СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СОВЕТЕ
МИНИСТЕРСТВА КИНЕМАТОГРАФИИ СССР
			На заседании Художественного со-
вета Т. Хренников сделал доклад о
музыкальном оформлении кинофиль-
MOR.
	— Работа в кинематографе накла-
	дывает на композитора особую от-
ветственность,—говорит докладчик.
— Произведения, написанные пля
	кино, становятся достоянием миллио-
нов. Именно поэтому к созданию му-
зыкального оформления фильмов
привлечены виднейшие симфонисты
— Д. Шостакович, С. Прокофьев, А.
Хачатурян, Д. Кабалевский, Ю. Ша-
порин, В. Шебалин, А Баланчивадзе,
и такие крупные мастера, как И. Ду-
наевский, Л. Шварц, В. Пушков.
Многие выдающиеся произведения
советских композиторов. созданные
для кино, заняли постоянное место в
программах симфонических концертов
и эстрады. Многие песни, ставшие
любимыми песнями нашего народа,
были написаны в свое время для кино.
	Общий уровень советской киному-
	`зыки является бесспорно очень высо-
	ким. Но для кинематографа еще He-
редко, к сожалению, используется и
музыка сомнительной художествеч-
ной ценности. Такова, например, му-
зыка Н. Богословского к фильмам
«Два бойца» и «Большая жизнь» и
О. Сандлера к фильму- «Близнецы».
	В Министерстве кинематографии
нет центра, который руководил бы
музыкальной работой кино, а в. КИ:
	‘ностудиях, за исключением Мосфиль-
	ма, где много и плодотворно работает
композитор Н. Крюков, нет ответст-
венных музыкальных руководителей.

Тормозит развитие музыкальной
культуры советского кино и то об-
стоятельство, что лишь немногие ре-
жиссеры обладают необходимой му-
зыкальной подготовкой. Круг компо-
зиторов, привлеченных к работе в кя-
но, все еше узок: кинорежиссеры
	редко решаются использовать KOUM-
позиторскую молодежь.
Совершенно неудовлетворительна,
	локлалчика, техника

запи-
	си и звуковоспроизведения, вызываю*
щая у композиторов чувство досады
и горечи.

В Москве до сих пор нет специаль-
но оборудованного тон-ателье. Зву-
козапись проходит в неприспособлен-
ном помещении. Оркестр не имеет
времени для предварительных репе-
тиций. Скороспелое исполнение, He-
сыгранность оркестра отрицательно
сказываются на художественном ка:
честве кинокартин.

За исключением нескольких от-
личных специалистов, звукооперато-
рами работают или техники, ‘плохо
	ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХОР
РУССКОЙ ПЕСНИ В НОРВЕГИИ
	Государственный хор русской пес-
ни под управлением Свешникова при-
был 17 марта в Осло. На вокзале
прибывших встретили поверенный в
делах СССР в Норвегии Афанасьев,
	бургомистр города Осло, представи-
тели Советско-норвежского общества.
		и др.

Печать помешает восторженные
отзывы о концерте Государственного
хора, состоявшемся 18 марта. 19 мар-
та городской голова Осло устроил
прием в честь артистов хора.
	С0 ВСЕХ КОПЦОВ
СТРАНЫ
	БАКУ. (Наш корр.). Двадцать пять
лет со дня смерти выдающегося азер-
байджанекого художника Бехруза Кен-
герли Музей искусств отметил открыти-
ем выставки его лучших произведений.
	ТАШКЕНТ. (Наш корр.). Совет Мини-
стров Узбекской ССР принял постанов-
ление о развитии детской художествен-
ной самодеятельности. Решено создать
при Центральном доме художественного
воспитания детей детский хор и детекий
оркестр народных инструментов. при
Ташкентском дворце пионеров — детский
симфонический оркестр. С 10 по 20 июля
будет проведена республиканская олим-
пиада детской художественной самодея-
тельности.
	КИЕВ. (Напт корр.). Во вновь отетро-
енном зале показом комической оперы
Николаи «Виндзорекие кумушки» (в пе-
реводе Л. Первомайского) начал свои нпо-
казательные спектакли Оперный театр-
студия Киевской государственной кон-
серватории. Оледующая постановка сту-
дии — «бевастопольцы» М. Коваля.

