31 декабря 1949 г.
	№ 36 (

VPA “uw

i

В Отделе проипанды и питации
	В Отделе пропаганды и
ВКП(б) заслушан доклад сек
ского обкома ВКП(б) т. Д. Земл
тийном руководстве печатью с
		о ПАРТИЙНОМ РУКОВОДСТВЕ МЕСТНОЙ ПЕЧАТЬЮ
	агитации ЦК
ретаря Орлов-
	Хянского о пар-
	области.
	киным и председателем райисполкома т. По-
повым. Обком ВКП(б) не обратил внимания
на выступление газеты. Только спустя 15
дней, когда обком получил письмо из редак-
ции газеты «Шравда», в котором автор письма
жаловался, что в Елецком районе «положе-
ние осталось без изменения, а виновные лица
отмалчиваются», было решено поставить во-
прос на бюро обкома. Обком слегка пожурил
руководителей Елецкого района, а через два
месяца об`явил выговор и снял с работы
корреспондента «Орловской правды» т. Мол-
чанова, одного из авторов статьи «Глушите-
ли критики».

На совещании отмечалось, что Орловский
обком ВКП(б) неудовлетворительно руково-
дит районными газетами, не принимает дей-
ственных мер к укреплению газет квалифи-
цированными кадрами. Обком не контроли-
рует повседневно деятельность газет; редко
заслушивает отчеты о работе газет и о руко-
водстве ‘ими со стороны райкомов партии.

Некоторые райкомы устранились от руко-
водства районными газетами, недооценивают
роль печати в руководстве политической и
хозяйственной жизнью районов; они редко
слушают отчеты редакций, не утверждают
их планы, не реагируют на критические
выступления газат.
	Болховский райком партии совершенно He
интересуется своей газетой «Болховская
коммуна», редактора газеты т. Беликова и
секретаря редакции т. Абагтина райком пар-

тии сделал постоянными уполномоченными
в колхозах.
	Свердловский райком партии послал редак-
тора газеты т. Алиллуева уполномоченным
в Ново-Петровский сельский Совет и запре-
тил ему выезд в районный центр. В резуль-
тате этого из 32 номеров газеты, выпущен-
ных за последнее время, редактор подписал
только 11 номеров. Райком партии обсуждал
вопрос‘ «О недостатках в работе газеты
«Свердловская правда». Доклад о работе га-
зеты сделал заведующий партийным кабине-
том райкома, а редактор т. Алиллуев в это
время занимался проведением текущих кам-
паний в своем «подшефном» сельсовете,
	ВЗследствие плохого руководства некоторые
районные газеты ведутся на низком уровне.
Газеты слабо пропагандируют политику и
мероприятия партии и правительства в обла-
сти колхозного строительства. Редакции га-
зет совершенно недостаточно привлекают к
сотрудничеству в печати колхозников, рабо-
чих и сельскую интеллигенцию. Многие га-
зеты плохо оформляются, культурный ‘ypo-
вень их крайне низок.
	секретарю Орловского обкома ВКП(б)
т, Землянскому указано на серьезные недо-
статки в руководетве газетами. На совешща-
нии рекомендованы мероприятия по улучше-
нию партийного руководства печатью.
	КУЛЬТУРЫ
		писатель Фолкнер написал роман, доказы-
вающий правоту рабовладельцев южных
штатов.

Помимо нескольких талантливых писате-
лей, в Америке имеются десятки тысяч лите-
раторов, отравляющих души американцев и
людей в «страсбургской Европе». Об их mpo-
дукции, которую трудно назвать литерату-
рой, много говорили, Достаточно напомнить,
что в семидесяти двух романах из ста опи-
сывается изнасилование, а в нятидесяти че-
тырех фильмах из ста показываются зверские
убийства,

Они предлагают европейцам взять за обра-
зец «американский образ жизни». Об этом
образе жизни пишут и американские писа-
тели и американские коммерсанты: афоризмы
последних обрамляют дороги сорока вось-
ми штатов. «Если ты будешь потеть во
время танцев, жених тебя бросит. По-
пробуй наше идеальное средство от по-
тения!», «Кто ест много шпината, тот
сводит с ума даже самых холодных жен-
щинь, «Если бы Христу на кресте вместо
губки с уксусом дали стакан «кока-кола», эн
умер бы с глубоким удовлетворением». Не-
давно мне попалось следующее об’явление,
напечатанное в «Уиннипег трибюн»: «Фер-
мёр 37 лет хочет познакомиться с девушкой
около тридцати лет, обладающей трактором.
Цель—брак. Просят к ответным письмам гри-
лагать фотографию трактора». Я обрашаю
внимание читателей — фотографию не девуш-
ки, а трактора. Стоило ли- писать стихи о
любви Петрарке и Шелли, Лермонтову и Тей-
не, чтобы дожить до этакого «образа‘жизни»?

