АЗЕРБАИДНКАНСНАЯ
МУЗЫКАЛЬНАЯ НОМЕДИЯ
	Азербайджанская музыкальная
комедия имеет славную историю и
передовые, прогрессивные традиции.
Зародилась она одновременно < музы-
кальной драмой в период, непосред-
	ственно примыкающий к револт
ции 1905 гола и отмеченный быст.
рым ростом новой, более высокой
	культуры в Азербайджане.

Творцы первых национальных „му“
зыкальных комедий и драм, братья
Узеир и Зульфугар Гаджибековы
создали реалистические бытовые
произведения, живо  откликавииеся
на социальные явления современ
ной жизни и бичевавшие обществен-
ные пороки феодально-патриархаль-
ного Азербайджана. Наибольшую
славу из них стяжала себе по пра-
ву музыкальная комедия У. Гаджй-
бекова «Аршин-мал-алан», переве-
денная на десятки языков И ©бо-
шедшая многие сцены,

Если литературный текст этих KO-
	медий так или иначе продолжал
путь. проложенный классиками
азербайджанской драматургии» TO
	своей музыкой композиторы. открыли
новую странищу в истории развития
музыкальной — культуры народов
Азербайджана. Они явились  пионе-
рами собирания и обработки народ-
ных мелодий, создавая на их основе
огигинальные музыкальные  произ-
	ведения, которые тотчае становв-
лись достоянием широких Macc.
3 Гаджибеков, ‘написавший ряд
	музыкальных драм и комедий, 4
наролный артист СССР дважды ла-
	уреат Сталинской премии У. Галджи-
беков, автор опер «Лейли и Мед-
жнун», «Асли и Керем», «Шах-
Аббае и Хугшид-бану», шедевра
	азербайджанской оперной музыки—
«Кер-Оглы». а также музыкальных
комедий «Муж ч жена», «Не’ та,
так эта» («Машли-Ибад»). «Аршин-
мал-алан», вместе се М. Магомаевым
фактически явились основоположни-
ками азербайджанской нотнй  лите-
	ратуры.
	После Октябрьской революций в
Азербайджане, наряду co всеми
	другими областями культуры и HC-
кусства. пышно расцвел и жанр му-
зыкальной комедии. Появились но-
вые композиторы, произошло разде-
ление труда между авторами лите-
ратурного текста и музыки.

В 1938 году в Баку был создан
Государственный театр музыкальной
комедии им. Дж. Мамедкули-заде
(Молла:Насреддина), за короткое
время ‘завоевавиий горячие симпатии
зрителей. В этом самом молодом
столичном театре Азербайджана ра-
ботает дружный коллектив во главе
с художественным руководителем
заслуженным деятелем искусств
Шамси Бадалбейли.

Особого внимания заслуживает го-
рячий интерес театра к современной
тематике, занимающей в его репер-
туаре  господфтвуюгуее положение.
Достаточно сказать, что . 43 дезяти
спектаклей, илущих сейчас на сие-
не, шесть посвящены современной
тематике. Коллектив театра. состоя-
щий в основном из молодежи, <о-
здал ряд жизнералостных, веселых
и соззвучных нашей эпохе спектак-
лей.

Примером ‘именно такого полно-
кровного спектакля может служить
постановка новой музыкальной ко-
медии ^ Сеида- Рустамова - «Дурна»
(текст поэта Сулеймана Рустама).
		Произведение это отражает жизнь
азербайджанской колхозной дерев-
ни. В пьесе показано социалисти-
ческое соревнование двух  КОлхоз-
ных бригад. Бригада Молодого кол-
хозника Мурада, ашуга и музыкан-
та, берет верх над бригадой старого
колхозника  Керима, почившей на’
лаврах и ослабившей борьбу с на-
рушителями Устава сельскохозяйст-
венной артели. Молодой бригадир
гомогает товарищам по работе onep-
жать победу не только своей  выео-
кой сознательностью, железной .
дисциплиной и организаторскими
способностями, HO и своими пламен-
ными песнями,  Воодущевляющими?
колхозников на новые трудовые now:
виги. Ближайшая помощница Мура. -
да—молодая Дурна, дочь Керима..
Поражение в социалистическом   CO-
ревновании заставляет Керима 020-
знать свои ошибки и наладить ра-
боту бригады, Таково краткое со:
держание пьесы, богатой  комиче-
скими образами и положениями.
Наряду < яркими характеристика- _
ми отдельных. персонажей, жизо-
стью диалога и динамичностью nea-
слвия к достоинствам комедии сле-
	дует же также прекрасный
поэтически язык. С подлинным

вЫ написаны автором
и _ se
	ЕВ ет a 5-3.
глубоко лиричные стихи для арий
Мурада и Дурны.

