коммуна». Газета не сумела
до сих пор организовать серьезного
критического разбора спектаклей
театра. Рецензии появляются в газе-
те обычно се большим опозданием, и
в большинстве случаев авторы 1х
Уделяют значительно больше места
пересказу содержания пьесы, чем
критике работы актеров, режиссуры,
художника. Разбор спектакля часто
сводится к общим словам, а потому
мало помогает театру.

Такой же счет театр может пред*-
явить Хуложественному совету при
Областном отделе по делам искусств.
Художественный совег состоит из
представителей общественных орга-
низаций, профессуры, членов TBOD-
ческих союзов и т. д. Казалось бы,
он может стать действительно авто-
ритетной организацией, помогающей
театру в решении стоящих перед ним
идейно-творческих задач. Но на деле
участие членов Художественного со-
вета-в творческой жизни театра ог-
раничивается посешением  премьео
или обсуждением их при приеме спек-
таклей, Члены Художественного ©о-
вета в своих высказываниях ограни-
чиваются либо чрезмерным расхвали-
ванием театра и отлельных исполня-
по поволу

несущшественных деталей  постановхя,
	И в том и в другом случае театр че
слышит нужной, принципиальной де-
ловой критики недостатков, от кото-
рых Воронежский театр не свободен.
С. ВОЛЬФ,
директор театра.
В. ЭНГЕЛЬ-КРОН,

— художественный руководитель
		ры. заинтересовать их в создачии
новых пьес — дело каждого област-
ного театра. Но и этого мало, Резуль-
таты этой инициативы будут закреп-
лены лишь в том случае, если кажлая
удавшаяся работа драматурга не бу-
дет почитаться лишь делом местного
значения, а станет рассматриваться,
как источник обогащения репертуара

театров всей страны,
Николай ОТТЕН.
	КА
		Л Ц.
		Ки
Cah
ak
rite:
Ney
	ait
			п
Any
			16 марта в Комитете по делам ис-
кусств при Совете Министров РСФСР
с отчетом о работе Воронежского
государственного драматического те-
атра выступили его директор С.
Вольф и художественный руководи-
тель В. Энгель-Крон.

Участники совещания указали на
то, что в истекнем году Воронеж-
ский государственный  драматиче-
ский театр осуществил на своей
	Год от году крепнут театры совет-
ской периферии. Печать творческого
своеобразия лежит на их лучших по-
становках. На периферии уже не
ждут, покуда в столице поставят но-
зую пьесу, для того, чтобы проверить
ёе качество и позаимствовать принци-
пы ее сценического решения в мос-
кОВсКОЙ постановке. Каждая значч-
тельная современная пьеса появляется
на спенах республиканских и област-
ных театров обычно задолго до того,
как ее начнут играть в Москве.

Но сейчас жизнь поставила перед
театрами периферии более сложную
задачу: создание собственных сцени-
ческих произведений высокого идей-
ного и художественного уровня. Это
связано с чрезвычайно важной проб-
лемой привлечения в драматургию но-
вых людей, облалающих подлинным
знанием жизни, большевистской идей-
ностью и литературным дарованием.

Пьеса, написанная автором в содру-
жестве с театром специально для не-
го, выражает круг представлений
данного художественного коллектива
0 современности и об интеллектуалъ-
ных запросах его зрителей. В хорошей
пьесе всегда бывают использованы
специфические приемы выразительно-
сти и творческая индивидуальность
мастеров того театра, для которого
она предназначена. Поэтому создание
такой пьесы необычайно плодотворно
для идейного и художественного фаз-
вития каждого театра.

Театр должен привлечь писателей,
журналистов и способную к литера-
турному творчеству молодежь, заин-
тересовать их в создании новых
Пьес, открыв реальную возможность
исполнения на сцене их произведений.

Три пьесы периферийных авторов, о
которых будет речь ниже, свидетель-
ствуют о несомненной плодотворности
такой работы там, где за нее берутся
всерьез. Пусть многое в этих пьесах
еще несовершенно, но их авторы об-
ладают непосредственным знанием
кизни, которое тем точнее, чем боль-

пе в нем характерных примет мест-
	сцене ряд значительных постановок
советских спектаклей, отмеченных
большой режиссерской и актерской
культурой.

