1верческие идеи
		Двадцать пять лет тому назад,
29 мая 1922 года, умер Евгений Вах-
тангов, Первой его режиссерской ра-
Gotoh была постановка в 1913 г. в
Первой студии Московского Худо-
жественного театра «Праздника ми-
ра» Гауптмана. Последней его рабо-
той была постановка в Третьей сту.
	дин «Принцессы Турандот» К. Гоцци о
	в 1922 г, За девять лет своей творче-
ской жизни он поставил всего восемь
спектаклей. Три последних—«Чудо
св. Антония» Метерлинка, «Прин-
цесса Турандот» и «Гадибук» Ан-ско-
го — приобрели мировую славу и
выдвинули его в ряды самых выдаю-
щихся режиссеров советской эпохи.
	Вахтангов пришел к строим пози-
циям в результате многолетней пе-
дагогической работы, а главным об-
разом под влиянием идей Октябрь-
ской революции. В его дооктябрь-
ских воззрениях на театр было много
идеалистических предрассудков. Ху-
дожественное мировоззрение Вахтан-
гова определилось только в советский
период, и его режиссерское мастерет-
во стилистически созрело только в по-
следних постановках. Говоря о круп-
ном мастере, надо иметь в виду его
творческую и идейную сущность, так
как она определилась в результате
всего его художественного развития.
Значение Вахтангова именно р том и
заключается, что он глубже и рань-
ше других художников русского те-
атра сумел преодолеть элементы
формализма, идеализма и натурализ-
ма в своем творчестве. Первый ва-
рнант «Чуда св. Антония», сделан-
ный до Октября и разрешенный в
елейном мистическом плане, был ре-
шительно отброшен Вахтанговым в
Октябрьский период, и спектакль
превратился в острую антибуржуаз-
ную сатиру. «Гадибук» в Габиме про-
звучал как потрясающая трагедия,
полная страстного протеста против
подавления человеческой жизни Me-
щанским бытом и религиозным изу-
верством, А «Принцесса Турандот»
была оптимистическим, жизнерадост-
ным гимном молодости. По своей те-
матике и сюжетам, эти пьесы были
далеки от соретской действительно-
сти эпохи гражданской войны. Но
советских пьес в то время еще было
слишком мало. И Рахтангову приш-
лось свое отношение к действитель-
ности и сущность своего художест-
венного метода показать на имею-
щемся в его распоряжении драматур-
тическом материале. Но стремился
он к революционно-героическому ре-
пертуару и < исключительной для
сРоего времени ясностью  формули-
ровал задачи, стоящие перед совет.
ским театром.*
	Но не нужно думать, Что значение
деятельности Вахтангова ограничи-
вается Только первыми шагами‘ со-
ветского театра, Вахтангов — это не
просто историческое — воспоминание.
Он является одной из центральных
фигур советского театра, основополо-
жником нового театрального направ-
ления, возникшего внутри MocKos-
ского Художественного театра, офор:
мившегося и окрепшего в результате
бурного роста советской художест-
венной культуры. Он был смелым ие-
кателем, разведчиком новых путей,
провозвестником театра будущего.
Основатели и руководители” Москов-
ского Художественного тёатра К. С.
Станиславский и В. И. Немирович-
Данченко именно так понимали роль
Вахтангова в истории советского те-
атра.
	К. С. Станиславский считал Вах-
тангова одним из немногих, самых
близких своих учеников.
	На спектакле МХТ памяти ЕЁ. Б.
Вахтангова 29 ноября 1922 года В. И.
Немирович-Данченко с<казал:
	«Сдвиг в искусстве совершается
не часто. В Художественном театре
Вахтангов учился его основному
закону — закону внутреннего оправ-
дания... Он создавал новый театр, С
удивительной чуткостью он ловил
черты нового театра и умел их син-
тезировать, сочетать с тем лучшим,
что было в Художественном театре,
Новый театр предугадывался им на-
столько ярко, что Художественный
театр явственно ощущает, что именно
Вахтангов оказал сдвиг в его искус-
стве».
	Это знаменательное заявление от-
ного из основателей Художествен-
ного театра наиболее правильно и
убедительно определяет историче-
скую роль Вахтангова. Он был
	неё эпягоном и подражателем. а на-
	Второе

Из трех сохранившихся опер Се-
рюва «Вражья сила» меньше дру-
тих была оценена современниками.

. С. Серова в своих воспоминаниях
рассказывает, как болезненно пере-
живал композитор то пренебрежи-
тельное отношение к чувствам ге-
роев этой оперы,`< которым встрети-
ЛИ в ОДНОМ ИЗ салонов того времени
впервые показанные Серовым три ак-
та его сочинения: «А будь онн
назтаны Альфонсами, Альфредами и
	Жозефами, то была бы серьезная
ат, с горечью спрашивала
. С. Серова мужа, мечтавшего «о
	русской мужицкой драме».

