фигура женщины, В этом эскизе ра-
дует мастерство художника, удачно
найденная красочная гамма хорошо
передает настроение момента и ощу»
щение туманного Лондона.

Интересны и изобразительны запо-
минающиеся эскизы: «Скончался г-н
Пик», «Мое преступление», «Вы это-
го не забудете».

Большие споры вызывает Акимов-
портретист. Наряду с живыми, соч-
ными и острыми характерами, изобра-
женными в портретах Акимова, —
критика Симона Дрейдена, профессо-
ра Хайкина, драматурга Любашев-
ского, народного артиста Черкасова
—существует холодное, подчас злое,
а то и прозаичное отношение к чело-
	веческой личности. Вспоминаешь
этих людей, мысленно пытаешься
проверить, такие ли они? И тут же

Ва а а
	возникает протест. Нет! Они другие.
Портреты—искажение их внутреннего
мира.

Портретная галлерея — одна из ©ах
мых дискуссионных на выставке.

Нельзя обойти молчанием эскизы к
афишам. Многие из них играют роли
девизов к постановкам, давая как бы
ключ к пониманию идеи и замысла
спектакля в целом.

Интересным графиком предстает
Акимов в иллюстрациях к Анри пе-
Ренье и Вольтеру. Особенно интерес-
ны последние иллюстрации к «Кан-
диду», которые по-настоящему проч
никнуты остротой вольтеровской иро*
наи и сарказма.

Покидая выставку, мы невольно mys
маем: какая яркая театральность жи-
вет в Акимове! Она — в цвете, сме-
лых композициях, она—в открытиях
новых сценических форм.
	Но над всем этим довлеет стили-

торская линия. И если начинаешь
сравнивать Акимова-реалиста и Аки-
мова-стилизатора, количеством по-
беждает вторая линия, качеством же
— первая. И в этом направлении хо-
чется видеть Акимова в его работах,
посвященных советской — тематике
и русской классике. Акимов-реалист
глубже, своеобразнее и более близок
	нам, чем Акимов-эстет, созерцатель
или стилизатор. Советский театр
вправе ждать от Н. Акимова новых
	достижений в области монументаль-
го реалистического спектакля.
	Ценность выставки в том, что она
обкаружила главное—богатство воз-
можностей Акимова в создании со-
ветского спектакля, многообразие его
таланта, умение работать в самых
различных жанрах.
	А. ВИНЕР.
		Выставка работ Н. П. Акимова *—
несомненно выдающееся событие в
театральной жизни Ленинграда.

Представленные на выставке ра-
боты талангливого художника Дают
возможность познакомиться © LO
творческими поисками и достижения-
ми, явившимися результатом 150 по-
становок на протяжении 25 лет. Это
определяет масштаб выставки, обна-
руживающей остроту и многообразие
творческого почерка Акимова. 758
работ, среди которых: макеты, эски-
зы декораций и афиш, иллюстрации
к книгам, проекты оформления праз-
днеств, эскизы к кинопостановкам,
портреты деятелей искусства.

Его эскизы и макеты к советским
спектаклям прежде всего поражают
динамичностью, большой  вырази-
тельностью фоэмы и своеобразием от-
бора характерного и типичного в на-
шей действительности. Причем чув-
ствуется, что Акимов, решая спек-
такль, прежде всего ишет максималь-
ную выразительность образа, ищет
«единственно» возможную форму для
данного снектакля. Его старые рабо-
ты: «Бронепоезд» Вс. Иванова чли
«Страх» А. Афиногенова показывают
эту выразительность образов. Взды-
бленный мост «Бронепоезда» звучит
как символ движения, борьбы. Эти
старые работы, равно, как и <Раз-
лом», «Любовь Яровая», «Ярость» и
«Робеспьер», несмотря на давность
лет, и сейчас свежи, остры и совре-
менны.

В работах последних лет — «Офи-
пер флота», «Старые друзья», «Рус-
ский вопрос» — появляются новые
черты. Художник строже отбирает вы-
разительные средства, исчезает свой-
ственная ему ироничность, в противо-
вес ей выдвигаются реалистические
обобщения («Офицер флотах в
МХАТ). Из числа последних работ
останавливают на себе внимание эс-
кизы к кинопостановке «Золушка».
Они полны творческой непосредст-
венности и фантазии. Среди обширно-
го цикла эскизов к «Золушке» вы-
деляются: «Выставочный зал», «Па-
радная лестница», «Мост», «Конюш-
ни». «Вход». При ознакомлении с эс-
кизами к кинопостановке «Кащей»,
мы ощущаем такое же торжество не-
исчерпаемой фантазии, рожденной
русской сказкой, которая решена в
стиле русского лубка, а подчас и
ИКОНОПИСИ.

Интересны работы Акимова по ли-
нии западной драматургии. На пер-
вом месте здесь постановка «Пигма-
лиона». Пролог. Бесконечный ряд
зонтиков, фронтон дома в тумане и
	Скончался Иван Алексеевич Do-
стовцев, один из старейших и круп-
нейших деятелей советского театра.

