НК 800-летию Москвы
	еатралЬные здания
	СШОЛИНЫ
	Немедленно был организован KOH-
	курс, в котором приняли участие ар`
хитекторы Кавос, Никитив И Тон.
ee et ee om аа anxyutrexrtop Kae
	Победитель конкурса архитектор Ne”
вос в 1856 году восстановил здание
театра, при этом значительно рекон-
струировал его и придал ему тот вил,
в каком оно существует до наших
дней. Он увеличил число ярусов ©
четырех до пяти, довел вместимость
зрительного зала до 2000 мест, за-
ново богато отделал здание изнутри
и снаружи. Но избыточными и гухо-
ватыми по форме украшениями Ка-
вос несколько снизил первоначаль-
ный тон торжественной простоты
здания.

Тем не менее, здание Большого ге-
атра остается одним из прекраснеи-
ших образцов мирового театрального
строительства. -

14 октября 1824 г. — дата основа-
ния Малого театра. В этот день был
дан первый спектакль в новом зале,
построенном архитектором Бовэ в
доме купца Варгина — одном из че-
тырех упомянутых зданий на Теат-
ральной площади. Зрительный зал
вмещал всего 200 мест и был распо-
ложен по фронту нынешнего Теат-
рального проезда.

В 1838 — 1839 годах архитектор
Тон нерестроил внутри дом Варгина.
Он отвел прежний зал под сцениче-
скую часть и соорудил во дворе но-
вый театральный зал в три яруса
вместимостью в 1000 зрителей, Ве-
ликолепная планировка й отделка за-
ла сохранила до сих пор первона-
чальное очарование своей интимной и
благородной архитектуры.

Последующее театральное строи-
тельство Москвы проходило под
знаком предпринимательства и купе-
ческого меценатства. Изредка! строи-
лись специальные здания, предельно
уплотненные и утилитарные по своей
внутренней и внешней организации и
архитектуре, как театр Растопчи-
на у Никитских ворот, театр Корша
близ Петровки, театр Незлобина на
Театральной площади, театр Зимина
на Б. Дмитровке. Но в большинст-
ве под театры перестраивались дома
разорившихся лворян. Так возникли
театральные здания, унаследованные
театрами им. Вахтангова, Камерным
и другими.
	Так возник и Художественный те-
атр, который в сентябре 1902
года перешел в свое здание в Ка-
мергерском переулке, построенное
на средства Саввы Морозова. Акаде-
мик Ф. Шехтель строил этот театр
безвозмездно, осушествляя указания
К. С. Станиславского о концентрации
всех средств художественного воз-
действия на сцене и максимальной
сдержанности убора всего интерьера.
	Le Как и во всех странах буржуазной

Европы, здание театра в этот  пе-
  риод утрачивало свое значение в
о ансамбле городов и втискивалось в
’ ряды жилых домов на красную линию
  тротуаров.
	eee о не АИИС ЩЕ СОК ОЛЬНИ  НЯ

*

Носле Великой Октябрьской co-
циалистической революции театр из
привилегии избранных превратился
во всенародное достояние. Работа
старых театральных коллективов
становилась все интенсивнее и мно-
гообразнее, по их инициативе воз-
никали многочисленные студии, го-
товившие пополнения и смену. По-
степенно студии перерастали в зна-
чительные и своеобразные по миро-
воззрению и творческому методу те-
атральные коллективы. Старые зда-
ния очень скоро перестали удовлет-
ворять возросшие нужды театров и
подверглись радикальной реконст-
рукции.
	Большой и Художественный теат+
ры, помимо частичных переустройств,
соорудили снециальные здания для
своих сценических подсобных цехов.
Филиал Большого театра — ранее
театр Зимина — полностью пере-
строен внутри и заново отделан по
проекту академика В. Щуко и про-
фессора_В- Гельфрейха, Камерный те-
атр и Театр им. Вахтангова полно:
стью видоизменили свои зрительные
залы, переоборудовали и расширили
сцены и помещения для зрителей.
	В начале Великой Отечественной
войны немецкая авиабомба сильно
повредила здание Театра им. Вах-
тангова. По постановлению  прави-
тельства, одновременно с восстанов-
лением театра была предпринята его
полная реконструкция. рхитектор
Абросимов, привлеченный К этой ра-
боте, видоизменил схему зрительно-
го зала и остальных ‘помешений,
значительно расширил их и создал
новые фасады. Сейчас ведется or-
делка здания. Выразительная компо-
зиция нового фасада, монументаль-
ность, архитектуры здания отчетливо
ассоциируются с большой культур-
HOH ролью советского театра и с
значительным по содержанию искус-
ством выдающегося коллектива Te.
атра им. Вахтангова.
	Столь же радикально реконст-
руируется старейшее здание Малого
театра. Сохраняя почти неизмененны-
ми архитектуру фасада и общий вид
интерьеров, архитектор Великанов
полностью перестроил все входные и
распределительные помещения для
эрителей, восстановил в первоначаль-
ном блеске и местами заново перера-
ботал внутреннюю отделку зритель-
ного зала и фойе. Наиболее  капи-
тальны работы по переустройству в
обновлению оборудования сцены, В
предстоящем сезоне заслуженный
		коллектив Малого театра возвратит»
ся в свое обновленное здание, где
созланы все удобства для зрителей
	и исполнителей.

Наиболее решительной перестрой-
ке подверглось в 1939/40 году здание
Театра им. Станиславского и Неми-
ровича-Данченко Ha улице Пушкина.
В сущности, OT бывшего театра Зон
не сохранилось и следов: здание
спроектировано архитектором Н. Фе-
доровым и построено заново на ста-
ром месте. Новый зрительный зал
вместо прежних 700 имеет 1400 мест;
Места расположены таким. образом,
что отовсюду хорошо‘вилно и слыш-
HO.

Привлекательная особенность зри*
тельного зала — ясность его пост-
роения и ощущение простора, созда-
ваемое красивой колоннадой. Уве-
личенная вдвое сцена снабжена вра-
шающимся кругом и современным
оборудованием для музыкальных #
драматических спектаклей.
	Почти одновременно с реконструк-
цией театра на улице Пушкина бы:
ла начата в 1939 году постройка но-
вого здания театра им. Немировича-
Данченко на Тверском бульваре,
Строительство этого монументальное
го здания прервано войной в период,
когда оно было вчерне закончено и
уже начинались работы по его от»
делке. Авторы проекта — архитек-
торы Т. Крутиков и В. Попов— при:
няли в основу его плана зрительный
зал в форме полукруга. Все залы ве-
стибюля, фойе и кулуар широким
полукольцом огибают зрительный
зал и образуют мощный полуцилиндр
главного фронта театра. Парные ко-
лонны обходят по фронту, образуя
величественный входной портик те-
атра. Зрительный зал вмещает 1550
человек. Громадная сцена размером
26Ж24 метра с глубокой арьерсценой
и большими боковыми резервами.
предоставляет исполнителям и поста-
новщику наиболее разнообразные
возможности для современного сце-
нического действия,
	В текущем году заканчивается по-
стройка нового театра в Сталинском
районе. Здание займет центральное
место на площади Журавлева и б0-
гатой торжественной архитектурой
своего об’ема и монументального
портика внесет новые черты в ан-
самбль всего района. Архитектор Б.
Ефимович непосредственно  руково-
дит работами по отделке обширного.
зрительного зала на 1000 мести
всей анфилады просторных светлых
зал для публики, сооружением и
оборудованием большой сцены, осна-
щенной всеми необходимыми меха-
низмами для смены офоомлений.
	Наиболее значительное из новых
театральных зданий Москвы — за-
конченный в 1940 году Центральный
театр Красной Армии. Авторы —
действительный член Академии ар-
хитектуры СССР К. Алабян и архи-
тектор В. Симбирцев — создали но-
вый выразительный образ  театрз-
монумента, положив в основу его
кристаллического строения звезду
	эмблему нашей армии. Вместе с
тем они создали новые, преодоле-
вающие традиции форму и органи-
	зацию театрального здания. Spe
тельный зал, в виде широкого веера,
вмещает 2000 человек. Огромная
сцена размером 37Ж30 метров с об-
ширной арьерсценой и боковыми ре-
зервами, с большим размахом дбору-
дованная под руководством инж.
Мальцына, остроумной системой со-
вершенных механизмов предостав-
ляет неограниченные возможности
быстрой смены подготовленных де-
кораций и трансформации планшета
сцены для всех видов постановок—
от интимных, до массовых, героиче-
ских.

Благодаря расположению над зри-
тельным залом большого репетици-
онного зала и над ним —декораци-
	онного зала, об’ем театра приобрел
монументальную центрическую фо»- -
	му, еще более подчеркнутую венча-
ющей здание высокой башенкой со
статуей советского воина. Эта ста-
туя, так же как и скульптурные
грунпы в других пунктах, пока не
установлена, и здание не получило
еще той выразительности силуэта,
которая предусмотрена проектом,
	‚ Величественное здание Театра Крас-

age og
	ВО ВНОВЬ
ансамбле
	ной Армии главенствует
создаваемом грандиозном
площади Коммуны,
	Советское градостроительство и
архитектура возрождают  благород-
ные традиции русского театрального
строительства и вновь ставят MOHY-
ментальные здания театров во главе
лучших площадей и самых ‘значи:
тельных ансамблей городов.
	Впереди — проектируемое строи:
тельство зданий Театра им. Моссо-
вета, Театра‘ сатиры, Театра музы-
кальной комедии, завершение задер-
жанного войной строительства Теат-
	ра-студии им, Станиславского на Са:
довой-Самотечной.
	Война задержала строительство
гигантских залов Дворца Советов:
большого — на 20000 и малого —

А Е
	EE МЕ

на 6000 мест. Помимо своего прямо:
го назначения, эти залы будут обору:
дованы для массовых театральны;
постановок. В этих величайших в ми-
ре театральных залах будут осущест:
вляться грандиозные представления,

Pipa Me on mace
	EE ae РР)

отображающие великие идеи и дела
сталинской эпохи.
	Я. КОРНФЕЛЬД.
	Зарождение русского театра в9<-
ходит К отдаленным временам: Из-
вестные еще в древности народные
святочные и скоморошьи действа по-
лучили впервые специальное помеше-
ние в палатах Годунова.

В 1672 году был построен в рези-
денции Алексея Михайловича — се-
ле Преображенском — театр с. парте-
ром, амфитеатром и ложами, но пер-
вый общественный театр был по-
строен лишь в 1702 году. по распоря-
жению Петра 1. Деревянная «Ко-
медийная храмина» была сооружена
на Красной площади. В ней были да-
ны первые оперные представления.
	Театр просуществовал недолго: 0ез
поддержки Петра, — отвлеченного
строительством новой столицы, он
	к 1706 году прекратил свое сущее!
вование. В тридцатых годах на том
же месте строился новый театр по
проекту Растрелли, здание это, еще
  не законченное, сгорело.

По сохранившимся — донесениям

` строителей можно судить, что в обо-
их театрах зрительные залы были по-
строены с ярусами и ложами.

В 1742 году по проекту Растрелли
был построен на Яузе еще один те-
атр, зрительный зал которого вме-
щал в трех ярусах и 50 ложах около
тысячи зрителей.
	К середине ХУШ столетия в №9-
скве уже было несколько театраль-
ных зданий: при Московском универ-
ситете (учрежденный Херасковым)
театр немецкой труппы (близ Крас-
ных ворот), театр итальянца Локател-
ли и ряд театров в частных домах
знати.

В 1772 году был сооружен театр
в Воспитательном доме на Солянке,
где спектакли ставились силами вос-
питанников.

К концу ХУШ столетия относится

`активная театральная и строитель-

ная деятельность Н. П. Шереметева.
В своих загородных владениях —
Кусково, Марково, Останкино — и
в доме на Никольской улице он со-
орудил великолепные театры с обо-
рудованными в совершенстве сцена-
ми. В 90-х годах Шереметев подго-
товлял сооружение на Никольской
улице большого дворца искусства с
театром в центре, но этот замысел
остался неосуществленным.

Во всех этих сооружениях основ-
ная роль принадлежала крепостным
архитекторам 1Нереметева — П. И.
Аргунову, А. Ф. Миронову, Г. Е. Ди-
кушину, машинисту сцены Пряхиву
и их многочисленным помошникам —
замечательным крепостным мастерам
и художникам. С большим своеобра-
зием и тонкостью художественного
и художникам. С большим своеобра:
вкуса воплощены ими в этих зданиях
передовые идеи театральной архитек-
туры того времени
	Яркой иллюстрацией этому служит
сохранившийся до наших дней изу-
мительный Останкинский театр. Его
остроумно трансформирующаяся сце-
на, комфортабельный ° зрительный
зал, превосходный рисунок архитек-
турных форм во многом превосходи-
ли дворцовые театры в странах За-
пада.
	К концу АУШ века русская
театральная архитектура уже достиг-
ла той высоты, которая вскоре выд-
винула ее сооружения в ряды лучших

‘европейских театров.
	Знаменательным в театральном
строительстве Москвы был 1780 год,
когда по проекту архитектора Po3-
берга был построен на Петровке те-
атр Медокса, неподалеку от того
места. где сейчас стоит Большой те
	атр. В четырех ярусах зрительного
зала было около 100 лож общей
вместимостью в 1000 человек. В
	1757’ году к театру был пристроен
большой круглый зал с колоннами
для устройства балов и маскарадов.
Сохранившиеся чертежи планов сви-
детельствуют о значительной архи-
тектурной культуре этого здания.
Петровский театр, как его называли,
просуществовал 25 лет и сгорел в
1805 году. Но его краткое существо-
вание оставило след в развитии Мо-
сквы: оно положило начало созданию
центра города — Театральной  пло-
wa an.

С 1819 года началось проектирова-
ние Большого театра, в котором
приняли участие профессора Петер-
бургской Академии художеств —
Авдрей и Александр Михайловы,
Мельников и Беретти. В этом кон-
курсе был признан лучшим проект
Андрея Михайлова, и его компози-
ция в значительной мере легла в ос-
нову окончательного проекта Boss,
принятого к осуществлению. Велико-
лепный мастер московского ампира,
архитектор Бовэ не ограничился со-
оружением грандиозного здания те-
атра. Он с истинным, размахом гра-
достроителя включил в свою компо-
зицию создание одного из первых в
Европе величественного — ансамбля
центральной городской площади во
главе с зданием театра.
	Одновременно с театром были со-
оружены по длинным сторонам пло-
щади четыре двухэтажных здания.
Вместе с Китайгородской стеной они
образовали законченное обрамление
площади. В сочетании с грандиозным
Большим театром эти здания и сте-
на образовали тот неповторимый ан-
самбль, который, дойдя до наших
дней значительно видоизмененным,
остается все же гордостью нашей
архитектуры и градостроительства.
	Открытие Большого театра состоя:
лось 6 января 1825 года, а 11 марта
1853 года здание стало жертвой по-
жара, в результате которого уцелели
только стены и портик,
	На снимках: слева — Центральный
	цев. Справа — театр на площади Журавлева в
	Г. ФЕДОРОВА
Паанистка
		Скрипач
		Скрипач
	ов
Трубач

Т. НИБОЛАЕВА
Пиавнистка
	Л. МАСЛЕННИКОВА
Певида
	А, ВАНЛАН
Пианиет
	B. BOPHCEHRO
Певина
	И. МАСЛЕННИКОВА
Певина
	И,
Певек
	И. РОГИНСКИЙ
Кларнетиет
	В. НЕТРОВ
Кларнетиет
	М. РОСТРОПОВИЗ
Виолончелиет
	Ф. ЛУЗАНОВ
Вислоячелист
	ПОВИБОВ
Композитор
	Г.
	Гриумф советского искусства
	Международный фестиваль демократической молоде-
жи, только что закончившийся в Праге, превратился -в
мошную демонстрацию единства и сплоченности про-
грессивных юношеских организаций ‘мира, показал их
волю к борьбе против остатков фашизма, за прочный
	и длительный мир.
	Делегации 71 страны, прибывшие в Прагу, не только
показали здесь свои успехи в области культуры и искус-
ства. Их об’единяло общее стремление к торжеству
прогресса и демократии. и самые выступления молодых
артистов, музыкантов, спортсменов свидетельствовали о
том, как расцветает культура и искусство в демократи-
ческих странах и какими огромными творческими силами
обладает прогрессивная молодежь в тех странах, где еше
отсутствуют условия, необходимые для их подлинного
		В течение месяца. на фестивале побывало около 100 000
юношей и девушек из сел и городов Чехословакии и до
17.000 участников из других стран. Здесь были предста-
вители почти всех стран Европы, Азии, Америки, Африки
и Австралии. Многие из них прибыли вопреки воле тех,
от кого зависело официальное разрешение на участие в
	фестивале.
	учащихся школ трудовых резервов Москвы и хора мо-
лодежи Челябинского завода. Концерты и выступления
советских артистов повсюду проходили в переполненных
залах. Все первые места на фестивале заняли советские
композиторы, пианисты, скрипачи, виолончелисты, духо-
вики и вокалисты, Это — лучшее доказательство пре-
восходства советской культуры над буржуазной, дока-
	ТОГО,
	что советское искусство — самое
	идеиное, самое высокое в мире.

Но не только об этом свидетельствуют ‘итоги фестива-
ля Они показали, что искусство, музыка, спорт имеют
огромное значение в деле об’единения прогрессивной, де-
мократической молодежи всех стран.

«Всем сердцем мы ценим усилия Советского Союза.
Мы смотрим вперед и ждем наступления времени, когда
молодежь всего мира сможет радоваться жизни так же
свободно. как это делает ваша молодежь. Да здравствует
Советский Союз! Да здравствует наша дружба!» —пишет
один из делегатов далекой Нигерии. Подобных отзывов
множество. и они — лучшая награда участникам фести-
	валя от СССР.
	Советские делегаты высоко несли знамя своей родины,
в концертах и конкурсах фестиваля они одержали много
побед. С законной гордостью рассказывают они теперь
об этом, делясь впечатлениями с молодежью страны,
отчитываясь перед нею в своей поездке.
	%
	4/5 человек — молодых работников искусств, спорт-
сменов, участников кружков художественной самодея-
тельности — послал на фестиваль Советский Союз. И
	его представители достоино продемонстрировали дости-
	жения молодежи в СССР, где партия, правительство, вся
страна любовно и заботливо воспитывают молодую сме-
ну, где обеспечены все условия для ее политического,
	Первое место заняли на фестивале молодые советские
артисты — О. Лепешинская, В.. Мержанов, Л. Гилельс,
Г. Измайлова, А. Каплан, В. Борисенко, И. Масленни-
кова, И, Безродный и многие другие. На конкурсе компо-
зиторов первую премию получила песня советского ком-
позитора А. Новикова, ставшая гимном демократической
молодежи мира. Подлинным триумфом советского
искусства явились выступления балетной группы и мо-
лодежного коллектива Ансамбля народного танца СССР,
руководимого И. Моисеевым. Большим успехом пользо-
вались выступления оркестра народных инструментов
	Мне довелось участвовать в не-
скольких концертах, посвященных
искусству народов СССР. Один из
крупнейших концертных залов Прэз-
ги, расечитанный свыше чем на 4
тысячи человек, не мог вместить всех
желающих попасть на эти ве-
чера. Трудно описать восторг,
охвативший зрителей, когда поднял-
ся занавес и перед ними открылась
ярко оформленная художником
Я. Штоффером сцена с алыми стя:
гами. гербами 16 союзных республик
И огромным портретом. великого вож-
дя наролов товарища Сталина. Гром
аплодисментов, приветственные воз-
гласы «Да здравствует Сталин!» со-
	М, БЛАНТЕР
Композитор
	20 тысяч юношей и девушек Москвы собрались в Зеле-
ном театре Центрального парка культуры и отдыха
	им. Горького.
	В президиуме собрания — секретари ЦК ВЛКСМ тт.
Н. Михайлов и А. Шелепин, члены бюро ЦК ВЛКСМ
А. Пегов и Б. Бурков, секретарь МГК ВЛКСМ В. Гав-
рилов, народный артист СССР Р. Симонов, секретари рай-
комов комсомола и другие,

От имени молодежи столицы участников фестиваля
приветствовал секретарь. МГК ВЛКСМ тов, Гаврилов. За-
тем выступили А. Шелепин, Р. Симонов и ‘другие.

В заключительном большом концерте приняли участие
музыканты и певцы Москвы и братских республик.

Сегодня мы печатаем портреты представителей совет-
ского искусства — победителей на фестивале в Праге,
	артистов! ской Народной Республики, с кото-
	А. БАБАДЖАНЯН
Композитор
	рыми нам приходилось беседовать,
забрасывали нас вопросами о разви-
тии искусства в СССР, о жизни со-
ветской молодежи, выражали стра-
стное желание посетить столицу на-
шей родины — Москву, чтобы побли-
же познакомиться с великим наро-
дом, олержавшим победу в войне с
фашизмом, спасшим европейскую ци-
вилизацию от гитлеризма.

Итоги Международного фестиваля
демократической молодежи вселяют в
нас чувство гордости за свою страну,
за наше искусство — самое передовое
и идейное в мире,

С. КИИЗБАЕВА,
	В. БРУЧИНИН
Композитор
	Встречи и впечатления
	к. ХАЧАТУРЯН

Композитор
	провождали выступления артистов
Украины, Грузии, Азербайджана,
Таджикистана, Армении. Бурят-Мон-
голии и других союзных и автоном-
ных республик СССР.

Выражая мнение широких кругов
зрителей, пражская печать называла
эти концерты триумфом вокального
и танцовального искусства народов
CCCP. :

Многочисленные встречи с участ-
никами фестиваля и трудящимися
Праги лишний раз убеждали нас в
том. какой любовью и уважением
	пользуется наша страна за рубежом.
Молодые артисты и музыканты Ин-
дии, Индонезии, Франции, Монголь-
	А. МУРАБЛЕВ
Композитор
			1. КОГАН
Скрипаз
	отрыве от задач к!
	производстве. Бесспорно, до сих пор
положение ‘молодых специалистов
было совершенно неудовлетворитель-
но. Только в этом году Министерст-
	во кинематографии добилось здесь
серьезного улучшения: ПОЧТИ всем
выпускникам поручены работы над
	‚ выпусквикам поручены работы над
  полнометражными художественными
	  сценариями. Но не следует все об’-
	яснять только трудностями,  встре-
чавшими молодых сценаристов на
производстве; многие из них осу-
ществляли в начале своей работы
по одному-два сценария, но затем от
ходили от производства, явно He
справляясь с пред’являемыми к ним
требованиями,

Таким образом, причины  создав-
шегося положения заключены, пови-
димому, в самой системе подготовхи
будущих кинодраматургов. Какозы
же эти причины, рождающие столь
вопиющий разрыв между требования-
ми, пред’являемыми сценаристам жи-
вой практикой советской  кинемато-
графии, и тем реальным багажом зна-
ний. умений, наконец, личной ода-
ренности, с которым выходят они из
стен ВГИКР
		Основной причиной, нам кажется,
является забвение того важнейшего
положения, что успешно работать в
области  кинодраматургии может
лишь писатель. Пусть писатель
особого рода литературного оружня
особого жанра, тесно связанного с
кинематографическим производством.
но писатель поллинный во всем вы-
	соком значении этого слова, кото-
рое приобрело оно в нашей стране.

Между тем, уже самые Thefors-
	ния, пред являемые к поступающим
на сценарный факультет, далеко не
в полной мере обеспечивают отбор
людей, обладающих необходимыми
ланными. На сценарный факультег
принимаются преимущественно юно-
ши и девушки, только что окозчив-
шие среднюю‘ школу и не обладаю:
шие, разумеется, ни серьезным жиз-
ненным опытом, ни опытом в области
литературной работы.

На сценарном факультете ищут
новых форм учебной работы. которые
должны, по возможности, восполнить
недостаток жизненного опыта у бу-
дущих сценаристов. Уже сейчас вос-
питание литературно-сценарного ма-
стерства в известной мере узязано с
изучением реальной  действительно-
сти, а производственная практика
проводится на предприятиях, строй-
ках, в колхозах ит. п. К тому же
прием этого года необычайно радует
большим количеством людей участ:
вовамних в Отечественной войне.
	Иное лело— литературное даровз:
ние. На первый взгляд поступающие
отбираются и по этому признаку Ог
них требуют представления соответ
ствующих домашних работ, напеча-
танных произведений (наличие кото-
рых, впрочем, не обязательно) TOL
вергают их соответствующему кол-
локвиуму. Но самое беглое o3na-
комление с методикой этих  испыта-
ний обнаруживает, что при этом ус
танавливается скорее склонность к
литературно-сценарной работе. юно-
шеская увлеченность ею, чем под-
линная одаренность будущего сце-
нариста.

Разумеется, выяснить одаренность
	ноискусства
		фии. когда любой исследователь ви-
дел свою задачу в констатации все
новых и новых возможностей  рас-
крывающихся в ходе развития кине-
магографического искусства. Между
тем, сейчас художественные возмож-

HOCTH кинематографа безгранично
широки. Нужен новый метод класси-
фикации, более глубокое осмысление
этих возможностей применительно
к нынешним задачам кинематографин.

То, что новый, отвечающий <овое-
менным требованиям курс теобрин ки-
нодраматургии еще не создан, обна-
руживает всю слабость исслелова-
тельской работы факультета, Помимо
того, что она ведется недостаточно
энергично, направленность ее, как мы
видим не учитывает важнейших 2а-
дач, стоящих перед нею. Здесь ну-
жен коренной перелом, срочные орга-
низационные мероприятия. Необхо-
димо об’единение усилий исследова-
телей. кинокритиков, ведущих кино-
драматургов, которые создали бы
такой курс в возможно кратчайший
срок.

Бесспорным достижением факуль-
тета является привлечение к прет
даванию ряда практических работни:
ков советской кинематографии — ре-
дакторов, кинокритиков. Тесно свя-
занные с повседневной практикой
кинематографического искусства, они
вводят студентов в курс его сегол-
няшних задач, исканий, успехов. Со-
вершенно непонятно, однако отсутст:
вие среди учителей и воспитателей
будущих кинодраматургов ведущих
творческих мастеров этого жанра.
Почему ценный опыт других факуль-
тетов ВГИК, его учебно-произвол-
ственных мастерских не перенесен
на сценарный факультет, где он был
бы так нужен? Почему до сих пор
не привлечены к. преподаванию
опытнейшие кинодраматурги — Б.
Чирсков, Е. Габрилович. М. Блей-
ман и другие?

Если речь идет о воспитании пи-
сателей, то на факультете не могут
ве существовать творческие семинз-
ры. руководимые крупнейшими ху-
дожниками слова. Не забудем что
на нынешнем этапе развития кине:
матографии слово для сценариста—
самое сильное его оружие, и он
должен владеть им с тем же совев
шенством, как писатель - драматург,
прозаик, а может быть. и поэт. Зна-
чительно чаще наши писатели полж-
ны быть гостями студентов сценао-
ного факультета, посвящать их _в
свои творческие замыслы. знакомить
с новыми произведениямн. Союз со-
ветских писателей. наравне © Мини-
стерством кинематографии СССР.
должен ощутить полную меру ответ:
ственности ‘за воспитание кинодра-
матургов

Словы о месте сценария в кичема-
тографическом производстве — прой-
денный этап в жизни советского ки-
ноискусства. Сценарий утвердился,
как велущее его начало. Качество и
количество сценариев будут во мно-
гом определять темпы развития
большой советской‘ кинематографии
Работа спенарного факультета
ВГИК, призванного готовить масте-
ров кинодраматургии, должна быть
поднята на уровень этих больших и
ответственных задач.

А. КАМЕНОГОРСКИЙ,
	Из небольшого числа существую-
щих сейчас в мире кинематографиче-
ских вузов первым начал свою рабо-
ту Всесоюзный государственный ин:
ститут кинематографии в Москва,

Тесно связанный ‘с творческой
жизнью советской кинематографии,
он собрал и вырастил педагогические
кадры, разработал методику препо-
давания и подготовил значительное
количество квалифицированных спе-
циалистов, работающих в самых раз-
личных областях кинематографиче-
ского производства.

Однако далеко не все факультеты
ВГИК работают одинаково успешно,
На протяжении многих лет самые та-
лантливые мастера советского опера-
торского искусства выходят из стев
ВГИК, рождены его школой. Пло-
дотворно работают сейчас также ак-
терский и художественный факуль-
теты. Режиссерский факультет толь-
ко в послелние годы нашел. позили-
мому, правильные методы подготоз-
ки режиссеров. Организованные при
ВГИК учебно-производственные ма-
стерские, руководимые крупнейшими
мастерами, будут завершать хугоже-
ственное воспитание молодых режис-
серов, являясь как бы переходной
ступенью от школы к производетву:

Совсем не `благополучны итоги ра-
боты сценарного факультета. Органи-
зованный в 1930 году. сценарный
факультет выпустил за время своего
существования около 70 сценаристов*.
Сколько же из них знает созетскай
зритель по именам, перечислявшимся
во вступительных надписях к фаль-
мам? Другими словами. многие ли из
подготовленных ВГИК — сценари-
стов систематически ‚работали и про-
должают работать в кинематографи-
ческом производстве? Увы; очень не-
многие. Здесь могут ‘быть названы
только Е. Помещиков, И. Бондин,
Б. Ласкин. Трое выпускников ВГИК
ушли в кинокритику. четверо  оста-
лись в аспирантуре при ВГИК, И на-
ибольшее . количество-—15  человек—
работают редакторами в сценарных
отделах:

Таким образом, только третья
часть выпускников сценарного = = qa
культета нашла себе применение в
кинематографии вообще, Цифра, ве-
POATHO He имеющая равных в правти-
ке советских вузов. Как ни сущест-
венна сама по. себе подготовка рэдак-
торов. киноведов, кинокритиков, все
же основной задачей сценарного фа
культета является прежде всего и
главным образом подготовка KAHO-
драматургов художественного филь-
ма. А таких сценаристов сценарный
факультет подготовил, по самой ли-
беральной оценке, не более трех.
Цифра эта настолько разительна и
нахолится в таком вопиющем проти-
воречии с основной целью факуль-
тета и видимой серьезностью его
учебной работы, что невольно возви-
кает мысль о некиих дополнительных
факторах. катастрофически — влияю-
щих на производственную судьбу
молодых сценаристов, и раньше все-
го_—о метоцах использования их ва
	*# В его работе был четырехлетний пе-
рерыв. В 1984 году сценарный факуль-
тет был реорганизован в сценарную
академию с двухлетним сроком обуче-
ния Только в 1938 году он возобновил
работу, как факультет обычного вузов-
ского типа.
	начинающего писателя—дело далеко
не простое. Точных методов здесь не
существует, и некоторый риск не-
избежен. Но важно установить  ос-
HOBHOH принцип: сценарный факуль-
тет только в том случае сможет го-
товить столь необходимые кадры
кинодраматургов. если студенты его
будут набираться. пусть из самых
молодых, только начинающих свой
путь, но уже писателей, то-есть лю-
дей. для которых литературное твор:
чество твердо определилось. как
жизненное призвание. Соответствен-
но должна быть перестроена и вер
бовочная работа факультета. которая
рассчитана сейчае на привлечение
просто способных юношей и’ леву-
шек, окончивших школы, а впредь
должна быть теснее связана с Сою-
30M писателей. особенно с нанио-
нальными писательскими  организа-
ЦИЯМИ.

Но если сценарный факультет го-
товит писателей особого рода лите-
ратурного оружия. писателей во всем
высоком значении этого слова. то со-
ответствующие требования должны
быть пред’явлены к его программам
к методике его учебной работы.
Проведенный в этом году пересмотр
учебных программ расширил об’ем
дисциплин, способствующих — вы-
работке у студентов передового
большевистского мировоззрения. На:
конец-то появился в`программе курс
истории философии! Но крайнее не-
доумение вызывает сокращение  ча-
сов посвященных курсу литературы.
Почему, например, курс истории рус-
ской литературы, благородные тра
диЦии Которой столь многое опреде:
ляют в работе советского литерато-
ра, должен изучаться будущим ки:
нодраматургом менее широко, чем
любым студентом литературного ву-
за? И уже совершенно недопустимо
отсутствие в учебной программе кур-
са теории литературы. Это  привнк-
пиально неверно потому, что едва ли
мыслимо положение, когда писатель
любого жанра-—прозаик, драматург
театра или поэт—будет изучать те-
орию своего жанра в отрыве от об-
щих законов литературы. Такой ме-
тод неизбежно привел бы к изуче-
нию узко понятой технологии жачра
ин способствовал бы скорее вохпита-
нию ремесленников. чем художникоз.
Решительно то же можно сказать и
о воспитании кинодраматургов. К то-
My же основной теоретический курс
факультета, который читает рухово-
дитель кафедры  кинодраматургии
проф. В. Туркин. в свою очередь
вызывгет ряд существенных замеча-
НИЙ,

Здесь не место рассматривать по
существу хорошо известный курс
проф. Туркина — первый советский
фундаментальный труд по кинодрама-
тургии. явившийся основным потоби
ем для нескольких поколений моло-
дых сценаристов. Но сейчас курс
этот нуждается в серьезном пвое
смотре. Он в значительной мере уста:
рел по материалу. не учитывая твор-.
ческого опыта советской  кинемато-
графии за последние годы. Он во
многом догматичен, не раскрывая ис.
торически сложившихся приемов в
кинодраматургии. как функцию с0-
держания. Наконец, он явно связан
< тем этапом развития кинематогра
	Член-корреспондент Академии
архитектуры СССР
	сома оры RK. Алабян, В, Симбир-
втор — архитектор Б. Ефимович,
®
	театр Красной Армии. Авторы —
Куравлева в Сталинском районе.