21 декабря 1949 г. № 35 (127)

Беенародное соревнование

6- osnamenosanue 7O-1emUlA
	mocapuia И. Б. Сталина
	ДОСТИЖЕНИЯ МОСКВИЧЕЙ
	Коллективы промышленных предприятий
Дзержинского района Москвы в соревнова=
нии в честь 70-летия товарища И. В. Сталина
достигли выдающихся успехов: район ”до-
срочно завершил годовой план.

В дни стахановской вахты десятки пред-
приятий выполнили пятилетние задания.
Среди `передовиков—коллективы комбината
твердых сплавов, заводов «Строммашина»,
«Красный штамповщик», фабрики. имени Ho-
гина и другие.

В честь знаменательной даты предприятия
района‘ до конца года дадут сверхплановой
продукции на десятки миллионов рублей.
	ЗРАПОРТУЮТ УРАЛЬСКИЕ ТОРНЯКИ.
	В социалистическом соревновании за до-
стойную встречу знаменательной и дорогой
даты —семидесятилетия со дня рождения
великого вождя и учителя советского народа
товарища И. В. Сталина горняки железных
рудников Урала добились замечательной
‘производственной победы. Е

Коллектив треста «Уралруда» завершил
Быполнение годового плана по добыче же-
лезной и марганцевой руды. Годовой‘ план
вскрышных и горноподготовительных работ
значительно перевыполнен. В декабре горня-
ки построили и ввели в эксплоатацию сверх
плана две с половиной тысячи квадратных
метров жилой площади.

Приняв на себя новые, повышенные обяза-
‚тельства, уральские горняки дадут. к концу
года много эшелонов сверхплановой руды.
	ТРУДОВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ
ДОМЕНЩИКОВ УКРАИНЫ
	Доменщики завода имени Дзержинского,
реализуя свои обязательства в соревновании
в честь 70-летия товариша И. В. Сталина,
добиваются новых успехов в борьбе за тех-
нический прогресс.

Вчера стахановский коллектив печи № 1
выдал последние тонны чугуна в счет плана
1949 года. Бригады мастеров тт. Анохина,
Басенко и Крючкова добились рекордного
использования мощности домны. Они ени-
мают тонну чугуна с каждых 0,63 кубиче-
ского метра полезного об’ема печи. С начала
года сэкономлено значительное количество
кокса и известняка.
	ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОБЕДЫ _.
ТРУДЯШИХСЯ АЛМА-АТЫ

Большими производственными победами
встречают  70-летие И. В. Сталина paGoune
предприятий Алма-Аты.
	С честью выполнил свои обязательетва
коллектив завода тяжелого машиностроения.
К 70-летию со дня рождения горячо любимого
вождя он сверх годового плана дал на сотни
тысяч рублей промышленного оборудования.

Металлиеты ремонтно-механического заво-

Да «20 лет Октября» принимали обязатель-

ство: дать к 21 декабря‘ сверх задания про-
дукции на полтора миллиона рублей. Слово
свое они сдержали. На этом предприятии
сейчае нет ни одного рабочего, который бы
не выполнил годовой нормы.

Свыше трех тысяч стахановцев столицы
Казахстана сегодня рапортовали ‘товарищу
И. В. Сталину о досрочном завершении: пя-
тилетних норм. Из них более 800 человек
выработали от восьми до пятнадцати годо-
вых заланий,
	УСПЕХИ ТРУДЯШИХСЯ МИНСКА
	Необычайный трудовой нод’ем на фабри-
ках и заводах Минска. Коллективы промыш-
ленных предприятий и новостроек несут по-
четную вахту. Рабочие, техники и инженеры
радиозавода имени Молотова выпустили более
чем на 6 миллионов рублей сверхплановой
продукции. 240 тысяч пар обуви сверх годо-
вого плана дал коллектив обувной фабрики
имени Тельмана. Строители Минска в эти
дни сдали в эксплоатацию новые жилые дома
и квартиры.

