31 октября 1949 г., № 30 ( 122)

Мастерство надо
	Одним из знаменательных показателей ро-
ста советской литературы является непре-
рывный приток в нее все новых и новых мо-
лодых талантливых писателей. Произведения
«Белая береза» М. Бубеннова, «Кавалер Золо-
той Звезды» С. Бабаевского, «Далеко от Мо-
сквы» В. Ажаева, «Сталь и шлак» В. Попова
и другие, созданные недавно пришедшими в
литературу авторами, глубоко и правдиво по-
казывают героические дела советских лю-

‘дей— строителей коммунизма. Эти произведе-

ния заслужили любовь советского читателя.
Высокое призвание советского писателя —

«инженера человеческих душ»—требует от

него непрерывного совершенствования свое-
го мастерства, неустанной работы над созда-
нием глубоких в идейном отношении и вы-
сокохудожественных произведений. Каждое
новое‘ произведение писателя, будь то роман,
повесть или небольшюй рассказ, должно быть
совершевнее, лучше предыдущего. Об этой
‘очевидной истине некоторые из писателей
забывают.

Хабаровское краевое издательство издало
книгу ‘рассказов: В. Ажаева «Золото». `

В книге В. Ажаева «Золото» восемь рас-
сказов. Тема рассказов — послевоенный труд
советских людей. Герои рассказов —молодые
рабочие и инженеры, солдаты и офицеры
Советской Армии, вернувшиеся се фронтов
Отечественной войны к мирному созидатель-
ному тоуду. Но как малозначительны собы-
тия, которые описывает автор в этих рас-
сказах, как не похожи их герои на re
роев. романа «Далеко от Москвы»! Если в
романе ноказаны люди больших мыслей и
цельных характеров, которые живут, вол-
нуются, борются не только за успешное стро-
ительство нефтепровода, но и за судьбу Сс-
ветского государства, то в сборнике расска-
зов «Золото» герои, по воле автора, занима-
ются мелкими делами, пустыми разговорами
и не имеют того высокого духовного облика,
который присущ советским людям. В рас-
сказах бледны и слова и краски, которыми
пользуется писатель, изображая нашу сегод-
няшнюю жизнь. :

В заглавном рассказе сборника автор опи-
сывает труд молодых рабочих - строителей
моста. Читаешь этст рассказ, и перед глаза-
ми мелькают безликие тени героев, к кото-
рым`остаенться равнодушным. Самого стрси-
тельства большого моста через реку Алька-
гану ‘автор не описывает. Только в начале
рассказа читатель случайно‘ узнает, что этот
мост строится около ‘года.

Прораб Жарков, который «умеет себя невы-
казывать» и «не хочет... зарабатывать здесь

авторитет` орденами, выданными на войне»,

дает рабочим задание-—в трех местах право-
го берегового устоя моста отбить по несколь-
ку кусков бетона. Прорабу законно задается
вопрос, зачем понадобилось ‘портить мост.

Выяснилось, ‘что инженер, работавший ‘до

Жаркова, «проявил небрежность», и на mpa-
вый устой моста не оказалось «паспорта со-
eraBa и прочности бетона». Один из героев
рассказа; Петя Федотов, просейвая ‘растол-
ченный бетон, обнаруживает в нем золото и
приходит в восторг: «Мост наш золотой, вы-
ходит». Но прораб Жарков, выслушав Петю
Федотова, многозначительно заявляет: «Толь-
ко не то золото, что в чашках, а то, что
здесь. — Прораб мягко приложил ладонь к Пе-
тиной груди.— Здесь оно,’ золото». Таково
краткое содержание этого небрежно написан-
ного примитивного рассказа.

В рассказе «Вибратор» излагается история
Участия молодого нанайца Тараса Бельды в
строительстве моста, где, по свилетельству
автора, многие процессы труда производятся
вручную. Юноша-охотник Тарас Бельдьг ув-
лекается профессией строителя и изобретает
прибор «вибратор», который должен был! «вы-
теснить ручную трамбовку и штыковку бето-
	на» «Вибратоо» Тараса Бельды приводится в
	движение руками. В конце’ ассказа ` оказа-
лось; что «вибратор» уже ‘изобретен давно, до
	совершенствовать
	 Тараса Бельды, и приводится он в движение
не вручную, а мотором.

Автор своими рассказами старается уверить
читателя, что строительство крупных мостов
в нашей стране ведется не на основе совре-
менной техники, а путем разного рода мелких
изобретений и ‘приспособлений, наподобие
«вибратора» Тараса Бельды.

