МИ. Жаров
	Т. М; Карпова
	А: М. Баланчивадзе.

ТСКОЕ ИСКУССТВО
СТАЛИНСКИХ ПРЕМИ
			С. А. Самосуд

СОВЕТСКОЕ
ЛАУРЕАТЫ СТАЛ
		М. В. Куприянов
		Ф. Аблурахманов
		В Я Шебалин
	ТВОРЦЫ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИС
		х
А КАМЕНОГОРСКИЙ
		Уже самая тематика произведений
советской документальной кинемато-
графии, удостоенных высокой награ-
ды, свидетельствует о их близости
к жизни своего народа, о стремлении
запечатлеть основное и главное в
героических делах советских людей.
	Произведения советского докумен-
тального кино отличает не только
актуальность их материала, но преж-
де всего ‘глубина проникновения в
явления действительности. В этом
отношении наши кинодокументалисты
являются одновременно и историка-
ми, и художниками. Историками—по
точности фиксирования действитель-
ности и подлинно научной добросо-
вестности, художниками — по той
страстности и взволнованности, KO-
торые отличают их фильмы.
	Поэтому, в частности, не случай-
но участие лучших мастеров художе-
ственной кинематографии в работе
кинематографии документальной, ко-
торое стало со времени войны плодо-
творной традицией, обогащающей
обе стороны.

В списке создателей лучших доку-
ментальных фильмов 1946 года наш
зритель рядом с именами режиссе-
ров-документалистов встретит хоро-
ню известное ему имя С. Юткевича.
	Создатель ряда выдающихся ху-
дожественных фильмов, он уже в
первом своем документальном кино-
произведении «Освобожденная Фран-
ция» показал широту своего дарова:
ния. Новый его документальный фильм
«Молодость нашей страны»— новое
и значительное достижение. Создавая
цветной фильм о физкультурном
параде, можно было бы ограничить
свою задачу фиксацией на экране
поразительно красивого зрелиша. Но
фильм показывает нечто большее. Он
дает коллективный портрет  совет-
ской молодежи. И когда видишь этих
цветущих, радостных юношей и де-
вушек— молодежь страны, которая
только что победоносно закончила
самую великую и самую трудную в
истории войну, —с какой наглядно-
стью ощущаешь неисчерпаемую силу
и жизнеспособность нашего народа,
нашего государства!

В списке награжденных режиссеров
и операторов — фамилии людей, кото-
рые сделали советский документаль-
ный кинематограф большим, подлин-
ным искусством.

Теме послевоенного восстановления
нашей родины посвящен фильм ре-
жиссера Л. Степановой «Советская
Эстония». Длинный перечень постав-
ленных ею картин свидетельствует не
только о ее неисчерпаемой трудоспо-
собности, но и о том пристальном, лю-
бовнам внимании, с которым наблю-
дает она за событиями и людьми на-
шей страны. Картины Стенановой мо-
жно узнать и без подписи: так они
своеобразны, кинематографически вы-
разительны, всегда полны света, дви-
жения. Эти качества выражают глу-
бокий органический оптимизм совет-
ского художника — активного участ-
ника социалистической стройки.
	Лидия Степанова создала первый
после войны фильм, показывающий
мирный труд советских людей, —
«Таджикистан». И закончив его, не-
медленно начала работать над филь-
мом «Советская Эстония», котосый
награжден ныне Сталинской премией.
	В первом послевоенном 1946 году
	кинохроника продолжала свою ра-
боту по ‘увековечению подвигов
советских людей на фронтах
	Отечественной войны. На этот раз
она показала нам, как Советская Ар-
мия осуществляла свою великую ос-
вободительную миссию, очищая от
фашистской нечисти землю братских
славянских народов — Югославию.
	Список операторов надо начинать
с того, кого уже нет между нами,
В. Муромцев получил Сталинскую
премию посмертно. Он погиб на бое-
вом посту фронтового оператора:
Многое потерял советский докумен-
тальный кинематограф в лице та-
лантливого молодого оператора, кото-
рый соединил бесстрашие и боевой
темперамент: кинорепортера с глуби-
ной и вдумчивостью художника.

