СОВЕТСК
	народу   Северной Кореи.
	Повая слава
сталинградцев
	кое сопротивление города, у стен ко-
торого решился исход войны, — те-
ма, вдохновившая многих драматур-
гов. Но в каждой новой пьесе тема
эта трактуется различно.

Пьеса Б. Полевого «Неугасимсе
пламя» посвящена восстановлению
знаменитого Тракторного завода, ко-
торое началось ча еще не остывших
после пожаров руинах. От гибели и
‘разрушения в смертельной схватке с
врагом К созиданию нового—главный
мотив пьесы. Время действия ее
1942—1943 годы. Люди, еще вче-
ра боровшиеся здесь в каждом доме,
сегодня возрождают завод. В этих
людях горит неугасимое пламя сози-
дательного творчества.

По литературной манере первая
драматургическая работа Б. Полевого
напоминает ранние пьесы Н, Погоди-
на. Язык Полевого такой же житей-
ский, лаконичный. Пьеса состоит из
множества мелких эпизодов. Hann-
санная как бы отдельными мазками,
она в целом создает впечатление
большой картины возрождения завода.

Первые сцены состоят из боевых
эпизодов. Цех завода,*откуда срочно
переправляют за Волгу последнее
оборудование, превратился в перело-
вую позицию, Здесь воины  Советской
Армии вместе с: рабочими завода дают
решительный бой немцам. Батальные
сцены не вполне удались драматур-
гу, они разрознены и’ бледны.

Но военные эпизоды для Б. Поле-
вого имеют как будто второстепен:
ное значение, Зато следующие сце-
ны нас сразу же захватывают. Здесь
автор раскрывает свою ведущую те-

Победя сталинградцев, героичес-

‚му, здесь он наиболее убедителен.
	Позади несколько месяцев боев...
Отбиты последние‘ атаки гитлеров-
цев, и на завод снова возвращаются
его хозяева: парторг. ЦК Гребнев, на-
чальник сборки инженер Чуприянов,
старые рабочие Суслов, Коваль и
другие. Они руководят восстановле-
нием завода. В центре действия —
две фигуры: новый директор ‘завода
`Кожаров, приехавший сюда с Урала,
и временный руководитель работ ин-
женер Чуприянов. Кожаров — чело-
век с «тяжелым характером», но он
настойчив, работает дни и ночи и
такой же работы требует от других.
Чуприянов подавлен всем происшед-
шим с заводом. Он думает больше о
вчерашнем, чем о завтрашнем дне
«Сталинградского тракторного». Ав-
тор несколькими едва намеченными
штрихами дает понять, что Чуприя-
нов — не тот человек, который в по-
добной обстановке может найти вы-
ход из труднейших положений, воз-,
главить трудовой под’ем PaGounn,
Он хороший работник, Ho - Плохой
руководитель. Для Чуприянова 3a
вод — это прошлое; для Кожарова !
— будущее. Автор завязывает свое.
образный  драматургический — кон-
фликт между ними. Кожаров стре-
мится не только к бесперебойному
выпуску танков для фронта, он смот-
рит дальше. Победившему народу
нужны будут тракторы. Его увле-
кает план выпуска нового трактора
«Победа».

Так возникает новая ситуация =
	столкновение директора < некоторы-
ми работниками завода, которые не
способны думать о тракторах в то
время, когда еще не кончилась вой-
на.

Автор показывает, что не одного
только Чуприянова.. деморализовали
горести и утраты военных лет. Вдо-
ва бывшего директора Волкова по-
давлена пережитыми страданиями,
многое здесь перевидали старые ма-
стера завода Коваль и Суслов. Но
постепенно драматург развертывает
перед нами картину общего трудо-
вого под’ема, который  залечивает
старые раны. Чувство горя уступает
место чувству ответственности,
	чувству долга перед родиной, перед.
	ее будущим. Так постепенно захваты-
вает всех работников завода кожа-
ровская мечта о тракторе «Победа».

Интересен образ’ Гребнева — пар-
торга ЦК на заводе. «Душа завода»
— так называет его мастер Суслов.
Гребнева любят все. Он елинствен-
	ный, кто понял Кожарова, с самого.
	некоторую
	начала On сглаживает
	ая
			„Северн
	августе 1946 года шел процесс про.
тив леятелей демократического дви.
	Народ требует освобождения за.
	ключенный, :

Народ требует восьмичасового ра.
бочего дня,

Народ требует риса, чтобы накор-
мить хотя бы детей. .

Нарол торжественно хоронит сту.
дентов, убитых полицией. Эти юноши
героически сражались против AION
ских захватчиков и думали, что с по-
ражением Японии народ получит сво-
болу. Они жестоко ошиблись. Они
заплатили жизнью за свой демокра.
тические убеждения.

