>
	Партийная жизнъ
eee ИНЬ
	Илеийное воспитание
театральных работников
	Из опыта работы парторганизации Малого театра
	Два с половиной года существует
	философский кружок в Малом теат-
ре. На-днях на заключительном 32-
	pe. Cee ne
нятии были подведены итоги его дея:

а а а
	несколько необычное занятие при
шли представители партийного бюро,

ах
	месткома, пропагандисты. Предстоя-
р Е Е Ч ен: ток пап и
	риод его существования,
Доклад сделал артист Т. Ванюков.
	Он подробно остановился’ на содер“
	жании третьей главы произведения
И. В. Сталина «Анархизм или соцна-
лизм?»

Доклад Т. Ванюкова, получивший
единодушное одобрение, свидетелъ-
ствовал и о его прочных знаниях и
о плодотворной работе философско-
го кружка.

За два < половиной года его слу-
шатели изучили философию в об еме
курса для гуманитарных вузов. По-
дробно ознакомились они с филосо-
фией древней Греции, средневековъя,
эпохи Возрождения, нового времени.
Особое внимание было уделено фило-
софии марксизма и ряду произведе-
ний В. И. Ленина иИ: В. Сталина. За
это время (кружки всесторонне обсу-
дили 30 докладов) теоретический
уровень занятий значительно MOBbI-
сился. Активно участвовали в рабо-
те кружка артисты: И. Ликсо, К. Ми-
хитаров, °А. Сальникова, Н. Григо-
ровская, К. Тарасова и ряд других.

Все они сделали по нескольку ло-
кладов, обнаружив серьезную теоре-
тическую подготовку. Так, один из
самых активных слушателей кружка
и Университета марксизма-ленинизма
артист К. Михитаров отлично спра-
вился с докладами на темы: «Фи-
лософия эпохи Возрождения», «Боь-
ба Ленина и Сталина против догм те-
оретиков 2-го Интернационала» и
«Доклад товарища Сталина о 27-й го-
довшине Великой Октябрьской соци-
алистической революции». Отличную
оценку получили доклады артистки
И. Ликсо на темы: «Милетская шко-
ла: Фалес, Анаксимандр, Анакси-
мен», «Философские воззрения Лей-
бница» и доклад по историческому
материализму. Теоретической глуби-
ной отличались также доклады по
историческому материализму  арти-
стов Н. Григоровской С. Конова,
В. Маслиха и Н. Ивениной.
	За время работы в кружке возрос
	‚ интерес слушателей к глубокому изу-
	чению маркеистско-ленинской теории
по первоисточникам. Возник вопрос ©
дальнейшей перспективе работы слу-
шателей кружка над повышением
своего идейного уровня. Когда ру-
конодитель кружка Л. Шаповалов
внес предложение приступить к изу-
чению отдельных произведений клас:
сиков марксизма, начав с книги Лени-
на «Материализм и эмпириокрити-
цизм», все слушатели одобрили это
предложение.

— В кружке я впервые прикоснул-
ся к первоисточникам, — говорят
один из слушателей, артист В. Са-
вельев. — А для нас, актеров, сцена
Малого театра —это трибуна, с котэ-
рой мы должны нести в массы самое
передовое мировоззрение. Поэтому
нам самим надо хорошо разбираться
во всех вопросах теории. Работа нал
первоисточниками марксизма-лениниз-
ма, изучение произведений Ленича
— Сталина окажут нам в этом боль-
шую помощь. =

сейчас слушатели усиленно го-
товятся к теоретическому собеседо-
ванию по книге В. И, Ленина «Мате-
риализм и эмпириокритицизм».

Свыше 40 творческих работников
Малого театра учатся в Университе-
те марксизма-ленинизма. Большинст-
вс из них аккуратно посещают лек-
ции и семинарские занятия и серьез-
но готовятся к предстоящим в июне
переходным и выпускным экзаменам.

Слушатели первого курса изучают
работу И. В. Сталина «О диалектиче-
ском и историческом материализме».
Восемь человек, занимающиеся на
втором курсе, готовясь к носледнему
экзамену по истории ВКП(б), уси-
ленно работают над произведениями
В, И, Ленина и И. В. Сталина.

Многие артисты овладевают марк-
систско-ленинской теорией, работая
над первоисточниками самостоятель-
Но, по индивидуальному плану.

Большая часть творческих работ-
ников Малого театра повышает свой
идейно-теоретический уровень в се-
минарах. В одном семинаре изуча-
ются произведения и биография
И. В. Сталина, в другом — вопросы
марксистско-ленинского — искусство-
	знания. Для слушателей семинара по
марксистско-ленинскому  искусство-
знанию профессоры МГУ прочитали
лекции на темы «Ленинская теория
отражения» и «Проблемы формы и
содержания в искусстве». После оче-
редной лекции «О социалистическом
реализме» намечено провести теоре-
тическое собеседование по этой те-
ме. Кроме того, собеседования наме-
чены по темам: «Единение наука и
искусства в деле воплощения вели-
ких идей Маркса-—Энгельса—Ленина
— Сталина» и ряду других.
Партийная организация и Местком
Малого театра периодически органи-
зуют лекции и доклады по вопросм
междунароцной жизни, жизни нашей
страны, по истории, науке и культу-
	ec.