ФРУНЗЕ. (Наш корр.). При Киргиз-
ской государственной филармонии орга-
низован инструментальный квартет.
Первые концерты, в которых иесполня-
лись произведения Брамса, Глазунова и
Чайковского, прошли с болыпим уене-
хом.
	ЕРЕВАН. (Наш корр.). В Доме худож-
ников открылась выставка картин ху-
дожников передвижной изомастерской.
320 работ 44 авторов отображают работу
трудящихея республики в новой пяти-
летке; На выставке предсгавлены произ-
ведения народных художников Г. Гюрд-
жана и М. Сарьяна. художника Б. Вар-
даняна, недавно прибывшего из-за гра-
ницы на родину, а также группы эстон-
ских художников. принимавитих участие
в экспедициях мастерской.
	АШХАБАД. (ТАСС). Ковровое панно
«Колхозный той» размером в восемь с
половиной кв метров закончили работ-
ницы Ашхабалеков хузожегльенно-эие-
периментальной ковровой мастерской.
Панно изображает праздник в туркмен-
ском колхозе в честь победы над Гер-
манией. При изготовлении панно знат-
ные ковровтипы А. Кураева, А. Саха-
това, 3. Хадарова и друг

гие иепользова-
ли.до сета разяи“иьгх оттенков пряжи.

Выдающиеся мастера сцены, искус-
ствоведы, драматурги, критики с’еха-
лись со всех концов Российской Фе-
дерации для участия в работах пле-
нума Совета Всероссийского театра-
льного общества (ВТО), проходизше-
го в Ленинграде с 13 по 18 марта.
Это был первый за время существова*
ния общества выездной пленум его
Совета. Участие в работах пленума
приняли сценические деятели Росто-
ва, Казани, Горького, Куйбышева,
Новосибирска, Свердловска, Ярослаз-
ля, Бурят-Монгольской АССР, а так-
же находившаяся в Ленинграде груп-
па членов Комитета по Сталинским
премиям в области искусства и лите-
ратуры — М. Храпченко; С. Михоэлс,
Ю. Завадский, А. Хорава, П. Марков.
	Зал Дома искусств имени К. С.
Станиславского был переполнен. В
повестке дня — отчет президиума
ВТО за 1946 год и перспективы цел-
тельности общества в 1947 году.
	Отчет и план были отпечатаны от-
дельными брошюрами и розданы уча-
стникам пленума. Докладчик — за-
меститель председателя ВТО проф.
М. Григорьев — и все выступавшие в
прениях особенно подробно останаз-
ливались на том, как претворены в
жизнь исторические решения
ЦК ВКП(б) по вопросам литературы.
и искусства.

Были подвергнуты анализу отдель-.
		ные, выпущенные за это время пьесы
	разбирающиеся в музыке, или люди
музыкально грамотные, но слабо
знающие техчику. Т. Хренников счи:
тает необходимым организовать фа-
культет звукооператоров в Институте
кинематографии, а также краткосроч-
	ные курсы по повышению квалифика-
	ции специалистов звукозаниси.

Поддерживая основные положения
докладчика, участники прений А.
Дикий, В. Захаров, А. Хачатурян, И.
Пырьев, В. Пушков, В. Небольсин,
Л. Арнштам и Н. Крюков сделали
ряд важных замечаний.

— Для многих советских фильмов,
— говорит В. Захаров, — написана
превосходная музыка. Однако есть
картины, — и это особенно относит-
ся к комедиям, — где музыка пош-
ловата и’ легковесна.
	В. Захаров осуждает излишние ув-
лечения джазом. По ‘его мнению,
очень часто народная песня без вся-
кой художественной необходимости
подменяется песней сочиненной. В
связи с этим В. Захаров напоминает
	о залачах кино как пропагандиста на-
	родной музыки.

Серьезным недостатком киномузы-
ки является громоздкая оркестровка,
которая делается без учета особен-
ностей записи на‘пленку и микрофон-
ного звучания.
	А. Хачатурян также считает, что
киномузыка требует особенно проз-
рачной инструментовки. К сожале-
нию, композиторы не всегда доста-
точно вдумчиво и ответственно отно-.
сятся к специфическим особенностям
киномузыки. В среде композиторов
еще не изжиты тенденции рассматри-
вать кино, как некий «отхожий про-
мысел». В таком отношении к кине-
матографу повинны отчасти и сами
киноорганизации, которые не создали
у себя условий для работы компози-
торов.

— Композитор должен быть равно-
правным участником с’емочного кол-
лектива, — заявляет А. Хачатурян.
— Он обязан участвовать в создании
фильма с момента написания режис-
	серского сценария,

На этом же настаивают И. Пырьев
и Л. Арнштам. Правильность этого
утверждения становится особенно
очевидной после выступлений В.
Пунжова и Н. Крюкова — опытных
кинокомпозиторов, рассказывающих о
той недопустимой практике, которая
существует сейчас в кинопроизвол-
стве. Музыка пишется в так называе-
мый монтировочно-тонировочный пе-
риод, т. е. за один-два месяца до
окончания картины.

