1949 г. № 16 (105)

1Т июня
	AR et Oe Be ee
	В Отделе пропианды ц питации
ЦК ВКП)
	На днях в Отделе пропаганды и агитации
ЦК ВКПбб) состоялось совещание, на котором
был заслушан доклад заведующего отделом
пропаганды и агитации Челябинского обкома
ВКП(б) т. Мороза о состоянии кинообслужи-
вания трудящихся области.
	На совещании было отмечено, что в Челя-
бинской области имеются некоторые‘ успехи
в развитии киносети. По сравнению с довоен-
ным периодом киносеть выросла более чем в
два раза, а количество киноустановок в сов-
хозах и колхозах увеличилось в пять раз.

Однако в организации кинообслуживания
трудящихся Челябинской области имеются
крунные недостатки.
	Слабо поставлено кинообслуживание в го-
родах Копейске, Коркине, Пласте, Миньяре и
на Магнитогорском заводе, Работа клубных

киноустановок, имеющихся в этих горо-
дах, никем не контролируется. Клубные  ‘ра-
ботники зачастую подходят к делу кинообслу-
живания с узко коммерческой стороны и пло-
хо занимаются массовой культурно-просвети-
тельной работой со зрителями.

Во многих районах Челябинской области
неё практикуются выезды лекторов и доклад-
чиков в села и колхозы с кинопередвижками,
	В Отделе пропаганды и агитации ЦК
ВКП(б) состоялось совещание, на котором
были заслушаны отчеты редакторов много-
тиражных газет: «Красный сормович» (Горь-
ковский завод «Красное Сормово» им. А. А.
Жданова) т. Суханова и «За трудовую доб-
лесть» (Челябинский завод им. Кирова)
т. Майзелева.
	На совещании ‘отмечалось, что указанные
газеты сыграли важную роль в развертыва-
нии ‘среди рабочих социалистического сорев-
нования за повышение производительности
труда, за`‘досрочное выполнение пятилетнего
плана: Газеты ведут большую борьбу за улуч-
шение экономических показателей предприя-
тий, популяризируют опыт передовых‘ ста-
хановцев, борются за‘ внедрение; освоение и
лучее использование новейшей техники
производетва.
	В газете «Красный сормович» ведется по-
стоянный отдел «За экономию, против расто-
зительства», в котором печатаются статьи
руководителей цехов, рабочих, инженерно-
технических работников о борьбе за эконо-
мию, обобщается опыт лучших участков
предприятия, передовых рабочих, добивших-
ся хороших показателей в экономии мате-
риалов.

«Красный сормович» умело. показывает ход
социалистического соревнования между за-
водскими цехами, огдельными бригадами и
рабочими. В газете выступают со статьями
знатные рабочие завода. Своим. опытом и
советами они помогают отстающим. Газета
систематически информирует читателей. о
том, что нового на соседних предприятиях,
каких достижений добились передовые рабо-
чие других заводов.

Широкое отражение на страницах «Красно-
‘го сормовича» нашел вопросе о шефстве спе-
циалистов над рабочими, начатом на заводе
по инициативе инженеров тт. Кузнецова и
Чадулина.
ВКИ(6) состоялся доклад редактора журнала
«Вестник высшей школы» т. Самарина.
	Как показали доклад и выступления в! пре-
ниях, журнал «Вестник высшей школы» сла-
бо’освешает важнейшие вопросы жизни выс-
шей школы, не обобщает опыта работы от-
дельных высших учебных заведений и ка-
федр. Журнал публикует очень мало мате-
риалов по вопросам идейно-политического
воспитания студентов. Редакция. слабо свя-
зана с высшими учебными завелениями и
не имеет широкого авторского актива.
	На совещании редактору «Вестника выс-
шей школы» было прелложено устранить в
кратчайший срок отмеченные недостатки,
превратить журнал в боевой печатный орган
Министерства высшего образования, способ-
ный мобилизовать работников вузов на раз-
решение важнейших вопросов жизни высшей
	Специальные театры для детей и юноше-
ства принадлежат к числу важных завсева-
ний советской культуры. Для нашей страны,
смело прокладывающей путь в завтрашний
день человечества, верящей в его светлоё
коммунистическое будущее, характерно за-
ботливое, внимательное, любовное отноше-
ние к воспитанию подрастающего поколе-
ния, в развитию в нем высоких чувств и
благородных черт характера. Мы не можем
недооценивать средства, помогающие форми-
ровать сознание человека коммунистическо-
го общества, а среди этих средств’ театру
принадлежит одно из важнейших меет.

