31 лекабря 1949
	Ура и Ж

Культурная жизнь
		колхозной деревни
	МЕСТНЫХ ГАЗЕТ
	Добрым, задушевным словом провожают со-
ветские крестьяне минувитий 1949 год. Чет-
вертый год послевоенной сталинской пяти-
летки принес им новые крупные успехи на
всех участках колхозного строительства.
Радуют тружеников сельского хозяйства за-
мечательные итоги, достигнутые в дальней-
шем росте сопизалистического сельского хо-
	зяйетва, в деле развития культуры KOAXO3-
ной деревни,

В 1949 году сделан крупный шаг по осу-
ществлению семилетнего обучения в сель-
	ских местностях. Возросло число сельских
районов сплошной электрификации и радио-
Ффикации, увеличилась сеть кинотеатров,
клубов, изб-читален, библиотек и других
культурно-просветительных учреждений.

Это быстрое развитие культуры советской
деревни находит всестороннее и яркое отра-
жение на страницах местных газет,

Краснодарская краевая газета «Советская
Кубань» выступила с содержательной поло-
сой «По пути, указанному вождем», посвя-
щенной Сталинскому сельскому. району. Кор-
респонденции и заметки, опубликованные в
газете, показывают, какой богатой культур-
ной жизнью живут трудящиеся этого района.

Депутат райсовета т. Усатая пишет:

«Старожилы нашей станицы Челбасской
помнят один любопытный документ — ответ
графа Воронцова-Дашкова на письменное
прошение об открытии новой школы. Цар-
зкий сатрап написал тогда: «Казаку грамоты
хватит и начальной, а обязанность казач-
ки —рожать детей. В прошении отказать»,

Иной стала жизнь станичников при совет-
ской власти, при колхозном строе. В районе
имеются сейчас 24 школы, два сельских клу-
ба, 4 избы-читальни, 14 колхозных клубов,
десятки красных уголков, библиотек, три ки-
нотеатра, несколько кинопередвижек и три
радиоузла. В районном центре организовано
отделение Всесоюзного общества по распро-
странению политических и научных знаний,
а в каждой станице — сельский лекторий.
Район располагает большим отрядом сель-
ской интеллигенции. В одной только станице
Челбасской—65 учителей, 10 агрономов и еще
свыше 40 работников интеллектуального
труда.

Знаменателен` следующий факт, сообщен-
ный т, Усатой. Бывшие жители одной из
улиц станицы Челбасской в советские годы
стали: Иван Шулика — генералом, Александр
Шулика — инженером, Федор Усатый -- гене-
ралом, Матвей Василенко — геологом, Яков
Кравцов и Григорий Головко — полковника-
ми, Григорий Любченко — секретарем райко-
ма партии.

Советские крестьяне с большим энтузиаз-
мом осуществляют завет великого Ленина об
электрификации страны. Используя могучую
силу таежных и горных речек, колхозники
Ермаковского района Красноярского края
широко развернули строительство межкол-
хозных гидроэлектростанций. Две такие гид-
ростанции уже работают. Сотни киловатт
энергии используются не только для освеще-
ния домов колхозников, но и для электрифи-
кации процессов производства. Государство
помогает колхозникам в строительстве элек-
тростанций кредитами, технической консуль-
тацией, материалами. Большинство работ ве-
дется методами народной стройки. В 1949 го-
ду три четверти колхозов района полу-
чили ток. В новом, 1950 году не останется ни
одного населенного пункта, где бы не
зажглась лампочка Ильича. В полосе «За
район сплошной электрификации» краевая
газета «Красноярский рабочий» рассказала
© богатом опыте этого района! по электрифи-
кации колхозной деревни. }

В быт колхозной деревни прочно вошло
радио. Убедительным языком цифр и фак-
тов рассказывает. областная газета «Омская
правда» 08 уснехах радиофичации села. За
1949 год количество падисузлея\в йбласти
выросло в 4 раза, а количество радироточек
с 22.295 ‘увеличилось ‘до 150 тысяч. Пять
районов и тысяча ‘колхозов сплошь  ра-
	диофицированы. По решению областного
комитета партии организована агротехни-
ческая и зоотехническая учеба колхоз-
	ников, колхозниц, работников МТС и совко-
зов по радио. Этим видом учебы охвачено
150 тысяч работников сельского хозяйства
области. Лекции по полеводству, животнов?д-
ству и механизации сельскохозяйственного
производства читают научные работники
Омского сельскохозяйственного института
имени С. М. Кирова, Омского ветеринарного
института, а также передовики сельского xO~.
зяйства области.

