B XYDOHECTBEHHOM COBETE
	КОМ

у

ТЕГА 10 EAM’ HCHYCCT
	Аудожественный совет по театру и
драматургии обсудил спектакль Мос-
ковского государственного театра им.
Ленинского комсомола «Беспокойные
люди» Б. Ласкина (постановка В.
Соловьева).

В докладе о спектакле Л. Волков
указал, что пьеса правдиво расхка-
зывает о рядовых советских яюдях,
их повседневной жизни. Несложный,
но занимательный сюжет, хорошие
комедийные приемы, искренние, оба-
ятельные образы—таковы, по мнению
докладчика, достоинства пьесы. Дз-
вая положительную оценку  поста-
новки Л. Волков отмечает удачное
распределение ролей и ровное актер-
ское исполнение. «Однако, говорит
Л. Волков. — спектакль не несет
	большой идеи и как будто на это
даже не претендует, но он легко
воспринимается зрителями и, пока-
	зывая хороших советских людей, вы-
зывает к ним симпатию».
	Н. Ногодин в своем выступлении
отмечает, что новая пьеса Б. Лас-
кина имеет принципиальное значе-
ние для определения дальнейших
путей развития советской комедии.
Н. Погодин считает, что спектакль
Театра им. Ленинского комсомола
верно изображает быт советских лю-
дей. «Пусть в основе пьесы Ласки-
на лежит маленький, омешной, Mo-
жет быть, даже ничтожный кенф-
ликт, говорит Н. Погодин‚,—но он
взят из жизни, типичен для нашей
действительности. Пусть эта попытка
создать реалистическую советскую
	комедию несовершенна, но здесь есть.
	линная правда, точное отражение
жизни, и в этом значение новой ра-
боты Театра им. Ленинского `комсо-
мола».
	  С резко противоположной оценкой
‚пьесы ‘и спектакля выступил П. Мар-
ков, который считает спектакль
«Беспокойные люди» поверхностным
-й неубедительным. П. Марков ут-
верждает, что конфликт пьесы ис-
куственен, ситуации недуманны, об-
разы неглубокие и однокрасочные,
пьеса написана. штампованными при-
<мами. «Наши рабочие и техническая
интеллигенция, —говорит П. Марков,
—показаны в этой комедии неинте-
Ресными, примитивными людьми».
	По мнению П. Маркова, Театр им.
Ленинского комсомола отнесся к по-
становке этой пьесы с максимальной
добросовестностью, актеры играют
хорошо и всячески стараются избе-
жать театральных штампов, но неиз-
бежно впадают в них, так как к это-
му их побуждает авторский текст.

К оценке спектакля, данной П.
Марковым, ‚присоединился и В. За-
харов, который считает, что в пьесе
Б. Ласкина нет жизненной правды,
сценического конфликта, нет глубо-
ких и искренних образов. В. Захаров
0собо указывает на фалыгивый и
сентиментальный финал спектакля ‘и
недостатки актерского исполнения
основных ролей.

Ю. Калашников в.своем  выстул-
лении отметил, что в спектакле нет
развития действия, внутренней дина-
мики, герои Пьесы оказываются ‘ог-
раниченными, неглубокими, скучны-
ми людьми. Автору и театру не уда-
лось раскрыть намеченную в загла-
вии пьесы тему творческого беспо-
койства в жизни, которое присуще
нашим ‘людям: ^

Заместитель Художественного ру-
ководителя Театра им. Ленинского
комсомола К. Симонов подчеркивает
значение работы Б. Ласкина, отка-
завшегося от‘ шаблонных приемов,
характерных для некоторых комеди-
ографов. Предварительно глубоко
изучив жизненный материал, Б. Лас-
кин стремится показать, как тесно
связаны личные судьбы наших людей
< их трудовой деятельностью. К. Си-
монов считает) что образы пьесы
правливы, привлекательны. ‘Однако
он признает, что некоторые сцениче-
ские ситуации в пьесе недостаточно
убедительны и что основной конф:
	ликт нуждается в более глубоком и
сильном развитии.

Председатель Комитета по делам
искусств при Совете Министров
СССР М. Храпченко в своем заклю-
чительном слове указал, что в осно-
ву пьесы Б. Ласкина положен ис-
кусственный конфликт. Действую-
щие лица пьесы и спектакля—огра-
ниченные и примитивные люди. Ду-
ховный мир советских людей обед-
нен в пьесе. Замысел, которым ру-
ководствовался автор, пытаясь со-
эдать — реалистическую, жизненно-
правдивую советскую комедию, ока-
зался неосуществленным.

В спектакле, как отмечает М.
Храпченко, есть очень неудачные,
фальшивые сцены. .

Художественный совет признал це-
лесообразным произвести дополни-
тельную работу над пьесой и спек-
гаклем и выразил пожелание об ор-
ганизащии — повторного просмотра
спектакля в новой сценической ре-
дакцщии.

**
*

Художественный совет обсудил
также спектакль Московского Худо-
жественного театра Союза ССР им.
Горького «Русский вопрос» К. Симо-
нова в постановке М. Кедрова (pe-
жиссеры Г. Конский, А. Карев).

