31 октября 1949 г., № 30 (122)
	рования сверху. Подобное де
кретирование, принуждение было бы равно-
сильно политике ассимиляции, которая не
совместима с марксизмом-ленинизмом, как
политика антинародная, контрреволюцион-
ная, пагубная для дела социализма.

Рассматривая вероятный ход событий ©
точки зрения развития наций непосредствен-
но после ‘поражения мирового империализма,
товарищ Сталин предвидит три этапа этого
развития.

Первый этап, указывает товарищ Сталин,
в течение которого будет окончательно лик-
видирован национальный гнет, будет этапом
роста и расивета ранее угнетенных наций и
национальных языков, утверждения равно-
правия наций, этапом ликвидации недоверия
наций друг к другу, укрепления интернацио-
нальных связей между нациями.

На втором этапе по мере того, как будет
складываться единое мировое социалистиче-
ское хозяйство—вместо мирового капитали-
стического хозяйства, — начнет складываться
нечто вроде общего языка, ибо только на
этом этапе почувствуют нации необходимость
иметь наряду со ‘своими национальными
языками и один общий межнациональный
язык. Возможно, что первоначально будет
создан не один общий, для всех наций миро-
вой экономический центр с единым общим
языком, а несколько‘ зональных эконсмиче-
ских центров для отдельных групп наций с
отдельным общим языком для каждой груп-
гы наций.

Следующий этап — это этап, когда мировая
социалистическая система хозяйства окреп-
нет в достаточной степени и социализм вой-
дет. в быт народов, когда нации убедятся на
практике в преимуществах общего языка пе-
ред национальными. Тсгда’ национальные
различия и‘языки начнут отмирать, уступая
место общему для всех мировому языку.

Перспектива развития наций, начертанная
товаришем Сталикым, дает в руки больше-
вистской партии, коммунистических и рабо-
чих партий зарубежных стран верную ориен-
тировку для проведения правильной нацио-
нальной политики. :

жж &

B работе «Национальный вопросе и
ленинизм» И. В. Сталин с исключительной
глубиной и ясностью изложил теоретические
основы и сушность политики пертии боль-
шевиков по национальному вопросу.

В трудах товарища Сталина национальный
вопрос рассматривается как часть сбщего
вопроса о социально-политическсм развитии
общества, а изменение характера и задач на-
ционального движения ‘ставится в зависи-
мость от различных этапов развития рево-
люции.

«Русские ‘ марксисты,-— читаем в работе
«Национальный вопрос и ленинизм», — всегда
исходили из того положения, что националь-
ный вопрос есть часть общего вопроса о раз-
витии революции, что на различных этапах
революции национальный вопрос имеет раз-
личные задачи, соответствующие характеру
‚революции в каждый данный исторический
момент, что: сообразно с этим меняется, и по-
литика партии в национальном“ вопросе»
(стр. 350).

В период подготовки буржуазно-демократи-
ческой революции партия считала, что свер-
жение царизма, ликвидация остатков феода-
лизма и полная демоскратизация страны яв-
ляются лучшим решением национального
вопроса, возможным в рамках капитализма.

К этому периоду относятся статьи В. И.
Ленина «Критические заметки по националь-
ному вопросу», «О праве наций на самоопре-
деление», работа И. В. ‘Сталина «Марксизм и
национальный вопрос». хо

В период первой мировой. войны, . когда
кризис мировой ‘системы кгпитализма06о-
стрился ‘до крайней степени‘и в порядок AHA
стала социалистическая революция; партия
большевиков связала решение национально-
колониального вопроса с задачами социали-
стической революции.

«Партия считала, что свержение власти
капитала и организация диктатуры пролета-
риата, изгнание империалистических войск
из. пределов колониальных и зависимых
стран и обеспечсние для этих стран права на
отделение и организацию своих националь-
ных государств, ликвидация национальной
вражды и национализма и укрепление ин-
тернациональных связей между народами,
организация единого социалистического на-
родного хозяйства и налаживание на’ этой
почве братского сотрудничества народов, —
являются лучшим решением национально-
колониального вопроса в данных услсвиях»
сотр. 352).