Поступив на сцену девятнадцати-
летним юношей в Нижнем-Новгоро-
де, Ростовцев в продолжение более
чем пятидесяти лет отдает все свой
творческие силы русскому театру,
работая как артист, режиссер-поста-
новщик, педагог и художественный
руководитель в театрах крупнейших
городов нашей страны.

За полвека Ростовцев осущестзил
около пятисот постановок пьес рус-
ской и западноевропейской драма-
тургии.

Среди блестящих работ Ростовцева
мы помним такие спектакли, как
«Варвары», «Мещане», «Васса Же-
лезнова» и «Старик» М. Горького,
«Иванов», «Три сестры», «Вишневый
сад» А. Чехова и другие, пользовав-
шиеся неизменным успехом у зрите-
лей.

Высокое режиссерское мастеретво
и неувядаемое вдохновение худож-
ника сказались в постановке Иваном
Алексеевичем Ростовцевым спектак-
лей советской драматургии.

Живое ощущение революционной
действительности помогло Ростовце-
ву заняться кипучей общественной
деятёльностью с первых дней рево-
люции. Организация «Первого мос-
ковского рабочего театра им. Баума-
		А удожественном совете
Комитета по делам искусетв
	родом не получила еще достаточно
четкого сценического выражения.

Tos. Калашников также указывает
на то, что образы Карпенко и других
бойцов третьей роты ярче и много-
граннее, чем образы Цимбала и пар-
тизан, показывающих примеры само-
отверженного выполнения своего
долга. р

Ю. Завадокий выразил свою соли-
дарность с положительной оценкой
спектакля членами Художественного
‘совета.

П. Вершигора отметил большую. ра-

боту, которую провел Театр им. Ер-
моловой, и выразил удовлетворение
игрой артистов, создавших правдивые
образы партизан. Он считает, что
главная задача-показать людей с
чистой совестью — пламенных совет-
ских патриотов — театром выполне-
на. . -
А. Лобанов сказал, что в дальней.
шей работе над спектаклем театр,
учитывая замечания членов Художе-
ственного совета, направит свои уси-
лия к раскрытию целеустремленности
партизанского движения, его связи с
народом. _

В своем заключительном слозе
председатель Комитета по делам ис-
кусств при Совете Министров СССР
М. Храпченко указал, что творче-
ский коллектив Театра им. Ермоло-
вой убедительно выразил в своем
спектакле центральную тему повести
«Люди < чистой совестью» и создал
глубокие и убедительные сцениче-
ские образы героев-партизан.

Тов. Храпченко отметил чрезмер-
ную акцентировку театром темы пе-
ревоспитания недостаточно  дисци.
плинированных бойцов партизанского
отряда и подчеркнул необходимость
усиления в спектакле темы связи
партизан < широчайшими народными
массами.
	es

Художественный совет обсудил
также спектакль Центрального дет-
ского театра «Краеный галстук»
С. Михалкова (постановка Л. Вол-
кова).

Доклад о спектаклё сделал Р: Си-
монов, который подробно остановил-
ся на болышом общественном и’ вос-
питательном значении пъесы С. Ми-
халкова, посвященной формированию
мировоззрения подрастающего поко-
ления молодых советских граждан.
Пьеса ставит интересные проблемы
дружбы, воспитания в школьниках
дисциплины, трудовых навыков и са-
мостоятельности, взаимоотношений
детей с родителями и педагогами.

Р. Симонов говорит, что, по его
мнению, постановшику спектакля не
удалось с достаточной четкостью вы-
явить тему пьесы. Многие тротатель-
	330 представлений, этои оперы в
Болышом театре, партию Садко он
спел в 120 снектаклях,

Озеров сыграл видную роль в деле
воспитания и формирования ряда та-
лантливых артистов, младшего. поко-
ления. .

Во время Великой. Отечественной
войны, под руководством Озерова —
председателя военн»-шефской комис-
сии ГАБТ, было организовано авыше
5500 концертов для воинов  Совет-
ской Армии. ws Ly

На протяжении многих лет Озеров
ведет большую исследовательскую
работу в области вокально-сцениче-
ского искусства. Он — председатель
экспертной комиссии по вопросам
музыкального искусства при Мини-
стерстве высшего образования. СССР,
член Президиума Всероссийского те-
атрального общества, член его Худо-
жественного совета.

Крупнейший советский певец, вы-
соко образованный и неутомимый об-
щественный деятель, Н. Озеров во
многом содействует дальнейшему
развитию музыкальной культуры в
нашей стране.

Алексанло? ПИРОГОВ.
	ные и волнующие сцены не нашли в
спектакле достойного воплощения,

Анализируя исполнение отдельных
ролей, Р. Симонов отмечает, что ряд
образов спектакля решен внешне, не-
которым артистам не удалось создать
яркие сценические. характеристики
героев пьесы. Не удовлетворят до-
кладчика оформление „спектакля и
музыка,

Р. Симонов рекомендует руковот-
ству театра устранить недостатки,
снижающие большюе воспитательное
значение спектакля.

Ю. Завадский в своем выступлении
чюдчеркивает значительность темы
пьесы «Красный галстук», но счита-
ет, что спектакль Центрального дет-
ского театра холоден и недостаточно
выразителен.