С докладом по спектаклю выступил
А. Дикий, который дал положитель-
ную оценку работе Художественного
театра.

А. Дикий, анализируя исполнение
ролей, особо отмечает игру артистов
А. Чебана (Макферсон), А. Степано-
вой (Джесси), Н. Свободина (Харли)
и П. Маюссальского (Смит), хотя, по
мнению А, Дикого, в образе Смита
Чрезмерно подчеркнута тема одино-
чества.

Сравнивая различные постановки
пьесы «Русский вопрос» в москов-
ских театрах. докладчик отмечает
отеутствие страстности, остроты рас-
крытия темы, свойственное этим
спектаклям. Спектакль Художествен-
ного театра’ также отличается нело-
статочно ярким политическим темпе-
раментом, а некоторые образы. в ча-
	стности образ Гульда (В. Белоку-
ров), не получили убедительного
сценического воплощения. Доклад-
	зив ‘выражает удовлетворение дпеко-
ративным оформлением спектакля
(худ. И. Гремиславский).

С. Михоэлс в своем выступлении
Также подчеркнул, что спектаклю
Московского Художественного теат-
ра, при всех его положительных ка-
чествах, нехватает подлинной стга-
стности, остроты столкновения раз-
личных миросозерцаний. Длинноты и
паузы ослабляют драматическое на-
пряжение.
	Н. Горчаков говорит о том, что по-
становка «Русского вопроса» в Ху-
дожественном театре показала новые
успехи творческого коллектива че-
атра, Спектакль, по мнению Н. Гор-
чакова, отличается четкостью психо-
логического рисунка и верной рас-
становкой политических акцентов.

П. Марков’ подчеркивает. что в
этом спектакле тема политической
борьбы приобретает большее  значе-
ние, нежели психологическая драма
Смита, и считает, что в образе Смита
найдены новые интересные краски—
это мыслящий человек большой вну-
тренней честности.

К. Симонов выражает удовлетво-
рение поставовкой «Русского вопр-
са» в Художественном театре и осо-
бо отмечает игру П. Массальского и
А. Чебана. К. Симонов говорит, что
он считает желательной дальнейшую
работу над образом Гульда. -

М. Храпченко, подводя итоги об-
суждения, отмечает, что спектакль
«Русский вопрос» в МХАТ отлича-
ется идейной значительностью и глу-
биной политической мысли. Театр
нашел верное сценическое решение
пьесы и создал убедительные образы
главных действующих лиц.
	Повые постановки
” театров Москвы
и Ленинграда -
	Комитет по делам искусств при: Со-
вете Министров: СССР. утвердил; pe-
пертуарные планы ряда театров Мос-
квы и-Ленинграда на второе полуго-
дие 1947 года.
	Малый театр. покажет две новые
постановки: «Молодой лес» Н. Пого-
дина и «Ревизор» Гоголя. Кроме го-
го, начата работа над пьесой «Южный
узел» А. Первенцева, премьера кото-
рого должна быть выпущена к 30-ле-
тию Советской Армии.
	Театр им. Моссовета покажет пье-
сы «Командарм» Г. Березко и «Сг-
кретарь райкома» А. Сурова; Москов-
ский театр. драмы осуществит до’ кон-
ца года постановку двух пьес: Н. Внр-
ты: «Хлеб наш насущный» и «Вели-
кие дни»; Московский театр. им. Ле-
нинского ‘комсомола готовит” пьесы
«Губернатор провинции» бр. Тур и Л.
Шейнина, «Семья» И. Попова и ка-
питально ° возобновит спектакль
«Юность отцов» Б. Горбатова в ч0-
вой литературной и сценической ре-
дакции; Камерный театр покажет
пьесу «Жизнь в цитадели» А. Якоб-
сона; Театр им. Ермоловой — «Сек-
ретарь райкома» А. Сурова и «Дру-
зья Михаила Югода» Я. Смелякова
(название условное).
	Ленинградский Большой драмати-
ческий театр ° поставит пьесы
«Командарм» Г. Березко и «У нас на
земле» О. Берггольц и Г: Макагонен-
ко; Драматический театр — «Секре-
тарь райкома» А. Сурова и «Жизнь в
цитадели» А. Якобсона; Новый театр
— «Хождение по мукам» А. Толстого
(в инсценировке О. Литовского) и
«Чужая судьба» Д. Слепяна; Теато
им. Ленинского комсомола — «Люди
с чистой совестью» П. Вершигоры,
«Молодой лес» Н. Погодина и
«Семья» И. Попова; Театр. юного зри-
теля — «Красный галстук» С. Ми-
	халкова.
	O pewuarowen
в искусстве UUpKa
	питавшии ряд замечательных моло-
дых исполнителей. На смотре 1947
	Тода он показал хороший конный но-
мер «Жокеи-наездники», в котором
участвовали два его сына и артист
Ахматовский. Но артисты, к сожале-
нию, не почувствовали того, что их
номер только проигрывает от дли-
тельного, утомляющего зрителей по-
каза «высшей школы верховой езды»
и абсолютно ненужного трюка—игры
на саксафоне и: аккордеоне,
	- Гюложительным: примером в этом
	отношении могут служить выступав-
	ние. на Ре смотре артисты I].
Кузнецов и В. Семенов. Они показа-
ли лишь sie ‘Tpioka, причем весь их
номер продолжался не более пяти
минут.

