ЕТСКО
	COB
	`Новое здание театра’
в Вилльнлосе

В Вильнюсе по проекту архитектора В. Гугель строится новое зда-
ние Государственного театра русской драмы.

Здание театра расположено в самом центре литовской столицы,
близ площади Черняховского. Оно выступает за красную линию за-
стройки, что обеспечивает его хорошую видимость с главных маги-.
стралей города. а
Театр рассчитан на 800 зрителей, места удобно располагаются в

партере. и на балконе; отовсюду обеспечена хорошая видимость сцены,
> <> а Е Ее ТА: р ИЛА. ОМ:
	oe ee ee р:

Из просторного вестибюля ‘зритель попадает в кулуары и фойе,

т че Рея То -- ле NU
	прекрасно оформленные скульвту
‚барельефы, колонны, специально
	рными деталями. Лепные потолки,
изготовленная осветительная арма-
	РЕКОНСТРУКЦИЯ ГОРОДОВ УРАЛА И СИБИРИ
	любовью. Здания обнесены металли-
ческими оградами, дороги и тротуары
заасфальтированы,  внутрикварталь-
ные пространства благоустроены и
озеленены. В г. Краснокамске соору-
жен поселок, состоящий из красивых
и удобных домов заводского изгото-
вления. Образцовыми являются также
построенные в поселке «Кировен» в
	Челябинске 12  восьмиквартирных
двухэтажных жилых домов.
— Еще больший размах, — FOBO-
	рит С. Колесников, — примет жилищ-
ное и гражданское строительство Ha
Урале и в Сибири в ближайшие годы.
В Молотове, Нижнем Тагиле, Челя-
бинске будет построено по 400 ты-
сяч квадратных метров жилой плоша-
ди. Опыт, накопленный передовыми
стройками, должен стать достоянием
всех архитекторов и строителей. Цен-
тральной задачей сейчас является
борьба за высокое ‘качество - строи-
тельства жилых и гражданских зда-
ний, за полное благоустройство горо-
дов. ‘

С обширным и интересным докла-
дом об основных архитектурно-техни-
ческих вопросах массового жилищно-
го строительства выступил член-кор-
респондент Академии архитектуры
СССР Н. Былинкин.

Для участников совещания открыта
выставка проектов новых домов и .фо-
тоснимков жилых и общественных
зданий, построенных в городах Урала
	и Сибири.
С. ИППОЛИТОВ.

Челябинек.
	„жилой дом
Москвы“
	Институт массовых сооружений
Академии архитектуры СССР’ подго-
товил к 800-летию столицы выстаЕ-
ку «Жилой дом Москвы». Выставка
отражает основные этапы развития
архитектуры жилого дома Москвы,
начиная с ХУП века и кончая нашим
временем.
	В историческом разделе выставки
показаны различные типы жилого ло-
ма ХУП—ХУШ веков. Значитель-
ный интерес для современной совет-
ской архитектуры представляют че-
болышие жилые дома, построенные
по проектам знаменитых русских
зодчих Баженова и Казакова: дом
6. Долгова на 1-й Мещанской улице,
дом. 6. Куракина на Новой Басман-
ной улице и другие.

На выставке хорошо представлена
жилая архитектура Москвы ХХ
столетия — особенно первой полови-
ны его. Мюсква в тот период быст-
ро застраиталась после пожара 1812
года. В создании ее архитектурного.
облика участвовали выдающиеся
зодчие.

Большой раздел выставки посвя-
щен архитектуре жилого дома совет-
ской Москвы. Начало советской эпо-
хи в жилой архитектуре Москвы ха-
рактеризуется комплексной застрой-
кой окраин города. На выставке по-
казаны новые рабочие ‘кварталы, бла-
гоустроенные многоэтажные и мало-
этажные дома, возникшие на пусты-
рях на месте бывших лачуг.

Далее выставка наглядно oTpa-
жает работы по реализации сталин-
ского плана реконструкции столицы,
в корне изменившие и облик жилой
застройки. Образ жилых зданий ста-
новится все более выразительным И
живописным. В течение нескольких
лет по единому плану застраиваются
новыми высококачественными жилы-
ми домами основные магистрали Mo-
сквы — улица Горького, Калужское,
Ленинградское и Можайское шоссе,
набережные Москвы-реки и др.

Фото, экспонированные на выстав-
ке, показывают московские улицы,
плошади, бульвары до реконструк-
ЦИИ И р настоящее время, ярко под-
черкивая достижения советской ар-
хитектуры.
	КОНФЕРЕНЦИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ
МУЗЫКАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
	18 мая состоялась конференция
слушателей абонементных циклов
Музыкального университета и лекто-
рия при Московской государственной
филармонии.

С докладом об итогах и перспекти-
вах работы университета и лектория
выступил И. Дрейзин. С октября
прошлого года университет провел
два цикла лекций-концертов. Слуша-
тели ознакомились с историей возник-
новения опер и балетов, с жизнью ий
творчеством` русских классиков H
произведениями лучших советских
композиторов.