али и TOC.
	Октябрьской социалистической революнии
было образовано Советское государство,
создан новый государственный аппарат, со-
стоящий из трудящихся и опираю ийся на
поддержку народа. Под руководством “Ленина
й Сталина впервые в истории была установ-
лена диктатура пролетариата, приступившая
к осуществлению своей великой миссии —
ликвидации капитализма и построению со-
циализма.

В своих гениальных трудах И. В. Сталин
показал, что диктатура пролетариата — это не
кратковременный эпизод, а целая историче-
ская эпоха. «Эта историческая эпоха, — пишет
товарищ Сталин,— необходима не только для
того, чтобы создать хозяйственные и куль-
турные предпосылки полной победы социа-
лизма, но и для того, чтобы дать пролетариа-
ту возможность, во-первых-—воспитать и за-
калить себя, как силу, способную управлять
страной, во-вторых перевоспитать и переде-
лать мелкобуржуазные слои в направлении,
обеспечивающем организанию социалистиче-
ского производства».

Наиболее целесообразной и наиболее отве-
чающей этим историческим задачам полити-
ческой формой пролетарской диктатуры яв-
ляются Советы. Развивая идеи Ленина,
товарищ Сталин показал, что Советы — это
самая массовая форма организации трудя-
щихся, обнимаюнтая всех угнетенных и эке-
	плоатируемых, где политическое руководетво
	сохраняется за рабочим классом. Советы —
наиболее мощные органы трудящихся масс
в их революционной борьбе против буржуа-
зии. Советская власть, указывает товарищ
Сталин, является новой формой государ-
ственной организации, принципиально отли-
чающейся от старой, буржуазно-парламентар-
ной формы, новым типом государства, отве-
чающим интересам трудящихся и приспособ-
ленным к задачам полного освобождения тру-
дящихся от всякого гнета и эксплоатации, к
задачам построения коммунистического об-
щества. ,

Товарищ Сталин всесторонне развил идеи
Ленина о руководящей роли коммунистиче-
ской партии в системе диктатуры пролетари-
ата. Обобщая опыт диктатуры пролетариата
в СССР, И. В. Сталин глубоко обосновал то
положение, что партия является основной
руководящей и направляющей силой в систе-
ме диктатуры пролетариата, она — воспита-
тель и организатор рабочего класса и всех
трудящихся. Решающую роль на всех исто-
рических этапах развития Советского госу-
даретва, борьбы советского народа за по-
строение социализма сыграла Всесоюзная
коммунистическая партия (большевиков),
созданная, воспитанная и закаленная в рево-
люционных боях Лениным и Сталиным.
	Созданное товарищем Сталиным учение о.
социалистическом государстве освешает все
вопросы государственного строительства —
от установления диктатуры пролетариата
до полной победы коммунизма; оно состав-
ляет новую яркую главу теории научного
коммунизма, является огромным вкладом в
сокровишнину марксизма-ленинизма.
	жж
В докладе на ХУШ с›езде партии товарищ
Сталин дал теоретическое обоснование исто-
рических форм, функций и задач советского
социалистического государства. Его анализ
двух фаз в развитии Советского государства
представляет собой классический образец
научного ‘исследования. :
Товарищ Сталин показал, что в первой
фазе социалистического государства‘ основ-
ная задача состояла в подавлении сопроти-
вления свергнутых эксплоататорских клас-
сов; в организации обороны нашей страны от
нападения иностранных интервентов, в вос-
становлении промышленности и сельского
хозяйства, в подготовке условий для ликви-
дации капиталистических элементов. В соот-
ветствии с этими задачами социалистическое
государство осуществляло в тот период две
основные функции: подавления свергнутых
эксплоататорских классов внутри страны и
обороны страны от нападения извне. Истс-
рия показывает, что Советское государство
блестяще справилось с осуществлением этих
функций. В Советском Союзе под руковод-
ством партии Ленина— Сталина было сломле-
но сопротивление эксплоататорских классов;
большевистская партия и советский нарол
успешно отбили все попытки империалистов
и их агентуры поколебать мощь нашего го-
сударства. 3
Во второй фазе развития перед Советским
государством ветала задача организовать со-
циалистическое хозяйство по всей стране,
ликвидировать последние остатки капитали-
стических элементов, организовать. культур-
ную революцию, создать вполне современную
	армию для обороны страны. Сообразно с эти-
ми задачами изменились и функции социа-
листического государства. Основная задача
социалистического государства в этот период
внутри страны, учит товариш Сталин, со-
стоит в мирной хозяйственно-организатор-
ской и культурно-воспитательной работе. Ар-
мия, карательные органы, разведка в этот
период своим острием обращены уже не во-
внутрь страны, а во вне ее, против внешних
врагов. Факты всемирно-исторического зна-
чения со всей убедительностью неопровержи-
мо свидетельствуют о том, что задачи, стоя-
щие перед социалистическим государством
во второй фазе его развития, успешно вы-
полняются.