P Партийное бюро и дирекция Мало-
го театра серьезно и повседневно ру
ководят идейно-политическим воспи-
танием “творческого состава. Член
партбюро, директор театра Л. Шапо-
валов не только сам руководит круж-
ком по философии, но и интересуется
работой других пропагандистов, при»
сутствует на занятиях семинаров Yui.
верситета марксизма-ленинизма. Член
партбюро артист В. Диев руководит
политшколой, член партбюро артист
Н. Уралов. консультирует работников
театра, самостоятельно изучающих
«Краткий курс истории ВКП(б)».

Партийное бюро Малого театра ос»
новным в своей работе считает идей,
но-политическое воспитание  творче»
ских кадров, политическое просвеще-
ние актеров. В этом партийная орга,
низация и руководство видят ключ к
решению театром задач, поставлен“
ных партией и народом перед совет».
ским искусством.

Решения ЦК ВКП(б) по вопросам
литературы и искусства и ход их вы-
полнения театром неоднократно обсу-_
ждались на партбюро и собраниях. В
план семинарских занятий по искус-
ствознанию включена специальная
тема: «Разбор спектаклей Малого те:
атра в свете постановлений ЦК
ВКП(б) по вопросам литературы и
искусства и доклада товарища
А. А. Жданова о журналах «Звезда%
и «Ленинград».

Много раз обсуждался на партбюро
и вопрос о состоянии идеино-полити-
ческого воспитания творческих ра-
ботников.

Эта целенаправленность  деятель-
ности партийной организации Wa во-
просы идейно-политического  воспи“
тания творческих кадров и мобилиза-
ция их на выполнение решений пар:
тии о литературе и искусстве спо-
собствовали оживлению всей обще-
ственной и творческой деятельности
в коллективе этого старейшего в
стране театра. Можно < уверен-
ностью сказать, что настойчивое 08»
ладение творческими работниками
Малого театра марксистеко-ленин-
ской теорией благотворно сказалось
на работе по созданию новых высоко.
идейных и художественно-полноцен-
ных спектаклей. В довольно сжатые
сроки Малый театр поставил такие
спектакли, как «За тех, кто в море!»
Б. Лавренева и «Русский вопрос»
К. Симонова, получивитиь  закочное
признание зрителя. До конца года
советский. зритель увидит на сцене
Малого. театра и его филиала и пру-
гие современные спектакли, пПоста-
новщики и исполнители которых на-
стойчиво пополняют свои знания
марксизма-ленинизма.

ю в постановке пропаганды в Ма-
лом театре есть и серьезные недо-
статки. Партбюро еще недостаточно
уделяет внимания самостоятельно
изучающим — марксистско-ленинскую
теорию. Лекции по вопросам тесреи
читаются редко. Индивидуальные
беседы с коммунистами проводятся
ве систематически. Недостаточно. ак-
тивно работает семинар по марксист“
ско - ленинскому искусствознанию.
Слабо организована и лекционная
пропаганда. Тематика лекций для
творческих работников, не занимаю:
щихся в кружках и семинарах, не оп:
ределена. Мало читается специалъ-
ных лекций и докладов по вопросам
теории и практики в помощь творче-
ским работникам, занятым подготов-
кой новых спектаклей.

Партбюро театра располагает всеми
возможностями для полного устране-
ния этих недостатков. Тем самым бу:
дет оказана действенная помощь
творческим работникам старейшего
театра в их естественном стремлении
идейно вооружить себя, быстрее н
лучше справиться © задачами, постав-
ленными партией перед советским ис-
кусством.

А. ГАВРИЛОВА.
	А, Хотулева
	А, Хотулев. Автопортрет (1341 г.).
$©юо>
	портретов сангиной и акварелью. Сре-
ди них имеются сделанные в период
Великой Отечественной войны порт
реты героических защитников нашей
родины.

Наряду с жанровыми и портретны-
ными холетами предреволюционного
времени, на выставке имеется и че-
сколько «моделей». Работы эти крас-
норечиво свидетельствуют о серьез-
ном профессиональном — мастерстве
А. Хотулева.

В послереволюционные годы А, Хо-
тулев особенно много работает в об-
ласти пейзажа, причем северная те-
матика в это время явно завоевывает
доминирующее положение,

На выставке собран длинный ряд
великолепных — северных этюдов
А. Хотулева, относящихся к различ-
ным его поезцкам. Нужно назвать
хотя бы такие, как «Село Онега»
{1918 г.), «Туман на море» (1919 г.);
«Хибины. Рамзайское ущелье» и
«Кандалакша. Туман», (1932 г.).
«Кандалакша» и «Река Варзуки»
(1934 г.), ‚«Север. Река. Сорока» 4a
«Петрозаводск» (1935 г.), «Имандра
озеро. Темнеет» и «Кандалакша. Ры-
бацкий поселок» (1939 г.).

В подобных этюдах, даже самых
небольших по размеру, дан  замеча-
тельный и поистине монументальный
образ нашего Севера, полный етрого-
го величия и суровой красоты. Тонко
улавливает и с большюй экспрессией
передает А Хотулев состояние се-
верного неба с его удивительными эф-
фектами, бескрайние водные просто-
ры Севера, его простую и в то же
время художественно значительную
деревянную архитектуру, памятники
которой чудесно гармонируют © ок-
ружающей их природой.

