30 июня 1949 Ты
	№ 18 (110)
	КУЛЬТ
	УРА и

оо АТО. ПЕРСИИ
oS о об АО

0б одной вредной теории
	В ЯЗЫК
	VSHAHHE
	Англо-американские проповедники космо-
политизма` усиленно пропагандируют идею
единого мирового языка, которым, по их
мнению, должен быть английский язык как
якобы наиболее совершенный. Излюбленным
аргументом пропагандистов «мирового» ан-
глийского языка является их утверждение
06 особой якобы «прогрессивности» грамма-
тического строя английского языка.

Английский язык относится к так назы-
ваемым аналитическим языкам, в кото-
рых, слова. в предложении связаны при по-
мощи служебных. слов. В отличие от языков.
аналитического ‘строя в языках Ффлективной
системы (в том числе и русском) отношения
между словами передаются путем изменения
отдельных звуков в корнях или окончаниях
слов. . :

Буржуазные: нсевдоученые-языковеды типа
Ричардса, Менкена, Есперсена пытаются.
утверждать, что флективные языки более
архаичны и примитивны по сравнению
с аналитическими, отвечающими будто бы
более прогрессивному развитию человеческо-
го мышления.
	Представители англо-американской шови-
нистической науки всячески стараются из-
вратить подлинные факты. В языкознании
хорошо известно, что флективные формы па-
дежей, а также формы спряжения в ряде
языков развились из существовавитих до это-
го аналитических описательных оборотов.
Аналитические формы уже в древнеиндий-
ском, древнелатинском. и некоторых других
языках существовали одновременно е флек-
тивными, а иногда и предшествовали им.
Эти факты опровергают утверждение англо-
американских псевдоученых о том, что ана-
литический строй языков развивается значи-
тельно позже флективного и вырастает буд-
то бы на развалинах флективной системы.

Да и можно ли прогресс языка сводить к
простой. смене грамматической техники речи?
Конечно, нет! Различные грамматические
системы аналитическая, представителями ко-
торой являются английский, многие роман-
ские, болгарский и новоперсидекий языки,
флективная синтетическая, в состав которой
входят ‘русский, а также другие славянские
и балтийские языки, агглютинативная, свой-
ственная тюркским и угро-финским языг
-кам,— все они по своим грамматическим
средствам одинаково способны выражать
сложные категории мышления, высокое раз-
витие современной общественно-политиче-
ской мысли, науки, техники и искусства,

В интервью, данном корреспонденту «Прав-
ды» по поводу призывов Черчилля к новой
мировой войне, товариш. И. В. Сталин ука-
зывал: : aS : : ‘

«Следует отметить, что г. Черчилль и его.

друзья поразительно напоминают в этом
отношении Гитлера и ‘его. друзей. Гитлер
начал дело развязывания войны: с того, что
провозгласил расовую теорию, об’явив, что
только люди, говорящие на немецком язы
ке, представляют полноценную нацию:
Г-н Черчилль начинает дело развязывания
войны тоже с расовой теории, утверждая,
что только нации, говорящие на англий-
ском› языке, являются полноценными на-
циями, призванными вершать судьбы все-
го мира». И .
Попытки доказать особую «прогрессив-
ность» единого «мирового» английского язы-
ка не могут прикрыть алчного стремления
англо-американских империалистов к миро-
вому господству и порабощению свободолю-
бивых народов земного шара. Подлинную
цель этих попыток раскрывает англо-амери-.
ханский языковед Сейс, цинично заявляю-
щий: «Одна `монета-один язык», С
Эту простую истину не поняли, однако; не-
которые советские языковеды, слепо прекло-
няющиеся перед иностранщиной, восхваляю-
щие мнимые совершенства западноевропей-

ских. языков и пренебрежительно OTHOCH-

щиеся к русскому языку. Только влиянием
космополитических идей можно об’яснить
их попытки ‘умалить величие и замечатель-
ные богатства русского языка. . ‘

Слепо следуя ‚реакционерам-шовинистам в
науке, проф. В. Жирмунский в своей работе
«Развитие строя немецкого языка» выявляет,
470 «языки французекий и, в особенности,
английский могут служить примерами гораз-
до более последовательного развития анали-
за». И далее, обращаясь непосредственно к
русскому языку, он пишет: «Напротив, совре-
менный русский язык представляет в этом
отношении более архаический тип, в основ-