В списке награжденных операто+
зов мы видим ветеранов кИинохрови-
	ки — таких, как В, Ещурин, М. Тро-
	яновский, Б. Макасеев. Они были сре-
ди тех, кто начинал советскую кино-
хронику и вместе с ней прошел весь
	ее путь. Изо дня в день они сни’.
мали преображающееся лино нашей
страны. Но, кроме того, Ешурин сни-
мал также в Абиссинии, снимал фин-
скую войну, снимал партизан Тито,
деля с ними боевые. невзгоды. М.
Трояновский побывал на Северном
полюсе, заснял многие крупные бит-
вы Отечественной войны. Б. Макасе-
ев снимал и в Иране, и в Китае, и в
героическом Севастополе.
	Рядом с ними стоит и В. Доброниц-
кий — он несколько моложе по ра-
бочему стажу, но уже прочно вошел
в основную группу самых заслужен-
ных работников кинохроники. Блес-
тящий оператор, он соединяет вир-
туозное владение техникой с боль-
шим вкусом, вдумчивостью.
	Советский документальный KHHE-
матограф вырастил уже второе по-
коление операторов-мастеров, KOTO-
рые продолжают и развивают его
лучшие традиции. Пришедший из ху-
дожественной кинематографии С. Се-
менов по-настоящему нашел себя в
хронике. Но старая профессия мно-
гое определила в его манере. Семенов
по темпераменту — отнюдь не кино-
репортер, он не снимает «жизнь нз-
лету». Нет, он долго изучает, обду-
мывает ее. И результат его работы
почти всегда значителен и интересен.
	К числу самых вдумчивых операто*
ров-документалистов относится и В.
Томберг. Он не ищет легкого, внеш-
не эффектного материала для c’e-
	не эффектного материала для се-
MOK, OH любит снимать самое труд-°
	ное и самое важное: человека в про-
цессе труда. Хороший техник и от-
личный организатор, А. Сологубов из-
	вестен тем, что для него не сущест- .
	вуег недоступных сюжетов: если
страна должна увидеть событие, она
его увидит, чего бы это ни стоило
оператору. Начатую. ветеранами хро-
ники традицию живого, увлекатель-
ного репортажа событий: -темпера-
ментно продолжает В. Штатланл.
	Уверенно начинают свою жизнь в
искусстве самые молодые операторн-
документалисты, на примере которых
мы видим, какие неисчерпаемые си-
лы и способности заложены в нашей
художественной молодежи.
	Недавно окончившему ВГИК опе-
ратору С. Школьникову суждено бы-
ло шлифовать и оттачивать свое еще
только складывающееся мастерство
в трудных условиях боевых с’емок.

война оказалась превосходной шко-
лой для молодого оператора. Она вос-
питала в нем настойчивость, уваже-
ние к материалу, умение мгновенно
увидеть и выделить главное. За с’ем-
ки на фронтах Отечественной войны
Школьников уже в прошлые годы по-
лучил Сталинскую премию. Накоп-
ленные навыки, окрепшее  мастерст-
во он с успехом применил к ‘работе
над фильмом «Советская Эстония».

Вдохновленные высокими награда:
ми, работники документальной кине-
матографии приложат все силы, что-
бы еще ярче и глубже показать вели-
	кий труд, великие победы советского
народа.
	вести, и особенности бытовой об-
становки. Как живых вилим мы
	E У СР 4.44 Е ЕР

а действующих лиц повести—
бабушку, деда, мать и Алешу. В
	‚ Этих рисунках много внутренней теп-
			OTH,  задушевности. Они помогут
юным читателям повести — жи-
во представить себе обстановку и
людей, среди которых протекало
детство писателя. Здесь следует
указать на удачный выбор художни-
ком сцен для своих иллюстраций. В
этих рисунках перед нами проходит
повествование, в котором  содер-
жится «изложение фактов и
дум, от взаимодействия которых ст-
сохли лучшие куски моего. сердиа»,
как определил сам писатель один
из своих ранних опытов описать
свое детство. Такой выбор снен дик-
товал характер издания, предназна-
ченного для юного читателя. Несом-
ненно, рисунки Дехтерева — очень
серьезная работа по иллюстрирова-
нию одного из лучших произведений
великого основоположника социали-
стической литературы.

Советские‘ скульпторы, графики и
живописцы добились в прошлом голу:
серьезных успехов, высоко оцекен:
ных советским пгавительством. Но,
вместе с тем, нельзя не отметать
неравномерность развития и отстава-
ние отдельных видов и жанров наше.
го искусства. Так, среди удостоенных
Сталинских премий работ нет ни од-
ного произведения, — воспевающего
послевоенный созидательный труд со
BETCKHX людей, Her портретов
передовиков социалистической пол.
мышленности и сельского хозяйства,
новатогов науки и техники. Историче-
ские решения ЦК ВКП(б): по BOTING-
сам литературы и искусства уже
сыграли сзою огромную роль в деле
под’ема всего нашего искусства. Но
советские художники еще не полно:
стью ответили своим творчеством на
Требования партин, народа — создать
яркие и вдохновенные произведения
© нашей современности, запечатлеть
героические образы строителей ком-
мунистического общества. Эта задача,
надо надеяться, будет ‘осуществлена
живопиецами, скульпторами и графи-
ками во их новых произведениях,
многие из которых они заканчивают
к юбилейной Всесоюзной художест-
венной выставке, посвященной 30
летию советской власти.
				завиим свой творческий ° разе легендарного матро-