В программу четырех циклов, про-
веденных лекторием, вошли темы:
классики мировой музыкальной куль
туры, русское и западноевропейское
творчество, формы музыкальных
произведений.

В учебном году университетом и
лекторием было организовано больше
пятидесяти лекций-концертов для ра-
бочих московских предприятий, сту-
дентов, военнослужащих, советской
интеллигенции,

Участники конференции обсудили
планы лекций на предстоящий сезон.
		Премьера Государственного
русского народного. оркестра
им, Н. П. Осипова
30 мая в Зале им. Чайковского Го-
сударственный русский народный ор-
кестр им. Н. П. Осипова покажет пре.
	мьеру, опнеру-балладу  Гречанинова
«Добрыня Никитич».
В спектакле-концерте оркестра
	принимают участие Ансамбль совет
ской оперы (хормейстер С. Попов},
солисты Большого театра Союза
ССР; дирижер В. Смирнов, общее ру-
ководство постановкой художествен-
ного руководителя оркестра Д. Оси-
пова. Партию Добрыни Никитича ис-
полнит A. Батурин, Мамелфы —
Е. Антонова, Марины — А. Турчина,
Насти — А. Капинос.
	КИНОФИЛЬМ
«РУМЫНИЯ»
	В течение нескольких месяцев
Центральная студия документальных
фильмов совместно с Румынским «4-
ществом «Фильм-Популяр» работала
над полнометражной ‘кинокартиной
«Румыния»: ,

В ближайшие дни фильм выпус-
кается на экраны. Новая картина по-
знакомит зрителей с Румынией, ee.
общественной, культурной и хозяй-
ственной жизнью.

Автор-режиссер В. Беляев, главный
оператор М. Глидер. В с’емках при-
нимали участие советские операторы
В. Микоша и Г. Бобров и румынские
операторы Ф. Козма и Н. Моррей.
Текст написан Б. Горбатовым, му-
зыка известного румынского компо-
зитора Ж. Энеску и’ П. Константи-
неску.
	2) мая в Челябинске открылось <‹о-
вещание, посвященное строительству
и благоустройству городов Урала и
Сибири.

В работе совещания принимают уча-
стие председатель Комитета по делам
архитектуры при Совете Министров
СССР Г. Симонов, действительные
члены Академии архитектуры СССР
Н. Колли и Л. Руднев, начальники
областных отделов по лелам архитек-
туры, представители архитектурно-
строительного контроля, главные ар-
хитекторы городов Урала и Сибири,
инженеры и лучшие  стахановцы
строек, руководители партийных и
советских организаций Челябинска.

Совещание открыл начальник Упра-
вления по делам архитектуры при Со-
вете Министров РСФСР В. Шквари-
ков.

— Задача совещания, — заявил
В. Шквариков, — наметить пути ре-
конструкции сушествуюних и CTPOH-
тельства новых городов Урала и Си-
бири. Громадные масштабы развернув-
шегося в восточных районах страны
жилищного и гражданского строи-
тельства должны дать максимальный
архитектурный и гоадостроительный
эффект. Не может быть места близо-
рукому, узковедомственяому подходу
к застройке городов. Организации и
‘промышленные предприятия, ведущие
строительство, обязаны заботиться об
архитектурном облике всего города,
добиваясь целостной застройки улиц
и кварталов, создавая хорошю офор-
мленные площади, осуществляя на-

Обсуждение cmekTakneH

aa ge
	„Молодая гвардия“
	В первой половине июня Комитет
по делам искусств при Совете Мини-
стров РСФСР и Всероссийское теат-
ральное общество проводят творче-
скую конференцию, на которой cu-
	  eToHTCA обсуждение спектаклей «\\о-
	лодая гвардия», поставленных в тва!-
рах Советского Союза.

На конференции будут обсуждены
доклады на темы: «Идеи и образы ро-
мана А. Фадеева в инсценировках» и
«Спектакли 0 молодогвардейнах». С
сообщениями выступят художествен-
ные руководители театров, постанов-
щики и участники спектаклей.
	МОСКОВСКИХ
ТЕАТРОВ
	В течение лета ряд московских те-
атров выедет на гастроли по городам
Союза. В июле в Киеве будет высту-
пать Московский театр драмы. Вы-
ступления Театра им. Моссовета в
Сочи состоятся с 1 июля по 15 авгу-
ста. С 15 июля по 15 августа в Риге
будет выступать Театр им. Ермоло-
вой.
	Гастрольный театр «Студия» в те-
чение трех месяцев будет выступать
з городах Горьковской области, га-
строльный театр «Комедия» с 15 ию-
ля по   сентября — в Кременчуге,
Запорожье, Полтаве, Мелитополе и
других горолах Украинской ССР.-
	` театр под руководством В. Плучека
 B начале июня выезжает на гастро-
‚ли для обслуживания рабочих неф-
‘тяных промыслов Баку и строите-

Московский гастрольный Новый
	`лей Севанского каскада в Арменни.
	КОНЦЕРТ
ЗОЛТАНА КОДАИ
	В Москву приехал известный вен-
герский композитор Золтан Кодаи.
26 мая в Большом зале консерватории
состоится первый концерт из произ-
ведений Кодаи, организованный Все-
союзным обществом культурной свя-
	зи с заграницей, Московской филар-.
	монией и Всесоюзным радиокомите-
том.