А между тем, музыка в кино толь-
ко тогда становится неот’емлемой ча-
	стью фильма, когда она углубляет.
образный строй произведения и орга-
нически входит в него. Это возможно
лишь при условии, когда композитор
будет знакомиться с авторским за-
мыслом еще перед началом с’емки
картины. :

С гордостью говорит Л. Арнштам
о ведущей роли советской музыки в
мировой культуре, о мировом приз-
нании советских композиторов.—Круп-
нейшие советские композиторы, —
говорит Л. Арнштам, — тесно связа-
ны с кино, но кинематографисты еще
плохо работакт © ними.

Нужна решительная организацион-
но-производственная перестройка.
Необходимо покончить со спешкой и
торопливостью не только при напи-
сании музыки, но и при ее исполне-
нии и записи. Тут особое значение
приобретает вопрос об оркестре и
хоре Министерства кинематографии
СССР. Сейчас оркестр нельзя, рас-
сматривать, как полноценный  хуло-
жественный коллектив. Отсутствие
постоянного состава  оркестрантов,
работа исполнителей по нескольку
смен подряд — все это отрицатель-

но сказывается на качестве исполн®-
НИЯ.

Единодушное возмущение участни-
ков совещания вызвала статья Г.
Павлова «Музыка в кино», опублико-
ванная в газете «Московский боль-
шевик». Все выступавшие отмечали
ее совершенно необ’ективный харак-
тер, явное стремление автора опоро-
чить полезную и плодотворную рабо-
ту композиторов Д. Блока и Н. Крю-
кова.

В заключение выступил поедседа-
	тель Лудожеслвенного совета И.
Большаков: .

— Не случайно, — сказал TOs.
Большаков, — вопросы музыкального
	оформления фильмов вызвали живой
отклик среди композиторов и режис-
серов кино. Значение музыки в филь-
ме огромно. Кинематограф несет му-
зыкальную культуру в широкие мас-
сы, и об этом нельзя забывать.
Именно поэтому Halo особенно
  строго отнестись к тем недочетам,
которые имели место в последние го-
`ды в музыкальном оформлении филь-
мов и уже подвергались критике на
заседаниях Художественного совета.
Для того, чтобы подобные неудачи
не повторялись, а качество записи
помогло полностью донести замысел
композитора, необходима серьезная
организационная перестройка всего
музыкального дела в кино.
  Для выработки практических пред-
 ложений Художественный совет 06-
 разовал комиссию под председатель-
  ством К. Кузакова.
	ВЕЧЕР МОЛОДЫХ
МАСТЕРОВ КУЛЬТУРЫ
	  Бечера молодых мастеров культу-
‘ры, проводимые ежемесячно Цент-
`ральном доме архитектора, вошли
`в традицию и пользуются заслужен-
  Hol популярностью у художествен-
ной интеллигенции столицы.

Третий вечер, состоявшийся 19 мар-
‘та, был посвящен творчеству архи-
‘тектора Б. Бархина, художника
`Сойфертиса, пианиста С. Рихтера,
`артистки МХАТ Л. Пушкаревой, пе-
`вицы В. Борисенко и поэта С. Гуд-
 зенко.

В зале были выставлены работы
‚Л. Сойфертиса и Б. Бархина.
	MOCKOBCKAS
ХРОНИКА
	пии А. Островекого «Доходное место».
Постановка И. Ворошилова, художник
А. Гончаров.

© 27 марта в ПДРИ состоится очеред-
ное симфоническое собрание Оргкомите-
та Союза советских’ композиторов. В про-
грамме — симфония Б. Аветисова. сим-
фоническая сюита литовского комнозито-
ра Груодие и 4-я картина из оперы
«Гроза» свердловского композитора
В. Трамбицкого.

5% Театр им. Моссовета закончил рабо-
ту над пьесой А. Софронова «В одном го-
роде». Постановка Ю. Пмыткина, ху-
дложник М. Варчех. В спектакле прини-
мают участие Н. Мордвинов. П. Герагла,
Ш. Пирогов, Л. Шапошникова и др.
Кроме того. в театре возобновлен постав-
ленный в 1942 г. спектакль «Олеко Дун-
`дич» А. Ржешевского и М. Каца.

© В Доме кино открылась выставка
фоторабот студентов операторского фа-
культета ВГИК.

< Л. Первомайский закончил для Те-
атра транспорта новую комедию «Рядом
с вами».
  6 Научное заседание, посвященное
`175-летию со дня емерти выдающегося
руеского архитектора и первого ректора
Российской академии художеств А. Ф.
Кокоринова, состоялась 19 марта в Мос-
ковеком архитектурном институте.

< В фойе Московекого театра юного
зрителя готовится выставка «Москва
в писунках детей».

< Совешание. посвященное новой аме-
риканской лраматургии. проводится в
ВТО 26 марта.

