21 августа 1949 г. № 23 (115)

УЛЬГУРА и ЖИЗНЬ
	Поэтические забавы

в. ‘журнале «Олонек»
`В‘ старое, дореволюционное время частень-
ко выпускались КНИЖКИ «для народа». Это

были дешевые лубочные издания, лишенные
каких бы то ни было признаков художествен-
	ности. В таких сборниках обычно печаталась
всякая литературная дребедень, кое-как за-
	рифмованная досужими халтуршиками. На.
	обложке такого рода пэсенников обычно
изображались парень в красной   рубахе и
черных лакированных сапогах, дородная де-
вица в сарафане и кокошнике, голубки и
розы. Конечно, ничего народного, в этих
аляповатых книжках не было.
	Эти лубочные издания невольно вспомина-
ются, когда читаешь новые стихи ‘Федора
Белкина, опубликованные, в 33-м номере жур-
нала «Огонек». Героиня первого из этих et
хов некая лубочная Лиза. ?

«Ходит Лиза по ночам
Рощами да лозами,
Носит Лиза сарафан

С дынями да с розами»...
	Травда, автор должен был бы знать. что.
	«лозами» ходить никак нельзя, ибо лозы-
это ивовые  прутья, что дыни никогда не изо-
бражаются на ситцах, из которых шьют еа-
рафаны. Но. главное не в этом... Автор расска-
зывает; как в‹Лизу влюбился один паренек,
и, по свидетельству поэта, «вышло дело бра-
вое». В чем же состояло это «бравое» дело?
В том, что он заглянул в глаза вышеозначен-
ной Лизе, «потонул» в НИХ И... «поныне пла-
вает». Опять же можно возразить, что раз но-
тонул, то плазать бедняге никак не удастся.
Остается совершенно непонятным, с кого ав-
тор рисовал своих нелепых лубочных героев.
	Ничего напоминающего реальную жизнь
советских людей в этом стихотворении нет.

Недоумение читателя перерастает в раздра-
жение, когда знакомишься со следующим
	«опусом» Федора Белкина под названием «Га-
данье». Это стихотворение написано от лица
	данье». это стихотворение написавко от лица
девушки, которая жалеет «троячку» (три руб-
ля), отданную за гадание цыганке. Оказывает-
ся, цыганка напророчила, что к вышеозна-
ченной девице .посватается старый, ‘седой
жених. Героиня более положительного мне-
ния о своем будущем суженом: ,

«Он летает по вселенной, ‘

Нет таких, как мой Иван:

Ему море по колено

И по пояе океан».
	Снова ничего реального, ничего напоми-
нающего жизнь и героику советских людей,
Из какого литературного нафталина выкопал
поэт все эти пошлые рассуждения о цыганках
и гаданьях?

Ничем не отличается от первых двух и тре-
тье стихотворение Федора Белкина. Снова
идет речь о некоей Кате, которая гуляет с
«молодцом», и снова никаких признаков на-
шего времени, никакой мысли, одно сплоги-
	ное подражание старым-престарым и далеко
не лучшим стихотворным образцам. Новое в.
	этом стихотворении —только небывалая риб-
ма на слово «калитки». Его Белкин, ничтоже
сумняшеся, рифмует © «ракитками»; хотя в
живом русском. языке такого. слова нет: го-
ворят — ракиты, а не ракитки.

Стихи Федора Белкина далеки от нашего
времени. Бездумные, пустые, они воеприни-
маются, как злая пародия на так называемую
«народную», а на самом дёле слашавую лу-
бочную литературу, изготовлявшуюся в доре-
волюционных буржуазных издательствах.
К сожалению, стихи написаны и опублико-

ваны всерьез. ти
Впрочем, может быть, не так уж виноват

‚ тут. сам: Белкин —неопытный: поэт, у которо-
	го. .нехватило благоразумия оставить свои
неудачные вирши. в .яшике нисьменного: сто-
ла и который решил их предать обществен-
ной огласке. Но гдё. же была редакция
«Огонька»? Неужели она забыла гневные и
суровые. слова Маяковского:.

«Одного боюсь—

за вас и сам, —
ай не обмелели
	наши души,
чтоб мы
	не возвели

в коммунистический сан
плоскость раешников
. и ерунду частушек».

