СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО.

Творческое сопружество
	художников и архитекторов
		наментальный характер, сюжетная
роспись нашла место в богато решен-
ном интерьере внутренней лестницы.
В работе участвовали художники С.
Павловский, А. Ширяева, С. Романо-
вич, А. Сахнов; Д. Бродская, Н. Ро-
зенберг и другие и скульптор Е. Бли-
нова.

Сейчас мастерская занята двумя
новыми большими работами: росписью
театра-клуба Болшевского машино-
строительного завода и лома отдыха
Министерства тракторного машичо-
строения в райсне Истры. В этих рз-
ботах занят основной коллектив мас-
терской — художники Л. Бруни, С.
Павловский, К. Эдельштейн, С. Ро-
манович, А. Сахнов, В. Эльконин и
другие. Значительной работой мастер-
ской является также скульптур.
лекоративное оформление жилого
дома Министерства иностранных дел,
заканчивающегося постройкой по
проекту архитектора Ю. Емельяноза.
Часть работ уже выполнена на фаса-
де В. Фаворским и скульптором Л.
Кардашевым.

Из архитекторов, с которыми рабо-
тала мастерская, нужно назвать Б.
Иофана, К. Алабяна, А. Бурова, М.
Гинзбурга, В. Симбирцева, А. Чал-
дымова, Н. Гайгарова, Ю. Емельяпо-
ва, В; Новоселова, И. Леовилова и
других.

В тридцати выполненных ‘силами
мастерской работах участвовало до
пятидесяти художников разных поко-
лений.

Наряду с такими хорошо извест-
ными художественной обществениос-
ти мастерами, как В. Фаворский,
Л. Бруни, М. Родионов, А. Гончароз,
мастерская выдвинула своих худож-
ников-авторов — А. Сахнова, С. Пав-
ловского, К. Эдельштейна, С. Ромз-
новича и-многих других.
	Создание кадров таких художни-
ков, которые чувствовали бы себя в
монументальной живописи професси-
оналами, было одной из основных за-
дач мастерской.

Нельзя забывать, что никакой про-
фессиональной преемственности в
этой области не существовало. Вна-
чале приходилось итти ощупью. Ос-
новные сведения в этой области рз-
ботвики мастерской получали от пер-
вого энтузиаста и знатока. фреско-
вой живописи —, профессора Н. Чер-
нышева. Однако практика ставила все
новые и новые задачи.

Началась ‘интенсивная работа по ос-
воению техники фрески, сграффито,
темперы на стене и на левкасе, де-
коративной акварели на шелке. Осво-
ена для производства очень эффект-
ная, дешевая, простая в работе: и
идеально прочная техника штукатур-
ной инкрустации (художник С. Соко-
лов).

Производственные задачи застази-
ли разработать вопросы живописи
альсекко` по акустической штукатур-
ке, найти рациональные способы
грунтовки шелка под акварельную
живопись. Обогащались и усложня-
лись. техника и приемы основного
способа стенной живописи — фрески.

Очень интересные результаты дало
сочетание штукатурного рельефа ©
фресковой живописью. Многое из
найденного уже освоено в практиче-
ской работе мастерской, многое еще
ждет применения, многое еще прел-
стоит сделать. Значительный опыт
работы мастерской, об’единенные в
ней кадры и огромные перспективы
применения монументальной живопи-
си дают возможность сейчас поста-
вить вопрос о создании при Академии
архитектуры СССР  научно-исслело-
вательского института монументаль-
ного искусства. Такой институт дол=
жен вести практическую и теоретиче-
скую работу в области монументаль-
ной живописи, скульптуры, мозаики,
архитектурной керамики и т. д.

Но, конечно, не одними лишь тёх-
ническими знаниями и опытом опре-
деляется лицо художника-монумента-
листа,

Основной закон монументальной
живописи — органическая связь ©
архитектурой—еще далеко не полно
применяется на практике. Крупней-
шим недостатком работы мастерской,
как и вообще деятелей монументаль-
  ной живописи, является отсутствие
органической рабочей связи с архи-
тектурным планированием и проекти-
рованием. Настоящее содружество,
взаимопонимание между архитекто-
рами и художниками еще не достиг-
		В Туркменском театре
	оперы и балета
.®

теме. Расширяя свой репертуар u 060-
гащая его произведениями русской и
западноевропейской оперной класси-
ки, театр не должен забывать о са-
мом главном — о работе над новыми
произведениями национального опер.
ного и балетного искусства на совре-
менную советскую тему.

В число важных проблем, стоящих
перед советским оперным театром,
входят и вопросы вокальной культу-
ры. Сейчас, как никогда, назрела не-
обходимость поднять в наших теат-
рах уровень певческого мастерства.
К сожалению, далеко еще не везде
серьезно относятся к этой проблеме,
не задумываются по-настоящему над
тем, что качество работы музыкаль-
ного театра в большой мере опреде-
ляется уровнем его вокально-испол-
нительской культуры.

