СОБЕТЕКОЕ ИСКУССТВО
	EE
	К 17-й годовщине со дня смерти В. Маяковского
ee OTD
	[Театральная тралиция
		На первый взгляд может показать-
ся странным и неожиданным самое со-
поставление имени В. Маяковского со
словом «традиция». Маяковский —
всегда и во всем неугомонный нова-
тор, постоянный искатель, проклады-
ватель новых путей в искусстве, и
вдруг такое «тяжеловесное» поня-
тие, как традиция.
	Но речь идет не о чем-то непо-
	движном, каноническом. Мы гово-
рим о движении вперед, о новом и
подлинно современном, что имеет
	прямое отношение к нашей сегод:
няшней драматургии и театру.
Сейчас, когда < новой остротой пе-
ред нашим театральным искусством
стоит задача борьбы против бессодер-
жательности и пошлости во всех ее
видах, борьбы за произведения, про-
никнутые высокой идейностью, вспом-
нить о театральной работе В. Мая:
ковского это менее всего значит
только отдать очередной долг его па-
мяти. Советский театр испытывает
в этом настоятельную необходимость.
Маяковский говорил: «Попытка sep-
нуть театру зрелищность, попытка
сделать подмостки трибуной —в этом
суть моей театральной работы». Op-
ганическое сочетание публицистич-
	ности, проблемности с зрелишностью,
	действенностью  и поэтичностью и бы-
м определяющим качеством драма-
тических произведений В. Маяковско-
го от «Мистерии-Буфф» до «Бани».

Вряд ли нужно особо оговаривать,
что невозможно и беспельно  попра-
	жать неповторимой манере —Маяков-
ского-драматурга, заставившей  не-
давно одного иностранного критика
писать о «свифтовских тонах» пье-
	сы «Клоп». Но как поучительна и
плодотворна сама по себе установка
на веразрывное сочетание проблем-
ности и зрелищности, блестящее ис-
пользование в целях непосредствен-
но агитационных того, что можно
назвать игровой стихией театра.
Единственные в своем роде примеры
такого построения и давал Маяков-
ский в драматургии.

Смелость соединения подчас наро-
чито резких ‘сценических приемов с
острой мыслью, средством выраже-
ния которой они оказываются, род-
нит Маяковского < исконной тради-
цией русской драматургии и в первую
очередь < традицией русской коме-
дии. И, ставя вопрос, кому родня Ма-
яковский-драматург, мы вправе отве-
тить: Гоголю и Сухово-Кобылину
прежде всего.

«В моей пьесе нет положений, ко-
торые не опирались бы на десятки
подлинных случаев», говорил Мая-
ковский о своей комедии «Клоп». Он
с полным правом мог сказать это и о
других своих пьесах. Публицистиче-
ская острота постановки той или
иной общественно важной проблемы,
основанной на широком наблюзении
живых фактов действительности, и
яркость театральной формы — вот
отличительная особенность пьес Ма-
яковского, сближающая их с выдаю-
щимися произведениями русской ко-
медиографии.

Противопоставление глубины мысли
и юмора, идейности и развлекатель-
ности ‘комедни «характеров» и коме-
дии «положений» всегда было чуждо
традициям русской драматургии. Для
Фонвизина и Гоголя, Грибоедова и
Сухово-Кобылина, а в советскую по-
ру именно для Маяковского сатири-
ческая  заостренность и сюжет-
ная занимательность,  «сиюминут-
ность», как говорил автор «Мистерии-
Буфф», и обобщенность всегда об’е-
динялись в цельном органическом
единстве, в основе которого лежала
та или иная социально значительная
идея.

Злободневность пьеё Маяковско-
го—только одна ‚из их особенностей.
Подобно «газетным» стихам Маяков-
ского, они намного шире той задачи,
которую ставил себе поэт как агита-
тор в каждый данный момент. Их
значение —в масштабности  разреще-
ния той или иной актуальной темы,
будь то борьба против обывательши-
ны («Клоп») или против бюрократиз-
ма («Баня»).

Закономерно поэтому, что в луч-
ших произведениях советских драма-
тургов, писавших уже после Маяков-
ского, мы встречаем в той или иной
степени продолжение и развитие тех
же тем, которые в свое время затра-
гивал Маяковский.

Тут необходимо сделать одно су-

Сотни разрушенных городов — та-
ков один из итогов вражеского наше-
ствия на нашу страну.

Решением правительства 15 круп-
нейших городов РСФСР выделены
	как важнеишие и первоочередные
об’екты восстановительного строи:
тельства,

Сложная и ответственная задача
	создания полноценных проектов их
восстановления и реконструкции воз-
ложена на Академию ‘архитектузы
СССР, ТГипрогор и другие организа-
ЦИИ,

Проекты эти должны дать такяе
решения, которые позволят создать
подлинные образцы советского со-
циалистического города и в то же
время обеспечат осуществление вос-
становительного строительства в пре-
дельно короткие сроки и с наимень-
шими материальными затратами.

