VCCTBO
	_ В МИНИСТЕРСТВЕ КИНЕМАТОГРАФИИ СССР

сценаристов—в` совместной учебно-
производственной работе в творчес-
ких мастерских.

А. Птушко, давший высокую оцен-
ку молодым специалистам-выпускни-
кам художественного факультета, за-
воевавшим прочное место ‘в кинемато-
графии, возражал против чрезмерноЯ
	специализации в их обучении,
	Говоря об актерском факультете,
О. Пыжова указала, что нельзя сво-
дить творческие занятия студентов к
этюдам. Все молодые актеры долж-
ны иметь возможность показать в ди-
пломной работе свои творческие дан-
ные на серьезном и ответственном
материале.

Много внимания было уделено в
прениях работе сценарного факуль-
тета. Трудности в подготовке этим
факультетом кадров сценаристов
об’ясняются, в Частности, тем, что на
нем обучается молодежь, пришедшая.
со школьной скамьи, творчески не.
выявившаяся и не имеющая достаточ-
ного жизненного опыта.
	Заместитель министра кинемато-
графии СССР Н. Саконтиков поста-
вил перед институтом задачу стабн-
лизации учебных программ и улуч-
шения преподавания общеобразова-
тельных дисцинлин. Количество
учебных часов, отведенных на обще-
образовательные дисциплины, долж-
но быть увеличено.

— Нельзя считать, что подготовка
кинорежиссеров заканчивается AX
обучением на режиссерском факуль-
тете, —говорит тов. Саконтиков.—Вы-
пускников режиссерского факультета
следует прикреплять на несколько

В течение 1947 года Об’единение
театральных критиков при Всероссий-
ском театральном обществе органи-
зует ряд научных заседаний, посвя-
щенных проблемам истории  совет-
ского театра.

Недавно состоялось первое засела-
ние этого цикла, посвященное совет-
скому театру 1917—1920 годов.

После вступительного слова проф.
М. Григорьева с докладом «Театраль-
ная политика» выступил О. Литов-
ский, Затем были прочитаны доклады
Е. Кузненцовым—«У истоков совет-
ского театра», М. Загорским—«Совет-
ская театральная критика первых лет
революции» и Б. Ростоцким—«Мая-
ковский и революционный театр». По
докладам развернулись оживленные
прения. С заключительным словом
выступил Г. Бояджиев,
		Коллегия Министерства кинемато-
графии СССР заслушала доклад ди-
ректора Всесоюзного государственно-
го института кинематография В. Го-
ловНЯ.

В. Головня ознакомил коллегию с
состоянием учебной работы в инсти-
туте. Операторский, актерский и ху-
дожественный факультеты института
достигли серьезных успехов в подго-.
товке творческих кадров. Подавляю-=
щее большинство воспитанников этих
факультетов находят прочное место в
кинопроизводстве, и многие из них
сразу зарекомендовали себя как хо-
рошо подготовленные и творчески
сдаренные работники. Хуже обстоит
дело на режиссерском, сценарном и
экономическом факультетах. За по-
следние годы никто из выпускников
режиссерского факультета не выдзи-
нулся на самостоятельную  творче-
скую работу. Окончившие сценарный
факультет также в большинстве сво-
ем становятся не кинодраматургами,
а сценарными редакторами. В работе
же недавно организованного эконо-
мического факультета сказывается
некоторая оторванность от практики
советского кинопроизводства и кино-
фикации.

По докладу В. Головня разверну-
лись прения, в которых приняли уча-
стие тт. Ю. Липский, С. Герасимов,
А. Головня, А. Птушко, О. Пыжова,
В. Туркин и заместитель  министоа
кинематографии СССР тов. Н. Са-
контиков. : -

С. Герасимов и А. Головня выдви-
нули задачу комплексной подготовки
специалистов творческих профессий—
актеров, режиссеров, операторов и

лет к крупнейшим мастерам для ста-
жирования. Большую  требователь-
ность нужно проявлять при отборе
будущих студентов института. В 0со-
бенности это относится к сценарному
факультету, на который должны при-.
ниматься люди, уже зарекоменловав-
шие себя в творческом отношении.

Министр кинематографии CCCP
И. Большаков, указав в своем заклю-
чительном слове на улучшение рабо-
ты института, призвал его коллектив
преодолеть имеющиеся недостатки в.
организации учебного процесса.

—Особое внимание, —отметил OH,—
следует уделить режиссерскому, сие-
нарному и экономическому факульте-
там. Нужно усилить учебно-твооче-
скую работу студентов режиссерско-
го факультета и обеспечить возмож-
ности дальнейшего роста его выпуск-
ников на производстве,

Советская кинематография —ис-
пытывает острую нужду в квалифи-
цированных экономических кадрах.
Повышение качества занятий на эко-
номическом факультете имеет поэто-
му первостепенное значение.

В заключение И. Большаков ука-
зал на необходимость осуществления
первоочередных работ для улучшения
материально-технической базы инсти-

туга.
На том же заседании коллегия Ми-
нистерства кинематографии CCCP
	рассмотрела представленный 1 лавным
управлением по производству научно-
популярных и учебных фильмов тема-
тический план на 1948—49 годы и,
отметив ряд его недостатков, предло-
жила переработать его в месячный
срок.
	Концертная эстрада
летом
	Сад «Эрмитаж» является излюо-
ленным местом отдыха и развлечений
москвичей. Более двух миллиолев
зрителей в течение лета заполняют
по вечерам театры и концертный зал
сада. о традиции, утвержденной
многими годами, «Эрмитаж» откроет-
ся 93 мая. Сейчас в саду заканчивает-
ся подготовка к началу сезона.

