МУ СОВЕЩАНИЮ ПО `ВОПРОСАМ КОНЦЕРТНОЙ РАБОТЫ

=== СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО ===
			Как дирижер, ведущий повселнев-
ную концертную работу, я с глубо-
ким. удовлетворением отмечаю яеиз-
меримо возросший за последние годы
«музыкальный бюджет» наших  слу-
шателей. Музыка прочно вошла 8
жизнь и быт советских людей. В Мо-
скве и Ленинграде филармонии укре-
пили свои замечательные симфониче-
ские оркестры, широко развернули
концертную деятельность.

В то же время организация нашей
концертной работы и ее творческая
направленность заставляют желать
много лучшего.

В самом деле, если говорить о пос-
ледовательной пропаганде’ музы+
кальных знаний, то чем можно об’яс-
нить, что в нынешнем сезоне в Мос-
ковской филармонии совсем не было
представлено, скажем, творчество
Даргомыжского и Балакирева? Пови-
димому, руководители филармоний
смогут найти немало причин, оправ-
дывающих правомерность такого, а
не иного построения программы кон-
цертного сезона. Олнако нельзя
отрицать, что многие наши програм-
мы составлены унепродуманно,  слу-
чайно.

К. сожалению, пороки планирования
нашей концертной деятельности от-
рицательно сказываются и на важ-
нейшем разделе работы филармонии
— пропаганде советского музыкаль-
ного творчества, Несмотря на то, что
произведения советских KOMTIO3HTO-
ров начинакт входить в репертуар
симфонических оркестров, камерно-
инструментальных ансамблей,  наз-
вать это подлинной пропагандой со-
ветской музыки еще нельзя. Даже
выдающиеся произведения советских
композиторов исполняются  чрезвы-
чайно редко. Так, например, пятая
симфония С. Прокофьева за два се-
зона в Москве исполнялась всего три
раза, только. один раз в этом сезоне
была исполнена седьмая кимфония
. Пюстаковича; в этом году москви-
	работают, например, пПремирогеете
участники смотра молодых дириже-
ров или молодые дирижеры респуб-
ЛИК? .

Пора настоятельно потребовать и
увеличения числа концертных орке-
стров. Московская филармония, На-
пример, располагает только силами
Государственного симфонического
оркестра Союза ССР, который физи-
чески не в состоянии справиться со
всеми задачами, поставленными хУу-
дожественным планом сезона. Нель-
зя забывать © том, что успех нового
музыкального произведения в значи-
тельной мере предопределен BbICO-
ким качеством его исполнения, а это,
в свою очередь, требует от оркестра
достаточного количества  репетицйй,
на которые у него обычно нехватает
времени. Вопрос © создании второго
оркестра Московской филармонии
назрел давно и требует быстрого раз-
решения. ы

He менее важны вопросы воспита-
ния дирижерских кадров, а также
кадров артистов оркестра. В ряде
музыкальных коллективов перифе-
‘рийных городов ощущается острая
нехватка исполнителей на  деревян-
ных и медных духовых инструментах,
контрабасистов и альтистов‚ и STO
значительно снижает художествен-
ный уровень исполнения. Отсутртвие
доляаного количества оркестровых
кадров неизбежно ведет к .совмести-
тельству, которое принимает огром-
ные размеры и тормозит работу кол-
лективов. В наших условиях дирижер
и оркестр представляют собой одно
целое, и воспитание дирижерских и
оркестровых кадров должно быть
сосредоточено в специальном yued-
ном заведении.

Всесоюзное совещание деятелей
концертных организаций созывается
впервые. Хочется верить, что сове-
щание наметит практические меры к
разрешению всех этих наболевших
вопросов концертной деятельности.
	К ВСЕСОЮЗНО

Музыкальная
-тИЗНЬ
	Белоруссии
. ©
	А. БОГАТЫРЕВ:
> 1

+
	В музыкальной  действийельности
Белоруссии  замечаются iceppeatine
противоречия, мешающие нормальзо-
му развитию ее искусства. Это пре-
жде всего несоответствие между
интенсивной творческой работой бе-
лорусских композиторов! и слабо
пульсирующей концертной жизнью
республики. В последние {годы ком-
позиторы Белоруссии напибали значи-
	тельное количество  ру»юизведений
большюй формы — опервых, симфо-
нических и камерных. Жреди них
	можно указать на оперу \ «Алеся» и
вторую симфонию Е. Тиноцкого, ба-
лет «Князь-озеро» В.   Золотарева,
симфонию и фортепианый квинтет
1. Подковырова, оперу: «Надежда
Дурова», симфонию и сктипичную со-
wary А. Богатырева, рядт пройзведе-
ний Г; Пукста, Н, Аладова и других,
Из них в течение всего’ сезона ре-
ально прозвучали толькф четыре про-
изведения наших компазиторов (сим-
фонии Пукста, Полковырова и Ти-
конкого и танцовальная сюита Ала-
дова). . у

К 30-летию Октября белорусские
композиторы готовят ряд новых про-
изведений.