труд < советским кино и С. БУРОВ са Кошки лучшие каче-
создавшим не один хоро- . ства русского воина, и Р.
ший сценарий. © Симонов, мастерски ис-

Отличный состав ис- полняющий роль турец-
полнителей дополнил этот ческий   Кого адмирала, преданного своими анг-
коллектив. Михаил ны а ло-французскими друзьями.
донес до зрителя любимый народом об- Создатели фильма нашли те необ-
раз великого Сталина. холимые изобразительные соелства.
				Превосходно дебютировала в кино
С. Гиацинтова, создавшая  героиче-
ский образ простой русской женщи-
ны, отдающей себя целиком. борьбе
за счастье родины,’ образ матери,
для которой судьба ее семьи неот-
делима от судьбы ‘народа.
	Больших ‘успехов достигли и лру-
гие исполнители фильма, Н. Плотни-
ков создал обаятельный образ рядо-
вого русского рабочего, передал всю
широту его характера, ‘неиссякаемую
энергию и волю. Тамара Макарова-—
киноактриса широкого диапазона, но
всего ближе ей роли простых со-
ветских девушек. И в образе Ксе-
нии она оказалась: предельно убеди-
тельной, искренней и простой. Очень
	острый образ дал в фильме артист
И. Набатов.

Оператор Л. Косматов принадле-
	жит к числу тех мастеров, которые
полностью подчиняют изобразитель-
ное решение фильма его идейным
задачам. М здесь он нашел ту под-
линную ясность и простоту построе-
ния кадров и световой характеристи-
ки, которые единственно могут до-
нести глубокое содержание «Клят-
вы».
	Таковы наиболее выдающиеся уча-
стники коллектива, — создавшего
фильм «Клятва». То поистине всена-
родное признание, которое получила
«Клятва» у нашего зрителя, обязы-
вает ко многому. Оно повышает на.
ши требования к идейно-художест-
венному качеству фильмов, выдвигает
перед кинематографом новые боль-
шие задачи такого же эпически ши-
рокого отражения послевоенной борь-
бы советского народа за восстановле*
ние и под’ем нашего народного хо-
зяйства.
	5 фильма «Адмирал Нахимов» ин-
тересная и поучительная судьба. Как
известно, ошибки этого произведения
в его первоначальном варианте быля
подробно разобраны в постановлении
ЦК ВКП(б) о фильме «Болыная
жизнь». В. Пудовкин, Д. Васильев и
И. Луковский сумели сделать боль-
шевистские выводы из той критики,
которой партия подвергла созданный
ими фильм. Они полностью преодоле-
ли ошибки первоначального замысла,
беспощадно отсекли все лишние эпи-
зоды, затемнявшие идею произведе-
ния и уводившие зрителя в сторону
от его темы — борьбы русского наро-
да за безопасность границ своей ро-
Дины.

«Адмирал Нахимов» — фильм во-
енно-исторический, продолжающий
линию таких произведений, как
«Александр Невский», «Минин и По-
жарский», «Петр 1», «Суворов» и
«Кутузов». Это фильм о великом на-
родном патриотизме и о славных
военных традициях русского народа.
Образ Нахимова, с благородством
воплощенный А, Диким, выражает
лучшие качества ‘военачальника,
хладнокровного и бесстрашного, o6-
ладающего широким кругозором, ав-
торитет которого зиждется на личном
примере и высокой требовательности
к подчиненным,

В сильном актерском ансамбле

того фильма особенно выделяются
артисты Л. Князев, передавший в об-
			af Oi
		ло-французсокими друзьями.

Создатели фильма нашли те необ-
ходимые изобразительные средства,
которые лучше всего позволили им
разрешить их патриотический  замы-
сел. Превосходна композиция кад-
ров, решенная одним из лучших со-
ветских операторов A. Головией,
Пудовкин внрвь показал здесь
присущее ему виртуозное владение
монтажом, достигающее особого
блеска в эпизодах штурма Севасто-
поля англо-французскими войсками.
Отлична музыка композитора Н.
Крюкова, ставшая органическим эле-
ментом драматургии фильма.

Если первые два фильма — «Клят-
ва» и «Адмирал Нахимов» — восста-
навливают события всемирно-истори-
ческого значения и интересны и чоу-
чительны уже самым своим истори-
ческим содержанием, то третий
фильм — «Каменный цветок» — не-
сравненно скромнее по материалу. Это
народная сказка, основанная на мо-
тивах тех чудесных произведений
уральского рабочего фольклора, кото-
рые открыл советскому ‚ читателю
Tl. Бажов. И, как всякая сказка,
созданная гением народа, «Каменный
цветок» через символику  фантасти-
ческого сюжета и образов раскрывает
чаяния трудовых людей.

«Каменный цветок» — одна из са-
мых удачных экранизаций сказок в
советском кино и одновременно один
из самых удачных наших цветных
фильмов. Знаток “трюковой техники
кинематографа, А. Птушко правильно
понял свою задачу. Он не ставил пе-
ред собой цели поразить зрителя сво-
ей почти безграничной техниче-
ской изобретательностью. Его зада-
чей было передать идею сказки, прав-
ду ее образов, содержащуюся в ней на-
родную мудрость. Илея сказки выра-
жается вовсе не в волшебных превра-
щениях, которые в конечном счете
всегда имеют подчиненное значение, а
в образах сказочных героев, в их
поступках, их мыслях, в той теме
мастерства, которая заложена в «Ка-
менном цветке» и которая так близ-
ка советскому человеку. Птушко су-
мел подчинить все изобразительное
решение «Каменного цветка» идей-
но-образному строю сказки. И этим
определяется ценность его работы,
поэтичность фильма и его принци-
пиальное значение для киноискусст-
за. Решая проблему цветного киво,
А. Птушко и кинооператор Ф. Про-
воров следуют указанию товарища
Сталина, поставившего задачу  сме-
лого проникновения «в новые обла-
сти «самого важного» (Ленин) и <а-
мого массового из искусств-кичо».

Выдающимися произведениями со-
ветской кинематографии являются и
фильмы «Глинка» и «Крейсер «Ba-
ряг», удостоенные Сталинских ‹ пре-
мий второй степени.

«Глинка»—это не обычный музы-
кальный фильм, каких много в за-
рубежной кинематографии, эксплоа-
тирующей интерес зрителей к жиз-
ни замечательных людей. Это про-
изведение, своеобразно раскрываю-
щее творческий процесс великого
композитора, является интересным
опытом решения — биографической
темы. Именно под углом зрения
творческой — деятельности Глинки
освещает фильм отдельные факты
жизни композитора, об’ясняя и неу-
Ддачу его семейной жизни, и дружбу
< крепостным музыкантом, и прек-
лонение перед Пушкиным. .

Сценарист и режиссер Л. Арн-
штам, артисты Б. Чирков в роля
	монументалиста. По идее скульптоза
это не только памятник славному
полководцу и его верным солдатам,
но как бы образное воплошение опре-
деленного этапа Великой Отечест-
венной войны, когда Советская Армия
вела героические оборонительные
бои, накапливала силы для мощного
контрудара. Сложный замысел  про-
диктовал. и характер  композици-
онного решения памятника. Скульп-
тор отказался от однофигурной ком-
позиции, Он создал сложную скульп-
турную группу, состоящую из 5 че-
ловек, в центре которой возвышается
раненый генерал Ефремов, руководя-
щий боем. Его окружают тесным
кольцом бойцы, ведущие борьбу с
наступающим со всех сторон врагом.
Вся композиция памятника, каждая
фигура в отдельности полны героиче-
ского пафоса, драматического. напря-
жения.

Скульптура Ю. Микенаса «Победа»,
установленная в центре города Кали-
нинграда, также посвящена Великой
Отечественной войне. В ней получил
образное воплощение последний, за-
вершающий этап войны, _ Микенас
показал. воинов Советской Армии,
разгромивитих. . врага и торжествую-
ших свою победу, :

Скульптурная группа состоит из
двух фигур воинов в стальных шле-
мах. Один из них несет энамя, другой,
высоко подняв над головой. автомат,
дает салют в честь победы. Эти две
фигуры как бы олицетворяют вю
Haury армию-победительницу. Очень
	удачно композиционное решение груп-
	пы, хорошо передан широкяи, ритми-
ческий шаг бойцов, развевающиеся
знамя и плащи солдат, суровое и му-
жественное выражение их лин. Bee
это вместе создает впечатление тор-
жественной приподнятости, говорит о
силе и могуществе Советской Армии.