Особой популярностью пользуется
у зрителей Эстрадный театр, обслу-
живаемый артистами Всесоюзного
гастрольно-концертного об’единения,
Мосэстрады, Гастрольбюро и других
концертных организаций. В течение
сезона Эстрадный театр покажет три
программы. В первой выступят Об-
разцов (< куклами), Л. Русланова
(русские песни в сопровождении авБ-
самбля гусляров), Н. Смирнов-Со-
кольский. Новые интермедии, Halli.
санные В. Массом и М. Червинским,
исполнят ведущие программу Е. Дар-
ский и Л. Миров. Во втором отделе-
нии выступит Государственный джаз-
оркестр РСФСР под руководством
	Леонида’ Утесова. Концертная пр?э-
грамма джаз-оркестра, посвященная
	советской Родине и ее столице —
Москве, пойдет в постановке Ф. Ка-
верина и оформлении В. Рындина.
Во второй программе участвуют ар-
тисты Ленинградской эстрады — Te-
	атр миниатюр под руководством
Аркадия Райкина.
В третьей программе москвичи
	встретятся с, лауреатами первого и
Рторого всесоюзных конкурсов арти-
стов эстрады. В их числе московские
артисты К. Шульженко, М. Мироно-
pa, А. Редель и М. Хрусталев,
И. Байда, ленинградцы Л. Кострица
и А. Блехман, киевляне Г. Тимошен-
ко и Е. Березин и др.

Интересной и содержательной обе-
шает быть программа летнего кон-
цертного зала сада «Эрмитаж». Здесь
состоятся выступления Симфоничес-
кого оркестра Союза ССР, который
исполнит произведения крупнейших
русских симфонистов — Чайковского,
Римского-Корсакова, Рахманинова,
произведения советских композиторов
Шостаковича, Хачатуряна, Мясковс-
кого и др.

Таковы планы летнего сезона в
«Эрмитаже». Перед концертными 9р-
	ганизациями столицы встают боль-
нгие и ответственные задачи — вы-
полнить эти планы полностью. ее
	учетом ошибюк  прушлого сезона,
приблизившись к культурным запро-
сам и повышенным требованиям зри-
теля.
	сняты жизнь ий повадки козерогов.
Но <амый сюжет фильма (ибо этот
фильм  сюжетен) назойливо наноми-
нает «Бэмби» и ничем не обогащает
зрителя. Напрасно также в этом
фильме человек представлен как
свирепый хищник, более опасный, чем
рысь или барс, уничтожающий без
всякой видимой цели прекрасных гор-
ных животных. Задзма искусства
и научно-популярных жанров — по-
казывать прежде всего созидатель-
ную, творческую, а не бессмыслен-
но-разрушительную деятельность че-
ловека.
	В киносборники включены два со-
держательных фильма о русском ис-
кусстве: это цветной фильм, знако-
мящий с многолетним трудом Репи-
на нал знаменитой картиной «Запо-
рожцы», и фильм о прославленных
вологодских кружевницах.
	Из других фильмов, входящих в
сборники, надо отметить как наибо-
лее интересные «Остров Ионы» —
о замечательных работах советских
метеорологов и отличный цветной
фильм «Зимний спорт в Москве».
	Таково содержание первых трех ки-
носборников. Гемы актуальны и ин-
тересны для зрителей. Но для co
ставителей сборников тематическое
разнообразие являлось, очевидно, ос-
новным критерием отбора, а этот кри-
терий недостаточен. Обладая широ-
той научной тематики, COOpPHHKH
должны вместе < тем направлять
внимание зрителей на наиболее важ-
ные для нашего строительства про-
блемы. Эту задачу первые три сбор-
ника  научно-популярных фильмов
выполняют лишь частично. Они ниче-
го не говорят о новостройках, о пу-
тях развития  социалистического
сельского хозяйства. Мало внимания
уделено природным богатствам на-
шей родины; если не считать «Ост-
ров Ионы», посвященный в оснозном
строительству метеостанции, видовые
картины, которые знакомили бы с
разнообразием географических усло-
вий и быта народов Советского Сою-
за, фактически отсутствуют.
	Как вспоминал А. В. Луначар-
ский, Ленин видел одну из основ-
ных целей кинопроизводства в том,
чтобы часть фильмов приобрела ха-
рактер «образных публичных лек-
ций по различным вопросам науки и
техники». Сборники научно-популяр-
ных фильмов, осуществляющие это
ленинское указание, должны Boc-
полнить в следующих выпусках су-
шественные пробелы в своей тема-
	THK.
С БУРОВ.
	Дневник
	UChHYCCHLG
	Встреча с Островским
		ных иллюзий и обывательских вож-
делений. Над Бальзаминовым издева-
ются замоскворешкие кучера, его тра-
вят собаками, его обманывают про-
дажные свахи, дурачат разборчи-
вые невесты. Но он терпеливо
переносит все превратности судьбы,
все обиды и неудачи, надеясь рано
или поздно отыскать свое счастье.
Трудная и сложная роль Бальзами-
нова приобретает в своеобразной
	‘трактовке Лифанова живой интерес;
	особенно удались. артисту сцена в <а-
ду и сцена с часами — первым по-
дарком Белотеловой.

