21 ИЮНЯ 1949 F, № 17 (109)

4K VG Hb

eR SSE? . 78 RMR? a Noe ove SBE Serene

IVLOJL TABU

нии, в советских условиях прочно стала на
путь социалистических преобразований. В
	ней растут очаги новой культуры — школы,
клубы, больницы. В республике -создается
	‚ промышленность, нарождаются рабочий класс
‚и интеллигенция, появляетея новый человек
	с новыми духовными качествами,

У молдавского народа имеется героическое
прошлое — борьба за национальную и госу-
даретвенную независимость, революционные
выступления против угнетателей. Из недр
молдавского народа вышли известные герои
нашей Родины — Котовский и Лазо. Славу
нашему народу принесли. герои Отечествен-
ной войны. Все это не нашло еще достаточно
глубокого м правдивого отображения в твор-
честве молдавских писателей. Экономиче-
ские, культурные и материально-политиче-
ские сдвиги и изменения, происходящие в
быту и сознании молдавского народа, еще не
запечатлены в больших произведениях мол-
давских художников слова.

Руководствуясь постановлением ЦК ВКП(б)
от 4 октября 4948 г., Центральный Комитет
КП(б) Молдавии в своем постановлении о ‹0-
стоянии мслдавской советской литературы и
мерах ее улучшения и второй сезд КП(б)
Молдавии отметили серьезные недостатки в
развитии нашей литературы. .

В постановлении второго с’езда КП(б) Мол-
давии указывается, что в отдельных произ-
ведениях писателей Молдавии имеются бур-
жуазно-националистические извращения, вы-
ражающиеся в идеализации феодальной Мол-

’давии, в затушевывании классовой борьбы
И слабом показе социалистического  пере-
устройства, Партийный сезди ЦК КП)
Молдавии в своих решениях справедливо
указали, что многие писатели‘ республики
еце недостаточно работают над совершен-
ствованием своего литературного мастерства,
недостаточно изучают произведения класси-
ков русской и лучшие. образцы советской
литературы. Особое внимание было обрашс-
но на то, что в Союзе советских писателей
еще слабо развернуты большевистекая кри-
тика и самокритика, нет достаточного твор-
ческого содружества.

Второй с’езд КП(б) Молдавии потребовал
от писателей республики поднять идейный и
художественный уровень своих произведе-
ний, развернуть принципиальную критику
оптибок в творчестве и на этой основе создать
литературу, отражающую борьбу молдавско-
го народа за социалистическое  переустрой-
ство. жизни. ,

Критика ошибок помогла писателям улуч-
шить свою работу. Писатели стали настойчи-
вее и глубже изучать жизнь народа, улуч-
шилось идейно-политическое воспитание пи-
сателей, наладилось руководство литератур-
ными кружками и об’единениями в городах
и районах Молдавии, Следует особо or
метить положительные результаты творче-
ских встреч писателей с трудящимися. На
этих встречах не только читатели знакомят-
ся ближе с творчеством писателей, но и пи-
сатели глубоко вникают в жизнь народа,

Однако это улучшение работы не дает нам
оснований успокаиваться. Молдавские писа-
тели еще в большом долгу перед народом.
Попрежнему серьезно отстают в своем раз-
витии проза и драматургия.

Слабым звеном молдавской литературы
продолжает оставаться критика,

Плохо поставлены критика и библиография
в республиканских газетах «Молдова Сочиа-
листэ» и «Советская Молдавия». Они еше
мало печатают рецензий, а те немногочис-
ленные критические статьи, которые публи-
куются, в большинстве случаев поверхностны
и не выявляют достоинств или недостатков
рецензируемых произведений.

Орган Союза советских писателей Молда-
вии-журнал «Октомбрие» («Октябрь») не
стал еще трибуной передовой писательской
общественности. :
` Задачи, поставленные ЦК ВКП(б) и вторым
с’ездом. КИ(б) Молдавии; должны служить
повседневным руководством в творческой. де-
ятельности писателей республики. В выпол-
нении своих больших и ответственных задач
Союз советских писателей Молдавии нуж-
дается в серьезной помощи со стороны пре
зидиума Союза советских писателей СССР.
Секретариату правления Союза советских пи-
сателей, издательству «Советский писатель»,
а также «Литературной газете» и литератур-
но-художественным журналам «Новый мир»,
«Октябрь» и «Знамя» ‘следовало бы уделять
больше внимания вопросам развития совет-
ской молдавской литературы и помогать мо-
лодым молдавским писателям серьезным кри-
тическим разбором их творчества. Пора
ознакомить широкие массы советских чита-
телей с лучшими произведениями молдав-
ской литературы. :