Художником исполнен и ряд поэ-
третных этюдов, в которых показаны
люли Савера (например. «Рыбак По-
	‚морья» и «Рыбак», 1932 г, или «РыЫ-
	баки Поморья», 1935 г.). В них пре-
красно переданы черты национально-
го русского типа и. характера. Внут-
ренняя сила как бы излучается ° из
этих обветренных лиц. Неоднократно
возвращаясь к теме «Рыбаков»,
А. Хотулев сосредоточенно и поэтич-
но разрабатывает тему труда, в п26:
цессе которого человек особенно
близко соприкасается е природой.
Интересно и содержательно отклн-
кается художник на то строительст-
	во, которое ведется на Севере в со0-
	BETCKHE Годы.
	Кинорассказ
о Румынии
	цев на Пруте, вступила на румынскую
землю победоносная армия советского
народа. Румынский труженик узнал
советского человека, его благород-
ную душу, и советский воин узнал
румынский народ. Советский солдат
	сумел отличить народ от его престун-.
	ных правителей,

Перед зрителем проходят волную-
щие кадры, запечатлевшие вступление
советских войск в Бухарест, радост-
ную встречу, которую устраивает его
население нашим воинам.

Румыния об’явила войну Германии,
чтобы кровью смыть позор нации. В
совместных боевых действиях против
немцев рождалась боевая дружба <0-
ветских и румынских воинов. Перед
ними были общий враг, общая цель
— разгромить фашистские орды.

Открылись новые страницы в исто-
рии румынского народа, — новое де-
мократическое правительство во гла-
ве с Петру Гроза взяло в свои руки
управление страной.

о инициативе советского прави-
тельства Трансильвания,  отданная
Гитлером Венгрии, возвращена Румы-
нии
_ Мы видим ликующие толпы. Сбы-
ваются мечты румынского крестьяни-
на, свершается то, о чем столетиями
мечтал хлебопашец, Правительство
Румынии обнародовало новый аграр-
ный закон: земля должна принадле-
жать тому, кто трудится на ней,

Сцены Ликования сменяются пе-
чальной картиной жаждущей, иссы-
хающей земли. Вековечный бич —
засуха постигла Румынию в 1945 г.,
и в этот год Советский Союз про-
тянул румынскому народу руку по-
мои.

В стране начинается трудовой под”-
ем, начинается борьба за восстановле-
ние национальной экономики, начи-
нается новая жизнь...

Но в темных углах еще таится враг
—фашистокие последыни, железно:
гвардейцы, наемники международной
реакции. Они’ спровоцировали улчч-
ные беспорядки, кровавые столкнове-
ния в Бухаресте. Жители румынской
столицы хоронят убитых рабочих —
жертв борьбы за демократическую
Румынию.

Аппарат переносит нас в зал суда.
Перед народным судом Румынии
предстали «балканский Гитлер» Ан-
тонеску и его сообщники. Народ Ру-
мынии не простил им их злодеяний.
И суд удовлетворил справедливое
требование народа, приговорив винов-
ников войны к смертной казни.

Народ празднует вторую годовщину
свержения фашистского режима в Ру-
мынии. Люди поют, танцуют.

В Румынии отмечается «День дру-
жбы». Румыны приносят цветы к под.
ножию памятника советским воинам.
	Здесь. свято чтут память советеких

людей, освободивших Румынию, H3-
гнавших с Балкан гитлеровские пол-
чиша. Большой популярностью поль-
зуется в народе «Арлюс»—общество
румыно-советской дружбы, возглав-
ляемое академиком Пархон.

Вот в кадре—прямая, как стрела,
улица. одна из лучших магистралей
Бухареста. Ей присвоено имя Генера-
лиссимуса Сталина.

Фильм показывает горячие дни вы-
боров в Новый парламент, впервые в
истории Румынни действительно сво-
бодных. г выборов. Демократические
партии. об’единились в блок, пред-
ставляющий интересы народа. День
выборов — праздник румынской демо-
кратии. К избирательным урнам идет
женщина, вперзые получившая право
голоса наравне с мужчиной, к урнам
	‚ идут крестьянин, офицер, рабочий. Го-
	лосует народ Румынии, свободно из’
являя свою волю. И демократия побе-
дила,

Темперамент киножурналистов, вы-
сокое профессиональное умение, ост-
рая наблюдательность позволили ав-
торам фильма (автор-режиссер В. Бе-
ляев) создать документальное про-
извеление  болыного  познаватель-
ного и воспитательного значения. От-
лична операторская работа М. Глиде-
ра, В. Микоши, Г. Боброва и румын-
ских операторов ф. Козма и Н, Моь-
рей. В картине много поэтичных, со
вкусом заснятых пейзажей, содержа-
тельных и ярких жанровых сцен.

Особо следует остановиться на тек-
сте, написанном Б. Горбатовым. Текст
в этом фильме играет не подчинен-
ную, а ведущую роль. Политически
целеустремленный, он написан вдох-
новенно, на высоком уровне публици-
стического мастерства.

Немало способствует успеху ка>-
лины музыка, авторы которой Жорж
Энеску и Пауль Константинеску кс-
пользовали прекрасные народные ру-
мынские мелодии.

И ОСИПОВ.
	на Волге», «Не ждали», «Крестный
	ход в Курской губернии», «Арест
пропагандиста» Репина, «Земство
обедает» Мясоедова, «Семейный
	раздел» Максимова, «Ремонт желез-
ной дороги» Савицкого, «Крах банка»
и «Вечеринка» В. Маковского, «Прач-
ха» и «На Оке» Архипова, «Углеко-
пы. Смена» Касаткина. «Кочегар»
Ярошенко.