Лифанов — Бальзаминов находит в
спектакле ряд достойных партнеров
в лице артисток М. Вилькомирской
(Анфиса), Н. Животовой (Раиса) и
С. Собиновой, которая в роли Бело-
теловой сочетает  «кустодиевскую»
внешность с тонкой характерностью
образа скучающей вдовы, умело от-
теняя ее лень, томность и доброту.

В комедии есть немало длиннот,
Театр не только не пытается преодо-
леть их, но, наоборот, усугубляет це-
лым рядом томительных пауз и нату-
ралистических подробностей. Чего
стоит, например, молчаливая сцена
чаепития в самом начале спектакля,
когда Бальзаминова (артистка В. Вя-
хирева) и кухарка Матрена (артист-
ка Е. Рубцова), старательно опусто-
шая- самовар, вытирают пот, вздыха-
ют, сбрасывают один за другим го-
ловные платки. Чрезмерно много
пауз и во втором акте, в дуэте се-
	Трилогия о Бальзаминове кончает-
ся женитьбой ее героя. Означает ли
это, что драматург искал  счастли-
вого конца злоключениям Бальзами-
нова? Отнюдь нет. Островский с глу-
боким презрением относился K TY-
неядцам из чиновнической и дворян-
ской среды, стремящимся любыми
средствами добиться «благородной»
(богатой) жизни. В «Женитьбе Баль-
заминова» человеческая пошлость
показана в чисто гоголевском духе
— свачала вам смешно, а под конец
почти страшно. Мешанские мечтания
замоскворецкого героя, его’ болез-
ненная жажда богатства приобрета-
ют подлинно сатирический смысл.
	Бальзаминову не везет: одна за
другой ускользают из его сетей 60-
гатые невесты. Он уже близок к от-
чаянию. Но вот появляется скучаю-
щая купеческая вдова Белотелова,
которая, не раздумывая и не тор-
гуясь, покупает неудачливого героя.
Мечты Бальзаминова становятся
явью; обетованная земля обретена.

‘Современники Остроеского, . отме-
чая в трилогии раньше всего коме-
дийные качества («Читая трилогию,
мы все хохотали так, что заболели
бока», пишет Достоевский), мало об-
рашали внимания на ее сатириче-
скую природу. А между тем, именно
в трилогии о Бальзаминове, в ее
«счастливом конце» изображение ме-
шанства дано Островеким в сатири-
ческом плане; здесь смех — язви-
тельный, ядовитый.

В сценической истории Бальзами-
нова’ известны случаи, когда его изо-
бражали фарсово-водевильным  про-
стаком, или страдающим «маленьким
	человеком» чаплинского толка, или,
наконец, ‘трагическим  гофманским
персс гажем. ° : 7

Оперно-драматический театр им.
	Станиславского в своем новом спек:
такле «За чем пойдешь, то и най-
лешь» (руководитель ` постановки
В. Топорков, режиссер И. Мазур) сэ-
здал образ Бальзаминова, наиболее
близкий Островскому. Артист Б. Ли-
фанов подчеркнул в нем не только
смешные, но и драматические чер-
ты. Это не просто мелкий чиновник,
злополучный кавалер московского
захолустья, одержимый навязчивой
идеей найти невесту с капиталом, но
и фантазер, живущий в мире ездор-
	„трем
	ала Теуво «На сплавной реке» вТо-
тре лрамы Карело-Финской CCP
		Пьеса финского драматурга Накк
	сударственном национальном театре драмы
			(третий акт).
	ную пьесу, об’явленный Комитетом по  на каждом заседании

ая
	делам искусств при Совете Минист-  лелам искусств. УССР ораторы  гово-
ров УССР, не оправдал возложенных   рят о том, что репертуар для обслу.
	на него надежд. Репертуар художест-
	живания посевной кампании неудов*
	B ез реп
	Длившийся чуть ли не полгода ре-
спубликанский конкурс на одноакт-
	ертуара
	писаны за последнее время, все еще
не поступили на места. Чуть ли не
2 каэклом заселании Комитета тю
	венной самодеятельности и театгаль-   летворителен, что время для его под
	что такая AMC
нуть и репер-
	готовки упущено, что
судьба может постигнуть
	ных бригад, обслуживающих сельско-
хозяйственные кампании. не поюл-
	нился новыми полноценными пьеса- туар. посвященный уборочной кампа-
	ми. Пьес разных жанров на
	совре-   нии... Но дальше разговоров дело не
	Созданием нового современного ре-
	менные советские темы поступило на! идет.
	конкурс немало — до 300, но отоб-
	рать “HB них, к сожалению, почти не-   пертуара для художественной само-
		деятельности не занимаются ни Код.
	Кюри пришлось присудить только
етьи премии (по 4000 р.) пьесам
‘удьба Марийки» 3. Прокопенко,

ошлись характерами»

В. Мельнч:

митет по делам  культурно-просве-
тительных учреждений, ‘Ни Комитет
по делам искусств. Не раз оба Коми-
тета заседали и вместе и порознь. На
	ка и «Скрынька» («Ящик») В. Зухо-  заседаниях шли долгие разговогы о
	лольского. Жюри также
	признало   необхоимости выполнить пюстанов-
	возможным присудить поощрительную   ление ЦК КП(б)У о создании нового
премию в 2000 р. драматургу Ю. Мо-   репертуара для художественной са-
крееву, представившему Ha KOHKYDC   модеятельности, опубликованное по-
	пьесу «Аллея акаций».
В том, что конкурсе явно не удалсз,
	чти полгода назад. Но результатов
не видно. Кружки ^ художественной
	mayo 8 OM pepe am ey Де ee
стер Пеженовых, и в финале спек-
такля.

