СОВЕТСКОЕ ИСКУССТЬО
	_Много обещаний
и мало концертов
	(Письмо в: редакцию) -

С наступлением лета тысячи одес-
ситов и приехавшие сюда курортни-
ки устремились в легние сады и
парки. Большой популярностью
пользуется здесь Зеленый театр, го-
степриимно распахнувший свои двери.
Зажглись театральные рампы. в го-
родеком сквере, летнем эстрадном те-
атре. Зритель ждет обещанных инте-
ресных и содержательных зстреч с
мастерами искусств. Но. увы!

С первых же дней летнего сезона
намеченная программа эстрадных ве-
черов срывается. Обширный план,
который с<остазил уполисмоченный
ВГКО по Украине Н. Золотарез сой-
местно с Одесской филармонией, к
сожалению, пока остается на бумаге,
Так, в мае состоялся только один
концерт в зале филармонка и другой
в Зеленом театре вместо запланиро-
ванных десяти. Почему не состоялись
намеченные на май концерты скрина-
ча Гольдштейна, дирижера Штейма-
на; артистсз эстрады Сметанкиной,
Шурова, Рыкунина, бригады Боброва
и других?..

Июнь только начался, а работчики
ВГКО и Одесская филармония пере-
несли на неопределенное время 1а-
меченные на этот месяц концерты
Пакуль, Стасевича и 2p,

Неужели и весь летний кониерт-
ный сезон пройдет в нашем гороле
так? Мы надеемся, что Комитет по
делам искусств при Совете Минист-
ров УССР своам вмешательством не
допустит этого.

М. МАКАРОВ.

Одесса.
	ИСТОРИЯ
РУССКОЙ ОПЕРЫ
	ри секторе истории музыки Инсти-
тута исторни искусств — образована
группа русской оперы. Редакционный
совет группы во главе с академиком:
Б. Асафьевым разработал тематиче-
ский план издания пятитомника по
истории русской оперы от ее истокоз
до наших дней.

На заседании Ученого совета ин-
ститута руководитель группы профес-
сор В. Ферман сделал доклад об сс-
новных принципах построения истории
русской оперы.

Доклад вызвал оживленный обмен
	‚мнений, в котором приняли участие
	В. Всеволодский, С. Дурылин, А. Эф-
рос, М. Григорьев, Б. Алпере, Ю. Кел:-
дыш и Т. Ливанова.
	РЕПЕРТУАР
ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
	Для обеспечения коллективов ху-
дожественной самодеятельности pe-
пертуаром на современные советские
темы готовятся к изданию второй
сборник многоактных пьес в облег-
ченных вариантах и сборник одноакт-
ных пьес, премированных на закрытом
конкурсе Комитета по делам ис-
кусств при Совете Министров СССР.

Издательство «Искусство» в тече-
ние июля издаст сборник, в который
войдут пьесы «За тех, кто’ в море!»,
«Любовь Яровая»; «На белом свете» и
сборник сценариев-и записей назоц-
ных танцев.`В августе будут изданы
сборник одноактных пьес и сборник
методических статей в помощь теат-
ральной художественной самодея-
тельности. 4
	_ . FEATPDI
HA KYPOPTAX

Комитет. по слелам искусств при
овете Министров СССР утверлил
план гастролей: театров на курортах
союзного значения в сезоне 1947 года.

В. Сочи летом выступают Бакин-
ский театр русской драмы, Москов-
ский драматический театр им. Мос-
совета и Свердловский театр музы:
кальной комедии.

На Кавказских Минеральных водах
состоятся выступления Ставрополь-
ского Праматического театра, Бакич-
ского театра русской драмы, Харьков:
ского театра оперы и балета им. Лы-
сенко и Ростовского драматического
театра им. Горького.

Симферопольский и Севастополь-
ский драматические театры, ансамбль
музыкальной комедии ВГКО, ленин-
градекий Большой драматический те-
атр им. Горького и Ленинградский
драматический театр-студия будут
выступать на курортах южного бе-
рега Крыма.
	творчестве композиторов Прибалтики.
\Мы ясно ощутили ее влияния (прав-
да, в своеобразном преломлении) в
превосходной симфонической картине
«Волны» латвийского композитора
Адольфа Скульте; они ‘налицо ив
«Радуге» молодого латгальца Яниса
Иванова. .

‚ Надо сказать, что колористическое
мастерство является как бы свойством
латвийских композиторов. По крайней
мере у многих из них наблюдается яс-
но выраженное стремление к «звуко-
вой живописи»; ‘к созданию музы-
кальных . пейзажей. Симфоническая
картина «Волны» А. Скульте — от-
личный образец такой звуковой. пей-
зажной живописи. С необыкновенной
живостью ‚и картинностью изображе-
на морская стихия, то спокойная в
своем неизмеримом могуществе, то
ужасная в диком неукротимом гневе.
Недаром Скульте вырос среди ла-
тышского народа, народа HeycTpa-
шимых моряков. ,

Интересна, на наш взгляд, и «Ла-
тышская рапсодия» Петера Барисон-
са, произведение почти целиком пост-
роенное на фольклорном материале.
Юднако есть в рапсодии и сущест-
венные недостатки. Это. прежде всего
известная «склеенность»; неорганич-
ность тематического материала, явно
подобранного и часто не имеющего
внутреннего закономерного развития.
Кроме того, фортепианная партия соз-
кем не’ выдержана, как партия кон-
цертирующего инструмента.