Думается, эти слова Маяковского имеют
прямое отношение к стихам Ф. Белкина
и к журналу, их опубликовавшему. Не нуж-
ны читателям эти литературные забавы, эти
	‚ лубочные и аи ‘BUPIOIM, м
‘мые за стихи.

Литература. Советского
Узбекистана
	ведении людей на первый план выступает
	чувство. родственных, семейных связей. В ки-.
	носценарии Мелькумова и Ганиева «Крутой
поворот» весь колхоз ведет борьбу со стари-
ком-бригадиром, не желающим механизирос-
вать обработку хлопчатника, а потом все го-
рюют по поводу того, что он, бросив евою
семью, ушел на колхозное пастбище.

Наши узбекские писатели еще по-настояще-
му не научились ярко показывать в своих
произведениях организующую и направляю-
щую роль большевистской партии в нашем
обществе, животворную силу советского пат-
риотизма, дружбу народов нашей страны, роль
русского народа в развитии экономики и
культуры таких бывших отсталых окраин
	.дцарекой России, каким был Узбекистан.
	‘Засть наших писателей еще не умеет пра-
вильно решать в своем творчестве вопрос о
сочетании ‚национальной формы литературы
с ев социалистическим содержапием. Некото-
рые писатёли полагают, что форма литератур-
ных произведений, способ передачи мыслей и
действий героев их произведений не должны
отличаться от традиций и литературных форм
старой узбекской феодальной поэзии. Так, на-
пример, наши поэты в своих лирических сти-
хотворениях используют традиции дворцовой
поэзии, для которой была характерна лирика,
нарочито усложненная по форме и до край-
ности бедная по своему. содержанию. До сих
пор приходится сталкиваться се пережитками
феодальной лирики в творчестве многих на-
их поэтов. Это снижает идейно-художе-
ственный уровень произведений; содержание
их становится бедным, не соответствующим
нашей жизни. Такие ошибки характерны для
поэта-драматурга Сабира Абдулла, поэта Чу-
сти и ряда других узбекских поэтов. Под ви-
дом сохранения национальной формы oT
дельные товарищи также нередко использу-
ют давно отжившие термины, религиозные
понятия и изречения. ° м :

Наши писатели должны показать колхоз-
ника, рабочего или интеллигента как твор-
цов новой, коммунистической жизни. Надо
	ли говорить, что отобразить чувства и стоем-
	ления творцов коммунистической жизни
средствами старой феодальной поэзии совер-
шенно невозможно. \

Наличие серьезных недостатков в узбек-
ской литературе во многом об’ ясняется сла-
бой работой Союза советских писателей Уз-
бекистана,

Союз советских писателей Узбекистана не
смог развернуть в писательской среде кри-
тику и самокритику и на основе этого под-
нять идейно-творческий уровень всей дея-
тельности союза.

Литературные художественные журналы
«Звезда Востока» и «Шарк Юлдузи» также
слабо способствовали развитию принципиаль-
ной литературной. критики. Плохо работали
президиум, творческие секции Союза писа-
телей, не сумевшие закрепить поворот
основной массы писателей республики к с0-
временной советской тематике. ^

Необходимо отметить, что Союз советских
	писателей СССР недостаточно руководит ‘pa-
	ботой Узбекистанского Союза советских пи-
сателей. Бюро. национальных комиссий Сою-
за советских писателей СССР оторвано of
деятельности писателей нашей республики,
Не, было случая обсуждения произведений
писателей Узбекистана. в Союзе писателей
СССР. В особенности слабо ‘помогает писа-
телям. Узбекистана. «Литературная газета».
За последние годы она не выступала: с.кри-
тическим разбором произведений писателей
Узбекистана, за. исключением... неправильной
статьи о романе Абдуллы Каххара «Apa чи-
нара»,

цк к (б) Узбекистана принял постановле-
ние о ‘работе Союза советских писателей Уз-
бекской ССР. В своем постановлении бюро
ЦК подвело некоторые итоги работы писа-
телей, поэтов и ‘драматургов республики за
период, прошедший со времени опубликова-
ния исторического решения ЦК ВКП(б) «О
журналах «Звезда» и «Ленинград», и наме-
тило ряд практических мер, направленных
	к дальнеишему под’ему ‘узбекской советской
	литературы. .

Задача советских писателей Узбекистана
заключается в том, чтобы, руководствуясь ме-
тодом социалистического реализма, на оено-
ве глубокого изучения нашей социалисти-
ческой действительности создавать‘ высоко-
художественные произведения о героическом
труде нашего народа, строящего под руко-
водством партии Ленина — Сталина KOMMYHU-
стическое общество.