Изучая законченные проекты, в
значительной своей части уже Утвер-
жденные; но не осуществленные еще
в натуре, мы должны констатиро-
вать, что указанные выше задачи
не получили в некоторых ‹<лучаях
правильного разрешения. Одной 413
основных причин этого является о
обстоятельство, ‚что центры городов
проектируются без достаточного уче-
та их исторически сложившейся архн
тектурной основы. В ряде проектоз
предлагаются формальные, оторван-
ные от реальных условий и масшта-
ба города решения. Примером таких
решений, нам кажется, являются про-
екты реконструкции центров  горо-
дов Калинина и Смоленска.

Архитектурный облик Смоленска
неразрывно связан < окружающей его
центральное ядро крепостной ‘стеной.
Сооруженная в ХУГ веке русским зод-
чим Федором Конь, являясь, по об-
Разному выражению того времени,
«ожерельем России», смоленская сте-
на представляет первоклассный исто-
рический памятник русской ‘крепост-
ной архитектуры. Она вошла в исто-
рию города как символ высокого.
патриотизма и величайшего мужества’
русского народа.в период _ Отечест-
венной войны 1819 года Прекрасно

венной войны 1812 года. Прекрасно
связанная с топографией города, кре-
	постная стена является фактором,
	великого поэта
	щественное , замечание. Линия коме-
дийно-сатирическая всегда была осо-
бенно энергично выявленной в дея-
тельности  Маяковского-драматурга.
Пафос обличения всего старого, :^-
стойного, тормозящего расцвет совет:
ского общества, выраженный так
отчетливо в многочисленном цик-
ле его сатирических  стихотворе-
ний, одухотворял и его созда-
ния в области драмы. Эта сатириче-
ская устремленность со всей опреде-
ленностью дала о себе знать уже в
первой пьесе, написанной Маяковским
в советскую эпоху, в «Мистерии-
Буфф». Однако самое название пьесы
свидетельствовало, что рядом с ли-
нией «буфф>—фезким и беспошадным
осмеянием разрушаемого революцнон-
ным народом старья, в ней с немень-
шей силой намечалась линия «мисте-
рии» — утверждения великого пафо-
‚са революционного созидания. В этом
‘было то новое, что принесла с собой
советская эпоха, сопиалистический
строй, который именно  отрицатель-
ные явления и отрицательных персо-
нажей делал исключением и откло-
нением от нормы. Положительный
герой оказывался теперь первым, не-
обходимым и обязательным участни-
ком действия пьесы, противостоящим
в самом ходе действия. а не только
за его пределами, как это было, на-
пример, в <Ревизоре», персонажам от-
рицательным. И характерно, что В.
Маяковский, продолживышний в «Кло-
пе» и «Бане» свою работу драматур-
га именно в направлении «буфф», в
то же время сохранял в этих своих
произведениях мотив утверждения,
особенно отчетливо сказывающийся в
его последней пьесе — «Баня», где
бюрократу, зазнавшемуся  невежде
Победоносикову, противопоставлена
целая группа персонажей — носите-
лей идей прогресса советского обще-.
ства.
	Разве не тема «Бани», развитая и
обогащенная всем тем новым, что
принесла с собой бурно развивающая-
ся жизнь советского общества, уга-
дывается в столь своеобразных и
вместе ¢ Tem глубоко типических
коллизиях пьесы «Фронт» А. Корней-
чука? В одной из передовых /статей
«Правды» за несколько месяцев до
начала Великой Отечественной вой-
ны говорилось о том; что «Подлин-
ный большевик никогла не снизит
требовательности к самому себе, не
успокоится на достигнутом. Ему всег-
да присуще чувство большевистской
тревоги за порученное дело. Он живет
	не только сегодняшним днем, он
смотрит вперед, никогда He теряет
чувства перспективы. Подлинный
	большевик не уподобится тому бюро-
крату, который выведен Маяковским
в образе Нобедоносикова...». Не ту же
ли тему, с новой остротой возникшую
в условиях военных дней, тему вреда
самоуспокоенности, застоя, зазнайст-
ва, воплотил А. Корнейчук в образах
«Фронта»?

И случайно ли, что вольно или не-
вольно, но в особенностях построения
этой пьесы, в характеристиках от-
дельных персонажей проявилась оче-
видная близость к тому, что с пол-
ным правом следует назвать театраль-
ной традицией Маяковского? Дело
не только в бросающемся в глаза
сходстве обрисовки отрицательных
персонажей пьесы с той резкостью
сатирического обличения, которая
отличает осмеиваемых и разоблачае-
мых персонажей «Клопа» или «Бани».
Еще более характерно  сочетанне—
смелое и до конца оправдавшее себя
— начала героико-патетического с ко-
медийно-сатирическим, которое со-
ставляет такую своеобразную особен-
ность стиля пьесы «Фронт».

Наряду с близостью друг другу
«Бани» и «Фронта» не менее отчетли-
во выступает и разница между ними,
сказываюшаяся прежде всего в том,
что у А. Корнейчука, бесспорно, го-
разло более разработанной оказывает-
	  CF линия положительных героев. Нет
	сомнения, что, если сравнить, напри-
мер, знаменитых «апостолов» с поло-
жительными персонажами «Бани» —
изобретателем Чудаковым, рабочими
Двойкиным и Тройкиным, то, конечно,
сравнение будет в пользу первых,
Они неизмеримо полнокровнее, жиз-
	неннее, более психологически напол-
нены. В этом нашли свое отражение
	и самый процесс развития нашей жиз-
	Ни, в которой раскрылся с несравнен-
но большей определенностью облик
	ТРИБУНА АРХИТЕКТОРА
		CHAM FCHYCCTB
	кое сражение, сразу началось созида-
ние новой жизни.