Кто не знает, кого не волнует ис-
торические композиции «Утро стре-
лецкой казни», «Боярыня Морозова»,
«Покорение Сибири». Сурикова, «Иван
Грозный и сын его Иван» и «Запо-
рожцы» Репина, «Петр Ги Алексей»
Н. Ге, «Богатыри» В. Васнецова.

Мы должны быть благодарны пз-
редвижникам за создание блестящей
портретной галлереи выдающихся де-
ятелей русской культуры,

Прекрасное, глубокое, поэтичное
изображение русской природы мы ви-
дим в пейзажах Саврасова‚ Шишки-
на, Куинджи, А. Васнецова, Полено-
ва, Левитана, Остроухова.

Мы можем ¢ полным правом и
гордостью заявить, что ив пор:
трете, и в исторической  жниво-
писи, и в пейзаже, и в бытовом
жанре передвижники добились но-
вых достижений как по отношению
к их русским предшественникам, так
и по отношению к мировой живопи-
си. Всемирно-историческое значение
их искусства в том, Что оно ярко и
глубоко воплотило в себе те великие
исторические процессы в развитии
русского общества, которые подгото-
вили ретолюцию в России,

Отличительная черта творчества
перелвижников наряду с эго. высо-
кой илейностью — его иеключитель:..
	вая человечность, гуманвость, оду-
хотворенность.

Можно смело утвержлать, Что пе-
редвижники в целом сделали не
	меньше для раскрытия духовного 09-
гатства русского народа, чем это
сделала наша литература. Мля своРй
самостоятельной дорогой, русская
живопись, Как и русская литература
и русская музыка, утверждала вели-
чие русской нации, русского Наролз,
выходившего на арену ретролюцион-
вой борьбы за свое освобождение.
становившегося в авангарде передо-
вого человечества.

Картина — тематическая компози-
	«От седых трансильванских Альт,
от карпатоких предгорий до дунай-
ских равнин, до Черного моря раски-
нулась Румыния. Это древняя земля
и древний народ». .

Так начинается эпический кинорас-
сказ о Румынии, ее истории, недав-
нем прошлом и сегодняшнем дне.

Страна эта с давних пор испытала
гнет завоевателей, Римлян, завлацев-
ших этой страной, ва протяжении ве-
ков сменяли вандалы и тевтоны, гун-
ны и готы, а исконный хозяин этой
земли — крестьянин—все продолжал
кормить завоевателей плодами ук
своих, В ХУ веке в страну вторглись
турки, и народ в течение нескольких
столетий ходил под турецким ярмом,
пока Россия, победившая Турцию, яе
дала Румынии независимость. Но на
смену турецким пашам пришли ру-
мынские бояре. Они стали хозяйнн-
чать в стране. И прежней оставалась
доля румынекого крестьянина, кото-
рому казалась несбыточной мечта ©
счастье, о воле, о. земле.

«Это богатая земля и это бедный
народ», у

Эту фразу, произнесенную дикто-
ром в заключение первой части филь-
ма, можно было бы сделать эпигра-
фом ко всей истории Румынии до по:
следних послевоенных лет.

Пусть мозаична эта картина, знако-
мящая зрителя с судьбой древнего ва-
рода, пусть отрывочен и иллюстрати-
вен кинорассказ о доле румынского
крестьянина, но авторы сделали
фильм доходчивым и убедительным.

Авторы фильма не прибегают ни к
каким специальным приемам, чтобы
показать, как жил, честно трудился и
изнывал под тяжким бременем нуж-
ды народ. Румынии. :

Но вот сама жизнь дает в руки опе-
раторам факты, позволяющие прибег-
нуть к «приему». И они отлично его
используют. .

B xarpe — настоящие деревенские
избы и настоящие румынские крестья-
не. Все аккуратно, чисто, образцово.
Крестьянки в нарядной одежде, мод-
ных городских туфлях. Вокруг атмос-
фера изобилия и покоя. Не выдумана
ли авторами фильма эта буколика?
Существует ли в природе эта благо-
словенная деревня? Да, существует.
В’ самом центре’ Бухареста, за камен-
ной стеной, на которой красуется над-
пись «Музей румынской деревни».

Так во времена Антонеску румын-
ские богачи знакомили любопытных
иностранцев с румынской деревней и
умилялись ее сытой жизнью.

Об’ектив киноаппарата фиксирует
Бухарест-— столицу Румынии. Пе-
стрый, крикливый, шумный город во-
пиющих контрастов. Роскошный центр
и лачуги окраин, зеркальные витри-
ны магазинов и нищенка в лохмоть-
ях с ребенком на руках,  разоде-
тые дамы и люди в отрепьях, автомо-
били с биржевиками и полицейский,
отбирающий у босоногого продавца
корзину с фруктами, — таким прел-
стает перед нами Бухарест в мелька-
нии кадров фильма.

