СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	На отчетном концерте Консерватории
	Традиционный консерваторский

акт, посвященный очередному (ceMo-
десят восьмому) выпуску крупней-
него музыкального вуза страны,
ожидался в этом году < особенным
интересом. Недавнее награждение
орденом Ленина Московской консер-
ватории в связи с ее 80-летним. юби-
леем и высокие правительственные
награды, которыми была отмечена
болыгая группа работников консез-
ватории, обязывали ее оправдать в
своей работе доверие советского на-
рода. .
Творческая жизнь консерватории
в этом году отличалась особенной
интенсивностью. Даже сухие цифро-
вые данные красноречиво говорят о
проделанной работе: 212 открытых
концертов, 60 проц. отличных оценок
на экзаменационных сессиях, успеш-
ные постановки оперной студии,
14 кандидатских и 4 докторских дис-
сертащим, заслушанные и принятые
Художественным советом и советами
факультетов.
‚ Из 83 студентов-выпускников
этого года 21 получили дипломы ©
отличием. Очевидно что даже и те
студенты, которые кончили с отли-
чием, не все могли участвовать в
этом концерте.

Стремясь показать выпускников
всех основных специальностей, ди-
рекция включила в программу не-
сколько певцов, хотя ни один CTY-
дент на вокальном факультете не
получил диплома с отличием. Вооб-
ще сольная вокальная часть про-
граммы оказалась наименее интерес-
ной. Из выступавших в сольных но-
мерах певцов хобошее впечатление
оставила только ученина проф. Н.
Дорлиак Т. Антипова, свежо и непо-
средственно спевшая арию Заремы из
«Бахчисарайского фонтана» Аренско-
го и русскую народную песню «Уж я
золото хороню, хороню».

Лучшими представителями орке-
стровых специальностей были тру-
ба М. Хачатурян и скрипач
Э. Лейванд. Хачатурян, подобно
большинству учеников ` маститого
проф. М. Табакова, обладает пре-
красным «поющим» звуком и хоро-
шим. чувством музыкальной фразы.
К сожалению, не всегда безукориз-
ненно четко звучали у него виртуоз-
ные места.

Хорошие исполнительские качест-
ва показал Эмиль Лейванд (класс
проф. К. Мостраса), исполнявший
«Пыганокую. рапсодию» Равеля; уже
	С0 ВСЕХ КОНЦОВ
СТРАНЫ
	рия выпустила новую группу музыкове-
дов, композиторов и музыкантов-иснол-
нителей. В этом году консерваторию
окончило 40 человек, Государетвенные
экзамены показали высокий уровень об-
тней и специальной подготовки молодых
музыкантов. В будущем учебному году
при консерватории организуется оперная
студия. При исполнительском факульте-
те впервые откроется органный классе.

ЕРЕВАН. Армянская филармония при-
ступила к формированию Государетвен-
ной хоровой капеллы, первое выступле-
ние которой состоится в дни всенарод-
ного праздника — 30-летия Великой Ок-
тябрьской социалистической революции,

АЛМА-АТА. Ньеса В. Симонова «Рус-
ский вопрос» переведена писателем
А. Кулубековым на казахский язык.
Большинетво областных театров вклю-
чило пьесу в свой репертуар.

АТ ХАБАД. Туркменский музей изо-
бразительных искусств организовал две
передвижные выставки работ туркмен-
ских художников и художников братских,
республик. Выставки направлены в 06б-
хастные центры — Мары и Чарджоу.

ЛЬВОВ. Театр юного эрителя ноставил
премьеру «Горе от ума» А. Грибоедова
в переводе на украинский язык поэта-.
академика М. Рыльского. Спектакль по-
ставлен заслуженным деятелем искусств
УССР В. Скляренко, художник Ф. Нирод.

НАЛЬЧИК. Состоялось торжественное !
чествование заслуженного артиста
КАОСР Г. Новикова, в связи © 50-летием :
его сценической и общественной дея-
тельности. В юбилейном спектакле «Ма-
тпенька» А. Афиногенова юбиляр е уе-
пехом выступил в роли профессора
Окаемова..

АСТРАХАНЬ. В этом году исполняется
150-летие Астраханского драматического
театра. Юбилей будет отмечен в дви
празднования 30-летия Октября. Намече-
но выпустить сборник, который расска-
жет о рождении театра, о его работе в
годы гражданской и Великой ’Отечеет-
венной войн, о росте актероР и создавии
новых спектаклей.

ОДЕССА. В зале филармонии была по-
казана в концертном исполнении опера
«Иоланта» П. Чайковского. В концерте
участвовали симфонический оркестр, хор
филармонии, ведущие артисты оперного
тватра и солиеты филармонии. Дирижи-
ровал заслуженный деятель искусетв
УССР нрофесеор А. Климов.

ЧАРДЖОУ. (Туркменская ССР). Кол-
лективы художественной самодеятельно-
сти областного центра выехали для об-
служивания колхозников на период об-
работки хлопка и уборки зерновых. За
‘короткое время они побывали в самых
отдаленных аулах области. дали около
200 концертов, на которых присутетво-
вало свьышие 45 тысяч зрителей,

ТБИЛИСИ. Государственная консервато-

сейчаю он обладает большим, красй-   нальной выразительности музыкаль-
	вым звуком, виртуозным  темпера-
ментом, наконец, той особенной яр-
костью в восприятии и передаче му-
зыкалыных образов, без которой не-
мыслим истинный артист.