Национальная политика партии больше-
виков полностью восторжествовала. Совет-
ская власть ликвидировала систему, нацио-
нального гнета, провозгласила и сбеспечила
равноправие наций в нашей стране. Партия
разгромила великодержавный шовинизм и
местный национализм, тормозившиев сплоче-
ние советских наций, сумела собрать под
знамя интернациснализма все народы Рос-
сии. :

Под руководством Ленина и Сталина боль-
шевистская партия организовала братскую
помошь наций, ушедших вперед в своем раз-
витии, отсталым нациям.

Партия большевиков обеспечила невидан-
ный под’?ем экономики и культуры всех на-
родов СССР, воспитала народы Советского
Союза в духе интернационализма, в духе
братской дружбы и сотрудничества народов
в строительстве коммунизма.

В СССР осуществлена культурная револю-
ция. В национальных республиках создана
пгирокая сеть школ, специзльных средних
учебных заведений и вузов, готовящих кад-
ры на родном языке, Почти во. всех
союзных республиках созданы Академии
наук. На языках всех наций и национально-
стей развиваются советская литература и. ис-
кусство. Во всех республиках из года в год
растет издание книг, журналов и газет на
родном языке. Достижения народов СССР в
области художественной литературы были
продеменстрированы в столице нашей Роди-
ны-— Москве на декадах казахской, латыш-
ской, литовской, белорусской и таджикской
литературы.

Расцвет и монолитная сплоченность совет-
ского многонационального государства, рас-
цвет советской многонациональной культуры,
нерушимая дружба народов СССР являются
ярким свидетельством великой жизненной
силы ленинско-сталинской национальной по-
литики. Дружба народов — могучий источник
силы Советского государства; эта дружба
окрепла и закалилась в Великой Отечествен-
ной войне. Весь исторический опыт показы:
вает, что советский государственный и обще-
ственный строй представляет такую систему
организации, где национальный вопрос и

рядке декрети
	‚проблема сотрудничества наций разрешены
	лучше, чем в любом другом государстве мира.

Работа И. В. Сталина «Национальный. во-
прос и ленинизм» —большой вклад в сокро-
вищницу марксизма-ленинизма, она являет-
ся мощным орудием идейного воспитания
наших кадров, она вооружает братские ком-
партии и рабочие партии зарубежных стран
в их борьбе против империализма, против
буржуазных националистов —агентов амери-
канского империализма. Произведение
И, В. Сталина поднимает марксистскую тео-
рию по национальному вопросу на новую
ступень, является классическим образцом
творческого марксизма.
		В Отделе пропазанды и arumayuu
		О ПЕРВЫХ ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ПАРТИЙНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
	тельно изучающим марксизм-ленинизм и
контроль за их учебой на консультантов. За-
дача политического самообразования кадров,
коммунистов может быть успешно разрешена
`°лишь в результате повседневной работы всех
партийных организаций, которые с этой
целью. должны широко развернуть лекцион-
ную пропаганду; консультационную работу,
улучшить деятельность парткабинетсв.

Отмечая возросший уровень занятий во
многих политшколах и кружках, участники
совещания в то же время указывали, что в
ряде парторганизаций вопросы качества пс
литической учебы коммунистов, ее идейно-
теоретического уровня еще не стоят в центре
внимания. Некоторые пропагандисты `яви-
лись на занятия неподготовленными, ограни-
чились читкой учебных материалов или ма-
лосодержательными беседами, не смотли дать
правильных ответов на’вопросы слушателей.
Однако кое-гдо прошли мимо этих фактов,
не сделали должных выводов из опыта пер-
вых занятий, еще ке добились устранения
выявившихся недостатков,

В нелях повышения качества занятий необ-
ходима. постоянная работа с пропагандистами.
Неправильно полагать, что раз в летнее время
были проведены курсы руководителей полит-
школ и кружков, то этим якобы уже полно-
стью решена задача подготовки пропаганди-
стов. Необходимо обеспечить регулярную ра-
боту семинаров пропагандистов при райкомах
и горкомах партии на протяжении всего учеб-
ного года. Серьезное внимание работе семина-
ров уделяется во Владимирской городской
партийной организации. Лекции, читаемые на
семинарах, предварительно обсуждаются в
парткабинете горкома ВКП(б), на семинарах
обсуждаются и методические вопросы. Для
пропагандистов организованы индивидуаль-
ные консультации. Опытные пропагандисты
оказывают помошь товарищам, которые впег-
выз руководят политшколами и кружками.
Партийные работники посещают занятия
школ и кружков, итоги которых затем обсу-
ждаются на семинарах. Чтобы каждый прэ-
пагандист, е учетом своей ссновной работы,
имел возможность посещать семинары, заня-
тия их по каждой теме проводятся посменно,
дважды — утром и вечером.

