Солнце
над Закарпатьем
	В старинных легендах Закарпатья
запечатлены мечты трудового народа
о светлом дне, когда большое, радо-
стное солнце зальет светом и теплом
этот чудесный край гор и заповед-
ных лесов. То были мечты о свобод-
ной, достойной человека жизни, о
расцвете своей национальной культу-
ры, своего искусства.

Этот день пришел в Закарпатье
осеныю два с половиной года назад
под гром орудий четвертого. Украин-
ского фронта. В тот бурный год вы-
шло на свет из долгой неволи ис-
кусство Закарпатской Украины. Ока-
залось, что край этот богат талантли-
выми, одаренными людьми, что надо
было. лишь открыть им дорогу в
ЖИЗНЬ.

Уже в первых работах молодого
Закарпатското театра (художествен-
ный руководитель И. Игнатович) зри-
тель приметил и оценил молодую
артистку Анну Иосифовну Котьо. Ее
	  путь на сцену очень характерен. ©
	Еще на школьной скамье она меч-
	тала о театре, и детская фантазия ри-
	совала перед неи пленительные кар-
тины будущих спектаклей. Но вот
пришла пора проститься со школой и
познакомиться с настоящей жизнью.
Правда этой жизни оказалась горь-,
кой. Родители не имели средств дать
дочери театральное — образование,
таких училищ в Закарпатье не суще-
ствовало, а послать ее в Прагу или
Будапешт они тем более не могли.
Оставалось’ или бросить детские меч-
тания, или искать добросердечного
хозяина частной труппы, согласного
принять девушку без рекомендации и
	хорошего гардероба.
	В этой жизненной ситуации для
старого Закарпатья нет ничего не-
обычного. Талант без денег—ничто,
и надо было обладать железной во-
лей, энергией, чтобы пробить себе до-
рогу к сцене. Анна Котьо без устали
предпринимала попытки попасть в
профессиональный Театр. Иногда ей
удавалось получить случайные роли,
и эти дни были ее праздниками, свет-
лыми мгновеньями, которые укрепля-
ли веру в свои силы и давали надеж-
ду на будущее.

Каким прекрасным оказалось буду-
щее для Анны Котьо и ее сверстни-
ков, посвятивших себя искусству!
Будто распахнулись все двери, скры-
вавншие дороги в светлый и радостный
мир новой жизни. Советская действи-
тельность по своим возможностям
превосходила самые смелые картины,
которые когда-то возникали в ее дет-
ском воображении.

Она была принята в настоящий те-
	‘атр и встала на путь профессиональ-
	ной актрисы.

В одной из первых работ театра-—
пьесе украинского классика Тобиле-
вича «Сто тысяч»—ей. дали эпизодиче-
скую роль мальчишки-

Зрители в первом же спектакле за-
метили способную актрису. :

Вскоре в «Платоне Кречете» Котьо
сыграла роль Майи, дочери Береста,
а в спектакле «Под каштанами Пра-
ги» зритель увидел ее в роли Ма-
ши,— молоденькой русской девушки,
прошедшей по дорогам войны и испы-
тавшей ужасы немецкого концлагеря.
Если сопоставить эту работу с преды-
дущей, можно увидеть многие черты,
сближающие юную, жизнерадостную
Маю Берест с Машей. Только Майя
	здесь уже намного повзрослела. Су-
ровая печать войны легла на ее почти
детское лицо. Она узнала, что такое
борьба за счастье народа.

Перед Анной Котьс и ее сверстни-
ками по искусству лежит длинный и

Учащиеся отделения монументальной
скульптуры Каунасского художест-
венного института выполняют скуль-
птурные работы для восстанавливаю-
щихся зланий и новостроек реснуб-
ликн. На снимке: студент-отличник
И. Панцеровае (справа) и руководи-
тель кафелрь: профессор Ю. Микенас
у одного из барельефов.
	мы зашли на могилы Моцарта и Бет--
ховена посмотреть, как венцы по»
чтили память своих великих соотече-
ственникоз, и, кстати, возложить на-
ши венки. Каково же было наше уди-
вление, когда могилы великих компо-.
зиторов оказались пустынными и оди-
нокими. Никого возле них не было, а
лежало по одному венку: возле Мо-
царта с надписью «от офицеров Со-
ветской Армии», возле Бетховена —
венок от делегации советской интел-
лигенции.

Наиболее близкими ролственниками
гениальных западных композиторов
оказались советские люди.

Средний образованный ‘советский
человек знает о занадноевропейской
культуре гораздо больше, чем обра-`
зованный европеец знает о русской, а
тем более о советской культуре. Мы
с удивлением констатировали однаж-
ды, что два культурных англичанина,
выросших в Лондоне и являющихся
корреспондентами крупнейших газет,
никогда не читали «Евгения Онеги-
нах Пушкина и не слушали однои-
менной онеры Чайковского. В музы-
кальной Вене даже музыканты не
знают творчества таких выдающихся
русских композиторов, как `Балаки-
рев, Лядов, Калинников, Танеев.