Серову не суждено было довести
ло конца работу над «Вражьей си-
Лой», пятый акт которой по наброс-
кам автора был дописан и оркестро-
ван Н. Ф. Соловьевым, явно не спра-
вившимея с этим труднейшим зада-
нием. Это и явилось, возможно, од-
ной из причин недостаточного успе-
ха петербургской премьеры в 1871
году, Но основной причиной была
недооценка «Вражьей силы» Как
значительного этапа на путях созда-
ния русской народне-бытовой оперы.

В. этом отношении не до конца
понял замысел Серова, повидимому,
и сам Островский: размолвка меж-
Ду велихим драматургом и компози-
тором произошла после того, как Се-
ров, написавший уже три акта опе-
ры, не согласился с четвертым ак-
том. либретто Островского, который
«к сцене масленичного загула при-
мешал бесов, — настоящих, с хвоста-
ми, рогами и прочими чертотскими
атрибутами. якобы смушающих тол-
ПУ загулявших;: а Еремку выставил
чем-то вроде Каспара во «Фрейиио-
це»: полудиаволом в зипуне», вспо-
минает В, С. Серова, Мы узнаем
дальше, что «Серов иначе чувство-
вал, иначе понимал свою задачу и,
не хуля замысла Островского, вер-
Нул ему четвертое действие с прось-
бой написать масленичную сцену
живьем, без прикрас, без сказочных
эпизодов; а Еремку желал сохранить
плутом, умеющим для собственной
выголы эксплуатировать людей, даю-
	щих себя опутать своими же пре-
ступными страстями».
Ках известно. Островский так и
	Вахтангова.
	вы должен выражать сердце народа,
его лучшие чувства, думы и стрем-
ления. Если художник хочет двигать
вперед искусство и творить новое,
он должен «прозреть в душе на-
рода». Чтобы создать новое и одер-
жать победу, художник должен раз-
глядеть это новое в жизни народа,
«То, что отложилось в нароле,—не-
пременно бессмертно»,—говорил Вах-
тангов. Творчество художника пере-
живет себя только тогда, когда он
сумеет подслушать в сердце народа
его самые заветные чаяния и передать
их в образах. «Художник-—кристал-
лизатор и завершитель символов, до
него хранившихся в искусстве на:
родном». «Талантливый  режиссер—
достояние народа», записывает в
своей тетради Вахтангов 31 марта
1919 г. И эта одна фраза освентает
всю глубину его идейных исканий в
искусстве театра, \ у
	Вахтангов требовал активно-твор-
ческого отношения к изображаемой
действительности, Художник должен
глубоко и верно отразить  действи-
тельность и правильно ее оценить.
Создавая образ, актер в нем осве-
щает и‘‹истолкорывает действителъ-
ность; Не имея точки зрения, He
имея критерия, оценки, нельзя най-
ти и Раскрыть сущность характера
человека. Вахтангов всячески под-
черкивал, что отношение должно вы-
	  текать из сущности образа и спек:
	такля, т. е. из его идейного замыела.
Играть надо сущность, но чтобы ее
	великих   понять и показать, надо иметь миро-
	Концерт
Золтана Колаи
	В Большом зале Московской кон-
серватории состоялся авторский ве-
чер нашего гостя — выдающегося
венгерского композитора Золтана Ко-
даи, Программу исполнял симфониче-
ский оркестр Всесоюзного радиокоми-
тета под управлением автора.

В музыке Кодаи привлекает посто-
янно ощущаемое живое дыхание на-
родного искусства. Песенное творче-
ство венгерского народа является
душой его музыки. Вместе с тем эта
музыка — плод тонкого индивиду-
ального мастерства, таланта и высо-
кой творческой культуры.

В программу концерта вошла сюита
из известной оперы Konan «Хари
Янош», Образ отставного солдата
Яноша, в котором причудливо соелн-
няются черты бравого Швейка, бз-
роня Мюнхаузена и Дон-Кихота, —-
любимое и популярное создание на-
родного искусства Венгрии. В коми-
ческой опере Колаи Янош  расска-
зывает одну за другой свои трога-
тельные и фантастические новеллы.
B «Хари Яноше» отражена одна из
сильнейших сторон дарования компо-
зитора — его искусство краткой и
точной музыкальной характеристики.
Музыка сюиты остро театральна.
Особенно хороша в этом смысле ми-
ниатюрная баталия, изображающая
победу Яноша над Наполеоном. Каж-
дый из номеров сюиты — маленький
шедевр оркестрового мастерства. С
удивительной изобретательностью
оделаны эпизоды: «Башенные часы в
Вене», «В’езд королевского двора»,
пролог, иллюстрирующий начало no-
вествования Яноша.

К чиелу лучших сочинений Колаи
относятея исполненные им симфониче-
	ские вариации на тему венгерской на-
	родной песни «Лети, павлин!». Это
цикл изысканно-отделанных оркестро-
вых миниатюр, с очень разнообразным
и очень конкретным образным напол-
нением. Здесь и блестяще инстру-
ментованные — народно-танновальные
скерцо, и маленький  похоронный
марш, и причудливые фантастические
вариации флейты, и трогательная,
скорбная песня-речитатив английского
рожка, и многое другое. По обилию
и тонкости выразительных деталей, по
лаконичности форм этот цикл ‘уместно
‚ сравнить с знаменитыми симфониче-
скимя обработками русских песен Ля-
лова.