Ю. Калашников считает пьесу
С. Михалкова принципиально инте-
ресной и находит, что в ней верно
отражена жизнь советских школьни-
ков. К сожалению, спектакль Цен-
трального детского театра, говорит
т. Калашников, лишен подлинкой
эмоциональности.

С. Михалков рассказал членам
Художественного совета о том инте-
ресе, который вызывает пьеса в ком-
сомольских, пионерских, педагогиче-
ских организациях. Несмотря на от-
дельные недочеты, спектакль Цен-
трального детского театра его вполне
	удовлетворяет.
	Художественный Совет по театру и
драматургии обсудил новый спек
такль Московского Государственного
театра им. Ермоловой «Люди с чис-
той совестью» П. Вершигора (режис-
серы А. Лобанов и В. Комиссаржев-
ский).

В своем докладе Н. Горчаков от-
метил значительные художественные
достоинства постановки «Люди с чи-
стой совестью» и глубокое раскры-
тие режиссером содержания пьесы.

По мнению Н. Горчакова, спек-
такль отличается высоким актерским
мастерством. Почти все сценические
образы правдивы и художественно
убедительны. Докладчик  положи-
тельно оценивает исполнение ролей
Ковпака (Г. Черноволенко), Руднева
(М. Соловьев), Кольки Мудрого (В,
Якут), сапера Водичка (Г. Вицин),
Карпенко (Д. Фивейский), Мотри (Л.
Орданская), полицая (П. Кирюткин),
Семенистого (К. Лабутин), начальни-
ка штаба (Н. Филиппов).

Н. Горчаков полагает, однако, что
инсценировка не передает богатства
	и разнообразия жизненного материз-
ла, который заключен в повести П.
Вершигора. В спектакле чрезмерно
акцентирована сюжетная линия, свя-
занная с перевоспитанием Карпенко и
партизан третьей роты.

П. Марков в своем докладе также
дает высокую оценку спектаклю
«Люди с чистой совестью», который
является продолжением интересной
и плодотворной работы Театра им.
Ермоловой над постановкой пьес со-
временной драматургии, над  созда-
нием реалистических образов совет-
ских люлей.
	«В этом спектакле, — говорит П.
Марков ‚ — отразилось стремление
творческого коллектива Театра им.
Ермоловой к глубокой простоте, к
созданию своеобразного, волнующего
своей искренностью стиля актерского
исполнения, к отказу от внешних те-
атральных приемов».

П. Марков считает, что театру не
удалось, однако, передать огромную
мощь партизанского движения, дина-
мику стремительного рейда по тылам
врагов. Это об’ясняется, по мнению
П. Маркова, теми трудностями, кото-
рые возникли при инсценировке кни-
ги. П. Марков находит также, что ре-
шение отдельных сцен и оформление
спектакля (художник А. Васильев)
несколько статично.

Ю. Калашников в своем выступле-
нии отметил; что новая работа Театра
им. Ермоловой характеризуется пре-
BOCKOLHBIM актерским ансамблем, в
спектакле ярко воплощены. образы
героев современности.

По мнению Ю. Калашникова, тема
связи партизанского движения < на-
	Недавно мы отметили 69-летие со
дня рождения Николая Николаевича
Озерова. Не только одаренность ар-
тиста, но прежде всего его непре-
рывная работа над собой, упорное
стремление к овладению вершинами
культуры, исключительное трудолю-
бие и настойчивость помогли Озеро-
ву стать в первые ряды советских
мастеров вокального искусства.

Жизненный путь артиста, его
35-летняя сценическая деятельность
представляют большой интерес для
нашей творческой молодежи. Oco-
бенно поучительны они для тех, кто
в этом году покидает школьную
скамью и выходит на широкую до-
рогу советского искусства. ‘

В течение почти двадцати лет
Озеров был солистом Большого те-
атра. За это время он исполиил бо-
лее 30 партий и создал ряд лучших
образов в русской и мировой опер:
вой классике—Германа, Садко, Гриш-
ки-Кутерьмы, Отелло, Радамеса, Хо-
зе, Бауля и т. д. Имя Озерова зави-
мает почетное место в истогии
Большого театра советского периода.
Достаточно сказать, что в «Пиковой
даме» он выступал более 230 раз из
	Государственный джаз-оркестр РСФСР: в центре Л. Утесов и Э. Уте-
				Фото С. Шингарева.