м. ‘BAXABOB.
			р AS. DAINO) «O MypHaaax .
«Звезда» и «Ленинград» многие ‚писатели,
поэты и драматурги Узбекистана увлека-
лись созданием произведений на ‚ сказочные‘
сюжеты и темы из далекого прошлого. Серь-
езным недостатком узбекской литературы в
тот период была идеализация отдельными
писателями феодальной эпохи. Под видом по-
пуляризации прогрессивных элементов про-
шлого некоторые наши писатели восхваля-
ли феодальное общество, возвьипали малозна-
чительных лиц, приписывали им прогрессив-
ное мировоззрение, превращали в народных

а лы 1
	героев. +:
Hocraxopacuste
«Звезда» и «Лет
	ВКП(б) «О журналах
	‘эасзда» и «Ленинград» ‘явилось боевой про-
граммой борьбы партийных организаций и

tae
	осуществление
партийности;, за
		писателей республики за

принципа большевистской п:
повышение идейного их;
уровня узбекской литературы.
	ее АИ ВИ

В творчестве основной массы писателей и
поэтов Узбекистана в последние годы наме-
тился заметный поворот в сторону современ-
ной советской томатики. Появились такие
	И р ор к: Е ТИ Set Oe

ной советской тематики, Появились такие
произведения о жизни советских людей, о
колхозах и промышленных предприятиях
республики, как поэмы «Уста Гияс» и «Зела-
ный кишлак» Мирмухсина, поэма «Сталевар»
Мухтарова, повесть «Путь правды» Турсуно-
ва, поэма «Девушки» Айбека, «Песня жизниь
и «Ранняя весна» М рна тра Аи.
	Среди писателей республики заметное we-
	сто запимает молодежь, вступившая в литера-
туру в последние годы.
`В поэме «Уста Гияс», посвященной кол ухдн.
	> чноузме «уста 1ияс», посвященной колхоз-
ной жизни, поэт Мирмухсин показывает пат-
риотический под’ем хлопкоробов в голы вой-
	ны. Ломая традиционные каноны узбекской
феодаяьной поэзии, т. Мирмухсин свободно
использует народный язык, правливо пока-
	SEMANA YOR OPV Da пзывк, Правдиво поква-
зывает яркую жизнь советских людей. В по5-
ме «Сталевар» молодой поэт Аскад Мухтаров
рассказывает ю росте нового человека, о благс-
	творной силе дружбы народов Советского
Союза. Герой романа — молодой колхозник-
	узбек, участвовавший в строительстве метал-
лургического  комбината, — впоследствии ста-
новится знатным сталеваром-стахановцем. в
этом ему помогают его друзья — русские ме-
	таллурги, т
Обращением к важным темам современно-
сти характеризуется творчество Гафура Гу-
ляма, выступившего со. сборником новых сти-
хов «Ассалом», Тураб Тула и. других поэтов.
В литературной жизни Узбекистана имеет-
ся много положительных явлений. Но общее
состояние узбекской литературы еще резко
	отстает от экономического, политического и.
культурного роста республики, от требова-
ний, пред’являемых большевистской парти-
	ей к литературе как к мошному средству
воспитания трудящихся в духе коммунизма.
Достижения трудящихся Узбекистана в борь-
бе за под’ем. хлопководства и искусственное
орощение полей, за создание электростанций
и промышленных предприятий, за под’ем
культурного уровня народа не находят еще
	должного ‘отражения в нашей литературе.
Недостаточное отражение явлений современ-
ной жизни в произведениях литературы об’
	ясняется тем, что многие нашти писатели не
вникают глубоко в жизнь колхозов, совхозов,
крупных новостроек, в жизнь промышлен-
ных предприятий республики.