Известно, что новый, высший этап социали-
стического соревнования—стахановское дви-
жение—немыслим без освоения новой техни-
ки, без овладения этой техникой. Однако
В. Ажаев в рассказе «Про обыкновенную пи-
лу» прославляет «знаменитого» - лесоруба
Бармина за To, что он с напарником
Перцевым «на дрянной» двухручной пи-
ле без многих зубьев, которую выбросить по-
ра, устанавливает небывалую производитель-
ность труда — 600 процентов плана за первые
же дни работы. Процесса внедрения новой
техники на лесоразработках автор не пока-
зывает.

В рассказе «Семья прораба Жаркова» дей-
ствуют те же герои, что в рассказе «Золото».
Теперь они возводят мост через реку Кохтан-
ку. В бригаде появился новый человек —«не-
кий Володя Лебзин».

Со слов автора мы узнаем, что Володя Леб-
зин «будто бы сбежал... из школы ФЗО, от-
бился от рук у матери, связался с нехорошей
компанией и долго отлынивал от работы».
Бригада обеспокоена: этот «прохладист» мо-
жет уронить честь своей бригады, опозорить
ее. Прораб Жарков требует от бригады «ос-
воить новые кадры».

Примитивно описав сцену политзанятия,
проводимого прорабом Жарковым с группой
рабочих, автор уверяет читателя, что в ре-
зультате только одной беседы Володя Лебзин
вдруг «прозрел», стал одним из самых актив-
ных членов бригады. Жарков сообщает мо-
лодым рабочим, что на строительство «автома-
шины и механизмы получим не вдруг», по-
этому нажимай на смекалку. Легко перевос-
питанный Лебзин пускает в ход свою смет-
ливость и изобретает... «кривую палку» для
обыкновенной лопаты, которая якобы резко
повысила производительность труда земле-
копов.

Таковы же надуманные и бесводержатель-
ные, целиком построенные на случайных фак-
тах рассказы «Подрывники» и «На перегоне».

Читая рассказы В. Ажаева, нельзя себе
представить ни места действия, хотя события.
происходят в `живописнейших уголках Даль-
него Востока, ни живых лиц героев; хотя
автор описывает жизнедеятельную советскую
молодежь.

В рассказах много вычурности и сентимен-
тальности. .

Часто В. Ажаев заставляет говорить своих
героев — молодых рабочих — грубым, пошло-
ватым языком.
	Во многих рассказах В. Ажаева имеется
много нелепых, противоречащих всем нормам
русского языка выражений, например: «гово-
рят, уже приготовлена река, через которую
нам ставить новый мост», «не слезайте с
Петрова, я ему поручил это дело», «лицо У
него было отсутствующее, его, видно, интере-
совала окружающая природа...» и т. д.

Читатель романа «Далеко от Москвы»
вправе был ожидать от талантливого писате-
ля В. Ажаева новых произведений, которые
вдохновенно и с художественным мастер-
ством прославляли бы героев послевоенной
сталинской пятилетки и показывали дальней-
пгпий идейный и культурный рост. советских
	людей,
		«Счастливого плавания
	начальства подобие рубки корабля, где они
	играют во «всамделишных» взрослых моря-.
	ков, работая на. штурвале/ ведя вахтенный.
	журнал и наблюдая за рейдом. Последнее
имеет, помимо забавы, и деловую сторону. На
рейд должен притти выделенный командова-
нием в качестве учебного корабля для нахи-
мовцев эсминец «Адмирал Нахимов», и на-
чальник училища обещал, что рота, воспитан-
ник которой первым заметит приближение

эсминца, получит право нести на нем первую
почетную вахту.
	Столицын охотно включается в игру. Он по-

