Строительство и благоустройство
	Замечательный путь прошли за го-
ды сталинских пятилеток города Ура-
ла и Сибири. Старые русские города’
Свердловск, Новосибирск и Челя-
бинск, где до Великой Октябрьской
социалистической революции жило
всего по 70. тысяч человек, преврати-
лись в крупнейшие индустриальные
центры; в каждом из них живут
сотни тысяч. советских людей.
Небольшой‘ городок при железодела-
тельном заводе Демидова, каким был
раньше Нижний Тагил; стал  значи-
тельным промышленным городом. В
чертё новой застройки старый город
выглядит сейчас небольшим районом.
	Мы вправе гордиться достижения-
МИ советского градостроительства.
Передовые методы планировки наших
	городов во

гом опередили зару-
	бежную архитектурную практику. В
наших генеральных планах воплоше-
на идея сталинской заботы о челове-
ке, предусмотрены условия гармонич-
ного развития городов.

Показательным примером является
утвержденный недавно Советом Ми:
нистров РСФСР генеральный план
Челябинска. Как известно, Челябинск
представляет собой сложный город-
ской организм, разбросанный на ог-
ромной территории. Отдельные посел-
ки. жилые и промышленные районы
плохо связаны между собой. Новый
генеральный плано предусматривает
создание единого города со стройной
системой основных улиц и магистра-
лей, создание архитектурно оформ-
ленного центра, которого город в на-
стоящее время лишен,
		Больщое внимание уделяется ре-
конструкции и благоустройству дру-
гих крупнейших городов Урала и
Сибири. Разрабатываются и отчасти
уже составлены генеральные планы
	Магнитогорска, Орска, кемерово,
Ленинска-Кузненкого, Сталинска,
Анжеро-Судженска, Прокопьевска,
	Новосибирска и др. ВБ каждом из этих
городов предусматриваются  значи-
тельные изменения, направленные к
	оздоровлению жилых районов, уси-
лению их благоустройства и инже-
нерного оснащения.

” Забота о советском человеке вид-
на и в новых жилых зданиях, возве-
денных в городах и поселках восточ-
ных районов нашей страны. В таеж-
ном поселке Полуночном, Свердлов-
ской области, построены здания жи-
лых домов, детских яслей и поселко-
вого совета, в которых ярко прояви-
лось стремление создать все условия
для удобной жизни трудящихся, про-
живающих далеко от культурных
центров Урала. Главный архитектор
т. Всеволожский приложил немало
стараний, чтобы новый промышлен-
ный поселок выглядел красивым и
жизнерадостным.

То же можно видеть во вновь по-
строенном поселке на Больничной
горе в г. Чусовом, Молотовской об-
ласти. Архитекторы и строители со-
здали прекрасный поселок, являю-
щийся, несомненно, одним из дости-
жений строительства последних лет;
каждая деталь двухэтажных жилых.
домов выполнена тщательно, с лю-
бовью. Вдоль улиц жилые дома обне-
сены металлическим капитальным ог-
раждением, дороги и тротуары заас-
фальтированы, внутриквартальные
пространства благоустроены и озеле-
нены.

К числу хорошо благоустроенных
поселков можно отнести технический
поселок Тагильского металлургиче-
ского завода, который по своему бла-
гоустройству и бытовым удобетвам
превосходит центральные районы го-
рода.

Немало хороших образцов реконст-
рукции мы видим в старых городах
Урала и Сибири. В. Новосибирске
главная магистраль—Красный  про-
спект-—застраивается новыми жилы-
ми и общественными зданиями, в Че-
лябинске производятся большие рабо-
ты по архичектурной реконструкции
центральных улиц. Проезжая по
вновь застраиваемой главной магист-
рали Нижнего Тагила — улице
Ленина, видишь, как на месте вет-
хих, деревянных лачуг демидовских
времен возникают трехэтажные ка-
менные здания, коренным образом из-
меняющие облик города.

Большое внимание ‘уделяют за
последнее  врёмя промышленные
предприятия и Светы депутатов
трудящихся вопросам благоустройст-
ва, Влоль улиц, бульваров и скверов
возводятся капитальные ограды, про-
водится большое парковое  строи-
тельство и т. п. Только за 11 меся-
цев прошлого года в пяти городах
Кемеровской области было установ-
лено до 50 километров металличе-
ских капитальных бульварных и
уличных ограждений. Вновь созданы
прекрасные парки в Челябинске,
Свердловске, Молотове; Сталинске и
других городах.

Но, наряду с этими положительны-
ми явлениями в архитектурно-строи-
тельной практике Урала и Сибири
имеется еще много серьезных недо-
статков. В одном и том же городе, на
одной и той же улице рядом с высо-
кокачественными, хорошей  архитек-
туры домами можно увидеть и без-
образные постройки. Еще много слу-
чаев неправильной планировки квар-
талов, отсутствия в них благоустрой-
	ТАШКЕНТ. (Наш корр.). Здес>
состоялея третий с’езд Союза совет:
ских архитекторов Узбекистана. В
работе с’езда приняли участие пред-
ставители архитектурной обществен-
ности Москвы и республик Средней
Азии. Сезд открыл академик А. Шу-
сев. С докладом «Творческие вопро-
сы советской архитектуры зв новой
пятилетке» выступил начальник Уп-
равления по делам архитектуры при
Совете Министров УзССР, член-кор-
респондент Академии архитектуры
СССР ФР, Джахангиров.