Труженики сельского хозяйства постоянно
заботятся о внедрении в колхозное производ-
ство достижений агрономической науки. Тя-
га колхозников к научным знаниям велика.
	Прошло почти два года со времени исто-
рического ‘постановления ЦК ВКИ(б) об опе-
ре В. Мурадели «Великая дружба». За этот
срок в советской музыке произошли большие
сдвиги. Сформулированные в постановлении
Центрального Комитета ВКП(б) требования к
	композиторам определили развитие советско-.
	го музыкального творчества но пути Conan.
листического реализма. В последовательной.
непримиримой борьбе с‘губительными влия-)
_ниями формализма многие из COBETCKMX
композиторов добились ‘заметных успехов н
деле создания. идейной, реалистической му-
зыки, органически связанной с народным
творчеством и опирающейся на лучшие тра-
дилии музыкальной классики.
	закончивитийся недавно пленум правле-
	ния Союза советских композиторов СССР
подвел итоги музыкально-творческой работы
За 1949 год. В отличие от предыдущего пле-
нума, отметившего первые успехи компози-
торов на пути совершенетвования музыкаль-
ного творчества и овладения тематикой сов-
ременности, последний пленум со всей оче-
видностью показал, что успехи в развитии
советского музыкального творчества все 5о-
лее множатся. Советская тема стала теперь
ведущей в творчестве основной массы ком-
позиторов; идейно значительнее и глубже
стали их творческие замыслы; происходит
интенсивный процесс достижения художс-
ственной ясности и образной выразительно-
сти музыкального языка;. все более органич-
но и естественно проникаются композиторы
духом подлинной народности многонацио-
нального музыкального искусства Советско-
го Союза. ;

Руководствуясь решением ЦК ВКП(б) по
вопросам музыки, указаниями Ленина и
Сталина, советские композиторы воплощают
в своих произведениях передовые идеи вели-
кой сталинской эпохи и завоевывают новые
высоты в музыкальном творчестве,

В судьбах советской музыки заинтересо-
ваны широчайшие народные массы нашей
страны, к ней приковано внимание всего пе-
редового и прогрессивного человечества, ибо
музыкальное искусство нашей Родины ак-
тивно борется за мир и демократию; оно
проникнуто духом пламенного патриотизма
и пролетарского интернационализма; оно

’ воспевает героический созидательный со-
циалистический труд, славит великие дела
советского народа — творца новой, коммуни-
стической жизни.

Пленуму правления Союза советских ком-
позиторов, происходившему в Москве, пред-
шествовали широкие смотры музыкального
творчества композиторов национальных рес-
публик — Литвы, Латвии, Эстонии, Азербай-
джана, Грузии, а также крупных музыкаль-
ных центров страны — Ленинграда, Сверд-
ловска, Ростова и других. Эти смотры про-
демонстрировали все более крепнущую связь
советской музыки с народом, его идейными и
	члены колхозного совета по распростране-
нию агрозоотехнических знаний артели
«Красный Октябрь» Рыльского района напи-
сали недавно в. газету «Курская правда»
письмо о TOM, как в их колхозе организована
агротехническая учеба. «У себя в колхозе, —
пишут авторы письма,— мы уже сделали все
необходимое для осушествления боевого ло-
зунга дня «Каждому колхознику — агротех-
минимум!»: организовали колхозный агролек-
торий, субботу превратили в день массовых
агротехнических чтений.

Но решению общего собрания колхозников
при нашем клубе создается большая библио-
тека в помошь изузающим агротехминимум,
а в 1950 году будет построен Дом агрокуль-
туры, в котором разместятся агрономическая
лаборатория, библиотека, читальный зал, ка-
бинет агроконсультаций и т. д.».

«Курская правда» лобивается того, чтобы
призыв краснооктябрьцев «Каждому колхоз-
нику — агротехминимум!» был  подхвачен
всеми колхозниками области.