Высокое качество политической учебы ком-
мунистов во многом зависит от организован-
ности в работе сети партийного просвещения.
Разве можно считать нормальным, что, на-
пример, в Тульской области 15—20 процентов
слушателей школ и кружков не присутство-
вали на первых занятиях? Кроме того, были
срывы занятий. Подобные факты имели место
и в других областях. Обеспечить полную явку
слушателей, регулярное проведение занятий,
выполнение учебного плана каждой школой и
каждым кружком -- важная задача партийных
организаций.

о Участники совещания внесли ряд конкрет-
ных предложений по усилению печатной
пропаганды, улучшению деятельности изда-
тельств, газет, книготоргующих организаций.

На совещании обсуждены мероприятия по
устранению выявившихся недостатков и
дальнёйшему повышению качества, идейного
уровня занятий в системе партийного просве-
шения. . .
	На совещании говорилось, что необходимо
публиковать в печати пропагандистские
статьи, консультации и лекции в соответ-
ствии с учебными планами и программа-
ми школ, политкружков и рексмендованным
списком литературы для самсстоятельно
изучающих марксистско-ленинскую теорию.

Особое внимание участников совещания
было обращено на необходимость повышения
качества публикуемых в печати пропаган-
дистских материалов.

Чтобы всесторонне и глубоко освещать
опыт работы пропагандистов, опыт работы
сеги партийного просвешения и исправлять
ошибки и недостатки в этой области, редак-
ции центральных газет должны неустанно
укрсплять свои связи с местными партийны-
ми организациями, чаше встречаться с про-
пагандистскими работниками, советоваться ©
ними,

Острой критике за участившгиеся в поелед-
нее время ошибки были подвергнуты редак-
ции газет «Труд», «Литературная газета»,
«Социалистическое земледелие» и другие.
Совешание признало необходимым повысить
качество. обработки материалов, идущих в
печать, а также улучшить организацию ра-
боты редакций.
	тет по делам искусств и Союз. композиторов
не добились того, чтобы советская тема стала
ведущей в творчестве композиторов. Опер-
ные театры Москвы и Ленинграда предпочи-
тают отделываться декларациями и обеща-
ниями о постановке новых опер советских
композиторов вместо того, чтобы помочь
композиторам в завершении новых опер.
В репертуаре театров до сих пор нет опер
на современную советскую тему.

Не достигнут еще творческий контакт
между композиторами и писателями. Прав-
ление Союза советских пиезтелей не привле
кает внимания писателей и поэтов к созда-
нию полноценных либретто на современные
темы, не создает условий для профессиональ-
ного роста либреттистов.

Руководство Союза композиторов не прояв-
ляет должной требовательности при оценке
‹овых произведений советской оперы, неуме-
ренно захваливая порой художественно неза-
вершенные оперы. `

Весьма слабо работают оперная и музыко-
ведческая комиссии Союза композиторов.
	Многие музыковеды совсем не посещают за-
седаний оперной секции, редко участвуют в
обсуждении новых опер.

Неудовлетворительно освещают проблемы
оперного творчества журнал «Советская му-
зыка» и газета «Советское искусство».

Устранение существенных недостатков в
работе Комитета по делам искусств и Союза
советских композиторов поможет успешно
решить задачи, стоящие перед композитора-
ми и театрами по созданию новых оперных
‚ спектаклей,
	ственных культур, о доходности колхозов,
под’еме материального благосостояния и
культурного уровня колхозного крестьянства,
распределении доходов среди колхозников.
Газета слабо борется за соблюдение Устава
сельскохозяйственной артели.
	Непоследовательно освещает газета и BO-
просы социалистического соревнования, сла-
бо пропагандирует опыт передовиков.
	Газета слабо пропагандирует опыт передо-
вых животноводов и недостаточно борется за
выполнение постановления Совета Минист-
ров СССР и ЦК ВКП(б) о трехлетнем плане
развития животноводства.
	Газета редко публикует статьи на экономи-
ческие темы, плохо освешает работу промып-
ленности, не вскрывает причин отставания
отдельных предпоиятий, слабо развертывает
критику недостатков в их работе.