ражает товарищей уменьем мгновенно и
безошибочно читать сигналы флажного сема-
фора, которым орудует на берегу моря прия-
тель нахимовцев—мальчик Степка Сковород-
кин, мечтающий тоже поступить в училише,
а пока организующий по их. заданию «берего-
вой наблюдательный пост».
Когда ребята покидают башню, их замечает
старшина роты Коркин, который и доклады-
вает командиоу роты Левашюву о ша-
лости ребят. Левашов, приказав старшине
оставить дело без последствий, как опытный
и чуткий педагог понимает, что организация
пункта «Б»-—это своеобразное проявление
жажды активной работы, обуревающей ребят,
	зто нужно их энергию направить в организо-
ванное русло и создать для воспитанников
пункт, оборудованный не кустарными, а на-
стоящими приборами.” Он докладывает на-
чальнику. училища, и тот одобряет его пред-
ложение, Но на время переоборудования ‹бан-
‚ня запирается, и на дверь накладывается. пе-
чать. Тем временем приходит эсминец, и Б-й
роте все же удается первой. заметить корабль.
Рота отправляется на эбминец нести по-
четную вахту. Боря Лавров, услышавший от
старшины Коркина рассказ о ‘его покойном
отце, командовавшем «Адмиралом Нахимо-
вым», ночью, когда все спят, потихоньку про-
бирается в боевую рубку, откуда командовал
кораблем и пал на своем боевом посту. его
отец. Взволнованный, он трогает ручки мз-
птинного телеграфа, за которые брался покой-
ный Лавров, рассматривает его портрет и чи-
тает исторический журнал корабля с записью
о гибели командира. В волнении он нечаянно
опускает тяжелую книгу на рычаг сигнала
боевой трезоги. Звон колоколов громкого.боя
разносится по спящему эсминцу. Векочившие
	нахимовцы бегут занимать свои. места по рас-
	писанию. Испуганный и растерявшийся, Бо-
ря Лавров убегает из рубки. Вахтенный на-
чальник, войдя. в рубку. обнаруживает в ней
Сережу Столицына, держащего исторический
журнал. На вопрос вахтенного начальника,
кто дал сигнал тревоги, Столицын отвечает,
что это ему неизвестно. Он вошел в рубку
после сигнала и обнаружил книгу, давивитую
на рычаг. Об?яснение кажется. неправдопо-
добным, и. Столицын остается под подозре-
нием. .

Лаврова мучает то; что. из-за него страдает
товариш, но сознаться в своем нечаянном
проступке он не решается из ложного само-
любия.

На следующий день на комсомольеком Co-
	брании бурно обсуждается кандидатура в
комсомол Сережи Столицына. Докладчик,
подчеркнув, что у Столицына хорошая био-
графия и славное боевое прошлое, предлагает
все же воздержаться от приема Сережи до
выяснения истории с тревогой. В защиту Сто-
лицына горячо выступает Федя Снежков, ко-
торый задает комсомольцам вопрос: может ли
кто-нибудь назвать Столицына трусом? После
единодушного отрицательного ответа Снеж-
	ильм на экранах Совет

: “allan земли» — ‘это яркий и убедительный
рассказ о недавнем прошлом. венгерского
крестьянежва, полном страшной бедности и
	лишений, «каторжного.трудасна кулаков и по-
	мещиков, когда обездоленные и бесправные
труженики. могли только мечтать о земле; о
лучшей жизни. Всякий голос протеста, всякая
даже самая слабая попытка вырваться из цеп-
	‚ких когтей голода и нищеты в фашистской
	Венгрии Хорти—Салаши жестоко- MpeCcAeROoBa-
лись,

‚ Фильм кончается освобождением Венгрии
от фантистского ига доблестными войсками
Советской Армии.

В фильме не показана сегодняшняя Венг-
рия, но зритель знает о тех великих пре-
образованиях, которые произошли в ne
		Наша советская детвора любит моряков и
море горячей романтической любовью. Какой
		увидеть наяву сказочный голубой простор мо-
ря, побарахтаться в шипящей пене прибоя,
прокатиться на настоящей шлюпке, да еше
с парусом, по черноморским волнам!

Но пределом мечтаний советского мальчика
является нахимовское училище, из которого
можно выйти в жизнь настоящим моряком,
офицером советского Военно-Морского Флота.

Отвечая этому стремлению наших детей к
морским просторам, Ленинградская киносту-
дия «Ленфильм» выпустила на экраны новый
фильм под названием «Счастливого пла-
вания» * .

В фильме показана жизнь нахимовского
Училища и его воспитанников.

В училище приезжает новый воспитанник
Сережа Столицын. Сирота, потерявший роди-
телей, замученных немцами, он нашел приют
и ласку у моряков Северного флота в дни
войны и плавал сигнальщиком на катере сво-
его воспитателя —старого мичмана Булата.
В одном из боев, когда вражеским осколком
перебило флагшток, Сережа › Столицын,
рискуя жизнью, поднимает упавший флаг, чтс-
бы противник ни на секунду не мог подумать,
что советский боевой корабль спустил флаг
перед врагом. За доблестное поведение Сто-
лицын награжден медалью Нахимова. О его
подвиге написала «Пионерская правда».