Председатель Комитета по делам
искусств при Совете Министров
РСФСР Н. Беспалов в своем выступ-
лении отметил серьезную и проду-
манную работу Воронежского госу-
дарственного драматического театра
нал современным репертуаром.
	ДРАМАТУРЕИ ТРЕХ ТОРОДОВ
	Две пьесы из трех разбираемых в
этой статье посвящены жизни после-
военной колхозной деревни. В центре
их — женщины, которые в военные
годы вынесли на плечах все тяготы
колхозного хозяйствования. Эта об-
ласть жизни и ее замечательные дея-
`тели до сего времени оставались вне
‘поля зрения нашей драматургии.

Пьеса «Пути-дороги» написана в
Горьком писателем Г. Федоровым.
Это пьеса об основных вопросах со-
циалистической морали. Ленин гово-
рил: <В основе коммунистической
нравственности лежит ‘борьба за ук-
репление и завершение коммунизма».
Этой борьбе и отдают себя герои
пьесы — Настасья Петровна и Сте-
пан. Пьеса посвящена любви Настз-
сьи и Степана, решению их личных су-
деб. Сознание общественного долга и
творческий труд — основа их жизни.
Их представления о любви, морали,
браке, обязательствах перед окружаю-
щими людьми вытекают из общест-
венных принципов и подчиняются им.

Настасья Петровна — председатель,
колхоза, Она говорила Степану в тот
момент, когда соглашалась стать
его женой: ‹..ты пойми только, Сте-
пан, по-хорошему, по-настоящему пой-
ми, почему между нами все время
стоит что-то, мешает, вон, как сухой
валежник, под ногами? Это не рев-
ность, нет... Только знаешь, чего мне
хочется? Чтобы ты не только как
бабу меня любил. Ты все, что мне до-
рого, полюби, ради чего я живу — де-
ло мое, мечты мои». И в этих словах
— идейное зерно пьесы.

Действие пьесы начинается с воз-
вращения в родной колхоз группы де-
мобилизованных фронтовиков. Вместе
с ними приезжает их олнополчанин
Степан, родные места которого разо-
рены, а семья погибла. Степану без-
различно, где жить, и он остается в
этом колхозе.

Между Степаном и Настасьей за-
вязывается дружба, Настасья дол-
го Не допускает, чтобы она стала лю-
бовью. Когда Настасья, наконец, со-
глашается стать женой Степана, в де-

Пьеса А. Сурова «Далеко от Сталинграда» в Воронежском государственном драматическом театре. Сцена
из 3-го акта. Слева направо: артисты—А. Чернов—Орлов, М. Зимбовский —Осередько, С. Папов — Купавин,
М. Шишлова—Кузьминична, О. Захарова—Кулагина, В. Флоринский: — Березин, О. Мариуц — Волина.
	Фото В Минкевича.
	ревню привозят ее мужа, числивше-
гося погибшим. В германском плену
он «принял великую муку», приехал
безнадежно искалеченным. Настасья,
которая его давно не любит, считает
своим долгом остаться с ним. Она
хочет взять на себя часть беды, кото-
рая пришлась на его долю при за-
щите Родины. /

Тогда Степан решает покинуть эти
места. Ему мучительно жить около
Настасьи, оставаясь чужим ей чело-
веком. Но оказывается, что у него нет
сил заставить себя расстаться, уехать,
больше не видеть женщину, которую
любит. Так и остаются Настасья и
Степан в финале пьесы — без наде-
жды на счастье в любви, но с твер-
дым намерением отдавать свои силы
большому делу, в котором для них за-.
ключена радость жизни.

Конфликт пьесы на первый взгляд
напоминает традиционный «треуголь-
ник». Но дело тут не в этом, пьеса Г.
Федорова «Пути-дороги» ничего об-
щего не имеет < буржуазной адюль-
терной драмой, в которой такое по-
строение бытует. Более того, эта
пьеса активно полемизирует с бур-
жуазной драмой. В ней показаны
новые черты «трагедии черазделен-
ной любви», которая, как говорил
Маркс, возможна и в коммунистичес-
ком обществе.