<
	Советская высшая школа призвана гото-
вить кадры, в совершенстве владеющие сво-
ей специальностью, кадры стойких мар“
ксистов-ленинцев, непримиримых к про-
явлениям буржуазной идеологии, проникну-
THX духом большевистской партийности,
боевого советского патриотизма. Задачи Map-
ксистско-ленинского воспитания советского
студенчества всегда должны стоять в центре
внимания высших учебных заведений, пар-
тийных организаций.
	Говарищ. Сталин указывает, что. марксист-
ско-ленинская наука об обществе, о законах
развития общества, о законах развития про-
летарской революции, о законах развития со-
циалистического строительства, о победе ком“
мунизма есть та отрасль науки, знание. ко-
торой обязательно для большевиков всех от-
раслей науки. «Ленинец не может быть толь-
ко специалистом облюбованной им отрасли

науки, —он должен быть вместе с тем поли-.

тивом-общественником, живо интересующим-

ся судьбой своей страны, знакомым с зако-.

нами общественного развития, ‘умеющим
пользоваться этими законами и стремящим-
ся быть активным участником полити
ского руководства страной».

В нашей стране созданы исключительно.

благоприятные условия для овладения мар-
ксистско-ленинским учением. —Марксизм-
ленинизм утвердился как господствующая
идеология, воспринятая широкими трудящи-
мися ‘массами, Великие идеи  Маркса-
Энгельса--Ленина-—Сталина у нас воплоще-
ны в жизнь, овладели массами и! преврати-
лись в могучую организуюшую силу. В рево-
люционном учении Ленина — Сталина совет-
ский народ видит знамя своей борьбы, а в
лице Всесоюзной коммунистической партии
(болььгиевикосв) — своего испытанного вождя и
	PYKOBOAUTCAR. я
Историческое. постановление ЦК ВКП(б)
	«О постановке партийной пропаганды в свя“
зи с выпуском «Краткого курса истории
ВКП(б)» сыграло огромную роль в улучше-
нии преподавания основ марксизма-лениниз-
ма, политической экономии и философии в
высших учебных заведениях. Значительно
возрос идейно-тсоретический уровень препо-
давания облцественных наук.

Теперь задача состоит в том, чтобы, опи-
раясь на накопленный опыт, добиться даль-
нейшего ‹ улучшения преподавания марксиз-
ма-лекинизма, еще лучше ’удовлетворять
идейные запросы студенчества, повышать
качество подготовки специалистов в вузах.
Это тем более необходимо, что в практике
преподавания марксизма-ленинизма имеются.
сущоственные недостатки. Лекции и семи-
нарские занятия по основам  марксизма-
ленинизма иногда проводятся на. низком
идейно-теоретическом ‘уровне. Некоторые
прёподаватели превращают лекции в голый
перечень событий и фактов, излагая историю
ВКП(б) в отрыве от. теории большевизма.
	В. ХУДОЖЕСТВЕННОМ СОВЕТЕ
МИНИСТЕРСТВА. КИНЕМАТОГРАФИИ
	Обсуждение новых
сценариев
	Художественный совет. Министерства ки-
нематографии СССР в последнее время рас-
смотрел несколько киноеценариев для нозых
художественных и документальных полно
метражных фильмов.
	Еиносценарий «Сельский врач» написан
М. Смирновой на важную, имеющую большое
значение тему о советском сельском враче.
В своем сценарии автор старался показать
лицо советской сельской интеллигенции, со-
четающей свою профессиональную работу e¢
широкой общественной деятельностью; актив-
но борющейся за развитие социалистической
культуры. Отметив положительные стороны
сценария, Художественный  созет указал так-
же на целый ряд серьезных недостатков. В
идейно-художественном отношении   crera-
	идеино-художественном отношении  ецена-
рий «Сельский врач» получилея много сла-
	бее написанного ранее т. Смирновой сцена-
рия известного советского фильма «Сельская
	учительница». Художественный совет реко-
	мендовал автору продолжить работу над сце-
нарием «Сельский врач», превратив его в
высокохудожественное произведение кино-
драматургии.