Юные нахимовцы, прочитав эту статью,
мечтают, чтобы Столицын приехал к ним
в училище и именно в их роту. Обще-
признанный авторитет среди товаришей,
вын геройски погибшего капитана 1-го
ранга Лаврова, Боря Лавров от имени
товарищей пишет письмо Столицыну, при-
глашая его в училище. Но тем временем
Столицын сам приезжает с мичманом Була-
TOM, сдающим его начальнику училища. Уви-
дев новичка, нахимовцы обступают его, и,
когда на первый же вопрос: ты откуда?—
Столицын ‘отвечает: «Североморен», ребята
начинают расспрашивать его, знает ли он
героя Столицына, Интригуя новых товари-
щей, Столицын не раскрывает своего инког-
нито и говорит, что никакого Столицына
не знает и не слышал о нем. Ребята насмеха-
ются над новичком; какой же он моряк, да
к тому же и североморец, если не знает
героя Столицына! Лавров говорит, что нови-
чок не настоящий моряк. Словесная перепал-
ка готова перейти в драку между Лавровым
и Столицыным, но ее прекращает командир
роты Левашов, который, представляя. нахи-
мовцам новичка, называет его фамилию. Ре-
бята сконфужены шуткой, которую разыграл
с ними Столицын. Больше всего огорчен оби-
девший новичка Лавров. Он мечтал о дружбе
со Столицыным, а после такого происшествия
на дружбу рассчитывать не приходится. Но
товарииЕ Лаврова — Зайцев находит выход
из положения. Если назначить Столицына
начальником сигнальной службы на пункт
«Bs, то ‘обида будет заглажена и водворится
мир. р

С шутливой церемонией, взяв с него слово
никому ‘не открывать тайны, нахимовцы ве-
дут Столицына на пункт «Б».

Пункт «Б»—это просто комната в старой,
заброшенной башне на здании училища, где
Лавров и его ближайшие друзья, увлеченные
романтикой, устроили втайне от училишного
	% «Счастливого плавания. Художественный
фильм. Сценарий А. Попова. Постановка Н. Лебедева.
Производство ордена Ленина киностудии <«Лен-
Фильм». 1949 г.
	Венгерский.
		Марианских `Лазнях (Чехословакия), состояв-
шемся в текущем году, большой интерес вы-
звал художественный фильм? «Пядь земли»,
созданный. молодой. кинематографией. Народ-
ной демократической Венгрии, Высоко оце-
нивая идейно-художественные качества этого
фильма; жюри кинофестиваля ‘присудило
ему одну из трех главных премий — Премию
Труда.

Сценарий «Пядь земли» написан коллекти-
BOM драматургов национальной кинофабрики
«Венгерский фильм» по мотивам романа. из-
вестного венгерского писателя Пала Сабо
«Свадьба, крестины, колыбель». Режиссер
фильма-—Фридош Бан, оператор-—А.  Маккаи,
композитор —Ш. Вереш, художник-И. Пан.
	За годы советской власти благодаря не-
устанным заботам большевистской партии и
советского правительства в нашей стране
сформировались замечательные, кадры масте-
ров живописи, скульптуры и графики, произ-
ведения которых составляют гордость совет-
ского искусства, самого передового искусства
в мире, единственного наследника и храни-
теля величайших реалистических традиций
русского и мирового классического искус-
ства.

Произведения выдающихся советских ху-
дожников и классиков живописи стали до-
стоянием широчайших народных масс нашей
страны. Десятки первокласеных художе-
ственных музеев и галлерей, сотни художе-
ственных выставок ежедневно посещают ты-
сячи рабочих, колхозников и представителей
интеллигенции. Труд работников изобрази-
	тельного искусства высоко пенится народом.
	Руководствуясь историческими решениями
Центрального Комитета партии по идеологи-
ческим вопросам, советские художники не-
уклонно претворяют в жизнь принципы со-
циалистического реализма, ведут непримири-
мую борьбу с враждебными буржуазными
влияниями: формализмом, натурализмом и
прочими течениями разлагающегося буржуаз-
ного искусства Западной Европы и Америки.

