2] октября 1949 г., № 29 (121)
	КУЛЬТУРА и ЖИЗНЬ

а   B cmpanax napodnolt demoKpanur
		Издание в Румынии литературы!
	к 32-й ‘годовщине Великой Сктябрьской
	социглистической революции
	В связи се предетоящим празднованием
32-й годовщины Великой Октябрьской со-
циалистической революции издательства РуУу-
мынской народной республики выпускают в
большом количестве политическую, техниче-
скую и художественную литературу, а также
брошюры и книги, рассказывающие о дости-
жениях Советского Союза в различных обла-
стях науки и культуры.

Находятся в печати второй том избранных
произведений Владимира Ильича Ленина,
«Краткий курс истории ВКП(б)» и «Об осно-
вах ленинизма» Иосифа Виссарионовича
Сталина. Издаются книги: «Советская социа-
листическая демократия» В. Карпинского,
сборник статей А, М. Горького, роман С. Ба-
баевского «Кавалер Золотой Звезды», роман
Т. Семушкина «Алитет уходит в горы», кни-
га стихов К. Симонова «Друзья и враги»
и другие.
	Деятельность болгарских
	народных читален
	В Болгарии широкое распространение mor
лучили народные читальни, ставшие подлин-
ными очагами культуры.

Сейчас по всей стране имеется около четы-
рех тысяч таких народных читален, насчиты»
вающих более трех миллионов томов художе-
ственной, общественно-политической, эконо-
мической и научно-технической литературы.

На строительство новых читален в 1947—
1948 годах было отпущено 300 миллионов ле-
вов, а в 1949—1950 годах ассигнования на эти
цели еце более увеличены.

Деятельность народных читален, об’единя-
ющих свыше полумиллиона членов, исклю-
чительно многообразна,

Достаточно сказать, что только за один
прошлый год в читальнях было дано 60 ты-
сяч киносеансов, на которых побывало более
30 миллионов зрителей. Здесь же проводятся
читательские конференции с обсуждением
прочитанных книг, организуются выставки
к юбилейным историческим датам, читаются
лекции. 1

Народные читальни все больше становятся
центрами массовой и культурно-просвети-
тельной, идейно-политической роботы в го-
родах и селах Народной республики Бол-
гарии. :
	Пьесы русских классиков И советских
	писателей в чехословацких театрах
	Произведения русской классической драма-
тургии и пьесы советских писателей занима-
ют видное место в репертуарах театров Че
хословакии. На сценах театров Праги, Bpa-
тиславы, Брно, Моравска-Остравы и других
городов’ ставятся пьесы Островского, Грибо-
едова, Горького и др, Недавно в городе По-
важска Бистрица открыт первый в Словакии
рабочий театр. Театр начал свою деятель-
ность с постановки пъесы «Молодая гвардия»
по роману А. Фадеева. Национальный театр
в Братиславе поставил пьесу А. Софронова
«Московский характер». С большим успехом
молодежный театр в городе Брно поставил
пьесу «Мать» по роману М. Горького. В
Пражском реалистическом театре с большим
успехом идет пьеса А. Корнейчука «Макар
Дубрава». Эти же пьесы ставятся на сценах
ряда других театров страны. Национальный
театр в Праге готовит постановку пьес
М. Горького «Мещане» и «Егор Булычов и
другие», пьесу Сухово-Кобылина «Свадьба
Кречинского», а также некоторые другие
пьесы русских классиков и советских драма-
тургов. ~

Национальный театр в Братиславе поста-
вил балет «Орфей и Эвридика» молодого сло-
вацкого композитора Тибора Андрашована.
Это первый балет, созданный словацким ав-
тором.
	Интерес венгерских трудящихся
и политической литературе
	В провинциальных городах и селах страны
открылись осенние книжные базары. Они
свидетельствуют о возросшем интересе вен-
герского трудового народа к книге.

Например, в селе Хайдухадхаза крестьяне
в течение одного часа купили книг на 1.000
форинтов. В городе Дьер также было раскуп-
лено небывало большое число книг. Особенно
в большом количестве разошлись сборник
статей и речей И. В. Сталина «Об аграрной
политике: Советского Союза», а также авто-
биографическая трилогия Максима Горького.