‚М вот другая толпа. Узкие pep.
тикальные полотнища колышатся вад
ней. Приветственные крики «Ман-
сей!», раздаются над морем ‘голов. В
остроконечных шапках, < барабанами
и трубами проходят музыканты. Ше.
ствие направляется к избирательным
урнам. Рабочие несут большой по.
Сталина. Жители Северной Ко-
реи избирают свои ‘народные комите-
ты. Люди идут к урнам, торжествен-
но держа в руках листки избиратель:
ных бюллетеней. 40 лет корейский
народ не знал слово «родина». Сей-
Час он утверждает свои демократиче-
ские права. Демократия торжествует
в Северной Корее. о

Так кончается этот фильм. >
	Его’ авторы —- Б. -Н.
	Т. Бунимовач отлично справилиеь Co:
	своей задачей. Они работали; жак н3-.
	стоящие киножурналисты. Они тща.
тельно изучили страну, отобрали ван:
более важные темы, подошли к ним,
как добросовестные исследователи и.
как талантливые художники. Они бы.
лии сценаристами, и режиссерами, н
‚операторами этой картины, И оказа.
лись на высоте всех этих трех спё-
циальностей, .

Превосходна операторская работа в
картине. Она сочетает художествен:
ную продуманность кадра с живостью
и непосредственностью репортажа,
Выразительные портреты людей чере-
дуются с жанровыми сценами, полны:
ми острой наблюдательности, и пей-
зажами, сделанными < блеском луч
ших традиций советского кинемато-
графа.

Бунимович и Небылицкий привезли
с собой музыку — партитуры: компо-
зитора Ким Дон-Дин. Эта музыка,
написанная уже после освобождения
Кореи и построенная на националь-
ных мелодиях, прилает фильму .осо-
	бенный колорит и эмоциональную
	глубину. -

Сжатый и выразительный текст
фильма, написанный Е. Габриловичем,
прочитан Л. Хмара, как всегда, хо:
рошо. Е Е

Фильм «Северная Корея»—олна из
	удачных работ нашего докуманталь-
	ного кинематографа за последние го:
	ды. Помимо чисто художествезных“
достоинств, эта картина имеет и боль:
	ное воспитательное значение.
Бор. АГАПОВ.
	JLUME I
	  Никогда за все время своего
существования корейский народ ве
`ваходился в таком униженном состо-
янии, как за последние годы, когда
он был под властью японского импе-
риализма. Японские колонизаторы
принесли сюда самые страшные фор-
мы национального угнетения и осуди-
ли корейцев на вымирание. Они рас-
сматривали эту страну как резервуар
промышленного сырья и даровой ра-
бочей силы и как пространство, куда
они. могли выбрасывать «излинии»
своего населения. Захватчики не зз-
думывались даже над тем, чтобы ли-
	цемерно прикрыть свою разбойничью“
	eS eee

политику. Провозгласив Корею ча:
стью «великой Восточной Азии», они
создали безошибочно работающий ан-
парат угнетения. В таком состоянии и
застала Корею Советская Армия, ког-
да ее части с боями вошли в` пределы
страны. Немного времени миновало с
тога дня, но какие великие перемены
произошли за этот период!

О них й рассказывает фильм «Се-
верная Корея», вымущенный Цент-
ральной студией документальных
фильмов в Москве.

Мы видим красивую природу Koper
— «страны утренней свежести». Остро-
конечные скалы, горные хребты, по-
крытые туманами, ущелья с бурными
водонадами и прозрачными водоема-
ми, морские берега, над которыми
изогнутые сосны простирают свои го-
ризонтальные. ветви...

Вот небольшой корейский городок,
снятый сверху. Сотни изогнутых че-
репичных крыш, издали похожих на
лодки, столиимниеся в тесной гава-
ни, и настоящая гавань, где теснятся
рыбачьи суденышки. Скользят корзи-
ны 10 доскам, в них серебрится ры:
ба— главная пиша бедняков.

Киноаппарат переносит нас в дале-
кие деревни, где крестьяне трудятся
над землей то вязкой, как болото, тэ
безжалостно каменистой. Узловатые,
растрескавшиеся руки, как будто то-
же сделанные из этой морщинистой
глины, выкладывают аккуратные
грядки для будущих посевов. Эти
руки вращают каменные жернова,
чтобы смолоть немного муки для ле-
пешек, они бьют цепами по рисовым
CHOMaM, OHH нянчат малышей, похо-
  жих на кукол с жесткими черными
  волосами, челкой, подстриженной на
  лбу.  Старательный, — непрерывный
  труд. Но сейчас он имеет новое со-
  держание. Люди глядят в об’ектив
  аппарата веселыми глазами, и счаст-
  ливая улыбка освещает их лица, На-
  конец-то, их земля принадлежит эм,
Гони не обязаны отдавать две трети
  своего урожая безжалостному хозяй-
t

t

ну, который сдавал им в аренду не-
сколько квадратных саженей своих
владений.