Однако перспективн: на дальней-
шее исполнение белорусской музыки
очень туманны, потому что работа
симфонического оркестра до сих пор
не налажена, его конщерты редки и
несистематичны, состаз не укомплек-
тован, и оркестр, пю существу, не
имеет постоянного и! серьезного ру-
ководства, так как Место главного
дирижера продолжаех пустовать,
	В связи с этим, еспественно, труд-
но говорить о серьезной пропаганде
в Белоруссии советской и классиче.
ской музыки. Я даже не могу вспом-
нить, какие произвежения  современ-
ных русских композиторов были
исполнены у нас в этом сезоне. При-
мерно в таком же положении нахо-
дится и камерная музыка. Квартет,
	существующий при филармонии, про-.
	фессионально еще ‘не окреп. Совев.
шенно не. привлекается к участию в
концертах филармонии наш лучший
	хоровой коллектив — ансамбль пес-
ни и пляски под управлением Г.
illupma, который ‘мог бы оказать
	болышную помощь в пропаганде хоро-
вой литературы и народной. песни;
этот коллектив также необходимо
укрепить и реорганизовать в респуб-
ликанскую хоровую капеллу.
Руководство филармонии недооце-
чивает пропаганду серьезной музыки
и явно прелночитает ей легкий жанр.
Все это достаточно отчетливо харак-
теризует деятельность Белорусской
филармонии, не пользующейся вни-
манием и поддержкой местных орга-
низаций, в том числе Республикан-
ского ‚управления -по делам. искусств.
До сих пор филармония не. имеет
своего концертного помещения, что,
	естественно, приводит к неоднократ-
ному срыву многих ее мероприятий
и мешает ей собрать свой слушатель-
ский актив,

К сожалению, белорусская музыка
не встречает Эсобого интереса и в
среде московских музыкальных ор-
танизаций. Оргкомитет Союза совет-
ских композиторов и Московская го-
сударственная филармония словно за-
были о белорусских  композиторах.
За последние три года в концертах
филармонии не было исполнено ни
одного произведения белорусского
музыкального творчества. А между
тем, работа белорусских композито-
ров нуждается в серьезном обсужле-
нии, хотя бы уже потому, что совре-
менная тематика еще не нашла свое-
To полноценного воплощения в их
произведениях последнеко времени.

Хочется надеяться, что совещание
концертных деятелей обсудит состоя-
ние музыкальной жизни Белоруссии
и поможет ее дальнейшему развитию.
	Заметки дирижера
	чам не довелось послушать симфонии
А. Баланчивадзе, «Сказание о битве
за русскую землю» Ю. Шапорина.
Музыкальная общественность столи-
цы и пресса высоко оценили новую
двадцать пятую симфонию Н. Мяс-
ковского, о ней много говорили, но.
несмотря на это, симфония новторе-
на не была. Не видно ве и в пред-
стоящих программах концертов. 3a
последнее время москвичи почти не
слышат музыки советских композито-
ров братских республик. Между тем,
произведения, уже заслужившие все-
общее признание и популярность,
должны прочно войти в репертуар
симфонических оркестров, а каждое
новое интересное произведение со-
ветского композитора необходимо
сразу же делать достоянием широких
масс.

Но это уже не только дело пра-
вильного планирования. Большинство
дирижеров недостаточно настойчиво
требует исполнения советской музы-
ки. Печально и то, что при малочис-
ленности наших дирижерских калров
такие признанные мастера, как А. Па-
зовский и А. Мелик-Пашаев, совсем
He появляются за симфоническим
пультом, редко дирижируют С. Са-
мосуд и Н. Голованов:

Плохо налажена гастрольная дея-
тельность  мастеров-дирижеров, Е.
Мравинский, например, дирижирует
в Ленинграде и крайне редко приез-
жает в Москву. Только в Киеве про-
текает деятельность Н, Рахлива.
Это же можно сказать и о большин-
стве московских дирижеров. Мы ва-
римся в собственном соку, не обме-
ниваемся творческим опытом, не по-
могаем молодым дирижерам, рабо-
тающим на периферии. Кто из нас
может ответить на вопрос о том, как
	новые задачи
	: > °o как Московская, Киевская и др., ор-
ганизованы университеты музыкаль-

Г .‚ ОРВИД ной культуры. В концертный обиход

° BOUL различные формы массовой

‘ли почему-то от концертной деятель-   работы — концерты-лекции, беседы,
	ности, не принимают никакого уча-
стия в пропаганде современной со-
ветской музыки, а это, несомненно,
отчуждает их от нашего слушателя
и лишает их перспектив творческого
роста,

Интерес народа к прошлому своей
отечественной культуры требует все-
мерного расширения репертуара рус-
ской музыкальной классики. В этой
области концертные организации, кое-
ато сделали. Были проведены боль-
шие циклы. русской симфонической и
камерной музыки, монографические
циклы, посвященные Чайковскому и
Рахманинову, и Т. д.
	Однако и программы русской клас-
сики недостаточно расширяются.
Вперзые исполненная симфония-узер-
тюра Глинки, первая симфония Рах-
манинова, восстановленная в партиту-
ре, уничтоженной композитором пос-
ле неудачной премьеры, прозвучали в
Москве по одному разу; в других го-
родах не исполнялись они вовсе.
Третья симфония Рахманиноза также
не вошла в обиход концертной жиз-
ни. Не раз указывалось уже на огра-
ниченный репертуар русской класси-
ки в программах Ленин адской фи-
лармонии, где отечественная музыка
не заняла еще должного места.

Чем далее от Москвы, тем более
суживается круг названий произве-
дений русской классики, нередко
ограничивающийся «Шехеразадой»
Римского-Корсакова и тремя послед-
ними симфониями Чайковского.