Редактору газеты «Ульяновская правда»
т, П. Федотову даны советы по устранению
отмеченных недостатков и улучшению рабо-
ты газеты.
	ВКП) 21—28 октября состоялось совещание
по вопросу о начале занятий в системе пар-
тийного просвещения. С сообщениями .вы-
ступили заведующие отделами пропаганды и
агитации обкомов партии: Московского —
т. А. Горчаков, Харьковского-—т. Н. Данилен-
ко, МинскогоЬ-т. $Ф. Долгих, ЦК КП(б) Лат-
вии-т. О. Строд, секретарь Тульского об-
кома ВКП(б) т. М. Смирнов, . руководитель
лекторской группы Калининекого обкома
ВКП(б) т. И. Таранов, зам. зав. отделом. про-
паганды и агитации ПЦензенекого обкома
ВКП(б) т. А. Кузнецов, заведующие партка-
бинетами: Владимирского горкома партии-—
т. Г. Голанд и Ногинского райкома партии
Московской области-—т. Н. Красильников.

Участники совещания отмечали, что заня-
тия в школах и кружках партийного проеве-
щения начались своевременно, в сроки, уста-
новленные ЦК ВКП(б): в городах -— 1 октября
и в сельских местностях — 15 октября. Для
нового учебного года характерны возросший
интерес коммунистов к политической учебе,
а также большее внимание к этому делу. со
стороны партийных организаций.

Во многих парторганизациях увеличилось
число коммунистов, самостоятельно изучаю-
щих историю и теорию большевизма. В пс-
мощь им с первых дней учебного года развер-
нута лекционная работа. Так, во всех городах,
районах и на крупных предприятиях Москов-
ской области начато чтение около 400 циклов
лекций го истории ВКП(б), политической эко-
номии, философии, по вопросам внешней по-
литики Советского государства и международ-
‘ных отношений. Лекционная пропаганда стро-
urea дифференцированно, отдельно для тех,
кто продолжает учебу, и для начавших в
этом году. Для чтения циклов лекций закреп-
лен постоянный состав лекторов. Самостоя-.
тельно. изучающие. подготовляют рефераты
	но произведениям классиков марксизма?
ленинизма.
Учитывая важную роль консультантов,
		повышению идеийно-теоретического ‘уровня
консультантов. В Харькове, Изюме, Ку-
пянске созданы постоянно действующие
	минары консультантов. Лекции и заня-
тия этих семинаров проводятся в отдельно-
сти се консультантами — по истории ВКП(б),
диалектическому и историческому материа-
лизму, политической экономии, по вопросам
международных отношений... На семинарах
консультантов читаются также лекции на
общеполитические темы. В Минске организс-
вана подготовка пропагандистов и консуль-
тантов, оказывающих помощь коммунистам,
изучающим марксистско-ленинскую филосо-
фию и политическую экономию.

Вместе с тем, как показало совещание, в ря-
де мест, особенно в сельских районах, еще не
организовано чтение лекций в помощь зани-
мающимеся политическим самообразованием.
Например, в Калининской области до сих пор
не закончен даже подбор лекторских кадров
для проведения циклов лекций в сельских
районах. Слабо оказывается помощь конеуль-
тантам, не налажена их учеба. На совещании
указывалось, что наблюдаются попытки пере-
ложить все дело оказания помощи самостоя-
	На днях в Отделе пропаганды и агитации
ЦК ВКП(б) соетоялось совещание редакторов
центральных газет и журналов. В:еовещании
принимали участие также заведующие отде-
лами пропаганды редакций ряда газет.
	Совешание заслушало доклад об освеще-
нии в печати вопросов пропаганды и задачах
центральных газет в.евязи_е началом заня-.
тий в сети партийного просвещения _
	На совешании отмечалось, зто печать, 600-
рясь за осуществление известных постанов-
лений ЦК ВКП) по вопросам партийной
пропаганды, несомненно усилила свою про-
пагандистскую работу. Однако в постановке
печатной пропаганды все еще имеются серь-
езные недостатки.
	Ряд центральных газет — «Груд», «Социа-
листическое земледелие», «Гудок», «Учитель-
ская газета» —редко публикует пропагандист-
ские статьи. Мало пропагандистских статей
нечатают также газеты «Известия» и «Ком-
сомольская правда». Все еще слабо исполь-
зуется газетами такая форма нечатной про-
паганды, как «Ответы на вопросы читателей».
Эта форма печатной пропаганды позволяет
редакциям газет своевременно откликаться
Ha самые жгучие, актуальные вопросы.
	`В Отделе пропаганды и агитации ЦК
ВКП(б) заслушаны доклады начальника
Главного управления музыкальных театров
Комитета по делам искусств при Совете Ми-
нистров СССР т. Н. Горяинова и генераль-
ного секретаря Союза советских композито-
ров т. Т. Хренникова о работе театров и ком-
позиторов по созданию новых оперных них
изведений. -