© Исполнилось 75 лет со дня рождения
и 60 лет творческой леятельности на-
полного художника РСФСР И. Павлова.
В связи е юбилеем в Московском союзе
художников открылась выставка произ-
велений старейптего графика. 19 марта
состоялось чествование юбиляра.

священных жизни нашего общества,
советскому человеку.

К пленуму была приурочена науч-
но-творческая сессия ВТО — «У uc-
токов советского театра». Среди ряда
докладов и сообщений особый инте-
рес вызвал богато насыщенный фак-
тическим материалом доклад заслу-
женного деятеля искусств Е. Кузне-
цова на тему «Революционный театр,
как арена классовой борьбы». Поль-
зуясь многочисленными источниками,
цитируя забытые, а подчас и вовсе
неизвестные документы, докладяик
развернул перед слушателями карти-
ну первых дней жизни советского те-
атра. П. Марков говорил об истори-
ческом значении студии как переход:
ной формы к подлинно профессиона-
льному, художественному — театру.
Народный артжт СССР Ю. Юрьев
прочитал главу из своих воспомина-
ний, посвященную первым встречам <
новым зрителем на заре жизни ‘совет-
ского государства. О зарождении со-
ветской театральной печати рассказал
М. Загорский. Народный артист рес-
публики Н. Озеров выступил с крат-
кими воспоминаниями о концертной
деятельности московских артистов в
первые годы советской власти.
	baa
*

На заключительном заседании
участники пленума с огромным
	воодушевлением приняли пиеьмо TO.
варищу И. В. Сталину.
ЛЕНИНГРАД. (По телефону).
		Дом звукозаписи

Дом  звукозап:
происходит весь
фонной пластинки.
проведено свыше
	Дневник искусств
		сказка
	Опера-
	На-лнях в Доме актера состоялозъь
первое исполнение оперы челябин-
ского композитора Михаила Черняка
— «Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях» (по Пушкину). Опе-
ру эту Черняк начал сочинять в лни
Отечественной войны, закончил в
прошлом году, и тогда же  перзый
акт оперы был се успехом исполнен
силами художественной  самодеяте-
льности Дома культуры Кировского
завода в Челябинской областн,

- Что и говорить, — после глинкин-
ского «Руслана», после «Салтана» и
«Золотого петушка» Римского-Корса-
кова писать оперу на пушкинский ска-
заочный сюжет — дело весьма трул-
ное. Может быть, этим и об’ ясняет-
ся, что замечательная сказка «О мерт-
вой царевне и о семи богатырях»
доныне не была использована компо-
зиторами в музыке (если не считать
оставшейся неизданной симфониче-
ской сюиты недавно скончавшегося
С. Добровольского). М. Черняк «от-
важился» написать оперу на этот
сюжет. Само собою разумеется, что
мы ни в какой мере не собираемся
сравнивать или сопоставлять «Сказ-
ку» М. Черняка с классическими ше-
деврами. Достаточно только отме-
тить, что в произведении Черняка
явно ощутимы влияния музыки Рим-
ского-Корсакова.
- Для своей «Сказки» композитор
избрал необычную оперную форму.
-Он ввел двух  гусляров-скоморохсв,
которые в течение всего спектакля
ведут повествование, поясняют про-
исходящее на сцене, и их музыкаль-
ный рассказ (целиком построенный на
пушкинском тексте) служит как бы
соединительным звеном между от-
- дельными картинами оперы. р
-. Хор в опере так же, как и гусля-
ры, «не вмешивается» в сценическое“
‚действие и используется композито-
„ром главным образом в эпически-ора-
ториалыном плане. Именно в этой
эпической, хоровой части оперы Чер-
няка наиболее ярко и плодотворно
. сказывается влияние русской музы-
кальной классики. Не прибегая к
фольклорным- цитатам, композитор с!