Они наставляют Европу: не потейте, пейте
«кока-кола», женитесь на тракторах, читайте
романы с изнасилованием, а главнос  готовь-
тесь к тому, чтобы умереть за непогрени-
мую, несравнимую (и, добавлю от себя, не-
исправимую) Америку.

° Газета «Монд» сообщает, что страны Запад-
ной Европы об’езжает сторонник «всемирно-
го правительства» г. Фармер. Он об’явил, что
правительство штата Тенесси уже приняло
постановление о вхождении во «всемирное
государство». Французская газета пишет:
«Ночему не сделать в других местах того, что
сделано в ‘Тенесси?» Я познакомилея с
г. Фармером в Тенесси. Он был скромен и,
смущенный, мне показывал жалкие лачуги,
в. которых живут. крестьяне. Краснея от стес-
нения, он говорил мне, что в штате Тенесси
много дикости и темноты. Действительно,
я видел в штате Тенесси парки и скверы, ку-
да не впускают «пвегных». Я познакомился с
	крупным ученым-негром Бреди, который не
	имеет доступа в университетские лаборато-
рии и библиотеку. Я узнал, что законы шта-
та Тенесси запрещают учителям и профессо-
рам излагать теорию эволюции, требуя, чтобы
они об’ясняли сотворение мира по библич.
Это настоящие дикари. Негры у них живут,
как рабы. Крестьяне у них живут, как ни-
щие. Наука у них находится на том положе-
нии, на котором она. находилась в Европе при
инквизиции. В ‘дополнение ко всему в штате
Тенесси помещается один из самых «челове-
колюбивых» институтов Америки, а именно
завод, изготовляющий атомные бомбы,

Можно было предположить, что г. Фар-
мер, который произвел на меня впечатление
человека скромного и добропорядочного, по-
святит свою жизнь борьбе с дикостью родного
края. Можно было также предположить, что
правительство  Тенесси, осознав свою вину
перед согражданами и перед всем миром,
прежде чем проповедывать создание «всемир-
ного государства», займется делом и прибли-
зит жизнь штата хотя бы к уровню девят-
надцатого века. Мы видим другое: г. Фармер
предлагает Франции, Италии, Англии, наро-
дам с большой историей и большой судьбой,
взять за образец дикий штат  Тенееси,

Тяжелый воздух мертвецкой стоит в их ми-
ре. Недавно они увенчали премией изменни-
ка Эзра Наунда, сочинявшего во время войны
стихи, в которых он прославлял изувеоство
фазистов. Был во Франции писатель Селин,
описывавший гниение, мерзость нравов; че-
ловеческую низость. Во время оккупации он
стал ревностным поклонником гитлеровцев;
он восхвалял газовые камеры и удушение
евреев. Гитлеровцы его спасли от гнева фран-
пузекого народа, и теперь он проживает в Да-
нии. Вероятно, вскоре его впустят в Париж.
Вот что пишет о Селине литератор Рамон
Сендер в журнале «Нью лидер»: «Селина еле.
дует сравнить е мучениками первых времен
хоистианства, это евятой, это образец чело-
вечности и морального достоинства». Что же,
если лля них человечность—это гестапо; ра-
сизм, Освенцим, то Селин глубоко, человечен,
если для них моральное достоинетво-это
измена родине, то Селину можно: поставить
памятник. На памятник, пожалуй, американ-
цы не дадут денег, но в Париж привезут, да
и премию могут выдать: такие господа еще
потребуются.

У них был в моде Сартр, теперь Сартр пре-
взойден: появилось новое светило, некий
Эмиль Сиоран Он выпустил книгу под назва-
нием «Краткий обзор загнивания», в которой
пишет: «Нужно уничтожить в человеке на-
клонноесть верить, чудовищную способность
надеяться. Необходимо реабилитировать пра-
	во человека. на самоубииство от равнодуития
	к жизни. Человек, не осознающий своего пол-
ного ничтожества, — душевнобольной, Душев-
нобольным нужно назвать каждого, кто
искренне верит в идеалы, в будущее, в с5-
знание». 3

В общем я не возражаю, _ чтобы им было
предоставлено право на самоубийство. Толь-
ко пусть скорей умирают; нельзя трупным
ядом, исходящим от загнившей кучки, отрав-
лять живых. К счастью, живые живы: их
поддерживает вера в идезлы, в будущее, в
сознание. Лучшие поедставитэели о человече-
	ской культуры, где бы они ни жили, поняли
	значение происходящих событий, выбрали
свое место, не ждут, не причитают, а  борют-
ся. Вторая половина века не будет тихой:
смерть попытается задушить’ живое. Но мы
знаем, что это никогда не удавалось: весной
зеленеет земля, и юноши становятся на маето
ушедших. Великая битва за weaoBerecK yw
культуру будет выиграна.