Более зрела и насыщена высокой
исполнительской культурой игра уче-
ника проф. С.Фейнберга Бориса Льво-
ва. Еше в 1945—1946 гг. он получил
первую премию на консерваторском
конкурсе на лучшее исполнение бет-
ховенских сонат, блестяще исполнив
редко появляющуюся в концертных
программах из-за своей непомерной
трудности сонату ‘ор. 106 (fiir
Hammerklavier}). B нынешнем вы-
пускном концерте он исполнил Ффи-
нальную фугу из этой сонаты и пер-
вую часть Ь5-то-ной сонаты Шопена.
Наиболее удачно была им. сыграна
фуга: Здесь ярко проявились такие
качества его пивизма, как техниче-
ский блеск, большой волевой напор,
умение сурово, мужественно и просто
трактовать величавые бетховенские
образы.

Олдаренная пианистка Татьяна Ни-
колаева уже хорошо знакома мо-
сквичам 0 своим  неоднократ-
вым публичным выступлениям. В ‘ак-
товом концерте в ее игре было мно-
го теплоты, искренности, поэтиче-
ского обаяния, но недостаточню раз-
маха и мощи. Хочется посоветовать
молодой пианистке развить в себе
эти качества, столь необходимые му-
зыканту ее масштаба.

Дирижерскю-хоровой факультет
выпустил в отчетном концерте трех
динломников, которые дирижировали
факультетским хором.  Хорошими
профессиональными данными облада-
ют двое из них—Н. Бурмистрова и
С. Великов. Н. Бурмистрова мягко,
пластично и < болыгой задушевно-
стью исполнила «Тайгу» Егорова. С.
Великов с подлинным пафосом Epo.
вел сцену казни из «Емельяна Пуга-
чева» Коваля.

Творчество студентов консервато-
рии было представлено в концерте
анданте и’скерцо из фортепианного
квинтета ученика проф. Д. Кабалев-
ского Михаила Зива и прелюдией
из триады Т. Николаевой. Части из
фортепианного квинтета М. Зива изо-
бличают в нем культурного, зрелого
композитора, хорошо — владеющего
формой. Трудно, однако, сказать,
как булет в дальнейшем протекать
развитие его композиторского’ пути,
так как при всей своей эмоцио-
	МАЛЫЙ ТЕАТР
В ЛЕНИНГРАДЕ
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). На га-
строли в Ленинград приехали артисты
Академического Малого театра.

На сцене Выборгского дома культу-
ры и Дома культуры промкооперании
они покажут спектакли «Инженер
Сергеев» и «Пигмалион».
	В Ленинградской консерваторин
	на-днях состоялось вручение
дипломов выпускникам. Около
100 дипломантов 81-го выпуска
старейшего музыкального вуза
страны получили назначение в
разные города и республики
СССР. На снимке: выпускники,
получившие дипломы с отличием,
—вокалистка И. Тимонина, пи-
анист Ф. Соколов и органистка
Н. Оксенлтьян.
	Фото И. Фетисова (ТАСС),
	ный стиль его пока еще несколько
нейтрален.

Заключало концертную программу
годичного акта трио в составе Т.
Николаевой, Р. Дубинекого, В. Бер-
линского (классе камерного ансамбля
проф. А. Гедике). Это настоящий,
вполне профессионального качества
ансамбль, прекрасно умеющий пере-
дать тонкость звучания ансамбле-
вых партитур. Ги П части трио Ра-
веля были исполнены на очень BbKCO-
ком художественном уровне. Можно
лишь высказать упрек в недостаточ-
вю ° выпуклом показе блестящих

красок неистощимо богатой равелев-
ской палитры.

Конечно, трудно притти к каким-
либо обобщениям на основании од-
ного концерта. Однако впечатление
от большинства выступлений студен-
тов консерватории за истекший учеб-
ный год позволяет сделать некото-
рые выводы.

До сих пор еще дает себя знать
отставание вокального факультета.
О низком качестве подготовки пев-
цов за последнее время писали уже
достаточно много. Хочется: лишь под-
черкнуть, что именно от Московской
консерватории все музыкальные
учебные заведения Союза нетерпели-
во ждут разрешения этой наболев-
шей проблемы.