На заседании Художественного совета рас-
смотрен сценарий Н, Садковича для цветно-
го документального фильма «Обновленная
	земля». В сценарии показана борьба conser)
	ского народа за осуществление сталинекого
плана лесонасаждений и.мелиоративных ра-
	бот в стране, Одобрив в основном сценарий.
	фильма, Художественный совет рекомендо-
вал автору дополнить свое произведение но-
Быми материалами, показызающими гранди+
озный размах. осуществляемых в нашей
стране работ по преобразованию природы. _

Активно прошло обсуждение Художествен-
ным советом. сценария . документального
фильма «Пятилетка в четыре года», посвя-
щенного героической борьбе советского на-.
рода под руководством коммунистической
партии за досрочное выполнение послевоён-.
ного пятилетнего плана, Удачно показав мно-
гие стороны всенародной борьбы за пятилет-.
ку, авторы сценария Е, Кригер и Р. Гри-
горьев не сумели полностью. разработать те-
му во всей ее глубине и многогранности.
В сценарии не‹получили отражения многие
важнейшие задачи пятилетнего плана. Сце-
нарий требует серьезной доработки,

Рассмотрен Художественным советом ецеёз
нарий А. Абрамовой и Г. Рошаля для цветно-
го художественного фильма «Мусоргский» —
о ‘жизни и творчестве великого русекого’
композитора, создателя бессмертных музы“
кальных произведений, страстного борца за
народное, реалистическое музыкальное ис-
кусство. Сценарий подвергся серьезной кри-.
тике: он не дает яркого образа великого pyc
ского композитора, не раскрывает его гени-
альных музыкальных произведений, ‚слабо
подчеркивает их народный характер. Вместе
с тем сценарий изобилует множеством мел-
ких, второстепенных деталей, эпизодов и.
сцен. В соответствии с’ замечаниями членов
Художественного совета авторы ‚сценария
тт. Абрамова и Рошаль составили. план mepe-
работки сценария.

Серьезной критике на Xyaomecrsennom
совете был подвергнут сценарий С. Герасимо-
ва и. Л, Любашевского для художественного
фильма «Пушкин» —-о зеликом русеком поэ-
те А. С. Пушкине. Сценарий содержит круп-
ные недостатки, он представляет собой ‘ин-
сценировку отдельных, часто малозначитель-
ных фактов биографии, он ни в коей мере не
создает образа гениального поэта. Г

Авторам предстоит большая работа. по
Улучшению сценария.

Художественный совет рассмотрел предло-
жения о составе актеров для цветных худо-
жественных фильмов: «Жуковский» (реж.
В. Пудовкин)- о жизни и деятельности вы-
дающегося русского ученого Н. Е. Жуковско-
го и создании им современной науки об ави-.
ации; «В одной стране» (реж. М. Калатозов) —
по пьесе Н. Вирты «Заговор обречевных»;
«Веселая ярмарка» (реж. И. Пырьев) -о.
празднике изобилия колхозной деревни, о
передовиках сельского хозяйства. — J
	‚ Порочный Стиль работы
Госпланизлата _
	_ Тоспланиздат является основным издатель-
ством, выпускающим литературу по вопро-
сам теории и практики планирования ‘нарол-
ного хозяйства, по конкретной экономике,
учебники и учебные пособия по экономиче-
ским дисциплинам.

Практика работы Госпланиздата (директор
т. Федоров, главный редактор т. Бердников)
показывает, что издательство не выполняет
возложенных на него задач.
	За: последние годы Госпланиздат не выпу-
стил монографических работ, обобщающих
опыт социалистического планирования народ-
ного хозяйства, показывающих новые явле-
ния и факты в экономической жизни страны.
В издаваемой Госпланиздатом литературе не
показана великая роль Ленина. и Сталина
как создателей советского государства и
вдохновителей великих планов социалисти-
ческого преобразования страны. Указания
Ленина и Сталина и решения партии и пра-
вительства об основных принципах планиро-
вания народного хозяйства не находят. дол-
MHOTO отражения в книгах и броппорах,
издаваемых Госпланиздатом. Из 20 запланиро-
ванных на 1948 год монографий по вопросам
социалистического планирования и конкрет-
ной экономики издано всего 6 работ. Сорван
выпуск работ по таким актуальным пробле-
мам экономики, как «Очередные задачи сель-
ского хозяйства», «Механизация сельского
хозяйства».
	Госпланиздат не издает книг, разоблачаю-
щих реакционные теории современных бур-
жуазных экономистов. В. первом полугодии
1949 года из запланированных к изданию
19 монографий и научных сборников по проб-
лемам советской экономики и экономики
зарубежных стран вышла в свет лишь одна
работа на тему «Планирование в колхозе»,
	Госпланиздат не обеспечивает выпуска
учебников для вузов по основным экономич
ческим дисциплинам: народнохозяйственно-
му планированию, экономике‘ социалистиче-
ской промышленности и экономике социали-
стического сельского хозяйства. :