Политическая эстрада.
	вые, сюсюкающие песни, вроде «Ма-
ленькой москвички», или безвкусные,
вроде «Не тойчите сапожки».
	Очень удачны новые интермедии. В
	особенности «У микрофона» и «Спи-
	ритический сеанс», зло и остроумно
	написанные Н. Эрдманом. Это не: #н-
сценированные анекдоты, я подлинная
едкая сатира на фальсификаторо
	Kad сатира на фальсификаторов
общественного мнения,  воинствую-
тих мракобесов из монополистиче-
	щих мракобесов из монополистиче-
ской Америки, из Греции и Турции.
	Отдельные интермедии грешат AO-
muha ллиннотами Ранышце воего
	садными длиннотами. Раньше всего
это относится к наиболее комповзи.
ционно слабой из них — «Стадион
Динамо». Слегка растянута и другая
	интермедия —«Спиритический сеанс»,
	что снижает остроту ее слов и по-
ложений и в известной степени при-.
тупляет зрительскую реакцию.
	Каркас интермедий дает возмож-
	ность изменять место их действия, за-
менять один персонаж другим, —это
открывает широкие перспективы пе-
ред режиссурой, которая может всег-
да сохранять в концерте подлинную
злоболневность.
	Нет сомнения, что именно это имел
вилу Утесов, приступая к рабо-
	в виду Утесов, приступая к раоо-
те над интермедиями, которые в даль-
нейшем должны превратиться в свое-
образные «обозрения», чутко откликз.
	ющиеся на события современности.
Таким образом Утесов получает
счастливую возможность  осущест-
	вить заветную мечту артиста эстра-
ды о том, чтобы напечатанное утром
в газете исполнялось вечером в куп-
лете. Е
	Тючти непрерывное чередование
двух исполнителей — Леонида и
Эдит Утесовых, — выносящих ча ©во-
их плечах всю песенную часть про-
граммы, приводит в конце вечера к
	некоторому однообразию, которое не
	могут полностью рассеять ни остро-
	умные интермедии, ни большое. ма-
	стерство джаза.
У Утесова-актера много друзей и
	поклонников. Среди них есть легко-
	мысленные, случайные, ожидающие
от артиста «хохм», трюков и сомни-
тельных анекдотов, и настоящие,
умеющие ценить его большой само-
бытный талант. Поклонники—люби-
тели дешевых острот по окончании
«онцерта растерялись и недоуменно
пожимали плечами. Настоящие дру-
зья ушли с нового спектакля удов-
летворенными и обрадованными как
за самого Утесова, так и за всю со-
ветскую эстраду.

Несмотря на отдельные недочеты,
новая работа джаз-оркестра РСФСР
является крупным событием в жизни
этого первоклассного коллектива,
Она показывает, что в творчестве пе-
редовых артистов эстрады, в резуль-
тате их более тесной связи с жизнью
и народом, появились стремления к
героике, к патриотической теме, к
сатире, злободневности, фольклору и
новым жанрам. Однако наивно было
бы думать, что это — предел, свое-
образный «потолок» для джазового
ансамбля вообще и джаз-оркестра
РСФСР в особенности. Отнюдь нет.
Удача не дает права на самоуспо-
коенность и почивание на лаврах.
Надо расширять рамки достигнутых
успехов, неустанно двигаться вперед,
крепить связь с поэтами и компози-
торами, пред’являя к ним более
серьезные требования, ставить и ре-
шать принципиально новые художе-
ственные задачи и улучшать качест-
во репертуара за счет растущего
советского песнетворчества.
	Виктор ЭРМАНС.
	Олно время Утесову казалось, и не
без оснований, что он блестящий ха-
рактерный актер, наделенный даром
перевоплощения. Утесов заказывал
сценарии, в которых для него было
не меньше 3—4 ролей. Он переоде-
вался, приклеивал бороды, менял па-
рики и.. оставался все тем же Уте-
совым, яркую индивидуальность ко-
торого бессильны убить любые ухи-
прения костюмеров и парикмахеров.
В новой программе, показанной Эст-
радным ‘театром Всесоюзного гаст-
рольно-концертного об’единения в
«Эрмитаже», Утесов предстал перед
зрителями самим собой, без грима и
парика, и оказалось, что он не толь-
ко комик, шутник и балагур, но’и ак-
тер болышого драматизеского талан-
та и темперамента. С этими чертами
утесовского дарования мы впервые
познакомились во время исполнения
им патриотической сюиты «Салют».
Сейчас они раскрылись еще полней
и ярче, Утесов может не только сме-
шить, но и вызывать сильные и глу-
бокие чувства.

В первом отделении новой програм-
мы Утесов исполнил «Песню о
Сталине» (текст Л: Ошанина, музыка
М. Фрадкина). Это было поистине
влохновенное исполнение. Известны
слова Утесова о том, что «песню мож-
но петь голосом, но можно петь и
серднем». Именно сердцем поет Уте-
сов эту замечательную песню.
	Еще в годы Великой Отечественной
войны Утесов понял, что зв карете
проньлого далеко не убдешь, что нало
итти в ногу с эпохой, быть активным
борцом, внимательно прислушиваться
к запросам народа, творить для на-
рода, учиться у него, :
	От «Музыкального магазина» через
«Два корабля», «Много шума из ти-
шины» и «Царевну Несмеяну» Уте-
сов пришел к «Салюту» и сейчас к
представлению «без названия», кото-
рое, несомненно, явится в его твор-
честве одним из самых серьезных и
значйтельных этапов,
	Новая работа Утесова может слу-
жить поучительным примером для
всех малоформистов. Это подлинно
политическая, злободневная эстрада,
сочетающая в себе идейную на-
правленность с высоким мастерством
и в значительной степени  выполня-
ющая свои  общественно-воспита-
тельные функции.
	зрители весьма сочувственно встре-
тили новую программу. Впрочем, ина-
че и не могло быть. Вкусы советского
зрителя — это вкусы строителя <они-
влизма. Наш зритель не терпит фаль.
ши, остается равнодушным к искус-
ству, пытающемуся подменить высо-
кую правлу чувств и мыслей пустой
трескотней и обывательским зубо-
	скальством, и горячо приветствует
все современное, ‘искреннее, верно
отображающее нашу  действитель-
НОСТЬ.
	Концерт-представление, показанный
в «Эрмитаже», не имеющий сюжетно-
го стержня, посвящен большим, вол-
нующим современным темам. О чем
поет Утесов? О беззаветной любви к
родине, о суровых днях Отечествен-
ной войны, о ее героях, готовых К <и-
мопожертвованию во имя победы. о
патриотизме советских людей, об их
трудовом энтузиазме, о 800-летней
Москве.
	Качество исполняемых вещей да-
леко не равноценно. Бок о бок с Ta-
кими значительными песнями, как
«Песня о Сталине», «Я—демобилизо-
ванный», «Нет, не забудет соллат» й
«Солнце родины», уживаются слаща-
	Л. Волков, отвечая на замечания
членов Художественного совета
подчеркивает, что театр стремился к
скупому, строгому, лаконичному сце-
ническому решению этой пьесы, глав-
ная ценность которой не в фабуле и
острых драматических положениях, а
в психологии героев. Соглашаясь с
рядом замечаний членов Художест-
венного совета, Л. Волков говорит о
том воспитательном значении, KOTO-
poe этот спектакль, то его мнению,
будет иметь для юного зрителя.

