21 октября 1949 r..

№ 29 (121)

Б Отделе проивианды

и аитации ЦЕ ВКП)
	ДОКЛАД РЕДАКТОРА ГАЗЕТЫ
«БРЯНСКИЙ РАБОЧИЙ» _
	В Отделе пропаганды и агитации ЦК
ВКП(б) заслушан доклад редактора областной
газеты «Брянский рабочий» т. П. Гапонова
о работе газеты.
	Газета «Брянский рабочий» за последнее
время несколько улучшила освешение вопро-
сов промышленности и сельского хозяйства,
стала регулярно публиковать местную ин-
формацию. Значительно увеличился приток
писем в газету. Редакция улучшила работу
с авторским активом,

В то же время на совещании отмечалось,
что газета «Брянский рабочий» еще мало
публикует злободневных материалов, статей,
корреспонденций о жизни предприятий и
колхозов области. Страницы газеты часто за-
полняются трафаретными материалами, ве-
домственными сводками. В газете слабо ‘прэ-
пагандируется опыт стахановцев, Героев Co-
циалистического Труда.

Многие вопросы, поднимаемые газетой, не
доводятся ею до конца.

«Брянский рабочий» почти в каждом номе-
ре публикует материалы на сельскохозяй-
ственные. темы. Но, как правило, в этих ма-
териалах отражаются только очередные сель-
скохозяйственные кампании. Газета не пи-
шет о перспективах развития сельского хо-
зяйства области, редко выступает. по вопро-
сам животноводства, не уделяет должного
внимания таким важнейшим культурам, как
лен и конопля, недостаточно активно борется
за организационно-хозяйственное укрепление
колхозов. .

Редакция слабо. связана с партийными ор-
ганизациями предприятий и колхозов, не
обобщает опыта партийной работы. Отдел
партийной жизни появляется в газете нере-
гулярно, тематика материалов оэднообразна.
Газета оказывает мало помоши пропаган-
дистам и руководителям политшкол. Пропа-
гандистские статьи — редкое явление в газэ-
те. Редакция не публикует ответов на вопро-
сы читателей.

«Брянский рабочий» не развернул на своих
страницах большевистской критики недостат-
ков в работе партийных и советских органи-
заций,

Редактору газеты «Брянский рабочий»
т. Гапонову даны практические советы по
устранению отмеченных недостатков.
		Обзор печати
	И. В. Сталина
	 оверхностное освещение
			(Окончание. Начало на 2-й cTp.).
	LV.
	развивая во-всю критику и самокритику, не
ставя под контроль масс работу наших орга-

Мобилизуя партию на победоносное строи-
тельство социализма, товарищ Сталин со всей
остротой поставил вопрос о создании новых
большевистских кадров во всех отраслях со-
циалистического строительства. Он подчер-
кивает, что выработка новых кадров из людей

м ОЕ
	ми и колхозами как общественно-политиче-
ски, так и производственно-технически, яв-
ляется первостепенной задачей момента.

Товарищ Сталин со всей силой подчеркнул
необходимость выдвижения на руководящую
работу беспартийных; он критикует непра-
вильные взгляды, имевшие хождение среди
некоторой части коммунистов, будто можно
своими собственными силами решить все за-
дачи колхозного строительства и не обра-
щать достаточного внимания на привлечение
беспартийных к ответственной работе в кол-
хозах, на выдвижение беспартийных на ру-
ководящую работу в колхозах, на организа-
цию в колхозах широкого беспартийного
актива.

«История нашей партии доказала, а ис-
текший период колхозного строительства
лишний раз показал, что такая установка
является в корне неправильной, —говорит
товарищ Сталин.—Если бы коммунисты
замыкались в свою скорлупу, отгоражива-
ясь стеной от беспартийных, они загубили
бы все дело. Если коммунистам удавалось
покрыть себя славой в боях за социализм,
а враги коммунизма оказывались разбиты-
ми, то это, между прочим, потому, что ком-
мунисты умели привлекать к делу лучших
людей из беспартийных, они умели черпать
силы среди широких слоев беспартийных,
они умели окружать свою партию широким
беспартийным активом. Теперь этот недо-
чет нашей работы с беспартийными должен
быть ликвидирован решительно и беспово-
ротно» (стр. 227).

