В МИНИСТЕРСТВЕ
КИНЕМАТОГРАФИИ СССР
	На очередном заседании коллегии
Министерства кинематографии СССР
был заслушан доклад министра ки-
нематографии УССР т. Кузнецова
«О ходе выполнения производства киИ-
нофильмов в 1947 г. и о состоянии
работы < кадрами в кинематографии

УССР».
	— В 1946 году Киевская студия
художественных фильмов, — говорит
А. Кузнецов, — работала неудовле-
творительно. В течение года был вы-
пущен всего лишь один фильм —
«Центр нападения». Вследствие пло-
хой работы сценарного отдела студия
не была обеспечена сценариями. Та-
кое положение является, по мнению
т. Кузнецова, результатом слабого
руководства студией со стороны Ми-
нистерства кинематографии УССР. и
неуловлетворительного подбора руко-
водящих кадров:
	Из 200 украинских писателей
	‘только несколько человек было свя-
	зано со студией.
	производство четырех картин, перехо-
дящих на 1948 год: «Тарас Шевчен-
ко», «Люди с чистой совестью»,
фильмы на колхозную тему и о вос-
становлении Днепрогэса. Сценарии
двух первых фильмов уже закончены,
а два остальных подготавливаются,
Таким образом, положение на Ки-
евской студии художественных филь-
мов нельзя еще считать удовлетво-
рительным.
	Тов. Кузнецов признает, что мате“.
	риально-техническая база студии по-
зволяет снимать до 6 картин в год.
Однако отсутствие сценариев, опыт-
ных режиссеров и киноактеров тор-
мозит развитие украинской художе-
ственной кинематографии.

Тов. Кузнецов информировал кол-
легию о деятельности Киевских сту-
дий кинохроники и учебно-техниче-
ских фильмов.

В студии кинохроники сейчас не-
плохо идет работа над большим
цветным документальным фильмом
«Украина». Будут выпущены в этом
году картины «Молдавия» и «Днеп-
ровская гидроэлектростанция». Сни-
маются журналы и киноочерки. Вый-
дет серия короткометражек на тему
«Борьба за урожай».

Значительно отстает Киевская сту-
дия учебно-технических фильмов, си-
стематически не выполняющая плана,

В прениях по докладу выступили
С. Митрич, Н. Николаев и А. Федо-
ров, критиковавшие ряд крупных не-
достатков в деятельности украинских
киноорганизаций.

В своем выступлении министр ки-
нематографии СССР И. Большаков
указал, что перестройка Киевской
студии художественных фильмов идет
очень медленно, и подверг серьезной
критике работу украинских киноорга-
низаций. Тов. Большаков напомнил,
что основная задача украинского KH-
но — создание произведений, посвя-
щенных жизни украинского народа.

Подчеркнув необходимость вылви-
жения и воспитания национальных
творческих кадров, министр при-
звал украинских кинематографистоз
к напряженной творческой работе 4
выразил уверенность, что украинская
кинематография вновь займет одно
из ведущих мест в советском. кино-
искусстве.
	АРХИТЕКТОРЫ— УЧАСТНИКИ
	ВЕЛИКОЙ
		А) ЦОМЕСТВЕВНОЕ ОБСЛУЗИВАНИЕ
КОЛХОЗНОГО КРЕСТЬЯНСТВА
	колхозные фестивали. Филармониче-
ские колхозные филиалы работали на
Украине, в Белоруссии, Армении, Ка-
захстане и других республиках.

После постановления ПК ВКП(б) о
репертуаре драматических театров
заметно улучшилась работа сельской
художественной самодеятельности,
Для колхозной сцены созданы специ-
альные варианты лучших произведе-
ний современной советской драматур-
гии, появился ряд хороших  одноакт-
ных пьес, значительное место в пуб-
ликуемом для села репертуаре. зани-
мают отрывки из крупных литератур-
ных произведений советских. писате-
лей.

Большую работу по художествен-
ному обслуживанию сельских. мест-
ностей проводит сейчас филармония
Карело-Финской ССР. На селе по-
стоянно работают три концертные
бригады, создана специальная кон-
цертная агитбригада, раз‘езжающая в
своей машине, Систематически вые?-
жают в сельские местности ансамбль
«Кантеле» и ведущие артисты рес-
публики. Государственный националь-
ный драмтеатр выделил три концерт-
ные группы. При филармонии орга-
низован драматический передвижной
коллектив, специально обслуживаю-
щий зрителей сельских местностей. В
апреле на село направляются 2 брига-
ды Республиканского театра драмы.

Московской областной филармочи-
ей на село направлено 5 бригад, из
которых 3 работают постоянно; 3 кон-
цертные бригады и музыкальный лек-
торий направила в сельские местно-
сти Ленинградская областная филар-
мония, 3 бригады — Ростовская фн-
лармония; Архангельская,  Северо-
Осетинская и Курская филагмочии
направили в сельские районы 17 кон-
цертных бригад. Для обслуживания
колхозников и рабочих МТС ВГКО
командированы концертные бригады в
Алтайский край, Новосибирскую,
Смоленскую и Тувинскую области.

Большая работа на селе ведется
и цирковыми коллективами. Сейчас
ежедневно даются спектакли кол-
хозными филиалами цирков. 20 цио-
ков систематически посылают в кол-
хозы концертные бригады.