Посещение театра оставляет неизгладимое
впечатление в сознании ребенка, глубоко
врезывается в его память. Это относитея не
только к зрителям младшего возраста, кото-

рые всегда остро и непосредственно воспри-.

нимают сценическое действие, активно вме-
шиваются в него, громко предупреждают
героя о грозящей ему опасности или столь
же открыто выражают свое негодование зло-
дею: Полростки и юноши так же остро реаги-
руют на театральные постановки, относясь
к театру с огромным доверием, как к истин-
ному учителю жизни. Se

05 этом свидетельствует хотя бы почта
детских театров. насчитывающая буквально
тысячи писем, отзывов, рецензий, получае-
мых от юных зрителей. Вот одно. из таких
писем, написанное с величайшим тщанием,
хотя и не без помарок; видно, не легко да-
лось авторам выражение взволновавших их
чувств:

«Дорогой наш Центральный детский
тедтр! :

Только что мы посмотрели у Bac пьесу
Ирошниковой «Где-то в Сибири». Мы оста-
лись под таким большим впечатлением,
что решили сейчае же вам написать... Нам
казалось, что мы не в театре, а у себя на
заводе, что на сцене это мы, ремесленники.
Мы даже видели своих товарищей на епе-
не... У нас тоже есть комворг Надя, кото-
рую мы сначала не любили, и мы теперь
увидели, как ей было тяжело с нами, как
она мучилась, не зная, как ‘подетупить к
нам. Наша Надя такая же внимательная и
теплая, как Наташа. Мы Надю сначала ни-
как не признавали...

Хочется сказать о Валентине. Нам стало
проето страшно, что среди нас есть такие
	типы. Если мы такого встретим среди
своих, мы его просто выгоним из нашего
коллектива,
	Вы себе не представляете, как нам по-
нравился спектакль. Мы шли. домой м
громко пели: «Комсомольцы-мы горячие
сердца... »,

Ученики ремесленного училища».
Таких откликов можно было бы привести
и больше: они есть во многих, если не во
	неудовлетворительно, используется имеющий-
ea Фонд научно-полулярных и документаль-
ных фильмов для агитационной и культурно-
просветительной работы.

Значительная часть киномехаников в обла-
сти нуждается в повышении своей квалифи-
кации вследствие недостаточной подготовки
и опыта.

Имеют место срывы сеансов из-за несвое-
временной доставки фильмов. Областная кон-
тора Главкинопроката, а также Челябинекое
областное управление кинофикации не нала:
дили чёткого снабжения фильмами киноуста-
nosox. (До. последнего времени продолжают-
	ся Факты присылки некомплектных фильмов.
	Все эти недостатки отрицательно сказы»
ваются на работе киносети и привели к невы-
полнению, плана кинообслуживания. населс-
ния за 1948 год и 3a истекшие месяцы
1949 года. та

Наряду. с критикой недостатков в работе
отдела пропаганды и агитации Челябинско-
го обкома ВКП(б) по руководству делом ки-
нообслуживания трудяшихся на совешании
были внесены конкретные ‘предложения по
улучшению работы городской и сельской ки-
носети.
	Газета много внимания уделяет вопросам
организации труда, планирования, механиза-
ции трудоемних работ. На ее страницах пхи-
роко. освещаютея вопросы партийной жизни
завода, культуры и быта ит. д.

Успех газеты. об’ясняется прочными ее свя-
зями с активом, постоянной работой редакции
со своими читателями. За 1948 год и два меся-
ца 1949 года редакция получила от’ своих чи-
тателей — рабочих и служащих завода 5,389
писем, из них опубликовано в газете 4.948.
	Большую помощь парторганизации и руко-
водству завода в мобилизации коллектива на
выполнение производственных планов оказы»
васт и газета «За трудовую доблесть». Газета
проявляет много. ненной инициативы в рас-
пространении опыта передовиков. Она систе-
матически публикует подборку «CraxaHoBun
делятся своим онытом».