Не менее содержательным оказался
и вечер, посвященный творчеству ли-
товоких композиторов. Собрание от-
крылось симфоническими вариациями
Юозаса Груодис, старейшего литов-
ского композитора и педагога. Уже в
ранее прослушанной нами. сюите № 2
этот мастер пленил наших музыкан-
тов и силой своего дарования, и не-
обыкновенным юношеским. пылом,
столь ярко ощущающимся в каждом
номере его сюиты, Смело можно ска-
зать, что творчество советских ху-
дожников как бы обладает тайной не-
увядающей юности. Творчески молод
не один Ю. Груодис. Кто из участни-
ков собраний не поражался юношес-
кой свежести мысли и молодому за-
дору, проявившимся в сюите. «Украи-
на» С. Василенко, 75-летний юбилей
которого мы недавно отпраздновали!
	Симфонические вариации Груодиса
представляют для нас особый инте-
pec еще и потому, что они написаны
на литовские народные темы. Впро-
чем, на таком материале построены и
произведения других композиторов
Литвы, исполнявшиеся на симфониче-
	ВЫПУСКНИКИ
ТЕАТРАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
	НОВЫЕ КИНОАКТЕРЫ
	друзья», «Счастливый день»`и «Ал-
мазы». В ближайшее время студийцы
уезжают на: родину, — драматиче-
ский театр в Чебоксарах пополнится
групной молодых актеров, получив-
ших высшее художественное образо-
вание.

Комиссия ГИТИС выезжает в раз-
личные города страны для приема
динломных спектаклей выпускников-
режиссеров. В Мариуполе ими - по-
ставлен «Русекий вопрос», в Петрэ-
заводске — «Овзечий источник», в
Калуге — «На океан» и др.

В числе дипломных работ будущих
театровелов — «Драматургия `Луча-
	чарского». «Постановка «Мещан» B
МХАТ», «Егор Булычев» в МХАТ и
Театре им. Вахтангова» и др.

После окончания госуларственных
экзаменов выпускники будут напоз-
влены на работу, -
	ли рецензенты их работ доктор ис-
кусствоведения Л. Кулешов и режи-
сер Л. Арнштам,
	комиссия присудила дипломы всем
выпускникам мастерской Б. Бабочки-
на — Э. Кравченко, Т. Суролиной, Е.
Феоктистовой; В. Бондаревой, Л. Бу-
зиной, А. Галимлжановой, Л. Мали-
новской, Л. Рогалевой, Н; Савва’ и
К. Храмовой. Первые ‘трое из них
‘удостоены диплома с отличием.
	Впервые в практике института для
защиты дипломных работ студентов
в учебной киностудии были постав-
лены специальные фильмы.
	_ КОЛХОЗНЫЕ
ПЕСНИ
	Московские композиторы работаюг
чад созданием новых песен для кол-
хозной самодеятельности. Содержл-
чие новых песен отражает мысли и
чувства колхозного крестьянства, 60.
рющегося за высокий. урожай.

Этим темам посвящены песни A.
Новикова, Р. Глиэра,,Д. Васильева-
Буглая, В, Кручининан П. Акуленко,
Л. Половинкина, Лг:Бакалова, С.
Каца, Е. Жарковского и С. Тулико-
ва. no
Государственным -„ музыкальным
излательством выпущен сборник пе
сен лля колхозной. самодеятельности,
	подготовленный Домом — народного
творчества им. Крупской.

МУЗЫКОВЕДЧЕСКАЯ
		118 молодых творческих  paGoTHA-
ков заканчивают в этом году’ Госу-
дарственный институт. театрального
искусства. Среди них 39 театровелов,
18 режиссеров и 61 актер.

Выпускной курс актерского фя-
культета (художественный руковоли-
тель курса И. Раевский) подготовил
к государственным экзаменам 7 сйек-
таклей: «Старые друзья», «Трудовой
хлеб», «Варвары», «Галанты и ‘люкло-
нники», «Сам у себя под стражей».
«Власть тьмы» и «Парень из нашего
города», Большинство из них зуже
показаны театральной общественнос-
ти Москвы. 2:

В этом же году институт окаячи-
вает коллектив чувашской стулии
(художественный руководитель М.
Тарханов). Выпускники студии GO4-
готовили четыре спектакля на. род-
2ом языке: «Горе от ума», «Старые
	Во Всесоюзном государственном
ивституте кинематографии та-лнях
происходила защита дипломных работ
группой студентов, окончивших ак-
терский факульле: по мастерской ча-
родного артиста РСФСР Б. Бабочхи-
Ha.

Государственной экзаменационной
комиссии, возглавляемой М. Роммом,
были продехонстрированы работы мо-
лодых киноактезсв — фрагмевты из
комедии Островского «Свои собаки
грызутся, чужая не приставай» я в
романа Диккенса «Домби и сын»,
1 также’ короткометражный фильм
«Огни». С подробной творческой` ха-
рактеристикой дипломантов выступи:
	АРХИТЕКТУРА
ПОСЕЛКА
	Институтом градостроительства
Академии архитектуры СССР подго-
товлен и сдан в печать специальный
труд «Основы проектирования посел-
ков». В этом труле, иллюстрирован-
ном’ чертежами и планами, изложены
основные положения’ и практические
указания по проектированию и: за-
стройке поселков в условиях СССР’ и
приведены примеры различных прие-
мов их планировки.