В обсуждении доклада приняли участие
заместитель председателя Комитета по делам
искусств т. Н. Беспалов, секретари Союза
композиторов тт М: Коваль и В. Захаров,
поэт Л. Ошанин и другие.

Отмэчено;, что за’ последний период работа
Комитета по делам искусств и Союза совет-
CKMX композиторов по созданию оперных
произведений несколько улучшилась. Pac-
ширился круг композиторсв и писателей, ра-
ботающих в этом жанре. Проведена работа
по отбору ‘и использованию в качестве опер-
ных либретто лучших литературных произ-
ведений на советскую тему. Композиторам и
писателям оказана некоторая творческая.

помощь путем прослушивания и обсуждения
либретто и музыки будуших опер.

Некоторые театры приступили к подготов-
ке новых оперных спектаклей, установив
творческий контакт с композиторами.

Однако наметившиеся сдвиги в деле созда-
ния новых советских опер еще незначи-
тельны.

Комитет по делам искусств и Союз совет-
ских композиторов недостаточно инициатив-
но борются за создание высококазественных,
полноценных оперных произведений. Коми-
	СОВЕЩАНИЕ РЕДАКТОРОВ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ГАЗЕТ
		ДОКЛАД РЕДАКТОРА ГАЗЕТЫ «УЛЬЯНОВСКАЯ ПРАВДА»

Недавно в Отделе пропаганды и агитации
ЦК ВКП(б) заслушан доклад редактора газе-
ты «Ульяновская правда» т. П: Федотова.

На совещании было отмечено, что «Улья-
новская правда» хорошо освещает текущие
сельскохозяйственные кампании. В период
уборки урожая и хлебозаготовок газета опуб-
ликовала ряд удачных подборок, статей и це-
левых полос, систематически писала о дея-
тельности сельских партийных организаций,
пропагандистов и агитаторов. На ее страни-
пах с рассказами о своих планах работы вы-
ступали комбайнеры и руководители ‘колхо-
зов во время уборки и хлебозаготовок.

Однако, освещая текущие кампании, «Улья-
новская правда» упустила из поля зрения
другие важнейшие вопросы.

‚Газета не ставит на своих страницах пер-
спективных вопросов колхозного. строитель-
ства; мало пишет о работе колхозного кре-
стьянства по преобразованию природы обла-
сти, об освоении травопольных севооборотов,
развитии многоотраслевого хозяйства, мето-
дах повышения урожайности сельскохозяй-

‚марксизма
	ции ради «единства нации»; расширение
территории своей нации путем захвата чу-
жих национальных территорий; недоверие и
ненависть к чужим нациям; подавление на-
циональных меньшинств; единый фронт © им-
периализмом,—таков идейный и социально-
политический багеж этих наций» (стр. 338).

Судьба буржуазных наций, учит товарищ
Сталин, связана с судьбой капитализма, с
падением капитализма должны сойти со сце-
ны буржуазные нации. :

Научному исследованию буржуазных наций
была посвящена работа товарища Сталина
«Марксизм и национальный вопрос». До побе-
ды Великой Октябрьской социалистической
революции в мире существовали лишь бур-
жуазные нации.