большим умением и чуткостью воссоз-
дает в своих хорах стиль и харак-
тер народных русских песен. Сва-
дебная песня в четвертой картине,
хоры «Не одна во лесу дорожень-
ка легла», сцена гусляров и фи-
нал первого действия, хоровые не-
сни «Темной ночки Елисей дождал-
ся в тоске своей», «Там за речкой
тихоструйной» должны быть от-
несены к лучшим музыкальным, страз
ницам «Сказки». М. Черняк пытается
подражать Римскому-Корсакову и в
обрисовке главных действующих лиц
оперы. Но это подражание недоста-
точно умелое, чисто внешнее и пото-
му мало выразительное;
	Ансамбль советской оперы, руко-
водимый К. Поповым, исполнил ов Ao
ру М. Черняка в целом очень хорошю..
Из исполнителей отметим прежде
всего прекрасную певицу и актригу
Ю. Прейс (злая царица), Т. Бондарь
(молодая царевна), А. Орфенова (ко-
ролевич Елисей), В. Шпаковского
(богатырь), Е. Гладкова и П. Дихно-
ва (гусляры). Превосхолно звучит.
хор под управлением С. Пэпова.
	. «Сказка о мертвой царевне» — Led.
вая опера М. Черняка. Это произве-
дение позволяет судить о бесспорной
талантливости молодого композито-
ра, но вместе с тем свидетельствует.
и о его техническом несовершенстве.
Ему надо много и упорно и
ся, овладевать композиторским мас.
терством, преодолевать черты диле-
тантизма, которые еще свойственны
ему и которые сказываются и в его
опере.
	Несмотря на отмеченные недостат-
ки, «Сказка о мертвой царевне» —
произведение интересное и привлека-
тельное. Опер для детей у нас сие
мало. Музыкальные театры могут с
успехом использовать оперу-сказку
«О мертвой царевне» М. Черняка для
детских спектаклей. Сказку Пушкина
ребята знают хоропю, и им будет ин-
тересно посмотреть и послушать ее
на оперной сцене.
	М. МАКСИМОВ.
	звукозаписи — это своеобразный комбинат, на котором
	весь производственный процесс создания граммо-
нки. За время существования советской звукозаписи
ние 14 тысяч записей, распространенных по всей стра-
	не в количестве 900 миллионов граммофонных пластинок.
	Дом звукозаписи в этом году проведет 1000 новых записей, по ко-
торым будут выпущены миллионы экземпляров граммофонных пла-
		В этом году впервые были записаны на граммофонные пластинки:
секстет Глинки в исполнении квартета им. Бетховена, Л. Оборина и
И. Гертовича, первая симфония Чайковского, квинтет Бородина, скри-
	пичный концерт А. Хачатуряна,
третий квартет Д. Шостаковича,
	«Русская увертюра» В. Шебалина,
прелюдии Д. Кабалевского, В бли-
	жайшее время будут записаны: пятая симфония С. Прокофьева, седь-
мая симфония Д. Шостаковича, «Шехеразада» Римского-Корсакова,
торжественная увертюра «1812 год» Чайковского и др. Кроме. того,
в течение 1947 года на граммофонные пластинки будут записаны от-
	спектаклей.
	На фото: В студии Дома звукозаписи. Запись на граммофонную
пластинку песни М. Блантера «Дубрава» на слова М. Исаковского в
исполнении М. Максаковой в сопровождении Государственного рус-
ского оркестра народных инструментов СССР под управлением
		замечательный музыкант
	Среди крупных произведений А. $Ф.
Гелике следует прежде всего отме:
	тить 3-ю симфонию, оперы «У пере-
воза» и «Макбет», монументальный
фортепианный квинтет C-dur. Из
	вокальных произведений Гедике за-
служенной популярностью пользуют-
ся его обработки русских народных
песен для голоса.

Как педагог, А, Ф. Гедике снискал
себе славу создателя школы камер-
ного ансамбля и органа. Его исполни-
тельская деятельность достаточно
известна широким кругам советского
народа. На протяжении многих лет
Гедике неустанно пропагандирует
органное искусство, и его органные
концерты всегда привлекают большое
количество слушателей.
	Орленевой
	Исполнилось семьдесят лет CO
дня рождения замечательного му-
зыканта и старейшего профессора
Московской консерватории — Алек-
сандра Федоровича Гедике.

А. Ф. Гедике родился в Москве, в
семье  потомственного музыканта.
Пятнадцати лет Гедике поступает в
Московскую консерваторию по клаз-
су фортепиано профессора Галли, за-
тем переходит к Пабсту, а после
смерти его завертнает свое музыкаль-
	‘ное образование у Сафонова. Консер-
	ваторию Гедике окончил с золотой
медалью.

За годы плодотворной творческой
деятельности Александром Федоро-
вичем написано большое количество
	Концерт Е
	произведений всех жанров.
	Интересный концерт
	национальному еврейскому мелосу.
Эти черты нашли свое отражение в
квинтете (С-4иг), написанном с под-
линной драматической силой и вырз-
зительностью.

Музыка квинтета отмечена  боль-
шой искренностью, страстной патетч-
кой. Чрезвычайно интересна инстру-
ментовка, достигающая порой орке-
стровых звучностей, богата гармони-
	ческая палитра, своеобразна и остра
	ритмика. Но при всей содержательно-
CTH и поэтичности музыка квинтета
оставляет ощущение мрака и холол-
ного одиночества. Гневная скорбь и
трагические переживания слышатся в
напряженных кульминациях первой и
третьей частей.