В своем произведении компови»
тор С. Рустамов дал пелый ряд за-
поминающихея музыкальных номе»
ров-маршей, танцев, песен, арий и
дуэтов, которые, несомненно, полу-
чат широкое распространение в На-
роде. Вся музыка к комедии «Дур-
на» пронизана духом народности,
насыщена жизнерадостным  весель-
ем народа-победителя, народа-строн-
теля. Особо хочется отметить увер-
тюру, лирическую - песню . Мурада,
изумительный по тонкости музы-
кального рисунка дуэт Мурада и
Дурны во втором акте, комические
арии молодой колхозницы Лалы и
лентяя-хвастуна Дурсуна в первом
акте ‘и, наконец, торжественный
марш и хор в финале произведения.

Постановщику Шамси Бадалбеи.
ли. вместе с художником Аскером
Абасовым, удалось создать яркий,
праздничный спектакль, отражающий
величие достижений колхозного
строя. Бодрый ритм спектакля пол-
держан и вдумчивым дирижером Cy-
лейманом Алескеровым.

Актерский коллектив в целом хо-
рошо справляется с задачей созда:
вия образов современной колхозной
деревни. Умело ведет роль Мурада
артист Кемал Керимов, обладающий
мягким лирическим -тенором и ма-
стерски ‘исполняющий лирические
песни. Выразительные образы созда-
ли артисты.Аля Терегулова (Alyp .
на), Ага Али Мастанов (Кернм),
Нурия Раджабова (Ниса, мать Дур-
ны). Лютфалли Абдуллаев и Али-.
Гусейн Кафарлы (лентяй Дурсун)..-
Особо следует. выделить заслужен-
ную артистку АзССР Джаан Талы-
шинскую, безупречно исполняющую
роль молодой колхозницы Лалы.

Своей новой постановкой Азербай-
джанский государственный театр
музыкальной комедии еше раз дока-
зал, что он облапает достаточными
творчеокими силами для ‘создания
Интересных, красочных и волную-
	щих спектаклей.
Азиз ШАРИФ.
		СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	ez

Укрепить колхозные. театры

В выступлениях многих делегатов
	закончившегося недавно с’езда проф-
союза работников искусств прозвуча-
ло серьезное беспокойство о судьбах
колхозных театров, которым до сих
пор уделяется мало внимания.
	Значение активной творческой де-
	ятельности колхозных театров ста»
новится особенно очевидным после
опубли“ования решений партии и пра-
вительства о’под’еме сельского хо-
зяйства страны. Воспитательная роль
хорошего театра Ha селе очень вели“
ка. И потому одна из важнейших 5а-.
дач работников искусств сейчас <ос-
тоит в том, чтобы всемерно укрепить
колхозные театры, устранить недос-
	татки в их работе, добиться идейной
и творческой зрелости этих коллек-
тивов, а также наметить пути. даль-
нейшего профессионального роста ар-
тистов колхозной сцены.

До войны сеть колхозных театроз
росла < поразительной быстротой.
Если в 1932 году колхозных театров
насчитывалось в РСФСР. не более
10 то в предвоенные годы их было
	уже 125. Эти театры в 1939740 году
обслужили около 9 миллионов кол
	хозных зрителей. Но иные колхозные
театры были ликвидированы во время
войны, другие осели в районных до-
мах культуры, обзавелись громозд-
ким имуществом и декорациями,
отяжелели, потеряли подвижность,
стали реже и реже бывать в колхо-
зах. Два колхозных театра Горьков-
ской области (Балахнинский, Ap3a-
масский), четыре театра Саратовской
области (Пугачевский, Вольский, Баз
лаиовский, Балаковский) из пере-
движных коллективов превратились,
по’ существу, в стационарные город-
ские театры. Этому «пристрастию»
колхозных театров к удобным поме-
щениям в районных центрах способст-
вовало и то, что < первых же дней
войны они лишились своего транспор-
та (грузовых машин) и могли перед-
вигаться только по железным доро-
гам. (Лишь сравнительно немногие
коллективы колхозных Театроз сох-
ранили свою связь с колхозами и <ов-
хозами, и эти театры не бездейству-
ют и сейчас.

Татарский театр Чкаловской обла-
сти обслуживает 52 района. Чтобы
побывать во всех колхозах, театр
делится на две бригады с различным
репертуаром. Каждая бригаза  гото-
вит в год 4—5 новых постановок,
показывая новый спектакль В
колхозах не менее 80—90 раз.
Театр тшательно готовит каждую
новую постановку, затрачивая ча
подготовку ee 35 — 40 репети-
ций. Хорошее качество спектаклей,
большая  общественно-политическая
работа, проводимая коллективом в
колхозах, постоянное и тесное обще-
ние с сельским зрителем — все
это обеспечивает театру заслу-
женный авторитет и огромную
популярность среди татарского насе-
ления. К сожалению, театр плохо
обеспечен постанавочными  материа-
лами. Местные организации недоста-
точно внимательно относятся К
труппе, с энтузиазмом выполняющей
свои большие задачи, Тем не менее,
театр проводит огромную культурно-
воспитательную работу и полностью
осуществляет свои производственные
и финансовые планы.