Советское ‘искусство, являясь подлинно
партийным искусством, проникнуто идеями
Ленина— Сталина, духом великой социали-
стической эпохи; оно отражает мысли, чув-
ства и героические подвиги нашего народа,
строящего коммунизм. Советские художники,
твердо стоящие на позициях социалистиче-
ского реализма, создали ряд произведений,
отличающихся высоким идейным содержани-
ем, совершенством формы, правдиво отобра-
жаюших нашу социалистическую действи-
тельность. К их числу относятся: серия кар-
тин о гражданской войне М. Грекова,
«Ленин в Смольном» И. Бродского, «Допрос
коммунистов» и «На старом уральском заво-
де» Б. Иогансона, «Сталин и Ворошилов в
Кремле» и портрет старейших художников
А. Герасимова, «Конец» —картина Кукрыник-
сов, портрет академика Зелинского П. Котова,
«Незабываемое» В. Ефанова, «Председатель-
ница» и «Делегатка» Г. Ряжекого, «Письмо
с фронта» А. Лактионова, «Прибыл на кани-
кулы» Ф. Решетникова. Значительные полот-
на дали стране М. Авилов, Г. Савицкий.
В. Яковлев, К. Юон, П. Соколов-Скаля, Д. Нал-
бандян, А. Бубнов, Я. Ромас, $. Шурпин,
<. Богородский, С. Григорьев, Т. Гапоненко
и другие

На правильном пути стоит наша талантли-
вая молодежь — выпуекники высших и сред-
них художественных учебных заведений.
Творчество молодых художников М. Хмель-
ко, В. Пузырькова, И. Сорокина, С. Дудника,
Ю. Кугач, К. Максимова, В. Циплакова,
О. Зардарян, Л Абдулаева, И. Орлова, К. Ки-
тайка и многих других радует свежестью
и жизненностью содержания, партийно-
острым раскрытием темы, ярко выраженным
реалистическим методом.

Успехи советского искусства несомненны.
Оно является предметом гордости советских
людей; им восхищаются и у него учатся все
передовые, прогрессивные художники мира.
	ков. спрашивает, а как назвать человека, ко-
торый боится сознаться в проступке. «Тру-
сомЪь —кричат. комсомольцы. Этот ответ по-
трясает Борю Лаврова, и, вскочив с места, он
кричит: «Я не трус!» и откровенно рассказы-
вает о происшедшем.. Командир роты после
собрания одобряет поступок Лаврова и гово-
рит ему о необходимости всегда быть смелым
и правдивым и мужественно стоять за пра-
вое дело, как стоял его отец.

Лавров мирится е Сережей Столицыным.
Теперь они друзья навсегда.

‚ Фильм сделан студией мягко, с большим
	тактом и .болышой ‚теплотой. Очень хорошо
	показаны обстановка училища и повседнев-
ная жизнь будущих военных моряков. Арти-
сты Н. Черкасов, П, Андриевский и П. Вол-
ков дали правильные образы воспитателей
юного поколения будущих моряков. Это
вдумчивые, заботливые, бережно относящие-
ся к вверенным им ребятам. воспитатели и
педагоги. . : . ;
Отлично играют сами ребята. Роль Бори
Лаврова исполняет Игорь Клименков, Сережи
Столицына — Миша Бойцов, Степы Сковород-
кина. — Вадим Свирский, Феди Снежкова —
Сережа. Успенский. Особо нужно отметить
игру, Сережи Успенского. Мальчик безусловно
одарен от природы большим и свежим коми-
ческим дарованием. Каждое появление на
экране Феди Снежкова, каждый его жест и
слово вызывают у зрителя непроизвольную
ласковую улыбку. В особенности хорошю иг
	‚ рает Сережа Успенский немую сцену в каби-
	нете командира роты Левашова, к которому
он пришел -с докладом. перед балом. Левашов
никогда не надевал. орденов, и ребята. не-
сколько пренебрежительно решили, что он
не настоящий моряк.

Войдя в. кабинет и увидев на мундире “Ac
вашова ряд орденов, Федя Снежков так пора-
жен, что. даже не может выговорить рапорта.
Он стоит в остолбенении, не сводя глаз с
командира. -В его лице и раетерянность, и
недоумение, и лукавство. Понимающий, в чем
дело, Левашов, скрывая ‘смех, отпускает
Снежкова. Тот, пятясь, исчезает за. дверью,
потом на мгновенье снова просовывает в нее
голову с искрящимися лукаветвом глазами и
раскрытым от изумления. ртом и, наконец,
исчезает. Этот момент роли в исполнении
‘Сережи Успенского мог бы сделать. честь пер-
BOKAACCHOMY опытному актеру.