‚Некоторые писатели. Узбекистана поверхно-
стно. относились к.разработке тем современ-
ной совстской жизни. Вместо того чтобы ray-
боко и правдиво показывать жизнь советского
народа, они пошли по пути выдумывания ис-
кусственных драматических конфликтов, при-
писывая советским людям чуждые. природе
нашего общества черты и действия. Под пером
такого рода писателей сожеты оказались не-
естественными, люди — карикатурными, ге-
рои — невыразительными, а идеи, вокруг ко-
торых идет борьба, —путаными и незначи-
тельными, Именно этим и об’ясняется неуда-
ча таких произведений, как роман, «Два чина-
ра» Абдуллы Каххара, пьеса «Орзу» Сабира
Абдулла, пъеса «Бахтияр» Туйгуна, пьеса
«Поступь веков» Уйгуна, и ряда других.
	Многие наши писатели в своих произведе-
ниях, посвященных колхозной жизни, же
лая прказать борьбу нового против старого,
по существу сводят вопрос только к семей-
ным конфликтам, причем авторы чаето со-
вершенно теряют чувство меры, приписывая
соввтским людям надуманные черты и ка-
чества. Как правило, идейный уровень подоб-
ного рода произведений крайне низок, в по-
	На рассвете воскресного дня ТТ июля с мо-
сковских аэродромов поднялись тяжелые се-
ребристые птицы. Землю еще окутывал
нежный ‚свет утра, а пилоты ‹ воздуие
ных кораблей уже видели, как из-за кремлев-
ской ‘стены поднималось солнце, Начинался
день, радостный день сталинской авиации.

Так начинается и новый пветной докумен-
	тальный фильм о любимом празднике  совет-
ского. нафода -- «Лень Воздушного флота
		Искажение исторических.
_ фактов. a
	Книга проф. Г. Деборина «Международные.
	отношения. и. внешняя политика СССР»*
имеется во многих библиотеках, ею пользу-
ются студенты в качестве учебного пособия.
Между тем эта книга неправильно, в иска-
женном виде освещает важнейшие вопросы
международных отношений в период Вели-
кой Отечественной войны.

Много места в книге проф. Деборина уде-
лено американской внешней политике в пе-
риод второй мировой войны. Проф. Деборин
	усердно излагает версии пропагандистских
американских документов, приводит выска-.
зывания американских буржуазных публи-
	цистов или восипроизБодит различные высту-
пления буржуазных политических деятелей
СИГА. При этом все преподносится, как пра-
	‚ вило, без необходимых разяснений и ком-
	ментаоиев.
	одних выступлений буржуазных дипломатоз
или буржуазных газет (стр. 46, 170, 221, 231 и
др.). При этом лицемерие американской ди-
пломатии не разоблачается, а ее. демагогия
выдается за действительность. Такой подход
к освещению важнейших событий периода
второй мировой войны, забвение ленинско-
сталинского учения o6 империализмо, об об-
щем кризисе капитализма, о борьбе дзух си-
стем привели автора к затушевывакию борь-
бы внутри антигитлеровской коалиции во
время второй мировой войны, к смазыванию
коренной противоположности между внешней
политикой СССР, © одной стороны, и внеие
ней политикой США и Англии — с другой..
Г. Деборин изврашает в буржуазно-об`екти“
вистском духе вопрос об Атлантической xap-
тии. Атлантическая хартия не являлась вы-
ражением истинных целей, которые ставили
перед собой правящие круги США и Англии
в войне и послевоенном устройстве мира.
Автор книги, умалчивая об этой стороне де-
ла, всячески расписывает «огромное» поло-
жительное значение этой хартии и выдает
тем самым прокламированные США и Анг-
лией демократические с виду принципы за
их действительные цели в войне (стр. 31, 40).
Г. Деборин искажает’ вопрос об открытии
второго фронта во второй мировой войне,
утверждая, что видные деятели Англии. и
США не смогли правильно оценить. сложив-
пгуюся в 1942 г. обстановку, переоценив силы
гитлеровцев. Это обстоятельство имело: якобы
большое значение при принятии решения
‘англо-американскими. правящими кругами об
откладывании второго фронта с 1942`г, на
последующее время. Затяжку в открытии
второго фронта Г. Деборин пытается об’яс-
нить отсутствием дальнозоркости политиче-
ских руководителей США и Англии (стр. 122).
Такое об’яснение оправдывает правящие
круги США и Англии в их антисоветской и
антинародной политике откладывания  второ-
го фронта. Хотя автору книги было ‘известно,
что Англия и США открыли второй фронт
не тогда, когда их правители приобрели
«зоркость глаза», а когда сложилась такая
обстановка, при которой Советский Союз был
в состоянии без помощи союзников, своими
собственными силами оккупировать всю Гер-
манию и освободить Францию,
Антинародная политика правящих кругов
США и Англии по отношению к националь-
но-освободительному движению в оккупиро-
ванных странах Европы в книге проф. Лебо-
рина не разоблачена. Известно, что ангРло-
американские правящие круги по отношению
к национально-освободительному движению
оккупированных ‘стран капиталистической
Европы проводили одну и ту же политику:
они пытались всячески ослабить националь-
но-освободительную борьбу против. оккупан-
	тов и их пособников, противодействовали
	народной борьбе с фашизмом. Г. Деборин: не
вскрывает этой реакционной политики пра-
вящих кругов США и Англии.