На заводе им. Кирова родилось замечатель-
ное движение за передовую технологию про-
изводства, начатое по ивициативе технолога
завода т, Иванова, Газета подхватила начина-
ние т. Иванова и широко пропагандирует его
опыт, Газета проявляет много заботы о.каче-
стве выпускаемой продукции.

На совещании отмечены были также и
недостатки газет. Редактору газеты «За тру“
довую доблесть», в частности, указано на
слабую еще связь газеты со своим активом,
на недостаточную действенность nyCaunye-
мых критических материалов.
	Газетам указано также на необходимоеть
	более энергичного развертывания борьбы за.
	использование внутренних резервов заводов,
за внедрение среднепрогрессивных норм,
улучшение организации труда и культурно-
бытового обслуживания трудящихся.

Газетам предложено улучшить освещение
вопросов партийной ‹ жизни, масеово-полити-
ческой и культурной работы, широко поста-
вить информацию.
	школы, обеспечить пелеустремленность каж-
	дого номера журнала и плавовость во всей
работе редакционной коллегии.

Тов. Самарину рекомендовано особое вниз
мание обратить на освешение вопросов пре-
подавания общественных наук, в особенно-
сти на изучение и обобщение опыта работы
кафедр марксизма-ленинизыа. Наряду с ony-
бликованием общих статей, посвященных во-
просам улучшения работы вузов и повыше-
ния качества подготовки кадров, системати-
чески помещать материалы об отдельных
учебных заведениях, с о политико-воснита-
тельной работе среди студентов и профессор-
ско-преподавательского состава, развернуть
на. страницах журнала большевистскую кри-
тику и самокоитику.

Редколлегии необходимо больше привле-
кать к участию в журнале заведующих ка-
федрами общественных наук, директоров и
преподавателей вузов. .
	всех детских театрах, Мисьма зрителей убе-
дительно говорят об огромной воспитатель-
ной силе театра для детей — подлинного
помощника комсомола, школы, семьи, И это,
в свою очередь, доказывает право этих теат-
ров на внимание, помощь и заботу со. сторо-
ны советских, комсомольских, общественных
организаций,
	феатр для детей и юношества обрашаетеся
к аудитории, отличающейся огромной вос-
приимчивостью ко всему высокому и благо-
родному. В этом основа успеха советского
детского театра. Но не только в этом. Огром-
ное, если це решающее, значение имеет и
то, что в этих театрах за тридцать лет их
работы выросла большая и блестящая плея-
да талантливых мастеров —режиссеров и ак-
теров, подлинных энтузиастов своего дела,
тонко понимающих свою аудиторию, отдаю-
щих ей все силы и способности. Гордостью
	советской детской сиены являютея многие
	выдаюцтиеся мастера сцены.
	УЛУЧШИТЬ КИНООБСЛУЖИВАНИЕ ТРУЛЯЩИХСЯ
	О РАБОТЕ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКИХ ГАЗЕТ

О ЖУРНАЛЕ «ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»
	Заканчивается учебный год   Столич ные парки культуры
			в системе партийного
просвещения
	В Х»залынской районной партийной орга»
низации (Саратовская область) работали
44 политшколы, Только две из них не закон-
чили изучения программного материала и
продолжат свою ‘работу в будущем учебном
году. В остальных политшколах проведены
итоговые занятия. Они показали, что слуша-
тели в основной сзоей массе хорошо усвои-
ли пройденный материал.

Проводятся итоговые теоретические собе-
седования с самостоятельно изучающими
историю и теорию болышевизма, которых в
районе. насчитывается свыше 300 человек.
Большинство из них проделало значитель-
ную работу. по изучению произведений клас-
сиков марксизма-ленинизма.