Фильм «Счастливого плавания!» —Ффильм о
дружбе, о мужестве, о чести юного советского
поколения, о той-чести смолоду, которая доро-
га каждому советокому юному гражданину и
особенно юному гражданину, готовящемуся
стать офицером Вооруженных Сил. великой
Родины. Это фильм о той. беспредельной
заботе`о молодом поколении, которая так ве-
лика в нашей стране, обеспечивающей. ечаст-
ливое ‘детство. Это’ фильм о воспитателях,
проникнутых сознанием : огромной важности
сталинской заботы о кадрах. Об этом говорит
в торжественной обстановке на палубе пере-
даваемого училищу эсминна: старый ‘адмирал,
начальник училища, когда он обращается к
молодому ‹ племени моряков. е проникновен-
ным словом:

— Растите и крепните во славу могучей

советской морской державы! На гордость
нашему народу! Ha радость великому
Сталину! :
: Студия «Ленфильм» сделала хороптее дело,
выпустив этот фильм, которому обеспечен
радостный прием у молодого: советского поко-
ления. .
	Борис ЛАВРЕНЕВ.
	Но писатель нетребовательно и небрежно
отнесся к работе над рассказами, поторопил-
ся издать слабые, малохудожественные про-
изведения.

Хабаровское краевое издательство оказало
плохую услугу В. Ажаеву, напечатав сборник
его рассказсв «Золото».

м. ПЛЕНКИН.
	КОГО, Cowsa в

мократической Венгрии за ‘последние годы.
Созданный на материале прошлого, фильм
стал действенным средством в борьбе за луч-
шее. настоящее ‚и будущее венгерского наро-
да. В этом его больнюе идейно-художествен-
ное ‘и. обткественное: значение.
Фильм «Пядь земли», кроме того, наглядно
	демонстрирует; каких крупных успехов мо-
	жет добиться киноискусство, освободившееся
от влияния низкопробного голливудского
стандарта, когда мастера кино начинают прз-
творять в своем творчестве лучшие традиции
советского реалистического киноискусства.

Выпушенный на киноэкраны ‘Советского
	Союза
	венгерский . художественный фильм
	«Цядь земли» пользуется у наших зрителей
заслуженным успехом:
		Юбилейная ‘сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук \
имени В. М Ленина
	путь академии, созданной по указанию
И. В. Сталина. Академик И. И. Презент про-
читал Указ Президиума Верховногс Совета
СССР. о награждении академии орденом
Ленина.

Академик Т. д. Лысенко выступил с докла-
дом, посвяшенным итогам работы академии
и задачам сельскохозяйственной науки,

Под бурные аплодисменты было принято
приветствие И. В: Сталину.
		В течение 28—29 сктября в Москве проис-
ходила юбилейная сессия Всесоюзной ‘ака-
демии сельскохозяйственных наук имени
В. И. Ленина; посвященная 20-летию со:дня
основания академии. В сессии приняли: уча-
стие ‘члены ‘академии, работники научно-
исследовательских учреждений, знатные лю-
ди колхозной деревни.

Сессию открыл президент академии ака-
демик Т. Д. Лысенко, охарактеризовавший
	о
>< “ie
	на быть завершена до конца, и ее надо про-
вести во всех художественных учебных за-
ведениях страны. :
Серьезные недостатки, свойственные жи-
вописи, являются результатом отсутствия
подлинной большевистской критики m ca-
мокритики среди художников, слабостью
искусствоведения и профессиональной кри-
тики в области изобразительного искусства.
Часто при оценках произведений отдельных
художников искусствоведы и критики исхо-
дят не из общегосударственных интересов, а
из групповых и приятельских соображений.
Правление Московского союза художников
либерально и примиренчески относится. к
крупнейшим недостаткам в творческой жиз-
ни союза, поддерживает формалистов-брако-
делов, нанося этим вред советскому реали-
стическому искусству. В Московском союзе
художников, об’единяющем основной отряд
мастеров советского изобразительного, искус-
ства страны, нашла убежище и покровитель-
ство группа отсталых художников, стоящих
на эстетско-формалистских позициях. Оргко-
митет Союза советских художников СССР
	примирился с подобным . нетерпимым по-
	жением в МОССА, не ведет борьбы
‚против бракодельства, не развивает среди
художников критику и самокритику, потвор-
ствуя благодушию и самоуспокоенности.

Академия художеств СССР не стала еше
боевым научно-теоретическим центром совет-
ского реалистического искусства. За два с
лишним года академией не выпущено ни од-
ного труда по марксистско-ленинской эстети-
ке, вопросам теории и истории русского и
советского искусства.

Немалая доля вины за плохое состояние
художественной критики ложится и на жур-
нал «Искусство», который не ведет должной
борьбы за утверждение советского реалисти-
ческого искусства, слабо развертывает кри-
тику формализма во всех его проявлениях,
не борется с бракоделами в живописи, не
оказывает повседневной помоши в идейном
и творческом росте мастеров советского
изобразительного искусства.