Руководствуясь решениями  большевист-
ской партии, всесторонне изучая нашу дей-
ствительность, глубже вникая в процессы
облцественного развития, молдавские писате-
ли должны создать и создадут произведения,
достойные героических дел великой сталин
ской эпохи.
	1/10 страницам зазет
Е И МИ И А НЕ
	ПЕРЕД УБОРКОЙ УРОЖАЯ
	ном агрегате, а я в этом году впервые буду
на нем работать. Уверен, что от вае не от+
стану... Я посоветовался со своими помошщ-
никами и трактористами, мы учли свои воз-
можности и решили... убрать 1.200 гекта-
ров... и одновременно слущить всю стерню».
В районах Одесской области проводится
взаимопроверка готовности колхозов, МТС и
совхозов к уборке, Газета «Большевистское
знамя» из номера в номер публикует об этом
статьи и корреспонденции. В номере от
14 июня помещена специальная передовица
о, предуборочных днях в колхозе «Пятилетка
в 4 года» Любашевского района. Здесь
же напечатана «Страница агитатора», Газета
показала, как благодаря правильной поста-
новке массово-политической, работы среди
колхозников, умелой организации труда кол-
хоз «Пятилетка в 4 года» успешно подгото-
вился к уборке урожая, }
Содержательные материалы о подготовке
к уборке дает областная газета «Адыгейская
правда». В номере от 12 июня она напечата-
ла план уборки урожая в колхозе «Кабарди-
нец-гигант». Видное место в плане занимают
вопросы культурно-бытового обслуживания
колхозников в поле. Газета поместила ряд
актуальных передовых статей: о ремонте
комбайнов, об укреплении трудовой диеции-
лины в колхозах, о соревновании за отлич-
ное качество полевых работ. «Адыгейская
правда» обращает внимание на то, чтобы с
первых же дней уборки строго выполнялись
распорядок дня, график косовипы и сдачи
	хлеба государству, соблюдалась сделышина.
	Но не все местные газеты по-настоящему
освещают ход подготовки к уборке урожая и
к заготовкам сельскохозяйственных продук-
тов. В   постановлении Совета Министров
СССР и ЦК ВКП(б) отмечается серьезное
отставание с проведением ремонта комбайнов
‘и других уборочных машин в Курской, Во-
ронежской, Саратовской, Чкаловской, Куйбы-
тчевской и других областях. Однако газеты
этих областей слабо отражают состояние под-
готовки к уборке, не публикуют статей и за-
меток о соревновании колхозов, МТС и сов-
хозов за образцовое проведение уборки и
хлебосдачи, о подготовке складских помешще-
ний, об организации труда в полеводческих
бригадах. :

Плохо освещает вопросы подготовки к
Уборке саратовская областная газета «Ком-
мунист». Как отмечает сама газета в номере
от 10 июня, по области в целом к 5 июня бы-
ло. отремонтировано немногим больше. поло-
вины комбайнового парка. Это должно было
вызвать известную тревогу у работников ре-
дакции «Коммуниста», однако ни в мае, нив
начале июня газета по существу ничего не
писала о ремонте комбайнов.

Серьезный упрек можно предявить и ре-
дакции республиканской газеты «Казахстан-
ская правда», ограничившей показ хода под-
готовки к уборке лишь несколькими инфор-
мационными заметками.

Образцовое проведение уборки урожая и
заготовок сельскохозяйственных продуктов —
важнейшая задача всех партийных и совет-
ских организаций, Задача местных газет со-
	‘стоит в том, чтобы широко ознакомить насе-
	ление с постановлением Совета Министров
СССР и ЦК ВКИ(б), шире освешать передо-
вой опыт организации труда на ремонте ком-
байнов и простейших уборочных машин, си-
стематически показывать результаты социа-
листического соревнования колхозников, ра-
бочих МТС и совхозов, специалистов сель-
ского хозяйства за получение высокого уро-
жая, за образцовое проведение уборки и заго-
товок. В газетах необходимо всесторонне
	освещать спыт массово-политической. работы
	сельских парторганизаций, публиковать ма-
			Наступает самая ответственная пора в жиз-
ни советской деревни — уборка урожая и зз-
	готовка  сельскохозяйственных _ продуктов.
Колхозное крестьянство, ‘работники машин-
нотракторных станций и совхозов преиспол-
нены желания организованно, по-большевисть-
ски провести уборку и заготовки, с
честью выполнить свои обязательства перед
товарищем Сталиным.

Постановление Совета Министров СССР и
ЦК ВКП(б) «О проведении Уборки урожая и
заготовок сельскохозяйственных продуктов
в 1949 году» вооружает партийные организа-
ции, местные Советы, всех тружеников сель-
ского хозяйства на решение этой важнейшей
хозяйственно-политической задачи.

Огромную роль’в деле мобилизации колхоз-
ников, рабочих МТС и совхозов, специали-
стов сельского хозяйства на образцовое про-
ведение уборки нового Урожая и хлебозаго-
товок призваны сыграть республиканские,
краевые, областные и районные газеты; яв-
ляющиеся могучим средством политического
воздействия на массы,

По-боевому включилась в борьбу за образ-
yosoe проведение уборки и заготовок ро-
стовская областная газета «Молот». На ee
страницах широко показывается соревнова-
ние комбайнеров области, решивших по при-
меру знатного бригадира тракторной брига-
ды Ивана Шацкого бороться за отличное
проведение уборки, за получение права имс-
новать свои ‘агрегаты агрегатами высокого
качества. мы

Подробно рассказывают через газету ‘о
своих планах передовые комбайнеры.

Опытный комбайнер т. Глазуноъ, убравший
в прошлом году 1.200 гектаров, дает прак-
тические советы, как лучше вести косо-
вицу низкорослых хлебов, когда обычная
комбайновая уборка не обеспечивает полного
сбора зерна и соломы. Приспособления
т, Глазунова позволяют ему. вести срез хле-
бов на высоте 3—5 сантиметров, что даст воз-
можность сберечь дб четырех возов грубых
кормов на каждом гектаре. Тут есть над чем
поразмыслить и остальным комбайнерам, ма-
шинистам лобогреек и жаток! .

Письмо комбайнера т. Глазунова в област-
ную газету вызвало широкий отклик и одоб-
рение. Ростовский обком ВКП(б) провел co-
вещание группы лучших комбайнеров, обсу-
дивитих вопрос о мерах по обеспечению вы-
сокого качества уборки, В принятом затем
рещении областной комитет партии рекомен-
довал всем комбайнерам использовать опыт
т. Глазунова по уборке хлебов.

Газета «Молот» указывает на необходимость
привести в полную готовность простейшие.
уборочные машины, правильно расставить
людские силы, устранить недостатки в подго-_
товке к перевозке хлеба, призывает партий-
ные, профсоюзные и комсомольские органи-
зации всемерно развертывать социалистиче-
ское соревнование и массово-политическую
работу среди колхозников, рабочих МТС’и
совхозов. .

Заслуживает быть отмеченной инициатива
одесской областной газеты «Большевистское
знамя», организовавшей: на своих страницах
«Заочную конференцию комбайнеров». Газе-
та публикует отчеты о стахановских четвер-
гах, проводимых в МТС, где комбайнеры вы-
ступают с докладами об опыте их. работы.
	Большой интерес о представляет изложение‘
	доклада комбайнера П Одесской МТС Ефима
Степанова, помещенное в номере от T июня.
Комбайнер Степанов рассказывает, как ему
удаетсл одновременно сочетать косовицу с
лущением стерни.

Комбайнер Андрей Зоткин из Доманевской
	MTC, y3uap о. . методах работы т; Степанова,
		Литература Советской
		$ хо.

Н КОВАЛЬ © °
	Секретарь ЦК КП(б) Молдавии
oo 90
	*

лись преимущественно темами далекого
прошлого, историческими сюжетами, старин-
‚ными народными легендами, то сейчае ос-
‘новной темой писателей являются современ-
ная. жизнь, дела и дни народа, строящего
социализм. Нашими писателями уже. создан
ряд произведений, показывающих героизм на-
рода в Отечественной войне, его патриотиче-
ские подвиги, раскрывающих идейный
смысл событий и работы людей советской
энохи. Я

К числу таких произведений молдавских
писателей следует прежде всего отнести зна-
чительное произведение талантливого псз-
та Ем. Букова «Моя страна», в котором автор
на примере крестьянской семьи молдаванина
показывает глубокие общественные преобра-
зования, происходящие сейчас. в западных
районах республики, рост рабочего класса и
новой технической интеллигенции, вступле-
‘ние лучших сынов и дочерей народа в вели-
кую партию Ленина-— Сталина. Повесть моло-
дого прозаика Я. Кутковецкого «Огонь» по-
священа героической борьбе сынов молдав-
ского народа в Великой Отечественной вой-
_ не. В этой повести показывается великая сила
сталинской дружбы советских народов, руко-
водящая роль русского народа. .

Признание общественности получила пьб-
са молдавского поэта и драматурга А. Лупа-
на «Свет», посвяшенная колхозному строи-
тельству и электрификации молдавских сел.
Это — первая молдавская пьеса, поставлен-
ная на сцене театра. В ней правдиво и убе-
дительно изображаются человеческие харак-
теры и отношения, показывается ‘борьба
бессарабского крестьянства с кулачеством,
выступающим против новой, колхозной жиз-
ви, Творческой удачей являются послевоен-
ные рассказы И. Канна, показывающие пат-
риотизм советских людей, советское строи-
тельетво в молдавской деревне, и др.

Свежую, бодрую струю внесли в литерату-
ру поэты-фронтовики, создавшие ряд ярких
произведений. П. Крученюк выступил co
сборником стихов «Свежие борозды», П. Да-
риенко выпустил книгу «Песнь советской
весне», 4, Пономарь написал цикл стихо-
творений «Дружба». Это — сборники стихов
молодых поэтов, пришедших в молдавскую
литературу с фронтов Отечественной войны,
с колхозных полей и новостроек. Свой пер-
вый сборник стихов «Дорога к счастью» вы-
пустил растущий молодой поэт Ю. Бар-
жанский. Вышли первая книга стихов «На
страже жизни» И. Балцана, первая повесть
молодого прозаика А. Линкана «Пробуж-
дение».

Закончившийся на днях республиканский
смотр художественной самодеятельности по-
казал, что творчество многих писателей, осо-
бенно поэтов, пользуется большим успехом,
На их тексты создают ‘песни не только ком-
позиторы-профессионалы, но и талантливые
музыканты из народа.

За последние годы число членов Союза со-
ветских писателей Молдавии удзоилось. Но-
вые, интересные рукописи начинающих ав-
торов, поступающие в Союз советских писа-
телей и редакции газет, дают основание пола-
гать, что в ближайшее время ряды молдав-
ских писателей пополнятся новыми силами.

Громадное влияние на воспитание нашего
народа, на творческий рост писателей оказы-
вает русская классическая и советская aure-
Гатура, переводами из которой обогащается
молдавская культура. За 4 года после оево-
бождения республики переведено на ‘молдав-
ский язык и издано 68 названий произведе-
ний русских классиков и советских писате-
лей общим тиражом более 670 тыс. экз. Ha
молдавском ‚языке изданы произведения
М. Горького, В. Белинского, А. Пушкина,
Л. Толстого, А; Чехова, М. Салтыкова-Щедри-
		на, ‘И. брылова, М. Лермонтова, Н. Некрасо-
	ва. Молдавские читатели получили возмож-
ность читать на родном языке произведения
А, Фадеева,. М. Шолохова, К. Симонова,
С. Бабаевского, A. Гайдара и других.

Большим событием в культурной жизни
республики является выход в переводе на
молдавский язык однотомника избранных
произведений А. С. Пушкина, гениальное
творчество которого оказало громадное влия-
ние на развитие молдавской литературы еще
У се истоков, в начале ХХ века.

Молдавская советская литература учится
на замечательных образцах русской класси-
ческой и советской литературы. Однако в
развитии нашей литературы сделаны лишь
первые шаги.

Молдавская литература еще значительно
отстает от общего уровня советской литера-
туры, еше не отвечает полностью высоким
требованиям, предзявляемым. к. писателям
партией и народом. Молдавская деревня, еше
в. недалеком прошлом. исключительно отста-
лая в хозяйственном и культурном отноше-
	Советский строй в корне изменил историче-
ские судьбы молдавского народа, открыл ему
широкие возможности вдохновенного,  сво-
бодного и радостного труда. Советская власть
освободила скованные на протяжении веков
творческие силы народа, пробудила к жизни
народные дарования и таланты.

Нод благотворным влиянием великой рус-
ской культуры молдавский народ и в про-
шлом развивал свою национальную культу-
ру. Но только в условиях советской власти
молдавская культура получила возможности
для подлинного своего расцвета.