Однако все эти мероприятия и бе-
зусловно хорошие начинания не дол-
жны скрывать от нас и серьезные
недостатки в работе по юбселужива-
нию села. Многие начальники област-
ных и краевых отделов и управлений
по делам искусств до сих пор не уле-
ляют еще повседневного внимания
художественному обслуживанию тру-
дящихея сельских местностей, недо-
оценивают всего значения этой важ-
нейшей работы, самоустранились от
нее и передоверили ее второстепен-
ным лицам. Колхозные театры, за-
крепленные в районных городах и
центрах, редко выезжают в колхозы
и совхозы и не выполняют своих поя-
мых обязанностей по художественно-
му обслуживанию трудящихся, непо-
средственно занятых на полевых ра-
ботах.

Необходимо каждодневно изживать
эти недочеты, помня о том, что спо-
собствовать успешному претворению в
жизнь постановления Пленума ЦК
ВКП(б) «О мерах пол’ема сельского
хозяйства в послевоенный период» --
дело чести, высокий гражданский
долг каждого работника советского
искусства.
		Беседа с заместителем председателя Комитета
по делам искусств при Совете Министров СССР
тов. В. Н. Суриным
	Выполнение исторических решений
Пленума ЦК ВКП(б) «О мерах под?-
ема сельского хозяйства в послевоен-
ный период» является важнейшей за-
дачей для всех советских людей.
Большие и ответственные вопросы
встают в связи с этим и перед всем
советским искусством.
	Если до сих пор художественное
обслуживание сельских районов про-
водилось лишь в период посевной и
уборочной кампаний, то сейчас вся
наша работа должна быть построена
так, чтобы колхозное крестьянство,
работники совхозов ий МТС широко и
постоянно обслуживались работника-
ми искусств.

В краях и. областях, не имеющих
колхозных театров, необходимо ор-
ганизовать передвижные филиалы
республиканских и областных теат-
ров. К работе филиалов должны быть
привлечены квалифицированные = ap-
тисты, режиссеры и художники. Гото-
вится специальный репертуар для
колхозно-совхозных театров и филиз-
лов областных и республиканских те-
атров. Режиссеры областных театров
будут систематически направляться
для оказания практической помощи
районным и колхозным театральным
коллективам. Для улучшения качест-
ва постановок колхозно-сОвхозным
театрам будет передано неиспользу=-
мое театральное имущество респуб-
ликанских и областных театров.

Намечена организация 19 филиалов
филармоний для обслуживания сель-
скохозяйственных районов. Област-
ные и республиканские филармонии
полжны будут резко увеличить ко-
личество выездов музыкальных кол-
лективов и бригад в сельские мест-
ности с тем, чтобы работа по обслу-
живанию колхозников занимала не
менее 30 процентов общего об’ема рз-
бот концертных организаций. Для
пропаганды среди трудящихся дерез-
ни творчества крупнейших компози-
торов и писателей создаются специ-
альные музыкально - литературные
лектории.

Во время войны сеть колхозных те-
атров резко сократилась и начала вос-
станавливаться лишь с 1945 года. В
этом году количество колхозных те-
атров намечено довести до 111.

величивается количество колхоз-
ных филиалов цирков. Намечена ор-
ганизация 15 передвижных художе-
ственных выстазок для районных до-
мов культуры, МТС и совхозов. Для
работы над картинами из жизни сс-
ветской деревни в колхозы будут
систематически направляться мастера
изобразительного искусства. Массо.
выми тиражами выпускаются плакз-
ты на актуальные темы жизни созет-
ской деревни, настенные картины ва
общеполитические темы, художест-
венные лубки и открытки-репродук-
ции с картин советских художников.

Организациями и учреждениями ис-
хусств накоплен уже известный опыт
работы по художественному обслужи-
ванию колхозного крестьянства.

Еще до войны были созданы орга-
низации, систематически проводившие
концерты з сельских районах. Кол-
хозные филиалы при Воронежской,
Горьковской, Свердловской и Уд-
муртской филармониях полностью оп-
равлали себя как пропагандисты му-
зыки среди колхозных массе. Многие
филагмонии Юрганизовали на «еле
	В этом далеком уголке нашей ро-
лины, населенном горными таджика-
MH, за годы сталинских  пятилеток
появились — электричество, радио,
школы, клубы, больницы, детясли.

Памирцы особенно гордятся своим
национальным театром, который на-
ходится в столице Памира — городе
	Хорог. Это, пожалуй, самый «высо-
кий» театр в мире,
Музыкально-лраматический  тзатр
	Br. AOpore отпраздновал недавно
свой 10-летний юбилей.

К своему юбилею театр. пришел
окрепшим, зрелым коллективом,
Большая творческая удача театра—
постановка пьесы Островского «Без
вины виноватые».

В этой пьесе большой успех выпал
на долю молодой талантливой актри:
сы Бандишаевой Савсан, которая ис-
полняла роль Кручининой.