Вопрос oO национально-освободительной
борьбе против оккупантов во Франции иска-
жен; Роль французской компартии, которая
являлась организатором и руководителем
борьбы французских патриотов, явно прини-
жена.

Ревакционер де Голль в. книге представлен,
вопреки историческим фактам, чуть ли: не
вдохновителем патриотической борьбы фран-

Kuura проф. Г. Деборина «Международные
отношения и внешняя политика СССР» иска-
жает исторические факты, идеализирует и
приукрашивает внешнюю политику США в
период второй ‚мировой войны. Эта книга
насквозь порочна, она не может быть исполь-
зована в качестве учебного пособия.

В связи се критикой книги проф. Деборина
нельзя пройти мимо одного обстоятельства.
Ora книга издана «на правах рукописи». Из-
вестно, что издания «на правах рукописи»,
как правило, выпускаются в десятках или
сотнях экземпляров, чего нельзя сказать о
книге проф. Деборина: она издана тиражом в
9.000 экземпляров. ‘Некоторые наши на-
учные организации под маркой «на правах
рукописи» издают недоработанные и по-
рочные ‘книги массовым тиражом. Такой
неправильной, антигосударственной практике
издания литературы необходимо. положить
конец:
	И. КОЛОСЕОВ.
‚ Каскад сложных фигур, и, будто серебря-
ная молния, самолет вонзается ‘в далекую
голубую высь. . :
Индивидуальные выступления сменяют
	‚групповые полеты.
	В результате такого неправильного подхо-.
	да проф, Г. Деборина к освещению внешней
политики США, в результате некритического
отношения к буржуазным американским ис-
	точникам. внешняя политика США во время.
	второй мировой войны в книге представлена
такой, какой ее пытаются лицемерно изобра-
жать сами американские империалисты. `

В ряде мест своей‘книги (стр. 30, 31, 79,
131 и др.) проф. Деборин, характеризуя цели
США во второй мировой войне, основывается
только на американских официальных доку-
ментах, цитируя их без каких-либо раз’яе-
нений. В результате у читателей создается
неправильное мнение о том, что будто бы
США во второй мировой войне боролись за
«независимость» и «безопасность» народов.

Проф. Г. Деборин изображает США другом
колониальных народов, борцом за их осво-
бождение. «Соединенные Штаты Америки, —
пишет он,— поставили, во время Московской
конференции, вопрос о ‘политике по отноше-
нию к колониальным странам. Они предла-
	гали, чтобы союзные страны решили обеспе-
	чить эффективную возможность достижения
независимости для всех народов, которые
стремятся к независимости» (стр. 167). Ника-
ких пояснений, ‘разоблачающих империали-
	«тическую суть американского предложения,
	‚в книгехне дано. Г. Деборин превратил аме-
риканских империалистов, боровшихся за
установление своего господства в колониях,
	в борнов за освобождение колониальных на-
		Умалчивая о проводимой правящими кру-
гами США антинародной политике в осво-
божденных странах Европы, направленной
на удержание народных масс от решитель-
ной борьбы с фашизмом, на сохранение в
них старых, реакционных порядков, Г. Дебо-
PMH вслед за Ингерсоллом и Эллиотом РуУЗз-
вельтом представляет американскую полити-
ку в Греции в конце второй мировой войны
как политику сочувствия греческому народу.