Четверть века тому назад на левом берегу
Днестра была создана Молдавская Советская
Автономная Республика в составе Украин-
ской ССР. Тем самым было положено начало
государственности молдавского народа в но-
вых, советских условиях. Это вызвало к жиз-
ни и молдавскую советскую литературу. Пер-
вые стихи, очерки и рассказы, написанные
молодыми молдавскими писателями, вышед-
шими из недр освобожденного народа, появи-
лись на страницах молдавской газеты «Глю-
кару рош» («Красный пахарь»), начавшей
издаваться в 1924 г. Эти немногочисленные
стихи и рассказы были началом молдавской
СоБЭТСКОЙ Литературы. a

Борьба народа за претворение в жизнь
великих идей Ленина-—Сталина, социали-
стическая индустриализация страны; коллек-
тивизация сельского хозяйства, созидатель-
ный труд советских людей находили правди-
вое отображение в творчестве писателей
Канна, Корняну и др,

Молдавская советская литература создава-
лась в борьбе с злейшими врагами нашего
народа — молдавско-румынскими буржуазны;
ми националистами. Подвизаясь на литера“
турном поприще, раболепствуя перед гнилой
буржуазной культурой, буржуазные национа-
листы прилагали все усилия к тому, чтобы
отвлечь советских писателей ог актуальных
тем совоеменности, засорить молдавский язык
иностранными словами; не. понятными на-
роду.

В годы, когда в Советской Молдавии, на лс-
вом берегу Днестра развивалась свободная
жизнь молдаван, на. правом берегу Днестра,
в Бессарабии, господствовал дикий террор
оккупантов — румынских бояр. Через развет-
вленную сеть всевозможных организаций и
учреждений оккупанты насаждали мрак и
невежество, пичкали народ «литературной
поодукцией», насквозь пропитанной ложью и
бешеной злобой против Советского Союза.
В этом черном деле им помогали их приспеш-
ники — молдавско-румынские националисты.
Вся легально издававшаяся в Бессарабии
печать находилась под контролем жандарме-
рии и сигуранцы. Цензура тщательнейшим
образом «очищала» все литературные произ-
ведения от элементов протеста против навя-
занного народу Бессарабии ненавистного ему
режима. г

После воссоединения Молдавии в 1940 г.
ий, образования Молдавской Советской Со-.
циалистической Республики в отряд мол-.
давских советских писателей влились пере.
	довые писатели Бессарабии, верные своему.
	народу.

Общими усилиями молдавские советские
писатели под руководством большевистской
партии, при ее позседневной направляющей
помощи стали успешно двигать вперед раз-
витие молдавской советской литературы.

Война прервала мионый, созидательный
труд советского народа. Многие из молдав-
ских писателей ушли на фронт. В годы Оте-
чественной войны они активно участвовали
в борьбе советского народа за честь и неза-
висимость нашей Родины, выступали с пат-
риотическими произведениями, зовущими. на
разгром врага.

После освобождения родного края молдав-
ские писатсли активно включились в кипу-
зий восстановительный труд наттего народа.

Но в молдавской литературе в послевоен-
ный период были и серьезные ошибки. Мно-
гие писатели еще не умели связывать свое
творчество с практической деятельностью
партии и народа,

Постановления ЦК ВКП{б) по идеологиче-
ским вопросам оказали исключительно бла-
готворное влияние на развитие молдавской
советской литературы, вызвали под’ем и
оживление в литературной жизни респуб-
хики. у

Годы, прошедшие со дня опубликования
этих исторических документов, являются
наиболее плодотворным периодом в, творче-
стве молдавских советских писателей.

Молдавские писатели горячо откликнулись
на призыв партии вести решительную борь-
бу за большевистскую партийность нашей
литературы, создавать высокоидейные худо-
жественные произведения; достойные герои-
ческого советского народа, помогающие пар-
тии и советской власти воспитывать трудя-
щихся в духе бодрости и уверенности в побе-
де коммунизма.

Решения большевистской партии по вопро-
	сам литературы и искусства явились про-
	граммой деятельности литераторов. Если
раньше многие писатели Молдавии увлека-
	«Многому я учусь... у вас, тов, Степанов,
Бы уже работали на комбайново-лушиль-
	Улучшить сатирические зкурналы
	ступать по конкретным злободневным вопро-
сам,

Участники. совещания откровенно говори-
ли о нерешенных задачах и вопросах. Гово-
рили о том, что, встав на правильный путь
перестройки работы, «Крокодил», а также
местные юмористические журналы не суме-
ли еше полностью выполнить указания
IKK BKII(6) В «Крокодиле» еще недоста-
точно отражается тематика фабрично-завод-
ской и колхозной жизни. Одним из недостат-
ков в работе редакции «Крокодила» и редак-
ций местных журналов является то, что ме-
жду ними нет еще настоящей творческой
связи и содружества.

Некоторые советские сатирики и юмористы,
как правильно указывалось на совещании,
мало знают жизнь. Вот почему иногда беден
и мелок мир героев их произведений, вот по-
чему некоторые художники современный
трактор рисуют по воспоминаниям 20-летней
давности... . Е

Юмористические произведения, построен-
ные на теме обывательского анекдота, на сю-
жетах и конфликтах, взятых из буржуазного
общества, приводят к неудачам и провалам.

После ‘постановления ЦК ВКП(б) «О жур-
нале «Крокодил» большой шаг вперед сдела-
ли художники-карикатуристы.

Отраден тот факт, что в своем большин-
стве художники-карикатуристы, работающие
в наших сатирических журналах, как ста-
	‚ рые, так и молодые, следуют опыту и тва-.
	дициям таких замечательных советских вБа-
рикатуристов, как Дени, Кукрыниксы,
Б. Ефимов, М. Черемных, Б. Пророков,
И. Семенов и другие. С полным основанием
участники совещания ‘говорили о советской
карикатуре, как о лучшей, непревзойденной
карикатуре в мире.

За последнее время в «Крокодиле» особен-
но ‘активизировались и достигли немалых
успехов в своем творчестве художники Кук-
рыниксы. Их карикатуры «На равных нача-
лах», «Оборона по-американски», «Поджига-
тели войны на уроке у Черчилля» и многие
другие являются острым памфлетом против
поджигателей войны.

Немало справедливых упреков было
высказано в адрес редакций областных га-
зет. Представители Ленинграда с полным
основанием заявляли, что редакции неко-
торых ленинградских журналов и газет
(«Звезда», «Ленинградская правда», «Вечер-
ний Ленинград» и др.) почти перестали пе-
чатать фельетоны, юмористические рассказы,
карикатуры, В журнале «Звезда» нет отдела
сатиры и юмора.

Исчезли и пока что не возникают вновь
отделы сатиры и юмора в московских жур-
налах «Новый мир», «Октябрь», «Знамя»,
Редко появляются фельетоны и юмористиче-
ские рассказы в «Литературной газете».

При правлении Союза писателей СССР
есть комиссия ‘по теории и критике литера-
туры. Но совершенно непонятно, почему эта
комиссия долгие годы не занимается ни тео-
рией, ни критикой советской сатирической
литературы.

Совещание сатириков и юмористов в Мо-
скве позволило выявить немало новых спо-
собных литераторов, фельетонистов, худож-
ников. Совещание прошло на высоком идей-
ном уровне, Оно подтвердило необходимость
более частого и систематического творчееко-
го общения советских сатириков-юмористов.
Есть основание сделать вывод о том, что это
совещание безусловно послужит большим
стимулом для дальнейшего, более успешного
развития сатиры и юмора в советской лите-
	К ое (‘5 Д. БЕЛЯЕВ.
	6 сентября 1948 года ЦЕ ВКП(б) причял
постановление «О журнале «Крокодил». В но-
становлении отмечалось, что журнал ведется
совершенно неудовлетворительно и не *яв-
ляется боевым органом. советской сатиры и
юмора.

«Журнал должен оружием сатиры, — го-
ворилось в постановлении ЦК BKII(6),—
обличать расхитителей общественной соб-
ственности, рвачей, бюрократов, проявле-
ния ’чванства, угодничества, пошлости;
своевременно откликаться на злободнев-
ные международные события, подвергать
критике буржуазную культуру Запада, по-
казывая ‘ее идейное ничтожество и вы-
рождение»,

Это постановление определило задачи не
только журнала «Крокодил», но и остальных
	сатирических журналов страны, всех совел-.
	ских сатириков и юмористов.

Со времени опубликования постановления
прошло девять месяцев. Как же выполняется
это постановление? Что сделано и что надо
еще сделать для того, чтобы сатирические
журналы были по-настоящему боевыми орга-
нами советской сатиры и юмора?

Этими вопросами всесторонне занималось
совещание писателей-сатириков, фельетони-
стов и художников-карикатуристов, созван-
ное в Москве в конце мая редакцией «Кро-
кодила», Союзом писателей и Союзом худож-
ников.

Постановление ЦК ВКИ(б) определило
путь перестройки работы сатирических жур-
налов; для писателей-сатириков и художни-
ков-карикатуристов оно явилось стимулом к
творческому под’ему. Сатирические журналы
за это время во многом изменили свое лицо.
Советские сатирики и юмористы сделали по-
ворот к важным темам современности, стали
писать острее, злободневнее, стали гораздо
глубже вникать в жизнь, а не скользить по
случайным и мелким явлениям и Фактам, B
журналах значительно расширился, круг ав“
торского. актива, улучшились связи с читате“
лями, усилилась ‘действенность публикуемых
материалов. Изменился. и внешний облик
журналов — они стали красочнее, культурнее
го художественно-полиграфическому офор=
млению.

На совещании приводилось немало приме-
ров, когда правильные, острые и злободнев-
ные выступления сатирических журналов,
	а также фельетоны в ‹местной пезати помо-.
	гают решать вопросы большой. государствен-
ной важности.
«Крокодил» после постановления WK
ВКП(б) выступал с материалами на острые,
злободневные темы: борьба с низкопоклон-
ством и буржуазным ‹ космополитизмом
(«Формалистическое захолустье», «Моими
перьями. писали»), против зажимщиков кои“
тики. («Возмутитель спокойствия»), против
расточительства («Ночь в. зоопарке», «Воско-
бойников и цитрусовые», «Еще клянемся»).
Журнал «Перец» поднял на своих страни-
цах тоже немало острых и нужных вопросов.
Удачная карикатура художника А. Козюрен-
ко «Сражение под Сумами» способствовала
внедрению кукурузы в северных областях
	украины.
я позетте» сРОИМИ выступлениями
	бурнал кВоык»: С ма
помог белорусской общественности в борьбе
а аи мона! тара HYMHOK
	культуры, как кок-сагыз.
Один из старейших юмористических жуг-
n= а y _F,

mn
	eee ee ПРУТ

налов, грузинский журнал «Нианги» («Кроко-
дил»), существует 26 лет. После постановле-
ния ЦК ВКП(б) «О журнале «Крокодил»,
освобождаясь от ошибок и недостатков, «Ни-
анти» ва послелисс время актисчее стал вы^
	HATH © великом плане преобразования природы
		почвы приживаемость саженцев достигла
95 проц.

Издательство выпустило также интересную
брошюру Г. Басова «Устройство прудов». Бро-
шюра содержит все необходимые указания
по строительству и эксплоатации прудов и
водоемов в колхозах. Автором использован
богатейший опыт ведения прудового хозяй-
ства в Каменной Степи. Приведенные в бро-
шюре данные говорят об огромном размахе
строительства ирригационных сооружений,
ведущегося сейчас в области. До 1917 года на
территории Боронежской области было
883 пруда, а только в 1949 году их будет по-
стооено 1.300. № 1955 году в области будет
6,739 прудов.

С большим интересом прочтет колхозный
читатель очерк О. Кретовой «Каменная
Степь», в котором дана яркая картина борь-
бы советских людей за превращение ранее
бесплодной Каменной Степи в пветущий сад.

‘Большую помощь окажет работникам сель-
ского и лесного хозяйства выпущенное изда-
тельством справочное пособие «Полезашщит-
ные лесонасаждения». Здесь читатель найдет
необходимые справки по всем основным во-
просам полезащитного лесоразведения. 1

Издательство выпускает специальную биб-
лиотеку колхозника, в которую входят бро-
шюры о возделывании зерновых и ‘техниче-
ских культур, о развитии животноводства и
пропаганде` передовой биологической науки.

Следует, однако, отметить, что Воронеж-
ское издательство еше слабо борется за вы-
сокое качество полиграфического оформления
сельскохозяйственных брошюр. Обложка книг
однообразная, художественное оформление
бледное. Между тем у издательства имеются
возможности выпускать литературу в луч-
шем оформлении.

Крупным недостатком издательства являбт»
	_ся и то, что оно мало издает книг и брошюр,
	обобщающих опыт работы передовиков сель-
ского хозяйства,

Издание литературы по полезащитным ле-
сомасаждениям, внедрению травопольной си-.
стемы земледелия, строительству прудов и
водоемов, об. опыте передовиков сельского
хозяйства является неотложной задачей

местных издательств,
К. БОГОЛЮБОВ.
	Иринятое по инициативе товарища Сталина
постановление Совета Министров СССР и
ЦК ВКИ(б) «О плане полезашитных лесона-
саждений, внедрения травопольных севообо-
ротов, строительства прудов и водоемов для
обеспечения высоких и устойчивых урожаев
в степных и лесостепных районах европей-
ской части СССР» мобилизовало весь совет
ский народ на борьбу за преобразование при-
роды нашей страны. .

В период весенних полевых работ в колхо-
зах и совхозах уже накоплен немалый опыт
в деле выполнения плана преобразова-
ния природы. Шире обобщить этот опыт и
сделать его достоянием всех колхозов и сов-
хозов — одна из важнейших задач партийных
организаций,

Большую роль в деле обобщения и распро-
странения передового опыта в работе по пре-
образованию природы должны сыграть наши
издательства,

Хороший пример издания литературы, про-
пагандирующей сталинский план преобразо-
вания природы и ход ‘его осуществления, по-
казывает Воронежское областное издатель-
ство. Издательство выпустило уже 14 брошюр
по этим вопросам общим. тиражом свыше
120 тыс. экз. а до конца текущего года будет
издано еше. более двадцати -— тиражом свы-
ше 200 тыс. экз. р

Здесь вышла 10-тысячным тиражом книга
выдающегося русского ученого В. Р. Вильям-
са «Травопольная система земледелия»; в ко-
торой изложены научные открытия автора в
области почвоведения, а также комплекс
агрономических мероприятий, составляющих
травопольную систему земледелия. Книга
акад. В. Р. Вильямса является настольным
пособием всех специалистов сельского хозяй-
ства, руководителей колхозов и передовых
колхозников, возглавляющих борьбу за пре
	творение в жизнь сталинского плана преоб- у
	разования природы.
	  им. В. В. Докучаева в Каменной Степи. Эти
	опыты не имеют себе равных в мире.
	Воронежское. издательство выпустило вто-
рым изданием брошюру заведующего отде-
	лом агролесомелиорации Института им, До-
	кучаева лауреата Сталянской премии
Ю. Ключникова «Посадка и выращивание за-
щитных лесных полос», Автору этой брошю-
ры удалось обобщить пятидесятилетний опыт
полосного лесонасаждения в Каменной Сте-
пи, начатого великим русским ученым В. В.
Докучаевым. Благодаря работам Ключникова
в социалистическое сельское хозяйство внед-
рено много новых научных достижений. В
частности, им разработан ассортимент дре-
весных и кустарниковых пород, наиболее
подходящий для Воронежской и смежных ‘с
нею областей черноземной полосы. Ю. Ключ-
ников разработал и научно обосновал ажур-
ную конструкцию полезашитных лесных по-
лос, получившую всеобщее признание. Очень
большая работа проведена автором по иселе-
дованию значения способов задержки талых
и ливневых дождевых вод с помощью лесо-
насаждений,

На основании шестилетних опытов, прове-
денных на полях Института земледелия
им. Докучаева, Ю. Ключников делает поучи-
тельные выводы о том огромном влиянии,
какое оказывают полезашитные лесные поло-
сы на повышение урожайности зерновых и
технических культур. Так, за 1937-1942 годы
средний урожай озимой пшеницы на опыт-
ном поле в 25 гектаров, окаймленном лесны-
ми полосами, составил 24,5 центн. с га, а на
полях в открытой степи — 18,6 центн. с. га,
средний урожай подсолнечника на поле. та-
кой же площади, обсаженном лесом, соста-
вил 15,6 центн. ¢ ra вместо 13,4 центн, на
открытых полях.

На конкретных примерах автор показывает
влияние качества обработки почвы на при-
живаемость деревьев после посадки, В вол-
хозе «Ударник» Михайловского района при
лесопосадках 1934 года была допущена пло-
хая подготовка почвы, в результате чего
приживаемость саженцев составила 60 проц.
В колхозе «Хлебороб» того же района благо-
даря неоднократной вспашке и боронованию
	На полях Воронежской области неодно-
кратно проверен агрокомплекс, рекомендо-
ванный Докучаевым, Костычевым и Вильям-
сом. Особенно большие работы по преобразо-
ванию природы проведены Институтом зем-
леделия Центрально-Черноземной полосы