Под руководством великого Сталина в Co-
ветском Союзе ликвидированы все эксплоа-
Таторские классы и построено социалистиче-
ское общество. Созидательный труд советско-
го народа, вдохновляемого и организуемого
гением Сталина, в корне преобразил лицо
нашей Родины, превратил нашу страну из
отсталой, аграрной в индустриально-колхоз-
ную державу, располагающую первоклассной
промышленностью и самым крупным передо-
вым социалистическим земледелием, мошным
народным хозяйством, основанным на новей-
шей технической базе. В СССР осуществлена
подлинная культурная революция, вдохнови-
телем и организатором которой был товарищ
Сталин, создана своя, народная интеллиген-
‘ция, расцвела национальная по форме, социа-
листическая по содержанию культура. Мо-
рально-политическое единство советского об-
щества, дружба народов, советский патрио-
тизм стали могучими движущими силами со-
ветского общества.

Эти всемирно-историзеские завоевания со-
ветского народа записаны в созданной
И. В. Сталиным Конституции СССР.

Великая заслуга И. В. Сталина в разработ-
ке теории. социалистического государетва со-
стоит в том, что в его гениальных трудах со
всей силой показана и всесторонне обоснова-
на необходимость всемерного укрепления со-
циалистического государства, строительства
мощных вооруженных сил для защиты вели-
ких завоеваний социализма от всяких попы-
ток интервенции со стороны империалисти-
ческих государств.

В годы Великой Отечественной войны
советский народ еще глубже оценил все
величие, гениальность и  прозорливость
нашего мудрого вождя и учителя Иосифа
Виссарионовича Сталина, его неустанную за-
боту о росте и процветании социалистиче-
ской державы, об укреплении ее авторитета
и славы.

Благодаря неустанной заботе товариша
Сталина Советская Армия выросла в самую _
передовую, мошную и закаленную армию
мира. В годы Великой Отечественной войны
товариш Сталин разработал и претворил в
жизнь гениальный ‘план разгрома врага,
явился вдохновителем и организатором побе-
ды Советского Союза над гитлеровской Гер-.
манией и империалистической Японией.

Великая Отечественная война` показала,
зто созданное товарищем Сталиным совет-
ское многонациональное государство с успе-
хом выдержало все испытания, еще больше
окрепло, оказалось наиболее жизнеспособным
государством в мире, что оно является образ-
цом многонационального государства.

Гений Сталина ярко осветил перспективы
развития государства в,иериод победы ком-
мунизма в одмой стра’ Впервые в истории
марксистской мысли И: В. Сталин, опираясь
на опыт развития социалистического госу-
дарства в СССР, выдвинул и‘научно обоено-
вал важнейшее положение о необходимо-
сти сохранения и ‘укрепления  государ-
ства в период коммунизма, если не будет лик-
видировано капиталистическое окружение и
если не будет уничтожена опасность военно-
го нападения извне.

Формы государства при коммунизме, учит
товарищ Сталин, будут изменяться сообраз-
но с изменением внутренней и внешней об-
становки.