Работа оркестрового и теоретико-
композиторского факультетов  по-
прежнему заслуженно является при-
мером для всех консерваторий стра-
ны. Обращает на себя внимание боль-
пюй качественный рост дирижерско-
хорового факультета. До последнего
времени кадры длЯ. оперно-симфони-
ческой дирижерской аспирантуры по-
ставлялись в основном теоретико-
композиторским факультетом, Te-
перь же рядом с ним начинает за-
нимать ‘принадлежащее ему по праву
место дирижерско-хоровой факуль-
тет. И, наконец, о фортепианном фа-
культете. Крупнейшие мастера совре-
менного пианизма (профессора Игум-
нов, Гольденвейзер, Нейгауз, Фейн-
берг), десятки лет преподающие в
Московской консерватории, подняли
на небывалую высоту уровень старой
московской фортепианной школы.
Главным образом благодаря работе
фортепианного факультета Москов-
ской консерватории молодые совет-
ские пианисты.не имеют сейчас кон-
	курентов во. всем мире.
И ПОПОВ.
	МОСКОВСКАЯ
- ХРОНИКА
	$3 Советские композиторы работают
над произведениями, посвященными 30-
летию Великого Октября. Н. Мясковский
ниптет кантату «Кремль ночью» (на текст
поэта ©, Васильева) и патетическую
увертюру. 0. Прокофьев работает над
юбилейной увертюрой. Ю. Левитин пи-
шет ораторию ‘«Отчизна» (на текет поэта
В. Лебедева-Кумача). М. Вайнберг напи-
сал симфонический цикл «Праздничные
картины»,
	14 июля миниетр просвещения
РСФСР А. Калашников вручил премии
хуложникам — участникам конкурса на
лучшее издание книги для детей. Пер-
вой премии удостоен художник Е. Киб-
рик. Вторые премии присуждены худож-
викам Б. Дехтереву, В. Лебедеву, В. Шег-
nosy, BE. Чарушину. Третьи премии при-
суждены художникам К. Клементьевой,
А. Пластову, А. Кондуатьеву.
	$3 Закончились городские, областные и

республиканские смотры художественной
самодеятельности ремесленных и желез-
нодорожных училищ и школ фабрично-
заводекого обучения. По предваритель-
ным данным, в них участвовало около
100 тысяч человек.
‹ 8 ЦПентраяьный детский театр готовит
пъесу В. Каверина и 3. Юдкевича «Два
калтгитана» в постановке Л. Волкова и
В. Колесаева: художник Я. Птоффер.

© Во второй новой программе эетрад-
ного театра «Эрмитаж» — «Откровенно
говоря». премьера которой состоится на-
днях, кроме артистов Ленинградского
театра эстрады и миниатюр под руко-
водством А. Райкина, примут также уча-
стие Л. Лядова и Н. Пантелеева, Т. Пти-
пына и Л. Маслюков. Ранито.
	$ Крупнейшая в стране Московская
фабрика смычковых музыкальных ин-
струментов досрочно завернгила про-
грамму семи месяцев. Выпущено свыше
5 тысяч скрипок, виолончелей, альтов и
контрабасов. В нынешнем голу Фабрика
освоила выпуск новых видов инетру-
ментов— скрипок и виолончелей. прел-
назначенных для детей дошкольного
возраста. .
	%3 Управление промысловой коопера-
ции при Совете Министров РОФОР наме-
тилс ряд мероприятий для дальнейшего
улучшения и развития художественных
промыслов Метеры. Артели «Пролетар-
ское искусство» предложено птире внел-
рять в живопиеные работы современную
советскую тематику, обратив особое вни-
мание на улучнтение качества лакировки
и обновление форм излелий.
	© Недавйо на заседании коллектива
научных ‘сотрудников Государственной
Третьяковской галлереи директор галле-
`реи А. Замопткин сделал подробное co-
общение о находящихся в Чехословакии
произвелениях И. Е Репина.
	новился оркестр,` прекратилось дей-
ствие, восторженные возгласы не-
слись из зала, и такая же овация
возникла тогла, когда в эпилоге опе-
ры князь молча появился на сцене
и обнял Ярославну.
	Триумф «Игоря» — это три-
умф He отдельного произведения,
не отдельного исполнителя, а вели-
кой идеи патриотизма, воплощенной в
гениальных художественных образах.
Достойному раскрытию этих ‘образов
способствует исполнение партий Яро-
славны (Гильде Конечни), Владимира
Игоревича (Антон Дермота) и Кон-
чаковны (Елена Николаиди).
	‚Несколько менее благоприятное
впечатление производят цюрихский
гастролер Андреас Бем в роли Вла-
димира Галицкого и Герберт Альсен
в роли Кончака.
	Нам пришлось слушать в Вене Ше-
стую симфонию Чайковского под уп-
равлением Рудольфа Моральта, скри-
пичный концерт Чайковского в ис-
полнении Вольфганга Шнейдерхана
(дирижировал филармоническим ор-
кестром  Иозеф Крипс). Целый кон-
церт из произведений советских ком-
позиторов (Мясковского, Прокофь-
ева, Хачатуряна, Ан. Александрова
и др.) дал в Урфаре профессор Брук-
Неровской консерватории в Линце,
Ганс Ланге, —и здесь неоспоримо
не только исполнительское мастер-
ство этих музыкантов, но и тот
факт, что наша музыкальная куль-
тура близка и понятна  австрийско-
му народу.
	Но. приглашению Австрийского
Общества развития культурных и
экономических связей с СССР я чи-
тал в Вене и Урфаре публичные лек-
ции о советской музыкальной куль-
туре, заканчивавшиеся беседами, во
время которых приходилось отвечать
на самые разнообразные вопросы,
свидетельствующие о живом интере-
се к жизни Советского Союза, о го-
рячих симпатиях к нашей культуре и
вместе с тем о том, что на Западе
существуют еще совершенно непра-
вильные - представления о нашей
стране. Достаточно сказать, что один
австрийский музыкант спросил, мо-
гут ли в СССР исполняться и из-
	г ты вы. CUAL OCA И #И3З-
даваться произведения беспартий-
ных композиторов. Когда я сказал,
что. нредседатель Союза. советеких