Существенным пробелом является
отсутствие в программах отрывков
или монтажей русских. классических
опер. Московская филармония поче-
му-то совсем отказалась от популя-
ризации оперного творчества. Киев»
ская филармония потратила много
труда и времени на концертное ис-
полнение «Паяцев» Леонкавалло и
«Манон» Масснэ, а сейчас трудится
над его «Вертером», оставляя в заб-
вении ряд опер Чайковского, Рахма-
нинова, Серова и ‘других. Особенно
слабо пропагандируется русская му-
зыка в Прибалтийских республиках.
В Эстонии в 1946 году русским ком-
позиторам, вернее Чайковскому, была
поквящена только одна симфониче-
ская программа. В этом году русским
	классикам Эстонская филармония
предоставляет всего полторы  прог-
раммы.
	Недостаточно внедряется русская
современная и классическая музыка
в репертуар национальных музыкаль-
ных коллективов, крайне неохотно
выходящих за пределы своего на-
родно-песенного творчества.

Между тем, застывшие репертуар-
ные рамки стали уже серьезным тор-
мозом в области развития исполни-
тельского мастерства национальных
хоров и оркестров. А ведь именно
эти коллективы, наиболее близкие
массовому слушателю. могли бы ока-
зать ценную услугу в деле его при-
общения и к наследию прошлого, и
к современной музыкальной культу-
	ре.

В практике национальных коллек-
тивов замечается также, что художе-
ственный руководитель, являясь ча-
сто единственным автором исполняе-
мого репертуара, крайне ревниво от-
носится к привлечению’ других, весь-
ма квалифицированных специалистов.
Главное же зло здесь в том, что не
всегда художественный  руководи-
тель обладает столь значительным
творческим дарованием, чтобы запол-
	нить своими произведениями весь
репертуар коллектива. Кроме Toro,
эта монополия чрезвычайно замед-
	ляет работу коллектива над  подго-
товкой новых программ.

Необходимо указать и на недоста-
точную работу многих ансамблей тан-
	ца в области русского танцовального
репертуара. В большинстве постано-
вок русского танца замечается увле-
чение гротеском, иронией,

Если это и уместко в хореографи-
ческих картинках старого мещанско-
го быта, то в народном танце рус-
ский национальный характер должен
найти более широкое и яркое отраже-
ние.

Русский народ отличается не толь-
ко юмором, но и благородством сво-
их чувств, силой и удалью своего
темперамента, безмерностью своего
героизма, красотой своего душевно-
го мира: Это богатство души русско-
го человека должно отразиться и в
его танце. Между тем проблема
русского танца еще не решена, и мы
часто наблюдаем, что за русскую на-
родную пляску выдается бессмыслен-
ный эклектический набор олнообраз-
ных эстрадных трюков, ставших по-
чему-то необходимой принадлежно-
стью таких псевдорусских танцев.

Главнейшая задача филармоний —
расширить музыкально-просветитель-
ную работу, использовать все`много-
образие ее организационно-творчес-
ких форм. Это — задача завоевания
слушателя, привлечения широкой
массовой аудитории, сплочения во-
круг концертных организаций MHO-
гочисленного слушательского актива.

Наполненность зала сейчас являет-
ся безошибочной проверкой как xy-
дожественного качества. концерта,
так и постановки  массово-воспита-
тельной работы филармонии со слу-
шателями. Отсюда вытекает необхо-
димость широкой организации выезд-
ных концертов в рабочие Дома куль-
туры, крупные промышленные райо-
ны, развития сети клубной работы
филармонии, устройства концертов в
школах, институтах, ‘ремеслечных
училищах и т. д.

Болышой перелом должен насту-
пить в концертном обслужизании
сельских районов.

Значительную часть своих концер-
тов филармонии должны проводить
на селе. Особенно это касается об-
ластных филармоний.

В настоящее время в СССР уже
функционируют более 130 музыкаль-
но-литературных лекториев; при не-
которых крупнейших  филармюниях,
	Смотр украинеких концертных организаций
	сореннюость репертуара оезидеиными
произведениями, увлечение эстрадно-
цирковым жанром в ущерб филармо-
нической работе—характерные явле-
ния в концертной деятельности мно-
гих украинских филармоний. Об этом
говорили в своих докладах замести-
тель председателя Комитета по де-
лам искусств при Совете Министров
СССР А. Петросян и заместитель
председателя Комитета по делам ис-
кусств при Совете Министров УССР
Ф. Козицкий. Положительная оценка
была дана работе музыкальных орга-
	безидейными   низаций республики в области сим-
	фонической музыки.
	тематические и монографические KOH-
церты и т. д., организуются выстав-
KH, слушательские конференции,
встречи слушателей < композитора-
ми и исполнителями. Хорошо постав-
лена в этом отношении работа Ле-
нинградской филармонии, поддержи-
вающей тесную. связь с массовым
слушателем. Из 3143 концертов, про-
веленных филармонией в 1946 году,
2878 приходятся на выездные кон-
перты в клубах, школах и др. Кон-
цертное бюро филармонии организо-
вало 35 лекториев в Домах культуры
и институтах. Абонементы, выпускае-
мые филармонией, быстро pacKkyna-
ются, и ее концертный зал всегда
наполнен. Нужно сказать, что або-
нементная система является  серьез-
ным фактором в деле организации
слушателя и улучшения музыкаль-
ной пропаганды, Важным разделом
является концертная работа с деть-
MH.