Драматург Миршакаров написал на
материале памирского фольклора пье-
су «Золотой кишлак», которую театр
поставил к своему юбилею. Зрители
тепло приветствовали первую пьесу
из жизни горных таджиков.
	можно было наблюдать в работах,
представленных ча первый тур Кон-
курса на проектирование Крещатика,
и в ряде проектов жилых и граждан-
	ских зданий — гостиницы в Вороши-
	ловграде (автор И. Каракис), Дом
	госучреждений в г. Сталино (автор.
	А. Салтанов) и др. Во многих работах
внешние графические и живописные
элементы вытесняют реалистическое
архитектурное содержание.

Отдельные работы, выпущенные
проектными организациями,  отлича-
ются низким техническим и художе-
ственным уровнем.

Проекты планировки и застройки
различных городов УССР зачастую
разрабатываются по единому шабло-
ну и недостаточно выявляют особен-
ности каждого города в отдельности.
	Восстановление и реконструкция
городов УССР, строительные задачи,
поставленные сталинским пятилетним
планом, требуют правильной расста-
новки и использования архитектурных
кадров. Между тем, в практике Уп-
равления по делам архитектуры и его
местных органов это важнейшее дело
предоставлено самотеку. Многие го-
рода республики почти не располага-
ют квалифицированными  <пециали-
стами, в то время как в Киеве, Харь-
кове и Одессе архитекторы исполь-
зуются совершенно недостаточно.
	Для деятельности органов, утверж-
дающих проекты, — архитектурных
комиссий, — характерны невзыска-
тельность и невысокий принципиаль-
ный уровень критики. Из поля зрения
членов комиссий часто выпадают во-
просы идейной направленности архи-
тектурных произведений. Нередко
недоброкачественные проекты получа-
ют высокую оценку и проникают на
строительство. Особенно плохо рабо-
тают архитектурные комиссии в Во-
рошиловграде, Одессе и Львове,
	Недостатки, отмеченные выше, во
многом свойственны и Архитектурно-
му совету управления. Так, недавно
совет утвердил проект гостиницы в
Ворошиловграде. Здание было разме-
щено на участке в системе застрой-
ки неправильно. Оно выходило боко-
вым фасадом на площадь. Планиров-
ка гостиницы решена в проекте непро-
думанно, в конструкциях не учтены
новые строительные материалы.
	Вместо того чтобы сосредоточить
свое внимание на важнейших строй-
ках, определяющих ‘архитектурный
облик городов, органы Государствен-
ного архитектурно-строительного кон-
троля распыляют свою деятельность
по многим мелким об’ектам. Отрица-
тельно сказывается на качестве со-
оружений отсутствие авторского над-

зора архитектора на самом строитель-
стве.
	Управлению по делам архитектуры
при Совете Министров УССР и его
местным органам поручено дело ог-
ромной государственной важности.
Они должны руководить деятель-
ностью многочисленных организаций
и учреждений, ведущих строительст-
во, контролировать их, обеспечивать
высокий идейно-художественный уро-
вень архитектурных произведений.
Мобилизация все’ архитектурных сил
на выполнение стаоительной програм-
мы послевоенной Усгалинской пятилет-
ки, правильная рьсстановка архитек-
турных кадров —47 сейчас самая важ-
ная задача. соб! но важно обесне-
чить квалифициро анными  специа-
листами города нос города Из-
маильской, Черн\вицкой. Закарпат-
ской областей, иле особенно остро
ощущается недо гаток в архитекто-
рах. @

Большие задачи’ стоят и перед Сою-
зом советских ар\итекторов УССР и
его местными организациями, которые
часто проходят Мимо серьезных не-
достатков нашей ‘архитектурной прак-
тики. Особое внимание следует обра-
тить на углубление идейно-воспита-
тельной работы среди архитекторов.

Для успешного выполнения проект-
ных и строительных работ сталин-
ского пятилетнего плана восстановле-
ния и развития народного хозяйства
вся творческая деятельность архи-
текторов должна быть проникнута
глубокой идейностью, подлинной за-
интересованностью в социалистиче-
ском строительстве, тесно связана с
‘запросами советского народа,

М. ОСТАПЕНКО,
начальник Управления по делам
архитектуры при Совете Минн-
	Весь украинский народ с огром-   можно было наблюдать
	ным единодушием успешно  залечи-
вает нанесенные войной раны. Актнв-
ное участие в этой великой стройке
принимают украинские архитекторы,
перед которыми поставлена почетная
и ответственная задача обеспечить
развернувшееся в республике строи-
тельство высококачественными  про-
ектами жилых и общественных Здз-
ний, генеральными планами городов,
проектами планировки и застройки
	‘Проектами планировки и
колхозных C@A HT. 3.
	ческой архитектуры. Такие явления! стров УССР.
ek ok

На-днях в Киеве состоялось пер-  тели проектных . организаций, 3aMe-
	стители председателей . облисполко-
мов по строительству.

К совещанию была организована
выставка, отражающая деятельность
	телю‚,—невежество, равнодушие к 0O-
щественным вопросам, узость, огра-
ниченность кругозора, — почему-то
прощалось живописну. Крамской по-
тому и боролся так страстно с ака-
‚ демией, что именно в ней видел рас-
садник этой косности; в ее стенах
туманным девизом «чистого искусст-
ва» освящались общественный индиф-
ферентизм и идейная бедность ху-
дожников. Под знаменем борьбы с
академической рутиной Крамской
сплотил вокруг себя передовые ху-
дожественные круги,

’ Трудно говорить ‚отдельно о Крам-
ском-мыслителе, — Крамском-общест-
венном деятеле и Крамском-худож-
нике, Пером ли, кистью ли он гово-
рил об одном. Это был художник
предельной искренности.

