была направлена критическая часть
доклада об эстрадном репертуаре ‘т.
 Чекина. Однако нельзя еще  разде-
‚ лить слишком оптимистических оце-
‘нок т. Чекина, данных им ряду
` новых произведений для эстрады. Во
  всяком случае, новые работы некото-
  рых артистов Московской эстрады,
` показанные ‘участникам ‘совещания,
 еще далеки от совершенства. Веду-
щие же мастера эстрады, в том числе
и сам Н. Смирнов-Сокольский, Л.
Утесов. К. Шульженко, А. Райкин и
  др. так еще и ме показали своих но-
1вых программ,
	В особо тяжелом состоянии

Haxo-
	  дятся периферийные концертные ©с-
	& РАНА, которые остались Е
‘шенно без эстрадного репертуара, о
чем говорили тт. Муратов (Вороши-
  ловград), Герцев  (Сталинграл) и
др. Это и является причиной хожде-
‘ния еще на периферийной эстраде
запрещенных, пошлых произведечий,
  © которых говорил заместитель пред-
седателя Комитета по делам искус-
ств при Совете Министров РСФСР
т. Белоцерковский, выдвинувший ряд
интересных соображений по. неве-
  стройке концертной работы. Но т. Бе-
лоцерковский должен был бы рас-
сказать совещанию о реальной ра-
боте, проделанной Комитетом по под-
нятию деятельности концертных 0”.
ганизаций РСФСР.

Слишком  затянувшийся период
подготовки нового. репертуара вчуша-
	ет серьезные опасения, что органи-
зации, ведающие эстрадной работой,
очевидно, еще не совсем осознали
	Been ответственности, которую OHH
‚несут. Особенно это относится к Мос-
KopcKoil эстраде. Если художествён-
‚ный руководитель МЛенингралской
эстрады т. Гершуни уже смог рас-
сказать участникам совещания о пер-
вых результатах перестройки, о но-
вых методах работы с авторами (го-
довые договоры и т. д.) и о перспек-
‚ тивах близкого будущего, то руко-
‘водство Мосэстрады не нашло нуж-
ным поделиться с участниками сове-
щания своими планами. А между тем
в адрес Московской эстрады было
высказано на совещании немало епра-
ведливых нареканий. В частности,
‘ряд справедливых претензий был
	ряд справедливых претензии был.
пред’явлен руководству Московской
	‚эстрады т. Федоровым — представн-
  телем Центрального парка культуры
` и отдыха им, Горького. Одиннадцать
	‘парков Москвы, с их широкой млс-
	совой аудиторией, ждут  подлин-
‘ного внимания со стороны Мос-
‘ковокой эстрады’ и Московской Фи-
‚ лармонии. Тов. Федоров приводит
‘примеры ‘равнодушного отношения
Мосэстрады к обслуживанию эстрад-
	ного театра Парка им. Горького и
Зеленого Teanpa, представляющих
неограниченные возможности 4.19
	ного театра

Зеленого т:
кеограничень
создания эф.
эстрадного

эстрада не №
сти и наско]
программы,

обещания. Д
кого не м‹
эстрады pez
стоящий ле
KOTODCTO OC’
Правильно

воноос о ре
Парже им. Г
оркестра, ко
жить массов
щить ее кс

ВЬ
М

О слабой
концертных
ее выдвижен
говорили T.
павних. Со
полнительск:
i эстраде
}

имен. Это
концертных
‘ тающих анг
ли настойчи:
талантливых

ГА

Прав был
ро т. Сулха
в своем выс
ветские ист
Ойстрах, Фл
другие, полу
лярность име

paw amnArorar
	создания эффектного разнообразного
	эстрадного зрелища. Однако Moc-
эстрада не использует эти возмож ю-
сти и наскоро формирует случайные
программы, часто не выполняя свои
обещания. До сих пор Парк им. Горь-
кого не может получить от Мос-
эстрады реальных планов на пред:
стоящий летни’ сезон, до откоытия
KOTODCTO оста только один месяц.

Правильно 1
вопрос о ре
Пасхе им. Г

гавил т. Федосов и
оной работе летом в
симфонического

сумеет там обслу-
(иторию и приоб-
	=

TT
  Поднять уровен
a b
	писывающей аппаратуры, а такжа
специальной аппаратуры по обработ-
ке пленки. В настоящее время анна-
`ратура для кино производится в до-
  статочном количестве не только за:
‘водами нашей киномеханической про-
‘мышленности, но и заводами других
министерств, и, в частности, Мини-
стерства _ вооружения.

С образцами киноаппаратуры, Вы.
пускаемыми советскими заводами, вы,
видимо, успели ознакомиться на cne.
циально организованной выставке в
Доме кино.

Мы знаем, что техника сама ‘по
себе мертва, если к ней не будут
приложены человеческие руки. Наша
советская кинематография располага-
ет в достаточном количестве хоро-
шими  инженерно-техническими кад-
рами, которые вполне могут решить
задачу, поставленную перед conet-
ской кинотехникой в Новой сталин-
<кой пятилетке,

Эти кадры сформировались за то-
ды существования советской кине.
тографии. Они пополнялись моло”
дежью, оканчивающей наши институ-
ты. Наши кадры в состоянии двигать
вперед’ нашу кинотехнику, но для
этого они должны постоянно совер-
шенствовать свои знания, изучать но-
вейшие достижения науки и техни-
KH, He успокаиваться на достигнутом.
Жизнь во всех областях, в частности
в области техники, не стоит на одном
месте, а все время движется вперед.
Инженерно-технические — работники,
которые всерьез думают, что тот за-
‚ пас знаний, который они когда-то по-

ской пятилетке.

Эти кадры сформировались за го-
тографии. Они пополнялись мол”
длежью, оканчивающей наши институ-
вперед’ нашу кинотехнику, HO для
ки, не успокаиваться на достигнутом.
пас знаний, который они когда-то по-
лучили в институте, вполне достато-
чен для работы в кинематографии,
глубоко ошибаются. Необходимо по-
вселневно совершенствовать и обога-
шать свои знания, следить за дости-
жениями кинотехники, за ее развити-
ем и самое важное—постоянно поощ-
рять новаторство в области кинотех-
ники, бороться с рутинерством и кос-
ностью. Нам нужно, чтобы наши
инженерно-технические работники
всегда ‘смотрели вперед и не удовле-
творялись теми успехами, которых
они достигли’ на своем участке,

За последние два года у нас уже,
несомненно, имектся некоторые до-
стижения и сдвиги в области разви-
тия и дальнейшего усовершенствова-
ния кинотехники. Там, где возглав-
ляют основные участки кинотехники
инициативные люди — новаторы в
своем деле, уровень кинотехники до-
статочно высок. Как пример, ‹ могу
привести киностудию — Ленфильм.
Главный инженер этой студии т.

Е РА, = —_—ea—e—e—e——————— er Eee
	`Главный инженер этой ‘студии т.
‚ Бродский—человек инициативный и
энергичный, хороню знающий свое

у
	дело. Руковоля коллективом инже-
нерно-технических работников кино-
студии Ленфильм, он за сравнитель-
но короткий срок сумел восстановить
довоенный уровень ее технической
базы. .

Как видите, товарищи, все зависит
от людей, работающих на определен-
ных участках нашего производства,
от их инициативы и энергии, их люб-
ви к своему делу.

Каждый инженерно-технический
работник должен видеть не только
тот узкий участок, на котором он ра-
`ботает, ‘но и общую перспективу раз-
  BUTHA всей нашей кинотехники. Tak
же, как и звуковое кино, кино цвет-
ное и стереокино, несомненно, явятся
новым крупным этапом, на ‘котором
  произойлет переворот и в кинотехни-
ке, и в киноискусстве. /

Цвет и стереокино — это то новое,
  что должно и может обогатить и двни-
‘нуть далыше наше киноискусство.
‘Цветное кино и стереокино, так же,
хак и звук, открывают новые широ-
  кие творческие возможности для на-
‚ших киномастеров. Вот почему цвет-
номузи стереоскопическому кино. мы
‚с вами должны сейчас уделять мак-
`симум внимания, как самому прогрес.

CHBHCMY, новому началу нашеи кино-
	техники.

Я обращаюсь < призывом ко всем
инженерно-техническим работникам
советской кинематографии: совершен-
ствуйте новую кинотехнику,  бори-
тесь за ее высокое качество, идите в
ногу с жизнью и теми новыми задача.
ми, которые решают сейчас наши
творческие работники в области пол-
  HATHA илейно-художественного уров-
Г ня советского киноискусства.
	кинотехники
	я. БОЛЬШАКОВ
	Министр кинематографии СССР
	Товарищи! Наша техническая KOM
ференция собралась накануне энаме-
нательно0ой даты — двадцатилетия
советского звукового кино. Эта
дата является знаменательной  пото-
му, что появление звука в кино бы-
ло крупнейшим событием в Жизни
советской кинематографии, опреде-

Звук расширил рамки немого киъо,
повысил познавательную и эмоцио-
нальную силу киноискусства и, как
известно, в последующие двадцать
лет развитие нашей кинотехники про-
ходило под знаком дальнейшего со-
вершенствования этого важнейшего
открытия.

За двадцать истекших лет совет-
ская кинотехника сделала большие
успехи. Если мы вспомним сейчас
ту ‘технику, которой располагали
двадцать лет назад, и сравним ее с
техникой, которой мы оперируем в
настоятее вгемя. то увилим между

настоящее время, то увидим ` между
ними огромную разницу.

Война нанесла серьезный ушерб
нашей кинематографии и прежде
всего нашей кинотехнике. За вгемя
войны, в силу тяжелых условий, в
которых пришлось работать созет-
ской кинематографии, наша кинотех-
‘нача почти He развивалась. В годы
войны мы сдали целый ряд позиций
в области кинотехники, завоеванных
нами накануне войны. Прежде всего
это относится к техническому каче-
ству наших фильмов — звуку, изоб-
ражению и к обработке пленки.
Вспомните наши фильмы предвоенно-
го периода, вспомните их техни-
ческое качество, особенно звук.
Перед войной на отдельных студиях,
в частности, на Мосфильме и Лен-
фильме, наша звуковая. техника до-
стигла очень высокого уровня, и мы
не раз с болышим удовлетворением
отмечали, как хорошо у нас умели
записывать звук. Не так давно мне
вновь пришлось просмотреть фильм
«Мечта», поставленный киностудией
Мосфильм накануне войны, и фильм
«Антон Иванович сердится», созлан-
	ный Ленинградской киностудией. Ес-

` ли мы сравним звукозапись в этих
фильмах со звукозаписью в фильмах,
въигушенных в последние годы, то
увидим, насколько снизился уровень,
до^тигнутый в этой области.

Подобное же явление мы наблю-
даем сейчас и в области обработки
пленки. За последнее время, как пра-
вило, студии сдают копировальным
фабрикам негативы в язно неудовле-
твооительном состоянии. ‘

До войны мы добились довольно
высокого качества нашей пленки, но
сейчас кинооператоры не без осно-
вачия часто жалуются на ег незо-
  CTaTKH. Все это говорит о том; что
наша кинотехника за два послевоен-
ных года еще не достигла своего до-
воетного уровня.

Для того чтобы успешно решать
большие идейно-творческие и худо-
 жес-тьенные за лачи_ постазлённые

ee ee
	ством историческими решениями ЦК.
	  ВК1(0) о литературе, театре и ки:
HO, нам необходимо срочно поднять
уровень нашей кинотехники, ибо ки.

нематография, как известно, поедста-
` вляет собой орканическое сочетание
искусства и техники. Без надлежа-
шей техники мы не сможем добить-
ся высокого художественного каче-
‚ ства наших картин, ^ Диспропорщия

же, которая наметилась в настояштее
	время межлу идеино-художествен-
ным и техническим уровнем наших
кинопроизведений, не может в даль-
нейшем не отразиться на качестве
фильмов. .

В новом пятилетнем плане перед
инженерно-техническими  работника-
ми советской кинематографии поста-
влена залача — догнать уровень 2ме-
	риканскон кинотехники по всем по-.
	казателям. Это ен большая H OT-
ветственная задача, но она вполне
разренима.
	За два последних года мы имеем.
	большой количественный и качест-
венный DOCT киноаппаратуры почтч
всех внтов. Особо уфеличился паок

с’емочной, осветительной и звукоза-
	Из речн. произнесенной на технической
конференция Музистерства кинематогра-

повыиеняя   Фин СССР в Московском доме кино 17 ан.

ДЕК {
			реля.
	боту в период 1942—45 гг., когда го-
сударству приходилось «доклады-
вать» средства, чтобы помочь ему за-
воевать известность. После того, од-
‘нако, как С. Рихтер получил звание
лауреата Всесоюзного конкурса и
стал популярным, он совсем прекра-
тил свою гастрольную деятельность
и стал диктовать свои условия кон-
цертным организациям.
	Правильно заметил т. Сулханишвя-
ли, что крупные исполнители рассма-
тривают свою концертную сдеятель-
ность лишь по совместительству с
педагогической, которая является
для вих основной.
	Признавая всю полезность дея-
тельности крупнейших наших инстру-
менталистов по воспитанию молодых
исполнительских кадров, надо, одна+
ко, прямо поставить перед ними воп-
рос о нзобхолимости сочетания пела-
гогической работы с систематически-
ми концертными выступлениями как
в Москве, так иза ее пределами. Раз-
ве нормально, что лучший наш скри-
пач Д. Ойстрах за весь зимний сезен,
1946—47 г. не выехал ни на один
концерт даже в Тулу, ссылаясь на
занятия в консерватории, которая его
не отпускает. Совершенно отошли от
концертной ‘деятельности также аэ-

тасты Большого театра и других `зе-

дущих оперных театров страны. Ог-
каз от систематической работы вал
‘расширением своего камерного ре-
 Пертуара, несомненно, тормозит твор-
  ческий рост певцов. Кроме того, поза
  об’яснить им, что гастрольная работа
  является их гражданским, обиест-
венным долгом перед массой трудя-
шихся советской страны.
	Однако еще многие исполнители
смотрят на гастроли лишь, как на д0-
полнительный заработок, даже на ©бо-
‘гащение, Тов. Сулханишвили зачиты-
вает на созешании телеграмму одной
из крупнейших артистск Казахстана,
в которой она трэбует 10 тысяч
рублей за гастрольный концерт в
Прибалтике, где были запланированы
ее гастроли. В ответ на указание Ко-
мятета по делам искусств об оплате
концертов в размере установленных
	щести ставок, причла телеграмма,
гласившая, что певица — «связи
болезнью выехать на  гастроля
ве может». Справедливы упреки в
	  адрес местных концертных организа-
  щий, часто не проявляющих достаточ-
‚ной инициативы в рентабельной орга-
  низации концертов гастролеров, Ae
  проявляющих элементарного вчима-
гния к приезжающим к ним исполли-
  телям, которым приходится жить и
  выступать в неотапливаемых помеще-
  ниях и нередко самим заботиться о
номере в гостинице или обратном би-
лете на поезд.

Byecre c TeM Пат законных треба:
	  Вместе с тем ряд законных требо-
  ваний пред’явили участники совеша-
вия и к Гастрольбюро. Тов. Домбаев
  правильно заметил, что Гастрольбюро
должно не только организовывать по-
ездки исполнителей, но и направлять
‚ их репертуар. Периферийный  слуша-
: тель ждет от московских исполни-
‚телей прежде всего новинок совет-
‚ской музыки. В программах исполни-
  телей, посетивших, например, в этом
  году Армению, в общей сложности
  можно было иасчитать менее десятка
советскнх произведений, и то доста-
  точно уже известных. Гастрольбюро
‹ пока еще вообще не регулирует поо-
грамм исполнителей, которые часто
 повтоояют одни и те же произвеле-
ния. Плохо пропагандирует Гастроль-
  бюро мололых усполнителей, о кото-
рых на местах ничего не знают. Тоз.
‚ Домбаев подсказал верную мысль эб
 ооганизации при Гастрольбюро цен-
трализованного выпуска реклам, боо-
‚шюр и аннотаций к концертам об и_-
полнителях и их программах. Необ-.
`ходимо также установить контроль за
деятельностью молодых исполните-
` лей в гастрольных поездках.

лей в гастрольных поездках.
к

Руководители ряда концертных эр-
‘Гганизаций справёлливо указывали на
‚ отсутствие постоянной связи и но-
мощи со стороны Комитета по лелам
искусств при Совете Министров

‘

t

i
i
i
i

:

j
:

t

is
t
{

‚ Ганизаций справедливо указывали ва
отсутствие постоянной связи и по-
г мощи со стороны Комитета по лелам

искусств при Совете Министров
‚ СССР, представители которого редко
выезжают на места и слабо ориентя-
руются в нуждах республикан-

‚ СКИХ си областных филармо-

ний. Большое одобрение участников
совещания вызвало сообщение на-
чальника Главного управления музы-

кальных учреждений т. Орвида об

организации института повышения
квалификации и экстернатов для ди-
ректоров филармоний.

a

Совещание обратилось ко всем. ра-

ботникам концертного искусства с
‘призывом принять горячее участие в
’ обслуживании колхозной деревни и
` достойно встретить 30-летний юби-

лей советского государства.
	В заключение участники совешания
	послали  приветственное тис
Иосифу Виссарионовичу Сталину.
	хор, оркестр народных   сферу своего влияния на рабочие раи-
	оны, дома культуры ч занимается в
клубах, главным образом, организачи-
ей сборных концертов, со случайной
программой и пестрым составом  ис-
полнителей. Недостаточная работе
Московской филармонии со слушате:
лями сказывается и на состоянии ау-
дитории ее стационаров, часто пусту-
ющих даже на очень интересных по-
CTAHOBK AX.
	В отношении работы со слутате-
лем чрезвычайно интересен и поучя-
телен опыт Ленинградской филармо-
нии, которым поделился с участви-
ками . совешания ‘ее представитель
т. Саркисов. :
	ПРОПАГАНДА ©
СОВЕТСКОЙ МУЗЫКИ
	Пропаганда советской музыкаль-
ной культуры, во всем ее многообрз-
зии, должна стать основой хуложе-
ственной деятельности всех  филар-
моний.
	Уже давно прошло то время, когда
надо было ‘устраивать с<пециальные
	декады советской музыки, чтобы
привлечь внимание слушателей к
творчеству советских композиторов.
	Сейчас. советский народ хорошю зна-
ет и любит своих выдающихся ма-
стеров и с интересом жлет их нозых
	произведений. Однако почти все пе-
риферийные филармонии не только не
всостоянии своезременно знакомить
своих слушателей с новинками со-
ветской музыки, но не могут и систе-
матически включать в свои програм-
мы уже завоевавшие заслуженную
популярность произвеления  совет-
ских авторов. Причиной этому слу-
жит отсутствие систематической ‘ин-
формации филармоний на местах о
новых произведениях, а главное—-от-
сутствие нотного материала. Вполне
резонно было заявление выступизше:
го на совещании лиректора Музфовла
CCCP т. Атовмяна о том, что рост
советской музыки значительно опе-
режает темпы ее пропаганды, пра-
Вильно были констатированы им при-
чины этого отставания пропаганды
советской музыки и высказан ряд
предложений по устранению этих` не-
достатков. Олнако от представителя
такой мощной организации, какой
является Музфонл СССР, основное
назначение котозой является именяо
всемерное содействие развитию и
пропаганде советского музыкального
творчества, участники совещания хо-
тели услышать более конкретный
план мероприятий, уже реально ссу-
ществленных, ане туманный перечень
предложений, устремленных -в буду-
щее и направленных, главным обрз-
зом, в адрес Комитета по делам ис-
кусств при Совете Министров СССР.
Не снимая с Комитета по делам ис-
кусств ответственности ‘за плохую
постановку пропаганды советской
музыки, нужно подчеркнуть, что 23
	это одинаково отвечают и  оргко-
митет Союза советских композито-
ров СССР. и Музфовл СССР, и
	его республиканские отлеления. Lem
не менее, представители оркомите-
та и все ведущие композиторы
Москвы блистательно отсутствовали
как на данном совещании, так `н на
прошедшем в декабре совещании по
репертуару оперных театров. еще раз
подчеркнув этим свое полное равчо-
душие к судьбам советской музыки и
запросам советского слушателя. Этот
же упрек можно отнести и к Союзу
советских писателей, который ‘до сих
пор не возглавил работу по созданию
	эстрадного репертуара.
	РЕПЕРТУАР
ДЛЯ ЭСТРАДЫ
	Нроцесс создания нового актуаль-
ного эстрадного репертуара движется
черенашьими темпами. За семиме-
сячный период, прошедший со време-
ни постановлений ЦК ВКП(б) о ли-
тературе, театре и кино, на эстраде
не появилось еше ни одного произ-
ведения, по-настоящему  отвечающе-
го требованиям, пред’являемым сей-
час к советскому искусству. Не под-
твердили появление такого пооизве-
дения в ближайшем будущем и
‚ выступавшие на совещании эет-
радные = авторы, - занявшие время
либо обсуждением организационных
  проблем (тт. Ардов и Аэго) либо
	напышенной декларацией давно
известных истин (т. Померанцев}.
Мало конкретной показалась п тем-
	пераментная речь Н. Смирнова-Сэ:
Кольского, направленная на зазциту
сатиры и юмора на эстраде, хотя
эти жанры, органически  свойствен-
ные и неотделимые от эстрадного
искусства, вряд ли нуждаются воп-
гевлании и защите. Советский слу-
щатель любит и умеет оценить по
достоинству и шутку, и сатириче-
ский фельетон, если только они про-
диктованы верной идеей и хорошим
вкусом, а не стремленрем к дешевдо-
му зубоскальству, против которого
	инструментов, струнный — квартет,
привлечь значительное количество
солистов и развернуть их = CHa:
ми большую — музыкально-воспита-
тельную работу, организовав HH:
верситет музыкальной культуры и
ряд лекториев. Отсюда: ясно, что
если руководитель концертной opra-
низации верно понимает свои залази.
й является энтузиастом своего де-
ла,—он всегда найдет благодарную
почву для развития музыкально-
культурной работы в своей области.
	ОСПОВНЫЕ ЖАПРЫ
КОНЦЕРТНОЙ РАБОТЫ
	В связи < возрастающим значением
массово-просветительной работы, <
задачами развития музыкальной
культуры на местах встает вопрос о
развитии основных жанров KOH-
пертной работы. Уровень музыкальчой
культуры в стране определяется нл-
личием большого количества х070-
ших симфонических оркестров. хоро-
вых капелл; камерных ансамблей и
народных ,‚ коллективов. Поэтому де-
лом чести каждой филармонии язля-
ется создание у себя этих коллекти-
вов, особенно симфонических и хоро-
вых, без котофых немыслимо осуще-
ствление подлинной — музыкальной
пропаганды, ознакомление слушате-
	лей < лучшими образцами созсеменной
и классической музыкальной кулъ-
туры и приобщение к о сложным
музыкальным жанрам. На этом пути
имеется много трулчостей, но их пе-
обходимо и возможно преодолеть. В.
частности, достоен поощрения и под-
ражания опыт Армянской филармо-
НИИ, © КОТоЭоМ рассказал ее дитек-
тор т. Домбаев. Не имея возможности
пойгласить для симфовического 05-
кестра музыкантов со <тороны, филар-
мония отанизовала его из  уча-
щейся молодежи Ереванской кочсер-
ватогии и музыкального училища.
Этот мололежный симфонический ср-
кестр”за два года своего сушеств>-
вания уже стал вполне самостоятель-
ным художественным организмом и.
регулярно участвует в повседневной
работе филармонии. Этот пример еще
раз доказывает, что ‘инициатива и
любовь к своему делу помогают
преодолеть. все трудности.

О росте интереса массового слуша-
теля к серьезной музыке с<видетель-
ствует директор Тульской филар-
мснии т. Волконский. Существовав-
ший ранее при филармонии ансамбль
песни и пляски не пользовался успе-
хом у слушателей и лазал большой
дефицит; преобразованный в настоя-
щее время в хоровую капеллу < акза-
демическим и народно-песенным pe-
пертуаром, этот коллектив быстро
завоевал любовь жителей Тульской
области и дает филармонии сущест-
венную прибыль.

О необходимости повышения урое-
ня хоровой культуры и широкого раз-
витйя сети хоровых коллективов го-
рячо говорил насовещании профессор
А. Свешников, рассказавший о по-
ездке Государственного хора русской
песни в Скандинавские страны. Хоро-
вое исполнительство подготовит ау-
диторию и для восприятия наиболее
сложного симфонического жанра. Кро-
ме того, широкая сеть хоровых кол-
лективов явится и основным каналом
пополнения квалифицированными кад-
рами вокалистов, недостаток которых
сейчас остро ощущается в стране.
Симфонические же оркестры, как под-
	НОВА: Ме Рае

\^-лна   Черкнул т. Сурин, помогут воспитать

новые кадры талантливых дирижероз,
которые сейчас насчитываются еди-
ницами.

Требует всяческого поошфения и
развития жанр художественного чте-
ния, получивший популярность, в
условиях ‘советской  действительно-
сти. Этот жанг, пропагандирующий
срели широксй аудитории лучшие
произведения советской ‘литературы
и поэзии, является одним из ‘самых
массовых, самых актуальных жанров
концертной эстрады;  действенную
енлу художественного слова нужно
широко использовать в культурно-
воспитательной работе филармоний
среди рабочего и колхозного слуша-
теля.
	РАБОТА
СО СЛУШАТЕЛЯМИ
	  Выступления руководителей Мос-
ковекой, Ленинградской, Армянской,
Харьковской. Киевской и других
филармочий показали, что во
главе ряда концертных организаций
‚стоят квалифицированные  специалч-
‘сты, понимающие свои задачи. Одча-
ко почти все выступления  директо-
ров были мало самокритичны,
несмотря на то, что в деятельности
даже самых лучших филармоний, еше
имеется немало пробелов. В частчо-
сти, серьезными недостатками стра-
дает клубная работа Московской фи-
лармонии, которая слабо расширяет

Закончилось Всесоюзное. совещание гофкестр,
	деятелей концертных организаций,
которое обсулило состояние концегт-
ной работы в стране и подытожило
первые результаты ее перестройки в
соответствии с новыми залачами, по-
ставленными партией передо совет:
CKHM искусством.
		Основное, что позволяет положи-
тельно оценить значение данного <о-
вещания,—это то, что оно ясно ука-
зало конкретные пути развития <о-
ветского концертного искусства и
определило важнейшие задачи ко:
цертных организаций в условиях на-
шей современности. Как подчеркнул
в своем выступлении председатель
Комитета по. делам искусств при Со-
Bete Министров СССР М. Храпчелко,
в настоящее время все внимание и
силы надо устремить на раззатие
концертно-эстрадной работы, как ол-
ного из самых массовых средств
идеологической пропаганды.  Филао-
монии и другие концертные оргавя-
зации в нашей стране должны стать
важными центрами советской музы-
кальной культуры.
	Практическую программу. действяй
концертных организаций развернул в
заключительном слове заместитель
председателя Комитета по делам. ис-
кусств при ‚Совете Министров СССР
В. Сурин, полытоживший и раззн-
BUM основные выводы совещания:

За период, прошедший со ‘времени
постановлений ЦК партии о литера-
туре и искусстве, концертные орга-
низации добились определенных в<-
пехов, расширили формы  деятельно-
сти, улучниили ее качество. Но этого
еще мало. , .

Результаты деятельности концерт-
ных организаций и каждого рабэтни-
ка концертного искусства, сказал
т. Сурин, прежде всего должны
оцениваться степенью их участия в
росте духовной культуры советского
народа, в расширении и обогашейчи
идейно-политического и художест-
венного кругозора советских людей.
Поэтому важнейшим разделом  дея-
тельности филармоний теперь  язля-
ется их музыкально-просветительвая,
массово-воспитательная работа среди
учашейся и ремесленной молодежи,
рабочих и сельских слушателей, ко-
торые должны составить ‘основной
контингент филарменической аудито-
рии. Всемерно расширять эту ауди:
торию, привлекать новые и нозые
слои слушателей, осваивать новые
концертные площадки в рабочих рай-
снах и колхозах своей области--та-
ковы центральные задачи каждой
филармонии, республиканской,  o6-
ластной или городской. .
	Основной заботой концертных орга-
низаций должна стать упорная, KD-
потливая и систематическая работа по
организации слушателей и  широ-
кому развитию сети  музыкаль-
но-литературных лекториев в рабэ-
чих и особенно сельских районах.
Февральский пленум ЦК ВКП(б} обя-
зывает всех работников концертных
организаций приложить все силы ча
полнятие художественной работы в
деревне. Обслуживание колхозов дол-
жно стать в настояшее время основой
деятельности всех филармоний. Рчс-
тширение сферы деятельности коч-
цертных организаций далеко за пре-
делы своих стационаров, _широчай-
ин охват массового  слущателя яв-
ли@я жизненной проблемой нового
этапа концертной работы. Отеюла
вырастает роль филармонии, как силь-
ной творческой организации, облала-
ющей полноценными музыкальными
коллективами и крепкими штатами
солистов, необходимых для обслужи-
вания всей области-©т города до
холхоза и совхоза. Е
	Неизмеримо вырастает ответствен-
ность директоров филармоний, *кото-
рые не должны ограничивать свои
заботы только . выполнением произ-
волственно-финансового плана, а
прежде всего должны быть подлин-
ными энтузиастами культурно-воспи-
тательной ‘работы среди населения,
организаторами широчайшей  музы-
кальной пронаганды на местах. .
	В качестве положительного и огрн-
цательного примеров ` деятельности
концертных организаций и их руко-
водителей, т. Сурин приводит Харь-
ковскую и Омскую филармонии. Нз-
смотря на значительный опыт и н9р-
мальные условия работы, Омская
филармония не только не создала
ни одного приличного коллектива,
но и полностью отказалась эт
серьезной воспитательной работы
со слушателями, ° предпочитая. ей
организацию  танцовальных вечеров
и прочих «увеселений».  Харьков-
ская же филармония,  возобновив-
ная свою деятельность После
изгнания немцев, буквально на раз-
валинах, за короткий срок сумела
создать хороший ‘симфонический

нь ее к СИН удескоЕ культуре.
ВЫДВЬЖЕНИЕ
МОЛОДЕЖИ

О слабой заботе суководителей
	концертных организаций - молодежи,
ее выдвижении и творческом росте
говорили т. Храпченко и ряд высту-
павших. Со времени последних и?-
полнительских конкурсов на концерт-
ной эстраде появилось мало новых
имен. Это говорит. сб инертности
концертных организаций,  предпэзи-
тающих апгобированные имена, неже-
ли настойчивую пропаганду молодых
талантливых исполнителей.
	ГАСТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
	Прав был начальник Гастрольбю-о
	‘ро т. Сулханишвили, подчеркнувший
‘в своем выступлении, что лучшив со-
  ветские исполнители, как Гилельс,
Ойстрах, Фляер, Рихтер и многие
  другие, получили заслуженную попу-
  лярность именно благодаря настойчи-
‘вой пропаганде, широкой организации
‚их гастролей по крупнейшим центрам
  всего Советского Союза. Однако пока
‘многие наши исполнители. нуждались
‚в популяризации и создании себе
‘имени. они охотно пользовались ус-
‚ лугами гастрольных срганизаций иез-
‘дили всюду. Теперь же они не хэ-
  TAT откликнуться на горячее жела-
jae слушателей братских республик
крупнейших центров перифезни
  вновь увидеть их у себя хотя бы раз
  в несколько лет. Напримео. С. Рих-
  тер вел интенсивную гастрольную ра-
		Юбилей советского звукового кино
	Ученые, изобретатели; и киногабот-
	Гники столицы собрались 19 апреля в
  Доме KHHO, чтобы отметить двадца-
  тилетие советского звукового кино.

Торжественное заседание _ открыл
Министр кинематографии СССР И.
Большаков. Свою речь И. Болынаков
посвятил той огромной роли, котозую
сыграло изобретение звукозаписи яз
пленку для развития киноискусства.

С интересом прослушали собравши-
еся выступление президента Акаде-
мии наук СССР С. Вавилова, охарак-
теризовавшего этот. юбилей как ра-
достный праздник советской науки л
искусства, всей советской культуры.
С. Вавилов вспоминает о первых экс:
периментах русских физиков в обла-
сти радио, широковешания и кинема-
тографии, в которых еще трудно бы-
ло угадать будушее звукового кино.

Высоко оценивает С. Вавилов на-
учно-исследовательскую и конструк-
торскую работу коллективов П. Та-
гера и А. Шорина.

Заключительная часть речи С. Ва-
вилова была посвящена перспектизам
киноискусства в связи с работами в
области цвета и стереоскопии.
	История изобретения и совершея-
ствования звукового кино была осве-
щена в выступлениях заслуженных
деятелей науки и техники профессо-
ров Е. Голловекого и П. Тагера. О
том, как слово H звук идейно обога-
тили киноискусство, говорил B CBO-
ем выступлении Г. Александров,

Затем был оглашен приказ’ Мичн-
стра кинематографии СССР, от-
мечающий заслуги группы ‘инжене-
ров, техников, звукооператоров, сне-
циалистов в области звукозаписи a
звуковоспроизведения.

Носле торжественного заседания
были продемснстрированы кинодоку-
менты-—выступления М. Горького; В:
Куйбышева и С. Кирова, записаннче
на пленку, а также первый художе-
ственный звуковой фильм «Путезка
В жизнь». .

Развернутая в Доме кино выставка
новинок советской кинотехники K
празднованию двадцатилетия  совет-
ского звукового кино пополнена ря-
дом материалов и экспонатов по ис-
тории звукового кино. ‘

Торжественное заседание и выстав-
ка были засняты операторами Цект-
ральной студии кинохроники.
		НОВЫЕ ФИЛЬМЫ
	«Гретий удар»
	В Киевской киностудии началась
постановка нового художественно-
документального фильма <«Третей
удар». Эта картина посвящена одной
из выдающихся операций Великой
Отечественной войны — освобожде-
нию Крыма от фашистских захватчи-
ков. Писатель А, Первенцев и ре-
жиссер И. Савченко во время работы
над сценарием тщательно изучили во-
енные архивы и получили ряд кон-
сультаций у крупных военных специ-
алистов :

С’емочный коллектив разделен на
три группы. Постановщик И. Сав-
ченко и оператор М. Кириллов, вые-
хавшие в Крым, снимают весенние
эпизоды фильма и вместе с А. Пер-
венцевым выбирают места для с’ем-
ки основных батальных сцен

В фильме будут сниматься артисты
М. Геловани, А. Дикий, М. Астан-
гов, В. Ванин и другие.
	«Сказание
о земле сибирской»
	В студни Мосфильм идут с’емки
нового цветного музыкального филь.
	Филармонии-—очаги музыкальной культуры
		Руководители этих организаций
	Ленинград-  еще не поняли того; что. наши филар-
	монии являются важными центрами
советского музыкального искусства,
рассадниками музыкальной культуры.
Огромное значевиа сейчас  приобре-
тает широкое развитие работы лекто-
риев и других форм музыкально-
просветительной деятельности. Об’ем
и масштабы работы концертных орга-
низаций должны быть значительно
увеличены. Однако ряд филармоний
на местах ведет работу главным обра-
зом в республиканских или областных
центрах. В выступлении, например.
директора Харьковекой филармонии
т. Самойленко ясно была высказана
мысль, что концерты на стационаре
являются . наивысшим показателем
возможностей филармонии. Dro co-
вершенно неверно,

Критерием для оценки работы фи-
	лармонин теперь являются масштабы
и качество концертного обслужиза-
ния всего населения области, трудя-
щихся города ‘и деревни. Только хо-
роню поставленная концертная работа
в рабочих центрах, всех районах и
колхозах области позволит  положи-
тельно оценить деятельность фи-
лармонии. К этому нас обязывают ре-
щения февральского Пленума ЦК
ВКП(б), которые должны явиться
стимулом для широкого развертыва-
ния художественного обслуживания
села, создания нового репертуара с
учетом интересов колхозного слуша-
теля. :

Тогда решатся и финансовые за-
	труднения. `Нередко в филармониях
солисты и коллективы не выполняют
своих норм выступлений. А в’ то же
время директоры этих филармонай
спокойно  взирают на дефицит бюд-
жета своих организаций и ничего не
	делают для того. чтобы: использовать
	Концертные организации достигли
определенных положительных резуль-
татов в перестройке своей работы на
основе решений ЦК партии по вопто-
сам литературы и искусства. Ряд фи-
лармоний (Московская, Ленинград-
ская, Армянская, Харьковская, Ки-
евская и др.) добился значительного
повышения идейно-хуложественного
уровня своей деятельности. Однако
это лишь цервые шаги, которые еще
нё могут ‘нас удовлетворить. В ра-
боте многих концертных организа-
ций до сих пор не изжиты очень
серьезные недостатки. Прежде всего
—в области репертуара, .

Тов. Жданов в своем докладе о
журналах «Звезда» и «Ленинград»
указал, что задачей советского ис-
кусства является удовлетворение воз-
ресших культурных запросов широ-
ких масс, Вместе с тем тов. Жданов
с предельной ясностью подчеркнул,
что литература и искусство должны
воспитывать вкусы народа, поднимать
его культурный уровень. Эти основ-
ные задачи советского искусства да-
леко не всегда понимают руководите-
ли концертных организаций.
	В деятельности некоторых филар-
моний до сих пор еше замечаются
тенденции, которые можно было бы
назвать псевдоакадемическими. Эти
тенденции выражаются в характере
репертуара отдельных филармоний,
которые, ориентируясь на узкий круг
	слушателей, так называемых  «цени-
телей», стремятся исполнять произ-
ведения, представляющие интерес
	только для небольшого числа про-
фессионалов-музыкантов. В деятель-
ности других филармоний (например,
Омской, Тульской, Львовской и др.)
наблюдается приспособление к от-
сталым обывательским вкусам. В этих
филармониях серьезная работа по
культурному воспитанию слушателей
подменяется организацией различных
вечеров танцев, ‘исполнением плохой
	вечал интересам широкого, массово-
го слушателя. Это псевлюакадемизм,
который надо осудить, так как он
противоречит основным задачам со-
ветского- искусства.

Ясно, что вопросы современности,

советской действительности должны
быть основными темами эстрады. Но
в этом направлении еще мало сде-
‚ланос.
‚ Пора всем деятелям эстрады по-
нять, что речь идет не о `внешзем
‘приспособлении, а о подлинной пере-
стройке, которая позволит искусству
эстрады найти глубокий контакт CO
зрителем. Жизнь неумолимо требует
нового, и нужно итти ей навстречу,
чтобы сохранить свое место в искус-
стве.

Н. Смирнов-Сокольский образно
говорил на этом совещании о’ том,
что все цветы в саду советского ис
кусства хороши, и за всеми цветами
надо одинаково ухаживать. Я согла-
сен © ним, но надо добавить, что в
этом саду нередко встречаются и чер-
тополох и репей, а с ними надо бо-
роться. На нашей эстраде, к сожале-
нию, еще немало сорняка. который
опасен тем, что может заглушить лю-
бой цветок.

Нужно тщательно отделить на-
стоящих, честных, талантливых ма-
_стеров эстрады от халтурщиков и по-
‘шляков. которые еше засоряют наши
эстрадные организации. Рост нашей
эстрады зависит от работы ее масте-
‚ров, и они должны определять ее
‘уровень. Если мы сумеем пополнить
ряды работников эстрады талантлч-
вой молодежью, сумеем ее  по-на-
стоящему, любовно вырастить, то
`эстрадное искусство быстро двинется
вперед.
  Неверно, однако, говорить вообще
06 эстраде, ее пороках и достиже-
ниях. Надо пред”явить счет ее ма-
	стерам, каждому в отдельности. Что
сделал Утесов, что сделал Райкин,
что сделал Смирвов-Сокольский? Ка-
ковы их планы на ближайшее время?
Ведь семь месяцев, прошедших co
времени постановлений ИК ВКП(б),
 срок большой. Но. мы пока не вн--
дим должных результатов работы ма-
стеров эстрады, которые еще не по-
знакомили слушателей со своим но-
вым репертуаром. Руководителям эс-
традных организаций надо проявить
больше инициативы и смелости в по-
исках новых форм работы над эстрад-
ным репертуаром. В частности, надо
шире Использовать индивидуальные
формы работы мастеров эстрады ©
писателями и композиторами. Тесный
контакт авторов с эстрадными кол-
‘лективами, стулиями и отдельными
артистами, несомненно, должен дать
положительный эффект. а

Новый репертуар, новые nporp2\-
мы, новые номера и новые квалифи-
цирозанные кадры артистов явятея.
базой для созлания эстрадного теат-
ра. Поэтому организация такого Te-
атра зависит не только от Комитета
по делам искусств, но еше в боль-
шей степени от самих артистов эст-
ралы, от уровня и темпов их творче-
кой работы.
	` Сейчас вся наша страна готовится
достойно отметить 30-летие Велико-
го Октября. Деятели эстрады доля.
ны приложить все усилия, всю свою
творческую инициативу, чтобы 34
этот Период, который остался до
Октябрьских торжеств, ° добиться
больших творческих успехов,  соз-
дать новые интересные программы,
отвечающие запросам советского зэи:
теля. Это дело чести, святая обязан-
ность артистов эстрады. Славный
юбнлей нашей родины обязывает нас
принять решительные меры, чтобы
поднять идейно-художественный уро-
вень концертно-эстрадного искусства
и обеспечить ему место в первых ря-
дах советской художественной куль-
туры.
	Из выступления И. Х рапченко
	нах и колхозах области, где их с не-
терпением ждут.

‚Руководителям филармоний нужно
деятельно заботиться » рентабельной,
целесообразной организации деятель-
ности своих творческих штатов. `Во
главе ряда филармоний стоят хоро-
шие директоры, но нечего скрывать,
что у нас немало и плохих руководи-
телей концертных сфганизаций. Пло-
хо работает директор Hosocu6up-
ской филармонии Андреев, директср
Удмуртской филармонии Белов, ди-
ректор Одесской эстрады Пинский,
который расплодил халтурные кол-
лективы вроде джаза «под управле-
нием» Макса Южного и распростра-
HUA их деятельность вплоть до...
Дальнего Востока. Директоры филар-
моний должны серьезно улучшить
свою деятельность.
	Не может удовлегв®рить нае и ре-
пертуар эстрады. Искусство эстрады
— самое массовое и боевое по своему
содержанию — должно быть тесно
связано с жизнью нашей страны, от-
вечать на запросы народа. К сожале-
нию, еше недавно некоторые артисты
эстрады работали над программами,
далекими от нашей действительно-
сти.

Так, например, в репертуаре та-
лантливого и умного мастера Сурена
Кочаряна значительное место занима-
ли такие программы, как «Давид Са-
сунский», «Шахразада» уводящие
слушателя в глубокую древность или
в область фантастики. Нельзя согла-
ситься © замыслом другой его рабо-
	ты — «година» по Шекспиру: патри-
отическое содержание эстрадной ком-
позиции надо было искать прежде
всего в творчестве наших современ-
‘ных авторов. а не в произведениях
‘английского писателя ХУ1 века.

Рял программ других мастеров ху-
‘дожественного слова также мало от-
	ма «Сказание о земле сибирской».
Сценарий написан Е. Помещиковым
и Н. Рожковым при участии поста-
новщика картины И. Пырьева. Фильм
посвящается советской Сибири, ее
культурному и хозяйственному росту,
трудовым подвягам ее людей.
	Центральную фоль Андрея Бала-
шова играет артист В. Дружников. В
фильме снимаются артисты М. Ладн-
нина, В. Зельдин, В. Зайчиков, Б. Ан:
дреев, В. Васильева, С. Калянин,
М. Сидоркин и др. 4
	«Поезд идет
на Восток»
	ирическую комедию «Поезд идет
на Восток» по сценарню Л. Малю-
гина снимает в студии Мосфильм ре-

жиссер Ю. Райзман. Фильм будет
цветным.
	Центральные роли исполняют: мо-
лодая киноактриса,  воспитаннииа
ВГИК, Л. Драновская и артист Теат-
ра им. Ермоловой Л. Галлие, Опера:
торы фильма А. Кальцатый и И. Ге-
лейн. Музыку для картины пишет
композитор Т. Хренников. .
	джазовой музыки, пошлых романсов.   свои коллективы в глубинных райо-