Когда речь идет ‘о подготовке но-
вых номеров и аттракционов, особен-
но экспериментального характера,
возникает вопрос — кто же должен
их готовить? Естественно, что новые
номера должны создавать в первую
очередь опытные, высококвалифици-
рованные мастера советского цирка.
Многое делает в этом направлении
народный артист РСФСР Б. Эдер. За
годы своей работы в советском цир-
ке он уже передал молодым арти-
стам три группы выдрессированных
им зверей. .

Примеру Б. Эдера должны после-
довать и другие крупные мастера со-
ветского цирка. В самом деле, поче-
му сестры Кох, Лисин и Синьков-
ская, И. Баргунов и многие другие
не могут передать свои старые номе-
фа молодым артистам, оканчивающим
училище циркового искусства, а са-
ми продолжать работу над новыми
аттракционами?

Необходимость ‘упорно трудиться,
выдвигать молодых исполнителей,
готовить новые номера — все это
требуется и от артистов разговозно-
го жанра. Приходится признаться,
что требования советского зрителя,
ждущего от клоунов политически
насыщенных антрэ, остроумных 6буф-
фонад, веселых шуток ‘и реприз, да-
	леко еще не удовлетворяются.
Развитие разговорного жанра вс

многом зависит от привлечения но-

вых исполнителей, которые смогут
	мА исполните леи, которые смогут
создать нужную нам клоунаду, и
	новых авторов, которые создадут не-
обходимый для’ этого’ репертуар. Сле-
дует решительно отказаться от уста-
новившихся дурных штампов, сме:
	воравВытася дурнылщ HITdMIOB, CMe-
лее экспериментировать, искать и на-
ходить то новое, что с успехом де-
монстрировали на смотрах артисты
других жанров. К этому надо доба-
вить еще и то, что настоящая клоу-
нада может появиться лишь в ре-
зультате совместного творчества ар-
гиста и автора. Автор не только
	лать его наиболее доходчивым.

Прошедшие 3a последние годы
смотры и конкурсы вызвали нод’ем
творческой жизни советского цирка.
Но успокаиваться на достигнутых ре-
зультатах мы не имеем права. Нам
нужно и впредь еще более реши-
тельно двигать вперед развитие  цир-
кового ‘искусства, столбовой доро-
гой которого, как показал опыт, яв-
ляется создание новых номеров. вы-
сокого качества. Нельзя  ограничи-
ваться только приемом заявок от ар-
тистов на новые номера, а направ:
лять творческую инициативу работ-
ников цирка. Необходимо об’единить
кадры цирковых сценаристов, руко-
водить их работой, обеспечивая тем
самым постоянное обновление репер-
туара. На такой путь встало сейчас
Главное управление цирков, осуше-
ствляя государственные заказы на
сценарии новых номеров. Это, ко-
нечно, не ограничивает инициативу
самих ‘артистов. Они и сами могут
работать над сценариями своих но-
меров, которые также будут вклю-
чаться в программы — творческих
смотров.
	Цирк, как и все другие отрасли
искусства, с большим под’емом го-
товится к 30-летию Великой Октя-
брьской революции. Работники со-
ветского цирка отметят эту знамена-
тельную дату новыми творческими
достижениями.

Н. СТРЕЛЬЦОВ,
начальник Главного управле-
ния цирков Комитета по делам
искусств при Совете Минист-
ров СССР.
	„Летучая мышь”
	Слектакль «Летучая. мышь» в Мо-
сковском театре оперетты далек от
пошлых фривольностей и от акаде-
мической сухости и строгости. Сох-
раняя все особенности опереточного

ПРЕМЬЕРА
В МОСКОВСКОМ ТЕАТРЕ

ОПЕРЕТТЫ
o
	фику, режиссурав то же время в каж-
дом акте, в каждой сцене, в каждом
диалоге искала — осмысленности,
правдоподобия и искренности чувств.

В этом спектакле пленительно

звучат и на сцене, и в оркестре лег-`

кокрылые мелодии Иоганна Штрауса,
творчество которого проникнуто ве-
сенней радостью.

Все произведения композитора (их
было более 400) пользовались неиз-
менным успехом, начиная е вальса
«Первая мысль», написанного Штрау-
сом в б-летнем возрасте.

Жизнь Иоганна Штрауса, послу-
жившая, как известно, сюжетом для

зчаменитого фильма «Большой
вальс», была такой же безоблачной,
как и его творчество.

не уделял должного внимания дра-
матургии, что ему, счастливцу и ба-
ловню судьбы, в одном не повезло
в жизни — он не встретил на своем
пути одаренных либреттистов. По
этому поводу 70-летний Иоганн
Штраус с трустью заметил: «Компо-
зитор даже по ночам должен иметь
либреттиста под руками, А в одиноч-

ку — что он, нищий, может сде-
лать?». .
Коллектив Московского театра

оперетты, создавая свой новый спек-
такль «Летучая мышь», видимо, не-
мало поработал над раскрытием обра-
зов и характеров, решительно отка-
завшись от рутинных приемов и ма-
сок.
	Сцена из 2-го акта оперетты Исган на
Франк_—И. Стравинский, Адель — О.
	Н. Рубан.
сом в б-летнем возрасте.