Осветив достижения республики в
области градостроительства, доклад-
чик указал, что в пятилетнем плане
	их ПРЕМИЙ
	С. Н. Голозккна
Балерина
	лья, предоставляющим наибольшие
удобства трудящимся, — является
квартира, заселяемая одной семьей,

Поэтому основным типом квартиры
в капитальных зданиях в годы новой
сталинской пятилетки должны быть
малометражные двухкомнатные и од.
нокомнатные квартиры. Каждый квад-
ратный метр такой квартиры должен
быть рационально использован.

В малометражной квартире необхо-
дима неболышая, но хорошая по пла-
нирозке кухня, которую можно ис-
	пользовать одновременно как и столо.
вую. В однокомнатной квартире обя-
зательно следует выделить обособ-
ленный спальный альков. Каждая
квартира должна иметь встроенные
шкафы, небольшие, но удобные при:
хожие с кладовыми. Только таким
путем мы сможем правильно решить
жилищную проблему в’ городах Ура-
ла и Сабири.
	Жилые дома являются важнейшим
	об’ектом архитектурного творчества.
	Главное внимание должно быть на*
эвлено Ha планировку квартиры,
	па планер ю у meeps epies
обеспечивающей удобный быт трудя-
		Что касается наружной  архитекту:-
‚ та ОНа полжна быть простой,
	ры, то она должна оыть промо“,
скромной, вытекающей из внутрен»
него содержания жилого дома и его
роли в городе и рабочем поселке.
Между тем, некоторые архитекторы,
не уделяя должного внимания
внутренней планировке, в то же вре-
мя перегружают фасад здания разны-
ми вычурными декоративными укра-
шениями.
	Увлечение украшениями стен ‚ино
	гда принимает недопустимые размеры+
В Магнитогорске, например, в о0д-=
ном из домов 13-го квартала сделаны
балконы с обычной выносной плитой
на кронштейнах в’ первом этаже. Это
было сделано в угоду формально
компознционному решению фасада,
На плоскости стен фасадов домов в
Стерлитамаке (автор—архитектор Хо.
мутов) не оставлено ни одного жи“
вого места, не заполненного всевоз-
можными лепными украшениями. Не-
редки случаи, когда на скучную ко-
робку здания налеплены громоздкие
и дорогостоящие колонны и другие
архитектурные элементы, совершенно
не свойственные жилому дому. Яр-
кий образец такого жилого дома
можно вилеть в г. Орске, в поселке
нефтяников, построенном в прошлом
году. Здесь по углам зданий приста-
влены разной высоты колоннады,
затемняющие окна, удорожающие
строительство и абсолютно ненуж-
ные в эксплоатации. ,
	Такое «украшение» жилых домов
	дорого обходится государству и пор-
тит архитектурный облик города. -
	Архитекторы, строящие жилые до-
° иногда вводят в свои проекты
	ма, иногда ВВОАЯ: B CSUR ERPUCA TES
много ненужного и нерационального.
Свердловским архитекторам хорошо
известно, что на Урале зимой бывает
много снега, а весной и осенью вы:
падают частые дожди. Так почему же,
проектируя дома для Нижнего Таги-
ла и Свердловска, архитекторы на
крышах зданий применяют для укра-
шения сплошные, ‘чередующиеся ©
балясниками парапеты? Ведь каждо-
му понятно, что паранеты будут за-
держивать снег. Происходит это по-
тому, что авторы проектов ‘оторваны
от реального строительства и нахо-
дятся в плену у абстрактных, графи-
ческих понятий об архитектуре. °
	Борьба за высокое качество жилых
мов и гражданских зданий —
	домов и pam Aan AMA эдапии -=
важнейшая задача, стоящая перед ар-
хитекторами и строителями.
	Нельзя допускать, чтобы миллиар-
	ды рублей, вкладываемые советским
	государством ежегодно в застройку
городов, преврашались в жилые дома
с допотопным оборудованием, неудоб-
ные в эксплоатации, неуютные и
внешне некрасивые,
	К сожалению, приходится признать,
что архитектурные комиссии, утверж-
дающие проекты для строительства, и
инспекции государственного архитеёк-
турно-строительного конироля еще
не. являются настоящим государст-
венными контролерами, борющимися
за качество строительства. Нередки
случаи, когда архитектурные комис-
сии утверждают  недоброкачествен-
ные проекты. Достаточно сослаться
	на то, что в начале этого года Упра-
вление по делам архитектуры при
Совете Министров РСФСР было вы-
нуждено забраковать, как низкокаче-
ственные и технически неграмотные,
78 из 300 проектов, утвержденных
местными архитектурными комиссия-
ми.
	Закончившееся нелавно в Челябин-
	ного строительства и благоустрой-
ства, несомненно, окажет большое
влияние на дальнейшее развитие ар-
хитектуры городов Урала и Сибири.
Главная и основная задача, стоящая
перед зодчими восточных районов
страны, это борьба за резкое повы-
шение качества жилых и обществен-
ных зданий, за внедрение индустри-
альных методов в практику массового
строительства. Все достижения нау-
ки и техники должны быть поставле-
ны ‘на службу советскому градострои-
тельству.
ва С. КОЛЕСНИКОВ.
	Союза архитекторов выступил т. Ба-
баханов.