Впервые исполняемое в Москве
трио (=-тоП) французского компози-
тора Эрнеста Шоссона, автора шиоо-
ко известной у нас поэмы для скоин-
ки с оркестром, является ценным
обогашением нашего камерного  ре-
пертуара. Созданное в восьмилеся-
тых годах прошлого столетия, это
трио отличается непосредственной
эмоциональной увлекательностью,
романтической взволнованностью
речи. Я. Зак, Д. Цыганов и С. Шя-
ринский своим темпераментным ис-
полнением превосходно  перепали
тонкий лиризм и поэтичность этой
музыки.

Содержательный концерт  закон-
чился исполнением фортепианного
квинтета JI. Шостаковича. Одухот-
воренный философский лиризм выс-
казывания, огромное богатство и глу.
бина мысли, красота и оригиналь-
ность музыкальных образов, исклю-
чительное мастерство формы и ин-
	струментовки завоевали всемирную
славу этому замечательному произ-
ведению советской камерной музыки.

Участие автора придало особую
значительность и праздничный блеск
поистине вдохновенному исполнению.
	>
		14 марта в Малом зале консервато-
рии состоялся вечер камерной музы-
ки, организованный Московской фи-
‚лармонией и вызвавший большой ин-
‚терес нашей музыкальной обществен-
ности. В программе концелта были
представлены сочинения Шостакови-
ча, Шоссона, Блоха и Бакса.

.. В концерте приняли участие Д.
„Шостакович, Я. Зак и квартет им.
Бетховена.

„’” Арнольд Бакс принадлежит к числу
‚виднейших композиторов  современ-
ной Англии. В числе его произведе-
ний—семь симфоний, два балета, не-
сколько концертов и множество ка-
мерных сочинений. В годы войны
Баксом написана ода для оркестра
и хора «К России», посвященная
победам Советской Армии.
-.Исполненный в концерте первый
квартет (С-диг) написан Баксом око-
ло тридцати лет назад:и не может,
конечно, в достаточной мере поед-
ставлять лицо современной англий-
ской камерной музыки. В тематизме
квартета ‘и в методах организации
звукового материала с очевидностью
сказываются многие влияния. Как из-
вестно, на формирование творчества
Бакса большое влияние оказала рус-
ская музыка и особенно Римский-
Корсаков. Сочинение это обрадовало
нас молодым темпераментом и кон-
структивной ясностью. Приятна му-
зыка зторой лирической части, © ее
выразительной песенностью, запоми-
наются танцовальные образы фл:
нального рондо, мелодические зерна
которого связаны < ирландоким и
русским музыкальным фольклором.

Большой успех выпал на долю фор-
тепианного квинтета Эрнста Блоха, в
	исполнении которого принял участие
пианист Яков Зак.

Э. Блох—уроженец Швейцарии. С
1916 г. он поселился в США, заняз
видное место среди  американ-
ских композиторов. Гворчество Бло-
ха. своими истоками  восхопит к
		С самого начала Великой Отечест-
венной войны исполнительница рус-
ских народных песен Е. Орленева
находилась на фронтах. Ее песни зва-
ли советских воинов в бой за свобо-
ду и независимость своей Родины.
Во время одного из таких концертов
артистка была тяжело ранена оскол-
  KOM снаряда, но сразу же после изле-
чения вновь возвратилась на фронт и
продолжала выступать перед бойца-
ми и офицерами.

Правительство высоко оценило
самоотверженную деятельность Е. Ор-
леневой, наградив ее орденом Отече-
ственной войны.

На-днях в Центральном доме ра-

ботников искусств состоялся вечер
русской народной песни Е. Орлене-
вой. Это было первое выступление
артистки после возвращения с фрочта
и перенесенной ею тяжелой болезни.
	В обширной программе концерта
были песни, музыку к которым сочи-
нила cama Е. Орленева: «Смерть
партизана» (на слова Джека Алтаузе-
на) и «Казачья партизанская» (на
слова С. Михалкова).
	Концерт Е. Орленевой показал вы-
сокое исполнительское мастерство и
музыкальную культуру артистки, све:
жесть и чистоту прекрасно постав-
ленного голоса, глубокое понимание
русской народной песенной лирики.

Заслуженный деятель искусств
Латвийской ССР Г. Круглов за
работой над моделью вазы к
30-летию Советского государства,

Фото Б. Федосеева,

$®х®

ВЫСТАВКА
ДЕТСКОГО
РИСУНКА

ЦК ВЛКСМ, Комитет по делам
искусств при Совете Министров
СССР, Министеретво просвещения
РСФСР и ВЦСПХ организуют вто:
рую всесоюзную выставку детского
рисунка.