В столице Северной Кореи—Пхень-
яне—дыхание, новой жизни чувствует:
  ся всего сильнее. Здесь заседает Bpe-
  менный Народный комитет, состав-
ленный из представителей всех демо-
 eparrecnax партий и организаций
	Новый документальный
фильм
		Народный комитет издал закон ©
равноправии корейских женщин. Мы
видим собрание членов женского де-
  мократического — <союза. Женщины
обсуждают новый для них, важ-
нейший вопрос — о воспитании де-
  тей, о создании детских яслей, ко-
  Topple должны отвязать малышей OT
спины матери не только ради элемен-

тарной гигиены, но`и для того, чтобы
женщина стала свободной. ,
  KunoannapaT показывает нам исто-
`рическое для Северной Кореи собы-
‘тие: генерал-полковник Чистяков пе-
` редает представителям корейского на-
рода документы, которые вводят на-
род во владение всеми фабриками и
заводами, принадлежавшими  япон-
CKHM капиталистам.

Это — великий дар. Экран знако-

`мит нас < промышленностью Север-
ной Кореи. Японский капитализм вэз-
 ве здесь громадные предприятия —
`медеплавильные комбинаты,  метал-
’лургические и машиностроительные
заводы, шахты, железные дорофи, су-
‘доверфи. Мы видим, как кореец, пре-
восходный специалист по цветным
металлам, становится директором од-
ного из медеплавильных заводов. При
японпах он был фядовым рабочим.
Возле станков и около электропечей
стоят корейцы, показывающие сейчас
удивительные успехи в освоении тех-
вологии. Сейчас это один. из важней-
ших моментов в жизни Северной Ко-
реи. .

Когда были разорваны цепи раб-
ства, в корейском народе с огромной.
силой вспыхнула творческая инициа-_
тива. Вся страна начала учиться, Род.
ной язык и родная культура пришли в
школы. Взрослые засели за книжки.
Странно видеть на городской площа-
ди в тени многоярусных крыш буз-
дийских храмов сотни людей, сидя-
щих перед классной доской, на кото-
рой учитель чертит корейские пись-
Mena.

Расцветают литература, музыка,
вновь поднимается прекрасное искус-
ство корейского национального танца.

Но вот аппарат переносит нас в
Южную Корею. Только воображаемая
линия 38-й параллели разделяет Се-
вер Кореи от Юга, но как многозна-
чительна эта граница!

Мы видим груды человеческих тел,
которые невольно порождают в нас
воспоминания о страшных лагерях
смерти. Однако это не мертвецы, это
живые люди, рабочие, которые ба-
стуют. Они пришли к ограде свосто
завода и лежат здесь неподвижно,
сберегая силы в голодающем теле.
Лежат мужчины, женщины, детишки,

Вот толпа возмущенных людей,
оттесняя полицейских, врывается в
какой-то двор. Это двор суда. Там в
	По мастерским советских художников, Художник-фронтовик А. Елагин работает над картиной «Повержен-
ный Берлин». На снимке: А. Елагин у одного из эскизов к своей картине, Фото В. Котляр
		лохова, «Народ бессмертен» Василия
Гроссмана, «Непокоренные» и «Пись-
ма бойцу» Бориса Горбатова, пламен-
ные статьи Ильи Эренбурга, Алексея
Толстого, ленинградские очерки Ни-
колая Тихонова, «Василий Теркин»
Александра Твардовского, «Зоя» Мар-
гариты Алигер, стихи Михаила Иса-
ковского, Алексея Суркова, рассказы
и повести Аркадия Гайдара, Леонида
Соболева—все это было в репертуаэ-
ном арсенале исполнителей в дни
войны.

Особенно популярны были на фрон-
те многие песни советских компози-
торов. В песнях, сопутствовавших
движению войск и воодушевлявших
наших воинов, своеобразно отразилась
вся история войны на разных ее эта-
пах.

Новый, созданный в военные годы
Гимн Советского Союза тысячи и ты-
сячи зрителей впервые исполняли
вместе с певцами фронтовых бригад
под их руководством.

Фронт любил искусство и ценил
самоотверженный труд исполнителей.
Сохранились сотни благодарственных
писем, специальных приказов, прасьб
© повторных посещениях. Нередко
фронт посвящал людям искусства не
только слова благодарности, но и бо-
евые подвиги.

Широкий размах приобрели в дни
войны артистические выступления в
военных гарнизонах, расположенных
вне прифронтовой полосы, на воен-
ных заводах, на площадках ново-
строек. Наролный артист СССР
Ю. Юрьев с группой своих товарищей
по искусству провел целую серию
			  концертных выступлений на шахтах
	Кузнецкого угольного бассейна. В
ответ шахтеры выдавали «на-гора»
сверхплановые тонны угля для фрон-
та.

Подобных примеров можно приве-
‚сти множество, и в них находит свое
отражение большая, плодотворная ра-
бота, проделанная работниками совет-
ского искусства в трудные военные
дни.

‘Огромную роль сыграли и много-
численные выступления в госпиталях
— прифронтовых и тыловых, в сани-
тарных поездах и в медико-санитар-
ных батальонах. Концерты и выступ-
  ления для раненых исчисляются циф:
рой, превысившей за тоды войны
500.000. Артисты выступали не толь-
ко в специальных помещениях, но и
непосредственно у постелей в пала-
тах для тяжело раненых, охотно вы-
  полняя их просьбы, исполняя их лю-
бимые ‘произведения.

Повселневная творческая деятель.
	a ° < —_..

ры: состоялось 1.350.000 художест-
венных выступлений, а из них
473.000 концертов и спектаклей, не-
посредственно в условиях боевой об-
становки. Интересно проследить за
тем, как из года в год возрастало ко-
личество артистических выступлений
на фронте. В 1941 году было дано
32.400 концертов, в 1942 году —
117.000, в 1943 — 150.000, в 1944 —
135.000, в 1945 — 39.000. На фронте
побывало 3.685 артистических бригад.
В их концертах принимали участие
свыше 42.000 творческих работников.
Наиболее активно участвовали в этих
концертах артисты Москвы (свыше
700 бригад), Ленинграда (508 бригад),
Украины (108 бригад), Грузии (102
бригады).

Число зрителей этих концертов и
спектаклей исчисляется многими мил-
лионами. Основной формой художест-
венного обслуживания фронта были
выступления фронтовых бригад. В ©о-
став бригады входили обычно пред-
ставители самых разнообразных жан-
ров: чтецы, вокалисты, инструмента-
листы, артисты балета, цирка.
	Фронтовой зритель потребовал вы-
сокохудожественного; понятного и
доходчивого репертуара; от советско-
го искусства он ждал яркого вопло-
шения тех мыслей, чувств, надежд и
устремлений, < которыми он шел на
бой. Стоит оглянуться на недазнее
прошлое, и мы увидим, что Великая
Отечественная война вдохновила со-
ветских писателей, поэтов, драматур-
гов, создавших целый ряд ярких, та-
лантливых, страстных произведений,
которые поступили на вооружение ог-
ромной армии исполнителей.

Не всегда и не все драматические
произведения, написанные в дни вой-
ны, могли быть исполнены полностью
в военной обстановке; тем не менее
советский зритель этих недавних ге-
роических лет — фронтовик и воен-
ный курсант, сталевар и танкист, ра-
неный, лежащий в госпитальной па-
лате, и пилот, побывавший на концер-
те в промежутке между двумя бое-
выми вылетами, — хорошо знали ге-
роев таких пьес, как «Русские лю-
ди», «Так и будет» Константина Си-
монова, «Нашествие» Леонида Лео-
нова, «Офицер флота» Александра
Крона, «Фронт», «Партизаны в степях
Украины» Корнейчука, «Сталинград-
цы» Ю. Чепурина и некоторых других
драм, написанных в годы войны.

Советская проза и поэзия военного
времени также дали чтецам и драма-
тическим артистам целый ряд пре-
красных произведений, воодушевляв-
пих людей фронта и тыла на новые
боевые и трудовые подвиги, «Они
сражались за Родину» Михаила Шо-
		ВЫСТАВКА
ФРОНТОВЫХ
ЗАРИСОВОК
	Вчера в залах Московского союза
советских художников открылась вы-
ставка фронтовых зарисовок. На вы-
ставке экспонировано свыше 100 ри-
сунков, акварелей и этюдов маслом,
выполненных художниками на протя-
жении 1941—1945 гг. на различных
фронтах Великой Отечественной вой-
HH.
	«Гибель эскадры» А,  Корнейчука,
«Мстислава Удалого» И. Прута и мно-
жество других пьес, один перечень
	APTUCTb
	22 июня 1941 года Владимир Ива-
нович Немирович-Данченко, узнав ©
коварном нападении фашистской Гер-
мании на наши земли, откликнулся
взволнованным письмом. Он писал:
	<...Гвердо знаю, что советский
театр сделает все, чтобы его работа
была полезной и нужной в осуществ-
лении открывающихся перед нами ве-
ликих всенародных задач — защиты
Родины, всемерной помощи нашей
доблестной Красной Армии в разгро-
ме ненавистного врага...».

Эти слова отражали настроение
всех советских артистов, музыкантов,
художников, благодарных родной
стране за то внимание, которое она
им оказывала. Работников искусств
война застала за разными занятиями:
одних на летнем отдыхе, других—за
их повседневной творческой работой,
третьих — и их было немало — в во-
инских частях, где они давали спек-
такли и концерты по традиции много-
летней дружбы, связывающей твор-
ческие коллективы с войсками наше-
го великого государства. Война с пер-
вого ее дня побудила всех деятелей

искусств посвятить свои усилия од-

HOH цели — победе над врагом. Все.