Неоценимое значение для развития совет-
ской литературы имеет указание товарища
	В своем докладе на XVI с’езде вкп(б)
товарищ Сталин векрыл закономерности раз-
вития империализма в эпоху общего кризиса
капитализма, дал глубокий анализ мирового
экономического кризиса, международного по-
ложения Советского Союза в период между
ХУ и ХУГ с’ездами вкп(б).

И. В. Сталин характеризует этот период пе-
реломным не только для советской страны,
но и для капиталистических стран. Но если
для СССР этот перелом означал поворот в сто-
рону нового серьезного под’ема народного
хозяйства на базе ‘социализма, дальнейшее
улучшение материального положения трудя-
щихся, то для капиталистического мира этот
нерелом означал поворот к дальнейшему эко-
номическому упадку. Рост промышленного
производства и торговли в капиталистических
странах сменился к концу 1929 года экономи-
ческим кризисом, обусловившим дальнейший
рост ‚безработицы и нищеты трудящихся.

Наступление этого кризиса товарищ Сталин
предсказывал еще в 1927 году, в то время
когда лакеи буржуазии воспевали частичную
капиталистическую стабилизацию, как начало
эры «процветания» капитализма, и когда
правые оппортунисты, холуйски угодничая
перед зарубежными реакционными силами,
проповедывали изобретенную ими вредонос-
ную теорию «организованного капитализма».

Товарищ Сталин характеризует мировой
экономический кризис, как кризис перепроиз-
водства. Этот кризис был первым после войны
1914—1918 тг. мировым экономическим кризи-
сом. Он охватил почти все промышленные
страны мира, при этом кризис промышленный
совпал по времени и переплелся с кризисом
аграрным, принял всеобщий характер. Эко-
номический кризис прежде всего поразил
главную страну капитализма — США. Одной
из характерных особенностей мирового эко-
номического кризиса явилось то, что он раз-
вернулся на базе общего кризиса капитализ-
ма. Империалистическая война и ее послед-
ствия усилили загнивание капитализма, по-
дорвали его равновесие; капитализм перестал
быть единственной и всеохватывающей си-
стемой мирового хозяйства; наряду с капи-
талистической системой хозяйства сущест-
вует социалистическая система, которая ра-
стет и фактом своего существования расша-
тывает основы капитализма, :

Сталинский анализ экономического кризи-
са, начавшегося в конце 1929 года, разработ-
ка вопроса об общем кризисе капиталиетиче-
ской системы являются новой блестящей
страницей в марксистско-ленинской теории,
острейшим оружием в борьбе против аполо-
гетики, затушевывания противоречий совре-
менного капитализма.

Товарищ Сталин показал, что экономический
кризис, развернувшийся на базе общего кри-
зиса капиталистической системы, обостряет
все противоречия капитализма: между важ-
нейшими империалистическими странами;
между странами — победительницами и стра-
нами — побежденными; между империалисти-
ческими государствами и колониями и зави-
симыми странами; между буржуазией и про-
летариатом. На этой основе происходит рас-
шатывание частичной стабилизации капита-
лизма, нарастание элементов революционного
под’ема в капиталистических странах.

Товарищ Сталин, предвидя, в каком направ-
лении будут развиваться события, говорил,
что буржуазия будет искать выхода из поло-
жения в дальнейшей фашизации в области
внутренней политики, используя для этого
все реакционные силы, в том числе и социал-
демократию; что буржуазия будет искать вы-
хода в новой империалистической войне в
области внешней политики.

Известно, что история блестяще подтверди-
ла эти гениальные прогнозы И. В. Сталина.

С исключительным мастерством товарищ
Сталин показывает крепнущие силы револю-
ционного рабочего движения во всем мире,
отмечает поворот рабочих масс в сторону
коммунизма.