‘Советское государство существует в обста-.
новке, когда в мире имеются империа-
листические государства. стремящиеся орга-о

низовать покушение на страну сопиализ-о
	ма силой военной организации, предприни-
	маюцтие попытки путем военного нашествия
осуществить интервенцию в СССР с целью
реставрации капитализма. Советское государ-
ство должно укрепляться и быть постоянно
наготове, чтобы отразить нападение импе-
риалистической реакции.

На социалистическом государстве лежит
великая задача организатора и воспитателя
масс в духе коммунизма, руководителя на-
родного хозяйства и культурного строитель-
ства.
	суда
	Сегодня, 21 декабря, советский народ, тру-
дящиеся всего мира с большим воодуптевле-
нием отмечают семидесятилетие со дня рож-
дения мудрого вождя и учителя `большевист-
ской партии и советского народа, создателя
и руководителя многонационального совет-
ского социалистического государства” Иосифа
Виссарионовича Сталина. :

Вся жизнь и деятельность И. В. Сталина
неразрывно связаны с героической историей
большевистской партии, с историей первого
в мире социалистического государства. Яв-
ляясь ближайшим соратником Ленина,
товарищ Сталин вместе с Лениным заклады-
вал основы и вел гигантскую работу по даль-
нейшему строительству нового, Советского
государства. . : .

После смерти Ленина товарищ Сталин ру-
ководит невиданным в истории многонацио-
нальным социалистическим государством ра-
бочих и крестьян. Под руководством
товарища Сталина Советское государство вы-
росло, окрепло, превратилось в несокруши-
мую крепость социализма.

Развивая марксистско-ленинскую теорию,
обогащая ее гигантским опытом социалисти-
ческого строительства в СССР, товарищ
Сталин создал нпельное и законченное учение
о социалистическом государстве.
		Сейчас, когда советское общество решает
задачу постепенного перехода от социализма
к коммунизму, еше актуальнее, еше настоя-
	тельнее выдвигается задача всемерного
укрепления Советского социалистического
государства.
	Созданная товаришем Сталиным цельная и
законченная теория социалистического госу-
дарства всесторонне подтверждена величай-
шим историческим опытом многонациональ-
ного Советского Союза, народы которого по-
строили социализм и уверенной поступью
идут вперед, к коммунизму. <

жа

Учение товарища Сталина о социалистиче-
ском государстве с величайшим успехом пре-
творяется в жизнь и в странах народной де-
мократии, демонстрируя свою всепобеждаю-
щую силу и. громадное международное зна-
чение.

В ряде стран Центральной и Юго-Восточ-
ной Европы, освобожденных Советской
Армией от фашистских захватчиков, ра-
бочий класс в союзе с крестьянством разгро-
мил буржуазию и помещиков, национализи-
ровал промышленность, а землю передал кре-
стьянам. В этих странах утвердился строй
народной демократии. Режим народной
демократии выполняет функции диктатуры
пролетариата; государство в странах народ-
ной демократии является пс существу одной
из форм диктатуры пролетариата.
	Б странах народной демократии имеются
все основные признаки диктатуры  пролета-
риата: власть в центре и на местах безраз-
дельно принадлежит рабочему классу и кре-
стьянству при руководящей роли рабочего
класса; государства народной демократии,
всемерно развивая промышленность, являю-
щуюся общенародным достоянием, вместе с
тем оказывают всестороннюю помощь труло-
вому крестьянству, укрепляя с ним союз,
воспитывая его в духе социализма, оказывая
ему содействие в переходе к обобществленно-
му, кооперативному ведению хозяйства, одно-
временно неуклонно ограничивая и вытесняя
капиталистические, кулацкие хозяйства де-
ревни; в государствах стран народной демо-
кратии решающей и направляющей полити-
ческой силой являются коммунистические и
рабочие партии.

Таким образом, принципы диктатуры про-
летариата, развитые Лениным и Сталиным
на основе опыта диктатуры пролетариата в
СССР, ссуществляются в странах народной
демократии и служат могучей силой их раз-
вития по социалистическому пути,

Опыт стран народной демократии показал,
что пролетариат в своем историческом твор-
честве открывает все новые и новые формы
политической организации в переходный
период от капитализма к  социализму соот-
ветственно конкретным историческим усло-
виям, условиям современной эпохи, когда
имеется могучая страна социализма -— Совет-
ский Союз, когда многократно выросли силы
международного лагеря социализма и демо-
кратии. у
	Бажнейшей особенностью строительства со-
циализма в странах народной демократии
является тесная дружба и союз с СССР.
Советский Союз является надежным оплотом
национальной и государственной незавиеи-
мости стран народной демократии. В строи-
тельстве социализма они опираются на могу-
цественную силу великого Советского социа-
листического государства, на его опыт и под-
держку. Теперь, когда существует и идет от
	победы к победе величайшая страна сопиа-
	лизма — СССР, сама логика событий говорит
с том, зто социализм может с успехом раз-
виваться в той или иной стране, только опи-
раясь на мошную поддержку СССР и в союзе
с ним, в союзе с другими странами, и ао
шими на путь сонпиализма,
		Вопрос о государстве рабочего класса, о
диктатуре пролетариата является основным
вопросом теории научного коммунизма.
Маркс и Энгельс на основе обобщения опыта
революционной борьбы рабочего класса вы-
двинули идею диктатуры пролетариата как
политического господства пролетариата и как
метода свержения власти ‘капитала путем
насилия.

Владимир Ильич Ленин развил эту идею
Маркса в новых исторических условиях эпо-
хи империализма и пролетарских революций.
Ленин рассматривал диктатуру пролетариата
под углом зрения проблемы союзников про-
летариата, определил диктатуру пролетариа-
та как особую форму союза рабочего класса
и крестьянства при руководящей роли рабо-
чего класса. Это новое положение Ленина
расширяло основу диктатуры пролетариата,
превращало ее в государство, имеющее своей
социальной базой подавляющее болыпинство
народа, т. е. трудящихся города и деревни.
Ленин с особой силой подчеркнул, что. дикта-
тура пролетариата является высшей формой
демократии в классовом обществе, выражаю-
щей интересы трудящихся. Выдающимся
вкладом Ленина в учение о государстве ра-
‘бочего класса явилось открытие им Совет-
ской власти как лучшей государственной
формы диктатуры пролетариата.

Ленину не удалось развить дальше теорию
государства, что он мечтал сделать, опираясь
на опыт существования советской власти в
СССР. Смерть помешала Ленину выполнить
эту задачу. Но то, что не успел сделать в тео-
рии государства В. И. Ленин, ` сделал ero
соратник и продолжатель Gro великого дела
И. В. Сталин.

Товарищ Сталин всесторонне развил ленин-
скую теорию социалистического государства,
обогатил теорию научного коммунизма.
И. В. Сталин отстоял ленинское учение о го-
сударстве от врагов ленинизма — троцкистов,
бухаринцев, зиновьевцев и прочих капиту-
лянтон. Развивая учение Ленина о том, что
вопрос о государственной власти является
основным вопросом социалистической рево-
 люции; товарищ Сталин показал, что рабочий
класс без диктатуры пролетариата не может
закрепить завоевания революции, не может
окончательно победить буржуазию и по-
строить социализм, что вопрос о диктатуре
пролетариата является главным в ленинизме.

«Пролетарская революция, — писал товарищ
Сталин, -- ее движение, ее размах, ее дости-
жения облекаются в плоть и коовь лишь че-
рез диктатуру пролетариата. Диктатура про-
летариата есть орудие пролетарской револю-
ции, ее орган, ее важнейший опорный
пункт...»

Ленин и Сталин учат, что для того, чтобы
сломить сопротивление эксплоататорских
классов, ликвидировать их и ИМостроить но-
вое, социалистическое общества, необходима
твердая и решительная власть, которая бы,
опираясь на сочувствие и всестороннюю под-
держку трудящихся и эксплоатируемых, по-
диктаторски расправлялась с классовыми
врагами. Ввиду этого рабочий класс должен
до основания сломать, разбить старую, бур-
жуазную государственную машину и создать
новый государственный аппарат. :

Большевистская ‘партия под руководством
Ленина и Сталина с величайшим успехом
справилась с этой труднейшей исторической
задачей. В результате победы Великой
		С именем великого Сталина — вождя и
учителя большевистской партии и советского
народа—связаны грандиозные всемирно-исто-
рические победы социализма, могучий pac-
цвет социалистической культуры в Советском
Союзе. И. В. Сталин — вдохновитель и орга-
	низатор строительства социалистической

‚культуры.
Воплошая в жизнь учение Ленина —
	Сталина, советский народ под руководством
большевистской партии, под водительством
товарища Сталина в невиданно короткие
исторические сроки построил социализм,
осуществил в стране культурную  рево-
люцию. С победой социализма развитие со-
цпиалистической культуры в нашей стране
пошло еше быстрее и достигло величествен-
ных результатов. Руководствуясь политикой
партии, являющейся жизненной основой раз-
вития советского общества, наш народ до-
бился огромных побед во всех областях куль-
туры: в просвещении, науке, искусстве, худо-
жественной литературе.

Неустанную заботу о процветании культу-
ры нашей славной Родины, о культурном
росте советских людей проявляет лично
товарицх Сталин.

В теоретических трудах И. В. Сталина
раскрыто все великое значение“ социалисти-
ческой культуры. Товариш Сталин с неутоми-
мой энергией заботится с том, чтобы дать
широкую дорогу росту прогрессивного, ново-
го в культуре советского общества и уберечь
ее от враждебных влияний. Благодаря горя-
чей сталинской заботе наша советская социа-
листическая культура, проникнутая идеями
Ленина — Сталина, стала самой передовой,
самой прогрессивной культурой в мире, при-
обрела значение созидающей творческой си-
лы в общем движении советского общества
к коммунизму.

Велико международное значение советской
культуры: она служит верным маяком для
трудящихся всех стран, освещая им путь в
борьбе за демократическую культуру, за под-
линный гуманизм в науке и искусстве, за
мир и безопасность народов и их националь-
ный суверенитет. Имя Сталина — символ
борьбы за победу передовой культуры во
	всем мире.
	Учение товарища Сталина о социалистизче-
ском государстве вооружает все братские
коммунистические и рабочие партии идей-
ным оружием великой, неодолимой силы.
	Двадцатый век — век всепобеждающих идей
Ленина-— Сталина. Успешно осуществлясбтся
строительство коммунизма в Советском Сс-
юзе, по социалистическому пути идут страны
народной демократии; рабочий класс капита-
листических стран ведет героическую борьбу
за уничтожение империализма, за мир, демо-
кратию и социализм.

Гениальное учение товарища Сталина о
путях победы рабочего класса, о социалисти-
ческом государстве является величайшей си-
лой, приближающей торжество коммунизма
	о всем мире.

_П. ЮДИН.
	Советский Союз стал действительной цита-
делью и рассадником передовой науки. Сс-
зетская наука, развивающаяся на основе
единственно научного мировоззрения -= диа-
лектического материализма, одерживает все
новые и новые победы над силами природы,
подчиняя их человеку, используя их в инте-
	pecax общества, дальнейшего повышения
культурного и материального уровня
трудящихся. Товариш Сталин учит. что
	подлинно передовая наука не терпит косно-
сти, консерватизма, застоя, не боится отверг-
нуть старое, уже отжившее свой век, не при-
знает фетишей. Советская наука чутко отно-
	сится К росткам нового, отетаивает это
новое, если OHO прогрессивно. Советская
наука не терпит отрыва от практики, от
	жизни, от развивающейся действительности.
Связь теории с практикой составляет
‚ нест’емлемое свойство передовой науки.
Советская нзука, проникнутая марксистско-
ленинским мировоззрением, по внутреннему
существу своему — революционная наука. Она
не только об’ясняет факты и явления приро-
ды и общества, но активно воздействует на
природу, на общественное развитие. Образ-
цом передовой, всепобеждающей науки яв-
ляется марксистско-ленинская наука о зако-
нах общественного развития, творчески раз-
виваемая дальше товарищем Сталиным.
Товариш Сталин учит нас, что «есть одна
отрасль науки, знание которой должно быть
обязательным для большевиков всех отраслей
науки, — это марксистско-ленинская наука об
обществе, о законах развития общества, о
законах развития пролетарской революции,
о законах развития социалистического стро-
ительства, о победе коммунизма».
Товариш Сталин проявляет повседневное
внимание и заботу о росте всего того но-
вого, прогрессивного, что проявляется в той
или иной отрасли научных знаний. В то’ же
время товарищ Сталин беспощадно бичуег все
то, что тормозит развитие науки, ее worTy-
пательное движение вперед. Примером этому
может служить дискуссия по вопросам биоло-
гии на сессии Всесоюзной академии сельско-
хозяйственных наук имени В. И. Ленина. Эта
цискуссия нанесла сокрушительный удар по
идеалистическому вейсманиетско-морганист-
кому антинаучному направлению в бирло-
гии и провозгласила непобедимую величай-
шую силу мичуринского направления в био-
логии, опирающегося на диалектический мз-
териализм: Руководящие идеи товарища
Сталина и здесь сыграли решающую роль,
открыв широкие перспективы в научной. и
‚практической работе.

a im
	(Окончание на 4-й стр.)
	дохновитель и организатор
социалистической культуры

С тех пор, как были сказаны эти слова,
прошло более 20 лет. Указания товарища
Сталина претворены в жизнь. Наша социали-
стическая Родина имеет теперь многомил-
лионную армию интеллигенции. Подготовка
кадров специалистов из года в год усили-
вается. В настоящее время работает более
800 высших учебных заведений, в которых
обучается, включая и студентов заочного
обучения, свыше одного миллиона человек.

Глубоко веря в творческие силы советского
народа, великий корифей современной нау-
ви — товарищ Сталин еще много лет назад
призывал партию, кадры советской интелли-
генции, молодежь к овладению наукой.
Призыв товарища Сталина вдохновлял и
вселял уверенность, что в нашей стране,
навсегла покончившей с эксплоатацией
человека человеком, наука имеет великую
будущность. Товарищ Сталин говорил в
1925 году: =

«Я думаю, что наша страна се ее револю-
ционными навыками и традициями, с ее борь-
бой против косности и застоя мысли, пред-
ставляет наиболее благоприятную обстановку
для расцвета наук. Едва ли можно сомне-
ваться, что мешщанская узость и рутина, свой-
ственные старым профессорам капиталисти-
ческой школы, являются гирей на ногах у
науки. Едва ли можно сомневаться, что на
полное и свободное научное творчество спо-
собны лишь новые люди, свободные от этих
недостатков. Наша страна имеет в этом отно-
шении великую будущность цитадели и рас-
садника наук, свободных от пут». р

Эти пророческие слова товарища Сталина
полностью сбылись;

В капиталистических странах наука перс-
	живает глубокии кризис; она находитея
на службе у поджигателей войны, епо-
собетвует производетву смертоносных ору-
	дий, предназначенных для истребления че-
ловечества, осуществления агрессивных це-
лей американского империализма. Большин-
ство буржуазных ученых находится в плену
мистики, теологии, знахарства, мракобесия.
Отдельные выдающиеся ученые — представи-
тели демократических, прогрессивных Kpy-
гов — подвергаются жестокому гонению и пре-
следованию со стороны реакции.
	Еще в первые годы советской власти
В. И. Ленин говорил, что «нигде народные
массы не заинтересованы так настоящей
культурой, как у нас; нигде вопросы этой
культуры не ставятся так глубоко и так по-
следовательно, как у нас».