Кодаи показал также свои «Танцы
из Галанты» — тип свободной рапсо-
дии, в основу которой легли мотивы
старинных венгерских танцев. В ©боа-
ботке этого материала Колаи лемон-
стрирует новый, по сравнению <
известными венгерскими. танцами
Брамса, полход к наниональному
фольклору своей страны. «Танцы из
Галанты» стилистически менее изы-
сканны, чем вариации, но столь же
свежи по ощущению народных лалов
и ритмов.

Из последних крупных сочинений
Кодаи был сыгран концерт для орке-
стра. По яркости материала коннерт
несколько ‘уступает произведениям,
‘построенным на’; народных темах. И
этот недостаток. лишь отчасти ком-
` пенсируется ритуической энергией
главной темы и насыщенным полифо-
ническим изложением в средней ча-
сти. Музыка конперта импонирует
‚своей мужественностью, но Живой
эмоциональности Hy CBOOOAL дыхания
ей явно недостает.

чз представителей «левой» музыкаль-
ной среды, громко заявившей о себе
в годы после первой мировой войны,
Как уже показали истекшие десяти-
‚летия, движение это пранесло, в ко-
нечном счете, ничтожные творческие
результаты. В значительной своей ча-
сти оно было лишь новой фазой му:
зыкального декаданса. Из тех, кто в
1922 году на знаменитых «Интериа-
циональных концертах» в Зальцбурге
демонстрировал последнее слово «но-
вой музыки» и закладывал основы
неомодернистской ‘музыкальной об-
ественности, лишь немногие TBOD-
чески «дожили» до наших дней.

Кодаи, так же, как и Бэла Барток,
принадлежит к числу этих немногих.
Глубокая связь с народной почвой
прелохранила Кодаи от эстетскога
прозябания и уготовила ему путь бо-
лее плодотворный, чем многим из его
европейских современников, Эго же
позволило композитору развить в сво-

ем творчестве то действительно про-
грессивное, что содержалось в музы-
кальных исканиях ХХ века. Эги цен-
ные крупицы относятся более всего к
области ладов, гармоний, оркестровых
красок. .

Творчество Кодаи охватывает по
преимуществу область народно-лири-
ческого и  народно-характерного.
Лишь в отдельных случаях (например,
в своем известном «Венгерском псал-
ме») Кодаи‘ создает более монумен-
тальные образы. Соответственные ог-
раничения можно отметить и в типе
музыкального мышления Кодами, точ-
нее говоря, в излюбленных и наиболее
свойственных ему формах развития
народно-песенных обэазов. Это по
преимуществу миниатюра, либо раз-
личного рода сюитные и вариаци-

`онные «цепи» миниатюр.

Вместе с тем, миниатюризм Кодан,
свойственная его музыкальной фор-
	ме «краткость дыхания» при большой
	выразительной насыщенности  дета-
лей изложения, — несомненно связа-
‘ны с традициями музыкального им.
‘прессионизма, в сфере которого фор-
‚мировалась индивидуальность комно-
зитора.

В пределах того идейного диапазо-
На, тех стилистических и жанровых
рамок, какие органически сложились
в творчестве Кодаи, он является
первоклассным мастером, благородным
и чутким к жизни художником. Гар-
монический язык — самая богатая и
выразительная сфера’ его искусства,

С ювелирным мастерством композитор
использует и средства полифониче:
ского письма, чрезвычайно гащая
этим возможности развития некото-
рых архаических типов народных ме-
лодий, Очень богато и его оркестро-
вое мышление. Партитура у Кодаи
полна внутренней жизни. Он не орке-
струет свои сочинения, а мыслит ор-
кестровыми голосами, красками и
комплексами. Каждый момент его ор-
кестровой ткани образно насыщен, у
него, как говорят музыканты, «все
звучит».

В лице Кодаи мы видим тип худож-
ника, тесно связавшего свое творче-
ство © жизнью своего народа, проччо
эпирающегося на глубокие демокра-
тические основы искусства. Советская
аудитория искренно аплодировала му-
зыке Кодаи, в которой она почувство-
вала много родственного демократи-

ческим идеалам нашей советской ху-
дожественной культуры.
	Л. ЖИТОМИРСКИИ. -
	Спектакль
о светлой юности
	°
ДЕБЮТ
Т. ЕФРЕМОВОЙ
$
	В Московском театре драмы и ко-
медии состоялась премьера пьесы Иг-
ната Назарова «Младшая сестра».
Цель автора — показать стойкость
«обыкновенных» советских людей в
дни войны, их благородные нравст-
венные принципы. В пьесе действуют
рядовые советские граждане, в самых
трудных иснытаниях сохраняющие
высокое человеческое достоинство,
пранципиальность и честность,
	Преданность родине должна быть
«компасом» советского человека, —
такова этическая илея пьесы.
	Этим людям автор противопоставил
«людишек», сохранивитихся еще кое-
где мещан; с ‘их мелкими эгоистиче-
скими интересами.

