ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ
	СТРАН. СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Цена 45 коп,

итектуры при Совете Министро
	Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитета по делам арх

Пятница, 1 августа 194.7 года

„Сталинская забота и
		o
		Roewnmine
	ТЕЙТРАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ.
	Комитет по делам искусств при Со-
вете Министров РСФСР и ВТО про-
вели в Москве трехдневную Всезос-
сийскую конференцию театральной
молодежи.

Председатель Комитета по делам
искусств пра Совете Министров
РСФСР Н. Беспалов выступил с до-
кладом на тему «Итоги емотра и за-
дачи по воспитанию творческой моло-
дежи».

— Участники смотра, — сказал
тов. Н. Беспалов, — в подавляющем
большинстве молодые люди в возра-
сте от 18 до 25 лет. Новые резервы,
растущие в наших театрах, через не-
сколько лет должны занять достой-
вое место в искусстве.

Серьезно работают над воспитаки-
ем и подготовкой молодых артистов
Горьковский, Свердловский, Воро-
нежский, Симферопольский, Тульс-
кий Архангельский,  Владивосток-
ский, Молотовский, Сталинградскнй
праматические театры. Но есть еще
театры (Читинский, Барнаульский,
Кемеровский), которые не только не
заботятся о выращивании смены, но
даже не желают принимать в свой
труппы  артистическую молодежь,
окончившую художественные школы;

До сих пор ряд руководителей му-
зыкальных театров (например Куйбы-
шевского и Саратовского театров
оперы и балета) проявляют косность
в деле воспитания и выдвижения но-
вого поколения певцов.

Аналогичное положние и в области
подготовки балетных кадров, несмо-
	MOGCYGROS GMCHbI

_ Смотр . артистической молодежи
музыкальных и драматических теат-
	ров Российской Федерации, закен-
чившийся выступлениями лучших
его Участников в Москве, привлек
	исключительное внимание советской
театральной общественности. Зри-
тельный зал Центрального дома ра-
ботников искусств, где проходил
третий тур смотра, был ежевечерне
переполнен.
	Смотр познакомил нас с многими:
одаренными актерами, перед которы-
ми теперь открывается широкая и
прямая дорога в искусство.

Многие участники смотра завое-
вали горячую любовь и признание
столичной театральной обществен-
ности. Их имена останутся в памяти
столичного зрителя, и мы будем те-
перь с еще большим интересом сле-
дить за новыми творческими успе-
хами этих питомцев советской те-
атральной культуры, овладевающими
высоким и благородным  сцениче-
ским искусством.

Положительные результаты смот-
ра бесспорны. Однако бесспорно
и то, что результаты эти могли бы
быть намного значительнее, если бы
в каждом театральном коллективе, и
столичном, и областном, и районном
руководство относилось к воспи-
танию и выдвижению артистической
смены как к большой, жизненно-
важной проблеме, а не только как к
сезонной «кампании»; если бы обу-
чение молодых актеров было всюду
поручено режиссерам и педагогам
высокой квалификации, обладающим.
серьезной методологической подго-
товкой; если бы, наконец. сам смотр
был организован более четко, про-
думанно, целеустремленно.

Прошедший смотр свидетельствует
о том, что далеко не везде театраль-
ная молодежь окружена тем внима-
нием и заботой, которых она заслу-
живает. Прежде всего, удивляет то,
что на третьем туре смотра не. уча-
ствовали представители крупнейших
театров Москвы и Ленинграда —
Художественного, Малого, им. Вах-
тангова, им. Пушкина, Большого ‘и
им. Кирова. В них работают круп-
кейшие мастера сценического искус-
ства. Естественно, что наша общест-
венность живо интересуется тем, как
эти мастера воспитывают и растят
своих «наследников», которым пред-
стоит продолжить замечательные
традиции Станиславского, Hemupo-
вича-Данченко, корифеев русской
оперы и лучших представителей клас-
сического балета. Главное управле-
ние театров Комитета по делам
искусств и руководители этих круп-
нейших коллективов должны были
позаботиться о том, чтобы молодежь
была должным образом представле-
на на смотре.