Матросове
	идут с’емки нового художест-
е славного сына советского на-
ильма написан Г. Мдивани, по-
‘торов. оператор А. Гинцбург,
	молодой артист А, Игна-
unune uM ИГлкина В
	К. Соро:
	училище им. Шукина,
ов. М. Кузнецов, К. (
	наступление Советской Армии, боевое
			Эстонские художники
	в Армении
	В Москве в’Доме культуры Арме-
ний открыта выставка этюдов пяти
эстонских художников. Живописец и
график Э. Окас, графики Г. Рейн-
дорф и А. Хойдре из Таллина, гра-
фяк Р. Кальо и живописец Э. Китс
из Тарту, но приглашению председа-
теля Союза советских художников
Армении М. Сарьяна, посетили сто-
лицу братской республики и около
четырех недель работали в передвиж-
ном лагере художников около села
Bann в 40 километрах от Еревана.
	Лагерь находился в горах на вы-
соте. 1200. метров, откула открывается
величественная . панорама горных
хребтов и ясно виден массив Арара-
та, находящийся на расстоянии 90
километров от Бжни..
	Эстонским художникам, привыкшим
к сероватым краскам северной приро-
ды, к низким  горизонтам и далям,
подернутым синеватой дымкой воз-
духа, было трудно на первых порах
переключиться на изображение <ол-
нечной, контрастной по Коаскам, 50-
гатой по формам приролы Кавказа.
Но, несмотря на эти трудности, ху-
дожники. великолепно использовали
краткий срок их пребывания в Арме-
нии. Они не имели возможности соз-
дать значительных, законченных про-
иэведений, но сделали большое коли-
чество этюдов красками и рисунков,
исполненных пером, — карандашом,
сангиной и углем,
	Художники с необычайной остро-
той,. свидетельствующей о свежести
восприятия, и пониманием изобразили
все то, что им пришлось увидеть: ви-
ды Еревана и селения Бжни, нанора:
мы гор, древнюю архитектуру, сель-
ский быт и характерный типаж людей
Армении.

А. Хойдре представлен рисунками,
исполненными ‘углем, карандашом и
сангиной. Желая всесторонне отра-
зить окружающую жизнь, художинк
рисовал, наряду с вилами («Старый
город в Ереване», «В горах», «Село
Бжни»), сельские бытовые сневки
(«Осленок < девушкой», «Деревен-
ские мальчики» «Сушка табака») w
портреты («Старый колхозник»,
«Курдские женшины»). Среди ero

работ, своеобразных по манере, жи-
вых и темпераментных, особенно вы-
деляется ‚выразительный и превос-
ходно исполненный рисунок `«Пашня».
	Г. Рейндорф в своих строгих по
рисунку работах, сделанных с боль-
шим умением и вкусом. много внима-
ния уделил изображению древней ар-
хитектуры—«Церкви у озера Сезан»,
«Развалины церкви  Сурб-Саркьс»,
«Старые укрепления» и ряд других.
С неменышей любовью художник
изображал панорамы горных хребтов,
имеющих такие же четкие очертания,
как архитектурные формы; Его гор-
ные выды-— «Гора .Арарат», «Горы в
Бжни». «Утесы» и ряд других—вели-
коленно передают величие и поэзчю
горных великанов.
	Э. Окас дал на выставку. наряду <
рисунками (уголь и сангина), превос-
холные по колоркту этюды, испол:
	ненные акварелью и гуашью: «Утро в

Бжни», «Стадо в горах», «Большю?
Арарат утром» и «Деревня в горах».
	Трафик Р. Кальо проявил, неза-
урядное мастерство в трудной техни-
ке. не терпящей поправок и перехде-
лок,—в рисунках пером. Выразитель-
ны его наброски «Развалины мона-
стыря», «Сад Баламбека», «Канал в
Ереване», «Ереван».
	Живописец Э, Кате представил рч-
сунки, несколько этюдов маслом и
три монотипии.

На выставке экспонирована только
часть работ. ‘исполненных эстонскими
художникама в Армении, но и эти
работы дают ясное представление о
том, как много можно сделать в ко-
роткий срок!
	Эстонские художники уехали из
Армении, обогащенные яркими впе-
чатлениями и опытом работы над но-.
вым материалом. Этот почин эстон-
ских художников, несомненно, будет
подхвачен художниками других рес-
публик Советского Союза. Такие по-
ездки укрепят дружбу между худож-
никами братских республик, расши-
рят их кругозор, обогатят запас их
впечатлений и помогут обмену тво?-
ческим опытом.
		В полку им. Александра Матросова иду*
венного фильма о героическом подвиге слав
рода, чье имя носит полк. Сценарий фильма
^яановтник ПЛ Луков. режиссер В. Викторов,
	Роль Александра Матросова исполняет м
тьев, окончивший недавно театральное Yt
остальных ролях заняты артисты О. Жаков,
	кин, В. Балашюв и др.
Сейчас снимаются эвизоды:.
	Rs PEA PEA К Е tN

крещение Александра Матросова, группа Матросова в разведке, бес-
смертный подвиг героя. В батальных сценах принимают участие круп-

Ре a TAEIAY OUMsaUAS

ные воинские соединения—танковые, dire
ванные и пехотные части. Фильм консультирует генерал-полковник
	будет
	Герой Советского Союза Попов.
	Группа закончит натурные с’емки К ]15 августа, после чего
продолжать работу в павильонах студии Союздетфильм.
	На фото: кадр из фьльма. Слева— артист А. Игнатьев в роли Мат-
		———— nen
ПИСЬМА В РЕДАВЦИЮ
	Шире использовать возможности
государственного планирования
	стационарные театры неболыних го-
родов на положение передвижных,
кочующих коллективов. Но почему
бы двум-трем уже сформированным
театрам, ииеющим готовый репертуар;
допустим, раз в год He обменяться
сценическими площадками?
Почему не производить такой взз-
	вмный обмен регулярно, по плану?
При этом, разумеется репертуар
должен строиться соответствующим
	образом, чтобы не было совпадений
спектаклей в театрах, связанных та-
ким взаимным обменом.

