СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	В ХУДОЖЕСТВЕННОМ
СОВЕТЕ КОМИТЕТА
10 ДЕЛАМ ИСКУССТВ
	Художественный совет по театру
и драматургии заслушал сообщение
начальника  репертуарного отдела
Главного управления драматических
театров Е. Суркова о только что. за-
конченных новых пБесах и тех про-
изведениях, над которыми сейчас ра-
ботают советские драматурги.
	А. Первенцев написал пьесу «Юж-
ный узел», посвяшенную разгрому
немцев. в Крыму, .
	А. Суров’пишет для Театра им. Ер-
моловой пьесу «Секретарь райкома»
—ю® работе партийного руководителя в
сельской местности. Автор ставит ие-
ред собой захачу показать образ ком-
муниста, ведущего ‘воспитательную
работу среди широких масс населе-
ния.
	Н; Вирта работает над пьесой
«Хлеб наш насущный», которая на-
мечена к постановке в Mockos-
ском театре драмы. Пьеса отображз-
ет недостатки, имевшие место в кол-
хозах. Автор показывает те новые
явления в жизни советской деревнч,
которые обеспечат дальнейший под’-
ем сельского хозяйства страны.
	Колхозной теме посвящена и пьеса
В. Овечкина «Бабье. лето». Герои этой
льесы — ‘люди, возвратившиеся в се-
ло после`войны и ислользующие свой
фронтовой опыт в колхозном строи-
тельстве.
	Темам восстановления социалисти-
ческой промышленности посвящены
пьесы «Днепрогьс» А. — Спеш-
нева, «Главный инженер» Вс. Иванова
и «Гяжелый удар» М. Большинцова,
	  Я. Смеляков написал пьесу о рабо-
‘чих Подмосковного угольного бассей-
Ha, борющихся за восстановление на-
родного хозяйства.
	Г. Березко работает над пьесой, в
которой он использует материалы
своей повести. «Ночь полководиа».
	Пьеса В. Кожевникова и И. Прута
«Судьба Рэджинальда Девиса» разо-
блачает профашистскую политику не-
которых кругов англо-американских
оккупащионных властей в Европе и
Рисует укрепление демократических
прогрессивных сил на Западе.
	Бр. Тур и Л. Шейнин закончили
для Театра им. Ленинского комсомо-
ла Пьесу «Губернатор провинции» —
о работе советского коменданта в
оккупационной зоне Германии.

Пров Михайлович
	Выдающийся
	..В Люндоне я видела портрет BO-
роля Карла [ кисти Ван-Дейка. Мне
хорошю запомнился этот красивый,
стройный, слегка женственный чело-
век, локоны до плеч, заостренная 60-
родка, закрученные кверху усы.
глаза с непередаваемым выражением
меланхолии, не гармонирующим с
высокомерной позой, какая-то тень
трагической обреченности.

..B сияющий весенний день я по-
пала в мрачный Эскуриал. И там уви-
дала скульптуру Помпео Леони, изо-
бражающую короля Филиппа П. Как
живой, стоял на коленях ‘страшный
деспот ХУ[ века: сухое, непреклон-
ное липо с глубокими морщинами
гнева и презрения, точно застывшими
на нем...

„.В начале революции, в 1917 году
в Петрограде я часто видела моло-
дых матросов, их смелые лица, их го-
рящие глаза и сосредоточенное вни-
мание, с которым они слушали вы-
ступления ораторов-болыневиков Ha
бурливших тогда по всему городу ми-
тингах.

И вот много лет спустя я увидала
«на яву» и изнеженного Карла IJ, и
бесчеловечного Филиппа Ц, и комис-
сара-матроса Октябрьских дней. Я
увидала их всех в одном человеке,
в одном артисте,—их олицетворял и
воплощал Пров Михайлович Садов-
ский.

В своей статье «Школа Садовско-
го» В. Филиппов приводит отзыв ©о-
временного Садовскому-деду  крити-
ка: «Перед нами стоял человек, ко-
торого мы где-то видели, мы не зна-
ли, не помнили, какую фамилию тог-
да носил этот человек, но он был зна-
ком нам». Этот отзыв, написанный по
поводу Садовского-деда, мог быть
вполне применим ко всем и каждому
из семьи Садовских. Эту чудесную
способность перевоплющаться в <во-
его героя и ‘умение показать живого
человека Пров Михайлович  унас-
ледовал от своих деда; отца и мате-
ри, и она помогла ему стать одним
из лучиних артистов Малого театра.