М. Храпченко в своем  заключи-
тельном слове говорит, что спектакль
Центрального детского театра нело-
статочно глубоко и интересно pac-
крывает содержание пьесы С. Михал-
кова, не показывает процесе формн-
рования характера подростков, ста-
новление их мировоззрения. В спек-
такле нет лирической взволнованно-
сти, поэтичности и ярких сценических
характеристик. Тов. Храпченко поло-
жительно оценивает исполнение роли
Валерика (Л. Чернышюва).

Тов. Храпченко считает необхоли-
мым провести; в соответствии с. заме-
чаниями членов Художественного со-
вета, дополнительную работу по этой
постановке для того, чтобы добиться
большей художественной выразитель-
ности спектакля и повышения его.об-
цественно-воспитательного ‚ значения.
	«ЛЕЙЛИ И МЕДЖНУН»
	В Комитете по делам искусств при
Совете Министров СССР - состоялось
прослушивание музыки нового балета
композитора С. Баласаняна «Лейли и
Меджнун», принятого к постановке
Таджикским музыкальным ‚ театром.
Присутствующие (заместители пред-
седателя Комитета В. Сурин, А: Пет-
росян, секретарь ЦК КП(б) Таджи-
кистана Пулатов, балетмейстер Вало-
мат-Заде и др.) дали положительную
оценку ‚ музыке балета.
	Казахская опера «Кыз-Жибек» в
	Карагандинском театре: М. Аб-
дукаримов в роли Шеге.
	ный герой собирается зарезать ножом
	спящую героиню—свою возлюблен-
ную.
На шестом месте стоит картина
	«Железнодорожная ветка Саратога»
режиссера С. Вуда. Этот фильм пы-
тается по-новому рассказать тради-
ционную историю бедной девушки,
ищущей счастья в замужестве за бо-
гатым человеком. В послевоенные го-
ды американский кинозритель начал
отрицательно воспринимать картины,
в которых каждый способный чело-
век и каждая хорошенькая девушка
без труда добиваются жизненного
успеха. Поэтому за счет’ сокращения
выпуска так называемых «проспери-
ти-фильмов» теперь выпускаются
фильмы, утверждающие, что счастье
не зависит от материального благо-
получия.

Героиня фильма «Железнодорож-
ная ветка Саратога»—бедная краса-
вица полна страстного желания
подняться на вершину общественной
лестницы. Она становится беззастен-
чивой авантюристкой; стремясь выйти
замуж за миллионера, она выдает себя
за французскую аристократку, но за-
тем героиня фильма осознает, что
любовь ценнее богатства, и, отказав.
миллионеру, выходит замуж за тако-
го же бедняка, как и она сама. Мо-
раль фильма не сложна и характер-
на для американских фильмов. Она
гласит: довольствуйся своим местом
в жизни и не завидуй богачам.

Седьмое место в списке отведено
цветному английскому фильму режис-
сера Л. Оливье «Генрих \У». Хотя
«Генрих У» был поставлен по матери-
алам исторических хроник Шекспира,
он оказался одним из худших «ко-
стюмных» фильмов. Любопытно, что
«Генрих \У» не пользовался успехом
на американских экранах. Включение
его в число премированных картин—
результат соглашения между  гол-
ливулскими кинопромышленниками и
английским мукомольным магнатом
А. Рэнком, захватившим в свои руки
английскую кинематографию.

На восьмое место попал «атом-
ный» фильм «Лурная слава» режиссе-
ра А. Хитчкока.
  В послевоенный период в США бы-
ло выпущено большое количество
«атомных» картин, построенных по
тому же рецепту, что и «Дурная сла-
ва». В каждой из них энергичные
американцы (детективы, очарователь-.

