СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
ЛАУРЕАТЫ СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ

А. Л. Птушко
	ворением, как показатель огромных
творческих сил наших музыкальных
театров, неуклонно развивающих и
совершенствующих свое  исполни-
тельское искусство.
	Больших’ художественных резуль-
татов достигли в своей работе опер-
ные коллективы, Спектакль Ленин-
градского академического Малого
оперного театра «Война и мир» —
весьма значительное явление музы-
кально-театральРого  исполнительст-
ва. Дирижер С. Самосуд. и режиссер
Б. Покровский, проявив превосход-
ный вкус, создали спектакль эмоци-
ональный, насыщенный идейным co.
держанием. Молодая артистка Т. Ла-
врова успешно воплотила обаятель-
ный и женственный образ героини
оперы — Наташи.

Высокая оценка завоевана талант-
ливым коллективом Молотовского
театра оперы и балета, с подлинным
увлечением окуществившим первую
постановку оперы «Севастопольцых»
М. Коваля, посвященной городу-ге-
рою и его доблестным защитникам
(дирижер А. Людмилин, режиссер
Е. Соковнин, артистки Н. Измайлова
и Н. Сильвестрова).

О громадных творческих перспек-
тивах развития национальных музы-
кально-театральных культур сзиде-
тельствует талантливая постановка
Грузинского театра оперы и балета
им. 3, Палиашвили — «Сказание
о Тариэле». С глубоким чувством
национального стиля воплотили по-
становщики и исполнители этого
спектакля (лирижер Ш. Азмайпара-
швили, режиссер А. Цуцунава, ху-
дожник С. Кобулагзе, артисты Д.
Андгуладзе, П. Амиранашвили и Е.
Сохадзе) бессмертные образы класси-
ческого творения Ш. Руставели.
	Саратовский театр оперы и балета
им. Н. Г. Чернышевского добился
крупного успеха в постановке клас-
<сической русской оперы «Золотой пе-
тушок», связанной с великими имена-
ми Пушкина и Римекого-Корсакова.
Опера эта представляет громадные
трудности для исполнителей. Тем
более ценны успехи артистов О. Ка-
лининой и Г. Серебровского, создав-
ших в главных ролях яркие и худо-
‚жественные образы. Успеху спектак»
ля в значительной мере способство-
вало талантливое оформление худо-
жника-палешанина Н. Парилова.

„Новые достижения советского му-
зыкального театра глубоко поучи-
тельны и значительны. Радует то об-
стоятельство, что рядом < прослав-
ленными, всему миру известными те-
атрами Москвы и Ленинграда (Боль-
пюй академический театр Союза
СОР, Ленинградский академический
театр оперы и балета им. С. М. Ки-
рова, Ленинградский академический
Малый оперный театр). рядом с за-
воевавтиим признание Тбилисским те-
атром оперы и балета им. 3. Палиаш-
вили ныне выделились и два театра
периферийных — Саратовский и Мо-
лотовский. Разве не говорит это о
том, как органично и широко разви-
вается в нашей стране музыкально-те-
атральное искусство — одно из со-
вершенных и богатейших проявлений
культуры?

С глубоким удовлетворечием на-
ходим мы среди лучших деятелей со-
ветского музыкального театра новые
имена. Выдвижение молодых оперных
режиссеров Б. Покровского и Е. Со-
ковнина, внушительный список ху-
дожников, Отлично оформивших
оперные и балетные спектакли, явля-
ются залогом дальнейшего роста
сценической культуры оперного
спектакля. Творчество же оперных
артистов, удостоенных ныне Сталин-
ской премии, внушает веру в успеш-
ное развитие советского  оперно.во-
кального искусства.

Нельзя пройти мимо одного отрад-
ного факта: удельный вес советской
музыки в деятельности наших музы-
кальных театров весьма велик. Шесть
из семи премированных спектаклей
являются постановками советских
опер и балетов. Наши театры, © охо-
той и увлечением обращаясь к музч-
ке советских композиторов, добились
высоких исполнительских  резуль-
татов. Тем более решительно надо
отметить, что в трудах наших
композиторов драматической музы-
ки — оперной и балетной — совет-
ская тема еще He заняла долж-
ного места. Только один спектакль-—
«Севастопольцы» в Молотовском те-
‘атре связан < образами нашей совое-

менности. Воплощение образов,
идей и переживаний современнсго
советского человека — важнейшая,