Выступившие в прениях архитек-
торы тт. Полупанов; Бабиевский,
Павлов, Булатов и другие подвергли
критике работу празления союза за
недостаточное внимание к волоосам
	иденно-политического воспитанная
членов союза. подготовки Kakpoe
	архитекторов из местных национае 5”
ностей и др.
	5 заключение с речью © задачах
советоких архитекторов  BNCTYIN
академик А. Щусев.
	< болышим под’емом делегаты
с’езда приняли приветствие товарищу
Сталину.
	wl. Д, Приеде-Берзиь
Артистка
	городов Урала и Сиб
	ства. Архитекторы зачастую не 7*#-
тывают жизненных запросов  трудя-
щихся. Поэтому одной из главных за-
дач в массовом жилищном строитель-
стве является борьба за высокое ка-
чество застройки кварталов и улиц,
за правильное размещение жилых до-
мов в городах и рабочих поселках, за
полное благоустройство, озеленение
и инженерное оборудование.
	Орск. который стройтся уже 15 лет,
до сих пор в планировочном отноше-
нии представляет собой ряд обособ-
ленных, неё связанных между собой
поселков, что мешает должным обра-
зом благоустроить город. То же по-
ложение мы видим в Черниковске,
Необходимо решительно бороться с
подобной практикой — размещения
	жилья в городе, не допускать мела-
	нического создания жилых образова-
ний, основанных только на стремле-
нии приблизить жилье к предприяти-
aM.
	Невольное чувство досады исны-
тываешь, знакомясь с жилым райо-
ном Уралмаша в Свердловске. Этот
болыгой район представляет собой
законченный городской организм с
обширной сетью магазинов, кино и
другими общественными и админист-
ративными зданиями. Между тем
этот район оставляет впечатление не-
уютного и необжитого гигантского
поселка. Здесь все улицы однообраз-
ны, нет главной магистрали, оформ-
ленной центральной площади, на ко-
торой были бы расположены круп-
нейшие общественные сооружения.
	Иримеры поселкового строительст-
ва в крупных жилых городских рай-
онах можно видеть также в Нижнем
Тагиле и в ряде других городов. Ар-
хитекторы, проектировавшие эти жи-
лые массивы, несомненно, подходили
к своей задаче с позиций формально-
графической композиции. На бумаге
получалось эффектно: в проекте жи-
лого квартала были графически хоро-
шо размешены жилые дома и озеле-
нены внутриквартальные  простран-
ства. В действительности же полу-
чается совершенно но-другому. Ар-
хитектор, например, проектирует
сплошное озеленение внутри кварта-
ла, а в натуре мы видим нагроможде-
ние всевозможных «самодеятельных»
клетушек и сараев, которые хорошо
видны с улицы через громадные раз-
рывы между жилыми домами, редко
расставленными по периметру кварта-
ла. Жизнь так «поправляет» архитек-
тора потому, что он не учел в своем
проекте жизненных запросов`и требо-
ваний населения, а исходил из отвле-
ченных графических построений. Хо-
тят ли этого наши архитекторы или
не хотят, но пока не будут преду-
смотрены все необходимые для быта
хозяйственные постройки в жилом
квартале, появятся сараи для дров,
хлевы для домашнего скота и т. д. С
этим нельзя не’ считаться,
	Вглядываясь в некоторые жилые
районы, видишь перед собой не сло-
жившийся архитектурный организм, а
расставленные по периметру квартала
кубики домов с огромными разрывами
между ними. Через эти разрывы, как
через решето, виден вглубину не
только весь квартал, но иногда и весь
жилой район. Это об’ясняется нере-
альностью применяемых . норм плот-
ности застройки в селитебной зоне.
Можно смело сказать, что в новых
жилых районах Свердловска, Нижне-
го Тагила за счет уплотнения суще-
ствующей застройки кварталов воз-
можно увеличить жилой фонд на
20—25 процентов, и это только улуч-
шит архитектурный облик этих рай-
онов, так как исчезнут огромные
внутриквартальные пустыри, не гово-
ря уже о том, что их легче будет
благоустроить.
	Без благоустройства, озеленения и
хороших дорог не может быть раз-
решена задача создания удобного
жилья для трудящихся, хотя бы ар-
хитектор и построил красивые и уют-
ные дома.
	B постановлении правительства о
восстановлении крупнейших русских
городов, пострадавших во время Ве-
ликой Отечественной войны, было
категорически указано на обязатель-
ность осуществления одновременно со
строительством замощения ‘дорог, озе-
ленения ‘улиц и внутриквартальных
	территорий с устройством надвор-
ных построек, заборов, оград. Эти
требования целиком должны быть
	пред’явлены и к городам Урала и Си-
бири, где создание населению быто-
вых удобств имеет исключительно
важное значение для закрепления
рабочих и инженерно-технического
персонала на промышленных пред-
приятиях.
	Наряду © внешним  благоустрой-
ством жилых кварталов, поселков и
целых районов, решающее значение
имеют удобство квартиры, ее плани-
ровка и внутреннее оборудование.
	Капитальные двух- и многоэтажные
здания строятся в большинстве своем
с квартирами в 3-4 комнаты, что при-
водит к покомнатному их заселению.
Эти коммунальные квартиры выгля-
RAT, как правило, бесхозяйственно.
быт живущих в них не организован.