Вместо того чтобы разоблачить секретные
переговоры официальных  предетавителей
правительства США с представителями фа-
шистской Германии о сепаратном мире,
Г. Деборин пытается всеми мерами показать
	правительственную политику США как поли-
	тику искренней и решительной борьбы за
безоговорочную капитуляцию фашистских
держав, как политику борьбы против сепа-
ратных сделок с ними (стр. 134, 143). Автор
ЕНИГИ ЯВНО идеализирует. внешнюю политику
США в период второй мировой войны, не
вскрывает классовой природы этой политики;
по Деборину получается, что главной силой,
противодействовавшей во время второй ми-
ровой войны антисоветской политике Чер-
чилля и американских империалистов, был
не Советский Союз, а правительство США
(стр. 133, 134, 169 и др.). .
	‘Подвергая критике только наиболее рьяных
американских фреакционеров и представляя
внешнюю‘ политику США в период второй
мировой войны в розовых красках, проф. Де-
борин тем самым приукрашивает.и оправды-
вает ‘ политику ‘американских ‘монополий,
диктовавших свою волю правительству СИТА.

Отношения ‘между странами внутри ан-
тигитлеровской коалиции в период второй
мировой войны автор книги характеризует
только на основе официальных дипломати-
ческих коммюнике, а чаще на основе липть
		a: Проф; Деборин Г, А. «Международные отно-
шения.и внешняя политика CCCP». 1917—1945 гг.
Выпуск четвертый. Годы Велиной Отечественной
войны. Моснва. 1947 г.

Тразпник сталинских сок
	На первой машине — огромный стяг с порт-
ретом творца и создателя Воздушного флота
СССР товарища Сталина.

Самолеты летят над бутующим mopem: py-
коплесканий, и на какой-то момент рокот мо-
торов тонет в шуме озваций. 16 красных фла-
гов--символ братской дружбы 16 республик
Советского Союза—проходят в строгом, друж-
ном строю. Вслед за ними, замыкая. колонну
знаменосцев, проходят самолеты, несущие
	знаменосцев, проходят самолеты,
`’ голубые. флаги Воздушного флота.
	‚Не успевают скрыться за рамки экрана ма-
шины-знаменосцы, как от горизонта к Цент-
эальному клубу плывут в поднебесье начер-
		На экране планер нгобычной Формы —
летающее крыло. ‘Самолет без мотора и. без
хвоста. Летчик Петров, проделав ряд слож-
ных фигур, мастерски. посадил свою «бес-
хвостку» тут же, на аэродроме.

Ярко ‘показано в фильме второе отделение
парада, которым руководил` гвардии генерал-
лейтенант . авиапии Василий Иосифович
	Сталин. это был смотр военных самолетов.
	На воздушной арене появился
активный самолет конструкции Яковлева, пи-
лотируемый‘ старшим лейтенантом Лапити-
ным. Пожалуй, это один из самых волную-
ших эпизодов фильма.
	Мы видели Лапшина, когда он еще только
готовился Е полету. Теперь он с ураганной
скоростью пронесся над аэродромом, зрите-
ли едва успели повернуть за ним головы.
Лапшин взмыл вверх, и только потом донес-
	ся к нам звук его мотора.
	активно участвующих в развитии отече-
ственной авиации.

С утра магистрали. столицы, ведущие к Ty-
шинскому аэродрому, были заполнены яр-
кими толпами людей. Алые стяги и голубые
вымпелы реяли над шумными людскими по-
токами. Еще далеко до начала парада,
еще тих и безмятежен голубой шатер над
аэродромом, но какое захватывающее зрели-
ще проходит перед нами в коротких кадрах
кинокартины! Изобилие красок, лиц, улыбок,
приветствий, молодые, звонкие песни, лихие
пляски участников самодеятельности, поло-
сатые шатры торговых павильонов. и реющие
флаги с эмблемой советских воздушных сил.
Праздничный народ, счастливый, богатый,
свободный и радостный. Он уверен в силе
своего Воздушного флота, он окружил его
заботой и любовью, радуется каждому ero
успеху и благодарит его великого ‘творца
Иосифа Виссарионовича Сталина,

Взоры людей обращены к большому, свет-
лому зданию Центрального азроклуба имени
Чкалова. За несколько минут до начала па-
рада прибывают руководители партии и пра-
вительства. И вдруг над полем разносится
многоголосый радостный крик: «Сталин!»
Товарищ Сталин появляется в правитель-
ственной ложе.

— Сталин! Товарищ Craaua!—nponecanen
от края до края огромного поля Восторжен-
ные возгласы. И`зашумело, заколыхалось в
рукоплесканиях людское море, раскинувшее-
ся от дальних берегов Москвы-реки до стен
Центрального клуба.