Наиболее интересный образ пьесы
— девушка-подросток Настенька, ко-
торая, спасаясь от немцев, приходит
в Москву в суровую. осень сорок пер-
вого года и вместе со старшими
братьями и сестрами отстаивает род-
ную столицу от вражеского нашест-
вия. В пьесе показано формирование
ee цельного и сильного характера,
Настенька требовательна к себе и к
людям, она нетернима к фальши и
лицемерию, к мещанскому себялю-
бию. В этом образе наиболее ярко во-
плошен илейный замысел пьесы.
	К сожалению, автор, стремясь
лишний раз об’яснить зрителю нрав-
ственную идею своей пьесы, часто
«комментирует» описанные в ней со-
бытия. Для этого он вкладывает в
уста большинства персонажей нраво-
учения, которые снижают художест-
вренный уровень пьесы. Образ старого
библиотекаря Свечкина лишен жиз-
ненной правды, он мало убедителен.
В нем ярче всего выступают нело-
статки пьесы, тенденциозность и де-
кларативность. М. Горький не раз
предостерегал писателей особенно
драматургов, от дидактичности и от
грубой тенленциозности. Именно эти
черты мы ощущаем в образе Свеч-
кина. Свечкин слова «в простоте не
скажет». Даже узнав о гибели в боях
любимого сына, он немедленно произ-
носит целую тираду: «Не бойся, На-
стенька. На это враги и рассчитыва-
ют, что мы испугаемся, Могилами нас
пугают. Ой, не угрожайте нам моги-
лами. В муках выросяи...» ит. д. По-
добные изречения Свечкин произно-
сит на протяжении почти всей пьесы,
Налет сентиментальности придает
речам некоторых героев оттенок ис-
кусственности и литературности. До-
статочно вспомнить изляния Марфы
над спящей сироткой  Настенькой,
или диалог Свечкина и Настеньки в
конце второго акта;
	`Постановщикам спектакля (А.
Плотников и Я. Перов) удалось соз-
дать на сцене атмосферу лиризма
и душевной теплоты советских лю-
дей. Однако чрезмерный акцент ре
жиссуры на комедийных моментах
нарушает художественную цельность
спектакля. Артистка Е. Мазурова во-
обще интересно играет роль сердеч-
Ной и чуткой Марфы. Но a
она и другие исполнители ‘часто при-
бегают к приемам чисто внешнего ко-
мизма, стремятся «сыграть на публи-
ку» (например игра М. Ланина —
Iipetkona в третьем акте). И в этом
повинна режиссура, увлекшаяся ко-
мелийными «номерами».

Образ  Свечкина в исполнении
С. Кудашева получился не менее ри-
торическим, чем в пьесе. В игре акте-
ра всего три краски: то он скучно,
скороговоркой резонерствует, то впа-
дает в мелодраматический пафос, то
становится слезливо  сентименталь-
ным. И нигде в его игре не прогляды-
вает подлинная правда жизни.

Зато в основном образе мы не обна-
руживаем ни единой фальшивой ноты
наигрыша, искусственности. Это об-
раз Настеньки в исполнении совсем
молодой артистки Г. Ефремовой. Веб
роль актриса ведет в лирико-драма-
тическом ключе. Т. Ефремова убеди-
тельно. показывает нам возмужание и
расцвет юной чудесной души, Она
создает образ высокой моральной
чистоты и духовного благородства.
Игра Ефремовой отличается внешней
пластичностью и большим творче-
ским напряжением. Актриса обладает
способностью, присущей подлинным
художникам сцены: в каждую секуя-
ду спектакля жить интенсивной жиз-
нью своего образа.

В первом акте перед нами хрупкое
	«Младшая сестра» в Московском
	театре драмы и комедии: Ha-
стенька—Т. Ефремова, Цветков—
М. Ланин.
		К 25-ЛЕТИЮ
СО ДНЯ СМЕРТИ
	Евг. . Вахтангов.
Oo
	существо с белокурыми косичками и
с ясными голубыми глазами. широко
раскрытыми на мир. Эта провинци.
`альная девочка, неожиданно попав-
шая в осажденную Москву, совсем
не похожа на геронню. Она боится
немцев, бомбежки, одиночества. Од-
нако в Настеньке живут качества,
которые современем приведут ее к
смелым делам. Это — самостоятель-
ность, незаурядная сила воли, стрем-
ление к правде и справедливости, У
Настеньки—Ефремовой горячее серл-
це и ясный ум. Каждую мысль, каж-
дый душевный порыв она старается
претворить в служение близким, род-
ным советским людям.

Марфа спрашивает Иастеньку. гле
ее мать. Настенька отвернулась, мол-
чит, — ей тяжко вепоминать смерть
матери. Ефремова тонко передает ду-
шевное состояние девочки в эту ми-
нуту. Ей хочется разрыдаться, но
сейчас нельзя падать духом, м На-
стенька преодолевает свое глубокое
горе.

Ее ясные, такие выразительные
глаза глубоко заглядывают в пуши
людей, угалывают затаенное. «Гляди-
ка, — удивленно восклицает ИЦвет-
ков, — это ж откуда у тебя такое по-
нимание взрослых бойцов?».