Наиболее прогрессивным типом жи-
	СЕЗД АРХИТЕНТОРОВ УЗБЕКИСТАНА
	К. М. Симонов
Драматург
	восстановления и развития народного
хозяйства Узбекской ССР  прелу-
смотрено большое строительство жи:
лых домов (около миллисна квад-
ратных метров). Предстоит перейти
на строительство в колхозах кирпич-
ных домов. Велика роль архитекто-
ров. Узбекистана в рековеструхини
городов республики: Ташкента, Са:
марканда, Ферганы, Бухары, Хивы н
др. Крупнейший город советского Во-
стока—Ташкент в ближайшие голы
	ENG RSA 5 Чаше годы
изменит <вой облик. Начитается
строительство Дома правительства.
	Театральной площади, проспекта Нз.
вон, Театра им. Хамза, вокзала.
С отчетным докладом о работе
	Амнранашзили
Артист
	11-ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ М. ГОРЬКОГО
	орький и современность
	полняет время своей работой и 0со-
знает весь мир как свое хозяйство»,

Исходя из этого, Горький очень
последовательно утверждал, что иде-
альными героями советского драма-
тургического творчества являются
такие люди, как Ленин и Сталин.

Это утверждение Горького позво-
ляет нам лучше понять сущность по-
ложительного героя нашего времени
и нашей советской драматургии, ге-
роя, которого советская драматургия
правдиво изобразила в таких пьесах,
как «Шторм», «Любовь Яровая»,
«Бронепоезд», «Русские люди»:
Главного героя этих. пьес — передо-
вого советского человека-——характе-
ризует не то, что он являет собой
какое-то абстрактное совершенство.
Нет, он живет, он борется, он. рас-
тет, поэтому у него могут быть не-
достатки, но его сущность закаю-
чается в том, что он относится к
жизни творчески, что он жтремится
создать ‹совершенное человеческое
общество:

Яркой чертой героя нашего. времети
является простота его характера. Так
думает Горький. Но эта простота —
не элементарность и не простова-
тость. Горький  противопоставляет
противоречивости человека старого
мира страстную  целеустремленность
нового характера.  Противоречивость,
которую мы называли сложностью
характера, мешала человеку быть’ по-
настоящему творчески деятельным,
Припомним лермонтовских героев —
Печорина и Арбенина, — потенциаль-
но деятельных, а по существу пассив-
ных, и станет понятным смысл этого
горьковского утверждения.

Горький неоднократно ‘говорил о
том, что искусство должно быть вы-
ше жизни. Суть этого  заклю-
чается не в приукрашивании жизни,
а в отборе того лучшего, что име-
ет будущее. Эти качества худож-
ника позволяют ему, отталкиваясь от
конкретных явлений, подниматься до
высот больших философских 0боб-
шений, они раскрывают его  способ-
	ность мечтать в ленинском есмыесле
этого’ слова,

Из этого стремления видеть буду-
щее в его сегодняшних ростках и вы-
текает горьковский романтизм. Ов
связан < творческим отношением к
жизни, со знанием тех сил, которые
велут нашу страну к прекрасному бу-
дущему. И этот горьковекий роман-
тизм родственен тому, что мы называ-
ем социалистическим реализмом,

Прочитайте роман Фадеева, поемо-
трите его инсценировки в театрах, и
вы поймете, что фадеевская  моло-
дежь — это мыслители, это носите-
ли страстной, творческой, организу-
ющей мысли. В этом отношении Фаде-
ев продолжает горьковскую тради-
цию, И театры, которые в спектакле
подчеркивают внешнюю фабульвую
линию фадеевского романа, стремясь
сделать его «занимательным», созда-
ют чуждый духу романа Фадеева
спектакль, нарушают в этом произве-
дении замечательные  горьковские
традиции.