Важным средством развития культуры на
селе являются избы-читальни и библиотеки.
Недавно калининская областная газета «Про-
летаоская правда» ознакомила своих чита-.
телей с работой хорошевской библиотеки
имени товарища Сталина. Интересна исто-
рия создания этой библиотеки. Село Хороше-.
во распсложено в четырех километрах от го-
рода Ржева. Здесь в одном. из домиков в
августе 1943 года, во время пребывания на
Калининском. фронте, останавливался Иосиф
Виссарионович Сталин, По ходатайству тру-
дящихся Ржевского района на здании была
установлена памятная доска. Сейчас здесь
открыта сельская библиотека-читальня, кото-.
рой присвоено имя товарища Сталина. Около
600 колхозников пользуются услугами этой
библиотеки. Ежегодно читателям выдается
от 12 до 15 тысяч книг. «Заведующий библио-
текой И. А. Орлов и заведующая читальным
залом М. П. Королькова,— пишет ‘газета, —
повседневно знакомят колхозников с теку-
щцими событиями, проводят беседы и громкие
читки газет. При библиотеке работают круж-
ки по изучению биографии товарища Сталина
и «Краткого курса истории ВКП(б)»; органи-
зован сельский лекторий. Библиотеке во всей.
ее работе помогает актив из колхозников и
сельской интеллигенции. С их помошью в
библиотеке проводятся доклады, `литератур-
ные вечера, лекции, читательские конферен-
ции, выпускаются стенные газеты и «боевые
листки»,

Интересную полосу «Театры колхозной де-
ревни» напечатала владимирская областная
газета «Призыв». Вот заметка о колхозе
им. Максима Горького. Члены артели назва-
ли свое коллективное хозяйство именем
великого советского писателя нё случайно..
Здесь любят и ценят литературу, искусство,

«Свыше двадцати лет, — пишет газета, — при
избе-читальне колхоза существует драмати-
ческий кружок, превративитийся, по сути’ де-
ла, в колхозный театр. По всему району идет
слава о демидовских артистах. На премьеру
в Демидово приходят люди из окрестных се-
лений — Ворити, Алябьева. Ундола, Лакинки.
Из этих же селений в кружке занимаются и
колхозники». На сцене колхозного ‘театра
шли «Женитьба» Гоголя, «Свадьба Кречин-
ского» Сухово-КобылинА. С увлечением ра-
ботает труппа над постановкой пьесы К. Си-
монова «Нарень из нашего города». Энтузи-
асты художественной самодеятельности
активно овладеваюз\ артистическим искус-
ством, изучая замечательные ‘труды К. С.
Станиславского. .
	В конце 1948 года в Челябинске состоялась
областная конференция (по культурному
строительству. В связи ¢ этим событием об-
ластная газета «Челяйинский рабочий» опу-
бликовала ряд тематилесИих полос М полбо-
рок. Запоминаетея съатья‘ секретаря Магни-
тогорского горкома ВКП(б) т. Зубовой о шеф-
стве города над деревней, которое является
одним из замечательных проявлений содру-
жества рабочих и крестьян нашей страны,
Коллективы предприятий Магнитогорска
оказывают большую помошь в электри-
фикации и радиофикации сел подшефных
районов. Члены Магнитогорского отделения
Всесоюзного общества по распространению
политических и научных знаний прочитали
в колхозах, МТС и совхозах подшефных рай-
онов десятки лекций на политические, лите-
ратурные и естественно-научные темы. В го-
роде собрано около 10 тысяч томов для по-
полнения сельских библиотек, изб-читален
и колхозных клубов. :
	Приведенные Факты о Фыстром росте со-
	‹ пиалистической культуры типичны для боль-
	гшинства колхозов нашей великой Родины.
В. ГОНЧАРОВ.
		вление в этом направлении, — HO всего shor
мало, читатель ждет от писателей больше
ярких, увлекательных произведений о своих
сверстниках — пионерах, комсомольцах,

Учашиеся старших классов задумываются
над своим будущим — куда пойти учиться
дальше, какую специальность избрать. Они
просят рассказать о жизни и деятельности
инженеров, врачей, писателей, художников,
учителей. У нас ‘мало чниг, которые могли
бы помочь школьнику выбрать свой жизнен-
ный путь.

Советские писатели создали немало хоро-
ших книг, воспитывающих у детей любовь к
Родине, советский патриотизм и чувство на-
циональной ‘гордости, но тема эта неисчер-
паема, и работники советской школы, много-
численные юные читатели ждут от писателей
новых вдохновенных творений, прославляю-
щих наше социалистическое отечество.

