YCCTB

О -
		В КАЗАХСКОМ _
АТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ
	щику спектакля и всему актерскому
коллективу. Напряженной и настой-
чивой работой они преодолели стояв-
шие перед ними трудности и покавз-
ли казахскому зрителю  хорошич
спектакль. .

Роль командующего фронтом гене-
рал-полковника Муравьева была по-
ручена двум исполнителям—К. Бады-
рову и Ш. Айманову. Последний од-
новременно работал над образом ге-
нерал-лейтенанта Кривенко. В трак-
товке Бадырова генерал Муравьев—
умный, проницательный военачальник
и волевой, сдержанный человек.
Ш. Айманов, находясь в основном
в пределах того же режиссерско-
го рисунка роли, делает акцент на
личной драме Муравьева, что
несколько снижает значительность
этого образа. С болышим темперамеч-
том играет Айманов роль генерала
Кривенко, полностью отвечающую
творческим возможностям этого вк-
тера. К сожалению, Айманов не всег-
да сохраняет чувство меры, и его ко-
мандарм временами напоминает мо.
лодого офицера.

К. Куанышбаев удачно провел
трудную роль Виноградова. Благо-
родный облик старого генерала Пан-
телеева рисует Е. Умурзаков. Пере-
чень актерских удач спектакля будет
не полон без упоминания Х, Букее-
вой в роли Лизы, а также С. Тельга-
раева в роли Минутки, хотя можно и
не согласиться < его неожиданной
трактовкой образа лихого шофера в
несколько меланхолических тонах.

Оформление спектакля (художник
Э. Чарномский}) в основном удачно
воспроизводит обстановку действия.

«Победители» — болыная творче-
ская удача Казахского Академиче-
ского театра драмы. Но этот спек-
такль—лишь первый шаг на путя
творческой перестройки театра. Ус-
пех этой перестройки зависит пе
только от театра, но и от казахских
драматургов. _

Союз советских писателей Казах-
стана должен направить свое внима-
	ние на создание высокоидеиных
драматических произведений, по-
священных сегодняшнему дню
	Казахской ССР. Необходимо прив-
лечь к драматургическому творчест-
ву новые силы. Следует возможчо
скорее организовать при союзе сек-
цию драматургов и сосредоточить в
  ней работу с молодыми кадрами.

Со своей стороны театру нужно по-
думать о создании широкого авто?-
ского актива и усилить работу по соз-
данию национальных пьес на совре-
менном материале. И, конечно, поста-
новкой «Победителей» нельзя огра-
ничить показ произведений русской
советской драматургии на сцене ка-
захского театра. .

„Успех дальнейшего развития Te-
атра во многом зависит и от закре-
пления режиссерских кадров. Теаго
должен смелее выдвигать лучших
своих актеров на режиссерскую рабо-
‘ту. Кое-какие шаги в этом направле-
нии делаются, во. они еще далеко не-
достаточны.

У рожденного. советской властью
театра Казахстана—все возможности
для идейно-творческого роста. Эти
возможности должны быть использо-

ваны полностью.
	ip ХИГЕРОВИЧ.

—
	высоких по своему уровню культур
нзродов нашей страны. Русская куль-
тура, которая, как известно, играла в
период  домонгольского нашествия
весьма крупную и значительную меж-
дународную роль, не получила здесь
должной оценки, если не считать от-
‚ дельных упоминаний, сделанных ав-
  тором вскользь И Мимоходом.
	Вся замечательная культура Киев-
ской Руси ХГ века, культура средне-
вековой Армении и Грузии, создавшая
свое яркое, богатое и высоко оригн-
нальное искусство, рассматривается
Грубером, лишь как результат куль-
турного влияния Византии. В книге
ничего не сказано © самостоятель-
HOM вкладе этих стран в развитие
мировой художественной культуры
и об их воздействии хотя бы на ис-
кусство той же самой Византии.
	Не лучше обстоит дело и в отно-
шении  западнославянских народов.
Характеристике чешской и польской
музыкальных культур отведено лишь
несколько страниц в главе «Ars nova
во Франции» из второй части, под
рубрикой «Распространение Ars
поуа за пределамн Франции». Куль-
тура этих стран рассматривается не в
качестве самостоятельной националь-
ной культуры, а лишь под углом spe-
ния иноземных влияний. При этом
речь идет не столько о франпузских,
сколько о немецких влияниях ва чеш-
скую музыку. Здесь, по сути дела,
воспроизводится концепция немецких
реакционно-националистических исто-
риков, ‹ включающих все развитие
чешской культуры в сферу «духовно-
го господства» Германии. Между тем
вполне доказано, что именно Чехия
являлась в разные исторические эпо-
хи очагом зарождения новых музы-
кальных течений, которые получали
	затем распространение в различных
странах Западной Европы, в том чи-
сле и в Германии.

Умаление роли славянских стран в
развитни европейской музыкальной
культуры приводит автора в первых
двух выпусках к выводам, искажаю-
щим общеисторическую роль  славян-
ских народов в выработке общеевро-
пейских форм музыкального искусст-
ва.