Недостаток драматургическог
опыта, говорит И. Анисимов, мешает
иногда автору найти нужное сценм-
ческое решение замысла, поэтому от-
дельные сцены пьесы кажутся не-
сколько схематичными. Но в пьесе
чувствуется дыхание жизни.
	И. Анисимов считает, что в работе
над спектаклем будет преодолена от-
рывочность ряда сцен пьесы и прояв-.
ляющаяся местами  сентименталь-
ность, Творческие усилия коллектива
Театра им. Вахтангова, принявшего
эту пьесу к постановке, должны
быть направлены на создание муже-
	ственного, увлекательного и праздч-
	вого спектакля о замечательных mo-
	дях нашеи страны.
ba]

А. Дикий, выступивший с докла-
дом по пьесе М. Алигер «Заре на-
встречу», отметил своеобразие этого
произведения, посвященного — пол-
	польной борьбе советской молодежи
	против немецко-фашистских — захзат-
	чиков.

В пьесе, говорит А. Дикий, ис-
кренно, глубоко и взволнованно по-

казана вера советских людей в близ-
кую победу. Герои ньесы—юноши и
девушки — трогают чистотой и поз-
тичностью чувств, горячим  патрио-
PHOMOM, искренностью любви и дру-
жбы.

Некоторая условность в обрисозке
персонажей и ситуаций, кажущаяся
примитивность драматургических ре-
шений  об’ясняются, по мнению А.
Дикого, особенностями stb ‘лириче-
ской поэмы в  драматургической
форме.

К этой оценке пьесы присоедини-
лись выступившие в прениях А. По-
пов и Н. Петров.

П. Марков, разбирая стилистиче-
ские особенности пьесы, отметил,
что она имеет слишком камерный ха-
рактер, страстность и напряженность
ее тона приглушены. П. Марков счи-
тает, что в ПЬесе чрезмерно акценти-
руется тема неудачной любви Окса-
ны, и советует автору и театрам, ра-
ботающим над пьесой, придать боль-
шую общественную направленность

этому образу.

М. Алигер в своем выступлении
подчеркнула, что, работая над пье-
сой, она стремилась рассказать о бо-
гатой внутренней жизни нашей геро-
ической молодежи и найти поэтиче-

ское выражение величия их судеб.

В своем заключительном слове за-
меститель председателя Комитета по

делам искусств при Совете Мичист-

ров СССР И. Анисимов полчеркива-
ет, что суждения Хуложественного
совета о пьесах и спектаклях долдз-
ны быть высоко требовательными.
Он отмечает в пьесе М. Алигер рят

‚недостатков: великая тема «Молодой

тварптии» значительно енижена тем.
	что в основу сюжетного замысла по-

ложено подозрение отца в прела-
тельстве дочери (Оксаны), что нри-
Дает всему происходящему мелодра-
матический привкус. Недостаточно
выразителен поэтический язык пъегы
—=хочется более весомых и значи-
тельных слов; пафос произвеления во
‚ многом еще является отвлеченным.
  И. Анисимов считает, что автор,
Театр Красной Армии и Театр им.
  Моссовета должны очень сервезно
‚поработать над текстом, чтобы но-
‚вое решение темы «Молодой rsap-
дии» привело их к спектаклю коуп-
ного масштаба.
	NOWHTETA №0 Л
	Художественный совет 1% театру и
драматургии обсудил пьесы Б. Поле-
вого «Неугасимое пламя» и М. Аля-
гер «Заре ‘навстречу».

Доклад о пьесе Б. Полевого eze-
лал И. Ильинский, отметивший знг-
чительность темы и художественные
достоинства этой первой работы для
театра, сделанной талантливым  с0-
ветским журналистом. В живых обра-
зах бойцов за освобождение и вос-
становление - Сталинграда автор
убедительно раскрывает мысль о том,
что в сердцах советского народа го-
рит неугасимое пламя любви к роди-
не и преданность идеям коммунизма.

Докладчик считает, что автору
удалось показать лучшие сторочы
	характера советского человека. На-
pey < изображением величайших
их событий, говорит И.

Ильинский, пьеса правдиво рисует
повседневную жизнь участников
этих событий и личные судьбы лю-
дей, восстанавливающих народное
хозяйство нашей страны на одном из
ответственных участков.

Наряду с этим пьесу можно упрёк-
нуть в наличии некоторой сентимен-
тальности и недостаточной остроте

‘драматических конфликтов, что ипог
‚да ведет к упрощенному разрешению
всех противоречий.

Н. Петров, выступивший © содо-
кладом, согласился с общей оценкой
пьесы, данной И. Ильинским. Он
считает, что Б. Полевому удалось
реалистично показать героические
будни восстановления завода и в то
же время передать поэтический, воз-
вышенный колорит жизненных собы-
тий. .