Когда-то было очень широко рас-
пространено убеждение, что горьков-
ские пьесы не сценичны, что они на-
рушают все обычные театральные
каноны, в частности каноны театра-
льной занимательности. Такого рол:
суждения мы могли встретить даже в
тех театрах, для которых потом по-
становка горьковских ньес стала -це-
лой эпохой в их истории (например,
в Вахтенговском театре). В то время,
когла господствовало мнение 0 He-
сценичности горьковских пьес, мы
радовались каждой новой постановке
горьковской пьесы, пробивавшей
брешь в установившихся суждениях
© несценичности Горького.

Но теперь, когда наши театры об-
ладают большим опытом постановок
горьковских пьес, а наше горькове-
дение имеет немало работ, посвящен-
ных как всей драматургии Горького,
так и его отдельным пьесам, мы име-
ем право пред’явить самые высокие
требования к горьковским спектак-
лям и не делать уже никаких скидок.

С точки зрения этих повысившихся
требований, мы не можем быть ввоз}
не удовлетворены сценической трак-
товкой «Мещшан» в постановке А. Ди-
кого., Это об’ясняется отчасти тем
что режиссер стремился «подправить»
Горького, сделать пьесу сценически
более выразительной. Он  насытил
действие своеобразными аттракциона.
ми, острыми, сатирическими, гротес-
ковыми, но эти поиски остроты шли
во вред единству произведения. Кро-
ме Того, постановщик, сатирически
Рразоблачая мещанство, мало внимания
уделил тем «росткам» будущего, ко-
торые, несомненно, есть в образе Ни-
ла.

Во многих новых постановках идеи
горьковокой ‘драматургии получили
	яркое образное выражение. «Старик»
	в Камерном театре, «Васса елезно-
ва» в Ярославле, «Егор Булычев» в
Симферополе, «Дачники» в Горьком
— все это спектакли, которые от-
крывают нам всю глубину философ-
ского содержания горьковских пьес.

Характерно, что широкое распро-
странение получили пьесы Горького
в Прибалтике. Зрители Прибалтики
особенно остро воспринимают такие
пьесы Горького, как «Враги» и «По-
следние», Для них это не палекая
история, а вчерашний день. В работе
	над  горьковской лраматургией 8
театрах Прибалтики выдвинулись
такие замечательные режиссеры ин
	актеры, как Смильгие, Даугуветис,
Филипсон Артур, Дзенис, Глеков
и др. Постановка «Врагов» в Виль-
нюсе по достоинству отмечена Ста-
линской премией, как значительный
творческий успех Tearpa-

Сейчас, когда все советские тедт-
ры охвачены стремлением создать
высокоидейные и высокохудожест-
венные пьесы и спектакли, чтобы до-
стойно ответить на требования нашей
партии, они имеют в лице великого
Горького незаменимого учителя и
помошника.
	М. ГРИГОРЬЕВ.

на. В исполнении Якута этот мотив
дан как мысль, в которую Богомолов
только проникает, которой ему еше
предстоит помучиться и поволно-
ваться. Сильнее этот мотив прозвучал
на следующем концерте, где мы ви-
дели тех же актеров.

На этот раз аудитория собралась не
для простого  времяпрепровождения.
Это были московские комсомольцы ы—
полторы тысячи юношей и девушек,
пришедшие на лекцию о ‘Горьком.
После лекции были показаны сцены
из нескольких горьковских пьес. На-
ибольший успех выпал на долю «Бо-
гомолова», прй равном, в общем,
уровне мастерства: участников KOH-
церта. Решили здесь тема и ее осве-
щение.

Актеры чувствовали себя ответст-
веннее, чем когда-либо, ничего не
могло ‘укрыться—малейшая‘ вялость,
или неясность, или расчет на эффект
были бы отвергнуты этой ` моло-
дежью. СА

Публика никогяя не видела и не
читала этой пьесы, известной, в коице
концов, ограниченному кругу лите-
ратуроведов, не ‘получила ^ никакого
уведомления о ней во вступительном
слове, не знала, следовательно, что
против Богомолова выступают его хо-
зяева Букеев, Ладыгин, Жан, кото-
рые пытаются отбить у него жену;
что Ладыгин уже успел схватить ее
в свои грязные руки. Всего этого пуб-
лика не знала. Но‘актер сумел доне-
сти облик Богомолова, в котором он
подчеркнул › артистичность, скром-
ность, любовь к мысли, внутренний
оптимизм, эдоровую веру в жизнь че-
ловека.

Вот эта вера в человека сильно
поднята была в этом концерте не без
влияния зрительного зала, который,
можно сказать, направлял актеров в
сторону того, что было ему ‘интерес-
но, дорого и важно. Ему было доро-
го, что у Богомолова хватает самооб-
ладания не унизить, не опорочить
Ольгу, чтобы, так сказать, не по-
пасться в подетавленную его врага-
ми ловушку: отказаться от человека,
от того, что человек, — это звучит
гордо.