Профессиональное техническое ма-
стерство совсем не редкость в Евро-
пе, имеющей старые традиции, тща-
тельно разработанные школы подго-
товки виртуозов, а к тому же и кон-
куренцию на пути к известности и
признанию, заставляющую усиленно
работать над собой. Наблюдая, одна-
ко, выступления даже очень крупных
мастеров. как пианист Александр Бо-
ровский, скрипач Жак Тибо, певец
Жорж Тиль, мы не могли не отме-
тить У них печать известного про-
фессионального равнодушия, отсутст-
вие подлинного контакта с публикой,
что’ только и может одухотворить и
вдохновить исполнителя. Соответст-
вующая атмосфера царила в зале:
люди, казалось. все уже слышали,
удивить их ничем нельзя было. а при
шли они скорее по привычке, чем по
внутреннему влечению.

Тем более широкое признание“ у.
людей, любящих музыку, находили
концерты наших исполнителей—Коз-

трудный путь к высокому мастерству.
Но молодёжь Закарпатья, ‘посвятив-
пая себя театру, музыке, живописи,
обладает огромным запасом упорства
и трудолюбия. В этом нетрудно убе-
диться, познакомившись, например, с
ансамблем песни и пляски Закарпат-
ской области. Почти все его арти-
сты—это наиболее одаренная, талант-
ливая молодежь городов и горных се-
лений края. Художественный руково-
дитель ансамбля П. Милославский,
знаток народного танца, человек, мно-
го повидавший на’своем веку, восхи-
щается жаждой знаний и энергией мо-
лодых артистов.
	Бывшие фабричные работницы Ёле-
на Кедебен, Илона Боднар, солист
хора Михаил Кречко открывают
длинный список людей, пришедших
на профессиональную сцену из гущи
народа. Их имена‘ известны теперь
многим в Закарпатье. А кто знает, ка-
кие новые возможности они откроют
	в самих себе. сколько талантов‘ вы-
	двинет еще народ, века страдавший в
неволе!
	Уже теперь обращают на себя вни-
мание юноши Семен Гавриляк и Иван
Дьюлай из Ужгородского музыкаль-
ного училища (класс скрипки). Педа-
гоги единодушно говорят о больших
способностях этих молодых людей.
Они из глухого горного селения
лесорубов. В старое время их родите-
ли могли рассчитывать, как на самое
большее, что сыновья обучатся нача-
лам письма и счета —никто из гуцу=
лов не мог даже думать об искусстве,
как о жизненной профессии. Искус-
ство принадлежало австро-венгерской
знати и небольшой кучке местных
магнатов, глубоко презиравших твор-
чество народа. ‘
	“Память 06 этих черных временах
надолго сохранится у людей Совет-
	вочка сама пробивала cede дорогу.
Еще в гимназии на выступлениях в
детских спектаклях обратила она на
себя внимание учителей. С величай-
	шим трудом удалось ей попасть в
драматическую студию. Но оконча-
ние студии не создавало никаких пер-
спектив безизвестной молодой актри-

се.
В те годы мало знала она о жизни

советской молодежи. Правда о Совет-
ском Союзе с. трудом просачивалась
сквозь ’ многочисленные заслоны В
буржуазную Латвию. Зато, когда <о-
ветские фильмы изредка появлялись
на экранах Латвии, в кинотеатры
нельзя было пробиться. «Путевка в
жизнь». «Веселые ребята» и еще два-
	три фильма — вот все, что видели

латышские зрители. Но и этого было
достаточно, чтобы латышская  моло-
дежь могла сравнить свою сульбу <
судьбой тех, кто жил по ту сторону
восточной границы.
	И когяа Милда Клетниеце в 1940
	году впервые познакомилась с сове1-
скими людьми, протянувшими  брат-
скую руку ролной Латвии, мечтой ее
стало воплотить образы этих людей
на сцене. ,

В Риге был создан молодежный
театр, и Милда Клетниеце поступи-
ла туда. Она играет Женю в пьесе
«Розовое и голубое» А; Бруштейн, за-
тем Тоню в спектакле «Как закаля-
лась сталь».

Немного ролей пришлось сыграть
Клетниеце в советских с<пектаклях.
Война прервала вдохновенный труд
молодой актрисы. И только, когда
Латвия была очишена от фашистов,
	со сцены Художественного театра

Латвийской ССР с новой силой за-
тат mane пеной почези своего
	звучал голос верной дочери свсего
народа Милды Клетниеце.