Проблемы дружбы, товарищества, взаимо-
отношения личности и коллектива всегда
привлекают к себе внимание юношей и деву-
mer, Многие наши писатели в своих произ-
ведениях пытались осветить эти сложные во-
просы, но. делали это зачастую упрощенно,
схематично, на низком идейном и художе-
ственном уровне и, естественно, не смогли
удовлетворить запросы читателей,

Наша литература в долгу перед советским
учителем — этим замечательным о деятелем
просвещения. Стоит ознакомиться с теми
письмами, которые пишут бывшие воспитан»
ники своим учителям, чтобы, увидеть образ
наставника, которому обязаны своим воспи-
танием многие и многие наши современные
деятели. Изобразить со всей силой художе-
ственного творчества замечательного воепи-
тателя, раскрыть перед юным читателем
духовный образ советского учителя -- это
долг и обязанность советского писателя,

Велик спрос у детей и юношей на научно-

популярную литературу. Если учащиеся
старших классов могут иногда пользоваться
научной литературой, написанной для взрос-
лых, то очень мало научно-популярной лите-
ргатуры для учащихся 4—7-х классов, Чита
тели этого возраста серьезно интересуются
путешествиями; но книг, доступных их no
ниманию, мало; те документальные очерки о
М. Пржевальском, М. Козлове, Ф. Литкь,
которые выпускает Издательство географиче-
ской литературы, мало подходят для таколь-
ников этого возраста, и часто книга возвра-
щается библиотекарю непрозитанной. Еще
бедно представлен у нас любимый детьми
жанр научно-фантастической и приключен-
ческой литературы.
{ Молодежь требует хорошую книгу по тех-
нике-об автомобиле, самолете и их строи-
телях. Особенно нужна, например, молодежл
книга о том, как рождается самолет, какой
большой и трудный путь проходит он, пре
жде чем уйти ‘в небо; сколько героических
усилий прилагают наши рабочие, техники и
инженеры для его создания. Дать юным чи:
тателям книги такого рода-—долг писателей,
Необходимо создать написанные хорошим и
доступным языком научно-популярные книги
по всем отраслям знания.

Большую помощь детской литературе
могла бы оказать литературная критика, если
бы она серьезно и повседневно вникала в
круг проблем и вопросов детской литерату-
ры. К сожалению) наша критика не идет
	льше отдельт

re
=

ых рецензий, помещаемых &
	газетах и журналах, ВБ рецензиях, написеан-
ных засто случайными авторами, мало. зна“
комыми с вопросами детской литературы, нет
никакого обобщения. опыта, наколленного. с0-
ветской литературой для детей. Союз совет
ских писателей мало занимается вопросами
создания и критики детской литературы, Ко-
миссия по детской литературе плохо справ-
лялась со своими обязанностями. Мимо вни-
мания руководства комиссии проходили мно-
тие новые явления в детской литературе,
свидетельствующие о ее росте, не встречали
поддержки новые ценные произведения, не-
редко заслужившие признание читателя, кни-
ги подвергались, при попустительстве комис
сии, несправедливой критике,

В детской литературе работают многочис-
ленные кадры писателей, и все же их явно
недостаточно. Надо, чтобы в ряды авторов,
пишущих для детей, вливались новые силы,
Наряду ¢ крупными художниками слова для
детей полжны писать молодые писатели,
журналисты, ученые, учителя.

Создание новых книг, воспитывающих мо-
лодое поколение, будущих строителей ком-
мунистического общества, — одна из важней“
ших задач советской литературы.
	> Фо “ВФ SS DO“
		аи А
			oo ¢
И. КАИРОВ
	Хорошая книга, прочитанная в детстве, за- .
	поминается на сю жизнь и нередко овазы
вает серьезное влияние на формирование ха-
рактера, на ‘моральный облик человека.
Советские дети хорошо знают книги «Мо-
лодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о на-
стоящем зеловеке» Б. Полевого, «Сын полка»
В. Катаева, «Два капитана» В. Каверина и
любят героев этих произведений. О силе воз-
действия хоро цей книги на юных читателей
пишут сами шидльники. «В книге «Молодая
гвардия» есть очень-много захватывающих
моментов,— палет учащийся пятого класса
одной из тикой г. Москвы, — мне очень хоче
ся быть пожжим на Олега Кошевого». Из-
вестнодыакое- сильное впечатление на детей
промзводит талантливая книга А. Гайдара
«Тимур и его“ команда». Тимуровец — это
символ. юного сбветского патриота.
Исторические указания партии по вопро-
сам литературы и искусства оказали благо-
творное влияние на развитие детской лите-
ратуры. Советские писатели, среди которых
наряду с. известными авторами можно ви-
деть ряд новых творческих дарований, созда-
ли немало художественных произведений
большого воспитательного значения; обога-
тили нашу детскую литературу. Нопулярны-
ми среди детей стали книги: «Повесть
с сыне» Е, Кошевой, «Четвертая высота»
Е. Ильиной, «С тобою товарищи» М. Приле-
жаевой, «Село Городище» Л. Воронковой,
«Звездочка» И. Василенко, «Стожары» А, Му-
сатова, «Васек  Грубачев и его товарищи»
В. Осеввой. Ряд новых поэтических про-
изведений для маленьких читателей созда-
ли С. Михалков, Е.  Трутнева, С. Маршак,
3. Александрова, А. Барто, О. Бедарев и
другие. В круг чтения детей вошло несколь-
ко новых вниг, показывающих нашу совет-
скую науку и технику, величие социалисти-
ческого преобразования нашей страны. Глав-
ный герой многих детских книг — советский