Кроме того. Институт градострой-
тельства совместно с Комитетом по
делам ‘архитектуры при Совете Ми-
нистров СССР разрабатывает правила
и нормы поселковой застройки (пла-
нировка участков, улиц ит. п.).

В июне решено созвать совещание,
посвященное вопросам планировки и
застройки поселков в Подмосковном
угольном бассейне с участием заин-
тересованных хозяйственных и CTOOM-
тельных организаций.
	НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ
ФИЛЬМЫ
	Московская студия научно-попу-
лярных фильмов закончила несколь-
ко новых короткометражных филь-
мов:

Серия «Путешествие ‘по’ CCCP»
пополнилась цветным фильмом «Ве-
сна в горах», снятом в районе Бор-
жоми и Бакуриани. Режиссер А. Кон-
дахчан, оператор В. Пахомов:

«Умные машины» — так_ называет-
ся очерк, популяризирующий дости-
жения советской автоматики. ‘Фильм
поставлен Б. Альтшуллером по сце-
Нарию В. Скрипицина. Оператор П.
Петров.

В ТЕАТРЕ им. ЛЕНИНСКОГО _
КОМСОМОЛА

Театр приступил к репетициям
новой пьесы бр. Тур и Л. Шейнина
«Губернатор провинции»,

ПьесА рассказывает о взаимоотно-
шениях между предотавитёлями CO.
ветских оккупационных войск и -
мецким гражданским населением.

Раз ЗИ Tr

ветских оккупационных войск и не-
Стазит спектакль. И. Берсенев,
режиссер С. Шчхейн, художник
В. Каплуновский. Роли исполняют
И. Берсенев, В. Всеволодов, С. Гиа-
пинтова. A. Bosca, О. Фрелих, В.
	цинтова, А. Вовси, О. Фрелих, Bb.
Брагин и др.

В июне театр покажет возобно-
вленный спектакль «Юность отцов»
Б. Горбатова (руководитель поста-
новки И. Берсенев, режиссер Н.
Паркалаб).
	мысли, глубокие и многозначительные
по содержанию. Нам кажется. что ав-
тору` следует указать лишь’ на неко-
торые длинноты и отсутствие по вре-
менам стройности в развитии темати-
ческого материала. В симфонии замет-
на рассудочность в эпизодах, казалось
бы, требующих большей темперамент-
ности ‘и творческой свободы. Молодой
художник словно боится собственных
чувств и, по возможности, если че
устраняет, то отодвигает в сторону
эмощиональный элемент своего твор-
чества. т
	Б еще большей степени сказанное
относится к творчеству бесспорно
одаренного композитора И. Болдыре-
ва. Четыре части его сюиты — прелю-
дия, интермеццо, похоронный марш и
финал, исполненные в симфоническом
собрании, производят впечатление на-
рочитой усложненности, сухой рассу:
дочности и отсутствия эмоциональной
теплоты: того сердечного жара и за-
душевности, которая была и остается
коренным свойством русской ‘музыки.
Только в похоронном марше, да отча-
сти в финале, сквозь формальные кор-
доны, расставленные автором, кое-где
прорывалось искреннее чувство. А
между-тем мы уверены, что компози-
тор может писать иначе, но. намерен-
но сковывает себя умышленной и
ложной «философичностью» формы и
приемов, из которых каждый в от-
дельности может быть и интересе,
но в совокупности не составляет жи-
вой, привлекательной музыки.
	От программы, составленной. ‘из
произведений ленинградских композя-
торов, мы вправе были ожидать мно-
го большего: Из трех: исполненных ве-
щей только одна — «Русская сказка»
В: Дешевова-—представляется нам дей-
ствительно и новой и интересной. На-
писанное в характерной «лядовской»
манере, это сочинение, очень’ изяш-
ное по форме и проникнутое искрел-
ним поэтическим чувством, привлек-
ло к себе заслуженное внимание ‘при.
сутствующих. на собрании. `