Скульптура Микенаса в какой-то ме-
ре перекликается со всемирно-извест-
ной композицией В. Мухнной «Рабо:
чий и колхозница». И’в этом есть своя
закономерность. Боли в группе Мухи:
ной мы видим как бы олицетворение
мирного труда нашей держагы, то в
двух суровых и мужественных фигу-
рах Микенаса воплощена — военная
	Глинки, В. Меркурьев в роли кре-
постного музыканта Ульяныча, К.
Иванова—Анна Керн и В. Серова,
жена композитора, —каждый своими
средствами сумели отчетливо доне-
сти эту тему ло зрителя. Отличао
решили изобразительную сторону кар-
тины оператор А. Шеленков и Олин
из лучших художников кино В. Кап-
луновский.
	Событиям русско-японской войны
посвящен фильм «Крейсер «Варяг».
История «Варяга» и канонерской
лодки «Кореен», погибших в нерав-
ном бою с японской эскалрой, но не
сдавшихся врагу — один из славных
эпизодов в истории русского флота.
Недаром подвиг  «Варяга» остался
в памяти народной—это могло прои-
зойти только потому, что в нем вы-
разились качества. нашего народа,
его преданность родине, высокое
чувство воинюкого долга, готовность
зашищать ее до послелней капли
крови.

Один из выдающихся KHHO-
драматургов Георгий Гребнер ярко и
правдиво рассказал в своем сценарии
историю коварного нападения япон-
ских империалистов на два русских
военных корабля в гавани Чемультю.
В фильме режиссера В. Эй.
сымонта сценарный замысел ‘нашел
талантливое выражение. Особенного
успеха достигли два исполнителя--
Б. Ливанов в роли капитана Рудне-
ва и А. Зражевский в роли капитана
Беляева. Высокое мастерство, отли-
чающее советскую операторскую
школу, получило и здесь свое до-
стойное выражение в работе опера-
торга Б. Монастырского.
	Как ни различны фильмы,
удостоенные Сталинских премий, все
они — произведения новаторские, от-
крывающие новые перспективы перед
киноикусством, выдвигающие новые
задачи перед его мастерами. Ставя
перед ‹обой серьезные идейные це-
ли, их создатели смело ломали кано-
ны общепринятой формы, когда эти
каноны становились препятствием для
осуществления их замыела.. Не фоз-
малистические ‚ «поиски», которые
отличают опустошенное буржуазное
искусслво Запада, а подлинное нова:
торство характеризует наших передо-
вых художников.

Присуждение. Сталинских премий—
высших наград 3# достижения совет-
ской творческой мысли — обязывает
ко многому. Это не только признание
заслуг, но и призыв к новым ‘успехам.
Список фильмов, ‘удостоенных Ста-
линских премий, определяет собой
путь советского кино, направленче
его творческих поисков. Присуждая
Сталинские премии наиболее значи-
тельным по идейному содержанию
произведениям, партия и советское
правительство призывают мастеров
культуры стать подлинными инжене-
рами человеческих душ, формирую-
щими сознание трудящихся, воспиты-
вающими патриотизм, преданность
делу Ленина— Сталина,

Поэтому значительные — успехи
советского кино в 1946 году не мо-
гут быть поводом для самоуспокое-
ния. Велики требования, которые
пред’являет страна к киноискусству,
и нельзя их выполнить, успокоив-
шись на достигнутом. Показать ог-
ромную созидательную жизнь нашей
страны, наше сегодня, полное тру-
дового героизма и самоотверженно-
сти советских людей — строителей
новой сталинской пятилетки, воспи-
тывать народ на примерах патриоти-
ческого служения родине — такова
задача. Советским  кинематографи-
стам придется немало потрудиться
для того, чтобы достойно ее осущест-
вить и выполнить свой долг перед
партией и наролом.
	_ Цять лучших художественных
фильмов. 1946 года, удостоенных
Сталинских премий, резко отлича-
ются друг от друга своей тематикой,
художественными задачами, индиви-
дуальной творческой манерой их
создателей. Факт появления в тече-
ние одного года столь значительных
и вместе с тем несхожих кинокар-
THH, Kak «Клятва», «Адмирал Нахи-
мов», «Каменный цветок», «Глинка»
и «Крейсер «Варяг», говорит о богаг-
стве и разнообразии творческих уст-
ремлений киномастеров. Но дело не
сводится, разумеется, к одному только
богатству творческих  индивидуаль-
ностей и своеобразию замыслов. Есть
во всех этих фильмах общие черты,
черты болыцого стиля нашего социа-
листического искусства. Они сказы-
ваются в той высокой идейности и
большевистской страстности, с кото-
рой художник подходит и к событиям
современности, и к явлениям истори-
ческого прошлого, и к образам народ-
ной фантазии. Они сказываются в той
народности и строгой простоте формы,
которые делают доступными для ши-
роких слоев зрителей самый сложный:
и глубокий” авторский замысел. Эти
фильмы правдивы, они учат  пони-
мать жизнь, воспитывают в зрителе
те качества, которыми должен обла-
дать передовой строитель  социали-
стического общества. В этом их об-
тая, всем им присущая особенность,
их значение. основа их успеха.
	Первым в списке премированных
фильмов стоит «Клятва» — одно из
самых выдающихся новаторских про-
изведений советского кино. Можно
без преувеличения сказать, что такой
широкий охват событий жизни и борь-
бы советского народа, как в «Клят-
pes, беспрепедентен не только для
кинематографа, но и для всего искус-
ства. «Клятва»-—огромное по масшта-
бам эпическое ‘произведение, расска-
зывающее о пути, пройденном нашей
родиной после смерти Ленина под ру-
ководством его гениального ученика
и соратника — товарища Сталина, о
социалистической реконструкции на-
шей страны, о Великой Отечественной
войне советского народа против не-
мецко-фашистских захватчиков, И
вместе < тем это история простой
русской рабочей семьи, со всеми ее
радостями и горестями.
	Такое ` сочетание истории и быта
органично и глубоко оправдано. И
герой «Клятвы» — не абстракции, а
живые советские люди, которые под
руководством товарища Сталина вы-
ковали нашу победу. Судьба рабочей
семьи приобретает глубокий  симво-
яический смысл, отражая историю
нашего советского народа.