В пьесе В. Лациса «Победа», где
показана борьба латыиюкого народа
	Большой популярностью в Грузии пользуется Государственный кахетин-
ский хор под руководством заслуженного деятеля искусств Грузинской
СР Маро Тархнишвили. За время своего существования хор дал более
6.500 концертов. На снимке: солистки хора — чонгуристки В. Каландад-
	зе, А. Топурия и Г. Тархнишвили.
	„ПОСЛЕДНИЕ
	2 мая 13945 года под натиском во-

оруженных сил советского народа
пала столица фашистской Германий—
Берлин. Над рейхстагом  взвилось
красное знамя Побелы. Несколько
дней спустя гитлеровская Германия
капитулировала.
‚Эти события, завершившие  Вели-
кую Отечественную войну, навсегда
останутся в памяти народной как
символ торжества нашего правого де-
ла, как свидетельство мощи и могу-
щества социалистической державы.
нерушимого  морально-политического
единства советских людей, мудро-
сти, прозорливости и полководческо-
го гения любимого вождя и учителя
товарища Сталина.

Естественно, что ‘события, столь
грандиозные сами по себе и столь
значительные для жизни и судеб на-
родов, не могут не волновать совет-
ских художников.

Долг наших художников — запе-
чатлеть величественную эпопею Оте-
чественной войны, во время которой
с такой необычайной яркостью проя-
вились и преимущества нашего соди-
алистического строя, и лучшие каче-
ства советских людей. Работа эта
уже начата в кинематографе, как ив
других искусствах. Она будет прэ-
лолжена созданием  художесявенно-
исторических фильмов о Сталинград-
ской битве, о разгроме немцев в Кры-
му и, наконец, фильмом «Последние
дни Берлина», над сценарием которо-
го сейчас работает писатель П. Пав-
ленко вместе с автором этих строк.
	Советская кинематография чакопи-
ла большой опыт в создании филь-
	мов 0б историческом прошлом Hapo-
	да, о его выдающихся деятелях, 0
славных днях Октября. Исторические
и историко-революционные фильмы
решались и решаются по-разному, в
зависимости от темы, содержания,
материала, жанра и творческой инли-
видуальности авторов. Но неизмен-
ным и обязательным  чребованием,
пред’являемым к этим фильмам, не-
зависимо от жанра, были и ост
требования исторической и жизнен-
ной правды и высокой эмоционально-
сти, без которых не может жить про-
извеление искусства. Мне кажется,
что эпический жанр наиболее полхо-
лит для изображения глубоких и
волнующих событий нашей эпохи, ибо
он дает возможность сочетать требэ-
вание исторической и жизненной
правды с высоким пафосом искусст-
ва. Опыт «Клятвы» <’ достаточной
убедительностью свидетельствует об
этом.

Каждый фильм, посвященный  на-
шему сегодняшнему дню, неизбежно
становится документом эпохи, кото-
рую он должен отобразить правдиво
и ярко. Эпический жанр, не лишая
фильм его значения как документа
эпохи, в то же время дает в руки
художнику средства для более ши-
рокого и глубокого раскрытия дви-
жуших сил истории. Поэтому, рабо-
тая над сценарием фильма «Послед-
Rue дни Берлина», мы не ставим се-
бе заплачу создать художественно-до-
	кументальный фильм о гранлиоз-
вом сражении за Берлин, что, 8
известной — мере, сделано кино.

хроникой. Художественная кинемато-
графия—это прежде всего искусство,
	Есть В жизни советского народа
дни, когда он как бы отлядывает
пройденный путь и оценивает создан-
ное. Олин из таких болыших дней —
	ежегодный праздник Первсе мая.
Естественно, в первомайские дни
советский человек оценивает не
	только плоды своих трудов, нои <
особым вниманием присматривается к
тому, что происходит за советскими
рубежами. Сопоставление наших ycH-
лий в области художественного твор-
чества с тем, что делается сейчас в
зарубежной Европе, наполняет серд-
це советского человека гордостью за
все, что боздано, отвоевано в много-
численных боях, воспето во имя
народа.и для народа. Такое сопостав-
ление вызывает еще большее жела-
ние неустанно работать, вдохновенно
творить. Вот почему ‘нам показалось
уместным поделиться в первомайском
номере некоторыми  своими наблюде-
-ниями в области культурной жизни
за рубежом.

Нам пришлось довольно длитель-
ное время провести в стране, где де-
мократическое развитие не достигло
после войны сколько-нибуль значи-
тельных успехов, где капиталистиче-
ский правопорядок сохранился почти
в полной силе и неприкосновенности.
Эта страна — Австрия, с ее столицей
Веной, которую венцы любят назы-
вать сердцем Европы.

Чтобы восстановить свой Креща-
тик, киевляне организовали тысячи
субботников, гле виднейшие пйсате-
ли: работали вместе с рядовыми ра-
бочими и служащими. Сталинградцы
отдали ‘с энтузиазмом на восстанов-
ление своего города уже 3 миллиона
часов ‘труда.