В течение всей’ пьесы Богомолов
утверждал, что женщина есть самое
прекрасное явление на земле, вопре-
ки мнению на этот счет его врагов,
которые пытались доказать ему его
заблуждение на примере его собствен-
ной жены. Они хотели его посрамить,
но сами оказалнсь посрамленными.
И вот сейчас, в эту трудную для
него минуту, в пику им всем, глядя
в глаза женщине, которая ему изме-
_нила, несмотря на измену, вопреки
измене, он говорит:

«На всю жизнь женщина -— TH,
останешься для-меня владычицей ми-
ра... Тебягради возникло на земле все
прекрасное, от тебя вся поэзия жиз-
ни... Если на земле возможно счастье,
оно настанет тогда, когда мы поймем
величие женщины».

Якут — Богомолов произносит эти
слова с каким-то осознанным, с про-
думанным, если так можно сказать,
чувством: Он говорит без всякого
жеста и с глубоким убеждением, за
которое он только что пострадал, но
от которого нисколько не отказался,
и его волнение вызывает ответное
волнение зрительного зала,

И когда в финале сцены . насту-
пает примирение, которое—и это по-
нятно каждому—требует в дальней-
шем, за пределами пьесы, со сторо-
ны героев своего углубления, ауди-
тория продолжительно приветствует
Якута и Орданскую за то, что они
познакомили их с новыми горьковски-
ми героями — Богомоловым и Оль-
rou.
	fm. А. Родионова
	Артистка
		Ночти полвека прошло со времени
первого представления первой горь-
ковской пьесы. Но Горький для нас
— He история, а наша COBpeMeH-
ность, до сих пор творческие идеи
всей его драматургии остаются CO-
звучными нашей эпохе...

Что же лает нам право считать
Горького нашим современником, име-
	ющим непосредственное отвошевие
к настоящему и будущему советского
театра?
	Елце в ранних рецензиях о театре,
помещенных в «Самарской газете» и
«Нижегородском листке», Горький
писал: о том, что текст невысокого
качества неизбежно вызывает ны
жение актера к пьесе и халтурн
отношение к своему делу, а.
ет на отсебятины и побуждает его
пользоваться старыми штампами,

Высоко оценивая значение репер-
туара лля театра, Горький уже в нё-
ше время, в статье «O пьесах»
(1932 г.), утверждал, что наша эпоха
зоздает все предпосылки для разви-
тия высокого драматического искус-
ства. В нашей стране осуществляется
мечта Маркса, выраженная в извест-.
ном его афоризме: «Философы лишь
различным образом об’ясняли мир, но
дело заключается в том, чтобы изме-
нить его». Именно потому, что в на-
шей стране не только созданы пред-
посылки‘для изменения мира, но и на
	самом деле осуществляется  строи-
тельство новых форм жизни, ради-
кально отличающихся от стагых,
	именно поэтому наша эпоха является
в высшей о степени  драматичной.
Жизнь, для которой характерно дей-
ственное, активное отношение к ми-
ру, порождает высокое драматичес-
кое искусство.

Только в нашей стране’ глубочай-
ee познание действительности свя-
зано с подлинным жизненным  твор-
чеством. «Рабочий класс, идущий.
ныне к власти над миром, — говорил
Горький, —-является родоначальникем
нового человечества и совершенно
нового отношения к миру, — он на-
		ытание сценой
	выдаст в себе то «неразумное», то
«мелкое», которое он только что так
высокопарно бичевал. Сам автор,
кажется, с волнением следил, чем
кончится этот вызванный им спор.
Он не увел Богомолова за кулисы,
чтобы не дать ему возможности «оп-
равиться» и затем, как ни в чем ни
бывало, произносить свои возвышен-
ные монологи. Нет, он вывел его на
сцену и подвергнул публичному ис-
пытанию, и, действительно, тысячи
глаз следят за каждым движением,
кажлой интонацией Богомолова.
	Отладим должное актеру. Привыч-
нее было бы выпустить на волю это-
го заскребшего в нем зверя. В этом
случае Ольга  торжествовала бы
победу, выиграв спор © разумном
и неразумном. А ему — актеру-граж-
данину важно было, чтоб победил
Богомолов, ибо смысл всей сцены он
видит в том, что спор  пооигрывает
Ольга и что чем далыше развивается
сцена, тем сильнее и выше сгановит-
ся Богомолов, тем слабее и безгпо-
мошнее Ольга.
	При чтении пьесы может показать-
ся, что измена Ольги не слишком тро-
гает Богомолова, что он до такой
степени «мозгляк» и «головастик»,
что заменяет область чувств умозри-
тельной сферой, а там ему ничего не
стоит разрешать любые  противоре-
чия, благо они не затрагивают ero
сердца.