1H. „Петров отмечает, что в пьесе
есть двойственность приемов: суро-
вая и мужественная атмосфера, лако-
низм нарушается иногда аффекта-
цией и мелодраматизмом. Н. Петров
указывает на ряд трудностей, кото-
рые могут возникнуть при сцениче-
ском осуществлении этой пьесы на
‘небольших театральных плонтадках.

Н. Охлопков_в своем выступлении
подчеркивает, что героизм и патрио-
тизм советских людей выражены в
этом произведении в конкретных, яр-
ких человеческих ‘характерах. Сзое-
образие драматургического ‘решения
	пьесы, по мнению Охлопкова, не вы-
	зовет затруднений в ее сценической
реализации. Н. Охлопков` считает,
что театр и автор в дальнейшей ра-
боте над пьесой должны стремиться
более глубоко и всесторонне гас-
крыть внутреннюю жизнь персона-
жей.

Выступившие в прениях Л. Волков
й А. Дикий отметили высокую эмо-
циональность пьесы и глубокое зна-
ние автором материала, но указали
на некоторые длинноты и перегру-
женность действия событиями.

Б. Полевой ответил на вопросы
членов Художественного совета, ка-
савшиеся реальной обстановки Ста-
линграда, отраженной в пьесе. Он
привел также ряд интересных локу-
ментальных данных, раз’ясняющих
характеры некоторых героев пьесы.

Подводя итоги обсуждения, заме-
ститель председателя Комитета по
делам искусств. вой Совете Минист-
	делам искусств ври, Совете Минист-
pos CCCP И. Ави имов подчеркнул,
	что в пьесе герореский труд совет-
ских людей наше „ яркое, живое от-
ражение, и с ул етворением отме-
тил успех перваеботы Б. Полевого
в области драма гии. Особо отме-
tun И. Анисимов ъачало пьесы, в
котором так хорошо показано, что
вслед за победой, завернтившей вели-

нового героя — советского человека
во всем благородстве и силе его ис-
торического дела, и опыт, накоплен-
ный нашей драматургией. в запечат-
лений этого облика,

Разве не развивает коллизии, той
же «Бани» пьеса А. Сурова «Далеко
от Сталинграда»? В ней отчетливо
видно то новое, что привнесло в кон-
фликт Орлова и Осередько наше се-
годня. Но одновременно ‚за самодо-
вольной фигурой Красавина маячит
давно знакомая фигура Победоноси-
кова, которому засыпало глаза «та-
	баком мелочей и минут» так, что они
«слезятся от довольства и благоду-
HMA»,

Не пренебрежением ли или. по
менышей мере забвением традиции
‹агпитатора, горлана-главаря» В, Ма:
яковского в области драматургии об’-
ясняются многие ошибки наших дра-
матургов?

В постановлении ИК ВКП(б) от 26
августа 1946 г. «О репертуаре драма-
тических театров и мерах по его
улучшению» в качестве примера сла-
бых, безидейных произведений, засо-
ряющих репертуар, приведено <емь
пьес. Из них четыре пьесы — коме-
дийного жанра: это «Самолет опаз-
дывает на сутки», «Вынужденная по-
садка», «День рождения» и «Чрезвы-
чайный закон». Не вступали ли в
прямое противоречие с традицией пуб-
лицистически острой комедийной дра-
матургии Маяковского авторы этих
пьес, превращая тот или иной сюжет-
НЫЙ ВОЛЬТ в самоценное средство, при
помощи которого они надеялись «по-
тешить» зрителя? И, более того, не
Присыпкина ли из «Клопа» Маяков-
ского, переменившего свое имя Петр
на «иностранное» Пьер, они невольно
избрали своим вдохновителем, пыта-
ясь во что бы то ни стало втиснуть
‘образы и обстоятельства нашей совет-
ской действительности в канониче-
скую форму интриги, заимствованной
на прокат из французского водевиля»
Вспомним хотя бы, какое поистине
универсальное и вместе с тем лишен-
ное какого бы то ни было смыслового
оправдания значение приобретал мо-
тив путаницы — ‚переодевания, напри-
мер, в таких Ньесах, как «Солдатские
женки» и «Вынужденная посапка».
	Эти и им подобные пьесы уже по-
лучили исчерпывающую оценку. Под-
черкнем лишь, как отчетливо прог-
лядывает в них боязнь авторов, что
обременение комедии мыслью — зна-
чительной и серьезной в лучшем смы-
сле этого слова — будто бы пагуб-
но для комического эффекта.
	Борьба против  обывательшины,
против узко собственнического, неве-
жественно-ограниченного отношения к
миру была одним из ведущих мотивов