Органическое слияние  историче-
ского и бытового планов фильма,
соединение документальной точно-
сти воспроизведения действительно-
сти с сатирически острым,  доходя-
шим до гротеска изображением бур-
жуазных политиканов определяют
стилистическое своеобразие этого
выдающегося произведения.

Один из передовых мастеров со-
ветского кино, Михаил Чиаурели,
всеми своими произведениями упорно
борется за углубление идейных за-
дач и расширение жанровых  преде-
	лов кинематографа. «Последний
маскарад», «Великое зарево», «Ар-
сен», «Георгий Саакадзе» — этапы
	этой его борьбы. В «Клятве» он по-
казал нашу социалистическую дей-
ствительность с широтой историка,
страстностью публициста и проник-
новением большого художника-реа-
листа. Успех этого фильма предопре-
делен прежде всего его смелым
драматургическим замыслом,  реали-
зованным Чиаурели совместно с (1.
Навленко, писателем, близким ему
по духу и устремлениям, тесно свя-
	Советские скульпторы, живописцы
и графики в прошлом году создали
ряд значительных произведений, ко“
торые явятся серьезным вкладом в
развитие нашего — изобразительного
искусства,

Наши художники боролись за Cc03-
дание высокоилейных произведений,
искренних, насыщенных героическим
пафосом современности, и это потре-
бовало от них не только глубокого
и всестороннего изучения жизни,
взыскательного отношения к своему
мастерству, но и поисков новых форм
вызажения.

Ни в одном из видов пространст-
венных искусств нельзя с такой на-
глядностью и силой выразить идеалы
своей эпохи, ее героическое содержа-
ние; как в монументальном искусстве.
И не случайно, что в последнее время
внимание скульпторов было сосредо-
точено более всего на работе над па-
мятником.

Живописцы упорно и сосредоточен-
но продолжали работать над темати..
зескими - композии ионы ыАли полотна -
	ческими  композиционными  полотлас
ми, * стремясь отойти в них OT той
незаконченности и ‘этюдности, кото-
	рые отличали многие полотна на Все-
союзной художественной выставке
процелого года. Они боролись за под:

линные картины. за эмоциональную
насышенность образа,
	В графике эта борьба за содержа-
тельность образа, за многогранность
характеристики выражается в стрем-
лении создавать болышие графиче-
ские сюиты.

Советское правительство высоко
‘оценило работу художника П. Ва-
сильева, выполнившего большую се-
рию’ рисунков, посвященных жизни и
деятельности В. И, Ленина. Ему при-
суждена Сталинская премия первой
степени. Рисунки Васильева приобре-
ли всенародную известность, они пе-
чатались в «Правде» и других на-
ших. газетах и журналах, они изданы
в четырех больших альбомах. На вя-
сунках Васильева мы видим живого
Ленина-—великого организатора ОКк-
тябрьской социалистической револю:
ций; основателя советского госулар-
тва, Ленина — трибуна, мыслителя,
человека, а
	Горячо и вдохновенно фрассказывае”
фильм Л. Варламова «Югославия»
о героической борьбе югославов, под-
держанной могучими ударами Совет-
ской Армии, © становлении Новой
подлинной демократии в странах Во-
сточной Европы.