Памяти И. А. Роетовцева

на», создание «Молодежных — теат:
ральных студий», наконец, открытие
«Саратовского общедоступного тезт-
ра», ныне Саратовского  государст-
венного драматического театра им.
К. Маркса—таковы основные вехи
организационно-творческой работы
Ростовцева в первые годы после Ок-
тября.
	В последние годы жизни Ростов-
цев работал в Ярославском государ-
ственном драматическом театре имени
Волкова в качестве художественного
руководителя, а затем—художествен-
ного консультанта театра.

Огромный художественный опыт
Ростовцева, его тонкий вкус, выдаю-
щееся режиссерское — дарование и
прежде всего его пламенная, никогла
не угасающая любовь к искусству
заставляют с особенной остротой
	ощутить горечь  упраты,
понес советский театр.
	М,  Арапченко, И. — Анисимов,
Н. Беспалов, A. Яблонкика,
И. Bepcenes, — Ю. Завадский,
	Н. Охлопков, В. Топозков, С. Му-
ратов, А. Чудинова, В. Соболева,
Е. Брилль, К. Степанов-Колосов,
П. Герага, Н. Левкоев, Н. Пок-
ровский, С. Ромоданов, Ю. Ка-
лашников, Ю. Ральф, П. Лева-
шов, В. Топтыгин, А. Костин,
Н. Меловшиков.

ы anon oe
6ea3ane THM тружеником, патриотом
советской страны.
	‘Локшин ушел из жизни накануне
своего 50-летия, совпадающего с
40-летием трудовой жизни. Это лишь
усиливает глубокую скорбь о нем
всех тех, кто соприкасался с ним за
долгие годы его высокополезной для
нашего искусства деятельности.
		17 июня после длительной и тяж-
кой болезни умер директор Государ-
ственного хора русской песни Ефрем
Савельевич Локшин.

Работники театров, концертных ор-
ганизаций, оркестров ‹ Москвы, Ле-
нинграда, Киева, Харькова, Сверд-
ловска и многих других городов хо-
рошо знали Локшина, высоко цениля
его неиссякаемую энергию и деловую
инициативу. Всю свою жизнь он был
	Конференция по спектаклям „Молодая гвардия“
	ровках» и Г. Бояджиева — «Спек-
такль «Молодая гвардия» на сценах
московских театров».

С докладами о работе над поста-
новкой «Молодая гвардия» на сце-
нах периферии выступили предста-
вители театров Ленинграда, Вороне-
жа, Казани, Горького, Ярославля,
Архангельска, Смоленска, Грозного.
	нии права на вмешательство во вну1-
ренние дела’малых стран:

Четвертое место. в списке занимает
фильм режиссера Лео Мак-Кери «Ко-
локола святой Марии». Задача этого
фильма — убедить зрителя в том, что
капиталистическая действительность
может быть улучшена благодаря ре-
форматорской деятельности католиче-
ской церкви. Мак-Кери не впервые
обращается К этому тезису; он по-
святил ему и другой фильм — «Иди
по моим стопам», признанный Голли-
вудской — киноакадемией лучшим
фильмом 1945 года.

Главное действующее лицо в обо-
их фильмах — католический священ-
ник О’Мэлли, роль которого испол-
няет чрезвычайно популярный в
США певен Бинг Кросби, до этого
снимавшийся обычно в развлекатель-
ных музыкальных картинах. =

В фильме «Иди по моим стопам»
Кросби изобразил священника, лю-
бителя пения и спорта, который,
сближаясь с мирянами, удачно изле-
чивает все. язвы общества, начиная
от проституции и кончая детской
беспризорностью. и воровством.

В «Колоколах св. Марии» дается
продолжение похождений священни-
ка О’Мэлли. О’Мэлли, встречается со
строптивой монахиней — учзительни-
цей; зрители понимают, что они
втайне влюблены друг в друга, и
жалеют этих людей, отказывающих-
ся от личного счастья во имя бога и
служения людям. Оба героя «дока-
зывают» зрителю, что с богачами
можно всегда договориться и таким
путем устранить все социальные бед-
ствия.

«Колокола св. Марии» это—неви-
данное лоселе сочетание скрытой
	эротики, проповеди «мирных реформ»
и религии... Любопытно, что для по-
вышения интереса к фильму на роль
монахини была приглашена ‹амая по-
пулярная в США в 1946 г. киноактри-
са Ингрид Бергман.

Пятый фильм — «Заколдованный»
может служить ярким образцом пато-
логической драмы, Герой фильма, ду-
шевно больной директор психиатриче-
ской клиники, воображает себя убий-
цей своего предшественника. Фильм
поставлен режиссером А. Хитчкон —
специалистом по’ созданию” «атмосфе-
ры ужаса». По отзывам америханской
прессы, в «Заколдованном» особенно
«удачен» эпизод, в котором помешан-
	На-днях в Доме актера состоялась
созванная Комитетом по делам ис-
кусств о при Совете Министров
РСФСР и Всероссийским театраль-
ным обществом конференция по спек-
таклям «Молодая гвардия».

Конференция заслушала доклады:
Л. Субоцкого — «Идеи и образы ро-
мана «Молодая гвардия» в иноцени-
		первый ряд «звезд», благодаря повы-
шенному спросу на амплуа убийны.