Большой выразительности  дости-
гает игра Ефремовой в финале пер-
вого акта. Начинается бомбежка Мо-
сквы. Маленькая согнутая фигурка в
страхе мечется по сцене. В раени-
ренных потемневших глазах ужас, но
она упрямо шепчет: «не страшно.., и
ничуть не страшно...». Настенька вс®
больше выпрямляется и, наконец,
бросается к окну, отдергивает штору
и смотрит на освешенную пламенем
боя героическую Москву. Воля побе-
дила страх.

Во втором акте мы видим  Настень
ку повзрослевшей, окрепшей духом.
Теперь она готова на любое смелое
дело, выдержит любое испытание, В
этом акте автор правдиво pac-
крывает большое серлие Настеньки,
полное стремления помочь людям,
поддержать их. В разговоре со Свеч-
киным Марфа замечает: «Не все ле-
тают. Есть которые и крылья дела-
ют». Эти «крылья» для людей и хо-
чет делать Настенька. Она стремит-
ся утешить, воодушевить, возвысить
окружающих, облегчить тяжелое го-
ре Свечкину, поддержать Рублева. А
как выразительны лицо и речь На-
стеньки — Ефремовой, когда она меч-
тает вслух о своен будущей работе в
сельской школе! «Я буду строить,
складывать человеческие души», го-
ворит она, Настенька стоит на бал-
коне, освешенная лучами заходящего
солнца. Руки ее распростерты, и она
кажется птицей, готовой к полету, к
светлой цели своих мечтаний,
	В этом спектакле Московский те-
атр драмы и комедии познакомил
зрителя < большим и своеобразным
артистическим‘ дарованием. Но значе-
ние его не только в этом, — спек-
такль учит зрителя любить роднну,
советского человека, ценить в нем
лучшие его качества,

Г. ГУРКО.
	стоящим учеником своих
	учителей. Настоящий ученик продви-   воззрение, иметь отношение к об’ек-
	ту. Этот принцип Вахтангова вы:
текал из существа его социалисти-
ческих убеждений. Он хотел. чтобы
актер был поэтом и мыслителем,
чтобы искусство театра было могу-
	щественным средством идейного вос-
	питания людей, проповедью, подви-
гом и битвой, Этот принцип является
преодолением беспартийноети и о0б’-
ективизма в искусстве, признанием
ленинского принципа партийноети в
искусстве—основного принципа со-
циалистического реализма. С этой
точки зрения всякий нейтральный
или безразличный в идейном отноше.
нии, аполитичный, беспартийный фор-
малистический спектакль не имеет
ничего общего с тем направлением
театральной мысли, которое отетаи-
вал Вахтангов.
	Учение Вахтангова об. единствен-
ной современной театральной форме
также один из важнейших его
принципое. Самая правильная и
нужная форма спектакля та, которая
	гает вперед дело своих учителей. ле-
лает открытия на путях, ими проло.
женных. Вахтангов, устанавливая Но-
вые традиции, основывая студии и
воспитывая многочисленных  учени-
ког, создал целую школу своих по-
следователей, которые и в настоящее
зремя занимают ведущее положение
в системе советского театра. При
всем различии творческих индивиду-
альностей они являются продолжате-
лями дела Вахтангова. Достаточно
назвать имена А. Попова, Р. Симоно-
pa, Ю. Завадского, Б. Захавы, А. Ди-
кого, Л. Волкова, Н. Горчакова и
других, чтобы понять силу влияния
вахтанговоской школы.
	К. С. Станиславский ценил Вах-
тангова за «чистоту» в осуществле.-
нии принципов Художественного те-
атра и как «создателя новых прин.
ципов революционного искусства».

В чем же заключаются эти «новые
принципы революционного искусст-
ва», что нового дал Вахтангов Хуло-
	жественному театру и всему совет-  вытекает из идейного замысла пье-
	скому театру в целом?

Вахтангов всем своим существом
понимал, что эпоха социалистической
революции требует от театра герои-
ческого репертуара. Театр должен
служить людям «как помошь в боль-
ших вопросах жизни». Принцип
идейной  значительности тематихи
был одним из ведущих принципов
Вахтангсва. Понимая, что в эпоху
войн и революций надо говорить ©
	сы, идейных позиций актерского кол-
лектива и идейных задач социали-
стической революции. Вахтангову бы-
ло свойственно в ‘высокой степени
чувство нового. Современность для
Вахтангова — это «народ, творящий
	Принцип   Революцию». это идеологические за.
	дачи социалистического общества, это
запросы и потребности новой массо-
вой аудитории, это программа комму-
нистического воспитания нового че-
	самом главном, Вахтангов мечтал 9  ловека. Принцип современности орга.
	нически ©связан < принципом народ-
HOCTH,
	Вахтангову были враждебны мело-
драматическая приподнятость, Ha-
пыщенность, риторика, «деланная те-
атральность». Он с презрением отвер-
гал «оперно напыщенный» стиль, на-
пример, драм д’Аннунцио. Но он хо-
тел, чтобы спектакли давали макси.
	мальную духовную и эмоциональную-
	зарядку зрителю, чтобы ‘они’были
красочны, ярки, праздничны по свое-
му сталю и тону. С исключительной
страстностью, пророческой прозорли-
востью и ревностной нетерпимостью
отстаивал он принципы  романтиче-
ского театра нового социалистичес-
кого типа. Он был сторонником та-
кого реалистического искусства, ко-
торое не ограничивается изображе-
нием только настоящего. но и затля-
	создании героического образа народа,
завоевывающего свою победу и осво-
бождающего человечество («надо сы-
грать мятежный дух народа!» — вос-
клицал он). Мечтал Вахтангов и о со-
здании тероического образа вождя,