Этого никак нельзя сказать о сюи-
те из балета М. Чулаки «Мнимый же-
них», невзирая на несомненное? ком-
позиторское мастерство автора. : Сюи-
та, как нарочно, сконцентрировала в
себе все недостатки музыки балета,
не отразив вовсе ее лостоинётн “(за
исключением разве только превосход-
	дневни
	UChYCCMMG
	Болыше внимания
запросам слушатепей
		Тихо и неприметно   июня открыл-
ся летний концертный зал в Cady
«Эрмитаж». В этот вечер состоялся
	симфонический концерт, программа
которого включала 4-ю симфонию
Чайковского, его же скрипичный
коннерт и «Песнь о великом вожде»
грузинского композитора  Гокиели.
Исполнителями выступали. Государ-
ственный симфонический оркестф
	СССР (дирижер Н. Аносов), Галина
	Баринова, Т. Галахалзе, J). 1 амре-
кели и: Русская хоровая капелла
(художественный руководитель А.
Степанов). . ‘
	Слушателей на концерте было не-
много. Почему? Кто в этом повинен?
Публика, которая «вдруг» летом пе-
рестает почему-то интересоваться
симфонической музыкой, или, может
быть, Московская филармония. ру-
ководство которой не уделяет долж-
ного внимания и заботы симфониче-
скому летнему сезону? Скажем без
обиняков, Мы склонны винить не
публику, а именно филармонию. Дело
в том. что руководители филармонии
рассматривают с‹вою организацию,
если можно так выразиться, как
<осенне-зимнюю». Поглощенные це-
ликом планированием и. проведением
академического музыкального сезона
в центральных залах Москвы с ,OK-
тября по май. руководители филар-
монии к летней концертной. работе
относятся явно как к чему-то вто:
ростепенному,  неважному,  докуч-
ливо-лишнему. р
Первый же нынешний концерт —
тому доказательство. В самом деле.
И: программа его была хорошая, и
исполнение в общем было неплохим.
Но накануне, в субботу, в Зале им.
Чайковского тот же Государствен-
НЫЙ ‘симфонический оркестр под уп-
равлением того же дирижера играл
целую ‘программу Чайковского. Мало
того. На следующее утро эта же
программа почти целиком; в том’ же
исполнении была повторена в Боль-
ном зале Консерватории. Таким’ об-
разом, за олни сутки дирижер  Ано-
сов с Госоркестром трижды кряту,
по‘воле филагмонии, выступал < од-
нотипным репертуаром и, не успев,
что называется. передохнуть после
	утренника в Большом зале Консер-
ватории, должен был мчаться от-
крывать летний сезон в «Эрмитаже»!
При подобном «лланировании». право
же, нечего пенять на публику. Она
тут не при чем!

Давным-давно известно, что аку-
стика в концертном зале «Эрмитажа»
никула ‘не годится, вернее, это зал,
лишенный акустики, и играть и слу-
шать в нем музыку попросту трудно.
Сделали ли дирекция «Эрматажа» и
филармония что-либо радикально
серьезное, чтобы как-либо улучшить
звучание в зале? По существу —
ничего. Поставили; правда, в этом го-
ду два микрофонных усилителя. но
делу помогло это незначительно.

Известно, что в организации KOH-
пертов важны систематичность, оп-
ределенный план. Следующие сим-
фонические программы в «Ээомитаже»
	намечены на: 195, 19. 26 июня. [10ди,
запомни эти числа на месяц впеоед
(к тому же и афиш об этих концертах
в городе вовсе не видать)!

Все эти большие и маленькие не-
дочеты могут только сорвать боль-
шое и серьезное дело пропаганды
симфонической музыки. Нет нужды
говорить о том, Какую немаловажную
роль могут сыграть в этом отноше-
нии концерты в летних садах, парках
и т. a. При должном внимании и дол-
жной организации филармония именно
летом могла бы заинтересовать, при-
влечь к симфонической музыке много
новых слушателей — ведь каждый
вечер парки, сады, летние площадки
поселцают десятки тысяч москвичей,

Стоит, кстати, указать, что в. .Мо-
скве, да ине только в Москве, всег-
да летом раньше звучала симфониче-
ская музыка. Достаточно‘ напомнить
концерты на Сокольническом кругу
в Москве, симфонические сезоны в
Киеве. Одессе и многих других горо-
дах. Это было прекрасной традици-
ей. Традицию эту нужно обязатель-
но возродить.

Чайковский, Римский - Корсаков.
Глинка. Бородин, Бетховен, Монарт,
советская музыка должны звучать в
летних садах и парках не два-тон
раза в` месяц, а ежедневно!

Н. МАКСИМОВ.
	Московское городское театральное
училище было создано в 1938 году

CHO
кте-
Vilic
	За годы ‹воего существования
выпустило более 200 молодых а
ров. Многих “воспитанников учил
	304 ели часто видят на позмосткахл
московских театров. Среди них —
В. Орлова (Театр драмы), А. Касен-
кина (Теато им. Моссовета), Е. Жу:
		ковская (Театр <атиры) и др.
сненах многих крупных городов
	юза также играют питомцы учили-
	Художественный руководитель
училища В. Готовцев уделяет. много
внимания творчеству CBOHX  учени-
ков, всопитывая их в традициях Мо-
сковского Художественного театра.

В этом году училище кончают 2$
мололых актеров. К’ своим BDbITTIYCK-
	тре
	молодых актеров. К своим вый
ным экзаменам они подготовили
спектакля—«Старые друзья»

люгина. «Обыкновенный чело
	люгина, «Зоыкновенныи человек»
Л. Леонова и «Дачники» М. Горь-
		То
	На фото: (сверху) — сцена
спектакля «Старые друзья»; сп
К. Попандопуло в Роли Влади
Дорохина и Е. Крылова в Р®ли
НИ. `
			СО ВСЕХ КОНЦОВ СТРАНЫ
	и Московской: области. В концертах вы
ступило свыше двух тысяч участников
пятидесяти самодеятельных  коллекти-
вов. В празднике приняли также уча-
стие народные сказители, певцы и Му-
ое, ANATOERUS AAIHOHANbDHbIX 9606-
	вов. Б празднике при ee
стие народные сказители, певцы и му-
зыкавты братеких национальных рес-
публик. _