Любопытны возражения против этой
пьесы некоторых московских театров,
считающих, что пьеса «Пути-дороги»
пессимистична, ибо главные ее герои
остаются неудовлетворенными в лич-
ной жизни. Но этот упрек не выдер-
живает критики, р

Прежде. всего личная сульба героев
	пьесы Г. Федорова сложилась не в
силу враждебных им обстоятельств. и
не в конфликте со средой. Решение
личной судьбы принадлежит им са-
мим и принято по высоким побужде:
ниям социалистической морали. В
драме частной жизни Настасьи Пет-
роввы и Степана раскрываются поэто-
му их моральное торжество и духов:
ная красота. Кроме того, герои пье-
сы остаются, несмотря на любовную

большие работы для того, чтобы до-
стигнуть довоенного уровня колхозной
жизни Эти работы требуют огромно-
го напряжения всех сил Василисы и
руководимых ею колхозников,

Образ Василисы занимает в пьесе
настолько значительное место, что все
остальные действующие липа в изве-
стной мере заслонены им. Василиса
в творческом труде, в государственной
деятельности находит выход из свое-
		неудачу, людьми, привязанными К
жизни и активными в ней, ибо полно.
ценно выражают себя в созидательном
труде и находят в нем удовлетворе-
ние.

В требовании обязательного «счаст+
ливого» конца для любого произведе-
ния есть чуждое нашему искусству
утешительство, занесенное с Запада.
Нам присуще верить в оптимизм суро-
вой правды жизни, и у нас нет при-
чин бояться ее.

Последний вариант пьесы значи-
тельно лучше того, который был пред-
ложен на обсуждение писательской
общественности Москвы полгода на-
зад. Правда, ‘в пьесе и сейчас есть
длинноты. Ее язык кое-где слишком
«литературен»; в нем подчас недоста-
ет меткости и своеобразия современ-
ной колхозной речи. Это несколько
ослабляет силу ее возлействия.
	Пьеса С. Ветлугина «Василиса» на-
писана по заказу Калининского обла-
стного театра. Ее автор, московский
драматург, был привлечен театром
для длительного изучения колхозной
жизни в одном из районов Калинин-
ской области. Созданная им пьеса,
при многих своих художественных не-
совершенствах, основана на реальном
знании лействительности,
	Автор поставил своей задачей
создать образ передовой советской
женшины-колхозницы,  подавленной
бедствиями войны, потерявшей мужа,
ребенка и кров и находящей затем
свое место в послевоенной жизни. Эта
женщина, Василиса, оказавшись во
главе разоренного фащистами колхоза,
находит в себе мужество, организа-
торский талант и волю для того, что-
бы сплотить таких же, как она, жен-
щин. Василиса не только восстанавли-
вает хозяйство, не и предпринимает
	го одиночества, забвение своих несча-
стий, лекарство для своих душевных
ран. В этом и заключена тема пьесы.
В ней есть ряд характерных, броско
написанных действующих лиц. Напри-
мер, Раиса Ведеркина, девушка, по-
терявшая чувство собственного досто-
инства, которая вернулась с немецкой
каторги с рабской психологией. Раиса
никак не может душой вернуться к
колхозному труду. Она жалка, претея-
циозна и бесполезна. Лукашка, инва-
лид Отечественной войны, ре-
шил, ‘что имеет право на легкую
жизнь. Он уклоняется от работы и за-
HAT спекуляцией. Но когда © немец-
кой каторги возвращается его. сестра,
истошенная, больная, полумертвая, но
увлеченная мечтой об участии в кол-
хозном деле, в Лукашке просыпает-
ся совесть, и он возвращается в тру-
довую семью.
В отдельных эпизодах пьесы ска-
зывается влияние «Лёнушки» Леони-
’да Леонова. В других картинах дра-
матическое развитие действия. заме-
нено инсценированным очерком: Ав-
тор еще не нашел единой манеры для
своей пьесы. : .
Калининский театр в создании этой
пьесы проявил прекрасную инициати-
ву, но сделал еше далеко не все в
работе с автором. Но в «Василисе»
уже сейчас есть и жизненная правда,
и идейная устремленность, и удача в
обрисовке центрального образа.
Пьеса «Костер» написана П. Маля-
ревским по заказу Иркутского обла-
стного драматического театра.
Действие этой пьесы происходит в
маленьком сибирском городке. Врач-
энтузиаст, открывший источник це-
лебной воды, сталкивается с бюрокра-
тами, которые презирают это «захолу-
стье» и больше всего боятся застрять
в нем. Борьба, в которой участвуют на
	стороне врача и местные обществен-
ники, и охотники-буряты из дальних
поселений, заканчивается победой HO-
ватора. Автор предпринял попытку пе-
редать в пьесе приемами чеховской
драматургии общественную атмос-
феру жизни отдаленного советского
города и пеихологию населяющих его
людей.

Но, взяв многократно использован.
ный в соватёкой драматургии кон-