который учит народ побеждать вра-
Тов. .
	Основная воля Вахтангова, его за-
вещание ученикам: сыграть прежде
всего героический характер народа,
творящего социалистическую рево-
люцию, и героический образ BONUS
народа.

Требование идейной масштабности
тематики тесно связано с принципом
народности. Вахтангов требовал от
художников своего поколения глубо-
кой моральной и творческой связи <
народом. Художник советской стра-
	НА МЕЖДУНАРОДНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ
ФЕСТИВАЛЕ В ПРАГЕ
	пехом. Дмитрий Шостакович, чьи
произведения были исполнены в про-
грамме фестиваля, пользовался не.
менышим успехом. С успехом высту+
пал также и дирижер Евгений Мра-
Винский,

После заключительного концерта
поверенный в делах СССР в Чехо-
словакии Бодров устроил .прием в
честь Давида Oferpaxa, Дмитрия
Шостаковича и Евгения Мравинско.
го. На приеме присутствовали пре-
мьер-министр Чехословакии Готвальд,
министр иностранных дел Масатик,
министр национальной обороны Сво-
бода, министр социального обеспече-
Ния Неедлы, министр информации
Копецкий, статс-секретарь при мини-
стерстве иностранных дел Клементис,
посол Югославии в Чехословакии
Черней, а также выдающиеся чехо-
словацкие музыкальные деятели, уча
стники фестиваля и другие. Прием
прошел в дружественной и сердеч-
ной атмосфере,
	Борисенко.
o Oo
	ПРАГА. 29 мая. (ТАСС). Вчера на
международном Музыкальном фести-
вале в Прате состоялся заключитель-
	илл   дывает в будущее, умеет мечтать, не Г НЫЙ концерт, Симфонический оркестр
	_ ЧТИТ ПАМЯТЬ
СВОЕГО УЧИТЕЛЯ
	Вчера, 29 мая. в день 25-летия со
дня смерти Е. Б, Вахтангова, творче,
ский коллектив театра его имени по-
сетил могилу Вахтангова на Ново-
девичьем клалбише.
	В 3 часа дня в фойе театра состоя-
лась гражданская панихида. С речью
о Вахтангове и его творческом пути
	выступил Р. Симонов; Б. Захава. го:
ворил о задачах театра и о необходи:
	мости полного использования TBOD-
ческого наследия его основателя.
			боится фантазии и преувеличения,
прибегает к максимальным художе-
ственным обобщениям.
	Вахтанговские принципы в совет-
ском театре означают глубокую чут-
кость к современности, освешение в
репертуаре основных вопросов жиз-
Ни, создание спектаклей боевого ха-
рактера. Эти задачи полностью еше
не разрешены в творческой прак-
тике советского театра. Поэтому имя
Вахтангова не может быть только
благочестивым воспоминанием. Вах-
тангов продолжает жить в творче-
ском росте, иобедах и достижениях
советского театра.

Павел НОВИИКИЙ.
		Пражекой фигармонии с успехом ис-
полнил 5-ю симфонию ченюкого ком-
позитора Богуеслава Мартини и кон-
герт для виолончели с оркестром <о-
ветского композитора Арама Хачату-
ряна. Был исполнен также концеот
для оркестра < хором чешского ком-
позитора Леоше Яначка.
	На заключительном конщерте при-
сутствовали президент республики
Бенеш, члены чехословацкого прави-
тельства, участники фестиваля и ме-
ждународного с’езда композиторов,
чехословацкие деятели искусства и
культуры.

Выступления представителей ‹о-
ветского искусства получили с<амую
	высокую оценку. Давид Ойстрах, ко-
	торый здесь признан лучиим скрипа-
чом мира, пользовался огромным ус-
	Петь — А, Иванов, Груня —
		Фото А. Горинштеина.
	ко, что в первом акте этот образ ре-
жиссером должен быть более тща-
тельно отработан.

Отлично поет В. Борисенко партию
Груни, с которой так гармонируют
молодой голос артистки и созданный
ею привлекательный сценический об-
лик,

В исполнение роли Васи А. Хоесон
вносит в первом акте элементы нату-
рализма, допуская вначале еомни-
тельные интокации под предлогом
необходимости «прочистить горло».
Кроме того, режиссер слелал Васю
таким ют’явленным TPyCOM, каким
он ни у Островского, ни у Серова
не выведен; вряд ли подобная трак-
товка этой роли вяжетея с еимпати-
ями, которые Вася вызывает у Груни
и ее подруг.