В селах Уйфехерто и Нирбатонь самый
большой спросе был на «Краткий курс исто-
рии ВКП(б)» и книги о советском сельском
хозяйстве. В большом количестве распрода-
ны также книги: Матиаса Ракоши — «Строим
страну народа», Иожефа Реваи — «Мы вос-
пользовались свободой» и Михаля Фаркаш —
«Во фронте мира».
	ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

1 культура долларе
	лезный занавес», который полностью прова”
лился. :

Миллионы американцев отказываются смо-
треть фильмы Голливуда, Режиссер и сцена-
рист Никольс негодующе писал в журнале
«Скрин райтер»;: «Около 20 миллионов аме
риканцев — люди духовно полноценные, эмо-
ционально зрелые — не желают тратить свои
деньги и время на то, чтобы смотреть лжи
вые и ужасающие фильмы; я говорю о лжи,
заключенной в них, о людях; лжи о любви;
лжи о причинах преступности; о сенсациях
и о всех прочих глупых и развращающих
способах об’яснения мира, окружающего
нас».

В равной степени это можно отнести ик
современному американскому театру, находят
щемуся в состоянии упадка и разложения.
За мишурой красочных декораций и пынц-
ных костюмов, диковинных трюков и ослеп-
ляющих световых эффектов скрывается ху-
дожественное убожество театра, его мораль-
ное и духовное банкротство. Эта затхлая
атмосфера гниения, царящая в бродвейских
театрах, давит на сознание режиссеров и
актеров, удушает их творческую инициативу
и заставляет уходить в сторону от жизнен-
ной правды, ибо этой жизненной правды
больтпе всего боятся их хозяева.
	Бродвейские театры, находясь на услуже--
нии владык Уолл-етрита, отнюдь не заинте-
ресованы в том, чтобы воплотить на теат-
ральных подмостках человеческие идеалы,
показать зрителю действительность ‚такой,
какой она есть, раскрыть идейный смысл
происходящих событий и помочь ему найти
правильные жизненные пути. Наоборот, они
всячески стремятся подавить в человеке все
доброе и благородное, изуродовать его душу,
развратить сознание, отравить его Ум ядом
человеконенавистничества и привить ему мо-
раль гангстеров и убийц.

Подавляющее большинство пьес, идущих в
американских театрах, рассчитано на самые
вульгарные вкусы зрителя и представляет
собой инсценирование погилого развлекатель-
ства, ‘преступности и прочих «прелестей»
разлагающегося капиталистического обще-
ства. Они пытаются ‘увести зрителя в
далекое прошлое, чтобы избежать жгучих про-
блем современности, или, воспользовавитись
косметикой, приукрасить эту неприглядную
действительность, чтобы не так бросались в
глаза язвы капитализма. Но даже пьесы ста-
ким «розовым оптимизмом» трудно найти в
американском репертуаре. Для американско-
го театра в настоящее время характерны
проявления глубокого пессимизма и отчая-
ния.

Элементы преступного мира являются
	главными действующими лицами большин-
	ства американских пьес. В пьесе Сиднея
Кингсли «Детективная история» главным ге
роем выведен сыщик-садист, который полу-
чает огромное удовольствие от избиения за-
ключенных. По ходу спектакля через сцену
	проходят полицейские, спекулянты, гангете-
	ры, жулики, воры. .

В так называемых «музыкальных» обозре-
ниях преобладает дикая порнография. Спек-
такли «Как поступают девушки», «Ты невра-
стеник, а я психопатка» и др. представляют
собой пример грубой пошлости и неприли-

чия.
	С помощью гангестерских радиопрограмм и
кинофильмов, сенсационных статей о пре
ступлениях в прессе и детективных романов
американская плутократия все больше и
больше вовлекает в мир преступных элемен-
тов: молодых людей, уродует и калечит до
неузнаваемости их жизнь. Политический обо-
зреватель газеты «ИМ» Макс Лернер в ста-
тье, посвяшенной росту преступлений, совер-
шаемых подростками, нясал: «Мы, американ-
цы, учим наших детей быть безжалостными,
высмеиваем их, когда они проявляют чув-
ствительность или человеческие чувства. Вся
наша цивилизация пронизана насилием че-
ловека над человеком. Это отражено в наших
кинофильмах до такой степени, что мы уже
не считаем хорошей картину, в которой нет
нескольких смертей. Этим насыщены и наши
радиопрограммы... Это отражено в нашей де-
ловой психике, которая твердо противостоит
всему, что не является доходным в самом
буквальном смысле слова. Этим проникнута
вся наша культура».