@ 2 mora B BHicTaBotHoM зале Мое-
корского товарищества художников бы-
по ‘проведено обсуждение весенней вы-
ставки работ московских художников. с
подробным критическим обзором вы-
ставки выступил М. Нейман: В обсуж-
деийии приняли участие I, Соколов-Ска-
ля, П. Кожин, И. Антропов, И. Жуков и
другие. о

< Отмечая 25-летие существования Го-
уларетвенной центральной театральной
библиотеки и значительную помощь,
оказанную ею советским театрам, Коми-
лет по делам искусств при Совете Мини-
стров СССР об явил_благодарноеть и вы-
пал. ленежные премии ряду работников
библиотеки. . я

© Начальником Управления по. делам
искусств Мосгориеполкома :; назначен
Б. Флягин.

@ 4 пюня в Театре сатиры соетоялась
премьера пьесы В. ДЛыховичного Я
М. Слоболекого «Человек с того света».
Постановка Э. Красрянского.

{3 9 июня в Доме актера состоится
творческий вечер С. Бирман.
$ В Пентральном доме архитектора
	+4 июня состоялось заседание. посвяптен-
ное памяти действительного члена Ака-
пемни архитектуры СССР лауреата Ста-
линекой премии Г. П. Гольна в евязи ©
головитиной со лня его смерти
	Новый балет получил положительную
оценку. 5
СТАЛИНАБАЛ. С большим успехом
прошла премьера_ пьесы Б. Чирскова
«Победители» в Таджикском акалемиче-
ском театре драмы им. Лахуги, Перевод
слелан народным артиетом СССР Муха-
меджаном Касымовым. который испол-
кяет в ньесе роль Муравьева. Спектакль
поставлен режиссером Витальевым, ху-
дложкннк Чемодлуров. композитор Муравин,

ТАШКЕНТ. В Союзе советских .компо-
зиторов Узбекистана состоялось  про-
слушивание произведений молодых ком-
позиторов. Высокую оценку обтществен-
ности получили: сюита первой узбек-
ской женщины-компознтора Мариам Му-
хамеджановой, построенная ва ‘узбек-
ских наролных мелодиях, сюита компо-
зитора С Бабаева. первая чаеть еимфо-
нии Г. Кадырова пн лр. Новые пронзве-
дения включены в репертуар Госулар-
ственного симфонического оркестра Уз-
бекской ССР.

ских собраний, нельзя не упомянуть
0б очень колоритной и богатой наци-
онально-молдавским элементом «Поз-
ме о Днестре» молдавского компози-
тора С. Няга, об очень интересной
симфонии украинского. композитора
Ю. Мейтуса, написанной на туркмен-
ские темы; об сригинальных «Лите-
ратурных ‘эскизах» С. Халатова, 06
отличном концерте для трубы Щело-
Кова, о симфонии № 1 Н. Чаплыгина.
Тю мнению ‘многих участников со-
брания, последнее произведение стра-
дает рядом серьезных нелочетов. Мы
готовы согласиться © этими упрека-
ми, однако, это сочинение, являюще-
еся дебютом композитора в. большой
симфонической форме, ни в коем слу-
чае не может быть признано целиком
неудачным. Среди произведений ‹, ла:
тышских композиторов мы че назвали
симфонической поэмы Я. Медыньша
«Латышекая земля», написанной’ за
очень красивые и содержательные
фольклорные темы. Также очень ин-
тересными. оказались отрывки из пез
ры «Гроза» В. Трамбицкого. Картина
«В овраге» из этой оперы, действи-
тельно, хороша по музыке и вокальна
в лучшем смысле этого слова.

Нам; к сожалению, не удалось про-
слушать: произведений Л. Ноловин>
кина и А. Мосолова. ;

Постоянным исполнителем всех де-
_монстрировавшихся на собраниях про-
изведений явился симфонический ор-
кесто Московской областной филар=
монии (главный дирижер Л. Хуло-
лей). Оркестром сыграно свыше 49:
ковершенно новых произведений, под-
‚мас ‘чрезвычайно трулных, что в’ ло-
`статочной степени характеризует об -
ем проделанной работы. _ Бесспорно,
этот труд принес коллективу боль:
пую пользу. В:собраниях ряд произ-
зелений был нополиён. под ‘управле
нием Л. Худолея, а также дирнже-
ров О. Дмитриади: С. Горчакова; Ар-
вида Янсонса, Б. Дварионаса м‘ А.
Жленицкиса. Мы, с уловлетворением
констатируем. ‘что мололой-енмфони-
ческий. ансамбль. способен ‘решать
серьезные художественные задачи.

Первый цикл симфонических собраз
ний с несомненностью”свидетельству-
‚ет о жизненной необходимости и. все-
‚сторонней полезности лела, начатого
Союзом ‘советских композиторов #
 Центгальным домом работников. #с-
жусств.

@3 9 июня открываетея трее о
ская областная конференция профсоюза
работников искусств.