неотложная задача оперных KOM-
позиторов. Связь < современно-
стью — основной путь художника
к высотам советской классики, к ис-
кусству подлинно великому, дейст-
венному, владеющему сознанием мил-
ионов.
	Исторические постановления
ЦК ВКП(б) о литературе и искусст-
ве воколыхнули наших композиторов,
ныне активно работающих над созла-
нием новых произведений, посвящен-
ных темам современности. Эта на-
пряженная работа композиторов, уже
сказавшаяся в ряде произведений
1946 года, несомненно даст свои цен-
вые плоды в ближайшее же время. К
30-летию Великой Октябрьской со-
‘циалистической революции советские
композиторы, вооруженные мудрымн
указаниями партии, создадут выдаю-
щиеся произведения — оперы, канта-
ты, произведения программно-симфо-
нической музыки и массовых жанров,
в которых художественно BOMJIOTATCH
современная жизнь и идеалы совет-
ского народа. Это — неотложная
жизненная задача советской музы
ки, условие ее полноценного служе-
ния делу коммунистического воспи-
тания народа.
	Лучшие произведения, созданные
советскими композиторами в’ 1945 го-
ду и ныне награжденные Сталинской
премией, являются свидетельством
того, что советская музыка накопила
в себе нужные силы для решения от-
ветственных творческих задач, выд,
вигаемых современностью,
			Б. П. Чирков
		А. Б. Гольденвейзер
	Т Г. Гапоненко

РА СЦЕПЫ
	тельные средства, позво-   волю своего героя. Достойными уча-
	стниками этого прекрасного спектаб-
ля являются также артисты А. Сер-
дюк, Е. Бондаренко и художник Б.
Косарев — талантливые представите-
ли украинского театрального искус-
ства.

Новая постановка пьесы Я. Райни-
са «Огонь и ночь» на сцене Латвий-
ского Художественного театра—зна-
менательный пример стремительного
	развития сценического искусства
Латвии, достигающего подлинного
расцвета в наше время. Ровно за
	четверть века до нынешней премье-
ры эта пьеса была впервые поставле-
на тем же режиссером Э. Смильги-
сом на сцене того же театра. Спек-
такль явился демонстрацией политн-
ческой оппозиции передовых слоев
латвийского народа.

В постановке 1946 года эта сцени-
ческая поэма нашла новое яркое воп.
лощение, новую трактовку. Тема ве-
ковой борьбы латвийского народа ©
немецкими ‘захватчиками заняла
центральное место в этом спектакле,
проникнутом глубоким патриотизмом.

Творчески-зрелый замысел режис-
сера Э. Смильгиса превосходно до-
полнил художник Отто Скульме, сое-
динивший в своих декорациях фанта-
стику легенды с правдивыми реали-
стическими мотивами. Исполните»
ли главных ролей—артисты Л. Прие-
де-Берзинь и А. Филипсон, ‘’выдаю-
щиеся мастера латвийской сцены, ©
большой, впечатляющей силой вопло*
тили образы Спидолы и Лачиплесиса,
	Драматургия М. Горького имеет
первостепенное значение для разви-
тия всего советского театра. Осново-
положник социалистического реализ-
ма, Горький впервые вывел на сцену
представителей революционного на-
рода. носителей передовых идей вре-
мени. Для театров молодых совет-
ских республик углубленная работа
над драматургией Горького особенно
	плодотворна. Это показывает поста:
	HOBKa пьесы «Враги» в Драматиче-
ском театре Литовской ССР.

Эта пьеса о классовой борьбе рус-
ского пролетариата в эпоху жесто.
кой реакции написана Горьким с глу*
боким драматизмом. Стиль Горько-
	го тонко почувствовал Б. Даугуветис,
	осуществившии постановку «Врагов»
с художественной простотой и есте-
ственностью и в то же время с боль-
шим внутренним драматическим на-
пряжением.

Роль Захара Бардина, человека,
прикрывающего либеральной фразой
свою ненависть к рабочему классу,
тонко играет Ю. Рудзинскас. Актеру
удалось, не прибегая к шаржу, разо-
блачить лицемерие и мнимый либега-
лизм Бардина. Татьяна — один нз
сложнейших женских образов дра-
матургии Горького. На литовской
сцене эту роль превосходно исполня-
ет артистка Г. Яцкевичуте. В ее игре
хороню выражена высокая интеллек-
туальность, которая, однако, не в си-
лах победить слабодушие Татьяны.
Низменную сущность Николая Скро-

< большой выразитель-
ностью раскрыл А. Радзявичюс.