Другой недостаток комедии —
преобладание разговорности над дей-
ственностью — также очень ощутим

Конкурс
на лучшее здание

Закончился конкурс на лучшие жи-
	в спектакле Театра им. Станислав-
ского. Происходит это главным об-
разом потому, что большинство ис-
полнителей комедии не владеет еше
мастербтвом. диалога Островского, не
может раскрыть. динамику пьесы че-
рез слово. г

Первую встречу молодого коллек-
тива с Островским все же следует
признать удавшейся. Она свидетель-
ствует о культуре этого театра, о
его желании проверить свое искус-
ство, испытать свои силы на труд-
ном и благодаоном материале.
	Виктор ЭРМАНС.
	бита
	лые дома и гражданские здания, вы-
строенные в городах и поселках Рос-
сийской Федерации в первом году
новой сталинской пятилетки.
	Конкурс был об’явлен Управлением
по делам‘ архитектуры при Созете
Министров РСФСР и Министерством
жилищно-гражданского строительст-
ва РСФСР с целью повышения каче-
ства массового жилищно-гражданско-
го строительства и выявления. луч-
ших по архитектуре, благоустройству
и экономичности зданий. Конкурс
должен был показать, в какой мере
советские архитекторы и строители
сумели в 1946 году справиться © за-
дачей возведения на базе местных
строительных материалов и примене-
ния скоростных методов строительст-
ва удобных, экономичных и краси-
вых жилых домов и Tpank laHcKUx зда-
ний,

В Москву на конкурсе были пои-
сланы из 36 городов республики про:
екты и фотографии 125 построенных
жилых домов, клубов, кинотеатров,
детских садов, яслей и целых посел-
ков.
	На- -днях жюри под председатель-
ством действительного члена Акаде-
мии архитектуры СССР Н. Коллн
рассмотрело представленные на кон-
курс работы и присудило авторам
лучших из них почетные грамоты и
денежные премии.
	Первую премию в сумме 15 тысяч
рублей и почетную грамоту за мало-
этажное строительство получил кол-
лектив строителей пяти зданий-об-
щежитий в Володарском районе Ле-
нинграда (автор проекта архитектор
А. Жук). Вторая премия и почетная
грамота присуждены строителям 13
шлакобетонных жилых домовв райо-
не «Больничная гора» г. Чусовой Мо-
лотовской области (авторы проекта
архитекторы, И. Виноградов, Н. Фе-
сей, главный инженер Д. Шуберт).

` По многоэтажному строительству
почетная грамота и вторая премия в
сумме 15 тысяч рублей присуждены
коллективу комплексной застройки
жилых домов в г. Норильске Красно-
Ярского края (авторы проекта архи-
текторы В. Непокойшицкий и Л. Ми.
кенко). Среди общественных зданий
высшую оценку получило здание
клуба в г. Барнауле, авторы проекта
которого — архитекторы Иванов и
Берсанов — получили вторую пре-
мию и почетную грамоту. =
	вина не только его организатороз, He i самодеятельности взывают о присыл-
	сумевших провести должной подго-
	ке нового репертуара, пьесы же, 5о-
торыми располагает Комитет,  про-
	товительной работы, не привлекших к! торыми располагает Комитет
участию в конкурсе широкие круги  должают лежать в портфелях.
	участию в конкурсе широкие врун
украинских драматургов, писателей,
	NOSTOB, KOMTMO3HTO DOB, HO KOMaTeTa   KOB
	по делам культурно-Просветительныл
	Об отсутетвии пьес для круж-
ков и театральных бригад с го-
речью говорили на недавнем с<обра-
	учреждений (председатель т. Овча-  нии актива киевской городской худо-
	жественной самодеятельности режис.
	ренко) и Центрального дома народно-
	го твогчества (директор т. Носов), вс=  серы и актеры-любители. Село “и гс:
	время остававшихеся в роли разчо-
	род ждут от. кружков художествеч-
	душных наблюдателей. Кому-кому, а  ной самодеятельности показа высоко.
	идеиных и художественно ценных
произведений на темы современной
жизни советского народа.