Фильм Р. Кармен «Суд народов»
как бы заключает работу докумен-
тальной кинематографии по отобра-
жению событий Великой Отечествен-
ной войны. Он сохранил для нас и
для истории картину того суда над
главными военными преступниками,
который был предречен. товарищем
Сталиным еще в то время, когда фа-
шистские орды только начинали раз-
бойничий поход на нашу землю.
	Здесь уместно вспомнить о работе
прафии во время войны. Как никогда
ранее, ощутили мастера-документали-
сты свою ответственность перед на-
родом и историей за правдивость,
глубину, взволнованность каждого
военного эпизода и плана. Их искус-
	ство выросло и возмужало. Вместе с
удостоенными ранее Сталинских пре-
мий мастерами - документалистами к
числу работников этого искусства,
которые вынесли на своих плечах ос-
новную тяжесть работы над военным
материалом, принадлежат также Л.
Варламов и Р. Кармен. _

Леонид Варламов. По своему ху-
дожественному темпераменту этот
талантливый режиссер-документалист
— поэт могучих народных движений.
За его плечами уже лежал долгий
творческий путь, когда фильм «Мо-
гучий поток» сделал его имя по-на-
стоящему широко известным зрите-
лю. В этом фильме Леонид Варламов
нашел свою тему, свою манеру. Исто-
рия создания Ферганского ‘канала,
история народной стройки была на-
рисована широкими, сильными мазка-
ми.
	В воину Варламов вошел как сло-
жившийся художник. Вместе с И. Ко-
палиным создал’он фильм «Разгром
немцев под Москвой» а затем —
«Сталинград». Пафос этих картин пе-
редает могучую ярость наших насту-
пательных операций. Оба фильма
увенчаны Сталинской премией.
	Bee сильные стороны  Варламова-
художника отразились в его фильме
«Югославия». С точностью, присущей
документальному жанру, этот фильм
рисует реальный ход и масштабы ис-
торических событий. И хроника со-
бытий звучит в нем как эпос.
	Р. Кармен — бывший фотокоррес-
пондент, газетчик, самый «неистовый
репортер» советской кинохроники. Он
снимает во всех концах нашей стра-
ны, во всех концах мира — в Аркти-
ке и Испании, в Албании и Китае.
Кармен снимал самые волнующие со-
бытия великой войны нашего народа:
разгром немцев под Москвой и Ста-
линград, Ленинград в кольце блока-
ды и падение Берлина. Не изменяя
своей профессии оператора, Кармен
вырос в сильного и своеобразного
режиссера документальных фильмов.
«Суд народов» он снимал как опера-
тор и одновременно руководил всей
работой по созданию фильма как pe-
жиссер. И фильм этот — не только
киноотчет о суде над главными воен-
ными преступниками, это пламенный
обвинительный акт фашизму.
	Честь создания лучших докумен-
тальных фильмов, наряду с режиссе-
рами, в полной мере принадлежит и
операторам — представителям OCHOB-
ной профессии кинохроники.
		уснехи художников были отме-
чены в годы войны — Сталинской
премией. В последнее время Ку-
крыниксы добились значитель-
	ых достижений и в области жи-
вописи. Их композиции «Tana»,
<Капитулящия Германии», «Великий
Новгород» пользуются. заслуженной
популярностью. Книжная иллюстга-
ция на всем протяжении творческого
пути Кукрыниксов была и остается
важнейшим разделом их работы, Они
иллюстрировали преизведения Гого-
ля, Салтыкова-Щедрина, Горького и
многих советских авторов. Кукгы-
никсы успешно ‘работали над рисун-
ками к рассказам Чехова. Вначале они
иллюстрировали юмористические и
сатирические произведения великого
писателя, где показали свое умение
создавать острые и смешные, злые и
беспощадные сатирические образы.
Позже их привлек Чехов— мастер
лирического, психологического рас-
сказа,

Законченная совсем недавно боль:
Шая серия рисунков к «Даме с собач-
кой», исполненных черной акварелью,
является блестящим завершением
чеховского цикла Кукрыйнксов. В
этих иллюстрациях им удалось до-
стигнуть исключительной тонкости в
передаче психологического состоя-
ния людей, их переживаний. Хулож-
ники сумели создать живые и убеди-
тельные портреты хероев повести. В
рисунках хорошо переданы пейзаж и
то настроение, та грусть, которой ове-
ян этот чудесный фассказ. Новые ри-
сунки Кукрыниксов — произведение
зрелого мастерства и тонкого вкуса.