С первого взгляда может показать-
ся, что само искусство Крамского ма-
ло похоже на искусство его  спо-
движников. В самом деле, молодые
художники, следуя предначертаниям
своего идеолога; основательно пэс-
ветрили душный «храм искусства»,
широко открыв двери. современным,
животрепещущим темам. Все драмати-
Ческое, смешное, трогательное, урод-
ливое, что было в окружающей жиз-
ни и что раньше оставалось за пре:
делами искусства, стало его достоя-
нием. Но у самого Крамского мы поч-
ти не найдем столь характерного для
передвижников «бытового жанра»,
нет у него и прямого разоблачения
общественных язв, Тема живописи
Крамского—человек и только чело-
век, взятый сам по себе, вне бытово-
го окружения.

Но, глубже вдумываясь в эту те-
реницу человеческих образов, создан:
ных Крамеким, мы начинаем ясно зи
деть, что все они одухотворены тем
самым мировоззрением, которое опре-
деляло и общественную деятельность
Крамского.

Перед нами—его значительнейниие
произведения: портрет Толстого, пор
трет Литовченко, автопортрет, боль-
ой Некрасов, «Неутешное горе»,
«Христос в пустыне» и другие. Если
задать себе вопрос, какая общая идея
пронизывает все эти образы, то отвёг
можно сформулировать так: идея ве-
ЛИКОЙ ответетвениостия человека пе-

вое республиканское совешание ар-
хитекторов Украины, в котором при-
няли участие начальники областных
отделов по делам архитектуры, глав-
	В первом году послевоенной ста-
линской — пятилетки архитектура
	‘Украинской CCP прошла значитель-
ный путь творческого развития. Ис-
	текший год характеризовался Даль-
нейшим ростом и укреплением орга-
нов архитектуры на местах, расшире-
нием сети проектных организаций.
	`Цдан проектных и изыскательских ра-
	бот в 1946 году выполнен на 145,4
процента: В ряды передовых выдви-
нулись днепронпетровская проектная
организация «Архпланпроект» (py-
ководитель Б. Белозерский), Харьков-
ский облироект (директор А. Mopo-
зов), Гипроград  директор В. Нови-
ков) и другие.

Выполняя постановление ХТ плену-
ма ЦК КП(б)У, весь творческий кол-
лектив архитекторов Советской Укра-
ины с большим под’емом работал над
составлением схем планировки горо-
дов, районных центров и сел респуб-
лики. В чрезвычайно сжатые сроки
были составлены схемы планировок
800 городов и 600 сел Украины. Та-
кие масштабы проектно-планировоч-
ных работ возможны только в усло-
виях нашего планового социалистиче-
ского хозяйства.
	Крупным событием в архитектур-
ной жизни Украины явился конкурс
на проект планировки и застройки
Крещатика: В этом конкурсе приняли
участие виднейшие зодчие УССР, Мо-
сквы и Ленинграда. Восстановление
центральной магистрали столицы Со-
ветской Украины—задача чрезвычай-
но сложная. Прошедшие первые ту-
ры конкурса не дали еще окончатель-
ного решения, которое можно было
бы целиком принять в основу всей
этой огромной работы. Оцнако уже
сейчас ясно, что в результате боль-
ших творческих усилий коллектива
архитекторов найдены принципиаль-
ная схема планировки и общее об’ем-
ное решение Крещатика. Большая ра-
бота проведена также по составлению
проектов планировки и застройки
центральных магистралей г. Сталино
‘улица им. Артема) и Днепропетров-
ска (улица им. К. Маркса).
	По заданию правительства УССР,
был проведен кочкурс на проекты ме-
мориальных сюоружений, увековечи-
вающих память героев, павших в боях
за родину. В конкурсе приняло уча-
стие около 200 архитекторов и скуль-
пторов. 12 проектов получили высшую
оценку, авторам 32 проектов пои-
суждены поощрительные премии. Ус-
пешно прошел также конкурс на со-
ставление проекта памятника «Осво-
божденный Донбасс».
	Кроме того, в истекшем году были
организованы конкурсы на составле-
ние проекта планировки и застройки
Круглой площади в Полтаве, на про-
ектирование индивидуального жилиш-
ного строительства, на проекты кот-
тэджей ит. д.
	Отделом проектирования жилых и
гражданских зданий разработаны ти-
цовые проекты жилых домов, ре-
комендованные для строительства в
1947 году. Составлены каталоги про-
ектов одноэтажных, двухэтажных и
трехэтажных. жилых домов. Macco-
вым тиражом изданы «Основные по-
ложения по восстановлению постра-
давшего жилого фонда УССР».
	 Мы добились немалых успехов в
обмасти восстановления и реконст-
рукции наших городов и сел, строи-
тельства жилых и общественных зда-
ний и т. д. Однако наряду с этими
несомненными достижениями в нашей
творческой, производственной и орга-
низационной практике еше имеется
много серьезных недочетов, устране-
ние которых является первоочередной
и неотложной задачей.
	Некоторые украинские архитекторы
в погоне за «красивостью» и излиш-
ней парадностью нередко переносят
в нашу советскую действительность
архаичные формы украинского барок-
ко, слепо копируют образцы класси-
	С. Василенко
		В настоящее время Министерство
кинематографии УССР проводит ряд
мероприятий, которые должны обес-
печить перелом в работе украинских
киноорганизаций. Обновлен и укреп-
лен состав Художественного совета
и сценарного отдела. Широко привле-
каются к „сотрудничеству в кино
украинские “писатели. При Украин-
ском союзе писателей создана секция
кинодраматургов.
	В 1947 году. будут выпущены три
фильма: «Подвиг останется неизвест-
ным» (сценарий М. Блеймана, К.
Исаева, М. Маклярского, режиссер
Б. Барнет), «Голубые дороги» (сцена-
рий Г. Колтунова, режиссер В. Браун),
художественно - документальная кар-
тина «Третий удар» ‘сценарий А. Пер-
венцева, режиссер И. Савченко).