На последнем месте списка стоит
«старомодный» развлекательный
фильм «День и’ ночь» режиссера
М. Кэртица, посвященный — карьере
человека, добившегося славы и 60:
гатства. Мы говорили выше о том, что
зритель уже отказывается смотреть
фильмы, посвященные удачной карь-
ере. Поэтому голливудским продюс-
серам приходится чрезвычайно осмот-
рительно подходить к историям обо-
гащения и удачной карьеры. Чтобы
тема фильма казалась более правло-
погобной, героем был избран извест-
ный в США композитор и мастер ре-
вю К. Портер.

Но и этого было еще недостаточно.
Чтобы вызвать симпатии зрителей к
герою фильма, его вынуждают много
страдать: перенести ранение во время
первой мировой войны, разойтись с
любимой женой, попасть под автомо-
биль, подвергнуться операции.

Хозяева Голливуда заставляют
известнейших художников американ-
ского кино расходовать свои силы
на превращение искусства в послуш-
ное орудие долларовой дипломатии и
‚атомной политики. Премирование ре-
акционных и упадочных фильмов Ha
конкурсе «Фильм Дейли», расследо-
вание «антиамериканской» — деятель-
ности актеров, участвовавших BO
время войны в фильмах, посвящен-
ных борьбе Советского Союза против
	немецко-фашистских захватчиков,
требование высылки Чаплина из
США — все это звенья олной цепи.
	Нет сомнения в том, что нажим реак-
ции на кинематограф еше усилится,
что посредством фильмов она займет-
ся открытой клеветой на демокра-
тию и рабочее движение. Программа,
изложенная председателем ассоциа-
ции кинопродюссеров и прокатчиков
Америки м-ром Эриком Джонстоном,
ясна, и на слово его можно поло-
житься. Но последнее слово все-та-
ки скажет не он, а народ, который
сумеет разобраться в преподносимой
ему реакционной стряпне и понять
ее истинное назначение.
		ные девушки, профессора и пр.), спа-
сая для Америки атомные секреты,
убеждают зрителя в том, Что «атом-
ное дело» необходимо охранять и что
им занимаются в США надежные
люди. Цель всех этих фильмов, в
том числе и фильма «Дурная слава»,
отвлечь внимание зрителя от сущесг-
ва проблемы.

В «Дурной славе» Ингрид Бергман
исполняет основную роль сотрудницы
американской контрразведки. Герои-
HA, вынужденная выйти замуж за
немецкого фашиста, в винном погре-
бе своего мужа обнаруживает бутыл-
ки с урановой рудой. Боясь разобла-
чения, муж запирает ее и постепенно
	отравляет. Но в конце фильма ее
спасает возлюбленный, также со-
трудник американской — контрраз-
велки.
	Девятое место среди премирован-
ных фильмов занимает реакционно-
пропагандистская патологическая дра-
ма «Предоставьте ее небесам» режис-
сера Д. Сталя. «Очаровательная», но
душевно-больная героиня совершает
одно преступление за другим. Она
преследует мать и сестру, ревнуя их
к отцу и мужу, убивает брата мужа
и т. д. Наконец, предвидя грозящее
ей наказание, она принимает яд, пред-
варительно создав улики для обзи-
нения сестры и мужа в ее отравле-
нии. После ее смерти начинается су-
дебный процесс. И здесь бывший же-
них героини, которого она когда-то
бросила, произносит на суде речь, вы-
ражающую идею фильма. Он призы-
вает не осуждать покойную, так как
людской суд, якобы, не полномочен
судить за патологические злодеяния.
Право судить за такие злодеяния
надо предоставить небесам...

Выпуск фильма «Предоставьте ее
небесам» был специально приурочен
к Нюрнбергскому процессу, и высту-
пление отвергнутого жениха полно-
стью совпадало по аргументации с
выступлениями реакционеров, призы-
вавших отказаться от суда над фаши-
стскими преступниками. Главную
роль в картине «Предоставьте ее не-
бесам» исполняла молодая кнноакт-
риса Джин Тирней, выдвинувшаяся в
	Фильмы, которые премируют
в Голливуде -
	В Соединенных Штатах Америки
ежегодно проводится множество кон-
курсов. Все они имеют общую цель—
правлечь внимание к определенным
типам массовой продукции. Такое
назначение имеют и конкурсы новых
марок автомобнлей и конкурсы луч-
ших фильмов. Последние устанавли-
вают идейные, моральные и полити-
ческие стандарты.
	Конкургами фильмов занимаются
самые разнообразные организации,
Но, как правило, результаты этих
конкурсов почти полностью совпада-
ют. Не трудно понять причину тако-
го удивительного, на первый взгляд,
елиномыслия. Устроители конкурсов,
тесно связанные с фирмами, знают, за
какую картину толосует каждый
член жюри. Больше того, они преми-
руют наиболее удачный выбор филь-
мов. И поэтому в списки лукиних по-
падают одни и те же картины, хотя
в голосовании участвуют сотни раз-
ных людей.

Олин из старейших и наиболее из-
вестных— ежегодный конкурс голли-
‚вудской газеты Фильм нь С
самого своего основания B
1922 голу он чутко откликается на
требования реакционных кругов
США.