Тем самым театр приобретает для
уже «отыгранных» в своем  гороле
пьес новую аудиторию без каких бы
то ни было затрат времени и средств
на оформление, репетиции и т. д.

Думаю, что предлагаемая система
позволит театрам со временем перейти
на работу без дотаций. Театры смогут
готовить свой новый репертуар луч-
ше, добиваясь серьезных творческих
успехов.

Население получит при этом воз-
можность видеть больше различных
постановок, актеров, театров.

Режиссер
А СУХОДОЛЬСКИЙ-ДЙИКИЙ.
	г.. Чистополь.
	Периферииные театры, стациони>
гованные в небольших городах, испы-
тывают значительные трудности в
своей работе.

В городе с населением в 30—40 ты-
сяч обычно даже самый популярный
спектакль сходит со сцены после
11—12 представлений, число же
представлений за 8 месяцев должно
быть около 240, Таким образом
за сезон необходимо выпускать не
менее 20 премьер, чтобы ‹<пектакли
театра интересовали зрителей и дава-
ли сборы.

Нало учесть, что при этом театр
вынужден показывать премьеру пос-
ле 8—9 репетиций. Правда, оли-
чество репетиций обычно несколько
зювышается за счет выпуска пафал-
лельных спектаклей, за счет подго-
лювки одной-двух новых постановок
во время летних гастролей и т. п. Но
все же 11—12 репетиций—это все,
что подобный театр обычно может
себе позволить. Трудно, разумеется.
достигнуть в этих условиях высоко-
го качества спектаклей.

Ясно, что постоянное закреплезие
театрального коллектива в _неболь-
июм городе вызывает значительные
трудности.

Я отнюдь не предлагаю перевести
	‚ В Одессе Тюз работает < 1939 го-
Да. За годы своего существования
он принес юным зрителям много ра-
дости. На 3-й день после освобож-
дения Одессы от румыно-немецких
захватчиков театр первым открыл
двери для своих зрителей. Помеше-
ние его было разрушено  гитлеров-
WaMu, успевитими разпрабить костю-
	мерные, увезти мебель, сжечь _боль-
пиую часть декораций. Но основате-
	актеров
	„Архитентура СССР
3a 30 лет  _
	К 30-летию Великой Октябрьской

социалистичеекой революции в Мос-
кве открывается большая высгавка
«Архиктектура СССР за 30 лет»,
- Выставка отобразит общенародный
характер советской архитектуры, ее
неразрывную связь с интересами на-
рода.-и государства, продемонстриру-
ет, как претворяется в архитектуре
руководящая идея советского строя
сталинская забота о человеке.

В разделе, посвященном осущест:
влению сталинских пятилетних планов
индустриализации страны, будут вы-
ставлены фотоснимки, чертежи и ма-
кеты Днепрогэса, Загэса, индустри-
альных сооружений Урала, Донбас-
са, Кузбасса, Баку, канала Москва—
Волга, Раздел «Социалистическая ре-
конструкция городов» покажет отли-
чительные черты и основные принци-
пы советского градостроительства. В
планах, панорамах, макетах, художе-
ственных перспективах здесь будет
показана реконструкция Москвы, Ле-
нинграда, Тбилиси, Еревана, «Баку,
Сталинабада, Фрунзе, Алма-Ата и
пругих крупнейших центров страны.
Болышой интерес представят экспо-
наты, характеризуюнтие второе рожде-
	ние таких.городов, как Новосибирск,
	Свердловск и другие.

Генеральные планы Магнитогорска,
Запорожья, Сталинска и ряда про-
мышленных городов Урала, Сибири и
Дальнего Востока будут выставлены
	в разделе «Строительство новых про-
	мышленных городов».
	Массовые сооружения являются OC-
новным об’ектом советского архитек-
	турного творчества; этой теме по-
священ следующий раздел  выстав-
КИ — «Массовое строительство».
	Здесь посетители ознакомятся с луч-
шими образцами жилых домов, по-
строенных в Москве, Ленинграде,
	Баку, Тбилиси, Ереване, Ташкенте,
Киеве, с новыми жилыми поселками.
В этом же разделе будут показаны
образцы мебели, обоев, декоратив-
ных тканей; электроарматуры ит, д.