Думая о судьбе века, я вепоминаю стихи
туоенкого поэта Назима Хикмета, озаглавлен-
ные «ХХ век».

«Уснуть сейчас, проснуться через

сотню лет, л любимый.

— Нет, я не дезертир,

к тому ж мой век мне страха не внушает

мой бедный век; он от стыда краснеет,

мой смелый век, мой век героев. :

Я никогда не сожалел, что я родилея

слишком рано,

и я горжусь, что я живу теперь —

в двадцатом  веке...».

Это написал коммунист. Он написал sro
после двенадцати лет страшной тюрьмы, на-
писал в тюремной камере, зная. что его приз
говорили к тридцати шести годам заключс-
ния и что у него грудная жаба. Когда чи-
таетиь эти строки, что-то подступает к горлу,
хочется пожать далекую руку, сказать: низ
когда, никогда они не победят жизнь, если
есть у нас столько друзей, большия поэтов
и никому неведомых рабочих, столько’ дру-
зей-—в Риме и в штате Тенесси, в Турции и
в Париже, в Китае и в Конго, етолько хоро-
ших, чистых людей, которые знают, что у
жизни-—смыел, назначение, это культура не
побрякушки, не сеть удобств, не перечегть бы-
лых достижений, а непрерывное, повееднев-
ное творчество, движение вперед, взлет чс-
ловека, его сознания, его чувств, оправдание,
может быть, слишком короткого, но прекрас-
ного пути по любимой земле. С этой верой,
с этим отмущением теплоты миллионов дру-
жеских рук, с этим сознанием ответетвен-
ности за судьбу культуры мы встречаем Но-
вый гоп.
	ЬБА
	Тенерал Беделл Смит, не удовлетворенный
своей военной карьерой; стал дипломатом; но
и это его, видимо, не устосило: он решил за-
няться литературой. Он нанисал книгу о Со-
ветском Союзе, заполненную теми вздорны-
	ми баснями, которыми американский репор-о
	тер средней руки зарабатывает детишкам на
молочишко. Генерал Беделл Смит не обходит
вопросов культуры. Он улверждает, будто я
на Вроцлавском конгрессе сказал: «Западная
Европа не доросла до панимания русской
культуры». Разумеется, ничего подобного я
не сказал и не мог сказать. Генерал Беделл
Смит принадлежит к числу спесивых янки,
Будучи человеком духозно небогатым, о
чем свидетельствуют его литературные опу-
сы, он убежден, что Восточнёя Европа не до-
росла до понимания американской культу-
ры, которая в его представлении состоит из
усовершенствованных пылесоеов, афоризмов
г. Трумэна и догмата о (непогрешимости
доллара. Фантазия генерала ограничена его
возможностями, и он приписывает советско-
му писателю свои мысли, р наиз-
нанку.

На самом деле во Bpomaane я сказал:
«Только неучи или лицемеры могут пред-
ставлять русскую культуру. как чуждую или
даже враждебную культуре народов 3ana-
да». Приписав мне свои мысли; генерал
Беделл Смит патетичесни меня спрашивает:
«Почему Запад не может понять советскую
культуру, между тем как он хорошо пони-
мает и ценит великанов былой России — Тол-
стого, Достоевского, Чехова, Горького, Турге-
нева, Чайковского, Римского-Корсакова?»
Конечно, похвально, что генерал причислил
к великанам литературы Горького, — когда
всемирно известный писатель был в Соеди-
ненных Штатах, дипломатические и военные
лилипуты не заметили его роста. Мо дело
не в отметках, которые ставит развязный ге-
нерал. Прославляя Горького, он наивно пы-
таестея отделить его от советской культуры.
Он тщится противопоставить советёкую ли-
тературу классической русской литературе.
Он хочет убедить своих читателей, что
Запад не признает и не может признать
культуру советского общества.

О каком Западе говорит генерал Беделл
Смит? Если он говорит о Западе мистера
Бэббита, о Западе бизнесменов, скототоргов-
цев, гангстеров, рабсвладельцев, сенаторов
тина Томаса, то эти господа не признают ни-
какой культурыр- ни советской ни былой
русской, ни западноезропейсксй, ни амери-
канской. Услышав невзначай имя Чехова,
они гадают: кто это — танцор из мюзик-холла
«Олимпия» или «красный», на которого сле-
дует донести в ближайнтий участок? Может
быть, генерал Беделл Смит под словом «За-
пад» подразумевает джентльменов из ночных
клубов Лондона, признающих только дерби,
гольф и анекдоты о скупых шотландцах, или
маклеров парижской биржи, которые читают
по будням шантажные газеты, а по воскре-
сеньям «Секшел дайджест», украшенный нс-
пристойными иллюстрациями? Что же, при
угоминании о Римском-Корсакове перечис-
ленные «деятели культуры» решат, что им
рекомендуют владельца скаковых конюшен
или ‘акции нефтяных промыслов.