Жизнь Иоганна Штрауса, послу-
знаменитого фильма «Большой
как и его ‘творчество.

Иоганн Штраус, или Штраус-сын,

как его принято называть, извлек
вальс из садовой танцульки, поднял

его на концертную эстраду и заста-

вил зазвучать не только у себя на
родине, но и во всем мире.

Двенадцать лет подряд Штраус
приезжал в Россию, где выступал как
дирижер в Петербурге, Павловске и
Петергофе; в память об этих концер-
тах он написал вальс «Прошание с
Петербургом», польку «Воспомина-
ние о Павловском парке» и фантазию
«В русской деревне».

К опереточному творчеству Иоганн
Штраус обратился, уже будучи при-
знанным музыкантом, «королем валь-
сов», вооруженным богатейшей ком-
позиторской техникой. Но концерт-
ная эстрада неизменно оставалась бо-
лее близкой его душе, нежели театр,
который он, в отличие от Оффен-
баха, превосходного режиссёра, плохо
знал и чувствовал.

Из 16 оперетт, написанных Пирау-
`ом, весьма значительная часть сце-
нически слаба. Только перед самой
смертью композитор понял, что он

a

<

;

Задачи, поставленные партией пе-
ред творческими работниками теат-
ров, целиком относятся и к артистам
советского цирка. На цирковой аре-
не советский зритель хочет видеть
яркие и красочные представления,

ди ведущих мастеров
цирка одно из первых м
заслуженный — артист
Александров-Серж, п
немало прекрасных но»
питавший ряд замечате
	новые номера и аттракционы, отли-
	чакмниеся высоким идейно-художест-
	венным и профессиональным качест-

Созлание новых произведений цир-
кового искусства — вот тот основ-
ной и решающий путь, который дол-
жен определить дальнейшее разви-
тие советского цирка, его движение
вперед.

Большим стимулом для создания
новых произведений явились прово-
димые ежегодно творческие ` смотры  .
ниркового искусства и конкурсы на
сценарии новых номеров и аттрак-
ционов.
® На смотрах выдвинулся целый ряд
новых артистических имен, занявших
почетное место среди ведущих твор-
ческих работников советского цирка.
Достаточно вспомнить А. Корнило-
ва, И. Рубана, И. Боргунова, Е.
Синьковскую, В. Лисина и многих
других артистов, с успехом дебюти-
ровавших на арене Московского
цирка. Новые и интересные работы
показали на смотрах, вновь подтвер-
ждая свою заслуженную высокую
репутацию, и такие известные масте-
ра, как народный артист РСФСР Б.
Эдер, заслуженные артистки РСФСР
сестры Кох, заслуженный артист
РСФСР А. Александров-Серж и дру-
гие.

Бесспорно, что четыре творческих
	‚смотра, проведенные в 1944 — 1947
гг. способствовали росту советского
	циркового искусства. Но значит ли
это, что мы уже разрешили стоящие
перед нами „большие. и сложные
творческие задачи? Конечно, - нет.
	Б нашей работе еще есть немало
ошибок и недочетов, мешающих раз-
витию советского цирка, созланию
новых высококачественных номеров
и аттракционов. Нередко артисты
цирка, выступая на арене, повторяют
номера, показанные их товаришами,
применяют одну и ту же аппаратуру.
На последнем смотре, например, с
интересным номером выступили воз-
душные гимнасты П. Чернега и С.
Разумов, но их аппарат оказался
точной копией аппарата Е. и А. Ба-
раненко, которых зрители уже виде-
ли в 1944 году.

Громоздкие металлические конст-
рукции зачастую отвлекают внима-
ние зрителей от работы гимнастов.
В этом можно было убедиться на
четвертом творческом смотре во
время выступления артистов Е. Ле-
бединской и П. Шетинина. Заслу-
женный артист РСФСР П. Маяцкий
подготовил новый аттракцион «Мо-
тогонки под куполом цирка», аппара-
тура которого настолько громоздка и
сложна, что не может разместиться
ни в одном летнем и даже во многих
зимних цирках. :

Успех некоторых номеров, показы-
ваемых на смотрах, зачастую  сни-
жается и тем, что они выпускаются
недостаточно подготовленными, *сы-
рыми. Такие номера мы видели си на
последнем, четвертом смотре цир-
кового искусства.