В современной Вене подобное об-
шественное движение даже трудно
себе прелставить. Обыкновенный жи-
тель ставит прежде всего вопрос: а для
чего нужно бесплатно работать? Тру-
да, как общественного подвига, как
живого и творческого вклада в дело
восстановления страны, там не знают.
Введенная в столице трудовая пович-
ность по- расчистке города дала HH-
чтожные результаты. Вена выглядит
сейчас почти так же, как и полтота
года назад-

Вена — один из наиболее славных
	НИ БЕРЛИНА“
	М. ЧИАУРЕЛИ
	и игровой фильм с реальными. истэ-
рическими персонажами может, ‘как
мы думаем, полнее и глубже, чем ле-
топись, передать исторический смысл
событий именно в силу особых ка-
честв, свойственных ему как произ-
ведению искусства. Будущий фильм
мы намерены строить, продолжая ме-
тод, положенный в основу картины
«Клятва».

«Последние дни Берлина» мыелит-
ся как сюжетное эпическое произве-
дение о взятии Берлина, о советских
люлях, детях Октября, воспитанных
Сталиным;

Мы ставим своей задачей показать
в фильме борьбу двух миров, двух
государственных систем.

Моральный разгром фашизма и
побела человека нашей, сталинской
эпохи-—таков идейный стержень кар-
тины. Действие ее начинается в до-
военные годы и развертывается в дни
Великой Отечественной войны. Зна-
чительное место будет уделено ча-
ступлению Советской Армии на Бер-
лин. р

Центральным образом ` будущего
фильма должен быть образ Сталива
— учителя, воспитателя наших людей,
великого зодчего наших пятилетск,
творца нашей Победы. К исполнению
роли товариша Сталина намечено
привлечь лауреата Сталинской  пое-
я ‘овзнота М Гелоаами -Эвачи-
	мии артиста М. Геловани. оначи-
тельно более широко булут
показаны и соратники товарища
	Сталина—<лавные полководцы `` <та-
линокой школы.”

В фильме будет много батальних
сцен. Кульминационной точкой их
явится взятие рейхстага. Однако в
целом фильм отнюдь не будет ба-
тальным, и непосредственно военные
события не исчерпывают его содер-
жания. Героями фильма будут пере-
довые молодые люди нашей страны,
носители высоких гуманистических
‘идей. Нам хочется показать их фор-
мирование. их рост, их стремление к
овладению высотами науки, сознание
своей высокой ответственности ° за
судьбы родной страны, за торжество
прогрессивных демократических иде-
алов всего передового человечества.
За это они с оружием в руках боро-
лись на подступах к Москве и Ле-
нинграду, в Сталинграде, Севастопо-
ле и Одессе, на полях Польши, Че-
хословакии, Болгарии, Румынии,
Югославии, Австрии и Германии,
	ее,
А. СОЛОДОВНИКОВ
o
	музыкальных городов мира. Олнако
сейчас на концертах крупнейших му-
зыкантов сборы часто бывают. непол-
ными, Создается впечатление извест-
ного равнодушия, охватившего в по-
следнее время интеллигенцию Вены.

Об этом говорят многие. факты:
редкие постановки — классической
драматургии в театрах, уход в 0б-
ласть легкой джазовой музыки в му-
зыкальной жизни, резкое падение со-
держательности и образной силы в
изобразительном искусстве. Но об
этом несколько ниже.

В многочисленных дансингах, каба-
ре, ресторанах, на эстраде; варьете и
всевозможных ревю, по -всей Европе
кричит и кривляется джаз-банд. Сот-
ни тысяч людей ежевечерне под эту
музыку приплясывают — то фокст-
роты, то блюзы. В подобных танцах
нет ни грации, ни выразительности.
Эстетический эквивалент их равен
джаз-бандовой музыке.

Однажды в Вене в бывшем дворце
Франца-Иосифа австрийские власти
устроили бал. Родина вальса, где он
в свое время стал чуть ли не куль-
том, хотела блеснуть ‘своими тради-
‘циями изящества и грации. В самом
большюм зале был об’явлен вечер
вальсов. Здесь исполняли Штрауса и
Ланнераг Немногочисленные пары
кружились в полупустых пространст-
вах. Зато рядом, где играл джаз, в
тесноте, давке и духоте отплясывали
фокстрот. Победа явно была на сто-
роне фокстрота и джаза. Вальс даже
в Вене оказался пасынком.

Первого ноября в Австрии’ отме-
чается «лень умерших». Родственники
посещают в этот день дорогие им мо-
гилы, возлагают на них венки и цве-
ты. Первого ноября 1946 года не-
сколько советских журналистов от-
правилось на центральное венское
кладбище понаблюдать за этим на-
родным обычаем. Тысячи людей нес-
ли венки и букеты, приводили в по-
рядок могилы рояных, украшали о их
цветами. Время было уже предвечер-
нее. Прежде чем уйти с кладбища,
	В. Гоголя. Художник А. Герасимов.
		Иллюстрация к «Тарасу Бульбе» Н.
		ПЕРВАЯ СОВЕТСКАЯ АРФА
	родину. Вернувшись с фронта, инва-
лидами Отечественной войны, Kan-
люк и Майков снова взялись за осу-
ществление своей мечты и, пользуясь
консультацией В. Дуловой, успешно
выполнили поставленную перед со-
бой задачу.