Есть, однако, Запад; не знаксмый г. Беделл
Смиту: Запад людей думающих и чувствую-
щих, Запад подлинной интеллигенции, к ко-
торой НИЕТО не осмелится причислить поза-
вчерашнего генерала, вчерашнего дипломата
и сегодняшнего пасквилянта. Этот мыслящий
Запад жадно следит за всеми достижениями
советской культуры.

Кто взлумает отрицать роль Маяковского
в развитии мировой поэзии? Эту роль под-
черкивали поэты, различные и ло языку, и
по эстетическим прибто. этиям, по душев-
ной настроенности: Tharp “Hepyia и Арагон,
Элюар и Тувим, Гилъез и Незвал, Альберти
и Назим Хикмет.

Я не знаю, отличается ли генерал Беделл
Смит музыкальностью, знаком ли он © про-
изведениями Чайковского и Римского-Кор-
сакова или просто секретарь представил ему
соответствующий список. Так или иначе он
мог осведомиться у музыкальных критиков
Нью-Йорка о том, как популярны среди аме-
риканцев, обладающих ушами, Седьмая сим-
фония Шостаковича, «Ромео и Джульетта»
Прокофьева и многие произведения других
советских композиторов.

В странах Запада тенерь пользуются боль-
шим и заслуженным успехом некоторые
итальянские фильмы, как, например, «Похи-
титель велосипеда» или «Во имя закона»;
люди, не разучившииеся думать, отдыхают на
них от стандартного идиотизма Голливуда.
Итальянские кинорежиссеры признают, что
они очень многому научились у советоких

Бинорежиссеров. Нет на свете ни одной исто-
	рии кинематографии, где не было бы расекз-
зано о том, какой переворот в этом искусстве
произвели «Броненосец «Потемкин», «Apce-
нал», «Мать», «Юность Максима», «Чапаев».

Слишком мало времени отделяет нас oT
второй мировой войны, чтобы мог появиться
роман калибра «Войны и мира», но, пожалуй,
здинственные романы о второй мировой вой-
не, которыми увлекаются западноевропей-
ские читатели, принадлежат перу советских
авторов.

Я не стану приводить другие примеры, их
слишком много, скажу только, что в самых.
разнообразных областях, будь то агрономия
или библиотечное дело, здравоохранение или
детская литература, взнос советского обще-
ства велик и по глубине и по охвату.

Советскому государству триднать два года;
для истории это очень короткий срок, а дом,
как известно, начинают строить не с крыши,
но с фундамента. Однако в короткий срок со-
ветское общество создало немало духовных
ценностей. Генерал Беделл Смит, как я уже
сказал, к культуре имеет весьма слабое oT
ношение. Но он мог бы подумать, почему за
эти триднать два года`вее крупнейнив дея-
тели Запада проявляли горячий интерес и
симпатию к советской культуре. Я назову
зейчас далеко не всех: Анатоль Франс, Бер-
нард Шоу, Драйзер, Ланжевен, Жолио-Кюри,
Берналь, Холдейн, Арагон, Неруда,  Мачадо,
Элюар, Гарсиа Лорка, Пикассо, Марке, Чап-
лин — кто усомнится, что они более компе-
тентны в вопросах культуры, нежели дипло-
матический пасквилянт?

Пора сказать, что их игра в «Запад» и «Во-
сток» —это обскурантизм, культ невежества,
подчинсние человеческой мысли погранич-
вым жандармам и политическим таможенни-
кам. Они убеждают кретинов, что Говард
Фаст—представитель «восточного мира», а
мелкий перебежчик, полуграмотный сотруд-
ник г. Беделл Смита Кравченко — корифей
«западного мышления». В их разговорах о «за-
падной» и «восточной» культуре отсутствуют
и начатки истории и обыкновенная логика.
Нока молодой поэт Луи Арагон был сюрреа-
листом, они не сомневались в его иеконно
французской сущности, но когда он вырос,
созрел, стал поэтом французского ‘народа,
борющегося за свое освобождение, они
лишили его не только формальных из-
бирательных прав, но и духовной при-
надлежности к западной нации. Они охотно
причисляют к Западной Европе невежествен-
ных турецких башибузуков, приглашают их
на страебургскую ассамблею, пищут 0б их
исконной связи не то с Бургундией, не то с.
Брабантом. Между тем в турецкой тюрьме
вот уже двенадцать лет сидит один из круп-
нейших поэтов Европы—Назим Хикмет, mos
зия которого, будучи глубоко национальной,
связана с поэзией Европы, е музами Пушки
на и Маяковского. Гюго и Рембо. По словам
духовных жандармов, этот поэт не может
	быть отнесен к «западной культуре».

Они хотят. подменить географическими
этикетками эпохи истории, выдать великий
процесс развития общества, первые чернови-
		Илья ЭРЕНБУРГ
“6006
	ки которого были начерчены рукой Маркса и
кровью парижских коммунаров, за явление,
ограниченное одной областью света. Тем са-
мым они обрекают национальную культуру
народов, еще не освободившихся от уз капи-
тализма, на смерть: они хотят, чтобы наука
Англии, литература Америки, искусство
Франции погибли вместе с британским импе-
риализмом, с расизмом Соединенных Штатов,
с прогнившей французской буржуазией. Они
всюют не против советской культуры, а про-
тив всякой культуры, ибо застой крови ведет
к роковому концу,

Я понимаю, когда невежественный амери-
канский генерал пытается отгородить мир от
живительного ветра. Что ему культура, ее
судьбы? Но страшно, когда к проекту рассе-
чения, а следовательно, умерщвления куль-
туры, прилагает руку Жорж Дюамель. Я да-
леЕо не поклонник его таланта, все же это
не пасквилянт из государственного департа-
мента, а писатель, в свое время создавший
несколько достойных книг. Теперь Дюамель
увлечен организацией так называемой
«страсбургекой Европы», которая должна бу-
цет поставить пушечное мясо Америке, Жорж
Дюамель, разумеется, не бъет в барабан и не
размахивает бомбой. он только слезливо
сморкается и сокрушенно покашливает. Он
подносит манную кашку, которую коллеги ге-
нерала Беделл Смита должны приправить не
вишневым соком, а кровью Европы.

В Лозанне недавно происходила конферен-
ния культурного отдела «страсбургской Ев-
ропы»; если о культуре рассуждает генерал
Беделл Смит, то почему бы этим не заняться
европейскому быдлу, подгоняемому вашинг-
тонскими пастухами? К лозаннской конфе-
ренции выказали живейнтий интерес такие
прославленные культуртрегеры, как г. Чер-
чилль, г. Спаак и, наконец, боннская знаме-
нитость Карл Шмидт. Жорж Дюамель отпра-
вил в Лозанну послание, которому может по-
завидовать генерал Беделл Смит.

Гляля на календарь и думая о том, что
ХХ век прожил полжизни, Дюамель сокру-
шенно отмечает: пятидесятилетие было омра-
чено двумя войнами, истощившими Европу.
О том, почему возникли эти войны, Дюамель
не пишет, его занимает другое: «желтая
опасность». Полвека ‘назад великие державы
ПШвропы вместе с Японией и Соединенными
ТЦтатами усмиряли восстание китайского
народа; в свое оправдание усмирители гово-
PHAM Oo «желтой опасности». То было в 1899 г.,
а в 1949 г. Дюамель пишет; «Отныне вся
Азия потеряна для европейского влияния,
для европейской культуры. Африка, которую
многие рассматривали как превосходную
территорию для опытов, для осуществлений
европейского гения, будет завоевана Азией,
если события будут протекать так, как они
протекают теперь». Кто это говорит, спросит
изумленный читатель: писатель или коло“
ниальный помпадур, автор «Жизни мучени-
ков» или спекулянт, удравший из Шанхая,
академик или плантатор, вооруженный хоро-
шим бичом?

Пробуждение народов Азии означает вели-
чайшую победу человеческой кулетуры. Зти
‚народы, в течение веков обираемые и попи-
`раемые подонками Европы, не могли ни раз-
вивать свою древнейигую культуру, ни при-
общаться к культуре европейских народов.
Теперь освободившийся, Китай, борющаяся
за свою свободу Индия, окровавленные, но
не поверженные Индонозия, Вьетнам, Ma-
лайя. проснулись; люди там лихорадочно
учатся, читают, пишут. Дюамель не видит
цальше своего Бэкфн де Брюера, этого фран-
пузского Царевококшайска. Он не видит, что
Китай впервые открылся для мировой культ
туры, готовый взять всё ценное и готовый
внести свой вклад. Дюамель не понимает,
что через двадцать лет европейны будут за-
читываться книгами китайцев, индийцев.
Дюамель не понимает даже того, что впервые
в Азии миллионы людей знакомятся ес луч-
шими произведениями мирозой литературы,
в том числе и французской. Если бы Дюа-
мель рассуждал, как писатель и как фран-
цуз, он радовался бы, но он рассуждает, как
колонизатор и как подданный «страебург-
ской Европы».

Он пишет, что Африку «многие расематри-
вали как превосходную территорию для опы-
тов, для осуществлений европейского гения».
Зачем столько возвышенних слов? Мы знаем
эти «осуществления» — неслыханное изде-
вательство над неграми в Южной Африке и
в Конго, зверства ‘усмирителей, недавние
злодеяния на Мадагаскаре. Что касается! рас-
суждений Дюамеля о том, что «люди из Ин-
дии и Пакистана захватывают Африку», то
эти слова должны служить оправданием для
отвратительной расовой дискриминации, про-
водимой в Южной Африке последователями
Гитлера. ‘ .
	Отпев Азию и Афоику, Дюамель отпевает
Европу, ее культуру. По его мнению, люди из
	«страсбургокой Европы» не понимают, какая
	им грозит опасность. Он не уточняет харак-
тера опасности: есть разделение труда-— Чер-
чилль бьет в барабан, а Дюамель вытирает
фуляром глаза, влажные от умиления, При-
чем оны понимает, что та война, которую хо-
	.тят начать Черчилль и его. заатлантические
	хозяева, будет смертоносной для Европы. Он
пишет: «Если нас постигнет несчастье, нам
придется обратить взоры к большим филиз-
лам европейской культуры». Пятнадцать лет
тому назад я указывал, что Жорж Дюамель
несправедливо, огульно поносит Америку и
ее народ. С тех пор очень мпого воды про-
текло под мостами Сены; в эту воду емотре-
лись и мюнхенские миротворцы, и наглые
эсэсовцы, и французские ожидальшики, и
солдаты Эйзенхауэра. Пятнадцать лет тому
назад Америка была для Дюамеля «отрица-
нием культуры», теперь Америка стала в его
глазах спасительницей культуры. По старой
привычке он снисходительно называет Но-
вый свет «филиалом европейской культуры»,
не понимая или не желая понять, что вся
его «страсбургская Европа»—это только фи-
лиал американского одичания.
	&алкое это зрелище, трудно о нем гово-
рить нсякому, кто любит и ценит древние
славные народы`Европы. Для культуры «во-
сточной» и «западной», для культуры Евро-
пы, Азии, Америки, Африки существует сей-
час одна опасность. Она не определяется
цветом кожи людей, она не желтая, не белая
ий не черная, Она не определяется даже гео-
графическими понятиями; я не назову эту
опасность «американской», чтобы не оскор-
бить тех честных ученых, писателей, врачей,
педагогов, инженеров, которые проживают в

‘Америке и по мере своих сил борются с оди-

чанием, насаждаемым правящим классом.
Это опасность социальная: класс, не способ-
ный больше создавать культурные ценно-
сти, душевно сгнивший и развращенный,
обезумевший от предчувствия неизбежного
конца, старается оболванить, усыпить, ду-
ховно разложить человечество; он готовится
к преступнейшей войне е одной только
целью — отсрочить развязку, пренебрегая тем,
что замышляемая им война будет роковой и
для памятников прошлого и для дальней-
тиего развития человеческой культуры.

Я знаю, что в Соединенных Штатах есть
несколько чрезвычайно одаренных писате-
лей. Между двумя войнами они дали миру
ряд ценных книг. Теперь они или молчат,
или пишут слабые вещи, или начинают про-
поведывать идеи, которые к лицу вору Тома-
су, вору Бильбо, но уж никак не крупным
писателям. Так, например, весьма одаренный
	При обсуждении докла
что Орловский обком В
зуег печать как
нистического BO

да было отмечено,
КП(б) слабо исполь-
важнейшее средство комму-
спитания Mace uw мобилиза-
	Ц

их на выполнение планов хозяйствен-
ного и культурного строительства.
	Ookom партии поверхностно руководит об-
ластной газетой «Орловская правда», не на-
правляет ее повседневно на освещение глав-
ных задач, стоящих перед областью, не
изучает положения дел в редакции, не вскры-
васт недостатков газеты и не подвергает их
принциниальной критике. Обком ВКП(б) свы-
ше двух лет не слушал отчета редакции га-
зеты и ее отделов. Утверждение месячных
планоз газеты проводится формально, кон-
троль за их выполнением не организован.
	На совещании было отмечено, что Орлов-
ский обком ВКП(б) не всегда поддерживает
критические выступления своего. печатного
органа, что не способствует развертыванию
критики на странииах газеты.
	23 сентября в «Орловской правде» была
опубликована статья собственного корреспон-
дента т. Бровкина «Конкретно руководить
колхозами на хлебозаготовках», в которой
критиковался стиль работы Краснозоренско-
го райкома партии. Вместо принятия мер ао
устранению недостатков, отмеченных в кор-
респонденции, первый секретарь Краснозо-
ренского райкома т. Браилов воспринял вы-
ступление областной партийной газеты как
личную обиду ми попытку подорвать его
авторитет. Прочитав статью в газете, он вы-
звал к себе т. Бровкина и в присутствии
уполномоченного обкома т. Беляева предло-
жил ему немедленно выехать на три дня в
колхоз «Красное знамя» (который критикует-
ся в статье) и выправить на мёсте положение
с хлебозаготовками. При этом тт. Браилов и
Беляев угрожали корреспонденту за невыпол-
нение их распоряжения привлечь его к пар-
тийной ответственности.

Этот факт’ зажима критики секретарем
Краснозоренского райкома т. Браиловым был
известен обкому партии, но обком обсудил
его с большим опозданием. Бюро обкома
сгладило остроту вопроса, не оценило дей-
ствий тт. Браилова и Беляева как грубый
зажим критики. Г

Обком необоснованно освободил от работы
собкора газеты «Орловская ‘ правда» по
г. Ельцу т, Молчанова. 15 февраля в «Орлов-
ской правде» была опубликована статья «Глу-
шители критики» за подписью сотрудника
редакции т. Просекова и собственного коррес-
пондента по г. Ельцу т. Молчанова. В статье
приводились факты зажима критики секре-
тарем Елецкого райкома партии т. Дворяд-
	21 декабря 1949 года закончил работу со-
званный Отделом пропаганды и агитации
ЦК ВКПб) семинар руководителей лектор-
ских групп ЦК компартий союзных респуб-

лик, крайкомов и обкомов партии,

‚На семинаре были прочитаны лекции по
актуальным вопросам теории и политики
большевистской партии, лекции, посвящен-
	ные жизни и деятельности И. В. Сталина в.
	связи с семидесятилетием со дня его рожде-
ния.

Участники семинара изучили решения co-
вещания Информационного бюро коммуни-
стических партий, было проведено специаль-
ное занятие слушателей на тему: Решения
Информационного бюро коммунистических
партий — боевая программа борьбы за мир и
демократию.

На семинаре были заслушаны доклады ру-
			ководителеи лекторских групп Московского
обкома ВКП(б) т. Родионова и Горьковского
обкома ВКП(б) т. Суркова на тему «Лекци-
онная пропаганда  марксистско-ленинской
теории». С докладами о работе лекторских
групп по раз’яснению актуальных вопросов
политики большевистской партии выступили
на семинаре руководители лекторских групп:
ЦК КП(б) Туркмении т. Чертков и Битебеко-
го обкома. КИ(б) Белоруевии т. Серафимов.
Об организационной работе лекторекой труп-
пы доклады на семинаре сделали руководи-
тели лекторских групп Кемеровского обкома
ВКП(б) т. Блинов и Винницкого обкома
КПб)У т. Добровольский,

Участники семинара активно обсудили до-
клады руководителей лекторских групп, под-
вергли критике недостатки в лекционной
пропаганде, обменялись опытом работы.
	Речи В. И. Ленина и И. В. Сталина в граммзаписи
	стической революции» «Обращение тов.
И. В. Сталина к народу 9 мая 1345 года»,
«Обращение тов. И. В. Сталина к народу
2 сентября 1945 года», «Речь тов. И. В. Сталина
на предвыборном собрании избирателей
Сталинекого избирательного округа г. Мо-
сквы 9 февраля 1946 года». : ;
`Речи В. И. Ленина были записаны в
1919—1921 годах технически несовершенным
методом. Коллективом работников Всесоюз-
ного научно-исследовательского института
звукозаписи была проделана больная работа
по восстановлению записи исторических ре-
чей В. И. Ленина и улучшению качества
звука.

Пластинки с записями речей В, И. Ленина
и И. В. Сталина выпускаются. 100-тысячным
	Комитет радиоинформации при Совете
Министров СССР. приступил к массовому из-
готовлению граммофонных пластинок ©
записями речей В. И. Ленина и И, В. Сталина.