„Работая над повышением исполни-
тельского мастерства, цирковые ар-
тисты нередко забывают о том. что
надо уметь «подать» номер так, что-
бы он захватил зрителя, доставил
ему подлинное эстетическое удов-
летворение. Нужно всегда помнить,
что если артист неустанно работает
над. формой подачи трюка, над каж-
дым своим движением и жестом, он
во много раз выигрывает на манежё.
Для иллюстрации этого можно при-
вести упоминавшихся уже нами воз-
душных гимнастов Е. Лебединскую
и П. Щетинина, успех которых явил-
ся результатом не только’ незауряд-
ного ‘мастерства и таланта, но и
упорного, кропотливого труда над
подготовкой номера. :

Но бывает и так, что. профессио:
нальное мастерство артиста очень
высоко, он прекрасно владеет своим
телом, но номер его не «доходит»
до зрителя, утомляет, а иногда и
раздражает. Происходит это’ зача-
стую из-за того, что артист теряет
чувство меры, недопустимо  затяги-
вает номер, перегружая его несвой-
ственными данному жанру вставными`
трюками и мало художественными
деталями,

Многие артисты, даже создатели
самых блестящих номеров, порою не
понимают того, что, предельно сжав
свое выступление, можно только
сделать его более доходчивым. Сре-
	’ киноаппарато

в Антаревтикве
	На-днях в Одесский порт после восьмимесячного плавания прибы-
ла первая советская антарктическая китобойная флотилия «Слава». В
течение четырех месяцев суда флотилии находились в Антарктике,
в районе Южного полюса. Флотилией командовал известный поляр-
ный капитан, командир прославленных арктических кораблей «Си-
биряков» и «Челюскин» — Владимир Иванович Воронин.

В числе участников экспедиции находился кинооператор-хро-
никер Центральной ордена Красного Знамени студии документальных
фильмов, лауреат Сталинской премии С. Коган. Он прошел с кораб-
`лями флотилии весь ее гигантский путь, равный 25 тысячам километ-
ров и заснял 6 тысяч метров пленки, на которую запечатлел пере-
ход судов через Атлантический океан к районам Южного полюса и
возвращение из Антарктики в Одессу.

На снимке: капитан-директор флотилии В. Воронин (слева) и ки-
		нооператор С. Коган.
	‚ ИСКУССТВО — ДЛЯ РУК’
		усилением либо ускорением»
(стр. 54). р

Итак, двигательные ощущения -=;
	основа создания художественного
образа! Такие «открытия»,  возрож-
дающие в завуалированной форме
основные положения немецких ана.
	TOMO - физиологических  пианистиче.
ских школ, уже давно  доказавших
свою несостоятельность, звучат по
	меньшей мере странно в устах совет-
ского музыковеда. Обнаружив пол:
ное невежество в области исгории и
теории исполнительского искусства,
Повжитков основывается в _ своих
исторических «концепциях» на книге
Ивановского «Теория пианизма», ко-
торая еще в тридцатых годах была
раскритикована в нашей прессе.

В книге «Экспрессия’ и техника в
исполнении музыки» почти полностью
отсутствуют фактические примеры из
педагогической практики и музы-
кальной литературы, она написана
претенциозным и туманным языком,
засоренным словесной шелухой. Ав-
тор даже и не пытается рассмотреть
задачу воспитания музыканта-испол-
нителя как активного общественника,
идейного пропагандиста музыкаль-
ной культуры.

Сказанное необходимо ‘дополнить
следующим. В свое время Л. Повжит-
ков уже представлял в рукописи свое
«исследование» в енинградскую
консерваторию в качестве диссерта-
ции на соискание ученой степени. По
поручению Ученого совета эта рабо-
та была обсуждена в Кабинете исто-
рии и теории исполнительства, про-
рецензирована двумя оппонентами —
проф. Н. Голубовской и автором этих
строк—и единодушно  забракована,
Однако, как мы видим, предприимчи-
вый автор все же опубликовал свою
книгу,

Примечательным является и тот
факт, что издательство, опубликовав-
шее этот «труд», по каким-то
причинам «постеснялось» ука-
зать свое наименование. Лишь в кон:
це книги мы узнаем, что редактировал
ее В. Кауфман, а напечатана она
в типографии № 2 Управления изда:
тельств и полиграфии Ленгориспол-
кома.
	Jl. БАРЕНБОЙМ.
	Не так давно в Ленинграде была
выпущена в свет книга Л. Повжит-
кова «Экспрессия и техника в иснол-
нении музыки». Как видно из пол-
заголовка этой книги, автор задался
целью рассмотреть проблему воспи-
тания музыкантов-инструменталистов.
	Нет нужды доказывать важность
и своевременность появления в нашей
музыкально-педагогической  питера-
туре такого труда, который’ бы рас-
сматривал: вопросы советской музы-
кальной дидактики и обобщал много-
численные достижения в этой обла-
сти наших лучших педагогов. Вместе
с тем, совершенно очевидно, что му-
зыковед, работающий над этой темой,
не должен ни на минуту забывать о
своей главной задаче — способство-
вать воспитанию музыканта-исполни-
теля, призванного служить кароду,
обязанного быть не только просвети-
телем, но и пропагандистом. Как же
справился с этой ответственнейшей
задачей Л. Повжитков в своей книге?
	Основную мысль книги можно
сформулировать так: искусство —
для рук. Задачу музыканта-исполни-
теля автор видит в том, чтобы при-
способить художественные произве-
дения к его физическим возможно-
стям, к его рукам. Не беда, если при
этом будет искажено содержание
художественного’ творения. Самое
важное — учесть ощущения, полу-
чаемые от рук, и не бояться вносить
в трактуемое произведение измене-
ния, связанные с «деятельностью
рук». В изложении Мовжиткова этот
«лейтмотив» книги выглядит так:
<..первоначально созданный созна-
няем слуховой образ... претерпит из-
менения; эти изменения неизбежны,
они будут продиктованы самой дея-
тельностью рук, самим процессом ис-
полнения. И этих изменений не сле-
дует ни бояться, ни избегать, потому
что‘ это та’жизнь,—жизнь исполните-
ля, которая есть, по определению Чер-
нышевского, красота» (стр. 50—51).
Повжитков советует, чтобы исполни-
тель, «сознательно поддерживая ощу-
щение свободного состояния руки»,
исполнял «данные нюансы в об’еме
собственных возможностей». «Пускай
при этом, — продолжает Повжит-
ков, — авторские требования к нюан-
сировке будут выполнены в сокра-
щенном об’еме, пускай музыкальная
фраза будет исполнена с меныним
	CQ BCEX KOHILOB
СТРАНЫ
	ЛЕНИНЕРАД; В Доме искусств экепо-
нирована выставка работ театральных
художников Ленинграда за 1946—1947 гг.
Представлены эскизы 35 постановок, вы-
полненные 25 художниками, Осенью вы-
ставка будет расширена и дополнена.
	КИЕВ. Премьерой «Молодая гвардия»
в постановке Б..Норда закончил свой
зезон Театр им. Ив. Франко. Коллектив
геатра выезжает на летние гастроли в
города Донбасса.