«...Рабочие массы видят в компартии‘един-
ственную партию, способную бероться с ка-

;

Произведения товарища Сталина, опубли-
кованные в двенадцатом томе, вошли в золо-
той фонд большевистской партии, коммуни-
стических и рабочих партий всех стран.
В этих произведениях обобщен громадный
исторический опыт революционной борьбы и
социалистического строительства.

Гениальные труды товарища Сталина вст
оружают нашу партию, весь советский народ
в борьбе за дальнейшее движение к комму-
низму. Они вооружают коммунистов всего
мира, всех активных борцов за демократию
и социализм знанием законов и путей борь-
бы за социализм, против империализма.

Товарищ Сталин является вдохновителем
великих побед советского народа, мудрым
вождем и учителем трудящихся всех стран.
Вся его-жизнь и деятельность —вдохновляю-
щий пример служения. делу рабочего класса,
идеям коммунизма, С величайшим волне-
нием прочитает каждый советский человек
влохновенные сталинские слова, написанные
	Сталина о необходимости привлечения в ли-
тературу новых молодых сил. В письме
Феликсу Кон товари Сталин писал:
	«У нас имеются сотни и тысячи молодых
способных людей, которые всеми силами
стараются пробиться снизу вверх, для того,
чтобы внести свою лепту в общую сокро-
вищницу нашего строительства. Но их
попытки часто. остаются тщетными, так как
их сплошь и рядом заглушают самомнение
литературных «имен», бюрократизм и без-
душие некоторых наших ‘организаций,
наконец, зависть (которая еще не перенла
в соревнование) сверстников и сверстниц.
Одна из наших задач состоит в TOM, чтобы
пробить эту глухую стену и дать выход мо-
лодым силам, имя которым легион»
(стр. 114).
	Важными в научном и политическом отно-
шении являются положения, развитые
товарищем Сталиным в докладе на ХУТ с`езде
ВКЦ(б), о сущности уклонов в области нацис-
нального вопроса, о борьбе с великодержав-
ным шовинизмом и местным буржуазным на:
ционализмом. Без разгрома этих -yKACHOB
нельзя было создать могучее социалистиче-
ское государство, обеспечить укрепление
дружбы народов СССР.
	Мобилизуя партию на борьбу против укло-
нов в национальном вопросе, И. В. Сталин
развил дальше ленинскую теорию по нацио-
нальному вопросу, дал классическое опреде-
ление национальной культуры в условиях
диктатуры пролетариата; товариш Сталин
показал, что период диктатуры пролетариата
и строительства социализма в СССР есть
период расцвета национальных культур, со-
циалистических по содержанию и националь-
ных по форме. Эти положения товарища
Сталина вошли в идейный арсенал нашей
партии; они вооружают коммунистические
партии капиталистических стран на борьбу
за ликвидацию национального гнета, за уста-
новление прочной дружбы и сотрудничества
народов, учат коммунистов всех стран 60-
роться за пролетарский интернационализм,
вести непримиримую борьбу против бур-
жуазного национализма, пювинизма и космо-
политизма.
	нитализмом, единственную партию, достой-
ную доверия рабочих, единственную пар-
тию, за которую можно и стоит итти в борь-
бе за освобождение от капитализма. Это
есть поворот масс в сторону коммунизма.
Это есть залог превращения наших брат-
ских компартий в большие массовые партии
рабочего класса. Необходимо только, чтобы
коммунисты сумели оценить обстановку и
использовали ее должным образом. Развер-
тывая непримиримую борьбу с социал-де-
мократией, представляющей агентуру капи-
тала в рабочем классе, и разбивая в прах
все и всякие уклоны от ленинизма, льющие
воду на мельницу социал-демократии, ком-
партии показали, что они стоят на правиль-
ном пути. Необходимо, чтобы они окон-
чательно закрепились на этом пути»
(стр. 253—254).
	Анализируя противоречия империализма.
	I EOE ЕСА Го AE RD. Nee Bh EAL Ee HS wD ANE A