Якут не соглашается с таким по-
ниманием и ищет поддержки у Горь-
кого. В пьесе Богомолов сначала за-
являет «нет. Не верю...», то-есть не
верит тому, что сказала Ольга; затем
он говорит, что «наверное-—не здесь...
Ну-с кем же здесь?», то-есть здесь
некем было Ольге увлечься. Затем
Богомолов, как указывает ремарка,
«холит опустя голову», затем он
молчит, и это молчание ^ двукратно
прерывает Ольга: «что ты мол-
чишь?» Наконен, Богомолов «тихо»,
согласно. ремарке, произносит: «что
же я скажу тебе, друг мой, что?»
Каждый из этих моментов для акте-
ра-— ступень, позволяющая Богомоло-
	ву и почувствовать удар, получен-
ный им, и стараться справиться с
ним, а сила этого удара не обяза-
	тельно измеряется силой его внешне-
го выражения:
	Богомолов Якута ходит по сцене и
вдруг как-то растерянно улыбается
от мысли, как ему быть: гневно за-
кричать или беспомонно заплакать,
наброситься на жену или жалко пе-
ред ней склониться?! Он горько ус-
мехается потому, что все эти «есте-
ственные», вечные, «сами, собой разу-
меющиеся» реакции словно стоят пе-
ред ним и ждут, когда их привычно
позовут. Ему это смешно, хотя ему
вовсе не до смеха. Он не хочет под-
даваться этим реакциям, этой тради-
ции, он словно мобилизует здесь весь
свой разум — он столько на него по-
лагался, пусть же он поможет. ему.
И вот проходит немного времени, и
мы видим растерянное лицо Ольги,
которая, так сказать, шла навстречу
этим «реакциям», ждала этих реак-
ций и сейчас, недоумевая, чуть не
со слезами, и «в отчаянии», как ука-
зывает ремарка, кричит: «Боже мой,
я ничего не понимаю!».
	Но чем меньше она понимает, тем
больше понимает он, как бы находя
себе поддержку в ее непонимании,
как бы видя в этом непонимании рас-
терянное лицо самой «традиции». Он
пересиливает в себе «неразумное»,
стремясь к разумному, отталкиваясь
от «мелкого», обращается «от себя»
навстречу к «миру». Глубоко осмы-
сливая каждое слово, Якут обраща-
ется к Ольге. Он говорит, что быть
красивой женщиной—это иногда боль-
	ное несчастье, Красота-—это сокро-
	Ш, М. Мшвелидзе
Композитор
	Н. Н.  Сильвестрова
Артистка
	вище, к которому «отовсюду... тянут-
ся завистливые, жадные и часто
грязные руки». Он сочувственно, пе-
чально, сострадая, глядит на Ольгу,
говоря: «как легко потерять себя в
этой ядовитой атмосфере вожделе-
ний». Дом, в котором они временно
живут и куда Богомолов приглашен
как инженер-мелиоратор, — усадьба
богатого купца, Обитатели его ничего
не делают. «Атмосфера вожделе-
ний» этого паразитического мира, за-
вистливые, грязные руки — вот при-
чина несчастья, вот кто виновник го-
ря, кто-враг. Якут говорит об этом
скорбно, со скорбной досадой, с жа-
лящей, со злой досадой, что мир, с
которым Богомолов ведет, увы, да-
леко не отвлеченный спор о творче-
стве, уже успел отомстить ему, по-
казать свою силу, свой перевес сил, и
жертвой стали и он, Богомолов, и
она, Ольга. Он как бы видит этот
мир и хочет, чтобы она сама это по-
няла, Когда он говорит, что был не-
внимателен к ней, то-здесь есть так-
же признание своей вины, того, что
он не уберег ее от жадных и грязных
рук этого мира, старого мира. Это и
беда Богомоловых. и вина их обоих.
	Якут при этом словно имеет в виду
не только время, в которое Богомо-
лов действует, он как бы хочет ска-
зать, что рука старого мира тянется
в будущее, чтобы и здесь найти себе
	жертву. И это воспринималось в зата-
енной тишине зрительного зала.
	А Ольга не сразу сдалась, не сразу
способна была понять позицию Бого-
молова, она склонна была видеть
здесь исключительно  умозритель-
ность и рассудочность, в которой Бо-
гомолов спасается от жизни. Поэтому
она возмущена. И Ольга требует, на-
стаивает, кричит: «Обвини!», «Оскор-
би!». Еще немного, и кажется, что
она скажет «прибей!», и не говорит
этого, вероятно, потому, что он сам
перехватывает ее мысль, спрашивая,
«неужели все-таки надо прибить?».
Этот крик «Оскорби!»—не просто же-
лание ‘увидеть проявление чувства
хоть какого-нибудь, пусть самого
примитивного, дикого, грубого. Есть
здесь у Орданской, как ответ Якуту,
нечто другое, какой-то страх и не-
вольное уважение к той правде, ко-
торую он здесь отстаивает.
	И вот вначале у нее—злость, затем
насмелика, наконец, взрыв, вызванный
внутренней паникой перед этой оза-
дачившей и подавляющей ее нравст-
венной силой. Наконец, она всхли-