В печати были подвергнуты резкой крити-
ке. изданные Госпланиздатом книги. «Техни-
ко-экономические изменения в промышлен-
ности. США во время зторой мировой войны»
М.. Бокщицкого и сборник «Военное хозяй-
ство капиталистических стран и переход к
мирной экономике», справедливо оцененные
общественностью как немарксистские, напи-
санные в духе буржуазного об’ективизма,

Руководство Госпланиздата до сих пор не
сделало необходимых выводов ‘из’ критики
его работы. Госпланиздат и до последнего
времени продолжает выпускать работы, на-
писанные в духе буржуазного об’ективизма,
замалчивающие величайшие достижения и
преимущества . советского ‘общественного и
государственного строя, передовые, методы
		Весьма важное значение имеет издание ли-
тературы 0б экономике союзных республик.
Но издательство относится безответственно
к работе над серией брошюр на эти темы.
Вышедшие в свет брошюры содержат серьез-
ные ошибки и недостатки. Так, например,
брошюра О. Сепре «Эстонская ССР» (редак-
торы А. Бердников. и Л. Володарский)
содержит серьезные недостатки. в освещения
вопросов развития экеномики. Эстонии. В
разделе брошюры «Историческое прошлое
Эстонии» не раскрываются пути революцион-
ной борьбы эстонского пролетариата в доре-
волюционное время. В книге совершенно не.
упоминается Великая Октябрьская ‘социали-
стическая революция, открывшая новую эпо-
ХУ всемирной истории. Вопросы социалисти-
ческого строительства в Эстонии освещены
схематично, без должного политико-экономи-.
ческого анализа. Вместо показа преимуществ
крупного социалистического сельского хозяй-
ства автор книги занимается восхвалением
единоличного крестьянского хозяйства. Ни
слова не говорится в бропиоре о колхозах, хо-
тя первые колхозы в республике были в на-
чале 1948 года.

Серьезным недостатком этой книги, как и
других брошюр о союзных республиках, яв-
ляется слабая популяризация передового
опыта в работе промышленности и сельского
хозяйства, :

Во многих брошюрах о есюзных республи-
ках ‘слабо’ показывается самоотверженная
борьба трудящихся за досрочное выполнение
послевоенной сталинской пятилетки, нет.
		четкого определения основных направлений
в хозяйственном развитии республик, нет
теоретических выводов ‘о закономерностях.
развития социалистической экономики, о но“
вых передовых методах  еоциалистического.
хозяйствования. Серьезный‘ недостаток `бро-.
шюр состоит также и в том, что в них ие по-
казывается организующая роль партийных.
организаций в деле хозяйственного и. куль
турного строительства.

Быпущенные в 1948 г. книги «Иланирова-
ние промышленного производства» Я. Иоф-
фе, «Планирование строительного производ-
ства» В. Рабиновича, «Техпромфинплан про-
мышленного предприятия» В. Конторозича,
«Планирование и учет автомобильного тран-.
спорта» Л. Бронштейна и Б. Будрина носят.
описательный характер, страдают узким тех
ницизмом, отсутствием должного“ анализа’
экономической стороны хезяйетвенных ‘про-
	‚ цессов. Книги по конкретной экономике пи-
	шутея сухим, казенным языком, иллюстри-
руются устарелыми цифровыми материалами, _
не дают глубокого обобщения опыта и дости-,
жений передовых предприятий.