С’емочная группа фильма «Подвиг
останется неизвестным» приняла со-
циалистическое обязательство закон-
чить работу в течение 6!/»› месяцев
	вместо запланированных 10 месяцев,
	Сейчас группа оаботает очень успеш-
но. снимая до 60 метров в день.
Режиссер В. Браун взял обязатель-
ство закончить фильм «Голубые до-
роги> к 30-летию Великой Октябрь:
ской социалистической революции.
В этом году должно быть начато
	ВЫДАЮЩИЙСЯ
СОВЕТСКИЙ
КОМПОЗИТОР
	Исполнилось 75 лет со дня рожде-
ния выдающегося советского компо-
зитора—Сергея Никифоровича Васи-
ленко.

Пятьдесят пять лет своей жизни
композитор посвятил упорному твор-
ческому труду, педагогической и
общественно-музыкальной  деятель-
ности, отдавая все свои силы и энер-
гию делу развития музыкальной
культуры в нашей стране.

Творчество С. Василенко-—ученика
Танеева и Ишюлитова-Иванова, пла-
менного почитателя Чайковского,
друга Римского-Корсакова, Глазуно-
ва. — является как бы «звеном»,
связывающим лучшие традиции рус-
ской музыкальной классики прошло-
го столетия с нашей современностью.
	На протяжении многих лет Васи-
ленко был организатором и основным
дирижером общедоступных «Истори-
ческих концертов» при Русском му-
зыкальном обществе, сыгравших ссо-
бую роль в развитии музыкальной
культуры нашей страны. Замечатель-
ный талант композитора и незауряд-
ные организаторские способности
особенно ярко проявились после Ве-
ликой Октябрьской социалистической
революции, открывшей необ’ятные
перспективы для развития культуры
трудящихся Советского Союза. И <
первых же дней революции Василен-
ко определил свое место в новом ми-
ре, посвятив себя благородному делу
служения родине, народу. Со свой-
ственной ему энергией и энтузиазмом
CH отганизует массовые концерты.
велег педагогическую работу в кон-
серватории, читает лекции по музыке
для рабочих и красноармейцев. Одно-
временно с этим композитор продол-
жает работать над новыми произзе
дениями. Именно в послереволюци-
онные голы Василенко ‘написал наи-
	более крупные лпроизведения—пять
(из шести) опер, балеты, две CHM-
фонии.
	Огромная работа проделана компо-
зитором для развития музыкального
искусства национальных ‘республик.
Им создан первый узбекский балет
«Акбиляк», написано две оперы на
основе национального фольклора,
обработаны песенные и танцевальные
мелодии народов Средней Азии.

В годы Великой Отечественной
войны, воодушевленный легендарны-
ми подвигами советского народа,
70-летний композитор закаччивает
оперу «Суворов», пишет новые сим-
фонические и другие произведения,
стремясь внести свою долю труда в
общенародное дело разгрома врага.

С. Василенко создал десятки опер-
ных, балетных, симфонических и во-
кальных произведений. Как прсфес-
сор консерватории, Василенко воспи-
тал ряд композиторов и музыкаль-
ных деятелей,

Правительство высоко оценило
плодотворную деятельность народно-
го артиста республики С. Василенко,
наградив его двумя орденами Трудо-
вого Красного Знамени,

Творческий путь советского ком-
позитора старшего поколения яв-
ляется примером для нашей молоде-
	Жи.

р ГЛИЗЭР.
	‚8 апреля в Большом зале консерва-
	тории состоится концерт из произве-
дений юбиляра. Симфоническим ор-
кестром филармонии под управлением
С. Василенко будут исполнены «Фан-
тастическая поэма», балетная сюита
и финал из «Индусской сюиты».
	В ХУДОЗЕСТВЕННОМ СОВЕТЕ
КОМИТЕТА [0 ЛЕЛАМ ИСКУССТВ
	25 марта на очередном заседании
Художественного совета по драма-
тургии и ‘театру обсуждалась новзя
постановка спектакля Московского
Государственного театра имени Ле-
нинского комсомола—«Русский воп-
рос» К. Симонова.