В новую арфу внесли целый ряд
конструктивных  усовершенствований,
Первый экспериментальный инстру-
мент получил высокую оценку спе-
циалистов.

Сейчас на заводе создано специаль-
ное конструкторское бюро. В новой
	сталинской пятилетке будет вып’.
щено несколько сот отечественных

арф.
	600 CNEKTAKJIEH
И КОНЦЕРТОВ
ДЛЯ ХЛОПКОРОБОВ
	ТАШКЕНТ. (Наш корр.). Большее
обязательства по культурному шеф.
	ству над деревней взяли Ha себя
работники искусств Узбекистана.
Они выполняют их © честью. Кол-
лективы театров и концертных орга-
низапий в дни весеннего сева дали
для хлопкоробов 600’ концертов. и
спектаклей. Е

Коллектив Самаркандекого област
ного театра посетил колхозы  гяда
райснов. Даже в самых отдаленных
селениях он показывал  колхозному
зрителю свои новые спектакли.
Большую гастрольную  поезлку 1
колхозам отдаленных районов и жи:
вотноводческим  совхозам  Кашка-
Дарьинской области совершил кол-
лектив театра города Карши.

В майские дни работники искусств
посетят колхозы и совхозы области,
rie покажут зрителям свои лучшие
спектакли, отрывки из пьес-и дадут
концерты.
	С КИНОАППАРАТОМ -
ПО ТУНДРЕ
	АРХАНГЕЛЬСК. (ТАСС). Из кол.
хоза в колхоз движутся  киноуста-
новки механиков-ненцев Вакуева и
Лактандер. В этов году они прошли
по Болышеземельской тундре около
лвух тысяч километров и дали более
400 киносеансов.
	Сейчас в Ненецком национальном
скруге кино не является новинкой,
Свои стационарные установки имеют
отдаленные поселки Шойна, Оксино,
Нижняя Пеша и другие. Звуковые
кино монтируются в Индиге и Вели-
ко-Височиом.

Киносеть области продолжает рас-
ширяться. За последние три месаца
пслучено 45 новых киноустановок. а
до конца года поступит еще: 38.
	2 мая в Малом зале Московской
консерватории состоится концерт
лауреата Всесоюзного конкурса му-
зыкантов-исполнителей В. Дуловой.
Артистка будет играть на первой со-
ветской арфе, изготовленной на. Ме-
ханическом заводе Комитета по ле-
лам искусств при Совете Министров
Союза ССР.

До последнего времени этот слож-
ный инструмент, состоящий из 2500
деталей, в нашей стране не выпускал-
ся. Десять лет назад ученики консер-
ватории А. Канлюк и С. Майков за-
думали создать отечественную арфу.
Война прервала их: работу, молодые
конструкторы ушли защищать свою
	«ПЕСНЯ О ВЕЛИКОМ
ВОЖЛЕ»
	8 мая в Концертном зале им. Чай-
ковского Государственный симфони-
ческий оркестр СССР под управле-
нием Н. Аносова впервые исполнит
симфоническую поэму В. Гокиели
для хора, оркестра и солистов—«Пес-
ня о великом вожде», и новую: кан-
тату Л Книппера «Весна».
			en ee ee У Е: 2 >

ского Закарпатья, но Уже ничто не   против немецких оккупантов, она <

ХР ча
	большой теплолой и  лиричностью

играет санитарку Надину Апсе.
	может омрачить ликующую весну, —
весну расцвета и первых творческих

BOTY be eR PO 88

радостей народа, получившего право   Удачно сыграла она и Шуру. Аза-

ЕЕ ent? WA , TT anuprar. горна»
	на счастье.
	зрелость
	Ю. ВЕРХОВСКИИ.

рову в спектакле «Давным-давно»
А. Гладкова. \

Но самой значительной работой для
молодой актрисы была роль Зои в
спектакле «Сказка о правде» Мар-
гариты Алигер, поставленном нелав-
но в Латвийском художественном
театре.

За два года после освобождения
Латвии многое увидела и осознала
Милла Клетниеце. Жизненные - наб-
	люлдения. серьезная учеба в Институ-
	те марксизма-ленинизма помотли лЛа-
	‘тышекой актрисе правильно понять
	истоки героизма Зои Космодемьян-
‘ской. воплотившей в <ебе лучшие
черты советской молодежи.
	Жгучую ненависть к фашизму и
	‘искреннюю любовь ко всему -совет-
скому сконцентрировала Милда Клет-
ниеце, создавая образ Зои.