товарищ Сталин указывает, что буржуазия
	стремится разрешить противоречия, разди-
рающие капиталистический мир, прежде все-
го за счет Советского Союза.
	«..Каждый раз, когда капиталистические
противоречия начинаютобостряться, буржу-
‘азия обращает свои взоры в сторону СССР:
нельзя ли разрешить то или иное противо-
речие капитализма, или все противоречия,
вместе взятые, за счет СССР, этой Страны
Советов, цитадели революции, революциони-
зирующей одним своим существованием
рабочий класс и колонии, мешающей нала-
дить новую войну, мепающей переделить
мир по-новому, мешающей хозяйничать ‘на
своем обширном внутреннем рынке, так
необходимом капиталистам, особенно те-
перь, в связи с экономическим кризисом»
(стр. 255).
	Сарактеризуя отношения между CCCP
и капиталистическими государствами,
И. В. Сталин определяет внешнюю. политику
Советского государства как последователь-
ную политику мира, неизменно пользующую-
ся поддержкой всех народов мира, «Эту по-
литику мира будем вести и впредь всеми. си-
лами, всеми средствами. Ни одной пяди чу-
жой земли не хотим. Но и своей земли, ни
одного вершка своей земли не отдадим ни-
кому» (стр. 261).

Товарищ Сталин разоблачает пацифист-
скую фразеологию буржуазии и ее прислуж-
ников — правых социалистов; он указывает,
что пацифизм является маской, необходимой
для прикрытия подготовки буржуазией но-
вых войн.

В письме Горькому товариш Сталин писал:
	«Что касается рассказов о войне, их при-
дется печатать с большим разбором. На
книжном рынке фигурирует масса художе-
ственных рассказов, рисующих «ужасы»
войны и внушающих отвращение ко всякой
войне (не только к империалистической,
но и ко всякой другой). Это буржуазно-па-
цифистские рассказы, не имеющие большой
цены. Нам нужны такие рассказы, которые
подводят читателей от ужасов империали-
стической войны к необходимости преодо-
ления .империалистических правительств,
организующих такие войны» (стр. 176).
	Исключительно важное теоретическое и
политическое значение имеют развитые
товарищем Сталиным положения о различии
капиталистической и социалистической си-
стем хозяйства, о преимуществах социали-
стической системы хозяйства перед cnctemon
капиталистической.

Товарищ Сталин y6enureanno показал, что
капиталистическая система хозяйства яв-
ляется системой несостоятельной, зто совет-
ская система хозяйства обладает такими пре-
имуществами, о которых не смеет мечтать
ни одно буржуазное государство.

Величайшие преимущества советской со-
циалистической системы хозяйства, ее не-
преоборимая сила и жизненность были про-
верены в суровых испытаниях Великой Оте-
чественной войны, в период которой с честью
выдержал экзамен наш общественный и го-
сударственный строй,
	им в ответ на многочисленные приветствия
трудящихся СССР и зарубежных стран в
связи с его 50-летием.

«Можете не сомневаться, товарищи, что я
готов и впредь отдать делу рабочего клас-
са, делу пролетарской революции и миро-
вого коммунизма все свои силы, вое свои
способности и, если понадобится, всю свою
кровь, каплю за каплей» (стр. 140).

В этих пламенных словах ‘товарища
Сталина выражены его безграничная любовь
к трудящимся, его беспримерная преданность
и верность делу пролетарской революции,
его непоколебимая твердость в борьбе за
полное торжество коммунизма.

Великое имя товарища Сталина является
символом мужества, героизма и славы совех-
ского народа, призывом к новым героическим
делам на благо советской Родины и веего
	передового человечества.

Л. СЛЕЙОВ.
	Велика и почетна задача военной печати в
воспитании личного состава Вооруженных
Сил СССР. Наши газеты призваны изо дня
в день способствовать политическому воспи-
танию, расширению культурного кругозора
советских воинов.

Как же справляется с этими задачами
газета «Сталинский сокол»?

Газета проходит мимо многих важных во-
просов в жизни армейских коммунистов, она
не умеет сосредоточить на этих. вопросах
внимание политорганов, партийных и KOMCO-
мольских организаций.

В прошлом учебном году некоторые полит-
органы не занимались должным образом под-
готовкой и подбором пропагандистских кад-
ров. Далеко не все политшколы, кружки, пар-
тийные школы и вечерние университеты
марксизма-ленинизма были обеспечены ква-
лифицированными пропагандистами, что от-
ражалось на идейном уровне занятий, сни-
жало качество учебы и успеваемость слуша-
телей.
	Все это требовало от редакции газеты
«Сталинский сокол» серьезного внимания к
вопросам подбора и подготовки пропаганди-
стов в нынешнем году. Газета этого не сде-
Лала, она вовсе упустила из поля зрения
подготовку кадров пропагандистов. Так, на-
пример, в августе газета напечатала на
эту тему лишь одну корреспонденцию.
Кстати сказать, в августе газета посвятила
подготовке к новому учебному году в сети
партийного просвещения всего четыре кор-
респонденции и две небольшие заметки. Что
это за материалы? Большинство статей носит
информационный характер, ни в одной статье
нет серьезной критики недостатков в подго-
товке к новому учебному году.
	Мало изменилось положение ив сентябре:
газета попрежнему весьма редко и поверх-
ностно писала о подготовке пропагандистов,
о повышении их идейно-теоретического
уровня.
	Наступил октябрь. Три недели уже идет
учеба в системе партийного просвещения.
Офицеры, старшины ‘и сержанты повышают
свой идейно-теоретический уровень в вечер-
них университетах марксизма-ленинизма, в
партийных школах, в кружках по изучению
«Краткого курса истории ВКП(б)», в полит-
школах, многие занимаются самостоятельно.
	Главная задача газеты сейчас, когда начал-
ся новый учебный год,— широко и всесто-
ронне освещать опыт пропагандистской‘ дея-
тельности политорганов и партийных орга-
низаций. систематически оказывать методи-
ческую помощь пропагандистам путем рас-
пространения опыта лучших руководителей
кружков, семинаров, политшкол. Газета дол-
жна освещать не только организационные
вопросы пропаганды, но и давать оценку ка-
чества, содержания лекций, консультаций, за-
нятий кружков. Газета «Сталинский сокол»
этого не делает. С тех пор как началась уче-
ба, газета не напечатала ни одной статьи или
корреспонденции, обобщающей и распростра-
няющей опыт партийного просвещения. Не
появлялись на страницах «Сталинского co-
кола» и материалы о работе постоянно дей-
	ствующих семинаров, которые являются важ:
	й Формой повышения квалификации про-
Terai

Газета публикует мало статей по теорети-
ческим вопросам марксизма-ленинизма, кон-
сультаций, лекций, ответов на вопросы чи-
тателей. У редакции нет пелеустремленности
и плановости в публикации пропагандист-
ских статей. Тематика этих статей не увя-
зывается с программами кружков, семинаров
и политшкол. :

Вопросам партийной пропаганды и партий-
ного просвещения газета посвятила немало
передовых статей, но статьи эти не отлича-
ются глубоким знанием дела, слабо отражают
практику работы партийных организаций.
Составлены они ` по‘ трафарету, в них,
как правило, отсутствует яркий, живой при-
мер, нет обобщения опыта, показа. ининиати-
вы партийных организаций, отсутствует кри-
тика. Характерна в этом смысле передовая в
номере от 21 сентября, посвященная вопро-
сам самостоятельного изучения марксистско-
ленинской теории. Газета, угазывая на недо-
статки в организации самостоятельной поли-
тической учебы коммунистов в воинских ча-
стях, не отважилась назвать конкретных но-
сителей этих недостатков. .