Докладчик П. Марков, отметив
большое  общественно-политическое
значение этой постановки, в оснозном
одобрительно оценил спектакль и
0е0бо подчеркнул роль Театра им.
Ленинского комсомола в сценическом
воплощении новых произведений со-
ветской драматургии. Спектакль
«Русский вопрос» представляет осо-
бый интерес как первая постановка
этой талантливой и значительной
пьесы К. Симонова в Москве,

— Герой пьесы Гарри Смит,—поо-
должает П. Марков;’—познает на соб-
ственном опыте лживость и лицеме-
рие провозглашаемой буржуазными
идеологами свободы личности в ка-
питалистическом мире. Спектакль
клеймит продажность буржуазной пе-
чати.

По мнению докладчика, режиссер-
ская трактовка спектакля в целом
убедительна.

Докладчик рекомендует театру з
ходе постановки спектаклей продол-
	жать работу над «Русским вопросом»
	с тем, чтобы сделать этот спектакль
еще более. волнующим и убедитель-

Н. Горчаков, выступивший © содо-
кладом, также считает, что театр в
основном верно и убедительно трак-
тует пьесу.

Касаясь общественно-политическо-
го значения этого спектакля, т: Гор-
чаков говорит о том, что он правдч-
во и наглядно демонстрирует не
только лживость американской резк-
ционной прессы, но и те тяжелые
препятствия, которые встречает вся-
кий честный американец, стремящий-
ся активно бороться за торжество
прогрессивных идеалов.

Выступавшие на заседании члены
Художественного совета Л. Волков,
Н. Петров; А. Хачатурян, Н. Охлоп-
ков поддержали докладчиков в выс-
казанных ими основных положенлях
и дали высокую оценку отдельным
исполнителям. Особенный — интеое:,
по мнению членов Художественного
	совета, представляет роль Макфеосо-
на в исполнении И. Берсенева.

Члены Художественного  созега
считают, что образ Смита в исполне-
нии А. Пелевина отражает трагедию
американца, который открыто высту-
пил против реакционных сил совре-
менной Америки, и создает глубокую
убежденность, что американский на-
род думает о «русском вопросе» во-
все не так, как пишут об этом реак-
ционные американские газеты. Образ
Смита в спектакле привлекает к себе
симпатии зрителей.

Серьезные критические замечания
Л. Волкова, Н. Петрова вызвало ис-
полнение Б. Плотниковым с роли
Гульда. Г

Излишним мелодраматизмом отлиз
чается, по мнению некоторых членов
Художественного совета, исполнение
В. Серовой роли Джесси.

Постановщик С. Бирман и худо-
жественный руководитель театра И.
Берсенев в своих выступлениях рас-
сказали о работе над постановкой
«Русского вопроса» и выразили го-
товность учесть замечания, сделан-
ные членами Художественного сове-
та.

В кратком заключительном  слозе
заместитель председателя Комитета
по делам искусств И. Анисимов ска-
зал:

— Спектакль «Русский вопрос» в
Театре им. ‘Ленинского комсомола
имеет существенное значение. Это—
крупный успех театра, ибо в спектак-
ле убедительно высказана правда.
Капиталистический мир отражен те-
aTpOM с достоинством, с глубоким
сознанием превосходства советского
общества над обществом буржуаз-
ным. Мы увилим «Русский вопрос»
еще не раз, и вполне вероятно, что
другие московские театры поставят
пьесу К. Симоноза совершеннее, не-
жели Театр им. Ленинского комсс-
мола, но и первая постановка весьма
интересна. Успех театра коренится в
том, Что он нашел верный тон снек-
такля, тон, далекий от плакатности,
вдумчивый и значительный. Первая
московская постановка «Русского
вопроса» является для других теат-
ров, готовящих этот спектакль, при:
глашением к серьезному творческому
соревнованию.
	TEATP HA TIAMUPE
	При молодом памирском театре уже
несколько лет существует театраль-
ная студия. Под руководством опыт:
ных педагогов подготавливаются на-
циональные кадры артистов и режис-
серов,

При театре работают ансамбль пес-
ни и пляски в составе 40 артистов и
детский ансамбль, состоящий из де-
тей от 8 до 16 лет. Ансамбль испол-
няет национальные песни, таняы.
Выступления его в ‘далеких горных
кишлаках всегда проходят с боль-
шим успехом.
	Большие перспективы у памирского
театра в новой сталинской пятилетке.
Театр со своей студией и ансамбля-
ми получит новое прекрасное зда-
ние, где будут сцена с современным
оборудованием, зрительный зал на
450 человек, вместительные  подсоб-
ные помещения. — Монументальное
здание театра украсит столицу Па-
мира. Оно будет облицовано велико-
лепным памирским мрамором,
		ные архитекторы городов, руковоли-  ‘украинских архитекторов.
		настоящее время не все: его одного
теперь мало. Быть может, я ошиба-
юсь, но мне кажется справедливым,
чтобы художник был одним из наибо-
лее образованных и развитых людей
своего времени; он обязан не только
знать, на какой точке стоит Теперь
развитие, но и иметь мнения по всем
вопросам, волнующим лучших пред-
ставителей общества, мнения, иду-
щие дальше и глубже тех, что гос.
подствуют в данный момент...».