Нам довелось прослушать в турк-
менском театре четыре постановки:
«Гюль и Бильбиль», «Шасенем и Га-
риб», «Евгений Онегин» и «Травиата»,
и все эти спектакли, на наш взгляд,
страдали серьезными недостатками в
вокальном отношении. Не только у
исполнителей вторых и третьих пар-
тий, но даже у некоторых ведуших
	`гртистов театра имеют место неточное
	интонирование, стремление к фопси-
рованию звука, нечеткость дикции.
Несмотря на наличие хороших во-
кальных данных, они должны много
работать, совершенствуя свое творче-
ское мастерство.

Еломан Хуммаев исполняет партию
Бильбиля в опере «Гюль и Биль-
биль», а Ходжоу Аннаев — партию
Ленского в опере «Евгений Онегин».
У обоих свежие, красивые ` голоса
приятного тембра и хорошего диапа-
зона, но вокальное исполнение, в осэ-
бенности. партии Ленского, оставляет
желать много лучшего. Неровность
	звучания, неестественное напряже-
ние, особенно в верхнем регистре,
интонационные погрешности — все
	это в значительной мере снижает ху-
дожественный уровень исполнения.
Майя Кулиева в такой сложной и от-
ветственной партии, как Татьяна, по-
казала себя более зрелой певицей, но
и ее исполнению нехватает HHOT 1a
разнообразня BOK PTSHDEX красок и
оттенков Вполи^ улается артистке
заклютмит2альная Картина оперы, но в
	Б настоящее оремя никто не оспа-
ривает значения монументальной жи-
вописи в создании архитектурного
ансамбля, но еще не так давно роль
её была далеко не так ясна. Только
топда, когда архитекторы задумались
над’ образным содержанием здания,
всерьез возник вопрос о творческой
связи архитектуры, скульптуры и
живописи, вопрос о синтезе искусств.

Синтез живописи, скульптуры и
архитектуры позволяет с максималь-
ной полнотой раскрыть образное со-
держание общественного © coopy xe.
ния. Сотрудничество этих искусств
должно быть не механическим сое.
динением их элементов, а их органи-
ческим слиянием, а для этого нуж-
но, чтобы каждое из искусств свои-
ми, одному ему присущими средст-
вами, на своем специфическом мате-
риале работало над выражением од-
них и тех же общественных идей.
Только в том случае, когда сред-
ства выражения идеи различны, а
цель едина, возможен подлинный
снитез. Живопись и скульптура по-
могают раскрыть, и расширить идей-
ное значение произведения архитск-
туры, которое без их помощи остает-
ся заключенным в отвлеченные
формы. При этом в подлинном син-
тезе специфика различных искусств
не нивелируется, а, напротив, обост-
ряется и искусства взаимно обога-
щают друг друга.

Начало в организации творческих
сил художников-монументалистов
было положено основанием первой в
Советском Союзе мастерской мову-
ментальной живописи. Она была соз-
дана в 1935 году при Московском
архитектурном институте по инициа-
тиве архитектора профессора И. На-
колаева и художнйка профессора -Л.
Бруни. Последний является бессмен-
ным руководителем мастерской до
настоящего времени.
	Первые работы мастерской были
осуществлены в сотрудничестве с
архитектурной мастерской Московс+
кого архитектурного института, ру-
козодимой И. Николаевым, и связаны
были со строительством промышлен-
ных сооружений. Таковы были 2ос-
писи Московского мясокомбината им.
Микояна, Текстильного комбината
им. Сталина в Ташкенте, трех школ
в поселке Сталинградского трактор-
ного завода и др.

В дальнейшем, с переходом mac.
терской в ведение Академии архи-
тектуры, диапазон ее производствен-
ной и исследовательской работы,
творческое сотрудничество художни-
ков-монументалистов с архитектора.
ми все более возрастают.

За последние годы мастерская
участвовала почти во всех крупных
	строительствах, где применялась
монументальная живопись. Канал
Москва—Волга, московское метро,
	Советский павильон на Парижской
выставке. Всесоюзная сельскохозяй-
	ственная выставка, — Центральный
театр Красной Армии, Московский
дом пионеров, — в создание всех
	этих памятников нашеи эпохи мастер-
ская вложила свою долю.

Война ослабила, но не прервала
работу мастерской. Не один талант-
ливый художник ушел на фронт. Все
же во время войны и в первый по-
слевоенный год были выполнены
росписи новой станции московского
метро — «Измайловской» (художник
А. Гончаров), дома отдыха на ст,
Челюскинец (Л. Бруни, А. Сахнов и
др.), жилого дома на Пионерских
прудах (Л. Бруни, В. Фаворский и
д.), детской больницы (С, Павловс-
кий, А. Ширяева).