Театры всех советских республик
живут творчески-напряженной, содер-
жательной жизнью. Выполняя требо-
вания партии и всего народа к дея-

ЕРЕСИ СЕНЕ ОРИОН ИУ
	телям театрального искусства. наши о
	актеры и режиссеры в короткии срок,
прошедший с момента опубликова-
ния важнейших партийных решений,
добились уже значительных резуль-
татов. Однако это только начало но-
вого этапа в истории советского те-
атра, первые результаты большого
творческого под’ема, который вызва-
ли в среде художественной интелли-
генции поставленные перед нею пар-
тией почетные задачи. Сталинские
лауреаты—славные. мастера искусств
—показывают пример служения делу
коммунистического воспитания наро-
да.
	воплощенных на сцене. Своеобразны-
ми соавторами балетмейстера здесь
выступают талантливые артисты
Большого театра Союза ССР. Удо-
стоенные Сталинской премии участ-
ники спектакля «Пламя Парижа»
О. Лепешинская. А. Ермолаев, С. Го-
ловкина, А. Мессерер, И. Тихомирно-
ва и С. Мессерер в своих танцах `по-
казывают все богатство классической
техники, не только не выходя из дра-
матического образа, но, наоборот, рас.
крывая его с убедительной полнотой
и яркостью.
	  Значительным явлением советской
хореографии представляется и третий
‘балет, которому присуждена Сталин-
ская премия, — «Золушка» в Ленин.
градском театре оперы и балета им,
С. М. Кирова. После постановки это
го спектакля в Москве —- в Леннн-
праде он нашел свое новое решение,
В этом прежде всего заслуга вылаю-
щегося советского танцовщика
К. Сергеева; впервые выступающего в
качестве балетмейстера. В постанов-
ке К. Сергеева очень своеобразно со-
четается романтическая устремлен-
ность образов прелестной сказки с ее
живым, реалистическим началом. В
таком гармоническом единении рож-
дается спектакль, по-новому раскры-
вающий сказочный жанр в балете.

Сталинские премии присуждены
также и другим участникам постанов-
ки «Золушки»-Ф. Балабиной, Н. Ду:
динской, Т, Вечесловой и А. Шелест.
Уважение и бережное отношение к
великим традициям танца прошлого в
работе. ленинградских мастероз бале-
та всегда сочетается с поисками но-
вого, со смелыми пробами в своем
искусстве.
	ПНрисуждение Сталинских премий
за балетные спектакли, поставленные
в 1946 году, свидетельствует о новых
значительных достижениях созетско-
го хореографического искусства, Oo
промадных зозможностях нашего ба-
летного театра. Эти возможности
должны быть ‘использованы для со3-
дания больших спектаклей на темы
нашей замечательной современностия
	Год 1946-й ознаменовался новыми
успехами и дальнейшим ростом со-
зетской музыкальной культуры. Спи-
сок композиторов и исполнителей,
удостоенных Сталинской премии за
работы, осуществленные в 1946 голу,
вновь говорит о творческой актив-
ности советских музыкантов, всеми
силами, талантом и мастерством при-
умножающих духовные богатства сво.
его народа — великую многонацно-
нальную советскую культуру. Ши-
роким фронтом движется и растет
ссветская музыка, неисчерпаемая в
своем KAHDOBOM и тематическом
богатстве, чутко  откликающаяся
на культурные запросы народа,
В великом обогащении совет:
ской музыки, в историческом восхо-
ждении к высотам музыкальной
классики нашей эпохи участвуют
композиторы и исполнители, ярко
самобытные по своему художествен-
кому облику, представляющие  раз-
ные национальные стили.
	О многообразии явлений и богатств
советской музыки свидетельствует
список лауреатов Сталинской премии
1946 года. Свидетельствует они о
том, как расширяются ряды талант-
ливых советских музыкантов; в твор-
цеское соревнование вступают всё
новые молодые силы. С глубоким
удовлетворением видим мы наряду с
музыкантами, ранее стяжавшими все-
народную славу, композиторов и ис-
полнителей, впервые завоевывающих
высокое звание Сталинского лауре-
ата. Художники различных  поколе-
ний — от одного из старейшин со-
ветской музыки С. Василенко, до
музыканта, лишь совсем недавно со-
шедшего с консерваторской скамьи
Н, Пейко, — об’единяются в едином
благородном стремлении создать ху-
дожественные ценности, по своему
содержанию и мастерству достойные
советского народа.
	Ведущая и оплодотворяющая сила
исторических указаний ЦК ВКП(б)
по вопросам литературы и искусства
благотворно сказалась и в произве-
лениях советской музыки, ныне от:
меченных Сталинской премией. Мож-
	но с радостью констатировать, что
связи наших композиторов и ислол-
нителей с современной жизнью CO.
	ветокого народа становятся все ор-
ганичнее; чувства и идеи передовых
советских людей овладевают созна-
нием музыкантов, направляют их
творческие искания.
	Величественную тему  огромчого
	Опубликование исторических ре-
шений ЦК партии по вопросам лите-
ратуры и искусства ознаменовало на-
чало нового этапа в развитии совет-
ского театра. Эти решения постави-
ли в центре внимания творческих
работников создание героических
образов современников.

