ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОБЛИНЯЙТЕСВЬ

№ 29 (121)

Газета Отдела пропаганды и агитации Центрального Комитета ВКП (6).
ee я mponarakhabl mw arntauy

Пятница, 21 октября

Слава ГОРДОСТЬ
РУССКОЙ культуры
	21 октября трудящиеся нашей страны отмечают сто-
двадцатипятилетие старейшего русского театра — Госу-
дарственного академического Малого театра, сыгравшего
выдающуюся роль в развитии русской и мировой куль-
туры.

Малый театр является колыбелью русской реалистиче-
ской драматургии и национальной школой актерского
творчества. На протяжении всей своей истории Малый
театр был рупором наиболее прогрессивных идей своего
времени. В содружестве с театром создавали свои драма-
тургические произведения великие классики русской ли-
тературы Гоголь и Островский, Тургенев и Лев Тол-
стой. На лучших произведениях отечественной драма-
тургии, впервые поставленных на сцене Малого театра,
воспитывалось несколько поколений русской прогрес-
сивной интеллигенции, :

«Трудно измерить, учесть и представить в конкретных
данных то глубокое духовное влияние, которое оказы-
вал и оказывает Малый театр, —писал А. М. Горький. —

А Р-Р а
	IEEE IEE Ge OEE LEE he ED

Вместе с Московским университетом ему принадлежит.

РО ООО о 9 < г с Ее И
	крупная, выдающаяся роль в истории умственного раз-
вития русского общества,—и будущий историк Малого
театра, несомненно, засвидетельствует, что эта роль вы-
полнялась им безукоризненно». Г

Рождение Малого театра отразило высокий уровень
культуры русского народа, стремление передовых пред-
ставителей искусства к реалистическому, правдивому
отображению жизни, к тому, чтобы театр стал трибуной
передовых демократических идей. Великие русские акте-
ры П. Мочалов и М. Щепкин — основатели Малого те-
атра и создатели русской школы актерского творче-
ства — видели высокое назначение театра‘в служении
народу. В классических постановках Малого театра —
бессмертных комедиях Грибоедова и Гоголя — Щепкин
создал непревзойденные образы Фамусова и городничего,
в которых с величайшим сарказмом разоблачал гну-
сность и продажность правящей верхушки царского
строя, Эти прогрессивные реалистические традиции
особенно развились и укрепились с приходом в театр
А. Н. Островского. С именем А. Н. Островского связан
целый период в творчестве Малого театра. Его драматур-
гия с правдивыми картинами насилия и лжи в «темном
царстве» помещичьей крепостнической России, картина-
ми произвола угнетателей и страдания угнетенных спо-
собствовала увеличению идейной роли театра в росте
общественного самосознания передовых людей России,

Воплощая на сцене произведения великого драматур-
га А. Н. Островского, Малый театр укрепил и развил
реалистические традиции своего искусства. Герцен, Бе-
линский, Чернышевский, Добролюбов неоднократно под-
черкивали общественное значение творчества театра в
смелом обличении нравов «темного царства».

Театр побеждал тогда, когда он нес передовые идеи и
был верен жизни. Именно тогда передовые, революцион-
но настроенные люди России называли его «вторым Мо-
сковским университетом». И, наоборот, отход от передо-
вых идей неизбежно приводил театр к серьезным сры-
вам, к утрате им прогрессивного демократического ха-
рактера своего творчества. Так было в период реакции,
наступившей после поражения революции 1905 года. В
те годы Малый театр испытывал на себе губительное
влияние разлагающегося искусства эпохи империализма,
кризиса буржуазной культуры. Он лишился связи с це
редовой ‘драматургией, перестал быть ведущим театром,

Великая Октябрьская социалистическая революция
вывела театр из того идейно-творческого тупика, в ко-
торый зашло буржуазное искусство; она принесла театру
второе рождение, поставила перед ним новые задачи и
создала невиданно широкие перспективы.

Революция осуществила то, о чем мечтали на протяже-
нии многих десятилетий лучшие представители Малого
театра: в зрительный зал пришел подлинный народ —
рабочие, солдаты, защитники и строители нового, ‘со-
циалистического общества. «Об этой публике всю жизнь
грезил и тосковал Малый театр», —писал А. И. Южин.

Первым из московских театров Малый театр сразу же
после установления советской власти возобновил свои
спектакли, стал осуществлять выезды в рабочие и крас-
	ноармейские клубы, стараясь всячески приблизить к на-
	роду свое искусство.

Окруженный чутким вниманием партии и правитель-
ства, любимый и поддерживаемый народом, Малый театр
после революции встал на путь нового расцвета. Народ-
ность, правда и простота искусства, составляющие осно-
ву творчества Малого театра, помогли ему наиболее пол-
		но претворить в жизнь принципы социалистического ре-
ализма. Театр стремится осуществить на сцене произве-
дения большого социального содержания. Он ставит пье-
сы М. Горького, осуществляет постановку первых пьес
советской драматургии.

Реалистический творческий метод позволил театру в
1926 году воплотить на сцене высокохудожественное
произведение советской драматургии «Любовь Яровая»
К. Тренева и создать подлинно революционный, клас-
сический советский спектакль, утвердивший идейно-по-
литическую зрелость Малого театра.

В последующие годы театр все настойчивее и упорнее
работает над произведениями советских драматургов.
На его сцене ставятся пьесы К. Тренева, Б. Ромашюва,
В. Гусева, Л. Леонова, А. Корнейчука, Н. Погодина и
других драматургов. За годы советской власти театр по-
казал 64 пьёсы, посвященные советской действительности,
откликающиеся на актуальные вопросы современности,

В советские годы Малый театр осуществил свои луч-
шие спектакли: «Любовь Яровая», «Бойцы», «Слава», «В
степях Украины», «Варвары», «Отелло», «Ревизор», «До-
ходное место», «Бесприданница», «За тех, кто в море»,
«Великая сила», «Русский вопрос», «Московский харак
тер», «Заговор обреченных» и другие. \

Деятельность театра в годы Великой Отечественной `
войны была необычайно плодотворной. В спектаклях
«Фронт», «Нашествие» и других театр, воспитывая нена-
висть к гитлеровским захватчикам, показывал самоотвер-
женную борьбу советских людей за <вободу и независи-
мость социалистической Родины.

В послевоенные годы, претворяя в жизнь исторические
постановления ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и
искусства, Малый театр достиг новых творческих успе-
хов, осуществив постановку ряда высокоидейных спек-
таклей, проникнутых большевистской партийностью, по-
казывающих образы советских людей-— строителей ком-
мунистического общества. :

Партия и правительство высоко оценили работу Малого
театра, присвоив ему звание Академического и наградив
его орденом Ленина. Партия большевиков, лично товарищ
Сталин неустанно заботятся о развитии ссветекого
искусства. Товарищ Сталин указ советскому искус-
ству единственно правильный путь к подлинному рас-
цвету — путь социалистического реализма. Московский
Малый театр — гордость русской культуры, неот’емлемая
часть духовной жизни советского народа — неуклонно
идет этим путем.

Успехи советского искусства особенно знаменательны
на фоне распада и маразма, в котором находится сейчас
реакционное искусство буржуазных стран. Англо-амери-
канские империалисты превратили свое искусство в ору-
дие пропаганды человеконенавиетнической идеологии.
У растленной буржуазной культуры нет будущего.

Отличительной чертой советского искусства является
его высокая идейность, его выдающаяся роль в комму-
нистическом воспитании трудящихся, в их духовном и
культурном росте. Советские люди ждут от театров соз-
дания спектаклей глубоко идейных и высокохудожествен-
ных, отражающих героические подвиги тружеников со-
циалистического общества, воспитанных партией
Ленина—Сталина, спектаклей, показывающих руководя-
щую роль большевистской партии в жизни советского
общества, помогающих осмысливать великие победы ком.

о
		т. мунизма.
	Это требует от советского театра смелых творческих
дерзаний, неустанного совершенствования своего ма-
стерства, более глубокого овладения методом социали-
стического реализма, решительной борьбы с аполитич-
ностью, безидейностью, безродным космополитизмом.

Московский Малый театр должен и впредь стоять на
передовых позициях советского искусства и создавать
спектакли, достойные нашего времени.

Задача театра заключается в том, чтобы, бережно сохряа-
няя лучшие реалистические: традиции своего искусства,
накопленные за 125 лет своей славной деятельности, не-
Устанно обогашать эти традиции, развивать их, двигать
вперед советский театр-самый передовой театр мира.

Неустанно работая над темами современности, глубоко
изучая советскую действительность, постоянно руковод-
ствуясь в своей деятельности политикой партии
Ленина — Сталина, политикой, составляющей жизнен-
ную основу советского строя, Малый театр, несомненно,
достигнет новых творческих побед.

Этого ждет советский народ от своего старейшего и
лучшего театра! Е
	25-летие.
	создать и развить
	Б честь 32-й годовщины
_ Великого Октября
	Со всех концов страны поступают
сообщения о производственных успвб-
хах, достигнутых в честь 32-й го-
девщины Великой Октябрьской со-
циалистической революции. Многие
предприятия Москвы, Ленинграда,
Киева, Тбилиси, Минска, Новосибир-
ска, Свердловска досрочно выполни-
ли годовую программу. Новых усис-
хов на днях достигли доменщики и

прокатчики гор. Серова. Активно уча-

ствуя в предоктябрьском соревнова-

нии, они досрочно выполнили после-.

военную пятилетку по об’ему произ-
водства. От серовцев не отстают ста-
хановцы Нижнего Тагила. 20 тысяч
стахановцев предприятий Нижнего
Тагила уже завершили нятилетние
нормы. Сотни тысяч метров готовых
тканей выпустили сверх задания тек-
стильщики Ивановского меланжевого
комбината. Один только коллектив
меланжевого комбината сэкономил от
снижения себестоимости нродукции
10.500 тыс. рублей. .

Успешно. проходит социалистиче-
ское соревнование в честь 32-й годов-
щины Великого Октября в колхозах.
Новой победой ознаменовали подго-
товку к 32-Й годовшине Великой Ок-
	тябрьской социалистической револю-
	ции колхозы Украины. Борясь за до-
срочное выполнение трехлетнего
плана развития общественного про-
дуктивного животноводства, колхоз-
ники на три месяца раньше срока со
значительным превышением‘ выпол-
нили, установленный на 1949 год
план развития общественного живот-
новодства,

На предприятиях промышленно-
сти, в колхозах, на транспорте про-
пагандисты и агитаторы проводят
лекции и беседы о 32-й годовщине Ве-
ликого Октября.

Отделы пропаганды и агитации
крайкомов и обкомов ВКП(б) выпу-
стили специальные номера «Блокнота
агитатора». Так, например, «Блокнот
агитатора» Ростовского обкома
ВКП(б), кроме передовой статьи «На-
встречу великому всенаредному
празднику», печатает статью «32-я го-
довщина Великой Октябрьской со-
циалистической революции». В статье
приводятся необходимые материалы
для проведения бесед и докладов на
темы о внутреннем и международном
положении Советского Союза, о борь-
бе народов всех стран за мир и без-
опасность. В помощь агитаторам в
«Блокноте» помещены также выдерж-
ки из высказываний В. И. Ленина и
И. В. Сталина об Октябрьской‘ рево-
люции, темы лекций, докладов, бесед
к празднику и список литературы к
		Культурное строительство
в Белоруссии
	В послевоенные годы в западных

областях Белоруссии широко развер-
нулось культурное строительство:
восстановлены и построены несколь-
ко сот клубов, библиотек, изб-чита-
лен. - .
Сейчас в районных центрах и в
колхозах работают 73 Дома культуры,
свыше тысячи сельских клубов и
изб-читален.

Жители городов и колхозники
активно участвуют в строительстве
клубов и библиотек,
		Начало учебного года в системе
партийного просвещения в сельских райоках
	нодарском крае, Саратовской обла-
сти состоялись встречи консультан-
тов с коммунистами, самостоятельно
изучающими марксизм-ленинизм,
	Во многих политшколах и круж-
ках на первых занятиях присутство-
вали руководящие ‘рабстники пар-
тийных комитетов, секретари первич-
ных партийных организаций.

В первые дни учебного года имели.
место и серьезные недостатки; не все

политшколы и кружки были обеспе-
чены подготовленными пропаганди-
стами; небыли организованы лекции,
консультации в помощь самостоя-
тельно изучающим  марксистско-
	ленинскую теорию; инструктирова-
	ие консультантов; во многих обла-
стных газетах не публикуются статьи
и консультации на ‘теоретические
темы.

В настоящее время обкомы и рай-
комы ВКП(б) обсуждают итоги пер-
вых дней занятий и намечают меро-
приятия по улучшению работы сель-
ских политшкол, кружков и усиле-
нию помощи самостоятельно изучаю-
щим марксизм-ленинизм.
		lo октября начались занятия в
сельских политшколах, кружках и
вечерних партийных школах. Обко-
мы и сельские райкомы.ВКП(б) про-
вели болышую подготовительную ра-
боту до начала учебного года в сети
партийного просвещения сельских
парторганизаций. В летний период
при всех обкомах  ВКП(б) были орга-
низованы месячные курсы сельских
пропагандистов, которые окончили
свыше 25.000 человек: В числе слуша-
телей курсов были секретари пар-
тийных организаций колхозов, сов-
	хозов, МТС, коммунисты, работаю-
щие в сельских Советах, культпро-
светучреждениях, учителя, агроно-
	мы, медицинские работники, В сен-
тябре приступили к занятиям семи-
нары пропагандистов при райкомах
ВКП(б), на которых до начала учеб-
ного года изучено дветри темы.
	Задачи сельских парторганизаций
в новом учебном году обсуждались
на пленумах райкомов, районных
собраниях партийного актива и в
первичных парторганизациях. В Ки-
евской, Харьковской, Днепропетров-
ской, Винницкой и в других обла-
стях Украинской ССР проведены
районные совещания сельских про-
пагандистов совместно с секретаря-
‘ми первичных партийных организа-
ций.

15 октября в сельских районах
Украинской ССР приступили к заня-
тиям 6.000 политшкол, 11.000 кружков
по изучению «Краткого курса исто-
рии ВКГЦб)», 180 вечерних партий-
ных школ, проведены консультации
в помощь самостоятельно изучаю-
щим марксистско-ленинскую теорию.
В уездах Латвийской ССР занятия
начались в большинстве политшкол
и кружков.

Учитывая огромный интерес тру-
дящихся к жизни и деятельности
В. И. Ленина и И. В. Сталина, пар-
	ry nr
тииные организации широко развер- _
	тызают в городах и сельских райо-
нах сеть коужков по изучению био-
графий В. И. Ленина и И. В. Сталина.
В Украинской ССР 15 октября состо-
ялись занятия в 10.000 кружков, в
Краснодарском крае-в 1.400, в Сара-
товской области — в 1.080, в Латвий-
ской ССРЬ—в 121 кружках.
	В районах Минской, Гомельской и
	других областей Белорусской ССР.
	начато чтение циклов лекций по ис-
тории ВКПСб) и произведениям клас-
	иков марксизма-ленинизма. В Крас-: левивизма.
	Столетие со дня смерти Ф. Шопена.
	Советская общественность: широко
отметила 100-летие со дня смерти ве-
ликого польского композитора <Фре-
дерика Шопена.

Память о великом сыне польского
народа, передовом деятеле культуры
славянских народов, великом гумани-
сте всегда была дорога русским лю-
дям. Произведения Шопена находят
горячий отклик в самых широких
кругах советского °народа.

17 октября в Большюм зале Мобков-
ской консерватории имени П. И.  Чай-
ковского состоялось торжественное
заседание. Здесь присутствовали
представители общественности сто-
лицы, выдающиеся деятели советской
культуры. С. докладом о жизни и
творчестве Шопена выступил rene
	ральныи секретарь Союза советеких
композитороз СССР Т. Хренников.
Речь, посвященную памяти Шопена,
произнес также временный поверен-
ный в делах Польской республики
в СССР Я. Замбрович.
Торжественные заседания, отмеча-
ющие память гениального польского
композитора, состоялись также’ в
‚Ленинграде, Киеве, Тбилиси и дру-
гих городах страны. Во многих го-
родах начались специальные“ ибн-
цертные циклы, посвященные Ф. НТо-
пену. Лучшие пианисты, певцы, му-
зыкальные коллективы участвуют в.
проведении этих концертов. /
В музыкальных учебных заведени-
ях, филармониях страны проводятся
конкурсы пианистев на лучшее ис-
полнение произведений Нопена.
	у
почетную ответственность, которая возлагает-
ся на советское театральное искусство в па
	усство в пе-
социализма
	риод перехода нашей страны от
к коммунизму.
	Б своих новых постановках советских пьеё_—
	«За тех, кто в море» Б. Лавренева, «Русский
	вопрос» К. Симонова, «Великая сила» Б. Ро-
машова, «Южный узел» А. Первенцева, «Мо-
сковский характер» А. Софронова, «Заговор
обреченных» Н. Вирты-—коллектив Малого
театра столкнулея с многими важнейшими
проблемами современности. Он сумел ‘пока-
зать на своей сцене ‘героические образы
советских людей, отстоявших счастье Роди-
ны в Отечественной войне; строителей ком-
мунизма—рабочих, колхозников, ученых, сс=
вершающих трудовые подвиги в ‘послёвоена
ной пятилетке. В его спектаклях поставле-
ны проблемы воспитания советекого патрио-
тизма, приоритета советской науки, борьбы
против низкопоклонства перед буржуазной
культурой. Эти спектакли утверждают. луч=
	шие черты характера советского человака.
Они’ разоблачают реакционную политику
зарубежных поджигателей войны и отража-
	ют неноколебимую веру всего прогрессивного.
человечества в грядущую победу подлинно
народной демократии.
	Лучшие послевоенные спектакли Малого
театра—«Великая сила», «Московский харак-
тер, «За тех, кто в море!» удостоены высшей
°награды — Сталинской премии. Tearp” rop-
дится своими лауреатами Сталинских пое-
мий, выдающимися мастерами сценического
искусства. Артисты старшего поколения вмё-
сте со своими учениками сумели coxpa-
нить и умножить славные традиции Малого
театра. Эти традиции передаются молодежи
как творческая эстафета поколений.

Много новых имен украсило список мавте-
ров театра за последние годы, немало талант-
ливых молодых артистов выращено в послед=
нее время. Блестящая артистическая плеяда
среднего поколения наряду со старейшими
мастерами определяет ныне творческое лицо
театра.

125-летний юбилей Малый тезер встречает
з полном расцвете своих творческих сил,
воодушевленный народной любовью и пре-
исполненный горячим желапием достойно
выполнять и впредь исторические решения
ЦК ВКИ(б) по идеологическим вопросам, ак-
тивно участвуя тем самым в создании изоби-
лия духовной культуры великой страны со-
циализма. , . .

Заветная мечта передовых русских людей
иметь свой народный русский театр осуще-
ствлена советской властью под руководством
коммунистической партии Ленина — Сталина.
Советский народ имеет свой народный театр,
театр, являющийся подлинным свидетель-
ством необычайного расцоста социалистиче-
ской культуры. И никогда еще старейший
Малый театр не был таким молодым и пол-
ным жизненных сил, как именно теперь, в к5-
нун своего 125-летия.
	В районах Орловской области при-
	‘ступили к работе 41 вечерняя парт.
	школа, 54: кружков по изучению
биографий В. И. Ленина и
И. В. Сталина, 603 политшколы и
349 кружков по изучению «Краткого
курса истории ВКП(б)». Около 71 тыс.
коммунистов иззявило желание само-
стоятельно изучать  маркеистско-
ленинскую теорию. В помошь само-
стоятельно работающим над собой
выделено более 500 консультантов.

В большинстве сельских полит-
школ и кружков первые занятия про-
ведены организованно, при полной
явке слуптателей,
	Содержательную лекцию по перво-
му и второму разделам IX главы
«Краткого курса истории вкиб»
прочитал в вечерней райпартигколе.
Ново-Деревеньковского района секре-
тарь райкома партии т. Пелевин.
	В этот же день во многих партий-
ных организациях состоялись собра-
ния самостоятельно изучающих мар-
ксистско-ленинскую ‘теорию, были
проведены консультации по «Мани-
фесту Коммунистической партии»
К. Маркса и Ф. Энгельса и дру-
гим работам классиков марксизма-
	Вся страна отмечает 125-летие Государет-
венного ордена Ленина акацемического Ма-
лого театра как знаменательную дату в исто-
рии развития отечественной культуры.

Этот юбилей является ярким свидетель-
ством исключительного внимания коммуни-
	стической партии, советского правительства
и лично товарища Сталина к старейшему
драматизескому театру столицы, утвердивше-
му свое искусство в борьбе 3a правдивое
изображение жизни, за подлинную народ-
ность в художественном сценическом творче-
стве,

«Малый театр пользуется не только всерус-
ской, но и всеевропейской известностью, —
писал Максим Горький.—За ним давным дав-
но прочно установилась слава первоклассной
сцены, высоко держащей знамя истинного
драматического искусства и обратившей те-
атр в истинную кафедру для проповеди вы-
соких художественных идеалов... Жизнен-
ность, естественность, зеркальную   правди-
вость изображения видит зритель в Малом
театре... Будучи образцовой школой для сце-
нических деятелей, Малый театр является и
школою для жизни».
	Высокая миссия театра как школы жизни,
	задача служения искусства народу были
провозглашены еще основоположником Ма-
лого театра — великим русским актером
М. С. Шепкиным и продолжены корифеями
русского театра Ш. Садовским, Г. Федотовой,
М. Ермоловой, А. Ленским, А. Южиным. Это
стало первой и важнейшей традицией Малого
театра на протяжении всей его славной исто-
рии и нашло живейший отклик у свободолю-
бивого и талантливого русского народа.

Тватр проводил передовые эстетические
идси русских просветителей, рассматривав-
ших театр как высшую инстанцию для реше-
ния жизыенных вопросов (Герцен) и видев-
ших цель искусства в воспроизведении
жизни, ибо «прекрасное есть жизнь» (Черны-
шевский).

Значение реализма Малого театра высоко
оценил Белинский. Он писал о Щепкине, ко-
торый «умеет заинтересовать зрителей судь-
бой простого человека и заставить их рыдать
и трепетать от страданий..». А. Герцен,
считавший Мозалова и Щепкина лучшими
актерами Европы, видел в НИх «..те намеки
на сокровенные силы и возможности русской
натуры, которые делают незыблемой нашу
веру в будущность России».

В условиях дореволюционной, царской Рос-
сии гуманистические идеи и демократические
принципы русского сценического реализма
сталкивались с грубым противодействием со
стороны царского правительства и буржуаз-
ного зрителя. Тщетны были пламенные при-
зывы А. Н. Островского сделать театр доступ-
пым для учащейся молодежи, для образован-
ного общества среднего достатка, для ремес-
ленников, для корпораций рабочих и жите-
лей отдаленных концов Москвы. Царские чи-
новники оставались глухи к этим призывам.
	театра —
	казалось в постановках
	зср» Гоголя, «Горе от ума» Грибоедова. «Лес»,
«Доходное место», «Бесприданница» Остров-
ского, «Варвары» Горького, «Отелло» Шекепи-
ра и многих других спектаклей классической
драматургии, которые театр сумел прочесть
и поставить по-новому, с позиций социали-
стического. искусства. :

С первых лет революции завязываются свя-
зи Малого театра с московскими фабриками,
заводами, с красноармейскими частями. Эти
связи крепнут с каждым годом. В 1923 году
организуется филиал Малого театра в рабо-
чем районе Москвы. Открывается колхозный
филиал театра в селе Земетчино Воронеж-
ской области. Малый театр завязывает связи
почти со всеми крупнейшими городами на-
шей Родины.

Но особенно широкий размах приобретает
выездная работа Малого театра в годы Вели-
кой Отечественной войны. Специально соз-
данный фронтовой филиал дал сотни спек-
таклей и концертов в воинских частях на пе-
реднем крае фронта. В фронтовых бригадах
Малого театра принимало активное участие
	подавляющее большинство творческих работ-
	ников театра, включая его народных и заслу-
женных артистов.

Вместе с тем в годы войны не прекраа-
лась напряженная работа труппы над воен-
ным репертуаром основной сцены. В дни
двадцатипятилетия Великой Октябрьской
социалистической революции театр показал
московскому зрителю пьесу «Фронт» А. Кор-
нейчука, которая средствами искусства по-
могала нашему народу в выполнении исто-
рической задачи уничтожения гитлеровской
армии.

Горячей любовью к Родине и ненавистью
к фашистским захватчикам была проникнута
и другая постановка военных лет — пьеса
Л. Леонова «Нашествие». Не случайным яви-
лось обращение театра в годы войны к вол-
нующей теме отечественной истории, к
прошлому, русского народа. Пьеса А. Толстого
«Иван Грозный» раскрывала замечательную
страницу образования единого и сильного
русского государства.

Пополнился в годы войны и классический
репертуар Малого ‘театра; спектакли «Волки
и овцы» и «Правда — хороню, а счастье луч-
ше» до сего времени пользуются неизменной
любовью советского зрителя.

К дате своего 125-летия Малый театр под-
ходит с новыми творческими успохами.
Исторические постановления IK ВКП) по
идеологическим вопросам, постановление ЦК
ВКИ(б) «О репертуаре драматических театров
и мерах по его улучшению» вызвали небива-
лый творческий под’ем в коллективе Малого
театра, реально ощутившем ту высокую и.
	Стремление Островского
	русскии национальный театр, основанный на
своей родной русской школе реализма, а не
на заграничных шаблонах, пугало. купече-
скую аристократию и буржуазию Москвы,

С особенной силой губительное влияние
буржуазии на русское искусство сказалось
в начале ХХ века, в годы столыпинской реак-
ции, названные М. Горьким «позорным деся-
тилетием». -
	И только Великая Октябрьская социалисти-
ческая революция спасла всю культуру и ис-
кусство и Малый театр от гибели. Уже в са-
мые первые дни Октября советское прави-
тельство издало декрет, определивший новую,
почетную роль театра как фактора культуры,
народного просвещения и образования, по-
ставивший его рядом со школами, универси-
тетами, научными учреждениями.
	Зрительный зал Малого театра распахнул
свои двери для красноармейцев, рабочих, тру-
довой интеллигенции. Осуществилась мечта
основоположников Малого театра: он стал
подлинно народным театром и был окружен
исключительным вниманием и заботой пар-
тии и правительства. Первые же выступления
театра ознаменовались полным воестановле-
нием в своих правах русской классической
драматургии. Это явилось прямым  след-
ствием руководящих указаний В. И. Ленина,
спределившего программное отношение ком-
мунистической партии к культурному на-
следству.. .

Революция, победивший пролетариат тре-
бовали от театра нового освещения жиз-
ни, глубокого раскрытия не, только бы-
товой и психологической правды, но и прав-
ды социальной. Театр должен был стать три-
буной новых, революционных идей.
	Некоторые театры пытались удовлетворить
это историческое требование советского на-
рода посредством всякого рода формалисти-
ческих и новаторских вывертов, преподносив-
итихся под видом «искусства будущего». Ho
Малый театр не пошел по этому пути.

Он пошел дорогой, указанной ему комму-
нистической партией и советским правитель-
ством. Малый театр пошел по пути углубле-
ния своего реализма, расширения его гра-
ней, развития тех лучших традиций, кото-
рые отличают русское театральное искусство.

Любовно и требовательно заботилась о раз-
витии Малого театра большевистская партия.
Замечательным проявлением этой заботы
явилось чествование М. Н. Ермоловой, со-
стоявшееся ‘в Москве 2 мая 1920 года по
случаю пятидесятилетия ее сценической дея-
тельности. Первой в стране ей было присвое-
но высокое звание народной артистки рес-
публики.
	/1. ПАНОВАЛОВ
	Новое в искусстве Малого театра сказалось
не только в переосмыслении классического
наследия. Он с первых же лет революции
обратился к драматургии Горького, настойчи-
во работая и над первыми пьесами советских
драматургов. Большую роль в перестройке
работы всех театров страны сыграл соетояв-
шийся в 1923 году ХИ с езд РКИЦ6б). В своей
исторической резолюции. с’езд поставил во-
прос «об использовании театра для система-
тинеской массовой пропаганды идей борьбы
за коммунизм» и выдвинул задачу «усилить
работу по созданию и подбору соответствую-
щего революционного репертуара, используя
при этом в первую очередь героические мо-
менты борьбы рабочего класса».
	Для Малого театра это постановление озна-
чало не только обращение к новой тематике,
но и полноценное осуществление его вековой
традиции служения искусства народу. И он
блестяще выполняет это в героической драме
из эпохи гражданской войны «Любовь Яро-
вая» К. Тренева. Пьеса Тренева — первая
неоспоримая победа молодой советской ‚, дра-
матургии — стала выдающимся событием в
истории советской театральной культуры.
	Тоды сталинских пятилеток знаменуют
собой начало становления нового художест-
венного стиля, призванного осуществить под-
линную революцию в искусстве. Гениальный
вождь советского народа и трудящихся всего
мира товарищ Сталин обосновал в эти годы
метод социалистического реализма, придав-
ший искусству необычайную идейно-полити-
ческую силу, открывший грандиозные пер-
спективы художественного творчества.

Малый ‘театр устанавливает в эти годы
крепкие творческие связи се лучшими совет-
скими писателями и драматургами К. Тре-
невым, Б. Ромашюовым, А. Фадеевым, Л. Лео-
новым. ^
	Тема братского единства русского и Укра-
‚инского народов прозвучала в трагедии
«Богдан Хмельницкий» А. Корнейчука. Ему
же принадлежит жизнеутверждающая комс-
дия из колхозной жизни «В стспях Украи-
ны», принесшая Малому театру первую
Сталинскую премию. Прекрасные образы про-
стых советских людей-—патриотов Родины-—
былй созданы в спектакле «Слава» В. Гусева.
Метод социалистического реализма оказы-
вает животворное влияние не только на по-
становки советских пьес, но и на классиче-
ский репертуар Малого театра. Это влияние