Таково отвратительное лицо реакционной
американской культуры, культуры империа-
листов, напрасно пытающихся убедить нарс-
ды Европы, что они несут им цивилизацию и
	прогресс.

Б ВРОНСКИЙ.
	ности издателя, откровенно сказал, что «и
датели выпускают определенное количество
книг, преследующих = одну-единственную
цель — поддержать коммерцию».

Погоня за наживой толкает издателей, ре-
дакторов и писателей на создание произведе-
ний, потворствующих дурным и развращен-
ным вкусам читателя. Такие книги, по их
мнению, могут принести им немало доходов.
Поэтому они всячески подчеркивают наибо-
лее пикантные места книг и выносят их в
свою рекламу. В рекламном еженедельном
издании «Паблишерс уикли» помещено, на-
пример, такое об’явление: «Вы видите здесь
три волнующие сцены из «Кинжальной им-
перии». И читатель видит: на суперобложке
книги воспроизводится пиратского вида
«морской’ волк», обнимающий «туземную» де-
вушку, которая не прикрыта даже поясом.

Мутный поток пошлой и. развращшающей
литературы в США оказывает пагубное влия-
ние на молодежь, прививает ей в ее поведе-
нии методы гангстеризма. Директор нью-йорк-
ской психиатрической клиники доктор Фре-
дерик Уэртэм опубликовал в журнале «Сатер-
дей ревью оф литерачюр» статью, в которой
пишет: «Как-то ко мне обратилась одна
взволнованная мать. Ee четырехлетняя
дочь—единственная девочка в многоквартир-
ном доме, где они живут. Мальчики, живу-
щие в доме, толкают ее, бьют прикладами ру-
жей, при всяком удобном случае связывают
ее веревками... Они надевают на нее наруч-
ники, которые приобретают по купонам, при-
лагаемым к «комикс». Они выводят ее на пу-
стырь, где она служит мишенью для обстрела
из лука. Они делают копья и гоняются за
ней...». _

Автор спрашивает, где первоисточник этих
настроений? Что это — «прирожденная агрес-
сивность» мальчишек, выражение естествен-
ных побуждений или подражание противо-
естественным желаниям? «Первоисточник
здесь, — утверждает автор, — книжки из серии
«КОМИКС».

Американские. издательства выбрасывают
на книжный рынок серии десятицентовых
«комических» книжек «комикс» тиражом до
700 миллионов в год. Эти книжонки, бом-
бардирующие юных читателей, содержат раз-
личные истории, которые излагаются в виде
аляповатых и пошлых картинок. Огромное
большинство этих изданий с крикливо рас-
крашенными карикатурами посвящено самым
садистским видам преступлений, убийств,
поджогов, пыток и другим формам насилий,
совершаемых гангстерами, «иностранцами»,
фантастическими существами из «других ми-
ров». :

Серии этих «комических» книг имеют, на-
пример, такие названия: «Престунления жен-
щин», «Человек-факел», «Сверхтайна», «Бело-
курое привидение», «Сверхчеловек» и т. д.
Эти названия серий «комических» книжонок
определяют и их содержание, которое отрав-
ляет умы юных читателей и толкает их на
путь морального падения и преступлений.
Весной 1948 года 13-летний мальчик по име-
ни Говард Ланг из Чикаго был приговорен к
22 годам тюремного заключения за убийство.
По сообщению газеты «Крисчен сайенс мо-
нитор», защитник Говарда — Сэмьюэл пред-
ставил суду 26 «комических» книжек, кото-
рые Говард читал. Защитник заявил, что,
«читая эти самые книжки, Говард научился
совершать зверекие убийства». Говарда при-
говорили к 22 годам тюремного заключения,
издатели же «комикс» попрежнему процве-
тают.