Работа над этой ролью обогатила
актрису. Она с честью выдержала. эк-
замен на политическую и художест-
венную зрелость. .

— Я настолько вжилась в. образ
Зои; — говорит актриса, — что иной
раз мне кажется, что она движет
моими поступками, или вернее, мне
хотелось бы поступать везде и BO
всем так, как поступала Зоя Космо-
демьянская.

Первомай Милда Клетниеце встре-
чает радостно-взволнованная. В ка-
нун праздника ей сообщили, что. ны-
нешним гетом Художественны й театр
Латвийской ССР едет на гастроли в
Москву. Исполнится заветная мечта
молодой актрисы: выстунить на сце-
не столицы нашей Родины, вггороде
великого Сталина, в тороде, где ко-
	гда-то жила SOF,
Л. КАЗАКОВА.
	Музыкальная обитественноеть Тбили-
си недавно прослушала первую сим-
Moun молодого композитора Давида
Торадзе. Ча снимке: Д, Торазде за ра-
ботой нал оперой из жизни хевсуров.
	В центре: молодой мастер нанио-
нального искусства—резьбы но ганчу
(род алебастра) Абдулла Сабиров ра-
ботает над оформлением здания теат-
ра в Ташкенте.
	Мягкий свет от настольной лампы
падает на маленькую книжку, исне-
шренную красным карандашом.

Eme w eme вчитывается Милда
Клетниеце в скупые строки очерка
П. Лидова «Таня», переведенного на
латышский язык. Бессмертный образ
русской девушки возникает перед мо-
лодой латышской “актрисой. Милде
Клетниеце хочется глубже заглянуть
в душу Зои Космодемьянской, вник-
нуть в ее жизнь, короткую, но яркую,
понять, откуда черпала она те не-
обычайные силы, которые помогли ей
не дрогнуть перед врагом, перед
смертью. .
	Милла Клетниеце не томилась B
	немецких концлагерях, не подверга-
	лась истязаниям, но более трех лет
провела она в- атмосфере беспросвет-
ного гнета гитлеровского режима, 4
эти воспоминания никогда не изгла-
дятся в ее памяти. Вот почему близ-
ки ей переживания русской девушки.
Вот почему ей удалось на сцене
Латвийского художественного театра
без ложного пафоса и мелолраматиз-
ма создать правдивый «образ молодой
партизанки, героически погибшей в
селе Петрищево, но не ставшей Ha
колени перед врагом.
	Детские годы и юность Милды
Клетниеце не похожи на юность Зои.
Милда росла в буржуазной стране.
Отец железнолорожник и мать-—ра-
	} 7 nite
`ботнина консервной фабрики не могли
	создать ей условий для развития ак-
терского дарования. Талантливая де-
		«НАН ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ»
НА СЦЕНЕ
	Центральный детский театр пока-
зал 27 апреля премьеру спектакля
«Как закалялась сталь» по одноимен-
ному роману Николая Островского
(инсценировка Ф. Бондаренко).

В роли Павла Корчагина выступил
новый для Москве: артист Е. Перов.
Тоню Туманову играла А. Елисеева,
матроса Жухр `я—Ю. Федоровский.
Спектакль поставлен В. Колесаевым.
Декорации написаны П. Вильямсом.
	КОНЦЕРТ ШВЕДСКОЙ
МУЗЫКИ
	Всесоюзное общество культурной
связи с заграницей и Московская го-
сударственная филармония организо-
вали 95 апреляв Большюм зале кон-
серватории вечер шведской и русской
музыки.

Заслуженная артистка РСФСР и-
Грузинской ССР В. Давыдова испол-
нила произведения современных швед-
ских композиторов Гуго Алфвена,
Гюннара де Фрюмери, Иосефа Ионсе-
	на и несколько шведеких народных
песен. Вторая часть концерта была
посвящена романсам русских компо-
зиторов.

На вечере присутствовал состав
шведской миссии во главе с послан-
ником г-ном Сульманом, а также при-
‘бывшая в Москву делегация Обще-
ства норвежско-советской дружбы.
	МЕЖЛУНАРОДНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ
	По примеру прошлого года в Праге
с 8 по 28 мая состоится очередной
Международный музыкальный фести-
	валь. Он явится смотром творческих.
исполнительских CHIL музыкальной.
	исполнительских сил  музыкальнон
культуры стран Европы и Америки.
В программу фестиваля включен
еще не исполнявшийся в Западной
Европе, новый виолончельный кон-
церт Арама Хачатуряна.
Советский Союз также получил
	Советский Союз также получил.
приглашение участвовать- в фестива-.
	ле. Предполагается, что в этом роду в
нем примут участие лауреаты Сталин-
ских премий—Д. Шостакович, Е. Мра-
винский, Д. Ойстрах, В. Софрониц-
кий.