Последняя законченная в конце
1946 года работа мастерской — боль-
шая роспись одного из реконструиро-
ванных лечебных учреждений Моск-
вы. Роспись была создана силами
молодых художников мастерской.
Архитектура здания очень бедна и
неинтересна. Широкое применение
живописи имело своей целью вос-
полнить недостаточность архитекту-
ры здания, по существу, случайного,
приспособленного к новому назначе-
нию. Художникам принадлежали не
только проект и выполнение росписи,
но и все цветовое решение ансамбля.
Цвета выбирались совместно < зрз-
чами-специалистами, причем исходили
из соображений и эстетической вира-
зительности и медицинской целесо-
образности. Роспись палат носит ор-
	Туркменский государственный те-
атр оперы и балета — один из моло-
дых музыкальных театров в нашей
стране. За шесть лет своего. суще-
ствования театр прошел большой
творческий путь-——от постановки пер-
вых. туркменских опер. («Судьба бах-
ши» Г. Кахиани и «Зохре и Тахир»
А. Шапошникова), широко  исполь-
зующих мелодии народной песни, к
постановке произведений, сочетающих
мелодические богатства туркменского
народа с вполне современной музны-
кальной техникой («Абадан» Ю. Мей-
тусаи А. Кулиева и «Шасенем и Га:
риб» А. Шапошникова и Д. Овезоза).
Опера «Евгений Онегин» П. Чайков-
ского — первое произведение класси-
ческого ошерного искусства, зазву-
чавшее со сцены туркменского те-
атра.

В результате напряженной работы
и тесного содружества < авторами те-
атр создал немало интересных
спектаклей, в числе которых, кроме

казанных выше, «Алдар Косе»

. Корчмарева, «Акпамык» А. Знос-
ко-Боровского и В. Мухатова и др.

Однако в последние годы, не <у-
мев использовать и развить в долж-
ной мере свой огыт, театр перестал
вести регулярную работу с компо-
зиторами над созданием новых про-
изведений. Только этим. и можно
об’яснить тот факт, что после исто-
рических постановлений ЦК ВКП(б)
10 вопросам литературы и искусства
в репертуаре Туркменского театра
оперы и балета не оказалось ни од-
ного спектакля на современную те-
матику. После того, как опера «Аба-
дан» и балет «Девушки моря», на-
писанные на советскую тему, сошли
со сцены, репертуар театра ограни-
чивается постановками произведений
на легендарные или сказочные СсЮ-
жеты, к тому же нередко идеализи-
рующих прошлое. В качестве приме-

pa можно привести одну из послед-

них работ театра — оперу «Лейли и
Меджнун» (музыка Ю. Мейтуса и
Д. Овезова, либретто К. Бурунова),
которая была поставлена в ноябре
прошлого года и вызвала резко отри-
цательную оценку общественности и
критики, справедливо указывавшеёй
на идейную поречность концепций
этого произведения.

Подобное состояние репертуара 33-
ставляет поставить принципиальный
вопрос о творческом пути Туркмея-
ского т-атра, о его ропертуарной
лании и об отнойсчии к современной
	сюжетная   нуты. Они слишком часто говорят на
		разных языках. Архитекторы и ху-
дожники в своей художественной
жизни изолированы друг от друга.
Художники не привлекались к уча-
стию в проектировании крупных го-
родских ансамблей и даже к обсуж-
дению этих проектов, что наносит
большой вред обоим искусствам.
	Нужно отметить еше одну важную
сторону деятельности мастерской -=
серьезную работу нах созданием ‹сов-
ременного советского орнамента.
Большую роль играет В. Фавор-
ский, неутомимо творящий в этой об-
ласти. Орнамент чрезвычайно труд
ное искусство. Именно здесь всего
сильнее власть рамесленничества, ру-
тинного модернизма и дешевого, ‘не-
разботчивого стилизаторства. Об’яс-
няется это отчасти тем, что орнамент
нередко считают второстепенной об-
ластью художественного творчества.
Такая точка зрения на обнамент поз
могает проникновению в наш быт
эклектической безвкусицы и дека-
дентщины. * .
	Темы монументальной живописи,
как и всякого искусства, диктуются
жизнью. Жизнь советского народа
построена на совершенно новых соци-
альных ‘основах, несет новую
этику, создавая новые отношения ме-
жду людьми, —все это обязывает ху-
дожников к напряженному исканию
нового стиля, который был бы приго-
ден для выражения чувств советского
человека.
		° ПОБЫЕ СОВЕТСНИЕ СПЕКТАКЛИ
B TATAPHY
		мационный тон. @го Чибисов кажет-
ся взятым напрокат из какой-нибудь
классической трагедии и находится в
явном несоответствии с фигурой Шад-
рина — Халитова.

В таком же героико-романтическом
плане играют Х. Салимжанов (матрос
Дымов), И. Гафуров (молодой сол-
дат) и некоторые другие актеры.
Стилевой разнобой в этом спектакле,
поставленном Ш. Сарымсаковым,
усугубляется тем, что образы отрн-
цательных персонажей разработаны