К уже приведенным пожеланиям
внести некоторые улучшения в спек-
такль можно добавить еще одно.
Дирижеру К. Кондрашину, претоё-
ходно, с большим темпераментом и
вкусом справившемуся < партитурой
оперы, в кульминационных моментах
(особенно в четвертом акте) следует
несколько умерить зьучноль серов-
ских ИН. которые Чайковский еще
в <Рогнеде» находил «густыми и
шумными».

Постановка «Вражьей силы» в це-
лом заслуживает высокой оценки.
Особенно отрадно то, что’ этот спек-
такль в основном осуществлен сила-
ми мололежи Большого театра, к ка:
торой принадлежат и режиссер Б. Но-
кровский, и дирижер К. Контрашия, и
почти все исполнители основных 10+
		и с образом Еремки: оно намети-
лось уже ‘у первого исполнителя
этой роли, любимца Серова и участ-
ника премьер всех трех его опер, Са-
риотти, оно яветвенно ощущалось и
у Стравинского и у Шеляпина, > ко-
торый создал гениальный по силе и
яркости образ. именно «полудиавола
в зипуне». Шаляпинская трактовка
опиралась на торжество «вражьей
силы». Это Kak ‘бы  оправдывало
зловещие: черты облика Еремки. Но-
вая постановка возврашает оперу не
только к Островскому (примирение
Даша и Петра и, следовательно, пос-
рамление Еремки), но и к Серову,
В музыкальной характеристике Ерем-
ки этот образ бесконечно ‘далек от
какой бы то ни было романтической
дьявольшины: это скорее трактирный
плут, с изрялной долей озлобления и
лукавства. Именно таким в основном
и показан Еремка в новой постановке,
Н. Шегольков “очень херошо  спра-
вилея с этой ролью и вокально и
сценически.

В новой постановке «Вражьей си-
лы» музыкально-драматургическим
центром становится роль Петра.
Этим определилось и ее значение в
актерско-режиссерском плане. Ис-
полнение ‘роли Петра А, Ивановым
мы без всяких колебаний должны.
отнести к выдающимся достижениям
этого. крупного, непрерывно расту:
шего. мастера. Необычайная чистота,
благородство и гибкость интонаций,
насыщенных предельной песенностью
и эмопиональностью широкой, стра-
стной натуры, прекрасная вырази-
тельная дикция — все это сочетает-
ся у А. Иванова с великолепным
драматическим мастерством. Образ
Петра, созланный А. Ивановым, от-
личается глубиной, волнующей реа”
листической правливостью, Это Xv-
пожественно законченный. нельный
	образ живого человека, переживания
которого. захватывают зрителя так
же, как и страдания Даши, несмотря
на то, что именно Петр является при-
чиной этих страданий. Мы  прини-
маем здесь эту ‘ситуацию, как впол-
не жизненную и правдивую именно
благодаря человеческому  обаянию
Петра: в исполнении А, Иванова,
Очень обаятельна и женственна
Н, Соколова в роли Дали, У нее кра-
сивый голос, лирически теплая, про-
чувствованная м искренняя. музы-
кальная фраза, несомненная ецениче-
ская одаренность, Нам кажется толь-
	бождена от чужеродных этому про-
изведению элементов мелодрамы. В
этом несомненная заслуга Б. Асафь-
ева, осуществившего музыкальную

редакцию партитуры ‘Серова. Тша-

тельно устранив ненужные длинноты

и шероховатости музыки, он удачно
дополнил ее новыми страницами и за-

ново написал весь пятый акт.

Б. Асафьеву, глубокому знатоку
русской классики, удалось найти тот
музыкально - драматический поворот,
благодаря которому пятый акт вос-
принимается сейчас как. просветленное
завершение драмы. Оквозь «громовые
тучи» Серова пробились лучи солнеч-
ного света и озарили живое челове-
ческое чувство, торжествующее над
темными страстями.

Существенная работа проделана и
над либретто оперы. Однако литера-
турная редакция Ю. Стремина, к со-
жалению, не устранила всех верси-
фикационных неловкостей, в особен-
ности в первом акте, где все еше
сохранились режущие слух строки в
даже целые строфы (в частности в
партии Петра).