В книгах Я. Иоффе «Планирование. ‚про-.
мышленного производства» и В. Конторовича .
«Техпромфинплан ‚премышленного предприя-
тия» не воспроизводятся должным образом.
‚руководящие указания Ленина и Сталина,
решения партии и правительства по вопро-
сам хозяйственного строительства и развития
‚отдельных его отраслей. В то жевремявэтих
книгах широко используются и рекламиру-.
ются материалы и цитаты из различного ро-.
да второстепенных книг и брошюр. -.. 1...

Крупный недостаток этих книг соетоит >
также ив том, что авторы их конкретный-
анализ экономической стороны хозяйствен--
ных процессов подменяют общими, отвлечен- -
ными рассуждениями, оторванными -от- жиз--

ни. Так, например, в книге Я. Иоффе «Плани-.
	рование промышленного производства», в.
разделе «Качественные показатели», ни еди-.
ным словом не упоминается о том, что вдох-
новенный труд. советского народа проходит
под знаком решительной борьбы за сверхила-
новую экономию государственных средств, за.
рентабельную работу всех предприятий, Уз-
кий техницизм в подходе к изложению вопро-
сов планирования промышленного производ-
ства не дает возможности автору выявить о
преимущества организации и планирования
социалистических ‘предприятий, we воору--
жает кадры’ хозяйственников, инженеров -и-
техников методикой планирования, не номо--
гает им подробно разбираться в вопросах эко-:
номики и финансов, глубоко анализировать --
хозяйственную деятельность предприятия и.
делать из этого анализа правильные выводы. .
Издательство совершенно не привлекает к,
созданию книг квалифицированные кадры_
хозяйственников и экономистов московских о
и периферийных предприятий, всецело пору-.
чая подготовку книг одним и лем же авторам.
	Выход в свет книг, содержащих серьезные.
политические и методологические ошибки, во _
многом об’ясняется недостаточной марксист--
ско-ленинской подготовкой редакторских кад=
ров и отсутствием подлинно научного редак-
тирования. В Госпланиздате нет слециализи-
рованных редакций, укомплектованных ква-
лифицированными кадрами, До последнего.
времени в  Госпланиздате не создан редак-
пионный совет, что лишает возможноети-
предварительно обсуждать тематические: пла-
ны издательства и рукописи важнейших
книг. Кроме того, само издательство не прив-
лекает к обсуждению своих книг. научную
обтцественность, не учитывает критических
замечаний читателей о книгах. .

В неудовлетворительной работе” `Госпланиз-.
дата во многом повинен и Институт экономи-*
ки Академии наук СССР (директор т, К,
Островитянов), который до последнего време-
ни не сумел обеспечить подготовку серьез-_о
ных теоретических трудов по важнейшим о
проблемам социалистической экономики. Ин-.
ститут не обеспечил выхода в евет подлинно
	научных марксистско-ленинских ‘работ по
	разсолачению и критике буржуазных эконо-.
	‚мистов и тем самым не возглавил борьбу с.
	реакционными буржуазными теориями, на
правленными на защиту империализма и его
захватнических планов.

Серьезные ошибки в работе Госпланиздата
должны быть решительно устранены.
		HOM сохраняющий Ффлексию, несмотря на
наличие элементов аналитической структуры
(предлогов, вспомогательных глаголов)».

Прогресе в языке проф. В. Жирмунский
хклонен видеть лишь в изменении его грам-
матической техники, считая подобный «про-
гресс языка» отражением «прогресса мысли».
Находясь в плену у англо-американских шо-
винистов, В. Жирмунский‘ резко отрицаз
тельно характеризует флексию за ее якобы
«неподвижность и окаменелость»,. а также
присущую ‘будто бы ей «неспособность» «к
дальнейшей ’диференциации, соответетвую-
щей потребностям развивающегося мышле-
ния». ‘ :

Стараясь во что бы то ни! стало доказать,
‚Что наличие флективных форм в языках
тормозит их развитие, В. Жирмунский заяв-
ляет, что Бо флективных языках «можно от-
метить общую тенденцию к замене флексии
анализом или указать на евязь этой тенден-
ции с развитием, осложнением, диференциа-
цией мышления и средств его языкового вы-
ражения».
	Таким образом, в своей работе В. Жирмун-.
	ский стремится доказать, что флективный
строй славянских языков, в том числе и
русского, отражает менее высокий строй
мытиления, чем свойственный народам, раз-
вившим аналитические формы языка, Так
«лингвистически» обосновываются расист
скиь позиции в науке.