ЕРЕВАН. С большим успехом прошли
гастроли Ленинаканского драматического
геатра. Он показал жителям столицы
«Двенадцатую ночь» Шекспира, «На
дне» М. Горького, «Разоренный очаг»
Г. Сундукяна, историческую драму
Н. барьяна «Apa Прекрасный», ньесы на
зовременную тему — «Песня о жизни»
Ал. Аракемана и «Родные люди» М. Ко-
чаряна.

ТАШКЕНТ. Узбекский композитор
М. Левиев написал музыку к новому
балету «Сухаил и Мехри» по мотивам
поэмы Алишера Навон. Авторы либрет-
го — народная артистка УзССР В. Губ-
ская и К. Атабаев. Балет принят к по-
зтановке Узбекским театром музыкаль-
ной драмы им. Ташеовета.

АПХАБАД, В ближайшее время Аш-
хабадская студия кинохроники выпу-
тит на экраны республики семь кино-
журналов, из которых пять — на турк-
менском языке.

АЛМА-АТА. Подведены итоги peeny-
бликанского конкурса на лучшее прама-

а

© предетавлено бонее 40 пьес. Жюри ре-
шило первую и вторую нремии-не при-
зуждать. Третьи премии присуждены:
А. Абишеву за нъесу «Дружба и лю-
50вь> — © трудовом героизме стаханов-
цев Карагандинекыго угольного: бассейна.
И. Есенберлину. за оперное либретто
«Песня благородства». М. ихачеву за
снетч «До скорой‘ ветречи». ~ ее
ХАРЬКОВ. В помещении Музея укра-
инского_ искусства открылась выставка.
графики зстонских художников, Экспо-
нировано пятьдесят произведений графи-
ков братской. республики. .
	Редакционная коллегия:
В. Г. ВДОВИЧЕНКО (
М. В БОлышШиниор
	Комитет по делам искусств пред-
ложил всем театрам обеспечить уча-
стие лучших артистических сил в
спектаклях, полготовляемых к 30-ле-
тию Великой Октябрьской социали-
стической революции.
	СМОТР ТВОРЧЕСТВА
МОЛОДЕЖИ
ТЕАТРОВ РСФСР -
	Около трех тысяч молодых арти-
стов, режиссеров, художников и ди-
рижеров принимали участие в первом
и втором турах смотра молодежи те-
атров на местах. 270 человек примут
участие в третьем туре смотра, ко-
торый начнется 19 июля в Централь-
ном доме работников искусств и про-
длится 8 лней.
	В первый вечер состоится показ
творчества молодежи театров Ле-
нинграда. Выступят артисты Театра
им. Кирова, Малого оперного театра,
Театра комедии, Ленинградского
драматического театра, Театра юных
зрителей и Оперной студии при Ле-
нинградской консерватории.
	В последующие дни в смотре вы-
ступят молодые артисты  тватров
г. Горького, Свердловска, Бурят-
Монголии. Башкирии, Татарии, Ку-
мыкского драматического театра, те-
атров г. Молотова, Воронежа, Пензы,
Сталинграда, Иванова, Куйбышева,
Тулы, Симферополя, Саратова, Ново-
сибирска, Челябинска, Кирова, Ом-
ска, Чкалова, Архангельска. Астра-
хани, Владимира, Балахны.
	В Москву приедут также два теат-
ра — воспитанники ГИТИС: Taran-
рогский драматический театр им.
А. П. Чехова (бывший класс М. Тар-
ханова и В. Белокурова) и Северо-
	®. 3 в. 2
Осетинский национальный mpamaru-
	ческий театр (бывший класс В. Ста-
ницына).
	26 июля, в заключительный вечер
смотра, состоится показ творчества
молодежи театров Москвы.
	2’ июля в ИДРИ откроется Все-
российская конференция театраль-
ной молодежи, посвященная итогам
смотра, которая продлится три дня.