B правительственной ложе вокруг товарища
И. В. Сталина товарищи Г. М. Маленков,
Л. П. Берия, К, Е. Ворошилов, А. И. Микоян,
А, А. Андреев, A. M. Каганович;
Н. М. Шверник, Н. А. Булганин, М: А. Суслов,
п. к; Пономаренко, в Попов,
М. Ф. Шкирятов. Здесь же Маршал Совет-
ского Союза А. М, Василевский, Маршал
Советского Союза В. Д. Соколовский, маршал
авиации К. А. Вершинин, генерал армии
С. М. Штеменко, адмирал. И. С. Юмашев.

12 часов... Ярко Gaecnyau поднятые фан-
фары;

Первые звуки Tocynaperennoro гимна
СССР сливаются © раскатами артиллерий-
ских залпов— двадцати залпов из ста орудий.
	Авиационный флаг нашей Родины, флаг
празднества, поднят!

Дзадцать семь машин-знаменосцев. отвры-
вают парад.
	Ураганная скорость машин не. нарушила
строя. Казалось, что самолеты связаны друг
с другом так согласованно, точно выполняли
OHM сложные фигуры пилотажа. mo.

Единая воля, единое стремление, общее
мастерство. oa

Участники ‘парада ‘ежесекундно ощущали
любящий, отеческий взгляд товарища
Сталина, Он неотрывно, внимательно следил
за их полетом. Это придавало силу, уверен-
ность, наполняло их сердца гордостью,

Советские летчики всегда и везде отвечают
своему отцу и учителю горячей любовью, са-
моотверженным трудом и готовностью отдать
всю свою жизнь за нашу великую PORMEY,   за
Сталина!

Словно подчеркивая эту евою готовность,
летчики продемонетрировали на параде «воз-
	‘душный бой». Зрители с интересом наблюда“
ли это уже ставшее необычным для нас зре
	ище.
Яркими цветами рассыпались в небе`пара-
шюты. Мы видели девушек и юношей, когда
они садились в самолеты, когда они направ-
лялись к аэродрому, веселые, с ‘песнями,
ожидая команды «прыгать», Но мы не мог-
ли себе представить, что их будет так много
и что так точно будут «распланированы» их
воздушные плопхади. Казалось, им тесно в
небе, а между тем никто не мешал другому,
	‚и каждый опустился на землю в назначенном
месте.
	праздник завершили парадные колонны
самолетов новой конструкции. Удачно смон-
тированы в фильме кадры пролета новых
самолетов. и кадры, показывающие кон-
структоров. Зритель видит не только самоле-
ты и летчиков, но и создателей скоростных
машин — конструкторов Микояна, Яковлева,
Лавочкина, Туполева.

‚Наш традиционный праздник на Тушин-
ском аэродроме наглядно и с новой силой
показал растущую мощь советской авиации,
блестящее мастерство славных сталинских
есколов.. ,

`Те, кто не смог быть 17  июля на Тушин-
ском аэродроме, увидят в новом документаль-
ном фильме силу и мощь авиации, проде-
монстрированную на парада.

Советские, киноработники создали правди-
вый, волнующий фильм об отважных сталин®
ских соколах.
	М. САДКОВИЧ, —
	Из года в год мы празднуем День Боздуш-
ного флота СССР, и не первый раз кинора-
ботники запечатлевают этот праздник на эк-
ране. Но как не похожи кадры прошлых ки-
нокартин на то, что сегодня видим мы с бор-
та самолета! С каждым днем изменяется об-
	лик нашей Родины.
	С севера на юг, с запада на восток про
плывае® перед нами земля социализма в сво-
ей эпической, волнующей красоте. Сменяя
друг друга, кадры фильма ведут живописный
рассказ о народе-строителе, об обновленной
земле, о новых городах; о богатых урожаях,
о том, как волею народа по плану’ великого
Сталина преображается и становится все
	Сталина преооражается и. славовилет
прекраснее и лучше шестая часть мира.
	Широко. распростер крылья могучий. Воз-
душный флот. советской державы. Его могу-
щество создано и укрепляется изо дня в день
вдохновенным трудом: советского народа, на-
рола-творца, народа-победителя, народа, соз-
	давшего могучую. авиацию.
	‚ «Слава Сталину —
‘Аэродром встречает их криками «ура» и
	благодарными аплодисментами.
	Воспитанники аэроклубов, овладевигие лет-
ным мастерством без отрыва от производетва,
люди разных профессий и положений, ма-
стерски овладев искусством пилота, начерта-
ли на небе слова, живущие в сердце каждого
участника парада, каждого советского чело-
		Серебряный сильный самолет резал ту-
чи и падал вниз к зеленеютщей земле, купа-
	ясь в брызгах солнечного света.
	Львиный рев его мотора сотрясал облака,
Он падал на спину и вертелся через крыло,
Он уходил от нас в далекую а, высь и
вдруг появлялся, над нами, .