творчестве Маяковского. Его При-
сыпкин навсегда останется вырази-
тельным типом обывателя. Тем более
удивительным было то явление, ко-
торое еще недавно можно было на-
блюдать в некоторых пьесах. Неожи-
данно многочисленные Присынкины
появлялись перед нами в подкрашен-
НОМ виде и, подобно своему прообра-
зу в «Клопе», пред’являли свой проф-
ссюзный билет, чтобы доказать право
на признание за ними советского гра-
жданства. Именно таким новоявлен-
ным Присыпкиным был, например, по-
шляк и «блатмейстер» Пуговицын —
самый шумный и явно претендовав-.
ший на симпатии зрителей пассажир
опаздывавшего на сутки самолета.
Причем, как известно, беда заключа;
лась в том, что этот «герой» по воле
	авторов выдвигался на роль героя уже.
	без кавычек
	кадр из кинофильма «Похождения Насреддина».
		„Нохождения Насреддина”
	Новый фильм Ташкентской студии
	На экранах Москвы снова появил-  сместился драматургический акцент
ся Насреддин —ъ легендарный герой фильма,
народов Востока, острослов и фило- Режиссер Наби Ганиево проявил
соф, неутомимый борец с неправед- мастерство и в композиции кадров, и
ными сущьями, жестокими правителя- в развитии эпизодов, и в работе с ак-
ми, алчными торгашами и богатея-  терами. В той простоте. с какой он

МТ. $ строит свои мизанецены, гораздо

Первую картину о Насреддине   больше такта и вкуса, чем в пыпеных
«Насреддин в Бухаре» поставил в и громозлких постановках _ «багдад-
Е :. РА
	> > ~ On ет ВСР.
` Гашкентской студии в, 1943 году вы-   ских воров».
дающийся русский мастер кинемато-   Очень помог режиссеру кинсопера-
графа Я. Протазанов. Все роли, за ис-  тоо Д. Демуцкий. Превосходно. сня-

OE ON OE РИ
	  ключением Гюльджан, которую игра-
‘  да молодая узбекская артистка
Е. Мирзакаримова, исполнялись тог-
да русскими актерами.

Теперь Ташкентская студия, вто-
рично обратившись к образу Насред-
дина, экранизировала еще одно из
его многочисленных похождений
рассказанное сценаристом В. Виткови-
чем. На этот раз во всех ролях сни-
мались только узбекские артисты.
Постановка принадлежит  заслужен-
ному деятелю искусств Узбекистана
Наби `Ганиеву, который прошел хо-
pouryio школу у Я. Протазанова в
качестве его бляжайшего помошни=
ка режиссера по первому фильму.

Эпизод, положенный В. Витковичем
в основу сценария, типичен для нас-
реддиновских «похождений», бытую-
щих в фольклоре народов Востока.
Это история о том, как Насреддин,
благодаря своей мудрости и любви к
простым, честным людям, решает
  острые жизненные и бытовые кон-
фликты. Насреддин стремится ‘сле.
лать достоянием народа все, что зах-
ватиля в свои руки богачи-эксплоа-
  таторы.

Сценарий В. Витковича, воссозлаю-
Tani этот фольклорный образ, напи-
сан, в общем, улачно и заниматель-
HO, но вызывает некоторые возраже-
HHA.

Основной эпизод о борьбе за воду
И за счастье Зульфи и Саида ‘opya-
ментован различными интермеляями
и вставными новеллами, которые да-

от основного сюжета и, самое глав-
ное, ослабляют значение и роль са-
мого Насреддина.

Таз,. созершенно безболезненно
‚ можно было, бы изтять «декамеро-
новскую» и слишком уж  натурали-
стически трактованную историю Ар-
эибиби и знатного Вельможи, с ко-
торым она готова изменить мужу —
плуту-меняле. Здесь нет повода для
выступления Насреддина в характер-
ном для него качестве борца за спра-
ведливость, ина его место неожидан-
‚но выдвигается слуга — Безбородый,
персонаж, кстати сказать, двусмыс-
ленный и сомнительный, И хотя за-
служенный артист `УзОСР . Рахим
Пирмухамедов играет Безбородого ©
‚сочным заразительным юмором, все

леко не всегла сливаются < цент-
ральной сюжетной линией. Эти но-
веллы отвлзкают внимание зрителя

тые натурные кадры передают сол-
нечность и лирическую красоту пейза-
жей Узбекистана.

Впечатление от фильма усиливают
музыка композитора А. Козловского и
стильные декорации художника В.

‚ Еремяна. -

Хороню играет большинство акте
ров. Привлекателен Насреддин — за-
служенный  артёст УзССР Ровак
Хамраев. Гибки и пластичны его же-
сты, а ясный вэгляд и ироническая
улыбка отражают игру ума.

По-юношески непосредственны
Кабуил Халяков — Саид, Юлдуз
Ризаева — Зульфи. Мы помним мно-
гообещающий дебют Ризаевой в «Та-
хире и Зухре». Однако скудный дра-
матургический материал новой роли
не позволил артистке раскрыть но-
вые черты дарования.

Колоритная пара — заслуженный
артист УэОСР Сейфи Алимов —

меняла и Хайри Ганиева — Арзиби-

би. Отчетливый рисунок дает народ-
ный артист УзССР Абид Джалилов
в роли Агабека.

Русский вариант картины идет в
дубляже, сделанном на студии Со-
юздетфильм режиссером И. Шипано-
BEIM,

Если от дубляжа можно было бы
требовать только совпадения артику-
ляции, то в картине все обстояло бы
благсполучно. Русские артисты ис-
кусно сочетают произносимый ими
текст с артикуляцией и движениями
артистов-узбеков. Но простого сов-
падения текста и зрительного мате-
риала еще недостаточно. И в фильме
чувствуется противоречие между
звуковым и зрительным образами.