К смотру в Центральном доме ра-
ботников искусств откроется вы-
ставка макетов декораций, эскизов
костюмов молодых художников те-
атров РСФСР и выставка. посвящен-

ная творчеству театральной молоде-
И.
	Готовится к печати сборник, по-
священный творчеству молодежи

театров РСФСР, который будет из-
дан к 30-летию Великой Октябрь-

ской социалистической революции.
	«Летучая мышь» идет в хорошем
комедийном тоне, а многих артистов
просто нельзя узнать: вместо трафа-
ретных опереточных масок они созда-
ли жизненные образы, — простые,
естественные, согретые неподдель-
ным чувствсм.

Мы знаем, что С. Аникеев и И. Гед-
ройц — простаки. Уже много лет они
играют самих себя, свое амплуа- На
этот раз артисты (и Гедройц особен-
но решительно) отказалиеь от прото-
ренных путей, от того, что’ «близко
лежит», и создали каждый по-своему
колоритную фигуру директора театра
Фалька. Перед нами-—типичный «ве-
селящийся венец». Находясь в се-
мейном доме своего друга Генриха,
в присутствии добродетельной Роза-
Линды, Фальк старается быть
«серьезным» „Но это ему удается с
трудом. Фальк полон напускной бла-
гопристойности солидного театраль-
ного деятеля, но в нем нет-нет ла и
	Фото А Глалитейва.
	Творческая встреча архитекторов
	Союз советских архитекторов
СССР организовал творческую встре-
чу латвийских, эстонских и литов-
ских архитекторов с архитекторами
Москвы и Ленинграда.
°_ В течение десяти дней приехавшие
в°Ленинград архитекторы Москвы и
Прибалтики знакомились с замеча-
тельными ансамблями города /енина,
с его музеями, новостройками, с хо-
	архитекторов   дом восстановительных работ и дея-
	зельностью проектных организаций,
Главный архитектор Ленинграда
Н. Баранов о ознакомил участников
встречи с планом реконструкции го-
рода.
	Архитекторы Латвии, Литвы и
Эстонии поделились опытом своей
творческой работы.
	MOCKOBCKAS
- XPOHHKA
	49 Комитет по делам искусств при 00-
вете Министров СССР об’явил благодар-
ность коллективу Армейского филиала
Малого театра и его художественному ру-
ководителю 0. Алексееву за большую
работу. проведенную в этом году по об-
злуживанию воинских частей Южной
групны войск Советской Армии.
	$3 В адресе республиканских жюри кон-
куреа на современные советские пьесы
поступило около 2000 новых пьес, из них
1200 —в РОФСР и около 500—на Украине,
	3 Издательство «Искусство» выпусти:
ло за последнее время новые книги: «Мы-
зли о режиссуре» В. Сахновского, еборник
пьес Ивана Франко и сборник «Актеры
и роли», включающий статьи Л. Фрейд-
suo, Г. Бояджиева, П. Новицкого,

С. Дурылина и др.
	“3 Управление по делам архитектуры
при Совете Министров РОФСР утвердило
типовые проекты зданий сельских би-
блиотек, разработанные в творческой ма-
зтерекой Академии архитектуры 000Р
В. Вольфензоном и М. Александровой.
	3 Московское отделение Союза совете
ских архитекторов об’явило конкурс на
зоставление проектов новых зданий сель-
 ких клубов со зрительным залом на

и 200 мест.
	&3 Мастерская прикладного искусства
Художественного Фонда СССР выпускает
зерию художественных портретов-миниа-
гюр «Великие предки руеского народа»

эту серию ‘вхолят портреты ученых;
писателей, художников, композиторов,
архитекторов и полководцев. Миниатюры
вынолнены по оригиналам народного
художника РСФСР В. Яковлева _
	_ “9 Из выпускников Московского: теяте _

ела с

иного училища им. Шепкина по
о „профессора Благонравова cop
т коллектив для Новочеркасскоге

атического театра. Трунпа будет по-

по тата

NE a о УРАН FE
‘олнена молодыми актерами и режиссе-
рами Малого ‘театра.
		Интересно задумана И. Стравин-
ским эпизодическая фигура директо-
ра тюрьмы.