в каком-то условно-карикатурном
плане.
	Другая значительная постановка
театра — пьеса Мирсая Амира «Пес-
ня жизни». В этой пьесе рассказана
драматическая история о любви и
разлуке в военные годы наших сов-
ременников Фатымы и Басыра.
	Содержание пьесы Мирсая Амира,
в сущности, очень просто, и удача
молодого драматурга заключается в
том, что он сумел опоэтизировать
незамысловатую жизненную исто-
рию.
	Перед зрителями проходят яркие
картины жизни новой татарской де-
ревни. На праздник ждут возвра-
щающихея с войны односельчан.
Друзья разучивают песню, чтобы
встретить героев, — это сочиненная
Басыром на фронте «Песня жизни».
Она дошла до далекой родины, Фа-
тыма узнала ее. Басыр жив, он ско-
ро должен вернуться домой. В бе-
лом платье ждет Фатыма своего лю-
бимого. Входят приехавшие фронто-
вики. Но Басыра нет среди них: он
сражен вражеской пулей... Преодо-
левая свое глубокое горе, Фатыма
сохраняет твердость духа и энергию.
	Трагическая развязка драмы стала
предметом оживленной дискуссии.
Два театра Татарии поставили пьесу
М. Амира — Академический театр
им. Г. Камала и Республиканский пе-
редвижной театр, и каждый из них
разработал свой вариант пьесы.
«Передвижники» настояли на счаст-
ливой развязке — Басыр жив и, к
радости зрителей, возвращается к
Фатыме.
	Академический театр предпочел
концовку трагическую. Она, разу-
меется, и тоньше, и глубже, ибо
именно в трагическом финале с осо-
бой яркостью раскрывается OCHOB-
ная идея драмы — торжество люб-.
ви над смертью, победа жизни. Фи-
нал в спектакле Театра им. Г. Ка-
мала звучит как оптимистическая
трагедия. В этом несомненная заслу-
га постановщика спектакля Каши-
фы Тумашевой и исполнительницы
роли Фатымы актрисы Ильской. В
ее Фатыме энергия сочетается с
женственностью, мужество—с заду-
шевной теплотой. +

Среди действующих лиц пьесыы-
большая группа колхозников-татар.
Особенно удались бытовые фигуры
старухи Маргубэ (Г. Болгарская), и
старика Шейхуллы (К. Шамиль).
Жаль, что роль разбитного парня —
песенника Каюма поручили женщине
(3. Басырова); игра «травести» вызы.
вает впечатление нарочитости. Ар-
тист Кыйльманов наделил большим
обаянием образ Фарита, но He до-
стиг, к сожалению, необходимой
простоты в сценической  характери-
стике этого персонажа.
	Неприятное впечатление произво-
дит оформление спектакля, — оно
олеографично и пытается сочетать
примитивную условность с натура-
лизмом.
	Положенная на музыку компози-
тором Д. Файзи «Песня жизни» Ба»
сыра становится популярной среди
многочисленных зрителей театра.

Театр им. Галиаскара Камала в
этих современных спектаклях сумел
широко проявить свои богатые твор-
ческие возможности.
			Подсчет и
Я
	Татарский государственный акаде-
мический театр им. Галиаскара Кама-
ла в Казани поставил в этом сезоне
ряд’ удачных спектаклей. Из них осо-
бенно интересны «Песня жизни» та-
тарского драматурга Мирсая Амира
и «Человек с ружьем» Н. Погодина.
Несмотря на некоторые недостатки,
эти спектакли говорят о том, что
Академический театр Татарии со-
‘храняет место одного из передовых
среди театров Российской Федера-
ции.

Татарский академический театр им.
Г. Камала впервые в республике во-
плотил на своей сцене образы гени-
альных вождей ‘революции.
	Два талантливых актера длитель-
ное время работали над ролью Вла-
димира Ильича Ленина на татарской
сцене — Н. Гайнуллин и Г. Шаму-
ков.

Н. Гайнуллин дает очень четкий,
может быть, даже немного подчерк-
нуто-острый внешний рисунок роли—
стремительная походка, наклон голо-
вы, лаконичный жест. Он превосход-
но передает собранность, целеустре-
мленность, волевую направленность
вождя; вы живо ощущаете энергию
Ленина в эти решающие историче-
ские дни. Но в исполнении Гайнул-
лина менее выразительно воплощены
другие качества, столь характерные
для облика Ленина, — его сердем-
ность, человечность, душевная теп-
лота.
	Г. Шамуков не дает точного пор-
третного сходства, но ему удается
передать болыную сердечность Иль-
ича, например, в разговоре с Шадри-
НЫМ.
	„..Нючь. Ленин работает в своем ка-
бинете. Театр нашел хорошую де-
таль: Ленин уложил на диван матро-
са, приставленного к нему для охра-
ны, и вот он сам, зазябщий в эту хо-
лодную осеннюю ночь, снимает паль-
то и накрывает им матроса и нюпо-
том говорит по телефону, чтобы не
разбудить спящего...
	В этой сцене артист Шамуков
ввел любопытную деталь: помеши-
вая ложечкой в стакане остывший
чай, Ленин силится что-то припом-
нить. Мгновение — и лицо’ его оза-
ряется улыбкой: он вспомнил того,
кто спрашивал, где бы раздобыть
кипяточку:
	Шадрин!...
	Пьеса А. Мовзона «Константин Заслонов» на сцене Белорусского го-

Заслонов—Б. Платонов.
	сударственного театра имени Янки Кугала:
	Анна — И, Жданович.
			Вторая
	Константина Заслонова
	Пьеса Аркадия Мовзона ‘«Констан-
тин Заслонов» поставлена Белорус-
ским театром им. Янки Купала в Мин-
ске, в городе, окруженном лесами, ко-
торые пять лет тому назад были че-
стом действия партизанских отрядов.
Среди зрителей есть люди, для кото-
рых Константин Сергеевич Заслонов
не только герой пьесы, но и друг,
соратник, рядом с нами сражавшийся
против оккупантов.