22 июня 1941 г. фашистский дикта-
тор Антонеску, слуга Гитлера, вверг
Румынию в войну, и, охваченные зо-
инственным азартом, фашистские мо-
лодчики и спекулянты, сутенеры и
любители легкой наживы послали ру-
мынских крестьян воевать под фла-
гом со свастикой, Ими командовали
немцы. Немцы бросили народ Румы-
нии в пучину бедствий. *

В апреле 1944 г., разпромив нем-

$ ©
	Кадр из фильма «Румыния»: пе-
редача крестьянам помещичьей
земли. :
	лись в них важнейшие социальные
проблемы современности.
Художники-передвижники  изобра-
жали жизнь со всеми ее противоре-
чиями и конфликтами, Произведения
их — это произведения критического
реализма, но это, конечно, не значит,
что они не несли в себе положитель-
ной программы. Изображая темное
парство, они утверждали право на-
рода на лучшую жизнь, звали к ак-
ТИРНОЙ борьбе с мрачной ‘действи-
тельностью;
Культурно-просветительная роль
передвижных выставок огромна. Они
не только знакомили народ с лучши-
ми образцами новой русской живопи-
CH развивали :его эстетические вку-
	сы, HO и будили общественную
мысль, играли ‘революционизирую-
щую роль. “
	Было бы неправильно думать, что
искусство передвижников-—это нечто
очень однообразное, что отдельные
его представители лишены ярко вы-
раженной творческой индивидуально-
сти и не различаются между собой
особенностями своего почерка, своей

манеры.
Передвижничество — это общая
широкая идейно-художественная

платформа борьбы за утверждение
нового, национального, демократиче-
ского, реалистического искусства.
Но, понятно, у каждого художника,
участника Товарищества, эти общие
идеи получали свое индивидуальное,
личное, конкретное преломление и
выражение, В том-то и сила, жизнен-
ность и историческое значение пере-
движничества, что оно создало та»
кую широкую базу для об?единения,
позволило почти всем выдающимся
художникам своего времени, не изме-
Hag самим себе. не нивелируя свое-
го творческого «я», не насилуя себя,
состоять в рядах Тозарищества и 60-
роться своими средствами за общее
дело — за создание больнюго наци-
онального народного искусства,

Исторической ` заслугой перелвиж:
ников было созданне напиональных
реалистических бытовых картин, поз.
трета, исторических и батальчых
композиций, пейзажа.

Достаточно здесь назвать произве.
дения такой потрясающей правды, как
«Похороны крестьянина» и «Чаепи-
тие в Мытищах» Перова, «Бурлаки
	Ча выставке
	Наша художественная обществен-
ность с чрезвычайной теплотой встре-
тила открытие выставки произведе-
ний Аникиты Петровича Хотулева,
организованной в связи с  исполнив-
шимся семидесятипятилетием со. дня
его рождения.

А. Хотулев выставлялся довольно
много и в дореволюционное время и
в советские годы. Однако выставка
эти не давали возможности составить
сколько-нибудь полное  представле-
ние о творческом лице художникз,
Настоящая большая выставка его ра:
бот прежде всего показывает, что 10
сих пор мы не знали по-настоящему
А. Хотулева и поэтому недоощениза-
ли его. Сейчас мы Kak бы впервые
«открываем» этого превосходного ху-
FORK A.
	А. Хотулев родился в деревне Ма-.
карове, Можайского района. 11-лет-
ним мальчиком он попадает в
ученье» к олному из московских жч-
вописцев, где работает по росписи
<тен и иконописи, В годы ученичест-
вау А. Хотулева созревает тверное
решение порвать с ремесленничест
вом и сделаться художником. Ем}
удается поступить в Московское учи-
лише живописи, ваяния и зодчества,
которое он оканчивает в 1895 году.
Однако Хотулев не захотел завер-
шить этим свое художественное об-
разование. С 1896 года он работает в
Академии художеств, у Репина. В
1900-году была окончена и Академия
художеств. А в 1906 году царское
правительство арестовывает худож-
ника, в то время редактора журнала
«Светает», и сажает его в известную
петербургскую тюрьму. «Кресты».

Выйдя из тюрьмы, Хотулев занялея
педагогической работой. Он органи»
зовал классы рисования и живописи,
пользовавшиеся в Москве немалой
популярностью.
	После Великой Октябрьской со-
циалистической революции А. Хо-
тулев привлекается к работе Отдела
но делам музеев и охраны памятни-
ков искусства м старины Народного
комиссариата просвещения, Copep.
шая большое количество поездок в
центры старой русской художествен-
ной культуры, художник, как пред-
ставитель отдела, берет на учет много
ценных произведений искусства, о}-
ганизует их охрану, собирает для му-
зейного фонда.

Очень широко развивается после
революции педагогическая деятель-
ность Хотулева. Его классы жи-
вописи были превращены в ‘студию,
которой в 1928. году присвоено имя
Репина. С 1926 года А, Хотулев, по
приглашению Ф, Э. Дзержинского,
организовал и в течение б лет вел
студию живописи при Трудкоммуне
в Люберцах. В продолжение ряда
лет художник преподает рисунок в
высших учебных заведениях и техни-
кумах будушим инженерам-строите-
лям и архитекторам.

Но ни педагогика, ни другие рабо-
ты, © которых сейчас говорилось,
никогда не поглошали целиком вте-
мени и сил А. Хотулева, Работая
много и упорно, он прежде всего
оставался всегда живописцем,

Во второй половине девяностых го-
дов и в начале девятисотых он <оз-
дает ряд жанровых картин («В  го-
стях», «Горе», «Сельская помошь»
и дь.), в которых обнаруживаются не-
обходимая для мастера бытовой жя-
вопиеи наблюдательность,  психоло-
гичность, умение вести «живописный
рассказ». Эти произведения примыка-
ют к поздне-передвижническим жан-
ровым картинам. Обращают на себя
внимание этюды из жизни заключев-
ных, написанные А. Хотулевым во
время пребывания в «Крестах».