Не случайно большинство лучших
спектаклей, отмеченных Сталински-
ми премиями 1946 года, посвящено
людям социализма; воплощению
этих образов посвятили свои си-
лы старейшие русские сценические
ансамбли и театры, рожденные в го-
ды существования советской власти.

Московскому театру драмы выпа-
ла честь одному из первых осуще-
ствить Ha своей сцене инсцени-
ровку замечательного романа А.
Фадеева «Молодая гвардия». Kom-
сомольцы Краснодона, с безза-
ветной смелостью боровшиеся про-
тив фашистских человеконенавист-
ников и отдавшие свои юные жизни
за свободу и независимость родины,
за торжество коммунистических иде-
алов, обрели новую жизнь в спек-
такле, поставленном Н. Охлопковым.

Большевистская идейная целеуст-
ремленность, отличавшая героев
Краснодона, вдохновляла автора ро-
мана «Молодая гвардия» и создате-
лей спектакля Московского театра
драмы. Несгибаемая сила коммуни-
стов ощущается в образах директора
шахты  Валько и партработника
Шульги, и эту могучую HpaBcTBeH-
ную силу испытанных большевиков
воплотили в сценических образах
артисты Л. Свердлин и А. Ханов.
Образы юных подпольщиков комсо-
	мольцев Олега . Кошевого, Сережи
Тюленина Любы Шевцовой co.
держат в себе черты человека
	будущего; подражать этим обра-
зам стремятся и’ бущут стремить-
ся новые поколения. Вот почему вон-
лощение ролей краснодонцев требует
от актеров подлинного художествен-
	ного проникновения в советскую дей-
	ствительность. E, Самойлов в® роли
Олега Кошевого обнаружил новые
стороны своего дарования. Мы пом-
	ним Самойлова в ‚ других ролях,
где мы сталкивались в первую
очередь с — традиционным внеш-
	ним выражением героизма. Я
спектакле «Молодая’снардия» Е. Сз-
мойлов создал образ человека, внеш-
няя скромность которого озарена
подлинной духовной красотой.
	  Б. Толмазов в исполнении роли Се-

режи Тюленина нашел счастливое со-
  четание острой бытовой характерно-
сти с романтичностью,  определяю-
  щей и поведение и внутренний мир
  его героя. Мечтательность юноши,
ненависть к врагу, высокая гуман-
ность и беспредельная преданность
советскому народу—вот что харак-
теризует Тюленина—Толмазова.

В роли Любки Шевцовой выступи-
ла артистка Т. Карпова. Безудерж-
ная храбрость Любки, ее честность и
преданность делу народа подчеркну-
ты Т. Карповой, создавшей живой и
правдивый образ комсомолки.

Творческий коллектив театра. про-
явил в работе над этой инсцениров-
кой не только подлинное знание жиз-
ни наших людей, советской молодежи,
но и воинствующую большевистскую
идейность, которая сделала спектакль
«Молодая гварлия» крупным событи-
ем в театральной жизни, новатор-
ским произведением, знаменующим
шаг вперед на пути формирования
стиля социалистического реализма на
советской сцене,

Московский Художественный Te-
атр им. Горького и Ленинградский
театр драмы им. Пушкина с боль-
шим успехом поставили «Победите-
лей» Б. Чирскова. Коллектив Mxa-
товцев во главе с постановщиком
В; Станициным увлекла в пьесе Чир-
скова страстная самоотверженчость
	Сталинскими премиями увенчаны
новые достижения советского балет-
ного искусства. Спектакли, удостоен-
ные высокой награды, — яркое и на-
глядное доказательство того, что
русский балет заслуженно пользуется
	славой самого лучшего и передового   ные художес?
балета во всем мите. го спектакля.
	балета во всем мире.
Отмеченный Сталинской премией
	балетный спектакль Болыного театра -
	Союза ССР «Ромео и Джульетта»—
поистине вылающееся явление совет-
	ского искусства. Балетмейстер Л; Ла-
	вровский талантливо, умно, с боль-
шим вкусом раскрыл шекспировскую
тему в балетном спектакле.

В постановке Л. Лавровского нет
ничего от драматического театра, от
искусства словесных образов. Глуби-
на, выразительность, скульптурная
четкость постановочного плана, яр-
кость в обрисовке характеров — все
это достигается средствами, прису-
щими только балетному театру.”

Весь спектакль насыщен действием,
он «танцовален» даже в таких сце-
нах, которые обычно решались сред-
ствами пантомимы. При этом. техника
классического танца не является в
постановке самоцелью, она служит
лишь для глубокого и полного вырз-
жения внутреннего состояния героев.
Сдержанность, лаконизм и в то же
время выразительность и Ннасыщшен-
ность отдельных сцен определяют
собой пленительный, благородный
стиль всей постановки.

Крупный успех балетмейстера по
праву разделяют с ним все участники
этого замечательного спектакля и в
первую очередь Галина Уланова. Вы-
дающаяся артистка создает нежный,
чистый, исполненный подлинного тра-
гизма образ Джульетты, проникнутый
художественной цельностью и свет-
лой лиричностью. Высокая техника в
ее _ исполнении органически соче-
тается с глубокой артистичностью.
Танцы Улановой озарены огнем под-
ливного вдохновения, они исполнены
благородства, скромности и целомул-
ренной грации

Заражающий темперамент, глубо-
кая и искренняя эмоциональность ди-
	его героев, советских в0- ° тельные средства, позво-
инов. Цельность и орга- о лившие им глубоко рас-
ничность характер Му- В. ВЛАДИМИРОВ крыть внутренний мир
равьева превосходно вы- © современного советского
	человека.

Образы капитан-лейтенанта Макси-
мова и капитана П ранга Харитонова
несут в себе черты нового социали-
стического мировоззрения. Это
люди, беспредельно преданные своему
делу, воодушевленные идеей строи-
тельства коммунистического общест-
ва, проникнутые духом боевого това-
рищества. Артист Н. Анненков, с ус-
пехом исполнивший роль Максимова
на сцене Малого театра, сумел пере-
дать всю сложность душевных пере-
живаний своего героя, возникающих
при столкновении с отвратительными
пережитками старого, с мелким тще-
славием и эгоизмом индивидуалиста
Боровского. Харитонова в. исполне-
нии М. Жарова отличают болыной
жизненный опыт, мудрость зрелых
лет и теплота души, столь типичная
для русского характера. Чистоту и
внутреннее благородство своей герои-
ни оттеняет Е. Гоголева в роли Го-
реловой. М. Царев убедительно по-
казал, как Боровский, человек, обла-
дающий незаурядными способностя-
ми, нопав под власть мелких своеко-
рыстных побуждений, терпит жесто-
кое поражение и заново осмысливает
свой жизненный путь. Постановка
оформлена талантливым художником
Ю. Пименовым, чьи декорации отли-
чаются благородной простотой и кра-
‚ сочностью.

Немного можно назвать примеров
такого единодушного признания та-
ланта актрисы-дебютантки, какой вы-
пал на долю Н. Родионовой, испол-
нившей роль Зои в пьесе М. Алигер
«Сказка о правде» на сцене Ленин-
градекого театра им. Ленинского
комсомола.

Н. Родионова показывает Зою на
различных этапах развития ее харак-
тера. В первых сценах—это подро-
сток, переживающий первую  влюб-
ленность и только еще мечтающий о
жизненном подвиге. Затем это
смелая комсомолка, ищущая свое
место в рядах людей, вставиих на
защиту родины. И, наконец, в пос-
леднем акте мы видим Зою, coBep-
шивнгую свой бессмертный подвиг,
во всем ее духовном величии.

Выдающийся успех этого спектак-
ля (постановка С. Морщихина, ре-
жиссер-педагог  Н. Микеладзе) об’яс-
няется тем, что юная актриса, впер-
вые вышедшая на сцену в значитель-
ной роли, обнаружила не только
большие природные данные, не толь-
	KO свежий и ‘яркий талант, но и под-
	линное артистическое умение.

Спектакли, удостоенные Сталин:
ских премий, показывают, сколь жи-
вотворно для советского театрально-
го искусства обращение к современ-
ности. Однако и историческая тема в
творчестве художника, вооруженного
передовым марксистско-ленинским
мировоззрением, также может послу:
жить основой для создания высоко-
идейных произведений сценического
искусства, волнующих наших совре-
менников.

Спектакль «Ярослав Мудрый» Ив.
Кочерги на сцене Харьковского ук-
раинского драматического театра
им. Т. — Шевченко, удостоенный
Сталинской премии первой степени,
является примером глубокого проник-
новения в историческую правду. По-
становщик спектакля М. Крушель-
ницкий остро почувствовал и талант-
ливо передал стремление русского и
украинского наролов к об’единению
своих исторических судеб.

Образ Ярослава Мудрого сочетает
в себе черты передового мыслителя
своего времени и волевого государст-
венного деятеля. Эта содержательная
	роль отлично исполнена артистом
И. Марьяненко, который показал
проницательность ума и железную
	разил в своем исполне-

нии Н. Боголюбов. Муравьев —
Боголюбов —это человек, умеющий
концентрировать все свои силы для
выполнения одной, главной, реша-
rome задачи. И в этой собранности,
целеустремленности — духовная
мощь Муравьева.

Мужественные образы советских
полководнев создали также °А. Че-
бан (Виноградов) и М. Прудкин (Кри-
венко). Генерал Пантелеев в испол-
нении В. Готовцева стал одним из

наиболее привлекательных персона-
кей спектакля.
	Н. Дорохин исполняет роль moe
ра Минутки, покоряя зрителей своей
большой жизненной наблюдатель-
ностью. Роль лейтенанта Фелорова,
этого труженика войны, невелика в
ньесе. Замечательный успех артиста
И. Кудрявцева в том, что он сумел
создать образ человека, целиком
поглощенного своим воинским дол-
гом. Цельность характера и духов-
ную красоту русской женщины, уча-
стницы великой войны, воплотила
А. Тарасова в роли Лизы Мугавье:
вой.

Работу коллектива Театра им. Пуш-.
кина также характеризует глубокое
проникновение в авторский замысел,
во внутренний мир героев пьесы. В
режиссуре В. Кожича отсутствует
стремление к дешевым еценическим:
эффектам, к поверхностной и пустой
живописности. В. Кожич уделил вни-
мание, прежде всего, работе с актер-
ским ансамблем, и это определило
успех театра.
	Спектакль радует высокими дости-
жениями исполнителей. Это относит-
ся, в первую очередь, к игре Н. Си:
монова в роли Муравьева. Полково:
дец сталинской школы, яркий выра-
зитель советской военной доктрины,
человек неукротимой воли, в котором
трезвый расчет соединяется с безу-
держной отвагой и страстностью, —
вот каким предстает Симонов—Му-
равъев перед зрителем. Роль Панте-
леева с душевной теплотой испол-
няет артист Ю. Толубеев. Заслуга
артиста Б. Жуковского, исполняю-
щего роль генерала Кривенко, в том,
что он сумел оттенить героические
черты этого сложного образа, пока-
зав в то же время его внутренние
противоречия.
	Исполнитель роли Минутки ар-
тист К. Калинис передал в этом об-
pase, прежде всего, глубокую пре-
данность родине и чувство долга,
свойственные советским воинам. В
пьесе есть эпизодический персонаж
—старый солдат Степан, написанный
автором с большой теплотой и юмо-
ром. Этот рядовой советский человек
стал одним из наибслее ярких и за-
поминающихся образов ‹ спектакля
Театра им. Пушкина благодаря заме-
чательной игре артиста А. Борисова.
	Обе постановки «Победителей»,
удостоенные Сталинских премий, вол-
нуют зрителей прежде всего потому,
что в этих спектаклях усилия твор:
ческих коллективов направлены не к
созданию батальных сцен, поверх
HOCTHO фиксирующих события вели-
кой войны, а к раскрытию духовного
мира советских людей в момент наи:
высшего исторического напряжения
народных сил.

Московский Малый театр поставил
пьесу Бориса Лавренева «За тех, кто
в море!» уже после того, как она бы
ла исполнена на многих сценах. Это
не помешало театру создать свежий
и оригинальный спектакль, дать пье-
се новое сценическое толкование.
Заслуга постановщиков спектакля
К. Зубова и В. Цыганкова в том, что
они почерпнули в творческом опыте
старейшего русского геатра вырази-
	А. САМОЙЛОВ
oO
	лось его длительное общение с на-
родным творчеством, под благотвор-
ным воздействием которого склады-
вались ценные черты музыки Пейко
— ясность, отчетливость выражения,
глубина и содержание музыкальных
мыслей. Первая симфония Пейко —
это глубоко прочувствованное и вме-
сте с тем мужественно-сдержанное
музыкальное повествование, часы-
щегное драматическим напряжением,
энергией и волей.

Черты новой програмичюсти отчет-
ливо выявляются в симфонии лениз-
градца М. Чулаки — произведении,
чрезвычайно конкретном по строю
образов и демократичном по своему
языку. Интонации походной песни,
марша, изобразительная  звукопись
— эти средства, примененные Чулаки,
отчетливо направляют слушателя на
верное восприятие его  замысля:
композитор развертывает драматич-
ные картины войны, рисует любимый
пейзаж родной природы, завершает,
наконец, симфонию картиной торже-
ства победившего‘ народа.

Среди симфонических произведе-
ний, удостоенных Сталинской премии,
мы находим балетную сюиту С. Ва-
силенко. Это темпераментное, жизне-
радостное, отмеченное высоким про-
фессионализмом произведение круп-
ного русского музыканта, неутомимо-
го в своей плодотворной, насыщен-
ной и разнообразной творческой и
педагогической деятельности. Неда-
вно музыкальная общественность
отмечала 75-летие со дня рождения
С. Василенко. Отрадно отметить ту
по-настоящему молодую энергию, с
которой Василенко участвует в со:
временных успехах советской музыки.
	Неоспорима принципиальная цен-
ность трудов H. Будашкина в
области музыки для оркестра рус-
ских народных инструментов. Систе-
матически в течение ряда лет рабо-
тая в этом направлении, Буданкин
способствует поднятию культусы ис-
полнительства на национальных рус-
ских инструментах, столь любимых в
народе. Творчески используя особые
тембры, технические возможности,
исполнительские приемы, неизменно
окунаясь в интонационные богатства
русской песни, Будашкин намного
обогатил свой музыкальный язык. На-
граждение Н. Будашкина за создан-
	масштаба положил в основу своего   ные им «Русскую рапсодию», «Фан-
	монументального произведения кан-
таты «Москва»—В. Шебалин, ху-
дожник, сочетающий в себе высокое
мастерство и благородство музыкаль-
ного стиля, выросшего на традициях
русской народной и классической
музыки, с болыгим темпераментом
общественного деятеля, гражданина,
строителя советской культуры. В
своей кантате, посвященной 800-ле-
тию Москвы,  ШЩебалин в 06:
разах торжественных и могучих
прославляет великую столицу нашей
родины. Перед слушателями прохо-
дят широкие картины героической
истории. Но с особой любовью ком-
позитор-патриот воспевает красоту и
мощь социалистической, новой Мос-
квы — символа славы и доблести <о-
ветского народа.
	тазию на тему русской народной пе-
сни», музыкальную картинку «На яр-
марке» — свидетельство громадного
внимания, которым пользуются в на-
шей стране наиболее массовые, обще
доступные, демократичные формы
музыкального искусства.

Теорчество В. Соловьева-Седого
на протяжении ряда лет пользуется
признанием народа. Его темперамент-
ные, полные русской залушевности, ме-
лодической теплоты, бодрого задора
песни хоропю принимаются нарохом,
проникают в быт. Ценно то, что этот
талантливый крмпозитор ве засты-
вает на достигнутом, не пюддается
соблазну легкого штампованного со-
чинительства, а стремится итти в но-
гу с народом, не отрываясь от его не-
изменно растущих требований и вку-
	Духом современности овеяны И  сов.
	произведения так называемой «чис-
той» инструментальной музыки, Со-
ната. С. Прокофьева для скрипки и
фортепиано — выдающееся достиже-
ние замечательного, прославленного
русского мастера и вместе с тем вы-
дающийся вклад в советскую камер-
ную музыку. Присущие Прокофьеву
черты смелого. новатора, неустанно
ищущего новые средства музыкально-
го языка, гармонично слились в CO.
нате с традициями русской класси-
ческой музыки. Контрастные образы,
TO лирически проникновенные, то
Nombre эпической широты и бога-
тырской мощи, песенность H ADKO-
национальная окрашенность мелоса—
все это является глубоко своеобгаз-
ным и органичным возрождением на
современной почве важнейших  0со-
бенностей русской классики.

Второй раз удостаивается Сталии-
ской премии А. Баланчивадзе — да-
ровитейший грузинский композитор,
неустанно работаюний над обогаше-
	нием разнообразных жанров нацио-
нальной музыки и ныне предстаю-
щий перед нами. с концертом для
фортепиано с оркестром—произведе-
вием зрелым, развивающим богатства
грузинской народной песни.
Выдающийся интерес представля-
ют премированные симфонии Н. Пей-
ко и М. Чулаки. В них находят та-
лантливое выражение — положитель.
ные новые тенденции советской ин-
струментальной музыки. Прежде
всего — это стремление насытить
большие формы симфонической му-
	зыки конкретным и  жизненаым
образным содержанием нашей ‹-
зременности Обе симфонии мо-
	гут быть характеризованы как 9п-
релеленный шаг художников на пути
‹оздания подлинно массового совет-
ского симфонизма И Пейко »
Чулаки стремятся воплотить круг
образов, чувств и мыслей, 06-
щих для многих ‘советских лю-
дей, наших современников — УЧЗа-
стников и очевидцев великой войны,
людей, завоевавших победу. Драма-
тизм капряженной борьбы, поэтичное
ощущение неисчерпаемых богатств
человеческой личности, Любовь К
родной природе,  оптимистический
пафос созидания — таков идейный
сгусток обеих симфоний. Разумеется,
симфонии Пейко и Чулаки глубоко
различны в своей художественной
конкретности, различны по темпера-
менту, мастерству, особенностям му-
зыкального стиля.
	Один из самых молодых маетеров
советской музыки, Н. Пейко прошел
превосхолную школу в Московской
консерватории, которую он закончил
в 1940 году. Не менее полезной шко-
ой для молодого композитора яви-
	В списке награжденных произведе-
ний оперный жанр, любимый нашим
‘народом, представлен произведением
Ш. Мшвелидзе «Сказание о Тариэ-
ле», навеянном образами Руставели.
Опера Мшвелидзе, выдержанная в
величаво-ораториалыьном стиле, прони-
занная поэтичными и мужественными
интонациями грузинской хоровой пес-
ни, является ценным вкладом в бога-
тейшую грузинскую музыку — одну
из наиболее развитых и цветуншях
ветвей советской музыкальной куль-
туры.