Большой интерес представят экспо-
наты раздела, посвященного строи-
тельству крупных общественных зда-
ний и архитектурных сооружений. В
этом разделе будут выставлены про-
экты и макеты замечательных павиль-
онов Всесоюзной сельскохозяйствен-
ной выставки, павильонов СССР на
международных выставках в Париже
и Нью-Йорке, крупнейших админи-
стративных зданий в столицах <оюз-
ных республик, институтов, библио-
тек, стадионов, театров и т. д. Значи-
тельное место отводится показу про-
ектов будущего Дворца Советов и
новых высотных зданий столицы, а
также проектов мемориальных со-
оружений—триумфальных арок, обе-
лисков, памятников Победы, воз-
двигнутых в память Великой Оте-
чественной войны и ее героев.

С ходом восстановления разрушен-
ных врагом городов ознакомят посе-
тителей генеральные планы, проекты
застройки центров, новых  магистра-
лей и плошадей Сталинграда, Новго-
рода, Минска, Киева, Вильнюса, Во-
ронежа, Смоленска и других крупней-
ших городов страны.

В разделе «Архитектура колхозно-
го села» будут показаны проекты об-
щественных зданий и_жилых домов
колхозников, фотоснимки образцово-
показательных сел, строящихся B
РСФСР, на Украине и в Белоруссии.

Основное место в разделе «Совет:
ская строительная техника» займут
экспонаты, знакомящие с поточно-
скоростным `методом в жилищном
строительстве и фабрично-заводеким
изготовлением домов. ‘^ .
	Когда получит помещение
Одесский Тюз?
	иего своевременно выслать в Комитет
по делам искусств УССР дюкумен-
тацию на получение денег. В 1945г.
авансовая сумма в 400 000 рублей, от-
пущенная государством на строи:
тельство театра, была аннулированл.
так как деньги не были израсходова-
ны по назначению.

Пока идет строительство, . Облис:
полком занимается тем, что издает
решения о предоставлении Тюзу по-
мещений. Жаль только, что никаких
практических последствий этих ре-
шений не видно. Уже три года театр
‘работает в труднейших условиях, пе-
реезжает < места на место. Декора:
ции хранятся под открытым небом.

80 тысяч школьников города вот
уже три года ждут: когда же их те-
	атр получит помецшение для постоян-
	ной рабеты? Но взрослые «покрови-
тели» детского театра, в том числе
работники Одесского областногс от-
дела но делам искусств — мало этим
озабочены.
		В. ДЗЮБА.
г. Одесса
			Полетаева, Иванова, Мицкевича,
трудности не остановили. Они гооячо
	мя показал спектакли «Ходжа Ha-
среддин», «Золушка», «Земля РОд-
ная», «Особое задание», `«Красный
галстук» и др.

Однако Тюз до сих пор не имеет
своего помешения. На строительство
нового помещения ассигновано более
миллиона рублей. Но темпы этого
строительства определились отноше-
нием к нему со стороны Областного
	отлела по делам искусств, не сумеЗ-
			воины,—сочинение поистине примеча-
тельное своей программой. любезно
сообщенной композитором. Он. стэе-
мился, видите ли, в финале симфонии
вызвать религиозное чувство, кототое
	(и только оно одно) должно’ предо-
хранить человечество—цитирую до-
словно—«от глупости мирской, при-
велшей людей к уничтожению друг
друга».

В прогрессивно настроенных  кру-
гах венских музыкантов ‘указывали,
что «фестиваль» в Вене совпал ©
оправдательным приговором Гвидо
	Шмидту,

возвестив начало политчче-.”
		ской кампании по реабилитации фа-.
	шизма и на фронте искусств. И вса:
MOM деле: первый концерт был пеля:
	“KOM посвящен реакционнейшему твоо-
	честву коллаборациониста Онеггеря,
центральным номером следующего
симфонического концерта была сям.
фония Франца Шмидта, автора’ «Оды
Гитлеру», написанной после аншлюся,
а вслед затем целым концертом да:
рижировал... Карл Бем!
	Вполне естественно. что «фестн-
валь» вызвал законное негодование
прогрессивной общественности Ваны
	и энергичные протесты в прессе, Но \
	совершенно неестественно, что полоб-
ная профашистская демонстрация ‹о-
стоялась в Австрии, далеко еше не
оправившейся от последствий гитле-
ровского хозяйничания, которое оста-
вило горький и неизгладимый слёд в
памяти народа. . 37
	Вряд ли-можно заставить .австэнй-
	ский народ забыть семь лет Seco
	мерных. унижений и бедствий и врял
ли. усилия. устроителей фестиваля, их
И высоких покровителей -смо-
гут повлиять: на истинные симпатии
	нроких кругов австрийской общест:

нь ЗЕЕ:
	венности. ‚неизменно проявляющиеся
по. отношению -к нашей стране, к. на-
шей музыкальной : культуре, -к. ге

ore mn me
	правдивости, глубине си подлинной
человечности. + 2
	Май— июнъ 1947 года,
	композиторов Глиэр и директор Мо-
сковской консерватории Шебалины—
	беспартийные, так же, каки я сам,
то удивлению моих собеседников не
было границ.