Те же положения В. Жирмунский разви-
	вает в сборнике «Вопросы немецкой грамма-
	тики в историческом освещении» и в своем
учебнике по истории немецкого языка. В
учебнике издания 1948 гон вновь для «само-
стоятельной. проработки» рекомендует все
свои и своих учеников порочные работы,
включая и отравленную ядом космополитиз-
ма работу «Развитие строя немецкого языка».

Под влиянием порочных идей В. Жирмун-
ского оказалась и А. Десницкая, популяризи-
ровавшая эти идеи в статьях «Внутренняя
флексия» и «Словосложение» вошедших в
сборник «Вопросы немецкой грамматики B
историческом освещении». Система флексии,
по Десницкой, «уже не может удовлетверять
новым потребностям», под которыми автор
	разумеет не более не менее, как «развитие
	научно-технического мышления». «Вытесне-
ние флексии» аналитическими формами язы-
ка А. Десницкая об’ясняет опять-таки «по-
требыостью выражать категории усложнен-
ного мышления».

Порочную концепцию проф. Жирмунекого
	повторяют и некоторые другие лингвисты.
		Но мнению Т. Сокольской, «переход от флек-
тивного строя к аналитическому» характери-
зует «более высокую ступень мышления»
	(см. ее статью в «Ученых записках», ЛГУ;
	выпуск ‘5, 1941 г.). Взгляды Жирмунского на-
шли свое отражение и в «Научной граммати-
ке ‘немецкого. языка» для высших учебных
‘заведений, составленной Л. Зиндер и Т. Со-
кольской. Под влиянием этих чуждых
«идей» оказались и Е. ряда работ по ан-
глийскому языку проф, В.  Ярцева и некото
рые другие.

Восхваление с кафедр наших вузов запад-
ноевропейских языков, и в первую очередь
англо-саксонского языка, имеющее целью
подчеркнуть превосходство аналитических
языков над флективными, является вредным,
космополитическим извращением.

Напомним, как Н. Г. Чернышевский, сопо-
ставляя русский язык с другими языками
Европы, указывал на «решительное превос-
ходетво русского языка над другими евро-
пейскими языками по богатству и разнообра-
зию словопроизводства». .

По словам &%; Энгельса, русский язык «nce-
мерно заслуживает изучения как сам по се-
бе, ибо это один из самых сильных и самых
богатых живых языков, так и ради раскры-
ваемой им литературы». ;

О величии, красоте и мощи русского языка
неоднократно говорил и писал Бладимир
Ильич Ленин,

Kar противоположны эти высокие оценки
русского языка антипатриотическим сужде-
ниям Жирмунского и его последователей!

Антинаучные и политически вредные идеи
	«прогрессивности» аналитических и «ар-
	хаичности» Ффлективных языков не нашли
еще должного разоблачения в ‚трудах наших
языковедов:

Советское языкознание должно быть очи-
тцено от враждебных нам расистских и кос-
мополитических теорий, состоящих на воору-
жении ’англо-американского империализма,
	Проф. Г. СЕРДЮЧЕНКО.
	За дальнейшее улучшение преподавания.
	Конечно, всякие действительные знания
основаны на знании фактов. Но факты лишь
	А НЫ Ве НОС И чо ЗОО
  тогда учат, когда они освещены с марксист-
	ско-ленинских теоретических позиций. Пра“
BMALHO поставленное преподавание означа»
	ет воспитание в первую очерель на идеях.
	марксизма-ленинизма., Товарищ Сталин в
«Кратком курсе ‘истории ВКП(б» показыва-
	ет марксизм-ленинизм в действии, показыва-
	ет, как, руководствуясь передовой революци-
онной теорией, партия большевиков творче-
ски решала сложнейшие вопросы революци-
онной борьбы и построения социализма.
История партии предстает перед нами
как история неодолимого развития и`‘торже-
ства марксизма-ленинизма. В постановлении
ЦК ВКП(б) «О постановке партийной пропа-
ганды в связи с выпуском «Краткого курса
истории ВКП(б)» указано, что на историче-
ских фактах лучше, естественнее и понятнее
демонстрировать основные положения мар-
ксизма-ленинизма, так как сама история
BKIK6) есть марЕсизм-ленинизм в действии,

В гениальных произведениях Ленина и
Сталина содержится великое идейное богат-
ство. Глубокое изучение произведений
Ленина и Сталина преподавателями —необхо-
димое условие дальнейшего повышения
идейного содержания преподавания, Гени-
альные труды Ленина м Сталина учат пре-
подавателей сочетать изложение фактической
истории с освещением развития теории, на-
сыщать лекции и семинарские занятия 6о-
татым идейным содержанием, делать их ак-
туальными,

Ленин и Сталин учат, что марксистско-
ленинская наука есть не догма, а руководет-
во к действию. Донссти это до слушателей—
первейшая задача преподавания. Обращаясь
к преподавателям общественных наук,
М. И. Калинин говорил: «Ведь мало изучить
доктрину марксизма как предмет, а кроме
того еще требуется, чтобы человек овладел
методом, научился его применять к оценке
общественных явлений... по существу гово-
ря, марксист постольку и ценен, поскольку
он умеет применять. марксистсекий метод‘к
решению конкретных задач»,
	Чтобы воспитать студентов-—-будущих. спе-
циалистов —владеющими методом марксизмз-
ленинизма и способными применять его на
практике, преподавание марксизма-лениниз-
ма необходимо вести в неразрывной связи е
боевыми задачами партии, советского народа
по строительству коммунизма, Между тем в
		подавания. На это было обращено серьезное
внимание в постановлении ЦК ВКП(б) о не-
достатках в преподавании основ марксизма-
ленинизма в Саратовском государственном
университете имени Н. Г. Чернышевского,
принятом в 1945 году. Тогда ЦК ВКП(б) от-
мезал, что важнейшие положения марксист-
ско-ленинской теории излагаются без долж-
ного обоснования и доказательств, сухо и не-.
интересно. Лекции нередко проводятся в
форме диктантов, перегружаются цитатами.
Семинарские занятия проходят примитив-
но — в.Форме вопросов. и ответов -—- и сводят
ся к формальному опросу студенловх Эти
недостатки окончательно еще не преодолены,
Улучшить методику преподавания марксиз-
ма-ленинизма — важнейшая задача кафедр,

Имеющиеся недостатки в преподавании
об яеняются прежде всего слабой работой
многих кафедр основ марксизма-леникизма.
Они зачастую плохо осуществляют руковод-
ство преподавателями, контроль за содержа-
нием’ лекций и семинарских занятий, не ©о-
средоточивают своего внимания на вопросах
под’ема идейно-теоретического уровня учеб-
ного процесса. Далеко не все кафедры основ
марксизма-ленинизма выступают инициато-.
рами борьбы за высокую идейность прено-
давания, за общий подзем преподавания в
вузах. Эти кафедры еще очень слабо ведут
научно-исследовательскую, теоретическую
работу.

Все это говорит о недостаточном руководст-
ве преподаванием марксизма-ленинизма со
стороны Министерства высшего OSpasonanus
СССР.
	Министерство высшего образования долж-
но быть в курсе жизни каждого вуза, каждой
кафедры, направлять их деятельность, ока-
зывать преподавателям научную и методиче-
скую помощь. В целях усиления руководства
преподаванием общественных наук отдел
преподавания общественных наук Министер-
	‘ства высшего образования реорганизуется в
	управление, Этдо-—серьезная организацион-
ная мера по улучшению руководства препо-
даванием марксизма-ленинизма в высших
учебных заведениях страны. Из этого выте-
кают для министерства совершенно опреде-
ленные обязанности: оно должно усилить
контроль за преподаванием ` общественных
наук в вузах, повседневно направлять их
деятельность, заботиться о программах, учеб-
ных пособиях, о росте и научном совершен-
ствовании преподавательских кадров.
	марксизма-ленинизма_
		Л. СЛЕПОВ
0600090.
	Во всяком деле успех решают люди, кадры,
Качество преподавания в решающей степени.
определяется ‘составом преподавателей. - Or.
научной и педагогической подготовки препо-
давателей зависит дальнейшее улучшение
преподавания, повышение его идейного -ео-`
держания. Существенный недостаток в рабо-
те Министерства высшего образования СССР
	: в том и состоит, что оно не уделяет должного
	внимания подбору и подготовке преподава-
тельских кадров кафедр общественных наук.
Значительная часть преподавателей основ
марксизма-ленинизма, политической эконо-
мии и философии не имеет ученых степеней `
и званий. 6