Большой симфонический оркестр
ВРК под управлением автора 3. Ко-
лаи исполнит вариации на народную
венгерскую песню, сюиту из оперы
«Хари Янош», концерт для оркестра
и другие произвенения.
	(По телеграфу от нашего специального корреспондента)
	ряду с сооружением жилищ и обще-
ственных зданий благоустройство и
озеленение населенных пунктов,
Яркую картину широко развернув-
шегося строительства в восточных
районах страны нарисовал в своем до-
кладе заместитель начальника Упра-
вления по делам архитектуры при
	влепия но делам ара ре 5

Совете Министров РСФСР С, Колес-

о ее
	ников. В новых жилых и гражданских
зданиях, построенных за последнее
время в городах Урала и Сибири, вид-
на подлинная забота партии и прави-
тельства о нуждах трудящихся на-
шей страны. Вот, например, таежный
поселок марганцевого рудника в
Свердловской области. Красивыми и
жизнерадостными выглядят построен-
ные там архитектором т. Всеволож-
ским жилые дома, здания детских
золей и поселкового совета. Прекрас-
ные дома сооружены в поселке Ново-
Тагильского металлургического заво-
да. По благоустройству с этим посел-
ком не может сравниться даже центр
города. Большие работы ведутся по
реконструкции улицы Спартака в
Челябинске и превращению ее в цен-
тральную магистраль города.

В городах Урала и Сибири есть це-
лые кварталы, которые по. праву мо-
гут быть отнесены к лучшим дости-
жениям советской архитектуры за по-
следние годы. Так, например, в г. Чу-
cOBOM, Молотовской области, на Боль
ничной: горе построен поселок с шла-
кобетонными жилыми двухэтажными
домами, в которых каждая деталь вы-
полнена © большой тшательностью и
	‚ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ
` ХУДОЖНИКОВ ЮГОСЛАВИИ
	  В Музее изобразительных искусств
‘им. А. С. Пушкина в ближайшее вре-
‘мя открывается большая выставка
‚ произведений художников Югосла-
  вии. у
На выставке будет широко пред-
ставлено изобразительное искусство
народов Югославии, начиная © ХХ
века и до наших дней. В ряде работ
современных художников и <кульп-
торов отражена героическая борьба
югославских партизан с немецко-
  фашистскими захватчиками. Всего
намечено показать около 300 произ-
ведений живописи, скульптуры и
  графики. :
  В Москву приезжает группа юго-
` славских художников — участников
  выставки. Они ознакомятся © состоя-
  нием изобразительного искусства в
  СССР. встретятся с крупнейшими ху-
	СССР, встретятся с крупнейшими ху-
`дбжниками, скульпторами и графи-
ками столицы.
Выставка организуется Комятетом
по делам искусств при Совете Миьи-
И СССР и ВОКС.
Oo
	Модель памятника В. П. Чка-
лову работы скульптора И. Мен-
делевича. Памятник будет уста-
новлен на площади у Курского
	вокзала в Москве.
Фото Э Евзерихина (ТАСО).
	вод «Электросила», завод им. Сталина,
завод «Красная заря», универси-
тет, некоторые институты и т. д.), мы
собирали любителей симфонической
музыки и проводили с ними семинар-
ские занятия, приучая к рецензирова-
нию симфонических концертов. В ре-
зультате во всех многотиражках ста-
ли появляться заметки и рецензии
слушателей о концертах филармонии.
Одновременно регулярно выходила
стенная газета «Слушатель», выве-
шиваемая в партере ‘и на хорах Боль-
шого зала филармонии.

Одной из наиболее существенных
форм музыкальной пропаганды яв-
ляется издательская деятельность
филармонии. Обычно к каждому сим-
фоническому концерту издаются ан-
нотации исполняемых произведений.
Мы возродили издание серии «Путе-
водители по концертам» — научно-по-
пулярных очерков об отдельных сим-
фониях (с нотными примерами). Под-
готавливается к изданию карманный
словарь-справочник в помощь посети-
телям симфонических концертов.

Таковы некоторые из форм массо-
вой работы со слушателями, проволи-
мые Ленинградской ‘филармонией.
Однако нельзя считать эту работу
достаточной. Нам предстоит еще ре-
шить немало практических вопросов
в деле расширения состава нашей
аудитории и применения новых форм
общения с массовым слушателем.
В частности необходимо теснее уста-
HOBHTb CBASH с предприятиями Ленин.
	града, чтобы шире привлечь к своим.
	мероприятиям. рабочих м технический
персонал заводов. Большая работа
предстоит нам по организации дет-
ской аудитории, созданию занима-
тельных и актуальных концертных
программ и лекций для школьников и
ремесленной молодежи.