За развитием П. Садовского как
актера я следила с юных лет — ви-
дела его первые шаги на сцене, еще
неопытного юноши, только что встав-
шего со школьной скамьи. Однако. он
играл < такими колоссами, как Ермо-
лова, Ленский, его собственные отец
и мать, и среди них он был «свой», на
сцене Малого театра он был «дома»,
— недаром он и остался всю свою
жизнь верен Малому театру и He
‘мыслил себя вне его. В те годы Са-
довский играл в «Зимней сказке»
Шекспира принца Флоризеля — это-
го Ромео комедий Шекспира, поэтич-
ного, как сказочный герой. В то вре-
мя он был очаровательным исполните-
лем ролей «молодых любовников»,
как говорилось тогда. Особенно мно-
го он играл таких ролей в Новом те-
  атре — филиале Малого, находиз-
` шемся под непосредственным руко-
  водством А. П. Ленского, по классу
которого . Пров Михайлович кончал
школу. Садовский горячо любил и
ценил Ленского как учителя. Но од-
новременно < Ленским < ним зани-
 мался и его отец — великолепный
  артист Мих. Пров. Садовский. От со-
единения двух таких влияний — соч-
но-бытового и характерного Садов-
ского и поэтически восторженного
Ленского — Пров Михайлович взял
соединение двух свойств, составляв-
ших отличительную черту традиций
Малого театра, высшей носительни-
цей которых была М. Н. Ермолова:
  гармоническое соединение реализма
жизни с ее романтикой.

Вспоминаются сыгранные им в пер-
вые годы роли. Вот Мизгирь в «Сне-
гурочке» Островского — настоящий
русский богатырь, < широкой душой,
не знающей страха, вот наивный и ми-
лый прапорщик Ульин в «Старом за-
кале» Сумбатова, а вот Роман Луб-
ровин в «Воеводе» Островского. Эту
роль особенно любил Садовский, она
давала ему возможность высказать
глубоко лежащие в душе чувства об-
‚ щественного негодования. Лореволю-
  ционный зритель был крайне чуток ко
всякому протесту, вырывающемуся на
волю—со сцены ли театра, < кафел-
ры ли лектора. Монолог Дубровина
воспринимался горячо, бунтарское
чувство так ясно слышалось в нем,
что, например, в Казани губернатоь
` запретил постановку пьесы, как «ре-
	волюционной». \

Революция застала Садовского уже
сложившимся, зрелым артистом.
Вспоминая первые годы революции,
Пров Михайлович писал:

«Это были героические зремена,
которые переживала вся страна. На-
род отражал на фоонтах гражданской
войны полчиша белогвардейцев. Ак-
теры, преданные народу и револю-
ции, строили в трудных условиях
разрухи новый, современный театр».
Пров Михайлович не называет себя,
но по праву мог бы назвать одним из
первых таких актеров-строителей, ко-
торые с энтузиазмом отдавались сво-
ему делу и понимали ту огромную
ответственность, которая лежала на
советском артисте перед новым @ри-
телем. Лля этого нового зрителя. ча-
	мастер сцены

отятники вечной славы
		Памятник советским воинам в
Вене.
		<1945 год. Освободителям—совет-
ским героям от благодарного венгер-
ского народа».
	_ Так недавно, в апреле этого гола,
Булапешт, как и многие другие горо-
да Европы, освобожденные Советской
Армией от фашистского рабства, поч-
тил памятником, исполненным глубо-
чайшего символического смысла, re.

ическую борьбу советских люлей.
Гысячи жителей венгерской столицы
собрались на открытие памятника. K
ёго подножью были принесены сотни
венков и живых цветов. Чувства вен-
герского народа выразил на OTKDEI-
тии памятника президент республики
Тильди Золтан.

— Этот памятник.—сказал он к
будет вечно выражать наши ayscTsa_
	благодарности Советской Армии за
ту свободу, которую она принесла
нам, и то чувство дружбы, которое
	мы испытываем к народам СССР.
	`В десятках городов Восточной EB.  }
ропы, освобожденных Советской Ар.
мией от гитлеровского рабства, воз-
вышаются величественные памятники,
монументы, надгробия, воздвигнутые :
в честь советских солдат и офице-
ров, отдавших свою жизнь в и
© фашистами.
`..Памятник в предместье Варшазы
— Праге представляет собой огром-.
ную колонну из черного мрамора,
увенчанную бронзовыми фигурами
бойцов Советской Армии. идущих в
бой. У пьедестала колонны четыре
	фигуры солдат Польского войска и
Советской Армии. Они олицетворяют
бгатское единение. двух народов, двух
армий. На польском и русском язы-
ках высечена надпись на памятнике:
«Слава героям Красной Армии, паз-
ним за освобождение Польши. Братъ-
ям по оружию, отдавшим жизнь за
свободу и ‘независимость польского
нарола, воздвигают этот памятник
жители Польши. 1945 год.».
	В Бухаресте памятник советским
воинам возвышается на площади
Победы. Выступивший с речью в мо-
мент торжественного его открытия
премьер-министр Румынии П. Гроза
сказал;

— Пролитая воинами Красной Ap-
мии на полях Румынии кровь обеспе-
“ила независимость страны, скрепила
	‘дружбу между румынской и ~ COBET-
	ской армиями. Проходя мимо памят-
ника, кажлый румын будет прекло-
нять перед ним свою голову.

Премьер-министр попросил примаря
Бухареста принять памятник и свят
хранить его, как священную  релик-
BHIO.
	На плошади  Шзарценберг в Вене
	‚ установлена пятигранная колонна Бы-
		сотой в 35 мётров. Знамя 1сбеды вод-
нял над ней воин Красной Армии,
Колонна возвышается на фоне бело-
снежной колоннады, которую 3aBep-
шают скульптурные группы пулемет:
чиков и автоматчиков. Из бронзы от-
	JIT bI гвардейские знамена и значки.
	Памятники советским воинам ©о3-
ружены в Праге, в Варшаве, в Со-
фии, в Белграде, во многих ropowax
Чехословакии, Польши, ЗН
Югославии, Венгрии. Е
	Население Видинского края Болга-
	рии на средства, собранные путем.
‘побровольной  полписки,  воздвигло.
	на берегу Дуная памятник погибшим
здесь в 1944 году офицерами солда-
там Красной Армии. Чтобы друзья и
родные погибших знали об этом вы-
ражении народной любви, комитет по
постройке памятника сделал значки,
которые будут разосланы родителям
и близким родственникам погибших
гелоев. На значках изображены пяти-
конечная ‘звезда и силуэт памятника,
		Памяти народного
артиста
	Тяжелая утратз постигла Москов.
ский Малый театр и все советское
искусство — умер Пров Михайлович
Садовский, один из выдающихся де.
ятелей советского театра.

Представитель славной актербкай
«династии» Садовских, свыше столе-
тия являющейся гордостью Малого
театра, П. М. Саловский был живым
олицетворением традиций русского
сценического геализма.

Вступив на сцену Московского
Малого театра 20-летним юношей,
Пров Михайлович Садовский за пол-
века сыграл свыше 300 ролей, создав
пелую галлерею замечательных обра-
зов. Каждая новая роль была его
творческим торжеством. Хуложник,
обладавший глубоким знанием рус-
ской жизни, мастер сцевической оз.
чи, П. М. Садовский в течение мво-
гих лет с выдающимся успехом иггал
в «Горе от ума» — Чацкого, а’ затем
— Фамусова. Мы помним его блестя.
щий успех в пьесах Островского:
Глумов— в «На всякого мудреца ло-
вольно простоты», Мелузов — в «Та-
лантах и поклонниках», Беркутов —
в «Волках и овцах», Несчастливцев—
в «Лесе». Он играл также Бъута в
«Юлие Цезаре» Шекспира, Леэйстера
в «Марии Стюарт» Шиллера, Филип.
па в «Дон Карлосе» и др.

Глубоко человечное и правдизое
искусство Прова Михайловича зэво-
евало ему широкую популярность,
любовь и признание советского зри:
теля. «Только путь правды есть пря-
мой путь в искусстве», — этот завет
Пров Михайлович Садовский пронес
через всю свою жизнь. Его служение
искусству было всегда  втохнотел.
ным, проникнутым высокими лемохра.
тическими идеями.

Талантливый мастер сцены, тзорче-
ски созревший до Октябрьской Со.
циалистической революции, сн как
бы заново нашел себя в нашей вели-
кой эпохе в общении < сзоветским
зрителем. Живое ощущение рево-
люционной действительности помог-
ло» ему создать образы <овремелных
людей в произведениях советских
драматургов. В «Любови Яровой»»
Тренева П. М. Садовский создал яркий
образ большевика комиссара Кошкн-
на — один из прекрасных образов со.
ветского театра. В годы Великой
Отечественной войны П; М. Садоз»
ский проникновенно исполнил в «На.
нествии» Леонова роль самоотвер:
женного русского патриота доктора
Таланова.

В последние годы жизни П. М.
Садовский много сил отдал режис:
серской работе. Им поставлены в Ма-
лом тёатре «Горе от ума» Грибоело-
ва, «Волки и овцы», «На всякого му-
дреца довольно простоты» Остров-
ского, осуществлена новая редакция
«Ивана Грозного» А. Н. Толстого и
др.

Огромный художественный автори-
тет Прова Михайловича выдвинул его
на пост художественного руководи-
теля старейшего русского театра.
	Малыч театр потерял своего вылая
ющегося axTepa, pe epa, PYKOBO-
пителя. 3
	Мы никогда не забудем Прова Ми-
	  хайловича Садовского, замечательно-
			го художника, тонкого и вдумчивого
артиста, глубокого и яркого режиссе-
ра. Не забудут его и многие тысячи
зрителей, которые горячо благодагны
ему за то, что он дал русскому наро-
ду своим талантом и любящим ‹серд-
пем.
	Яблочкина А. А., Рыжова В. Н.
Турчанинова Е. Д., Храпченко
М. Б., Анисимов И. И., Калашние
ков Ю. С., Еголин А. М., Лебз-
дев А. И., Пашенная В. Н., Яков.
лев Н. К., Остужев А. А., Зубов
К. А., Нароков М. С., Ленин М.
Ф., Леонов Л. М., Шаповалов Л.
Е., Гоголева Е. Н., Зеркалова
Д. В, Жаров М. И., Дикий А.
Д., Ильинскьй И. В., Светлови-
дов М. А., Анненков Н. А. Ца-
рев М. И., Кедров М. Н., Тарха-
нов М. М., Качалов В. И. Книп.
пер-Чехова О. Л., Станицын В. Я.
Прудкин М. И., Марков П. А.
Барсова В. В., Михайлов М. Д.
Симонов Р. Н., Завадский Ю. А.
Попов А. Д., Михоэлс С. М., Та-
иров А. Я., Охлопков Н. П., Бер-
сенев И. Н., „Горчаков H. M,
Волков Л. А., Сурин В. Н., Ро-
тотаев А. С., Вдовиченко В. Г.
Филиппов В. А., Григорьев М. С.
		сто в холоде, при слабом освещении,
где-нибудь на окраине Москвы, Са-
довский играл с той же добросовест-
ностью большого мастера, < тем же
увлечением, как на сцене Малого те-
атра.

Одним из первых праздников моло-
дого советского театра было двад-
таципятилетие сценической деятель-
ности Садовского. Садовский высту-
пил в той самой роли Мизгиря в
«Снегурочке», которую играл юно-
шей в Новом театре, и показал «не-
изжитый запас артистических сил»,
как отмечала пресса. При этом On
впервые выступил и как режиссер. И
удачно. Уже с 1918 года он был из-
бран труппой в число членов дирек-
ции, председателем которой был
Южин. В течение трех лет он нес обя-
занности директора тю художествен-
ной части, привлекал ряд новых акте-
ров, стремился к возобновлению клас-
сических пьес и к постановке произ-
велений тех писателей, для которых
был раньше закрыт Малый‘ театр:
так, по его инициативе, впервые по-
ставили в Малом театре Горького.

Параллельно с этой деятельностью
он создал ряд новых ролей, среди ко-
торых были и Карл [Г в пьесе Луна-
чарского «Оливер Кромвель», и Брут
в «Юлии Цезаре» Шекспира, и Фи-
липп П в «Дон Карлосе»х Шиллера,
и матрос Кошкин в «Любови Яровой»
Тренева. Все эти роли окончательно
выдвинули его в ряды первых масте-
ров советского театра. В 1933 году
Садовскому было присвоено звание
народного артиста республики, через
четыре года — звание народного ар-
тиста СССР, и одновременно он. был
награжден орденом Ленина. В. 1943 г.
он получил Сталинскую премию. В
1944 — был назначен на пост худо-
жественного руководителя Малого
театра.

В 1923 году Садовский исключи-
тельно хорошо сыграл роль Марка
Юния Брута: он подчеркивал в своей
игре, что Брут был кротким по при-
роде и чистым человеком и что убий-
ство Цезаря он свершил не из лич-
ных побуждений, даже вопреки своим
желаниям, но. во имя исполнения
своего нравственного долга — во имя
блага родины.

Карл Г.. Так и стоит перед моими
глазами фигура Садовского — < той
же обреченкостью на его лице, какая
поразила. меня на портрете Ван-Дей-
ка. Особенно помню его руки — изящ-
ные, длинные и с какой-то безна-
дежностью упавшие на ручки крес-
ла...