Конференция заслунтает отчетный до-
клад Я. Смолянекого ‘о работе я
ского областного комитета профсоюза.
работников искусств и доклад  ревизнон-
ной комиссии; Затем состоятея выборы
новогс Ф©остава Мособлрабие, ревизион-
ной комисени союза и делегатов на
XI Всесоюзный с’езд работников ие-
кусетв.

© Центральная студия документаль-
ных Фильмов закончила ’короткомет-
ражную картину «Газопровод Саратов—
Москва». (режиссер П. Соловьев) и «Куре
	вательекой работе на ‚лелоколе «Север-
ный полюс» (автор-оператор В. Фролен-
ко оператор Е. Яцун).

$ Опсрно-драматический театр нм. К. С.
Станиелавского работает над оперой
Владимира Крюкова «Лмитрий Донекой»
(либретто Г. Бриети). Режиссура спектак-
ля Г. Кристи и В. Навроцкий, дирижер
В. Дехтерев, художник А. Васильев. За-
главную партию ’’ будет исполнять
И. Каплин,` г те

© 3 июня в Болышом зале Московской
консерватории соетоялея. койцерт на-
родной артистки СССР Н. Обуховой, ко-
торая исполнила произведения: ‘русских
и  западноевропейских композиторов.
Концерт прошел е большим успехом.

© В парке культуры и отдыха «Со-
кольники» состоялся праздник народного
творчества, на котором были продемон-
стрированы достижения коллективов ху-
ложественной самодеятельности Москвы
	ЛЕНИНГРАД. Композитор А. Пащенко
написал на сюжет комедии Сухово-Кобы-
лина «Свадьба Кречинского» олноимен-
ную оперу. На-днях в Доме искусетв
им. Отаниславского опера шла впервые
в концертном исполнении артистов Ака-
лемического малого оперного театра.
	ТАЛЛИН. Эетонекая музыкальная ли-
тература обогатилась рядом интересных
камерных произведений. Среди них —
сонатина для Фортепиано и’ соната для
виолончели лауреата Сталинской премии
Эугена Nanna, сонатина и прелюды для
фортепиано профессора Хейно Эллера.
трио Хуго Леппнурма, Фантазия для
фортепиано Марта Саара, соватина для
фортепиано Виллема Реймана и трио
Элье Аарне.
	РИГА. Композитор Алольф Скульте по-
знакомил музыкальную общественность
Риги „ клавиром нового балета «Играю,
танцую»? по мотивам известного произве-
ления наролного поэта Яниса Райниса.
	ском собрании. Ритмическое богатст-
во, пластическая гибкость мелодиче-
ского материала, изящество форм =
все это составляет драгоценные <вой-
ства литовского музыкального фоль-
клора, не говоря уже о его несметных
богатетвах: к началу текущего века
было известно не менее семи тысяч
литовских народно-песенных текстов
и около 2.500 записанных песенных
мелодий. Выросшее на такой чудес-
ной почве творчество литовского на-
рода ‘отличается и яркой образностью,
и редкостным разнообразием форм.

Следует отметить также энергиче-
скую «Праздничную ‘увертюру» Б.
Дзарионас, очень интересную увертю-
ру на национальные темы И. Таллат-
Келпша и два ариозо из кантаты «Ма-
рия Мельникайте» А. Кленицкиса, от-
личающиеся высокой драматической
выразительностью. Даже по этим
двум отрывкам можно судить, что
кантата являетея достойным музы-
кальным памятником славной дочери
литовского народа.
	Фортепианный концерт С. Вайнюна-
са, несмотря на отдельные недостат-
ки, обращает на себя внимание значи-
тельными художественными достойн-
ствами. Темы первой части концерта,
с типическими квартовыми движения-
ми, в особеннности в эпизоде, где тре-
петно нежная мелодия сопровождает-
ся тихими ударами колокола, оча-
ровательны в полном ‘емыеле этого
слова. Так же прелестна и вся вторая
часть концерта, элегические темы ко-
торой могут считаться настоящей на-
холкой композитора. К этому следует
добавить, Что оркестровая ‘фактура
концерта в высшей степени изящна и’
инструментован концерт. © большим
вкусом и даже некоторой изысканно-
стью. oo oe :
Значительно слабее показались.
нам скрипичные вариации Кленицки-
са; особенно в сравнении с прекрас-
ными фрагментами `из его кантаты. Не:
произвела сильного впечатления и
первая часть симфонии № 2 А. Рачу-
наса, несмотря на тб, что ее Зацио-
нальные темы сами по себе красивы: и:
интересны. Для этой части симфонии
(других мы не слышали) характерна
какая-то рыхлость, ‘аморфность, да-
же некоторая «серость» и невырази:
тельность музыкальной речи.
Из остальных произведений, испол.