Из-за отсутствия камерного зала у
нас сильно отставала пропаганда. ка-
мэрной музыки. Сейчас восстанавли-
вается Малый концертный зал на
Невском проспекте, где будут про-
водиться регулярные камерные кон-
церты. Это говорит о том, что наша
работа эще только начата. Советский
слушатель, благодарный и отзывчи-
вый, жално стремящийся к знанию, к
искусству, вправе требовать неустан-
ного внамания к своим культурным
запросам. Ответить на них — дело
чести каждой концертной организа-
	ции,
О. САРКИСОВ,
зам. художественного руководи-
теля Ленинградской филармонии.
	Участники стчетного концерта московских детских музыкальных
: школ: слева Е. Ненало, в центре: вверху — Л. Лосева, внизу — К.
Феруленков, справа — Г. Вайль. - Фото Е. Явно.
	ты, воспитывает слух, укрепляет пих-
циплину. Кстати сказать, если к кон-
цу прошлого учебного года 19 мос-
ковских музыкальных школ имели
всего 4 оркестра и 5 хоров, то теперь
их, соответственно, 12 и 24.

Говоря о солистах, участниках кон-
церта, следует учитывать, что рай-
онные детские музыкальные школы не
готовят, как правило, будущих музы-
кантов-профессионалов. В основиом
их задача — обшее музыкальное вос-
питание детей. Но среди участников
программы имелись и отмеченные не-
сомненной талантливостью:  <пособ-
ный пианист, с намечающейся хопо-
шей техникой, ученик 7-го класса
школы Сокольнического района Валя
Матвеев, явно музыкальная и с ар-
тистическими задатками ученица 6-го
класса школы Свердловского района
скрипачка Лиля Лосеза, очень музы-
кальная арфистка, ученица 5-го кла-
са школы Ленинского района Таня.
Альбицкая.

Судя по программе концерта и пе-
чатным материалам двух предшество-
вавших этому концерту учительских

конференции, репертуар детских му-.
	зыкальных Школ довольно широк.
Обильно представлена здесь русская
классика: Глинка, Даргомыжский.
Римский-Корсаков, занимающий гла-
венствующее положение Чайковский,
Глазунов, Рахманинов, и даже Скря-
бин. И в западноевропейской класси-
ке упор взят на лучшее—от Баха и
Вивальди до Вагнера и Брамса.

Школы часто обращаются к совет-
ской музыке. В программах показов
на учительских конференциях мы
встречаем имена более чем 40 совет-
ских композиторов.

Однако репертуар музыкальных
школ еще далеко не освободился от
рутинно-традиционного хлама, обла-
дающего весьма сомнительными педа-
гогическими достоинствами, лишенно-
го подчас и тени идейно-художесг-
венной содержательности.

Есть и другие существенные из’-
яны в репертуаре школ. Очень слабо
представлено в нем творчество ком-
позиторов братских республик. В хо-
ровом репертуаре явно недостаточное
место занимает русская народная пес-
ня и почти полностью отсутствуют
песни других советских народов.

При общих удовлетворительных ре-
зультатах годичной работы (что убз-
дительно показал отчетный концерт)
репертуарная проблема в детских му-
зыкальных школах решена далеко
еще не полностью.

Материалы конференций и концеот
показывают, что школы в значитель-
ной мере отошли от господствовавше-
го ранее в них «фортепианного укло-
на». Сейчас в школах развернуты за-
нятия по разным специальностям, в
том числе по игре на духовых инетоу-
ментах. Однако очень отстающим еше
оказывается участок народных инет-
рументов,—пробел, который необхо-
ИМО ВОСПОЛНИТЬ.

Над всем этим следует еще и еще
подумать как самим педагогам, так и
руководителям школ.
	д. РАБИНОВИЧ.
		—.18: мая в Болышном зале Консерва-.
тории состоялся отчетный концерт мо.
CKOBCKMX детских музыкальных школ,
Он подвел итоги закончившемуся
учебному году и показал, что затрул-
нения в работе школ, связанные с
военным периодом, уже позади. Поч-
ти все довоенные детские музыкаль-
ные школы восстановлены, в значч-
тельной степени восстановлен и коч-
тингент учащихся. В концерте уча-
ствовали 2 хора, 2 струнных и симфо-
нический оркестры, струнный квартет,
многочисленные  солисты-инструмеч-
талисты — свыше 250 ребят, начииая
от малышей 7—8 лет и кончая 15-лет-
ними подростками. Как правило, это
одаренная детвора, в искусстве кото-
рой чувствуются и труд и искреннее
увлечение.

„Многое в программе было очень
трогательным, например появление на
эстраде ‘крохотного баяниста Коли
Феруленкова, ученика 1-го класса
школы Пролетарского района, или ду-
эта таких же маленьких баянистов,
учеников 1-го класса школы Октя-
брьского района Бориса Калинина и
Юрия Абрамова, с уморительчой
серьезностью, но чистенько и акку-
ратно сыгравших русскую народную
песню «Я на камушке сижу». Бурную
реакцию в зале вызвало и выступле-
ние хора учащихся 1-х и 2-х классов
школы Бауманского района (рукоз2-
дитель хора Л. Тихеева), котозые
&тарательно выпевали своими тонень-
кими голосами и «Спи, дитя мое, ус-
ни» Аренского и «Край родной» Бет-
ховена, и, в заключение — песню
«Подарок» М. Раухвергера, посвя-
шенную товаришу Сталину.