Приходится констатировать, что
на Западе существуют источники
слухов, имеющих грязную и недо-
стойную цель — скомпрометировать
нангу советскую действительность. А
так как этой цели нельзя достигнуть,
рассказывая о нас правду, то реак-
ционные элементы занимаются  про-
вокационными измышлениями о Со-
ветсоком Союзе. .
	Не случайно поэтому в Вене сей-
час можно наблюдать, как консоли-
дируются и к каким позорным прие-
мам прибегают темные силы между-
народной реакции на музыкальном
фронте.
	С 16 по 30 июня в Вене происходил
так называемый «Первый междуна-
родный фестиваль», оргавизованный
«Концертхаузгезельшафт» и окру-
женный необычайной помпой и шум-
ной рекламой. В предисловии к прос-
пекту фестиваля генеральный секре-
тарь общества 9. Зеефельнер отме-
тил, что программы концертов фести-
	валя «по возможности об’ективно»
отражают . «важнейшие направления
современной музыки». Оказывается,
	однако, что к числу этих «важней-
ших направлений», не принадле.
жит советская музыка, полностью
отсутствовавшая в <программах фе-
стиваля так же, как и музыкальная
культура. славянских народов.  Пер-
вый концерт. фестиваля показал, что
именно его устроители считают «важ-
нейшим направлением». После „трех
(111), вступительных слов (министроб-
разования, бургомистр Вены и упомя:
нутый Э. Зеефельнер)- фестиваль ‘от-
крылся «Литургаческой <имфонией»
Артура. Онеггера и-его же ораторней
«Жанна д’Арк». Ораторию^ Онеггер
натисал давно. и об этой narannarnie.
	aC Gr! RABHO, H OO этой патологи-
ческой комбинации пранна лень
	мистики < джазом говорить не стоит
MHIC a
	д Зы ОТР

А вот  «Литургическая симфония»,
	новке, причем ‚особенно характерно
то преклонение , перед гением Боро-
дина, которое чувствуется в подав-
ляющем большинстве этих статей.
Марсель Рубин, например, в своей
статье в «Эстеррейхишес тагебух»
называет «Князя Игоря» «одним из
высших достижений музыки послед-
неро столетия» а газета «Вельт ам
абёенд» именует эту оперу «абсолют-
ной вершиной», шедевром русского
искусства и выражает надежду, что
уснех. «Князя Игоря» будет содей-
ствовать тому, что и другие русские
оперы, в частности «Борис Годунов»,
будут поставлены на австрийских
сценах. Желание это, повидимому,
вскоре осуществится, ибо директор
Венской оперы композитор Сальмхо-
фер недавно просил заверить москов-
ских музыкантов в том, что премьера
«Бориса» состоится еще этой осенью,
и показал мне. полтораста рисунков
Александра Бенуа — эскизы декора-
ций и костюмов к «Борису».
	«Князь Игорь» — третья русская
опера, поставленная в Австрии пос-
ле изгнания фашистов: до нее были
поставлены «Пиковая дама» в Вене
и «Евгений Онегин» в Бадене. Не-
смотря на наличие некоторых спор-
ных моментов в режиссерской работе
Оскара ШУ и в декорациях и костю-
мах Роберта Каутского, постановку
«Князя Игоря» следует признать
болыним ‚ достижением творческого
коллектива, с увлечением и любовью
поработавшего над бессмертным тво-
рением Бородина.