Работа Грубера страдает извест-
ным схематизмом и чрезмерной пря-
молинейностью в установлении зави-
симости форм музыкального .искусст-
Ba от социально-экономического ба-
зиса, Утверждая, что одинаковая сту-
пень общественного развития всегда
< неизбежностью вызывает появление
	Лва юбиляра
	Дворик.
	Художник И. Павлов.
	художественная общественность
столицы тепло отметила 75-летие со
дня рождения двух замечательных
русских художников — ветерана .со-
ветской гравюры на линолеуме’ на-
родного художника РСФСР И. Н.
Павлоза и старейшего мастера пейза-
жа, народного художника БССР,
академика живописи В. К. Бялыниц-
ксго-Бирули.

С именем каждого из этих хулож-
ников связана яркая и содержатель-
ная глава истории нашего искусства.
Оба эти мастера в своем искусстве
воспевают красоту родной земли, ее
леса и поля, ее города и села,
	В.  Бялыницкий-Бируля — певец
русской весны, просыпающейся после
долгой зимы северной природы. Это
выдающийся советский мастер ли-
рического пейзажа. Продолжая тра-
динции левитановского пейзажа, Бя-
лыницкий-Бируля не стал ни полдра-
жателем, ни эпигоном: он нашел свою
тему в русской природе и нашел
ее в те трудные для русского искус-
ства годы, когда пышным цветом
цвели символизм и декадентство раз-
ных мастей, В пейзажах В. Бялыни-

_ цюого-Бирули — жизнеутверждающая
сила, глубокое восхищение родной
природой. Они написаны приглушев-
ными, смягченными дымкой утрен-
него тумана или сумерками вечера
красками, но в них нет ни тоски, вн
уныния. Выбирая определенные со-
стояния природы, отдельные  MO-
менты ее бытия, он насыщает свои
картины чувством искренней и горя:
чей любзи к родной земле, расцвета-
ющей в утро года.

Живописца вдохновляют наступле-
ние весны («Лед прошел», «Послед-
ний снег», «Начало® весны»), тихие
вечера и сумерки, утренние туманы,
небольшие речушки, скинувшие оковы
льда, первые робкие проблески моло-
лой зелени, первые весенние цветы
(«Зеленая весна», «Зацвела калужни-
ца»). Пишет Бялыницкий- Бируля и
раннюю осень, с ее первыми примета-
ми («Осенний румянец», «Журавли-
ные дни» и др). Осенние пейзажи как
бы дополняют весенний цикл: © мо-
тивами пробуждения перекликаются
мотивы отдыха, успокоения.
	Он не любит бурных состояний
„природы, ярких ее красот, контрас-
тов. Природа у него сдержанна и це-
ломудренна и вместе с тем полна 50-
гатой, внутренней жизни. В каждом
пейзаже живописца запечатлено оп-
ределенное, неповторимо - особенное
состояние природы. Его пейзажи
полны настроения, тонкого ощущения
национального характера русской
природы.

Бялыницкий-Бируля, своими первы-
‚ми выступлениями связанный еше с
передвижниками, в советскую эпоху
создает свои лучшие произведения,
как бы переживая вторую молодость.

Художник большой  любознатель-
ности, он стремится все время рас-
ширять свои познания о родной зем-
ле, об ее изменяющемся облике.
Большевики начинают освоение Ce-
веза, и Бялыницкий-Бируля едет за.
.`Полярный круг и создает волнуюшую
сюиту северных пейзажей; начинается
колхозное и совхозное строительство
—художник посещает ‹ крупнейшие
_ колхозы и совхозы страны, опытные
станции и посвящает им свои произ-
ведения. Быляницкий-Бируля побывал
‚во многих уголках нашей необ’ятной

родины, .

Особый раздел: в творчестве худо-
жника составляют пейзажные циклы,
места, связанные с жизнью и деяте-
льностью замечательных людей на-
шей страны. Большая сюита посзя-
пгена ленинским местам — леничс-
кие «Горки», «Симбирск». Пейзажи
«Гори» посвящены родине  товариша
Сталина Можно назвать также пей-

ПРАМ
	Постановка «Молодой гвардии» в
Московском театре драмы принадле-
жит к тем явлениям ^ сцениче-
ского искусства, в которых все ком-
поненты спектакля и все внутренние
силы, его образующие, естественно
и органично слиты в единое целое. По-
этому чрезвычайно трудно прозести в
этом спектакле грань между работой
режиссера и художника, расчленить
композицию спектакля, выделить то,
что обозначается сухим и невырази-
тельным термином «оформление».

Термин этот лишен всякого смыс-
ла, когда речь идет об инсценировке
«Молодой гвардии», как ее осущест-
вил Н. Охлопков. Правильнее го-
ворить 0б изобразительном  язы-
ке этого спектакля, где разные
приемы художественного претворения
темы, даже разные виды искусства
подчинены единой, всепоглощающей
идее яркого, возвышенного выраже-
ния жизни, великой героической тра-
гедии, совершившейся в Краснодоне.
	Каждый из этих принципов и прие-
мов, как, например, использование? те-
невого экрана на театральной сцене,
взятый отдельно, не так уж нов. Но
все они в совокупности так возвы-
шены внутренним замыслом драмы
и так монументализированы режиссе-
ром и художником, что воспринима-
ются всвоем новом качестве как бы
во всей своей первозданной свежести.
С первого акта вступают в действие
все декоративные элементы, которые
затем будут дополнять и усиливать
друг друга, взаимодействуя и разви-
ваясь < тем, чтобы зазвучать мош-
ным аккордом в финале. Так в увер-
тюре оперы уже бывают заключены
основные темы, которые найдут се-
бе полное раскрытие в дальнейшем...

На авансцене, у зеркальной реки,
над пышво распустившейся белой ли-
лией свесила голову девушка. Где-то
там, за ее спиной, трепещут тени
деревьев и лежит огромное знамя, по-
добное языку алого пламени. Потом
оно встрепенется и подымется ввысь,
чтобы в конце первого действия опу-
ститься и закрыть своей сенью толпу
молодежи, вступающей в неравную
борьбу с немецким нашествием.

Реализм, возвышенный романтикой,
определяет весь стиль спектакля,
причем изобразительные особенности
играют в вем важнейшую роль. Ха-
рактерно для всего построения спек-
такля, что напряжение, в котором
театр держит зрителя, кривая «тем-
пературы» спектакля нарастает по
мере развития драмы и достигает
вершины в финале, в последней кар-
тине, венчающей весь замысел. Упо-
требляя старый термин, можно ска-
зать, что последний акт завершается
апофеозом  героев, осененных побед-
ным красным знаменем, и зритель
уходит с глубоким ощущением гордо-
сти за чистую, смелую нашу моло-
дежь, с верой в бессмертие ее подви-
га во имя сопиалистической Родины.
	Сочетание интимности и эпической
широты составляет драгоценное каче-
	ство этого спектакля, особенность
его декоративного «оформления».
Системой маленьких плошалок. на
	которых совершается основное деий-
ствие, художник и режиссер добива-
  ются непрерывного развития темы,
усиливают у зрителя ощущевие тре-
воги за судьбы героев н сохраняют
вместе с тем интимную близость зри-
телей и актеров.

Актер стоит на авансцене, освещен-
ный лучом прожектора, и все, чем он
живет и дышит, каждое его движе-
ние обнажены перед зрителем. Это—-
главное. Молодое деревцо и скамей-
кав сцене, где об’ясняются Ваня Зем-
нухов и Клава, — необходимая и со-
вершенно достаточная бытовая деталь
для того, чтобы не проронить в их
диалоге ни одного слова, ни одного
оттенка чувств.

С помощью экрана и умелого pac-
положения света и тени, а также
мощным изобразительным символом
—алым знаменем — режиссер и ху-
дожник живописуют тот большой
мир, образ Родины, во имя которой
страдают и борются советские люди
 на земле, оккупированной врагом.
Алое полотнище во всю сцену, суро-
ВЫЙ пейзаж Донбасса, как гигантская
‚тень спроецированный на экране, —
весь этот лапидарный и монументаль-

ный изобразительный язык спектакля
не только не мешает зрителю услы-
‚шать ту лирическую музыку пьесы,
которая заключается в людях удиви-
тельной душевной чистоты, сердечно-
сти и благородства, но, как и ком-
‘ментарии и лирические отступления в
camom романе, усиливают эту музыку,
‘подчеркивают ее героическое начало.

одних и тех же видов искусства, ав-
тор упрощает реальное многообразие
идеологических процессов. Путь рас-
суждения «от обратного» приводит
Р. Грубера к ошибочному утвержде-
Вию, что наличие сходных черг в ис-
кусстве различных эпох и народов
свидетельствует 06 обязательном
сходстве форм общественной жизни.

Ошибочные положения работы Р.
Грубера в известной мере, отражают
общие болезни роста советского ис-
торического музыкознания на опре-
деленном этапе его развития. В ряде
довоенных трудов советских музыко-
ведов мы встречаемся с недооценкой
всемирно-исторической роли русской
музыкальной культуры и почти пол-
ным забвением и игнорированием му-
зыкального искусства славянских на-
родов. Русскому музыкальному сред-
невековью в работах общего типа,
как правило, отводилось чрезвычайно
незначительное место, и характери-
стика его была до крайности скудной.
В некоторых же специальных иссле-
дованиях по истории русской музыки
Проводилась вредная концепция, <о-
гласно которой ссновным и решаю-
щим фактором культурного  про-
гресса в России было влияние Запад-
ной Европы.

Между тем в трудах выдающихся
русских музыковедов ХХ века (Одо-
евского, Серова, Стасова, Сокальско-
го), в новейших работах советских”
музыковедов накоплен значительный.
научный материал. дающий основу
для разработки новой музыкально-ис-
торической концепции, подлинно-на-
учной, свободной от той ограниченно-
сти и узости, которая характерна для
многих трудов западноевропейских
ученых.

Обсуждение труда проф. Грубера
явилось первой послевоенной широ-
кой музыковедческой дискуссией. Она
вызвала постанозку целого ряда ост-
рых и назревших проблем, имеющих
принципиальное значение для всего
музыкально-исторического фронта.
Возросшие потребности созетского
народа требуют хороших книг по нс-
тории музыки, в которых должна по-
лучить Научное маркоистско-ленин-
ское освещение история развития
музыкального искусства всех стран
и особенно выдающиеся явления на-
шего национального музыкального
прошлого. Таких книг у нас еще
очень мало. и в этом отношении со-
ветские историки музыки в долгу пе-
ред нашим народом.
	Ю. КЕЛДЫШ
	Казахский драматический театр,
организованный в 1925 году, —
один из самых молодых театров
Советского Союза. От первых спек-
Таклей этого театра, когда акте-
ры, по существу, не играли, а. лишь
«рассказывали» свою роль зрителю;
до современных постановок—огром-
ная дистанция. Сейчас трудно пред-
ставить себе, что такие высококвали-
фицированные и талантливые актеры,
как Калибек Куанышбаев, Серке Ко-
жамкулов, Елеубай Умурзаков, Капан
Бадыров и другие, пришли в казах-
ский театр в момент его возникнове-
ния  неопытными любителями,

За время своего сушествования ка.
захский драматический театр, ныне
Казахский Академический театр дра-
мы, поставил свыше 150 пьес, позна-
комив многотысячную аудиторию <о
многими произведениями русской и
мировой драматургии. В репертуаре
театра были «Ревизор», «Женитьба»,
«На дне», «Отелло» и лучшие созет-
ские пьесы: «Любовь Яровая», «Мой
друг», «Человек с ружьем» и др.
Одновременно казахский театр ставит
произведения молодей национальной
драматургии—пьесы = героико-эпиче-
ского и бытового жанров.

До последнего времени в казах-
ской драматургии было чрезмерное
увлечение историческими темами.

Казахскими драматургами было
создано всего несколько опер и пьес
на современные темы: «Гвардия че-
сти» А. Абишева и М. Ауэзова,
«Сын Сагата» М. Ауэзова, «Кнаптан
клыш» Г. Мусрепова и М. Ауэзова.
Такие советские пьесы военного ипе-
риода, как «Русские люди» и «Фронт»,
не были поставлены на казахской
сцене. До сих пор не увидели света
рампы пьесы, переведенные уже на
казахский язык: «Глубокая развед-
ка», «Офицер флота», «Старые
друзья», «За тех, кто в море!».

После опубликования  постановле-
ния ЦК ВКП(б) «О репертуаре дра-
матических театров и мерах по его
улучшению» на афише Академиче-
ского театра осталось пять назва-
ний: «Козы Кормеш и, Баян Слу»,
«Кара Кипчак Кобланды», «Алдар
Косе», «Ахан Сере-Актокты» и «Укро-
щение строптивой». Первые четыве
пьесы принадлежат перу националь-
ных драматургов и посвящены прош-
лому казахского народа.

Первым откликом на  постанов-
ление ЦК ВКП(б) была постановка
пьесы Б. Чирскова «Победители»,
премьера которой состоялась в фев-
рале 1947 гола.

Постановщик спектакля Г. Тов-
стоногов решил основную коллизию
пьесы, как борьбу двух систем воен-
ного мышления, двух стратегических
планов: авантюрного, шаблонного--
немецкого и творческого, новаторско-
го плана советского командования,
реализация которого привела к пол-
вому разгрому врага.

Показ на сцене казахского ‘театра
образов полководцев сталинской шко-
лы, психологическое раскрытие их
характеров поставили перед актерами
казахского театра задачи, подобные
которым им до этого решать не при-
ходилось. От несложных  характе-
ров «фольклорных» пьес нужно было
перейти к многоплановым образам
«Победителей».

Нужно отдать должное  постаноз-
		Оскиз художника В. Рындина к спектаклю «Молодая гвардия»
в Московском театре драмы. — Финал,
$ <
		«болыших социальных мыслей Ш ге:
роических эмоций» — показан я Теа.
тре драмы как монументальный re
роический спектакль. И музыка, в
свет, и все особенности и детали
оформления составляют ту эмощио:
нальную среду, тот колорит, кофорый
заставляет нас воспринимать повесть
о жизни, борьбе и гибели краснодон-
цев как революционно-романтическую
поэму. Роман Фадеева дает к тому
все освования.
	Финал романа потрясающе скорб-
ный. Тяжело уйти из театра, унося ¢
собой страшный образ мучений моло-
дежи, ее пыток и гибели. Но Н. Охлоп-
ков и В. Рындин заканчивают спек-
такль с удивительным чувством меры;
Финал осуществлен так, что зритель,
осушив слезы, остается захваченным
волнующим образом  молодогвардей-
цев, которые, сомкнувшись вместе,
образуют как бы скульптурную груп-
пу, исполненную бурного движения.