Печать влумчивого отношения К
ответственному делу художественно-
го воспитания детей лежала; в суш-
ности, на всем концерте. Отличных
результатов добилась руководитель-
ница’’ хора Фрунзенского района
Н. Гродзенская. Ее `хор об’единяет
учащихся разных возрастов, но лаже
и самые старшие из них— все-таки
дети. Н. Гродзенская привила хору
умение исполнять сложные четырех-
голосные произведения, добилась от
ребят осмысленного ощущения от-
дельных партий хоровой партитуры,
внятной дикции, разнообразия оттен-
ков, особенно порадовавших в песне
Леонтовича «Шедрик». Неплохих ре-
зультатов достиг и Н. Соколов, py-
ководитель симфонического оркестра
Николы Таганского района. Сам по
себе факт создания школьного симфо-
нического оркестра — доброе начнна-
ние и пример, которому должны по-
следовать и другие школы. Оркестр
играет слаженно, исполнение серьез-
ное и культурное. Аналогичное можно
сказать о струнном оркестре школы
Свердловского района (руководитель
проф. Ю. Юровецкий). Оркестр зву-
чит мягко, компактно, успешно споа-
вляясь с такими трудными произвеле-
ниями, как ария Баха или элегия из
«Струнной серенады» Чайковского.

Детские музыкальные школы пра-
Бильно делают, уделяя внимание соз-
данию вокальных и инструментальных
коллективов: это развивает детей,
расширяет их музыкальные горизон-
	‚ На состоявшемся недавно Всесоюз-
ном совешании деятелей концертных
организаций прозвучали жалобы на
плохую посешаемость` концертов’ в
ряде филармоний. Нам кажется, что
дело здесь не столько в слушателях,
якобы не интересующихся симфониче-
скими концертами, сколько в неуме-
нии правильно организовать систему
концертной работы.
о Ленинградская филармония и ее
симфонические концерты пользуют-
ся огромной популярностью и любо-
въю своих слушателей. Стало обыч-
ным явлением, когда у входа в Фи-
лармонию скапливаются желающие
попасть на симфонические концерты.
Приходится постоянно выпускать до-
полнительные входные билеты в пар-
тер и на хоры. Посещение симфони-
ческих концертов для многих ленин-
градцев стало неот’емлемой частью
их быта, их насущной культурной по-
требностью.
_ Это об’ясняется не только умелым
построением репертуара и качеством
его исполнения, но и той массовой
музыкально-просветительной работой,
которую филармония систематически
проводит со слушателями.

Тут в первую очередь надо сказать
о старом, испытанном методе оргави-
зации слушателей через абонемент-
ную систему. Абонементы Ленинград-
ской филармонии обычно включают
по лесять симфонических концертов,

хватывающих различные . этапы раз
	вития классической и современной <о-
	ветской музыкальной культуры. В. те
кущем сезоне было выпушено пять’
	таких‘ абонементов, которые: в’ корот-
кое. время были полностью рёализова-
ны. Следовательно, все 1312 мест в
Большом зале‘ филармонии - по всем
пяти абонементам были заполнены на
весь симфонический сезон массовой
аудиторией. Среди слушателей мы
встречаем представителей самых: раз-
личных. профессий и возрастов—пзо-
фессоров, научных работников, сту-
дентов, офяцеров- Советской. Армии
и др. Это постоянные посетители
ваших. абонементных концертов.

’ Одновременно ведется. работа по
привлечению новых слушателей через
широкую сеть наших лекториёв`на

предприятиях и в вузах, через спе-.
пиальных уполномоченных, подлин-
	вых энтузиастов своего дела, работа-
ющих во всех районах города. Актив-

`помогают нам и наши постоянные
упатели Они широко популяризн-

рут: работу филармонии среди. своих.
	друзёи и знакомых.
		ee TE 4

тура—все это украсит внутренние помещения театра. Проект оформ-

о О Е Г. mas RTADTTARS ANVIETAYTRAKA
	ления интерьеров выполнен
города В. Микучанис.
	под руководством главного архитектора
	А Е, Е

В сценической части запроектированы необходимые обслуживаю-
	щие помещения (артистические
склад бутафории и реквизита и т.
щения имеют специальные входы
ного двора, который примыкает к
Фасад отделывается высококач
новой кости. Декоративные детал
	ного известняка желтоватых тонов.
	уборные, костюмерные мастерские,
д.). Подсобные сценические поме-
и под’езды со стороны хозяйствен-`
боковому фасаду.