Очень много работал А. Хотулев
как портретист. На выставке показан
целый ряд его портретов дореволю-
ционных лет: «Портрет П. Н, Х.>»,
«Женский портрет», «Портрет братз»
и др. По своему характеру они свя-
заны с поздней репинской портретной
манерой. В последующие годы А. Хо.
тулев исполнил большое количество
	СЛАВНЫИ
	„Дорога
ломом“

.. Это было совсем недавно, но уже
стало историей, События, о которых
повествует сценарий, встают со стра-
ниц летописи Великой Отечествен-
ной войны. На историческом фоне
борьбы латышюких патриотов за со-
ветскую родину показаны судьбы лю-
дей — героев будущего фильма.

Известная пьеса латышского писа-

‘теля В. Лациса: «Победа» является

первоосновой сценария кннодраматур-
гов М, Блеймана и К. Исаева «Дорога
ломой».

Тема и пьесы и сценария — суль-
ба мирного народа, научившегося в
годы испытаний драться с оружием в
руках за свою победу и независи-
мость. Грозное испытание войны об-
рушилось на Латвию, на людей, кото-
рые только что обрели советскую ро-
дину. Навстречу нашествию встали
все, кто не мыслил себе возврашения
к старому, кто предпочитал смерть

`фашистекому ярму, кто понял сокро-
‚венную силу освобожденного народа
и волю его к борьбе. Герой сценария

Август Гриезе призывает своих
друзей и односельчан: «Вы только
подумайте, сколько людей в Латвии!
Сколько смелых ребят в Курэмсе,
сколько сильных в Латгалии. сколько
верных в Видземе»... Позднее, хотя
авторам и не удалось это выразить с
достаточной полнотой и яркостью,
герой приходит к пониманию того, что
люди Латвии могут победить врага
только в тесном единении с русскими
и украинцами, грузинами и белорус-
сами—в единении со всем многомил-
лионным народом советской страны,

Август проходит хорошую школу в
партизанском отряде, где сражаются
бок о бок русские и латыши, где ко-
миссар Драудинь учит его мудрости
революционной борьбы. Когда он за-
мыкается в себе, считая свои пережи-
вания личным делом, Драудинь напо-
минает ему слова незабвенного Дзер-
жинского о том, что человек, который
хочет бороться за революцию, дол-
жен знать, что жизнь его, мысли его,
все, что у него есть, принадлежит ре-
волюции.

Центральный персонаж сценария
Август Гриезе — человек сильной
воли. Он умеет сплотить людей,
вдохновить их на борьбу. Его судь-
ба осложнена в сюжетном развитии
сценария: преданный ииионом в Ру-
ки врагов он опорочен немецкой
пропагандой, и друзья считают его
изменником. Августу удается бежать
из немецкого плена, но он не может
вернуться к своим, он становится
партизаном и под чужим именем
стяжает огромную популярность, как
неутомимый народный мститель, как
ловкий и смелый боец, совершаю-
щий самые необычайные подвиги,
Только в финале ему удается оправ-
дать свое подлинное имя и вернуть-
ся в ряды своей гвардейской латыш-
ской дивизии,

Даже сухой и краткий пересказ
позволяет заметить, что сценарий
построен, как авантюрная мелодра-
ма. Надо сразу же оговориться: сю-
жет сценария сделан на высоком про-

фессиональном уровне, он развивает-

ся напряженно, увлекая читателя, и
тем более будущего зрителя, волну-

ющим содержанием эпизодов, ма-
стерской их разработкой, четкостью

конструкции, хорошим ди алогом.

Но все же очевидно, что в дантом
случае особенности жанра сужают и
ограничитают  идейно-художествен-
ную значимость произведения. Центр
тяжести переносится < основной
большой задачи Ha второстепенную
драматическую коллизию. Постепен-
но, с развитием действия, тема  все-
народной борьбы отходит на заднай
план, и внимание авторов оказывается
все более прикованным к увлекатель-
ным похождениям героя, переживаю-
щего ‘трагедию оклеветанного чело-
века. Е

_Нет сомнения, что тема сценария
М. Блеймана и К. Исаева позволяла
создать большюе эпическое произве-
дение. История вдохновляла автора
на широкий показ событий и судеб
людей, но жесткие рамки избранного
	жанра сузили тему сценария и прРиИ-.
	вели к некоторой драматургической
стандартности. сюжета,
	Традиционное решение найдено и
для образа матери Августа Гриезе:
эта смелая и. волевая женщина 134-
жима в своих поступках лишь одной
безграничной любовью к сыну. Она
верит ему, ждет его, но все, что за
пределами этого чувства, —вне ее
мира переживаний...

А между тем, мастерство автороз,
бесспорно, позволяло им преодолеть
	узость жанровых признаков и, COXDd-
	HMR напряженность сюжетного раз-
вития, обогатить сценарий широким
и смелым решением основной темы и
образов главных действующих лиц.

И. ЗАХАРОВ.
	общего композиционного решения ло
последнего мазка, — воплощению
идей, живо волновавших народные
массы. Такое искусство могло  ро-
диться только в России, где не за-
тихала освободительная революцион»
ная борьба, в конечном счете при-
ведшая к Великой Октябрьской со.
циалистической революции.

В живописи передвижников впер-
вые тема народа была поставлена во
весь гигантский рост, во всей своей
глубине и значительности. Народ
был показан He со стороны, не таким,
каким Мог его увидеть сочувствую-
щий, но все же сторонний  наблмюода-
тель, а как бы изнутри, каким знали
его ‘вышедшие из народа же .разно-
чинцы. Народ, впервые в полотнах
	передвижников заявив о своих вуж-
	дах, страданиях и запросах, стал
главным героем большого искусства.
Передвижники изображали народ в
его повседневной жизни, без всяких
прикрас и идеализации, без всякой
слащавости, во всей обнаженной и
суровой правде, Образы простых тру-
жеников, образы  крестьянина-бед-
няка, ремесленника, чернорабочего
представителей городских низов —
«униженных и оскорбленных», —обра-
зы модей, жестоко эксплоатируемых
и угнетаемых самодержавно - коепо-
	стническим  с<троем, заняли Цент-
ральное место в живописи.

Бытовой жанр — ведущий жанр в
творчестве передвижников — насы-
	тился огромным социальным содер-
жанием, приобрел четкую идейную
направленность. Новое боевое значе-
ние этого жанра далеко выходило за
рамки прежнего его понимания, как
изображения своей домашней жизни
в уютных интерьерах, Картины бы-
тового жанра как бы превратились в
исторические документы, настолько
значительным стало их содержание,
настолько глубоко ставились и реша-
	Справедливость требует отметить
на выставке, наряду с северными,
этюды, написанные в старых срелне-
русских городах. Особенно подкупа:
ет цикл 1935 года, посвященный Ро-
стову Великому.

Выставка работ А. Хотулева прэ-
изводит чрезвычайно сильное и цель-
	ное впечатлених,

Г. ЖИДКОВ.
		27 мая в Московском союзе совет-
ских художников состоялось торже’
ственное заседание, посвященное 75-
летию Товарищества передвижных вы-
ставок. Заседание открылось вступи-
тельным словом председателя Мос-
KOBCKOTO союза советских художников
С. Герасимова. С ярким докладом об
историческом значении передвижни-
чества, являющегося лучшей револю-
ционно-демократической — традицией
советского искусства, выступил поел-
седатель Оргкомитета Союза худож-
ников СССР А. Герасимов,

_ Обширный доклад  искусствовела
А. Михайлова был посвящен станов“
лению и развитию русского реалисти-
	Передвижники — это все то луз
шее, что дала русская живопись с
60-х годов прошлого столетия до на-
чала нашего века. Это. замечательные
полотна Перова и Крамского, Мясо-
едова и Неврева, В. Маковского 4
Савицкого, Максимота и Прянишни-
кова, Саврасова и Шишкина, Василь-
ева и Куинджи, Васнецова и Ге, Ка-
саткина и Ярошенко, С. Коровина и
С. Иванова, Репина и Сурикова, Се-
рова и Левитана и многих, многих
других,

Исполнилось 75 лет со дня откры-
тия первой передрижной  выетавки,
ставшей важнейшим рубежом в раз-
витии русской художественной куль-
туры:

Созданием Товарищества  пере-
движных выставок были организаци-
_онно закреплены результаты борьбы
переловых русских художников за
утверждение нового искусства. Об®-
динение художников знаменовало HO-
вый этап в этой борьбе за демокра-
	тическое, реалистическое, националь-
	ное искусство, Начатое творчеством
Перова и его сподвижниками, это
движение одиночек с момента орга-
низации Товарищества  превратч-
nOCL p могучее массовое художест-
	венное лвижение. наложившее свой
	отпечаток на все дальнеишее фазви-
тие ‘русского искусства и об’единяв-
шее на: протяжении почти пятидесяти
лет все самое живое и передовое в
русской живописи,
	Революционно-демократическое Wate
жение оказало огромное влияние
на формирование мировоззрения ‘ху-
дожников-перелвижникоР, На идеях
революционеров-просветителей 60-х
годов и выросло поколение художни-
ков. составивиих Товарищество пере-
	ДРИЖНЫХ ВЫСТАВОК.
	ческого искусства второй половины
Х[Х века, борьбе русских художников
за высокую идейность в живописи,
Народный художник СССР Б. Иоган:
сон посвятил свое выступление ана-
лизу лучших картин художников-пе-
редвижников. С воспоминаниями о
передвижниках выступили художники
В. Бакшеев и П. Радимов.

В залах МОССХ развернута болъ-
шая выставка находящихся в частных
собраниях малоизвестных работ ху:
дожников-передвижников, На выстав-
ке представлены картины, эскизы и
этюды Репина, Сурикова, Перова, Ле-
витана, Саврасова, Мясоедова‚ Шиш-
кина, Архипова, В. Васнецова. и др.
	Лучшие традиции
русской живописи
				своем докладе о журналах «Звезда»
и «Ленинград»: «..лучшая традиция
советской литературы является про-
должением лучших традиций русской
литературы ХХ века, традиций, ©03*
данных нашими великими. революци:
онными демократами — Белинским,
Лобролюбовым, Чернышевским, Сал.
	тыковым-Щедриным, — продолженных
Плехановым и научно разработанных
И обоснованных Лениным я
Сталиным».
	В области изобразительного искус»
ства для нас таким революционно.де»
мократическим наследием, «лучшей
традицией», является искусство пере-
движников. Их традиции должны
быть для нас священны. Критиче-
ски перерабатывая это замечательное
наследие, мы должны продолжать
начатое ими славное дело,

Действительно, какого бы жанра
ни коснулись мы сегодня, не овла-
дев всеми теми достижениями, кото»
рые здесь дали передвижники, мы не
можем сделать шага вперед.