пывает и сквозь слезы говорит: «Я
чувствую, что тебе жалко меня... О,
госполи!».
	О, господи! Она думала его уви-
деть жалким, а сама оказалась перед
ним жалкой. Становится  оправдан-
ным то, что кажется неясным на пер-
вый взгляд в пьесе,—то, что Богомо-
лов утешает Ольгу, Ведь он постра-
дал и нуждается в оутешеняи, но
Якут подчеркивает, что Ольга тоже
пострадала, и Богомолов добивается
того, чтоб она была сильнее, и к фи-
налу Ольга кажется более  спокой-
ной и выросщей. Но с Богомолова
Якут не снимает вины и выражает
это ‘не только в отсутствии какого-
бы то. ни было самодовольства по по-
воду его победы, — дескать, плачет
	Ольга, а не он. Сам он задумался
нал своей ролью в происшед-
шей драме. И он виноват и дол-
	жен притти к пониманию собственной
ущербности, той умозрительности и
оторванности от жизни, которая при-
водит к такой иронии, к таким чув-
ствительным противоречиям. И он
наказан за отвлеченность, абстрак-
цию и книжность. Он получил преду
преждение не только со стороны
Ольги, но и со стороны самой жизни,
частью которой является эта женщи-
		Д. Я. Андгуладзе
Артист
	Незаконченная пьеса М. Горького
«Яков Богомолов» волнует вообра»
жение. актеров. Но можно ли ее
сыграть? И привлечет ли она внима
ние зрителя? В. Якут и Л. Ордан-
ская — актеры Театра им, Ермоловой
— решили показать отрывок из пье-
сы. Они выбрали самую «рискован-
ную> и <коварную» сцену, ту, в ко-
торой Ольга сообщает Богомолову,
что изменила ему. Сначала сцена пе-
редавалась по радио, и внимание
слущателей, судя по многочисленным
письмам, поошрило актеров на вы-
ступление перед публикой в открытом
концерте. Мы пришли на этот кон-
перт, откровенно говоря, не уверен-
ные в успехе молодых актеров. Они
выступали в сборной, развлекатель-
вой программе воскресного концерта
между номером циркового жонгле-
ра и исполнительницей цыганских
песен. ,
	Якут и Орданская вышли на сцену
после репризы конферансье, который
оповестил о супружеских отношени-
ях Богомолова‘и Ольги в таком то-
не, что в зале возникло оживленное
и легкомысленное ожидание водеви-
ля. Но после первых реплик, когда
Ольга, внутренне мятущаяся, но BHe-
шне старающаяся быть спокойной и
почти небрежной, сказала Богомо-
лову, что изменила ему; — недоумен-
ные улыбки исчезли, и наступила глу*
бокая тишина. Глаза обратились к
Богомолову — было еще недоверие
к серьезности сцены. Ho то, как
Якут слушал Ольгу, заставило пуб-
лику замереть, и в образовавшейся
паузе мы подумали, что не только
от актеров, но и от публики мы полу-
чим некоторое пояснение интересую-
шей нас пьесы,
	Богомолов усмехнулся, почти рас-
смеялся от недоверия, но губы его
побелелий. Он проглотил воздух и
снова усмехнулся, еще более блед-
ный, сказав Ольге, что она, конечно,
шутит. И Ольга ответила твердо —
здесь хотелось бы еще видеть 030р-
ной, горьковский озорной вызов, —
что нет, не шутит. Тишина стала
глубже и в дальнейшем как бы все
больше углублялась.
	И казалось, что каждый CMOTDHT
на эту сцену теми глазами, какими
за тысячи лет до него люди привык-
ли смотреть в книгу, в жизнь, на сце-
ну, ожидая увидеть еще одну вариа-
цию ревности, «чудовища с зелены-
ми глазами», чудовища, которое сей-
час выползет и покажет свои когти.
‚Мы представили себе, что актер, бо-
лее внимательный к «традиции» н
менее внимательный к Горькому, не
удержался бы, чтобы хотя бы в лан-
_томиме отдать пламенный долг этой
«великой». традиции. Следует оце-
нить мужество Якута, который вы.
держал этот натиск и не едвичулся
буквально ни на шаг, верный. своему
толкованию роли. Какое же это тол-
кование, которое мы выводим из его
игры?

Между Ольгой и Богомоловым еще
до того, как она делает свое призна-
ние, происходит следующий разго-
вор:

«Ольга. Люди — неразумны.

Богомолов. О, это неправда!

Ольга. Ты слеп, люди неразумны,

Богомолов. Это так кажется. no-
	TOMY Что разум каждого обращен
Ha самого себя и мелкое, а не — в
мир и на великое его...»:
	Все, что идет за этим, есть как бы
проверка этого спора, этого теоре-
тического спора, и об’ектом проверки
являются сами спорящие. Сталкива-
ются два тезиса: «люди неразумны»,
«нет, люли разумны», и один сопер-
ник избирает другого в качестве жи-
вого опровержения его тезиса. Вот,
дескать, сам Богомолов обнаружит,
	В. П. Соловьев-Седой
Композитор
		С. С. Кобуладзе
Художник