ненных в первом цихле симфониче-
nee GE

Редакционная - коллегия:
	„Люди без крыльев”
	«Люди без крыльев», первый © ye.
хослованкий фильм, выходящий на
советский экран, рассказывает-о боръ-
бе патриотов Чехословакии против
немецко-фашистских захватчиков.
Тема его близка и понятна советским
людям, которые вынесли на себе вею
тяжесть борьбы ‘за освобождение
неловечества от язвы фашизма.
	‚Есть слово, которое вызывает
гнев и скорбь у каждого гражда-
нина Чехословакии. Слово 310 —
Лидице. В 1942 году озверелые
германские ‘фазчеты, стремясь за-
пугать чешских партизан, совемйи-
ли акт неслыханной жестокости: они
стёрли с лица земли село, носившее
это имя, расстреляли всех мужчин,
угнали в концентрационные лагери
всех женшин и забрали в Приюты
для пленных всех детей, обитавших
з этом селе. Это была расправа за
	участие в партизанском движении,
	‚ События Фильма начинаются в
ни, когда в исступлении враг чинит
расправу в Лидице. Село оценплено
войсками со всех сторон. Стреляют
в каждого, кто пытается проникнуть
в него. Возвращающиеся домой ме-
ханик Петр Лом (актер Незвал) и его
племянник Мрка (актер Гайек) вы-
нужлены прибегнуть к гостеприим-
	ству рабочего одного из расположен.
ных близ Праги военных аэродромов.
- Оба горят жаждой мести за Лиди-
пе, оба страстно ненавидят фаши-
стов. Но Петр Лом. надеясь только
на`себя, рвется в бой < врагом. Он
совершает ряд ошибок, которые едва
не приводят к провалу подпольной
антифашистской организации на
аэродроме. По его вине гибнет под
пулями фашистов Иока.
	Число симфонических произведений
советских авторов очень велико и ©
каждым годом увеличивается все
больше. В связи с этим естественной
является потребность, так ‘сказать, в
«опытном», провегочном испытании и
апробации новой продукции компози-
торов. Именно эту функцию и выпол-
няют симфонические собрания, орга-
низованные оргкомитетом Союза `<5-
ветоких композиторов и Центральным
домом работников искусств и воскре-

‘сившие одну из плодотворнейших
‘русских  музыкально-общественных
‘тратиций.

`В закончившемся недавно первом
никле из десяти симфонических co-
‘браний было прослушано более соро-
ка произвелений. публично исполнеч
ных впервые. Конечно, далеко не все
из них были хороши и равноценны.
Программы собраний отличались из-
вестной качественной пестротей, но
их достоинством является уже ‘одно
то, что они включали большое коли-
чество произведений не только мо-
сковских и ленинградских компози-
торов, как представителей крупней-
ших музыкальных центров, но также
и периферийных авторов. На собра-
ниях широко  демонстрировалось
творчество братских республик.

Следует отметить, что программы
симфонических собраний не ставили
задачей показ только «шедевров», но-
вых выдающихся призведений. авто-
ров: На одном из собраний были пред-
ставлены. например, два сочинения
‘ростовского композитора И. Шапош-
никова — «Праздничная увертюра» и
фортепианный концерт. Они вызвали
некоторые нарекания со стороны от-
дельных музыкантов, по мнению ко-
торых незачем было на симфониче-
ских собраниях исполнять сочинения,
не отмеченные особой оригинально-
стью музыкальной мысли.

Справедливая ли была. такая крити-
ка? В принципе — нет, хотя некото-
рые замечания.я были верны... Произ-
	веления Шапонтникова лействитель-
но не отличаются новизной формы и
средств музыкальной выразительнс-
сти. При всем этом «Праздничная
увеотюра» — произведение, очень
ise cnn сделанное и -проникнутое
скоснним чувством; оно и в самом
деле празднично по колориту и по
общему настроению и благодаря сво-

Спасая ценой собственной жизни
подпольщицу Яну (ее роль отлично
играет артистка Петровицка), ко-
торую по своей излишней доверчи-
вости он выдал фашистской шпион-
ке, Петр Лом искупает свою траги-
ческую вину.

Таков сюжет этого фильма.

`’Сульбы героев фильма волнуют
зрителя. Значительность темы, хоро-
шая игра актеров и квалифицирован-
ная работа режиссера Чап, операто-
ра Сталлик и композитора. Гунька
обеспечивают этой каотине . заслу-
женный ycriex y советского зрителя.

И. однако. это первое из увиден-
ных ‘нами произведений послевоен-
ной чехословацкой кинематографии
могло бы прозвучать значительно
сильнее, если бы сценарий (автор
Штэпанек) глубже показал’ борьбу
партизан против немецких захватчи-
ков.

События, развертывающиеся в
фяльме, изображены несколько изо-
лированно от всего фронта сопротив-
ления чехословацкого народа, и по-
этому борьба подпольного центра на
аэродроме, изображенная сама по
себе достаточно. убедительно, не да-
‘ет полного представления о раз-
’махе национально-освободительного
движения. °
  Этот недочет фильма в конечном
счете не снижает его достоинств.
Советский зритель с интересом по-
смотрит фильм «Люди без крыльев»,
правливо и увлекательно рассказы-

ваюший о жизни и борьбе своболо-
	любивого народа Чехословакии.
Б КРАВЧЕНКО.
	Носле`закончившегося челавно’об-
суждения. ‘капитального труда IDO.
Р. Грубера по``ибтории музыкальной
культуры в Союзе советских” комно:
зиторов `Началась  новая `музыковелче:
ская дискуссия, носвященная обсуж:
дению ‘книг А. Отолевца «Основы гар:
монического языка» и «Введение в
современное музыкаяьное мышление»:

-В дискуссии ‘принимают участие

«Школьница»
Художник -К. Молчанов,
		ной инструментовки). Композитор не
сохранил в сюитё «лучших качеств
<воего сочинения и прежде всего оча-
фовательной. грациозности и тонкого
остроумия ряда музыкальных харак-
теристик (в частности, в сценах с
Беатриче и Смеральдиной), чистого
лиризма музыки. четвертой картины
балета и многого другого. Несмотря
на все старания. ленинградского ди-
рижера Н. Рабиновича, управляющего
сркестром так хорошо, как только
можно пожелать, элементарная гру-
бость музыкального материала сюиты
‚давала себя знать очень сильно.