Одновременно с фестивалем соё-
тоится международный конкурс скри-
пачей на премию Яна Кубелика. Кро-
ме того, с 16 по 28 мая будет прове
ден международный с’езд композн-
торов, музыковедов и музыкальных
критиков.

ловского, Флиера, хора Свешникова,
Слушателей пленяла в этих концер-
тах сердечность и душевность ис-
голнения, внутренняя ззволнозан-
ность и теплота—качества, так реджо
встоечаемые сейчас на Западе.
Повышенный интересе широкой.
европейской аудитории вызывает
об ччно что-нибудь  экстравагантное
н:.. экзотическое. Так, шумный vice
имела индонезийская танцовщица.
Ниота Униока, привезщая в Европу
со своим ансамблем пряный аромат.
и экзотику Востока.
В одном из эстрадных театров мно-
гочисленные аншлаги были вызваны.
	выступлениями знаменитого вора, М®-
стерски очищавшего карманы на гла-
зах у всей публики.

Мелкое любопытство вместо жаж-
ды познания, легкое развлечение
вместо высокого духовного удовгет-
ворения, поиски сенсации вместо

приобщения к богатствам мировой’

культуры — вот чего ищет сейчас в
искусстве европейская публика, эсте-
тическое воспитание которой все
больше и больше уводит ee OT под-
линно художественных  произведе-
ний,

Мы видели в Вене выставку кар-
тин современных французских ху-
дожников. Эта выставка — неопро-
вержимое свидетельство маразма, в
который впали парижские модерни-
сты.

Уже во второй половине ХХ века
во французском искусстве наметился
уход от большого общественного со-
держания и жизненной правды.
Французские импрессионисты,  стре-
мившиеся к передаче не типических,
устойчивых сторон жизни, а ее мгно-
венных, скоропреходящих явлений,
заложили основу будущего форма-
лизма. С тех пор с исторической
точки зрения искусство Запада де-
градировало все больше и больше.
Современные эпигоны импрессиониз-
ма последовательно развивали линию
все большего и большего ухода OT
жизни, от ее общественного содер-
жания. Вместе с тем они утратили и
тот. блеск выразительного мастерст-
ва, которым пленяют классики им-
прессионизма.

Нарочитый примитивизм и 6ессо-
держательное манерничанье занима-”
ют в творчестве современных евро-

пейских художников доминирующее
место.

Нельзя не поставить’ это в связь <   главная забота которых сводится к  ональной принадлежностью, но дру-
	гое государство его к себе не’ пу:
кает, так как там еще не утвержден
закон об иммигрантах. Единственная
территория, где может беспрепятст-
венно жить этот европеец,—это Мост
между двумя пограничными постами.
Такой сюжет возник, как горький от^
клик на противоречивые отношения
между государствами Езропы.
Опера совершенно не имеет новых
	современных произведений. Ставят,
главным образом, классику — Мо-
царта, Бетховена, Вагнера,  Верли,
Чайковского, еше — Рихарда Штра:
	уса. Балета, подобного нашему, в Ве-
не нет. Там шел только один ба-
летный спектакль. Силы балет.
ной труппы технически и числен-
но слабы. В. серьезном упадке и вен-
ские опереточные театры:  поста-
новки, бедны, исполнительские силы
не имеют хороших голосов. :

Творческие силы старого мира на
исходе. Он уже не способен во имя
укрепления капиталистических основ
пробудить какие-нибудь новые силы,
указать высокие цели и пути твор-
чества, создать непреходящие ду-
ховные ценности, вдохновить худож-
ников благородными идеалами. Но
нельзя не заметить, как отдельные
` художники решительно отходят OT
бессмыслицы окойчательно выродив-
шегося модернизма, от бессодержа-
тельности и безидейности искусства,
Они стремятся к новому, нонятному
массам искусству, они пробиваются
сквозь заумные хитросплетения  36-
тетствующей критики и снисходитель-
ное` пренебрежение «знатоков». Для
‚таких, пока немногих, представителей
творческой интеллигенции всякое
знакомство < советским искусством
й его жизнерадостностью, идейной
„значительностью и правдивостью <та-
новится источником новой энергии и
новых плодотворных почсков. ,

Свежий ветер дует < Востока.
Здесь встает над Европой век новой
культуры, создаваемой народом И
для народа, век нынешний. Он идет
на смену веку минувшему. Мы можем
гордиться превосходством нашей co-
ветской культуры над культурой
	aT: современной буржуазной Европы,
	редактор), А. ГЕРАСИМОВ, С. ГЕРАСИМОВ,
   КАБАЛЕВСКИЙ. А‘ МОРЛВИНОВ;