Незабываем кадо, когда по диагонали экра-
на, снизу вверх, разрезая застывшие облака,
идет самолет Лапшина.

— Одно стремление—ввысь! — говорит дик-

‚ Это сказано точно; Кажется, никто и ни-
а не сможет остановить это cTpemaenue
отважного советского летчика,

Невольно вырываются возгласы:

— Слава ‘сталинскому соколу! Слава кон-
структору!

Мы благодарим Kuuoomeparopa, сумевшего
подняться на`такую высоту своего мастер-
ства; чтобы заснять и летчика Лапшина и
других, не менее славных участников парада.

На экране новый истребитель. Машина
конструкции Микояна. Ведет ее старший
лейтенант Ковалев. .

— Вот когда видна скорость современного
реактивного самолета, -говорит диктор.

Мы едва успеваем рассмотреть его. Корот-
кая панорама позволяет лишь заметить, как
мелькают возле машины облака,

Не успел скрыться самолет Ковалева, как
из глубины экрана возникает самолет кон-
струкции Лавочкина, управляемый майором
Пепеляевым.
	Кинооператоры как бы приблизили к пам и
самолеты и отважных летчиков. Теперь мы
	‚видим. все и еше сильнее, еще больше  гор-
	димся и радуемся успехам отважных сталин-
ских соколов.
	Плавно и точно кружит над нами пятерка
спортивных самолетов «Як-18». Их ведут
женщины во главе с Героем Советского Сою-
за Мариной Чечневой, С каждой секундой
фигуры усложняются. Петля Нестерова, вто-
рая петля, переворот, головскружительная
спираль, Все пять машин, все пять женщин-
пилотов в точности повторяют движения свс-
его командира, ни на мгновенье не нарушая
	‚ строя.
	На экране — первый самолет, поднявшийся
над русской землей еще в 1882 году. Это са-
молет ‘Александра Федоровича Можайского.
Русские ученые горячо поддержали изобрета-
теля, В историю авиации навеки вписаны
имена ‘великих русских ученых Можайско-
	ro, Жуковского, Циолковского, Чаплыгина,
	Наши конструкторы неустанно трудятся
над тем, чтобы советские самолеты летали
дальше всех, быстрее всех, выше всех. Люди
точной техники и высокой культуры труда
рабочие авиазаводов воплощают. в жизнь за-
мыслы конструкторов, и на аэродромах стра-
	ны все больше и больше появляется перво”
а оС еды»   Таз Оовитея
		тесно на летных ПОЛЯХ, fier К
стальным, сверкающим машинам,
	Источник могушоства советского Воздуит-
	ного флота — это миллионы патриотов, пой
А ее Сына Craamra
	Цветной до-
	фильм об авиационном празднике
т . золо г Ракисверы’ лауреаты
	в Тушине ‘17 июля 1949. г. PeHHCCEDR ed aL.
Сталинской премии В. Войков и С. Гуров. Глав-
ата ри. лауреаты Сталинской премии
	1—2 Aa EAN at Ra BN Be ee a
И Беляков, М. Ошурков, Производство Централь-

нон орлена Красного Знамени. студии донументаль-
	ных Фильмов:
	руководством партии Ленина
			Ноявляются 24 спортивных самолета. Труд-.
но ‘поверить, что машинами, выполняющими
такой сложный узор, управляют не летчики-
профессионалы, а рабочие, студенты, рядо-
вые члены Добровольного общества содейст-
	‚вия авиации. После сложных переворотов,
	спиралей, двойных кругов спортивные само-
леты, выстроившись в ровную линию, поки-
дают аэродром,

Умолк рокот моторов, В небе непривычная
тишина. Над аэродромом тихо скользят боль-
щие краснокрылые стрижи. Это планеры,
возглавляемые международной рекордсмен-
кой Маргаритой Раценской, — красивое и уди-
вительное зрелище,
	’% «День Воздушного
кументальный фильм.