Список десяти премированных Ha
конкурсе газеты «Фильм Дейли» кар-
тин 1946 года отличается от всех
предтествующих невиданной еше

откровенностью реакционных устрем-

лений.

Уилл Хейс, состоявший в течение

23 лет (с 1922 по 1945 год) председа-
телем всемогущей Ассоциации кино-
продюссеров и прокатчиков. Америки,
‘товорил, что задача кино заключает-
ся в том, чтобы развлекать зрителя и
отвлекать его от трудностей жизни,
Ha этом основании он преследовал
фильмы, посвященные социальной те-
матике. Сменивший же Хейса Эрик
	Джонстон действует тораздо откро-
	та

венней. Он прямо заявляет, что. «а\е-
ли Голливуда уже не ограничивают-
ся стремлением дать кинозрителю
		развлечение... Голливуд сейчас более
заинтересован в том, чтобы можно
было связываться и высказываться
посредством кинокартин, нежели в
том, чтобы выгодно продавать их».

В этих словах заключено важное
признание. Магнаты Голливуда от-
крыто об’являют, что коммерческие
цели играют для них второстененную
роль. Свою задачу они видят прежде
всего в пропаганде нужных им взгля-
дов. Какие же взгляды, социальные
идеи и основы общественного пове-
дения развивают «лучшие» фильмы
США 1946 года, которые должны
стать образцами? Ответ на это дает
опубликованный в газете «Фильм
Дейли» список 10 премированных
картин.

На нервом месте в этом списке
стоит картина pexuccepa Билля
Уайлдера «Потерянный отдых». Она
посвящена клиническому  изображе-
нию мук алкоголика и описанию тех
унижений, которым он подвергает се-
бя ради стаканчика виски.

Показ больной психики стал содер-
жанием многих фильмов Голливу-
да. Подменяя изображение противо-
речий капиталистического общества
показом патологической психики, эти
фильмы должны убеждать зрителей в
том, что корни тяжелых пережива-
ний следует искать не в обществен-
ных условиях, отличающих  капита-
‘`листическую действительность, а в
тайниках собственной души.

На втором месте в списке премиро-
ванных картин стоит пропагандист-
‚ский фильм режиссера В. Севила «Зе-
леные годы», поставленный по одно-
именному роману Кронина. Автор ря-
да хороших романов («Цитадель»,
«Звезды смотрят вниз» и др.). Кронин
	TB последние годы перешел к пропо-
	веди примирения с  деиствитель-
ностью.

В <Зеленых годах» показана жизнь
мальчика-сироты, живущего из мило-
сти у небогатых родственников. Бла-
годаря своему прекрасному  характе-
ру, вере в бога, доброте богатых дру-
зей и счастливому случаю герою
	удается «выбиться в люди», т. е. по-
ступить в медицинский колледж и
завоевать сердце богатой девушки.

«Зеленые годы» принадлежат к
циклу так называемых «социальных».
фильмов, идейная задача которых.
заключается в том, чтобы, прикрывая.
общественные  противоречия,. всяче-
ски укреплять устои капиталисти-
ческого общества. Эти фильмы
стремятся доказать среднему челове-
ку, что добродетель всегда награж-
дается и что путь к жизненному бла-
гополучию открыт каждому:

Третье место в списке занимает
фильм режиссера Д. Кромвела «Анна
и король Сиама» — новая разновид-
ность «колониального» жанра. Как
известно, до сих пор фильмы этого
сорта обычно изображали угнетате-
лей спасителями местного населения,
а коренных жителей колониальных и
зависимых стран (кроме отдель-
ных представителей, преданных чу-
жеземцам) как жестоких и ничтож-
ных людей, неспособных позаботить-
ся о собственных судьбах и недостой-
ных национальной независимости.

Сейчас эта киплинговская тема
«бремени белого человека» разви-
вается гораздо более тонко и осто-
рожно. Фильм «Анна и король Сиама»
посвящен не захвату колоний, ‘а
«культурной миссии» колонизаторов
«опекаемой» страны, их «помощи», ко-
торая должна обеспечить этой стране
«процветание» и даже национальную
независимость».

Героиня этого фильма— англичанка,
прибывшая в Сиам, принимает уча-
стие в делах сиамского двора и госу-
дарства,  содействуя превращению
Сиама в цивилизованную страну. Кар-
тина утверждает даже, что ее по-
мощь отодвигает день порабощения
Сиама...

В основу сценария этого фильма
были положены записки англичанки
М. Лэнгдон, служившей гувернант-
кой детей сиамского короля с 1862
по 1872 г. Однако мемуары явились
лишь поводом для создания фильма.
Цель же здесь состояла в утвержде-

Редакционная коллегия:
В. Г. ВПОВИЧЕНКО
М В БОЛыШИНИОВ
	ВООВИЧЕНКО (ответственный редактоо). А. А. СУРОВ,
БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ В В ЗМУРАВЛЕВ,
	ОИ
Заказ № 1630
	Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦКИЙ, А. И. ШАВЕРЛЯН.

Алрес редакции и издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны: секретариат, отделы информации, архитектуры, эстрады и цирка — K 4-15.66, отделы театра, музыки, изобразитель ных искусств, кино — К 5-45-12; излат

Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.