В создание нового репертуара non.
жны актиено включиться союзы со
BeETCKHX писателей и композитогов.
	руководителям Комитета и ВДНТ и.
прежде всего начальнику управления
художественной самодеятельности
Комитета т. Бондаренко и зав. теат-!
ральным отделом ВДНТ т. Володао-
	скому надлежало проявить интерес к   ветских писателеи и композиторов.
пополнению весьма скудного запаса Этого требует дело коммунистическо-
	го воспитания широких народных
	одноактных пьес для драмкружаоЗ,
	ощущающих репертуарный голод, вы-  масс. Этого же требует в своем пэ-
нужденных прибегнуть к постановке   становлении ЦК КП(б)У, поставив-
отрывков из болыших пьес. Постанов-   ший перед работниками культуры и
	искусства первостененную задачу —
перестроить работу художественной
самодеятельности, создать для драма-
тических кружков такой репертуао,
	ка болыних пьес в условиях клуб-
ных сцен, особенно в селах, драмати-
ческим кружкам часто не под си:
	мельчайших деталей исполняемых
произведений привлекает в пении
«Трембиты», но моментами хотелось
бы в этом пении ошущать и больше
динамики и более могучее форте,
большей яркости красок и контрастов
светотени.
	БВ своих концертах капелла испол-
няет варялу < хорами классика укра-
инской музыки Лысенко и народными
песнями сочинения советских украин-
ских и русских композиторов-—Данв-
кевича, `Кабалевокого.  Соловьева-
	`Седого. самого М. Колессы, Новико-
	ва и др. Это очень хорошо. Нопол-
нять свой репертуар новыми, свежими
	‘советскими произведениями чрезвы-
	чайно важно для «Грембиты». Асро-
ию и то, что в свой программы ка-
пелла включает песни других наролов
(грузинская, чешекая, польская пес-
ня). Нам ‘представляется, что. «Трем-
бите» надо расширить этот раздел
своего репертуара, увеличить число
русских песен и народных песен
всех национальностей СССР. Знако-
мить своих слушателей в своём род-
ном Львове и в других городах За-
палной Украины с ‘богатствами рус-
ской музыкальной культуры, с ис-
кусством братских советских наро-
дов.— прямая задача «Трембиты». .
	`И последнее замечание. Почему
«Трембита» избегает петь а capella,
без ` фортепианного сопровождения?
He юра ли уже львовской капеллё
начать овладевать этой, правда, очень
трудной, но совершенно необходимой
для любого квалифицированного хо-
ра, техникой исполнения? Кстати, это
будет способствовать также укрепле-
нию и чистоте вокального строя
«Трембиты», сейчас еще моментами
недостаточно точного и выверённого,
	„Льзовскую украинскую  хоровую.
капеллу мы помним еше по ее га-
стролям в Москве в 1940 году. Тог-
Ла Это был еще совсем юный кол-
лектив, от роду ему был всего один
год, — «Грембита» была организована _
во Львове в октябре 1939 года, вско-
ре после освобождения Западной
Украины. За прошедшие семь. лет’
львовекий хор вырос, возмужал. Его
нынешний художественный руководи-.
тель профессор Львовской KonicepRa-
тории Микола Колесса (сын извест-.
ного украинского фольклориста Pu-—
ларета Колессы)—прекрасный, здум-.
чивый музыкант, дирижер, компози-
тор, болыной мастер хорового искус-
ства. Об этом можно судить и по об-.
ширному репертуару, и по общей му-
зыкальности исполнения «Трембиты»,
веплохо, между прочим, владеющей
уже сейчас хоровой полифонией.

Звенящая песнями Советская Укра-
ина всегда славилась своей высокой
народной хоровой культурой. Влияние
этой прекрасной советской культуры
благодарнейшим образом сказывается
и на рскусстве «Трембиты», участни-
ки которой всего лишь восемь лет
назад стали гражданами Советского
Союза.
	- Своеобразен исполнительский стиль
ЛЬВОВСКОГО Хора. Хотя по составу он
довольно большой (в него входит
около 60 человек), но по характеру
исполнения мы бы назвали «Тремби-
ту> камерным ансамблем. Ее пению
свойственна некоторая интимность.
Лирическая миниатюра-—излюблензый
жанр «Трембиты». Порой это преоб-
ладание «тихих» звучностей, увлече-
ние «акварельными» полутонами соз-
дает впечатление даже некоторого
навязчивого однообразия. И хотя тон-
кость оттенков, ювелирная отделка
	$
	лу. Это особенно очевилно и ощути-   тических кружков такой
	тельно сейчас, когда кружки худо-  который удовлетворил бы все возра:
жественной самодеятельности  пере-   стающие требования нашего советско-
ныли на обслуживание колхозников в   го народа.
	И. МАРКУС.
г. Киев.
	МОСКОВСКАЯ
ХРОНИКА
	  $9 Центральной государственной заку-
 асчной комиссией ° Комитета по делам
‘искусств при Совете Министров СССР
‹ приобретен ряд работ русских мастеров
  живописи. В числе ценных приобрете-
ний — картина «На набережной» Силь-
  вестра Шелрина. «Итальянский пейзаж»
  Федора Матвеева, портрет В. Маков-
  кого работы И. Репина, несколько ак-
  варельных эскизов М. Врубеля. аква-
‚рель «Женский портрет» К. Коровина.
	$; Гворческий вечер лауреата Сталин-
ской премии М. Бабановой состоится
19 мая в Доме актера.
	&3 Сегодня из Москвы для обслужива-
ния частей Советекой Армии, ваходя-
‘щихся за рубежом, выезжает бригада ар»
‘тистов Театра им. Вахтангова в составе
‚26 человек. Бригада пробудет в поездке
`два месяца.
	$9 Завтра в Малом зале Московской
консерватории состоится концерт, в ко-
тором впервые будут исполнены новые
`Н. Нолинекого, В. Кочетова и М. Вайн-
  Gepra. -
	{3 В связи с исполнившимся 35-летием
существования Государственной цент-
`ральной театральной библиотеки В
`ЦДРИ 24 мая состоится болышой вечер
читателей — работников искусетв.