творческие намерения, все мысли, все
желания сливались воедино, в олно

общее стремление, об’единившее и’

юных дебютантов и зрелых мастеров,
—<®тныне все для победы, все для
фронта!

Работники искусств добровольно
‘уходили в ряды армии и флота, всту-
пали в ряды народного ополчения.
Однако далеко не всем было позво-
лено оставить фронт искусства. Мно-
гим пришлось принимать участие в
войне, сражаясь оружием искусства.

Тысячи драматических актеров,
певцов, танцоров, музыкантов, акроба-
тов, чтецов, композиторов, художни-
ков, поэтов находились во время вой-
ны в рядах Красной Армии в ансамб-
лях песни и пляски, в военных клубах,
во фронтовых домах Красной Армии
ит. п. Еще большее количество твор-
ческих работников театра, цирка и
эстрады, музыкантов и художников в
порядке шефства обслуживали дейст-
вующие части, многочисленные  гар-
низоны и госпитали. ,

Таким образом, по указанию
товарища Сталина: все’ подчи:
нить интересам фронта, coger.
ская армия искусств немедленно на-
правила свои лучшие силы на фронт
Отечественной войны.

Дружба между работниками совет-
ского искусства’`и армией, флотом,
авиацией — дружба. давняя. В дни,
когда началась Великая Отечествен-
ная война, работники советского HC-
кусства располагали уже обширными
почти двалцатипятилетним опытом ра-

в войсках. Выработались уже!
своеобразные формы выступлений пе

ред военной аудиторией, были изуче-
ны потребности  красноармейского
зрителя, сформировались хоть и не-
многочисленные, но опытные кадры
работников — исполнителей и органи-
заторов,  специализировавшихсея в
этой области и способных передать
свой опыт огромной массе артистов,
призлеченных во время войны к об-
служиванию частей и подразделений
Красной Армии.

О масштабах работы, проведенной
советскими артистами за голы войны,
известное представление дают пиф-
	Первые значительные произведе-
ния советской драматургии были
преимущественно пьесами о войне и
	революции. Это были пьесы о челове-  которых составил бы внушительный
	ве < ружьем, надежно охраняющем
завоевания пролетарской революции,

Да и могло ли быть иначе! Та
война, которую об’явил старому миру
насилия и неправды пролетариат Рос-
сии, не знает равной себе во всей
истории человечества. В этом сраже-
нии родился новый мир. Это была
высочайшая кульминация мировой‘ ис-
тории, эпоха, изобиловавшая неис-
числимым количеством драматиче-
ских конфликтов. Драматическая ост-
рота военной эпохи необычайно уси-
ливалась идейной  значительностью
коллизий, непримиримостью двух 6бо-
рющихся сил: революции и реакции.
Героическая эпоха родила героиче-
скую народную драму и теато.

Теперь, когда двадцатые годы от
лелены от нас таким историческим
рубежом. как Великая Отечественная
война, мы можем по справедливости
оценить тот период в истории совет-
ской драматургии, когда были соз-
даны «Бронепоезд», «Любовь Яровая»,
«Чапаев», «Мятеж». Театр, воплотив-
ший эти пьесы, посвятил свое твор-
чество судьбе народной, судьбе чело-
веческой.

Это было новое искусство, идейно
и художественно новое, потому что
в театр пришел новый герой, чело-
век-творец, революционер, строитель
социализма, герой из народа. Он вры-
вался на сцену порой со страниц про-
заических . произведений, и, увлечен-
ные новизною, идейной страстностью
и человечностью образа, мы не заме-
чали некоторых погрешностей инсце-
нировок. Этот герой, — неуёмный,
деятельный, напористый, разрушал
привычные рамки драмы.

И в двадцатых годах и в начале
тридцатых военная пьеса на смене
советского театра играла огромную
роль. Вепомним, кроме названных на-
ми, «Первую конную», «Оптимисти-
нескую трагедию» В. Вишневского,
	снисок и коснулся бы репертуара
всех без исключения театров Совет-
ского Союза.

Драмы из истории революции и
гражданской войны, пьесы о Крас-
ной Армии тех лет — это пьесы о
новом мировоззрении и характере со-
ветского человека. Пьесы о граждан:
ской войне — это пьесы о гениальных
вождях пролетарской революции
Ленине и Сталине; об их соратниках,
принеднтих к обязанностям коман-
дармов не из академий, ас революни:
онных баррикад или из траншей ми-
ровой войны; это пьесы о народных
полководцах-самородках, о становле-
нии новой армий победившего рево-
люционного народа. И ‘лучшее, что
созлано в этой области, никогда не
окажется достоянием только теат-
ральных музеев. Пьесы. эти всегда
будут живыми, волнующими, необхо-
димыми для нашего театра, и уходя-
щие годы не состарят их.

Новые увлекательные задачи по-
ставлены перед нашей драматургией
Великой Отечественной войной. Вой-
на 1941-—45 гг.- неиссякаемый источ-
ник вдохновения для советских ху-
дожников, неисчерпаемый кладезь
Тем, сюжетов, героических образов.
Как и прежде, пьеса о войне, о Со-
ветской Армии и великих битвах —
это пьеса о советском народе, о не-
зыблемости советского строя, о проч-
ности тыла, о трудовом героизме с2-
ветских женщин, девушек и подрост-
ков, о преимуществах колхозного
строя. Ибо Советская Армия — плоть
от плоти своего народа, это сам народ.

Подавляющее болыьшнинетво совет-
ских пьес, появившихся в годы Оте-
чественной войны,—это военные пье-
сы. Так, творчество К. Симонова
1941—1945. гг. представляег собой, в
сущности, драматическую летопись
военного времени, Отдельные звенья
этой летописи, неравноценные с ху-

Героиня Советской
	‘горький путь бедной литовской де-
вушки в условиях буржуазной Литвы.
В семь лет крошкг Марите идет в па-
стушки. Затем-—годы школы и снова
тяжелый труд чернорабочей, прислу-
ги, фабричной работницы.

Радостные перспективы › откзы=
лись перед Марией после свержения
буржуазного правительства Сметоны
и вступления Литвы в братский союз
советских республик. Нс коварное на-
падение гитлеровских орд на Совет-
ский Союз обрывает новую жизнь
Советской Литвы. Мария вступает в
партизанский`отряд, где выполняет
многие ответственные поручения. . Во
время одной из операций Марию

©
	Светлой памяти Героя Советского!
Союза, верной дочери литовского на-
рода, отдавшей жизнь за своболу и
независимость своей родины, посвя-
щается кинокартина «Мария Мельни-
кайте», снимающаяся в студин Мос-
фильм.

‚ Постановщик фильма-—В. Строева,
операторы—Е. Андриканис и Г. Пыш-
кова,  художники—А, Пархоменко,
И. Велутис и С. Мокиль.

Автор сценария Ф. Кнорре в бног-
рафической последовательности вос-
становил основные этапы недолгой.
‘но славной жизни Марии Мельни-
кайте.

В начале фильма зрители узидат

Мельникайте и ее товарищей насти-
гают немцы. Долго длится неравный
бой. Мария сопротивляется до послед-
него патрона. Она ранена. Враги схва-
тывают девушку и требуют от нее
сведений © расположении отрядов.
Мучительные допробы бледуют один’
за другим. Но ничего не удается уз-
нать от нее фашистским палачам. Оз-
верелые гитлеровцы казнят стойкую,
бесстрашную девушку-патриотку.
Заключительные кадры сценария

переносят читателей в освобожден:
ный Советской Армией Вильнюс. На
‚ многолюдном митинге у статуи Марин
’Мельникайте литовская поэтесса Са-
 ломея Нерис читает поэму, посвящен-
ную Марии. С экрана звучат строки:

Не плачьте, дорогие, обо мне,

Я не покину вас. И по весне

Я проросту ростком зеленым.

Я буду с вами в подвигах труда

И в шумном шелесте красно-

знаменном.
	Уже сняты сцены «В командирской
землянке», «Школа», «Квартира Мель-
никайте», а также натурные эпизо-
ды—«Переправа в ледоход», «Про-
ход немецких танков», «Лагерь пар
тизан» и другие.

В конце мая коллектив выезжает в -
Литву, где будут сниматься все основ-
ные батальные и натурные эпизоды.

Роль Марии Мельникайте исполня-
ет учащаяся школы Театра им. Мос-
совета Т. Гусева. Марию в детстве
играет школьница Маргарита Громы-
ко, снимавшаяся в фильме «Во имя
жизни», В ведущих ролях картины
заняты литовские артисты—Лилиана
Бинките, Ллуцис, Киселис-и другие.
Роль командира партизанских отря-
дов исполняет Н. Чаплыгин. Литера
турный консультант — А. Грициус.
		ность работников искусств на фронте
воодушевляла советских бойцов и

+

резкость его поступков. Гребнев —
это человек, для которого интересы
		завода стали личными интересами.

О Сталинграде можно писать по-
		‘воодушевляла советских бойцов и
офицеров. В то же время и артисты
советского нарола в постоянном об-
	щении с его героическими воинами,   разному — высоким
	сражавлиимися в рядах армии, флота,

языком или скупыми словами очер-
	авиации, знакомились с интересней- т ка, но нельзя о нем писать равно-
	шим жизненным материалом, что, не-  ! душно. Ньеса Б. Полевого написана
			взволнованно и страстно. В ней есть
излишняя раздробленность действия,
мешает ее восприятию и побочная
любовная линия, которая вносит в
пьесу элементы мелодраматизма. Но
мы готовы простить Б. Полевому эти
недочеты за тот «коллективный» об-
раз сталинградцев, который он создал
в Пьесе, за тех людей, самоотвер-
	В пьесе, за тех людей,  самоотвер-

женных в бою и горячих” в труде,
	которых он нам показал.
3. БОГУСЛАВСКАЯ.
	и сцен народных, в которых дейст:
вуют лица неисторические.

Автор «Южного узла»  неторопли-
во, но достаточно энергично развер-
тывает перед зрителем картины исто-
рических событий, Перед нами
проходят и немецкие сцены: сначала
в Джанкое, когда гитлеровские  ге-
нералы еще надеются удержать
Крым, а затем—в осажденном ваши-
ми войсками Севастополе. Эти сце-
ны не лишены свовобразного «юмо-
ра», мрачного ‚юмора висельникоз,
но враг предстает в них как реаль-
ная и значительная сила. Сюда, в
Крым, Гитлером брошены решитель-
ные генералы, лучшие фортификато-
ры, снятые с так называемого .Ат-
лантического вала отборные части.
Тут же подвизаетя и группа турец-
ких представителей. Любезно зазе-
ряя гитлеровских генералов в венз-
менной дружбе и лойяльности, они
пытаются в то же время прощупать,
каково действительное положение
немецких армий в Крыму, можно ли
попрежнему ориентироваться на
Германию или уже наступает момечт
кризиса, требующий нового внешне-
политического маневра.

А немцы хотят во что бы то ни
стало выиграть время. Гитлер неис-
товствует и требует, чтобы войска
	сомненно, их творчески обогащало.
За годы войны советское искусство
стало еще более близким народу.

В народной памяти всегда будет
жива благодарность тем, кто в тоуд-
ное военное время сумел найти свое
место в борьбе и с подлинным вооду-
шевлением служил делу победы.
		председатель ЦК Союза работ:
ников искусств.
	дожественной стороны, быми посвя-—
		щены темам героического полполья и
партизанской. борьбы, а также мо-
ральным и этическим — проблемам,
рожденным военным временем. »
	Опыт советских драматургов дает
право ставить вопрос о военной дра-
ме, о ее новых жанрах и формах. Из
всех пьес военных лет «Фронт»
А. Корнейчука ближе других стоял
к тому, что можно назвать собственно
военной драмой. Действие в ней поч-
ти не выходило за пределы кабинета
командующего, окопа переднего края.
Но с каким интересом, с каким на-
пряжением смотрелась эта пьеса! По-
священная актуальным военным про-
блемам, она в. то же время касалась
глубоко человеческих струн и обще-
человеческих тем. Пьесы «Офицер
флота», «За тех, кто в море!», «Побе-
дители» также примечательны фило-
софской, глубоко человеческой  раз-
работкой военной темы.
	Пьесы о войне, написанные в по-
следнее время, дают интереснейший
материал для размышлений о настоя-
щем и будущем советской военной
драмы. Это — «Южный узел» А. Пер-
венцева и «Генерал Ватутин» Л. Дми-
терко. Сейчас еще не время ‘высту-
пать < итоговой, развернутой оценкой
этих пьес. Они, несомненно, будут
обогащаться в процессе работы авто-
ров с театрами, подвергаться ис-
правлениям композиционного, худо-
жественного характера.

«Южный узел» — историческая
драма-хроника о великой победе
наших войск в Крыму. Множест-
во человеческих судеб проходит пе-
ред нами в этой пьесе, но основу
сюжета образуют сами исторические
факты, исслелуемые автором с боль-
щой глубиной.
	Развитие действия пьесы должно
вызывать живой интерес зрителя.
Тут, в известной мере, ‘использован
опыт шекспировского театра-—полно-
та исторической картины достигается
чередованием «полководческих» сцен
	Кадр из фильма «Мария Мельникайте». Мария получает боевое задание.
	гитлеровских солдат и офицеров иде-
ей эвакуации, бегства, чтобы ими ов-
Ладела паника-—таков замысел став-
ки Верховного Главнокомандующего.
Акт начинается примечательной сце-
ной: товарищ Сталин дает указание
планировать на 1944 год посевные
площади в Крыму, на Украине и Бе-
	‘Чюбомир Дмитерко назвал сзою
пьесу © Ватутине «драматическим
портретом». Это не совсем точное
название, но новизна и своеобра-
зие пьесы могут в известной мере
оправдать его. Ватутин не просто
главный герой пьесы—на  протяже-
нии шести картин он почти не по-
кидает сцены. Основой пьесы служат
реальные события—юот битвы за Киев
и до смерти полководца, и реаль-
	льных исторических лиц. Итак, во
всем, кроме образа Ватутина, авгор
уходит в область художественного.
вымысла, только отталкиваясь от
известных исторических фактов.
Автор стремится глубоко и всёсто-
ронне раскрыть образ  таЛантлитого
полководца, «генерала-молнии», про-
никнуть в его психологический мир,
дать его полный портрет, показать
своего героя в армейском фронтовом
быту, в думах о прошлом и булушщем,
в заботах о семье, о близких, Но
главная задача Л. Дмитерко — пока-
зать вдохновенный и тяжкий труд
	полководца, показать, какого гибкого
	ума, какой дальновидности, напряже-
	АЯ воли, каких знаний иопыта Toe.
	бует этот труд. И Ватутин у Дмитер-
ко — человек ярко выраженного ха:
рактера, деятельный, энергичный, оп:
тимистического склада ума и огром:
ной настойчивости.

Заканчивается пьеса поэтическим
эпизодом, раскрывающим ее стиль. В
палату госпиталя, сверкаюшую белиз-
	ной и светом, к постели умирающего
Ватутина приходит Сталин. Слокой-
	HO, в неторопливом житейском тоне
начинается короткий диалог, а затем
отец и вождь народа рассказывает Ва:
тутину романтическую легенду о
Ленине и бессмертии. .

Пьеса Л. Дмитерко вызовет, ве-
роятно, горячие дискуссии и споры:
Несмотря на всю спорность, она инте-
ресна своей новизной, смелостью, теми
необычными приемами, какими автор
стремится решить задачу создания
мужественного образа одного из та:
лантливейших полководцев сталин
ской школы.

Болыной — интерес представляет
послевоенная армейская тематика:
боевая учеба Советской Армии, быт
офицеров; вопрос об избрании воин-
ской профессии и о призвании офице-

богатый духовный мир — все это су
шествует в пьесе не изолированно от
всей жизни страны и не представляет
<0бой — «казарменной», гарнизонной
экзотики. Герои пьесы — органичеё+
ская часть нашей интеллигенции, от-
дающей все свои силы могуществу.
советской Родины. И если профессия
офицера накладывает свою печать на_
образы героев пьесы, то это только
‘еще одна черта, делающая их более
  значительными и интересными. =

Советскими драматургами слеланы
только первые шаги в разработке ге-
ронческой и эпической темы Великой
Отечественной войны нашего народа
против фашистского нашествия, в изо-
бражении подвигов Советской Армии.

А между тем, Отечественная зойна,
нотребовавшая напряжения всех сил
‚Народа, дает драматургам небывало
‘яркий и значительный материал. Са-
‚ моотверженные подвиги советских о
пехотинцев и танкистов. летчиков И
артнллеристов — все это мало разра-
ботанные темы в нашей драматургии
и театре. История боевых походов
Советской Армии дает драматургам
необычайные возможности в отноше-
нии многообразия, красочности, новиз=
ны сюжетов, позволяет затронуть ряд.
тем  интернационального характера, >
Но все это богатство образов, тем,
сюжетов раскрывается только TOT,
когда драматург хоропю знает свое»
го героя, его внутренний, духовный
мир.

Ответ товарища Сталина полковни-
ку Разину «О некоторых вопросах во-
енной истории и узловых проблемах
истории Великой Отечественной вой-
ны» указывает не только нашим уче=
ным, но и художникам, драматургам-
путь философского осмысления И
творческого обобшания опыта войчы.
	Советские драматурги должны в но-
вых пьесах создавать высокохудоже*
ственные образы прославленных ста?
линских полководцев, офицеров и
бойцов Советской Армии, разрабаты-
вать проблемы послевоенной KABA
армии, илейного и профессионального
роста советских воинов. Такие пьесы
сыграют вылающуюся роль-в идей..
	HOM воспитании советского зрителя;
	А. БОРЩАГОВСКИЙ.
	H до смерти полководца, и реаль-

иж a ree
ра. Этим вопросам посвящена ин-

ный исторический образ Ватутина,   тересная пьеса А. Кузнецова a Г.

хорошо изученный автором. Но ря-  Штайна «Идущие впереди»,

ome ow. Oe =: a_i oe —_

о В СВЕ а
	дом © Ватутиным в его штабе нет
ни одного исторического лица—член
Военного совета Сергеев, начальник
штаба генерал Синявский, адъютант
Тимко, орлинарен Прохор и все ос-
тальные. персонажи вымышлены,—за
их именами He следует искать ре-
	Эта пьеса, действие которой проис-
ходит в основном после победоносно:
го завершения Великой Отечествен-
ной войны, свидетельство того; как
значительна и широка по своему ин-
тересу наша военная армейская тема-
тика. Труд советских офицеров. их