После свержения капитализма в Россия,
ликвидации буржуазии и ее националистиче-
ских партий, после победы советского строя
на базе старых буржуазных наций возникли,
	развились и оформились новые, советские
социалистические нации.
Нынешние социалистические нации в
	Созетском Союзе — русская, украинская, 0е-
лорусская, татарская, башкирская, узбекская,
казахская, азербайджанская, грузинская, ар-
мянбкая и другие нации-—коренным образом
отличаются от соответствующих старых; бур-
куазных наций в царской России как по
своему классовому ‘составу и духовному об-
лику, так и по своим социально-политиче-
ским интересам и устремлениям.

«Рабочий класс и его интернационалистиче-
ская партия являются той силой, которая
скрепляет эти новые нации и руководит ими.
Сооз рабочего класса и трудового крестьян-
ства внутри нации для ликвидации остатков
капитализма во имя победоносного строитель-
ства социализма; уничтожение остатков на-
пионального гнета во имя равноправия и сво-
бодного развития наций и национальных
менышинств; уничтожение остатков национа-
лизма во имя установления дружбы между
народами и утверждения интернациснализ-
ма; единый фронт со всеми угнетенными и
пеполноправными нациями в борьбе против
голитики захватов и захватнических войн, в
борьбе против империализма, — такэв  духов-
ный и социально-политичсский облик этих
наций» (стр. 339).

Таковы. два типа наций, известные истории:
нации старые, буржуазные и нации новые,
советские социалистические. Период социа-
лизма является периодом развития и раецве- .
та сопиалистических наций, свободных от
	непримиримых классовых противоречий и 05-
лее сплоченных и общенародных, чем любая
буржуазная нация, И если буржуазным на-
циям свойственны волчьи законы капитализ-
ма, если они развиваются под флагом нацио-
нализма и национальной грызни, TO социали-
стическим нациям свойственны взаимная под-
держка и содружество, они развиваются под
рсеволюционным знаменем пролетарского ин-
тернационализма. В современных условиях
буржуазные нации, раздираемые глубокими и
все обостряющимися внутренними противоре-
чиями, переживают распад. Господствующая
сила их—буржуазия и ее реакционные нацио-
налистические партии предают националь-
ные интересы, продают свои народы в рабство
американскому империализму, разжигают на-
циональную рознь, особенно ненависть к
народам СССР и стран народной: демократии.
В то же время трудящиеся массы капитали-
стических стран все теснее сплачиваются
вокруг Советского Союза в‘единый лагерь ми-
ра и демократии, чтобы предотвратить новую
войну, отетоять евою свободу и независимсеть
от покушений злейших врагов человечества —
англо-мериканских империалистов. ^
Советский Союз—родина социалистических
наций—служит путеводным маяком для всех
угнетенных и эксплоатируемых, ‘ярчайшим
примером интернационализма, ‘воплощения
гринципов ‘равноправия и тесного сотруд-
ничества народов, образном монолитного мо-
	рально-политического единетва общества.
Дружба народов, морально-политическое
елинетво  советекого обшества являются
	источниками силы и непобедимости Совет-

ского государства, могучими движущими си-

лами развития по пути к коммунизму.
ххх
	Товарити Сталин в работе «Национальный
вопрос и ленинизм» с гениальной силой исто-
рического предвидения наметил перспективы
будущности наций и национальных языков.
При рассмотрении этого вопроса, указывает
товариш Сталин, нужно учитывать различие
между победсй социализма‘в одной стране и
победой социализма в мировом ‘масштабе.
В каждый из этих периодов действуют свои
закономерности и соответственно этому опре-
деляется политика по нациснальному вопросу.
	Победа социализма в одной стране, учит
товарищ Сталин, несмотря на то, что она
серьезно. ослабляет мировой империализм,
еще не создает условий для слияния наций
и национальных языков мира в одно общее
целое, ибо она не ликвидирует империализ-
ма во всех странах. Существование империа-
лизма с его политикой порабощения и угне-
тения чужих наций порождает и поддержи-
вает национальное недоверие, национальную
обособленность, национальную вражду и на-
циональные столкновения в странах, не осво-
бэжденных еще от ига капитала.
	Победа диктатуры ‚пролетариата в нашей
стране привела к ликвидации национального
гнета, к ликвидации национальных государ-
ственкых перегородок с пограничной стра-
кей и тамсжнями. Однако в Советском Сою-
зе существуют нации и национальные раз-
личия. Больше того, период победы социа-
лизма в одной стране, как показал товарищ
Сталин, является периодом бурного расцвета
социалистических наций, мощного разви-
тия национальных языков и национальных
культур.