—
HSIATeALCTRO -- K &
1-48-98. qian
	Зак №

1145.
	уходом музыки к примитивным мело”
пиям и ритмам негритянского джаза.
Это явления одного. порядка. С об-
щественно-исторической же точки
зрения все это означает, что творче-
ский потенциал старого мира иссяк
полностью. что путей вперед нет, что
единственный путь — путь назад. Но
это и есть начало культурного оску-
дения и даже болыше — одичания.
На послелних выставках в Вене
	‚больное место занимали религиозные:
‘сюжеты. Правда, Христос и Дева,
	‘рованнои техники, лишились какого
‘бы то ни было ореола святости. Од-
	нако уже настоичивое обращение к
религиозной тематике лишний раз
подчеркивает общественный спад в
искусстве. Отсюда один шаг к ми-
стическим темам, вроде «Борьба ду-
ха света и духа тьмы». Мистика все
	больше проникает в сферу искусства.
	как одно из выражении его регресса.
Другие художники стремятся пора-
зить зрителя изображением  страла-
ний. Так. на персональной выставке
известного, современного австрийско-
го живописца значительное место за-
няли анатомические сюжеты. Много-
кратно и назойливо были изображены
развороченные внутренности, обезоб-
раженные тела; лишенные жизни фи-
зиономии. Трудно понять цели, кото-
рыми руководствовался художник,
разрабатывая сюжеты, способные от-
толкнуть, а не привлечь к искусст-
ву. Впрочем, болезненная фантазия
живописца, очевидно, была рассчита-
на на такое же нездоровое восприя-
тие: в прессе творчество певца чело-
веческих внутренностей получило
весьма положительные отзывы. Ос-
тается добавить, что указанный ху-
дожник до недавнего времени ` был
ректором Венской академин худо-
жеств и как бы указывал пути твор-
ческого развития.
’ Несколько иначе обстоит дело в
театрах Вены. В отличие от амери-
канских и многих ‘английских теат-
ров, где одна и та же пьеса в случае
успеха играется каждый день подряд
в течение всего сезона, австрийские
театры имеют разнообразный репер-
туар и постоянные труппы. Спектак-
ли ставятся очень быстро — подго-
товка идет максимум 2—3 недели.
Большинство театров, которых в Ве-
не насчитывается около 20, находит-
ся в руках частных  антрепренеров,
	тому, чтобы преодолеть сильнеишую
конкуренцию кино и не потерять со-
всем зрителя. Поэтому репертуар оп-
ределяется прежде всего кассовыми
расчетами.
	В более серьезных театрах извест-
ное внимание уделяется  классиче-
ской драматургии: Шекспир, Шил-
лер, Лессинг, Мольер, Ибсен, из рус-
ских классиков — Грибоедов, Ост-
ровский, Чехов так или иначе быгия
представлены в послевоенном репер-
туаре венских театров. Все же клас-
сика имеет незначительный удельный
вес. Болыше ставятся пьесы извест-
ных австрийских драматургов —
Грильпарцер, Гофмансталь, Нестрой,
Раймунд. Но не это определяет лицо
театров.
	Современный серьезный театр на
Западе увлечен либо легкой салон-
ной комедией, либо проблемной пье-
сой. Редко. эта проблематика затра-
гивает общественно-политические во-
просы. В течение года мы не могли
увидеть спектакля, который  поста-
вил бы своей задачей, скажем, борь-
бу против ядовитых идей пантерма-
низма, или хотя бы развенчать гит-
	леризм на свежем материале Авет-
рии. Две антигитлеровские пье-
сы, которые мы видели в Вене, были
построены — одна на норвежском
материале, другая — на  француз-
ском.
	Вместе © тем, до сих пор еще появ-
ляются пьесы с более или менее гу-
стым душком нацистских идей; уси-
лиями союзнического контроля пьесы

эти по большей части до’зрителя не
дохолят.
	Однако часто появляются на сцене

произведения, процикнутые глубоким
пессимизмом.
	Вели же попадается современное
	  произведение с более серьезным. об-
	щественным содержакием, то и оно
полно безисходности и горькой иро-
нии. Так, в одной из подобных пьес,
«Здесь и там», повествуется о езроэ-
пейце, которого одно ° государство
выселяет в связи © его иной atu.
		Редакционная коллегия:
В. ВДОВИЧЕНКО (отв.
	©. ЗАВАДСКИЙ, Д.
	А. НОВОГРУДСКИЙ, А. СОЛОДОВНИКОвВ -
	ни Е

Адрес редакции и издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны: секретариат, отделы информации. архитектуры, эстралы и цирка — K 4-15 66
„р з ————————ы——ыыыыыыыыыыы——ы—ы—ыы=ы—ы—ыы—ыыы—ы=—ы=ы=ы—ю—=—=ы=—ы=—ы—ыь»—ыь—Ш—6ж—ж———— =. —

501548.
	Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.

и
отделы театра, музыви, изобразительных искусств, кино — К 5-45-12: wana