С бюрократическим равнодушием
относятся к воспитанию актерской
молодежи в таких крупных теат-
ральных центрах, как Саратов. Са-
ратовским театрам нечего было
«пред’явить» на третьем туре смот-
ра. Едва ли причину этого следует
искать в каких-либо «технических»
обстоятельствах. Все дело в том.
	что руководители саратовских теат-
	ров и местный отдел по лелам
	  ACKYCCTB плохо выполняют ©свое дело
	по отношению к молодежи. Пример
Саратова — не единичен. В Читин-
сксм, Барнаульском, Кемеровском
театрах так же безответственно от-
	- носятся к выдвижению молодых ар-
	тистов. Здесь, видимо, полагают, что
воспитание артистических кадров—
это олна из будничных, заурядных
задач. Между тем, опыт передовых
периферийных театров — Свердлов-
ского, Горьковского, Воронежского
и других—показывает, что проблема
артистической смены есть в то же
время проблема творческого роста и
совершенствования зсего коллекти-
ва. Здесь молодые артистические
индивндуальности обогатили творче-
ские возможности труппы. Эти теат-
ры не просто «опекают» молодежь,
а растут за счет юного поколения
актеров и актрис.

Показателен также пример Мо-
сковского театра оперетты. Новое
художественное руководство (И. Ту-
манов), задумав решительное  твор-
		ческое обновление театра, . уделило
самое серьезное внимание привлече-
нию и обучению молодых актеров. И
результаты видны были на смотре—
больше десяти представителей” этого.
театра с успехом участвовали в за-
ключительном вечере смотра. -
Художественное воспитание моло-

дого -зктера’ должно ‘находиться в.
неразрывной связи с его идейным
	общественно-политическим  воспита-
нием. Воплощение героического об-
раза современника — главная задача
советского актера. Эту - задачу с
успехом может выполнить лишь ар-
тист, сам являющийся в лучшем. и
полном смысле этого слова  совре-
менником, деятельным участником
строительства коммунистического об-
щества, передовым — гражданином
сталинской эпохи. Руководители те-
атров, партийные и комсомольские
организации должны помнить, что.
ндейно-политическое воспитание мо-
лодого актерз—это в TO же время.
его творческое воспитание, что со-
ветский художник — олицетворяет
идейность и высокие этические
принципы советского общества.
Первый послевоенный смотр ар-
тистической молодежи закончился.
Опыт его должен быть учтен при
подготовке и проведении следующе-
го смотра. Комитет по делам искус-
ств и Всероссийское театральное
общество должны прислушаться К
единодушным нареканиям зрителей
на метод показа молодых актеров,
практиковавшийся зв ИДРИ. Нет
смысла показывать множество акте-
ров в коротких, отрывочных, невра-
зумительных отрывках из больших.
спектаклей. Это в равной степени от-
носится и к драматическим и к му-
зыкальным жанрам. В этих условиях
актер лишен возможности выполнить
главную свою сценическую задачу
создать образ, характер героя, рас-
крыть его душевный мир, мировоз-
зрение. Пусть лучшие, наиболее до-
стойные участники заключительного
тура выступают в самых благопри-
ятных для себя условиях — не в
отрывках, а в спектакле, с соблюде-
нием всей его режиссерской паоти-
туры, что, кстати сказать, даст воз-
можность об’ективно судить и о ра-
боте режяссеров, — постзновщиков,
педагогов. Выступления эти должны
проходить не` на клубной сцене
ПДРИ, а в театральном помещении,
отвечающем всем требованиям акте-
ра и зрителя. Необходим более стро-
гий отбор участников смотра. Надо
позаботиться и о том, чтобы на
смотре были достаточно ироко
представлены режиссеры и художни-
ки представители достаточно важ-
ных театральных профессий.
Быть может, найдутся руководи-
тели театров, которые по случаю
окончания смотра вздохнут с облег-
чением и сочтут свои обязанности
по отношению к его участникам вы-
полненными. Общественные органи-
зации, местная печать и критика
должны будут напомнить таким  те-
атральным деятелям. что смотр мо-
лодых актеров — только начало
большой, всеоб’емлющей, заботливой
и в высшей степени ответственной
работы с ними. Один из участников
Всероссийской конференции  теат-
ральной молодежи сказал в своем
выступлении, что теперь должен
начаться «четвертый тур» смотра,
имея в виду повседневную работу
режиссуры и руководителей театров
с молодыми актерами и актрисами,
получившими «путевку в жизнь». С
ним нельзя не согласиться. Внима-
ние к участникам смотра и их млад-
шим товарищам, только начинающим
работу в театрах, должно не осла-
_беть, а усилиться в будущем.
  Не в традициях советской моло-

дежи зазнаиство и довольство ма-
лым, головокружение от успехов и
самолюбование. В непрестанной уче-
бе будут расти и совершенствовать-
ся наши дебютанты, `. прошедшие
серьезную проверку на столичной
сцене.  Артистическая молодежь,
будущность нашего театра, покажет
себя достойной наследницей вели-
ких мастеров социалистической
культуры, старших товарищей по
славному творческому труду.
	На совещании в ЦК ВЛКСМ. Слева н
	аправо: М. Мухтасипов (Казань), М. Мазун (Ленинград), Х. Мидов (Ка-
	бардинская АССР), С. Ожогин (Удмуртская АССР), Е. Михеев (Коми АССР), В. Боголюбский (Калуга),
		С. Морозов (Курск). На трибуне — секретарь ЦК ВЛКСМ тов. Н. Михайлов.
		УЧАСТНИНИ СМОТРА—В ЦН ВЛНСМ
	тоянно следить, ей.нужно оказывать
помощь, но и сами молодые творчес-
кие работники должны пред’являть к
себе значительно более повышенные
требования. Об этом говорили на со-
вещании тт. Смирнов (Нижний Тагил),
Баркан (Московская область) и дру-
гие. :

искусств при Совете Министров
РСФСР т. Н. Беспалов отметил, что
закончившийся смотр дал много цен-
ного для изучения и обобщения опы-
та работы с театральной молодежью.
Комитет намерен в ближайшее же
время провести ряд конкретных меро-
приятий,  закрепляющих результаты
смотра.
	С болыним интересом выслушали
участники смотра выступление секре-
	Tapa ЦК ВЛКСМ т. Н. А. Михай-
лова.
	— Партия, правительство, лично
товарищ Сталин всегда уделяли и
уделяют исключительное внимание
вашей молодежи, чутко прислушива-
ются к ее нуждам и запросам, — ска-
зал т. Михайлов. — В руководстве
большевистской партии — сила со-
ветской молодежи, источник ее бое-
способности; = :

На приеме в Кремле участняков
Всесоюзного парада физкультурников
товарищ В. М. Молотов дал. высокую
оценку труду и моральным качествам
советской молодежи:

<..наша молэдежь, трудолюбивая,
боевая и жизнерадостная. растет и
крепнет, как нерушимая сила совет-
ской страны, как надежный оплот но-
вой мировой культуры и прогресса че-
ловечества».
	Закончившийся Всероссийский
смотр театральной молодежи, учас-
тие наших представителей в Меж-
дународном фестивале молодежи
в Праге лишний раз свидетельствуют
о том, как богата наша страна моло-
дыми талантами. Нам есть чем гор-
диться, и это высокое патриотическое
чувство советской гордости за свою
страну, за ве успехи и достиже-
ния, за ее замечательных людей дол-
жно всегда сопутствовать жизни и
творчеству молодых деятелей совет-
ского театра. Театральная молодежь
должна непримиримо выступать пРо-
тив низкопоклонства перед буржузз-
ной культурой Запада, должна вос-
питывать в себе и зрителях чувство
собственного достоинства,  пронн-
каться гордым и радостным  <озна-
нием того, что она является пред-
ставительницей самого лучшего, про-
грессненого, ‹амого передового ис-

кусства во ‘всем мире.

Исторические постановления LK
ВКП(б) по вопросам литературы и
искусства оказали свое благотворное
влияние на дальнейшее развитие со-
ветской культуры, помогли мастерам
театра полностью осознать свою от-
	ветственность перед страной и наро-
дом, сделали их творчество целеуст-
ремленнее и глубже. Тем не менее,
как в самой театральной среде, так
и в отражении нашей действитель-
ности на сцене. наблюдаются еше яв-
	эсиодые артисты, режиссеры и   Молодежь театра мечтает о создачии
художники драматических и музыка-   романтического образа современного
льных театров РСФСР, участники   советского героя.
		— Но осуществить все наши наме-
рения, — говорит т. Солодова, — мы
сможем лишь при условии непрестан-
ной работы над собой, над дальней-
ним совершенствованием своего мас-
терства. Театральные школы и учили-
ща дают лишь первый толчок моло-
дым актерам, профессиональные на-
выки они приобретают уже в самом
театре, перенимая опыт своих стар-
ших товарищей. Поэтому дальнейший
рост творческой молодежи театров на
местах зачастую тормозится тем, что
опытные, квалифицированные актеры
и режиссеры неохотно выезжают ча
постоянную работу в периферийные
города. Организациям, велающим ис-
кусством, следует. обратить на это
самое серьезное внимание.
	О необходимости дальнейшей по-
вседневной работы с молодыми кад-
рами советского театра говорили все
Участники совещания. Указывая на
то, что для многих произведений сов-
ременной советской драматургии ха-
рактерно примитивное разрешение
конфликтов. нежизненность ситуаций
схематизность : образов. т; `Бритаз-
ва (Северная. Осетия) говорит о за-
конном стремлении молодых артистов
своего театра к глубоким психологи-
ческим образам реалистической, высо-
ко-идейной современной драматургии.
В этой большой и ответственной 9a-
боте театральной молодежи нужко
оказывать постоянную помощь. Мо-
лодые актеры и режиссеры должеы
ошущать повседневное внимание
местных партийных и комсомольских
организаций, Комитета по делам ис-
кусств, Всероссийского театрального
общества. Необхолимо практиковать
регулярные встречи молодежи пери-
ферийных театров с критиками. теаг-
роведами, ведущими мастерами  ис-
кусств Москвы и Ленинграда.
	Это тем более необходимо. что, по
словам участника смотра т. Акинфи-
ева (Иваново), в работе ‘творческой
молодежи периферийных театров по-
‚рой проявляются дурные качества ло-
революционного провинциального те-
‘arpa. Всеобщим одобрением было
встречено прелложение т. Акинфиева
считать неослабное внимание к нуж-
дам и запросам театральной молоде-
  жи* четвертым туром закончившегося
  смотра.
  Меньше чем за три года молодые
артисты Таганрогского театра’ им.
‚ Чехова сыграли ‘каждый по 15 ролей.
Этот факт т. Савченко привела в
  подтверждение сзоей мысли O TOM,
что посылка на периферию целых вы-
  пусков театральных институтов 4H

‘школ полностью себя оправдала. За
театральной молодежью нужно посс-
	МОНОГРАФИЯ О 25 ТЫСЯЧАХ
ХУДОЖНИКОВ
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Про-
фессор О. Вольценбург на протяже-
нии многих лет собирает биографи-
ческие и библиографические мате-
риалы о художниках нашей страны.
Его картотека охватывает 25 тысяч
имен и содержит свыше четверти
миллиона справочных записей и до-
кументов.

В настоящее время сдан в произ-
водство 1-й том — восьмитомного
«Словаря русских художников и Ху-
дожников народов СССР», подго-
товленный О. Вольценбургом. Этот
том содержит 4000 имен художни-
коз, биографические данные, све-
	дения об их произведениях, исчер-
пывающую библиографию. Подго-
товляются к печати следующие
	томы, которые войдут в издание Го-
сударственного Эрмитажа.
		АШХАБАД. (Наш корр.). Дет-
ская студия при Туркменском теат-
ре оперы и балета ‘существует нес-
колько лет. В этом году студия ре-
шила поставить детскую оперу
«Гуси-лебеди» (текст С. Маршака,
музыка Ю. Вейсберг).
	Долго и плодотзорно работали с
детским коллективом постановщик
спектакля И. Ковтуяов, музыкаль-
ный. руководитель 3. Диментман,
дирижер Нури Мухатов и педагоги.
На-днях слектахль был показан на
сцене Туркменского театра оперы и
балета. Юные исполнители хорошо
справились со своими ролями. Спек-
такль пронюел с успехом.
	третьего тура Всероссийского смотра
театральной молодежи, собрались 29
июля в зале заседаний ЦК ВЛКСМ.
Молодые творческие работники теат-
ров Российской Федерации делились
своими мыслями и впечатлениями о
прошедшем смотре, рассказывали о
своих творческих планах и замыслах,
намечали пути к решению задач, пос-
тавленных смотром перед театраль-
‘ной молодежью.
	— Кому, как не нам, молодым ле-
ятелям советского театра, — говорит
участник смотра т. Тихомиров (Ле-
нинград), — работать над образом
советского молодого человека, наше-
го современника и ровесника! Режис-
серы оперного театра Ленинграда бу-
дут пробовать сври ‹илы в. работе
над сперными фектакаими, посвя-
щенными героической молодежи на-
шей страны. Повседневно общаться с
литераторами и композиторами, авто-
рами будущих произведений для тез.
Тра, всеми силами стремиться к зк-
тивизацин их деятельности — 602839
задача театральной мололежи.
	Критикуя недочеты ‘организацион-
ной работы, предшествовавшей смот-
ру, т. Тихомиров указывает, что руко-
водящие комсомольские организации
городов. не представленных на смот-
ре, приложили мало усилий к тому,
чтобы молодые творческие работни-
ки меслных театров получили право
выступить в третьем туре в Москве.

— Смотры театральной молодежи

должны стать традийией в жизни со-
ветского искусства, их Нужно прово-
	дить чаще, — говорит т. Тихомиров.
	С этим согласна и т. Бовт (Москва),
по мнению которой смотры, проволи-
мые регулярно, булут способствовать
выявлению и притоку новых оларен-
ных режиссеров, актеров и художни-
ков советского театра.

— Следует лашь пожелать, — го-
ворит далее т. Бовт, — чтобы забота
о театральной молодежи не ограничя-
лась днями смотра, а стала законо-
мерным` повседневным явлением. В
этом отношении наша молодежь впра-
ве пред’явить более повышенные
требования к своим старшим товари-
щам по искусству. Многие из них
благожелательно относятся’ к моло-
дым актерам, но недостаточно прак-
тически помогают им в их работе.

Большое положительное значение

проведенного смотра отмечала в сзо-
ем выступлении и т. Солотюва (Таган-
	рог). Молодые артисты Таганрогско-
го театра уезжают сейчас из Мосхвы
	с твердым намерением в ближаишее
же время поставить героический
спектакль о Нашей современности.
	ПРЕМИИ СОВЕТСКОЙ ЭСТОНИИ
	ТАЛЛИН. (Наш корр.). По реше-
нию Президиума Верховного Совета
	ления аполитичности, _ безидейности, тря на то, что наши театры в посл я
недостойного, слепого поклонения   Нее время Teatpel NO: талантливой
западноевропейской буржуазной   Молодежью. Театры должны энерги-
культуре. чнее и смелее выдвигать творческую
	Есть недочеты и в театральном об-
разовании.. В театральных студиях,
школах и училищах почему-то. сло-
жилось оптибочное представление о
том, что будущего актера и режис-
сера можно воспитывать лишь ва
классических старых пьесах. Мо-
лодые творческие работники по-
рой бывают далеки от жизни, дум и
чаяний своих современников, моло-
дежи нашей страны, и это отрица-
тельно сказывается на образах, воп-
лощаемых ими на снене.
	А ведь как богата и разнообразна
жизнь молодых советских людей, ка-
кие интересные и смелые мысли ро-
дятся в среде нашего юношества! Те-
атральная молодежь не в праве боль-
ше мириться с -тем, что дела и дни
их молодых современников не нахо-
AAT отражения в произведениях Opa.
матургии и театра. Нужно. добиться
создания сценического образа совет-
ского молодого человека, который са-
моотверженным и вдохновенным тру-
дом возвеличивает свою Родину. Дол-
жна быть, наконец, написана`и сыг-
рана пьеса о славной молодежи го-
рода-гегоя — Ленинграда, пьесы 0
воспитании юношества и крепкой со-
ветской семье.
	Непрестанными исканиями, здоро.
вым соревнованием должна быть п2о-
никнута вся: творческая деятельность
театральной молодежи. Она должна
помогать. воспитывать B советском
молодом человеке чувства советского
патриотизма. национальной гордости,
непреклонной воли, — воспитывать
так, как учит этому товарищ Сталвн.
Творческая молодежь должна более
активно воздействовать на жизнь
своих театров, на работу  драматур-
гов, создающих произведения о на-
шей современности. +
	_ Далее т. Михайлов отметил поло-
жительную роль закончившегося ‘смо.
тра и недочеты в его организании.
На местах будут проведены творчес-
кие конференции, посвященные ито-
гам смотра театральной молодежи.
Руководящие ‘комсомольские ‘органя-
зации усилят свое внимание к жиз-
Ни И творческой деятельности теат.
ральной молодежи, к работе комсо-
мольских организатий в театрах и
театральных учебных заведениях.

С большим воодушевлением участ-
ники совещания приняли приветствие
товарищу И. В. Сталину.
	  молодежь — режиссеров, балетмей-

о Е me

стеров, дирижеров, художников.
Тов. Н. Беспалов останавливается
на важной проблеме подготовки
творческих кадров для национальчых
театров. В театре РСФСР актеры иг-
Рают на 23 различных языках. Созда-
ются новые национальные театры на-

‘пример Усть-Ордывский, оперный те-

атр в Якутске. Большую помошь на-
циональным театрам в развитии и
подготовке кадров оказывают ‘деяте-
ли русского искусства, особенно
Московская и Ленинградская кон-
серватории, Московский и  Ленин-
градский институты театрального
искусства. Хороших результатов в
тодготовке молодых театральных
кадров достигли Бурят-Монгольский
музыкально-драматический театр.
театры Дагестанской, „Коми. АССР
й другие: