Чем отличается советская моло
дежь во всех областях нашей жизни
—в науке, промышленности, культур-
ном и хозяйственном строительстве?
Инициативой, трудолюбием, стрем-
лением к высокому мастерству и но-
ваторству. Молодость по самому су-
ществу своему — враг самоуспокоен-
ности, и у нее нет, вернее не может
быть, некритического преклонения
перед всем старым, И

У артистов оперетты, отобранных
на третий тур смотра театральной
молодежи Российской Федерации,
такого рода качества развиты еще
далеко не в полной мере. Эти арти-
сты в большинстве случаев одарен-
ные люди, < широкой сценической
перснективой, главным образом по
вине своих воспитателей и руководи-
телей не совсем еще отказались от
традиций, косных навыков и штампов
‘старого опереточного театра.

Это относится даже к молодежи
‘наиболее чуткого, передового театра
— Свердловской музыкальной  коме-
дии. Сошлемея к примеру на артист-
ку А. Комарову. У нее наиболее
яркая индивидуальность из всей мо-
лодежи Свердловской музкомедии,
она запоминается среди множества
других выдвинутых на третий тур
каскадных артисток — «субреток».

Комарова выступила в двух ролях
—Сандрины из «Кораллины» и Де-
низы из «Мадемуазель Нитуш».

Жаль, что. смотр ароходил в лет-
нюю пору, когда большинство мос-
ковских театров в отпуску или на
гастролях. В частности, если бы спо-
собная молодежь Свердловской муз-
комедии — А. Комарова, В. Куроч-
кин, Г. Сташайтис, В. Евдокимова
посмотрели «Нитуш» у вахтанговцев,
они бы < большей силой ощутили ос-
новные недостатки своего исполнения
и недостатки своих педагогов-воспи-
тателей, которым подражают.

От современных  опереточных` ар-
тистов мы ждем умения создавать
живой человеческий образ и при
всей условности их искусства сохра-
нять во всем жизненную, художест-
венную правду. Это не всегда удает-
ся юным свердловцам.

Дениза совсем не такая простая и
легкая роль, как это, вероятно. ка-
жется Комаровой и тому режиссеру
или педагогу, который помогал мо-
лодой актрисе, направлял ее в этой
работе. На одной только бойкости,
природнюм темпераменте и ‘мальчи-
шеском задоре роль Денизы по-на-

случилось,

Бесспорно одаренной Комаровой
не к лицу приемы опереточных «при-
мадонн» и «див». В ее исполнении
хотелось бы видеть меныше шика,
развязности и больше скромности
и’ искренности чувства, которые от-
HIOAb не «противопоказаны» каскад-
ному амплуа.

Мужской состав свердловской мо-
лодежи представляли на смотре В.
Курочкин, недавно окончивший сту-
дию Свердловского ‘драматического
театра, и В. Булгаков, воспитанник
Курского музыкального училища.
Курочкин просто, в мягких комедий-
ных тонах сыграл Флоридора в сцене
из «Нитуш». Булгакова показывали
на смотре трижды—в роли Альфре-
Дда («Летучая мышь»), Ахмета («Та-
бачный капитан») и Армана («Фрас-
кита»). Судя по этим’ ролям, вокаль-
ные и сценические данные молодого
артиста требуют старательного со-
вершенствования ‘и шлифовки:

Значительно слабее  свердловчан
показались на смотре Воронежский и
Красноярский театры музыкальной
комедии, И, наконец; просто непоззо-
лительным, пробкочившим на третий
тур по явному недоразумению, по
чьему-то недосмотру, было выступ-
ление артистов Ставропольского те-
атра музыкальной комедии. Тут уж
не приходится ссылаться Ha OTCYT-
ствие опыта или дебютную  «лихо-
радку».

На смотре мы видели немало кас-
кадных, юпереточных актрис. Они
выступали в разных ролях из разных
оперетт, но все до удивительности
были похожи олна на другую. Kro
внушил этим девушкам, что у опе-
реточных субреток не может быть
живых человеческих характеров?

Исполнение ставропольской суб-
ретки (Н. Ляпина)—концентрат пош-
лости и дурного вкуса. Артистка
бессмысленно произносит слова, а
большую часть из чих просто глота-
ет. Ho разве Ляпину интересует
текст? У нее вся ставка на танцы,
развухабистые и шаблонные. которы:
ми заполняется трижды повторяемый
для этой цели «отыгрыш».

Впрочем. нет худа без кобра. Мо-
лодые субретки, увидевшие Ляпину,

7. 7 oe

av FF

стоящему сыграть нельзя. Так оно и.
	_ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕЛЕНИИ
			Оборонные работы (акварель).
	1912 и в 1944 гг. в гуашах,  отоб-
ражающих впечатления от Средней
Азии, — везде и всегда он высту-
пал как тонкий лирик, вдумчивый
живописец и отличный рисовальщик.
Он правдиво воспринимает и ощуща-
ет природу, остро и глубоко чувст-
вуя цветовые красоты мира, неиз-
менно придает им какую-то своеоб-
разную романтическую  приподня-
тость, которую он так привлекатель-
но выражает и в своих театральных
постановках.

Этот «бобышовский» глаз и «6o-
бынювское» увлечение красочными
сторонами действительности особен-
но впечатляющи воего акварельных
сюитах, посвященных победоносным
	дням Москвы и Ленинграда 1945—
1946 гг.
Художник внимательно изучил
	свои любимые города в трагические
дни 1941—1942 гг. И, несмотря на не-
которое увлечение декоративной сто-
роной изображаемых архитектурных
памятников, — в ущерб их величавой
монументальности и материальной
вещественности, — он сумел вырази-
тельно воспроизвести их сурозую
внепность.
	Когда победа стала общенародной
радостью, засверкала тысячами раз-
ноцветных ракетных огней над сто-
лицами и городами нашей Родины, М,
Бобышов не мог, конечно, не отдать
всех своих творческих сил и, главное,
своих живописных чувств — мастера,
поэта, патриота — художественной
передаче глубоко захвативших его
впечатлений.
	Серия салютов наглядно разкры-
вает характерные стороны привлека-
тельного таланта М. Бобышова —
художника, любящего все правдивое,
BCS непосредственно взятое из жиз-
ни, художника, который заботливо и
бережно хранит ‹на всем своем твор-
ческом пути замечательные традиции
русской живописи и русского теат-
рального и декорационного искусст-
	Н. ГИЛЯРОВСКАЯ.
	Ло легкому пути
	Если жа ей суждена друга

a CYR
	ба и нам предстоит увидеть ее в т®-
	атре. пусть сопровождает ее такое
	напутствие:
	событие: на соседней шахте KOMCO-
мольцы подхватывают’ инициативу
друзей Михаила Югова, применяют их
метод и в первый же день вырабаты-
вают 215 процентов нормы. Так осу-
ществляется мечта Коли Васильева о
том, что их почин «могут все гор-
няки СССР подхватить»,

В пьесе есть и вторая сюжетная
линия. Состоит она в том, что на ро-
дине героя живет девушка по имени
Валя, в которую он был когда-то
влюблен. Но, уже будучи на por
те, он узнал из. писем товарищей, что
она недостойна его любви, охладел
к ней, написал ей об этом и попросил
сообщить ему адрес другой девуш-
ки. как это теперь выясняется, бо-
лее его достойной. Эта девушка,
некогда питавшая склонность к Ми-
хаилу Югову, ныне дарит свое рас“
положение Коле Васильеву, что, по
мнению автора, правильно, так как
Коля Васильев — достойный  пре-
емник Югова во всех отношениях.

И, наконец, имеется в пьесе кяно-
артист Азаров, которому предстоит
сыграть в кинофильме роль Югова й
который приезжает на родину ге-
pos, чтобы познакомиться © его
друзьями. Осуществив свое намере-
ние. он, помимо этого, обогащается
новыми впечатлениями так как, по
его словам. в родном городе героя
	«расцветает воображение». Азаров
становится свидетелем событий,
происходящих на шахте, но, как и
полагается киноактеру, ставшему
	персонажем пьесы, ничего в них не
может понять, Только перед самым
своим от’ездом в Москву он внезап-
но прозревает и прощается со своими
новыми друзьями, окрыленный на-
деждой сыграть свою роль так, что
<... в третьем ряду заплачет девочка
с косичками». Такую реакцию де-
вочек с косичками Азаров, с одоб-
рения автора. считает высшей оцен-
кой работы актера.

И вот этот-то условный, простень-
кий, идиллический мирок, по за-
мыслу автора, должен дать зрителю
представление об истинном ходе и
смысле происходящих сейчас в на“
шей стране событий. Эти щебечущие
о героизме, о любви и о жизни юно-
ши и девушки призваны воплотить
черты молодых героев нашего време-
ни. Эти выдуманные, легчайшие отно-
шения между персонажами должны
передать суть возникающих в реаль-
ной жизни конфликтов.

Видимо, не случайно старик Баб-
кин называет план молодых шахте-
ров «балетом», а сами они толкуют
о какой-то таинственной «штуке»,
которую они «разработали». В сущ-
ности, если говорить всерьез, то Ни-
какой «штуки» у них нет и в помине,
и разыгрывают они историю, чрезвы-
чайно далекую от того, что могло бы
происходить в этом случае в реаль-
ной действительности.

Откуда же непонятная уверен-
ность в том, что  пефенесенная на
сцену, наивная псевдопоэтическая
риторика может оказаться уместной в
рассказе о трудовом героизме совет-
ских людей?
		Ведь сам Смеляков устами своего
прозревшего к концу пьесы киноак-
	тера дает уничтожающую оценку
такого рода вещам:

<... Мы собирались, — говорит
Азаров, — снимать фильм о герои-
	ческом юноше. Такую поэтическую
легенду... А теперь я понял, что сни“
мать надо не легенду, а жизнь, де-
лать картину о Модях, с которыми
я здесь познакомился. Это будет
гораздо поэтичнее, сложнее и даже
	легендарнее всех сказок, всех вы“
думок, всей поэзии».
Актер, разумеется, ° несколько
	преувеличивает. Но есть в его сло-
вах несомненная правда. И трудно
понять. как мог Смеляков, написав-
ший этот монолог .с явным и спра-
ведливым сочувствием, сам, вместо
пьесы о людях, об их реальной жиз-
ни, борьбе и работе, сочинить свою
сказочку для театра, претендующую
на глубокомыслие без каких бы то
ни было к тому оснований.

Появление свежего человека в Но-
вой для него области всегда вызы-
вает сочувствие и интерес. Такому
человеку виднее канонические, при-
вычные заблуждения, к которым при-
выкают люди, работающие здесь дав-
но. Он почти всегда приносит с собой
что-нибудь неожиданное, а что может
быть приятнее неожиданностей в ис-
кусстве?

С грустью следует констатировать,
что в пьесе Смелякова нет неожи-
данностей. Она ничуть не лучше
множества пьес, трактующих ту же
тему и по сей день не увидевших све-
та рампы. .
	та наук. Так. «романтика» _ превра-
	пается в печальную реальность.

Героическое и романтическое в
нашей жизни рождается так же ес-
тественно и органично, как рожда-
ются чувства, мысли и поступки со-
ветских людей.

Великая Отечественная война по-
казала тысячи примеров, когда про-
стой советский человек, не выдуман-
ный в романтических заповедниках,
а реально существующий, совершал
	чудеса героизма, показывал высокие   рого романтического театра, показы-
	образцы советского - патриотизма.
	вает исполнение роли Гарри Смита
	Ведь. по мнению Ю. Головащенко,  му нашему театру в одинаковой сте-  мы видели как раз черты современ-
	aC Te I+

ce-
	пени чужды Kak старый 3
ский романтизм. так и всякая
рость и принижеённость.
	только изображая человека выдаю-
щегося, можно создать образ героя.
Иного пути он не видит.

Но романтизм, к которому зовут
подобные рассуждения, не имеет ни-
какой связи с реальным содержани-
ем нашей действительности и ее ге-
роикой. Все это давно отцветшие и
полинявшие эстетские украшатель-
ства, в жертву которым приносится
правда жизни. Но об этих запозда-
лых цветах и цветочках старого те-
атрального романтизма пишется дис-
сертация на тему «Героизм в, совет-
ском театре и драматургии» и при-
суждается ученая степень кандида-
	ного американца, Но, может быть,
такая интерпретация образа лишала
его идейной ясности, заглушала по-
литическую направленность,  успо-
каивала  гемперамент и создавала
	для актера слишком
	Чем об’яснить, что многие пьесы,
написанные в последнее время самы-
ми разными авторами, так похожи
одна Ha другую?

Разве жизнь наша  однообразна,
или люди Y Hac мало отличаются
друг от друга, или отношения между
ними складываются по единому об-
разцу?

Разумеется, нет. Но, изображенные
в самых общих чертах, самые разные
явления становятся разительно
схожими. И ошибка драматургов, о
которых идет здесь речь, состоит в
том, что вместо живых и продуман-
ных впечатлений, делающих повест-
вование подробным и точным, они
оперируют в своих пьесах общими
представлениями о нашей действи“
тельности, да и то иногда почерп-
нутыми не из виденного и пережи-
того, а из газетных сообщений и
рассказов других людей.

Горе в том, что поводом для со-
чинения всех этих  пьес-близненов
служит He собственный. а чужой
опыт, не страстная убежденность в
своей правоте, а принятые на веру
ходячие истины, не стремление
вмешаться в жизнь и что-то в ней пе-
ределать, я спокойная уверенность
B TOM, 4PO и без вмешательства
писателя все пойдет «так, Kak Ham
до».

И странно, что сфеди  драматур-
гов этого рода, драматургов, для ко=
торых традиционные = сценические
положения заменяют живую жизнь,
а персонажи, расставленные = по
привычным местам, — живых лю-=
дей, можно встретить и новичков, с
первых же своих шагов вступающих
на вытоптанные дорожки ремеслен-
ничества, шаблона и равнодушия.

Эти печальные размышления приз
ходят на ум при чтении пьесы Яро. .
слава Смелякова «Друзья Михаила
Югова». Читаешь ее и поражаешься,
ках мало знает автор о жизни своих
героев, как рассеянно и неточно
он пишет о них, какими закругленны-
ми  драматургическими росчерками
он заменяет истинные очертания <о-
бытий и какими неестеотвенно-напы-
шенными тирадами он пытается пе-
редать живую человеческую речь.

Там, где можно было бы ждать
ошибок, проистекающих из горяч“
ности, увлеченности, неопытности,
Tem более естественной, что’ эта
пьеса — первый драматургический
опыт Смелякова, сталкиваешься с
повторением чужих ошибок, с шабло-
ном, с литературщиной.

И это сказывается во всем — в
сюжете, в характерах действующих
лиц, в языке. :

Содержание пьесы Смелякова в об-
щих чертах таково.

На родине комсомольца-шахтера
Михаила Югова, посмертно награж-
денного званием Героя Советского
Союза, его товарищи организуют
молодежную смену его имени ий ре-
шают повысить добычу угля в два
раза. О том, как они намерены до-
биться таких результатов, комсорг
шахты Коля Васильев сообщает сле-
дующее: «Собрали мы комитет, по-
думали, с кем надо посоветовались
и разработали олну штуку. В rop-
коме наше решение одобрили, и мы
постановили давать на своем участ-
ке в память погибших на войне
двойную норму. Каждый в отдель-
ности — две, и все вместе — опять
две. Без двух норм назгора не вы-
ходить».

Начальник смены; старый шахтер
Бабкин, выступает против решения
комсомольцев. «Пусть ва HORbIX
шахтах опытами разными занимают“
ся говорит он, — а нам совсем ни к.
чему... Остатнее подскребаем, И
брать уголек неудобно, и возить да“
леко. Нам делов на полгода остав“
лено, а потом — каюк... Нам теперь
че де нового».

Невзирая на возражения Бабкина,
комсомольцы решают осуществать
свой план и приступают к работе. За
шесть часов работы они выполняют
полторы нормы, но внезапно в лаве
рушится кровля, и работу приходит“
ся прекратить.

Бабкин, услышав о неудаче ком-
сомольцев, сначала злорадствует, но
потом, узнав, что они не думают
отступать от своего намерения и
собираются, работая сверхурочно,
расчистить лаву и снова приступить
к рекордной добыче, внезапно ме“
няет свое отношение к их затее и
решает помочь им.

«У меня тут нарисована одна по-
правка к вашему балету, — говорит
он Коле Васильеву. — Если ее при-
менить, я думаю, можно достигнуть».

Все налаживается, и победа близка,
но происходит еше более радостное

ма pee вы oS ed
	Творческая деятель-
ноэть М. Бобыпюва
преимущественню  оце-
нивалась до сих поз
m ero работам в 00:
ласти театра. Им созда-
но много оригинальных,
с болышим зкусом вылол-
нанных театральных по-
станок в лучших Te-
атрах Москвы и Ленив-
трала. Как мастер, име-
юший свое творческое
лицо и свою ярко выря-
женную манеру, М. Бо-
бышов занял почетное
место в советском цеко-
рационном искусстве.

Руководя театраль-
НОЯ мастерской в Ле-
нинградской академии
художеств, OH воспи:
тал значительную плея-
ду талантливых  учени-
ков,  фаботающих во
многих театрах Совет-
ского Союза. М. Бобы- «Ленингра,
шов утверждает  теат-
ральное декорационное искусство,
как своеобразный вид изобразитель-
ного мастерства, требующий всесто-
роннего знания стилей, блестящео
‘умения и, главное, живописного вос-
приятия и передачи действительно-
сти. Главвейшими элементами
э10го живописного, ` основанного
за жизненной правдивости,  вос-
приятия мира всегда были для
М. Бобышюва цвет и свет. В них
и через них художник решал все
свои театральные задачи и замыслы,
ими он достигал той простоты и ис-
кренности, которыми отличались ег
театральные постановки на всем
сложном, полном напряженных иска-
ний и выдумок творческом пути.

Страстная любовь к насыщен-
ному цвету, к полнокровной палитре,
к яркому контрастному свету давали
возможность М. Бобышову преодоле-
вать эстетические соблазны, которых
было так много за его творческое со-
фокалетие.

Внимательное изучение цветовых
‘отношений действительности и уме-
лое использование цветовой гаммы, а
главное, «живописное чувство» его
таланта позволили М. Бобышову ос-
таваться неизменным защитником и
пропагандистом живописных тради-
ций русского тватрально-декорацион-
ного искусства.

С особенной полнотой и четкостью
эти черты творчества М. Бобышова
выявились в персональной выставке,
открытой в Центральном парке
культуры и отдыха им. Горького.

Выставка отражает весь творче-
ский путь художника и, главное, рас-
крывает сущность его дарования.

В его ранних произведениях 1908—
1910 гг., в этюдах и альбомных зари-
‘совках, сделанных во Франции, Ис-
пании и Италии, в его многочиелен-
ных, написанных < большой лириче-
ской нежностью и цветовой зор-
хостью «Облаках», «Березах», «Сос-
нах», «Белых ленинградских ночах»,
которым М. Бобышюов в равной сте-
пени уделял творческое внимание и в.

«Друзья Михаила Югова» — пьеса,
написанная о героических и славных
делах и людях, самое упоминание о
которых неизменно вызывает внима-
ние И сочувствие зрительного зала,
Она написана профессиональным,
талантливым литератором и, несмо-
тря на все свои недостатки, дает
	некоторый материал для режиссерской
	работы. БВоплощенные знающими
свое дело актерами, тени ‘людей,
лишь слегка намеченные автором,
может быть, приобретут на сцене не
свойственную им живость. Но беско-
нечно прав был Белинский, когда он
писал, что «..если характер, соз-
данный поэтом, не верен, не конкре-
тен, то как бы ни была превосходна
игра актера, она есть искусничанье,
a He HCKYCCTBO...».
	И пусть ни автор, ни режиссер, ни
актеры не окрыляются тем проблема-
тичным, призраччым и  кратковре-
менным успехом, какой иногда в Та-
ких случаях выпадает Им Ha долю.
Нам не раз приходилось видеть, как
театр, преодолевая несовершенство
пьесы, создавал видимость успеха
там, где закономернее и полезнее
была бы неудача, и как это приво-
дило к тому, что драматург, видя
свое творение в волшебном зеркале
театра, скрадывающем его недостат-
жи и умножающем достоинства, пе-
реставал двигаться вперед и делал
следующую свою пьесу немногим луч-
ше, чем предыдущую. Причем в пеэ-
вую очередь это сказывалось не
на замысле пьесы и не на ев
сюжете (здесь театр был бы бес-
силен что-либо коренным ‘образом
изменить), а на характерах дейст-
вуюших ‘лиц и, следовательно, на
их взаимоотношениях. И часто по-
лучалось, что драматург, создавая
своих героев, ограничивался тем, что
решал вопрос — положительную или
отрицательную роль предстоит им
играть в его пьесе, а работу по ‹©оз-
данию их характеров, т. е. основ-
ную свою задачу, возлагал на акте-
ров и режиссера. И в результате на
сцену выходили не живые люди, ве-

’ликодушные или эгоистичные, иск-

ренние али лживые, умные или
глупые, а безликие и бледные мас“
ки, только по милости актеров оде-
тые в плоть и кровь и произносянкие
«правильные» или «неправильные»

_тирады. В некоторых случаях, прав-

да, персонажи, сначала говорившие
неправильно, потом осознавали свои
заблуждения и тоже начинали го-
ворить правильно, но это обыкно-
венно ничего не изменяло в их пси“
хологическом облике по той простой
причине, что здесь нечего было ме-
НЯТЬ.
	И именно так обстоит дело с ге-
роями Смелякова. Если бы, читая
пьесу, вы попытались предктавить
себе внутренний облик ее пПерсона-
жей, вас постигло бы горькое разо-
чарование.
	Кто такой Коля Васильев? Какой
	он? На кого из известных вам людей
	oH похож? Или Наташа, всегда rom
ворящая верно и здраво? Или Валя,
которая судит решительно обо всем
неверно и опрометчиво? Напрасно вы
бы стали задавать себе эти вопросы.
Героев этой пьесы нельзя полюбить
или возненавидеть, им нельзя oa
ражать, их ни с кем нельзя сравни-
вать. И их будет очень трудно иг-
рать.

Потому что всякий раз, как они
сталкиваются, между ними не воз-
никает взаимоотношений, а происхо-
дят лишь разговоры, имеющие нелью
	подчеркнуть присущую им «поло?
жительность» или «отрицатель=
ность».
	Так никогла не бывает в жизни, ий
	так никогда не бывало бы и в пьесах,
	если бы они были написаны о людях,
с которыми автору довелось дружить,
враждовать, вместе воевать или
вместе работать.

Надо полагать, что Ярослав Смеля-
ков отлично все это понимает. Но, ви-
димо, ему показалось, что его собст-
венный жизненный опыт менее инте-
ресен, чем то, что ему случалось не
раз видеть на сцене.

Будем надеяться, что в следующей
своей пьесе он осознает свою ошиб-
ку и расскажет о пережитом и ви-
денном с тем же блеском, с каким он
делает это в лучших своих стихах.
		Свердловский театр музыкальной
комедии. «Мадемуазель Нитуш».
	А. Комарова — Дениза, В. Ку-
рочкин — Флоридор.
Фото Е. Явно.
® >
	против своей воли зло и едко паро-
дирующую актрис каскадного амп-
луа, по всей вероятности, поняли, до
чего доводят рутина, самодовольство,
отсутствие чувства меры и вкуса,
	Поговорив о гостях, которых мы
редко вилим и мало знаем, перейдем
к москвичам, успевшим еще до
смотра не раз показаться в рядовых
спектаклях (Н. Рубан, К. Кузьмина,
К. Карельских и др.).

Московский театр оперетты. ишщу-
щий сейчас новых особенностей, жан-
ра, нового исполнительского стиля,
об’явивший войну трюкачеству, за-
ботливо воспитывает молодые кадры.
	Кстати сказать, у Москвичеи LIA
этого больше возможностей, чем у
кого бы то ни было.

Руковолители Московского  теат-
	’ ра оперетты < отеческой гордостью
говорят о своих питомцах. Кого же
вынестовал Московский театр опе-
ретты, есть ли основание Для этой
гордости? Безусловно.
		Среди молодых артистов. следует
отметить отличную вокалистку И.
Вильшанскую, «открытую» в дале-
ком Красноярске, и хорошего певна
В. Катеринокого, начавшего CBO
актерскую жизнь в  Ленинградеком
театре музыкальной комедии. Есть и
подающие надежды  «простаки» и
«каскадные».

Однако у большинства из них об-
щий недостаток—они тоже в какой-
то степени копируют далеко не луч-
шие образцы опереточного  мастер-
ства и недостаточно совершенствуют
свое искусство, полагая, что уже все
знают и умеют.

Среди молодежи Московского те-
атра оперетты есть два представите-
ля театральных династий—А. Феона,
сын известного опереточного актера
и режиссера, и И. Гамалей, внучка
популярной в свое время «комиче-
ской старухи». Это безусловно спо»
собная, < хорошими данными  моло-
дежь Однако им, невзирая на до-
стигнутые успехи, следует учиться
опереточному мастерству у таких ар-
тистов, как Н. Бравин, Регина Лаза-
рева, и неустанно работать над Co-
бой. -

Любопытно отметить, что ни один
опереточный театр не выдвинул на
	смотр о достойных представителей
комического эмплуа.
Уливило также отсутствие на
	смотре представителей Ленинграл-
ского театра музыкальной комедии,
руководимого А. Тутышкиным. Неу-
жели этот театр, имеющий свое ли-
но, свой оригинальный . репертуар
(«В зимнюю ночь», «Девичий пере-
полох», «Роза ветров»), не растит та-
лантливую молодежь?

Развитие опереточного искусства
в значительной степени зависит от
того, как будет решена проблема
кадров. Надо уметь воспитывать
одаренную молодежь, окружив ее
вниманием, заботами. квалифициро-
ванными педагогами-вокалистами и
режиссерами. Необходимо расширить
сеть специальных учебных. заведе-
ний. так как существующих 8B Has
стоящее время школ, готовящих ар-
тистов оперетты, явно недостаточно.
	Виктор ЭРМАНС.
		«Салют победы» (акварель).
			„ДЕНЬ ПОБЕДИВШЕЙ СТРАНЫ“
	вчера на предприятиях и на KOVIXOG-
ных полях, в воинских соединениях
и на кораблях, в лабораториях и на-
учных институтах, на спортизных
стадионах, в театрах и музеях стра-
ны. Кинорепортеры запечатлели тру-
ловой день советского народа.
	_ Вчера в городах и селах Совет:
ского Союза прошли кинос’емки
материала для цветного фильма
«День победившей страны», выпуска-
емого Пентральной студией поку-
ментальных фильмов.

° Десятки кинооператоюров побывали
	Им нехватало правды внутреннеи
жизни, и потому их волнение мало
трогало нас.

Но бывают случаи, когда актеры и
режиссеры, стремясь найти поостоту
и естественность, забывают, что эта
простота многогранна, что в ней за-
ложен естественный пафос и что она
всегда должна быть поэтичной.

Даже в таком значительном спек-
такле. как «Победители» в МХАТ,
	тера. как М. Царев. В его игре,   изображаемому характеру. И все в  Им нехватало
внешне весьма эффектной. было не-  этом Смите было просто. реально,   жизни, и пота
	Насколько фальшивой и неестест-
венной бывает патетика чувств, KO-
гда она не сливается органически ©
реальной жизнью, с характерами изо-
бражаемых людей, показывает спек-
такль «Дорога победы» в Театре име-
ни Вахтангова: Беда этой пьесы В.
Соловьева заключается в том, что ав-
	в  мало условного, показного. Это же  эстественно.
.! привело талантливую актрису К. По-  Насколько
	ловикову, игравитгую роль матери
Олега Кошевого в превосходном
спектакле «Молодая гвардия» в Те-
атре драмы, к сентиментальности,
внешней патетике, не имеющей ни-
чего обшего с реальным  содержа-
нием образа.
	Насколько живучи традиции ста-
	_ Романтическии маскарад
или социалистический реализм?
	В докладе на пленуме правления
Союза советских писателей А. Фа-
деёв говорил: «Наш социалисти-
ческий реализм представляет собой
полный органический синтез. реализ-
ма с революционной романтикой.
Это совершенно новый реализм. Он
открывает новую главу в художе-
ственном развитии человечества».

Социалистический реализм всесто-
ронне охватывает действительность,
помогает уловить ведущее, главное
в ее развитии и показать жизнь в Не-
престанном движении вперед, в борь-
бе передового, прогрессивного против
всего отсталого и Косного. Искус-
ству сопиалистического реализма
свойственны романтическая устрем-
ленность, взволнованность, припод-
нятость. Мы видим правду жизни в
движении, в развитии, в борьбе за
завтрашний день.
	Но революционная  фомантикя
предполагает. решительный разрыв с
тем старым гофмановским романтиз-
мом, который уволил в потусторонние
мечты, изображал несуществующих
героев, создавал мир несбыточных
грез и химер.

В основе революционной романти-
ки лежат не отвлеченные фантазии,
а реально осуществляемое нашим на-
родом социалистическое переустрой-
ство жизни. :

Однако среди режиссеров, актеров
й театральных критиков в этом воп-
росе существует изрядная путани-
ца. Некоторые из них синтез реализ-
ма и революционной романтики по-
нимают весьма упрощенно. Они, че
вдаваясь в существо понятия «рево-
люционная романтика», готовы этот
синтез понимать так: от старого ро-
мантизма надо взять эффектную те-
атральную позу; напевную речь 4
приспособить эту красивую форму К
показу наших советских людей, тво-
рлтих новую жизнь.

`Как часто плохого вкуса Mate
тика выдается за революционную
романгику! И как часто обладатели
	этого дурного вкуса хотят насадить  чбедна патетическими образами. «Чер-

УЕ А а аа OTe.
	на советской сцене образцы <тарого,
фальшивого актерского искусства!

Подчас это -делается очень ловко
и незаметно. Прикрывзясь  рассуж-
дениями о революционной романти-
ке, патетике и пафосе, рожденных
событиями Великой Отечественной
войны и героическими буднями мир-
ного строительства, некоторые ре-
жиссеры и критики стараются про-
тащить на сцену советского театра
старый романтизм позы и деклама-
ции. Они соглашаются (или делают
вид, что соглашаются) с тем, что
нужна, мол, борьба с ложным пафо-
сом, что безусловно ценны традиции
и тенденции нашего искусства, стре-
мящегося к театру реальных чувств,
к театру правды, но тут же ополча-
	ются против «обычного», «часто
встречающегося», против  «повсе-
пневности», «характерности», якобы
	снижающей образ героя. Они за «ис-
ключительность», = за «возвышен-
ность», за «правду чувств патетиче-
ских». Без быта и характерности,
утверждают они, чувства героев
стали бы глубже и значительнее.
	С энергией, достойной лучшего
применения, простоту и естествен-
ность героя они называют о «штам-
пом»; который «довлеет часто в но-
вых образах нашей, драмы».

Короче говоря. изображение рядо-
вого человека они считают недо-
стойным театра и драматургии де-
лом. Подлинную задачу искусства
они видят в изображении «человека
выдающегося» и приглашают режис-
серов и актеров устремиться на по-
иски характеров исключительных и
редко встречающихся. Так, критик
Ю. Головащенко советует  драма-
тургам расстаться с героем из мас-
сы, «одним из многих». Маневрируя
среди цитат, критик специально под-
бирзет те из них, которые помогают
ему в борьбе против <героя из мас-
сы».

По мнению 10. Головащенко, вся
советская драматургия, в том числе
и пьесы, написанные в период Вели-
кой Отечественной войны, весьма
	ты выдающегося человека уже по-
являются в изображаемых театром
характерах, — пишет он, — но эти
черты приходится еще собирать по
крупицам. Герой спектакля, каки в
‘драме, в большинстве случаев ос-
тается только похожим на часто
встречающегося человека». («Образ
героя в драме и театре», «Театраль-
ный альманах», № 3).

В другой статье («Черты современ-
ника в пьесах и на сцене», журнал
«Театр», № 1, 1947 г.) он же ут-
верждает, что «все поиски героиче-
ского и возвышенного в советском
театре» еще «не нашли должного
законченного выражения». По мне-
нию автора, налицо только серый,
рядовой, в конечном счете, зауряд-
ный герой,

Все рассуждения этого критика
направлены к утверждению своеоб-
разного аристократизма в изображе-
нии героического в театре, к рестав-
рации всего арсенала старого роман-
тического театра.
	Но. позволительно спросить, как
	совместить пренебрежение к «герою  выражения
	из массы» с ясным и прямым требо-
ванием показать советских людей,
их духовные, моральные качества,
	  свойственные не отдельным избран-   Ве ВОТЬ © ме.
„вым людям олдиночкам. но многим! простота величавая,
	миллионам советских людей, к чему
призывает историческое постановле-
ние ЦК ВКП(б) с репертуаре драма-
тических театров.
	тор боится естественности чувств a MB видели подчас, как эта суровая

а Aes АК. ада Лали жтАтАлта то
	ий мужественная простота уступала
место будничному, вялому тону иг-
ры. Здесь естественность превраша-
лась в анемичность, скованность ду-
шевной жизни, Происходило это по-
тому, что некоторые актеры не умель
проникнуть во внутренний мир дей-
ствующих лиц, не вдохновлялись их
чувствами. В такие моменты терялась
	переживаний своих героев. Не пове-
рив в возможность показать пафос
людей, идущих к победе, простымн
естественными средствами, оно при-
внес в пьесу элементы, чуждые внут-
ренней сущности наших героев: на-
пыщенность, ложный пафос, декла-
мационность, сентиментальность. По-
HATHO, BCe STH атрибуты псевдороман-
	этом героизме всё было жизненно,   в пьесе «Русский вопрос» К. Симо-
реально и просто и вместе с тем все  нова.
	чудесно, как в сказке. В этом ге-
роизме романтизм душевных движе-
ний органически сливался с реализ-
мом обстановки и событий.
	На Всесоюзном совещании драма-
турогов К. Симонов говорил о том,
что было бы неплохо, если бы акте-
ры не стыдились патетики и пафоса
	У У А Е 7 ев

Так бывает в жизни. A BOT B ИС“   ца сцене. Действительно. некоторые   тического театра не могли <способст-   Психологическая достоверность, и не
кусстве этот романтизм часто пре-  исполнители Гарри Смита совсём не   вовать успеху спектакля и вступали в   СЦене возникала пустая пауза.
	Типический образ нашего cospe-
	к Которой   менника — это прежде всего герои-
	ческий образ. Характер нашего героя
	романтическая   отмечен содлержательностью его вну-
	тренней жизни, и основная задача
театра — раскрыть эти качества сов-
	Чтобы достигнуть этого, нужно
	резкое противоречие с той правдой
чувств и переживаний, к Которой
стремились актеры.
	Нафос, патетика, романтическая
взволнованность только тогда имеют
право на существование в театре, ко-
гда они являются не искусственным
	вращается в  самоцфль, в призм, 2
жертву которому приносятся правда
и естественность.
	Этот призыв К простоте и есте-
	стыдились пафоса. они стремились
вернуть театру волну утраченного
темперамента и в монологах Гарри
Смита с болыпой силой выражали
	самоцель, в Прием, В  стыдились пафоса. Они
	ственносли не имеет ничего общего   свои душевные переживания. Но при
	этом некоторые исполнители отры-
	имитацией