Общепризнаны выдающиеся успехи
советского музыкального  исполни-
тельства. Один из крупнейших пна-
нистов нашей страны — А. Гольден-
вейзер свыше 50 лет интенсивно и
разносторонне трудится на поприще
русской музыкальной культуры.  Де
ятельность композитора, музыкаль-
ного писателя, редактора фортепиан-
ной классической литературы соче-
тается у него с непрерывной педаго-
гической работой, принесшей бога-
тейшие плоды: им воспитаны ноко-
ления крупных советских пианистоз
— от Файнберга и Гр. Гинзбурга ло
Тамарканой и Николаевой. Эта ис;
ключительно широкая деятельность
не отрывала А. Гольденвейзера от
концертно-исполнительской  практи-
ки. Неограниченно богат репертуаг,
исполненный А. Гольденвейзером в
его пианистических выступлениях,
неизменно являющихся крупным ‹о-
бытием музыкальной жизни.
	Эстония, страна богатейшей хо-
ровой культуры, имеющей глубокие
национальные традиции, выдвинула
ряд первоклассных музыкантов, сто-
ящих на передовых позициях совое-
менного искусства и неразрывно свя
занных < художественным бытом
своего народа. Одно из первых мест
среди них принадлежит Г. Эрнесаксу,
выдающемуся композитору, дириже-
гу, художественному руководителю
Таллинской филармонии. В предстся-
шем в скором времени всенародном
празднике эстонской песни Г. Эрне-
сакс примет участие и как компози-
тор, и как глава олного из богатей-
ших ‘по мастерству и совершенстзу
	исполнительского стиля хоровых
коллективов.

Трудно переоценить Роль музы-
	кальных театров в культурной жиз-
ни советского народа: Мастера опер.
ного и балетного искусства пользу-
ются у нас поистине всенародной из:
	вестностью И Любовью, к 4X
деятельности привлечено внимание
народа, правительства, партии. Факт
присуждения Сталинской  премин
	участникам четырех оперных и трех
балетных спектаклей, осуществлен.
ных в 1946 году, будет встречен об-
шественностью с глубоким удовлет.
	ВДОХНОВЕННЫЙ ТРУД.
	рижера Ю. Файера, твор-

чески прочитавшего пар-.

титуру С. Прокофьева, в
сочетании с оформлени-

eo

Р. ЗАХАРОВ

&

!

ведения. Ярко показывая
мощь народного движе-
ния, он органически со-
Четал изображаемые на
	ем, мастерски выпелнен-
ным П. Вильямсом, дополняют круп-
ные художественные достоинства это-
	Постановщик и творческий коллек-
тив балета «Пламя Парижа», также
удостоенного Сталинской премии пег-
вой степени, создали на основе мате-
риалов Великой Французской револю-
ции монументальный хореографиче-
ский спектакль. Рассказать средства-
ми музыки и танца о событиях, свя-
занных со взятием Тюильри и рево.
люционной ликвидацией феолального
режима во Франции, — благородная
и трудная задача,

Постановщик спектакля, талантли-
вый балетмейстер В. Вайнонен, сумел
передать революциожный дух произ-
		сцене события со спе-
цификой балетного театра. Хореогра-
фический план балета, написанного
Б. Акафьевым на либретто Н. Волко-
ва, В. Вайнонен раскрыл, используя
характерный и классический танец в
сочетании с драматической пантоми-
MOH.
	Блистательной ‘удачей балетмей-
стера является талантливо  задуман-
ная и воплошенная средствами хоре-
ографического театра массовая сцена
взятия Тюильри.
	Многие роли балета предназначены
для классических танцовщиц, HO
	Вайнонен использовал арсенал клас-
сического танца не абстрактно, а в
связи с образами действующих лиц,
		«Золушка» в Ленинградском академическом театре оперы и балета им.
С. М. Кирова. Лауреаты Сталинской премии Т. Вечеслова (слева) и
А. Шелест (справа), В центре — артистка Е, Бибер,