Обязанность Министерства высшего обра-.
зования — улучшить дело подбора преподава--

тельских кадров, привлечь к работе на ка-
федрах общественных наук людей, удовлет-
воряющих требованиям высшей школы по’
своим деловым и политическим качествам,”
смелее выдвигать на руководящие посты на’
кафедрах талантливых молодых научных ра-
ботников и педагогов. Вместе с тём необхб-

димо наладить подготовку и переподготовку `

преподавателей общественных наук, усилить
научно-исследовательскую работу на кафед-.
рах общественных наук. В ближайшее время`
должны быть созданы институты повышения
квалификации преподавателей марксизма-
ленинизма с годичным сроком обучения при
Московском, . Ленинградском и Киевском го-
‘сударственных университётах. Советское
правительство создает все условия ‘для ус-
пешного повышения научной и педагогиче-
ской квалификации преподавателей в. инсти-
тутах. усовершенствования.

Важной формой подготовки и.

марксизма-ленинизма является аспирантура..

Контингент приема в аспирантуру вузов но
кафедрам марксизма-ленинизма значительно
увеличивается. Шире должна быть ивпользо-

вана практика прикомандирования ‘пренода-’
вателей основ марксизма-ленинизма, NOALT HA”

ческой экономии и философии к вузам Мо-
сквы, Ленинграда, Киева, Ташкента. для за-
вершения кандидатских ‘диссертаций и к
Академии наук СССРЬ—для завершения, док
торских диссертаций.

Большую. помощь в улучшении преподава-
вия общественных наук могут и должны.
оказать местные партийные организации. Во-.
оружение марксистеко-ленинской теорией
молодых специалистов, готовящихся в.выс-.

ших учебных заведениях, — кровное дело,

парторганизаций.

Дальнейшее улучшение преподавания мар- :

ксизма-ленинизма является важнейшим
условисм ‘успешного выполнения высшими
учебными заведениями своей ответственной
задачи подготовки всесторонне развитых и,

марксистски ‘образованных специалистов,

идейно стойких патриотов страны социализма.

преподавании общественных дисциплин еще
не изжиты элементы академизма, абстрактно-
сти. Преподаватели недостаточно используют
факты современности, чтобы показать все-
побеждающую силу идей Ленина-— Сталина.
Лекции и классные занятия зачастую слабо.
помогают студентам осмысливать события
современности. : :

В лекциях по политической экономии ка-
питализма, например, некоторые лекторы не
показывают изменений в экономике капита-.
лизма, происшедитих в результате второй ми-
ровой войны, и не подвергают серьезной
критике современные реакционные теории
буржуазных экономистов. Основные положе-
ния политической экономии социализма из-
лагаются в лекциях зачастую вне тесной
связи с задачами социалистического‘строи-‘
тельства. Недостаточно полно освешается
превосходство социалистической экономики
над экономикой капитализма. При изложе-
нии курса советской экономики отдельные
лекторы зачастую поверхностно освещают
практику социалистического строительства.

Преподавание марксизма-ленинизма должно
быть проникнуто духом большевистской пар .
тийности, непримиримости и воинственности
по отношению к проявлениям буржуазной
идеологии. Великие победы по строительству
коммунизма, развитию советской науки и
культуры большевистская партия завоевала
в непримиримой борьбе с врагами партии и
народа, с пережитками буржуазной идеоло-
гии, Под руководством большевистской пар-
тии осуществлен разгром реакционного вейс-
манизма-морганизма и нанесен‘ сокруши-
тельный удар. проявлениям буржуазного кос-
мополитизма. В современных условиях, при
наличии сущессвования и борьбы двух си-
стем —социалистической и капиталистиче-
ской— необходимо позышать политическую
бдительность и непримиримость к идеологи-
ческим. извращениям.

Во всей своей работе преподаватели вузов
должны руководствоваться постановлениями
ЦК ВКП(б) по вопросам идеологической ра-
боты, указаниями ЦК ВКП(б) на философ-
ской дискуссии,

Высокое идейное содержание ‘учебного
процесса во многом зависит от методов пре-