‚26 мая бюро райкома ВКП(б) обсудило во-
	более 18 тыс, томов и свыше 2.000 экз. порио>
дических изданий. Кроме Того, в парках ра-
ботают `7 городских и ргйонных библиотск,

В парках культуры и отдыха Москвы, в
скверах, на зелеиых площадках домоуправ-
лений, фабрик и заводов открыто 154 летних
читальни. В ‘течение июня дополнительно
будет открыто еще 100 летних читален,
iB крупнейших московских парках культу-
ры и отдыха созданы однодневные дома от»
дыха, в которых в течение лета  отдохнет
более ста тысяч человек. Однодневные дома
отдыха заняли прочное место в работе. мо-
сковских паркой культуры и отдыха.

В парках ‘и садах столицы будут показы-
валь свои спектакли лучшие коллективы мо-
	сковских театров. Ч cae

Отдельные спектакли будут проведены в
парках и садах театрами; приезжающими в
Москву на`гастроли из Ленинграда, Горько-
го и Риги.

Видное место ‘в работе садов и парков сто-
лицы занимает показ достижений коллекти.
вов художественной. самодеятельности,

В мае и июне тысячи исполнителей само-
деятельного искусства демонстрировали свое
мастерство перед лучшими представителями
столицы, новаторами московской промышлен.
	ности. —

В июне Центральный парк культуры и
отдыха им. Горького проводит праздник му-
зыки и песени, в котором почетное место отво>
дитея самодеятельности. Парком культуры и
отдыха «Сокольники» готовится праздник на
родного творчества, Более тысячи кружков
самодеятельного искусства и около 50.000
участников художественной самодеятельно-
сти будут выстуйать перед трудящимися
столицы в летний период.

Все культурно-просветительные учрежде
ния столицы переходят на летние формы ра-
боты. В выходные дни для’ рабочих и служа
щих. предприятий организуются гулянья в
садах и парках и выезды в подмосковные
районы. Так, общественные организации ав-
тозавода им. Сталина организуют выезды ра“
бочих и служащих в Горки, на Клязьминское
водохранилище, на Московское море.

Клуб завода «Каучук» в выходные дни ор
ганизует поездки рабочих и служащих на
теплоходах по каналу имени Москвы.
	Большое значение для организации досуга
и повышения общей культуры трудящихся
приобретают экскурсии в музеи, достоприме
чательные места столицы и Подмосковья,

Только в течение апреля и мая музеи и
исторические ‘места г. Москвы и области по-
сетило свыше 120.000 трудящихся,

Экскурсионным бюро г. Москвы в течение
лега 1949. года будет обслужено свыше полу-
миллиона москвичей.

В Москве имеются все необходимые усло-
вия для широкого развития физкультуры и
спорта. В столице насчитывается более двух
тысяч спортивных сооружений, где ведется
‚многообразная массовая физкультурно-оздо»
ровительная работа. Для летнего отдыха на
берегах Москвы-реки организованы пляжи,
купальни, лодочные пристани, гребные стан-
нии. В 1949 году должно быть вовлечено в са
модеятельное физкультурное движение, в раз*
личные спортивные кружки, секции и коман-
ды полмиллиона москвичей. Только в туриет-
ских физкультурных походах должны при“
нять участие сто пятьдесят тысяч человек,

Партия и правительство проявляют боль-
шую заботу о здоровье наших советских Ae
тей. Огромные средства расходуются на ор-

„ганизацию. детских. санаториев м. парков,
пионерских лагерей, детских площадок, лес-
ных оздоровительных школ, где отдыхают
миллионы ребят.

Московская организация комсомола и.город-
ской отдел народного образования летом те-
кушего года подготовили в Москве болсе
двухсот пионерских лагерей при школах и
крупных домоуправлениях и сотни детских
площадок, где ежедневно ведется оздорови*
тельная и воспитательная робота.

Только в нашей стране, где забота о людях
является делом государственной ‘важности,
организации отдыха трудящихся уделяется
исключительно большое внимание.