ественной штукатуркой цвета сло-
и и профили выполняются из мест-
ов. В центре фасада — картуш с
	эмблемой театра и надписью. Над аркадой устанавливаются лепные
	театральные маски. Здание венчае
	шо завершающий эту простую
	т карниз с большим выносом, хоро-
	и выразительную композицию,
	В a

Строительство тватра было начато в прошлом году. При постройке
была использована часть стен находившегося на этом месте кино-.
	театра. К началу нового сезона
	здание будет сдано в эксплоата-
	Е ра >

нию. Это первое театральное сооружение, построенное в Литве за
		ГОДЫ советской власти.
	На снимке: проект здания театра в Вильнюсе.
	С0 ВСЕХ КОНЦОВ
СТРАНЫ
	ЛЕНИНГРАД. Отделение Всероссийско-
го театрального обикества и Театр оперы
и балета им. Кирова провели научно-
творческую сессию, посвященную 125-
летию со дня рождения одного из созда-
тэлей русской балетной школы М. Пе-
тина. В” Театре им. Кирова состоялся тор-
жественный спектакль. Был показан ба-
лет П. И. Чайковекого «Спящая краса-
вица» в постановке Петипа.

ТВИЛИСИ. В помещении Оперного те-
атра им. Палиашвили открылась  чет-
вертая олимпиада художественной са-
модеятельности школьников Тбилиси, в
которой участвуют евьшие 2500 человек,

ЛЬВОВ. Львовекий театр музыкальной
комедии показал премьеру «Майская
ночь» композитора Рябова. Либретто
написал Юхвид по повести Н. В Го-
голя. Спектакль поставлен режиесером
ДД. Козачковеким.

КИЕВ. В присутствии многочисленных
гостей открылея Дом актера, создавный
Украинским театральным обществом.

С сообщением о задачах общества
и Лома актера выступил председатель
оргкомитета общества народный ар-
тист СССР И. Паторжинекий. Затем пред-
седатель Комитета по лелам_ искусств
УССР Н. Пащин расскафФал собравитимся
о подготовке театров Украины к 30-ле-
тию Великого Октября.

ОДЕССА. Злесь открылаеъь доставлен-
ная из Москвы перелвижная высфавка
живописи и графики. Представлены ра-
боты А. Герасимова, С. Герасимова,
п. Кончаловского. В Лансере. И Пав-
лова. П. Васильева и других.

РОСТОВ. Общественность Ростова-на-
Лону отпраздновала 30-летие сцениче-
ской леятельности заслуженного артиста
РСФСР хуложественного руководителя
Театра им. Горького Г. Леонлора.

АПТХАБАЛД. Русская группа Туркмен-
ского театра оперы и балета показала
премьеру — оперу «Евгений Онегин»,
	УЧЕБНЫЕ СТУДИИ
ПРИ ТЕАТРАХ
	* Комитет по делам искусств при
Совете Министров СССР принял ре-
шение о проведении осенью 1947 года
нового набора учащихся в студии при
33 ‘театрах РСФСР, Азербайзжан-
ской, Армянской, Грузинской, Казах-
ской, Киргизской, Туркменской, Тад-
жикской, Узбекской, Украинской и
Эстонской ССР.
	Новые студии организуются при
Театре им. К. С. Станиславского и
В. И. Немировича-Данченко (Москва),
Новосибирском театре оперы и балета,
	Молотовском областном театре оперы.
	и балета, Грузинском драматическом
театре им. Марджанишвили (Тбилиси)
и при Государственном национальном
драматическом театре (Петрозаводск).
	УЗНОПЛЕНОЧНЫЙ ПЕРЕДВИЖНОЙ
НИНОАППАРАТ
	Сотрудники Всесоюзного научно-
исследовательского кинофотоинсти-
тута К. Спасский и Н. Бернштейн
разработали новую конструкцию у3-
копленочного передвижного = KHHO-
проекционного аппарата. Он имеет
более усовершенствованную систему
грейферного механизма, которая рез-
ко повышает световой поток и умень-
шает износ пленки. Благодаря ис-
пользованию низковольтной лампы
особой конструкции достигнута нор-
мальная освещенность экрана. Затра-
та электроэнергии при этом в четыре
раза меньше, чем в передвижных
киноаппаратах прежнего типа., Улуч-
шена звуковая Часть аппарата. Вся
аппаратура вместе с комплектом
фильмов умещается в двух чемода-
нах.
	КНИГА О СОВЕТСКОИ
ЭСТРАДЕ
	Главное управление ` музыкальных
учрежлений Комитета по делам и.

кусств при Совете Министров СССР:
	приступает к созданиюскниги. посвя-
щенной советскому эстрадному искус
ству за 30 лет. Книга эта будет нани-
	сана самими мастерами эстрады, кото-
	рые. роняет ©: СВЭЕМ. творческом
пути, опыте работы, поделятся мыс-
лями об искусстве советской эстра-
ды и перспективах его развития.
	Артисты эстрады широко отклик-
нулись на’ это начинание. Б первом
творческом собеседовании по вопросу
создания ‚; книги : приняли  участне
Н. Смирнов-Сокольский, Л. Утесов,
Викторина Кригер ° А. Редель,
М. Хрусталев, Г. Афонин, М. Блан-
тер, В. Кручинина, А. Арнольд и дру-
гие. :

_— Книга выйдет к 30-летию Великой
	Октябрьской социалистической рево-
JUOUHH.
	МОСКОВСКАЯ
ХРОНИКА
	20 мая в филиале Большого театра
состоялась премьера оперы А. Серова*
‹Вражья сила». Музыкальная редакция
и музыка 5-го акта Б. Асафьева. Либ-
perro написано по народной драме Ост-
ровекого «Не так живи, как хочется» в
переработке Ю. Отремина. Главные ро-
ли исполнили: Петра—А. Иванов, Даши
—Л. Масленникова, Васи — А. Хоссон,
Спиридоновны — Е. Антонова, Груни —
В. Борисенко. Еремки — Н. Шегольков.
Постановщик спектакля Б. Покровский,
дирижер К. Кондрашин, художник
В. Дмитриев.