Разоблачая антимарксистские, социал-шюо-
винистические взгляды Каутского, товарищ
Сталин в своей речи на собрании студентов
Коммунистического университета трудящих-
ся Востока развил важнейшее положение о
том, что в период социализма культура яЕ-
ляетея социёлистической по содержанию и
нанпиональной по форме.
	И. В. Сталин в работе «Национальный. во-
прос и ленинизм» разоблачает антиленин-
ское существо попыток некоторых горе-тео-
ретиков выступить против установки о строи-
тельство социалистической по содержанию и
национальной по форме культуры.
	Опираясь на указания В. И. Ленина,
товарищ Сталин показывает, что «процесе
отмирания национальных различий и слия-
ния наций Ленин относит не к периоду
победы социализма в одной стране. а исклю-
чительно к периоду после осуществления
диктатуры пролетариата во вкеемирном мас-
штабе, то есть, к периоду победы социализ-
ма во всех странах, когда будут уже заложс-
ны основы мирового социалистического хо-
зяйства». (стр. 346).

Победа социализма во всемирном масштабе
ликвидирует империализм во всех странах,
подрывает в корне национальную вражду и
национальное недоверие, об’единяет нации в
единой системе мирового социалистического
хозяйства. Тем самым создаются необходи-
мые условия для постепенного слияния всех
наций. / .

Вместе с тем товарищ Сталин указывает,
что уничтожение национальных различий и
отмирание нациснальных языков не может
произойти немедленно после поражения ми-
рового империализма, одним ударом, в по-
	В одиннадцатом томе — Сочинений
И. В. Сталина впервые опубликовака работа
«Национальный вопрос и ленинизм», являю-
щаяея новым крупным шагом в развитии
марксистско-ленинской теории и гениальным
обоснованием политики большевистской пар-
тии по национальному вопросу.

Произведение товорища Сталина «Нацио-
нальный вопрос и ленинизм» —замечательный
образец творческого марксизма. В этом клас-
сическом произведении товарищ Сталин
гениально обобщил все то новое, что внесла
победа советского строя в жизнь наций в на-
шей стране, впервые в марксистской литера-
туре выдвинул положёние о новых, социали-
стических нациях, образовавшихся в Совет-
ском Союзе. Товарищ Сталин ‘показал корен-
ное отличие сопиалистических наций от на-
	ций буржуазных, подчеркнул сплоченность M
	жизнеспособность социалистических нации,

глубоко обсеновал пути развития наций в
период строительства и победы социализма
в одной стране, наметил перспективы даль-
нейшего развития наций после ликвидации
империализма и победы социализма во всех
стоанах.

Работа И. В. Сталина «Национальный во-
прое и ленинизм» наносит сокрушительный
удар по идеологии буржуазного национализ-
ма, развивает идеологию пролетарского ин-
тернационализма, она вооружает коммуни-
стические партии, всех трудящихся капита-
листических, колониальных и зависимых
стран в их борьбе за ‘уничтожение империз-
листического рабства, за евободу и социализм.

Написанное в 1929 году, в «год великого
перелома», произведение И. В. Сталина «Ha-
циональный вопрос и ленинизм» является со-
ставной частью огромной теоретической ра-
боты, которую вел И. В. Сталин в период ипе-
рехода к развернутому наступлению социа-
лизма по всему фронту. Это произредение да-
ло научно обоснованиые ответы на вопрозы,
поставленные практикой социалистического
строитсльства в СССР, явилось дальнейшим
	развитием маркеиестеко-ленинекой теории по.
	национальному вопросу в новых историче-
ских условиях, в условиях победы диктатуры
	соолетгриата в СССР. В этой работе развива-_
	ются идеи классического труда товарища
Сталина «Марксизм и национгльный вопрос»,
созданного в 1913 году и предетавляющего
собой крупнейшее программное выступление
большевизма по национальному вопросу на
международной ерене, в котором товарищ
Сталин разработал русскую марксистскую
теорию нации и программу по национально-
му вопросу в непримиримой борьбе против
австрийской программы, служившей «образ-
пом» для всех оппортунистических партий
ИП Интернационала, поддержанной Бундом
и меньшевиками.