Нам необходима смелая и открытая прин-
ципиальная критика и самокритика, помо-
гающая совершенствоваться и преодолевать
недостатки, побуждающая к движению вие-
ред. Товариш Сталин учит нас, что «всякий,
кто стесняет, сознательно или бессознатель*
но... самокритику, ..должен быть отброшен
прочь с дороги, как тормоз нашего великого
дела».

Центральный Комитет партии. в решениях
по: идеологическим вопросам со всей решли-
тельностью осудил недостатки и пороки, ме-
шающие развитию реалистического. совет-
ского ‚искусства, и определил пути его даль-
нейшего расцвета.

Нет никаких сомнений в том, что советские
художники, руководствуясь указаниями
большевистской партии и товарища Сталина,
до конца преодолеют серьезные недостатки в
изобразительном искусстве ‘и создадут Ho-
вые, высокоидейные по содержанию и совер-
шенные по форме произведения, отвечающие
высоким запросам советского народа.

хилыми деревьями. Бместо. людей-разно-
иветные кляксы.
	_ Блиянию импрессионизма в некоторой сте-
пени подвержены и наши отдельные веду-
щие художники-реалисты. Так, художники
А. Герасимов и Б. Иогансон, создавшие ряд
замечательных произведений, в отдельных
работах подменяют социалистический реа-
лизм ‘в живописи импрессионистическими
приемами. В серии акварельных работ «Ви-
	ды Москвы» А. Герасимов дал искаженный -
	облик столицы Советского Союза. Люди, дома,
деревья, автомашины в этих работах набро-
саны грубыми, бесформенными мазками, раз-
малеваны неестественно крикливыми краска-
ми в импрессионистическом духе. А. Гера-
симов и Б. Иоганеон вместо борьбы против
импрессионизма нередко высказывают пу-
таные и неверные взгляды, восхваляющие
импрессионизм.

_ Нельзя забывать и еще об одной серьезной
опасности в изобразительном искусстве —о
натурализме. Рабское, поверхностное копиро-
вание действительности, бездумное, механи-
ческое отношение к изображаемому, погоня
	за иллюзорными эффектами, нарочитая раз-
работка второстепенных деталей выдаются
‘отдельными художниками за реализм. Эле-
менты натурализма имеются в творчестве
ряда наших художников - В, Яковлева,
П. Шухмина, А. Лактионова, Я. Николаева и
других. Эти художники, увлекаясь натура-
листической тшательностью отделки деталей
произведений, не создают подлинно реали-
стических полотен. Примером этому могут
служить картины В. Яковлева «Охотники»
и. Tl. Шухмина «Салют Родины».

Импрессионизм и натурализм — эти буржу-
азные упадочные течения в искусстве, не-
смотря на их чисто внешнее отличие, по
своей идеологической сущности ничем не
отличаются друг от друга и в корне чужды
нашему советскому искусству.

Особенно следует беречь от разлагающего
влияния этих реакционно-буржуазных тече-
ний нашу молодежь. В некоторых художе-
ственных вузах и училищах будущих худож-
ников ориентируют не на лучшие тради-
ции классического и советского искусства,
a Ha живопись импрессиониста Константина
Коровина ‘и других представителей «чисто-
го» ‘искусства.

Нередко под видом подлинного искусства
в ‘учебных заведениях культивируются при-
митивизм в живописи и рисунке, манерность
и пренебрежительное ‘отношение к профес-
сиональному мастерству. Многие педагоги
воспитывают молодежь в отрыве от -совре-
менной жизни. В погоне за типажем они: бе-
рут уродливых по форме натурщиков, ставят
их в вульгарные позы, подбирают натюр-
морты из предметов, редко встрезающихся в
нашем. быту.

Перестройка воспитания мололых худож-
	иалистич
	Вместе с тем следует помнить, что наши со-
ветские люди, культурный и политический
уровень которых за последние годы неизме-
римо вырос, пред’являют к искусству новые,
более высокие требования, чтобы советские
художники глубже вникали в жизнь, отобра-
жали в своих произведениях успехи строи-
тельства коммунизма, давали яркие картины
жизни советских людей.

Советская жизнь дает богатейший матери-
ал для творчества художников, но многие из
них проходят мимо ее ярчайших явлений,
нередко плетутся в хвосте событий, живут
отсталыми представлениями о советском об-
ществе и не показывают его в развитии, в
непреодолимом движении вперед, к ксмму-
низму.

Среди некоторых художников получила
распространение вредная идейка о том, что
якобы наше изобразительное искусство в от-
личие от театра, кино и музыки лишено не-
достатков.