Хорошо известный нашей общест-
венности профессор Иозеф Крипс
прекрасно прочитал партитуру ofte-
ры, раскрыв ее вдохновенные кра-
соты, глубину. мысли и благородство
чувств. Пауль Шеффлер, певший на
премьере заглавную роль, создал яр-
кий, возвышенный образ князя Нов-
город-Северского. Эта творческая
удача талантливого артиста—резуль-
тат не только профессионального
умения, но и живого проникновения
в мир образов и илей, породивших
величие русского эпоса, положенного
в основу оперы Бородина. Такова 06-
шечеловеческая сила бессмертной
идеи патриотизма, которая захваты-
вает и покоряет слушателей. Без кон-
ца длилась овация, которую, весь
зал устроил Шеффлеру после испол-
нения знаменитой арии Игоря. Оста-
	Письмо из ё
	°
Игорь БЭЛЗА
rey
	-. В. результате семилетнего. фашист-
ского хозяйничания в Австрии музы-
кальная культура страны пришла в
упадок. Многие выдающиеся масте-
ра эмигрировали, некоторые погибли
в застенках гестапо, произведения
великих русских композиторов были
сожжены, и не только исполнение,
но даже упоминание о них считалось
преступлением. Одним из первых ме-
роприятий гитлеровских властей в
Вене было снятие с репертуара опе-
ры Франца Сальмхофера «Иван Та-
расенко», написанной на сюжет из
русской жизни и шедшей с большим
успехом на›сцене венского оперного
театра: Зато гитлеровцы начали дея-
тельно приобщать австрийцев К «Be-
ликогерманской» (напомним, что Ав-
стрия при Гитлере входила под на-
званием «Остмарк» в состав «Вели-
Когермании») культуре. Особо зна-
чительными в этом направлении сле-
дует признать «заслуги» дирижера
Карла Бема, под управлением кото-
рого в. Вене, некогда гордившейся
традициями своей классики, впервые
в. 1938 году прозвучала пресловутая
песня «Хорст Вессель» — фашист-
ский гимн сутенеру и бандиту.
Однако гоенодин Бем справедливо
считал, что музыкальные достоинства
этого «гимна» не могут произвести
достаточно сильного впечатления на
австрийцев, «развращенных» произ-
велениями Гайдна и Моцарта. Но-
этому при каждом своем появлении
на эстраде он приветствовал сперва
оркестр, а затем и публику по фа-
шистскому обычаю. Кстати сказать,
‘подобного усердия даже гитлеров-
ские власти не требовали от дири-
жеров, но господин Бем, очевидно,
‘считал, что ему, как другу Геббель-
са, именем которого OH постоянно
пугал непокорных, следует быть
особенно ретивым. И в полном сост-
ветствии с директивами «имперской
музыкальной рейхскамеры», возглав-
лявшейся Петером Раабе, всякие
` проявления национальной самостоя-
тельности. всякие проявления про-
		австрийской музыке безжалостно по-
давлялись Бемом и прочими. верными
слугами германского фашизма. -
	14 и 24 симфонии, виолончельная со-
ната, 7, 8 и 9 квартеты. Мясковского,
Русская увертюра; 5 симфония, вто-
	рая сюита из «Ромео и Джульетты»,
«Петя и’ волк» и множество камер-
ных сочинений Прокофьева, 1, 5, Ти
9 симфонии, фортепианный концерт,
фортепианное трио,   и 2 квартеты
	и романсы Шостаковича,   симфо-
ния, скрипичный - и фортепианный
концерты Хачатуряна, вариации на
	русскую *тему, славянский квартет и
соната для скрипки и альта Шеба-
лина, сюиты Книппера, увертюра
Иванова-Радкевича, камерные сочи-
нения Ан. Александрова, Лятошин-
ского, Кабалевского, Чемберджи,
Нечаева, Ракова и многие другие
сочинения советских композиторов.
Творчеству наших мастеров посвя-
щаются многочисленные „статьи и
рецензии, свидетельствующие 06
огромном интересе австрийской ин:
теллигенции к достижениям  Ha-
шей музыкальной культуры. Гопя-
чие, искренние симпатии к ней
проявляются в грандиозных овациях
зрителей, ‹ сопровождающих испол
нение произведений русской класси-
ки И советской музыки. Вместе с
тем, читая  венскую музыкальную
прессу, убеждаешься в стремлении
австрийской интеллигенции изучить
и освоить опыт нашей музыкальной
культуры, причем это стремление
приводит не только к практическим
выводам (как, например, в  творче-
стве Сальмхофера), но и к серьезным
историко-теоретическим обобщениям.
Крупнейший представитель  совре-
менной австрийской музыки компо-
зитор Иозеф Маркс ознакомил меня
с содержанием своего большого
двухтомного труда, готовящегося к
изданию в Швейцарии. В. этом труде,
основанном на многолетнем  углуб-
ленном изучении русской музыки,
автор описывает пути ее развития,
которые. как он считает, привели к
бесспорной мировой гегемонии.
Наиболее значительным событием
этого сезона была премьера «Князя
Игоря», показанная в последних чис-
лах мая Венским оперным театром,
работающим сейчас в помещении
«Театер ан дер Вин», где некогда
был впервые исполнен «Фиделио».
Вся венская пресса поместила во-
сторженные статьи. об этой . поста-
	Мы встречались с многими жите-
	лями Вены, Эйзенштадта, Руста, Ур-
фара, Мелька, Санкт-Пельтена и
других городов и убедились, что в
сердцах австрийского народа, в его
подавляющем большинстве живет
чувство горячей благодарности к на-
шему великому народу. Когда мы ос-
матривали «лагерь смерти» в Маут-
Ххаузене, где погибло свыше 120 ты-
сяч человек, то шедший рядом < на-
ми австрийский крестьянин, показы-
вая на бесчисленные могилы, сказал:
«Если бы не пришли русские, то мы
все лежали бы здесь...» Он полвел
нас к недостроенному подвалу и пояс-
нил: «Здесь сни не успели закончить
газовую камеру, в десять раз пре-
вышавшую по размерам ту, которая
уже действовала ежедневно; там по-
гибало за полчаса сто пятьдесят че-
ловек, а этого им было мало...»

Фашисты обнесли колючей  изго-
ролью, по существу, не только ла-
герь Маутхаузена, но и всю Авст-
рию, только два года тому. назад
получившую возможность . вновь
приобщиться к мировой культуре.

Прогрессивная общественность Ав-
стрии сейчас стремится насладиться
теми сокровищами, которые так дол-
го были недоступны рабам «Велико-
германии».

В музыкальной жизни Австрии
сейчас особенно. большую роль иг-
рает творчество наших композито-
ров — русеких классиков и совет-
ских мастеров. В симфонических и
	камерных концертах и но радно по-
	стоянно исполняются произведения
Глинки. Бородина, Мусоргского,
Чайковского. = Римского-Корсакова,
	Скрябина, Рахманинова и других ве-
ликих русских классиков. Только на
протяжении последних месяцев в
Вене были исполнены:, увертюра
«Дружба народов», вокальный кон-
		Редакционная коллегия:
В. Г — ВПОРИЧЕННО
	ВДОВИЧЕНКО (ответственный редактоо} А А СУРОВ,
	М. В. БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ. В. В. ЖУРАВЛЕВ,
_Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦКИЙ, А. И ШАВЕРЛЯН.
	Bitsy, 00
	Зак, № 1913.
	НЕЕ Алоё релакций и излательства:г Москва, Пушкинская, 8 Телефоны: секретариат, отделы информации. архитектуры, эстралы и цирка — К 4-15.66. отделы театра, музыки,

Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.
	изобразительных искусств, Енно -— К 5-45-12; издательство
a ии