СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	ни и человеку. Именно в жизнедея-
тельной природе, в народном труде
находит Саврасов поэзию, следуя за-
мечательному положению Чернышеёв-
ского «Прекрасное — есть жизнь».
Саврасов любит все, Что наполняет
ландшафт жизнедеятельностью, бод-
ростью. Грачи, хлопочущие около
своих гнезд, клушка © цыплятами
под окном провинциального домика,
утки и галки на зимнем  дво-
puke, птицы, летящие над полями и
реками, придают пейзажам Саврасо-
ва особую задушевность и убеди-
тельность.
	В лучших произведениях Саврасо-
ва глубина содержания и поэтиче-
ского чувства сливается с совер-
шенным художественным — языком.
Преодолевая эффектность романти-
ческой манеры, Саврасов  отказы-
вается от таких приемов, которые
противоречат реалистическому pac-
крытию действительности. В своих
колористических и тональных реше-
ниях он стремится предельно прибли-
зиться к природе, найти в ней самой
те краски и отношения, которые
должны получить художественное
обобщение в картине. Тонкая, сдер-
жанная гамма русской весны, кото-
рую так любил воспевать Саврасов,
с ее нежной синевой и переходами
	от белого тона еще заснеженных по-
лей к голубизне неба, особенно ха-
рактерна для пейзажей 70-х годов.
Поразительна и свойственная ему
гармоничность, которую мы ощущаем
в картинах Саврасова, тонкость то-
нальных переходов. Он умеет почти
незаметно подчеркнуть переход от
земли к небу, одновременно отделяя
их и сливая в один цельный образ,
пронизанный светом и воздухом.

’Саврасов не видел произведений
французских импрессионистов и был
далек от их устремлений. Но, при-
стально изучая природу и стре-
мясь к  жизненности и „ прагде
не только в содержании, ню и
в художественном языке своих
произведений, он самостоятельно по-
дошел к тому, что было ценным в
раннем импрессионизме: к высветла-
нию палитры, тональности и свето-
воздушному единству картины. Но
его отличием и огромным преимуще-
етвом перед импрессионистами было
то, что он нё тёрял при этом глуби-
ны содержания, не растворял позэти-
ческий образ природы в мимолетных
впечатлениях. Он шел одним путем с
великими русскими реалистами, стре-
мясь к выражению большого идейно-
го содержания, к слиянию общечело-
веческих стремлений с глубокой на-
циональной самобытностью.

Саврасову не было дано раскрыть
свой выдающийся талант с исчерпы-
вающей полнотой. Жизнь его сложи-
лась трагично. Выступив на первых
четырех передвижных выставках, он
затем отошел от активной художест-
венной деятельности. Несомненно, на
его чуткую, впечатлительную натуру
гнетуше действовали мрачные явле-
ния самодержавно-крепостнического
строя. В этот период Саврасова пре-
следовала тяжелая болезнь. B 1882
году он окончательно бросает препо-
лавание.
	В Московском училище живописи
среди его ‘учеников был гениальный
Левитан, до конца жизни сохранив-
птий светлую память о своем учи-
теле. 2

С этого времени Саврасов исчезает
из художественной жизни. Скитаясь
по ночлежкам и рынкам, он обра:
щается к кисти только для того, что-
бы дрожащей рукой написать «кар-
тинку», которую сейчас же покупа-
ли за бесценок завсегдатаи тракти-
ров и рынков. Эти «картинки» гово-
рят уже об упадке творчества Сав-
расова, но И в них порою сверкает
замечательный талант, заставляющий
вспомнить о «Грачах» и других ше-
деврах 70-х годов.

Саврасов настолько отошел в эти
годы от художественной жизни, что
даже его друзья-передвижники He
знали ничего о его судьбе. Против
фамилии Саврасова в примечании к
каталогу ХУП передвижной выстав-
ки стоит крестик — знак того, что
он ‘уже умер. Но он был жив:
	В 1897 году осенью Саврасова при-
везли, уже безнадежно больным, в
Первую градскую больницу. где он и
умер 27 сентября. Так закончилась
жизнь замечательного русского ху-
дожника. Он оставил бессмертные
произведения, воплотившие мысли
и чувства  вдохновенного 1103-
та, всеми силами души любившего
родину и великий русский народ,
которому он отдал все свои творче-
ские силы.
		  евец
		Пьеса Э. Бритаева «Две сестры»
в постановке Северо-Осетинско“
го театра: Кылцыко == Д, Теми-
_ряев; Касалов—Ю, Меёрленов.
		Судьба юной Асиат раскрывается
в спектакле «Две сестры», показан:
ном в Москве Северо-Осетинским
театром. Драма эта написана в 1908
году Э. Бритаевым, основоположни-
ком осетинской драматургии. Ona
повествует о том, как темная сила
древних суровых адатов  угнетала
волю и чувства горской женщины,
превращала ее в бессловесную рабы-
ню, ковёеркала ее жизнь.
	Цветет сейчас свободная Советская
Осетия. Перед современными сёстра-
ми героини пьесы горянки Асиат ши-
роко открыты вольные пути жизни,
свободные чувства, радость сози-
дания и творчества. Об этом на-
глядно свидетельствуют история и
спектакли Северо-Осетинского госу-
Дарственного лраматического теат-
pa. On очень молод. Jip
одиннадцать лет назад коллектив,
воспитанный в стенах Гитиса, приехал
в родную Осетию, как первый нацио-
нальный профессиональный театр. ОН
стал центром художественной культу-
ры в республике. В тот день, когда
впервые поднялся занавес на сцене
театра, открылись и лвери созданной
при нем студии. Осетинская моло-
дежь пришла в зрительный зал, она
заполнила и студийные классы,

Театр встречал восторженный при:
ем, но он столкнулся и с многими
трудностями. Пережитки древних
обычаев, бытовые предрассудки He-
редко мешали привлечению в театр и
его студию талантливых юношей и
особенно девушек, воспитанных в
Духе стародавних национальных ус-
ловностей. Как трудно, например,
было приучить иную студийку cMOT-
реть в лицо партнеру, с которым она
вела диалог! Ведь ей с детства за-
прещали смотреть в глаза мужчине,
и она привычно стремилась «поту-
пить взор». Ее с детства приучили
вставать, когда входят старшие, и на
репетициях она непроизвольно вска-
кивала даже тогда, когда это проти-
воречило смыслу мизанспены. Нема-
ло труда положили Елена Гаврилов-
на Маркова, художественный руко-
водитель театра, и воспитанные ею
режиссеры и педагоги из числа пер-
вых актеров театра, чтобы преодо-
леть скованность молодых  осетин-
ских артистов и студийцев, привить
им сценические навыки, выявить и за-
ставить раскрыться их дарования.

И вот теперь, приехав в Москву
на третий тур смотра творческой мо-
лодежи театров РСФСР, Северо-
Осетинекий театр насчитывает уже
три «поколения» актеров. Среди них
старейшие актеры — Б.  Тотров,
В. Каргинова, актеры второго поколв-
ния — С. Икаева, В. Тхансаев, М. Ца-
ликов, артисты Т. Кариаева, В. Маки-
ев и талантливая молодежь —
Ю. Мерденов, К. Сланов, 3. Кочисо-
ва, Н. Саламов, А. Дзукаева, режис-

сер 3. Бритаева и другив,
	Театр показал три спектакля, раз-
	носторонне характеризующие его
творческие возможности: «Жорж
Данден» «Любовь Яровая», «Двё
	сестры». Сложилось впечатление, что
однолинейность образов Мольера,
близких к условным маскам «комё-
дии дель арте», по исполнитель-
ским данным оказалась ` молодому
Осетинскому театру доступнее, чем
психологическая драма К. Тренева,
а наиболее органичным по нащио-
‘нальному колориту, по ‘драматиче-
ской тональности и характеру народ-
ного юмора явился спектакль «Две
сестры». В каждой из этих постано-
вок, сделанных любовно и тщательно,
есть свои неудачи, но есть и несом-
ненные радостные творческие победы.
	Роль Клодины вы  мольеровском
спектакле весело. легко. с большим
	внутренним изяшеством играет быв-
шая студийка 3, Кочисова. Этим
гастрольным спектаклем закончился
первый театральный сезон способной
молодой актрисы. В исполнении Н.
Саламова очень выразителен наивно
простодушный, угловатый,  неуклю-
жий Любен. В остром  гротесковом
рисунке дан Сотанвиль К. Слановым.
	Но трудно принять в «Жорже
Дандене» самого Дандена. Ю. Мер-
денов играет его с излишней серь-
езностью, мучеником,  страдальцем,
вместо того чтобы посмеяться Hal
своим героем. Это искажает замысел
мольеровской комедии и ну
общий стиль спектакля.
	«Любовь Яровая» поставлена мо-
лодым режиссером 3. Бритаевой. Ей
удалось верно передать атмосферу
эпохи, напряженную динамику с0-
бытий. Но отдельные роли, ярко сы-
гранные одаренными исполнителями,
еше не слились в художественно-
	русской природы
		ДРАМАТУРГИЯ

КИЗНИ
	Много споров ведется вокруг BO-
проса о сценарии документального
фильма: Выражаются крайние точки
зрения. Одни считают, что делать
документальный фильм следует по
заранее разработанному сценарию, в
соответствии < которым должна про-
водиться с’емка материала. Другие
утверждают обратное: авторы филь-
ма; по их мнению, должны заснять
на месте все наиболее интересное и
характерное для данной темы, а за-
тем уже делать сценарий, исходя из
имеющегося материала.
	На экран выпущено немало кар-
тин, посвященных отдельным  круп-
ным предприятиям страны. В боль-

‘чинстве таких киноочерков жизнь

предприятия показывалась, к сожале-
нию, трафаретно. Выработались оп-
ределенные штампы не только в по-

‘строении кадров, в их монтажной по-

следовательности, но даже в диктор-
ском тексте. Это были фильмы, если
не лишенные вовсе драматургического
построения, то, во всяком случае, с
ослабленной ‘драматургией.
	Авторы картины «Большие огни»
счастливо избежали этих  недостат-
ков. В своей небольшой картине, на
протяжении каких-либо 530 метров,
они сумели показать жизнь предприя-
тия так, что у зрителя остается впе-
чатление; будто он совершил инте-
ресную экскурсию по цехам завода,
получил ответы на все, что его во
время этой экскурсии заинтересовало;

В чем же секрет успеха авторов
этой картины?
	1режде всего в том, что они от-
неслись к своей задаче не формаль-
но, а с подлинным творческим вол-
нёнием. Не взором беспристрастного
наблюдателя, пришедшего «зафикси-
ровать на пленку» работу завода, а
глазами художника, призванного по-
нять окружающую действительность
и взволнованно рассказать о ней зри-
телям, следили они за происходящим
вокруг. Они стали как бы участника-
ми событий и сделали такими же
участниками событий своих зрителей.
	Фильм посвящен  ленинградскому
металлическому заводу им. Сталина.
	В фильме рассказано, как возник
замысел создать мощные гидротур*
бины для возрождающегося Днепро-
гэса, как еще в дни войны конструк-
торы паровых турбин работали над
проектом турбины в 100000 лошади-
ных сил — самой мощной в Европе—
и как теперь, в дни мирного CTPOH-
тельства, этот замысел воплощен в
Жизнь.
	События, показанные в картине,
развиваются в строгой логической
последовательности, они нарастают и
достигают кульминации в эпизоде ис-
пытания паровой турбины. Выдержит
или не выдержит испытания турби-
на, над созданием которой так само-
отвержеённо, так любовно трудились
лучшие люди предприятия? Этот во-
прос волнует не только тех, кто при:
сутствует при испытании, но по-на-
стоящему волнует и зрителя,

Всё, что связано с изготовлением
и испытанием турбины, становится
основным, центральным драматурги-
ческим узлом картины. Дружба ста-
рого мастера Хинейко с Георгием
Ивановичем Мелеховым, «царем-то-
карем», как называют его здесь; ра-
бота опытнейшего разметчика Алек-
сея Ремиз, любовно обучающего мо-
лодую смену, и слесаря Полякова,
четверть века назад собиравшего ма-
ленькую гидравлическую турбину;
переписка юных турбостроителей с
краматорскими  фремесленниками —
вот те побочные  драматургические
линии, которые дополняют и подкре-
пляют основную.

Хороню, жизненно правдиво и В
то же время как-то по-интимному,
тепло показаны люди завода. В
фильме дано много ценного познава-
тельного материала о характере и
особенностях производства.

Коллектив ленинградских работ-
ников кинохроники <оздал хороший
документальный — производственный
очерк. И создал потому, что при по-
строении его чутко отнесся к лучше-
му драматургу — к подлинной жиз-
ни — и уловил в сложной и многооб-
разной жизни большого предприятия
самое главное, самое характерное
	М. БЕЛЯВСКИИ.
	В русской живописи есть прбиз-
	ведения, великое значение которых
не может быть передано обычными
понятиями. Кажется, что в этих про-
изведениях слиты в единый поэтиче-
ский образ всё сокровенные чувства
и Мысли народа, вбе его представла-
ния о жазни и родной земле. К та-
ким произведениям принадлежит
картина художника Саврасова «Гра-
чи прилетели». Она появилась в 1871
году на первой нередвижной выстав-
ке и быстро завоевала всеобщее при-
знание. Крамской после открытия
выставки писал Ф. Васильеву: «Пей-
заж Саврасова «Грачи прилетели»
есть лучший, и он действительно
прекрасный». Сравнивая картину
Саврасова с другими бывшими на
выставке пейзажами (Боголюбова,
Клодта, Шиннина), Крамской добав-
ляет: «Но всё это — деревья, вода и
даже воздух, а душа ееть только в
«Грачах». Крамской отметил самое
существенное качество  замечатель:
вого произведения Саврасова. В нем
передана не простб картинка русской
природы и быта: в нем выражена цу-
ша русского человека, выражена на-
родность в самом глубоком смысле,
Вот ночему эта картина дорога каж:
дому из нас, как стихи Пушкина, ро-
маны Тургенева, музыка Чайковского;

В свое время декадентская крити-
ка утверждала, будто появление
&«Грачей» было случайным явлением
в русской живописи. «Олинокая кар:
тина Саврасова, — писал А. Бенуа,
— по справедливости должна счи-
таться... каким-то феноменальным,
необ’яснимым случаем. находящимся
вне всякой связи с прошлым». Кар-
тина Саврасова, по утверждению Бе-
нуа, «была выше своего времени и
его личного таланта», и поэтому он
«ничего уже болыше не сделал по-
добного». Не стоило бы останавли-
ваться на этих высказываниях, если
бы декадентекие измышления кое в
чем не дошли до наших дней. До сих
пор можно встретить мнение о Сав-
расове, как авторе одной картины,
которая тем самым выключается из
го творчества, рассматривается как
случайная удача.
	Выставка произведений Саврасова,
устроенная Третьяковской галлереей
в связи с 50-летием со дня его смер-
ти, решительно опровергает подоб-
ную точку зрения. Конечно, и на
этой выставке картина «Грачи при-
летели» продолжает оставаться ‘луч:
шим созданием художника. Но наря-
ду © ней мы видим немало других
замечательных картин и этюдов, ко-
торые говорят 0б огромном дарова-
наи Саврасова, о богатстве и много-
гранности его творческой натуры.
Вместе с тем, выставка Саврасова,
впервые собравшая его произвёде-
ния с почти исчерпывающей полно-
той, позволяет отчетливо предста-
вить вёсь его творческий путь, кого-
рый не отделим от под’ема русской
реалистической живописи во второй
половинё ХГХ века. Вместе с Перо-
вым, Крамским, Мясоедовым и Ге
Саврасов был одним из основателей
«Товарищества передвижных выста:
вок». :

Алексей Кондратьевич Саврасов
(1830—1897) родилея и вырос в
Москве. Первое свое художествен-
ное образование он получил в Мос.
KOBCKOM училище живописи. В 1850
году Саврасову было присуждено
звание художника за картину «Вид
Московского Кремля при луне». По-
сле этого он совершенствовал свое
мастерство в Академии художеств
и через четыре года получил звание
академика за картину «Вид в окре-
стностях Оранивнбаума»,
	В 1857 году Саврасов возвратился
в Москву, где начал преподавать в
училищеё живописи. Москва 50—60-х
годов играет выдающуюся роль в
развитии новой национальной реали-
стической живописи. Здесь живет
крупнейший  реалист-шестидесятник
В. Г. Перов; рядом с ним работают
москвичи Пукирев, Прянишников и
другие. К этой группе новаторов-ре-
алистов, обратившихся к правдивому
изображению народной жизни, оду-
шевлённых высокими идейными уст-
рёмлениями, принадлежит и А. К.
Саврасов:

Уже в первом периоде его творче-
ства, охватывающем 50-е годы и на-
чало 60-х годов, отчетливо выступа-
ет то новое, что привело к созданию
«Грачей». Саврасов обращается к та-
ким мотивам, которые неразрывно
связаны < русской народной жизнью.
В этом смысле очень характерен пре-
восходный пейзаж 50-х годов «До-
рога в поле». Художник создал
здесь типичный образ русской сель:
ской природы: дорога среди ржаных
полей, деревня влали, характерный
		ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. К. САВРАСОВА
В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЛЕРЕЕ
		для проселочных дорог деревянный
столб с дощечками-указателями, фи:
гуры крестьянина и крестьянки—все
это раскрывает перед зрителем кар-
тину близкой и родной ему жизни.

Но в картинах этого периода
большую роль играют «ще суб’ек-
тивно-романтичёские принципы, ко-
торые реалисты 60—70-х годов пре-
одолевают по мере своего углубле-
ния в окружающую  действитель-
НОСТЬ. $
	к романтическому периоду отно:
сится картина «Вид на Кремль от
Крымского моста» (1851), построен-
ная на сильных эффектах: сгушен-
ные темные тона справа и слева
контрастируют с ярким свётлым пят-
ном в центре, выделяющем кремлев-
ский ансамбль. Грозовые  разорван-
ные облака; гнущиеся от стреми-
тельного ветра деревья — характер-
ны для подобных романтических
пейзажей. Художник ищет необычно-
го состояния приролы. Она рисуется
ему как величественный космос, пог-
лощающий человёка.
	Такое же романтическое восприя-
тие мира мы видим и в других карти-
нах Саврасова этого периода («Мор-
ской вид», «Вечерний пейзаж», «Во-
допад» и др.).

На протяжении 60-х годов в твор-
честве Саврасова происходит глубо-
кая эволюция, сущность которой за-
ключается в преодолении суб’вктив-
но-романтического подхода и разви-
тии реалистических начал в пейзаже:
Саврасов обращается к мотивам, на
первый взгляд, самого обыденного
характера и в их раскрытии ищет
поэтическое содержание националь-
ной жизни и природы, Такова кар-
тина «Лосиный остров в Сокольни-
ках» (1869). Естественно и просто
написаны луг, сосновая роща, болото
на первом плане и стадо вдали. Толь-
ко в трактовке неба, в сгущенных
тонах у горизонта сохраняются еще
старые романтические приемы. Вся
картина в целом. жизненно-правди-
ва. Краски и тон становятся MeHee
заметными, утрачивают  эффект-
ность, но в то же время поэтиче-
ское содержание образа не только
не утрачивается, но становится
глубже и органичнее, так как здёсь
зритель видит реальную жизнь, а не
суб’ективно-романтическое ее «пре-
ображение». В этой жизни ищет те-
перь художник поэтическое содер-
жание своих образов. Другими сло-
вами, он не отказывается от роман-
тического начала вообще, но, прео-
долевая  суб’ективно-романтическое
понимание природы и утверждая
приоритет реальной жизни, он нахо-
дит поэзию и романтику в самой
лействительности.
	Сочетанием поэзии и правды, ро-
мантического и жизненного проник-
нута прекрасная. картина «Лесная до-
рога в Сокольниках» (1871).

Лучшая из саврасовских картин —
«Грачи прилетели» — является са-
мым высоким выражением этих прин-
ципов. Какой неприметный и обы-
денный мотив взял здебь художник!
Провинциальные задворки с искрив-
ленными березами, забором и сараем
не заключают в себе ничего от той
эффектной романтической красоты,
которой увлекался Саврасов в 50-х
годах. На небе мы ‘уже не видим раз-
рывов и клубящияея облаков; спо-
койная равнина не дает сильных кон-
трастов рельефа; в самом тоне кар-
тины художник как будто сознателв-
но избегает ярких противоноставле-
	ний, он отказывается и от резких
контрастов, затененных и светлых
нятен. Красочная гамма становится
	болеё легкой, гармоничной, она про-
никнута тональным единством. Кар-
тина пронизана светом и воздухом.
	Значение картин Саврасова заклю-
чается прежде всего в типичности и
правдивости нарисованной им рус-
ской жизни. Широкая равнина ©
	‚далеким горизонтом подчеркивает
основной характер русского  ланд-
шафта, столь красочно описанного в
свое время И. Забелиным. Но перед
нами не мертвая равнина, He пусты-
ня, а природа; очеловеченная, преоб-
раженная жизнью и трудом русского
народа. Здесь видны следы вековой
борьбы с беспредельной равниной, в
результате которой последняя имеет
уже вполне «обжитой» зид. Ланд-
шафт сливается с бытом. O6 этой
жизни говорит й церковь с чшатро-
вой колокольней, и дома, и березы
с грачиными гнездами, около кото-
рых хлопочут только что прилетев-
шие их хозяева. И все это — родная
природа и жизнь, привычные задвор-
ки и церковка, березы и хлопотливые
грачи — слито в единый поэтиче-
ский образ, задушевную,  волную-
щую поэму о русской весне, радую-
щей после долгого зимыего сна.

Саврасов был вдохновенным поз:
том русской жизни и природы. Как:
то Суриковым было сказано, что чу
жно воспеть русские дровни, Савла:
сов сумел найти поэзию ‘в самых
обычных явлениях нашего быта и на-
шей природы. Именно это ‘нацио-
нально-поэтическое начало и делает
его произведения особенно ценными,
трогает и волнует каждого человека,
любящего свою родину.

70-е годы являются временем рас-
цвета творчества Саврасова. Кроме
«Грачей», он создает немало вдох-
новенных картин, проникнутых поз-
зией и реализмом.

Изображает ли Саврасов скромный
провинциальный домик в весенний
день («Домик в провинции, Весна»,
1878), зимний дворик с птицами или
поле со сжатой рожью — во всех
случаях ‘он создает образы, проник-
нутые органическим ощущением поэ-
зии русской народной жизни. При
этом художнику доступны нё только
лирически-жанровые мотивы; OH
глубоко чувствует и эпическую кра-
соту необ’ятных русских равнин,
красоту русских городов с кремля-
ми и монастырями на вершинах хол-
MOB.

Саврасов до самозабвения лю-
бил Москву и такиё исконно-русские
города, как Ярославль, Нижний Нов-
город и другие. Этим городам пос-
вящены многие его картины и этю-
ды («Печерский монастырь под
Нижним Новгородом», «Ипатьевский
монастырь под Костромой»). Неод-
нократно обранхается Саврасов к те-
ме Московского кремля. Глядя на
картины Саврасова, вспоминаешь на-
родные русские песни, воспевающие
широкую волжскую ширь и долины
с растущими на них могучими ду-
бами («На Волге», «К концу лета на
Волге», «Дуб среди поля» и др.).
Одну из своих картин Саврасов так
‚и называет словами известной народ-
ной песни «Среди долины. ровные».
Глубокой народностью и знаниём
крестьянской жизни отмечен эскиз
` «Хоровод».

Одна из любимейших тем Савра-
сова — русские проселочные доро-
ги, пролегающие через необозримые
поля, мимо холмов и перелесков, от
одного села до другого. Такие кар-
тины, как «Проселок», «Зимняя до-
рога», принадлежат к числу лучших
произведений Саврасова. Эти дороги
и тропинки, даже если они безлюд-
ны, подчеркивают «обжитость» при-
роды: на них видны следы телег или
саней, следы прошедших по ним лю-
дей. В этом умении найти в’ любом
кусочке русской природы проявле-
ния народной жизни заключается ха-
рактерная черта искусства Саврасо-

ва. В его пейзажах — не пассивно-
созерцательное любование природой,
их поэзия — не поэзия эстетизма.

В каждой картине приролы, нарисо-
ванной художчиком, видна деятель-
ная жизнь, произведения его прони-
заны жизнерадостным, бодрым ощу-
шением, это влохновенный гимн жиз-

целостный спектакль. Наряду с ис:
кренней взволнованностью, драмати-
ческой насышенностью игры С. Ика-
евой в роли Любови Яровой, широ-
той и юмором Шванди—В. Тхапсае-
ва, блестящим исполнением Пикало-
ва К. Слановым, или красочностью
эпизодической роли Махоры, сы-
гранной А. Дзукаевой, в спектакле
есть еще немало безжизненных фигур.

У Ю. Мерденова—Кошкина э$-
фектный выход, OH превосходно
проводит сцену разоблачения и рас-
  стрела Грозного. Но, стремясь пере-
дать внутреннюю собранность комис-
сара Кошкина, молодой актер и
здесь впадает в излишнюю мрачность
и лишаёт своего героя всякого обая-
НИЯ.

Портит общее впечатление от-спек
такля некоторая небрежность офор-
мления, костюмов, = неумеренный
грим—черты старой провинциально-
сти, от которой в своих лучших
творческих проявлениях Северо-Осе-
тинский театр давно отошел. Хотя
спектакль выпущен много месяцев
назад, режиссер Бритаева продолжа-
ет работать над ним, улучшать, ис-
кать более глубокие решения. Эта
неудовлетворенность — сделанным
самый верный залог роста и аа
успехов.
	’ В «Двух сестрах» театр вернулся
к праматургии родного языка, к об-
разам, близким по национальной и
бытовой окраскё. Это облегчало и
задачи постановщиков (3. Бритаевой
и М. Цаликова), и задачи актеров.
Спектакль идет живо, плавно, сво-
болно. Чувствуется; что артистам
живется в нем привычно, как в соб:
ственном доме, хотя им приходится
то взбегать, то спускаться по коу-
тым горным тропам, воздвигнутым на
сцене художниками Ю. —Федо-
ровым и И. Газдановым. Очевилно,
и некоторые роли здесь больше ©о:
`ответствуют творческой  индивиду-
альности отдельных исполнителей.
 Например, Ю. Мерденову явно «но
дошел» злодей Касалов, угрожаю-
щий свободе Хансиат. Т. Кариаева,
которая в «Любови Яровой» не по-
казалась достаточно убедительной в
роли Пановой, в «Двух сестрах» ©о-
здала сильный драматический образ
гордой Хансиат, решившейся на са-
моубийство, но «заронившей в серл-
ца людей стремление к борьбе за
права женщины», как говорит один
из персонажей пьесы. В роли пасту-
ха, пронизанной характерным народ-
ным юмором, снова блеснул в этом
спектакле даровитый комедийный ак-
тер К. Сланов. Ее

Эти оценки ни в коем случае не
должны быть восприняты Kak при-
зыв к Осетинскому театру ограни-
чить себя рамками национального
репертуара. Наоборот, только расити-
рение этих рамок, упорное творче-
ское освоение лучших произведе-
ний русской совелокой и классичё:
ской драматургии и мировой класси-
ки позволит талантливому коллекти*
ву совершенствовать свое мастерст-
во, утверждать и растить новую со-
циалистическую культуру в малень-
КОЙ ГОРНОЙ стране.

RR
	Д. КАЛЬМ.
	ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОРОДОВ РСФСР
	Группа архитекторов и инженеров
Москвы выёхала в Смоленск, Вязь-
му, Ростов-на-Дону, Псков, Новго-
род, Орел, Воронеж, Новороссийск и
ряд других городов РСФСР для
проверки хода восстановительных ра-
бот.

30 сентября Управление по делам
архитектуры при Совете Министров
РСФСР и Союз советских архитекто-
ров СССР созывают в Сталинграде
совещание, посвящённое выполнению
	реликая сила“

o
Премьера пьесы Б. Ромашова
в Малом театре
		решения правительства о восстанов-
лении 15 крупнейших русских горо-
дов, разрушенных нёмецко-фашист:-
скими захватчиками.

В работе совещания примут уча-
стие начальники областных отделов
по делам архитектуры, главные архи-
текторы городов, представители
строительных трестов, партийных и
советских организаций, крупнейшие
архитекторы — авторы генеральных
планов восстанавливаемых городоз,
	идею пьесы и искренно радовались
превосходной игре артистов.

Но художественная разработка
пьесы оставляет желать лучшего.
Многие образы пьесы схематичны,
им нехватает плоти и крови живой
жизни. Драматические ситуации часто
не оправданы.
	Тем не мёнве, постановщики К. эу-
бов, Н. Петров, актерский ансамбль,
художник И. Федотов создали инте-
ресный спектакль.
	Профессор Лавров в исполнении
Н. Анненкова— человек, целиком за-
хваченный работой над новым откры-
тием. Научные изыскания не только.
не отрывают Лаврова от политиче-
ских вопросов и от организационных
дел, но наоборот обостряют в нем
гражданское чувство ученого. Аннен-
ков хорошо показывает «одержи-
мость», страстность ученого-больше-
внка, прошедшего сквозь горнило ре-
волюции, гражданской войны, борь-
бы за социализм. Юность Лаврова —
это юность родины. А зрелость его
совпала с грандиозными победами
народа.
	Но, к сожалению, иногда Анненков
играет несколько  неврастенично;
иногда он многословен, иногда впа-
дает в декламацию. Если в первом
повинен артист, то в многословий
и декламации повинен драматург,
не нашедший для характеристики
советского ученого = достаточно
ярких и убеждающих красок. Лавров
Б. Ромашова слишком рассудочен, а
там, где прорываются чувства героя;
автор не находит необходимых слов
для выражения этих чувств. Из-за
этого ослабляется главный конфликт
пьесы. Мы не видим перилетий борь-
бы между людьмн, бывшими много
лет друзьями, прошелшими когда-то
один и тот же боевой путь. Лавров
должен был вырвать Милягина из
своего сердца; и он это сделал. Но
ведь это не так-то легко. В пьесе по-
казан линь результат этой борьбы.
	В. Владиеславекий прекрасно сы-
грал лучшую в пьесе роль — Абулад-
зе; Академик Абулалзе — старый
друг семьи Лавровых. На Лаврова и
	«Большие огни». Сценарий М. Добро-
вой и А. Садовского. режиссер Мария
Лоброва. оператор Я. Гринберг, комнози-
	тор С. Митин. Консультант главный
технолог леничградского завода им.
Сталина. лауреат Сталинской премии
	Е. Дробилко. Ироизводство Ленинград-
ской студии кинохроники. 1947 г.
				щегося в нескольких строках о ра-
боте наших институтов. Это они во-
сторгаются «шикарным» американ-
ским бытом. Такие, как Милягин, пе-
реходят во враждебный лагерь, если
их неё разоблачают во-время. Ф. Гри-
горьев полностью раскрыл «нутро»
Милягина.

Очень тактично, без шаржа и утри-
ровки, играет Е. Шатрова роль Евдо-
кии Федоровны (жены Милягина).
	В. Гурчанинова (Дарья Васильев-
на), Е. Гоголёва (1‹лавдия Петровна)
	создали образы чудесных — <о-
ветских женщин-патриоток. Особенно
радуёт игра молодой артистки
	О. Хорьковой в роли Любаши Лавро-
вой. Поэтический светлый образ под-
ростка’ Любаши рожден не только
молодым талантом, но и вдумчивой
и серьезной работой артистки.
	Тем большую досаду вызывают в
спектакле «голубые» роли — Виктор
Лавров (Г. Сергеев), Ирина Карягина
(М. Овчинникова), Александр Octpo-
	умов (Н. Комиссаров), Надежла Ко-
	робкова (И. Ликсо) и другие. Уж
слишком много этих «голубых» ро-
лей... Не потому ли, что драматург
не нашел для этих персонажей соот-
ветствующей действенной характери-
стики? Не потому ли, что «второсте-
пенные персонажи» (а их много) не
участвуют в главном конфликте? На
потому ли, что побочный конфликт,
намеченный как психологический
спор между Лавровым и его женой,
надуман, ложен и поэтому не разрё-
шен? Этот конфликт ничего не дает
ни для познания действительности,
ни для развития действия.
	Не выписаны и потому ходуль-
ны образы старшего сержанта Вик-
	тора Лаврова и летчика-капитана
Ирины Карягиной. Разве это наши
юные герои-победлители? Разве 8
	семье Лавровых мог быть воспитан
Такой мало интересный человек, как
Виктор? Виктор подростком убежал
на фронт, у него, вероятно, богатый
духовный мир, но этот мир нё показан
драматургом. Сцены, в которых Вик-
тор встречается © Ириной, бессодер-
жательны, так же как и его баседы с
матерью. Виктор беспрерывно вклю-
чает и выключает радио («спаситель:
ное» средство, когда драматургу wee
	чего сказать). О чем думает Виктор,
какие мысли обуревают его? Как он
представляет себе завтрашний день?
Ничего не знаем... Центральный раз-
говоэ между Виктором и Ириной, pe-
шающий их будущее, бесцветен и по*
хож на карикатуру:

ИРИНА. А разве ты любишь меня?
За что? ,

BHKTOP. Cefiaae exaxy (sHK.10-
чает радио). За то, что ты девушка
простая, хорошая и думаешь о буду-

nem.

«ИРИНА. Надо, чтоб любовь была
такая, без которой невозможно
ЖИТЬ. -
	ВИКГОР. Вот у меня такая. Мне
трудно с тобой расстаться. Да что
ты, разве не знаешь...
	ИРИНА. Немножко. (Виктор це-
ayer ee).

ВИКТОР. А насчет будущего ты
не беспокойся. Мы его возьмем. И
как славно жить будем! (Включает
радио). Помнивь?
	Этот разговор случайно поделуии-
вает Любаша и вполголоса говорит:
«Вот счастливые!».
	Мы не согласны с Любашей, мы не
видим. здесь счастья. Это пародия
на счастливую любовь.

Непонятны «вставные» фигуры
$ученого в генеральской фобмё» и
«‹ученого с молодым лицом». Эти ге-
рои у драматурга не имеют ни имен,
ни фамилий; но это полбеды, — они
не имеют характеров, слова их шаб-
лонны и ничего не лают зрителю.

Б. Ромашов — мастер драматиче-
ского сюжета и диалога. Мы вправе
были ожидать от него более цельной
и художественно завершенной пье-
сы. В данном виде «Великая сила» —
лишь интересный эскиз будущего
произведения. . Драматург должен
продолжить работу, чтобы важная
тема получила  собтветствующее
художественное воплошение.

Последняя премьера сезона поучи-
	тельна своими достоинствами 4 He-
достатками.
	К славной 30-й годовшине Великой
Октябрьской социалистической рево-
люции наши драматурги и театры
обязаны создать волнующие, идейно-
содержательные и высокохудожест-
венныё спектакли, посвященные на-
шей героической современности.
		Последний день июля. Последняя
премьера. Малый театр в этом году
порадовал зрителя двумя спектакля-
ми на современную тему — «За тех,
кто в море!» и «Русским вопросом».
Теперь третий — «Великая сила».
Естественно, Напрашиваются итоги.
Советский зритель не может оце-
нить этот спектакль изолированно от
всего того. что сделано театрами в
этом году.

Главная задача театра--работа над
современной советской темой. Среди
премьер сезона почти не было спек-
таклей, рисующих нашу послевоен-
ную жизнь. Наиболее интересным и
содержательным был спектакль «В
одном городе» в Театре им. Моссове-
та (пьеса А. Софронова). Но «В одном
Городе» — чуть ли не единственная
пьеса о послевоенной жизни, постав-
ленная в сезоне 1946/47 г. Вот поче-
му последняя премьера Малого теат-
ра «Великая сила» представляет
принципиальный интерес.
	Пьеса Б. Ромашюва пытается отзе-
THTh на важный вопрос = о путях
развития нашей науки, об. интеллек-
туальном превосходстве советского
интеллигента (его философии, мора-
ли, образа жизни, вкусов) над бур-
жуазным интеллигентом. Это пьеса
о совётском человеке, умеющем пре-
ололевать трудности и итти к новым
победам.

Характерно, что тема творческого
отношения к действительности, наче-
ченная еще до войны, продолжает—
на новом материале—разрабатывать-
ся нашей драматургией.

Новое в пьесе Б. Ромашова — по-
пытка обрисовать конфликт, имею-
щий своим источником противополо-
жные взгляды на пути развития ©0=
вётской науки, культуры. Ценное каз
чёство пьесы Ромашова — ее граж-
данский пафос, правильная илейная
разработка проблем и центрального
конфликта межлу профессором Лав-
ровым, пытливым ученым-больше-
виком, и директором научно-иселедо-
вательского института профессором
Милягиным — человеком, погрязшим
в Тине обызательщины.
	Тема пьесы — актуальная, важная,
животренешущая: борьба < низкопок-
лонством и раболепием перед бур-
жуазной культурой и наукой капитА-
листического Запада. Как раз этим
угодничеством и раболепием перед
буржуазным «сервисом» и Всем за-
граничным, особенно американским,
заражен Милягин. Он не замечает ка-
питалистического свинства, омерзи
тельной грязи социальных отноше-
ний, эксплоатации миллионов людей,
гниения и распада буржуазной куль-
туры, философии и морали. Этой
болезнью ещё болеют, к сожалению,
ков-какие представители интёллиген-
ции, не понявшие сушности нашего
патриотизма, потерявшие гордость
советского гражданина.  восхваляю-
щие все «достижения» буржуазного
мира только потому, что на них, как
на стандартных экспортных подтяж-
ках. наклеен ярлык: «Ма4де in USA».
	Автор поставил эпиграфом к пьесе
слова И. В. Сталина, произнесенные
им 30 лет назад (3 августа 1917 года)
на УГ с’езде партии и направленные
против тех, кто не понимал важней-
шей задачи революционной России,
«пролагающей путь к социализму».

Товарищ Сталин сказал тогда: «На-
до откинуть отжившее представление

о том, что только Европа может ука-
	зать нам путь».
			‘Be
	ABs
			Ньеса Б. Ромашова «Великая сила» в Малом театре:
	ненков, Милягин—Ф. Григорьев.
			зала. Смелые мазки, яркие краски,
которыми артист нарисовал портрет
Милягина, свидетельствуют о боль-
WOM феалистическом таланте Гри-
горьева: Артист полностью разобла-
чил Милягина, но сделал это непри-
нужденно, естественно, с Той прав-
дивостью, которая дается лишь B
результате глубокого проникновения
в образ. Моментами кажется, что
Григорьев изображает  простачка,
этакого «рубаху-парня», но тут же
видишь, что это — особая опас-
ная форма мимикрий. Люди, подоб-
ные Милягину, потеряли самое глав-
ное: достоинство советского челове-
ка. Милягин, умиляющийся всем за-
гранизным, об’ективно предает инте-
ресы советской культуры. Милягины
еще многим кажутся неплохими
людьми, с заслугами в прошлом.
Горькие испытания войны, анализ
современного состояния мира, раз-
думье над историческими путями
переловой русской т советской куль-
туры научили нас правильно оце-
нивать вредную деятельность Миля-
гнных. Это они приходят в бурный
	восторг от американского журналь-
чика, покровительственно отзываю-
	его жену Клавдию Петровну он смот-
рит, как на своих детей, а на их де-
тей, как на своих внуков. Его зовут
в доме Лавровых «дядя Сережа».
Здесь он живет, приезжая в Москву.
Артист преодолел искушениё сыг-
рать жанровую и заштампованную
роль «доброго дядюшки», тем бо-
лее соблазнительную, что можно
было использовать и афористичность
речи Абуладзе, и его шутки, и, на-
конец, южный темперамент, не по-
тухший в этом седовласом человеке.
В образе Абуладзе артист выявил
основное: творческое отношение к
жизни, глубокий патриотизм. Подлин-
ный пафос героя обнаруживается в
его горячих филиппиках против Ми-
лягиных, мешающих советской науке.
Поэтому сопутствующие! черты—жи-
вость характера Абуладзе, его неж-
ное отношение к семье Лавровых— не
оторваны от самого основного в об:
разе героя. Абуладзе в изображении
Владиславского  — талантливый, не
успокаивающийся, пытливый ум,
чуткий человек, принципиальный В
борьбе. и беспошадный к врагам.
	Ф. Григорьев в роли Милягина
снискал огромный успех зрительного,
	30-летний путь нашего государст-
Ba, всемирно-историческая — победа
над фашизмом показали огромчае
превосходство нашей экономической
и социальной системы, нашей науки,
техники, культуры.

Когда профессор Павел Лавров и
акалёмик Абуладзе говорят о родя-
не, о значений советского государст-
ва, об успехах нашей культуры и ее
преимуществах перед культурой За-
падя, зрители аплодируют. Это не
	случайно, зрители целиком приняли.