Однако все эти отдельные положи-
тельные моменты не определяют об-
щего: состояния массовой работы фи-
лармоний, которая пока не получила
должного развития. Особенно слабо
используются клубные площадки.
Обычный вид клубного концерта —
это ‹<борная, смешанная, наполовину
эстрадная программа, построенная по
случайному признаку и часто  про-
диктованная довольно низким вку-
сом администрации клуба. Во многих
же периферийных филармониях
смешанные, полуэстрадные концерты
являются почти единственной фэор-
мой концертной деятельности.

Недавно проведенный республикан-
ский смотр концертных организаций
Украины показал, что деятельность
многих филармоний (Ровенская, Ка-
менец-Подольская, Винницкая,
Херсонская, Кировоградская, Изма-
ильская) не превышает уровня KOH-
цертно-эстрадных бюро. Филармонии
эти почти не имеют своих творческих
штатов, не ведут никакой воспита-
тельной работы и явно предпочитают
эстрадно-цирковые жанры. В штатах
Сталинской филармонии, например.
всего три певицы, остальные-фиспол-
нители эстрадно-ниркового жанра. В
Одесской филармонии — творческие
штаты солистов представлены че-
тырьмя певицами и одним скрипачом.
Аналогичное положение ‘во многих
филармониях РСФСР, а также и в
республиканских концертных. органи-
зациях Прибалтики и др. Многие фи-
лармонии не имеют элементарной ма-
териальной базы для развития своей
деятельности и укрепления  творче-
ских штатов. Достаточно сказать, что
большая часть филармоний в нз-
стоящее время не имеет своих KOH-
цертных и репетиционных- помеше-
ний, жилищного фонда для творче-
ского и административного состава.

Это, конечно, тяжелые последствия
разрушительной войны; но это так-
же говорит и © том; что местные
организации не всегда помогают фи-
лармониям в создании нормальных
творческих условий.

Низкий ‘уровень административно-
руководящих кадров вызывает их не-
прерывную текучесть, В Карело-Фин-
ской филармонии за последние два
года сменилось четыре директора, в
Молдавской — два, в Ровенской —
восемь. В концертных организациях
РСФСР за последний год число сня-
тых с работы директоров дошло ло
21. 19. филармоний РОФСР не имеют
художественных руководителей.

Все эти факты настойчиво выдви-
гают проблему решительной органя-
зационной перестройки всей системы
концертных учреждений. Ощущается
настоятельная потребность в паое-
смотре чрезмерно разбухшей сети фи-
лармоний, часто по ‘содержанию и
уровню своей работы вовсе не oTse-
чающих -своему названию. Вместе 3
тем ряду филармоний, имеюнтих свои
штаты, коллективы и симфонические
оркестры, необходимо расширить диа-
пазон своей творческой деятельно-
сти. Вюпросы эстрадного репертуара
и гастрольной работы завершают
круг организационных и творческих
проблем, которые необходимо серьез-
	но обсудить на предстоящем совеща-.
	нии концертных деятелей.

Для плодотворной и решительной
перестройки концертной  ‘деятельно-
сти потребуется еще много серьезных
усилий и труда. Работа в этой обла-
сти только начата, и первые резуль-
таты говорят о ее плодотворности.
Для создания нового советского кон-
цертного репертуара ° привлечены
крупнейшие советские композиторы
Москвы, Ленинграда и братских рес-
публик. Особог внимание уделяется
новому эстрадному репертуару.

Приняты меры к организации про-
катного нотного фонда для. снабже-
ния периферии советской музыкаль-
ной литературой. В помошь концерт-
ным организациям в их массово-прос-
ветительной работе издаются лек-
ции-брощюры и  монографические
очерки о композиторах При Вс-
союзном гастрольно-концертном
об’единении организовано Все-
союзное лекционное бюро, назначе-
ние которого — обслужить квали-
фицированными  концертами-лекция-
ми крупнейшие новостройки и про-
‚мышленные центры страны. Осенью
во всех республиках и областях си-
лами концертных организаций будут
проведены смотры достижений  со-
ветского исполнительского искусст-
ва. Солисты и коллективы филармо-
ний выступят с широкой демонстра-
цией нового советского репертуара,
посвященного нашей современности.

Перестройка концертной  деятель-
ности проходит сейчас под знаком
подготовки к 30-летию Великого Ок-
тября, под знаком максимальной мо-
	билизации всех сил и средств для
достойного ознаменования этого
исторического юбилея’ вашей роди-
	ны, Нод знаком широкой демонстра-
ции всех достижений советского ис-
кусства, за 30 лет существования
страны социализма.
	Постановления ЦК ВКП(б) и док-
лад тов. Жданова о литературе и ис-
кусстве помогли вскрыть существен-
ные идеологические и творческие
пробелы также в деятельности кон-
цпертно-эстрадных организаций. Перел
концертными организациями, как и
перед всеми учреждениями искусст-
ва, встала во весь рост проблема пол-
ного подчинения своей работы залда-
чам политической и художественной
пропаганды, задачам - коммунистиче-
ского воспитания народа, В связи с
этим был проведен ряд мероприятий
по реорганизации концертной практи-
ки и намечены пути, которые должны
приблизить филармоническую дея-
тельность к современным задачам
воспитательной работы. :
	В настоящее время почти повсеме-
стно пересмотрен и очищен концерт-
ный репертуар; осуществлены зака-
зы на новые произведения, отвечаю-
шие требованиям современной темы.
В ряде концертных организаций пе-
ресмотрены исполнительские штаты,
расширены формы филармонической
деятельности и  масесово-просвети-
	тельной работы. Шире проводится
	пропаганда современной и классиче-
ской симфонической музыки, камер-
но-инструментального и народно-пе-
сенного творчества.
	Повысился уровень деятельности
Ленинградской государственной фи-
лармонин, которая, значительно рас-
ширив за последнее время свой pe-
пертуар советской музыки, умело ее
популяризирует. Все больший  раз-
мах приобретает деятельность Мос-
ковской филармонии. Можно  отме-
тить также успехи в работе Азер-
байджанской филармонии, сумевшей
организовать большой симфонический
оркестр и успешно использующей его
для пропаганды советской музыки.
Заслуживает  поошрения  деятель-
ность Армянской, Харьковской и ря-
да других филармоний,