Теория нации, обоснованная В. И. Лениным
и И. В. Сталиным, получила в большевист-
ской партии общее признание, ею руковод-
ствуются также коммунистические и рабочие
партии зарубежных стран. Опираясь на эту
теорию, партия большевиков успешно реши-
ла национальный вопрос в нашей стране,
установила равноправие наций, сплотила все
народы Советского Союза под знаменем про-
летарского интернационализма, организовала
их сотрудничество в строительстве новой, со-
циалистической жизни. Большевистская тес-
рия нации, опыт ВКП(б), опыт Советского
Союза указывают коммунистическим и рабс-
чим партиям зарубекных стран верный, про-
веренный жизнью путь решения нанциональ-
ного вопроса в интерессх трудяшихся.
		В начале своей работы «Наниональный во-
прос и ленинизм» товаринт Сталин показы-
вает, что русская марксистская теория на-
ции является едивстзенно правильной тео-
рией.

«По этой теории,- указывзет товарищ
Сталин, —нация есть исторически сложившая-
ся устойчивая общноеть людей, возникшея
на базе общности четырех ссновных ‘:призна-
ков, а именно: на базе общности языка,
общности территории, общности экзномичо-
ской жизни и собшности психического склада,
проявляющегося в общности специфических
особенностей национальной культуры» (Со-
чинения, т. 11, стр. 333).

Товариш Сталин разоблачил и подверг
критике попытки некоторых горе-тесретиков
«исправить» русскую большевистскую теорию
нации, «дополнить» определение нации пятым
признаком, а именно—наличием своего соб-.
ственного обособленного национального госу-
дарства. Товарищ Сталин доказал, что это
предложение глубоко ошибочно и теоретиче-
ски и практически политически. Если при-
нять этот признак, TO, значит, придется
исключить из разряда наций угнетенные им-
периализмом нации, лишенные самостоятель-
ной государственности, иззять из понятия
«национальное движение»  «национально-
освободительное движение» борьбу колони-
альных и других угнетенных народов против
империализма. Теким образом, «дополненная»
пятым признаком схема определения нации
является антинаучной, она приводит к оправ-
данию национального, империалистического
гнета, носители которого не признают за дей-
ствительные нации  ‘угнетенные нации,
не имеющие своих отдельных национальных
государств. Эта схема ведет также к оправда-
нию буржуазных националистов в советских
республиках, доказывающих, ‘что советские
нации перестали быть нациями после об’еди-
нения национальных советских республик в
Союз Советских Социалистических Респуб-
лик.

Жизнь подтвердила правоту и великую
преобразующую силу русской марксистской
теории нации. Советские нации в тесном
братском содружестве построили социализм в
кашей стране, достигли расцвета националь-
ной советской государственности, экономики,
национальной по форме, социалистической
го содержанию культуры.

В своем произведении «Национальный во-
прос и ленинизм» товарищ Сталин выдвинул
и гениально обосновал положение о новых,
социалистических нациях. Он ипсказёл, что
ошибочно валить в одну кучу все суше-
ствующие ныне нации.и не видеть принци-
гиальной разницы между ними. При этом
товарищ Сталин осветил вопрос о возникнс-
вении наций, подвергнув критике непра-
вильное, ошибочное утверждение о том, что
нации возникли еще до капитализма-—в пе-
риод феодализма.
	Товарищ Сталин установил, что в докапи-
	талистическии. период не было и не могло
быть каций. В этот период создавались лишь
элементы нации-язык, территория, культур-
ная общность. Но эти элементы находились
в зачаточном состоянии, представляя собой
лишь потенцию в смысле возможности обра-
зования нации в будущем при известных
благоприятных условиях. Такие благоприят-
ные условия создались в результате разви-
тия капитализма с его национальным рык-
ком, с его экономическими и культурными
национальными центрами. Возникшие в энпо-
ху подымающегося капитализма так назы-
ваемые «современные» нации являются на-
циями буржуазными. К таким «совремеп-
ным» буржуазным нациям товариш Сталин
относит французскую, английскую, итальян-
скую, североамериканскую и другие, подоб-
ные им нации.

«Буржуазия и ее националистические пар-
тии, -пишет товариш Сталин, — были и оста-
ются в этот период главной руководящей си-
лой таких наций. Классовый мир внутри на-