В наше искусство входят герои,
вчера отдавшие жизнь в борьбе < вра-
гами родины и продолжающие жить в
художественных образах. Но эту вто-
рую жизнь они получают после того,
как < правдой истории соединяется
правда художественного обобщения.

Молодогвардейцы, Зоя, Александр
Матросов встают перед нами в поз-
мах, романах и пьесах, как воплоще-
ние мыслей и чувств миллионов.
	Боевая биография Константина За-
слонова увлекательна и героична.
Однако героизм этот не передать про-
стым описанием действий смелого
партизана. Выразить пафос, им вла-
девший, правду; его увлекавшую; рас-
крыть внутренний мир советского пат-
риота — вот достойная задача для
драматурга. Отказаться oT ее реше-
ния — значит встать на путь поверх-
ностного и оскорбительного «при-
ключенчества».

Аркадий Мювзон не отвлекает вни-
мания зрителя фабульными штампами,
не окружает Заслонова. мелодрамати-
ческой «тайной». Молодой драматург
добросовестно описывает  деятель-
ность отважного советского патриота,
его уменье сплачивать рабочих и ру-
ководить их борьбой против гитле-
ровцев.

Но Аркадию Мовзону не удаегся
полностью раскрыть душевную жизнь
герся. Заслонову даны главным обра-
зом реплики «деловые», реплики, ко-
торые движут сюжет пьесы, но не вы-
ражают личности героя, как не выра-
жают ее и две-три патетические ти:
рады, отвлечениые и расплывчатые,
опять-таки ни в малой мере не пере-
дающие своеобразия характера Засло-
нова. у

В спектакле Театра им. Янки Ку-
пала (постановка К$ Санникова) пьеса
как бы лописана на сцене. Штрихл,
порою лишь’ намеченные автором,
здесь закреплены и углублены, недо-
говоренные характеристики досказа-
ны, эскизные наброски получают
трехмерное бытие. В особенности это
относится & центральному действую-
щему лицу пьесы, Роль Константина
Заслонова отлично играет артист
Б Платонов.
	Ограниченный словесный материал,
имеющийся в его распоряжении, Б.
Платонов стремится использовать в
возможно большей степени. Перед на-
ми возникает образ, точно и ясно
очерченный, образ целеустремленного,
волевого советского человека; твердо
илущего по намеченному им пути,
пренебрегающего опасностями.  Б.
Платонов не прибегает к многозначи-
тельным и докучным ‹паузам, не пы-
тается создать: видимость подтекста,
но его Заслонов живет напряженной
вчутренней жизнью. его Заслонов —
индивидуальность, настоящий, круп-
ный человек, и как жаль, что в распо-
ряжеёнии актера слишком мало ярких
и точных слов для выражения этой
индивидуальности!

В этом нас убеждают и те немногие
сцены, в которых обнажаются самые
основы душевной жизни героя. Вот в
присутствии Заслонова гитлеровцы
допрашивают и пытают одного из его
ближайших учеников, соратников и
друзей, молодого рабочего Аксанича
(эту роль темпераментно и искренче
исполняет артист В. Владомирский).
Аксанич, разумеется, не выдает За-
слонсва, который дал ему поручение
сигнализировать советским летчикам,
бомбившим Оршанский  железнодо-
	рожный узел, но сам Константин Сер-
геевич тяжело переживает гибель
своего товарища. Оставшись один, он
бросается на скамейку и, спрятав в ла-
донях лицо, предается охватившей
его скорби, инас потрясают слова ne-
чали и гнева, вырывающиеся из уст
человека, которого мы привыкли ви-
деть спокойным и выдержанным, хра-
нящим ясность духа, твердо идущим
по краю пропасти в течение долгих
дней. Эта сцена — лучшая в спек-
такле. :
Впечатление, ею производимое, не
может ослабить даже следующий за
нею иносказательный монолог Засло-
нова о мальчике, жившем в лесу, зер:
кале, упавшем с неба. солнце, зашед-
щем за тучу, — монолог с претензией
на «красивость» и идущий к тому же
нод музыку, донельзя сладенькую.
Второй по значимости образ спек-
такля — рабочий Кропля (артист
Г. Глебов)—любитель «горячих’ на-
питков», балагур, весельчак и в то же
время человек, кровно‘ преданный со-
ветской родине, ненавидящий ее
врагов. Роль эта написана сочно, с
юмором. Обаяние Кропли—Глебова
в свежести и непосредственности
чувств, в прямоте и естественности
их выражения. У этого но видимо-
сти простого человека есть свои
принципы и взгляды на жизнь.
Сцену чтения номера «Правлы»
Г. Глебов проводит  превосходто.
Все душевные силы Кропли при-
ведены в движение. Он по-настоя-
щему счастлив: он < нежностью и во:
сторгом держит этот потертый на сги-
бах лист, он исполнен в эту минуту
подлинного пафоса, и пафос этот тем
более драгоценен, что рожден он в
сердце рядового, скромного человека,
ранее и не помышлявшего о полвиге,
	Аню Круиину играет И. Жданович.
Она.-вносит в спектакль благородную
краску светлой женственности. Аня
Крушина вырастает от картины к кар-
тине. Ее сердце становится крепче и
тверже. И в то же время она <сохра-.
няет присущее ей обаяние одухотво-
ренной и чистой юности.