Текст заглавной роли в русекем
варианте исполняет JI. Свердлин,
прекрасно сыгравший Насреддина в
фильме Я. Протазанова. Но его
плотный и густой голос не асеоции-
руется < внешним обликом Р. Хам-
раева. Типично русские бытовые ко-
медийные интонации С. Каюкова
весьма спорны, когда они отнесены
к тинично восточному по своей пла-
стике исполнителю роли Безбородо-
го. Совсем разошлись зрительные и
звуковые образы женщин. В полном
смысле слова совпадают лишь зри-
тельные и звуковые образы Агабека
я Вельможи. Артисты Б. Оленин и
Р. Плятт нашли такое звучание сво-
их реплик, которое нисколько ве
	IES ИР RN NA PATE oC BO BE RII OID NAGE ON REINS ESP INP int
же получается как бы идеализация   Нарушает специфику узбекской ден-
	‚вора, пусть даже и совершающего   TH.
‘после встречи с Насреддином только  Но в целом фяльм «Похождения
‚ «праведные» кражи.   Насреддина» — успенгная работа
	Ташкентской студии в такой трудной
области, как кинокомедия, и бесспор-
ное свидетельство роста’ узбекских
	«праведные» кражи.
Недостаток сценария, Ha наш
‚Взгляд, и в том, что чисто авантюр-

` ная сторона похождений Насрелди-

Га на oTart tTroanKh 14 wateadAn

‘на получила здесь преобладающее   Кинематопрафических кадров.
‘значение. Для фольклорного Насред- Дело теперь за тем, чтобы мастер-
`дина каждый поступок — это повод   ство, приобретенное в постановках
	‚для применения на практике опреде-
‘ленных этических принципов. На
экране же на первом плане ока-
‘зываются сами поступки, а не их мо-
ральное обоснование. Из уст Насред-
дина хотёлось бы слышать его мет-
кие афоризмы, [остроумные  сентен-
ции. Но их в сценарии нет, и оттого

на Ффогьклорном материале лириче-
ской драмы («Тахир и Зухра») и ко-
медии, применить к современной те-
ме — к воплошению образов людей
сегодняшнего Узбекистана, тех, кто
борется за осуществление нового пя-
тилетнего плана.
Олег ЛЕОНИДОВ.
	да» и «Ленинград» товарищ А. А.
Жданов говорил: «Отбирая лучшие
чувства и качества советского чело-
века, раскрывая перед ним завтраш-
ний его день, мы должны показать в
то же время нашим людям, какими
они не должны быть, должны биче-
вать пережитки вчерашнего дня, пе-
режитки, мешающие советским людям
итти вперед». Эти слова, открываю-
щие такую широкую перспективу раз-
вития нашей драматургии, вновь O6-
рашают нас к театральным проимзве-
дениям Маяковского, проникнутым
духом гневного обличения пережит-
ков старого буржуазного порядка,
уродующих облик нового советского
	человека и пафосом утверждения
правды социалистического строя.

т Б. РОСТОЦКИИ..
или
€
	Пьеса А. Сурова «Далеко от Сталинграда» в Ставропольском крае-
	вом драматическом театре. Сцена
Горкома ВКП(б).
	из Последнего акта: заседание бюро
Фото Г. Аракельяна,
		Развитие одного лишь центрально-
го ансамбля путем усложнения
его композиционной структуры, рас-
ширения его территории и увеличения
его об’ема не может обеспечить ему
пространственного влияния на горола
столь значительных размеров, как Во-
ронеж и Калинин. Для усиления его
роли и значения возникает необхоли-
мость развития композиционных осей
города, `об’единения общегородского
центра с системой районных центров,
соподчиненных ему по своей архитек-
турно-планировочной трактовке. .

Районные центры должны являться
организующими элементами отдель-
ных районов города. Только в этом
случае городские районы приобрета-
ют свою специфику; свое лицо, стано-
вятся «живыми» Частями единого го:
ролекото офганизма.
	Левобережные районы Калинина и
западные районы Воронежа не полу-
чили ясно выраженных центров, ком-
позиционно связанных с общегород-
ским центром. Это отсутствие орга-
нической связи центра с архитектур-
но-планировочной структурой всег
города ясно выявляет существенную
для композиции города зависимость:
нельзя создать архитектурную систе-
му города, не: решив его’ центра, так
же как и создать центр города без
решения ‘архитектурной системы го--
рода в целом.

Эта важнейшая композиционная
задача должна быть решена в проек-
тах реконструкции восстанавливае-
мых городов. Учитывая реальные
возможности сегодняшнего дня, необ-
ходимо в то же время не закрывать
городу перспективы осуществления в
будущем радикального улучшения его
архитектурно - планировочной струк-
туры. .