Однако общий уровень концертной

жизни продолжает отставать от уров-
ня современных задач. Концертные
организации перестраивают свою ра-
Gory чрезвычайно замерленными тем-
пами.
_ Основная проблема исполнитель-
ских организаций, проблема реперту-
ара, не разрешена еше до конца.
Улельный вес советской музыки В
программах республиканских филар-
моний, несомненно, повысился, глав-
вым образом за счет произведений
композиторов данной республики. Это
факт огромной важности, знамену:о-
щий большие успехи национальной
музыкальной культуры, которая име-
ет уже в своем активе ряд произве-
дений, отмеченных Сталинскими пре-
МИЯМИ. ,

Однако, уделяя большое внимание
творчеству местных композиторов,
филармонии редко руководствуются
принципом строгого отбора исполняе-
мого материала. Республиканские фи-
лармонии часто забывают о своей
обязанности пропагандировать лут-

шие произведения KOMMNO3UTID 3B
братских республик, в TOM числе
современных русских авторов.

Многие  ростижения современно-
го русского симфонизма, оратори-
ально-кантатного и камерного TBOD-
чества почти совсем неизвестны
слушателям республиканских и пе-
риферийных центров страны. В Таш-
кенте в 56 симфонических концер-
тах, проведенных в 1946 году, совре-
менное русское симфоническое твор-
чество было представлено только од-
ной симфонией Кабалевского. В сим-
фонических концертах Киргизской
одного произведения советского ком-
позитора. В 14 симфонических кон-
пертах, запланированных на 1947 гол
Эстонской филармонией. совремеч-
ные русские композиторы занимают
всего две с половиной программы.
Кроме того, круг названий исполняе-
мых современных произведений,
обычво ограничивается седьмой сим-
фонией Шостаковича и концертами
Хачатуряна, реже встречаются про-
	изведения Мясковского, Глиэра, Ка?
	балевского. Произведения же таких
мастеров, как Прокофьев, Шапорин,
Попов, Раков, исполняются всего
лишь в одной-двух филармониях УК-
раины.

Плохо пропагандируется творчест-
во композиторов братских республик.
В концертных планах даже таких
крупных филармоний, как Киевская,
Харьковская и др., нельзя найти ни
одного произведения грузинского,
армянского или белоруеского компо-
зитора. Отчасти этот же упрек мож-
но отнести и к Московской филармо-
нии, которая широко демонстрирует
творчество московских композиторов,
но еще не выполняет своего назначе-
ния, как всесоюзная концертная
эстрада, пропагандирующая лучшие
достижения музыкальной культуры
народов’ Советского Союза. Дея-
тельность Московской филармонии
	области пропаганды советской

В

музыки ограничивается в основ-

HOM ознакомлением музыкальной
с новыми

общественности столины
	произведениями. Между тем, многие
значительные произведения совет“
ской музыки, в том числе отмечен-
ные Сталинскими премиями, годами
ждут повторного исполнения даже в
Москве; в других же городах неко-
торые из них еще ни разу не ис-
полнялись. Это нельзя назвать пропа
гандой.

Почти совсем не работают филар-
	монии над распгирением советского
репертуара своих вокалистов. Ини-
циатива в составлении программ
	здесь целиком предоставлена самим
исполнителям, которые до сих пор
еше редко интересуются современ-
ной музыкой. Певцы словно соревну-
ются между собой в исполнении во-
кальной классики, а советская во-
кальная литература лежит под спу-
дом. Иногда же под видом «совет-
ской музыки» исполняются. старые
дореволюционные фомансы. совре-
менных композиторов, зачастук’ де-
кадентского, упадочного содержаная.
Кстати говоря. многие вылающиеся
советские певцы сейчас совсем отош-
	`Недавно закончило свою работу
республиканское совещание директо-
ров и художественных  руководите-
лей филармоний и музыкальных кол-
лективов Украины.

Смотр областных филармоний, про-
введенный согласно постановлению
Совета Министров УССР, помог вы-
явить целый ряд отрицательных сто-
рон в концертной деятельности му-
зыкальных организаций республики.
Игнорирование репертуара на coBpe-
менную советскую тематику, низкая
квалификация ряда исполнителей, за-
	Кто отвечает за работу Казахской (илармонни?
	Свънне 10 лет существует Государ-
ственная казахская филармония, в CI-
ставе которой имеется ряд музыкаль-
ных, хоровых и танцовальных  Кол-
лективов. <

Однако работа Казахской филармо-
нии стоит еще на низком уровне.

Вновь организованный в прошлом
году Государственный симфонический
оркестр под управлением заслуженно-
го деятеля искусств Казахской ССР
дирижера Л. Шаргородского до сих
пор не укомплектован, квалификация
его музыкантов в общем не высока.
Симфонический оркестр не имеет по-
стоянной площадки. Небольшое зда-
ние Kasaxcxont 4 илармонии CO зри-
тельным залом 500 мест и малой
сценой не приспалоблено для концеф-
тов симфоническу ги коллектива. По-
этому симфониче ий оркестр вынуж-
ден выступать т@ьжо один раз в не-
делю в помещен Государственного
казахского ака ческого театра
оперы и балета в го выходные дни.
Это значительно {53

Но основные ро
го оркестра крокся в его репёртуа-
ре. Дирижер оркестра предпочитает
легкую музыку Типа вальсов Штрау-
	са. В лучшем случае исполняются
популярные ‚оперные увертюры. Со-
всем плохо проНагандируется  совет-
ская музыка. За полгода симфонизе-
ский оркестр только один фаз удосу-
жился дать концерт из симфониче-
ских произведений советских компо-
	У руководителей Казахской филао-
монии (директор Ж. Саин, художест-
венный руководитель Л. Шаргород-
ский) установился странный обычай:
филармония заказывает композиторам
новые произведения, получает их, вы-
плачивает гонорар и затем... прячет
в архив. Когда же композиторы пы-
таются протестовать против этой по-
рочной практики, им безапелляционно
заявляют р
	В голы Великой Отечественной
	‘войны на всех, фронтах, зачастую в не-
	посредственной близости к передо-
вым позициям, можно было встре-
тить артистов советской эстрады.
Многие из них были награждечы
боевыми орденами и медалями за
концертную работу в трудной фрон-
	-товюй обстановке.

В послевоенный период эстрадное
искусство, как и все искусство в
целом, было призвано помогать наше-
му народу-строителю в его созида-
тельном, творческом труде.

В настоящее время мастера эстра-
ды решительно очищают свои ряды
от халтурщиков и приспособленцев,
пропагандирующиих кое-где с подмост-
ков эстрады безидейные и пошлые
произведения.
	Еще не целиком очищена наспа эс-
трада от этого сорта людей, но болъ-
	шая работа в этом направлении уже
проведена.

В репертуаре эстрады, наряду с
отдельными удачными произведения-
ми, широко популярными среди со-
ветского народа, оказалось немало
недостойных и чуждых нашему зри-
телю. Больше всего это относится к
репертуару речевого и вокального
разделов.

Советская эстрада должна была
почти заново создавать новый репер-
туар, отвечающий возросшим требо-
ваниям народа. За месяцы, прошед-
шие со времени решений Централь-
ного Комитета ВКП(б) по вопросам
литературы и искусства, лучшие ак-
терские и писательские силы, рабо-
тающие в жанрах малых форм, <оз-
дали ряд интересных произведений
на современную тему.

Образы героев ‘нашего времени,
строителей сталинской пятилетки,
	героев Великой Отечественной звои-
ны, появились в произведениях, на-
писанных для эстрады писателями,
поэтами и композиторами: Б. Лавре-
невым, В. Пановой, В. Лебедевым-
Кумачом, Е. Долматовским, А, Соф-
роновым, М. Светловым, А. Жаро-
вым, И. Прутом, Л. Ленчем, Г. Рык-
линым, В. Поляковым, В. Соловье-
вым-Седым, А. Новиковым, М. Блан-
тером и И. Дунаевским, И. Ильиным
		<
Е. БРУСИЛОВСКИЙ
>

— Гонорар вы получили, что вам
еще надо? Произведение это наше,
и все ..

Так годами лежат в архивах фи-
лармонии два симфонических произ-
ведения В. Великанова «Ленинградны
—дети мои!» и концерт для форте-
пиано < оркестром. Так до сих пор и
остались неизвестными слушателям
Казахстана новые произведения
М. Тулебаева, Л. Хамиди, А. Жуба-
нова и других. Ряд рукописей новых
произведений композиторов Казах-
стана вовсе пропали из нотной биб-
лиотеки филармонии.

Не ясен творческий профиль’ Госу-
‘дарственной казахской капеллы (py-
ководитель заслуженный артист. Ка-
захской ССР Б. Лебедев). Она не 34-
воевала популярности ‘у слушателей,
и концерты ее чрезвычайно редки. За
истекшие полгода она выступала
лишь 4—5 раз. О своем репертуаре
капелла не очень заботится. :

Филармония мало работает над об-
вовлением репертуара своих эстрад-
ных ансамблей (под руководством на-
родных артисток Казахской CCP
Ж. Омаровой ай Шары); не помогает
повышению квалификации их арти-
стов. Она совершенно не ведет музы-
кальной пропаганды среди широких
масс трудящихся республики и He
организовала работы лекционного; бю-
ро. Пока что деятельность филармо-
нии не отвечает задачам музыкально-
го воспитания слушателей,

К участию в концертах Казахской
филармонии совершенно не привлекз-
ются солисты двух оперных театров
Алма-Ата, в том числе такие при-
знанные мастера, как народная арти-
стка СССР К. Байееитова, ‘народные
артисты Казахской ССР К. Жандар-
беков, М. Ержанов, С. Калтон и др.
	это свидетельствует о крайче

низком идейно-художественном уров-

_не работы Казахской филармонии, ко-

торая и не пыталась перестроить свою

концертную деятельность в соответ-
ствии с новыми задачами.

Из рук вон плохо поставлена в е<-
публике работа концертной эстрады.

Концертно-эстрадное бюро в Алма-
Ата (заведующий Г. Лебедев) прояв-
ляет мало инициативы в культурном
обслуживании трудящихся столицы
Казахстана. Артисты эстрады не име-
ют постоянных площадок для концер-
тов даже летом. В прошлом году два
больших парка Алма-Ата ограничили
свою «культурную» деятельность ог-
крытием шашлычной и карусели. До
последнего времени на эстраде под-

визались разные цыганские хоры, 2т-
тракционы типа «Летающая дама»,
укротители медведей и т. д. Только
в этом году к нам приехали первые
гастролеры из Москвы—И. Набатов,
Л. Геоли, М. Эпельбаум. Но это чрез-
вычайно редкие гости на алмаатин-
ской эстраде.

В Казахской ССР имеются крупные
индустриальные центры всесоюзного
значения: Караганда, Балхаш, Чим-
кент, Актюбинск, Риддер, Джезказ-
  ган, Коунрад и др. В этих промыш-
  ленных районах живут многие десят-
ки тысяч рабочих, техников и инже-
неров. Редко-редко сюда случайно
забредет гастролер—акробат, фокус-

‚ник, жонглер, куплетист,—действую-
щий на свой риск и страх, не связан-

‘ный ни с какой концертной органи-
зацией.

_ ВГКО не считает нужным посылать
в эти крупные промышленные райо-
ны лучшие музыкальные коллективы
н квалифицированных ‘артистов.

Управление по делам искусств при
Совете Министров Казахской ССР на
заботится о повышении идейно-худо-
жественного уровня работы концерт-
ных организаций своей республики.
	Комитета нашей партии, <> аритесняла
Темы славной истории И. ЧЕКИН пытался п
Москвы, горолов-героев, ° против ee

wel УР gay gfe ae Oo oi ees
	большой дружбы  брат-
ских народов, темы с
звучат в новых работ:
эстрады.
	тритесняла каждого, кто тельные работы на эстраде несомнен-.
пытался поднять голос  но ценнее устаревитих «записных кни-
	незаконных   жек» А. Менделевича. сомнительных
	ораг- т ACHCTBHE, утверждая В острот Г. Амурского и классических
темы строительства   своей практике низкопоклонство пе-  цитат В Евгеньева.
	работах артистов
	Кое-кто из наших мастеров и лауре-
атов страдает излишней ‘самоуспоко-
	ред Западом, подражательство и фор-
малистические приемы балетного ис-
	В ряде произведений, подготовлея-   бУсства, она в репертуарных планах   енностью и зазнайством.
	У одних—это почивание на лаврах,
надменное отношение к товарищам,
затяжная творческая «пауза» (Л. Ля-
	Б иных случаях (у Л. Сухининой и
	ных актерами, с сатирической остро-
той наносится удар по отдельным
нездоровым явлениям нашего быта,
беспощадно высменвается равноду-
шие отдельных чиновников и бюро-
кратов. Эти новые  работы-—только
начало серьезной творческой пере-
стройки артистов советской эстрады.
	Вдохновенная тема — о граждани-
не советской эпохи. участника строи-
	писала о танцах на тему «Русская
женщина». - :
	Гремину сменили, и сразу творче-
	ская атмосфера оказалась оздоров-   дова и.Н. Пантелеева)
	ленной.
	Е Жк 7

К сожалению, некоторые эстрадные  . И. Злобина)—нежелание выступатьз
организации видят свою основную 3а-  районах, требование сольных KOHMED-
et 5 а АЙ Я
	мол, мы хуже Редель и
	дачу в том, чтобы только выполнять   тов (чем, Mo.
финансовый план, и тем самым -пре-   Хрусталева?!).
	вращаются в коммерческие предприя-
	дин из руководителеи ВГКО,   хотя репертуар («Пой,
И. Бортнянский, приписывающий се-   0й») н исполнительские
бе ряд достижений советской эстра-   сти не дают на это права.
	Слишком легко завоевывают у нас
	закже звание «мастер» и право кз
индивидуальную афишу. А это не
	ды, на самом деле способствовал
превращению ВГКО в большую про-
катную контору.
	о >: mee se fh wa a

И. Бортнянский не верил в силы   может не тормозить развитие эстрад-

а ОР  Om tome om lw
	ного искусства.
	молодых артистов, относя их в раз-
ряд «нерентабельных», всячески поп-
держивал халтурные ансамбли (на-
пример, ансамбль: под руководством
Бронской), пропагандировал высгуп-
ления псевдоцыганских певиц и пот-
ворствовал рваческим настроениям
отдельных актеров, утверждая им
сверхвысокие ставки.
	Наконец, у некоторых (Владимно
Коралли) это выражается в жела-
ний выступать только на самых круп-
ных плозцадках. Москвы и Союза,
хотя репертуар («Пой, ласточка,
пой») и исполнительские возможно-
	тельства коммунизма — вот основа, тия, в прокатные конторы,
	зеуважение артистов эстрады к сво-
ему делу, к советскому зрителю.
Олин из  руковолиталей BIRO.
	нового фельетона Н.. Смирнова-©о-
Кольского. Песни о родине, о Моск-
ве, о неузнаваемых окраинах и боль-
ших городах готовит Леонид Утесов
со своим джаз-ансамблем. Программу,
целиком посвященную теме нашей
родины, покажет К. Шульженко. Она
начинает ее новой песней М. Исаков-
ского © Москве. JI. Teo, долгое
время выступавшая со старым репер-
туаром, подготовила новые песни <о-
ветских композиторов.

Болыная творческая активность ха-
рактеризует теперь работу мастеров
художественного слова. Лучшие про-
изведения советской литературы пе-
ренесены на эстраду в форме специ-
альных композиций,

Однако еше . сохранились на
советской эстраде ‘артисты, тянущие.
ве назад, пытающиеся жить. стазым.
никуда He годным «багажом». Об.
‚этих людях мы не можем здесь умол-
чать.

Всего лишь месяц назад певица
Изабелла Юрьева, об’ясняясь по по-
воду ее концертов в Москве, заявила:

«Я знаю, что вам надо. Вам нужны
певицы только с советским репертуа-
ром».

И..Юрьевой и ее некоторым подра-
жательницам нужно всерьез подумать
о своем месте на советской эстраде.

Не так давно в адрес общественных
организаций поступило коллективное
письмо артистов балета ВГКО о том,
что слелует заннтересоваться «вот-
чиной» Н. Греминой.

Возглавляя балетный сектор ВГКО.
	Ы. Гремина долгое время создавала
видимость активчьй и полезной pado-
ты своего сектора. Как выяснилось,
все это было лишь ка? жущшимея бларо-.
получием. Действуя но принципу «раз-
деляй и властвуй», она тормозила осу-
ществление всякого нового начинания,

Некоторые исполнители, не желая
признать свою творческую демобилн-
	зацию, ссылались на военные заслу-
ги и боевые походы. Но их боевые
заслуги никак He могут оправдать
ослабленную творческую активность
и плохой репертуар. На эстраду про-
должают постопат nr РЗАКААВЛЫХ
	NA FA SAA ERNE Santenmne hall NE RPA SEM EDA hE мака ee A ных _кеазнруув

& писателей примитивные произведения.
советской эстраде а! CTH, янущие   нашей страны, выходя на эстраду, до Во многих из них не TPO pay  fv t-
	IEEE ENO NOI ТР: Ея.
сих пор еше исполняют произведения   то все в порядке, а на деле—поверх-
многолетней давности. Пренебрежи-  ностый и искаженный показ нашей
ельно относясь к запросам эстрад- жизни. Молодой автор Маринчик на-
тых организаций, опираясь на свою по-   писал скетч на тему «Увлечение Ев-
пулярность. завоеванную ранее,   ропой». Репертком_ предложил ем

‘TTF Lronmrmrann a Se -»e.. 2...
	ес:   сре, переделки, и автор. сма-
рых администраторов, из года в год стерил их через... три часа. Некото-
играют одну и ту же сцену Шванди рые драматурги не пишут, а букваль-
с солдатами, либо сцену Кудряша ‘и! но «выстреливают» сгои  произведе-
Варвары, исполняют одни и те же ‘от-  ния На лебуо ЗАМУ mnkas eacnoe W
	чоложение у них уже имеются гого
вые каркас, скелет, схема,
	Осуществляя поставленные перед
ами партией и государством задачи.
Ы. должны создать новый  высоко-
	мы. должны создать новый,  высоко-
художественный и глубоко идейчый
репертуар.
	Все, что сделано за полгода, про-
	рывки из «Нитуш», «Принцессы цир-
ка» ит. д.
	Администраторы боятся новых пе-
	  сен, боятся молодых актеров, хотя на- н
	ша действительность ежедневно оп-
ровергает их боязнь. Достаточно. на-
звать, например, Л, Орданскую и Б.

ry...
	Е В Е ЕР, ES
якута, с успехом исполняющих сей-
час отрывок из малоизвестно® Ther
	М. Горького «Яков Богомолов», Г.
Нашкову a H. Гриценко, выступаю-
щих со сценами-из комелии Корнейчу-
ка «Приезжайте в Звонковое» `М_ На.
	званова и Б. Оленина, показывающих CTBOR
	эотрадную композицию ‹.
Гольлони. Эти своеобразные
	ах
композицию «Лтун» по  ного искусства
и своеобразные и значи-’ стройке.
	выступавшие в прениях особенно
подчеркивали необходимость повы-
шения культуры аттистов эстралы.
	Существенные недостатки были
отмечены в работе  гастрольно-кон-
пертного бюро Украины (дирехтор
	т. Вольский}.

Совещание наметило пути \ nap.
нейшей перестройки и ‘улучшения
концетугной. паятьльзости,
	EE EN

из малоизвестноя пьесы шедшие после решения Центрального

eran Wunnaee orn.
	Комитета нашей партии, это только

начало. ‘
Созываемое на-днях ^` совещание

концертных деятелей будет. способ’
	я1ь угреплению позиций эстэад
искусства и творческой пере
	наряду с писателями, ведущие ма-
стера и наиболее. одаренные предста-
вители молодежи, лауоеаты первого
и второго конкурсов эстрады подго-
товили ряд новых работ, которые
	должны явиться творческим ответом
	артистов на решения Нентоального