Перед режиссёром Б. Покровским
стояла нелегкая задача, В драме
Островского действие происходит «в
коние восемнадйатого столетия, Ha
масленице». Серов, судя по его ре-
марке, отнес действие к еще более
далекому прошлому. Но в то же вре.
мя весь интонационный строй оперы,
непосредственно связанный с песен-
ным городским фольклором  девят-
надцатого <толетия (вплоть до ча-
стушек), заставляет воспринимать
ее как народно-бытовую драму эпохи
Островского. Поэтому Б. Покров-
ский совершенно правильно стремит-
ся в постановке  «Вражьей силы»
приблизиться к реализму драматур-
гии Островского и относит действие
оперы именно к этой эпохе, Таким
образом, творческий опыт Малого
театра сыграл здесь немалую роль,
и на оперной сцене Большого театра
впервые с такой яркостью ожили
быторые персонажи Островского,
	Перед нами — несомненно живые ло-
ди, правливо воплощенные художест-
венные образы, реалистически удзв-
шиеся и режиссеру и. исполнителям.
Однако. найдя в принцице правиль-!
			не прислал либретто последних двух
дейсттиЙ, из-за чего работа Серова
над оперой, начатой еще весной 1867
года, сильно затянулась. Пришлось
обратиться с просьбой окончить
либретто к другим лицам, в Частно-
сти к П.И. Калашникову,  напи-
савшему текст последних двух ак-
тов, сильно отличающийся от народ-
ной драмы Островского «Не так жи-
ви, как хочется», положенной в ос-
нову «Вражьей силы». В соответст-
вии с указаниями композитора поя-
вились широко разработанная карти-
на масленичного гулянья и сцена
убийства Даши Петром, заменириая
собою сцену примирения, которой за-
вершается драма Островского, Имен-
но этот трагический исход оперы
вызывал наибольшие сомнения и
принципиальные возражения  крити-
ки. Даже всегда осторожный Н. Фин-
дейзен в своей монографии о Серо-
ве заметил, что «нужно желать иной
редакции мелодраматического фина-
ла».

Когда Большюй театр после мно-
голетнего перерыва вновь обратился
к опере Серова, ‘перед рукотодством
театра встал вопрос уже не о НОВОЙ
редакции финала, а © том, должен
ли этуг финал вообще быть мелодра-
матическим. На этот вопрос, выдви-
нутый академиком Б. Асафьевым, но-
вая постановка «Вражьей силы»
дает отрицательный и, думается нам,
принципиально правильный ответ.

Как известно, мысль о трагичес-
ком завершении оперы ‘далеко не
сразу возникла у Серова. «Эти траги-
ческие окончания не в наших Hpa-
вах!», говорил композитор. И
только‘ после долгих колебаний Ce-
ров решился, наконец, закончить
оперу сценой убийства в Волчьем
буераке, чувствуя. по слорам его же-
ны, как «сгущалась  психологичес-
кая атмосфера и громовыми тучами
нависла над головами его героев»,

Новая постановка «Вражьей силы»
сейчас в значительной степени OCBO-
	стическая постановка «Вражьей си-
	лы» должна быть освобождена OT
ненужных «деталей и мелочей», ме-
шающих цельности восприятия.

Что касается более ‘серьезных 3a-
мечаний по поводу постановки «Вра-
жьей силы», то нам думается, что
пятый акт все же требует извест-
ной доработки. В мизанеценах этого
акта нет еше достаточной четкости,
особенно важной именно там, где ре-
шаются судьбы героев оперы.

Существенной особенностью — Но-
вой постановки является. перемеше-
ние центра тяжести произведения в
результате его музыкально-драматур-
гической реконструкции. В прелшест-
	вующих постановках оперы таким
центром. обычно бывал носитель
‹вражьей силы» — Еремка, образ
	которого, вопреки замыслу Серова,
приобрел черты романтической  де-
моничности. Полобные «егушения» в
истории музыкального театра’ —да-
леко не редкость: вспомним, ‘до: ка-
ких вершин  злодейства доводился
образ Владимира Галицкого в «Кня-
зе Игоре» вопреки прямым указаниям

Бородина.
Такое же «сгущение» произошло
	ное, глубоко реалистическое реше:
ние задачи, режиссер не удержался
от некоторых соблазнов  натурали-
стического порядка, в чем отчасти
повинен и художник В. Дмитриев,
декорации которого в целом остав-
ляют очень хорошее впечатление.
Сцена зачастую перегружена  все-
возможными бытовыми деталями, ко-
торые только утомляют зрителя,
Вряд ли нужен календарь в первом
акте, производящий внечатление яв-
ного анахронизма, вряд ли в начале
второго акта должен «по-настояще-
му» кипеть самовар, обдавая потолок
струями «настоящего» пара.

В свое время Бородин писал, что.
«в опере, как в декорации, мелкие
формы, летали, мелочи не должны
иметь места; все должно быть писа-
но крупными штрихами, ясно, ярко
И по возможности практично в ис-
полнении. как голосовом, так и ор-
кестровом», Вот об этой «практич-
ности в исполнении» следует - пом-
нить и нашим оперным режиссерам,
Ибо в опере далеко не всегда уме-
стно то, что хорошо на сцене драма-
тического театра. г

Смелая, удачная в целом реали-
	Что же касается сделанных нами
замечаний, то они ни в коей мере не
умаляют ценности нозой. постановки
«Вражьей силы». Театр  проделая
большую и серьезную работу нал
	совершенно незаслуженно полузабы:
тым Произвелением, сыгравшим не-
сомненную роль в демократизации
оперного искусства в России. Поста-
новка «Вражьей силы»— убедительное
доказательство жизнеспособности на-
родно-бытовой сперы, волнуюшей сзо-
ей человечностью, которая торже-
ствует над условностями оперной
сцены. И новую работу творческого
коллектива мы впразе назвать вторым
рождением опэры Серова, близкой нам
своими реалистическими устремленчя-
ми, правдивостью чувств и народно=
CThIO.