Роли изовравшегося супруга Айзен-
штейна и его неудачливого соперни-
	ка Альфреда живо ведут артисты
Н. Рубан и М. Качалов.
Н. Эрдман, сохранив анеклдотиче-
	ский сюжет «Летучей мыши» в непри-
косновенном виде, то-есть таким, ка:
ким он был взят венскими либретти-
стами из пьесы французов Мельяка и
Галеви «Часы с боем», написал но-
вый, веселый, подлинно опереточный
живой и остроумный текст. При этом
ряд эпизодических фигур Эрдман со-
чинил заново. Так, например, появн-
лось на сцене семейство корелевско-
го прокурора Амедея, состоящее из
самого прокурора, его жены Амалии
и дочери Лотты. Оно вносит веселые
буффонные нотки во второй акт, пе-
ребрасывая, таким образом, своего ро-
да «мостик» к третьему акту, со-
стоящему почти сплошь из буффо-
налы.
	Спектакль поставлен художествен:
ным руководителем театра И. Тума-
новым. Это его вторая встреча со
Штраусом: несколько лет назад ‘он
ставил «Цыганского барона» в Теат-
ре им. Станиславского и Немировича-
pe ae
	BO Я

Данченко. Гуманов чувствуег стиль
музыки Штрауса, стихию вальса и
умеет передавать это чувство акте-
рам. Старый жанр в постанозке Ту-
манова обрел новые качества — не-
поддельную свежесть, искренность и
простоту.

Оркестр под управлением В. Ва-
сильева, дипломанта смотра молодых
дирижеров, играл достаточно строй-
HO H чисто. Замечательную увертю-
ру, тернет в первом акте и грандиоз-
ный финал второго действия Василь-
ев провел с большим под’емом.

«Летучая мышь» — не просто но-
вый спектакль театра. Это итог вдум-.
чивого творчества, результат  мска-
ний новых форм актерского искус-
ства в жанре музыкальной. комедии.
Важно, чтобы эти достижения были
максимально использованы в. работе
театра над современным репертуаром.

eer ome ome me Що

советскими опереттами, которые ре-
петируются в настоящее время.
	Биктор ЭРМАНС.
	заговорит душа жуира и гуляки. Н®-
досказанные фразы, жесты,  танцо-
вальное движение, которые во-время
спохватившись, обрывает Фальк, ло-
полняют яркий образ этого прожига-
теля жизни, завсегдатая балов и мас-
карадов.

а изменилась сценическая
манера Е. Савицкой. Она не перехо-
дит, как прежде, в лобовую атаку на
зрителя. Ее большой сценический
темперамент обуздан, подчинен 06-
щему замыслу  снектакля. Каждая
интонация Савицкой, как и прежде,
комическая, «приобрела естествен-
ность и правдивость. Небольшую
роль Амалии артистка играет сдер-
	жанно, не пересаливая, в хорошем
комедийном темпе.
История Адель — старая история
	девушки из народа, смышленой и
бойкой, попавшей в аристократиче-
ское общество. Ситуация эта, много-
кратно использованная театром, таит
в себе большие возможности для
актрисы и неизменно вызывает живой
интерес у зрителя. О. Власова умело
и тактично пользуется этими всзмож-
ностями и создает привлекательный
образ лукавой. шаловливой, кокетли-
вой Anes, мечтающей о карьере
актрисы. Во втором действии, цент-
ральном как для этой роли, так и
для всего спектакля, Власова удачно
сочетает в своей Адели растерян-
ность служанки, попавшей в хоромы,
с находчивостью будущей актрисы,
смело дурачашей венскую знать.

Талантливый В. Володин, по праву
владеющий секретом комического,
на этот раз не выделяясь из общего
ансамбля, играет роль дежурного по
тюрьме, роль-аттракцион, роль-моно-
лог, с хорошим чувством меры и тем
умным комизмом, который помогает
созданию подлинного характера.

Как известно, роль Розалинды яв-
ляется ведущей в спектакле. Эта
женщина в костюме летучей мыши
сводит.с ума всех гостей на маска-
раде у Орловского. В Московском
театре оперетты Розалинду играют
С. Вермель и В. Юнаковская. Из них

Вермель поет более уверенно и точ-

но. Обеим исполнительницам Роза-
линда—добродетельная жена _удает-
	ся больше, мем Возалинда: — экстра-
вагантная соблазнительнинца.
		БДОВИЧЕННКО (ответственный редактоо}, А. А. СУРОВ,
БОЛЬШИНЦОВ,

С. А. ГЕРАСИМОВ. В. В. ЖУРАВЛЕВ,
ТАТА О -
		ee ыы,  Ы, МЫ, ЗЫ

”. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦНИЙ, А. И. ШАВЕРДЯН.
		Институт живописи.
	ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУЛО
	ERM архитектуры и ску

льптуры им, И, Е. Репина
- Всероссийской акалемии ху

Поллак пе
	чедуютщим снпепиальностям:
	$. Исторни и тебрии архитектуры.

стории русского искусства

(2-я половина ХХ в. и совет-
ское искусство). ^
		на 1941—48 учебный год по с
	1, Станковой живониси.
2. Технологии живописи,
3. Архитектурному проектиро-
ванию. .
Срок подачи заявлений и.
Ленинград, В. O., Vuuren
	ПРИЕМ В АСПИРАНТУРУ
	AM И документов до 1 сентября 1947 г.
нивереитетская набережная. 17
	издательство — К 1-48.98.
			Адрес редакции н издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны: секретаряат, отделы внформапии. архитектуры, эстралы а парка — К 4-1
	Типография «Г удок», Москва, ул. Станкевича, 7.

9.86, отделы театра, музыки, изобразитель ных искусств, кино — К 5-45-12,
ЗЕЕ Ааа ЗЕ ЕВЕ В Бе рае Пани а: