1 октября 1949 г., № 28 (120)

KYABTYPA

wi

СЕРЬЕЗНЫЕ НЕДОСТАТКИ ЖУРНАЛА
	«Большевик Советской . Латвии» совсем
не освещает вопросов внешней политики пар-
тии и Советского государства, не публикует
статей и консультаций по вопросам между-
народной жизни и рабочего движения, не по-
казывает растущих сил социализма и демо-
кратии во всем мире. .
	Редакция не об’единила вокруг журнала
лучшие пропагандистские силы республики и
опирается в своей работе на узкий круг авто-
ров, выступающих с теоретическими стать-
ями. -

Крупным недостатком журнала «Боль-
шевик Советской Латвии» является крайние
слабое освещение. вопросов ‘партийного
строительства и внутрипартийной жизни.
Между тем в Латвии значительная часть
секретарей партийных организаций, особенно
	в колхозах, не имеет опыта руководящей Trap
	тийной работы и нуждается в квалифициро-
ванных советах и помощи. Что же предпри-
нимает редакция в целях оказания этой по-
мощи? В текущем году она ограничилась по
сути дела единственной статьей о роли и зна-
чении партийных собраний и ту перепечата-
	ла из журнала «Большевик». Неужели в рес-
	публике не нашлось автора, который с фак-
тами из жизни местных партийных органи-
заций мог бы выступить со статьей на эту
тему?

Редакция привлекла к участию в журнале
ряд секретарей райкомов, укомов и волкомов
партии, но еще плохо помогает им глубоко
анализировать и обобщать на страницах жур-
нала накопленный опыт партийной работы.
Большинство опубликованных в журнале ма-
териалов из практики работы местных парт-
организаций малопоучительно, предетав-
ляет собой простое перечисление фактов, не
вскрывает имеющихся в работе парторгани-
заций недостатков. .

Неудовлетворительно ведется в журнале
«Большевик Советской Латвии» отдел крити-
ки и библиографии. Значительная часть
опубликованных в этом отделе статей являет-
ся рецензиями на книги и брошюры, выпу-
щенные центральными издательствами и
лишь переведенные Латгосиздатом на латып-
	ский язык. Из работ местных авторов «Боль-
	шевик Советской Латвии» прорецензировал в
текущем году всего семь книг и брошюр, при-
чем почти все они получили на страницах
журнала отрицательную оценку. Видимо, они
заслужили такую оценку и их надо было
подвергнуть критике, но неужели за это вре-
мя в Латвии не издавались хорошие, полно-
ценные брошюры и книги?
	Редакция журнала «Большевик Советской
Латвии» не сделала для себя необходимых
выводов из указания ЦК ВКП(б) о том, что
критика и библиография являются серьезным
орудием пропаганды и коммунистического
воспитания.

Таковы некоторые. существенные недостат-
ки журнала «Большевик Советской Латвии»,
Решительно устранить эти недостатки и пре
вратить журнал в подлинно боевой печатный
орган — насущная задача редакционной кол-
легии журнала,
	В КОСОЛАПОВ
	двухнедельный общественно-политический
журнал «Большевик Советской Латвии»,
издающийся в Риге на латышском и русском
языках, призван оказывать повседневную
помощь партийным кадрам республики в их
идейном росте и в проводимой ими много-
гранной практической работе.

Следует отметить, что за последнее время
«Большевик Советской Латвии» опубликовал
ряд актуальных статей, мобилизующих пар-
тийные ‘организации на решение стоящих
перед республикой политических и хозяй-
ственных задач, уделил значительное вни-
мание освещению вопросов коллективизации
и организационно-хозяйственного укрепления
колхозов. :

Однако журиал «Большевик Советской
Латвии» далеко еще не в полной мере отве-
чает поставленным перед ним требованиям.
В работе журнала имеют место существенные
недостатки. “

«Большевик Советской Латвии» мало вни-
мания уделяет вопросам пропаганды мар-
ксизма-ленинизма, делу идейного воспитания
партийных кадров и интеллигенции респуб-
лики, редко публикует статьи по важнейшим
вопросам теории и истории большевистской
партии. Достаточно сказать, что в шестна-
дцати номерах журнала, вышедших в свет в
текущем году, не появилось ни одной лекции
по вопросам марксистско-ленинской теории,
ни одной консультации и ни одного ответа
на вопросы читателей, .

Опубликованные в журнале пропагандист-
ские статьи зачастую носят слишком общий,
отвлеченный характер. Откроем, например,
напечатанную в третьем номере статью
М. Рагинского «Беречь и укреплять социали-
стическую собственность», Статья написана
на низком идейно-теоретическом уровне, в
ней совершенно обойден вопрос о двух фор-
мах социалистической собственности в СССР,
кооперативно-колхозная собственность даже
не упоминается. И такая статья публикуется
в период массового об’единения крестьян
Латвии в колхозы!

Латвии» должна была систематически пу-
бликовать статьи, глубоко и всесторонне рас-
крывающие преимущества социалистическо-
го строя перед строем капиталистическим,
ярко показывающие превосходство советской
идеологии над идеологией буржуазной.
К сожалению, специальных статей на эти
темы в текущем году в журнале не было,
В других же материалах эти вопросы за-
трагиваются лишь попутно, о них говорится
несколькими общими фразами.

На страницах журнала «Большевик Совет-
ской Латвии» не нашли должного отражения
темы борьбы с пережитками буржуазного
национализма, воспитания советского пат-
риотизма. Статьи С. Манделя «Об извраще-
нии истории русско-латышских отнощений
в трудах латышских буржуазных историков»
(№ 4) и М. Степерманиса «Латышские бур-
жуазные националисты — фальсификаторы
истории» (№ 7) можно расценивать только
как первые шаги, предпринятые журналом в
этом направлении. Названным статьям.
нехватает политической остроты, боевого,
наступательного духа,
	«Большевик Советской Латвии» №№ 1—16
	гов еюг
	восстановление народного хозяйства, тем
	лучше».

«Многое из виденного мною в английской
зоне оккупации Германии свидетельствовало
с той подозрительной терпимости, с какой
английская администрация относилась к дея-
	‘тельности фаптистов в своей зоне. Проезжая
	через сельскохозяйственные районы Вестфа-
Aum wu Шлезвиг-Гольштейна, я был удивлен
множеством нарисованных повсюду сваетик.
	Кроме того, я видел несколько раз, что не
	мецкая молодежь приветствует друг друга
	`‘по-гитлеровски — поднятием руки. В районе
	Гамбурга была раскрыта тайная организация,
именовавшая себя  «радикал-националист-
ской». У нее имелись свой подпольный арсе-
нал, укрытый на английском аэродроме, свой
военный штаб и тайная полиция»,

Паркер наблюдал жесточайший саботаж ан-
глийскими властями Потсдамских решений,
с осуществлением которых прогрессивное об-
щественное мнение во всем мире, в том чи-
сле и в самой Германии, связывает возрожде-
ние Германии в качестве демократической,
демилитаризованной страны, наблюдал попу”
стительство фашистским элементам, сговор с
монополистами германской промышленности,
подготовившими в свое время приход Гитле-
ра к власти. у . /

«Нигде прислужничество Англии американ-
ским интересам, — пишет Паркер, — не сказы-
вается так наглядно, кэк в вопросе о Герма=
нии. Теперь совершенно очевидно, что правя-
щие круги США и Англии ставят своей ос
новной целью в Европе восстановить герман-
ский военный потенциал BAR будушей войны
против СССР»,

Паркер рассказывает о пропагандистской
кампании, которая английской дипломатией
была организована вокруг Московской сессии
Совета министров иностранных дел (март-
апрель 19417 г.). В Москву прибыло много ан-
глийских корреспондентов, сопровождавних
Бевина и его советников. Корреспонденты
даже в мелочах оказались пленниками соб-
ственной лжи, распространяемой ими © Со-
ветском Союзе в английских газетах: для по-
ездки в Москву они вырядились в одежду,
пригодную для поездки на полюсе, и были
разочарованы и огорчены, когда оказалось,
что жить им придется в комфортабельной го-
стинице. Носители «независимого обществен-
ного мнения», английские корреспонденты,
прибывшие с Бевином на сессию, не написа-
ли, кажется, ни одного слова, которое не бы-
ло бы предварительно одобрено шефом отде-
ла печати Форейн оффиса Ридсдэйлем. Аме-
риканские же журналисты в Москве «глав-
ным образом занимались тем, что переписые
вали посольские отчеты».

В главе «За окнами посольства» Паркер. er
редает свои наблюдения из жизни и деятель=
ности аппарата английской дипломатии от
Форейн оффиса (министерство иностранных
дел) до посольства Англии в Москве. Паркер
отмечает, что Бевин полностью сохранил
весь персонал английских дипломатов, кото-
рый был подобран его предшественниками на.
посту министра иностранных дел — членами
партии консерваторов.

В английском министерстве иностранных
дел активно работали во время войны отдел.
политической разведки и отдел пропаганды
за границей. На периферии же, в частности,
в посольстве в Москве, разведкой занимают-
ся многие чиновники, вплоть до советника
посольства Фрэнка Робертса. «ловко выужи-
вавшего сведения у сотрудников других. по-
сольств».

Паркер приводит факты, показывающие за=-
висимость английского посольства в Москве
от американского посольства. Вдохновители:
«холодной войны» против Советского Союза,
организаторы антисоветских кампаний Гар»
риман, Кеннан, Дюрброу верховодят англий-
ским носольством в Москве, подчиняют ‘его
себе, подминают его под себя.

Об:явление «холодной войны» Советскому.
Союзу, указывает Паркер, произошло тогда,
когда Советская Армия вела жестокую борь-.
бу с гитлеровскими ордами. Паркер приводит
слова советника США в Москве Ф. Кеннана,
сказанные. им по поводу торжества советеко-
го народа в День победы над гитлеровской
Германией: «Ликуют... Они думают, что вой-
на кончилась. А она еще только начинается».
В лице Кеннана Паркер показывает подлин-
ный облик американского дипломата наших
дней. «Кеннан всегда смотрел на Россию как
на страну, которую американцам еще пред-
стойт завоевать и колонизировать. ^
	Поразительно, до чего уживаетея почти па-
тологическое влечение к наиболее разложив-
шимся элементам европейского общества ©
удивительной жестокостью и бессердечием,
плохо скрытыми под маской благодущия, что.
является главным свойством американских’
дипломатов школы Кеннана. Придя в Европу
для того, чтобы ‘грабить ее, они ‘ханжески.
твердят о своей миссии и долге, который они
якобы должны выполнить на «древнем: кон-
	тиненте». В Е
Английская дипломатия и английская про-
паганда стремятся натравить английский на--
род на Советский Союз. Идет морально-поли-о
тическая подготовка войны против СССР и
стран народной демократии, идет одновремен-
но с подготовкой материально-технической,
Однако, свидетельствует Паркер, «английский
народ не хочет быть ввергнутым в новую
кровавую войну. Я знаю, что народ’ моей:
страны не хочет быть в зависимости от аме-
риканских ‘монополистов. Для английского.
народа есть только один путь в миру и неза-
висимости — это экономическое, культурное.
и политическое сотрудничество с Советским:
Союзом и странами народной демократии,
так же как и со всеми другими странами ми-
ра. И английский народ имеет право требо--
вать от своих дипломатических представите“
лей, чтобы они проводили в своей деятельно-
сти политику сотрудничества и взаимопони-\
мания с Советским Союзом, то есть, чтобы
они проводили политику, отражающую под-
линные стремления английского народа».
Книга Ральфа Паркера «Заговор против
мира» обилием приведенных в ней достовер-
ных фактов обличает англо-американских
поджигателей войны, их подрывную деятель-
ность против мира и демократии; книга по»
казывает лицемерие, шпионаж, клевету
как основные методы деятельности современ»
ной английской и американской дипломатии:
Несомненно, эта книга представляет для со-
ветского читателя политический интёрес..
	Н. БОДРОВ.
	«Я вижу, что путь, на который вступила
моя страна под руководством правительства
Бевина-—Эттли, может окончиться превраще-
нием Англии в государство, доведенное Сс-
единенными Штатами Америки до положе-
ния вассала, и потому я написал эту книгу,
Я написал ее. еще и потому, что я верю в воз-
можность иного пути — тесного, дружеского,
равноправного сотрудничества с Советским
Союзом. И это есть путь к миру и процвета-
нию Англии и ее народа».
	Так заканчивается только что вышедшая в
	издании «Литературной газеты» книга вид-
	ного английского журналиста Ральфа Парке-
ра «Заговор против мираь*. Автор провел
пятнадцать лет на европейском континенте,
работая в качестве корреспондента англий-
ских газет в ряде стран. В Советский Союз
Ральф Паркер прибыл в дни войны в каче-
стве корреспондента наиболее влиятельного
органа английской консервативной буржуз-
зии — газеты «Таймс»,
	В своей книге Паркер рассказывает о собы-
тиях, свидетелем которых он был. Паркер —
противник подготовляемой англо-американ-
скими поджигателями новой войны. Он при-
водит на страницах «Заговора против мира»
огромный фактический материал, обличаю-
щий англо-американских организаторов вой-
ны, их агентов и приказчиков — буржуазную
дипломатию и разведку. Перед читателем
проходит целая галлерея преступников,
шпионов, негодяев из числа английских и
американских дипломатов, ведших и веду-
ших подрывную работу против мира и демо-
кратии. Книга Паркера показывает мерзкое
	лицо заговорщиков против мира и ту отвра-
тительную среду, в которой они взращены и
постоянно вращаются.

‚Паркер не без основания заявляет в своей
книге, что рассказываемая в ней история его
жизни, жизни журналиста в европейских
странах, поможет читателю «увидеть ан-
тинародную политику тех, кто предает мир и
толкает народы на новые страдания, к новой
мировой войне»,

От введения и до заключительных своих
фраз книга Паркера проникнута мыслью,
что Англия превращается в колонию Co-
единенных Штатов Америки, что английская
дипломатия низведена до роли служанки, до
роли лакея заатлантических претендентов на
мировое господство, что «Британские остро-
ва станут Мальтой будущей войны»,

В 1934 году одна из английских газет по-
сылает Паркера в качестве корреспондента
в Восточную Европу.

Раз езжая по странам, rpanmsaniun с Совет-
	ским Союзом, народы которых веегда относи-.
	лись к России се горячей симпатией, Паркер
заметил у правящих кругов этих стран
почти такое же предубеждение против СССР,
какое он постоянно наблюдал в самой Ан-
  TAMH со стороны наиболее видных предста“
вителей английских консерваторов. Паркер
имел возможность наблюдать игру англий-
ских политиков и в самой Англии и в стра-
нах Восточной Европы. .

Английские консервативные правитель-
ства Стэнли Болдуина и Невилля Чемберле-
на вкупе с предателями французского народа
Даладье и Боннэ делали ставку на Гитлера,
на его «умиротворение», с помощью мюнхен-
ского ‘сговора натравливали гитлеровский
фашизм на Советский Союз.

Паркер приводит интересные факты из
деятельности английской дипломатии в по-
слемюнхенской Праге — столице гитлеровско-
Го «протектората».

«Общеизвестны - стремления британского
империализма утвердиться на Балканах и в
странах Восточной Еврейы. Проводя нполити-
ку дальнего прицела, английские дипломаты
использовали неменкую оккупацию Праги
для того, чтобы исподволь подобрать людей,
которые могли бы стать впоследствии их по-
литической опорой в странах Восточной
Европы, В первую очередь англичане ис-
пользовали для этой цели правых лидеров
буржуазных партий. Именно их и отправляли
сни в Лондон, где позже собралось немало
всякого рода лондонских «правительств», не
имеющих ни связи со своей страной, ни
поддержки своего народа».

К началу второй мировой войны Паркер
находился в Югославии, среди иностранных
журналистов, которые, по его признанию,
«в течение ряда лет совмещали свою работу
с другими, более прибыльными лелами». Бел-
	градский корреспондент «Таймса» майор Ха-.
нау торговал вооружением и, кроме того,
	нау торговал вооружением и, вроме того,
«югославские власти считали его агентом ан-
	глийской разведки». Шпионажем занимались
	и другие. «Мало кому из моих товарищей
журналистов, — говорит Паркер,— в той или
иной форме не предлагали выполнять секрет-
ные поручения». И представители «евобод-
How», «независимой», «об’ективной» капитали-
стической прессы выполняли эти поручения.

Паркер сообщает, что «не только журнали-
сты, но и многие англичане, работавшие на
Балканах в качестве инженеров, коммерсан-
	тов, технических руководителей и директо-
	ров концессионных фабрик и шахт, были за-
	вербованы здесь агентами тайной британской
	дипломатии. Из различных толков, ходивших
	по всем белградским кафе и ночным клубам,
	явствовало, что эта тайная организация снаб-
жала оружием людей, которых намеревались
впоследствии использовать как английскую
опору на Балканах».

Политика Англии на Балканах, говорит
Паркер, часто казалась неясной, однако мож-
но уверенно сказать, что главная цель бри-
танских дипломатов на Балканах заключа-
лась в то время в том, чтобы всемерно проти-
водействовать оказанию какой-либо помощи
антифашистеким силам, борющимся за неза-
	висимость своего народа против иностранных
	оккупантов.

’ Огромный размах деятельности английских
шпионов в Югославии об’яснялся, оказывает-
ся, ие только потребностями текущей разве-
дывательной работы, но имел далеко иду-
щие цели. Заметки по этому вопросу,
имеющиеся в книге Паркера, проливают до-
полнительно свет на события, происходящие
‘в Югославии сейчас. По словам. Паркера, «как
немецкая, так и английская тайная диплома-
тия на Балканах имели свои далеко идущие
	* Ральф Паркер. Заговор против мира (за-
писки английского журналиста). Перевод с
английского. Издание «Литературной газе-
ты». 158 стр. Москва, 1949 г., цена 7Т руб.
		планы. Немцы действовали методически,
подтачивая изнутри всю структуру югослав-
ского государства для того, чтобы оно при
первой атаке на него рассыпалось, как кар-
точный домик. Английская тайная диплома-
тия, учитывая возможность войны Германии
против Советского Союза и победы СССР в
этой войне, главную свою ставку делала на
приобретение агентуры из числа потенциаль-
ных ренегатов, которые во время войны при-
крывались личиной «антифашистов» ‘и «на-
циональных героев»,

В Восточной Европе настойчиво плелась
шпионско-диверсионная сеть, впоследствии
приведенная в действие для подрыва народ-
н0-демократических режимов и разоблачен-
ная на судебных процессах Маниу в Румы-
нии, Петкова в Болгарии, Миндсенти и Рай-
ка в Венгрии. _ ы

Книга Р. Паркера «Заговор против мира»
рисует яркую картину активного участия ан-
глийской дипломатии в подготовке второй
мировой войны.

Большая часть книги «Заговор против ми-
ра» посвящена пребыванию автора в Совет-
‘ском Союзе, Паркер пишет, что «для многих
англичан война за одну ночь 22 июня 1941
года сразу отодвинулась куда-то очень дале-
ко. Бомбежка английских городов прекрати-
лась. Возвращались эвакуированные, и в это.
лето Лондон, заполненный английскими и
колониальными войсками, веселилея почти
беззаботно, отдыхая после напряжения про-
шлой зимы. И все это потому, что Россия.
приняла на себя основной удар»,

Осенью 1941 года Паркер едет в Советский
Союз в качестве корреспондента «Таймс».
	Советский народ своим мужеством, человеч-
ностью, умом, сплоченностью, верой в победу,
своей демократичностью произвел на Парке-
ра, по его словам, сильное впечатление.

Паркер указывает, что в то время, когда со-
ветские люди показывали чудеса храбрости,
в то время как весь Советский Союз отдавал
все свои силы борьбе с гитлеровской Герма-
нией, сражался во имя свободы и счастья
всего человечества, в это время на Западе в
военных и дипломатических кругах уже пле-
лась сеть тайного заговора против героиче-
ского советского народа.
	. «В 1943 году я на несколько месяцев при-
ехал в Лондон. Там я видел военных и поли-
тических деятелей Англии, державших в
своих руках возможность открыть второй
фронт и вместе с русскими уничтожить про-
тивника, Но военные и политические лидеры
	Англии отнюдь не были заняты срочной не-
обходимостью открытия второго фронта. Ре-
	нералы обсуждали планы кампании на Балка-
вах, а политические деятели занимались
«проблемами», которые должны были якобы
возникнуть после того, как Красная Армия
войдет в Центральную Европу».

В 1943 году, когда после провала немецкого
наступления на Курской дуге стало ясно, что
разгром немцев Красной Армией неминуем,
в лондонских политических и военных кру-
гах, пишет Паркер, разговоры о помощи Со-
ветскому Союзу сменились раздражением,
	ВБ дипломатических кругах, продолжает
Паркер, восхищение русскими шло на убыль
в обратной пропорции к успехам Красной
Армии, а к тому времени, когда враг был
изгнан с советской земли, недоброжелатель-
ство превратилось почти в ненависть.
	Паркер рассказывает об антисоветской дея-
тельности, о шпионаже, которым на террито-
рии Советского Союза занимались всевозмож-
ные дипломатические представители запад-
ных союзников, окрестившие СССР «нелег-
ким союзником».

«A пока этот «нелегкий союзник» ценой
своей крови изматывал гитлеровекие армии,
чтобы потом перейти в победоносное настун-
ление, — пишет Паркер, - английские и амери-
канские дипломаты сидели на земле «нелег-
кого союзника» и занимались антисоветской
деятельностью».

Паркер пишет, что многих дипломатов раз-
личных буржуазных стран, представленных
в России, как он замечал, об’единяла не сов-
местная борьба против гитлеризма, а их о5-
щая ненависть к Советскому Союзу. Паркер
показывает ‘всю  отвратительную кухню
антисоветской клеветы, исходящей из недр
английского и американского посольств:

Среди дипломатов-шпионов Паркер назы-
вает имена людей, уже хорошо знакомых со-
ветскому читателю из периодических изда-
ний, а также по книжке Аннабеллы Бюкар
«Правда об американских дипломатах». Ка-
саясь деятельности английской разведки в
Советском Союзе, Паркер замечает:

«Пожалуй, самым примечательным в этом
смысле было назначение на высокий дипло-
матический пост в Москве Джорджа Хилла,

Среди книг, купленных мною в лондонском
книжном магазине перед самым от’ездом в
Россию, была книжка Хилла, озаглавленная
«Иди шпионить». В дороге я прочел ее; это
был наспех, кое-как написанный отчет о ра-
боте английского секретного агента в Росгии
	в 1911—1918: Г.г.».
	Мемуары и историческая_
правда _
	Белинский... «становился... сторонником пра-
вительства».

Не опровергнуто в cGopHuxe и. ложное
утверждение Анненкова, что Белинский в
период письма к Гоголю «был уже не преж-
ний боец, искавший битв, а, напротив, чело-
век, наполовину замиренный...»

В мемуарах Тургенева, Анненкова и других
Белинский характеризуется как западник. Из-
дательство должно было показать, что Бе
	линский не был ни «западником», ни «славят
	нофилом», он был пламенным патриотом, ре”
волюционным демократом. защищающим ‘ин?
тересы народа. Лживому, антинаучному взгля-
ду, по которому водораздел в общественной
	борьбе проходил между западниками и сла-
	вянофилами, издательство обязано было про-
	тивопобвтавить научный взгляд, рассказав чи-
	тателю, что в русском обществе того времени
обозначалось размежевание между револю-
ционными демократами и крепостнически-
либеральным лагерем. Белинский и был за-
чинателем нового этапа революционной борь-
бы, «предшественником полного вытеснения
дворян разночинцами в нашем освободитель-
ном движении...» (Ленин).

В воспоминаниях Анненкова говорится, что
якобы Белинский выражал «презрение к му-
жицкому быту вообще», а друзья его заету-
пались за мужиков. Это утверждение осно-
вано, по меньшей мере, на недоразумении.
	Именно Белинскому принадлежат слова, гнев-
	но обличающие крепостников-помещиков и
содержащие пламенную защиту угнетенного
крестьянства, :

Издательство, воспроизводя ложную версию
об отношении Белинского к крестьянству, не
позаботилось о восстановлении истины.

Через ряд воспоминаний проходит утверж-
дение о недостаточном образовании Белин-
ского, об отсутствии у него учености, Так пи-
сали и Кавелия, и Анненков, и Тургенев. Эта
клевета началась еще при жизни великого
критика. Чернышевский, реабилитируя Бе-
линского в замечательных «Очерках! гоголев-
ского периода русской литературы», выемеи-
вал людей, которые судят об уме и дарова-
ниях писателя не по его сочинениям, а по
формальным обстоятельствам его жизни.

Чернышевский писал: «...Белинский, будучи
значительнейшим из всех нащих критиков,
был и одним из замечательнейших наших
ученых».

И здесь издательство ничего не противо-
поставило воспоминаниям некоторых совре-
менников, не сумевших полностью оценить
научный и теоретический кругозор великого
русского мыслителя и критика.

Вряд ли следует указывать на все несооб-
разности, на весе отступления от историче-
ской правды и фальшивые версии, воспроиз-
веденные в сборнике «Белинский в воспоми-
наниях современников». Известно, что ме-
	_муары современников великих событий не-
	редко бывают далеки от исторической прав-
ды, ибо авторы их многого не видали и не по-
нимали, а во многом им мешала разобраться
ограниченность их собственных социальных
позиций. Неудивительно, что в мемуарах та-
ких литераторов, как Тургенев, Панаев, Ан-
ненков, наряду с ценными штрихами жизни
Белинского, содержатся ложные утверждения,
неудивительно, что в воспоминаниях либера-
ла Кавелина оказались тенденции, враждеб-
ныс идеям великого критика, Но удивитель-
но, что Гослитиздат оказался равнодушным
к исторической правде, проявил беззаботность
в освещении облика одного из самых дорогих
советскому народу деятелей русской куль-
TV OBI.
	ee
Сборнику предпослано предисловие на двух.
	страницах. В этом предисловии не дано чет-
кого анализа публикуемых воспоминаний, не
aaa такого анализа и в комментариях

В. Кулецюва,

‘сборник «Белинский в воспоминаниях го.
временников» в ряде вопросов может создать
ложное, искаженное представление о вели-
ком революционном критике, страстно и без-
заветно служившем своему народу.
	Б. РЮРИБОВ.
	В. Г. Белинский принадлежит к числу лю-
дей, которые составляют гордость русского
народа, воплощают его лучшие, революцион-
ные традиции. В мрачные годы николаевской
„}звакции он возглавил прогрессивное движе-
ние России, своими статьями воспитывая це-
лые поколения в духе идей революционной
демократии, патриотизма, борьбы за освобож-
дение народа. Гениальный мыслитель, публи-
цист и критик, он направлял русскую лите-
ратуру по пути реализма, боролся за укреп-
ление ее. национальной самобытности, за по-
вышение ее роли в общественной жизни.
	Нам близок и дорог Белинский, имя кото-
рого товарищ Сталин назвал в числе деяте-
лей, представляющих величие и славу рус-
ской нации, Советские люди с любовью и
уважением обращаются к его замечательным
произведениям, явившимея новым словом в
мировой общественно-политической, философ-
ской и эстетической мысли. Поэтому издан-
ный Гослитиздатом сборник «Белинский в
воспоминаниях современников» должен пред-
ставлять значительный интерес. .

Назначение сборника—дать словами людей,
знавших Белинского, представление о нем как
о человеке и общественном деятеле, раскрыть
живой образ великого революционного борца.
Подбор таких материалов -—задача`не из лег-
ких. Белинский стоял в самом центре острей-
шей общественной борьбы, на отношении к
нему часто выявлялась подлинная позиция
того или иного деятеля. Многие современни-
ки великого русского критика не’ могли и не
хотели понять главного в облике его рево-
люционной идейности, строжайшей принци-
пиальности, бесстрашия в борьбе. Иные из
авторов мемуаров пытались подкрасить Бе
линского по своему усмотрению и изобразить
его то «западником», то либералом, то гегель-
янцем, то буржуазным позитивистом и т. д,

Ясно, как неправильно было бы механиче-
ски собрать воспоминания о Белинском и
предоставить читателю самому разобраться в
том верном и неверном, что имеется в них.

К сожалению, Гослитиздат не проявил дол?
жной четкости и:вдумчивости. Составители и
комментаторы сборника не задумались над
тем, как помочь читателю критически прочи-
тать эти мемуары. Воспоминания таких дея-
телей, как Анненков, Панаев и др, содержат
ценные факты из. жизни Белинекого, но
именно поэтому издательство обязано было
во вступительной статье и комментариях Ука-
зать на имеющиеся в этих воспоминаниях
ошибки и противопоставить ложным YTBEP-
ждениям, имеющимся в них, правильный
взгляд на исторические факты,

Известно, например, что` умеренные либе-
ральные деятели непримиримость и беспо-
щадность Белинского, его , революционно-де-
мократическую идейность, страстность и по-
следовательность в борьбе с противником об’-
ясняли.. крайностями натуры великого кри“
тика. ‘ 7

В рассматриваемом сборнике обильно пред-
ставлены высказывания в таком духе. Так,
воспроизводятся слова Панаева о том, что
крайности были в натуре Белинского, слова
Анненкова о том, что в пылу борьбы критик
«не заботилбя о справедливости» и т. д. Вряд
ли следовало сохранять в сборнике эти до-
мыслы. Но, если даже издательство решило
их оставить, необходимо было показать лож-
ность подобных «воспоминаний».

Авторы некоторых мемуаров пытались
сгладить глубину pacxomnennyi между рево-
люционным демократом Белинским и либе
ральными деятелями, а самого критика хо-
тели загримировать под либерала. Наиболее
показательны в ЭТОМ ОТНОШЕении воспомина-
	ния Анненкова.

Анненков пишет о Белинском, что тот не
был «любителем страшных социальных
переворотов», не стремился к «крушению
общества, в котором живет». «..Как пропо-
ведь, так и все намерения Белинского... ско-
рее можно назвать консервативными в 9б-
ширном смысле слова, чем революционны-
ми», —- писал Анненков. Он доходил даже до
заявлений, что в последний год своей жизни
	Штионажем занимались не только англий-
ские и американские дипломаты. На службу
английскому шпионажу были поставлены и
дипломаты других стран, особенно оккупи-
рованных немцами стран, эмигрантские пра-
вительства которых проводили дни своей
жизни в Лондоне, под крылышком у господи-
на. Черчилля. ‘
	две главы книги Паркера посвящены уси-
лиям английской дипломатии внести раздоры
в отношения между Советским Союзом и
Цольшей, между Советским Союзом и Чехо-
словакией с целью превращения Польши и
Чехословакии в опорные базы английского
империализма в Восточной Езропе. Паркер
напоминает и о провалившихся планах поль-
ско-чехословацкой федерации, и о варщав-
ском выступлении генерала Бур-Комаровско-
го, и о попытках помешать демократическому
развитию послевоенной Чехословакии.

В 1946 году Паркеру было предложено ре-
дакцией газеты «Таймс» временно выехать в
английскую зону оккупации Германии. «По
нашим предположениям, — говорил Паркеру
редактор, — русские займутся теперь, главным
образом, наведением порядка у себя дома, а
из этого вряд ли можно извлечь много инте-
ресного для газеты».

«Таймс», как и почти все другие англий-
ские газеты, видимо, решила, — добавляет Пар-
кер,— что ‘чем меньше будет появляться со-
общений о том, как идет в Советском Союзе
		32-й годовщине Великой Октябрьской социа-
листической революции.
		‚званий книг, брошюр; сборников общим ти
	ражом в несколько сот тысяч экземиляров,.

Сейчас тематический план издательства щи-
роко обсуждается среди актива читателей, на
предприятиях и в учебных заведениях, среди
колхозников и сельской молодежи.

В колхозе имени Янки Купалы Радошко-
вичского района Белорусской ССР имеется
домик-музей поэта. Он организован в избе, в
которой в 1882 году родился Янка Купала,
Домик-музей посешают многочисленные экс-
курсии трудящихся, Сюда приходят колхоз-
ники окрестных сел и деревень, приезжают
поэты и писатели Белоруссии, композиторы,
агрономы, врачи, партийные и советские ра-
ботники.

«+»

Ростовский областной Совет депутатов тру-
дящихея об’явил конкуре на лучшую одно-
актную пьесу. По утвержденному положению
конкурса, в нем могут принять участие все
желающие. Лучшие пьесы будут премирова-
ны.

+=

В городе Выру. Эстонской ССР заканчивает-
ся строительством новый кинотеатр. Оконча-
ние строительства театра’ приурочивается к
	На днях исполнилось двадцать лет со дня
выхода в свет первого номера газеты «Пионер
Белоруссии». Центральный Комитет комму-
нистической партии (большевиков) Белорус-
сии, Центральный Комитет ВЛКСМ, ЦК
ЛКСМ Белоруссии и многие организации Бе-
лорусской республики горячо приветствовали
редакцию газаты в день ее 20-летия,
	Сотни названий книг политической, сель-
скохозяйственной, художественной и другой
литературы выпустило в свет львовское об-
ластное издательство «Вильна Украина». за
время своего существования.

Значительно увеличивается план изданий
на 1950 год. В новом, 1950 году издательство
наметило выпустить десятки различных на-
	При Омском музыкальном училище орга-.
низуется хоровая капелла. Желание участво-
вать в работе вапеллы из’явили многие люби-
тели пения: учестники кружков художествен-
ной самодеятельности, рабочие, педагоги, на-
учные работники, врачи, инженеры.
		В городе Кулдига Латвийской ССР при рай-.
онном Доме культуры организован симфони-:
ческий оркестр. В программу подготовляемо--
го концерта оркестра включены произведения.
Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова и
других классиков русской музыки.