Город создается веками, он вхолат
в историю страны, народа, затраты по
	его строительству измеряются гро-
мадными суммами. В этих условиях
мы ‘должны быть особенно вниматель-
ны при разработке основной планиро-
вочной схемы,

Высказанные в настоящей статье
соображения ‘имеют целью повысить
требовательность советских архитек-
торов к решению принципиальных во-
просов планировки, определяющих не
только облик того или иного города,
но и дальнейшее продвижение вперед
советской градостроительной науки,

(в проекте генерального плана горо-
да, разработанном Академией архи-
тектуры) хорошо воспринимается
лишь при в’езде на главную плошадь
города <о стороны вокзала. В то же
время расположение и ориентация
здания композиционно He связаны с

подходами, со стороны новых запад-

ных районов города и одного из важ-
цейиих его радиусов — улицы 9 яЕ-
варя. Вся композиция главной плоша-
ди города не получила достаточной
увязки с прелусмотренным в проекте
памятником Великой Отечествеччой
войны (на месте 6. Митрофаньевско-
го монастыря) и центральным город-
ским парком. =

Вместе с тем осуществление разра-
ботанного проекта вызовет необходи-
мость сноса частично сохранившейся
застройки южной стороны площади
Кольцовского сквера и пробивки но-
вой улицы, ведущей к мосту через
реку Воронеж.

Недооценивая значение капитально
застроенных исторических центров го-
родов, сложившихся на основе соз-
данных в ХУШ веке «регулярных»
планов, некоторые проекты в тоже
время сохраняют случайную, неорга-
‘низованную структуру периферийных
районов городов, стихийно сложив-
щихся в капиталистический период их
развития и имеющих, в основном, ма-
лоценную застройку и примитивное
благоустройство.

В результате. новые генеральные
планы городов Воронежа и Калинина
лишены ясной, подчиненной единому
архитектурному замыслу композици-
онной системы,

Проект восстановления г. Вороне-
жа в структуре развивающихся в за-
падном направлении районов города
не создает архитектурно закончен-
HOH системы, органически связанной с

:
	громадным водным бассейном (возни-
кающим после обводнения реки Воро-
неж), сохраняя всю случайность их
сложившейся ситуации, Вместе с тем
характер их застройки и причинен-
ные им разрушения допускают здесь
применение более решительной рекон-
струкции для создания композицион-
ного единства’ города.

Такое же примерно положение
	силы и значения его завершаютщей ча-   самбля города, но ослабляет его ар-
	хитектурный замысел, лишает худо-
жественной правды историческую ет:
стему его плана.

Место для главной площади в гор.
Калинине было определено еще перед
войной специальной комиссией, в ко-
торую входили крупные мастера ар-
хитектуры, на стрелке реки Волги и
реки Тверцы. По проекту планировки
города, разработанному Гипрогором,
на нозой площади тогда же был за-
ложен фундамент Дома Советов.
	 . Расположение новой площади, сме-
  пиенное с оси основной массы террч-
  тории города, тупиковое в отношении
  трассировки его магистралей, едва ли
целесообразно для плошади админи-
стративного значения. -
Проектируемая трасса движения от
вокзала к новой площади механиче-
ски разрезает исторический ансамбль
города, разрушая его композиционное
единство.
Проект реконструкции гор. Кали-
нина принял за основу предвоенное
решение его центра, подчинив ему
всю композиционную структуру HO-
вого генерального плана.
Допущенная перед войной ошибка
не нашла достаточных коррективов в
новом проекте.
Правильное размещение и поста-
новка ведущих архитектурных соору-
жений является одним из важнейших
факторов в создании архитектурного
облика города. Общественные и ад-
министративные здания должны быть
расположены с учетом наилучшего их
восприятия, наиболее широкого их
пространственного воздействия. Одна-
ко это бесспорное, имеющее истори-
ческую традипию положение иногда
забывается современными градострои-
телями. Ведущие здания города ча-
сто располагаются так, что возмож-
ность их восприятия ограничена тес-
ными рамками прилегающей застрой-
ки, их пространственная доступность
не соответствует той роли и значе-
нию, которую они призваны играть в
современном советском городе,

‚ Новое здание 6бкома и облисполко-
ма в гор. Калинине, расположенное в
месте слияния рек Волги и Тверцы,
закрыто со стороны «стрелки» сушще-

сти — кремлевского комплекса.

Здесь должно иметь место не вос-
становление утраченных  историчес-
ких элементов ансамбля, а создание
новых элементов, слвечающих совре-
менным запросам, но подчиненных
единому архитектурному замыслу.
Разрешение этой сложной задачи воз-
можно лишь путем концентрации ар-
хитектурных усилий именно на этом
композиционном узле города, разви-
тие его как нового общегородского
ансамбля.
	В разработанном Гипрогором проек-
те восстановления и реколструкции
гор. Калинина задачи восстановления
исторического ансамбля горола и соз-
дание нового его центра оешены со-
вершенно изолированно. В этом —
коренная ошибка проекта.

Исторический ансамбль гор. Калини-
на по детальному проекту, разработан-
ному Академией архитектуры СССР,
зазершается памятником Великой
Ютечественной войны, который по
своему архитектурному значению дол-
жен заменить разрушенную колоколь-
вю Спасо-Преображенского собора,

Однако колокольня собора была
  лишь одним из компонентов истори-
‚ческого ансамбля гор. Калинина. Сз-
ма по себе она не могла бы ‹«дер-
жать» даже столь небольшой горол,
как старая Тверь, и лишь в ансамбле,
охваченном старой кремлевской сте-
ной, она приобретала необходимую
силу.