Доктор Фредерик Уэртэм приводит пелый
список малолетних преступников, которые

совершили свои преступления под влиянием
	чтения «комических книжек».
Американский экран заполнен доотказа
низкопробными «боевиками», пропагандиру-
ющими низменные чувства. Мистика, садизм,
гангстеризм ‘ стали основным содержанием
	американских фильмов. Их героями делают
	гангстеров, бандитов, сыщиков, проституток
и окружают их ореолом увлекательной ро-
мантики. В таких фильмах счастье измеряет-
ся количеством награбленных долларов, а
мужество — ловкостью обращения с ножом.
Они всячески поучают молодых людей всем
тонкостям добывания власти и богатства.
Чтобы одурманить зрителя, отвлечь его от
серьезных проблем современности, Голливуд
уводит его в область мистики, фантастики,
эротики.
Голливуд пытается об’единить в своих
фильмах сюжеты из жизни гангстеров с ан-
тисоветской и антикоммунистической пропа-
гандой. Но едва ли эти фильмы будут более
популярны среди зрителей, чем фильм «Же-
	Американский реакционный журнал «Pop-
чун» разослал анкету своим читателям с во-
просом, как они проводят свое свободное
время. Журнал, как обычно, не приводит
данных о характере деятельности опрошен-
ных, об их классовой принадлежности, обра-
зовании и т. д. Хотя ответы читателей и об-
работаны журналом в духе официальной
пропаганды, тем не менее в них содержится
немало сведений, свидетельствующих о де-
градации американской культуры, о том, что
зназительная часть американского народа
критически относится к произведениям CO-
временного американского кино, театра, ли-
тературы.

На вопрос о том, какие из радиопередач не
нравятся читателям, 14 процентов мужчин и
33 процента женщин заявили, что они не

любят «радиопередачи о тайнах, ужасах и’

похождениях детективов», 24 процента выра-
зили недовольство «мыльными операми» из
серии мелодрам, в которых одни и те же дей-
ствующие лица в течение многих месяцев и
лет переживают самые разнообразные стра-
дания.

Отвечая на вопрос, почему им не понрави-
лись те или иные фильмы, 50 процентов
опрошенных сообщили, что им не понрави-
лось «содержание картины», 14 процентов
опрошенных нашли фильмы «глупыми»,
10 процентов назвали фильмы «бессодержа-
тельными», 10 процентов — «неправдивыми»,
4 процента — «слишком страшными», 8 про-
центов — «скучными», 3 процента — «вульгар-
ными и развратными». ;

Американские литература и искусство под-
чинены законам доллара, наживы и обогаще-

ция. К оценке произведения искусства, будь.
то роман, фильм или картина, в США подхо-.

дят с той же меркой, как и к любому товару.
То или другое произведение искусства, неза-
висимо от его назначения, материальной или
духовной ценности, переводится на язык
доллара; — какой доход оно может принести.
Торгаши крепко держат в своих руках искус
ство, которое служит их целям наживы и
оболванивания рядовых американцев. И ради
этих целей они через кино, радио, литерату-
ру проповедуют среди детей и молодежи мо-
раль преступного мира — бандитов, воров,
жуликов, проституток, подсказывают с©поео-
бы «легкой наживы», разжигают дух нена-
висти и нетерпимости, культивируют рас-
тленные нравы.

Произведения растленного американского
«искусства» представляют собой открытое
подстрекательство к преступлениям. В этих
произведениях наемные агенты монополистов
всячески возвеличивают преступления и про-
возглашают их естественным проявлением
характера. Проповедью гангстеризма, расиз-
ма и атомной войны они пытаются вытравить
из молодых американцев все разумное, чело-
вечёское, привить им звериные инстинкты и
превратить тем самым их в послушное ору-
дие агрессии. В своих писаниях они пред-
ставляют войну как бизнес, как прямой путь
к наживе и обогащению и пытаются воспи-
тать молодежь в духе откровенного милита-
ризма, шовинизма и барского пренебрежения
по отношению к другим народам.

Героями многих «художественных» произ-
ведений в США являются атомщики, шпи-
оны, диверсанты, маньяки, убийцы. Одной из
книг, содействующих разжиганию BOeHHOM
истерии, является книжонка, выпущенная в
1949 году под сенсационным названием —
«Атомск». Пропаганда войны в этой книге
облачена в крайне примитивную «литерагур-
ную» форму сенсационного детективного ро-
мана. В романе описывается, как после вой-
ны один американский агент проникает в
секретный центр по исследованию и произ-
водству атомной энергии в Советском Союзе
и, выполняя там задания разведывательного
и подрывного характера, совершает «потря-
сающие подвиги».