действительности. ТУТ  вали пафос своих монологов. от кон-

мы заранее отводим всякие упреки  кретного характера героя. Они как
в Упрошенчестве или приземленно-  бы присочиняли этот пафос к тому
	сти нашего искусства, в попытках   образу. который реально существо-
	натурали-
	низвести его до степени
стической детализации.
	вал в спектаклях. Понятно, монолог
Гарри Смита о двух Америках по
	ратпением, не орнаментом, а прос-   ременного человека:
	то и естественно, органично и свобод.
	но вытекают из самой сущности при-   прежде всего понять, что в советском
	человеке его революционное MADO-
понимание уже давно стало несокру-
шимой волей. Что этот человек —
большой, сильный, целеустремленный,
но в то же время он прост и скро-
мен, He подвержен никакой реф-
лексии, никаким гамлетовским сомне-
ниям. Великое он творит скромно,
возвышенное выражает просто.
Когда же мы переходим к вопро-

су, как показывать такого героя, мы
лалжны исхолить из самой (жизви
	Но когда пафос и патетика явЛЯ-   лолжны исходить из самой
	ются самоцелью, тогда самые глу00-   советского человека, из тех черт 4a
	ему органически
	кие и верные мысли не дойдут до НЗ-   качеств, которые
	шего уха, Не проникнут в наши серл-   присущи. И, выражая эти черты, сле.
ца. Они останутся там, где-то за Ли-   дует отказаться от всего, что уводит
	нией огней сценической рампы.
И когда актеры Камерного тватэа
	спокойную   спектакле «Сульба Реджинальда Дэ-
Смит-—Плятт   puca>, играя югославских партизав,
собственной. все время много и подчеркнуто дви-
	актерское искусство от настоящей,
	в   живой жизни современного человека.
	И прежде всего надо освободиться
от всей сугубо театральной условно-
сти. Только тогда наше искусство
будет проникнуто настоящими, живы-
ми чувствами, будет потрясать своей
правдой. Вот где лежит путь К под*
линной революционной романтике,
пафосу и патетике, которые органиче-
ски присущи нашим героям, нашим
людям, нашему обществу.
		Америках по   роды современного человева.
		выражения Простых — челове зеьАлА
чувств и переживаний, за поэтиче-
ское, одухотворенное изображение
этих чувств. Та простота и естест-
венность. о которой мы говорим, —
	тическая и в то же время суровая.
	человеческих   чен, но так, как порой выражался рищ Сталин великого Ленина, в Кото-
за поэтиче-  этот пафос, он скорее был подстать   ром с наибольшей яркостью и ясно-
изображение   старинному Альцесту, чем  совре-  стью воплотились черты людей нашей
	эпохи, Товариш Сталин называл Лс-
	глубокая, 1п09-  доли Р. Пляттом (в Театре им. Мос-
	совета) подчеркивало и раскрывало
	нина «горным орлом» и в то Me Bpe-

И ааа ыю бад ом

Только, пожалуй, исполнение этой.
	мя подчеркивал исключительную
скромность и простоту этого чело-
вака.
	Наше искусство по своему тону —  национальную (а следовательно, ти-
	искусство радостное, зовущее, под
нимающее и воодушевляющее. Tlosto-
	ничную для образа) особенность ха-
рактера Смита. В этом рисунке роли
	В прошедшем театральном сезоне: литическую
нам не раз приходилось видеть, как  каивала г
	нет-нет па И  жизнь на сцене? Нет,
	жил Ha спене своей
	старые. отжившие традиции’ теат-
рального романтизма нет-нет да и
промелькнут в тех или иных спек-
таклях Эти нотки ложного пафоса,
	эта СКЛОННОСТЬ подекламировать,
	внутренней, взволнованной жизнью.   гались, громко говорили, с пам
Мы чувствовали, как в этом чело-   произносили реплики и всячески ста-
sexe ‘боролись и побеждали  благо- рались подчеркнуть волевые качест-
‘оные побужления и Kak дорого  ва своих героев, мы оставались спо-
	койными. Они не зажигали наши серд-
ца потому, что их волнение. было
	темп   внешним, наигранным, взятым из ста-
	рого сундука театральной романтики.
	родные побуждения и как дорого
обходилась ему эта борьба. Это’ бы-
ла не только умелая, но.и  темпе-
раментная игра; форма, ритм, темп
этой игры были наиболее близк
	принять красивую позу, удивить эф-   веке боролись и побеждали
	фектным жестом особенно были хя-
рактерны для некоторых исполните-
	лей роли Боровского в пьесе «За тех,! ла не только  умелая, но. и
	кто в море». В частности, красивая
форма увлекла такого опытного ак-
	/