Работа Московского театра драмы
над изобразительным воплощением
романа А. Фадеева «Молодая гвар-
дия» поднимает ряд вопросов, имею-
щих большое значение не только для
театра, Но и для изобразительного
искусства. И прежде всего потому,
что, решая коренные жизненные про:
блемы, он утверждает в яркой образ:
ной форме глубокую связь социали-
стического реализма и романтическо-
	10,  жизнеутверждающего MAPOROS:
зрения.
Постановку Н. Охлопкова cnenyer
	пзузать, но не следует слепо подоз-
жать ей или выхватывать и перзно-
сить на другие сцены отдельные эле-
менты этого синтетического по сво-
ему духу спектакля. Вопрос этот да-
леко не праздный, если принять во
внимание, что около 50 периферийных
	театров, а также Театр им. Е. Вахтан-
	гова в Москве ставят инсценировку
романа Фадеева в ином литературном
варианте ‘пьеса Г. Гракова), который,
конечно, потребует и своеобразной
композиции спектакля и каких-то Но-
вых средств оформления, a

Трудно заранее предугадать, ка:
кой характер примут искания раз-
ных художников в разных театрах,
Важно, чтобы театральные художни-
ки все свои усилия направляли ‘на
раскрытие идейной сущности пьесы и
её поэтического: звучания: ~~! -

Для того, чтобы обрести образный
поэтический язык для выражения бо-
гатого социального содержания пье-
сы, художникам вовсе не обязательно
прибегать к символическим атрибутам
или к условным обозначениям места
действия посредством даталей, как
это сделано в Московском театое
драмы.

Художник может с успехом стро-
ить «честные» интерьеры и писать
живописные пейзажи Донбасса (кста:
ти, пьеса Г. Гракова изобилует автор-
скими ремарками относительно пейза-
жей). Однако счень важно, чтобы
пейзажи на театре не были самодо-
влеющими картинами природы, раз-
влекающими зрителя.

Не столь существенно, будет ли
художник театра писать пейзажи в
цвете или он ограничится теневыми
изображениями; важно, чтобы в них
развивалась центральная тема спек-
такля — тема о Родине — и чтобы
все эти пейзажи воспринимались в
тесной связи с развитием действия,
со всем стилем спектакля.

Н. Охлопков и В. Рындин избегли
скучного, бескрылого бытовизма, ко-
торым грешат в последнее время мно-
гие художники театра. Они добились
этого, подойдя к проблеме построе-
ния интерьера творчески. Могут
быть многообразные и притом прин-
ципиально иные решения этой проб-
лемы. Но все они должны быть под-
чинены одной и той же цели — воз-
можно более глубокому и эмоцио-
нальному раскрытию содержания
спектакля. :

Ведь театральный художник — He
просто декоратор в узком смысле сло-
ва; он, как и режиссер, — деятель иде-
ологического фронта, от него в значи-
тельной степени зависит идейно-худо-
жественное качество спектакля. В
своем творчестве он должен исхо-
дить непосредственно от жизни, 0<-
вещенной великими идеалами комму-
	‚оизма, в которых почерпнули силы H
	бессмертие дорогие нам юноши и. де
вушки Краснодона.
	Наталья СОКОЛОВА.
	t

В некоторых статьях, посвященных
спектаклю «Молодая гвардия» в
Театре драмы, Н. Охлопкова и В.
Рындина упрекают в плакатности
применяемых ими изобразительных
средств, в однообразии и аскетично-
сти сценического оформления, в от-
сутствии полутонов. Мне представля-
ются эти упреки недостаточно обос-
нованными. Можно ли говорить об од-
нообразии, когда.у зрителя дух зах-
ватывает от множественности впечат-
лений — при единстве целого, от рез-
ких контрастов светоносного алого
знамени и фантастической игры теней,
не говоря уже о всем многогранном
внутреннем богатстве образов инсце-
нировки.

Все декоративные приемы, приме-
няемые в этой постановке, направле-
ны к тому, чтобы со всей резкостью
противопоставить два полярных друг
другу мира, показать яростное столк-
новение двух систем, победу светло-
го начала советского гуманизма над
злом и насилием, которые гитлеров-
цы принесли на нашу землю. И
прав театр, когда прибегает к
самым резким контрастам, когда, по-
добно раскаленному солнечному ди-
ску, вздымает алый стяг над золото-
волосым Олегом и его товарищами,
приносящими клятву верности Роди-
не. Алый стяг, пронизанный светом, —
великий реалистический символ со-
ветской страны и, вместе с тем, в
плане изобразительном, — торжество
цвета на сцене, но в форме необыч-
ной, волнующей и прекрасной.

Канун Великой Октябрьской рево-
люции. Молодогвардейцы поздравля-
ют друг друга с праздником. Они сто-
ят молчаливые и растроганные тор-
жественной минутой, а над ними сия-
ет, а потом опускается и об’емлет их
красное знамя. Нет, это не плакат,

‚задача которото-— остановить человека

на одно мгновение. Это реалистиче-
ский символ Родины. Это не «шерша-

`вый» язык плаката, это поэтический и

монументальный художественный об-

‘раз, который крепко спаян со всем

замыслом спектакля. Его нельзя ни
оторвать от этой инсценировки, не

`‘обескровив ее, ни механически пере-

нести на другую сцену.

Удивительная цельность этого
спектакля и его изобразительная си-
ла коренятся прежде всего в мастер-
ской композиции — основополагаю-
щем принципе изобразительного ис-
кусства, в частности в мастерской
композиции массовых снен,

Арена действия — все пространство
сцены и ввысь и в глубину — по всем
направлениям. Сцена то очень мала,
если нужно показать уголок шахтер-
ского дома, то безгранична, когда пе-
ред зрителем—<корбный путь угоняе-
мых в рабство людей; сцена то уют-
но-светла, когда молодежь собирается
на вечеринку, то погружается в мрак,
пересеченный лучами тревожного све-
та, когда совершается нападение на
немецкий концлагерь. В этом месте
публика разражается аплодисмента-
ми,—так велика экспрессия этой сце-
ны. Напряженная, тревожная атмо-
сфера смелого и опасного нападения
молодежи на концлагерь усугубляет-
ся напряженной борьбой света—туск-
лого, качающегося фонаря—и мрака.
Сцена эта очень сурова по содержа-
нию, и хотя известно, что исход бое-
вой, безумно отважной операции бла-
гополучен, зрители волнуются, глу-
боко переживают и, наконец, аплоди-
руют с радостью и облегчением.
	Нужны ли здесь еще какие-то лдо-
полнительные краски, какие-то живо-
писные эффекты? Нет, не нужны. Ди-
намикой света и тени отлично пере-
дается суровая тревога этой сцены.
Нет и не может быть какого-то набо-
ра средств, которым будто бы обязаны
каждый раз пользоваться театраль-
ный режиссер и художник. Важно,
чтобы все применяемые им средства
были направлены к максимальному
выявлению реалистического образа
спектакля, его идейной сущности.
	В иных случаях театральный ху-
дожник прибегнет к открытому цвету
и яркой палитре, в других — он огра-
ничит себя суровой сдержанной гам-
мой, в зависимости от темы, содержа-
ния. В реалистическом спектакле. нет
и не может быть самодовлеющих
средств оформления, и их нет в глу-
боко реалистическом произведении
Н. Охлопкова и В. Рындина.

Роман А. Фадеева — произведение
	XVII
	к Беесоюзной юбилейной выставке
	тябрьские дни в Казахстане». Работа
художника Загрутдина Назырова «Ки-
ров в Казахстане» показывает Сергея
Мироновича беседующим с группой
казахов.

Художники-фронтовики  отобразят
з своих произведениях эпизоды’ Ве-
ликой Отечественной войны, ее ге-
роев. Заслуженный деятель искусств
Казахской ССР Н. Карповский пишет
полотно «Подвиг 28 гвардейцев-пан-
филовцев». Е

Союз ‘советских художников pete
публики направил многих художников
в творческие командировки,

av
	КИШИНЕВ. (Наш корр.). Заслу
женный деятель искусств Молдав
ской ССР.А:; Васильев пишет для
юбилейной выставки ряд картин на
темы молдавского колхозного. быта.
Воссозданию образа ‘славного сына
молдавского народа’ Бориса Главан
посвящены работы заслуженного дея-
теля искусств республики JI. Дубн-
новокого и художника’ Г. Юстера,
Скульптор И. Паровиченко ‘закании-
вает эскиз монумента И. В. Сталина.
Ряд художников работает над исто-
рическими темами, а также нал GOTO:
бражением событий, связанных с
ликвидацией Яссо.— Кишиневской
группировки немецко-румынских
войск во время Отечественной войны,
	УФА. (Наш корр.). Художники
Башкирии примут активное участие
`Во Всесоюзной художественной вы-
ставке. Художник-фронтовик Храмов
работает над картиной «Чапаев и
Фрунзе в дни боев за Уфу». Заслу-
женный деятель искусств Урядов
пишет картину «Уборка сена в кол-
хозе». Художники Зырин и Араесла-
нов разрабатывают тему о боевых де-
лах Башкирской гвардейской кава-
Лерийской дивизии.
		зажи Михайловского, Тригорското,
Святогорского монастыря, Клина. В
этих пейзажах, написанных с большой
любовью, звучат глубокие патриотн-
ческие чувства гражданина Советской
страны и художника, увековечиваю-
щего память Пушкина и Чайковского.
	Если Бялыницкого-Бирулю можно
назвать с полным правом поэтом рус-
ской весны, то И. Павлов — прежде
всего поэт Москвы. Павловские цик-
лы цветных линогравюр, посвященные
Москве и ее достопримечательно-
стям, его пейзажи Подмосковья рас-

сказывают о том, как  причудливо-

многолик этот древний, прекрасный и
своесбразнейший русский город с его

‘чудесными памятниками, несущими

на себе следы истории великого нз-

‘рода.

В работах Павлова органически со-
четаются исключительная точность и
реалистичность пейзажа < истинной
поэтичностью. Его изображения кя-
ждого дома, каждой улицы, площа-
ди всегда привлекают к себе тепло-
той, ‘задушевностью, живым ошуще-
нием как бы самой атмосферы родно-
го города. Он знает, как никто, свой
город, каждый его уголок, каждое
деревно, умеет увидеть связь старого
с новым и найти во всем этом глубо-
кую поэзию.

Пейзажи его радостны и испелне:
ны удивительной чистоты  мировос-
приятия. Особенно хороши его «Дво-
рик на Якиманке», — «Измайлово»,
«Старая площадь» и др.

Павлов много путешествовал по
рекам Москве, Оке и Волге, В ре-
зультате этих поездок родились ци
клы прекрасных пейзажей, рисующих
русскую провинцию. В этих циклах
он удачно обогащает пейзаж жанро-
выми мотивами, что делает пейзаж
особенно конкретным, окрашенным
местным колоритом.

Павловым создано немало  отлич-
ных портретов руководителей Совет-
ского государетва и деятелей русской
культуры.

О больном жизненном и художест-
венном опыте Павлова — воспитателя
целой плеяды талантливых советских
графиков — свидетельствуют и его
книги: «Гравер-самоучка»,  «Техни:
ка гравюры» и интереснейшие воспо-
минания — «Жизнь русского граве-
ра». .
Оба юбиляра, несмотря на свой пре-
клонный возраст, находятся в полном
расцвете своих творческих сил. По-
желаем же им еще долгой и плодо-
творной жизни и работы на благо лю-
бимой родины.

‚К. АНДРЕЕВ.
	Присуждение ученых степеней и званий деятелям искусства
	лее 950 лет.
Высшая аттестационная комиссия

присудила звание доцента по кафед-
ре мастерства актера заслуженному
артисту РСФСР И. М. Кудрявцеву—
видному мастеру сцены и педагогу.

Более 925 лет В. А. Ефимов зани-
мается обработкой белорусских на-
родных песен. Являясь одним из ор-
ганизаторов Союза композиторов Бе-
лоруссии, он опубликовал несколько
фольклорных сборников, пользую-
щихся в республике популярностью.
	Сейчас В. А. Ефимов — преподава-/
	тель Белорусской государственной
консерватории. Высшая аттестацион-
ная комиссия присудила ему звание
доцента по классу композиции.
	Высшая аттестационная Комиссия
Министерства высшего образования
СССР присудила ученые степеви и
звания группе деятелей искусства,

Степень доктора искусствоведения
присвоена преподавателю Московской
государственной консерватории им.
П. И. Чайковского А. А. Николаеву.
Докторская диссертация ученого по-
священа  фортепианному набледию
П. И. Чайковского.

Звание профессора присуждено ру-
ководителю кафедры в студии им.
Немировича-Данченко при Москоз-
ском Художественном театре И. Я.
Гремиславскому и преподавателю той
же студии Н. Н. Литовцевой. Оба за-
нимаются педагогической работой бо-
	Последние годы  ознаменовались
новым под’емом советского  музыко-
знания. ‚Создание и опубликование
новых работ в области музыкальной
теории и истории— одно из проявле-
ний этого под’ема. Уже давно ощу-
шается потребность в обобщаю-
щих исторических трудах, охваты-
вающих периоды. развития музыкаль-
ной культуры, начиная от ее возник-
новения и кончая нашей эпохой.

В этой связи особого внимания за-
служивает работа профессора Р. Гру:
бера над «Историей музыкальной
культуры». В самом начале войны
вышли из печати две части первого
тома, третья часть сейчас подготов-
лена к печати; остальные три тома
нахолятся еше в оазличных стадиях
созлания. Первый том полностью на-
писан самим Р. Грубером, а в работе
над остальными томами участвует ру-
ководимый им авторский коллектив.

Недавно в Союзе советских компо-

зиторов состоялось обсуждение двух
‘вышедших частей труда проф. Р.
`Грубера *, организованное  музыко-
велческой секцией ССК совместно с
Московской государственной консер-
`ваторией и Институтом истории ис-
-кусств Академни наук Союза ССР.

Книга Р. Грубера представляет со-
бой капитальный . труд, значительно
отличающийся от существующих на
русском и иностранном языках общих
историко-музыкальных трудов как в
смысле об’ема материала, так и со
стороны его научной трактовки. Ав-
тор, как указывается в предисловии,
делает «попытку выйти за пределы
истории западно-европейской му-
зыки» и приблизиться в какой-то
мере к созданию «Всеобщей истории
музыки». Впервые введены система-
тические. разделы © музыкальной
культуре «варваров» в эпоху ранне-
го соелневековья, о музыке ряда вне-
европейских наролов. Это значитель-
но расширяет привычную схему по-
строения истории музыки,. гле после
периола античности круг расоматри-
ваемых явлений ограничивался обыч-
	%# Проф. Р. грубер. История музыкаль-
вой культуры. Т. Т. С древнейших вре-
мен ло конна ХУТГ века. Часть Т, стр,
XJI+595, sacte I], erp, 514. Myarua, .
	Плакат художника В. Корецкого
	ПРОБЛЕМЫ СОВЕТСКОГО
МУЗЫКОЗНАНИЯ _
	°
Обсуждение «Истории
музыкальной культуры»
профессора Р. Грубера
o
	но музыкальной культурой несколь-
ких «ведущих» западно-европейских
стран романо-геоманского происхож-
дения.

Для такого расширения традицион-
ных рамок общей истории музыки по-
требовалась большая  самостоятель-
Ная исследовательская работа.

Следует отметить также опреле-
ленную полемическую направленность
книги проф. Грубера, который, ссы-
лаясь на труды зарубежных ученых
и используя конкретные данные их
исследований, в очень многих слу-
чаях спорит с ними по поводу осве-
щения тех или иных фактов и пока-
зывает всю неосновательность и по-
рочность их  научно-методологиче-
ских позиций. Последовательно ра-
зоблачаются теории ряда фашист-
вующих немецких музыковедов, стре-
мящихся под прикрытием псевдона-
учной демагогии протащить расист-
ский тезис о превосходстве немец-
кой музыки над всеми другими
национальными музыкальными кУуль-
турами. При характеристике музы-
кальной культуры средневековых
«варваров», искусства миннезингеров,
немецкого многоголосья и т. д.
Р. Груберу удается достаточно убеди-
тельно показать, что Германия очень
часто шла в своем музыкальном раз-
витии позади ‘других европейских
страч и отставала от них на большой
	исторический отрезок времени.

Это, разумеется, ни в какой мере
не умаляет достижений немецкой му-
‘зыкальной классики.

С новой точки зрения освещается
автором вопрос о происхождении му-
зыки. Этот отдел являетея одним из
самых ценных и научно-оригинальных
в его работе. Здесь особенно нагляд-
но и ярко обнаруживается плодо-
TBODHOCTh научно-материалистиче-
ского метода изучения музыкальных
явлений в их внутренней связи и
	взаимоденствии со всем комплексом
общественной деятельности человека.
В результате анализа многочислен-
ных музыкальных образцов проф.
Грубер делает вывод, что музыкаль-
ное развитие у всех народов мира
должно было неизбежно пройти через
определенные, закономерно-обуслов-
ленные ‘стадии, и всякого рода заим-
ствования и влияния не могли играть
ренающей роли в этом процессе.

«Тем самым, — пишет он, — катего-
рически опровергается вреднейшая,
реакционная, методологически по-

рочная гипотеза о наличии единого
очага мировой культуры, «изначаль-
но», якобы, свойственной привилеги-
рованным расам (например, арийцам!),
откуда эга «пракультура» будто бы
распространилась по «культурно-ис-
торическим кругам» (часть  , ср. 35).

В то же время, однако, следует
отметить, что проф. Грубер выпустил
из поля зрения некоторые важней-
шие очаги развития музыкальной
культуры, вследствие чего картина
мирового  музыкально-исторического
процесса не всегда достаточно полна
и исторически об’ективна. В преди-
словии к книге Р. Грубер говорит:
«..начиная с конца раннего средне-
BEKOBbA, чем далее тем более (имеем
в виду особенно период, связанный ©
развитием  капиталистических OTHO-
шений), центр развития музыкальной
культуры да и всего общественно-ис-
торического процесса все определен-
нее стал перемещаться в Западную
Европу, что привело к тому, что и в
области истории музыки основные тч-
пы музыкального мышления... сфор-
мировались первоначально в условиях
запално-европейского общественного
развития, определяя собой до послед-
него времени (во всяком случае до
начала ХХ века) весь мировой уро-
вень развития музыки» (часть Г).

В основе этого утверждения лежит
неверное противороставление Запад-
ной Европы—как единственной носи-
тельницы культурного прогресса —
странам Восточной Европы, якобы от-
сталым в своем развитии. Оказавшись
во власти этой ошибочной концепции,
Р. Грубер, посуществу, выклиочил из
хода исторического развития всю
группу чрезвычайно своеобразных и
	АЛМА-АТА. (Наш корр.). В беседе
с корреспондентом «Советского ис-
кусства» председатель Союза  ху-
дожников Казахской ССР М. Белов
сообщил:

— Художники Казахстана дея-
тельно готовятся.к юбилейной вы-
ставке 1947 года. Основные темы,
над которыми работают наши худож-
ники, — роль партин большевиков в
Великой Октябрьской революции н
социалистическом строительстве,
дружба народов СССР, индустрналь-
ный рост республики,

Многие живописцы работают нал
историческими полотнами. Народный
художник Казахской ССР Абылхан
Кастеев представит большую карти-
ну «Восстание казахов против цар-
ского самодержавия в 1916 году»,
Баки Урманче пишет картину «Ок-