Ральф Ходжмэн в статье «Американский
книжный рынок», опубликованной в июльском
номере журнала «Моэссес энд мэйнстрим» за
1949 год, заявляет, что «анализ характера и
литературных достоинств издаваемых и рас-
пространяемых произведений раскрывает
трагическую судьбу американской творческой
мысли». И не может быть иначе, если аме-
риканская литература представляет собой то-
вар, предоставленный на милость рынка.

Реакционная американская литература не

_ ставит перед собой целей создания художе-
ственных произведений, которые учили бы,
заставляли читателей мыслить и правдиво
оценивать факты и явления современной
действительности. Один из издателей — Джек
Гудмэн, выступая на диспуте об ответствен-
	В постановлении ЦК ВКП(б) об опере «Ве
ликая дружба» В. Мурадели определены важ-
нейшие задачи советского музыкального
творчества и музыкальной критики. Боль-
шую роль в выполнении этих задач призван
сыграть журнал «Советская музыка» *. Жур-
налу были созданы для этого все необходи-
мые условия.

За последнее время, несомненно, работа
журнала улучшилась: на его страницах были
опубликованы материалы о творчестве компо-
зиторов — лауреатов Сталинской премии, о
музыке народов СССР, 0б исполнительском
мастерстве, статьи, направленные против
формализма. В журнале напечатан ряд серь-
езных материалов из истории русской клас-
сической музыки. Передовые статьи по-
следних. номеров журнала посвящены важ-
ным актуальным темам. Журнал несколько
расширил тематику статей, стал освещать
концертную жизнь страны, музыкальные
радиопередачи, вопросы преподавания музы-
ки. Следует отметить появление на страни-
цах журнала статей о народном творчестве.
Расширился и круг авторов, главным обра-
зом за счет музыкальной молодежи.

Однако новая редакция не сумела полно-
стью преодолеть существенные недостатки
журнала и в своей работе допустила прин-
ципиальные ошибки. Журнал «Советская
музыка» еще не стал боевым органом совет-
ского музыкального творчества и музыкаль-
ной критики, на его страницах слабо освеща-
ются важнейшие творческие и теоретические
проблемы развития советской музыки. В но-
мерах журнала, вышедших за последние пол-
тора года, нет статей, посвященных вопро-
сам развития социалистического реализма в
музыке. За это время редакция выступила по
вопросам марксистско-ленинской музыкаль-
ной эстетики лишь © одной, притом весьма
слабой статьей А. Альшванга (№ 9, 1948 г.),
представляющей собою поверхностные «ком-
ментарии» к материалам совещания деятелей
советской музыки в ЦК ВКП(б). В этой статье
не поставлены вопросы социалистического
реализма и партийности в музыкальном
творчестве. Аполитичная, с путаными фор-
мулировками статья А. Альшванга никак не
могла способствовать решению серьезных
проблем развития советской музыки.

Журнал почти не уделял внимания теоре-
тической разработке вопросов программной
музыки, если не считать малоинтересной,
бледной статьи А. Хохловкиной «О программ-
ности в музыке» (№ 1, 1948 г.). Неправильно
истолковывая мысль Чайковского о том, что
«с широкой точки зрения всякая музыка
программная», т. Хохловкина по существу
стала на путь отрицания программной, сю-
жетной музыки. Говоря о программности в
музыке, т. Хохловкина совершенно игнори-
рует две важнейшие черты подлинно про-

_* «Советская музыка», №№ 1-10, 1948 г.
№№ 1—9. 1949 г.
		[10 материалам. зазеть « Культура и жизнь»
	«Упорядочить издание литературы о новаторах производства)
	В газете «Культура и жизнь» от 21 сентя-
бря с. г. в статье «Упорядочить издание ли-
тературы о новаторах ‘производства» были
вскрыты недостатки работы Сельхозгиза` по
освещению опыта передовиков социалистиче-
ского сельского хозяйства. На эти же недо-
статки указывалось и в передовой статье
	газеты «Культура и жизнь» от 30 сентября.
	с. г. «Больше хороших книг народу».
В свази с этими статьями Сельхозгиз про-
	Редколлегия «Блокнота агитатора», изда-
ваемого Отделом пропаганды и агитации Пен-
зенского обкома ВКП(б), обсудив статью
«Лучше помогать агитаторам», напечатанную
в газете «Культура и жизнь» № 26 (118) от
21 сентября 1949 года, признает правильной
критику недостатков работы редколлегии
пензенсекого «Блокнота агитатора».
	BCA совещание редакционных работников
издательства, а также авторов и рецензентов,
на котором был обсужден доклад зам. глав-
ного редактора издательства тов. Н. И. Ива-
нова об улучшении издания литературы,
освещающей опыт передовиков сельского хо-
зяйства.

Совещание наметило конкретные меры по
устранению недостатков в работе издатель-
ства.
	Редакцией намечены меры по повышению
идейного уровня публикуемых материалов,
привлечению авторского актива из числа луч-
ших агитаторов, передовиков промышленно-
сти и сельского хозяйства и своевременному
выходу «Блокнота агитатора» из печати.
	«Лучше помогать агитаторам» _
	«Серьезный пробел газеты «Социалистическое земледелие»
	Редакционная коллегия газеты «Социа-
листическое земледелие», обсудив обзор
«Серьезный пробел газеты «Социалистиче-
	ское земледелие», опубликованный в газете
«Культура и жизнь» 30 сентября 1949 года,
признает, что этот обзор совершенно правиль-
но вскрывает серьезные недостатки газеты
«Сопиалистическое земледелие» в освещении
	вопросов массово-политической работы в де
ревне.

Редакционная коллегия наметила ряд прак-
тических мероприятий по улучшению этого
раздела работы редакции в соответствии с по-
становлением ЦК ВКП(б) «О мероприятиях
по улучшению газеты «Социалистическое
земледелие», принятым в июне 1948 года.
	тормозящими движение вперед, отсутствуют,
впрочем, не только в, статьях, освещающих
творческие явления прошлого. Поднимая раз-
личные проблемы современности — будь это
Фольклористика или вопросы музыкальной
педагогики, — авторы таких статей весьма ча-
сто предпочитают не замечать борьбы нового;
прогрессивного с отживающим, старым, тем
самым сглаживая эту борьбу, однобоко осве-
тцая действительное положение дела.

Недостаточно освещается в журнале разви-
тие музыкального искусства в союзных рес-
публиках. Музыке Украины, Белоруссии,
Грузии, Армении, Азербайджана и ряда дру-
гих республик не было посвящено серьезных
статей. Помещаемые же отдельные заметки,
вроде путевых впечатлений, не отражают все-
го богатства творческой жизни этих респуб-
лик. Обзоры печати представляют собой
пересказ случайных газетных заметок, без
всякой критической их оценки. Хорошая и
острая статья о музыкальном искусстве в рес-
публиках Средней Азии, опубликованная в
журнале, не вызвала никаких откликов, а
редакция не потрудилась даже узнать, дошел
ли этот номер журнала до республик Средней
Азии; была ли статья обсуждена в местных
союзах композиторов. В то же время инфор-
мация о жизни союзов композиторов на ме-
стах поставлена крайне слабо.

Вокруг журнала не создан актив высококва-
лифицированных авторов. Еще слабо выдви-
гается в журнале авторская молодежь. В пер-
вых четырех номерах журнала за 1949 г. по-
мещены статьи нескольких десятков авторов,
из них лишь 10 с периферии.

Журнал совсем не помещает статей, посвя-
щенных научной разработке проблем крити-
ки и музыкознания. Отдел критики вообще
отсутствует в журнале и. подменен отделом
библиографии, который дает лишь короткие,
поверхностные заметки — рецензии.

Журнал почти не занимается вопросами
музыкального воспитания трудящихся, дея-
тельностью консерваторий, музыкальных
школ и т. д. Поднятые на страницах журнала
важные проблемы вокальной культуры со-
ветских певцов и музыкального образования
остались нерешенными, так как никакого об-
суждения этих статей организовано не было,
никаких откликов со стороны читателей они
	не вызвали. Полезная инициатива журнала
осталась практически бесцельной.
	Союз советских композиторов и Комитет по
делам искусств плохо руководят журналом.

Журнал «Советская музыка» может и дол-
	жен стать боевым журналом советского му-
	зыкального творчества и музыкальной кри-
тики. Этого ждет и справедливо требует
	советская музыкальная обшественность!
	3. ВАРТАНЯН.
Б. ЯРУСТОВСКИЙ.
	За боевой музыкальный журнал
	Автор этой статьи не разоблачает космополи-
тизм так называемой «Ассоциации современ-
ной музыки». Характеризуя белоэмигранта
Л. Сабанеева как главного идеолога реакци-
онного направления в музыке, так называе-
мого «современничества», Л. Данилевич в TO
же время находит у Сабанеева какие-то поло-
жительные качества, утверждает, что Саба-
неев якобы отличалея «своей эрудицией и
бойким литературным слогом». Л. Данилевич
игнорирует борьбу формалистического и реа-
листического направлений в советской музы-
ке, представляет историю советского музы-
кального творчества двадцатых годов одно-
сторонне, по существу только как деятель-
ность «современничества».
	Однобокий подход к оценке истории совет
ской музыки проявляет и С. Ряузов в статье
«Воспоминания о «Проколле» (производ-
ственный коллектив студентов консерватории)
(№ 17, 1949 г.). Подлинно реалистические чер-
ты в творчестве некоторых композиторов
«Проколла», например композитора А. Да-
виденко, автор неправильно приписывает
всем участникам этого коллектива. Между
тем известно, что в «Проколле» были ком-
позиторы и формалистического направления.
Вне «Проколла» ‘автор вообще не видит
композиторов, стоящих на реалистических
позициях, считая этот коллектив единствен-
НЫМ «оазисом» в «море музыкального фор-
мализма» двадцатых годов.
	Допустил серьезную ошибку в своей статье
«Творческий путь Д. Шостаковича» и редак-
тор журнала т, М. Коваль, считая Россию
родиной «современничества» и модернизма.
«Если первой линией русского «современни-
чества», — пишет М, Коваль, — можно назвать
музыку Скрябина, то вторая его линия —
музыка Стравинского и Прокофьева. Она
явилась антитезой музыке Скрябина. Стиль
ее, родившийся в России, получивший толчок
от некоторых модернистических тенденций
«Кащея Бессмертного» и «Золотого петушка»
Римского-Корсакова, развивался, искаженный
гримасами и гротеском экспрессионизма.
Этот стиль был с восторгом принят буржуаз-
ной Европой и Америкой...» Так, по непра-
вильным утверждениям т. Коваля, модернист-
ские тенденции гриписываются Римскому-
Корсакову и модернизм оказывается, предме-
том русского экспорта.
	Выступив с обобщающей статьей о симФо-
ническом творчестве ленинградских компози-
торов (№ 9, 1949 г.), Ю. Кремлев допустил ряд
грубых ошибок в освещении истории русской
музыки. Подытоживая пути исторического
развития русского симфонизма, Кремлев
заключает: «Но, говоря о классических тра-
дициях, нельзя, конечно, умолчать и.о путях
	граммного произведения — его идейную на-
правленность и действенность. А. Хохловки-
на пишет, что «для композитора должно быть
ясно «видимо» конкретное содержание изо-
бражаемой им картины или выражаемых им
идей..» О каком содержании «изображаемой
картины» идет речь, какой идее (идеи быва-
ют разные — передовые и реакционные) ком-
позитор подчиняет свою программу—об этом
автор статьи не считает нужным даже и упо-
мянуть. Помещая подобную статью, редакция
не помогла читателю разобраться, а запутала
его в серьезном и сложном вопросе о про-
граммности в музыке.

Журнал непоследовательно боролся с про-
явлениями космополитизма и формализма в
музыке, не проявлял должной требователь-
ности к авторам, публиковал нередко об’екти-
вистские статьи. Такой, например, оказалась
беспринципная статья Т. Ливановой «Спор о
Мясковском» (№ 9, 1948 г.), из которой чита-
телю трудно было определить, какой же пози-
ции придерживается автор в отношении рас-
критикованного общественностью творчества
формалистов. Ошибочность опубликования
этой статьи вынужден был признать на пле-
нуме композиторов сам редактор журнала
т, Коваль. 7

На страницах журнала не появилось ни
одной серьезной теоретической статьи, глу-
боко вскрывающей порочность формалисти-
ческих «концепций» отдельных музыковедов.

На первом. с`езде, а затем на втором плену-
		ме Союза советских композиторов многие
	композиторы брали на себя конкретные обя-
зательства по созданию произведений, отобра-
жающих нашу советскую действительность.
Ни в одном из номеров журнала нет матс-
риалов о ходе выполнения взятых на себя
композиторами творческих обязательств.

Равнодушно относится журнал к важной
задаче создания советской оперы. Только
один раз редакция выступила с конкретным
разбором советской оперы «Молодая гвардия»
Ю. Мейтуса (№ 10, 1948 г.), да и то со статьей
С. Шлифштейна, известного защитника фор-
малистической музыки.

На страницах журнала не было организова-
но обсуждение вопросов советского оперного
искусства, В № 8 журнала за 1949 г. помеще-
на статья И. Нестьева «Насущные вопросы
оперного. творчества». В этой статье дана
критика недостатков в работе по созданию
советской оперы, но почти ничего не сказано
об имеющемся положительном опыте! совет-
ского оперного творчества,

В журнале допущены серьезные ошибки в
освещении истории ‘развития советской му-
зыки. Журнал опубликовал во многом оши-
бочную статью Л. Данилевича «Современни-
чество» — оплот формализма». (№ 1, 1949 г.).
	их вырождения, разложения, распада, прочед-
ших через болотные низины декадентства:
ведь именно с этих низин, волею историче-
ских судеб, пришлось начинать свой новый,
трудный путь советской симфонической му-
зыке». Таким образом, по мнению Ю. Кремле-
ва, советская симфоническая музыка начи-
нает свое развитие не на основе великих рез-
листических традиций русского симфонизма,
а на базе их распада, с «болотных низин» и
	«декадентства». Это грубая клевета на ру-2-.
	советскую симфони-
	скую классическую и
	ческую музыку.
	Редакция журнала «Советская музыка» не
ведет активной борьбы с реакционным музы-
коведением и формалистической музыкой
Запада, не оказывает помощи прогрессивным
музыковедам и композиторам. Оценивая со-
временное буржуазное искусство, журнал
иногда допускает неверные. утверждения.
Так, например, в передовой статье (№ 5 за
1948 г.) говорится о формалистической и
легкожанровой джазовой музыке как двух
«полярных» линиях в современной музыке
Запада, но не указывается на главное — что
два эти мнимо противоположных направле-
ния являются в действительности двумя сто-
ронами единого процесса маразма и распада
буржуазной музыкальной культуры. В то же
время в статьях, посвященных анализу со-
временной музыки Запада, почти не упоми-
нается о действительно противоположных
	творческих направлениях — буржуазной упа-
дочной музыкальной культуре и демскрати-
ческом искусстве представителей прогрессив-
ной музыки.
	В журнале были помещены статьи, посвя-
щенные разработке проблем классического
музыкального наследия. Это является заслу-
гой журнала. Однако авторы многих из этих
статей, анализируя творчество Глинки или
Чайковского, Бетховена или Мусоргского,
очень редко связывают проблемы прошлого с
современностью, с нашей советской творче-
ской практикой. Такое освещение проблем
классики приобретает черты ложно академи-
ческого об’ективизма, ничего общего не имею-
щего с принципом большевистской партий-
ности. Этот основной порок журнала в осве-
щении вопросов классического наследия
нередко связан и с другой ошибкой. Сущ-
ность ее заключается в попытке «причесать»
под одну «гребенку» всех представителей
русской музыки прошлого, в забвении осно-
вополагающего в марксистской истории ис-
кусства ленинского положения о наличии
«двух культур» в каждой национальной
культуре.

Вопросы борьбы прогрессивных `направле-
ний в музыке се реакционными тенденциями,
	Типография газеты «Правда» имени Сталина.
		РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
		Адрес редакции: Мосива, Старая площадь, дом 4, комн. 258. Телефоны: К 6-63-60, Д 3-30-52.