И вот — комиссар Роман Кошкин.
Товарищи посмеивались: «Всю жизнь
играл королей — как-то справится ©
большевистским комиссаром?».

Справился — и как справился!

Как в прежние роли . Садовский
вкладывал реализм «живой жизни»,
откуда-то беря необходимые черточ-
ки TO славяНёкой удали Мизгиря,
то утонченности Карла, так тут, 2 po-
ли большевистского комиссара, каких
я видела десятки в памятные дни в
Петрограде он раскрыл  настояшую
подлинную романтику того замеча-
тельного времени. Садовский особен-
но любил эту роль. Он сыграл ее
свыше 400 раз.

П. М. Садовский мечтал воплотить
образ современника еше не раз. И в
«Нашествии» Л. Леонова; где он иг-
pat pom Таланова-отна, Садовский
снова отдал свой талант и мастерство
большой героической теме современ-
ности.

Пусть молодые артисты чаше вспо-
минают Садовского. Не только его
мастерство, его великолепную рус-
скую речь, его любовь к театру. но
и его строгость к себе, и его уменье
трудиться. Он был одним из лучших
хранителей прекрасных   традиций
русского театрального искусства,
Пусть молодежь помнит все, что бы-
ло хорошего в этих традициях—тра-
дициях Шенпкина, Ермоловой a Ca.
длоаских.

О ме ОД АВ ры МДХ, бек ста ПЕ оон Зе ТТТ ТА роутера рииноиерфие ВеЗОЗЧЗАНРЫИ
О В В тире руны О ЛС ТКТ
	Т. ЩЕЛКИНА-КУПЕРНИК.
			обрамленный венком с надписью: «B
знак признательности».

В Бельзенском концентрационном
лагере, где были замучены гитлероз-
скими палачами советские  военно-
пленные. у входа на кладбище по-
строена арка. На ней надлись на оус-
ском, английском и немецком языках:
«Кладбище советских военноплен-
ных». Под орудийный салют был от-
крыт здесь памятник, который возвы-
шается над заботливо убранными мо-
	  гилами советских людей.
	Навеки бессмертна слава героев
Великой Отечественной войны. Каж-
дый ‘из памятников выражает эту
идею. Особенно ярко этот образ неу-
мираюшей славы выражен в’памятни-
ке, сооруженном в парке Тиргартен в
Берлине, рядом с зданием рейхстага.
На постаменте бронзовая фигура бой-
ца, указывающего рукой на могилы
героев, расположенные у подножья
памятника. Уверенность и  <корбь,
твердую решимость и веру в_свои мо-
гучие силы изображает изумительно
пластически выраженное движение
бойца. Высота постамента и_ фигуры
24 метра. На мемориальных досках
записаны имена героев штурма Бер-
	  aaa.
	БВ ЦК профсоюза
Рабис
	Президиум Центрального комите-
та профсоюза работников искусств
обсудил на очередном заседании об-
ращение группы деятелей науки, ли-
тературы и искусства о создании Все-
союзного общества по распростране-
нию политических и научных 3Ha-
ний.
	ЦК профсоюза: Рабис призвал всех
мастеров- искусств - принять личное
участие в создании ‘и деятельности
новой общественной организации co-
ветской интеллигенции. Местным 9р-
ганизациям профсоюза предложено
развернуть широкую‘ пропаганду за
вступление в состав нового общества
деятелей советского искусства, оога-
низовать ‘работу ` по ознакомлению
широких масе трудящихся с историей
и основными творческими направле-
ниями советского ‘искусства, популя-
ризировать в народе лучшие произве-
дения театра, музыки, живописи, ор-
ганизовать для трудящихся города и
деревни лекции и доклады, разобла-
чающие буржуазную идеологию, по-
казывающие превосходство советско-
ro искусства над буржуазным.

_В целях пропаганды лучших образ-
цов советского. искусства следует
проводить ‘систематические выезды
мастеров искусств столицы в круп-
нейшие культурные центры страны и
на пёриферию.
	Единством замысла и художествел-
ной формы отличается и памятник,
построенный на Зееловских высотах
под Берлином. Он представляет со-
	  бой огромную серую гранитную гГлы-
	  бу. На ее вершине бронзовая статуя
 автоматчика, стоящего у дзота. Ок-
 ‘ружающий памятник . леб, суровая
	природа Зееловских высот являются
прекрасным фоном для монумента.

‹ Памятник в Кюстрине-—высокий в
` виде копья обелиск, взметнувшийся в
небо. У его подножья стоит, скорбно
‘обнажив голову, с каской и автома-
  том в руке советский боец,

Советская Армия своей борьбой и
‚ победой над темными силами фащиз-
  ма-принесла свет и свободу не толь-
  ко народам СССР, но и всему чело-
 вечеству. В памятниках на местах
‘великих битв запечатлена GecemeytT-
‘ная слава Советской Армии.
			Памятник советским воинам в I H-
рине (Маньчжурия).
	ЮБИЛЕЙ ТЕАТРА СОВЕТСКОЙ КИРГИЗИИ
	В 1939 г. состоялся показ киргиз-.
	ского искусства в Москве, прошед-
ший с большим успехом. Правитель-
ство наградило орденами и медалями
более семидесяти человек; Абдыла-
су Малдыбаеву было присвоено зва-
ние народного артиста Союза CCP;
театр получил высшую награду —
орден Ленина. Забота партии и пра-
вительства окрылила работников те-
атра и вдохновила их на новый на-
пряженный творческий труд. Театр
успешно поставил азербайджанскую

музыкальную комедию «Аршин-мал-

алан», оперы «Токтогул» А. Веприка
и «Фрунзе» В. Власова и В. Фере.
Капитальной ‘работой театра яви-
лись оперы «Евгений Онегин» и
«Чио-Чио-Сан». Эти постановки рас-
ширили музыкальный кругозор и пю-
высили исполнительское мастерство
артистов.
Добился успехов театр и в балет-
ных снектаклях. Несмотря на новиз-
ну этого вида искусства для иеспол-
нителей, балетной труппе удалось в
короткий срок осуществить ряд. зна»
чительных постановок: «Коппелия»,
«Лауренсия», «Соперницы». `Созданы
национальные балеты «Анар» и «Чол-
пон». Последняя постановка TeaTpa—
балет «Раймонда» (постановщик за-
служенный деятель искусств В. Коз-
лов)—<свидетельство  больнюго- твор
ческого роста балетной труппы и ее
солистов — заслуженных артистов
Д. Арсыкуловой и Б. Бейшенали-
евой, артистов балета Э. Мадемило-
вой, Р. Уразбаева‘и ряда других.
Двадцатилетие Киргизской ССР

<

театр ознаменовал- постановкой опе-
ры «Манас» (музыка В. Власова, А.
Малдыбаева, В. Фере, либретто на-
родного поэта А. Токомбаева и К.
Маликова, постановка А. Куттубаева
и В. Васильева, оформление Я. Штоф-
фера). Спектакль очень тепло при-
нят общественностью столицы  рес-
публики.

Постановления ЦК ВКП(б) по воп-
росам` литературы и искусства побу-
дили коллектив театра более крити-
чески отнестись к таким существен-
ным недочётам.в своей работе, как,
например, отсутствие в репертуаре
спектаклей на современные темы. Ге-
атр обязан установить более тесный
контакт с либреттистами и компози-
торами, решительно повысить  уро-
вень идейно-воспитательной и про-
фессиональной учебы своих работни-
ков. С большим. вниманием и лю-
бовью следует выявлять и восниты-
вать молодые. кадры. артистов, дири-
жеров, тватральных художников.

Кое-чть театрем уже» сделано в
этом направлении, но, к сожалению,
пока еще очень’ мало. Надо полагать,
что в ближамнёе” же” время Театр
оперы и’ балета? создаст новые высо-
кохудожественные ^ `` произведения,
озаренные . светом большевистской
ядейности. К этому коллектив теат-
ра, прошедший славный 20-летний
творческий путь, имеет все возмож-
	НОСТИ,
У. ДЖАКИШЕВ,
		начальник Управления по де-
лам искусств при. Совете Ми-
нистров Киргизской ССР.
	Фото Л. Гройсмана.
	ФРУНЗЕ. (Наш ‘Kopp.). Киргизскому Государственному ордена
	Ленина театру оперы и
	bB лет.
	Общественность республики широко отметила этот юбилей. В
помещении театра состоялось торжественное заседание с участием
работников искусств, представителей партийных, советских и 0б-
щественных организаций и многочисленных гостей из Москвы и
братских республик. В адрес театра поступило много приветствий
от театральных коллективов страны и от Комитета по делам
	Союза ССР.
	искусств при Совете Министров
			В адрес Комитета по делам ис-
кусств при Совете Министров СССР
из Софии получена следующая теле-
грамма:
	«Глубоко скорбим о смерти большо-
го артиста, руководителя Малого те-
атра Прова Михайловича С. довского.
Это утрата не только для советского
театра, но и для работников искусств
всех братских славянских стран. Пре-
клоняемся пред великим делом по-
KOHHOrO. .

Директор Болгарского народного
театра Георгий KAPACJIABOBs». .
		Указом Президиума Верховного Совета Киргизской ССР арти-
	стам Марьям Махмутовой и Маг
	инур Мустаевои присвоено зва-
	ние народных артисток Киргизской ССР, поэту-драматургу Куба-
нычбеку Маликову — звание заслуженного деятеля искусств, арти-
стам Кульбаре Иманкуловой, Бибисаре Бейшеналиевой, Н. Алек-
сееву и Н. Орленину — звание заслуженных артистов республики.
Более 80 работников искусств награждены грамотами Президиума
Верховного Совета Киргизской ССР.
		ра, поощряя его достижения, вскры-
вая опибки и гомогая их изживать.
	Результатом большой и серьезной
работы: театра явилась постановка
музыкальной драмы «Аджал Орду-
на». Этот спектакль, отображающий
борьбу киргизского народа за свою
независимость, был уже близок к
опере. В нем имелись арии, ансамбли,
а в оркестре — начатки симфоничес-
кого развития. Спектакль «Аджал
Ордуна» можно считать первым ша-
гом на пути преобразования драма-
тического театра в оперный. Вскере
в театре были сформированы хор,
балет и симфонический оркестр. На-
чалась систематическая вокальная
учеба солистов. Для подготовки мо-
лодых артистов в Москве, при Ин-
ституте театрального искусства ©03з-
дали киргизскую студию ` в составе
30 человек, а в Ленинграде — кир-
гизское отделение в хореографичес-
ком училище. Серьезное пополнение
коллективу театра дала также рес-
публиканская олимпиада народного
творчества, состоявшаяся в 1935 г.
и выявившая ряд одаренных исполни-
телей. Среди них была и певица <
прекрасными вокальными данными и
болыним сценическим обаянием —
Сайра Киизбаева, ныне народная ар-
тистка республики. В Киргизию прие-
хали композиторы В. Власов и В.
Фере, которые в содружестве с Аб-
дыласом Малдыбаевым положили на-
чало киргизской оперной музыке.

Вскоре театр поставил музыкаль-
ную драму «Алтын-Кыз», а затем
первую национальную оперу «АЙ:
Чурек» (либретто Д. Боконбаева, К.
Маликова и Ю. Турусбекова, музы-
ка В. Власова, А. Малдыбаева и В.
Фере). Работа над постановкой опе-
ры «Ай-Чурек» явилась  значитель-
ным этапом в истории развития кир-
	гизского театра, открыв ему . путь к
овладению ‘высотами классической
оперы.
	Лвадцатилетний юбилей Киргизско-
го. Государственного ордена Ленина.
театра оперы и балета по своему =
щественно-политическому в художе-
ственному значению является` круп-
ным событием в культурной жизни
республики.

Дата возникновения театра — это,
по существу, начало развития всего.
театрального искусства Киргизии.
Основание профессионального театра
повлекло за <обой быстрый рост
национальной драматургии, творче-
ских калров национальных  комнози-
торов, талантливых актеров, театраль-
ных художников. Советская власть
дала возможность киргизокому наро-
ду создать искусство, национальное
по форме и социалистическое по CO-
держанию.

Лучшие представители киргизской
молодой ф интеллигенции, об единив-
шись в Студию, с энтузиазмом при-
ступили к созданию национального
театра и добились значительных ус-
пехов. Теперь трудящимся Киргизии
хороню известны имена первых сту-
дийцев, ныне заслуженных артистов
республики, Абугазира _ Айбашева,
Альджана Сарбэгишева, Шамши Тю-
менбаева, народного артиста Аманку-
ла Куттубаева, заслуженного. деятеля
искусств Касымалы Джантошева,
Высокое звание народных артистов
носят сейчас Ашыралы  Боталиев,
Касымалы Эшимбеков, Абдылас Мал-
дыбаев и Анвар Куттубаева, также
воспитанники студии.

Студийцам приходилось самим соз-
давать пьесы, писать декорации; ак-
теры упорно учились, накапливая
опыт, совершенствуя мастерство. В
1930 г. студия была преобразована в
драматический театр. В его коллек-
тив пришли лучшие мастера народно-
го творчества. Началась новая эра В
искусстве Киргизской республики.
	Партия и правительство внимательно.
	следили за творческой работой теат-
		ОРАТОРИЯ «зо Я»
	ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ
«bEPJIHH>
		С огромным успехом идет во всех
	странах мира советский докумен-
тальный фильм «Берлин», посвящен-
ный победе над Германией. Его ви-
лели кинозрители США, Англии,
Австралии, Канады, Южной Африки,
Китая, Маньчжурии, Кореи, Сиамз,
Филинпин, Вьетнама, Индонезин,
Ирана, Сирии, Ливана, Ирака, Арген-
тины, Мексики, Бразилии, Уругвая»
Чили, Кубы, Перу, Франции, Бельгии,
Швейцарии, `Италин. Швеции. Но»
	вегии, Дании, Финляндии, Чехосло-
вакии, Польши, Болгарии, Югосла-
вии, Венгрии, Германии и ДРУих
	ран.
	МОЛОДЫЕ АРТИСТ

МОСКВЫ
	Около четырех месяцев продол-
жался в Москве второй тур смотза
театральной молодежи, в котором
приняло участие свыше 150 исполни-
телей.

На-днях в Управлении по делам
искусство Мосгорисполкома состоя:
лись заключительные заседания  го-
родской комиссии, на которых полве:
дены итоги смотра театральной. моло-
дежи столицы и выдвинуты кандида-
ты на третий, заключительный туз.

В конце мая в Колонном зале Дома
союзов состоится открытый заключи-
	тельный концерт молодых артистов
столипы.
	Концерты капеллы
„Трембита“
	К Празднику Победы в Мо-
скву приехал коллектив Львовской
государственной украинской капеллы
«Трембита» в составе 65 человек. Ху-
дожественный руководитель и глав-
ный дирижер профессор Микола Ко-
лесса

Концерты капеллы состоятся в За-
ле им. Чайковского, Доме архитекто-
ра, клубе МГУ, ЦДКЖ и других
клубах Москвы. Капелла «Тремби-
та» выступит также в концерте для
телевидения в двух радиопередачах и
	EE ei

будет занисана на граммпластинку и

ао ан
		ТАМБОВ. (ТАСС). Композитор
Г. Сметанин закончил ораторию о
Зое Космодемьянской, которая роди-
лась и провела детство в Рудовском
районе. Текстом для оратории послу-

жила поэма Маргариты Алигер
«Зая».
	СМОТР КОНСЕРВАТОРИЙ
УКРАИНЫ
	стоялся смотр работы областных фи-
лармоний Украинской ССР. По реше-
нию Совета Министров УССР, с
6 по 15 мая здесь проводится смотр
работы консерваторий республики.
Одновременно состоятся научно-мето-
дические конференции профессорско-
`преподавательского состава и студен-
‚ тов консерваторий.
  B жюри Всеукраинского смотра
консерваторий, возглавляемое заслу-
женным деятелем искусств УССР
проф. П. Козицким, вошли виднейние
композиторы, дирижеры и артисты.

КИЕВ. (Наш корр.). Педавно co-

a
ПРОИЗВЕДЕНИЯ НОВЫХ
СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН
	ЕРЕВАН. (Наш корр.). Среди че-
скольких десятков тысяч армян, воз-
вратившихся в прошлом году на 2о0-
дину, есть много работников ис-
кусств. Художники, графики, скульп-
торы, ювелиры и ковроткачи предста-
вили более 200 работ на ‘открываю-
щуюся в Вреване выстазку.
  Новые советские граждане избра-
  ли темой свонх работ героический
  труд рабочих -и колхозников Арме-
НИИ.
	Только в 1946 году в Югославии
его просмотрело 364 тысячи зрителей:
В Чехословакии фильм «Берлин» за
2 года видело свыше двух миллионов
человек.
	Б многочисленных отзывах прессы
отмечались высокие художественные
качества фильма, оставляющего неиз-
гладимое впечатление у зрителей.
	Общеизвестна победа, этой картины.
на Каннском фестивале, где ей был
присужден большой международный
приз как лучшему документальному
фильму. Высокую оценку получила
эта картина и на международном ки-
нофестивале в Риме.
		Редакционная коллегия:
	2. ВДОВИЧЕНКО (отв. редактор), А. ГЕРАСИМОВ, С. ГЕРАСИМОВ,
Ю. ЗАВАДСКИЙ, Д. KABAJIEBCKHA, А’ МОРДВИНОВ
	Mend
Зак № 1222.
	А. НОВОГРУДСКИИЙ, А. СОЛОДОВНИКОВ.
	Сцена из балета «Чолпон» («Утренняя звезда»},
				Алрес редакции и издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны: секретариат, отдельы информации, архитектуры, эстрады и цирка — К 4-15-66 отделы театра, музьтки, изобразитель ных искусств, кино — К 5-45-12; издательство — К 1-48-98.
		Типография
	«Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.