#3 Сегодня в выставочном зале Мес
ковекого союза советских художников
  COCTONTCA открытие выставки живописи
  M- Кончаловского. 20 мая в Центральном
поме работников искусств открывается
персональная выставка произведений
А. Хотулева, организуемая в связи ©

50-летнем творческой деятельности ху*
пкожника.
	{3 12 мая чехословацкая писательнина
Я. Глазарова прочитала в кабинете те-
атра зарубежных славян ВТО доклад на
тему «Современный театр Чехословакии».
	_ 4 В связи е 60-летием со дня рождения
и 45-летием артистической и педагогиче-
ской деятельности солиста оркестра
Болыного театра Союза ССР проф,
И. Гертовича (контрабас) в Больптом зале
Консерватории 19 мая состоится большой
симфонический концерт при участии
  обиляра и оркестра Больнтого театра
пол управлением А. Мелик-Пашаева.
	дни весеннего сева. Te несколько
пьес на колхозные темы, которые на-
	CQO BCEA KOnLOB
СТРАНЫ
	ЛЕНИНГРАД, Свыше 900 драматиче-
ских, хоровых, музыкальных, таннцо-
вальных кружков участвует в емотре
зельской художественной самодеятель-
ности Ленинградской области. Театры
направили в районы области 30. творче-
ских работников, которые помогут круж-
кам самолеятельности.
	ТБИЛИСИ. В Государственном театре
музыкальной комедии состоялась  пре-
мьера музыкального водевиля комнпози-
тора В. Цагарейшвили на либретто
Д. Тактакишвили «Любовь троих».
	БАКУ. Состоялось совещание архитек-
торов Азербайджанской ССР. Были об-
зуждены вопросы градостроительства и
благоустройства населенных центров
республики.

РИГА. В центре Риги решено соору-
дить памятник классику латьишской ли-
тературы народному поэту и драматургу
Янису Райнису. На конкурс проекта па-
мятника поступило 87 работ. Жюри при-
судило первую и вторую премии проек-
там скульптора Карла Земдеги.

ДНЕПРОПЕТРОВСК. В большом жи-
вописном приднепровеком селе Мишу-
рин-Рог закончились кинос’емки. Опера-
тор, лауреат Сталинской премии А. Ко-
вальчук запечатлел на пленке трудовые
будни на родине знатных мастеров вы-
соких урожаев, Героев Социалиетическо-
го Труда лауреата Сталинской премии
М. Озерного и Н. Кошик,

ФРУНЗЕ. Закончилея конкурсе на
проект здания Министерства иностран-
ных дел Киргизской ССР. Жюри приеу-
дило две вторые нремии архитекторам
В. Дементьеву и В. Нусову.

ЧЕБОКСАРЫ. Государственный  рус-
ский драматический театр в этом месяне
празднует свое 25-летие. Ближайнтие
премьеры: «Русский вопрос», «Обыкно-
венный человек», «Егор Булычев и дру-
гие» и «Женитьба Фигаро».
	ОДЕССА. Академический театр оперы
и балета первым на Украине показал
новую оперу композитора М. Коваля
«Севастопольцы»х Премьера прошла с
болыпим успехом.

ВИТЕБСК. В Белорусском драматиче-
ском театре им. Якуба Коласа состоя-
лось первое предетавление пьесы П. Ни-
лина «На белом свете».
	——ж—ы————
ПО_СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИ
			В Таллине открылась выставка
моделей национальных костюмов,
иснолненных эстонскими худож-
	никами для  певческого празд-
ника. На снимке: модели костю-
мов.

Фото В. Томберга.
		кивает зрителя на мысль, что и он мо-
жет найти скрытые резервы пгоиз-
водительности Ha своем участке ра-
боты.
	Центральное место во всех трех
сборниках занимают фильмы биоло-
гической тематики. В первом сборни-
ке — это фильм  «Ворота_ Каспия»,
во втором — «Жизнь растений», в
третьем, еще не выпущенном на эк-
ран, картина о жизни горных коз —
«Звериной тропой».

Едва ли следует в каждом сборни-
ке давать большой фильм, посвя-
щенный темам биологии. Богатый
опыт советской науки в области фи-
зики, техники, медицины ‚может под-
сказать сотни не ‘менее важных и ин-
тересных для зрителя тем. Однако
дело не только в выборе тем, но и В
их решении. И здесь надо сказать,
что не все фильмы достаточно четко
освещают поставленные в них про-
блемы.