На выставке, которая откроется в
Москве в ноябре 1947 года, будет эк-
спонировано творчество детей с 6 до
15-летнего возраста— рисунок, лепка,
‚ резьба по дереву и т. д.
	Создан оргкомитет выставки, в ко-
торый вошли И. Анисимов (предсе-
Ддатель), И. Кондаков ‘Министерство
просвещения РСФСР), Е. Шульга
(ВЦСПС), К. Воронков (ЦК ВЛКСМ),
IT, Сысоев, С. Маршак, С. Герасимов,
В. Мухина, Кукрыниксы, В. Лебе-
дев и другие.
	Во всех областях, краях и респуб-
ликах в течение мая — июля состо-
ятся выставки и смотры изобразите-
льного искусства детей, где будут
отобраны лучшие работы для всесо-
юзной выставки.
	ПЛЕНУМ СО
	От специального. корреспондента
«Советского искусства»
		УСПЕХ СОВЕТСКИХ ХУД

ОЖНИНОВ В

ВЕНЕ
	Как уже сообщалось в нашей газе-
те, открывшаяся 21 февраля в одном
из лучших зданий Вены—в Музее
прикладного искусства — выставка
произведений советских художников
А. Герасимова, С. Герасимова, А. Дей-
нека и А. Пластова пользуется боль-
шим успехом.

Венская печать, поместила много
статей и заметок, посвященных вы-
ставке и художникам - экспонентам.
Радиостанция провела специальную
передачу. К открытию выставки были
изданы специальный номер фотогазе-
ты тиражом в 10*+тысяч экземпляров,
специальное иллюстрированное при-
ложение к газете, каталог на немецком
и русском языках и художественный
плакат-афирта.
	Все ежедневные газеты Вены or-  ;
	вликнулись на открытие выставки ста-
тьями. Пресса отмечает высокое мз-
стерство советских живописцев, прзв-
дивость их творчества и доходчивость
советской живописи. Газета «Арбей-
тер Цейтунг», центральный орган <о-
циалистической партии, выделяет
	Обсуждение выставки
	На-днях художественная секция
ВОКС организовала в помещении
московского Союза советских худо-
жников просмотр экспонатов англий-
ской графики — гравюр, плакатов и
репродукций < произведений живопи-
си, присланных художественным от-
делом Британского совета. На засе-
	дании секции ВОКС состоялось 06-
суждение выставки.
	Бступательный доклад сделал
проф. А. Сидоров, приветствовавший
этот новый шаг к установлению более
близкого взаимопонимания между де-
ятелями советской и английской
культуры. Подробно остановившись
на экспонатах, проф. Сидоров отме-
тил, что выставка, к сожалению, не
дает полного представления об анг.
	лийском искусстве.
	При высоком техническом мастер-
стве представленные на выставке
произведения современных  англий-
ских графиков удивляют советского
зрителя отсутствием в них эмоца-
нального напряжения, — они не от-
ражают событий наших дней. Есть.
	  работы Александра Герасимова, как
«наиболее даровитого из четырех ху-
` дожников.. Свободным полетом фан-
`тазии в эскизах костюмов и декораций
  к опере «Тарас Бульба» художник до-
 стигает наибольшего эффекта».
	  Посетители также отмечают инте:
`ресно и красиво сделанные экспозн-
‘ции выставки. По нынешним венским
iy. условиям и в сравнении с посещаемо-
‘стью других австрийских и иностран-
‘ных выставок, посещаемость настоя-
‘щей выставки следует считать очень
  высокой.
	  В другом крыле того же здания, где
‚ развернута выставка советских худож-
ников, открыта выставка французской
живописи-—Монэ, Ренуара, Матисса,
Пикассо и других. По заявлению мно-
  THX австрийцев, советская выставка

значительнее и интереснее. Выставка
  советских художников превратилась в
 большюе событие в культурной

жизни Вены, способствующее укреп-

лению дружбы австрийского народа с
‚ народами СССР.

английских графиков
	правда, произведения, характеризую-
щие внимание и симпатию к челове-
ку, но они единичны. Не случайно
поэтому почти полное отсутствие на
выставке портрета.
	Ряд интересных замечаний сделал
художник Е. Кибрик.

Выступивший затем художник А.
Гончаров остановилоя на блестящей
технике английских графиков, одно-
временно отметив недостаточную вы-
разительность их произведений. Об-
яснение этого следует искать, повн-
димому, в отсутствии ясного и непо-
средетвенного видения мира, которсе
было столь характерно для больших
английских мастеров прошлого.
	Участники обсуждения благодарн-
ли устроителей выставки, позволиз-
шей советским художникам  ознако-
миться с искусством дружественно-
го нам народа Англии.