Задача партийных, советских и общеетвен-
ных организаций г, Москвы — сделать все
необходимое для того, чтобы трудящиеся
столицы в летний период могли культурно
отдохнуть и набраться новых сил для даль“
нейшего труда на благо нашей социалистиче-
	ской Родины.
О КРЕМНЕВА.
	этих пьес, разумеется, нет, но данные спев-
такли могут быть осуществлены Ha сцене
любого театра. Специально же детским пьс-
сам в довольно обширном плане свердлов-
ского ТЮЗ’:а уделено всего два места.
	В отдельных елучаях дело доходит до TO
го, что в репертуар детских театров вклю-
чаются такие постановки, как «Дети Ваню-
ппина», — пьеса, которая, несмотря на свое
название, никак не может быть рекомендо-
вана детям.
	В газетной статье трудно подробно разо-
брать все обстоятельства, мешающие лаль-
	.’неищему росту и развитию замечательной
	и необходимой отрасли советского театраль-
ного искусства, обслуживающей маленького
и юного зрителя нашей страны. Однако и из
сказанного ясно, что не все благополучно в
этой области, Надо всемерно расширять круг
детей, обслуживаемых театром. Тридцать два
ТЮЗ’а—это слишком мало. для многомил-
лионной детской и юношеской аудитории
нашей страны. На помощь театрам для детей
должны притти и другие театральные учре-
ждения.

В сзое время Комитет по делам искусств
при Совете Министров РСФСР совместно ¢
Министерством просвещения обязал всех
местных руководителей Управлений по де
лам искусств и учреждений народного обра*
зования расширить художественное обслу-
живание детей и подростков на стациона-
pax театров и концертных организаций, &
также‘ в школах, пионерлагерях, в детдомах,
Домах пионеров, клубах, Дворцах культуры,
парках культуры и отдыха, детских площад-
ках, кинотеатрах. Было дано указание-в
репертуар всех драматических и оперных те-
атров... включить не менее одной новой по-
становки пля детей. В городах, где нет теат
ров для детей, в репертуар драматических
	сатров включить не менее двух Eee NAS
детей...
	Эти указания Комитета по делам искусств
заслуживают одобрения. Но многие ли теат-
ры выполнили их? Многие ли театры даже в
городах, где нет специальных детских сцен,
позаботились об обсл живании юных зрите-
лей? К сожалению, на этот вопрос приходит
ся ответить отрицательно. И это — еще одно
свидетельство того, что театры для детей,
воспитывающие наше подрастающее поколе-
ние средствами сценического искусства, не
получают помощи, поддержки и внимания,
каких они заслуживают.
	Не детей средствами театрального
Dinan нуждается в самом заботливом и
ne ъном внимании: со стороны Комитета
conse искусств mpm Conere Министров

ero органов на местах, партийных,

РР ae...
	тай,
EEE EEE ВРАЧ

KOMCOMOABCENX, общественных организаций
и. нашей советской печати.
	В столице нашей Родины- Москве созда“
tu необхолимые условия HAA отдыха рабо-

Fl,
	служащих, интеллигенции. Театры и
eant! и парки. лектории и читальни,
	И не Пр к СО бар ЗНС г” в По © из
стадионы и водные станции, живописные
места Подмосковья — все это предоставлено
лля летнего отдыха москвичей.
	В Москве имеются 4 городских и. 5 раион-
	ных парков культуры и отдыха. В течение
	1949 года в них уже побывало. более полуто”
ра миллионов человек, а за весь летний се-
зон их посетит-свыше 10 миллионов человек.
	Парки культуры и отдыха

столицы. стали

излюбленным местом отдыха ‚трудящихся.
	ЗФ ЕТ И РР

‘Они превратились в центры разносторонней
	культурно-просветительной работы. Много
интересного находят. здесь москвичи. Хоро-
	А, НТ ра ОО НОУ

пос об итогах работы в ‚ системе партийного   по оборудованные читальни, выставки, па-

А Е А Л ЖЕ. ое ара рот Ts
	вильоны, многочисленные аттракционы И
спортивные сооружения предоставляют пар-
	\ си своим посетителям. Квалифицированные
	лекторы и консультанты выступают здесь ©
	докладами, лекциями и консультациями по.
‚ разнообразБым вопросам,
	Яркое отражение в работе парков находит
борьба трудящихся Москвы за, досрочное вы-
полнение пятилетнего плана, пропаганда пе-
	редовогоа опыта новаторов московской про-
	мыишленности. .
Так, лень открытия Центрального парка
	культуры и отдыха им. А. М. Горького был
	госвяшен творческому содружеству деятелей
науки и производства, Здесь выступали уче-
ные, новаторы производства. Они рассказы-
вали а своем опыте по внедрению науки в
производство.

-B Измайловском парке им. Сталина в день
открытия летнего сезона состоялась торже-
ственная встреча стахановцев передовых мо-
сковских предприятий с рабочими Сталин-
ского района, выполнившими пятилетний
план по .0б‘ему производства. ‘

Широкой популярностью у посетителей
парков г. Москвы пользуются тематические
	дни и вечера. Особенность их состоит в том.
	что тема, на. которую проводится вечер, рас-
крывается не только лекцией или докладом,
HO и выступлениями артистов, поэтов, обще-
	ственвых деятелей.
	просвешения и о подготовке к новому учеб-
ному году. Принятое решение обязывает
первичные парторганизации обсудить на
своих‘ собраниях итоги истекшего: учебного
года и незамедлительно начать подготовку к
новому учебному году. Предусмотрено в лет
ний период систематически проводить лек-
ции и доклады ва политические темы.

Райком партии и его отдел пропаганды
обобщают опыт пронагандистекой работы во
всех звеньях партийного. просвещения. На
страницах районной газеты пропагандисты
‘выступают со статьями, в Которых делятся
своим опытом.  Обсуждению опыта полиг
школ и кружков посвящаются также спе
циальные семинарские занятия.

Пропагандисты вместе с представителями
райкома ВКП(б) проводят беседы с каждым
коммунистом с целью помочь ему избрать
форму ‘дальнейшой учебы. Большинство
коммуниетов, окончивших политшколы, BEIM
ражаёт желание ‘с нового, учебного года за-
ниматься в кружках по изучению «Краткого
курса истории ВКИ(б)». ^ т

‘ ее хо

В истекшем узебном тоду во Львове рабо-
тало 312 политшкол, 443 кружка по изучению
«Краткого курса истории ВКП(б)», 4 рай-
партшколы и 446 кружков по изучению био-
графий В. И. Ленина и И. В. Сталина. Свы-з
	пе 30 тысяч коммунистов и беспартийных.
	активистов города занимались в системе
партийного просвещения.
	29 мая Центральный парк культуры и Oot
	В О ee ыха им, Горького провел тематический день
Соло. Чойколах и кружках проходят ито лежа Им: + OPEEOPO TPOBeA TeMaTMN eC as oe
	«Советский спорт в массы», В этот день в
парк были привлечены лучшие спортивные
силы столицы, Все было посвящено спортбу.
	Кроме показа отдельных Ффизкультурных но-
	меров, в различных спортивных мероприя-
	тиях активное участие ‘принимали нпосети-
	тели,

В летнем сезоне текущего года московские
парки широко развернули лекционную про-
паганду. В парках проводится чтение циклов
лекчний на темы: «Великий русский народ»,
	«Борьба русского народа с иноземными за-
хватчиками», «Москва —знаменосец советской
	эпохи» и др. Много прочитанных лекций бы-
AQ посвящено великому русскому поэту А. С.
Пушкину в связи со 150-летием со сдня его
рождения.

Большой популярностью У посетителей
парков пользуются, консультационные пунк-
ты, где даются консультации по различным
темам. В воскресные дни на консультацион-
ные пункты собираются в среднем 400—500
человек — прослушать международные 0630-
	ры, беседы о достижениях в области науки.
	и техники.

В этом году в Измайловском парке и в пар-
ке «Сокольники» продолжают свою работу лек-
тории «Новости дня», Посетители лекториев
	‘регулярно слушают обзоры о текушем момен-
	те, о международном положении, сообщения
о новостях по Советскому Союзу и по Москве,
	Значительное место в работе московских
парков культуры и отдыха занимает оргавни-
	зация различных выставок. В текущем году
в парках открыты выставки ва темы: «Жизнь
‘и деятельность товарища Сталина», «Восста-
новление городов-героев», «СССР в борьбе’ за
мир и безопасность народов». Большим‘ успе-
	хом в Измайловском парке культуры и от-
дыха пользуется выставка «Скоростные ме
	дыха пользуется выставка «Скоростные MC
тоды обработки металла», в парке им. Дзер-
	жинского — «Развитие TOPOMCKOTO хозяйства
Москвы».
	Вся работа, проводимая в парках, напраз-
	дена

на
	воспитание их в духе советского патриотизма.