В картине «Ворота Каспия» (ре-
жиссер Б. Чуевский) отсутствует
центральная тема. Фильм начинает-
ся, как видовой, затем рассказывает
© биологии рыб, наконец, знакомит
с рыболовецким хозяйством на Oe-
регах Каспия. Разумеется, могут быть
отражены на экране все эти три те-
мы. Нам нужны и видовые картины,
которые воспроизводят на экране бо-
гатства и своеобразие природы Со-
ветского Союза, и биологические,
дающие материалистическое об’ясне-
ние законов жизни, и фильмы о на-
Годном хозяйстве. Но в этой картине
из трех тем ни одна не является
главной. Она рассказывает обо всем
понемногу и ни о чем по существу.
	значительно более удачен фильм
«Жизнь растений» (режиссер М. Ка-
ростин), поставленный по одноимен-
ной книге К, А. Тимирязева. Конеч-
но, в небольшом фильме нельзя до-
статочно полно изложить содержание
классического труда великого pyc-
ского ученого. Фильм следует ско-
рее рассматривать как иллюстрацию
к книге. Но одним он поможет грубже
понять ее содержание, других побу-
дит ее прочитать. Фильм «Жизнь
растений», как и весь второй кино-
сборник, снят в цвете, что придает
ему 0с0обую выразительность.
	Третий биологический фильм—«Зве-
риной тропой» (режиссер Б. Долин)
— наиболее ннтересен по форме из-
ложения. Это «история» горного
козла-козерога, обитающего в горах
Тянь-Шаня. Фильм. превосходно по-
казывает величественную и суровую
природу горной Киргизии, знакомит
C ее животным миром. Замечательно
	М, МАКСИМОВ. Выпуск на экран сборников науч-

но-популярных фильмов — событие,

-® г имеющее для кинематографа важное

: у значение. Предпринята серьезная по-

пытка применить богатейшие возмож-

К о д а и : ности кино для пропаганды научных

: знаний среди широких кругов зрите-

: лей, попытка систематического _ис-

европейскую музыку ХХ века, Кодая   пользования кино для просвещения
тем не менее остался верен своему   масс.

отношению к народной музыке, hak

OcHoRe полиенносо нокиа: Сборники научно-популярных филь-

mee om te Е een ПХ ВЫХ ое

о Е RE —_

основе подлинного искусства,

ue pee о ИФ,

_ Кодаи — не только композитор, ис-
следователь фольклора и педагог (он
ведет в Будапештской консерватории
курс венгерской народной песни). Он
также крупный дирижер и энергиз-
ный общественный деятель. На про-
тяжении 20 лет значительную часть

Сборники научно-популярных филь-
мов, составленные по разнообразной
программе, не должны вытеснять пол-
нометражные научные картины; их
задача — пользуясь наиболее доход-
чивой формой, привлечь интерес зри-
телей к научной тематике в кинема-
тографе. При этом, разумеется, они
могут и должны давать зрителк наи-
	могут и должны давать зрителю наи-
более важные факты, иллюстрирую-
щие основные положения материали-
стической философии, знакомить C
трудами советских ученых, говорить
об основных научных и технических
проблемах новой сталинской пяти-
летки, показывать борьбу советских
людей за использование богатейших
природных ресурсов нашей родины.
Показ творческой деятельности пере-
довых людей нашей страны воспиты-
вает у зрителя волю к творчеству.
	Сейчас на экранах страны уже де-
монстрируются два таких ‹борника,
третий закончен и также в ближай-
шее время выйдет на экран. Это поз-
воляет сделать некоторые предвари-
тельные выводы,
	В каждый из <борников включены:
номер ‘журнала «Наука и техника»,
трех-четырехчастевой фильм и корот-
кометражки.
	Наиболее удачны выпуски журнала
«Наука и техника». Каждый из них
содержит два-три коротеньких рас-
сказа © достижениях советских уче-
ных, инженеров, стахановцев, о пере-
довой науке, поставленной на служ-
	бу  социалистическому  строитель-
ству. Журнал наглядно знакомит
< последними работами в области
	медицины, созцанием нового лечебно-
го препарата, открытиями в области
физики, с техническими, усовершеяст-
вованиями, повышающими производи-
тельность труда. Наглядность, кон-
кретность, тематическая четкость от-
дельных сюжетов, лаконичность их
изложения — все это делает содер-
жание всех трех. выпусков ярким,
запоминающимся. Многие из сюжетов
возбуждают творческую инициативу
	зрителей. Показ несложного,: но ост-
	роумного технического усовершенст-
вования. приносящего  болышую Ha-
родно-хозяйственную пользу, натал-
	своего времени он уделял музыкаль-
ному воспитанию в школах. «Не жа-
лею этого времени, — сказал он, —
потому что, если вследствие этого я
и сочинял меньше, все же в некотэ-
рой мере способствовал развитию му-
зыкального вкуса широких масс». В
этих словах с болышой ясностью об-
наруживаются демократические тен-
денции, характеризующие всю дея-
тельность Кодаи, его прогрессивную
роль в развитии музыкальной жизни
Венгрии.
	Открытие пути к музыкальной куль-
туре широких масс Кодаи признает
первейшей задачей музыкантов новой
демократической Венгрии. Основной
же творческой задачей венгерских
композиторов Кодаи считает еще бо-
лее глубокое проникновение в дух
народной музыки, ибо будущее при-
надлежит народу, а вародом будет
любима только та музыка, в которой
«он открыто или в скрытой форме
найдет сходство с самим собой», Эти
слова, сказанные Кодаи в докладе
«О роли народкой песни в венгеоской
и русской музыке» на конгрессе об-
giecTBa «Венгриз — Советский Союз»
в 1946 году (Кодаи является предсе-
дателем музыкальной секции этого
облхества), еше раз показывают 10.
слеловательность и целеустремлек-
ность художественных взглядов Ко-
дай.
	В лице Кодзаи мы приветствуем He
только гостя из гружественной - нам
	демократической Венгрии, не только
	вызающегося венгерского — компози-
тора и одного из крупнейших музы-
кантов современной Европы, Но и пе-
редбвого художника, руководящегося
во всей своей многообразной деятель-
ности передовыми идеалами наролно-
го, демократического искусства,
		Зоптан
	НКуг

На-лнях в Москву приезжает из-
вестный венгерский композитор 3.
Кодлаи, который даст здесь концерт
из своих произведений.