Ограниченный профессионализм
художников, мнящих себя особой хз-
стой, представлялся Крамскому ве-
личайшим злом. В «Далеком—близ-
ком» Репин рассказывает  харак-
терный эпизод: он пришел однажды
к Крамскому посоветоваться, стоит
ли ему основательно заняться обще-
образовательными науками. Крамско-
го он не застал дома и заговорил 06
этом же с художником Журавлевым,
одним из членов артели, возглавляе-
мой Крамским. Журавлев ответал
довольно распространенными и обыч-
ными рассуждениями о том, что не
стоит тратить дорогое время на нау-
ки, что у художника своя HayKa—
анатомия и перспектива, и нет смыс-
ла «гнаться за двумя зайцами».

Крамской же отнесся к намерению
Репина совершенно иначе. «Если вы
хотите служить обществу, —сказал
он,—вы должны знать и понимать его
во всех его интересах, во всех его
проявлениях, а для этого вы должны
быть самым образованным человеком,
Ведь художник есть критик общест-
венных явлений: какую бы картину
он ни представил, в ней ясно отра.
зится его, миросозерцание, его симпа-
тии и антипатии и главное—та неуло-
вимая идея, которая будет освещать
его картину. Без этого света худож-
ник ничтожен...».

Казалось бы, все это такие ясные
и бесспорные истины. Но нелегко бы-
ло преодолеть живучие, укоренивши-
еся предрассудки художественной
среды о каком-то обособленном поло-
жении художника в обществе. То.
	что никогда не простилось бы писа-!ред миром.
		В суровой борьбе с самим собой, в
мужественном преодолении личной
слабости, в предельном напряжении
мысли и воли кристаллизуется тип
человека, в полной мере осознавшего
глубину этой ответственности.
	Лирический герой Крамского как
бы чувствует на себе устремленный
на него взыскательный взор родины.
Он сам должен определить свой
путь. Никто не будет решать за него.
На него возложен великий долг.
	«Христос в пустыне» Крамского--
меныше всего религиозная картина.
Художник использовал канонический
образ для выражения совершенно но-
вого содержания. Это—изображение
человека, оставшегося один на один
со своей неумолимой совестью, кото-
рая требует от него подвига служе-
ния людям.

Готовностью к подвигу светится
суровый, пристальный взгляд Льва
Толстого. Больной Некрасов, осла-
бевший, почти умирающий, слагает
свои «Последние песни», посвящен-
ные русскому народу. Он забыл ©
смерти, она в эту минуту не властна
над ним,

У женщины умер ‘ребенок. Утрата
невознаградима, скорбь не изгладится
никогда. Но в том, как она сдержан-
но, молча, с достоинством несет свое
горе, чувствуется тот же героизм
духа, торжество человеческой воли.
Характерно, что в первоначальных
эскизах к этой картине Крамской ри-
совал фигуру женщины сидящей, как
бы упавшей в кресло, с бессильно
опущенной рукой, Но в окончатель-
ном варианте она стоит, выпрямив-
шись, строгая. собранная, одним толь-
ко скупым жестом выдавая глубину
своей печали.

Все образы Крамского полны край-
него интеллектуального напряжения.
Рассматривая их, испытываешь TY
обогащающую усталость, которая
остается после чтения содержатель-
ной книги. Это есть даже и в такой
вещи, как «Незнакомка»,—в этом, ка-
залось бы, ни на что не претендую-
щем изображении красивой женщины.
Ее не случайно так часто сравнивают
с Анной Карениной. В ней есть не-
что большее, чем гордость своей кра-
сотой. Ее надменная поза восприни-
	мается скорее Kak  вызывакщая
маска, в которую облекается гордая
и целомудренная душа, не желающая
обнаруживать своих сокровенных пе-
реживаний,

С особенным пристальным внимани:-
ем подходил Крамской к портретам
людей из народа. Крамской ищет в
этих людях цельности и силы характе-
ра. Стоит припомнить сверкающий,
орлиный взгляд его «Полесовшика».
	То, что есть в многочисленных кар-
тинах Перова, Мясоедова, Максимова
и других, —будничные трагедии жиз-
ни: убогие крестьянские ‘похороны,
безвестная утопленница, дети, над-
рывающиеся в непосильной работе,
мужики, покорно ждущие, пока «зем-
ство пообедает»,—все это отозвалось
и на творчестве Крамского, но не в
непосредственном отражении, а пре-
ломленным через восприятие его ли-
рического героя.
	Некрасов, поэзия которого особен-
но созвучна Крамскому, откликался
на зрелице народного горя и в эпи-
ческих, и в лирических произведе-
ниях. Если поэмы «Кому на Руси
жить хорошю», «Мороз Красный нос»
можно условно сблизить по жанру с
картинами Перова, тб «Рыцарь па
Час», «Последние песниз—это граж-
данская лирика, напоминающая каэ-
тины Крамского. И гражданственная
тема в этом лирическом аспекте ззу:
чит, может быть, еще более остро и
скорбно, чем в эпическом рассказе.
	В мемуарах Репина упоминается о
том, как Крамской, передавая содер-
жание «Божественной комедии» Дан-
те, с особенным возмущением гово-
рил о тех, кто находится в первом
круге дантовского ада: они не делали
ни зла, ни добра и были отвергнуты
и адом, и небом. Худложнику-деятелю,
каким был Крамской, эгоистическое
равнодушие представлялось самым
страшным и позорным грехом.