В финале спектакля зритель видит
создателя великого плана победы,
плана, одним из стойких и преданных
исполнителей которого был Констан-
тин Заслонов. Товарищ Сталин (роль.
исполняет артист JI. Рахленко).
сообщает Ане Крушине о присвоении.
звания Героя Советского Союза 6ec-
партийному большевику Заслонову, °
честью выполнившему свой патриоти-

ческий ‘долг.

Образы Заслонова, Кропли, Ани и
Аксанича — самое интересное, самое
ценное в спектакле,

Неожиданным гротеском врываются
в этот реалистический спектакль че-
мецкие лейтенант и майор, будто
сорвавшиеся с одного из плакатов Ку-
крыниксов. Подобные эпизоды, рез-
ко не соответствующие обшему ха-
рактеру постановки, музыка, `сопро-
вождающая монолог Заслонова, усло:
вная и вместе с тем натуралистиче-
ская декорация домика Крушины ка-
жутся инородными телами в спектак-
ле, легко устранимыми «описками».

«Колстантин Заслонов» — один из
первых спектаклей о народных героях
Отечественной войны, о людях, чьи
жизни стали легендарными. Офтыт этой
постановки Театра им. Янки Купала
еще раз убеждает нас в том, что ис-
тинная художественная удача прихо-
	дит лишь тогда, когда перед зрителем
	возникают образы, обладающие на-
стоящей жизненной достоверностью,
образы целеустремленные и разно-
сторонние, выражающие духовное бо-
гатство советских людей. Путь к со3-
данию положительного героя идет не
через ухищрения интриги и поверхно-
стный очеркизм. Героическое дело на-
ходит выражение в героическом 0б-
	pase,
Й ГРИНБЕРГ.
	Монументальная живопись — от-
ветственнейший вид искусства. Ee
массовость, доступность миллионам
советских граждан дают ей болышие

преимущества перед станковой кар-
ТИНОЙ.
	Для того, чтобы пойти в музей или
картинную галлерею, человек должен
уже интересоваться и любить жива-
пись. Монументальную же живопись
челозек встречает на своем пути, лю-
бовь и. интерес к искусству она мо-
жет пробудить в людях, которым о
нем раньше и не приходилось думать,
	Невольно вспоминаются слова
французского художника-коммунара
Густава Курбе о вокзалах и других
общественных зданиях: «Войдите в
залы ожидания и, увидев эти прекра-
сные помещения, большие, высокие,
светлые, полные воздуха, признайте,
что достаточно повесить в них кар-
тины, чтобы сделать из них незамени-
мые музеи, единственные, - где ис-
кусство может жить...»
	Мечты Курбе осуществляются в
Советском Союзе. Чувство велччай-
пей ответственности ощущает ху-
дожник, создающий произведения
монументальной живописи на стенах
общественного здания. Он отвечает
и перед современниками’ и перед
потомками. Учитывая связь с данной
архитектурной формой и обязатель-
ный декоративный эффект, он дол-
жен создать произведение, насыщен-
ное современными идеями, стоящее
на болыной художественной высоте
	и в то же время общественное по
форме.
Монументальная живопись —Мо-
	жет получить свое’ полное’ развя-
тие лишь при плановом <троительет-
ве, при застройке по единому проекту
целых улиц, плошадей и городов.
Именно такого рода проектирование
имеет место в Советском Союзе. в
годы сталинских пятилеток, Поэто-
му так неограниченны возможности
развития монументальной живописи.
	В 1918 году В. И. Ленин в беседе
с А. В. Луначарским сказал: «Вы
помните, что Кампанелла в своем
«Солнечном государстве» говорит о
том, что на стенах его фантастичес-
кого социалистического города нарн-
сованы фрески, которые служат для
молодежи наглядным уроком по есте-
ствознанию, истории, возбуждают
гражданское чувство — словом, уча-
ствуют в деле образозания, воспита-
ния новых поколений. Мне кажется,
что это далеко не наивно и с извест-
ным изменением могло бы быть нами
усвоено и осушествлено теперь. же».

Эти слова В. И. Ленина являются
программой действия для советских
монументалистов.
		ИТЕЛЕМ
	сцене письма ей недостает искрен-
ности и той проникновенности, кото-
рая совершенно необходима для соз-
дания поэтического образа Татьяны.
Артистам театра надо стремиться к
достижению жизненной правдивости
создаваемых образов, больше рабо-
тать над их сценическим воплоще-
нием, добиваясь необходимого един-
ства вокальной и сценической выра-
зительности. ‹

На протяжении ряда лет в тватое
вет главного режиссера, и это очень
сказывается на творческой практике.
Если спектакли, поставленные хулс-
жественным руководителем театра
Алты Карлиевым, являются вполне
уловлетворительными < точки. зреиия
их режиссерской культуры (ваиболео
удачной является постановка оперы
«Шасенем и Гариб»), то в таком. спек-
такле, как «Евгений Онегин», режас-
сер И. Келлер пошел по пути нан-
меньшего сопротивления, воспольз0-
вавшись явно обветшалыми «традици-
ями». Мало интересно здесь и худо-
жественное оформление. Усадьба Ла-
риных, комната Татьяны, сцена в са:
ду, петербургский бал--все это 3a-
думано художником А. Фальковским
в плане излишней оперной пышчости,
совершенно не соответствующей ли-
рическим сценам Чайковского.

Коллективы оркестра и хора. тезт-
ра за последние годы заметно вырос-
ли и упорно добиваются повышения
качества своей творческой работы.
в этом несомненная заслуга главного
дирижера театра Г. Ступпеля и хор-
мейстера Э. Диментман. Однако и
оркестру и хору нужно все же доби-
ваться болышей стройности и мягко-
сти звучания и слаженности ан-
самбля.

Перед театром стоят большие и не-
отложные задачи. Прежде всего, ему
следует принципиально пересмотреть
свою репертуарную линию, обратив
особенное внимание на создание
оперных и балетных спектаклей о с0-
временности. Необходимо также зча-
чительно - большее внимание уделить
воспитанию молодых кадров испол-
нителей и повышению уровня вокаль-
ной культуры артистов. .

Туркменский театр оперы и балета
имеет все данные для того, чтобы
сделаться подлинным очагом нанио-
нальной музыкальной культуры и
удовлетворять непрерывно возрастаю*
	и шие идеино-хуложественные зальюсы

гуркменекого Hao ja.

Мы видим в спектакле и образ ве-
ликого сподвижника Ленина — И. В.
Сталина. Стоя на ступенях Смольно-
го, Сталин провожает отправляющий-
ся на фронт отряд красногвардейцев
во главе © Шадриным. Но’ роль
товарища Сталина в исполнении
артиста М. Ильдара—пока что толь-
ко эскиз образа, первый опыт’ рабо-
ТЫ.
	В центре спектакля фигура «чело-
века с ружьем» — вчерашнего кре-
стьянина, получившего в дни войны
винтовку и ставшего затем «солдатом
революции», командиром и агитато-
ром. Ф. Халитов играет роль Шадри-
на в реалистической манере. Выра-
жение внутренней силы этого чело-
века сочетается с простотой его
внешней характеристики.
	К сожалению, спектакль страдает
стилевым`разнобоем: наряду < реали-
стически’ очерченными фигурами
(Шадрин, женские образы, большин-
ство эпизодических ролей) в спек-
такле целая группа персонажей трак-
тована в приподнято-романтическом
плане. Роль рабочего Николая Чиби-
сова исполняет талантливый актер
Камал. Это артист ярко выражен-
ной героико-романтической манеры
игры. Прекрасный исполнитель Ро-
	мео, затем Эдгара в «Короле Лире»,
Камал не смог преодолеть года-
	ми выработавшейся манеры игры и
привнес в образ питерского рабочего
совершенно чуждый этой роли декла-
	ДОЛГУ ПЕР
	Кадр из фильма «Колхоз «Красный Октябрь».
трудодней.
	ФИЛЬМЫ © ПОБЕДАХ КОЛХОЗНОГО СТРОЯ
	тин — начальник промышленных
предприятий колхоза и главный меё:
ханизатор. Василий Ергин — заведу.
ющий слесарно-механической мастер-
ской. Леня Прозоров — электросвар:
щик, слесарь и киномеханик. Хозяин
колхозной электростанции Леня По-
пов. ^ с
	Неузнаваемо изменился быт кол-
хозников. От самой колыбели по-но-
вому идет их жизнь, В фильме мы
видим отличные ясли, которые облег:
чают жизнь матери и олновременно
создают превосходные условия для
ребят, Дети колхозников учатся в
средней школе. На уборке работают
приехавшие на каникулы студенты —
Это Ta колхозная молодежь, которая
учится в вузах Москвы, Ленингра-
да, Кирова. И самый быт семьи иной.
Колхозники не держат собственных
коров — невыгодно отдавать время
личному подсобному хозяйству, иные
семьи получают на трулодни 2000 лн-
тров молока в гол. Желающие обе-
дают в общественной столовой. Отды-
хают колхозники в собственном са-
натории.
	Фильм «Колхоз «Красный Октябрь»
снят в точной, правдивой, сдержан.
ной манере. Искусство режиссера и
операторов — в той Зоркости, с ко-
торой увидели они облик новой кол-
хозной деревни.
	Фильмы «105 лошадиных сил» и
«Колхоз «Красный Октябрь» — до-
кументы непререкаемой убедитель-
ности, свидетельствующие о великих
победах колхозного строя. Удача
этих кинокартин. чрезвычайно поучи-
тельна. Стоит прикоснуться к жЖи-
вотворному роднику многогранной,
бьъющей ключом жизни нашей вели-
кой родины, как для творчества от-
крываются. огромные возможности,
		втрое повысил урожай овощей.

Чтобы содержать в чистоте, свое-
временно напоить и накормить 800
голов крупного и мелкого скота,
принадлежащих колхозу — «Заря»,
ежедневно нужно проделать огрем-
ную работу. И здесь электрифика-
ция вкорне изменила труд колхозни-
KOB.