--С именем Золтана Кодаи, так же,
как-и с именем Бэлы Бартока, свя:
зано возникновение и развитие новой:
национальной школы в венгерской
музыке. oo
	В прошлом венгерская музыка была
известна по отдельным произведени-
ям крупнейших композиторов, в ко-
торых были использованы венгерские
мелодии. Таковы некоторые произве-
ления Гайдна, Шуберта, многие про-
изведения Брамса и особенно Листа.
Однако во всех этих произведениях,
включая знаменитые «Венгерские
Гапсолии» Листа, композиторы под
названием «венгерских» использовали
лишь цыганские мелодии, к тому же
нерелко испорченные салонно-ресто-
рганными традициями.
	Несни венгерских крестьян, являю-
циеся основой народного песнетвор-
чества: Венгрии и представляющие
большую художественную ` ценность,
до последнего времени оставались
почти неизвестными даже венгерским
музыкантам,
	`Нервым венгерским композитором,
обратившимся к крестьянской народ-
ной несне своей родины, был Барток.
Вскоре к нему присоединился и Ко-
лай. г
	‚ Неру Кодаи принадлежит много ка-
мерных (вокальных и инструменталь-
ных); хоровых, симфонических и му-
‘зыкально-драматических - произведе-
ний. Среди них выдающееся значение
имеют сборники обработок венгерс-
ких народных песен, крупные симфо-
ническо-хоровые произведения (в том
числе «Те Рецт» и знаменитый «Вен-
<герский псалом»), симфонические
‚танцы и ярко талантливая опера на
национальный сюжет «Хари Янош».
Симфоническая сюита из этой оперы
представляет отличный образен ост-
ро характерной, блестящей по оркест-
ровому мастерству театральной му-
-зыки. Из новейших сочинений Колаи
следует назвать симфонический
«Concerto grosso».
	Пе избегнув заметного влияния мо-
‘дернистических течений, охвативших
		В связи < письмом «Брак на экра-
не», опубликованном в № 10 «Созет-
ского искусства», Главное управле-
ние проката кинофильмов Мини-
стерства кинематографии СССР про-
извело расследование. Начальник
Главкинопроката т. Горнов сообща-
ет, что факты выпуска на экрачы
Днепропетровской области недобро-
качественных кинолент подтвезди-
лись. Приняты меры к ликвидации
отмеченных в газете нелочетов Взе-
	Тяжелая болезнь вырвала из наших
рядов: режиссера Бориса Александро-
вича Свеншикова,

Придя в кинематографию в 1923
году, он участвовал в-целом ряде
постановок: «Приключения мистера
Веста», «Луч смерти», «По закону»,
«26 комиссаров», «Богдан Хмельниц-
кий», «Иван Грозный», «В горах
Югославии» и многих других,

Исключительная скромность. горя-
	дена, в частности, бракеровка выпу
ска фильмокопий после ремонта их
монтажницами. Ремонт фильмов поз
Ручается исключительно опытным
работникам. Значительно увеличен и
улучшен фильмофонд за счет новых
копий кинокартин. Проверено тех“
ническое состояние всего действую+
щего фильмофонда.
	На ремонт монтажной мастерской
Главкинопрокат отпустил средства,
	ИКОВ

чий энтузиазм в работе, упорство в
достижении поставленной цели—вс6
эти качества были присущи Б. А.
Свешникогу. Он всегда был душой
постановочного коллектива и поль-
зовался любовью и уважением своих
товарищей по работе.

Память о Борисе Александровиче
Свешникове надолго сохранится срез
ди всех знавших его.

Группа товарищей,
	ПВН 7-52 ей =
LL a aa a: a a

Редакционная коллегия:
	8. ВДОВИЧЕНКО (отв. редактор), А. ГЕРАСИМОВ, С. ГЕРАСИМОВ,
Ю. ЗАВАДСКИЙ, Jl. КАБАЛЕВСКИЙ А. МОРДВИНОВ,
	А. НОВОГРУДСКИЙ, А. СОЛОДОВНИКОВ.

т Ра
	НА РЕПЕРТУАР РАЗГОВОРНЫХ ЖАНРОВ ЦИРКА,
	26 явленный Главным управлением цирков Комитета по делам ис-
кусств при Совете Министров СССР.
	ПРОДЛЕН

ДО 15
	МЮНЯ 1947 ГОДА.
	1 APO AC EMA на конкурс принимаются Главным управлением
цирков (Москва, Цветной бульвар, 13).
	“a

ый
ey

Ravan No 127%
	-12; издательство — К 1-48-88.
	Адрес редакции и издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны: секретариат, отделы анформации, архитектуры, эстралы и цирка — EK 4-15-66, отделы театра, музыки, изобразитель ных искусств, кино — К 5-45
	Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.