1 СЕНТЯБРЯ — НАЧАЛО
УЧЕБНОГО ГОДА
	Обеспечить музыкальные школы
инструментами
	9 дней осталось до начала нового
учебного года. 1 сентября около
10000 учащихся возобновят занятия
в 33 художественных учебных заве-
дениях Управления по делам ис-
кусств при Мосгорисполкоме. Около
2500 новых учащихся будет принято
в этом году в детские музыкальные
школы, театральные, музыкальные,
хореографичёские, художественные
училища и на курсы общего музы-
кального образования.
	Как подготовились художест
ные учебные заведения Москвы к
вому учебному году?
	Ряд московских музыкальных школ
и училищ в этом учебном году не бу-
дет иметь нормальных условий для
работы. До сих пор различные учреж-
дения занимают - помещения детских
музыкальных школ Свердловского и
Фрунзенского районов, музыкально-
педагогического училища Ленинского
района и музыкального училища им.
Октябрьской революции,

В результате 350 учащихся Фрун-
зенской детской музыкальной школы
вынуждены заниматься в подвальном
помещении, 400 учащимся лучшей
детской музыкальной школы столи-
цы — Свердловского района—придет-
ся опять вести занятия в пяти de.
больших комнатах, совершенно не
приспособленных для учебных целей.

Неблагополучно и с обеспечением.
музыкальных школ и училищ инстру-
ментами. Из 600 имеющихся в этих
учебных заведениях клавинных инст-

ЗАКОНЧИЛСЯ ПРИЕМ
р ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ
		рументов почти половина изношева и
нуждается в замене. Главное управ-
ление учебных заведений Комитета
по делам искусств вместо необходи-
мых 130 клавишных инструментов вы-
делило для музыкальных Школ и
училищ столицы только... 9.
	Плохо и со снабжением музыкаль-
ных учебных заведений, особенно
детских школ, виолончелями и скрип-
ками малых размеров.
	В Москве не налажено произволе *-
во деталей для клавишных, смычко-
вых и щшипковых инструментов, пло-
хо обстоит дело с производством ду-
ховых инструментов (деревянных H
медных), баянов, в которых музы-
кальные учебные заведения испыты-
вают острую нужду.

Министерство местной промышлен”
ности РСФСР, Управление легкой
промышленности и Управление пром“
кооперации Москвы и в этом году не
обеспечили плановый выпуск музы-
кальных инструментов для учебных
заведений. Главное управление учеб-
ных заведений Комитета по делам ис-
кусств и Музыкальное издательство

также не обеспечили к началу учеб-
вого гола выпуск необходимых учеб-
	ников и учебных пособий. Школы и
	училища He получили нужных HM
учебников по теории и истории му-
зыки, по сольфеджио и учебной ли-
тературы по народным инструментам.
	В ИНСТИТУТЕ
КИНЕМАТОГРАФИИ
	Подходят к концу приемные ис-
пытания во Всесоюзном государ-
ственном институте  кинематогра-
фии. Среди поступающих много мо-
лодежи из братских республик.
	Серьезно подошли к отбору уча-
щихся для ВГИК в Азербайджан-
ской ССР. в Прибалтийских  респуб-
ликах, на Украине и в Белоруссии.
Не проявило должного внимания к
подготовке национальных кинокад-
ров Министерство кинематографии
Казахской ССР, которое направило
в Москву лишь одного человека,
	К экзаменам допущено более 900
человек, из них — 105 на режиссер-
ский, 39 — на сценарный, 360—на ак-
терский, остальные — на художест-
венный, операторский, киноведческий
и экономический факультеты,
	Несмотря на то, что больше ‘всего
заявлений было подано на  актер-
ский-факультет, вследствие большо-
го отсева: не удастся полностью
укомплектовать мастерскую С. Гера-
симова. В течение зимы в эту мастер:
скую будет проведен вторичный при-
ем. На остальных факультетах уро-
вень поступающих достаточно высок,
и все места на первые курсы будут
заполнены. :
	„Герой боциалистичесного
Труда“
	В ближайшее время режиссеры Б.
Бунеев, М. Швейцер и А. Рыбаков
	начинают в студии Мосфильм семки
	художественного фильма «Герой Со-
циалистического Труда» по сценарию
К. Виногралской. Эта постановка —
первая самостоятельная работа моло-
ALIX режиссеров и оператора Э. Са-
вельевой.

Главную роль Героя Социалистиче-
ского Труда, железнодорожницы Са-
ши Воронковой исполняет студентка
ВГИК Олеся Иванова.
	пинорепортам с полей Украины
	«С фронта уборки» — так назы-
вается законченный недавно режис-
сером Р. Фощенко специальный вы-
пуск Украинской студии кинохрони-
ки. Киноочерк, посвященный работе
героев колхозных полей Украины,
рассказывает о ходе уборки нового
урожая и сдачи хлеба государству.
	Свобода творчества
и свобола наживы
	овиянининиииаоциюиинию фо ee eee ee Es Peni eng pee ee ee
	ступают могущественнейшие тресты,
которые практически навязывают
свою волю и публике, и художнику.
Конечно, они заявляют, что всего бо-
лее считаются с публикой, и даже
изобрели своего рода усовершенство-
ванный способ проверки ее реакции.
Но это только игра отражений в зер-
калах: у публики те вкусы, которые
навязаны ей всей этой системой».

Никто не запрещал французскому
режиссеру коммунисту Рене Клеману
ставить фильм «Битва на рельсах»,
воскрешающий одну из самых слав-
ных страниц французской истории —
движение сопротивления. Но ни одна
частная кинофирма не согласилась
вложить деньги в постановку этой
кинокартины, получившей впоследст-
вии приз на Международном кино-
фестивале в Каннах. Только силами
Всеобщего кооператива французского
кино «Битва на рельсах» была, нако-
Hell, поставлена.

Никто не запрещал и Жану Гре-
мийону ставить фильм «б-го июня на
заре» — о высадке союзников в Нор-
мандии. Но ни один дистрибютер не
хочет принять этот фильм под тем
предлогом, что «картину не примет
публика». «Наш фильм, — с горечью
замечает Пьер Леви, заведующий
производством Всеобщего кооперати-
ва, — пользуется свободой — ни
больше, ни меньше, — как свободой
оставаться только на наших афишах,
несмотря на весьма теплый прием, ко-
торый он встретил повсюду».

Экран ревниво охраняется от филь-
мов актуальных, подлинно реалисти-
ческих, не маскирующих, а обнажаю-
щих кричащие противоречия соци-
альной действительности. И появля-
ются «Ночи Сибиллы», «Пастораль-
ная симфония», «Сильвия и призрак»,
«Красавица и зверь» — любовные
драмы < убийствами и самоубийства-
ми, мистический бред, «сюрреалисти-
ческие» и формалистические фильмы
Кокто. oo

Но вернемся к анкете «Аксион». _

Луи Дакен, постановщик фильма
«Отечество», отвечая на вопрос анке-
ты, заявил: «Носле ряда предложе-
ний, по его мнению неприемлемых, ре-
жиссер вынужден войти в сделку и
принять не тот сюжет, который он хо-
тел бы донести до’ экрана, а тот, ко-
торый среди других, предложенных
ему, кажется наименее противным то-
му, что он хочет сказать». .
	«Иривычка хитрить, обходя всяче-
ские ограничения и стеснения, — за-
мечает Роже Леенхардт, — становит-
ся настоящим методом работы, и нет
ничего удивительного в том, что са-
мое содержание фильма исчезает за
этими проявлениями виртуозности».

Вряд ли эти слова нуждаются в
комментариях: Такова буржуазная
свобода творчества по свидетельст у
тех, кто испытал ее на себе. Такую
повсеместно анонсированную «свобо-
ду» они охотно бы продали «за рубль
серебром или даже дешевле», :

Капиталистическая система произ-
водства по самому своему существу
глубоко враждебна свободному, ‹ ис-
стинно человеческому творчеству во
всех областях материальной и ин-
теллектуальной деятельности. `Бур-
жуазия «превратила личное достоин-
ство человека в меновую стоимость и
поставила на место бесчисленных,
скрепленных грамотами и благоприоб-
ретенных свобод.одну бессовестную
свободу торговли... Она превратила
врача, юриста, священника, поэта,
человека науки в своих платных
наемных работников» (Маркс’и
Энгельс. Избранные произведения,
tT. I, erp, 155). ,

Свобода творчества в условиях ка-
питалистической действительности
означает свободу бессовестной фаль-
сификации, откровенной и наглой
лжи, свободу отупляющей, ‘обезору-
	живающей пропаганды слащавыми
пасторалями, детективами, филосо-
фией экзистенсиализма, тошнотвор-
ными романами Сартра, акафистами
	Клоделя, речами Мальро.
Для художника-реалиста, худож-
ника-демократа, художника в истин-
ном смысле слова проблема свободы
творчества приобретает совершенно
осозую форму, и эта свобода прояв-
ляется в непрерывной борьбе против
все более и более тяжелых оков.
Французская кинематография, по
общему признанию ее выдающихся
деятелей, переживает глубокий кри-
зис. Кризис этот об’ясняется не толь-
ко общими причинами оскудения
буржуазного. искусства, но и неус-
тойчивостью послевоенной экономи-
	ки, девальвацией франка, ° резким
удорожанием стоимости производст-
	ва, утратой за годы войны и окку-
пации прежних позиций на иностран-
ных рынках. В поисках кредитов, не-
обходимых для экономической стаби-
лизации, французы обращаются в
Вашингтон и привозят оттуда неоп-
ределенные обещания, за которые
платят кабальными соглашениями.
Таково, в частности, и прошлогоднее
соглашение Блюм—Бирнс, открывшее
дешевым американским фильмам ши-
рокий доступ на французский ры-
нок.

«Учитывая количество зрителей и
то место, которое в действительно-
сти оставлено нашим фильмам на на-
ших экранах, — пишет Пьер Каст,
инициатор анкеты, — приходится от-
метить, что большие французские
фильмы уже не окупаются на нашем
собственном рынке».

Задача борьбы с американской кон-
куренцией приводит к погоне за де-
	шевизной во что бы то ни стало, к
экранизированию бездарных, но на-
шумевших литературных новинок,
	словом, к появлению на экранах пло-
хо и наспех сделанных, бессодержа-
тельных фильмов. В выборе сюжетов,
в выборе актеров и в обсуждении
смет так называемые коммерческие
требования приобрели еще больший
вес: приходится придерживаться «ис-
пытанных» сюжетов, существенно

снижать расходы, сокращать время

на <емку и выгадывать на декора-
ЦИЯХ.

Банальный водевиль на экране, го-
лый бизнес вместо искусства — вот
следствия благодетельного американ-
ского влияния на французское кино.

«Голливуд хочет завладеть всеми
кинотеатрами мира, — писала недав-
но голландская газета «Де Ваар-
хейд». Американцы требуют полной
свободы для своей кинопромышлен-
ности. Они хотят, чтобы мы отказа-
лись от русских, французских и ан-
глийских фильмов и смотрели только
американские. Эте, несомненно, яв-
ляется новым покушением на нашу
независимость».

Так свобода наживы американско-
го кинопромышленника душит твор-
ческую ‹свободу режиссера, актера,
музыканта, духовную свободу зри-
теля.

+

С надеждой и глубоким вниманием
художники-демократы Запада обра-
щают свои взоры к советскому ис-
кусству, впервые в истории челове-

‘чества воплотившему высокую мечту

о подлинно свободном творчестве.
Свободы и права советского граж-
данина не только закреплены Сталин-
ской Конституцией, но и обеспечены
материально, зиждятся на непоколе-
бимой экономической основе нашего
общества — социалистической систе-
ме хозяйства и социалистической соб-
ственности на орудия и средства про-
	изводства. В этом их принципиаль-”
	ное отличие, это делает их прямой
проивоположностью иллюзорных бур-
жуазных свобод. Наш народ не жа-
леет ни времени, ни средств.на co3-
дание подлинных произведений ис-
кусства, исполненных жизненной
правды и революционной поэзии, —
таких шедевров советской и мировой
кинематографии, как «Чапаев», «Be-
ликий гражданин», «Клятва», «Адми-
рал Нахимов», «Каменный цветок»,
таких архитектурных памятников, как
станции нашего метро, таких книг,
как «Молодая гвардия». И они оку-
паются, — окупаются не в деляче-
ском смысле слова, не одними высо-
кими сборами, а народной любовью,
высокими моральными качествами
	воспитанных на этих произведениях !
	советских людей, высоким эстетиче-
ским наслаждением.
	Только в нашей стране ‘мечта
	свободном творчестве претворилась в
			действительность. Ибо свобода твор-
чества проявляет себя не в «каприз-
ной игре линий, красок, звуков и
форм», как любят выражаться тру-
бадуры так называемого «чистого
искусства», не в уходе от живой ак-
туальной действительности в ниИ-
чтожный мирок суб’ективных чувст-
вований или дешевой импортной эк-
зотики. Подлинная свобода творчест-
ва проявляет себя в слиянии худож-
ника с народом, творящим историю, в
его непримиримой партийности, в слу-
жении самой величественной, самой
  благородной идее — идее освобожкде-
`ния человечества и построения ком-
	  мунизма.
К. НАУМОВ.
	«Кино и свобода творчества» — на
эту тему французская газета «Акси-
он» провела недавно большую анкету.
Вопрос анкеты гласил: «Можно ли
говорить о свободе творчества в со-.
временных условиях постановки
фильмов в нашей стране и что глав-
ным образом препятствует осуществ-
‚лению этой своболы?»
	_ Выступления на страницах «Акси-
он> передовых деятелей французской
кинематографии, для которых вопрос,
поставленный анкетой, является воп-
росом творческой жизни и смерти,
вскрывает фальшивый, формальный,
издевательский характер буржуазной
«свободы» творчества, столь милой
сердцу реакционных  борзописцев,
вроде Шенкроу, стяжавшего недавно
‘геростратову славу клеветническими
выходками по адресу советской куль-
туры.

«Свобода — вешь очень приятная,
— писал Н. Г, Чернышевский. — Но
либерализм понимает свободу очень
узким, чисто формальным образом.
Она для него состоит в отвлеченном
праве, в разрешении на бумаге, в от-
сутствии юридического запрещения.
Он не хочет понять, что юридическое
разрешение для человека имеет цену
только тогда, когда у человека есть
материальные средства пользоваться
этим разрешением. Ни мне, ни вам,
читатель, не запрещено обедать на
золотом сервизе; к сожалению, ни у
вас, ни у меня нет и, вероятно, никог-
да не будет средств для удовлетворе-
ния этой изящной идеи; потому я от-
кровенно говорю, что нимало не до-
рожу своим правом иметь золотой
сервиз, и готов продать это право за
рубль серебром или даже дешевле»
	Слова великого русского мыелите-
ля и революционера не утратили поч-
ти за столетие своей беспощадной об-
личительной силы. Именно пустым,
отвлеченным правом, формальным
юридическим разрешением «обедать
на золотом сервизе» является и се-
годня буржуазная свобода творчест-
ва.
	В области киноискусства эта исти-
на проявляет себя < особой очевидно-
стью. Во Франции постановка боль-
шого полнометражного фильма обхо-
дится в среднем в 30 — миллионов
франков. Проблема творческой <свобо-
ды предстает, таким образом, прежде
всего как проблема концентрации ма-
териальных и финансовых средств, а
они-то, в условиях капиталистиче-
ской действительности, находятся в
распоряжении финансовых дельцов,
кинопромышленников, крупных про-
дюсеров и так называемых дистрибю-
теров, монополизировавших прокат.
За ними, а-не за сценаристами, ре-
жиссерами, операторами, актерами, в
действительности создающими филь-
мы, и остается последнее слово в вы-
боре сюжета, в его трактовке, в его
художественном воплощении. И дви-
жимые отнюдь ‘не стремлением к
правде большого искусства, а неукро-
тимой жаждой наживы, произносят
они свой вердикт над рождающимся
произведением. Свобода творчества
для художника на деле оказывается
фикцией, свобода обогащения для
кинопромышленника — неотразимой
реальностью.
	Посетивший недавно Францию и
Бельгию известный американский ки-
нопромышленник Эрик Джонстон,
возглавляющий Управление контроля,
созданное американскими продюсера-
ми, заявил: «Мы, американцы, реши-
тельно выступаем против управляе-
мого искусства и за свободу худож-
ника. Мы надеемся, что и у вас дело
обстоит так же...» Превосходным от-
ветом господину Джонстону могут
послужить слова режиссера Жана
Пенлеве, так ответившего на вопрос
анкеты: «Творчеством художника уп-
равляет отношение к нему американ-
ских цензоров, которые о являются
служащими на жалованье у кинопро-
мышленников, и этот факт совершен-
но очевиден, хотя и вуалируется от-
говорками о свободе — обогащения.
Равным образом и в нашей стране
веские доводы коммерческого поряд-
ка, которыми обосновывают устране-
ние из кино всего того, что можно
было бы сказать значительного о. на-
шей эпохе, показывают, что свобода
творчества строго обусловлена день-
Ггами».
	Жорж Садуль также нимало не об-
манывается в прелестях американской
свободы: «В Америке посредниками
между публикой и художником вы-
	етская музыка». в связи C HOA

Музыкальный салон магазина «Сов
ил. к проведению творческих

готовкой к 800-летию Москвы приступ
лей и композиторов столицы.

рапортов молодых музыкантов-исполните
В первом таком концерте-приняли участие студенты музыкального
реги es Ан um ПАЙ
	D TEPpBOM tat ee en

училища при Московской государственной консерватории им. Чай-
ie eee ents). pT TeuTE! Kmqaced.

ковского. Выступили молодые виолончели о
руководимого Я. Смолянским, Б. Коршун, В. Тенлых и Л. Познян-
ский. Они исполнили произведения Баха, Гайдна, Чайковского, Шо-
пена, Дворжака, Давыдова, Власова и других композиторов.

Выступавшие студенты класса Я. Смолянского — отличники учебы.
rer а ды ее. ааа
	OO gp EE > И
Посетители музыкального салона тепло приняли молодых, исполни-
	телей. -
На снимке: выступление В. Теплых, у рояля — М. Консисторум.
ал ЗА. Полн онов Ч -Смиоланскай Л. Пезияи-
	Сидят (справа налево) —
ский, Б. Коршун.

Ан. Новиков, Я. СМОлЛЯнНскКии, «1. 10ЗНЯН-
Фото Е. Явно.

ПЕРВЫЕ ПРОЕКТЫ МНОГОЭТАЖНЫХ ЗДАНИЙ
	В ряде архитектурных. мастерски»
столицы идет работа над проектами
восьми многоэтажных зданий, кото-
рые, по решению правительства, дол-
жны быть воздвигнуты в Москве.
	На-днях в Комитете по делам :р-
хитектуры при Совете Министров
СССР под председательством Г. Си-
монова состоялось заседание Госу:
дарственного архитектурного совета,
посвященное обсуждению первых эс-
кизных проектов высотных сооруже-
ний.
	Архитектор А. Ростковский расска-
зал членам совета об основных прин-
нипах разработанного им совместно с
членом-корреспондентом Академии
	архитектуры СССР Д. Чечулиным
проекта 16-этажного жилого дома на
Котельнической набережной. Кроме
того, были обсуждены три проекта
16-этажного дома Министерства авиа-
ционной промышленности на площади
Восстания. Авторами одного из них
являются М. Жосохин и А. Мндояни,
второго — П. Фролов и третьего —
В. Олтаржевский и Н. Кузнецов.

В обсуждении проектов ‘принялч
участие академик А. Щусев, акаде-
мик архитектуры И. Жолтовский, на-
родные художники СССР А. Гераси:
мов и В. Мухина, действительные
члены Академии архитектуры СССР
Б. Иофан, К. Алабян, Н. Колли в
другие.

3——————
	ЛЕНИНТРАД. (Наш корр.). Закон-
чились приемные испытания в хорео-
графическом училище. Из 780 чело-
век, подавнших заявления, принято 75.

В прошлом году в составе  хорео-
графического училища были три на-
циональные группы — молдаванская,
северо-осетинская и башкирская. В
предстоящем учебном году прибавит-
ся еще одна — киргизская.

Значительно пополнился препода-
вательский состав училища.
	НА УЧЕБУ
В ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ВУЗЫ
	УНЗЕ. (Наш корр.) Около 100
киргизских юношей и девушек выез-
жают в этом году на учебу в пен-
тральные — музыкально-театральные,
художественные и хореографические
институты и училища. В киргизском
отделении, открывающемся при Мос-
KOBOKOH государственной консервато-
рии им. Чайковского, будет обучаться
15 человек.

20 киргизоких мальчиков и девочек
в возрасте 10—12 лет направляются
ва учебу в Ленинградское хореогза-
фическое училище. 25 молодых акте-
ров, главным” образом из-областных
киргизских театров; едут в Средне-
азиатский театральный институт в
Ташкенте.

Киргивские отделения создаются
также в Ленинграде в Институте жи-
вописи, скульнтуры и архитектуры
им. Репина и в Московском-театраль-
ном институте им. Луначарского.
			новые. артисты
оперетты
	Еще в голы Великой Отечествен-
ной войны при’ Московском о театре
оперетты была ‘организозана ‘актер-

о‘ ская студия с трехгодичным сроке
	обучения. Работой студиинцев руково-
дили мастера МХАТ СССР им: Гозь-
кого, Большого театра, Московского
театра оперетты, квалифицированные
педагоги и лекторы столицы.

16 августа в театре состоялся пер-
вый выпускной спектакль студии, в
котором приняли участие 12 мололых
артистов. Были показаны одноактные
оперетты — «Песенка Фортунио»
Оффенбаха, «Прекрасный Дюнуа» Ле-
	кока и «Галантное свидание» Сент-
Круа.
В этом голу студию окончили
	3. Белая, В. Мухина, В. Больская,
М. Поляченко, Т. Симонова, А. Кисе-
лева, Е. Крылова, Б. Витюхов, И. Фи-
липпкин. Л. Маркович, Ю. Констан-
тинов и Ю. Марков.
	РЕКОНСТРУНЦИЯ СЕЛА ПЕТРИЩЕВО
	Государственный институт по про-
ектированию сельских местностей Уп-
равления по делам архитектуры при
Совете Министров РСФСР разраба-
тывает проект реконструкции села
Петришево — места гибели славной
дочери русского народа, Героя Совет-
сксго Союза Зои Космодемьянской-

Здесь намечено построить благо-

устроенные жилые дома, обществен-
ные здания и воздвигнуть памятник,
увековечивающий бессмертный под-
виг героини,

В центре села, на площади, где фз:
шистскими злодеями была  повешена
Зоя, будет построено новое здание
клуба-музея с мраморной меморналь-
ной доской на фасаде.
		МОСКОВСКАЯ
ХРОНИКА
	С0 ВСЕХ КОНЦОВ:
СТРАНЫ
	КИЕВ. В садах и парках столицы Ук-
ранны © успехом проходят открытые
концерты. В парке им. 1 Мая выступает
симфонический оркестр под управлени-
ем Натана Рахлина. В программе — му-
зыка братских народов СССР, произведе-
ния польских и чешеких композиторов.
С произведеннями, иллюстрирующими
достижения советской музыки за 30 лет,
вскоре выступит симфонический оркестр
Украинского радиокомитета.

СТАЛИНАБАЛ. Закончен республикан-
ский конкурс на лучшую современную
несню, организованный Упразлением по
делам искусств и Союзом советеких пи-
пателей Таджикиетана. Жюри рассмотре-
ло 30 песен. Первая и вторая премии не
присужденьг. Третью премию получил
поэт М. Дизри за песню «Идет караван»,
четвертую премию А. Кахери за
<«Пеень о родине». Ряд песен рекомендо-
ван для исполнения в концертных про-
граммах,

КАЛИНИНГРАЛ. В области еще год
назад не было ни олной киноустановки.
Сейчас в городах и районах работают
18 стационарных кинотеатров В лучших
зданиях областного центра помещаются
кинотеатры «Родина» и «Победа».

ЗЕЛЯБИНОК. В гороле Мнаесе открыл-
ся Малый драматический театр. .Нромы-
шленные предприятия города прекрасно
оборудовали здание: построена механи-
зированная сцена, хорошо отделаны
зрительный зал, фойе и вестибюль.

К 39-й годовщине Октября в Челябин-
ске откроется выставка работ самодея-
тельных художников. В числе других
экспонатов на выставке будут пред-
ставлены произведения участников сту-
дии живопиен и рисунка, организован-
ной при Дворце культуры Кировского
завода.

© Совет Министров РСОФСОР утвердил
тенеральный план торода Молотовека
Архангельской области, разработанный
Ленинградским отделением Государет-
венного института по проектированию
городов. а

25 августа открывается 3-й с’езд
профсоюза кинофотоработников ОССР. ©
отчетом о работе ЦК нрофеоюза высту-
пит 3, Бриккер.

< Для совместного се республикански-
ми выставочными комитетами отбора
произведений на Веесоюзную художест-
зенную выставку 1947 года члены Все-
союзного выставочного комитета выез-
жают в республики Закавказья, в Бе-
лоруссию, Узбекистан, Латвию и другие
республики.

@ В Центральном театре Красной Ар-
мии ведутся репетиции пьесы Евг. Пет-
рова «Остров мира» (постановщик
Б. Афонин, художник — А. Тьиплер).

& Пентральная студия документаль-
ных фильмов закончила короткометраж-
ную картину «День воздушного Флота,
СССР» — 06 авиационном празднике в
Тунтине 3 августа. Режиссер В. Байков,
тлавные операторы Б. Макасеев и
М. Ошурков.

&3 Государственный литературный му-
зей работает над серией изданий, посвя-
шенных иллюстраторам произведений
русских писателей. Сейчас готовится к
печати книга В. Нечаевой «Иллюстрато-
ры Достоевекого».

Министерство высшего образования
СССР установило стипендии имени на-
родного артиста СОСР П. М. Садовского,
Учреждены четыре стипендии для сту»
дентов театрального училища им. Шеп-
кина при Малом театре, две — для сту-
дентов Государственного института те-
атрального искусства им. Луначарского.

8 Государственный. музей русской ар-

ВОРОПТИЛОВ-УССУРИЙСКИЙ, Более
месяца гастролирует на Дальнем Востоке
Государственный ансамбль песни и тан-
ца УССР под художественным руковод-

ством Лилии Черньпповой. Ансамбль по-

хитектуры приобрел большое количество
ценных экспонатов, Среди новых при.
обретений — подлинные планы и черте-
жи Баженова, Казакова, Воронихина,
Захарова, Ухтомского, Бовэ и других,
коллекиия планов Waewrnir о МАР
	зом «-идии -ерньповой. Ансамбль по-: коллекция планов Москвы ХУП века,
сетил ряд городов Хабаровского и При-! старинные гравюры московского Кремля.
морекого краев, гле провел более 30 кон: > B mpenctosnies ceanwe Rrannne ck

NEE OE

морекого краев, где провел более 30 кон: $3 В предстоящем сезоне Всесоюзный
цертов для воинов Советской Армии и! Радиокомитет осушествил прально
	ACpIOS Дия воинов доветской Армии и   Радиокомитет осуществит постановку в
тру дянтихея. Концерты ансамбля прохо-: Концертном исполнении Nate стон
	а. Вадя оперных

AAT с большим успехом, они часто транс. произведений, не идущих на сценах

лируются по местной радиосети, ее re Будут. показаны:
1 «Хованиина» ve. un

АРХАНГЕЛЬСК. Возвратился из гаст- О, А ар и

рольной поезлки по стране русский на- we ого, «ночь перед

И ТЕ
	родный хор северной песени и.

то оч

ова, «А ила»,

me a oo oan Ne AN EER NORE +: =
руководством А. Колотиловой. С новой } родос и мании: Верди,
программой, посвященной 30-летию со-! “® ро> Моцарта и др.
ветсхой власти, хор выедет вскоре на!

гастроли по городам Поволжья,

ОДЕССА  На-днях в Театре ааа НОВЫЕ КНИГИ

ной гомелги состоялось 50-е гредставле- В «Библиотеке кинодраматурга»,
Were ПАО ом ee ae So oo =

BE SELL OS MAN EG

выпускаемои Госкиноиздатом, выш-
ли два новых сценария: «Жизнь з
цвету» А. Довженко со вступитель.
	ние новой советской оперетты _ «Чужая
LOW? _(текет И. Рубинштейна музыка

OE FEE AED SSE

О Фельцмана, постановка 2.  Высоцко-
гс).
					дельные удачные части ее ноказы-
вают, что художник умеет работать.
Фигуры на первом плане, красноар-
меец ‘и женщина с ребенком, выра-
зительны и жизненны, умело . напи-
сан также и вид разрушенных зда-
ний.

Вызывает чувство досады картина
«Бой за Ростов» одного из старей-
ших художников Ф. Гончарова. `Фи-
гуры красноармейцев, идущих в ата-
ку, не связаны с пейзажем и сдела-
ны крайне небрежно, что обесцени-
вает картину, интересно задуманную
и имеющую хорошие живописные ка-
чества.
	Такое же чувство вызывает и
картина Т. Семенова «Дон выбро-
сил». Во время весеннего половодья
три старых рыбака наткнулись на
труп немецкого солдата, выброшен-
ный Доном на берег. Какой интерес-
ный сюжет нашел художник, как
удачно и просто разрешил он ком-
позицию картаны! Но как несерьез-
но отнесся он к ее выполнению! Ры-
баки похожи на елочных дедов, а
фигура немца — плоска, бескостна.
	Гениальные русские реалисты А.
Иванов, Репин, Суриков и многие
другие выполняли свои картины на
основе тщательного, серьезного изу-
чения всех деталей картины по на-
туре. Суриков так говорил о своем
творческом методе: «Если бы я ад
писал, то сам бы в огне сидели в
огне позировать заставлял». Семенов
работал над своей картиной, очевид-
но, совсем по-иному: он писал почти
целиком «от себя», без проверки по
натуре. Поэтому его рыбаки не по-
хожи на реальных людей, и`все де-
тали в картине имеют очень мало
сходства с действительностью. И это
тем более досадно, что в другой кар-
тине, «Письмо с фронта», исполнен-
ной непосредственно с натуры, ху-
дожник показал свои большие воз-
можности. Лицо девушки, читающей
письмо, хорошю передает ее индиви-
дуальные черты, ее глубокую скорб-
ную задумчивость.
	Картина Бондаренко «На родном
пепелище» изображает встречу co-
ветского бойца с женой на опушке
леса, близ их родного села, сожжез-
ного немцами. Удачная по компози-
ции; картина: имеет ряд недостатков:
фигуры бойца и жены слабы по ри-
сунку и написаны по краскам ус-
	несколько монохромны по цвету И
грубоваты по рисунку.

НПейзажей на выставке немало,
особенно много мелких этюдов. За-
поминаются своеобразные по коло-
риту и по манере письма, крепкой и
уверенной, картины А. Osanecosa:
«Начало весны», «Пветупиие ябло-
ни» и особенно ‘удачный — «Дво-
рик», где ‘ранее жил армянский пи-
сатель Р. Патканян. В пейза-
же В. Щербакова «Возвращение до-
мой» хорошо передана вечерняя  ти-
шина на Дону перед закатом солн-
ца. Удачно задумана Я. Гуслистым
«Азовская судоверфь», но картину
портит большая тень от судна, одно-
	образная по тону и бесцветная.
Удачен пейзак К. Болховитина
«Азовское взморье». Из мелких
	этюдов выделяются свежие, живые
наброски Г. Каткова — «В Новочер-
касске», В. Гулецкого — «На Дону»,
П. Зеленковского — «Закатное не-
60» и «К вечеру».
	Скульптура представлена работа-
ми С. Жовмира, О. Барашьян, И,
Гайденко, А. Дрейлинг и других.
	Мастерски выполнены бюст Героя
Советского Союза т. Чульняк — С.
Жовмира и бюст А. Бурштейна рабо-
ты О. Барашьян. С большой остро-
той и свежестью даны в них воле-
вые, умные лица наших советских
людей. Большая фигура — «Пар-
тизан» работы И. Гайденко, хотя и
имеет ряд недостатков, но дает хо-
роший, запоминающийся образ ста-
рика-партизана. Из работ А. Дрей-
линг наиболее интересен и удачен
маленький эскиз фигуры футболиста.

Заканчивая 063зор выставки, кото-
рый далеко не охватывает всего ма-
териала, заслуживающего внимания,
пожелаем ростовским художникам ус-
пехов в их дальнейшей работе. Чтобы
дать на следующих выставках более
полноценные произведения и. по
идейной направленности и по поо-
фессиональному мастерству, худож-
никам необходимо как можно кренче
увязать свое творчество < советской
действительностью, глубже и пол-
нее изучать ее. Необходимо также
стремиться в совершенстве овладеть
мастерством. неуклонно работая над
собой, и помнить слова Крамского:
«В нашем деле и старые и молодые
— всегда ученики».
		ловно, примитивно, не в пленере, в
них отсутствуют все те цветовые и
тоновые нюансы, какие бывают на
фигуре челбвека, находящегося под
открытым ‘небом.

Изображению. послевоенного труда
посвящены картины Т. Семенова —
«Рыбачий колхоз» и «Донская пути-
на», К. Балановой—«Возвращение на
родной завод», М. Бабича—«Колхоз-
ная кузница», эскиз Б. Лавренко _
«Рыбаки» и ряд’ других, менее удач-
ных работ. Лучшая из картин Семе-
нова — «Рыбачий колхоз», но и она
не дает глубокого решения темы.
Художник не сумел здесь отразить
характерные особенности советской
рыболовной артели. С большой ис-

кренностью и теплотой, которые
искупают многие недостатки, ис-
полнены работы К.  Балановой
	«Возвращение на родной завод» и
«Портрет матери-героини». В этих
картинах мы видим наших советских
людей. «Колхозная кузница» М. Ба-
бича и «Рыбаки» Б. Лавренко недо-
работаны, эскизны, хотя имеют хоро-
инте живописные качества.
	Теме спорта посвящены картины
К. Кашеева: «На беговой дорожке»
я «Лыжники». Этот молодой худож-
ник-график, недавно начавший. за-
ниматься живописью, умеет компано-
вать, рисовать, но краски в его кар-
тинах примитивны, условны. Очень
искренни и.правдивы донские этюды
Кашеева, а из его картин лучше
других исполнена «Бой на окраине
Ростова».
	И. Яковлев в своих произведениях
отражает жизнь детей. Его «Пионе-
ры на Дону», «Юные строители» и
«Детский сад» исполнены с большой
любовью, но очень слабы по живо-
писи. А между тем, чтобы создать
образы наших детей, нужно много
наблюдать их в жизни и делать ©
них большое количество зарисовок
и этюдов.
	Портретный жанр представлен на
выставке‘ рядом работ. Укажем
здесь наиболее удачные из них.
В групповом портрете советских
моряков Г. Талалаевой хорошо
раскрыт типаж ‘и удачно схва-
чено выражение молодых смеющих-
ся лиц. Портреты стахановцев TT.
Абрамова и Якушенко исполнены А.
Поповым с болыним сходством. но
	ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
В РОСТОВЕ-на-ДоНУ
	После изгнания немцев из Росто-

ва небольшая группа художников ре-
шила возобновить деятельность су-
шествовавшего до войны Союза со-
ветских художников Ростовской об-
ласти. Когда война окончилась, ря-
ды союза значительно пополнились
художниками, вернувшимися из ар-
мии.
_В 1946 году союз организовал
первую послевоенную выставку, на
которой участвовало 45 художников,
экспонировавших более 300 произ-
ведений. :

Вторая выставка, недавно откры-
тая в помешении, специально  по-
строенном для художественных вы-
ставок, по идейному содержанию и
художественному уровню значитель-
но выше прошлогодней. Наряду <
этюдами и эскизными работами здесь
представлены законченные произве-
дения живописи, графики и скульп-
туры, волнующие зрителя своим со-
держанием.

`Основная группа произведений
посвящена — изображению событий
Великой Отечественной войны. Мо-
лодой художник А. Годов, бывший
штурман авиации, показал большое
полотно «Парашютный десант», изо-
бражающее ‘группу парашютистов,
которые, отделившись OT самолета,
спускаются в тыл вражеских войск.

Вторая его работа — эскиз «Ги-
бель немецкого асса». В этом не-
большом, но весьма удачно скомпа-
нованном эскизе изображен DYX-
нувший на землю горящий самолет,
от которого тянется полоса густого
темного дыма. В центре карти-
ны. виден охваченный огнем па-
рашют; ослабевшие стропы которс-
ro соединяются < фигурой стре-
мительно падающего — немецкого
асса. Обе эти картины, а также
этюлы Годова, свидетельствуют ©
том, что в лице его мы имеем умело-
го живописца, от которого в даль-
нейшем следует ожидать еще более
значительных произведений.

В картине «Воспоминания о Малой
земле» художник М. Львов, участник
героической борьбы советских де-
сантников и партизан на Керченском
		полуострове, дал один из эпизодов
этой борьбы: на Черноморском по-
бережье группа наших борцов ведет
огонь по немцам, Несмотря на не-
которую примитивность цветового
решения и погрешности рисунка,
картина производит сильное впечат-
ление. Молодой художник сумел пе-
редать в образах советских бойцов
непреклонное мужество и большую
внутреннюю силу. Весьма удачна так-
же и другая работа Львова-—-неболь-
шой эскиз «Трудовые резервы», где
он изобразил трех подростков-рабо-
чих идущих по улице зимой.
	Картина М. Бабича «Обходный
маневр», так же как и другие
произведения художников — участ-
ников войны, создана на материа-
ле их личных впечатлений и пе-
реживаний. Советские воины, со-
	вершая обходный маневр на финских
болотах, в невероятно трудных усло-
виях пробираясь сквозь заросли и
утопая по колена в грязи, ташат ору-
дия и ящики со снарядами. Работа
Бабича дает образное решение заду-
манной темы, но, к сожалению, она
крайне эскизна и сделана без про-
верки по натуре, что ослабляет си-
лу ее эмоционального воздействия
на зрителя. Этот же недостаток сни-
жает художественное качество кар-
тины Л. Смертина «Жизнь спасена»,
изображающей операцию тяжело ра-
ненного бойца, Художник, сам пере-
несший тяжелую операцию в полевых
условиях, отнесся к решению темы с
больнюй серьезностью. Но, удачно
разрешив композицию, он не сумел
справиться с рисунком фигур, а
также с тоновыми и цветовыми от-
ношениями в картине.
	Еше больше недостатков в инте-
ресной по содержанию картине А.
Черных «Наши пришли» (возвраще-
ние советских войск в Ростов). В
ней нет так называемого «компози-
ционного центра», который, являясь
ключом к раскрытию содержания
картины, прежде всего и сильнее
всего остального привлекает внима-
	ние. зрителя. В картине нет цельно--
	сти,  фигуры и группы людеи ком-
[TOSHILHOHHO разрозненны, однако от-
	5 дар а OG УЕ
СОЧИ. По окончании гастролей Мос-   ной статьей В. Сутырина и «Воспа:
ковского драматического театра им. Мос.   тание чувств» М Смирновой со
совета здесь начались выступчения   ath . :
Crepinorckoro театра музыкальной т...   ВСтупительной статьей М РабозА
	Редакционная коллегия:

В. Г. ВДОВИЧЕНКО (ответственный редактор», А. А. СУРОВ,

М. В. БОЛЬШИНЦОВ, С. А. ГЕРАСИМОВ. В. В. ЖУРАВЛЕВ,

Л. А. МАЛЮГИН, Ю. Ю. САВИЦКИЙ, А. И. ШАВЕРДЯН.
a Oe

и. архитектуры Союза ССР ет

+ тур зоюза LAP C€ тлубоким прискорбием
извещает о `смерти 14/У И. 1947 т

Е ЕК о аи Я.

эсударственного теазра киноактера с
незапной кончине актера ceatpa лау:
	ГЕРМАНА БОРИСОВИЧА КРАСИНА
	и выражает соболезнование семье покойного
	Дирекция, партбюро и местком Г
глубоким прискорбием извенают о в
реата Сталинской премии
	БАСИЛИЯ ФЕДОРОВИЧА ЗАЙЧИКОВА
	покойного в п
	остигшем ее горе,
	и Быражают соболезнование семье
О лне похорон справляться по 4
	ИНСТИТУТ ИСТОРИИ ИСКУССТВ
` АКАДЕМИИ НАУК СССР
	объявляет прием: заявлений в аспирантуру института

we rm wee ent
	(докторскую и кандидатскую)
ПРИЕМ БУДЕТ: ПРОоИЗВОДИТЬСЯ ПО РАЗЛЕЛАМ.:
	История советского театра
История театра славянских народов

Е

обла ЗА

„История. советекой музыки

История русского изобразительного иску

История советского изобразительного ne
Hctopra pyeerot anvuwpecsn, ;

ccetpa XIX—XX spp,
куества

соками русской архилектуры
НРИЕМ. ЗАЯВЛЕНИЙ © 1 ARP
	ATIPBC ба АЗЕУОТА до 15 СЕНТЯБРЯ с. г.
АДРЕС ИНСТИТУТА: MOACERA Бо ат
		ee ТЕЗ ИФ

МОСКВА, ВОЛХОНКА. 14 к 13
	ДИРЕКЦИЯ ИНСТИТУТА.

° Sr A Е ВЕНЕ
информации, архитектуры, эстрады и цирка — К 4-15-66. отделы театра, музыки, изобразитель вых искусств,

Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.
	Алрее редакции ий издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны: секретариат, отделы
	KRRO — K 5-45.12; излательство — К 1-45-98.
ее а