{$ Всероссийское театральное общество
организует 2 июня обсуждение спектак-
лей «Русский вопрос», поставленных те-
атрами Москвы. ,

$ > мая в Центральном доме работ-
ников искусств состоится творческий ве-
чер «Мастера искусетв Белоруссии>. Но-
сле вступительного слова лауреата Ста-
линской премии И. Любана будет дан
концерт при участии народных ‘артистов
Белорусской ССР И. Болотина и di.
Алексеевой. :

{9 Инетитутом истории искусетв орга-
низуется экспедиция, которая изучит па-
мятники архитектуры и материалы сов-
ременного народного зодчества Закар-
палекой Украины.

< Сегодня московский театр онеёретты
начинает сезон в 5@ркальном театре сада
«Эрмитаж» спектаклем «Одиннадцать не-
известных». Летний концертный зал от-
кроется 1 июня. ь

© 21 мая в’ Московском союзе совет-
ских художников открывается общемос-
ковское собрание художников и крити-
ков, носвященное 15-летию со дня оено-
вания «Товарищества передвижных вы-
ставок». К собранию будет развернута
выставка картин передвижников. :

< 26 мая созывается конференция чле-
нов Центрального дома работников ис-
кусетв СССР. На конференции будет за-
слушан отчет о работе ЦДРИ и избрано
новое правление.

© В конце мая в зале Московского то-
варишества художников откроется пб-
смертная выставка произведений скуль-
птора И. Д. Шадра.

{$3 Вечер, посвященный памяти Е. Б.
Вахтангова. в связи е 35-летием со двя
его смерти, состоится 29 мая в Доме ак-
тера.

@ Театр музыкальной комелии ВГКО
работает нал постановкой новой оперет-
ты «Когда поют соловьи» (либретто
В. Винникова, музыка Н. Богословского,
постановщик А. Вовси. художник
С. Мандель). Оперетта написана на сю-
жет комедии В. Гусева «Весна в Москве».

< Вчера в ЦДРИ состоялся пятый вы*
пуск устного журнала «Новости жизни».
	Концерты Украинского хора
			ДРУЖБА СО ЗРИТЕЛЯМИ
	оживленно. На них собирается до
2 тысяч слушателей, кровно заинте-
ресованных в большой и полезной дея-
тельности, проводимой филармонией.

В этом году мы приступили также
к проведению теоретических слуша-
тельских конференций. `С большим ус-
пехом прошла конференция, посвя-
щенная проблемам советского симфо-
низма. Очередная конференция, про-
водимая в мае, посвящается итогам
текущего и планам булушего концерт-
ного сезона. К открытию конферен-
ции приурочивается выпуск новых
абонементов на будущий год. Так,
залолго до окончания текущего хон-
цертного сезона слушатели познако-
мятся с планом‘ концертов предстоя-
щего сезона, а руководство филармо-
нии своевременно начнет вербовать
контингент своих слушателей на Oy-
дущей год.

Новой формой работы явились
проведенные нами недавно  творче-
ские встречи с композиторами, произ-
ведения которых исполнялись в кон-
цертах. Такие встречи  прохолят
обычно в фойе во время специально
Удлиненных антрактов. Композитор
отвечает на вопросы слушателей, рас-
сказывает о своей работе над’ произ-
ведением; затем < оценкой выступа-
ют посетители концерта. В этом году
интересно прошли такие творческие
встречи с. композитором Ю. Левити-
ным после исполнения его оратопии
«Памяти павших героев» и Г. Попо-
вым после премьеры его 3-й симфс-

В дни симфонических концертов на-
ши слушатели широко пользуются
различными материалами к концерту,
специально подготавливаемыми  чя-
тальней Большого зала филармонии,
Здесь — литература, аннотации, но-
ты. К услугам слушателей — рояль;
они могут познакомиться с исполня-
емыми произведениями по’  клавиру
или партитурам. В другом фойе —
консультант-музыковед отвечает на

вопросы слушателей. Тут же доска
вопросов и ответов, < помощью кото-
рой поддерживается живая связь < ак-
тивом постоянных посетителей кон-
_цертов. Периодически в одном из
` фойе организуются большие капиталь-
ные выставки по истории музыкальной
культуры.