Именно в таком масштабе кремлев:
ский комплекс являлся основанием
для создания трехлучевой системы
‚исторического центра. Проект рекон:
струкции исторического центра гор.
Калинина не учитывает этот -чрезвы-
чайно важный момент, не создает но-
вого ансамбля, который по своему
масштабу и значению соответствовал
бы кремлевскому ансамблю историче-
ского центра ‘города. Трехлучевая
композиция исторического центра ос-
талась незавершенной и неоправдан-
ной в новом плане города.

Вместе с тем предлагаемое проек-
том размещение нового центрального
ансамбля города и связанной © ним
главной площади в Заволжье, созда-
вая совершенно новый архитектурный

зкцент в композинионной связи с ол-  :
	ЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
	струкции и восстановления города, к
нецелесообразным и ти
затратам.

Реализация рассматриваемого нами
проекта восстановления Смоленска
зызызает необходимость неотложной
и. радикальной реконструкции за-
	строики главной площади города, ли-
	квидации одного из звеньев основной
транспортной артерии города— улицы
Смирнова, требует разрушения ряда
в значительной степени сохранивитих-
ся зданий. Все эти мероприятия зсте-
ственно не могут. содействовать бы-
стрейшему восстановлению архитек-
турного облика города:

Архитектурной основой г. Твери в
период ХУШ-ЖХ вв. был ансамбль
его центра, осуществленный по за-
мыслу и под руководством лучших
русских зодчих того времени—Каза-
кова, Никитина и др. Завершающим
элементом исторического ансамбля
г. Твери был кремль, об’единявший в
себе комплекс зданий: Путевой дво-
рец, Спасо-Преображенский обор с
колокольней и ряд других.

Расположенный на стрелке рек
Волги и Тверцы, кремлевский ком-
плекс являлся доминирующим ансам-
блем города, его архитектурным и ад-.
министративным центром. Это доми-
нирующее значение ансамбля было
подчеркнуто трехлучевой системой
центра «регулярного» плана города.

Последующее развитие Твери, уве:
личение масштаба города нарушило
его исторически сложившуюся струк:
туру и архитектурный облик. Центр
утратил свою законченность и мас:
штабность соотношения с общими раз-
мерами города.
	‚Разрушение кремлевских — стен,
Снасо-Преображенского собора и его
колокольни нарушило закономерность
исторической системы центра города,
архитектурную силу его ансамбля,
	Одной из основных задач проекта
реконструкции гор. Калинина являет-
	ся восстановление его исторически о
	сложившегося ансамбля © учетэм раз-
	вития и завершения заложенчото в
	определяющим и современную его
структуру.

В разработанном Гипрогором в
1939 году проекте планировки Смо-
ленска развитие центра проектироза-
лось путем организации новой полу-
круглой площади на пересечении Со-
ветской улицы с крепостной стеной.
Это решение шло вразрез с историче-
ски сложившейся структурой города
и повлекло за собой снос части кре-
постной стены, расчленение ее новой
застройкой. В то же время проект не
создал сколько-нибудь ясной архи-
тектурно-планировочной системы в
организации периферийных районов
города, которые попрежнему оста-
вались оторванными от. центра горо-
да и нового моста через Днепр.
	Разработанный в настоящее время
Академней архитектуры СССР проект
восстановления и реконструкции Смо-
ленска дает принципиально новое по
форме решение, раскрывающее воз-
можности пластического развития го-
рода в тесной связи с его природны-
ми условиямн. Однако в гибкую пла-
стическую схему развития города
вносится жесткая, формальная, не
масштабная для Смоленска компози-
ция нового его центра. Не учитывая
зсей законченности” структуры цен-
трального ядра города, закономерно-
сти исторически сложившихся подхо
дов к нему, исторической и ху-
дожественной ценности крепостной
стены и ее определяющей роли в ар-
хитектурной структуре города, про:
ект создает в плане города новый
элемент — широкий луч, соединяю-
щий главную площадь города
с южными районами. Эта самодозле-
ющая, изолированная от всей сложив-
шейся структуры города композиция,
вызывает необходимость дополнитель-.
ного разрушения части крепостной.
стены и усиливает расчленяющий ее,
созданный на основе предвоенного
проекта, узел новой застройки. В чо-.
вом проекте юго-западные районы
продолжают быть оторванными от
центра города и его нозого моста че-
рез Днепр. Таким образом ошибки
прелвоенного проекта повторяются.
	Принятое решение ведет к значи-
	гельному усложнению задачи рекон-.
	зкцент в композиционной связи с од-   ствующим зданием речного вокзала; .имеет место в решении Заволжского
ним из соподчиненных элементов ис- его восприятие при движении к нему [района гор. Калинина, гле диагональ-
	ные направления прилегающих к Вол-
ге улиц противоречат естественному
тяготению города к реке,
	нем архитектурного замысла. Намбо-  торического анеамбля (быв. Фонтан- со стороны вокзала возможно
лее сложной и ответственной частью ной площадью). ве только ‘не способ- при выходе на проектируемый
	этой задачи является восстановление ствует завершению исторического ан- ‹через Волгу.