’ Трудящиеся столицы имеют болыную воз-
получая

можность раситирить свои знания,
в библиотеках и читальнях парков ‘любую

книгу. Фонд библиотек парков насчитывает
	редакция умудрилась втиснуть в один корот-
кий материал оценку сразу двух спектаклей.
	Свердловск. Ga два года постановкам
ТЮЗ’а уделено всего две рецензии,
	`Щедрее оказалась кировская областная
газета, в течение двух лет отозвавшаяся на
четыре спектакля здегнего TIO’.
	Но не одни лишь местные газеты демон-
стрируют отсутствие интереса к работе теат-
ра для детей. То же можно сказать и о жур-
налах. Если произведения наших драматур-
гов все же появляются на журнальных стра-
ницах, то пьесы для детских театров почти
совершенно отсутствуют. И выходит так, что
печать устранилась от критики детских
спектаклей и пьес, она не помогает театрам
в выборе репертуара. Замалчивая работу
ТЮЗ?ов, она создает безусловно неправиль-
ное впечатление, что советская обществен-
ность не проявляет подлинного, живого ин-
тереса к работе детских театров.
	Это обстоятельство сыграло не последнюю
роль в том, что некоторые даже старые ра-
ботники детской сцены стремятся покинуть
ее, перейти к «взрослому» зрителю. Приме-
ры этому можно найти среди режиссеров и
актеров и, особенно, среди драматургов. За
последние годы мы не находим на сценах
ТЮЗ’ов пьес ведущих драматургов. Детская
драматургия, таким образом, теряет свои
кадры. Это обстоятельство мало беспокоит
Комитет по делам искусств при Совете Ми-
нистров СССР и секретариат Союза coset
ских ‘писателей, которые не уделяют доста-
точного внимания созданию репертуара для
детских театров,
	Стремлением уйти от детской темы, от
детского зрителя заражены не только от-
дельные работники ТЮЗ’ов, но и целые кол-
лективы, В ряде детских театров планы по-
становок построены таким образом, что на
долю самых маленьких зрителей приходит-
ся всего два — три спектакля в месяц. При-
мерно столько же уделяется зрителям сред-
него возраста, а подавляющая часть спек-
таклей предназначена для старших возра-
стов или взрослых зрителей. Эта тенденция
сказывается и ‘на новых постановках, в ко-
торых пьесы, специально написанные для
детей, все более уступают место спектаклям,
рассчитанным на взрослых. Так, среди но-
вых постановок свердловского ТЮЗа мы
находим и «Встрезу с юностью» А. Арбузова,
и «Юность отцов» Б. Горбатова, и «Забавный
случай» Гольдони, и «Свои люди сочтемся»
Островского. Ничего. дурного в--постановке
, ee .
	гозые занатия. На вих слушатели показы?
	вают хорошие знания пройденного мате-
	риала.
		‚С. целью успешного окончания занятий в
системе партийного просвещения городекой
‘комитет КП(б)У провел собрание пропаган-
дистов, в котором приняли участие 250 ue
ловек. Собрание обсудило также вопрос о
подготовке к новому учебному году, в. част-
ности, вопросе о закреплении пропагандист-
ских кадров, улучшении их. качественного
состава и повышении их квалификации.
		ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ.
	sRUSHM

Коллектив рабочих, инженеров, техников
и служащих Первой образцовой типографии
имени А. А. Жданова в ответ на вызов кол-
лектива типографии «Цечатный двор» при-
нял на себя социалистическое обязательство
сдать ‘досрочно, к 1 сентября с. г. 13,3 млн,
учебников — на месяц раньше установленно-
го планом срока. До августа типография им.
А. А. Жданова exact he менее 1 млн. учеб-
HMEON.

ea 8

в. связи с 13-летием со дия смерти велико-
го русского писателя А. М. Горького Казав-
ский музей А, М. Горького провел научную
горьковскую конференцию.