В ближайшее же время мы намере-
ны возродить проводившуюся до вой-
‘ны рецензентскую работу самих слу-

шателей. С крупных предприятий го-
рода, где издаются  многотиражные
печатные газеты (Кировский завол, за-
	Концертный сезон Ленинградской
филармонии совершенно сознательно
построен так, что наиболее яркие
программы включены именно в
абонементные циклы, составляющие
три четверти всего художественного
репертуарного плана. Новый слуша-
тель может рассчитывать в лучшем
случае лишь на входной билет в або-
нементный концерт. Тем самым авто-
ритет этих мероприятий возрастает ©
каждым днем, и из числа слушателей,
эпизодически попадавших на симфо-
нические концерты, мы получаем но-
вое пополнение абонементодержате-
лей.

Можно с полным основанием утвер-
ждать, что подобная система сейчас
является наиболее жизненной и целе-
сообразной.

Успех наших абонементов прелоп-
ределен всей системой многолетней,
кропотливой работы co слушателями,
самым любовным и индивидуальным
подходом к ним и их разносторонне-
му обслуживанию. Мы постоянно изу-
Заем наших слушателей, проводим
среди -них анкеты, с помощью кото-
рых выясняем их запросы, получаем
предложения и прислушиваемся к
критике нашей работы. .

В прошлом году мы завели специ-
альную картотеку, фиксирующую не-
обходимые данные о посетителях на-
ших концертов. Получая абонемент-
ную книжку на свое, закрепленное за.
ним место в зале, слушатель заполня-_
ет анкету, отвечая на вопросы о своей
профессии, возрасте, стаже слушания
музыки; он оставляет свой адрес и
номер телефона, что дает концертной
организации возможность в дальней-
лнем поддерживать с ним постоянную
связь. Руководство’ филармонии таким
‘образом знает персональный состав
своих слушателей, в отношении кото-
рых проявляется максимальная забо-
та. Так, например; если абонементо-
держатель по уважительной причине
вынужден был пропустить свой оче-
‘редной концерт; OH имеет  возмож-
ность посетить любой концерт: друго-
го. абонемента.

Начиная с 1936 года. Ленинград-
ская ‘филармония ежегодно проводит
слушательские конференции, на кото-
ых отчитывается освоей деятельно-
‘сти, выслушивает критические  заме-
чания и пожелания, обычно учитывае-
‚мые при построений репертуарного
плана и организации предстоящего
сезона. Такие конференции, укрепля-

ющие связь руковслетва филармонии
с массой слушателей, проходят очень

Сегодня в Москву прибывает Го-
сударственный украинский народный
хор под художественным руковолст-
вом заслуженного деятеля искусств
Григория Веревка.

24 мая в Концертном зале им. Чай-
KOBCKOTO состоится первый концерт
хора. В программе — народные ук-
раинские песни, пляски и хороводы.
		ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ
	Академия наук СССР созывает з
Москве Всесоюзное совещание фоль-
клористов, на котором будут подве-
дены итоги изучения фольклора Ве-
ликой Отечественной войны.

Этнографы Москвы, Ленинграда,
Киева и пругих городов провели
большую работу по собиранию и изу*
чению народного творчества — пе-
сен, дум и сказаний о Великой Оте=
чественной войне советского народа.

Много писем получено от офиперо&
и солдат, которые сообщили об услы*
шанных ими в освобожденных горо
дах и селах нашей Родины и за ру=
бежом песен о великом Сталине, ©
Советской Армии-освободительнице,

В настоящее время часть этого маз
териала уже обработана. В ближайз
шее время выйдет в свет подготов=
ленный Институтом ‚этнографии сбора
ник «Фольклор Великой еее
ной войны».
	ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ ФИЛЬМ
«ЛЮДИ БЕЗ КРЫЛЬЕВ».

В ближайшее время на. экравы
страны выходит новый художествен-
ный фильм «Люди без крыльев»; за-
снятый Чехословацкой государствен-
ной: студией в Праге, Сейчас. для
фильма готовятся пояснительные- чада
писи на русском языке.

«Люди; без крыльев» —увлекатель
ная киноповесть о саноотверженной
борьбе чехословацких патриотов в
период гитлеровской оккупации: Дей-
ствие происходит на авиационном зач
воде. Основные персонажи—участни“
ки группы сопротивления, организу«
ющие диверсионные акты против не
мецких захватчиков.

Фильм ставил пражский кнноре-

жиссер Ф. Чап по сценарию Б. Ште+
павека.

Редакционная коллегия:
	В. ВДОВИЧЕНКО (отв. редактор), ^. ГЕРАСИМОВ, С. ГЕРАСИМОВ,
Ю. ЗАВАДСКИЙ, Д. КАБАЛЕВСКИЙ, А. МОРДВИНОВ,

> AL `НОВОГРУДСКИИЙ, А. СОЛОДОВНИКОВ.
		Ц

ион
Зак №1346,
	Рис
	Адрес редакции и издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны: секретариат, отделы информации. архитектуры, эстрады и цирка — К 4-15-66. отделы театра, музыки, изобразительных искусств, кино — К 5-45.12;

издательство — К 1-48.88.

_Чипография <
	Гудок», Москва, ул. Станкевича, 1,