В результате зазнайства и благодушия
отдельные художники оторвались от народа,
не знают и не изучают его жизнь. Признавая
на словах метод. социалистического реализ-
ма, на деле они создают типичные формали-
стические произведения, искажающие совет-
скую действительность.

Ярким‘ примером формалистического бра-

кодельства может служить работа М. Добро-
сердова «Мать». Художник на грязно-корич-
невом фоне нарисовал убогую старуху с пе-
рекошенным лицом, раскрашенным бурой и
зеленой красками.
Художник Ю. Васнецов изобразил на по-
лотне хаотическое нагромождение черных,
красных и белых пятен и назвал свое фор-
малистическое произведение «Конек-горбу-
нок». Эта картина является издевательством
над русской сказкой.

Художник Н. Альтман написал картину
«Женщина в серой шубке», в которой лицо
женщины изображено лишенным мысли и
чувства. Портрет написан грязно-желтыми
красками и вызывает чувство отвращения.

В картине А. Дейнека «Возвращение» наши
советские женщины представлены уродливы-
ми, беспомощными и жалкими.

Такие картины могли создать только
художники, которые не чувствуют настоящей
любви к своему искусству, не знают совет-
ской нося не уважают совет-
ского человека. : :

В 1939 году Михаил Иванович Калинин,
раззясняя положения выдвинутого товарищем
Сталиным метода социалистического реализ-
ма, говорил: .

«Социалистический реалист должен рисо-
вать действительность, живую действитель-
ность, без прикрас. Но вместе с тем он дол-
жен толкать своим произведением развитие
человеческой мысли вперед... Итак, итти в
ногу с самой передовой частью. народа, т. е. с
коммунистической партией, — вот как худож-
	ники могут стать на практике социалистиче-
скими реалистами»,

” Что мешает некоторым нашим советским
художникам ярко и полноценно отображать в
своих произведениях современную советскую
действительность? В чем причины неудач
даже известных мастеров живописи? Эти
	причины кроются прежде всего в незнании
	жизни, в слабом овладении методом социа-
листического реализма, в непреодоленных
еще влияниях буржуазного‘ формалистиче-
ского искусства.

Значительная группа художников. до сих
пор не освободилась от вредных пережитксв
импрессионизма и в погоне за внешним. эф-
	фектом ложно  пПонНяЯтоЙ о «живопиености»
нередко скатывается на позиции. формали-
стического искусства. Импрессионистские
	ошибки наших художников, вредящие их
творчеству, до сих пор по-настоящему не
раскритикованы. Наша критика обязана но-
мочь советским художникам до конца осво-
	бодиться от этого вредного увлечения,
	Художники-импрессионисты отрицают идей-
ность искусства, ‚его. общественное  зна-
чение и огромную роль. в деле коммунисти-
ческого воспитания. народа, они игнорируют
лучшие традиции мировой классической жи-
вописи и в особенности опыт художников
русской реалистической школы. На. деле эти
художники. являются. типичными формали-
стами. «Советская тема» зачастую превра-
щается ими в ширму для импрессионистиче-
ской мазни.
	Ярким примером пагубного влияния. им-
прессионизма является творчество ‘известно-
го художника С. Герасимова, который до сих
пор не создал ни одного. значительного реа-
листического полотна на темы советской
действительности. Большинство его работ —
«Праздник колхозного урожая», «Мать парти-
зана» и др.— построено на решении. чисто
внешних, «живописных», формальных ‘задач
(пятно, мазок и т. п.), подменяющих самое
главное — идейное; образное решение темы.
	‘С. Герасимов пытается перестроиться в
творческом отношении, но эта перестройка
идет очень медленно. Ему надо до конца
осознать свои заблуждения и отрешиться от
пережитков импрессионизма, которые приво-
дят его к ошибкам, а нередко и к прямому
искажению натией действительности:
	Влияние. импрессионизма сказывается в
работах художников: А. Пластова — «Едут на
выборы» и «Ярмарка», М. Сарьяна- «Весна ‘на
пригорке», С. Адливанкина —«В цетском саду»,
	ТГ; Яблонской — «Перед стартом» и др. В этих
	картинах реализм принесен в жертву так
называемой «живописности» — сочетанию
цветных пятен. Лица, фигуры людей изо-
бражены грубыми и уродливыми. В картине
«Едут на выборы» художник Пластов иска-
жает образы советских людей. Художник
	М. Сарьян в картине «Весна на пригорке»   ников, начавшаяся в Московском и Ленин-
написал покосившийся двор с двумя-тремя   градском художественных институтах, ‘долж-