Изучение произведений, исполнен-
ных в первом цикле собраний, позво-
ляет отметить некоторые важные 0со-
бенности советского симфонического
творчества и самого процесса его раз.
рития. Весьма знаменательно, напру-
мер, что подавляющее большинство
сочинений, представленных на собра-
ниях, разрабатывает народные темы.
Живейший интереск народной музыке
является: всеобщим для наших ком-
позиторов, он захватил также и тех
художников; в творчестве которых
прежде наблюдалась известная склон-
ность к’формальным абстракциям. Это
можно сказать, в частности, ио Г.
Гамбурге, выступившем на симфониче-
ском собрании: с Увертюрой на три
русские темы и с Лирической поэмой,
написанной очень тепло,

Жанровое разнообразие программ
собраний, несомненно, отражает ре-
альное состояние советокого симфо-
нического творчества. В собраниях
были’ нредетавлены чуть ли не все ро-
ды и формы сочинений для симфони-
ческого оркестра. Здесь прозвучали и
отрывки из опер, и ряд концертов для
фортепиано с оркестром. концерт для
трубы, оратория и кантаты, в числе
которых хочется особо отметить пре-
`’восходную ораторию-кантату Н. На-
риманидзе «Проводы в Советскую Ар
мию», — произведение, поистине ук-
расившее десятое заключительное
собрание цикла.

Вылающийся интерес вызвали про-
граммы, посвященные творчеству ко№-
позиторов Латвии и Литвы, показав-
ших рял произведений крупнейшего
художественного значения:

Вступление к опере «Банюта» ма-
ститого латвийского композитора
Альфреда Калныньша вызвало у нас
‚горячее желание услышать всю оперу
целиком. Если она так же хороша,
как исполненчое в Москве симфони-
чесное вступление, тоэто произведе’
ние должно быть замечательным.
Калныньш. — достойный ученик Рим.
кого Корсакова, школа которого, по-
видимому, играет виднейшую роль 8

Возрожленная традиция
	Итоги первого цикла симфонических собраний
		В. ГОРОДИНСКИИ
: oO
	ей ясности и простоте может ви
отклик у слушателя.

Отсюда вовсе не следует, однако,
что в симфонических собраниях дол-
жны демонстрироваться любые <очи-
нения. К сожалению, мы должны
признать, что в программах собраний
попадались и произвезения, художе-
ственная немощность которых была
слишком очевидна. Смело можно бы-
ло отказаться от прослушивания, ча-
пример, симфонии композитора Б.
Аветисова — сочинения претенциоз-
ного, но в итоге, явно не удавшегося
автору. Нельзя обойти молчанием
также и элемент ‚лучайности в под-
боре произведений для некоторых
программ симфонических собра

Примером может служить сюита
В. Шербачева из егл `* и 5

му «Гроза», написанной еше в 1934
году и, без сомнения, являющейся
для самого автора этапом, давно
пройденным.
	Естественно, что в рамках настоя-
щей статьи мы не в состоянии отме-
тить все наиболее интересные произ-
ведения, исполненные в первом цикле
собраний. Неоспоримым является тот
факт, что советская симфоническая
культура <стоит на очень высокой сту-
пени развития. Новые и неопровержи-
мые доказательства этому мы видим
‘уже в общих результатах десяти сим-
фонических собраний, О В
этом сезона.
	Без боязни преувеличения можно
‘назвать замечательным произведени-
ем рапсодию на армянские темы
С. Баласаняна. Написанная с блестя-
шим знанием природы симфоническо-
го оркестра, эта рапсодия пленяет
слушателя целостностью изложения
музыкальной идеи, ясностью и выра-
	зительностью, подлинным националь-
ным колоритом.

Чрезвычайно интересной нам пред-
ставляется и симфония № 1 молодого
композитора Н. Пейко. У Пейко свой,
в основных чертах уже определивший-
ся композиторский «почерк», свой вы-
разительный и оригинальный язык,
которым `оБ излагает музыкальные

В. Г. ВДОВИЧЕНКО (ответственный редактор), ‘А. А. СУРОВ,
М. В. БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ, В. В. ЖУРАВЛЕВ,
Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИБКИЙ. А. И. ШАВЕРДЯН.
	В
Зак, № 1490. _
		с редакции
		> 6502541
	в издательства: Москва, Пушкинская, 8.
	театра, музыки, изобразительных искусств, кино — К_ 5-45.12; излательство — К 1-48-98.
	Телефоны: секретариат, отделы Явформация, архитектуры. эстрады и цирка -— В 4-15-65, отделы
	Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.