В заключительном слове презилент
секции народный художник СССР
А. Герасимов подвел итоги обсужде-
ния.
	Эстрада пля детей
	Советские ребята не очень избало-
ваны частыми эстрадными премьеря-
ми. Поэтому особого внимания за-
служивает инициатива группы артис-
тов, целиком посвятивших свои твор-
ческие интересы эстраде для детей
и утверждающих новые формы этого
жанра. Об’единенные детским секто-
ром. Центрального дома работников
искусств СССР, они создали сцена-
рий эстрадного представления под
названием «Ребятам о зверятах». В
этом представлении, разнообразном и
увлекательном, построенном главчым
образом Ha фольклорных материалах,
педагогические и воспитательные за-
пачи решаются в подлинно-художест-
венной форме.

Артистка 3. Бакарева, играющая
роль пионерки Зины, читает по ходу
действия рассказ Максима Горького
«Воробъишко»—юо желторотом птенце
Пудике, которого чуть было не села
рыжая кошка, потому что он не верил
маме-воробъихе и не слушался ее.
	В театре Петрушки (артистка Л.
Волкова) детвора видит плохо восли-
танного мальчика, который на собст-
венном «жизненном опыте» убеждает-
ся в том, как важно быть вежливым.

Значительное место уделено в нп-
вой программе хореопантомиме на
темы русеких сказок — «Лиса и жу-
равль», «Кот, лиса и петух» и др.
Они поставлены М. Воронько со вку-
сом и выдумкой, в традициях ориги-
	нального жанра подлинной эстралы
(исполнительницы — Л. Алексеева,
М. Воронько и В. Волховская).

Интересно подобран репертуар У
певицы В. Исаевой, особенно нравят-
ся ребятам песни «Медвежонок» и
«Фотограф в зоопарке».

Вел программу Иван Иванович Не-
унывающий. Дети быстро. узнали в
этом добродушном дедушке  сво-
его. старого любимца — артиста
С. Преображенского, ежегодно вы-
ступающего на елке Дома союзов в
обличии «Деда Мороза». Преобра-
женский отлично разговаривает c
детьми, без слащавости и «скидок»
на возраст. В его конферансе среди’
шуток и реприз есть и поучительные
момекты и сценки. Он, нанример, жу-
рит и высмеивает свою внучку, пере-
сыпающую речь такими словечками,
как «буза», «притопали», «айда» и
т. д. В заключение маленькие зрители
охотно дают конферансье-дедушке
обещание подобных слов не говорить:

Эстрада для детей — ровесница
Октября. Вместе с другими жанрами
искусств она призвана воспитывать.
полноценных советских людей, гоаж-
дан своей родины. В этом смысле но-
вая эстрадная программа для детей,
показанная на утреннике в Централь-
ном доме работников искусств, пред-
ставляется нам Достаточно интерес-
HOH, содержательной и полезной.

Виктор ЭРМАНС.
	1х». ‘Лиса —
Фото Е. Явно.
	обсуждены некоторые постановки мо-
CKOBCKHX H ленинградских театров.

В прениях приняли участие С. Ми-
хоэлс, Н. Коварский, Б. Чирсков,
М. Блейман, М. Морозов, Г. Бояджи-
ев, В: Сурков, Е, а И. Крути
и другие.
	После содоклада заместителя пред-
‹седателя ВТО 3. Дальцева пленум
утвердил отчет и план на 1947 год. В
плане предусматривается решитель-
ный поворот ВТО к театральной жиз-
ни периферии. Намечен созыв област-
ных и республиканских творческих
сессий, посвященных 30-летию совет-
ского театра. Готовятся сборники ма-
териалов о крупнейших мастерах пери-
ферийной сцены, творчески сформи-
ровавшихся в годы советской власти.
Будет организован смотр лучших
спектаклей советской драматургин,
подготовленных и выпущенных в 1947
году.
	Совет ВТО декларирует как свою
первейшую, непосредственную обя-
занность всемерное содействие 9a-
ботникам советского театра в CO3Aa-
HHH высокохудожественных произве-
	дении сценического искусства, по-
					Редакционная коллегия:
		А. НОВОГРУДСКИЙ, А. СОЛОДОВНИКОВ.
	(отв. редактор), А. ГЕРАСИМОВ, С. ГЕРАСИМОВ,
1 Д. КАБАЛЕВСКИЙ А MOPJBHHOB,
	Ю. ЗАВАДСКИЙ, —Д.
	PQVOCOOOOOOOO OOOO OOOO.OOOOOOOOOOOOOOOOQOOODOOOOOO00F
	ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ИМ. А, В. ЛУНАЧАРСКОГО
		а замещение вакантных должностей ДОЦЕНТОВ кафелры техники речи

49 полезтдеь
	в конкурсе, должны предлетавять В
	отдельных лиц с научной и общественной
	ре — до =9 апреля 1947 г, Адрес инети-
x. 4, Tex, K 3-90-71.

(2 должности).

Лина, желающие принять участие
институт слелующие документы:
	1. Браткое жизнеописание,
9 Wun anernw na