Выпускаются записи речей В. И. Ленина:
«Памяти председателя Всероссийского Цен-
трального Исполнительного Комитета тов.
Я. М. Свердлова», «1 Коммунистический
Интернационал», «Обращение к Красной Ар-
мии», «Что такое Советская власть?», «О кре-
стьянах-середняках»,

Выпускаются пластинки с записями сле-
дующих речей и выступлений И, В. Сталина:
«Выступление по радио Председателя Го-
сударственного Комитета Обороны о тов.
И. В. Сталина 3 июля 1941 г», «Доклад тов.
	И. В. Сталина 6-го ноября 1944 г.-2г-я го ии. В.
потпина Великой Октябрьской  социали-   тиражом.
	Выставка румынского искусства в Москве
	На выставке представлены также произве-
дения румынских художников: Стефана
Лукьяна, Камила Рессу, Георгия Пэтрагку,
Димитрия Михэилеску, Николая Тоницы,
Ауреля Бэсшу; скульптурные работы: Димит-
рия Пачуря, Милицы Пэтрашку, Конетанти-
на Бараски, Элли Хэтте и других. Художник
Октав Бэнчила представлен картиной  «Кре-
стьянское восстание (1907 г.)». В числе экспо-
натов выставки демонстрируются скульптуры
молодой художницы Лелии Зуаф «Крестьян-
ское восстание 1907 г.» и «Сваршинца», скуль-
птубы «Встреча» Бориса Караджа и «Литей-
шики» Максимилиана Шульмана.
	Из современной живописи выделяются ра-
боты художника Георгия Лазэра — «Ткачи-
хи», Андрея Борди — «Ударница» и отдель-
ные произведения других художников, изо-
бражаюших ударников промышленности и
сельского хозяйства Румынской народной
республики.
	Свои произведения румынские художники
посвящают строительству новой Румынии, ее
науко и культуре, ее героям труда.
	Теме дружбы румынского и советского
народов посвящены многие произведения,
выполненные румынскими художниками пс-

сле освобождения Румынии Советской Ар-
мией.
	ироко представлено на выставке народ-
‚ное творчество Румынии. Большое разнооб-
разие орнаментов, яркость ‘красок, богатая
народная фантазия, любовь и мастерство
чувствуются в каждом экепонате. В этих за-
лах выставки демонстрируются предметы
быта: домашняя утварь, ковры, мебель, посу-
да, одежда, народные музыкальные инстру-
менты нескольких провинций республики:
Мунтении, Доброджи, Молдовы, Баната,
Трансильвании и других.
	экспонаты залов народного творчества по-
казывают многообразие и богатство творче-
ских сил румынского народа.

Выставка румынского искусства знаменует
	29 декабря в Академии художеств ccocp
открылась выставка живописи, графики,
скульптуры и прикладного искусства Румын-
ской народной республики. Выставка разме-
цена в 13 залах; восемь из них посвящены
живониси, скульптуре и графике пять —
народному творчеству. На выставке представ-
лено около 129 работ румынских художников:
живописцев, скульпторов и графиков.
	На открытии выставки присутствовали
художники, артисты, музыканты, деятели
культуры и науки, литературы и искусства,
стахановны московских заводов.
	Выступивший на открытии выставки ми-
нистр искусств и информации Румынской
народной республики г. Эдуард Мезинческу
отметил, что изобразительное искусство Ру-
мынской народной республики, следуя в сво-
em творчестве традициям русского и совет-
ского реалистического искусства, освобож-
дается от влияния формализма.

Своими успехами румынские художники
обязаны тгероическому советскому ` народу,
освободившему румынский народ от фашист-
ского рабства.
	ЕБоль:пое впечатление оставляют произве-
ления виднейших румынских художников
	ХТХ и начала ХХ века: Кароля Поп Сатмари,
	Теодора Амана, Николая Григореску, пейза-
	Se

жи Иона Андоееску, Константина Розенталя;
скульптуры Григория Тудора, Оскара Шпете,
Иона Джорджеску и Георгия Миря.

Художник Кароль Сатмари представлен не-
сколькими работами: «Ярмарка», «Крестьян-
ка», «Крестьянские хаты», «Портрет жены
художника», }
о работам Теодора Амана отведен‘ специаль-
ный зал. Особое внимание обращают на себя
картины: «Коровод», «Резня болгар турка-
ми в 1877 году», «Автопортрет» и «Цыганка».

Интересны работы Николая Григореску:
«Женский портрет», «Закат», «За вышивани-
см»; пейзажи Иона Андрееску: «Дом у околи-
пы», «Зима», «Дровосек».

.поминаются скульптурные работы: Гри-
	аня Скул Бо ие   60бой новое проявление глубокой и прочной
гория

Тудора «Возвращение с поля», Иона :
ОНУ “Бюст артиста Михаила  Паска- хружбы румынского и советского народов,
 —- Ре пан.   ГЛУбокой И ПРОЧНОЙ дружбы между Румын-
	ской народной республикой и Советским
		а г
ли», Оскара Шиете «Бюст писателя-драматур-

га И. Л. Караджале» и Георгия Миря «Кре-
стьянин на лошади».