Недавно вышедшая отдельным из-
данием в Детгизе книга «Детство»
А, М, Горького © иллюстрациями Б.
Дехтерева — значительное событие в
развитии советской книжной графи-
ки. Дехтерев зторично иллюстрирует
эту замечательную — автобиографиче-
скую повесть. Созданные им в 1933
году рисунки к этой книге получи-
ли весьма лестный отзыв со стороны
самого писателя. .
	В вовых, сделанных с ювелирной
тонкостью рисунках вдумчиво вос-
произведены эпоха, описанная в ил:
	$

В каждом портрете, в каждом изо-
бражаемом эпизоде раскрывается ка-
кая-то новая прань деятельности вож-
дя. В работах Васильева образ Влади-
мира Ильича обрисован с исключи-
тельной теплотой. В них подкупает
стремление к большой исторической
правде и простоте. Художник везде и
во всем стремится к наибольшей исто-:
рической точности и достоверности.

Исключительную ценность пред-
ставляют листы, рассказывающие о
великом содружестве Ленина и
Сталина, об их совместной работе по
подготовке Октябрьской революции,
по организации и укреплению совет-
ского государства, по разгрому ин-
тервентов и белогвардейцев, напав-
ших ва молодую республику рабочих
и крестьян.

В работах Васильева привлекают
простота, ясность и лаконичность ри-
сунка, Художнику чужды всякие
внешние эффекты, любование поие-
мом, его усилия всегда направлены
на осуществление главной задачи—
создание глубоко правдивого обзаза
величайшего из людей—Ленина,

Все три получившие в этом году
Сталинские премии произведения
скульптуры — монументальные памят-
ники. Это — овидетельство исключи-
тельных успехов, достигнутых в этом
важнейшем разделе монументального
искусства нашими ваятелями,

Удостоенный премии первой степе:
ни памятник генерал-лейтенанту Еф-
ремову работы скульптора Е. Вуче-
тича относится к значительным явле-
ниям нашего ваяния. Талант Вуче-
тича, сравнительно еще молодого
скульптора, в последние годы раз-
вернулся с особой силой и ярко-
стью. Ему принадлежит большая гал-
лерея скульптурных портретов выла-
ющихеся полководцев Отечественной
войны. Бронзовый бюст генерала ар-
_мяи Черняховского его работы в ‘про-
шлом году был отмечен Сталинской
премией.
  В памятнике генералу Ефремову
раскрылись лучшие черты Вучетича-
	Иллюстрации лауреатов Сталинской премии художников Кукрыниксы к
рассказам А. П. Чехова «Скорая помощь» и «Налим».
			мощь нашей страны, ее воинская си-
ла и доблесть. Группа «Победа»
является одним из лучших памятников
безымянным героям Великой Отечест-
венной войны.

Монументальный памятник велико-
му азербайджанскому поэту Низами
работы Ф. Абдурахманова  представ-
‘ляет собою бронзовую фигуру, уста-
новленную на’ высоком мраморном по-
стаменте. г

Молодому скульптору удалось,
опираясь на классические традиции
ваяния, создать образ поэта, полный
внутренней гармонии и величия. Он
создает образ, овеянный дыханием
самой поэзии Низами, дыханием его
эпохи. В этой скульптуре привлекают
ясность и четкость характеристики,
законченность формы. Монумент уста-
новлен в Кировабаде, недалеко от се-
ления, где родился Низами.

Из произведений живописи Сталин-
ской премии второй степени удостоена
картина Т. Гапоненко «После ухода
немцев».

Это полотно, появившееся на Все-
союзной выставке 1946 года, сразу же
привлекло к себе внимание и получи-
ло высокую оценку художественной
общественности.
	Картина посвящена событиям Ве-
ликой Отечественной войны, Жители
деревни, откуда только что ‘были из-
гнаны немцы, и вернумниеся домой
партизаны пришли отдать последний
долг жертвам фашистского террора.
Картина исполнена глубокого драма-
тизма. Художник создал исключи-
тельно жизненные образы русских
крестьян, сплоченных в единую друж-
ную семью, которую не смогли раз-
рузнить фашистские оккупанты. В этих
образах мы ощущаем силу коллекти-
визма в советской деревне. В карти-
  не много непосредственности и ис-
кренности. Тонкое чувство националь-
ного колорита органически сочетается
у Гапоненко со знанием новой колхоЗ-
ной советской деревни.

Сталинской премней отмечены две
работы в области книжной графики.
Первой премии удостоены иллюстла-
ции Кукрыниксов (М. Куприянов, П.
Крылов. Н Соколов) к произведени-
ям Чехова. С каждым годом все ши-

ре и многообразнее расурываются бо-
‘Гатые творческие возможности этого
` талантливого коллектива. Работы
Кукрыниксов в области - политичес-
кой сатиры-——их газетные и журналь-
ные рисунки; плакаты, «Окна ТАСС»