TCKOE HACKYCCIBO
	hi
		ВЫЕ СЦЕНАРИИ г.
ТРОСОВ „ПОВЕСТЬ О „НЕИСТОВОМ”

Образ победы многолик. Искусство
найдет его черты во множестве про-
явлений нашего героического времени
— и в великих и в малых. И в скром-
ной судьбе простых людей, и в повсе-
дневных, казалось бы, мало примеча-
тельных, подробностях войны худож-
ник может найти свой путь к вопло-
щению прекрасного образа победы.

Именно этот метод применил Павел
Фурманский. Его сценарий «Повесгь
о «Ненстовом»» — произведевие, ли-
шенное показных эффектов и ухине
	торыми так щеголяют амепиканокие
сценаристы-ремесленники и их эпигл-
ны. Автору помогают и знание жизни,
и узеренность в. том, что его скрем-
ные герои и их судьбы интересны
зрителю сами по себе и не нуждают-
ся в украшениях. ,

Судьба каждого из героев в этом
сценарии определяется логикой раз-
зития его характера. Фурманский вся-
чески избегает той нивелировки пер-
сонажей, которую у нас зачастую вы-
дают за «типизанцию». Однако, выяв-
ляя индивидуальные особенности каж-
ROTO из героев сценария, автор при-
ближается одновременно к выраже-
чию типовых черт нашего хсовремен-
ника.
	В таком произведении, где автоо,
уверенный в жизненной правде своих
чдей, позволяет героям непроизвольне,
следовать за «велениями их собствен-
ной судьбы», сюжет развивается пти-
чудливо и труден для пересказа. Со-
бытия в «Мовести о «Неистовом»
ваептне ограничены будничным воен-
ным заданием, а между тем, драма,
развернутая Павлом  Фурманским,
полна сложных переплетений и не-
ожиданных поворотов. .

Эскадренный миноносец «Неисто-
вый» — это конвойное судно. Конвой
должен всеми средствами избегать
столкновений с противником. У б0г-
вого корабля отнята активная роль в
войне, и это причиняет огорчения
команде, которая не может прими:
риться < мыслью о том, что ее добле-
стью является искусство уклоняться
от встречи с врагом.

«Неистовый» получает задание про-
зести танкер < горючим в район, бло-
кированный гитлеровскими подводны-
ми лодками. Когда задание уже поч-
ти выполнено, на советские ‘корабли
неожиданно нападает крупное соеди-
нение фашистских бомбардировитиков,
Командир «Неистового» Никитин при-
казывает дать несколько автоматных
очередей по берегу, мимо которого
проходят суда. И тогда «с прибреж-
ных скал взлетают миллионы птиц и
повисают над морем огромной тучей.
В наступивших сумерках, скоытые по-
тревоженным птичьим базаром, дви-
жутся эсминен и танкер... Самолеты
проходят над конвоем, удаляясь, сти-
хает шум Моторов». Радость от бле-
стяще найденного решения не лишает
Никитина ето обычной иронии, и он
замечает: «Теперь будут говорить, это
какой Никитин? Tot, который на-
крылся птичьим базаром?...».

Однако недовольство боевой судь-
бой своего корабля не мешает коман-
диру и команде «Неистового» отлич-
но выполнять свои задачи. Отражач
нападение немецкой подводной лод-
ки, миноносец наносит ей поврежде-
ние. Лодка пытается уйти, оставляя
на поверхности масляную дорожку.
Добить лодку не представляет тоуд-
ности, и «Неистовый» готов пустить-
ся на ее преследование. Но Никитин
приказывает повернуть миноносец к
конзоируемому танкеру. Вражескую
подводную лодку уничтожает другой
советский корабль, которому «Нен-
стовый» сообщает ее координаты,

Герои сценария не чувствуют себя
ущемленными в своей обществекной
или частной судьбе. Капитана Ш ран-
га Никитина порой настигает лириче-
		De PAU
		Трудно воплотить образ человека,
хогда @го биография сложна и мно-
гогранна, наполнена множеством со-
бытай. Однако еще труднее создать в
искусстве образ юноши, который
только вступает в жизнь, начинает
евмостоятельно мыслить я действо-
вать.

Как воссоздать на экране образ
человека, жизнь которого едва нача-
лась? Как показать его духовный
рост, приведший к героиче-
скому подвигу? Ведь Матросов — не

сиональный воин, его жизнен-
ный и воинский опыт был очень не-
велик, когда он, отдав Родине свою
жизнь, обрел бессмертие...

Драматург: Г. Мдивани и режиссер
Л. Луков работают над фильмом об
Александре Матросове. Сценарий
этого фильма является одним из по-
ка еще немногочисленных произведе-
ний о рядовых солдатах Советской
Армни, о том поколении нашей моло-
дежи, которое выросло и возмужало
в огне боев за независимость своей
Родины, за освобождение человече-
ства от коричневой чумы фашизма.

Выученик одного из ремесленных
	Артист А. Игнатьев в роли Алех-
сандра Матросова.
		него «тихой жизни»: «теплой светлой
комнаты» на берегу, «средних `2ет
красивой женщины», которая вяжет
теплый жилет мужу бухгалтеру, ра-
ботающему в четырех кварталах от
дома...

Но и Никитину ясно, что. когда
идет война, ингде нет «тихой жизни»;
что женщина веэти дни в темной и
холодной комнате делит скудный ку-
сок черного хлеба < детьми, а бухгал-
тер соскакивает с танка и идет с ав-
томатом в атаку. Этот «товарищ из
запаса решает войну, а ты, предета-
витель романтической профессии, под-
держиваешь его фланг. И только..»,

& 42 ЗА

кинорежиссера
>

Канун завершающей битвы Вели-
кой Отечественной войны — гранди-
‘озного сражения за Берлин — застал
Hac Ha берегу Одера. Фронтовая груп-
  па операторов кинохроники прошла с
войсками 1-го Белорусского фронта
славный путь борьбы и побед, и те-
‚ верь перед столицей Германии, у по-
  следнего крупного водного рубежа,
‘на котором накапливались наши пе-
зервы и техника, мы с четерпением
  ожидали начала наступления. Кино-
	так в сценарии говорит Никитину   КУРНалисты тотовились к семкам,
Катпов.   которые, как в этом был твердо убе-
	Снимается кастовая романтика во-
енного моряка, и на ее месте выра-
стает единство советского народа в
его боевом труде, являющееся осно-
вой победы.

История «Ноистового» переплета-
eran в сценарии с судьбой миноносца
196.
	Сражение миноносца 126 < шестью
фашистскими подводными лодками и
его гибель показаны в сценарии ску-
по, лаконично.
	жден каждый из нас, послужат мате-
риалом для фильма о последних днях
Берлина, о победоносном окончании
войны. t
Начала штурма ожидали со дня на
день, с часа на час. По заранее раз-
работанной дислокации, все 30 опеза-
торов нашей группы были распреле..
лены по частям и подразделениям,
при командовании фронтом осталась
Ударная группа из четырех человех
во главе с автором этих строк.
Представитель Военного Команло.
	Па маленьком плоту после того, как   вания сообщил, что операция начи-
	миноносец 126 погиб, опасаются три
человека из команды ( потопленного
корабля: матрос Ласточкин, умираю-
щий радист и метеоролог Екатерина
Буйко. Несколько человек держатся
за ‘край плота. Горит нефть, и фанш-
CTH < палубы подводной лодки рас-
стреливают кспасающихся вплавь мо-
ряков. Один за другим теряют силы и
гибнут окружающие плот матросы.

ди них и раненый командир ко-
рабля. Ласточкин  втаскивает его ва
плот, отдает ему свое ‘место, а сам <
противотанковой гранатой в руках
плывет к вражеской подводной лод-
ке. Издалека доносится чуть слыш-
ный возглас Ласточкина: ««За роди-
ну». И вслед за этим в небо ударяет
огромной силы взрыв.

Не менее скупо и выразительно
рассказана в сценарии история рали-
ста Алексея Филатова. Ему удается
передать лишь начало радиограммы с
гибели, угрожающей миноносцу 196.
Взрыв. фашистской торпеды смертель-
но ранил Филатова и помешал <сооб-
щить координаты места боя. В бреду
	Филатов продолжает выстукивать не-.
	посланную фадиограмму. Чувство не-
выполненного долга привязывает уми-
рающеего к жизни. И лишь тогда, ког-
да радист «Неистового» уже в госпи-
тале выстукивает Филатову pa Ho.
	нается на рассвете. Кинематографис-
там разрешено находиться на КП ко-
мандующего фронтом.

Командный пункт находился на
Зееловских высотах,  окаймляз иих
натн пландарм тю ту сторону Одера.
С высоты окрестности просматрива-
лись далеко, вплоть до города Зее-
лова, находившегося в руках у нем-
цев. Но было еше так темно, что сни-
мать целиком феерическую картину
ночного артиллерийского наступления
мы не могли. Пришлось только на-
блюдать могучее зрелише сокрушаю-
шего обстрела вражеских позиций и
коммуникаций одновременно из 22.090
орудий различного калибра!  Ирв
вспышках выстрелов операторам уда
лось заснять ряд крупных планов. То
же сделали и операторы, находив-
нниеся в частях. Так появились 8
‘фильме кадры отдельных моментов
‚ артиллерийского налета,

До рассвета мы снимали на команд-
ном пункте. Утром, распрощавшись ©
высотой, двинулись вперед и перенес-
  1H нашу временную базу в Зеелов
‚уже занятый советскими “pole anit,

Так начался последний этан нашего
‘пути на Берлин, этап, ‘характерный
‚тем, что ни в одном из пунктов, где
‚мы останавливались, не приходилось
  долго задерживаться. Вперед и зпе-

грамму, подтверждающую прием его! ред рвались с боями части Советской
сообщения, Филатов успокаивается,   Армии. С их первыми эшелонами шли
удовлетворенно улыбается и Умирает, ! советские кинооператооы Из местеч-
	так и не приходя в сознание..

В финале «Повести о «Неистовом»
командующий поздравляет личный co-
став миноносца < удачей и с побе-
лой. Победа эта — результат неуког-
вительного и творческого выполнения
своего воинского долга, задания ко-
мандования по конвоированию судоз.

В последних кадрах сценария капи-
тан Ш ранга Никитин смотрит
на корабли, стоящие. у пирса. В их
ряду он видит два миноносца, ко-
торые в этот момент принимают име-
на погибших героев — матроса Ильи
	советские кинооператоры. Из местеч-
ка в местечко, из города в город TSI.
галась к Берлину наша  киногруп-
па, с трудом успевая устанавлн-
вать. связь с операторами частей и
подразделений, давать им указания о
  с‘емках для будущего большого филь-
ма. События развивались по плану, но
часто опережали его. У нас были за-
ранее намечены пункты, в которых
должны были состояться встречи и
инструктивные беседы с кинооперато-
рами. Часто прибыв в данный пункт 8
‘назначенное время, руководители
киногруппы узнавали, что киноопера-
	Ласточкина и радиста Алексея Филг-1!торы вместе c частью ушли вперед.
		шишь изредка удавалось устанав-
	Такам же сосредоточеняым, соб-
ранным и в то же время по-мальчи-
шески озорным и увлекающимся вы-
глядит Матросов и в других началь-
ных эпизодах сценария. Ой немно-
гословен, но есть темы, на которые
не может не откликнуться этот вос-
питанный Родиной подросток.

Партия! Комсомолец Саша Матро-
сов еще в Уфе помогал своей парт-
органязации, неоднократно выполняя
отдельные ее поручения. Но всё ве-
лнчие партийного долга, стоящего
перед каждым коммунистом, он почув-
ствовал впервые в теплушке, по 1о-
роге на фронт, когда стал свидетелем
и невольным участником первого пар-
тийного собрания своей роты. .

Неизгладимым следом вошло в со-
знание Александра Матросова это
партийное собрание. И так же на
всю свою слишком рано оборвавшую-
ся жизнь запомнил он, как ‘умирал
красноармеец, не успевший оформить
вступление в паотию. Партия, пре-
данность большевиков своему пар-
тийному долгу — вот что сформиро-
вало характер Матросова — солдата
Армии-освободительницы. .

Немного поступков совершает Ма-
тросов в сценарии. Но нет среди
этих поступков таких, которые были
бы окрашены безрассудной романти-
кой юности. Каждый из них показы-
вает становление характера героя,
как бы подводя читателя сценария и
будущего зрителя фильма к его бес-
смертному подвигу.

В своей первой разведке на какое-
то мгновение растерялся Александр
Матросов. Но он сам тут же иску-
пает свою минутную растерянность,
понятную у человека, впервые встре-
чающегося с врагом. По личной ини-
циативе, без малейших колебаний
Матросов вызывает на себя огонь
противника, обеспечивая выполнение
намеченной операции.

Предельно правдивый, честный в
самом высоком и романтическом по-
нимании этого слова, юноша-Матро-
сов не принимает похвал друзей, ко-
торых поразило его мужество. Он
строг к себе и не может себе про-
стить мгновенной растерянности и
страха даже тогда, когда операция
удачно завершена и сам он удостоен
за нее специальной награды. В этой
строгости и требовательности к ‹ебе
чет никакого самоуничижения. Она
вызвана высоким сознанием своего
долга солдата.

Убедительно говорит один из эпи-
зодов сценария об обязанности сол-
дата защищать каждую пядь родней
земли.

Вот олин из бойцов, бывалый сол-
дат, на какое-то мгновение поддался
панике.

— Чего захотел, панфиловцем
стать, — говорит он товарищу, — у
тех Москва за плечами была, у нас
что? Какието Чернушки! Поду-
маешь! Правильно, ребята?

Не отрывая своего взгляда от вра-
жеского рубежа, убежденно и при-
поднято отвечает Матросов:

— Ничего не’ правильно. Всякая
деревня для нас сегодня столица. На:
зовем эти Чернушки «Москва вто-
рая» и будем драться, как за Моск-
ву? А?

Праться, как ‘за Москву, стала.
девизом Матросова ИМ отдав свою
жизнь, закрыв: своим телом амбразу-
ру вражеского дзота для того, чтобы
не захлебнулась ‘атака, он совершил
такой же геройский поступок, как и
панфиловцы — защитники Москвы.

Матросов идет на смерть просто.
Ему некогда прощаться с жизнью.
Он очень занят боем и очень зол от
того, что гибнут его товарищи и ата-
ка срывается. Он понял и прочувство-
вал слова присяги так, как следует
их понять бойцу Великой Армии co-
ветского народа. И совершил свой
геройский поступок Матросов так же
естественно и просто, как до этого он
участвовал в боях, холил в разведку,
метал гранаты.

Сценарий рассказывает о его геро-
ической жизни незатейлизо и сдер-
жанно. Думается, что сознательная
скупость выразительных средств и
мягкая лиричность. с которыми изо-
	бражкены герои сценария, являются
именно теми качествами, которые
позволят создать фильм, достойный
	памяти славного сына советского на-
рода—Александра Матросова.

Б. КРАВЧЕНКО.
		Калр из кинофильма «Берлин»,
	ческую конференцию»  операторов-
хроникёров мы смогли провести лишь
в фашистском Берлине, после того,
как одна из его улиц была занята на-
шими частями.
	Каждый из операторов страстно меч-
тал сделать первые с’емки в Берлине.
Когда на первую, только что отбитую
у врага улицу фашистской столицы
примчалась наша грунна, там уже
насчитывалось до двадцати  опе-
раторов из 30 прикомандированных
к частям.
	Семки боев за Берлин с точки зре-
ния их организации и оперативного
руководства шли уже при более бла-
гоприятных условиях. Собирались мы
каждый вечер в Карлсхорсте, в не-
скольких километрах восточнее Бер-
лина, где 8 мая была подписана без-
оговорочная капитуляция Германии.
Ежевечерне подводили итоги рабо-
ты, уточняли об’екты с’емки на сле-
дующий день.
	Бои на улицах города шли с в03-.
растаюшей силой, но ничто не могло
остановить советских людей, полных
решимости овладеть последним опло-
том фашизма. И в чочь на 2 мая в
штаб 8-й армни, которой коман-
довал дважды Герой — Советского
Союза генерал-полковник Чуйков, яви-
лись немецкие парламентеры для пе-
	реговоров о сдаче Берлина. Это coe
	фаанистскими частями, колонн плен-
ных, конвонруемых нашими патруля-
ми. Отдельные немецкие части еше
продолжали сопротивление, и многим
операторам пришлось одновременно
снимать и «мирные» эпизоды капиту-
ляции, и боевые эпизоды вопыхивав-
ших местами сражений, и предатель-
ские нападения фашистов на совет-
ских бойцов.
	  Все помнят незабываемые кадры
штурма рейхстага и водружения на
нем Красного Знамени Победы. Эти
кадры Удалось снять оператоэу
‚ М. Шнейдерову, а Через каких-нибудь
30—40 минут к рейхстагу пробилось
  He мейее 10 операторов, которые сня:

wer age 2 заре Ба аля а а
	не менее 10 операторов, которые сня;
ли уже реющий над зданием алый
стяг, само здание и другие кадры, по-
служившие прекрасным монтажным
	матеряалом.
	учнлищ города Уфы, семнадцатилет-
ний Александр Матросов предстает в
сценарии молодым рабочим-стаханов-
цем, сохранившим в себе черты озор-
ного подростка. И этот подросток, ко-
торый умеет лихо свистеть, лазать че-
рез окна и курить в кулак, сразу же
привлекает наше внимание несвойст.
венным его возрасту поступком: он
6epeT Ha воспитание девочку-сирот-
xy. Совершенно естественно для вся-
кого советского человека желание по-
мочь детям— жертвам войны. Но для
того, чтобы в семнадцать лет взять
ребенка на воспитание и стать ему,
как говорят товариши — Матросова,
«вроде отца», надо иметь настоящую
тренированную волю и трезвый разум.

Маленький эпизод сценария отлич-
но уясняет харавтер будущего героя.
На. вокзале, перед отправкой на
фронт, куда он пошел добровольцем,
Матросов прощается с поварихой ре-
месленного училища, которой он до-
верил свою воспитанницу.

— А я боялся, — опоздаешь... -—
говорит он,

— Видишь, по дороге уснула, —
показывает ему женщина ребенка.

Девочка сладко спит, прижав к се-
бе куклу.

„Матросов ‘хмуро улыбается:

‚— Хороню, что уснула.

— Чего тут хорошего, — удив-
ляется женшина, — она, знаешь, как
плакать будет, что с тобой не но-
прощалась. Разбудить надо.

— Не надо будить, — строго го-
ворит Матросов, — она вокзалов 60-
ится, как услышит гудок, так про
всё сразу и вспоминает. Трясется да-
же.

И вдруг, смущенно опустив глаза,
продолжает: «Береги ee, тетя Па-
ша, как сестра она мне...»

Люди старше и опытнее Матро-
сова, матери, отцы, не могли бы но-
ступить в этом случае гуманнее и
мудрее подростка, отказавшего <ебе
з естественном желании проститься с
полюбившимся ему ребенком.
		  Ческолько дней мы снимали SIT
‘зоды поверженного Берлина. Работа
  киногруппы в основном была законче-
на. 7 мая я должен был вылететь ©
ре в Москву. Но за не-
сколько часов до отлета мне предло-
	  жили задержаться. Оказалось, что на
	следующий лень — 8 мая—назначено
официальное подписание акта о 623-
 оговорочной капитуляции Германии.
	о НР И ЕО: BON Pe TAMA EN ER EES
Этот исторический момент нам удлз-
лось подробно снять для фильма.

Советского
уйков, яви-
ы для пе-!
	9 мая. закончив c’ @MKH, явы-
	бытие, внешне менее эффектное, чем! летел с материалами в Москву. Са:
	молет делал круг над Берлином,
 внизу зияли руины, развалины столи-
	цы фашистской империи. Вечером то-
гр же дня мы подлетали к Москве.
Столица социалистической держазы-
победительницы встретила нас раз-
ноцветными огнями праздничного са-
люта. Контраст между поверженным
Берлином и величественным видом
ликующей Москвы навел меня на
мысль закончить картину показом
феерического зрелища салюта в Честь
Великой Победы советского народа.
	— Гаков сегодня Берлин... Гакова
сегодня Москва — этими кадрами за-
канчивается фильм о последних боях
Великой Отечественной войны, 0
грандиозном сражении за Берлин, ©
победе советского оружия.
	Все, что связано с работой над до-
кументальным фильмом «Берлин», на-
всегда останется в моей памяти как
одна из лучших страниц жизни, как
труд, принесший огромное творческое
удовлетворение.
	И то, что удалось видеть в эти дни
высокого под’ема моральных и физч-
ческих сил советских людей, помогло
мне глубже познать замечательную
нуу народа-героя и строителя.

начало артподготовки;, но важное для.
документального фильма, нам He ya
лось заснять, так ках оно произошло
ночью. Но уже с рассвета по всему
городу начались с’емки хола капиту-
	ляцщии Берлина: белых флагов, появиз-
шихся в окнах домов, сдачи оружия
	Рассказав о боевых буднях нашего   ЛИВать связь. Первую широкую «твор- : Шихся в окнах домов, сдачи оружия
	военного флота Фурманский сумел в
своем сценарии выявить великий пат-
риотизм советских людей. Это да-
ло автору моральное право начать и
закончить сценарий ‘образом нашей
победы — именем Сталина. В этом
имени воплощена великая победа со-
ветского народа над фашистской Гео-
манией, добытая мужеством и бес-
страшием миллионов советских лю-
дей, а среди них и моряков, о которых
рассказывает умный и поэтический
	ское _ раздумье, ив такую Mahe y Е < oR ee. ват
нуту он жалуется своему замполиту сценарий «Повесть о «Неистовом».
Карпсву на неосуществимость для Николай ОТТЕН,

ee
	КИРОСЧЕРК 0 ГЕРОЯХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА
	нов. С этой целью бригада Грузки-
нохроники выезжала в эти районы,
где произвела с’емки в колхозах на
родине мастера высоких урожаев..

Режиссер киноочерка — А. Джа:
лиашвили, оператор — Ю. Рышков.
	ТБИЛИСИ. (Наш корр.). Грузки-
нохроника заканчивает работу над
новым специальным выпуском — KH-
ноочерком  «Передовики сельского
хозяйства Грузии», посвященном Ге®-
роям Социалистического Труда Ци-
телицкаройского и Каспского райо-
	Кинос’емка у Бранденбургских ворот в мае 1945 года. и), РАИЗМАН.
eet Pa Padget gL RPL PRP RRR ть,
	фронтов. Смело маневрируйте имею-
шимися войсками и техникой».
	Эта яркая сцена в значительной ме®-
ре раз’ясняет содержание последую-
щих операций.
	ТОЛБУХИН (подчеркивает): На
второстепенном направлении,  то-
варищ маршал.

АСИЛЕВСКИЙ. Характер успе-
  ха? Что за брешь?

ТОЛБУХИН. Кошевой захватил
‚ первую линию траншей на высоте
16,6 северо-восточнее Тархан и зах-
  ватил Тюй-Гюбе.

ВАСИЛЕВСКИЙ. Пробил брешь?
	ВАСИЛЕ СКИЙ. —Распорядитесь
соединить меня со Ставкой. -

..Сталин разговаривает по «ВЧ» с
Василевским.

СТАЛИН. Полководец должен
быть прежде всего диалектиком.
План не догма. Снимайте часть сил ©
главного направления. Надо разви-
		вать ‘успех. Оборона надломлена?
Сломайте ее! Ищите ключ к развяз-
ке операции на Томашевском, вторб-
степенном направлении, товарищ Ва-
силевский.

ВАСИЛЕВСКИЙ. Приступаю к
выполнению Вашего приказания,
товарищ Сталин... Спасибо. До сви-
ланяя.
	Он подходит к карте и поворачи-
вает стрелу главного удара налево,
в сторону Томашевки, и говорит Тол-
бухинуз

— Вот в этом направлении должны
быть введены армейские и фронтовые
резервы. Так указал нам Верховчый.
	,

Нам, непосредственным участникам
Великой Отечественной войны, всег-
да хотелось, чтобы не только отдель-
ные эпизолы и сцены этой титаниче-
ской борьбы стали достоянием широ-
чайших масс советского народа и
трудящихся всего мира. Хотелось,
чтобы величественные сталинские
планы отдельных гигантских сраже-
ний, крупнейшие стратегические опе-
рации и течение всей войны в целом,
которые до сих пор были известны
только ограниченному кругу специа-
листов военного дела, сделались бы
доступными миллионам советских лю-
дей, вызывали бы волнение, радость.
гордость и восхищение. веру в свои
силы советских патриотов. *

Заманчиво рассказать народу праз-
ду о Великой Отечественной войне, о
величии сталинской стратегии. Писа-
телям Н. Вирте и А. Первевчеву
выпала задача сделать это первыми.

Зритель — народ-— ждет от рабэот-
ников советской — кинематографии
правдивого и художественно полно-
ценного воплощения на экране этих
произведений, рассказывающих о ве-
ликих битвах Отечественной войны,
о гении сталинской стратегии. «Ста-
лингзадская битва» Николая Вирты
и «Гретий удар» Аркадия Первение-
ва — ценный вклад в советскую лн-
тературу и кинематографию, нужные
нашему народу произведения.
	Генерал-майор Н. ГАРНИЧ,
	Отправимся вслед за героями, ТОЛБУХИН.
«Третьего удара» на фронт, где они! Первую линию
	исполняли волю великого Сталина, и
	снова увидим, насколько автору сц$-
нария удалось просто и целеустрем-
ленно рассказать о дальнейших Co-
бытиях.
	Нолководцы в салон-вагоне, у кар-
TH.
	ВОРОШИЛОВ. Я собствечно го-
	воря, докладываю решение ставки,
Товарищ Сталин считает, что удар по
Крыму должен наноситься Cc двух
сторон — <о стороны Перешейка
войсками 4-го Украинского фронта и
со стороны Керченского плацдарма
войсками Отдельной Приморской ар-
MHK.
	ТОЛБУХИН. Когда кто начинает?
Я говорю о методе...

ВАСИЛЕВСКИЙ. Решим пока, так
сказать, в алгебраических формулах.
	ВОРОШИЛОВ. Итак... Начинает
товарищ Толбухин. Мы со стороны
Керчи будем молчать. Когда нервы
Енекке сдадут и он начнет снимать
части из-под Керчи, ударят примор-
цы. Условимся, это случится на тре-
тий день... Решаем — мы начинаем
на третий день после вас, товарищ
Толбухин. Снятые части будут в рав-
ной мере удалены и от вас и от нас,
будут находиться в пути и в реши-
тельный момент не смогут принять
участие ни в отражении ваших, то-
вариш Толбухин, атак, ни у нас на
Керченском,
	И. в этой сцене мы снова видим
столь характерные для славных пи-
томцев сталинской  полководческой
школы необычайно прозорливое пред-
видение, четкость, оригинальность
решений, лишенных всякого шаблона.

Хорошю показана автором полко-
водческая инициатива, которую проя-
вляли в динамике боя непосредствен-
HO Ha поле сражения ученики и бля-
жайшие соратники великого Сталина.
Эта тема четко выражена в сцене
между Василевским и Толбухиным.
	Командный пункт 51-Й армии. На
КП Толбухин, Василевский и Крей-
зер.
ВАСИЛЕВСКИЙ. Как у вас, тс-
варийг Крейзер?

КРЕЙЗЕР. На главном напразле-
нии противник оказывает сопротивле-
ние. Он открыл шлюзы и затопил
траншеи. На второстепенном направ-
лении, вот здесь, корпус Кошевого
пробил брешь.

Кинолетепись победы и славы
	Сталин ходит по кабинету. Васи-
левский докладывает, что время тля
реализации идеи Верховного Главно-
командующего пришла.
	ВАСИЛЕВСКИЙ. Это будет согла-
сованная операция трех фронтов:
Юго-Западного — товарищ Ватутин,
Сталинградекого — товариш Еремен-
ко и Донского — товариш Рокоссов-
ский. Для усиления первых двух
фронтов из резерва Ставки передают-
ся дополнительно четыре стрелковые
дивизии, два танковых и два кавале-
рийских корпуса...

Всех ошеломляют эта цифрл. Лишь
	Сталин, затаив усмешку, ходит по
кабинету. :
ВАСИЛЕВСКИЙ. „тридцать че-
	тыре артиллерийских и минометных
полков...

ОДИН ИЗ ГЕНЕРАЛОВ (Bopo-
нову). Когда вы успели?

ВОРОНОВ. То ли будет!
	ВАСИЛЕВСКИЙ. И Сталинград-
скому фронту еше тринадцать танко-
вых полков; Шесть мотобригад и од-
на танковая.

СТАЛИН. Не считая танковых
корпусов, о которых тут уже говори-

лось.
ВАСИЛЕВСКИЙ. Что касается
деталей операции, они, HO мысли
товарища Сталина, должны быть раз*
работаны поедставителями Ставки с
командующими фронтами на месте.
	С 19 ноября 1942 г. внезапно для
немцев на.их слабейшие звенья —
на 8-ю румынскую армию — обруши-
лись удары советских войск. Уже 23
ноября 1942 г. под Сталинградом бы-
ло полностью окружено свыше 330
тысяч немцев. Всё попытки гитлеров-
ского командования оказать помошь
Паулюсу ударами извне и действия
сначала Тормосинской группировки,
а затем более сильной группы войск‘
пол командованием ‘фельдмаршала
Манштейна в районе Котельниково
не имели никакого успеха.
	Немцы были обречены. Их разроз-
ненные местные контрудары уже ни-
чего не могли изменить. Кольцо ок-
ружения сжималось. Круглосуточный
огонь советской артиллерии и не-
прекрашающиеся удары советской
авиации расшатывали моральное с0-
стояние группировки Паулюса.
	Соотношение сил в этой операции
не было в пользу советских войск. По
численности немецкие войска/ не
уступали окружившим их советским
армиям Донского и Сталинградского
фронтов. Решающую роль сыграл не
	Два новых произведения писате-
лей Н. Вирты и А. Первенцева вызы-
вают у нас, участников Великой Оте-
чественной войны, чувство радости и
удовлетворения. Сценарии Н. Вирты
«Сталинградская битва» и А. Пер-
венцева «Третий удар» ярко и полно-
ценно воспроизводят незабываемые
события Великой Отечественной
войны, рисуя их смелой кистью и соч-
ными красками и вместе с тем сох-
раняя драгоценную историческую
правду.

Понимая, что важнейшие стратеги-
ческие предначертания товарища
Сталина должны быть увековечены
искусством с предельной точностью,
писатели Н. Вирта и А. Первенцев
создали в своих сценариях историче-
ски правдивые картины двух великих
битв Отечественной войны — Сталин-
градской и Крымской операций.

Для этого им пришлось разрешить
принципиально новую в искусстве
задачу художественно-документаль-
#0го показа событий огромного мас-
штаба. В этом была главная и основ-
ная трудность их авторской работы.
Следует сразу сказать, что эту труд-
ность и Н. Вирта и А. Первенцев
преодолели отлично, Еше и еше раз
перелистывая их произведения,
с скромным подзаголовком «Сцена-
	рий художественно - документаль-
ного фильма», вчитываясь в Каж-
дук строчку, представляешь себе
	тот огромный исследовательский и
творческий труд, который осущест-
вили авторы.

С первых же строк своего произ-
ведения Н. Вирта вводит читателя.
зрителя в курс важнейших событий
того времени. В сцене в московском
Кремле мы видим товарища Сталива
—главного ге) киносценария «Ста-
лингралская битва»,

Товарищ Сталин, безошибочно оп-
ределив планы немцев, ринувшихся
на Сталинград через степи юга, пос-
ледовательно и спокойно вскрывает
неприятельские замыслы. Уже через
несколько дней после того, как непо-
средственно под стенами Сталинграда
завязалось гигантское сражение, он
принимает решение, которое отчетли-
Bee ьсего характеризуется его собст-
венными словами:

«Я говорю o контрнаступлении
после успешного наступления против:
ника, не давшего, однако, решающих
результатов, в Течение которого обо-
роняющийся собирает силы, перехо-
дит в контрнаступление и наносит
противнику решительное поражение».

Решение о контрнаступлении, при-
	нятое им и отраженное на карте,
товариш Сталин показывает 11 сен:
тября 1942 г. Василевскому.
	СТАЛИН. Как бы вы отнеслись к
идее, выраженной вот Так?

ВАСИЛЕНСКИЙ. Получается для
немцев огромный мешюк!

СТАЛИН. Куда должны попасть
две их армии.

ВАСИЛЕВСКИЙ. Самое главное—
выбрать момент удара.

СТАЛИН (оживленно). Совершен-
но верно, товарищ Василевский. Если
поспешим, можем втянуться в мало-
успешную, затяжную борьбу. Но
дельзя и опоздать © ударом.
	Сценарий показывает горячие дви,
продолжающейся битвы за Сталин-
град. Круглосуточно. и ежечасно
авиация противника бомбит позиции
я тылы советских войск, разрушает
город. Непрерывно ведут обстрел не-
мецкие артиллерия и минометы. Фа-
шистские пехота и танки бессчетно
повторяют свои яростные атаки. Гит-
лер бросает под Сталинград свои от-
борные, лучшие дивизии,

Снова сценарий возвращает Hac
в Москву, в Кремль. Василевский
докладывает Сталину план и карту
операций, разработанные на основе
сталинских указаний.
	Прошли дни. Выполняя приказ
товарища Сталчна, советские войска
связали под Сталинградом главные
силы ударной группы немецких ар-
мий. Затяжная и безрезультатная
для немиев кровавая борьба за Ст1-
линград все больше и крепче CKOB I
вала 6-ю и 4-ю танковую армии фз-
шистов. Советские войска выиграли
время для подвоза и сосредоточения
свежих сил и средств, для перехола
в стратегическое контрнаступление,

Вся страна работала для решения
этой величественной задачи.

В своем произведении Николай
Вирта образно показывает, как бли-
жайшие соратники Сталина—Моло-
тов, Шверник, Берия, Ворошилов, Ка-
ганович, Жданов, Вознесенский—ор-
ганизовывали эту современную «вой-
ну моторов, войну резервов». Колхоз-
ное крестьянство, представленное в
произвелении Ферапонтом Головатым,
жертвует свой трудовые сбережения,
чтобы обратить их в разящее врага
оружие.

Наступает решительный ‘час. И
опять сценарий возвращает нас в тот
же кабинет в Кремле. Здесь Сталин,
члены правительства, военные,
	численный перевес з силах, а сталин-   роны Херсона, Мы ежедневно отби-
ская стратегия, сталинское полковод- ваем атаки противника в районе Хер-
	сова.
Сталин усмехается:
— Они еще пытаются наступать.
И задумавшись ходит по кабинету:
— Ну, что же, вполне естественно.
Отсюда пути к сателлитам. Гитлер
боится, что мы разобьем его разбой-
	ческое искусство.
В своем‘ историческом выступле-

нии 6 ноября 1943 г. товарищ Сталин
‚ сказал:

«Битва под Сталинградом KOHUH-
лась окружением 300-тысячной армии
немцев, разгромом последней и пле-
	NR

нением около одной трети окружен-
ных войск. Чтобы иметь представле-
ние о размерах того невиданного в
истории побоища, которое  разыгра-
лось на полях Сталинграда, необхо-
димо знать, что по окончании Ста-
линградской битвы было подобрано и
похоронено 147 тысяч 200 убитых не-
мецких солдат и офицеров и 46 ты-

Ничий блок.

Здесь они ожидают главный удар.
Хорошо, второй удар нанесем здесь.
Очистим Никополь,  Криворожье,
Херсон, Кременчуг. Первый Украин-
ский фронт должен выйти из района
Шепетовки к Карпатам. Надо разгро-
мить и уничтожить южное стратеги-
ческое крыло немецкого фронта,
	сяч 700 убитых советских солдат И
офицеров. Сталинград был закатом
немецко-фашистской армии. После
	Рука Сталина проводит по карте
стрелу наступления и заостряет ее у
	а,

предгорья Карпат, в районе Стани-
	сталинградского побоища, как ИЗв®-  слава Коломыи, Черновиц от Звени-
	стно, немцы не могли уже оправить-
а *
ся».
	города через Умань, Вапнярку, пере-
секает Днестр, и дальше стрела раз-
	Битва за Сталинград, ставшая по-   дваивается на Хотин и Яссы. .
	Ворошилов хмурит лоб. Сталин об-
ращается к нему:
— Вы чем-то обеспокоены. Климент
	— Видите ли, товарищ Сталин.
Немцы именно здесь и ждут удара.
Они насытили этот район войсками.
Наше наступление не Фудет для них
оперативной внезапностью. Мы встре-
тим организованное сопротивление.
Это приведет к большим потерям.

Сталин повторяет фразу Вороши-
лова:

— Не будет оперативной внезапно-
стью...

Он обращается к Василевскому:—
Скажите, какие на этом участке
фронта’ прогнозы на погоду примерно
в феврале — марте?

— Предвидится ранняя весна; Пра-
вобережье в это время года почти не-
проходимо. Дороги раскисают, грязь
непролазная. Разливактся  устьевые
	3а-   лиманы Днепра и Южного Буга.
	Снова засветилась улыбка в ста-
	— Стало быть, немцы не будут
силать наступления в это время
	— Конечно. Они уверены, что
	воротным пунктом второй мировой
войны, показана в новом произведе-
нии писателя Н: Вирты чрезвычайно.
доходчиво и ясно. ЁРесьма отрадно
отметить, что автору удалось раз’яс-
нить политическое и стратегическое’
значение сталинградской победы для
исхода всей борьбы с немецкими зах-
ватчиками,

Так же глубоко и правдиво отра-
зил в своем сценарии писатель Арка-
дий Первенцев другую выдающуюся
операцию Великой Отечественной
войны — битву за Крым в 1944 г.

Автору хоропю удалось постичь и
воспроизвести ве политическое и
военное содержание. В своем сцева-
рии «Третий удар» он нарисовал кар-
тины, которые доказывают, что сто-
явшую перед ним ответственную 3a-
дачу он верно и глубоко понял. Это
видно, например, из следующей сце-
НЫ.

«Кремль. Сталин, Воройгилов, Ва-
силевский. Сталин внимательно CMOT-
	рит карту. Указав трубкой на сохра-   линоких глазах.
	гола?
	нившийся на левом берегу Днепра
плацдарм, удерживаемый немецко}
армией, Сталин говорит:
	— Не нравится мне этот Никополь-
	ет
	ский плацдарм. Подобное значение,
только для Красной армии, имел наш
плацдарм у Каховки в период вран-
гелевской авантюры.

Обращается к Василевскому:—Там
попрежнему сидит Шернер?

Шернер.

—У него подозрительно много тан-
ковых соединений. Если немцев не
начать бить на правобережной  Ук-
paune, этот Шернер с Никопольского
плацдарма может навредить Толбу-
хину.

— Да, Енекке ждет избавления от-
сюда и согласованного удара со сто-

предпринимая решительное настулле-
ние Ha юге, мы дождемся благопри:-
ятной погоды.

ВОРОШИЛОВ. Да, так обычно оня
планируют свои операции.

СТАЛИН. Следовательно, наступ:
ление в период распутищы булет для
них оперативной внезапностью?

ВАСИЛЕВСКИЙ. Я вас полимаю,
товарищ Сталин.

СТАЛИН. Ну, вот, в нашем плане
и появился тот компонент, которого
нам нехватало. Итак, на Украине На-
ступаем в феврале. Проводите опеза-
тивное взаимодействие соседних