В редакции «Сталинского сокола» сплошь и
рядом невнимательно, небрежно относятся к
редактированию передовиц. В статье «Поли-
тическое просвещение в комсомоле» (29 сен-
тября) говорится о том, что «возросла при-
мерность» (7) членов ВЛКСМ на политиче-
ских занятиях и что многие комсомольцы
успешно повышают свой уровень «самостоя-
тельным путем». a

В передовой статье газеты от 9 октября об
итоговых занятиях в группах марксистско-
ленинской подготовки. офицеров газета пи-
шет: «Теперь можно с уверенностью сказать,
что офицеры в большинстве своем не только
понимают необходимость, но и ощущают по-
требность в своем личном творческом росте»,
А разве до этого они не понимали важности
идейно-теоретической учебы? Зачем же воз-
водить поклеп на офицеров и представлять
их людьми, которые еще недавно, по мнению
редакции, не желали повышать свой полити-
ческий и культурный уровень? Эта передо-
вая статья, как и многие другие, написана в
назидательном тоне: «Руководитель группы
должен пробудить активность’у веёх присут-
ствующих», «каждый офицер должен проник-
нуться чувством высокой ответственности»,
«он должен понять», «политорганы должны
изучить», «внимание должно быть. прикова-
но» и т. д. Передовая статья — это наиболее
ответственный материал в газете. В редакции
«Сталинского сокола» передовым статьям H
‚ уделяется необходимого внимания. 7

Забота о расширении политического и
культурного кругозора советских летчиков
одна из главных задач газеты. Необходимо
систематически, на высоком уровне пропа-
гандировать положительный опыт,  повсе-
дневно заниматься воспитанием советского
патриотизма. Успешно решить эти задачи ре-
дакция газеты «Сталинский сокол» сможет
лишь в том случае, если она укрепит и рас-
ширит свои связи с подразделениями, при-

‘влечет к участию в газете широкий -автор-
ский актив. °
		В партийных
организациях
	БВ Ярославле состоялось областное совеща-
ние первых секретарей горкомов и райкомов
ВКП(б), зав. отделами пропаганды и агита-
ции, зав. парткабинетами, редакторов город-
ских и районных газет, секретарей горкс-
мов и райкомов ВЛКСМ. С докладом «О зада-
зах парторганизаций области в улучшении
политического просвещения коммунистов в
новом учебном году» выступил секретарь 06-
кома ВКП(б) т. А. Волков. /

В обсуждении доклада т. Волкова приняло
участие 12 человек.
		В Отделе пропаганды и агитации Хабаров-
ского крайкома ВКП(б) обсуждался вопрос о
состоянии кинообслуживания населения края
и.мерах его улучшения.

Докладчики — начальник краевого управле-
ния ‘кинофикации 1. Шеберстов и управляю-
щий краевой конторой Главкинопроката
Т. Малев-и выступавшие в прениях рас-
сказали об улучшении работы органов ки-
нопроката на местах, а тэкже отметили и
недостатки, мешающие нормально обеслужи-
вать население края, особенно отдаленных
северных районов:

В совещании приняло участие до 200 чело-
век, в том числе киноработники самых отда-
ленных районов Камчатки, Чукотского и Ко-
рякского национальных округов, Нижне-
Амурской области.
	Совещание корреспондентов. зазеты
	Севера»

«Правда
	Редакция архангельской областной газеты
«Правда Севера» провела двухдневное . сове-
щание собственных корреспондентов.

Корреспонденты получили инструкции об
освещении в газете вопросов идеологической
	работы, развития общественного животновод-
ства, лесозаготовок и др.

На совещании обсуждалась статья «Соб-
ственный корреспондент местной газеты»,
напечатанная в газете «Культура и жизнь»,
	ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТАХ И ИХ ИССЛЕДОВАНИИ
	Недавно вышедшая в свет книга проф.
А. Зворыкина «Открытие и начало разра-
ботки угольных месторождений в России» *
посвящена одному из важных вопросов исто-
рии отечественной промышленности и техни-
ки, Правдивое освещение открытия угольных
месторождений в России и начала их разра-
ботки представляет несомненный научный
интерес. Особенно важно изучение относя-
щихся к этому вопросу исторических докумен-
тов.

Книга «Открытие и начало разработки
угольных месторождений в России» представ-
ляет собою, как указано на ее титульном ли-
сте, «Исследование и документы. Том 1», Меж-
ду тем из 458 страниц в книге около 400 стра-
ниц занимают документы и другие материа-
лы и только 10 страниц составляет собствен-
НО «исследование», представляющее собою’ не
что иное, как вступительную статью к доку-
ментам. Обычно такие книги издаются не
как ‘авторские, а как сборники документов.
	В книге опубликовано 206 документов, от-
носящихся к периоду 1121—1710 гг. Отдель-
ные документы, освещающие деятельность
русских рудоискателей, несомненно заслу-
живают серьезного внимания, как, например,
документы 06 изысканиях Г. Капустина,
Б. Никулина, И. Морозова, И. Князева и не-
которых других.
	Помещенные в книге документы показыва-
ют, как упорно и с каким знанием дела тру-
дился замечательный русский рудознатец
Григорий Капустин, разыскивая уголь, руды
и другие полезные ископаемые на огромном
пространстве от Устюжны-Железопольской
до Донбасса. Открытие каменноугольных ме.
сторождений Г. Капустиным являлось боль-
шим вкладом в развитие русской промышлен-
ности. Интересны некоторые документы о де-
ятельности Бориса Никулина, положившего
много труда «для осмотру и сыску каменного
Ууголья» в Донбассе. т
	Отдельные документы дают много ценных
сведений об открытии месторождений камен-
ного угля в Нижегородской губернии Ива-
ном Сереткиным с товарищами, об изыска-
тельных работах Тита Еремеева, о розыске
каменного угля, производившемся в Донбассе
Иваном Морозовым, Петром Кольновым и
другими. Особо выделяются документы о за-
мечательной деятельности Ивана Князева и
его товарищей, открывших каменноугольные
месторождения в Новгородской губернии.

В книге имеются также некоторые другие
ценные материалы. Но все эти ценные мате-
риалы занимают лишь самую малую часть
книги, они буквально тонут среди массы
документов, не чмеющих научного и истори-
ческого значения. Надо полагать, что в на-
ших архивах хранится немало разного рода
	* Проф. А. А. Зворыкин. Открытие и нача-
ло разработки угольных месторождений в
России. Исследование и документы. Том Т,
458 стр., цена 31 р. 75 к. Углетехиздат, 1949 г.
	документов, но отсюда еще не следует, ‘что
все эти документы без всякого разбора и об-

стоятельного изучения надо публиковать, как

это сделал проф. А. Зворыкин.

В книге содержится много документов, не
имеющих вообще никакого отношения к раз-
ведкам каменного угля, его добыче и исполь-
зованию. Можно без всякого ущерба исклю-
чить из книги не только отдельные докумен-
ты, но и целые разделы, как, например, раз-
дел 8 «О деятельности И. А. Гинкина по раз-
ведке руд на юге России и постройке свин-
цовоплавильного завода в районе Бахмута»
(стр. 316—330). Помещенные здесь документы
№№ 137-144 не содержат даже упоминаний о
каменном угле или о каких-либо вопросах,
связанных с его разведками, добычей и ис-
пользованием. Никакого научного значения
не имеет, например, документ № 67, представ-
ляющий собою письмо англичан участников
«экспедиции Г. Никсона»—о невыплате им
жалованья. Также не имеют отношения к
истории открытия угольных месторождений
документы №№ 5, 23, 24, 33, 48, 50, 517, 62 и
многие другие. В то же время в книге от-
сутствуют важнейшие документы о деятель-
ности русских новаторов, создавших камен-
ноугольную промышленность.

Проф. Зворыкин в своем «исследовании»
много внимания уделяет описанию второсте-
пенных фактов, малозначительных подробно-
стей той или иной экспедиции и не показы-
вает истории техники. Он пишет: «Анализ
документов, относящихся к экспедиции, орга-
низованной Берг-коллегией по указу Петра 1
от 23 сентября 1123 г. для исследования руд-
ных мест и залежей каменного угля, обна-
руженных Капустиным в южных районах
России, позволяет воспроизвести фактическую
сторону первых экспедиций, дает обстоятель-
ный материал, характеризующий тогдашнее
представление об угле и геологических усло-
виях его залегания. Документы показывают
также технические средства и приемы, кото-
рые употреблялись нашими предками...»
(стр. 21). Но в дальнейшем изложении и в
документах не показана история техники
угледобычи. Автор указывает, «что техника
буровых работ в России еще в ХУТ-ХУИ вв.
стояла на очень высоком уровне». Какова бы-
ла в то время техника буровых работ, автор
ничего не говорит. :

Подбор документов и текст, написанный
проф. А. Зворыкиным, создают У читателей
неправильное представление о том, что глав-
ная роль в открытии и разработке каменного
угля в России будто бы принадлежала ино-
странцам. Страницы книги А. Зворыкина
сплошь пестрят иностранными именами. В то
же время русским исследователям угольных
месторождзний в книге уделено мало внима-
ния, они отодвинуты на второй план. Так, на-
пример, «экспедицию Никсона-—Капустина»
автор иногда называет просто «экспедицией
Никсона» (стр. 32), хотя автору известно, что
	‘главную роль в этой экспедиции играл рус-
	ский рудознатец, а не англичанин Никсон,

не оправдавший надежд и высланный из Рос-
сии. Такие же названия автор дает и дру-
TMM русским экепедициям: «экспедиция Рон-
талера—Никулина», «экспедиция Ронталера —
Еремеева». Но ведь известно, что иностранец
Ронталер не только не играл в этих экспеди-
циях главной роли, но всячески препятство-
вал их работе. Незаслуженно много внимания
уделяется в книге немецкому профессору
Леману. 2 .

Неизвестно, по каким причинам А. Зво-
рыкин дает русскому углю названия «уголь
Гмелина», «уголь Палласа» (стр: 105), хотя он
отлично знает, что. ни Гмелин;, ни Паллас
никакого угля не открыли. :

Вопрос о привлечении к работе иностран-
цев выделяется в книге даже в особые раз-
делы. Так, например, имеется специальный
раздел «Привлечение иностранных рудо-
знатцев для разведывания каменного угля и
руд на юге и в центре России» (стр. 168-- 203).
Много материслов об иностранцах есть и в
других разделах книги. В разделе «О дея-
тельности экспедиции Капустина-—Никсона»
90 проц. документов относятся к участию в
экспедициях иноземцев и лишь два докумен-
та освещают деятельность Капустина и Рю-
мина,

Часто в заголовках к документам значатся
‚только имена иностранцев, хотя в докумен-
тах идет речь и о русских и об иностран-
цах, На стр. 231—247 в заголовках документов
обозначено имя Ронталера, хотя речь идет о
работах Никулина.

Нельзя понять, зачем проф. А. Зворыкину
понадобилось поднимать из архивной пыли
не имеющие научного значения документы и
заниматься бесконечным перечислением де-
сятков имен иностранцев, не имеющих дей-
ствительного отношения к открытию и раз-
работке угольных месторождений в России в
XVIII sexe.
	Известно, что правящие круги царской
России, далекие от народа и чуждые ему, не
верили в творческие силы народа и, начиная
с ХУИТ века, наводняли Россию разного рода
иностранцами, которые смотрели на пребы-
вание в России только как на источник лег-
кого заработка и мнили себя представителя-
МИ «высшей культуры». Русская наука стра-
дала от этого преклонения правящих кругов
царской России перед иностранщиной.

Задача подлинного научного исследования
состоит в том, чтобы из обилия разного рода
хранящихея в архивах документов отобрать
те ценные материалы, которые правдиво осве-
щают деятельность передовых русских лю-
дей, действительно внесших серьезный вклад
в развитие отечественной науки, техники,
промышленности.

Этого недостает книге проф. А. Зворыкина,
она не дает правильного осве’дения истории
открытия и начала разработки угольных ме-
сторождений в России.

А. ПАШИН.
	Г. ФЕДОРОВ