Идеи Крамского идут в уровень ©
передовой общественной мыслью 60-х
годов, с идеологией просветителей ти-
па Чернышевского и Добролюбова.
При этом черты исторически неизбеж-
ной ограниченности не могли, конеч-
но, не сказаться на его воззрениях и
творческом методе. Они выразились
в чрезмерно обостренном внимании к
	индивидуальности и в тех нотах тра-
гизма, которые звучат в ведущей Te-
ме Крамского.
	Идея личной, моральной ответст-
венности художника в представлении
Крамского принимала оттенок само-
отречения, подвижничества, Его ге-
рои тверды в своем стремлении слу-
жить обществу, но эту твердость они
черпают только в самих себе, не видя
поддержки в том самом обществе,
которому они хотят служить. Именно
таким настроением порождена боль-
шая картина «Хохот», оставшаяся не-
законченной, которой Крамской при-
давал очень важное значение.

Постоянная угроза одиночества тя-
готеет над героями его картин. Ге»
роизм их духа проявляется в том бес-
страшии, с каким они продолжают
действовать, даже и оставаясь одино-
KUMH.
	Живопись Крамского может пока-
заться зрителю, знающему Репина н
Серова, несколько сухой. У Крам-
ского, действительно, не было такого
мощного живописного темперамента,
как у Репина. такого тонкого коло-
	` ристического дара, как у Серова. Он
	и сам лучше, чем кто-либо, чувство-
вал несовершенство своих живопиз-
ных приемов и один из первых отме-
тил как знаменательное явлёние на-
чавшийся в 80-х годах процессе mp
	светления палитры передвижников,
вторжения в нее ярких, солнеч-
ных тонов. Но сила Крамского —
	не в живописности. Когда он стре
мился сделать свои краски  рацост-
ными и светлыми, он впадал в непря-
ятную «пестроту», «аптечную разно-
цветность», как выразился Bepema-
гин. В лучших произведениях Крам-
ского красочная гамма скромна и дз-
же несколько сумрачна. И в этой
строгости, гармонирующей с идей-
ным пафосом творчества Крамского,
есть свое особое обзяниа.
	Иеред картинами Крамского мы не
думаем о форме отдельно от содео-
жания. Его картины воспринимаются,
как целостные образы, и за всеми
ними встает образ их создателя, по-
длинного художника, человека ог-
ромного ума и сердца, .
	Н. ДМИТРИЕВА.

Значение И. Н. Крамского в исто-
рии искусства не исчерпывается тем,
что он был выдающимся художником.
И. Н. Крамской больше, чем худож-
ник: он один из замечательнейших
русских людей своей эпохи. И можно
даже утверждать, что большим ху-
дожником он стал благодаря тому,
что был большим человеком-мысли-
Телем и общественным деятелем.

Из ретушера у странствующего фо-
тографа Крамской в несколько лет
сделался признанным вождем о моло-
дой реалистической школы в России.
В 1857 году он поступил в академию,
аз 1863 году юный Репин, тогда еще
робкий самоучка, впервые приехав-
нзий из Чугуева в Петербург, находит
уже в Крамском учителя, строго-
го и доброго наставника, опреде-
лившего весь его дальнейший путь.
	Крамскому в это время всего
26 лет, но ов — уже арбитр нового
искусства, непререкаемый авторитет
	для художественной молодежи. При-
мечательно, что новаторство Крам-
ского было совершенно свободно от
тех парадоксальных крайностей, к
которым нередко тяготеют пролага-
тёли новых путей в искусстве. Убэеж-
дение в необходимости нового, само
бытного не вытекало у него из огуль-
ного отрицания всего, что было ‘в
пронглом, а базировалось на чрезвы-
чайно верном, глубоком понимании
развития искусства как единого зако-
номерного процесса. Крамской обла-
дал умом мыслителя, широким и
вдумчивым, способным видеть в
прошлом предвестие настоящего, а в
настоящем прозревать ростки буду-
шего. И в равной степени были не-
приемлемы для него и фетишизация
старых мастеров и отрицание их,

Не занимаясь специально теорией
искусства, он был в то же время
дальновиднее и глубже многих тео-
ретиков. Если суммировать высказы-
вания, разбросанные в его обширной
перэписке, то получится стройная,
в высшей степени передовая система
взглядов Ha искусство, которую
очень кратко можно резюмировать в
	К 60-летию со дня смерти
И. Н. Крамского
©

И. Крамской. Автопортрет.
	следующих. тезисах: 1— признание в®-
дущей роли идеи в искусстве, 2 —
требование реализма и национально-
сти, 3—утверждение высокой ответ-
ственности художника перед общест:
BOM,

Крамской ясно отдавал себе отчет
в том, насколько великое и важное
	дело—искусство, какие серьезные
задачи ставятся перед ним, и соот-
ветственно этому у него выработа-
	лось представление о художнике но-
вого типа, как о человеке, идущем в
авангарде общества. «Мы же, рус-
ские художники, едва-едва дотягива-
ем только до того, чтобы не быть не-
веждами в глазах просто общеобразо-
ванных людей, —писал Крамской Ста-
сову.—Талант, даже гениальный... в