Говоря о необходимости глубоко
изучать наследие передвижникоР, мы
не зовем к подражательности, рестав-
раторству, эпигонству, не предлагаем
просто? следовать во всем их мане.
ре, их приемам. Дело касается более
важных и серьезных проблем наше“
го искусства. Речь идет о том, чтобы
мы глубоко освоили опыт передвиж-
ников, поняв как бы самый дух их
искусства, шли вперед и ¢ Такой
же силой художественного проник“
новения, идейностью,  убежденно:
стью, страстностью утверждали CO»
ветскую действительность, образ с0°
ветского человека,

Традиции передвижников живут В
лучших созданиях нашей живописи.
Народность и идейность их искусст-
ва, их глубокая заинтересованность в
настоящем, прошлом и будущем сво-
ей страны, любовь ко всему родному,
их борьба за правду, за большую те-
му в живописи, их мастерство в 0б-
	ласти станковой гюжетной картины
— все это должно быть нами 0080е*
но, изучено, Передвиженки должны
	всегда служить для нас благородным
примером, вдохновлять нас на TEX?
ческие дерзания, звать к созданию
великого нового искусства — искус:
ства социалистического реализма, ¥
созданию советской классики.
	ция, высшая из станковых форм
живописного мышления и мастерст-
ва, получила в России во второй по-
ловине ХХ века исключительно ши-
рокое распространение. Больше того,
можно сказать, что именно в русской
живописи ХХ века эта форма нашла
свое классическое выражение.

Передвижничество можно сравнить
с моненой рекой, в своем стремитель
ном течении вбиравшей в себя все
наиболее сильное и яркое, жизнесно-
<обное и передовое в русском искус-
стве второй половины ХЕХ столетия.

К стыду наших историков искусст-
ва приходится признать, что это мо-
гучее движение русской живописи
не получило еще глубокого и серьез-
ного изучения, научного иселедова-
ния и Теоретического обобщения.

С легкой руки декадентской кри-
тики, поработавшей немало над тем,
чтобы исказить историческую роль
передвижниког, всемерно умалить и
затушевать значение идейного рез-
лизма в истории русского искусства,
история передвижничества до сих пор
еще нередко преподносится в иска-
женном виде, Это движение еще не
получило достойной и заслуженной
оценки, еще и теперь нередко прихо-
дится слышать отголоски старых
убогих декадентских теориек о пере-
лвижениках.
	Конечно, искусству передвижников:
	свойственна своя ограниченность, яв-
ляющаяся выражением противоречай
той эпохи, в которую они работали,
Это была ограниченность эстетики
позднего просветительства, которую
они исповелывали в своем творчест-
ве. Они неясно понимали пути исто-
рического развития своей страны, не
оценили роли рабочего класса, как
гегемона революции. И не случайно,
что уже в конце 90-х годов начинают-
ся кризис, спад передвижничества,
идейное его оскудение. Оставаясь
верным своим прежним просветитель.
ским идеалам, они как бы отстали
от истории. Но это нисколько не ума-
ляет той огромной прогрессивной
роли, которую сыграло перелвижни:
чеетво в русском. искусстве в слое
время,

Искусство передвижников — цен.
нейший раздел в наследии отечест.
венной живописи. Товарищ Жданов,
касаясь вопроса наследия, сказал в
	ГЕРАСИМОВ
o
	ством народу, © высокой моральной
ответственности художника-гражда-
нина перед обществом.

Жизнь народа получила в картинах
передвижников широкое, многогран-
ное отражение; художники не просто
изображали то, что видели вокруг се-
бя, но оценивали, выносили приговор
	явлениям русской социальной дейст-
	вительности.

Своим творчеством они звали к
борьбе < темными сторонами тогдаш-
ней жизни и стремились вызвать го-
рячее сочувствие, симпатии и любовь
к народу. Живопись © этого времени
идет в ногу © великой русской лите-
ратурой, выполняет огромную обще-
ственную миссию, служит передовым
идеям.
	Творчество передвижников можно
рассматривать как новый замечатель-
ный этай в развитии реализма в ми-
	ровом искусстве Х!Х столетия.
Опираясь на лучшие  достия
	опираясь на лучшие достижения
мировой и отечественной культуры,
как прошлой, так и современной им,
передвижники сумели поставить ис-
кусство на службу интересам ши-
рочайших народных масе — интере-
сам многомиллионного русского кре-
стьянства и нарождавшегося тогда
русского пролетариата, Связав искус-
ство с переловыми тенденциями о6б-
щественной мысли, они сумели необы-
чайно Рысоко поднять общественную
	ередвижники оороляеь 34 широ-
кую демократизацию искусства, за
создание произведений, общепонят:
ных и общедоступных народу по ©во-
им темам и сюжетам, по самой своей
форме и языку. Они сумели целиком
подчинить все средства выражения,
какими располагает Художник, — OT
	Впервые ‘в истории Русской живо-
	писи художники заговорили peli
тельно и открыто об общественной
роли искусства, о служении чскус-