На конференции были заслушаны докла-
ды: «Мировое значение Горького», «Автобио-
графическая трилогия Горького» и др. С вос-
поминаниями 06 А. М. Горьком выступили
на конференции Е. П. Пешкова, А. С. Дерен-
ков и писатель Константин Федин.
	7 ефоФе

В Харьковском русском драматическом те-
атре состоялось собрание зрителей, посвяшен-
ное итогам работы театра в 1948 г, и реперту-
арному плану на 1949 г. Участники собрания
дали положительную оценку отдельным спек-
таклям театра, критиковали его за отсутствие
в репертуаре пьес русских классиков и выска-
зали пожелания о создании спектаклей, по-
священных советской молодежи.
	Сергей МИХАЛКОВ
охо

служивает плодотворная деятельность этих
театров.

Невысокая стоимость билетов в теат-
pax для детей, небольшая вместимость
их залов поставили часть детских театров
перед известными материальными трудно-
сетями. Однако большинство ТЮЗ’ ов, увели-
чив количество спектаклей и усилив связь
со школами, сумело перестроить свою рабо-
ту. И из 15 ТЮЗов РСФСР перевыполняют
свой Финансовые планы.
	Директор одного из старейших ТЮЗ’ов
страны пишет
	«Паш театр никогда не терпит недостат-
ка в зрителях. Если бы у нае было не
350 мест, а все 630, то и тогда зал был бы
полон... Но, к сожалению, нет до сих пор
должного внимания к вопросам существо-
вания театров для детей», }

В представлении некоторых местных, а
подчас и некоторых столичных организаций
(a том числе и Комитета по делам искусств
при Совете Министров СССР) детские rear
ры-это зрелищные предприятия второго
сорта. .

Никто не может сказать, что актеры и
режиссеры детского театра менее умелы и
талантливы, чем в других театрах, Однако
оплачивается их работа хуже, успехи их
оцениваются менее охотно и щедро, чем во
«взрослых» театрах.

Недооценка значения детских театров ска-
зывается не только в этом. Они не получают
также необходимой творческой помощи, они
зачастую лишены внимательнсй, дружеской
критики, их большая и нелегкая работа
обидно замалчивается. Я говорю здесь о пе-
‚чати. Во всех городах, где работают театры
для детей, имеются газеты, и подчас не одна,
Но если бы не об’явления на четвертой стра-
нице, по местным газетам трудно было бы
установить даже самый факт существования

в городе театра для детей. Вот примеры,
взятые наудачу.
	Базань, В репертуаре здешнего ТЮЗ’а --
девять текущих постановок и восемь новых.
		Успеху этих крупных мастеров содейство-
вало творчество детских драматургов, зани-
мающее видное место во всей советской дра-
матургии;
	Ряд спектаклей театров для детей может.
	быть отнесен к числу лучших работ совет-
ского театра. Это такие постановки, как
«Снежок», «Город мастеров», «Алеша Пеш-
ков», «Где-то в Сибири», «Я хочу домой»)
«Два капитана», «Как закалялась сталь»,
«Двенадцать месяцев», «Сказка о правде»,
«Снежная королева» и др.

Эти успехи — прямой результат любви и
внимания, которыми окружает наша страна
театры для детей. Выражением этого отно-
шения может служить хотя бы то, что детям
предоставлено одно из лучших театральных
зданий столицы.

Следует, однако, сказать, что любовь и вни-
мание сопутствуют работе театров’ юного
зрителя (ТЮЗ’ов) не вебгда и не вёзде. Это
станет особенно ясно, если обратиться к‘дея-

ьности тех театров, которые находятся вне
столицы.

Чего, например, стоит такой фэкт, как
закрытие в течение года четырех ТЮЗ’ов, в
то время как число теэтров явно недоста-
точно для обслуживания многомиллионной
детской аудитории. страны. Этого безусловно
не случилось бы, если бы местные организа-
ции — исполкомы гореоветов, комсомол, об-
	щественность проявили должную заинтере-   за два года местная печать улелила внима-
	сованностъь в судьбе своих театров для де-
	EE OE EO

ние линь трем из них, Даи на эти спектак-
	тей, любили их, гордились ими, как того за- ли не пришлось по целой рецензии: скупая