Наше социалистическое государство вету-
пило теперь в 33-й год своего существования.
Как неузнаваемо преобразилась за это время
наша страна, ее экономика, техника, наука,
искусство, как гигантски выросла культура
советского общества! Пышным цветом pac-
цвела во всех 16 республиках СССР напиос-
нальная по форме, социалистическая по co-
держанию советская культура.

На развалинах старого, буржуазного об-
щества в нашей стране возникли новые, ео-
циалистические нации, которые, как указывал
товариши Сталин, являютея более жизне-
способными, сплоченными и общенародными,
чем любая буржуазная нация. Именно социа-
листические нации оказались способными
стать носителями и творцами действительно
передовой культуры. Это стало возможным
потому, что в основе социалистической куль-
туры лежит идеология .марксизма-ленинизма,
политика партии Ленина — Сталина; это ста-
ло возможным потому, что народы Совет-
ского Союза всей своей дружной семьей при-
общились к социалистическому строитель-
ству, в управлению своим родным государ-
ством, стали активными непосредственными
участниками построения социализма и по-
строили его; это стало возможным потому,
что товариш Сталин — руководитель совет-
ского народа, ведущая сила партии и госу-
дарства — проявлял и проявляет горячую оте-
ческую заботу о росте социалистической куль-
туры в каждой республике, во всем Совет-
ском Союзе.

Развивая ленинбкие идеи о строительстве
социалистической культуры и вдохновляя co-
ветский народ на их воплощение в жизнь,
товарищ Сталин выдвинул в качестве перъо-
очередной задачи в деле под’ема культурного
уровня всех трудящихся развитие грамотно-
сти среди населения как «основы всякой
культурности». Эта основа, указывал товариш
Сталин, необходима для культурного разви-
тия рабочего класса и трудящихся масс кре-
			стьянства «в смысле приобретения навыков
и уменья войти в дело управления страной».
После того как была проведена огромная ра-
бота’ по ликвидации неграмотности среди
населения страны, товарищ Сталин по-
ставил Ha XVI сезде партии задазу
осуществления всеобщего обязательного
первоначального образования, рассматри-
вая это мероприятие как решающий шаг
в дальнейшем развитии культурной ре-
волюции. Эта задача была выполнена.
Товарищ Сталин выдвинул новую задачу:
осуществить всеобщее обязательное семилет-
нее образование. Вероломное нападение гит-
леровских орд на нашу Родину помешало
решить эту задачу, но теперь, после оконча-
ния войны, она уже осуществляется. В стране
работает сейчас свыше 220 тысяч начальных,
средних школ и техникумов, в которых
обучается свыше 34 миллионов человек,
	Постоянно заботясь о под’еме культуры со-
ветского народа, товариш Сталин говорил на
ХУПТ партс’езде, что мы хотим сделать всех
рабочих и всех крестьян культурными и об-
разованными, и мы сделаем это со временем.
Ведя народ к коммунизму, партня создает
все условия для того, чтобы постепенно сти-
рались грани между умственным и физиче-
ским трудом, чтобы непрерывно росли кадры
новой, народной советской интеллигенции.
	Выращиванию кадров советской интелли-
генции, преданной делу построения комму-
низма, товарин Сталин с первых лет су-
шествования Советского государства уделяет
неослабное внимание,

«Нам нужны теперь, — говорил товариш
Сталин, — целые группы, сотни и тысячи но-
вых кадров из большевиков, могущих быть
хозяевами дела в разнообразнейших отрас-
лях знаний. Без этого нечего и говорить о
быстром темпе социалистического строитель-
ства нашей страны. Без этого нечего и гово-
рить о том, что мы сумеем догнать и пере-
гнать передовые‘ капиталистические страны».
	Развивая ленинские идеи о роли и зна>-
нии культуры в Советском Союзе, о необхо-
димости проведения культурной революции
в стране, строящей социализм, товариш
Сталин показал, что вопрос © культурных
силах рабочего класса—это один из основных
вопросов социалистического строительства,
без решения которого невозможна победа со-