Ардатовский колхозный театр Мор-
довской АССР из 140 показанных за
текущий год спектаклей только 20
	сыграл на основной
120 спектаклей показаны в районах и
колхозах республики.

Эти и другие колхозные театры, не
оторвавшиеся от’ своего зрителя, ре»
гулярно выезжающие B села, имеют
вполне заслуженный успех у зрите-
ля и удачно выполняют производст-
венно-финансовые  залания. Напро-
тив. те колхозные театры, которые

сцене, остальные и творческих кадров для колхозных

театров обязаны взять на себя не-
посредсчвенно Комитет по делам ис-
кусств при Совете Министров РСФСР
и республиканские управления.

Еще более важно упорядочить ра-
боту, связанную с организацией ре-
пертуара колхозных театров.

К составлению репертуарного пЛя-
на руководители колхозных театров
ие TNHATPUTAIT Ахлхиан налоста.
		обычно приступают, будучи недоста-
точно знакомыми < теми пьесами,
которые намечаются к постановке.
Своевременным снабжением колхоз-
ных театров’ новыми произведениями
никто не занимается. Добывать их
они вынуждены самостоятельно. Те-
атры ведут длительную и часто бес-
плодную переписку < отделом рас-
пространения Управления по охране
авторских прав, магазином ВТО, с
управлениями и комитетами по делам
	искусств. В результате нередко
в сельский театр  присылается
пьеса с несколькими десятками
	действующих лиц. Местные отделы
исжусств и отделения Всероссийско-
го ‘театрального общества не обсуж-
дают новых пьес для, рекомендации
их колхозным театрам,

Совершенно ясно, что составлени-
ем гепертуара ‘колхозных театров
должны заниматься областные отде-
лы искусств, которые могут учесть и
творческие возможности театра, и
интересы местных зрителей. Но снаб-
жение колхозных театров  пьесами,
создание  сокращенных вариантов,
рассылка их во все области и края
страны должны быть возложены на
определенные центральные учрежде-
ния. Пора понять всю огромную важ-
ность этой работы!

Совершенно  неудовлетворительно
организовано снабжение колхозных
театров постановочными материалами,
‚ Холст, фанеру, гвозди, краски, элек-
`тропровода, лампы и т. д. театры
обычно приобретают по рыночным
ценам. Колхозным театрам часто  не-
хватает декораций, костюмов, рек-
визита, а то, что имеется, обветшало
И требует немедленной замены.
	Выделяемые колхозным театрам
постановочные материалы «оседают»
в областных центрах. От Комитета по
делам искусств требуется решитель-
ное изменение системы снабжения те-
атров постановочными материалами ©
тем, чтобы они доходили до колхоз-
ных театров. ‘

Следует подчеркнуть также, что
настоятельно необходимо расшиое-
ние сети театров, обслуживающих
трулящихся советской деревни. Су-
ществующие в РСФСР 86 колхоз-
ных театров не могут полностью обес
печить художественное обслуживание
сельского зрителя. Двадцать три об-
ласти РСФСР, в том числе Куйбы-
шевская, Ивановская, Тамбовская,
Архангельская, Молотовская, Кали-
нинская, Курская, Калужская, Туль-
ская. Ставропольский край и другие,
совсем не имеют колхозных театров.

Вопросам, связанным с увеличением
числа колхозных театров, а также с
упорядочением работы существую-
щих коллективов, должны уделять
самое серьезное внимание и госудал-
ственные организации, руководящие
искусством, и ‘театральная общест-
венность нашей страны. Укрепление
колхозных театров вимвейшее, не»
отложное дело, .
	ЗОНОВА-
	рассчитывают на сборы от спектак-
лей только`в районнюм центре, вы-
нуждены готовить вместо четырех-
пяти премьер не менее десяти новых
постановок в год. Естественно, что,
вступив на этот путь, театр,
He имея возможности дать  та-
кое количество полноценных спек-
таклей, хиреет, сборы его падают.
Аткарский колхозный театр Сара-
товской области в течение = 3HM-
его сезона 1946/47 года обслуживал
только два районных центра, Петров-
ский и Баландинский, и станцию
Ртищево. Лишенный возможности H3-
за отсутствия транспорта  выез-
жать в колхозные клубы Екатеринов-
ки, Лопуховки, Марфино, Даниловки,
Песчаников, `Неслеровки, Елизавети-
но и др. и крайне редко выступая в
самом Аткарске, где помещение ззпу-
щено и требует капитального ремой-
та, театр закончил 1946 год с убыт-
ком в 187 тысяч рублей. В 1947 году
театру предоставлена весьма значи-
тельная дотация, но эта помощь ока-
жется действенной только в том <лу-
чае, если театр займется своим пря-
мым делом — выступлениями перед.
колхозными зрителями.

“Серьезное улучшение в деятельню-
сти колхозных театров может быть
достигнуто при правильном руковол-
стве каждым ‘театром оо стороны од-
 ластных отделов по делам искусств.
Но есть группа вопросов, решение
‚которых не зависит от местных орга-
`нов. Прежде всего—это. проблема ру-
ководящих актерских и режиссер-
ских кадров. Труппы колхозных те-
‘атров укомплектованы плохо. В
Устюжском театре Вологодской
области и Калининском Чувашской
АССР труппы по составу почти вдвое
меньше, чем должны быть. В. Аткар-
ском театре Саратовской области и
Ардатовском Мордовской АССР
нехватает по 5 актеров на основные
амплуа.

За исключением 5—6 актеров, ра-
ботающих почти в кажлом. коллекти-
ве колхозного театра со дня его ос-
нования, творческий состав их еже-
годно меняется. В последних ‹езо-
нах труппы перечисленных выше те-
атров обновились болыше чем наполо-
вину:

Артисты и режиссеры колхозных
театров не общаются с крупными ма-
стерами сцены, не всегда могут дос-
тать специальную литературу по воп-
росам современного театра. Художе-
ственный руководитель Д. Царьков и
режиссер А. Вершинин. долго рабо-
тавитие в Аткарском театре и перешед-
шие сейчас в Балашовский театр
Саратовской области, в течение 7—8
лет не приглашались даже в Са-
ратов, в свой областной центр.

Думается, что вопросам комнлекто.
вания колхозных театров _руковоля-
щими и творческими кадрами, а так-
же проведению мероприятий по повы-
шению квалификации режиссеров и
директоров колхозных театров, долж-
ны уделять больше: внимания отделы

искусств. Подготогку` руководящих
	Сцена из спектакля «Там, где не было затемнения». Анна —
А. Филиппова, Наталья Гурьяновна — Е, Нижинская, Павел—А. Шир-
		шов, дед Фома — Д. Ильченко.
	СПЕКТАКЛЬ
О РАБОЧЕЙ ГВАРДИИ
		Давно уже кончились военные
действия, но рассказ о советских лю:
дях, прошедших трудный путь войзы,
о людях, проявивших огромную
стойкость в борьбе и труде, далеко
не окончен. В ореоле все большего
величия предстают перед нами те, кто
сражался нод Сталинградом, и те,
которые трудились «далеко от Ста-
линграда». Тема героического труда
советских патриотов. работавших В
тылу, особенно остра и современна в
наши дни, в дни грандиозного CO3H-
дательного строительства, которым
охвачена социалистическая страна.
	«Гам, где не было затемнения»
Всеволода С8менова — это пьеса об
уральцах, © славной рабочей гвар-
дии, ковавшей оружие победы. Она
представляет сейчас особенный инте-
рес потому, что драматургия наша
последнее время He обращалась K
рабочей среде, к тем героям и герои-
ням, которые в годы первых пятиле-
ток были главными персонажами со-
BETCKUX спектаклей.
	Be. Семенов избрал персонажами
своей пьесы людей, делавших в ты-
лу не менее важное дело, чем те, ко-
торые сражались < гитлеровцами на
передовых позициях. Героя пьесы
сталевара Павла Хлопотова мучает
мысль о том, что он- сильный, здо-
ровый человек—нахолится ‘в тылу.
Но в конце концов Хлопотов  пони-
мает, что страна доверила ему важ-
ный и. почетный участок общенарод-
ного фронта.

Московский драматический театр
стремился поставить пьесу «Там, где
He было затемнения» как гимн сорет-
скому человеку, совершающему бес-
примерные трудовые подвиги.

На сцене—цех, здесь варят новую
марку стали для фронта. Все погло-
шены результатом пробы, В это же
время выясняется, что заводу yrpo-
жает наводнение. Начинается бсоьба
за завод, за рабочий поселок. Но на
сцене нет суеты, внутреннее напряже-
ние проявляется в скупых восклица-
ниях, в том, как быстро и точно ис-
полняются распоряжения,  выполне-
ние которых подчас связано с опас-
ностью для жизни.
	Театр сумел найти напряженный
энергичный ритм действия, сосредо-
точить внимание зрителя на самом
главном. Вот перед нами квартира
Хлопотова. Здесь протекает личная
жизнь Павла, его семьи, но в квар-
тире как бы незримо присутствует
завод,— настроения обитателей этих
комнат являются отголоском напря-
женной жизни завода. Это в спек-
такле главное, и в этом несомненная
удача театра.
	Тем более непонятной, лишней в
спектакле выглядит сложная история
взаимоотношений между двумя жен-
щинами, любящими Павла Хлопото-
ва—работницей завода Ольгой Гае-
	Сегодня в залах Государственной
Третьяковской галлереи открывается
болышая выставка`‘произведений круп-
нейшего русского пейзажиста А. К.
Саврасова. Она организована Комите-
том по делам искусств при Совете
	вой и эвакуированной с Украины Гат“
линой Грушко. Театр излишне под-3
черкнул мелодраматизм «любовных»
ситуаций пьесы, расширив роль Оль-
ги, введя ее в сцену приезда Гали-
ны Грушко и в сцену празднования
дня рождения мужа Анны-—<естры
Павла. Ольга—это настойчивая, под-
час реэковатая, но умеющая быть по-
настоящему самоотверженной жен-
щина, которая прекрасно работает, а
впоследствии храбро сражается Ha
фронте. Так рекомендует ее автор.
Но в спектакле она показана почти
исключительно в сфере «личной
жизни», в ее неразделенной любви к
Павлу. Актриса Н. Медведева дела-
ет понытки найти какие-то теплые но-
ты для отдельных эпизодов, но ее
сцены с Галиной (арт. М. Лобода)
полны штампованных эффекгов.
	Но в центре спектакля—рабочий
коллектив и, как олицетворение его,
образ Павла Хлопотова. Актер А.
Ширнюв показал в нем человека
большой и цельной души. Ничто не
может отвлечь Павла от поставлен-
ной перед ним цели—выплавки но-
вого сорта стали. Но от этой целе-
устремленности образ не  стано-
вится у артиста ни отвлечен-
ным, ни сухим. С матерью Павел то
грубоват, то по-мужски нежен, как
«кормилец семьи», то по-сынозьн
ласков и покорен. Человек, умеющий
быть в Цеху таким требовательным,
жестким, волевым, ‘вдруг превгаша-
ется в скромного юношу, который
любит, но и побаивается свою сестру
Анну. Эти превращения—в улыбке
Павла, в его гордо запрокинутой го-
лове, когда наступает решающий мо-
мент работы, в металле его голоса,
умеющего заставить повиноваться,
Таков Павел-—Тиошюв.
	Из других исполнителей нужно от-
	  метить прежде всего артистку -Ё,
	Нижинскую, исполнительницу роли
матери Павла—Натальи Гурьяновны-
Актриса создает образ волевой и
сильной женщины, которая для всех
найдет ласковое, ободряющее слово
даже тогда, когда сама она до край-
ности взволновава. Умело и точно
использует актриса своеобразный го-
вор Гурьяновны, чтобы очертить ха-
рактер этой неторопливой, сдержан-
ной, деловитой женщины.

Интересно намечены автором и ис-
полнителями (режиссер Н. Ефре-
мов) образы Галины Грушко (М. Ло-
бода), деда Фомы Павловича Ma-
заева (Д. Ильченко) и Анны Ма-
заевой (А. Филиппова). Но только
один образ Павла Хлопотова в ис-
полнении артиста Ширшова стал за.
конченным цельным произведением
сценического искусства. К воплощен-
ной в этом образе теме героического
труда советского рабочего Москов-
ский драматический театр, можно на-
деяться, вернется еше не раз.

В столице! Украины -

ЮБИЛЕЙНЫЕ ПОСТАНОВКИ
	КИЕВ. (Наш корр.). Комитет по
делам искусств при Совете Минист-
ров УССР утвердил репертуарные
планы театров Украины на второе
полугодие 1947 г. Юбилейные дни
Октября театры отметят  поста-
новкой новых пьес, возобновлением
спектаклей, в которых отображены
героические дни борьбы с белогвар-
дейщиной и интервентами... Из новых
пьес будут поставлены; «Молодая
	гвардия» по роману А. Фадеева, «Лю-
	ди с чистой совестью» П. Вершиго-
ры. «Русский вопрос» К. Симонова,
«Приезжайте в Звонковое» А. Кор-
нейчука, «Константин Заслонов» А.
Мовзона, «На белом свеге» П. Нили-
на, «Витчизна» А. Левады, «Сказка
о правде» М. Алигер, «Как закаля-
лась сталь» по роману Н. Остров-
ского и ряд других. Специальный
репертуар подобран для театров
		юного зрителя и кукольных. театров.
Коллективы многих театров уже при-
	ступили к подготовке юбилейных
спектаклей.

КОНКУРС НА  ОДНОАКТНУЮ
	Комитет по делам культурно-прос-
ветительных учреждений при Совете
Министров УССР” совместно < ЦК
ЛКСМУ и Союзом советских пяса-
телей Украины проводит республи-
канский конкурс на лучшую одноакт-
ную пьесу и на лучшую советскую
песню для кружков художественной
самодеятельности. Конкурс р
до   октября,

НОВЫЕ РАБОТЫ

КОМПОЗИТОРОВ
	Новые произведения готовят укра-
инские советские композиторы. Ряд
работ они посвящают 30-летию Вели-
кого Октября.
	Композитор. В. Барвинский пишет
сюиту для симфонического оркестра
на тему «Воссоединенная Укранна».
Композиторы М. Колеса и В. Бори-
<ов работают над симфониями.
` Оперу «В Закарпатьи» о воссоеди-
нении Закарпатской Украины © Со-
	ветской Украиной готовит М. Вери-.
	ковский. Оперу «За честь родины»
пишет композитор А. Штогаренко по
либретто А. Левады на сюжет его
же пьесы «Путь на Украину».
	ПРОЕКТЫ ЖИЛОГО ДОМА

Жюри под председательством пре-
зидента Академии архитектуры
УССР В. Заболотного подвело ‘ито-
ги конкурса на проекты жилого дома
в районном центре. Из многих горо-
дов республики было прислано свы-
ше 90 проектов.

Первую премию 10.000 руб. жюри
присудило архитекторам Малиновско-
му, Гегелло и Милецкому.
	Выставка картин А. Саврасова
	Министров СССР и Третьяковской
галлереей в связи с исполняющимся
в этом году 50-летием со дня смерти
художника.

На выставке представлено свыше
150 картин и рисунков Саврасовза.
	Сцена из второго акта музыкальной комедии С. Рустамова «Дурна».
Артисты Д. Талышинская, Г, Кафарлы, Н. Асадова и А. Терегулова.
		кая практика в корне не верна &
вредна.
=
	Никакая, даже самая всеобемлю-
щая серия типовых проектов не №.
жет учесть всех условий конкре”
го участка застройки. В каждом ком-
плексе есть «центральные» узлы
композиции, абстрактная  типизация
которых невозможна и заранее обре-.
чена на неудачу. . Такие сооружения
должны проектироваться  индивиду-
ально, с учетом всех конкретных ус
ловий участка. Вот гле надо приме-
нять свои силы нашим архитекторам,
а не растрачивать их бесцельно на
«индивидуальные» типовые проекты!
	Большое значение имеет и пра-
вильный выбор серии типовых проек-
тов. Мы знаем, что лоджия не свой- `
ственна быту и архитектуре жилого
дома северных районов страны, Ме:
жду тем, серии типовых. проектов с
лоджиями, рекомендованные — для
строительства в южных районах, при- .
	меняются почему-то на Урале. /од*
	жии превращаются зимой в склад
снега, вызывая справедливые нарека*
ния у живущих в этих домах.

Не меньшее значение имеет и пра’
вильный выбор типа квартир. Среди
типовых проектов имеются серии с
многокомнатными квартирами и боль
шой жилой площадью, предназначен“ *
ные для применения в массовом стро-..
ительстве в: отдельных случаях, Од*
нако у некоторых организаций нз-
блюдается тенденция применять KC: ~
ключительно только эти серии. He
считаясь в должной мере с интереса-
ми жителей.
	Таким образом, отбор типозых
проектов, их «привязка» к. конкрет-
ным районам строительства. инди-
видуальное решение отдельных 3
лов архитектурной композиции-—все
это представляет большую и слож-
ную творческую задачу, для решения
которой требуется приложение не
меньшего архитектурного  мастерст-
ва, художественного вкуса и здравого
	смысла, чем для нового проектирова-
НИЯ. ©
	С дальнейшим развитием типового
проектирования и искусства примене-
ния типовых проектов качество На-
шего жилищного строительства. 683
	сомнения, будет поднято на еще
большую высоту, соответствующую
грандиозным запачам сталинского
	пятилетнего плана восстановления И
развития народного хозяйства СССР.
	И, СМИРНОБ,
Б ПЛЕССЕЙН.
	ства и быта жилого комплекса в та-
ких случаях обычно остаются нере-
шенными. У архитектора нехватает
времени продумать удобные хозяйст-
венные дворы, красивые места отдыха
и спроектировать все малые `архитек-
турные формы жилого комплекса—
службы, ограды, в’езды и т. д., ко-
торые занимают не последнее место
в архитектурной организации жилой
застройки.

Характерным примером этому :мо-
жет служить Челябинск. В новой
сталинской пятилетке будут, по су-
ществу, закончены и сформированы
основные градостроительные узлы
этого крупнейшего промышленного
центра Урала. Между тем лучшие
районы города, красивейшие его ме-
ста часто портятся по вине архитек-
тора из-за низкокачественных и не-
продуманных проектов застройки.
Так, береговой. участок Смоляного
озера застраивается одинаковыми по
об’ему и силуэту пвухэтажными до-
мами, которые отличаются друг от
друга только в деталях. Ограды н
Beatin вообще не запроектированы.
службы решены чисто утилитарно,
в плане застройки не нашли отраже-
ния природно-естественные условия
участка. Жилой ансамбль не рас-
крыт в сторону озера, а отгорожен
от него. Всё это вместе придает
унылый и безрадостный вид жилому
комплексу.

Поселки ТЭЦ и «Кировец» в том
же Челябинске застроены десятками
похожих, как две капли воды, домов.
Характерно, что один из постю-
енных в поселке «Кировец» домов
получил премию Ha всероссийском
конкурсе на лучшее здание. Это сви-
детельствует о высоком качестве

проекта и строительства, но этого
недостаточно для того, чтобы и весь
поселок был ча высоте архитектур-
	но-художественных требований. Та-
	Скромность, простота, интимность и! Совете Министров СССР одобоил
	жизнерадостность, а не помпезность,
парадность и грандиозность являются
отличительной чертой массового жи-
лища.

Широкое распространение получат
в планировке участка небольшие
хозяйственные дворики и места отды-
ха, в которых службы, надворные по-

стройки также будут средством ху-
дожественной организации простран-
	Ciba.
	более 250 типовых проектов жилых
домов, которые разрабатывались в
Москве и в других городах и рес-
публиках Советского Союза. Новый
план типового проектирования TeKY-
nero rola включает около 120 серий,
что составит примерно 500 проек-
тов жилых домов для различных рай-
онов страны. Таким образом, к нача-
лу: 1948 года массовое жилищное
строительство в значительной части
будет обеспечено типовыми проекта-
ми,
+4
	Но. для того, чтобы построить кра-
сивые и благоустроенные архитектур.
ные ансамбли, недостаточно иметь
высококачественные типовые  проек-
ты. Их надо еще правильно приме-
нять, и это является одной из основ-
ных и важнейших задач наших архи-
тектурно-творческих коллективов и,
в первую очередь, городских архи-
текторов. Между тем, в этом деле у
Бас еще не все обстоит благополуч-
HO.

У многих наших архитекторов, и в
том: числе У главных архитекторов
городов; существует мнение, что ти-
повые проекты ограничивают возмож:
ности для творческой работы. Часто
архитекторы стремятся, нужно это или
Не ‘нужно, разработать свой. индчва’
дуальные проекты. Если при’ строи-
тельстве единичных. об’ектов это до-
пустимо, то при сооружении  бель-
ших комплексов результаты получа-
ются нередко самые: плачевные.
	Ни для кого не секрет, что твор-
ческие коллективы архитекторов на
местах малочисленны; а подчас и сла-
бы. Поэтому, не имея ни. времени, ни
сил, архитекторы сводят большую и
серьезную задачу решения застройки
как градостроительного ‘ансамбля к
разработке. своего «типового проек-
та». Вопросы организация простран-
	CHVCCTBRO ТИПОВОГО Провитирования
		новное, ради чего, главным образом,
следует применять типовые  проек-
ты — типовость и стандартность кон-
струкций, обеспечивающих индустри-
ализацию строительства.

“м
	Сама жизнь поставыла перед архи-
текторами вопрос о переходе на но-
вый, более прогрессивный метод ти-
пового проектирования. получивший
название «серийного метода». Этот
метод, предложенный Главным уп-
равлением по проектированию жилых
зданий Комитета по делам архитек-
туры, является первой и основной
	особенностью новых типовых проек-
тов.

Для создания жилого ансамбля.
необходимо не только разнообразие,
но и единство решения. Почти в
каждой жилой застройке мы видим
повторение домов меньшей и боль-
шей протяженности, угловых и оядо-
вых зданий, < центральной осевой
композицией и без нее, домов, стоя-
щих внутри квартала и на` красной
линии, домов < ярко выраженным
силуэтом и, наоборот, без характер-
ного силуэта и т. д. Это обстоятель-
ство потребовало перехода от OT-
дельных типовых проектов к серии,
т. е. набору разнообразных проектов,
об’единенных принципиальным един-
ством архитектурно-планировочного и
конструктивного решения,
	Минимальным вабором-серией для
решения простейших композиций ма-
лоэтажной застройки можно считать
три проекта—односекционного, двух-
секционного и углового домов. Ком-
бинации этих домов в сочетании с
малыми архитектурными формами—
оградами, в’ездами, входами и ABO
	ровыми службами—позволяют  при-
дать некоторое разнообразие и живо-
писность застройке. При налични
большего количества проектов архи-
тектор сможет решать и более слож-
ные градостроительные задачи, Но
при этом необходимо указать, что
вся серия проектов должна удовлет;
ворять основному требованию, прел’-
являемому к типовому  проекту—
иметь унифицированные  строитель-
ные детали.
	al
Серийная разработка типовых
проектов по-новому ставит вопросы
	архитектуры жилого дома и жилой
застройки. Разнообразие и живопис-
ность застройки могут быть достиг-
нуты не только применением различ-
ных архитектурных форм, но и путем
творчески осмысленного повторения
в различных сочетаниях и в различ-
ной связи однородных фрагментов.
	Это заставляет, в свою очередь, с
большей требовательностью  подхо-
дить к выбору архитектурных средств
и композиционных приемов.

Иэ архитектуры массового жили-
ша должны быть исключены гранди-
озкые парадные, дворы. колоннады,
портики, мощные арки и дру-
гие дорогостоящие аксессуары архи-
тектуры общественных зданий, че
свойственные интимному характеру
жилого дома. Живописность здания
достигается не резко контрастным
силуэтом, а применением мансард,
мезонинов и живописной кровлей.
Балкон, терраса. лоджия и эркер —
элементы, органично связанные с
бытом, становятся основными архите-
ктурными средствами выражения об-
фраза дома.
	Отличительной чертой нашего но-
вого жилищного строительства явля-
ются не только его грандиозные мас-
штабы, но и одновременное сооруже-
‘ние больших жилых комплексов —
целых кварталов, улиц и даже го-
родских районов. В центральном рай-
оне Сталинграда, например, застран-
Бается сейчас новая улица—Саратов-
ская, а в районе Металлогорода —
групны кварталов по основным маги-
стралям. В Магнитогорске на правом
берегу за голы новой сталинской ня-
тилетки будет соэдан новый боль-
шой жилой район с населением око-
ло 80 тысяч человек.
	Эти грандиозные задачи могут
быть решены только при условии
маконмальной индустриализации
строительства и широкого внедрения
в практику строительства заводского
домостроения. Индустриализация
строительства, в свою очередь, не-
мыслима без типизации и стандарти-
зации, Отсюда ясно, какое большое
значение приобретает в годы новой
сталинской пятилетки типовое про-
ектирование.
	‘Казалось бы, само определение
«типозой проект» противоречит тре-
бованиям ансамблевой застройки. В
самом деле, как можно из типа-стан-
дарта создать единый, целостный и
в то же время не монотонный архи-
тектурный организм — ансамбль?
Практика довоенного строительства
только подтверждала наличие тако-
го противоречия. Сплошь и рядом
по одному проекту застраивались
целые кварталы и поселки. Такие
неудачные примеры стандартного
строительства убелили нас в том,
что многократным повторением даже
совершенного произведения архитек-
туры ансамбль создать нельзя.
	Попытки отдельных архитекторов
нарушить однообразие и MOHUTOH-
ность застройки введением разно-
образных архитектурных деталей или
окраской домов в различные цвета
ве дали успешных результатов, так
как здания по своему об’ему и си-
луэту все же оставались одинако-
выми. Другие архитекторы пытались
применять различные типовые пооек-
ты, а иногда специально разрабаты-
вали новые индивидуальные проекты,
которыми дополняли застройку. Этим
они достигали некоторого. разнообрз-
	зиЯ ансамбля. но

зато теряли то ос:.
	Второй особенностью новых типс-
вых проектов является их «привяз-
ка» к определенным конкретным рай-
онам строительства. В довоенной
строительной практике типовой поо-
ект обычно составлялся из расчета
на обезличенные средние условия, а
климатические особенности того или
иного района учитывались только в
виде поправок к толщине стен и
чердачных перекрытий. При этом
считалось, что такие проекты можно
было применять на всей необ’ятной
территории Советского Союза. Но на
практике недооценка местных усло-
вий в типовом проекте дома приводи-
ла к снижению качества строитель-
ства, повышению его стоимости.
	Поэтому теперь принят принцип
типового проектирования специальнс,
для северных, центральных или
южных районов РСФСР и для каж-
дой из других союзных  респуб-
лик. В, 1947 году болыпое вни-
мание уделяется разработке типовых
проектов для районов, где особенно
широко развертывается жилищное
строительство—для Донбасса, Ура-
ла, Кузбасса и т. д. Это, конечно, не
исключает использования  тТиНовых.
проектов и в других районах, находя-
щихся в аналогичных условиях.

Для строительства в 1947 году
Комитет по делам архитектуры при

жной застройки по тиловым проектам пля Донбасса. Авторы — архитекторы