человек, патриот своей Родины, воспитанник
	партии Ленина— Сталина.

Лучшие произведения советских детских
писателей широко известны за рубежами на-
met Родины, они переводятся на языки
народов стран народной демократии, издают-
ся прогрессивными издательствами Франции,
Италии, СИГА, 5

Идейному и художественному росту дет-
ской литературы сопутствует увеличение вы-
пуска книг для детей, Только в 1948 году в
Советском Союзе издано 1.420 книг для детей
на языках народов СССР тиражом в 52 мил-
лиона экземпляров. Наиболее крупное изда-
тельство детской литературы—«Детгиз» за
последние 15 лет выпустило около 5 тысяч
книг тиражом свыше 360 млн. экз.
	Бесспорные достижения детской советской.
	литературы не могут, однако, заслонить ее
некоторых существенных недостатков. Не
всякую книгу, написанную для детей, педа-
	гог может рекомендовать ученику. Нередко.
	еце и известные авторы пишут. для детеи
пустые, развлекательные повести, которые
иногда неправильно отражают жизнь совег-
ских людей, жизнь советской школы.

Товарищ Сталин в своем приветствии
«Пионерской правде» в связи с ее двадцати-
летием писал: .

«Пионерская правда» помогает советским
детям. овладевать знаниями, воспитывает
	пионеров и школьников. в духе заветов Har .
	плего великого\ учителя Ленина.
Желаю. «Пио’“олдой! правде» новых’ успе-

хов в деле вос,
преданности. Rin
Помогать с5вет

ия юных ленинцев в ayxe
Родине».

м. }
им петям овладевать aHa-

t
	ниями, воспитывать пионеров и школьников
в духе заветов Ленина, в духе преданности
советской Родине; великой. партии Ленина-—
	Сталина—такова задача всей нашей детской
	литературы.

Детская литература должна служить делу
коммунистического воспитания молодого по-
коления, должна быть тесно связана с совет-
	ской педагогикой, со школой, так как воспи-
	тетельные цели у них одни и те же.
Глубокое знание жизни детей, знание шко-
лы, умение раскрыть перед юными зитате-
лями радость творческого труда ‘в социали-
стическом обществе, привить чувство коллек-
тивизма, увлечь юного читателя содержани-
ем своего рассказа, повести, стихотворения,
	пьесы — одно из важнейптих условий успеш-
	ной работы советского детского писателя,
Советский школьник — очень чуткий чита-
тель; он любит только искреннего писателя,
требует правдивого“ изображения жизни и
сразу улавливает даже малейшую фалышь,
	неточность в изображении характеров, дей-
ствий, поступков repoes литературных про-
изведений.

Например, образ Гали Стражевой--героини
повести Фраермана «Дальнее плавание» — ме
стал понятным и близким нашим школьни-
кам, несмотря на то, что повесть написана
для юных читателей. «Не встречались что-то
	нам такие девушки, как Галя, да, пожалуй, и
	не встретятся», — заявляют юные читательнит“
пы повести Фраермана. И они правы. На-
думанный образ школьницы, ее поступки,
часто далекие от жизненной правды, не
убеждают юных читателей, они не хотят под-
ражать такой «героине».

Пезать надуманности и незнания жизни
советских детей лежит на многих произведе-
ниях Л. Кассиля. Герои некоторых произве-
дений Л. Кассиля («Великое  противостоя-
ние», «Черемыш — брат героя») показаны оди-
ночками, обособленными от жизни школы,
комсомольской организации, коллектива.
Следует решительно протестовать против за-
соренного языка, каким написаны произведе-
ния Л. Кассиля. Учителя справедливо заяв-
ляют, что тот извращенный жаргон, с кото-
рым им приходится часто бороться в школе,
является типичным для некоторых произве-
дений Л. Кассиля.

Несколько улучшилось за последнее время
положение с нашей детской драматургией.
Вееобщее признание получили такие пьесы,
Rak «Красный галстук» И «Я хочу домой»
С. Михалкова, «Снежок» В. Любимовой и др.

Но драматургия все еще остается одним из
слабых мест детской литературы..

Писатель В. Розов написал пьесу для детей
«Ее друзья». Побуждения у автора были са-
мыё благородные: показать силу детской
дружбы. Но в основу своей пьесы он поло-
жил такой малохарактерный факт, как сле-
	пота девушки. Какое же может быть сомне-
	ние в том, что советские юноши и девушки
придут на помомь своему ослепшему това-
рищу? Ведь ‘здесь даже нет никакого вопро-
са, некого и не в чем убеждать. Гораздо ин-
тереснее и важнее было бы показать силу
детского коллектива, крепкой дружбы на
фактах, часто встрезающихся в жизни нашей
молодежи. В пьесе В. Розова комсомольцы
изображены одиночками, которые встречают-
ся между собою только на квартирах, но раз
бота комсомольской организации в школе не
гоказана. Не показана как следует в пьесе и
жизнь школы.

Подобные произведения подтверждают
справедливость замечания А. М. Горького
о том, что слова, рассудочно построенные в
строки и строфы, совершенно лишенные чув-
ства, полного, искреннего слияния поэта ¢
его темой, не произведут впечатления на чи-
тателя.

На какие вопросы еще не ответила или от-
вечает не в полную силу наша детская лите-
ратура?

Мир советской действительности велик,
многообразен и ярок. Детям, юношеству
нужны книги о советских людях — строите-
лях коммунизма. Новаторы производства,
герои труда, ‘деятели передовой науки, тех-
ники, культуры-—вот кто должен быть пока-
зан в новых(повестях, рассказах, moomax для
детей и юно}чества.

Важнейшей темой детской ВЫ яв-
ляется творческий труд. советского человека.
В детской литературе имеются произведения,
ярко показывающие труд взрослых и детей в
годы Великой Отечественной войны, но
очень мало произведений о творческом труде
советских людей, осуществляющих послево-
енную сталинскую пятилетку.

Школьники проявляют большой интерес
к книгам, в героях которых, как они говорят,
«мы узнали бы самих себя». «Книг о совет-
ских школьниках,— пишет ученик шестого
класса одной из московских школ, — написа-
но мало. Я прочел книгу М. Прилежае-
вой «С тобой товарищи» и В. Осеевой «Васек
Трубачев и его товарищи». С нетерпевием
жду, когда выйдут новые книги о жизни
школьников»,

Недостаточно внимания наши писатели
уделяют глубокой и содержательной жизни
школьных комсомольской и пионерской
организаций. Внимательный писатель най-
дет здесь ‘много интересных тем. За по-
следнее время наблюдается некоторое ожи-

цвету музыкального творчества
	— OO?
Михаил ЧУЛАКИ
оо”
	симфоническая поэма по сказам П. Бажова
«Азов-гора» А, Муравлева, 4-я молодежная
симфония А, Каппа. Значительные достиже-
ния следует отметить в области симфониче-
зкого претворения народнопесенного мате-
риала в произведениях сюитного типа, среди
которых надо в первую ‘очередь ‘упомянуть
сюиту на татарские темы Н. Жиганова, сюи-
ту из балета «Играл, плясал» А, Скултэ, сим-
фонический мугам «Раст» Ниязи и сюиту из
балета К. Караева «Семь красавиц». Несом-
ненны также успехи советских композиторов
в области программного симфонизма, на что
	‘указывает наличие ряда удачных сочинений.
	воссоздающих героические образы Великой
Отечественной войны и гражданской войны.
Можно указать, чапример, на симфонические
поэмы: «Щорс» А. Свечникова, «За Отчизну»
Р. Лагидзе, «Александр Матросов» Б. Нерсе
сова и ‘др. Хотелось бы, однако, чтобы наши
композиторы развили достигнутые успехи в
этой области, так как многие актуальные те-
мы нашей действительности пока что не на-
шли своего воплощения в симфоническом
творчестве советских композиторов.

Еще не так велики пока достижения в об-
ласти легкой популярной музыки, в создании
пьес небольшой формы для малых оркестров
и концертных ансамблей. В этой области
ощущается недостаток ярких, мелодических,
изящных по форме и доходчивых сочинений.
Создание произведений этого рода является
насущной задачей советских композиторов в
их борьбе за массовое музыкальное’ искус-
ство, в завоевании широкой аудитории.
	Ряд интересных сочинений был продемон-
стрирован в области камерной музыки. Сле-
дует отметить светлый, жизнеутверждающий
цикл.А. Животова «Весна», состоящий из ря-
да сольных романсов и дуэтов, песенный
квартет С. Цинцадзе, красочную фортепиан-
ную сюиту «Картинки Таллина» Э. Каппа
и др. , м

В области советской песни у наших компо-
зиторов имеются. серьезные достижения, по-
зволившие им завоевать первенство на меж-
дународных фестивалях. Так, «Песня сту-
дентов» В. Мурадели, удостоенная первой
премии на Будапештском фестивале в 1949 го-
ду, стала официальным гимном международ-
ного студенчества; песня на ту же тему
А. Новикова, получившая вторую премию,
также поется молодежью всех стран мира.
Заслуживают быть отмеченными новые удач-
		ные песни Б. Мокроусова, С. Каца, В. Соро-
кина, В. Макарова, С. Туликова, Г. Носова и
ряда других композиторов. Советские песен-
ники энергично подхватывают актуальные
темы. современности. Успехи в песенном
творчестве обязывают наших композиторов
не ослаблять борьбу за дальнейшую. передо-
вую роль советской песни, за чистоту ее сти-
ля, за ее высокое воспитательное значение,
Параллельно с развитием песенного жанра
Заметные сдвиги наметились также в смеж-
ной области —в хоровом творчестве советских
композиторов. Наиболее удачным хоровым
сочинениям, таким, например, как «Слава
Советской Армии» Г. Попова или хоры на
стихи Пушкина А. Новикова и В. Шебали-
на, свойственны напевность, мелодичность,
близость в народнопесенным истокам.
	Заметные успехи достигнуты также в об-
ласти музыки для ансамблей народных ин-
струментов. Произведения В, Макарова для
оркестра русских народных инструментов,
С. Рустамова-для азербайджанских, И. Швя-
даса-для литовских, М. Зариня—для лат-
вийских народных инструментов, а также со-
чинения ряда белорусских, узбекских и мол-
давских композиторов для своих националь-
ных ансамблей должны быть зачислены в ак-
тив советской музыкальной культуры.
	Интересен опыт создания крупных прог-
раммных произведений для военных оркест-
ров на темы Великой Отечественной войны:
например, «Поэма о Сталинградской битве»
А. Дзегеленка или «Донцы под Сталингра-
дом» И. Шапошникова.

Некоторые достижения имеются в области
создания музыки для детсй, в том числе пе-
дагогической литературы,
	Ряды советских композиторов пополня-
ются новыми кадрами талантливой творче-
ской молодежи, несущей с собой живое ощу-
щение родного народнопесенного искусства,
искренность мелодического ‘дарования, эмо-
циональную полнокровность творчества.
Кроме упомянутых выше А. Муравлева и
С. Цинцадзе, следует отметить Галину
Уствольскую, создавшую крупное вокально-
симфоническое произведение «Сон® Степана
Разина»; К. Молчанова-—автора оперы «Ка-
менный цветок»; Г. Синизало, показавшего
две части симфонии; В. Мухатова и С. Баба-
ева — авторов симфонических сюит на на-
циональные темы и Б. Гиенко, дебютировав-
шего квартетом на узбекские народные темы.
	Искусство социалистического реализма
действенно, оно активно вторгается в жизнь.
Оно отображает действительность в ее рево-
люционном развитии. И то, что композиторы
стоемятся соедствами музыки отразить мыс-
	‚ художественными  устремлениями. Концерты
проходили, как правило, при переполненной
аудитории.

Для показа пленуму правления Союза со-
ветских композиторов СССР было отобрано
около 250 произведений свыше 150 авторов.
В концертах на пленуме исполнялись музы-
кальные произведения всех жанров — от опе-
ры, оратории, симфонии до произведений
популярной легкой музыки,

Наибольшие успехи достигнуты композито-
‘рами в истекшем году в создании ораторий
и кантат. Здесь появился ряд, высокохуложе-
ственных монументальных произведений на
актуальные темы нашей современности.
И это не случайно. Стремление к песенно-
сти, к конкретности вокально-симфонических

‚ образов, к народности определило обращение
советских композиторов в первую очередь
MMCHHO к жанру, сочетающему в себе слово
и музыку, сольнсе и хоровое пение, жан-
ру; основанному на сюжетном драматурги-
ческом развитии. В этом смысле работа над
сраториями и кантатами является как бы
подступом к созданию оперных произведе-
ний и залогом успеха, который, несомненно,
будет достигнут советскими композиторами в
области оперы в самом нь буду-
шем.

На пленуме был показан в концертном ис-
полнении ‘ряд новых оперных произведений,
из которых «Богатая невеста» Б. Трошина и
В. Энке, «Иван Болотников» Л. Степанова,
«Морозко» М. Красева, «Непрошенные ro-
сти» А. Букия и «Мэдэгмаша» С; Ряузова
получили положительную оценку музыкаль-
ной общественности. В феврале 1950 года в
театре им. Станиславского и Немировича-
Данченко состоится премьера оперы Т. Хрен-
никова «Фрол Скобеев»; в феврале Ленин-
градский Малый сперный театр предполагает
показать оперу Ю. Мейтуса «Молодая гвар-
дия»; Большой театр Союза ССР готовит опе-
ру Е. Жуковского «От всего сердца»; к нача-
лу будущего сезона Ленинградский оперный
театр им. Кирова намечает поставить оперу
Д. Кабалевского «Семья Тараса». Таким об-
разом, целый ряд онер увидит свет рампы в
течение одного только 1950 года, и советская
общественность будет иметь возможность O6-
судить новые оперные постановки.
	Однако, несмотря на все это, следует отме-
тить пока еще значительное отставание в 0б-
ласти советской оперы-этого важнейшего,
определяющего жанра MYS3HIK@ABHOTO искус-
ства.

`В области симфонического творчества за-
служивают быть отмеченными талантливые `
произведения: Шестая симфония Я. Иванова,
	ли, чувства и волю’ народа, то, что лучихие их
произведения приобретают большое обше
ственное звучание, показывает идейный и
художественный рост наших композиторов,
их патриотизм, их преданность делу Ленина-
Сталина. Подавляющее большинство осрато-
рий и кантат советских композиторов обра-
щено к товарищу Сталину, с именем которо-
го советский ‘народ связывает всю свою
жизнь, борьбу, свой созидательный труд. И
когда Д. Шостакович в своей оратории
«Песнь о лесах» воспевает  героический труд
советбёких людей, то он славит создателя ве-
ликого плана преобразования природы —
товарища Сталина. В оратории грузинского
композитора Ш. Мшвелидзе «Кавкасмони»,
посвященной разгрому фашистских полчиш
на Кавказе, центральное место занимает
прославление народом любимого вождя и
полководца И. В. Сталина.
	Теме послевоенного восстановления посвя-
щена кантата В. Сорокина «Сады цветут», И
в этом произведении лучшие страницы по-
священы товарищу Сталину, вдожновляюще-
му советский народ на созидательный труд.

Теме борьбы за мир посвящены такие про-
изведения, как кантата «За. мир, за демокра-
тию» композитора А. Маневича и симфония-
поэма «По ту сторону Аракса» Д. Джангиро-
ва. Украинец Е. Жуковский в кантате «Славь-
ся, Отчизна», москвич В. Дехтерев в орато-
рии «Русская земля», литовец А, Рачунас в
оратории «Советская Литва», эстонец
Э. Вырк, латьши Я. Медынь, равно как и мно-
гие другие, в своих произведениях воспева-
ют животворную силу идей социализма и мо-
гушества нашей любимой Родины.
	Значительные успехи советской музыки
очевидны для всех. Однако не следует забы-
вать, что еще не все наши композиторы
серьезно работают над воплошением в своем
творчестве ведущих тем современности, не
редки случаи появления произведений мало-
выразительных, рыхлых, отмеченных пе-
чатью холодной академичности, В отдельных
случаях наблюдаются также рецидивы фор-
мализма. Недоработанность и спешка зача-
стую снижают художественную ценность да-
же в целом удавшихся произведений. Все
это обязывает советских композиторов еще
более нетерпимо относиться ко всему, что
ослабляет нашу музыку, мешает ее расцвету.
	В нашей стране созданы все условия для
небывалого расцвета музыкального творче-
ства. Перед композиторами открыты широ-
кие перспективы, все возможности создавать
произведения, отражающие героические обра-
зы советских людей, и заслужить любовь и
признание советского народа.

Советские композиторы отдадут все свои
силы, весь свой талант, все свои знания, что-
бы создать глубокое, подлинно партийное,
большевистское искусство, достойное великой
сталинской зпохи. у