Иным стал и сам облик деревни.
Даже внешне она полностью преоб-
разилась. Колхозники овладели про-
фессиями, незнакомыми старой де-
ревне. Среди них — и механики, и
монтеры, и слесари, и электротехни-
ки... В мастерских колхоза собира-
ются телеги (до сотни телег в се-
	зон!), ремонтируются машины,  мото-
	ры, изготовляется оборудование для
подсобных предприятий колхоза. От-
лично оборудован радиоузел, Всю-
ду полным ключом бьет жизнь:
люди склонились над газетами, кни-
гами, работают технические кружки.

В фильме приведены чрезвычайно
поучительные факты: 12 лет чаззд
колхоз начал хозяйствовать с 06
новным капиталом в 33.000 рублей.
Теперь общественное — имущестзо
колхоза почти достигло четырех с
половиной миллионов рублей. это
отнюдь не предел . Колхоз безоста-
новочно развивается, и вот уже стро-
ится новая гидростанция...

Просто, последовательно и убе-
дительно знакомит зрителей фильм
«105 лошадиных сил» с новым ли-
пом колхозной деревни. Работники
Новосибирской студин учебных
фильмов внимательно и глубоко изу-
чили колхозную действительность и
ярко и правливо показали ее на при-
мере колхоза «Запя».

м

С неменьшим интересом смотрится
киноочерк «Колхоз «Красный Ox-
тябрь»,

Крупнейшие ученые страны—ака-.

Два превосходных фильма о колхо-
зах выпустили наши киностудии, В
серии  научно-популярных фильмов
под общим названием «Рассказы о ве-
ликом плане» вышла кинокартина
«105 лошадиных сил» Новосибирской
киностудии. Продолжая свою работу
по созланию киноочерков © нашей
родине, Центральная студия доку-
ментальных фильмов выпустила Ки-
нокартину «Колхоз «Красный ОКк-
тябрь».

Фильм «105 лошалиных сил» пере-
зосит нас в далекий Ачитский район
	Свердловской области, в колхоз
«Заря». Каким стал’ этот обычный,
ничем прежде He выделявшийся
уральский поселок в результате
осуществления первых сталинских

патилеток?
	Фильм отвечает на это красноре-
чивым и убедительным фактом,

колхозе построена электростанция.
Два двигателя в 105 лотадиных сил

работают безостановочно, круглые
сутки. Электрические провода тянут-
ся во все концы колхоза, давая ток
на живботноводческую ферму, в кол-
хозные мастерские, в дома колхозни-

ксв.

Все колхозное производство элек-

трифицировано. Полностью электри-
ye
	‚Ко чща х и

фицирована молотьба.

Салы и огороды орошаются пГи
й дождевальной

помощи портативно!
установки. Искусственный дождь
	ит

«195 лошадиных сил
Новобибирской KIO
фильмов. Автор сцена!
режнесер Н. Чурияов.
бий и В Митлия, #

Н. Власов и инж. А.
«Колхоз «Красный 0
вочетво Центральной
	сил» — производство
КИНОСтУЛИИ учебных
ценария И, ТПелчкова,
ков. собраторы Г. Дро-
н. Консультант. нро®.
‘\. Краенов.
зй Октябрь» — произ-
чой студии nonemen.
	тр; <. АР. АЕ, че

тальных фельмов. Артор-режиссер
п. Аташсва. TORCT Е. Габриловича. Опе-,
perophr oT Po urpeau, А. Лебелев п
г Сегаль.

демики, профессора, доктора наук
слушают доклад Петра Алексвевича
Прозорова. Сам Петр Алексеевич He
академик, и не профессор, он пред-
седатель колхоза «Красный Ок-
тябрь». Колхоз этот расположен в
Кировской области, на земле, кото-
рая слыла скупой, скудной.
Превосходные урожаи выращивает
колхоз «Красный Октябрь», в том
числе и таких культур, которые рань-
ше здесь никогда не росли. Докла-
дывая об этом людям науки, Петр
Алексеевич, по существу, воздает ей
должное, ибо союз с наукой помог
колхозникам преобразить скупую се-
верную землю. Молодая колхозница
Валя Гагарива самостоятельно из-
готовляет бактериальные удобрения,
эта сложнейшая работа производи-
лась раньше только в научных ин-
ститутах. Чтобы обеспечить урожай
свеклы, искусственно создав для нее
питательную среду, колхозницы из-
готовили три миллиона торфяных
горшков. Все колхозники занимаются
	в агро- и зоокружках.
	Ио силам ли единоличному кре-
стьянину следовать советам науки,
выполнять ту большую и разнообраз-
ную программу работ, которая яЯвВ-
ляется основой благосостояния кол-
хоза? Нет, разумеется. Только общий
труд в колхозе, только помошь CO-
ветского государства создали эту
возможность. МТС дает колхозу ма-
шины. В колхозе — электростанция,
электрифицированные коровники, хо-
pollo оборудованные — мастерские,
сложные, разнообразные машины.

Никогда не имела старая деревня
такого богатства техники, Но все это
богатство было бы мертвым, без яо-
вых, тыращенных колхозным строем,
	Фоветской властью и партией людей.
	Вот несколько людей, покззазных
в начале фильма Константин Лале-